17.Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
В своей поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов не дает прямого ответа на столь интересный вопрос. Поэтому читателю остается лишь, разобравшись в сути повествования и как бы «прочитав» душу главного героя, самому ответить на него.
Изначально, стоит вспомнить историю появления Мцыри в монастыре. Мальчика лишили свободы еще в детстве: сначала русский генерал увез его из родных краев, а потом монахи с благими намерениями приютили в монастыре.
То есть «могучий дух» будущего мужчины, достойного воина и представителя своего народа, еще в юном возрасте обрекли блекнуть и никнуть в неволе.
Несомненно, о сильном характере героя говорит его поведение в плену у русских:
Без жалоб он
Томился – даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал,
И тихо, гордо умирал.
Такая же гордость видится и в том, что монастырская жизнь изначально была чужда ему:
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок…
На мой взгляд, уже тогда в душе Мцыри зарождалась та «пламенная» страсть, которая потом за долгие годы «изгрызла» и «сожгла» его сердце. Казалось бы, герой приспособился к быту святой обители, но эти чувства, жажда свободы и желание вернуться на Родину, каждый день увеличивая свою власть, устремляя мечты юноши в «чудный мир тревог и битв», все же заставили его сбежать из монастыря.
О дальнейших событиях читатель узнает уже из уст самого героя, и это позволяет ему дать более точный ответ на поставленный вопрос, так как читатель буквально оказывается на месте Мцыри, видит мир его глазами и испытывает те же эмоции и переживания.
И тут сразу же выявляется первая причина неудачного побега: пленник был юн и неопытен, не приспособлен к жизни на воле («я мало жил, и жил в плену»). Герой сам осознает причину своей несостоятельности:
… угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах.
Второй причиной стало то, что Мцыри, разрываемый сильными чувствами, в силу своего незнания реального мира и всех его опасностей не мог осознать одной простой истины: в монастыре он был в безопасности.
Но он считал обитель тюрьмой, пленом, а монахов – надзирателями, лишающими его свободы, а на самом деле «в стенах хранительных» жили люди, которые «искусством дружеским» спасли ему жизнь в детстве и позже поборются за нее. Но Мцыри, не замечая этого, рвется на свободу. И суровая реальность вместе с природой готовят ему горькое разочарование.
«Божий сад» сначала сулил счастье и даже помогал покинуть монастырь. Вспомните, герой бежал именно «в час ночной, ужасный час», когда гроза пугала жителей храма. Тогда он буквально воссоединился со стихией:
…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Только вот потом начались сплошные трудности. Во-первых, «ни одна звезда не озаряла трудный путь» юноши, а с утра «злой дух», шагающий по просторам «грозящей бездны», испугал героя.
Во-вторых, лес, который, по его мнению, должен был вывести его в родные края, встретил Мцыри колючим терновником, запутанным плющом и кромешной тьмой. Непроходимая чаща запутала героя и свела с могучим барсом, бой с которым обессилил его.
Уже в последние минуты жизни Мцыри осознал коварность внешнего мира:
И, вновь собрав остаток сил,
Побрел я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Смеялась так, что вновь привела его под стены монастыря.
А третья и самая главная причина – это невообразимая, можно сказать нереальная тяга к свободе.
И вроде бы простые, понятные многим желания: произнести не в пустоту священные слова «отец» и «мать», обрести «отчизну, дом, друзей, родных» и когда-нибудь свою «пылающую грудь» прижать к другой, «хоть незнакомой, но родной».
Он был готов «рай и вечность» променять на «несколько минут» другой жизни. Но Мцыри настолько идеализировал у себя в голове этот мир, что его мечты просто не могли сбыться и в итоге разбились об суровые реалии внешнего мира.
Таким образом, вкусив воздуха свободы, Мцыри умирает потому, что мечты человека, выросшего вдали от реального мира, не знающего его и неготового к жизни вне монастыря, не выдержали столкновения с действительностью.
