Тема революции в поэме блока «двенадцать»

Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать» » Шпоры для студентов

Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все … Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

В январе 1918 года Блок создал знаменитую поэму «Двенадцать».

В ней он с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной родины.

Верный своим исконным представлениям о «России-буре», поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Обратите внимание

Поистине великолепен найденный Блоком сильный, смелый, свежий образ рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев. О каждом из них в отдельности ничего не сказано, но вместе они – сила, которая разрушит мир «до основания». Эти герои до конца и не понимают, какова их цель. В начале пути Блок изобразил их как анархистов, разрушителей. Они совсем не организованы, у них есть только «святая злоба». Красногвардейцев ведет ненависть, а не любовь к людям.

Они не приобрели еще себе нового Бога, а веру в старого уже потеряли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Только после этого потрясения красногвардейцы понимают истинное свое предназначение, осознают свою ответственность за судьбу страны.

Однако, до самого конца, они идут «без имени святого», а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит образ Христа, который возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев:

И за вьюгой невидим,

И от пули невридим

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди – Иисус Христос.

Рисуя Христа, Блок исходил из своих субъективных представлений о раннем христианстве как о бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, назначение этой новой веры – в служении обновлению жизни.

В таком значении, как мне кажется, Христос появился в финале поэмы, знаменуя идею нового мира, во имя которого герои поэмы творят свое возмездие над силами мира старого.

Но образ Христа все же вносит противоречие в пламенную революционную музыку поэмы. Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление.

Важно

Неслучайно, что после 1918 года он не написал ничего существенного до самой смерти в 1921 году. Блок был разочарован от того, что революция не явилась тем, что он в ней хотел увидеть.

По выражению самого поэта, причиной тому стало «социалистическое строительство».

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/tema-revolyucii-i-ee-voploshhenie-v-poeme-a-bloka-dvenadcat.html

57. Тема революции и ее воплощение в поэме а.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1) Вариант 1

А. А. Блок принадлежит
к тем поэтам, которые сразу же приняли
и приветствовали Октябрьскую революцию.

Поэма «Двенадцать»,
написанная за три дня, в январе 1918 года,
является первым значительным поэтическим
откликом на события октября 1917 года.
Поставив точку в конце поэмы, Блок
записал в дневнике: «Сегодня я – гений».
Откуда столь высокая оценка? Ведь Блок
всегда был удивительно требователен к
себе.

Наверное, потому, что именно в
период замысла поэмы и ее написания
поэт творил в полном согласии со стихией,
с той «музыкой революции», которую он
призывал услышать ещё в статье
«Интеллигенция и революция».<\p>

Этой музыкой
разыгравшейся стихии наполнена вся
поэма.

Му­зыка слышна и в свисте ветра,
и в маршевом шаге «двенадцати», и в
«нежной поступи» Христа. Музыка – на
стороне революции, на сторо­не нового,
чистого, белого. Старый мир (черный)
музыки лишен, его стенания сопровождаются
лишь душещипательной пошловатой
ме­лодией городского романса (9 глава
– «Не слышно шуму городского»).

<\p>

В первой же главе
поэмы возникают образы представителей
«ста­рого мира». Это – не конкретные
люди, а скорее, обобщенные обра­зы-символы,
социальные маски: буржуй, упрятавший
нос в ворот­ник, писатель-вития, товарищ
поп, барыня в каракуле. Со всеми сти­хия
(ветер) расправляется жестоко: сбивает
с ног, рвет одежду, загоняет в сугроб.

Их нечего жалеть, они свое отжили, поэтому
ветер у Блока – несущий обновление,
сметающий все старое на своем пути,
«хлесткий»; он «зол и рад», он беспощаден
к старому.

Два мира
противоборствуют – старый и новый. И это
соответ­ствует противопоставлению
двух красок, двух цветов в поэме – бе­лого,
символизирующего новое, и черного, цвета
уходящей и разру­шаемой жизни. Это
противостояние старого и нового
определяет структуру поэмы. Мировая
буря бушует во вселенной.

Образы старого
мира рисуются Блоком иронически.

