Сочинение: трагедия семьи мармеладовых в романе «преступление и наказание»

Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

План

I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского.

II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”.

1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова.

2. Беды и несчастья петербургского “дна”.

3. Шанс на прощение.

4. Тяжелая участь Катерины Ивановны.

5. Чистая, невинная душа Сони Мармеладовой.

6. Вера – утешение и возвышение над тяготами жизни. III. Всеобъемлющая любовь – выход из духовного тупика.

Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать “потемки” этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.

С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей “дна”. К ним принадлежит семья Мармеладовых.

Обратите внимание

Именно Семен Захарыч Мармеладов “посылается” Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте.

И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова с единой целью – разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение.

Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского “дна”. Болезни, ссоры, беспросветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть… Никакое горе не пожелало обойти стороной эту многострадальную семью.

Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей неприглядной, маленькой жизни.

Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности – ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку.

И этот потерявший всякое человеческое лицо несчастный просит только одного: шанса на прощение.

И, жалкий до омерзения поначалу, постепенно, по мере рассказа, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхождение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня “скота”.

Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по происхождению, приходится едва ли не хуже.

Важно

Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой… И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой. И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое “сокровище”, как презрительно выразилась Катерина Ивановна, – девичью честь – на попрание ради куска хлеба.

Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения – святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и великого человеколюбия.

Именно она, тихая, скромная, хрупкая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова.

Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возможность навещать осужденного.

Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову.

Соня не обвиняет никого, ни на что не жалуется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, – и ей легчает.

Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненавидит саму себя – и делает свою участь еще горше.

Трагедия семьи Мармеладовых – одна из тысяч подобных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX столетия в Петербурге, декорациями для которой стали нищие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в такой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему – любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tragediya-semi-marmeladova-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Семья Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Семья Мармеладовых занимает особое место в романе.  Это образы людей, страдающих от унижений и нищеты. 

       Отец, Семен Захарович, бывший титулярный советник, который уже давно не кормилец семьи.  Он женился на женщине с тремя детьми совсем недавно, из сострадания к ее нищенскому существованию.  Семья переехала в Петербург, где Мармеладову нашли достойную работу, но из-за пьянства он быстро ее лишился. Несмотря на свое опустившееся состояние, он по-своему любит жену и детей.

       Катерина Ивановна – женщина из хорошей семьи. Она гордая и горячая, иногда поколачивает детей и мужа и кричит на них. Ей приходится тяжелее всего, так как у нее нет отдушины в жизни, как у мужа или падчерицы.

Совет

       Выйдя замуж за игрока, она вскоре осталась вдовой. От женщины отказались все родственники, и Мармеладов предложил ей брак из жалости к ее положению.  Она часто вспоминает о былых временах, когда жила счастливой жизнью. К бедам ее вскоре прибавилось чахотка, здоровье постоянно ухудшалось, но, тем не менее, она выполняла всю домашнюю работу, ухаживала за детьми и пьющим мужем.

       Дети в этой семье тоже несчастны: битые. голодающие, худые и испуганные.

       Соня — девушка добрая, честная и отзывчивая.  Она не смогла получить образование (прочитав лишь несколько романтических книг), но была неглупой и думающей. Из-за нищеты Соня вынуждена подрабатывать продажной женщиной.

  Несмотря на то, что ее положение во многом вызвано безволием и ленью отца, она не отвернулась от него и даже иногда давала деньги на выпивку.

Даже в своем положении блудницы девушка смогла остаться человеком и была выше разврата и пьянства.

       Соня беззаветно верит в Бога и его справедливость, не вдаваясь в философские рассуждения. Именно благодаря ее любви Раскольников возродился заново к жизни.  Соня увидела в нем страдающую душу, а не убийцу, переживала и мучилась вместе с ним.

       Семен Захарович и Катерина Ивановна умирают практически одновременно, оставляя Соню с малолетними детьми. В конце романа жизнь семьи налаживается: Свидригайлов, мучимый совестью, похлопотал об их судьбе, определил детей в приют и положил на счет деньги. 

