Что такое «кровная месть»?

Кровная месть в Чечне: как работает традиция

Обычай кровной мести, который практикуется, в частности, у чеченцев, многим кажется диким средневековым пережитком. Но не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. По сути дела эта традиция защищает от разгула насилия.

По закону адата

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Обратите внимание

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу.

Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии.

Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Как происходит примирение?

Срока давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше.

Процесс примирения обычно инициирует семья виновного. К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления «чира». Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Важно

Процедура примирения выглядит так. После того как достигнута договоренность между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте (как правило, на околице села) встречаются представители обеих сторон, причем «по протоколу» они должны быть в темных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза «противной стороне».

Сначала звучит ритуальное приветствие и читаются молитвы. Затем следует сам обряд. Ближайший родственник убитого обривает голову и бороду убийцы, после чего тот считается прощенным. Мол, если во время бритья удержался от соблазна перерезать врагу горло – значит, простил…

Зачем нужна кровная месть?

Если тот, кого подозревают в убийстве, считает себя невиновным, и нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то он может снять с себя подозрения, поклявшись на Коране. Это происходит на глазах у десятков свидетелей.

Случается, что преступник лжет и на Коране. «Кхера дуй» (ложная клятва) в исламе считается одним из тягчайших преступлений. Если выясняется, что человек солгал, то прощение аннулируется, а от клятвопреступник а отворачиваются все его родные.

В чем же смысл кровной мести? В том, чтобы люди поняли: убийство – страшный грех, и если ты убил, то грех этот падет не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай по сути удерживает от совершения преступлений.

Источник: https://suharewa.ru/krovnaya-mest-v-chechne-kak-rabotaet-tradiciya/

Кровная месть

Кровная месть занимает особое место в ряду чеченских обычаев, имеет немало специфических особенностей, невидимых на первый взгляд, и поэтому требует отдельного, более тщательного рассмотрения.
Обычай кровной мести, имеющий, в чеченском языке свое наименование «ч1ир», существует у кавказских народов с незапамятных времен и до сих пор почти не изменился.

В отличие от свадебного обряда, который претерпел существенные изменения и осовременился, обычай кровной мести, как, кстати, и похоронный обряд, сохранил в себе дух древних времен, когда кавказские народы жили вне государства.

Кровная месть выполняла роль государственного института, который регулировал взаимоотношения между жителями общины, предотвращал преступления и наказывал преступников.

На Кавказе кровная месть не имеет срока давности. Она может быть осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно.

В древности закон кровной мести был основополагающим не только у вайнахских народов (чеченцев и ингушей), но и у осетин, кабардинцев, представителей малых дагестанских народов.

Когда эти народности вошли в состав Российской империи, они были вынуждены подстраиваться под те правила, которые диктовало им государство.

В отличие от других кавказских народов в чеченском и ингушском обществах адат кровной мести не сумели вытеснить ни Российская империя, ни советский режим, ни репрессии.

Возможно, потому что присоединение этих народов к России было насильственным, и оттого сохранение древних обычаев воспринималось как сохранение народа, который надеялся когда-нибудь обрести независимость.

Совет

Именно поэтому сегодня мы имеем возможность познакомиться с адатом кровной мести, который до сих пор определяет жизнь чеченского и ингушского общества практически в его первозданном виде.
В советское время чеченцев и ингушей пытались заставить забыть о кровной мести, называя этот обычай дремучим пережитком прошлого.

Это было вполне объяснимо, ведь древние обычаи часто вступали в противоречие с государственными законами, а значит, подвергали угрозе государственные устои.

И все-таки даже самые продвинутые вайнахи, занимавшие большие посты во властных структурах и вынужденные на словах критиковать приверженцев средневековых обычаев, на деле следовали законам кровной мести. Любого чеченца, по вине которого погиб другой, ожидало разбирательство по древним законам, даже если он понес наказание по законам светским.

Лет тридцать назад, когда советская власть казалась еще незыблемой, в Чечено-Ингушетии произошел случай, о котором долго говорили. В одном из районных судов шел процесс по делу об убийстве. Процесс был открытый, и людей собралось немало — в основном родственники подсудимого и его жертвы.

В положенном ему месте, на скамье подсудимых под вооруженным конвоем находился убийца. Когда судья стал оглашать приговор, в зале прогремел выстрел. Подсудимый упал как подкошенный — пуля попала ему точно в сердце. Стрелявший положил пистолет в карман, спокойно прошел через расступившуюся толпу, вышел на улицу и исчез.

Никто не попытался его задержать, хотя в зале были и милиционеры.
Разбираться со скандальным происшествием приехали следователи из Москвы. Однако установить личность стрелка так и не удалось. Все знали его имя, но называть не хотели. Тогда москвичи обратились к жене покойного:
— Вы-то, наверное, хотите, чтобы поймали убийцу вашего мужа. И наверняка знаете, кто стрелял. Назовите его.
— Да, я его знаю, — ответила женщина, — но не скажу.
— Почему?

— До сих пор на моих сыновьях была кровь человека, который был убит их отцом. Теперь мы квиты с этой семьей, и мои сыновья могут жить спокойно, не скрываясь.

