История любви мастера и маргариты (по одноименному роману м. а. булгакова)

Сочинение на тему История любви Мастера и Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» читать бесплатно

История любви Мастера и Маргариты

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был по-своему уникален. Ему не было, и нет равных, поэтому это произведение до сих пор продолжает поражать читателей и критиков. В романе соприкасаются три сюжетные линии.

Одна из них является исторической и повествует о времени, в котором жил великий прокуратор Понтий Пилат. Вторая связана с сатирическими проделками Воланда и его свиты. И последняя линия является лирической.

Она затрагивает переживания Мастера и самоотверженную любовь Маргариты.

Многие критики считают, что Мастер повторяет жизнь автора, так как М. А. Булгаков по образованию был также историком и когда-то работал в музее. Его рукописи также отвергали и не допускали к печати.

Обратите внимание

В романе Мастер написал гениальное произведение о последних днях Иешуа Га-Ноцри, но его работу не просто отказались печатать, но и подвергли жесткой критике. После этого Мастер сжег свой роман, потерял веру в себя и серьезно заболел.

Некоторое время он провел в психиатрической больнице, где познакомился с неудавшимся поэтом Иваном Бездомным.

К семейным радостям этот герой был равнодушен. Он даже не мог вспомнить имя своей бывшей жены. Но все изменилось, когда он встретил Маргариту.

Несмотря на, что она была замужем, эта молодая, красивая и обеспеченная москвичка всем сердцем полюбила талантливого писателя и его книгу. Она стала не просто возлюбленной Мастера, но его надежной и верной помощницей. Однако отношения этой пары не были простыми.

Им суждено было пройти через многие испытания. Об этом их предупреждали даже «желтые цветы», которые были у Маргариты в руках в их первую встречу.

Если Мастер является олицетворением творчества в романе, то Маргарита – олицетворением любви. Ради любимого и успеха его творчества, она сначала оставила своего законного супруга, а затем продала душу дьяволу. С Воландом ее познакомил Азазелло.

Он же приготовил для нее крем, использую который, она превращалась в невидимую ведьму и летала по ночам. Но у настоящей любви преград не бывает.

В облике ведьмы она отомстила критику Латунскому, который оклеветал отрывок романа Мастера, а затем приняла предложение Воланда быть королевой на шабаше Сатаны.

Важно

Она достойно перенесла все испытания ради встречи с мастером. За это Воланд снова их воссоединил и вернул мастеру копию его работы, добавив при этом, что «рукописи не горят».

Заметив, что влюбленных окружают жалкие, лицемерные и никчемные люди, Воланд решил взять их в свою свиту. Ради своей любви мастер и Маргарита согласились отречься от земной жизни и перенестись в другое измерение, где мастер мог продолжать творить.

Таким образом, они увековечили свою любовь, которая впоследствии стала идеалом для многих людей, живущих на земле.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткое содержание Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: http://www.sdamna5.ru/istorija_lyubvi_master

Тема любви в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА. Главная цель любого художественного литературного произведе­ния — воспитание в человеке высоких моральных качеств, повыше­ние нравственности и формирование красоты человеческих чувств. Читая роман М. А.

Булгакова, мы попадаем в удивительный мир, где каждая страница — наглядный пример того, к чему приводит нравственное опустошение и деградация общества. В то же время это произведение — настоящая энциклопедия нравственности и че­ловечности, настоящих чувств, искренности, доброты и любви.

Любовь, прощение — понятия и христианские, и общечеловечес­кие, именно они — основа любой морали, любой мировой религии. Для автора «Мастера и Маргариты» эти понятия — главные жиз­ненные принципы. Именно поэтому они положены в основу его ро­мана.

Идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила рус­ская культура и которые воплощались в поэтических текстах Тют­чева, Соловьева, Блока, Ахматовой, воплотились в этом произведе­нии. Булгаков — первый прозаик, сумевший с мастерством насто­ящего гения осмыслить эти идеи в своем жанре.

Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отно­шению к истине мира, любовь небесная и земная — все это есть в « Мастере и Маргарите». Но законы жанра и таинственные законо­мерности таланта писателя диктовали автору уникальные, не изве­стные до этого времени пути решения этих проблем.

