Фантастический реализм в литературе

Фантастический реализм в литературе и в живописи

Фантастический реализм – это одно из направлений в искусстве, которое возникло в 19 веке. Особенно ярко оно развивалось на почве как литературы, так и живописи. Данный термин применяется к различным художественным явлениям.

Его изобретение некоторые исследователи приписывают Ф. М. Достоевскому, некоторые – Фридриху Ницше. Позднее, в 20 веке, в своих лекциях его использовал театральный режиссер Евгений Вахтангов. А затем отечественные театроведы стали определять творческий метод Вахтангова как «фантастический реализм».

Общее понятие

Под рассматриваемым нами направлением понимается такое течение в искусстве и литературе, в котором автор, изображающий действительность, пытается ее понять и объяснить через создание фантастических образов. Его основными признаками являются:

  • Несоответствие объективной реальности, отсутствие обусловленности характера человека связями с окружающим миром. В фантастическом мире происходит соприкосновение людей с иной реальностью, их сущность рассматривается как явление.
  • Двоякое восприятие действительности. Писатели и художники создают фантастические, условные миры, в которые помещаются вполне «человеческие» герои или персонажи с демоническим уклоном.

Таким образом, «фантастический реализм» можно охарактеризовать как объединение двух миров – материального и духовного. В результате создается третья, «ненаблюдаемая действительность», новое эстетическое качество.

Фантастический реализм в живописи

Это направление выступает и под другим названием. Его именуют «Венской школой фантастического реализма». Оно возникло в австрийском искусстве в 1948 году в Венской Академии искусств. Его основала группа студентов, бывших учениками австрийского художника и поэта Альберта Гютерсло.

Эта школа носила мистико-религиозный характер. Ее представители занимались исследованием глубоко спрятанных уголков человеческой души. Ими поднимались вечные темы, они ориентировались на традиции, присущие немецкому Возрождению.

В начале 60-х годов 20 века эта группа начинает создание нового стиля и новой школы фантастического реализма. В дальнейшем течение продолжилось в стиле «Виженари арт», основанном на изображении того, что человек созерцает, находясь в состоянии измененного сознания, медитации. Среди признанных мастеров направления можно выделить:

  • Вольфганга Хуттера.
  • Антона Лемдена.
  • Эрнста Фукса.
  • Рудольфа Хауснера.
  • Арика Брауэра.

Фантастический реализм в литературе

Его яркими представителями в 19 веке являлись А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. В 20-21 веке в качестве иллюстрации можно привести некоторые произведения таких писателей, как братья Стругацкие, Харуки Мураками. Рассмотрим краткие примеры.

  • «Нос» Н. В. Гоголя (1836). В этом произведении представлен рассказ о невероятных событиях, случившихся в жизни Ковалева, коллежского асессора. Однажды, проснувшись, он обнаружил, что остался без носа.
  • «Бесы» Ф. М. Достоевского (1871-1872). Роман-пророчество, в котором в основе сюжета находятся реальные события, связанные с делом революционера Нечаева. Члены революционного кружка убивают своего товарища, который решил отстраниться от дел. Здесь писатель изучает особенности русской души, в которую вселились «бесы».
  • «Пикник на обочине» братьев Стругацких (1972). В произведении рассказывается о Зоне – месте, которое насквозь просматривает человека, являясь как бы тестом, контролирующим человеческую душу.
  • «1Q84» Харуки Мураками (2009-2010). Действие происходит в мире, в котором некоторые видят на небе не одну, а две Луны. В нем живет маленький народец, выходящий изо рта мертвой козы и плетущий Воздушный кокон.

В творчестве пушкина

В плане следования «фантастическому реализму» у А. С. Пушкина литературоведы рассматривают принадлежащие его перу «Пиковую даму», «Графа Нулина», «Маленькие трагедии», «Полтаву». Он впервые изображает жизнь «ничтожных героев», сопровождающуюся неожиданными, фантастическими сюжетными поворотами. Тем самым он отклоняется от классического романтизма.

Фантастические образы у поэта представлены в виде аллегорий, а также философских, исторических и психологических обобщений. Например, в «Пиковой» даме мистическая составляющая используется с целью раскрытия метаморфозы, происходящей с игроком. Глубоко погружаясь в азарт, Герман впадает в безумство.