Понимание чеченскими женщинами древних адатов настолько глубоко, что горе от смерти мужа, убитого кровником, она переживает легче, чем его смерть, случившуюся по какой-то другой причине.
Кровная месть вступает в силу с момента ее объявления. Происходит это так. Родственники убитого по горячим следам выясняют, кто это сделал.

Затем к виновной стороне отправляется человек, чаще всего это старейшина села или дальний родственник жертвы, который сообщает о решение объявить кровную месть. Близкие родственники убитого обычно при этом не присутствуют.
Тот, кто получил такое сообщение, независимо от того, принимает он обвинение или нет, приобретает статус кровника.

Обратите внимание

Если убийца живет в одном селе с родственниками жертвы, то он, как правило, вместе с семьей уезжает в другое место, зачастую довольно далеко. О таком человеке говорят: «Луровелла», или «скрывающийся от кровной мести».

Это правило, как и любое другое в адате кровной мести, глубоко продумано древними.

Во-первых, отъезд семьи убийцы продиктован требованиями безопасности, чтобы родные убийцы не попали под горячую руку разгневанных родственников погибшего. Во-вторых, процесс примирения имеет больше шансов на успех, если кровник и его родственники не будут, что называется, мозолить глаза пострадавшей стороне.

Часто представители виновной стороны, не дожидаясь гонцов от своих кровников, сразу отправляют к ним посредника с заявлением о желании начать процесс примирения. И это считается хорошим тоном.

В случае, когда подозреваемый в убийстве чеченец считает себя невиновным, а у пострадавшей стороны нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то снять подозрения можно, поклявшись на Коране. Клятва — это тоже целая церемония, в которой со стороны человека, ее приносящего, участвуют десятки людей.

Так, например, в прошлом году поступили братья Ямадаевы, которых подозревали в похищении и убийстве двух братьев московского банкира Абубакара Арсамакова. Ямадаевы вместе со своими многочисленными родственниками приехали в село Алхан-Кала к старейшинам семьи Арсамаковых и поклялись на Коране, что не имеют отношения к исчезновению двух братьев банкира.

Клятва была принята. Причем, когда такая клятва приносится, родные убитого или похищенного смотрят не столько на предполагаемого виновника, сколько на старейшин из его рода, которые приносят клятву вместе с ним.

Считается, что если старейшина не уверен в невиновности своего родственника, он никогда не станет приносить клятву, ведь это грозит ему судом, гораздо более страшным, чем суд кровника: клятвопреступление грозит ему гневом Аллаха.
Конечно, бывает и так, что дают ложную клятву. Есть даже термин в чеченском языке для такого понятия — «кхера дуй».

Считается, что клятвопреступление гораздо страшнее самого убийства, и часто бывает так, что родственники убитого, зная, что перед ними стоит настоящий убийца и клянется на Коране, все-таки принимают его клятву, полагая, что он наказал себя сам и гораздо страшнее, чем это могли сделать кровники. Кхера дуй — один из самых тяжких грехов Ислама.

Важно

Именно потому в обычае принесения клятвы прописана необходимость присутствия на такой клятве многочисленных представителей рода подозреваемого. Если с подозреваемым придет мало родственников, его клятву не примут, сказав ему: «Пойди и приведи стариков, которые разделят с тобой твою клятву».

Если же клятва принята, а потом при каких-то обстоятельствах выясняется, что клятву дал все-таки убийца, что он соврал всем, что он обманул и своих старейшин, которые клялись с ним вместе, то прощение аннулируется. От убийцы в таком случае могут отказаться его родственники, которых он подставил.

В кровной мести есть такое понятие, как «куьйга бехк», что в переводе означает «виновная рука». Это очень важная деталь древнего адата, которую, увы, не всегда соблюдают. Суть понятия такова: преследоваться кровниками может только человек, от руки которого кто-то погиб.

Если произошло убийство, рядом с которым находилось третье лицо, это лицо не должно преследоваться кровниками. Даже если убийца умер естественной смертью, наблюдатель не может быть убит кровниками — в таком случае кровная месть распространяется на родственников умершего виновника.

Читайте также:  Сочинение какими качествами должен обладать герой своей страны

Впрочем, на практике часто происходит так, что людей, имевших опосредованное отношение к смерти, все-таки убивают родственники покойного. Однако это не может считаться именно кровной местью. Это обычная месть, то есть преступление, которое неминуемо породит новую кровную месть.

Обязанность мщения также ложится на ближайших родственников убитого. Если месть осуществит друг, это будет считаться не кровной местью, а убийством, за которое мститель получит новых кровников.

Эта история произошла в одном из чеченских сел в начале 90-х. Убили таксиста. Убили, чтобы забрать деньги, причем убийца пытал свою жертву, чтобы получить все деньги. Преступника скоро нашли — постарались друзья таксиста.

Возник вопрос: что делать с пойманным? А точнее, кто совершит возмездие? Ведь по законам кровной мести это должны сделать ближайшие родственники жертвы — сын, брат, наконец, двоюродный брат, племянник. Однако таксист оказался нетипичным чеченцем — у него не было таких близких родственников, за исключением жены и 12-летнего сына.

