«три сестры», чехов: анализ

«Три сестры»: анализ пьесы Чехова

Драма «Три сестры» — знаменательное событие в жизни Чехова. После провала «Чайки» Антон Павлович дал зарок не писать пьес, считал себя неудавшимся драматургом.

И вот спустя пять лет пишет пьесу, в которой не только «пять пудов любви» стали основой сюжета, но и выразились все основные темы и мотивы русской классики: распад дворянских гнезд, несостоятельность «умной ненужности», трагедия «несчастного семейства», горе утраченных надежд, бессмысленность дуэли. В письме к В. И. Немировичу-Данченко Чехов признавался: как бы человек ни располагал своими желаниями, «…сама жизнь такая же, какая была, не меняется и остается прежней, следуя своим собственным законам». Точно так же и в пьесе «Три сестры», как бы героини ни хотели уехать в Москву, как бы Вершинин ни любил Машу, как бы ни мечтали герои о счастье, все остается по-прежнему.

Антон Павлович подверг ироническому осмыслению многие важные проблемы жизни человека, дал возможность читателю и зрителю взглянуть на них не трагически, а с той здоровой усмешкой, которая не оскорбляет человека безысходностью, а, напротив, убеждает в необходимости жить.

Обратите внимание

Чехов писал о «Трех сестрах», что вышла «пьеса, сложная, как роман». Эта пьеса наиболее ярко выражает традиции русской эпической прозы. Лирическое звучание чеховского театра достигает здесь страстной, исполненной драматизма идейной напряженности.

Герои «Трех сестер» живут как будто «начерно», словно надеясь, что еще представится возможность зажить в полную силу. Их будни окрашены томительно прекрасной мечтой о Москве и о лучшем будущем. Время их жизни движется в одном направлении, а мечты — в другом.

Не следует искать природу комедийного жанра в характерах действующих лиц. Не героев и их пороки высмеивает Чехов, а саму жизнь.

Развитие сюжета в «Трех сестрах»

Три любовных сюжета: Маша — Кулыгин — Вершинин; Ирина — Тузенбах — Соленый; Андрей — Наташа — Протопопов, казалось бы, должны придать пьесе динамику и интригующий драматизм. Однако этого не происходит.

Герои не стремятся что-либо изменить в своей жизни, они не действуют, только страдают и непрерывно ждут, и жизнь персонажей проходит как бы в сослагательном наклонении. Сюжет в пьесе несобытийный, хотя на самом деле событий более чем достаточно: измены, именины, пожар, дуэль.

В пьесе «Три сестры» герои бездействуют, зато жизнь активно вмешивается в мир их опустошенных душ.

Вторжение повседневности подчеркивается микросюжетами: историями, случаями, о которых рассказывают герои. Так расширяется пространство пьесы, вводя в конфликт произведения мотив непредсказуемости бытия.

В чеховский пьесах нет главных героев, сам поток жизни — главный объект внимания автора. Одной из наиболее важных особенностей чеховской поэтики является умение найти красоту в обыденности.

Особая светлая грусть озаряет его пьесы.

Смысл названия пьесы «Три сестры»

В русской классической литературе названия произведений, как правило, символичны и очень часто выражают отношение автора к изображаемому. В пьесах Чехова все сложнее. Он не раз утверждал, что в названиях его произведений не следует искать особого смысла, иронии или глубинной символики.

И действительно, кажется странным, что пьеса называется «Три сестры», в то время как в этой драме представлена история семьи Прозоровых и не менее важным образом является Андрей, брат сестер.

Если взять во внимание женские образы, то Наташа, жена Андрея, гораздо активнее, чем Ирина, Маша и Ольга, она добивается всего, о чем мечтала.

Важно

Драматическая тема «Трех сестер» — настойчивая вариация мотива напрасно пропадающей красоты. Образы трех сестер являются олицетворением духовной красоты и искренности. Автор часто использует сравнение женской души с перелетной птицей, и это становится одним из лейтмотивов пьесы.

Цветовая символика, отмеченная автором в ремарке к первому действию, настраивает читателя и зрителя на восприятие сестер как единого образа. Они становятся олицетворением прошлого, настоящего и будущего национальной жизни. И это положение иллюстрируется колористическими символами.

Белое платье Ирины символизирует молодость и надежду, синее форменное платье Ольги подчеркивает ее зависимость от футлярной жизни. Черное платье Маши прочитывается символом загубленного счастья. Весь драматизм представленной автором ситуации заключается в том, что будущее связано не с Ириной, а с Машей.

Ее странная реплика — «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…» — символический комментарий зависимости героинь от собственного бессилия.

Тема несбывшихся надежд

Особую роль в развитии метафорического подтекста произведения играют образы птиц. Мотив перелетных птиц несколько раз повторяется в пьесе. О них говорит Тузенбах, рассуждая о смысле жизни, о птицах с грустью размышляет Маша, когда прощается с офицерами, покидающими город.

Тема напрасно растраченных сил и несбывшихся надежд подчеркивается еще одним мотивом, в целом главенствующим во всем творчестве Чехова — разрушением дома, усадьбы, семейного счастья. Именно борьба за дом явилась внешней канвой действия пьесы.

Хотя борьбы как таковой нет — сестры не сопротивляются, они смиряются с тем, что происходит, потому что они не живут в настоящем, у них есть прошлое — семья, дом в Москве и, как им кажется, будущее — работа и счастье в Москве.

Столкновение надежды, размаха мечты со слабостью мечтателей — вот главный конфликт пьесы, который проявляется не в действии, а в подтексте произведения. В этом решении выразилась грустная иронии автора над «недотепами», над обстоятельствами, которые невозможно преодолеть.

Б. Зингерман в книге «Театр Чехова» завершил анализ пьес А. П. Чехова тем, что сравнил все сюжеты великого драматурга с событиями жизни самого создателя пьес: «…лиризм чеховского театра — это не одни исповеднические монологи действующих лиц, не только стыдливый подтекст и паузы, полные грустного настроения: Чехов в своих пьесах проигрывает сюжеты своей жизни…

Может быть, он потому и стал писать не романы, а пьесы, что именно в диалогической форме Чехову с его закрытым темпераментом легче было выразить свою личную тему — чем больше он вышучивает героев, тем сильнее мы им сострадаем». Чехов всю жизнь мечтал о большой семье, о собственном доме, но ни того, ни другого не обрел, хотя был женат и имел две усадьбы (в Ялте и Мелихове).

Уже тяжело больной, Чехов все же не впадал в отчаяние, он стремился близким людям передать надежду и радость даже тогда, когда жизнь настойчиво опровергала самые скромные поводы для оптимизма. Пьеса Чехова — не отчаянный жест человека, не способного исправить реальность, — это мечта о счастье.

Совет

Поэтому произведения Чехова не следует воспринимать как «грустные песни об уходящей гармонии».

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/tri_sestry_analiz_pesy_chekhova/79-1-0-607

Чехов три сестры анализ произведения

Чеховская драматургия покорила театральную сцену мира. По словам современных исследователей, «трудно назвать европейскую страну, где не шли бы пьесы Чехова.

К Европе присоединилась Америка — вся, с севера на юг; Чехова ставят во многих странах Азии, в Австралии, даже в Африке». Б.

Шоу писал: «В плеяде великих европейских драматургов Чехов сияет как звезда первой величины даже рядом с Толстым и Тургеневым».

В рассказах и пьесах А. П. Чехова показаны не только пошляки и обыватели, — лучшие герои его произведений мечтают о счастье народа, о красоте, о творческом труде. Поиски правды и стремление к полезному творческому труду воодушевляют и обаятельных сестер из пьесы «Три сестры», и Надю из рассказа «Невеста», и Аню из «Вишневого сада».