В произведениях н. в. гоголя

В них отражается особый стиль, являющийся переплетением фантазии и реальности, гротеска и детализации, трагического и комического.

Примером являются его «Петербургские повести», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души». В них он продолжает тему «маленького человека», поднятую А. С.

Пушкиным, и исследует жизнь такого человека с использованием фантастических и сказочных мотивов, виртуозно соединяя реальное и вымышленное.

В романах достоевского

У этого писателя наблюдается отображение истинной человеческой природы в ситуациях, называемых пограничными. А также он изображает заблудшие души, которые мучит наваждение. Это и Раскольников в романе «Преступление и наказание», и Шатов в романе «Бесы», и Иван Карамазова в «Братьях Карамазовых». В этом исследователи усматривают суть «фантастического реализма» Достоевского.

Чтобы отразить своеобразие творчества этого писателя, литературоведы применяли такие термины, как «экспериментальный реализм», «опытный реализм», «идеал-реализм». Его взгляд на действительность зачастую критиковался.

Его характеризовали как жестокий, исключительный и фантастический. Писатель не соглашался с таким мнением.

Он считал, что фантастическое и действительное должны соприкасаться друг с другом до такой степени, чтобы читатель смог поверить в реальность того, что написано.

Источник: https://autogear.ru/article/413/055/fantasticheskiy-realizm-v-literature-i-v-jivopisi/

Фантастика и вероломство образов

Определиться с границами фантастического жанра в литературе и искусстве практически невозможно, потому что фантастика — это вовсе не жанр, а метод художественного творчества в целом.

Все творчество по сути своей фантастично, так как является плодом воображения творца вне зависимости от того использует ли он в качестве средств изображения явления реального мира или выдуманного.

Ведь даже если художник или писатель работает с предметами и привычными человеку явлениями, существующими непосредственно в его жизни, можно ли сказать, что художник не пользуется своим воображением для создания художественного образа?

Обратите внимание

Присутствие фантастического можно наблюдать практически в любом художественном произведении, достаточно вспомнить магриттовское «Вероломство образов», наглядно подтверждающее этот тезис. Однако есть направления, в которых оно проявилось с наибольшей интенсивностью. Итак, начнем.

Иероним Босх, фрагмент триптиха «Страшный суд»

Северное Возрождение

Если не брать во внимание произведения искусства Древнего мира, основанные на мифологическом сознании, то корень фантастического искусства следует искать в искусстве Северного Возрождения, в частности в творчестве Иеронима Босха.

Он один из первых художников, изобразивших странных существ, не имеющих отношения ни к реальному миру, ни к миру каноничного христианского мифотворчества. Хоть тематика его полотен и остается отчасти религиозной, их образность выходит за пределы канонических изображений библейских сюжетов.

В случае Босха мы впервые можем говорить о фантастических образах, порожденных воображением автора. Достаточно посмотреть на персонажей правой части триптиха «Сад земных наслаждений».

Читайте также:  Судьба левши в россии (по произведению н. лескова «левша»)

Иероним Босх, фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Помимо аллегорических изображений наказаний за грехи, художник вводит в свое произведение ряд фантастичных персонажей, имеющих подобие человеческого тела, но лица, напоминающие то птиц, то лягушек, то крыс.

 Босх расчленяет привычные формы, изменяет пропорции, соединяет несовместимое, переворачивает существующие взаимосвязи явлений, тем самым создавая фантастический мир, имеющий тесную связь с христианским пониманием ада.

Иероним Босх «Страшный суд»

Романтизм

Романтизм — это больше, чем направление, это мировоззрение, завладевшее умами многих людей того времени, и оставшееся актуальным и по сей день. В первой половине XIX веке проявляется интерес к внутреннему, духовному миру человека, личность, индивидуальность выходят на первый план.

Романтизм утверждает новую систему ценностей, в которой разум уступает место воображению и чувствам. Отсюда и тенденция к двоемирию, то есть к противопоставлению внешнего и внутреннего, «духовного царства» и «эмпирической реальности», как это определял Гегель.

Таким образом, в искусстве возрастает значение фантазии и воображения, без которых невозможно изобразить невидимые глазу духовные явления жизни.