Передавать властям преступника тоже никто не хотел, понимая, что в этом случае он легко избежит наказания, откупившись. Не могли друзья таксиста сами расправиться с убийцей — тогда их семьи тоже обзавелись бы кровниками. Тогда было решено привести в исполнение кровную месть руками малолетнего сына таксиста.

Совет

Убийцу, связав по ногам и рукам, отвезли на окраину села. Туда же привезли 12-летнего мальчика. Вложили в его руку пистолет и сказали: «Этот человек убил твоего отца, ты должен отомстить ему. Стреляй!»
Мальчик хладнокровно направил на убийцу пистолет и нажал на спусковой крючок.

Происходящее сняли на камеру, а пленку передали родственникам казненного в доказательство того, что это сделал кровник. На этом кровная месть между семьями прекратилась.

Бывало и так, что женщины становились мстительницами — объявляли кровную месть и реализовывали ее. Так, в Чечне много лет ходит легенда о жительнице села Комсомольское, которая пообещала отомстить за смерть мужа — а если не сможет отомстить, то всю жизнь будет носить мужскую одежду. Отомстить она не смогла, но обещание свое выполнила — до самой смерти носила брюки и мужскую рубашку.

Когда чеченец идет мстить своему кровнику, он берет с собой только близких родственников. Друзья — это «чужая кровь».
Впрочем, случается и так, что убийцу убивают его собственные родственники, а не родственники его жертвы. Такой случай произошел с бойцом спецназа по имени Арби, который пользовался среди своих товарищей непререкаемым авторитетом за то, что убил своего двоюродного брата Аслана.

Аслан был боевиком, а потом решил сложить оружие и был амнистирован. Но все знали, что в прошлом он в составе своей банды убил одну женщину и двух ее братьев. Убийство женщины в Чечне — страшный грех, за одну убитую женщину могут взять жизни двух мужчин из рода убийцы. Родственники погибших быстро нашли убийц и расправились с ними. Но Аслана не тронули. Его дядя был известным муллой.

Ему сказали: «Твой дядя был святой, тебя мы не тронем».
Но брат Аслана Арби решил, что тот не имеет права жить. Он сказал Аслану: «Ты убил невинных людей, и позор лег на наш род. Я должен тебя убить». Тогда Аслан простился с родителями, совершил молитву и умер от пули Арби.

То, как скоро произойдет примирение между кровниками, зависит от обстоятельств гибели человека.

Если водитель в ДТП задавил человека, то обычно процедура примирения проходит быстро и без проблем. Конечно, принимается во внимание то, был ли водитель трезв, как повел себя после аварии — пытался скрыться или нет. Как и в обычном суде, если нет отягчающих обстоятельств, то виновник может рассчитывать на легкое примирение.

Не предъявляются претензии и тогда, когда гибель человека произошла при авиакатастрофе или при массовом теракте.

Обратите внимание

Непросты для урегулирования и случаи, когда человек погибает в драке. В этом случае все зависит от умения переговорщиков и поведения виновной стороны. Намного усложняется процесс примирения, если человек убит группой или с особой жестокостью.

И практически невозможно достичь примирения, если убийство совершено с целью ограбления или по иным корыстным соображениям.
Ключевую роль в достижении примирения играют посредники, на роль которых подбирают авторитетных, уважаемых и влиятельных в обществе людей — как правило, старейшин.

Чем авторитетнее человек, который включен в примирительный процесс, тем больше шансов на успех. Посредники приходят в дома кровников и уговаривают их примириться. Это хождение может продолжаться месяцами, а иногда годами.

Если труды посредников увенчались успехом и обиженная сторона готова простить кровника, наступает самый интересный в процедуре примирения момент.

Церемония прощения — это венец многодневных переговоров. В этой церемонии с обеих сторон принимают участие сотни, а порой тысячи людей.
В классическом варианте это выглядит так.

После достижения принципиального согласия о примирении в назначенный час, обычно на большом майдане (часто это бывает в поле за селом) встречаются представители одной и другой конфликтующих сторон. Сюда же приводят кровника. На него надевают просторный дождевой плащ с капюшоном, который скрывает лицо.

После окончания переговоров — уже формальных — родственники виновника передают пострадавшей стороне выкуп (его размер заранее устанавливают участвующие в переговорах старейшины, и, как правило, он чисто символический), а кровника подводят к родственникам его жертвы.

Кто-то из родственников сбрасывает с головы кровника капюшон и сбривает ему бороду. Бритье бороды не обязательно и последнее время происходит крайне редко.

После глава пострадавшей семьи, обращаясь к кровнику, произносит фразу, которую можно перевести так: «Мы прощаем тебя. Больше ни тебе, ни твоим родным нет от нас угрозы. Больше мы не враги». Затем уже бывший кровник обнимается со всеми присутствующими близкими родственниками своей жертвы, и на этом примирение считается состоявшимся.
Однако и это еще не конец.