Совет

Эта
ирония и в самом обозначении представителей
старого мира (буржуй – явно просторечное),
и в описании внешнего облика персонажа
(«Длин­ные волосы и говорит вполголоса»
– писатель; «А вон и долгополый сторонкой
за сугроб» – поп), и в обращении к героям
(товарищ поп) и т. п.

<\p>

Все эти лица, кроме
буржуя, раз появившись, сразу же исчезают
со страниц поэмы, будто и правда ветер
уже навсегда смел эту не­чисть с лица
земли. Один лишь буржуй снова и снова
будет возни­кать на страницах поэмы.

9 глава целиком
посвящена описанию «буржуя», являющегося
символом старого мира:

Стоит буржуй, как
пес голодный,

Стоит безмолвный,
как вопрос.

И старый мир, как
пес безродный

Стоит за ним,
поджавши хвост.

Само очертание
человеческой фигуры, напоминающее
вопро­сительный знак, говорит о
растерянности, «сломленности» старого
мира.

Но легко уничтожить
отдельного человека, символизирующего
этот мир, легко уничтожить практически
целый класс, гораздо сложнее уничтожить
старое в душах человеческих. Ведь Блок
мечтал о том, что революция поднимет
человека на качественно новую сту­пень
(нравственную, духовную), превратит его
в человека-артиста.

В поэме «Двенадцать»
само понятие «стихия» связано, прежде
всего, с образами природы (ветер, снег)
и с тем, что происходит в человеческих
душах. Кроме того, стихия находит свое
воплощение в цветовой символике поэмы
и в разнообразии музыкальных ритмов
практически каждой главы.

Стихия цвета.

«Черный вечер.
Белый снег». Черное – старое, уходящее,
белое -новое , устремленное в будущее.
Жестокое разделение – таково вре­мя,
никаких полутонов. А ещё в поэме возникает
красный цвет – цвет знамени, крови,
революции.

Стихия музыки.

“2
глава,
ритм марша: «Гуляет ветер. Порхает снег.
Идут двенад­цать человек. Винтовок
черные ремни, кругом – огни, огни, огни».

Жесткий ритм и
жестокий, потому что все идут в ногу, с
этого ритма нельзя сбиться! «Шаг держи
революционный, близок враг не­угомонный».

3 глава, частушка,
9 глава – городской романс.

Стихия природы.

Безудержная,
веселая, жестокая. «Ветер – на всем божьем
све­те!». Космический масштаб, ветер
сбивает с-ног, загоняет в сугробы
представителей старого -мира. «Ветер
веселый и зол, и рад. Крутит подолы,
прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой
плакат: «Вся власть Учредительному
собранию».

Ветер сопровождает
«Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает
снег, идут двенадцать человек»). Ветер
играет красным флагом. Снег кру­тит,
порхает, переходит в метель, «снег
воронкой завился, снег стол­бушкой
поднялся». Метель в душе Петрухи.
Начинается пурга.

Стихия душ
человеческих.

Обратите внимание

Безудержная,
жестокая, непостижимая. Описание
«двенадцати»: « В зубах цигарка, примят
картуз, на спину- б надо бубновый туз»
(бубновый туз – знак каторжника). Свобода,
свобода, Эх, эх, без кре­ста!», т. е.
дозволено все.

Это «без креста» трижды
повторяется на протяжении второй главы.
Вседозволенность оборачивается
убий­ством. Погибнет Катька.

Ненависть
к старому миру выливается в призыв
«Пальнем-ка пулей в Святую Русь – в
кондовую, в избяную, в толстозадую».

Исповедь Петрухи
после убийства (совсем иной стиль):<\p>

Из-за удали бедовой
в огневых её очах,<\p>

Из-за родинки
пунцовой возле левого плеча,<\p>

Загубил я непутёвый,
загубил я сгоряча… ах!

Петруху ставят на
место, он становится такой, как все,
теряет индивидуальность. Это – трагедия!

Всеобщая гульба:
«Запирайте етажи, нынче будут грабежи!
От­мыкайте погреба – гуляет нынче
голытьба!»

8 глава – самая
страшная. Скучно! Всё без меры: горе,
радость, тоска. Скучно – это серо, серо
– это безлико.<\p>

11 глава:

Идут без имени
святого<\p>

Все двенадцать –
вдаль.<\p>

Ко всему готовы,<\p>

Ничего не жаль.