В пьесе Чехова «Три сестры» чувствуется художественный подтекст и реалистическая символика с их лейтмотивом: все пробуждается к новой жизни и все большая ненависть к обывательщине проявляется у людей.

Основной конфликт пьесы — столкновение морально чистых, «светлых личностей» (трех сестер Прозоровых, Вершинина и Тузенбаха) с миром обывателей, их жадностью, пошлостью и грубым цинизмом.

По словам Андрея, в их городе только «едят, пьют, спят, потом умирают.

родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством. »

Обратите внимание

В пьесе сильна реалистическая символика. Символ жизни сестер-мечтательниц — дом. В доме появляется змея в образе Наташи и постепенно отравляет и разрушает жизнь обитателей.

Пьеса заканчивается торжеством мещанства: Наташа все больше подчиняет себе Андрея, выгоняет сестер из дома. Милые, но безвольные сестры только мечтают о новой благородной жизни, но ничего не предпринимают для ее изменения.

Символично показан пожар: сгорает жизнь трех сестер, погибает их надежда на переезд в Москву. Потеря всего, что у них было, наконец- то заставит их начать жизненную борьбу: трудиться, искать свое место в жизни.

Москва, недосягаемая, далекая, как бы остается символом разбитых надежд трех сестер.

Если в первом действии сестры собираются уезжать и твердо уверены, что уедут, то в последнем жизнь уже развеяла их в разные стороны. Москва так и осталась неосуществленной мечтой, и каждая из сестер занимается нелюбимым делом.

Ирина — благородная девушка со светлыми мечтами о будущем. В семнадцать лет безотчетно радуясь юности и весне, она говорит в начале пьесы: «Скажите мне, отчего я сегодня счастлива? Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы».

Она полна светлых надежд, но реальная жизнь сильнее устремлений молодой души. Ирина старается найти счастье в труде, но работа телеграфистки не приносит ей никакого удовлетворения, не сбывается также и ее мечта выйти замуж — Тузенбах погиб.

Ирина сначала тоскует, а потом невыносимо страдает: «Мне уже двадцать четвертый год, работаю уже давно, и мозг высох, похудела, подурнела, постарела, и ничего, ничего, никакого удовлетворения, а время идет, и все кажется, что уходишь от настоящей, прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше, в какую- то пропасть. » Но жить ей все равно надо, и Ирина едет работать в глушь, во имя будущего тех, кто будет жить «после нас».

Важно

Плывет по течению жизни и Ольга. Она не хотела становиться начальницей гимназии, но стала ею. Однако работа в гимназии не может заполнить всего ее существования. Безотрадны также судьбы Маши и Андрея. Символ осмысленной, полнокровной жизни для них — Москва, в которой они провели детство, а она недостижима.

Единственное, что имеет смысл, убеждаются герои, — работа во имя будущего. Все они осуждают праздность, потому что праздность и скука — то, что убивает человека, превращает его в безразличное и бесполезное существо (это — одна из причин, по которой Чехов удаляет Тузенбаха). Пример такого человека — Чебутыкин, который все перезабыл, и даже Ирина начинает забывать то, что когда-то знала.

Как бы там ни было, три сестры, Вершинин и Тузенбах симпатичны автору. Это «светлые личности». благородные люди. Драматург сочувствует их доброте, мягкости, уму, но одновременно слышен и смех Чехова: его герои бескрылы, они неспособны бороться за свое счастье.

Эта мысль была непонятна постановщикам пьесы, трактовавшим ее как драму, Чехов же настаивал, чтобы пьеса ставилась как комедия. Комедийность пьесы связана с образами героев, в которых автор видел несоответствие порыва и бездействия, герои смешны в своей беспомощности и неспособности достигнуть исполнения своих мечтаний.

Найдут ли счастье три сестры? Чехов не дает прямого ответа на этот вопрос, но в конце пьесы звучит не только грусть, но и надежда и вера в лучшее, несмотря на все жизненные разочарования. Несмотря на то что ничего хорошего, казалось бы, не произошло, все три сестры верят, что их жизнь еще не кончена. Они разъезжаются из своего дома, но жить им хочется.

Маша мечтает «начать жизнь снова», Ирина едет учительствовать, чтобы отдать свою жизнь «тем, кому она, быть может, нужна». Ольга говорит: «. Страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь».

Последние слова Ольги «Если бы знать!», относящиеся к смыслу всего того, что делают сестры, вселяют чувство сомнения, неуверенности. Единственное, что может спасти героев Чехова от отчаяния, — это сознание долга и внутренняя сила.

Чехов сочувствует сестрам, вместе с тем осуждая их бездеятельность, смеется над их слабостью. Но комедийное в пьесе вытесняется лирической грустью: судьбы любимых героинь автору действительно не безразличны, именно поэтому лирическое начало снимает комизм. В. В.

Совет

Ермилов писал: «Комедийная природа пьесы была как будто зашифрована лирикой. Но автор вовсе не хотел зашифровки, — наоборот, он стремился к тому, чтобы Смех был открыто действующим лицом его произведения.

И не «вина» автора, а трудность его положения новатора заключалась в том, что самый принцип комического в его творчестве был новым».

Источник: http://prochekhov.ru/1701-chehov-tri-sestry-analiz-proizvedeniya

Глубокий смысл произведения А. П. Чехова «Три сестры»

Сочинения › Чехов А.П.<\p> Готовые Домашние Задания

Эту пьесу Чехов писал в Ялте, в самом начале нового века, когда слышнее, звонче становились голоса освобождения жизни.

И хотя пьеса была названа им драмой, в ней трагические мотивы переплетаются с комическими, много смеха, радости, музыки, к которым тянутся герои. Ощущение близости «здоровой, сильной бури» пронизывает пьесу.

Она начинается ранней весной, когда открываются первые рамы, в комнаты проникает шум улицы, согретый солнцем воздух, птичьи голоса. В гостиной сестер Прозоровых много цветов, пахнет пекущимся именинным пирогом, приходящие с визитом офицеры приносят подарки. У всех приподнятое, праздничное настроение.

Создается особая атмосфера рождающейся влюбленности, ожидания счастья. Вспыхивают горячие споры о будущем, о смысле жизни, и надежды на близкие перемены кажутся такими реальными: вот стоит только переехать из провинции в Москву, и там начнется новая, настоящая жизнь.

Заканчивается же пьеса холодным осенним днем, когда улетают журавли, опадают листья, когда полк уходит из города, и жизнь в городе замирает. Сестры остаются одни, все их надежды сгорают. Между тем погожим весенним днем и этой осенью проходит длинный-длинный ряд дней, тех самых будней, которые и производят свои опустошающие, раз бойничьи действия.

В этой пьесе Чехов еше более настойчиво и мягко отказывается от прямого противоборства характеров, интересов, воль. Настоящим противником трех сестер выступает не одна лишь мещанка Наташа, жена их безвольного брата Андрея, которая постепенно прибирает весь дом к рукам.

По отношению к сестрам оказывается враждебной вся окружающая их жизнь, «уклонившаяся от нормы».

Обратите внимание

Трагизм повседневности — особая форма драмы, наблюдаемая Чеховым. Перед нами не та исключительная ситуация, которая диктует ее участникам «открытое действие». Нет, писатель берет не ту прямую революционную ситуацию, которая требует активной разрядки, взрыва, лозунга, голоса оружия.

Читайте также:  Согласны ли вы с утверждением героя романа м.а. булгакова: «трусость – самый страшный порок»?