Важно

Груз ответственности перед семьей своей жертвы кровник, даже будучи прощенным, вынужден нести до конца своей жизни. Согласно обычаю, он обязан оказывать семье своей жертвы постоянные знаки внимания. Это внимание может выражаться как в моральной, так и в материальной поддержке. То есть между бывшими врагами возникают почти родственные отношения со всеми вытекающими последствиями.

Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники — брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины.

В обычае кровной мести, который мы с вами рассматриваем, она заключается в строжайшем и неукоснительном соблюдении следующих правил: Если убит ваш родственник, вы обязаны отомстить или простить, как того требует институт кровной мести, иначе общество вас не поймёт и сделает свои выводы, которые навряд ли будут в вашу пользу, иными словами это позор и бесчестье.

С вами не будут считаться, при чём, вы будете это ощущать почти физически.
В процесс примирения или свершения мести, оказываются втянутыми тысячи людей, на первый взгляд ни сном, ни духом не причастных к происшедшему, но это на первый взгляд.

Они связаны с происшедшим хотя бы тем, что с каждым из них может произойти нечто такое, где участие общества будет также необходимо, как и в случае с их близким человеком.

Таким образом, обычай кровной мести являлся мощным фактором, сдерживающим чеченскую молодежь от необдуманных поступков, заставляющим любого чеченца всегда помнить об ответственности перед семьей потенциального потерпевшего, а также своими родными и близкими.

«Мы, европейцы, у себя в книгах и в школах читаем и произносим только высокомерные слова презрения к этому дикому закону, к этой бессмысленной жестокой резне, — пишет А.Солженицын в известной всему миру книге. — Но резня эта, кажется, не так бессмысленна: она не пресекает горских наций, а укрепляет их. Не так много жертв падает по закону кровной мести — но каким страхом веет на всё окружающее! Помня об этом законе, какой горец решится оскорбить другого просто так, как оскорбляем мы друг друга по пьянке, по распущенности, по капризу? Ведь в ответ может быть не слово, не ругательство, а удар ножа в бок! И даже если ты схватишь нож, ты не ответишь ударом на удар: ведь падет под ножом вся твоя семья!.. Кровная месть излучает поле страха — и тем укрепляет свою маленькую горскую нацию.

(с) Нохчалла.com, по материалам диссертации Саракаевой А.Х.

Источник: https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/1844-krovnaya-mest

Кровная месть

Определение 1

Кровная месть (вендетта, от итальянского «vendetta» — «мщение») является древнейшим обычаем, характерным для родоплеменного устройства, по которому лицо, которое совершило убийство, либо кто-то из членов его семейства, племени, рода, клана, группировки обязательным образом подлежит преданию смерти в порядке возмездности.<\p>

Кровную месть производит, соответственным образом, кто-то из членов рода, семьи, клана, племени, группировки и т. п., к которой имел принадлежность убитый. В некоторых случаях, кровная месть могла быть заменена выкупом либо переходом на пострадавшую сторону человека, который совершил убийство, для замещения убитого. Тут человек воспринимался в образе части родового «кровного» соединения, а понятие личной чести соединяется с пониманием чести целого кровного союза.

Происхождение кровной мести

Обычай кровной мести – это элемент правовых систем, где государственность либо не существует, либо само государство не в силах обеспечить правопорядок, значит, отсутствует монопольное право на насилие у государства.

В этой ситуации за совершение убийства семья жертвы наказывает семью преступника для того, чтобы восстановить честь семейства. В образе семьи могут выступить, зависимо от обычаев, не только родственники биологического типа, но и целиком клан или вся группировка.

Кровная месть сформировалась в период первобытного общества, где отсутствовали другие средства правового урегулирования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Совет

Кровная месть отразила принцип равного воздания за преступление, который в Ветхом Завете формулируется как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение имущественного вреда виновные должны отвечать соответственным имуществом, при нанесении вреда здоровью — соответственной материальной компенсацией, за убийство — смертью или изгнанием, что соответствует наиболее простейшему пониманию справедливости человеком. Возложение ответственности на семью или род, с одной стороны, может делать месть легче осуществимой, с иной — ставит убийцу в положение ответственного перед собственным семейством, ведь ему удастся избежать мести, она просто будет осуществляться по отношению к кому-нибудь другому члену семьи.

Кровная месть может быть чревата опасными последствиями, месть часто становится ещё более ожесточенной, чем предшествовавшее ей преступление, она несет за собой ответную «месть за месть», и в результате выливается в продолжительные кровавые конфликты, часто приводящие к обескровливанию двух враждующих группировок либо полному уничтожению одной из них.

С одной стороны, это может служить некоторым фактором сдерживания, с этим связывают, к примеру, бытовавший у арабов обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым наилучшим образом действий был захват ценностей, но никого не убивая при этом, чтобы не спровоцировать кровную месть.

С иной стороны, как понято уже очень и очень давно, негативные последствия слишком велики; стали известными случаи, когда целые кланы осуществляли месть за события давно прошедшей давности, в итоге полностью уничтожив друг друга. В последствие этого уже у древнейших народов имелись обычаи, которые позволяли прекращать или предотвращать кровную месть.