Всё это жестоко,
непостижимо, безудержно, страшно! Но
все-таки впереди «двенадцати» – Христос.
Он словно выводит их с ме­тельных улиц
Петрограда в миры иные.

С появлением Христа
меняется ритм: строчки длинные,
музы­кальные, будто наступает вселенская
тишина:

Нежной поступью
надвьюжной,<\p>

Снежной россыпью
жемчужной,<\p>

В белом венчике из
роз –

Впереди – Иисус
Христос.

Важно

Само название поэмы
заключает в себе двоякий смысл.
Собира­тельный герой поэмы –
красногвардейский дозор, охраняющий
ре­волюционный порядок в Петрограде.
Однако двенадцать красноар­мейцев –
это не просто точная бытовая деталь, но
и символ. По еван­гельской легенде,
двенадцать апостолов, учеников Христа,
явились провозвестниками нового учения,
новой эры.

В статье «Интеллигенция
и революция», написанной почти
од­новременно с поэмой, Блок восклицал:
«Что же задумано? Переде­лать все.

Устроить так, чтобы все стало новым,
чтобы лживая, гряз­ная, скучная,
безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной»; «мировой
пожар, который разгорается и бу­дет
ещё разгораться долго и неудержимо,
пока не запылает и не сго­рит весь
старый мир дотла».

Возвращаясь к поэме
«Двенадцать», нужно ещё раз подчеркнуть,
что основным замыслом автора было
создать произведение о круше­нии
старого мира и рождении нового, дать
почувствовать сложную музыку революции.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3494090/page:86/

Сочинение «Тема революции в поэме Блока “12”»

“Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.

” (Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”) Блок восторженно принял Октябрьскую революцию.

Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” – лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я – гений!” В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины.

Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” – музыку разрушения.

Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами.

Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения.

В героях поэмы – красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции. Ветер, вьюга, метель, снег – это образы, символизирующие стихию очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления. В основе произведения – конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира.

В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России. Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября.

Читайте также:  Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту яковлева

“Вдаль идут державным шагом” – сказано в поэме о ее героях.

Совет

Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии. “Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, – призывал поэт.

Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-tema-revolyucii-v-poeme-bloka-12-2/

Тема революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать”

Эта поэма стала самым первым произведением об Октябрьской революции – она была написана спустя всего лишь три месяца после событий Октября. За последовавшие после поэмы три года своей жизни Блок не написал ничего. Поэт, для которого стихи были естественным выражением происходящего внутри него, будто ослеп и оглох.

Александр Блок понимал революцию как стихийный мировой пожар, в котором должен дотла сгореть весь старый мир, должна возникнуть новая, светлая и чистая жизнь. Он верил, что очистившая Россию революция открывает новую эру прекрасной жизни. Поэтому зимой семнадцатого года поэт был неподдельно счастлив, несмотря на то, что он сам голодал и мерз в своей квартире.

Зимой семнадцатого и восемнадцатого года по улицам революционного Петрограда ходили патрули из двенадцати красноармейцев; этот образ, выведенный в заглавии и отраженный в количестве глав поэмы, был взят из жизни. Но число “двенадцать” имеет и более емкий смысл: это и двенадцать колен избранного народа, и двенадцать апостолов – вестников новой жизни.

В первой же главе на улицах Петрограда возникает ветер, ветер революции. Тут же контраст – основной прием поэмы: “Черный ветер, белый снег…”.

Мятущийся ветер сшибает и старушку, и писателя, и попа, и барыню; все они – осколки старого мира, который должен сгореть дотла.

И на сцене появляются двенадцать красноармейцев, представителей нового революционного мира, вышедших защищать завоевания революции.

Эти вестники новой жизни далеко не идеальны, скорее наоборот. “На спину б надо бубновый туз…” – пишет поэт. На спину каторжанам, отъявленным уголовникам, пришивался ярко-желтый квадрат материи, служивший мишенью для конвоя.

То есть это голытьба, низы общества, в которых много еще анархической вольницы. Так, двенадцать сжигают особняк, это просто потенциальные каторжники; это анархисты, а не революционный пролетариат. Они подняты революцией с самого дна и теперь принимают в ней самое активное участие.