Он словно говорит: как жить человеку не в момент «бури», а до и после нее, в те долгие-долгие годы, когда неясен прямой враг, когда разрядка отрицательных эмоций либо невозможна, либо иллюзорна? Вот тогда и наступает длительная стадия «скрытого драматизма», сдержанных эмоций, активного торможения, требующая от человека не меньше, а может быть, и больше мужества, запаса воли и терпения, чем в моменты прямолинейных импульсивных действий и баррикадных боев, рождающих ко времени образы-лозунги.

Несправедливо было бы поэтому упрекать сестер Прозоровых в том, что они пассивны, «не борются» против Наташи, что лишь «уступают» под ее натиском. Несправедливо было бы из-за этого лишать их «права на драму».

Борьба за дом, за «место в жизни», за «материальное благополучие» — удел пошлых натур, полагает Чехов.

Бездействие чеховских героев, исторически предопределенное, есть «массовый гамлетизм», свидетельство того, что «действие принадлежит черным силам быта».

Единственное действие, на которое героев толкают обстоятельства, приносит несчастье (дуэль и смерть Тузенбаха). Словно чувствуя это, силы добрые, поэтические, разумные от действий воздерживаются.

Они как бы поднимаются над ситуацией, возвышаются над ней, не отдают себя целиком ей на съедение. Тем самым пессимистическая идея полной зависимости человека от своей среды здесь предстает размытой.

Близкие Чехову герои принадлежат не только своей среде, своему настоящему, но и далекому будущему. Это не делает их счастливее, зато — в чем-то свободнее.

Помимо внешней ситуации, помимо царства необходимости, есть в жизни этих людей своя глубокая внутренняя жизнь, свое царство свободы, и в этом истинный источник драматизма «Трех сестер».

Важно

На каждом шагу Чехов вскрывает противоречие между внутренней и внешней жизнью человека, между поэзией души и прозой обыденности.

За поверхностной корой слов и случайными, подчас нелепыми репликами таится волнующий подтекст.

Люди могут упрямо спорить о «черемше» и «чехартме», о том, один или два университета в Москве, вспоминать не к месту, что «Бальзак венчался в Бердичеве», повторять привязавшуюся строку «У лукоморья дуб зеленый…

«, а в это время думать, тревожиться совсем о другом. В этой сложной диалектике текста и подтекста и проступает особый «скрытый» драматизм чеховских героев.

Здесь как бы сталкиваются два потока — поток быта и поток сознания, материи и духа, обыденщины и мечты.

Новые формы драматизма «самой жизни», открытые Чеховым, заставили его пересмотреть и традиционное представление о виновнике беды.

В самом деле, кто виноват в трагедии трех сестер? Внеличный характер конфликта диктует неоднозначный ответ на этот вопрос.

Виновна не только мещанка Наташа, не только безвольность окружающих мужчин и пассивность самих женщин, но и все сложение жизни в целом. Весь строй современной действительности враждебен простому человеческому счастью.

Жизнь на каждом шагу обманывает сестер, говорит им свое «нельзя». Мечта о Москве, казавшаяся такой близкой, легко достижимой, становится призрачной. Билет «в Москву» нельзя купить по той простой причине, что это билет в несбыточное счастье. Бодрые надежды постепенно сменяются тоской, стон «в Москву, в Москву» — жестокой реальностью: «В Москву мы не уедем».

Совет

Призывы к труду, вначале такие радостные и легкие, казавшиеся панацеей от всех бед, со временем тускнеют. «Работать, работать! —весело зовет вначале Ирина — В жаркую погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать». Но «труд без поэзии, без мыслей» приносит одну усталость и разочарование, превращается в постылую обузу. Ирина сникла, похудела, не любит свою работу на телеграфе.

Нет, это совсем не то, о чем она мечтала

Надежда на личное счастье тоже обманывает сестер. Старшая, Ольга, учительница гимназии, так хотела бы выйти замуж, кажется, пошла бы без любви, «кто бы ни посватал». Но время идет, Ольга постарела, она уже начальница гимназии, но по-прежнему одинока.

Средняя сестра, Маша, «берет свое счастье урывочками», становится «злющей», но полк из города переводят в «царство Польское», и наступает горькое расставание с любовью.

Младшая, Ирина, еще «не любила ни разу в жизни», не может полюбить и Тузенбаха, ее душа —как «дорогой рояль», который заперт, а «ключ потерян».

Даже в детском, бесхитростном празднике жизнь отказывает сестрам. Череда будней, скука повседневности, кажется, вот-вот прервется. Зимний святочный вечер. Ждут ряженых.

В гостиной Прозоровых снова затевается спор о счастье, о смысле жизни, уже посыпались шутки, смех. Тузенбах садится за рояль. Маша начинает вальсировать. Внезапно музыка обрывается: Наташа не велела — «Бобик нездоров».

Ряженых не пускают. Праздник оказывается под запретом. Будни сильнее праздников.

Так сгорают все надежды сестер. В этом смысле ночной пожар третьего акта символичен. Ощущение наступающей «бездомовности», бесприютности входит в Прозоровский дом.

Образ дома, домашнего очага, насиженного гнезда у Чехова обычно несет в себе надежную тему уюта, тепла, крова, крыши над головой. Мирный быт может защитить человека от враждебного окружения.

Обратите внимание

Во время пожара Прозоровский дом становится пристанищем для погорельцев, он распахнут сквознякам, люди всю ночь маются, дремлют сидя, как на вокзале.

Тема гонимости, антидомашности, обездоленности завершается в последнем акте. Это акт прощания.

Здесь сестры, из своего прекрасного дома вытесненные, сидят на крыльце, одиноко бродят по опавшим листьям сада, ожидая последнего «прости». Уходит полк. Маша навсегда прощается с Вершининым.

Убит на дуэли Тузенбах. «Я знала, я знала…» — плачет Ирина. Звучит музыка, словно аккомпанируя финальным монологам сестер.

Слезы, боль потерь, горечь одиночества сливаются с высокой поэтической мелодией долга как необходимости жить, жить, несмотря ни на что, терпеть и верить, что «страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас.

..». «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!» Сестры стоят, прижавшись друг к другу, словно освещенные светом из вечности.

Сочинения по теме:

  • Описание образа героев через юмор в произведениях А. П. Чехова сочинение
  • Высмеивание человеческих пороков в произведениях А. П. Чехова сочинение
  • Главные герои и сюжет рассказа А. П. Чехова «Дядя Ваня» сочинение
  • Беспощадно-правдивое изображение деревни, в произведении А. П. Чехова «Мужики» сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/raznoe-822/glubokiy-smysl-proizvedeniya-a-p-chehova-tri-sestry

Драма А.П.Чехова «Три сестры»: проблематика, конфликт, герои

Источником конфликта в пьесе является мотив одиночества современного человека в своей семье, среди людей, которых он любит и которые любят его. Но это не физическое одиночество, когда никого нет рядом в прямом смысле. Это отсутствие родственной души, которая понимала бы все душевные настроения, которой были бы близки надежды и мечты.

В пьесе Чехова все герои — сестры Прозоровы, их брат Андрей, друзья их дома – разобщены и одиноки, несмотря на то, что они любят друг друга. Эти герои беспомощны: они не могут понять ни себя, ни окружающих.

Безусловно, в пьесе важное место занимают проблемы семьи и любви, именно вокруг них действуют все герои.

Но все же главным для всех остается вопрос: «Как жить?» В первом действии звучат радостные слова Ирины: «Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить».