Так, у этих же кочевых арабов род осуществившего непреднамеренное убийство имел возможность откупа достаточно крупным выкупом.

У кумыков адат кровной мести именовался «душманкъавлав» («преследование врага»), «къангъакъан» («кровь за кровь»). Родовая солидарность отражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов напротив внешнего посягательства. Средством самостоятельной обороны рода являлась кровная месть.

«Кровная вражда определенных семейств, — писал А. В. Комаров, — выходила из рода в род; иногда кровемщение происходило между селениями и протекало целыми столетиями. Жители некоторых селений, боясь от кровемщения, уходили на иные места и образовывали новые селения в чужих обществах».

Читайте также:  Характеристика радды в рассказе «макар чудра»

«Невзирая на судебную кару, — отмечал П. Ф.

Свидерский о южных кумыках, — родственники убитого считали собственным священным долгом пролитие крови убийцы либо его родных, происходит новое убийство или же ранение, которое влечет с обратной стороны опять кровную месть, говорят, другие семьи враждуют этим образом поколениями».

Историко-географическое распространение кровной мести

В Европе средневекового периода обычай кровной мести обладал широким распространением.

Так, кровная месть широкую известность имела в Древней Руси: упоминание о ней существует в Русской Правде 11—12 века, где, в частности, были оговорки, кто обладал правом мщения за убийство родственника. За убийство родственника могли мстить:

  • братья за братьев;
  • сыновья за отца;
  • отец за сыновей;
  • племянники за дядь и тёть.

Замечание 1

В иных случаях, а также в случае, когда мстителя не удавалось отыскать, убийца был обязан заплатить виру, то есть штраф в пользу князя. Сыновья Ярослава Мудрого в 12 веке на законодательном уровне учредили запрещение кровной мести.

Месть являлась распространенной и в средневековый период Италии, скандинавских государствах, посреди германских народов и в государствах, которые были населены представителями этих культур.

Термином «вендетта» кровная месть именовалась, основным образом, на островах Корсика и Сардиния, где она существовала даже в начале 20 века.

Обратите внимание

В 12—19 веках обычаи стали практиковать греки-маниоты с полуострова Мани на территории Южной Греции.

На сегодняшний день принцип кровной мести сохранил практическое применение:

  • в странах Ближнего Востока;
  • у некоторых кавказских народов;
  • в Албании;
  • в Южной Италии.

Кровная месть в современном праве

По состоянию на 2009 год законодательные основы Российской Федерации рассматривали мотивацию кровной мести при совершениях убийств как обстоятельство, которое отягчают вину. За убийства, совершенные на почве кровной мести, 105 статья Уголовного кодекса РФ предусмотрела наказание в форме лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, или пожизненного лишения свободы.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/krovnaya_mest/

Кровная месть

Кровная месть – это страшный обычай решения вопросов в конфликтных ситуациях. Страшный не только потому что в результате происходит, но и тем что возникает ситуация когда люди не видят другого решения.

Обычай кровной мести появился очень давно.

Во времена, когда понятие «государство» еще не было таким как сейчас и определяло лишь территорию, на которой живут люди говорящие на каком-либо языке. А «право» означало только право у сильного.

Обычай кровной мести представляет из себя правовой принцип, существовавший в государствах, которые не могли закрепить за собой монопольное право на насилие.

Кровная месть предполагает, что за смерть соплеменника или потерю имущества следует добиваться такого же, равного наказания обидчику или общине обидчика. Вред имущества за имущество. Вред здоровью или материальную компенсацию за вред здоровью.

За убийство – смерть виновнику или члену его семьи. Последнее положение ставит убийцу перед фактом, что избежать наказания бегством не удастся, может пострадать кто-то из членов его семьи. Обычай страшен еще тем что, отомстить могли не одному, а нескольким родственникам убийцы.

И тут эта кровавая карусель шла на следующий круг.

Особенность кровной мести у кавказских народов выражалась тем, что это был четко сформулированный устный свод правил, который определял многие нюансы жизни кровников.

Например, они не могли проживать в одной местности. Пострадавшая семья клялась исполнить кровную месть. Это четко понимал виновник и если не хотел кровопролития или сдавался или, продавая (бросая) все имущество быстро старался скрыться со всей семьей. Уезжал куда подальше, туда, куда никто из соседей никогда даже случайно не забредёт.

Кровная месть не имела срока давности. Это означало, что вести об обнаружении где-либо виновника обязывала мужчин рода ехать туда, искать убийцу и исполнять наказание. Что характерно делалось это тоже демонстративно, что бы все знали, как и почему это произошло.

Таким образом, колесо мести вертелось бесконечно, унося самых сильных, способных членов общества. Может поэтому на Кавказе до сих пор рождению в роду сыновей радуются больше.

Важно

Когда мужчины в роду кончались, в дело могли вступать женщины. Могли, означает, имели право и видимо вступали в него.