Важно

Так в произведении «Ночной кошмар» Фюссли представлено бессознательное начало, вырвавшееся наружу во время сна, иллюстрирующее собой внутреннюю, духовную жизнь человека, противопоставленную внешней, телесной.

Материализованные образы сновидения оживают на полотне Фюссли, в то время как тело человека безвольно и почти безжизненно сползает с кушетки.

Такое сочетание иррационального содержания и достоверного изображения, а также интерес к подсознательным процессам психики, предвосхитили появление сюрреализма в XX веке.

Иоганн Фюссли «Ночной кошмар»

Один из наиболее ярких представителей романтизма — Франсиско Гойя мастерски сочетает в своем творчестве острое наблюдение жизни и гротескно-аллегорическое преобразование этих наблюдений в своих графических и живописных работах. Такова серия графических работ «Капричос», высвечивающая пороки, глупость человека и общества, в гротескно-искаженных мрачных образах.

Символизм

Направление, развивавшееся во второй половине XIX века, ключевыми темами которого был сверхчувственный мир, трансцендентная реальность, которая становится видимой с помощью символа.

Символизм также есть особое свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым. Стремление человека к установлению видимых связей с имманентным А.

 Ригль называл «мистической художественной волей».

Одилон Редон «Воздушный шар с глазом»

Одним из основоположников символизма считается Одилон Редон — французский художник, увлекавшийся творчеством Гойи и Эдгара По, которого на протяжении всей его творческой деятельности «терзало воображение».

Его творчество принято относить к символизму, однако многие исследователи считают его началом сюрреализма.

В творчестве Редона ярко выражено фантастическое начало, есть предположение, что он страдал психическими расстройствами и воплощал свои кошмары в произведениях. Редон писал в своем дневнике:

Он утверждает свое основное положение, придание жизни своим выдуманным существам, и заставляет жить их по «законам правдоподобия». Именно эта связь реального с нереальным и ориентация на бессознательное психики дает право считать Редона предтечей сюрреализма. Редон считал, что искусство не должно ничего определять, но должно переносить в «зыбкий мир неопределенного».

Символизм ориентирован на представление потусторонних миров, мистической, скрытой сути явлений. Символизм — это метод изображения идей в образах, часто таинственных, неопределенных и иррациональных.

Альфред Кубин «Путь в ад»

Арнольд Беклин «Остров мертвых»

Сюрреализм

Данное направление начинает активно использовать достижения новой науки — психологии. В своих образах сюрреалисты стремились избавиться от рационального осмысления действительности, полностью посвятив свое творчество бессознательному.

Сюрреалисты стремились постичь реальность, находящуюся за кажущейся действительностью путем неконтролируемого творчества, методом механического письма.

В основе сюрреализма — раскрепощение подсознательных процессов как творческий метод, чистый психологоческий автоматизм.

Ив Танги «Мама, папа ранен!»

Совет

Так художник Ив Танги с его безлюдными мистически холодными пейзажами, лишенными связи с привычными предметами реального мира, является одним из основоположников этого направления.

Танги создал собственный уникальный мир, со своей природой и образами, при этом сочетая вымысел с детальной проработкой, заставляющей ощущать подлинность этого иного фантастического мира.

Танги стремился к выражению бессознательного в пластических «реальных» формах.

Многие другие представители сюрреалистического направления в живописи, например Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Рене Магритт, в своем творчестве использовали образы реальной действительности, но преобразуя их с помощью намеренных искажений.

Сальвадор Дали «Искушение святого Антония»

Таким образом, сюрреализм являет мир глубин бессознательного, тем самым затрагивая одну из самых загадочных тем в изучении человеческой психики.

В качестве художественного метода сюрреалисты использовали автоматическое письмо, гротеск, искажение пропорций и форм, сочетание частей различных предметов, игру с пространством.

При этом изображение фантастических образов сочетается с детальной реалистической проработкой, создавая тем самым иллюзию реальности сюрреалистической образности.

Фантастический реализм

Этому направлению свойственна ориентация на традиции немецкого Возрождения, в частности, на творчество Иеронима Босха.

Ключевыми характеристиками направления являются мистико-религиозный характер, вневременность, исследование потаенных, скрытых явлений как человеческой души, так и мира в целом.