Важно

Но наивность этих слов выясняется уже в следующем действии: «…Но оказалось все вздор, вздор!».
Так же разочарована и Маша, но только в любви. Ей все казалось, что она нашла именно то, что нужно, нужного человека.

О муже она говорит: «Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным. А теперь уж не то, к сожалению». О Вершинине Маша отзывается: «Он казался мне сначала странным, потом я жалела его, … потом полюбила». А в конце пьесы она говорит: «Неудачная жизнь.. Ничего мне теперь не нужно…».

Сходны с этими словами и мысли Андрея: «Когда я женился, я думал, мы будем счастливы, все счастливы… Но боже мой… (плачет)». Свои мечты и у Ольги, которые тоже оказываются несбывшимися.

Растерянность, разочарование, осознание обманутости объединяет всех главных героев пьесы. Их разрозненные возгласы сливаются воедино: «как идет время», «что если бы начать жизнь снова», «как обманывает жизнь!», «жизнь промелькнула, как молния». Стремление сестер «В Москву! В Москву!» и его неосуществимость становятся в пьесе символом обманутых надежд.

Главные герои «Трех сестер» несчастливы, но смысл пьесы не сводится к изображению несчастливой жизни несчастных людей. Кстати, именно в этом обвиняла Чехова современная ему критика.

Автор позволяет увидеть, глубоко проникнуть в причины несчастий своих героев.

Своеобразие конфликта этой пьесе заключается в том, что, сталкивая разных героев или группы героев, автор настаивает, что все они связаны, хотя и скрытно.

Здесь многие герои одновременно и сами являются несчастными, и являются причиной несчастья других. Поэтому Наташа, Соленый, Чебутыкин, Кулагин не противостоят остальным героям. У каждого из них свое представление о счастье, своя жизненная программа. И каждый из них пытается донести свою «правду» до остальных.

Но другим эта «правда» кажется или смешной, или глупой, или странной. И встречает со стороны окружающих насмешку, или грубость, или равнодушие.

Совет

Тузенбах говорит Ольге: «Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать» на ее откровение о том, как она была бы счастлива не работать и выйти замуж. А когда Ольге о своей любви будет говорить Маша, уже Ольга назовет это глупостями.

Тузенбах, мечтающий работать и найти взаимность у Ирины, постоянно наталкивается на ее холодность. Еще холоднее Ирина отвечает на признание Соленого в любви к ней.

И у остальных героев происходит такое же непонимание друг друга. Каждый поглощен своим взглядом на вещи, не способен понять точку зрения другого. В ответ на свои изменения или откровенность он встречает лишь насмешку или грубость.

Здесь автор говорит о мнимости священных для человека форм: о семье, о детях, об интеллигентской вере в труд, в страдания ради будущих поколений. Разговоры героев в пьесе о будущем, о смысле жизни, о необходимости веры в счастливое будущее находятся в контрасте с нелепостью их реального положения, с их повседневным поведением.

Именно здесь автор показывает проявление иронии жизни. Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить чертовски», «надо жить», «и хочется жить!». И пока остается у героев это желание жить, столь же естеств естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее.

Именно в этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями в конце пьесы сводятся к простому желанию — «Жить!». Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе. Барон Тузенбах обрусевший немец, родившийся в Петербурге, «холодном и праздном», — самый счастливый человек в пьесе.

Он остро чувствует «рубежность», «переломность» настоящего времени и всем своим существом устремлен к надвигающейся «громаде», «здоровой, сильной буре», которая «сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».

В горячей убежденности Тузенбах в необходимости труда, последовательной, обязательной для каждого человека работы («Через каких-нибудь двадцать пять — тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!») сказывается его «немецкая» здоровая любовь к «порядку», к разумному устройству жизни, его вера в осмысленный, созидательный труд, преобразующий общество и человека.

Обратите внимание

Тут обнаруживается близость образу Штольца («Обломов» И.А.Гончарова). Тузенбах лишен скепсиса и не склонен смотреть на теперешнее состояние жизни как на безнадежное. Он считает, что и в будущем «жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая».

Ему в высшей степени присущ «дар проникновения в жизнь», дар любви к жизни, дар быть счастливым даже в безответном чувстве к Ирине. Ему понятна и близка ее «тоска по труде». И он не устает своим бодрым верованием в жизнь поддерживать душевные силы Ирины.

Тузенбах не только мечтает о «новой жизни», но и готовится к ней: выходит в отставку, выбирает работу инженера на кирпичном заводе и собирается, обвенчавшись с Ириной, уехать туда: «Я увезу тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты твои оживут. Ты будешь счастливой». Но нелепая, обычная, «всегдашняя» стычка с Соленым привела к дуэли. Прощание Т.

с Ириной абсолютно лишено «преддуэльной лихорадки» (ср.: «Дуэль»Чехова, «Поединок» Куприна). Напротив, обычно мягкий, всегда примирительно настроенный Т. обнаруживает мужество и громадную «сосредоточенность спокойствия и боли» (П.А.Марков). Будто впервые увидев красоту окружающей природы, ощутив живой трепет осенних листьев, Тузенбах произносит слова, ставшие итогом его жизненной веры: «Какие красивые деревья и в сущности какая должна быть около них красивая жизнь!»

СОЛЁНЫЙ — центральный персонаж драмы А. П. Чехова «Три сестры» (1900). Штабс-капитан С. по типу характера, по строению психики относится к тем людям, которых принято называть тяжелыми.

В его облике, поведении, в идущих вразрез с общим диалогом репликах, каком-то «ритуальном» опрыскивании рук и груди духами — есть какая-то «сочиненность», бросающаяся в глаза «неподлинность»; от застенчивости он сочинил себе образ «ужасно страшного человека», бретера и теперь вынужден его постоянно подтверждать и поддерживать.

В критике отмечено его сходство с «подпольными» героями Достоевского (напр., Ганя Иволгин в «Идиоте»), проанализирован его «мещанский байронизм», дешевое подражание Лермонтову. «Случай С.» — это случай «идеи, попавшей на улицу», т. е. в голову плохо образованного, малокультурного человека, и приведшей к искажению его личности.

«Он слишком мало образован и слишком мало поэт, чтобы подражать Лермонтову» (Вл. И.Не-мирович-Данченко). С. тяготит его ожесточенность, и, вероятно, ему хочется вырваться из того круга одиночества, в который он заключил себя. Ведь наедине с кем-нибудь, с тем же Тузенбахам, он бывает «и умен и ласков». С.

надеется, что Ирина поможет ему разорвать этот круг: «Вам видна правда… Только вы одна можете понять меня». Но его любовь — такая же гнетущая и тяжелая, как и он сам, — пугает Ирину, и она холодно просит не говорить ей о любви. С. поклялся «всем святым», что «убьет соперника», — и сделал это.

Действительно, «тараpa бумбия» какая-то: убит прекрасный человек, надежды милой интеллигентной женщины разбиты, а за С. теперь будет числиться уже не три, а четыре дуэли. По словам Чехова, «ужасно трудно было писать «Трех сестер»». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три — генеральские дочки».

Важно

Образованные, молодые, изящные, красивые женщины — «не три единицы, а три трети трех», одна душа, принявшая «три формы» (И.Ф.Анненский). В «триединстве» героинь — виртуозная трудность построения пьесы. Время действия — время жизни сестер — показано Чеховым в разрывах: в «клочках», «отрывках», «случайностях».