Ксюша
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/ege/zadanie-17/2746-17-pochemu-vkusiv-vozdukha-svobody-mtsyri-dolzhen-byl-umeret
С5 – 1 Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть ? ЕГЭ по литературе –
С5 – 1 Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть ?<\p>
Среди многочисленных тем, затронутых в поэмы «Мцыри», одной из самых главных является тема свободы человека. В образе «Мцыри» воплощена трагедия несостоявшейся жизни.
Мальчишка лет шести, привезенный русским генералом в монастырь, вначале был дик и угрюм, никого к себе не подпускал, гордо отвергал еду и питьё.
Со временем он привык к вечному заточению, и казалось, готов был прожить там всю жизнь, но горячая кровь его отцов взыграла, и он решается на побег.
Когда беглец находится, к нему приходит чернец, который в последующем будет слушателем мятежного Мцыри. С первых строчек рассказа главного героя мы видим то бремя, которое суждено было пережить несостоявшемуся монаху. Он был лишен родительской ласки:<\p>
« Я никому не могу сказать
Священных слов «отец» и «мать»<\p>
« … Я видел у других<\p>
Отчизну, дом, друзей, родных,<\p>
А у себя не находил
Не то что милых душ – могил!»<\p>
Чужая воля монахов лишает всего.<\p>
Всё в мире стремится уничтожить его индивидуальность. В данном произведении монастырь является символом несвободы, плена, тюрьмы, который разрушает мечты. Для усиления этого образа, автор использует многочисленные эпитеты: «душные кельи», «сумрачные стены», «глухие стены».
Перед героем ставится выбор: быть монахом до конца жизни или, вкусив свободы, умереть? Рискнув, он решается на второе. Убежав оттуда, он видит «божий сад», то есть природу его родного края, к которой он стремился все годы, проведенные в заточении. Описание трёх дней, которые Мцыри провел на свободе, занимает большую часть произведения. Только эти дни он называет блаженством.
Именно эти дни являются символом человеческой жизни.
«…Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»<\p>
Однако жизненные силы Мцыри подорваны неспешной и чуждой всяких страстей жизни в монастыре, сильные страсти оказывают на него губительное воздействие, встреча с природой убивает героя. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Когда беглеца возвращают в монастырь, он решает, что лучше умереть, нежели всю жизнь мечтать о свободе.
<\p>
Таким образом, Лермонтов стремился передать нам то, как мало в нашей жизни того времени, когда мы действительно живём. Прожив три дня на воле, герой понимает, что не перенесёт и дня взаперти.
Для него предпочтительна смерть, нежели жизнь, полная страданий.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=25226
Презентация на тему: Почему должен погибнуть Мцыри?
Описание слайда:
Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. (14 гл. 1-ой Книги Царств) Тема исследования«Почему должен погибнуть Мцыри?»Автор: Боронина Света,учащаяся 8 класса «А» Учитель: Мордакина П.Е.,учитель русского языка и литературы МОУ Жердевской СОШ №2
Описание слайда:
Гипотеза:Если человек находится в неволе, то он должен смириться со своим положением, беспрекословно подчиняться авторитетам и забыть о свободе.
Описание слайда:
Цель: сравнение библейской легенды с темой и идеей произведения, выяснение причины побега Мцыри из монастыря и его гибели.
Задачи:- рассмотреть образ главного героя в библейски- христианском аспекте;- через поступки понять духовный мир Мцыри;- выяснить, что значит для Мцыри свобода и что она ему дала;- определить собственную жизненную позицию пообщественно значимым вопросам, поднятым в поэме.
Ход исследования: 1. Посетили читальный зал детской библиотеки, изучили критичес- кую литературу, провели соцопрос читателей библиотеки.2. Выявили проблемы, условия жизни, созданные в России во времена правления Николая I.3.
Выяснили, какое впечатление произвел Мцыри на современников М.Ю.Лермонтова, и сравнили с отзывами учащихся о главном герое поэмы.4. Посмотрели литературно-театральный урок.5. Провели конкурс рисунков на тему «Три блаженных дня» в жизниМцыри».6.