Мотив кровной мести мог быть разным. Наказать смертью могли не только за убийство, но и за унижение, за обиду, за имущество и т. д. Пострадать мог не один человек, а несколько. Родственники до объявления примирения не общались, избегали друг друга, старались не появляться в одних местах, разрывали соседские отношения и конечно, не вступали в брак.

Прощение кровной мести, примирение, конечно, было возможным. Виновная сторона, всей семьей выказывала смирение и уважение семье погибшего, носила вместе с ним траур, предлагала выкуп.

Есть еще описания, что убийце предлагали побрить голову и бороду. Это считалось позором и, делал это кто-то из семьи пострадавшего. Однако в этот момент бреющий мог не случайно порезать виновника и исполнить кровную месть.

В какой степени это легенда правдива, судить не возьмусь.

Если примирение достигалось, то для закрепления его могли применяться аманаты. Аманатами выступали малолетние дети, которыми могли обменяться семьи, чтобы гарантировать безопасность остальным членам семей. Они жили в чужой семье как родные. Но в случае нарушения примирения их могли казнить. По достижению совершеннолетия дети возвращались в родную семью.

Применение кровной мести началось еще в первобытном обществе. И сохранялось до 20 века во всех обществах.

Дольше всего применение кровной мести продолжалось на Сицилии (вендетта) и на Кавказе.

В художественной литературе с последующей экранизацией хорошо известны такие произведения как «Ромео и Джульетта», «Крестный отец», «Граф Монте-Кристо».

На Кавказе и сейчас можно встретить проявления кровной мести, они потом квалифицируются в отдельные уголовные дела, но общество продолжает считать их справедливыми. Видимо это от недоверия к судебной системе.

Автор картин Вадим Каджаев.

Источник: http://pro-derbent.ru/samoe-interesnoe-o-dagestane/490-krovnaya-mest

Обычай кровной мести

Обычай кровной мести представляет собой принцип судопроизводства, который заключается в том, что совершивший убийство (или один из членов его семьи) обязательно наказывается смертью в качестве возмездия.

Традиция «око за око» является частью правовой системы, в которой государство не способно обеспечить правопорядок, поэтому семья жертвы считает своим долгом отплатить убийце за нанесенную боль и восстановить, таким образом, честь своего рода. 

Обычай кровной мести

Где практикуется

Обычай кровной мести часто практикуется:

  • на Кавказе;
  • в странах Ближнего Востока;
  • в Албании, Черногории;
  • в Южной Италии, Сардинии, Корсике – носит название «вендетта». 

Где практикуется

Кровная месть на Кавказе

По кавказским обычаям, кровная месть срока давность не имеет, и может быть осуществлена даже после смерти убийцы и его родственников, через 50 или даже 100 лет, поэтому конфликтные ситуации предпочитают решать сразу, не перекладывая ответственность за случившееся на будущие поколения.

Кровная месть на Кавказе

Кто прибегал к этому методу в древности?<\p>

В древности к такому кардинальному «урегулированию» прибегали вайнахи (чеченцы, ингуши), осетины, кабардинцы и дагестанцы. С приходом Советской власти отдельные народы старались искоренять данную традицию, но в ингушском и чеченском обществе обычай живет в наши дни.<\p>
Кровная месть на Кавказе

Вступление в силу

Кровная месть вступает в силу с момента, когда о ней было объявлено. В дом к совершившему тяжкое преступление, направляется старейшина села и сообщает о решении, принятом семьей убиенного.

После чего есть два варианта развития события – убийца и его семья может удариться в бега, тогда их будут называть «луровелла» (тот, кто скрывается от кровной мести) или будет договариваться о процессе примирения. 

Вступление в силу кровной мести
Совет

Если подозреваемый считает себя невиновным, он может дать клятву на Коране в присутствии старейшины, который перед Аллахом отвечает за правдивость его подопечного.<\p>

Обязанность мщения

Если выяснится, что человек, давший обет, виновен, прощение аннулируется. Обязанность мщения – прерогатива кровных родственников, если месть свершится другом, это будет считаться новым преступлением, которое потребует дальнейшего рассмотрения. Смерть от кровной мести переносится женой и родными убийцы легче, чем уход из жизни по другим причинам.

Обязанность мщения

Как расценивается кровная месть в законодательстве Российской Федерации?<\p>

УК РФ рассматривает мотив кровной мести как обстоятельство, отягчающее вину подсудимого, и предусматривает наказание в виде пожизненного заключения либо лишение свободы сроком на 8 – 20 лет.<\p>
Наказание

Вендетта

Кровная месть в Италии была распространена до начала 20 века, в некоторых областях сохраняется и сегодня.

Отдельные эпизоды были зафиксированы на Балканах и в современной Черногории, где принято мстить не только за лишение жизни, но и за преступления, совершаемые против чести семьи.

Обидчиком выступает не только сам убийца, а и все его родственники-мужчины, и механизм кровной вражды может быть запущен на долгие годы. Женщины активно участвовали в акте возмездия, убив обидчика самостоятельно или воспитывая своих детей в духе отмщения. 