Стоит отметить тесную связь фантастического реализма с символизмом, так, например, у Гигера есть свое прочтение «Острова мертвых» Беклина, а образы Брауэра визуально схожи с мистическими образами символизма.

Обратите внимание

В середине XX века Эрнстом Фуксом, Ариком Брауэром и рядом их сподвижников была основана Венская школа фантастического реализма. Арик Брауэр — один из немногих действительных членов Венской школы фантастического реализма, его творчеству присуща некая мистическая наивность образов, часто носящих религиозный характер.

Питер Грич «Ковчег»

Питер Грич, ученик Брауэра, создает в своих произведениях безлюдные образы неизвестных миров, чаще всего представленные в виде ржавых металлических конструкций. Грич создает некий постапокалептический мир, при этом абсолютно вневременной.

Гигер, создатель знаменитых монстров для фильма «Чужой», в своих работах изображает мир кошмаров, неземных существ, угрожающих и жутких, однако, имеющих непосредственное отношение к нашему миру. Друг Гигера, американский психолог Тимоти Лири, писал о его творчестве (цитата из книги «ХР ГИГЕР ARh+»):

Ганс Гигер «Некроном IV»

Неосюрреализм

Появление этого направления связано со второй волной сюрреализма в конце 1970 годов, в эти годы появляется множество направлений, визуальная образность которых схожа с сюрреализмом, однако содержательно они относятся скорее к фантастическому или символическому искусству. Действительно, визуальный язык этого направления схож с сюрреализмом, однако оно не связанно с идеями освобождения от разума и творческого автоматизма, лежащими в основе сюрреализма. Джорж Грие — самый яркий представитель неосюррелизма, его произведениям свойственны сложные, иррациональные комбинации пространства и форм. Грие, как и многие представители этого направления, является сторонником цифрового искусства. Появление неосюрреализма связано с отходом от классических техник изображения в сторону новых технологий.

Джорж Грие «Утренний Туман»

Дальше некуда!

Крайними формами фантастического направления являются виженари-арт, представляющий из себя спонтанное изображение увиденного в измененном состоянии сознания, и ар брют — искусство маргиналов, аутсайдеров и душевнобольных. Но эти направления заслуживают отдельной статьи.

Источник: http://www.cablook.com/inspiration/fantastika-i-verolomstvo-obrazov/

Фантастический реализм

ПланВведение<\p>

1 Основание «Венской школы фантастического реализма»

2 Фантастический реализм и Виженари арт
3 Художники Фантастического реализма и Виженари арт
4 Утро магов
5 Современная русская литература
6 Родственные стили
Список литературы

Введение

Фантасти́ческий реали́зм — термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе.

Обычно создание термина приписывают Достоевскому; однако исследователь творчества писателя В. Н. Захаров показал, что это заблуждение.

Читайте также:  Топ книг-антиутопий разных жанров, видов и стилей
[1] Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше (1869, по отношению к Шекспиру).

[2] В 1920-е годы это выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

С 1948 существует «Венская школа фантастического реализма» в живописи, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающаяся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированная на традиции немецкого Возрождения (представители: Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер).[3]

1. Основание «Венской школы фантастического реализма»

Вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, Эрнст Фукс основывает школу, или даже скорее скорее создаёт новый стиль «Фантастический реализм». Её бурное развитие приходится на начало 60-х годов 20-го столетия.

Пятеро её ярчайших представителей Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основной группой всего будущего движения, вскоре появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум так же составляли часть общего движения.

В Швейцарии работал Гигер (Х.Р. Гигер). Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза, Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс.

В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея. В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений.

Важно

Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Бексинского (Бексиньский, Здзислав), столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие. Фукс участвует в первой выставке Венского Арт-клуба в Турине (Италия).

Творчество представителей «школы», впитавшее национальные традиции готики, модерна, экспрессионизма, оперирующее образами мифа и подсознания, первоначально не находило признания у австрийской публики, увлеченной в тот момент абстрактным искусством.

2. Фантастический реализм и Виженари арт

Сегодня, слившись с Психоделикой Нью-Эйджевских изысканий 60-х (см. Психоделия, Нью-Эйдж), а также с различными традициоными религиозно-мистическими практиками, Фантастический реализм уже имеет собственное продолжение в стиле Виженари арт.