Обратите внимание

Они несут в себе эту “черную святую злобу”. Она одновременно и черная, так как зло – это и жестокость, и кровь; но она и святая, потому что она справедлива.

Жестокость помещиков не знала границ, но люди, у которых в душе скапливается столько злобы и ненависти, часто становятся неуправляемыми, поддаваясь этой стихии анархии, сметающей все на своем пути.

Поэма отличается ритмическим, интонационным, жанровым, лексическим многообразием, ей свойственна полифония. Просторечные диалоги перемежаются с четким маршевым ритмом, это подчеркивает искренность двенадцати.

Драма, переживаемая Петькой, упустившим предателя, но убившим любимую им некогда Катьку, – всего лишь эпизод, в основе которого лежит шествие двенадцати по улицам Петрограда.

Петька переживает по поводу совершенного им убийства, но его товарищи помогают ему вспомнить о цели, к которой они идут: это время не терпит личных драм.

Идет разгул анархической вольницы, вековая злоба выливается в слепой жестокий бунт, от которого страдают все, и это точно передается поэтом.

Эта анархия страшна своей неуправляемостью, она властвует над двенадцатью, отсюда и их злоба, ненависть и разгул. И вдруг следует резкая перебивка планов и фраза из молитвы: “Упокой, Господи, душу рабы твоея. Скучно”.

Блок даже в своем революционном творчестве остается верным поэтике символизма.

Петька вливается в ряды красноармейцев, и движение двенадцати превращается в шествие. Они идут твердым, чеканным шагом, готовые к встрече с врагом.

Важно

Они преображаются, становясь кем-то вроде апостолов революции. Все личное уходит куда-то, и двенадцать внутренне преображаются, выпрямляются и становятся величественнее.

Старый облезлый пес, символ старого мира, следует за ними – это враг, все еще таящийся в их душах.

А впереди двенадцати – Иисус Христос с красным флагом. Из-за этого символа поэта резко критиковали, ведь большевики считали, что впереди должен быть Ленин или Троцкий со знаменем. Но для самого Блока образ Христа, за которым следуют красноармейцы, – символ святости и чистоты революции, того счастья, которое она должна принести освобожденным ею людям.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tema-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat/

Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.

Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним.

Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.

В поэме достаточно много различных символических образов.

Символические образы вьюги, мете – ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”.

В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.

Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури – символы очистительной стихии. Двуплановость образного строя “Двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы: Черный вечер, Белый снег, Ветер, ветер! В основе произведения – революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением – настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп – “стороной за сугроб”, барыня – “к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали… “. Особенно непримирим к новому давний недруг Блока – либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: “Длинные волосы и говорит вполголоса… Должно быть, писатель-вития… “. Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения – броские и емкие. Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой, Поджавши хвост паршивый пес. Но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать – враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира – “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый. Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции. Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской. В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах.

Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.


(No Ratings Yet)
Loading…

Твір мої роздуми про майбутнє людства.

Ви зараз читаєте: Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”« Сочинение на тему: В цветочном магазине (1 вариант)Притча про блудного сина – Біблійна легенда »

Источник: https://ukr-lit.com/tema-revolyucii-v-poeme-a-bloka-dvenadcat/

Тема революции в поэме Блока Двенадцать

А. Блок – поэт, который теме родины “сознатель­но и бесповоротно” посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме “Двенадцать”. Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче­ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие “Двенадцати” происходит на фоне разгулявшейся природной стихии: “завивает ветер белый снежок”, “свищет ветер”, “порхает снег”, “пылит пурга”, “ветер, ветер – на всем божьем свете!”, “ра­зыгралась чтой-то вьюга”. Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену­ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти­востояние подчеркивается резким контрастом ис­пользованных цветов – черного и белого. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный – уходящее, ненужное, разрушаемое.

Совет

В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж­дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен­ность старого мира.

Неоднократно поэт сравнивает его с “псом безрод­ным”, передавая свое отношение к происходящему в стране.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев – представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи­рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без­законие:

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри­тике не утихают споры относительно финала поэмы.