Провели социологический опрос «Мцыри – победитель или побеж-денный?».7. Сделали выводы.
Описание слайда:
В библиотеке мы познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Описание слайда:
и иллюстрациями, сделанными к поэме.
Описание слайда:
Конкурс рисунков на тему «Три блаженных дня» в жизни Мцыри».
Описание слайда:
Социологический опрос «Мцыри – победитель или побежденный?»
Описание слайда:
Связь библейских легенд с темой и идеей литературного произведения.Эпиграфом к поэме Лермонтов взял цитату из 14 гл. 1-ой Книги Царств. Данный ветхозаветный текст библейский относится сегодня к числу устойчивых выражений традиционно – книжного происхождения, обогативших собою фонд “крылатых слов” русского языка.
В указанной главе рассказывается о борьбе в ХI в.до н.э. главы первого объединенного палестинского государства Саула с враждебными племенами филистимлян, вторгшихся в пределы восточного побережья Средиземного моря.
После одного из сражений у Ефремовой горы воины Саула были весьма утомлены, и Саул “сотворил безумие великое”, т.е. дал народу заклятие, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкушал пищи. И пошел 10-тысячный отряд во главе с сыном Саула Ионафаном в лес.
И был там на поляне мед. Но никто не протянул руки своей к меду, ибо народ боялся заклятия. Ионафан же не слышал о заклятии и протянул конец палки, бывшей в руке его, обмакнул ее в медовый сот и обратил к устам своим, и просветлели глаза его.
Когда кто-то сказал ему о заклятии отца, Ионафан ответил осуждением, сказав, что поражение филистимлян было бы еще большим, если бы народ “поел от добычи”. Узнав о нарушении заклятия, Саул счел это тягчайшим грехом.
Он обратился к Богу с вопросом: преследовать ли ему своих воинов, но ответа не было. Тогда Саул дал распоряжение собраться всем старейшинам народа, чтобы определить, на ком именно лежит грех нарушения заклятия. Жребий упал на Ионафана.
И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты, и тот рассказал: “Я отведал концом палки немного меду, и вот я должен умереть”. Но народ, жалея и уважая Ионафана, который способствовал победе над врагами, единодушно вступился перед царем в защиту его сына. Ионафан был оправдан и избежал казни. Последние слова юноши и стали эпиграфом.
Рассчитывая на восприятие читателей, которым были хорошо известны библейские тексты, Лермонтов не только сравнивает героя своей свободолюбивой поэмы с вызывающим сочувствие образом юноши Ионафана, но, возможно, противопоставляет своего героя библейскому: ведь Ионафану народ не дал погибнуть, юноша избежал казни за нарушение безрассудного обета.
Не мог ли и Лермонтов этим эпиграфом поэмы “Мцыри”, обращенным к знающему Библию читателю, напомнить ему о “мнении народном”, которое расходится с жестоким судом власть имущих и не может не оправдать свободолюбивые порывы героя?!Да, Мцыри – это нарушитель запрета, обреченный смерти за невоздержную любовь к жизни и свободе.
Но вместо оправдательной интонации Ионафана: “Я отведал… немного меду”, – у Лермонтова слышится горький упрек: “мало”, «так мало» меда.
Описание слайда:
Современники М.Ю.Лермонтова о поэме«Мцыри» и его герое. Поэма Лермонтова ставила пред читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Поэма приводила к мысли о необходимос-ти изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».
Появление поэмы в условии реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России. Монастырь, где томился Мцыри, воспринимался как символ России времен Николая I. Поэму многие заучивали наизусть. Близко стоявшие к Лермонтову люди, как А.П.Хан-Гирей и А.Н.
Муравьев, лично знавшие творческую историю поэмы «Мцыри», признавали, что никогда никакое произведение не производило на них столь сильного впечатления, как «Мцыри». Сильно увлекся поэмой В.Г.Белинский. Мцыри по его словам, стал «люби- мым идеалом автора, это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей Лермонтова.