Виженари арт (англ.

Visionary art) — Художественный стиль, имеющий в своей основе спонтанное изображение увиденного в изменённом состоянии сознания (Изменённое состояние сознания, ИСС), религиозного, медитативного созерцания, транса, а также «флешбэков» («англ. flash — вспышка, back— назад, обратно) — в буквальном смысле — кинематографический термин, обозначающий ретроспективную сцену, стоп-кадр.»), возникающих после так называемых «Трипов» (психотропных путешествий).

Виженари арт распространился по всему миру и с появлением Интернета, получил возможность создать по-настоящему международные организации.

На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющегося сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США.

Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение.

Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Олег Королёв, Сергей Апарин, Петер Грик, Лаурие Липтон, Яцек Йерка, Маура Холден, Лукас Кандл, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

3. Художники Фантастического реализма и Виженари арт

  • Х.Р. Гигер
  • Майкл Уэлан
  • Роберто Веноза
  • Одд Нердрум
  • Олег Королёв
  • Дэ Эс
  • Питер Грич (Eng) | Питер Грич (Rus)
  • Яцек Йерка
  • Эндрю Гонзалес
  • Алекс Грей
  • Бригид Марлин
  • Лоренс Каруана
  • и др.

4. Утро магов

В 1959 году вышла знаменитая книга Жака Бержье и Луи Повеля «Утро магов», носившая подзаголовок «Введение в фантастический реализм». Она дала начало особому типу публицистики (non-fiction), который Мирча Элиаде определил так:

Она представляет собой любопытную смесь популярной науки, оккультизма, астрологии, научной фантастики и техники спиритуализма. Более того — она молчаливо претендует на разгадку бесчисленных жизненно важных тайн — нашей вселенной, Второй мировой войны, исчезнувших цивилизаций, одержимости Гитлера астрологией и так далее.[4]

5. Современная русская литература

Братья Стругацкие определяли собственный стиль, как «реалистическая фантастика» или «фантастический реализм»[5]. В манифестах российских фантастов «четвертой волны», например у Николая Романецкого[6] или Александра Тюрина[7], «фантастический реализм» — фактически синоним «турбореализма».

Совет

В наше время активно пропагандирует понятие «фантастического реализма» Вяч. Вс. Иванов[8], хотя в данном случае это скорее ретроспективный манифест.

6. Родственные стили

  • Неосюрреализм
  • Виженари арт
  • Психоделическое Искусство
  • Аутсайдер Арт

Список литературы:

  1. Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. — Петрозаводск, 1974. — С. 98-125.

  2. Nachgelassene Fragmente 1869—1874 Herbst 1869:

Die griechische Tragödie ist von maßvollster Phantasie: nicht aus Mangel an derselben, wie die Komödie beweist, sondern aus einem bewußten Princip. Gegensatz dazu die englische Tragödie mit ihrem phantastischen Realismus, viel jugendlicher, sinnlich ungestümer, dionysischer, traumtrunkener.

  1. Фантастический реализм

  2. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре

Источник: https://globuss24.ru/doc/fantasticeskii-realizm

Феномен «другой прозы». Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм. — Шпаргалки по русской литературе

Авторы андеграунда (или «подполья») требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов.

Писателей «роднит» одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность  изображать, в первую же очередь к его назидательно-наставительному пафосу.

Болезненной и острой была реакция властей на публикации некоторых авторов за границей. Этому придавался статус чуть ли не государственной измены, что сопровождалось принудительной высылкой, скандалами, судебными разбирательствами и т.д. Государство по-прежнему считало себя вправе определять для своих граждан нормы и границы мышления и творчества.

Именно поэтому в 1958 разгорелся скандал по поводу присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку за напечатанный за границей роман Доктор Живаго. Писателю пришлось отказаться от премии.

В 1965 последовал скандал с писателями Андреем Синявским (повести Суд идет, Любимов, трактат Что такое социалистический реализм) и Юлием Даниэлем (повести Говорит Москва, Искупление), с конца 1950-х публиковавшими свои произведения на Западе. Они были осуждены «за антисоветскую агитацию и пропаганду» на пять и семь лет лагерей.