Читайте также:  Подборка: стихи м. цветаевой о любви к мужчине

Весенний полдень первого акта; зимние сумерки второго; летняяночь, озаренная отблесками бушующего в городе пожара; и снова день, но уже осенний, прощальный — в четвертом действии. Из этих фрагментов, обрывков судеб возникает внутренняя, непрерывная в «подводном течении» пьесы «кантилена жизни чеховских героинь» (И.Н.Соловьева).

Сестрам дано острое чувство текучести жизни, идущей мимо или/и мнимо, проживаемой «начерно». Помимо воли и желания сестер она складывается «не так»: «Все делается не по-нашему» (Ольга); «Эта жизнь проклятая, невыносимая», «неудачная жизнь» (Маша); «Жизнь уходит и никогда не вернется», «Уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше в какую-то пропасть» (Ирина). Течение жизни сестры воспринимают как «громадную инертную реку» Немирович-Данченко), уносящую лица, и мечты, и мысли, и чувствования в забвение, в исчезающее из памяти прошлое: «Так и о нас не будут помнить. Забудут».

Место действия — дом сестер Прозоровых, облагороженное ими пространство жизни, полное любви, нежности, душевной близости, надежд, тоски и нервного беспокойства. Дом возникает в пьесе как пространство культуры, жизни духа, как оазис человечности и «массы света» среди «душевной темноты» (ср.

дом Турбиных в «Белой гвардии» М.А.Булгакова). Это пространство хрупко, проницаемо и беззащитно под напором торжествующей в лице Наташи провинциальной пошлости.

Развитие действия в пьесе связано с постепенным оскудением живой радости жизни у сестер Прозоровых, с нарастанием ощущения досадной неполноты бытия и с растущей жаждой понимания смысла проживаемой ими жизни, — смысла, без которого для них невозможно счастье.

Чеховская мысль о праве человека на счастье, о необходимости счастья в человеческой жизни пронизывает изображение жизни сестер Прозоровых.

Ольга — старшая из сестер, служащая учительницей в гимназии, — живет с постоянным чувством усталости от жизни: «Чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям силы и молодость». Она духовный остов дома. В ночь пожара, «мучительную ночь», когда О. кажется, что она «постарела на десять лет», она принимает на себя нервные срывы, признания, откровения и объяснения сестер и брата.

Она слышит, чувствует, воспринимает не только сказанное ими, но и невысказанную внутреннюю боль — поддерживает, утешает, прощает. А в совете Ирине «выходить за барона» прорывается и ее невысказанная мысль о замужестве: «Ведь замуж выходят не для любви, а только для того, чтобы исполнить свой долг».

И в последнем действии, когда полк уходит из города и сестры остаются одни, она словами ободрения и утешения как бы раздвигает мрак сгущающейся духовной пустоты: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем…» Наперекор торжествующей, наглядной, расползающейся пошлости (сюсюкающая Наташа, ссутулившийся над коляской Андрей, всегда довольный Кулыгин, «тара-pa бумбия» Чебутыкина, которому давно «все равно») голос О. звучит тоскующим призывом: «Если бы знать, если бы знать…»
Маша — самая молчаливая из сестер. В 18 лет она вышла замуж за учителя гимназии, который представлялся ей «ужасно ученым, умным и важным». За свою ошибку (муж оказался «самым добрым, но не самым умным») М. расплачивается преследующим ее чувством пустоты жизни. Она носит драму в себе, сохраняя свою «обособленность» и «отдельность». Живя в высоком нервном напряжении, М. все чаще поддается «мерлехлюндии», но не «киснет», а только «сердится». Любовь М. к Вершинину, выраженная с отважной открытостью и страстной нежностью, восполнила мучительную для нее неполноту бытия, заставила искать смысл жизни, веру: «Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…». Беззаконный роман М. с женатым человеком, отцом двух девочек, заканчивается трагически. Полк переводят из города, и Вершинин уезжает навсегда. Рыдания М. — предчувствие того, что жизнь опять станет «пустой»: бессмысленной и безрадостной. Преодолевая охватившее ее чувство душевного одиночества, М. заставляет себя верить в необходимость продолжения жизни. Уже сама жизнь становится для нее долгом по отношению к себе самой: «Мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова». Ее слова «Надо жить, надо жить» звучат в унисон с Ольгиными «Если бы знать, если бы знать…».

Совет

Ирина — младшая из сестер. Она купается в волнах любви и восхищения. «Точно на парусах», ее несет надежда: «Покончить все здесь и в Москву!» Ее жажда жизни питается мечтой о любви, о проявлении своей личности в труде.

По прошествии трех лет Ирина работает на телеграфе, уставая от отупляющего безрадостного существования: «Труд без поэзии, без мыслей — это совсем не то, о чем я мечтала». Любви нет. А Москва — «снится каждую ночь», и забывается, «как по-итальянски окно или вот потолок». В последнем акте И.

— повзрослевшая, серьезная — решает «начать жить»: «выйти за барона», быть «верной, покорной женой», работать на кирпичном заводе учительницей. Когда глупая, нелепая гибель Тузенбаха на дуэли обрывает и эти надежды, И. уже не рыдает, а «тихо плачет»: «Я знала, я знала…» и вторит сестрам: «Надо жить».

Потеряв дом и близких, расставшись с иллюзиями и надеждами, сестры Прозоровы приходят к мысли о необходимости продолжения жизни как об исполнении нравственного долга перед нею. Смысл их жизни просвечивает сквозь все утраты — духовной стойкостью и противостоянием житейской пошлости.

ВЕРШИНИН — центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Подполковник В.

, батарейный командир — тот самый русский человек, который, по его собственным словам, «с женой замучился… с домом замучился…», «терпит и только жалуется». Приходя с визитом к сестрам Прозоровым, В. оказывается в родном для него пространстве — душевной теплоты, культуры, врожденной дворянской деликатности.

Он восхищается их «чудесною квартирой» и признается, что в жизни ему всегда не хватало именно такой квартиры — «с цветами, с массою света…». Проживающий свою жизнь «начерно», В. жалеет, что «молодость прошла», оставив ему умение терпеть тягости жизни и привычку «философствовать» по поводу и без повода.

Его главная мысль о жизни, которую он не устает повторять, — это мысль о том, что «через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» и человек должен «предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней». На «теперешнюю жизнь» В. смотрит как бы из этого отдаленного будущего — как в перевернутый бинокль. Он убежден, что в настоящем счастье немыслимо, невозможно. И он не очень верит в способность Тузенбаха быть счастливым уже сейчас: «Счастья нет, не должно быть и не будет для нас».

Из жалоб, доверительных разговоров, споров и «философствований» неизвестно, как и почему пробилась прекрасная, высокая любовь Маши и озарила его жизнь счастьем. В. еще утверждает, что молодость прошла, еще упрямится и возвращается к мыслям о том, что будет «через двести-триста лет».

Но его уже охватывает новое, особенное настроение: «Хочется жить чертовски…» В ночь пожара — «мучительную» ночь нервных срывов, душевного утомления — прекрасно и мощно звучит объяснение в любви Маши и В.: «Любви все возрасты покорны…» Эта любовь поколебала убежденный философский пессимизм В. Перед разлукой навсегда он «философствует» в последний раз: «Жизнь тяжела.

Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче…»

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/5052.html

О пьесе «три сестры» а. п. чехова

Пьеса была написана Чеховым спе­циально для Московского Худо­жественного театра. Этот замечате­льный театр возник в 1898 г. Его основали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Театр от­крылся постановкой трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», но утвердил свое право на су­ществование блестящим спектаклем по Чехову «Чай­ка».

С тех пор тесные и дружеские связи укре­пились у драматурга с молодыми и талантливыми режиссерами и артистами.