Одни полагают, что присутствие Христа – свидетель­ство того, что сам Бог не только на стороне револю­ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва­ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени­ках Иисуса, шедших за ним.

Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при­водят неоднократно употребленную в поэме фразу “Эх, эх, без креста!”

Обратите внимание

Поэма “Двенадцать” – своеобразный гимн рево­люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: “Сегодня я – гений”.

Источник: https://schoolessay.ru/tema-revolyucii-v-poeme-bloka-dvenadcat/

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать»

  Поэма А. Блока “Двенадцать'' занимает совершенно особое место среди произведений об Октябрьской революции, написанных сразу после ее осуществления. Восторженное принятие ее Маяковским (“О четырежды славься, благословенная”) и категорическое неприятие И. Буниным (“Народ мой, на погибель вели тебя твои поводыри”) равно чужды Блоку.

Читайте также:  Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека

 Образец сочинения по творчеству Александра Блока: Тема революции в поэме Блока «Двенадцать».

 Блок говорил: “Если вы хотите узнать о Риме – читайте Катулла”.

Если вы хотите узнать о революции – читайте Блока, слушайте Блока, открывайте Блока! Потому что для поэта вопрос заключается не в том, принять или не принять революцию.

Принять ли грозу? бурю? смерч? Задача поэта, миссия поэта заключается в попытке осмыслить событие, уже происшедшее, отменить или запретить которое нельзя, это не в человеческой воле.

 Ко времени создания поэмы тема Родины, России уже окончательно определилась как центральная в творчестве Блока и отразилась в изумительных строках:О Русь моя, Жена моя,До боли нам ясен долгий путь…

 И вот с ней, с его Женой, произошла революция. Д.

Андреев в своей работе “Роза мира” писал: “Все стихийное, чем было так богато его (Блока), существо, отозвалось на стихию всенародной бури.

С неповторимостью подлинной гениальности были уловлены и воплощены в знаменитой поэме “Двенадцать” ее рваные ритмы, всплески страстей, клочья идей, вьюжные ночи переворотов, фигуры, олицетворяющие целые классы, столкнувшиеся между собой, матросский разгул и речитатив солдатских скороговорок”. Но самое важное, что разгулом стихии А.

Важно

Блок уловил те едва народившиеся тенденции нашего развития, которые привели нас сейчас к духовному краху, к необходимости вновь взглянуть в глубины нашей истории, обратиться к ее истокам, чтобы постичь то, что с нами произошло. А у истоков этих – А. Блок, у истоков этих – поэма “Двенадцать”.

 Самое главное, с моей точки зрения, поразительное в этой поэме – сопоставимость ее с греческой трагедией. Уже первая глава – своеобразный зачин – выстроена согласно канонам трагедии.

Определено время (черный вечер), место (божий свет), и открывает поэму хор: старуха-курица, знающая, кто во всем виноват (“ох, большевики загонят в гроб”); буржуй, писатель-вития; поп – олицетворение казенной церкви; барыня в каракуле; проститутки, уравненные с членами Учредительного собрания.

Это многоголосие хора сливается в единую музыку старого, разрушаемого революцией мира. Общность этих персонажей состоит в том, что они все не в ладах со стихией, которая бушует “на всем божьем срете”.

 Но вот появляются двенадцать. Кто они? Меньше всего – апостолы нового мира. Они ведут обыденные разговоры о керенках, о Катьке, о своем, кровном и близком. “На спину б надо бубновый туз” – знак каторжника.

Это блоковское восприятие революции: судить о революции надо не по элите, не по Корчагиным и Власовым, а по несознательным, по тем “кто был никем”, а стал “всем”. Блок определяет и их внутренний мир: “Свобода, свобода!! Эх, эх, без креста!” Без креста – без Бога. Ф. М.

Достоевский писал: “Уберите Бога – и все дозволено”. Этой-то вседозволенностью и проверяет, испытывает Блок своих героев. Стихийное начало совершившейся революции отождествляется со стихией свободы и вседозволенности внутри самих героев.

Символом этой внутренней свободы, а может быть, внутреннего смятения и неустойчивости героев можно считать разнообразие ритмов в начале поэмы. Здесь и щемящая солдатская песня, и частушка, и марш. Герои приобщились к стихии революции, вкусили ее свободы, но пока не знают, что с ней делать.