Читайте также:  Футлярные люди в рассказах а. п. чехова

Владимиру Войновичу после публикации на Западе романа Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина пришлось покинуть СССР, т.к. надеяться на издание своих книг на родине он уже не мог.

МЕТРОПОЛЬ – литературно-художественный иллюстрированный альманах, работа над которым была завершена к началу 1979 года. В качестве составителей выступали А.Битов, В.Аксенов, Ф.Искандер, Вик. Ерофеев и Е.Попов.

<\p>

Обратите внимание

Мысль о подготовке бесцензурного сборника объединила группу из 23 авторов, среди которых были как широко печатающиеся профессиональные литераторы (Б.Ахмадулина, А.Арканов, А.Вознесенский), так и авторы, по той или иной причине редко публиковавшиеся (С.Липкин, И.Лиснянская), более известные в других областях литературы (Ю.

Алешковский, Б.Вахтин), либо те, чьи литературные произведения вовсе не могли пробиться в официальную печать (Ф.Горенштейн, В.Высоцкий, Е.Рейн, Ю.Карабчиевский, Ю.Кублановский, П.Кожевников). Кроме них, в альманахе были представлены работы М.Розовского и В.Тростникова, чья профессиональная деятельность напрямую с литературой не связана.

Оформили альманах художники Б.Мессерер и Д.Боровский. Художник А.Брусиловский представил графическую серию, иллюстрирующую стихи Г.Сапгира.

Авторы «Метрóполя», за малым исключением, в опубликованных произведениях реальных, политических проблем вообще не касались.

Но обращение к тематике, которая не поощрялась (например, религия), использование ненормативной лексики, гротескные ситуации и ирония по отношению к известным фактам истории – вызвали широкий общественный резонанс, а намерение уйти из-под надзора государства стало вызовом существующей государственной системе.<\p>

После «перестройки» альманах был переиздан, были проведены посвященные ему литературные вечера.

Мечта бездомного — крыша над головой; отсюда и «МетрОполь», столичный шалаш над лучшим в мире метрополитеном. Авторы «МетрОполя» — независимые (друг от друга) литераторы.

Единственное, что полностью объединяет их под крышей, — это сознание того, что только сам автор отвечает за свое произведение; право на такую ответственность представляется нам священным.

Не исключено, что упрочение этого сознания принесет пользу всей нашей культуре.

Источник: https://students-library.com/library/read/46937-fenomen-drugoj-prozy-analiticeskaa-proza-fantasticeskij-realizm-mifologiceskij-realizm

Фантастика и Фэнтези

Фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии.

В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов. Фантазия, как деятельность, созидающая образы, является необходимым условием всякого художественного творчества.

Поскольку образы слагаются путем придумывания и искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и художественной правды.

Фантазия дает художнику необходимый запас образов и намечает возможные способы их сочетания, построение же целого определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного замысла.

Важно

Вместе с тем фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Город Солнца» или «Civitas solis» Т. Кампанелла, «Утопия» Т.

Мор, «Властелин колец» Дж. Р. Толкиен). Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Выдающимся представителем этой области творчества является немецкий романтик Э. Т. А. Гофман, умевший вкладывать в свои невероятные по фантастичности образы глубокий идейный смысл.

И в научном творчестве фантазия имеет значение, как вспомогательное средство открытия научной истины. В 19-20 столетиях особенно стремительно стала развиваться научная фантастика.

Научная фантастика, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием – мысленный эксперимент.

Расцвет научной фантастики в 20 веке связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и «антиутопии», философской, «бытовой», юмористической, «технической» научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р.

Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.

Фэнтези (англ. phantasy, букв.

– фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом; претворяются в фантастический реализм или в современное направление живописи магический реализм.

Фантастический реализм, художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов.

Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа «в духе старых мастеров»; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди характерных примеров – творчество В.

Тюбке, мастеров «венской школы фантастического реализма» (Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.).

Символизм, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф.

Ницше, творчеству Р. Вагнера.

Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.

Совет

В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» – сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе – П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И.

Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.

Источник: http://smallbay.ru/interest05.html

Ссылка на основную публикацию