Героини новой пьесы «Три сестры» — сестры Оль­га, Маша и Ирина — изображены автором с нескры­ваемым сочувствием.

Обратите внимание

Однако свойственная Чехову требовательность к людям заставляет его крити­чески отнестись и к замечательным трем сестрам, и к Вершинину, и к Тузенбаху. Чеховские герои явно ощущают, что жизнь должна измениться, что даль­ше жить по-прежнему невозможно.

«Или знать,— го­ворит Маша,— для чего живешь, или же все пу­стяки, трын-трава». И тем не менее все остается, как было. Герои вынуждены только обороняться…

Трагедия бездействия оказывается одной из глав­ных тем пьесы. Так же, как и в «Дяде Ване», ничего не меняется, как бы ни страдали любимые чеховские герои, как бы ни стремились они что-то исправить, изменить, переделать. В этом отношении очень характерен постоянно возникающий в «Трех сестрах» мотив переезда в Москву.

Обычно иссле­дователи говорят, что Москва здесь становится сим­волом, олицетворением мечты об иной, разумной, прекрасной жизни. Все это так, однако же Москва остается вместе с тем и совершенно реальным го­родом, в который можно переехать. Но, несмотря на самое горячее желание, сестры не в состоянии осуществить свою мечту.

Жизнь остается прежней.

Тема труда, всегда очень важная для Чехова и его героев, никогда ранее не занимала столь боль­шого места, как в «Трех сестрах». О труде, как о единственном спасении, мечтают Ирина и Тузенбах.

Однако оказывается, что сам по себе труд еще не дает человеку полного удовлетворения. Утомительна и безрадостна для Ольги ее преподавательская ра­бота в гимназии. Разочарована и Ирина, ставшая телеграфисткой.

Она же и объясняет причины своего разочарования: это «труд без поэзии, без мыслей».

Лишь муж Маши, учитель Кулыгин, полностью доволен своей работой, образом жизни. «Чувствую себя счастливым»,— говорит он. Между тем для Че­хова довольство человека самим собою является явным признаком его ущербности, мещанской само­успокоенности, сытости и равнодушия. Еще в «Чай­ке» Сорин говорил доктору Дорну: «Вы сыты, поэто­му равнодушны к жизни, вам все равно».

Эта же те­ма раскрывается в «Трех сестрах», где страданиям и нравственным поискам чеховских героев, напряженно и страстно мечтающих о лучшем будущем, контраст­но противопоставляется торжествующая пошлость На­таши, нагло вытесняющей сестер из дома, и футляр­ная ограниченность Кулыгина, который, как заклина­ние, повторяет: «Я доволен, я доволен, я доволен!» Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Важно

В «Трех сестрах» не забыт еще один постоянный чеховский критерий ценности и богатства человечес­кой личности: отношение к красоте мира, к при­роде. Лучшие чеховские герои (как Астров в «Дяде Ване») не мыслят жизни без цветов, без деревьев. Вершинин, впервые попав в дом к сестрам, говорит: «Сколько, однако у вас цветов!.. У меня в жизни не хватало именно вот таких цветов…» Тузенбах связывает мысль о парке, лесе с мечтой о будущем: «Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!» И в явном контрасте с этим звучит в пьесе голос Ната­ши, воплощающей омерзительную и воинствующую бездуховность: «Велю прежде всего срубить эту ело­вую аллею, потом вот этот клен… По вечерам он такой некрасивый…»

Для Чехова отношение к цветам, деревьям, при­роде есть мера нравственности, порядочности, чело­вечности. Проблема судеб красоты в современном мире стала одной из центральных и в последней пьесе Чехова.

На этой странице материал по темам:

  • А.Чехов Три сестры анализ
  • чехов три сестры анализ
  • чехов три сестры образ маши
  • пьеса три сестры краткое содержание
  • чехов три сестры краткое содержание

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/ch/chehov/stati/tri-sestry/o-pese-tri-sestry-a.-p.-chehova

Символика в пьесе А.П.Чехова «Три сестры»

   Драма А.П.Чехова «Три сестры» сегодня стоит в ряду самых популярных театральных произведений. Это единственная пьеса, жанр которой бесспорен для автора и зрителей. С годами это произведение не только не утратило своего идейного значения, но и расширило смысловые границы.

 
    Многие герои, детали пьесы стали символическими. А.П. Чехов заставлял каждого зрителя задумываться над значением любой фразы, жеста, вскользь брошенного слова. «В жизни нет случайностей. Ничто на земле не проходит бесследно», — словно говорит нам автор.

    Перед нами бытийная драма.

Человек здесь движется к неведомой цели, постепенно свыкаясь с жизнью. В пьесе символично многое. Глубокое значение здесь имеет время и пространство. Именно время – новый, главный герой произведений А.П.Чехова. Удручает факт, что именно время творит судьбу всех героев, но никто из них не является хозяином своей судьбы.

Сестры Прозоровы, Тузенбах, Чебутыкин – это лишь пассивные наблюдатели, но не активные участники жизни.

    Драматическое время психологизировано. При этом настоящее не имеет значения для героев. Здесь А.П. Чехов иронизирует по поводу сознания массового человека.

При этом немаловажное значение играет художественное пространство пьесы. Действие происходит в определенном месте – доме сестер Прозоровых. Он сопоставляется с другим иллюзорным местом – Москвой.

Именно в столицу так стремятся уехать сестры. С этим городом связаны самые заветные мечты героинь.

    Помимо этого места действия, в пьесе называется железная дорога, станция, Петербург, лес, остров Цицикар. Пространство произведения разомкнуто, открыто. Автор видел иронию узкого пространства, к которому привязан человек.

Совет

    Многие исследователи отмечают в пьесе наличие двух смысловых мест – социального и семейного. Дом сестер – настоящий семейный очаг, наполненный радушием и теплом. Эти черты отмечает офицер Вершинин, впервые оказавшийся в доме Прозоровых.

Сюжет пьесы строится на перемещении героев в пределах двух мест. Дом олицетворяет жизнь, тепло, родственные связи, женское начало, внешнюю и внутреннюю свободу человека.

Место социальное связано с деятельностью мужчин, это своеобразная проза жизни.

    У каждого человека есть определенное жизненное пространство, в котором он реализует свой потенциал. Для раскрытия всех возможностей человеку мало узкого клочка земли. За ним разворачивается настоящая, полнокровная жизнь. Но часто бывает так, что сам человек боится жизни, ограничивает рамки своей судьбы. Символ подобного существования – Чебутыкин.

Это самый одинокий персонаж произведения. Он – друг семьи Прозоровых. Обычно Чебутыкин не участвует в разговорах, а безмолвно присутствует при беседе, уткнувшись в газету. Это ирония автора по отношению к скупой причастности человека к внешнему миру. В доме и завершается жизненный путь этого героя. Он уже давно утратил всякую связь с действительностью.

Итог его существования – сознание собственной никчемности.

    Другой персонаж – директор гимназии Кулыгин — напротив, везде свой. Он всегда готов идти на компромисс с людьми и обстоятельствами. Но у него нет дома. Тщетно он зовет жену Машу идти домой. Таким образом, символ дома пронизывает все содержание этой пьесы.

    Первые шаги в огромный мир делают повзрослевшие дети генерала Прозорова: Ольга, Маша, Андрей и Ирина. Психологически эти герои не готовы принять реалии внешнего мира. Все они обманываются в ожиданиях. Андрей мечтает быть профессором МГУ, а служит в земской палате.