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – писал Белинский.
Описание слайда:
Сравнение с гипотезой Наше предположение неверно.Каждый человек волен распоряжаться собой, своей жизнью, имеет право на независимость, свободу, даже если она несет гибель.
Описание слайда:
Выводы Истоки трагедии Мцыри – в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя.
Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.
Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
Источники информации: 1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. – М.: Просвещение, 2003.2. Белинский В.Г. Литературная критика. В 2-х т. – Л .: Худож. лит., 1981.Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература XIX века.
I половина. – М.: Просвещение, 1987.4.Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе.- М., «Просвещение», 1974.5. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1976.6. Сайт «Учимся вместе». Allbest.ru 7. Ульяшов П.С. Загадка гения. – М.
: Знание, 1989.
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/pochemu-dolzhen-pogibnut-mcyri.html
Почему погиб Мцыри?:
Поэма
Лермонтова «Мцыри» была написана в 1840 году. Путешествуя по Военно- Грузинской
дороге, поэт встретил монаха, который некогда служил в монастыре, теперь уже
упраздненном. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Этот рассказ произвел
огромное впечатление на поэта, и он изложил историю, рассказанную монахом Бэри,
в поэме.
В
центре поэмы образ Мцыри.
Однажды
русский генерал, который направлялся в Тифлис, проезжал мимо монастыря. Он вез
с собой больного пленного мальчика.
Он был,
казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник.
Это
и был Мцыри. Сравнивая ребенка с серной, Лермонтов дает понять, что дитя не
приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. Очень слабый
физически, мальчик обладал могучим духом, огромной силой воли.
Без жалоб он Томился, даже слабый
стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.
Умирающего
Мцыри спасает монах. Постепенно ребенок начал привыкать к «плену», он стал
понимать чужой для него язык и уже хотел «во цвете лет изречь монашеский обет».
Но в нем живет тоска по родине, свободе. Мысли его постоянно несутся туда, где
В снегах, горящих, как алмаз, Седой,
незыблемый Кавказ.
Мцыри
решается на побег. Темной осенней ночью он убегает из монастыря и попадает в
мир природы, «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Попавший в
монастырь не по своей воле, Мцыри стремится туда, «где люди вольны, как орлы».
Утром, пробудившись от сна, он увидел то, к чему так долго стремился: пышные
поля, зеленые холмы, величественные горные хребты. В природе он видит ту
гармонию, единение, братство, которого не дано ему было познать в человеческом
обществе.
Кругом меня цвел божий сад. Растений
радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь
меж листов…
Мцыри
наделен способностью видеть, тонко понимать, любить природу и в этом находит
радость бытия. Он отдыхает после монастыря, наслаждается природой. В то же утро
он встретил молодую грузинку и был очарован ее песней.
Страдая от голода и жажды,
он не пошел в ее саклю, потому что имел одну заветную цель — «пройти в родимую
страну». Юноша долго шел, но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться
стал». Это привело его в отчаяние: впервые в жизни он заплакал. А вокруг него
уже «миллионом черных глаз смотрела ночи темнота».
Мцыри оказался во враждебной
ему стихии. Из чащи леса выходит барс, который набрасывается на юношу.
Ко мне он кинулся на грудь; Но в
горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье…
В
этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри.
Он побеждает и, несмотря на тяжелые раны, продолжает путь. Когда утром,
голодный, израненный, выбившийся из сил, он увидел, что вновь пришел к своей
«тюрьме», отчаянию Мцыри не было предела.
Он понял, что ему «на родину следа
не проложить уж никогда». Умирающего Мцыри нашли монахи и вновь принесли в
монастырь. Мечте не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав»,
он завершил жизнь. Раны от сражения с барсом были смертельны.
Однако, даже не
будь этой битвы с барсом, едва ли Мцыри мог прожить долгую жизнь Я думаю, что
тоска по родине, неволя все равно истощили бы его силы и он умер бы не от ран,
а от тоски. Жизнь для Мцыри в неволе — не жизнь.