Может быть, пальнуть в “Святую Русь”!? Уничтожить врага? Но где он? Вместо открытого боя с врагом гениальный провидец Блок вводит в поэму любовный сюжет, любовную трагедию, убийство из ревности. Парадокс? Да нет!

Сочинение-рассуждение: Человек.

Совет

 В перевернутом, взвихренном мире перевернулась и личная жизнь людей: “Был Ванька наш, а стал солдат”, “Катька с Ванькой занята”, прежде – любовная “дура”, бывший приятель – “с физиономией дурацкой”.

И происходит страшное: испытанный способ жизни в старом мире (вспомним про Петрухин ножичек), становится способом жизни и в новом мире. Стреляя в Ваньку, убили Катьку.

Убили невинного человека! То, что предугадал в этом убийстве Блок, страшно! В революции, оказывается, гибнут невинные, она несет с собой бессмысленные жертвы. Это великолепно покажет и Б. Пастернак в романе “Доктор Живаго”, но позже, спустя десятилетия.

А в 1918 году кто над этим задумывался? А дальше – еще поразительней. Глава об убийстве заканчивается призывом: “Революционный держите шаг!” Переступили через Катьку!!! И Петруха быстро преодолел скорбь, “он головку вскидывает и опять повеселел”. И он включается в общее движение, в стихию, в разгул.

“Уж я ножичком полосну, полосну…”. Эта вписанность в стихию вовсе исключает личную тоску, горе, и требует от человека всецело подчиниться. И дальше в поэме у Блока не будет индивидуальных портретов, чувств, переживаний героев. Теперь, убив, они стали монолитом, единством. Они – символ революции.

Теперь они живут в новой системе ценностей, где, по всей видимости, человеческая жизнь не ценится. “Ты лети, буржуй, воробышком. Выпью кровушку за зазнобушку. Но … “больше нет городового”, нет законов, нет Бога. Теперь двенадцать вписаны в черно-бело-красный мир
революционного Петрограда как его неотъемлемая часть, маршевый ритм начинает преобладать над всеми другими звуками:

Шаг держи революционный.Близок враг неугомонный.Идут без имени святогоВсе двенадцать вдаль.Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

 В финале трагедии нас всегда ждет катарсис, восхождение к высшему знанию в мире. У Блока он иного рода. Блок здесь пророчески точно видит, к чему приводит отказ от Бога как от нравственной категории. Место Бога для двенадцати занял коллектив. Принимает ли эту замену сам Блок? Я думаю, нет. Ибо на место врага, в которого стреляют красногвардейцы, поэт ставит Иисуса Христа.

Он с кровавым флагом, принявший на себя все прошлые и будущие преступления, но “от пули невредим”. Он есть. Он – впереди.
 Образом Иисуса Христа Блок завершил свою поэму. Думается, не случайно. Для него, возможно, это образ не конкретно-¬исторический.

Обратите внимание

а общечеловеческий Итоги же блоковского размышления о революции мне представляются следующими Стихию принять нельзя, Что же ее упорядочит, смирит? Опора на вечное, непреходящее, всечеловеческое.

Не Достоевский и не Блок открыли закон невозможности построить счастье человечества на несчастье отдельного человека, невозможности положить в основание будущего “здания судьбы человеческой хотя бы одно замученное существо”. Это одна из основ христианства. Блок в своей поэме подтвердил непреложность этой истины для любого исторического катаклизма.

Источник: https://kronshtadtkniga.ru/tema-revolyutsii-v-poeme-bloka-dvenadtsat.html

Сочинение на тему революции по поэме Блока “Двенадцать”, – Сочинения по литературе

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А. А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»<\p>

Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году.

Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А.

Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли, на этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной.

Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь»? Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда».

Сегодня все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма «Двенадцать» вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся через нее в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения.

«Эпиграф столетия» — так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения.

В последние годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение «от противного», доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это?

Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме «Двенадцать». Она имеет более широкий смысл. В центре произведения — буйство стихий: природы, музыки и стихии социальной.

Само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, «на всем божьем свете» идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, это символ, противостоящий самому страшному — обывательскому покою и уюту.