Вендетта

Ритуал кровной мести

В Италии традиция обычно сопровождалась целыми ритуалами, но с одним условием: кровная месть не должна была быть мучительной, а уже после смерти с телом жертвы могли поступить по-варварски, что служило актом запугивания и восстановления справедливости. Отомстить могли не только прямым родственникам, но и всем, кто считался частью клана или семьи. 

Кровная месть

За что объявляли кровную месть

Объявить кровную месть могли за излишнюю болтливость, прелюбодеяние, присвоение чужих денег, проведенные, втайне от боссов, сделки с наркотиками.

Для каждого случая действовали свои законы «омерты», которые первый раз были официально найдены в 2007 году у одного из мафиози.

Журналисты назвали правила вендетты «10 заповедей Коза Ностры» и это было первое за все время существования мафии документальное подтверждение обычая кровной мести. 

За что наказывали
Вывод:

Обычай кровной мести чреват негативными последствиями – зачастую убийство за тяжкое преступление сопровождается более жестокими деяниями, что может вылиться в затяжные кровавые конфликты. Вопреки мнению, мщение не отражено в Библии и даже в Коране и шариате традиция не находит подтверждения. В нашей стране кровная месть считается фактором, отягощающим совершение преступления, и подлежит осуждению на всей территории страны. <\p>

Кровная месть

Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichaj-krovnoj-mesti

Кровная месть по русски: что это такое

Этот способ отмщения по принципу «око за око, зуб за зуб» за убитых или опозоренных родственников у славян практиковался еще до образования Древнерусского государства. Более того, впоследствии на Руси он был закреплен законодательно.

Ольга отплатила, Рогнеда не смогла

Летописец, сообщая о том, как восточные славяне решали вопросы кровной мести, писал, что они «друг друга убиваху». Вот как рассказывает летопись об отмщении, устроенном древлянам княгиней Ольгой за убийство мужа князя Игоря. Событие датируется 945 годом.

Киевлянам никак не удавалось взять древлянский город. Тогда Ольга решила это сделать хитростью: пообещав заключить мир, она попросила у древлян в качестве символической дани по три голубя и по столько же воробьев со двора.

Птиц доставили. С наступлением ночи голубей и воробьев отпустили обратно, на ногах у каждой птицы был горящий лоскут полотна. Вернувшиеся в свои гнезда пернатые зажгли город.

Совет

Ольга с войском без труда штурмовали прежде неприступный оплот древлян.

Также в древнерусских летописях можно найти предание о том, как полоцкая княжна Рогнеда безуспешно пыталась отомстить насильно взявшему ее в жены великому киевскому князю Владимиру Святославовичу – тот убил родителей и двух братьев полонянки, прежде на их глазах изналовав Рогнеду. Согласно легенде Рогнеда чуть не заколола спящего Владимира, но тот, проснувшись, успел отвести удар.

Убить или взять деньгами

Первый документ, в котором в правовом поле оговаривалась процедура применения кровной мести, на Руси появился после заключения Русью в 911 году договора с Византией. Условия предусматривали вариативность такого мщения: родственник убитого мог предать убийцу смерти либо взять с него денежный эквивалент нанесенной обиды.

Читайте также:  Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту яковлева

В статье 4-й этого договора говорилось, что если убийца скроется с места совершения преступления, а известно, что он имущий, то родственник покойного вправе претендовать на часть имущества преступника, но не на все – интересы жены убивца при дележе тоже учитывались. Неимущего же душегуба по поимке ждала неминуемая смерть.

Аналогичная норма прописывалась и в договоре за 944 год.

Классовый подход к разрешению спора о кровной мести имел место и применительно к наказанию за убийство русского христианином и наоборот: до крещения Руси подобные преступления с участием иностранцев как на Руси, так и в Византии, также наказывались альтернативно при условии состоятельности убийцы. Бедняка-инородца, которому нечем было расплатиться с родственниками убитого, при поимке казнили если не по суду, то руками родственников-кровников.

Ограничения «Русской Правды»

Ориентировочно в 1016 году (точная дата историками не установлена) выходит сборник правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Его автор – князь Ярослав, составивший данный нормативный правовой акт после Новгородского восстания (1015-1016 гг.).

Этот документ вносит новый порядок в процедуру урегулирования конфликтов посредством кровной мести. Мстителями теперь называются только ближайшие родственники убитого.

Устанавливается, что если они не желают мстить убийце, то с него в пользу князя взыскивается вира – денежный штраф.

Со смертью Ярослава в 1054 году его сыновьями «мщение смертью за убийство», то есть кровная месть, было официально отменено и полностью заменено денежным выкупом. То есть де-юре на Руси это произошло лишь в середине XI века.

Впрочем, это послабление вовсе не означает, что государство смягчало наказание за убийство, — кара за него была порой гораздо жестче по форме, чем само преступление.

К примеру, по русскому Судебнику 1649 года убийце родителя или других родственников грозила лютая смерть – его возили по заполненной людьми торговой площади, рвали при этом тело клещами и только потом топили.

Мужеубийц закапывали в землю живьем по плечи, и женщины стояли так, пока не умирали, днями, а то и неделями в зависимости от выносливости организма.