Он всеми силами стремился
вырваться из своей тюрьмы — монастыря, доказать свое право на достойную,
свободную жизнь. И если не смог осуществить свою мечту, то это не его вина.
Мцыри с горечью признается себе, что
…как жил в земле чужой, Умру рабом
и сиротой.
Но
смерть для него — тоже освобождение от неволи. Когда над его головой уже веяли
успокоительные сны смерти, носились ее фантастические видения, он вспоминает
свой родной Кавказ и мечтает, чтобы ветер принес ему привет с милой его родины.
Умирая, Мцыри все же остается непокоренным, гордым, как свободолюбивый дух его
мужественного народа.
Жизнь Мцыри на воле
«Ты хочешь знать, что видел я на
воле?»
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Поэма
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году. Она стала результатом
странствий поэта по Военно-Грузинской дороге.
Поэма
рассказывает о жизни пленного мальчика с гор, которого однажды привез русский
генерал и оставил в монастыре. Мальчика назвали Мцыри, что по-грузински
означает «чужеземец».
Мальчик
жил в монастыре и готовился стать монахом. Но однажды он исчез, и нашли его,
обессиленного и больного, только через три дня. Перед смертью он рассказал о
своем бегстве и странствиях.
Только
на воле Мцыри почувствовал, что настоящая жизнь — за монастырскими стенами. Ни
буря, ни стихия не пугали его:
…О, я как брат обняться с бурей был
бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…
Мцыри
ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:
Скажи мне, что средь этих стен Могли
бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и
грозой?
Беглец
вслушивался в волшебные, странные голоса природы, которые как будто говорили о
тайнах неба и земли.
Он слышал голос молодой грузинки, мучился от голода и
жажды, но не посмел подойти к сакле, так как стремился поскорее попасть в
родные места. Он ушел от гор и углубился в лес.
Но вскоре Мцыри понял, что
заблудился, и, упав на землю «в исступлении рыдал», «И грыз сырую грудь земли,/
И слезы, слезы потекли».
Во
время блужданий по лесу Мцыри встретил барса и сразился с ним. В этот момент он
сам чувствовал себя диким животным:
И я был
страшен в этот миг: Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.
Казалось, что слова людей Забыл я…
Тяжело
раненный барсом, он понял, что не сможет добраться до родных мест, что придется
Блаженство вольности познав, Унесть в
могилу за собой Тоску по родине святой.
Как бы
подводя итог своим странствия, Мцыри признается перед смертью:
Увы! — за несколько минут Между
крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/8_klass/pochemu_pogib_mcyri/10-1-0-745
Сочинение на 5.Ру
Для каждого из нас важна свобода, ведь это – величайшая ценность, данная нам от рождения. Предлагаю рассмотреть эту тему на примере поэмы Лермонтова «Мцыри», в ней она наиболее важна.
Прежде всего, стоит отметить, что действие поэмы происходит возле Кавказских гор. Известно, что сам поэт воспринимал их олицетворением свободы. Ведь именно на Кавказ ссылали провинившихся (в том числе, и поэт не избегнул этой участи).
И там, среди дикой природы, навивающей романтические чувства, можно ощутить себя воистину свободным от законов светского общества. Получается, что в этой поэме Кавказ (как идеальное воплощение природы) является неким символом свободы.
Сам Лермонтов говорит об этом устами Мцыри.
Теперь следует обратить внимание на главного героя. Мцыри – романтический персонаж. Но стоит сказать, что он не просто обыкновенный мечтатель, он борется за свою свободу, споря с судьбой.
И ведь именно такой человек был необходим во времена Лермонтова, времена, когда нельзя было выражать своё мнение напрямую. Писатель вообще считал, что цивилизация портит людей. Мы можем заметить, что образ романтической личности автору удался.
Герой – дитя гор, он пронёс память о родине через всю свою недолгую жизнь. Воспоминания о далёком детстве среди своих родичей не смог убить никакой монастырь, ведь Мцыри на протяжении всего заточения страстно желал вернуться в родной аул.