Важно

Еще в цикле «Ямбы» (1907- 1914) он писал: «Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет». Поэтому стихия природы так созвучна его душе, она передана в «Двенадцати» множеством образов: ветер, снег, вьюга, пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги, А. Блок услышал музыку революции.

В своей статье «Интеллигенция и Революция» он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Главное, что услышал поэт в этой музыке, — ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы — она вся построена на смене музыкальных мелодий.

Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А. Блок начал писать свою поэму со строчек «Уж я ножичком полосну-полосну», поразивших его своей звукописью).

И за всем этим многоголосием, дисгармонией слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: «Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел».

А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать).

Не удерживает от убийства и нравственное чувство — нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: «Запирайте этажи,/ Нынче будут грабежи!/ Отмыкайте погреба — / Гуляет нынче голытьба!». Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога.

Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли «в красной армии служить», сами это понимают: «Петька! Эй, не задирайся!/ От чего тебя упас/ Золотой иконостас? «И добавляют: «Али руки не в крови/ Из-за Катькиной любви? «Но убийство творится не только из-за любви, в нем появилась и иная стихия — социальная. В разгуле, разбое — бунт «голытьбы».

Совет

Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он «буржуй», они стремятся уничтожить старый мир: «Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем…» И вот тут возникает самый сложный вопрос, мучающий читателей блоковской поэмы и сейчас, как три четверти века назад: как мог А.

Блок прославить этот разбой и разгул? Это уничтожение, в том числе и культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был сам?

Многое в поэзии А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры ХIХ века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины интеллигенции перед народом.

Поэтому разгул революционной стихии, приобретавший подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов.

Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности — такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А.

Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, и в этом же — ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу.

И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме, появляющийся в финале, — Христос. О финале этом и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно.

В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блоком того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала.

Обратите внимание

Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала — с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы — это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии.

Неслучайно Христос идет путем «надвьюжным», а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока:

Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз

Впереди — Иисус Христос.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-revolyutsii-po-poeme-bloka-dvenadtsat/

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать» – вариант 2

 Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.

 
    Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним.

Читайте также:  Образ прона оглобина в поэме «анна снегина» (с. есенин)

Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек. 
    В поэме достаточно много различных символических образов.

Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта.

Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение. 
    Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии. 
    Двуплановость образного строя “Двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:

    Черный вечер, 

    Белый снег, 
    Ветер, ветер!

    В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”.

Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали…”. Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: “Длинные волосы и говорит вполголоса…

Должно быть, писатель-вития…”. 

    Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения — броские и емкие:

    Стоит буржуй на перекрестке 

    И в воротник упрятал нос. 
     А рядом жмется шерстью жесткой, 
    Поджавши хвост паршивый пес.

    Но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:

    Стоит буржуй, как пес голодный, 

    Стоит безмолвный, как вопрос. 
    И старый мир, как пес безродный, 
    Стоит за ним, поджавши хвост.

    Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр.

Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти.

Важно

Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. 

    Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый. 
    Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции. 
    Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской. 
    В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах. 
    Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/denadtsat/1104-tema-revolyutsii-v-poeme-a-bloka-dvenadtsat-variant-2

Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А.

Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А.

Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать».

Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А.

Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя).

Обратите внимание

Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви.

Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А.

Совет

Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г.

я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914.

Важно

Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

На этой странице искали :

  • тема революции в поэме блока двенадцать
  • тема революции в поэме блока 12
  • образ революционной эпохи в поэме блока двенадцать
  • тема поэмы двенадцать
  • революция в поэме 12

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/tema-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat.html

Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение)

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия.

Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию».

Как писала в своих воспоминаниях М. А.

Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать». Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса.

Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя).

Обратите внимание

Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви.

Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа.

И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

 Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти».

Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг). Материал с сайта //iEssay.ru

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г.

я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914.

Важно

Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

На этой странице материал по темам:

  • план поэмы блока 12
  • жанровые особенности поэмы двенадцать
  • марш в поэме двенадцать
  • высокий слог в поэме 12
  • блок тема революции

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/b/blok/sochineniya/dvenadcat/tema-revolyucii-v-poeme-a.-a.-bloka-dvenadcat-plan-sochinenie

Ссылка на основную публикацию