Читайте также:  Аргументы: смелость и трусость в повести «судьба человека»

Ольга преуспевает на педагогическом поприще, но у нее нет семейного счастья. Маша уже разочаровалась в семейной жизни. Скуку и усталость чувствует от службы Ирина. Все члены этой семьи чувствуют бессмысленность своего существования, зависимость от какой-то неведомой силы.

Даже дом они воспринимают как тюрьму. Жизнь томит их.

    Карточный проигрыш Андрея сестры считают праздником. Теперь можно будет продать дом и уехать в Москву. Так, постепенно, родной дом отчуждается от героев. Все они ощущают не только внешнее, но и внутреннее, душевное, сиротство. Немаловажную роль в этой связи играет символ забвения – старые часы, которые разбивает Чебутыкин.

Обратите внимание

    Эти настроения вызывают в героях похожие чувства: отчаяние Ирины, тихий протест у Андрея, жалость Маши. Но душу греет надежда. Она неизменно связана с будущим, с далекой Москвой.

Маша говорит, что человеку непременно надо во что-то верить. Она ищет истинной жизни, опоры в общих идеях. Но в то же время эта героиня понимает, что каждый человек сам выбирает свой путь.

Людям не дано изначально знать, где их место в жизни.

    Человек обычно идеализирует пространство и время. Ему кажется, что здесь и сейчас – только необходимость, а там – свобода, в Москве – жизнь, а здесь прозябание.

Даже рассыльному Ферапонту столичная жизнь представляется чередой сплошных происшествий. Герои подчас приходят к выводам о том, что даже решительные поступки почти ничего не меняют в жизни.

Наташа, Анфиса, Федотик, Родэ олицетворяют простой порядок вещей, прагматизм, внятную логику.

    Сестры много рассуждают, вспоминают прошлое, занимаются самоанализом. Их удивляет наглое поведение Наташи, но сестры не вступают с ней в конфликт. Противодействие у них вызывает заведенный порядок вещей. Но автор проводит мысль о том, что человек должен быть доволен своей судьбой, как бы она ни сложилась.

Человек должен работать на будущее. Поэтому в жизни нельзя без маленькой надежды. Ее символизируют птицы, их полет, который наблюдают сестры. Птицы также означают ход, неумолимое течение времени.

Подобно Нине Заречной из пьесы «Чайка, Ирина сравнивается с белой птицей, потому что она обрела истинный смысл жизни в неустанном труде.

Важно

    Глубокие символы скрываются за деталями интерьера и сада дома Прозоровых. Дерево традиционно обозначает связь времен, нечто постоянное.

Деревья в саду трех сестер ждут, когда их хозяева исполнят свое предназначение. При этом Наташа настойчиво пытается срубить эти деревья. Этим поступком она может навсегда нарушить связь поколений.

Вместо могучих деревьев она хочет посадить однолетние цветочки.

    Смысловая нагрузка заключена и в напитках, которые предпочитают герои. В начале пьесы Чебутыкин дарит сестрам самовар – символ дома, очага, мира, уюта.

Чай означает надежду героев на лучшее будущее, оно связано с глаголом «чаять» — стремиться, очень сильно желать. Вино, напротив, означает смирение, отказ от действий, борьбы. В финальном монологе темы, идеи, символы произведения объединяются.

Герои пытаются решить для себя наболевшие вопросы: почему в жизни так много сомнений и страданий, зачем такая жизнь?

    Но проблемы героев не развеиваются. Их иллюзии оборачиваются крахом. Сестры не уезжают в Москву. В конце пьесы мировоззрение этих героинь все же меняется. Они решают трудиться, ежедневно работать на будущее. В этом их нравственная победа над своими слабостями. С плодотворной деятельностью трех сестер связаны все надежды автора.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/tri-sestry/9736-simvolika-v-pese-a-p-chekhova-tri-sestry

Пьеса А. П. Чехова «Три сестры»

«Три сестры» — первая пьеса после провала «Чайки». Как ни в одной другой пьесе, сюжет здесь строится на том, что он никак не «строится», не складывается.

Главное желание, мечта трех сестер — уехать в Москву, — кажется, вот-вот осуществится, но каждый раз откладывается, пока, наконец, не становится ясно: никуда они не уедут. Мечта останется мечтой— жизнь «следует своим собственным законам».

Характерная особенность: не только в жизни героев рушатся мечты, но и в быту все время что-то не получается, оказывается «не тем». Не случайно слово «не то» так часто повторяется персонажами.

В этом общем климате «не того», неполучившегося, несбыточного не покажутся нейтральными и такие бытовые подробности, как неприход ряженых или то, что Вершинин у сестер Прозоровых никак не может дождаться чаю. На этом примере особенно ясно видно, как велика роль чеховских «микросюжетов».

Совет

Это маленькие миры много повторяют из того, что творится «на большой земле» чеховского сюжета. За рядом крупных несвершений, неудач, драм, потрясений — как бы уходящие в перспективу ряды мелких неладностей, неутоленных ожиданий. В этом одна из важных особенностей структуры чеховского сюжета, причем характерная не только для «Трех сестер».

В пьесе две линии сюжета: томящегося, тоскующего о будущем добра и активно действующего зла. И все-таки финал пьесы не безнадежен. Три сестры утратили многие иллюзии, но не потеряли веры в будущее. «Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои.

О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд. В центре внимания зрителя пьесы оказываются три сестры Прозоровы: Ольга, Маша и Ирина.

Три героини с разными характерами, привычками, но все они одинаково воспитаны, образованны. Их жизнь — ожидание перемен, одна-единственная мечта: “В Москву!” Но ничего не меняется. Сёстры остаются в губернском городе.

На место мечты приходит сожаление об утраченной молодости, способности мечтать и надеяться и осознание того, что ничего не изменится. Но одним вопросом о счастье проблемы пьесы не исчерпываются.

Центральными персонажами, исходя из названия и фабулы, являются сёстры. В афише же акцент поставлен на Андрее Сергеевиче Прозорове.

Его имя стоит на первом месте в списке действующих лиц, а все характеристики женских персонажей даны в связи с ним: Наталья Ивановна — его невеста, потом жена, Ольга, Мария и Ирина — его сёстры.

Поскольку афиша является сильной позицией текста, можно сделать вывод о том, что Прозоров является носителем смыслового акцента, главным героем пьесы.

Обратите внимание

Андрей Сергеевич — умный, образованный человек, на которого возлагаются большие надежды, “будет профессором”, который “всё равно не станет жить здесь”, то есть в губернском городе.

Но он ничего не делает, живёт в праздности, со временем, вопреки своим первоначальным заявлениям, становится членом земской управы. Будущее стирается, меркнет. Остаётся прошлое, память о времени, когда он был молод и полон надежд.

Первое отчуждение от сестёр произошло после женитьбы, окончательное — после многочисленных долгов, проигрышей в карты, принятия должности под началом Протопопова — любовника своей жены.

От Андрея зависела не только его личная судьба, но и судьба сестёр, так как они связывали своё будущее с его успехом. Темы человека образованного, интеллигентного, с высоким культурным уровнем, но слабого и безвольного, и его падения, нравственного надрыва, слома — сквозные в творчестве Чехова.

Основной оппозицией на поверхностном, идеологическом уровне оказывается Москва — провинция (сквозное для чеховского творчества противопоставление провинции и центра), где центр воспринимается, с одной стороны, как источник культуры, образования («Три сестры», «Чайка»), а с другой — как источник безделья, лени, праздности, неприученности к работе, неспособности к действию («Дядя Ваня», «Вишнёвый сад»). Вершинин в финале пьесы, говоря о возможности достижения счастья, замечает: “Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие…”

Это выход — единственный путь в будущее, который отмечает Вершинин. Возможно, это в некоторой степени и чеховский взгляд на проблему.