Несомненно, что монахи, воспитывающие его, не желали юноше зла, но их добро являлось для героя лишь тюрьмой. И настоящая жизнь, полная свободы, к которой так стремился Мцыри, существовала лишь за стенами монастыря.
И вот, в грозовую ночь герой всё-таки решился на побег. Он ещё толком не знал, что ждёт его за стенами, но с юношеской страстью бросился навстречу неизвестному. Ведь ради малейшей возможности вкусить свободу, можно рискнуть жизнью, так и поступает Мцыри. Именно поэтому его не пугает буря, наоборот, он стремится слиться с ней, его вольная душа соединяется со свободной стихией.
Интересен также момент пробуждения на краю бездны и схватка со зверем.
Всё это просто является одним из важных элементов «испытания свободой». За три дня, проведённые на воле, юноша получает столько новых впечатлений, сколько не испытывал за все годы, проведённые в монастыре. В нём оживает лавина чувств, свойственная его возрасту.
Ведь эта насыщенная жизнь является полной противоположностью жалкому существованию в монастыре. Следует оговориться, что автор поднимает интересную проблему: что лучше, долгие годы спокойной жизни в неволе или же несколько дней, проведённых на свободе? Полагаю, что в данной поэме ответ очевиден. Ведь только свободную жизнь можно называть жизнью как токовой.
Лермонтов решил, что три дня на воле должны быть воспеты в целой поэме.
Существует ещё один факт, который следует отметить отдельно. Мцыри умирает в неволе. Многие могут справедливо задаться вопросом: почему герой умирает? Ведь раны, нанесённые барсом, не являлись смертельными. Но ответ абсолютно прост: юноша, вкусивший свободы и снова вернувшийся в прежнюю «тюрьму», уже не представляет себе дальнейшей жизни.
Ведь целью почти всей его жизни было стремление вырваться на волю. Но и на грани погибели Мцыри остаётся верен своим идеалам. Даже смерть не смогла сломить его. Существует мнение, что герой получит настоящую свободу где-то там, за гранью бытия. Это традиционный романтический мотив, раскрытый автором в этой по настоящему бессмертной поэме.
VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});
Источник: https://sochinenie-na5.ru/tema-svobody-v-poeme-lermontova-mcyri/
Почему погибает Мцыри?
Мцыри говорит здесь, что он заслужил свой жребий.
Два ярких образа – «могучего коня», который найдет краткий путь на родину, и «темничного цветка», гибнущего от первых живых лучей солнца, – помогают герою осудить свое бессилие, причем Мцыри решителен в этом осуждении.
Он называет теперь свою «пламенную страсть» жаром «бессильным и пустым». В конце возникает тема судьбы, рока. Самой судьбой Мцыри был обречен на неволю; его попытка преодолеть рок окончилась неудачей:
- … тщетно спорил я с судьбой:
- Она смеялась надо мной!
Верно ли это? Мы могли убедиться, что в характере «Мцыри» есть все необходимое для победы: воля, смелость, целеустремленность, отвага. В поединке с природой он фактически выходит победителем, но судьба его остается трагичной.
Истоки трагизма – в условиях, которые с детства окружали героя. Мцыри чужд монастырской среде, в ней он осужден на гибель, в ней не могут найти осуществления его мечты. Но чтобы вырваться из нее, недостаточно личного мужества и бесстрашия: юноша одинок – и потому бессилен.
Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, то есть наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным» и обусловив гибель героя. Однако можно ли считать бесплодной попытку Мцыри преодолеть «судьбу»? Думается, что нет.
Правда, Мцыри умрет в монастыре, так и не сумев «пройти в родимую страну».
Его последние слова могут показаться словами примирения с жизнью, а не протеста. Но ведь именно перед кончиной Мцыри отвергает счастье «в святом заоблачном краю» и вновь отрицает возможность жизни в монашеской обители» Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ.
Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение есть в то же время победа: жизнь обрекала Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.
Поэтому гибель его при всей трагичности возбуждает у читателя не стремление отказаться от попыток освобождения, а гордость за человека и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
Это и является главным идейным выводом из поэмы. Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе; лучше три дня вольности, чем долгая жизнь в рабстве.
Конечно, идейное содержание «Мцыри» гораздо шире и значительнее, чем такой вывод. Известно, что многие образы в поэме (например, образ родины, монастыря и т. п.) тяготеют к символике, «излучают дополнительные смыслы».
Поэма Лермонтова ставила перед читателем большие вопросы о судьбе и правах человеческой личности, о смысле существования, о том, какой должна быть жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, борьбе, воспевающими радость битвы.
Образ Мцыри противостоит всякому равнодушию и апатии, постыдной праздности, зовет видеть и чувствовать красоту борьбы и подвига. Выразительность и эмоциональная сила характера Мцыри сделали его любимым героем многих поколений.
В Мцыри воплощены порыв к действию, неспособность к смирению, смелость, любовь к свободе и родине. Эти качества непреходящи, и образ Мцыри еще долго будет волновать читателей, пробуждая в них активность и отвагу.
В стихотворении Лермонтова благородная тревога за судьбу родной литературы выражена и аллегорически и прямо: автор открыто противопоставляет современную поэзию ее предшественнице.
Пусть все найдут образы, которые «молниеносно», поэтически обнажают сущность той и другой литератур. Образы эти наполнены авторским чувством и контрастны и по содержанию и по эмоциональной оценке. Для Лермонтова Мцыри – «могучий дух».
Это высшая оценка героя поэтом. Те же слова произносит Белинский, говоря о самом Лермонтове.
Если Вам понравилось сочинение на тему: Почему погибает Мцыри?, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится
Источник: https://soshinenie.ru/pochemu-pogibaet-mcyri/
Готовые школьные сочинения
Авг
13 2010
ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?
«Мцыри» – пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
Но стороне своей родной. И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.
Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.<\p>
Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей.
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.<\p>
А также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни.
И поэтому Мцыри стремится также «узнать, прекрасна ли земля». И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме – монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования.
Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:
Казалось, звон тот выходил
Из сердца – будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.<\p>
Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.
В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г.
Белинский так писал об этом: «…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…»
Тема Кавказа встречалась в творчестве Лермонтова и раньше, до написания им поэмы «Мцыри», она найдет отражение и в его более поздних произведениях.
Поэта привлекали образы смелых, мужественных, свободолюбивых людей, близких по духу самому Лермонтову. Первоначально Лермонтов озаглавил свою поэму «Бэри», что в переводе с грузинского означает «монах».
Но герой поэмы не монах и никогда им не будет, его только готовят к этой роли, он послушник, что на грузинском языке звучит как «мцыри».
Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри – это грузинский ребенок, который попал на Северном Кавказе в плен к русским. Его забрали с собой, но по дороге он заболел и попал на излечение к монахам.
Когда ребенок начал понимать русский язык, его стали готовить к постригу. Это все, что мы знаем о жизни мальчика.
Большее значение Лермонтов придает внутреннему миру мальчика, его душе, что находит наиболее полное отражение в исповеди Мцыри перед старым монахом.
Мцыри – из горцев, которые свободолюбие впитывают с молоком матери. Но только в монастыре он это почувствовал по-настоящему. Скучные унылые монахи непонятны ему, они тоже не могут понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темницей, из которой не выбраться. Одиночество мальчика усиливается тем, что он не знает своей родины, родных:
Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
ОТ СВОИХ предков, которых никогда не видел, Мцыри унаследовал «могучий дух», смелость, выносливость и жажду свободы. Эти природные качества несовместимы с заточением в монастыре. Мцыри не выдерживает. Тоска по дому, по вольной жизни становится невыносимой:
Скачала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.<\p>
Источник: https://www.testsoch.net/pochemu-mcyri-bezhal-iz-monastyrya/