Источник: https://the-criminal.ru/krovnaya-mest-po-russki-chto-eto-takoe/

Кровная месть: как это работает сегодня

Кровная месть — атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.

«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.

«Око за око»

Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.

Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21).

Обратите внимание

Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты — а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит.

Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством.

Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).

Северные обычаи

Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.

Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества — а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын — отец — брат — сын сына и так далее).

Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу.

Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации — причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции.

В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего.

В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться — фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.

Важно

Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда).

Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки.

В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).

Мусульманский Восток

В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя.

Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было — он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним.

Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке».

И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.

Вендетта

В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет — хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона.

Совет

Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор.

Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы.

При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно — убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни.

Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.

На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей — месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37835293-krovnaya-mest-kak-eto-rabotaet-segodnya/

Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, мы привыкли к тому, что обычаи должны, в первую очередь, обладать воспитательной функцией для подрастающего поколения.

Часто бывает так, что некоторые обычаи отдельных народов кажутся нам нелепыми, а порой даже жестокими.

Хотя, имеем ли мы право осуждать обычаи тех народов, не познакомившись близко с их культурой? Право мы, конечно же, имеем, но будет ли наше осуждение объективным? Думаю, едва ли.

Обратите внимание

Поэтому, сегодня я, как уроженец Кавказа, могу взять на себяответственность рассказать вам об обычаи кровной мести и дать свою оценку этому явлению.

Статья получила название «Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю» только лишь потому, что я рассматриваю этот обычай как с позитивной, так и негативной стороны.

Сразу же скажу, что у меня двойственное отношение к обычаю кровной мести и, слава Всевышнему, я не сталкивался с этим обычаем.

Если взглянуть в отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью.

Думаю, одних этих цифр достаточно для того, чтоб понять, насколько актуален этот вопрос на Кавказе. В то же время, правоохранительные органы Дагестана подчеркивают, что именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах.

Кстати, надо отметить, что обычай кровной мести больше распространен в горных районах.

Но почему же обычай кровной мести оказывается сдерживающим фактором на пути тех, кто намерен совершить убийство? Я думаю, вы сами уже догадались.

Человек понимает, что, если он убьет кого-то (или сделает что-то плохое), то родственники убитого будут преследовать его до тех пор, пока не прольется кровь убийцы. Поверьте, это действует на людей намного лучше, чем законное лишение свободы.

Важно

То есть, главный постулат обычая кровной мести: отомстить за убитого – обязанность каждого мужчины рода.

Вы не поверите, но в некоторых горных аулах до сих пор на кладбищах есть специальное место, где хоронят тех, кто умер, не исполнив «кровного долга» или не примерившись с врагами. Кстати, посмотрите очень интересный репортаж о кровной мести в Чечне и о том, как власти борются с этим явлением:

Так, все-таки, обычай кровной мести – это «хорошо» или «плохо»? Я не хочу давать такую жесткую оценку, просто приведу для вас реальный пример, а вы там уже сами определите для себя «хорошо или «плохо». Летом 1995 года в дагестанском селении Тлярата была драка, в которой был убит молодой человек.

Виновные в убийстве, понимая, что такое кровная месть, сразу же сдались правоохранительным органам. Мать погибшего отказывалась хоронить своего сына до тех пор, пока не увидит убийц мертвыми. Родственники убитого сначала разгромили дома и сожгли машины убийц (кстати, никто за это не понес никакой ответственности).

Потом эти же родственники ворвались в здание милиции, где находились виновные. И даже тогда сотрудники милиции не стали вмешиваться в происходящее. Единственное, что спасло виновных – это то, что сестра убитого, не желая кровопролития, сорвала с головы платок и бросила его перед нападавшими.

Кстати, это еще один обычай, к которому часто прибегали женщины на Кавказе для того, чтоб прекратить бойню. Впоследствии, старейшинам удалось примирить два враждующих клана, но семьям убийц пришлось уехать из села навсегда.

Как относиться к обычаю кровной мести – дело каждого человека, но то, что этот обычай до сих пор практикуется на Кавказе – известный факт.

Единственно, радует то, что в последние годы правоохранительные органы довольно жестко пресекают такие прецеденты. Подводя итог этой статьи, хочу высказать свое мнение: кровная месть – это не отмщение за убийство, а восстановление чести рода.

Совет

Но, подобное «восстановление чести» противоречит законам России, поэтому я не приветствую этот обычай.

Друзья, я и дальше буду раскрывать вам тайны обычаев и традиций народов Кавказа. Например, на очереди у меня еще 2 обычая – это обычай воровства невест и стереотипы о положении женщин на Кавказе. Для того, чтоб первым узнать об этих и многих других интересных статьях, предлагаю вам подписаться на обновления моего блога:

Уж очень «тяжелой» получилась статья «Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?», но я хочу закончить на позитивной ноте, поэтому предлагаю вам посмотреть очень забавное видео:

Желаю вам побольше радостных обычаев. Ваш Али!

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/krovnaya-mest-na-kavkaze/

Ссылка на основную публикацию