       Соне уже не нужно было продавать себя, чтобы прокормить малышей, и она последовала за Раскольниковым в Сибирь. Достоевский утверждает, что вернуться главному герою в мир людей можно было, лишь оказав сопротивление идеям человеконенавистничества и очистив душу страданиями.  И во многом Родиону в этом помогла Соня.

       Именно при описании семьи Мармеладовых гуманизм автора раскрывается наиболее полно. Федор Михайлович затрагивает в романе социальные, нравственные и психологические проблемы, приведшие к их безнадежному существованию. Любовь к «маленьким людям», стремление разобраться в душе самого ничтожного человека и гениальное проникновение в их души — в этом и проявился талант Достоевского.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/443-sochinenie-na-temu-semya-marmeladovykh-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

В чем трагедия семьи мармеладова?

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных».

Ведь их ужасное положение – страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика».

В чем видит писатель причину этого трагического положения? Ответ на этот вопрос дан в романе «Преступление и наказание», где мы видим трагедию семьи Мармеладова.

Обратите внимание

Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить.

Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом.

В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» – в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову.

Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети.

Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», – гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок».

Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.

Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания.

Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.

Важно

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает.

На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» – не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них.

Читайте также:  Дети в произведении в. короленко «в дурном обществе»

Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/v-chem-tragediya-semi-marmeladova.html

Сочинение на тему “Семья Мармеладовых и ее роль в романе “Преступление и наказание”

«Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Преступлении и наказании» много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Совет

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

Да, Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее.

А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно.

Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой — «несколько, книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Совет

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями.

Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах.

Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою «наполеоновскую» теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит.

Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием.

Обратите внимание

Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение.

Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле…»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой.

Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: «…Я прирожденный скот!» Мармеладов — слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость.

Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.

Обратите внимание

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.

Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу.

Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.

Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.

Важно

Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» — это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…», комнаты — «гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.

Ф.М.

Важно

Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского — гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-semyya-marmeladovih-i-ee-roly-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Характеристика семьи Мармеладовых (Преступление и наказание)

Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных — все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных. Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей.

Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.

Семейство это — знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный — людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

  1. Мармеладов Семен Захарович — глава семьи;
  2. Катерина Ивановна — его супруга;
  3. Софья Семеновна — дочь Мармеладова (от первого его брака);
  4. дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).

Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

Мармеладов Семен Захарович

Глава семейства, с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа. Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня.

На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад.

Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.

Достоевский не рассказывает — что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.

Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.

Читайте также:  Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.

Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении — любит жену, дочь, детей своей второй супруги.

Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:<\p>«А я… лежал пьяненькой-с».

Совет

Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве — ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.Мармеладов молит о прощении — собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу.

Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных — это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.

Печален итог: Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.

Мармеладов и Раскольников

Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом; «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна.

Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях. Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных.

Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».

Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.

Катерина Ивановна

Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна.

В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было.

Вдова с детьми оказались в полной нищете.

Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы.

Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:<\p>

она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает.

Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!». В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье — она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза. Осиротевших детей отправляют в детский дом.

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете. “…Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван.

Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили.

Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она… следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике…” — это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

Соня Мармеладова

Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.

Характеристика

Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем — любовь и веру.

Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница.

Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.

Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

Соня и ее родные

Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие.

Доход швеи оказался недостаточен. И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения.

Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.

Для девушки очень много значила<\p>«мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься.

Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.

Любовь Сони

Писатель не случайно уделяет столь пристальное внимание Соне Мармеладовой — в судьбе главного героя девушка стала его спасением, причем не столько физическим, сколько нравственным, моральным, духовным.

Став падшей женщиной, чтобы суметь спасти хотя бы детей своей мачехи, Соня спасла Раскольникова от падения духовного, что еще страшнее, чем падение физическое.

Сонечка, искренне и слепо верующая всем сердцем в Бога, не рассуждая и не мудрствуя, оказалась одна способна пробудить в Родионе человечность, если не веру, но совесть, раскаяние в содеянном. Она просто спасает душу бедного студента, заблудившегося в философских рассуждениях о сверхчеловеке.