В афише заявлена и другая оппозиция: военные — штатские. Офицеры воспринимаются как люди образованные, интересные, порядочные, без них в городе жизнь станет серой и вялой. Так воспринимают военных сёстры. Важно и то, что они сами — дочери генерала Прозорова, воспитанные в лучших традициях того времени. Не зря именно в их доме собираются офицеры, квартирующие в городе.

К концу пьесы оппозиции исчезают. Москва становится иллюзией, мифом, офицеры уходят. Андрей занимает своё место рядом с Кулыгиным и Протопоповым, сёстры остаются в городе, уже понимая, что никогда не окажутся в Москве.

Возможно, в силу своего сиротства эти героини особенно остро чувствуют необходимость и важность родственных связей, единения, семьи, порядка. Не случайно Чебутыкин дарит сёстрам самовар, являющийся в художественной системе произведений Чехова ключевым образом-символом дома, порядка, единства.

Важно

Из реплик Ольги всплывают не только ключевые события, но и важные для раскрытия её характера образы и мотивы: образ времени и связанный с ним мотив изменений, мотив отъезда, образы настоящего и мечты. Появляется важная оппозиция: мечты (будущее), память (прошлое), реальность (настоящее). Все эти ключевые образы и мотивы проявляются в характерах всех трёх героинь.

В первом действии появляется и тема труда, работы как необходимости, как условия достижения счастья, также являющаяся сквозной в произведениях Чехова. Из сестёр с этой темой связаны только Ольга и Ирина.

Для раскрытия характеров сестёр важны и темы любви, замужества, семьи. Проявляются они по-разному. Для Ольги замужество, семья связаны скорее не с любовью, а с долгом: Для Ирины любовь и замужество — понятия из области мечты, будущего. В настоящем же у Ирины любви нет.

Маша — единственная из сестёр — говорит о вере: “…Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…” Жизнь с верой — это жизнь со смыслом, с пониманием своего места в мире.

Ольга и Ирина не чужды религиозному взгляду на жизнь, но для них это, скорее, покорность происходящему:

В пьесе важным является образ/мотив времени и изменений, с ним связанных, являющийся ключевым и сквозным в чеховской драматургии. С образом времени тесно связан и мотив памяти и забвения.

Финал пьесы, где Андрей везёт коляску с Бобиком и звучит затихающая музыка покидающих город офицеров, — апофеоз бездействия, инертности мышления, пассивности, лени и душевной вялости.

Трагическим героем его назвать нельзя, так как по законам трагического есть лишь один необходимый элемент: гибель героя, хотя бы и духовная гибель, — но второго элемента — борьбы, направленной на изменения, улучшения существующего порядка, — в пьесе нет.

Совет

В характере Андрея, как и в характерах его сестёр, важна оппозиция реальность (настоящее) — мечты, иллюзии (будущее). Из области реального, настоящего можно выделить темы здоровья, работы в земской управе, отношений с женой, одиночества.

Для Андрея ключевой является и тема одиночества и непонимания, тесно связанная с мотивом скуки.

Слова чужой и одинокий являются ключевыми для этого характера.

Монолог в четвёртом действии (опять в присутствии глухого Ферапонта) ярко раскрывает проблему настоящего: скуку, однообразие как следствие безделья, несвободу от лени, пошлость и угасание человека, духовную старость и пассивность, неспособность к сильным чувствам как следствие однообразности и похожести людей друг на друга, неспособность к реальным поступкам, умирание человека во времени:

Всему этому противостоит область иллюзий, надежд, мечтаний. Это и Москва, и карьера учёного. Москва — это альтернатива и одиночеству, и безделью, инертности. Но Москва — это всего лишь иллюзия, сон.

Будущее осталось только в надеждах и снах. Настоящее не меняется.

Другим персонажем, несущим важную смысловую нагрузку, является Чебутыкин, врач.

Образ врача, близкого семье, знавшего покойных родителей, испытывающего отеческие чувства к их детям, — сквозной образ в чеховской драматургии.

Чебутыкин говорит, что после университета ничего не делал и не читал, кроме газет. Появляется всё та же оппозиция труд — безделье, но назвать Чебутыкина бездельником нельзя.

В речи Чебутыкина нет пафоса. Он не любит длинных философских рассуждений.

Из первого же действия читатель узнаёт, что Чебутыкин любит выпить. С этим образом в пьесу вводится важный ключевой мотив опьянения.

Этот мотив заставляет предположить в Чебутыкине скрытые мысли об усталости, старении и бессмысленности жизни. Скрытая неудовлетворённость жизнью, мысли о том, что время пролетело зря, что он растратил силы впустую, прочитываются лишь в подтексте. На поверхностном же уровне — только намёки, ключевые слова, мотивы, направляющие восприятие вглубь этого характера.

Обратите внимание

Чебутыкин,как и сёстры, чувствует, что происходящее — большое заблуждение, ошибка, что всё должно быть по-другому. Что существование трагично, так как проходит среди иллюзий, мифов, созданных себе человеком. В этом отчасти кроется ответ на вопрос, почему сёстры так и не смогли уехать.

Иллюзорные препятствия, иллюзорные связи с действительностью, неспособность увидеть и принять на самом деле настоящее, реальное — причина, по которой Андрей не в силах изменить свою жизнь, а сёстры остаются в провинциальном городе. Всё идёт по кругу и без изменений.

В характере Чебутыкина, как и в характерах других персонажей, ярко представлена оппозиция реальность (настоящее) — мечты (будущее). Реальность скучна и безрадостна, но и будущее он представляет ненамного отличающимся от настоящего. Пассивность и вялость, свойственные Андрею Прозорову, наблюдаются и в образе Чебутыкина.

Его постоянная реплика “всё равно” и фраза “Тарара-бумбия…” позволяют предположить, что Чебутыкин не сделает ничего, чтобы изменить свою жизнь и повлиять на будущее.

Инертность и апатия — отличительные черты всех героев пьесы. И поэтому пьесу «Три сестры» исследователи называют самой безнадёжной пьесой Чехова, когда отнята последняя надежда на изменения.

В пьесе важным персонажем, хотя и эпизодическим, является няня Анфиса. С ней связаны такие черты, как доброта, милосердие, кротость, способность понять, выслушать, забота о других, поддержка традиций. Няня выступает хранителем дома, семьи. Она воспитала не одно поколение Прозоровых, вырастила сестёр как собственных детей. Они и являются её единственной семьёй.

Но семья разваливается в тот момент, когда в доме появляется Наташа, обращающаяся с няней так, как с прислугой, в то время как она для сестёр является полноправным членом семьи.

Тот факт, что сёстры не могут отстоять свои права в доме, что няня покидает дом, и сёстры не могут ничего изменить, говорит о неизбежности краха семьи и неспособности героев повлиять на ход событий.

Важно

Оппозиция прошлое — будущее есть и в характере Анфисы. Но если для всех настоящее хуже прошлого, а будущее — это мечты, надежды на лучшее, на изменение действительности, то Анфису настоящее устраивает, а будущее пугает. Она — единственный персонаж, которому не нужны перемены. И она единственная, кто доволен изменениями, произошедшими в её жизни.

Жизнь — это движение к покою, через каждодневный труд, отречение от себя, постоянная жертва, преодоление усталости, работа на будущее, которое приближается малыми делами, но увидят его далёкие потомки. Единственной наградой за страдания может быть лишь покой.

Источник: https://infopedia.su/1×8359.html

Ссылка на основную публикацию