В романе четко видно противопоставление смирения Сони бунтарству Раскольникова. И не Порфирий Петрович, а именно эта бедная девушка оказалась способна направить студента на путь истинный, помогла осознать ошибочность его теории и тяжесть содеянного преступления. Она подсказала выход — покаяние.

Именно ее послушался Раскольников, признавшись в убийстве. После суда над Родионом девушка последовала за ним на каторгу, где стала работать модисткой. За доброе сердце, за способность сострадать другим людям ее любили все, особенно заключенные.Духовное возрождение Раскольникова стало возможным только благодаря самоотверженной любви бедной девушки.

Терпеливо, с надеждой и верой Сонечка выхаживает Родиона, больного не столько физически, сколько духовно и душевно. И ей удается пробудить в нем осознание добра и зла, пробудить человечность. Раскольников, если пока и не принял умом веру Сони, сердцем своим принял ее убеждения, поверил ей, в итоге он девушку полюбил.

В заключении следует отметить, что писатель в романе отразил даже не столько социальные проблемы общества, сколько в большей степени психологические, нравственные, духовные. Весь ужас трагедии семьи Мармеладовых в типичности их судеб. Светлым лучом здесь стала Соня, сумевшая сохранить в себе человека, достоинство, честность и порядочность, чистоту души, несмотря на все выпавшие ей испытания. И сегодня все проблемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности.

<\p>

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1424-harakteristika-semi-marmeladovyh-prestuplenie-i-nakazanie.html

Сочинение на тему: Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Фразы

Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм.

Так проникать в сокро­венные уголки человеческой души, освещать “потемки” этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.

С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представи­телей “дна”. К ним принадлежит семья Мармеладовых.

Читайте также:  Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

Именно Семен Захарыч Мармеладов “посылается” Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над сво­ей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить бо­лезненную уверенность Родиона в своей правоте.

Обратите внимание

И имен­но Соня Мармеладова до последних страниц романа со­провождает Раскольникова с единой целью – разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение. Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского “дна”.

Болезни, ссоры, бес­просветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть… Никакое горе не пожелало обойти стороной эту много­страдальную семью.

Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей не­приглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности – ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку.

И этот потерявший всякое человеческое лицо несчаст­ный просит только одного: шанса на прощение.

И, жал­кий до омерзения поначалу, постепенно, по мере расска­за, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхож­дение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня “скота”.

Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по проис­хождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой…

И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой.

И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое “сокро­вище”, как презрительно выразилась Катерина Иванов­на, – девичью честь – на попрание ради куска хлеба.

Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения – святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и велико­го человеколюбия.

Важно

Именно она, тихая, скромная, хруп­кая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова.

Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возмож­ность навещать осужденного.

Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову. Соня не обвиняет никого, ни на что не жалу­ется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, – и ей легчает. Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненави­дит саму себя – и делает свою участь еще горше.

Трагедия семьи Мармеладовых – одна из тысяч по­добных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX сто­летия в Петербурге, декорациями для которой стали ни­щие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в та­кой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему – любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.

Вы прочитали материал на тему: Сочинение на тему: Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Источник: https://cka3ku.com/sochinenie-na-temu-tragediya-semi-marmeladova-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение: Семья Мармеладовых и ее роль в романе “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей – матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в “Преступлении и наказании” много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Совет

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

Да, Соня – “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее.

А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно.

Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – “несколько, книг содержания романтического”, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Совет

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями.

Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах.

Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит.

Мозг сверлит только один вопрос: “Быть или не быть?” Для Раскольникова Мармеладов – просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием.

Обратите внимание

Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение.

Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая (“не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле…”), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой.

Семен Захарыч раскаивается в своей “слабости”, ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: “…Я прирожденный скот!” Мармеладов – слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость.

Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.

Обратите внимание

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.

Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу.

Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же – натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.

Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.

Важно

Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор “Преступления и наказания” рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория “сверхчеловека” родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин “Петербург Достоевского”. В “Преступлении и наказании” “Петербург Достоевского” – это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: “пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…”, комнаты – “гробы” в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых – одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.

Ф.М.

Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского – гуманиста с его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://bobych.spb.ru/<\p>

Источник: https://dodiplom.ru/ready/99310

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]