Можно смело сказать, что роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — это роман о любви и смысле жизни, о бесчеловечно­сти зла и порыве к свету и добру.

История Мастера и Маргариты — романтическая история люб­ви, подобная повествованиям о Ромео и Джульетте, Тристане и Изольде, Руслане и Людмиле. Подобно своим великим предшествен­никам, Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человечес­ком чувстве — о любви, о бессмысленности сопротивления ей.

Совет

Мастер и Маргарита безумно любят друг друга. «За мной, чита­тель! — восклицает автор. — Кто сказал тебе, что нет на свете на­стоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! *

Настоящая небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Такая любовь слишком могущественна и не нужда­ется в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг возле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Во­ланд возвращает Маргарите рукопись — и возвращается Мастер.

Любовь героев необычна. Необычна уже сама их встреча: Марга­рита шла по улице, неся в руке букет каких-то странных цветов. Мастера поразила «не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах».

Девушка внезапно об­ратилась к нему с не менее странным и необычным вопросом: «Нра­вятся ли вам мои цветы?» Но еще более странным кажется ее пос­ледующий поступок: услыхав, что незнакомый ей мужчина предпо­читает розы, Маргарита улыбнулась и выбросила свой букетик в канаву.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выска­кивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поража­ет молния, так поражает финский нож!» — рассказывает Мастер Ивану. Эта любовь в самом деле неожиданна. И у нее вряд ли мо­жет быть спокойное и счастливое продолжение. Маргарита замужем.

Мастер работает над книгой, которую упорно не принимают в ре­дакции. А ведь для него его рукопись — дело всей его жизни. И ему очень нужен человек, способный понять его, почувствовать то, что чувствует и хочет рассказать миру он сам.

Таким человеком и стала Маргарита, разделившая с Мастером все его чувства, все его надежды, страдания и разочарования. Они знакомы недолго, но Мар­гарите уже кажется, что они «любили, конечно, друг друга давным- давно, не зная друг друга, никогда не видя».

Мастер вспоминает: «Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». Теперь становится по­нятно, откуда эта грусть в глазах Маргариты. Она жила в ожида­нии любви, не видя этой любви в своей жизни. А ведь жизнь без любви — пуста, бесцветна, безрадостна.

Теперь же в ее глазах горит огонь. Ее любимый рядом с ней. Она перечитывает написанное Мастером и шьет ему черную шапочку, на которой вышивает желтую букву М. « Она сулила славу, она подгоня­ла его и вот тут-то стала называть его мастером…» Она «повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом ро­мане — ее жизнь». Но ведь и его собственная жизнь в этом романе.

Обратите внимание

Мастеру не удалось напечатать свой роман. На него обрушились с резкой критикой. Мастера охватил страх, наступила «стадия пси­хического заболевания». Видя, что с ее возлюбленным творится что- то неладное, Маргарита и сама похудела, побледнела и совсем пере­стала смеяться.

Поддавшись минутному чувству, под влиянием бо­лезни, Мастер бросает рукопись в огонь. Маргарита голыми руками выхватила из пламени то, что осталось от романа, завернула в бумагу и перевязала ленточкой. Пытаясь сохранить рукопись, она словно пыталась сохранить их любовь. Но ей это не удалось. Мастер исчез. Маргарита снова осталась одна.

Зима прошла для нее в тоске и муках. Но в тот день, когда в городе появился черный маг и про­изошло множество невероятных событий, она проснулась с предчув­ствием, что сегодня, наконец, должно что-то случиться. Это ощу­щение было вызвано сном: Маргарите приснился Мастер.

Во сне он манил ее к себе, поэтому свой сон она истолковала как напоминание Мастера о себе: «Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро».

Именно в этот день она встретила Азазелло, который намекнул ей на возможность встречи с Мастером. Но для этого ей предстоит превратиться в ведьму. Выбор сложный для любого человека — но не для Маргариты. Ради встречи с любимым она готова на все.

Ког­да Воланд спрашивает Маргариту о том, что он может сделать для нее, она не задумываясь просит о встрече с Мастером. И Мастер тут же явился в потоке лунного света. Но это свидание не приносит радости — ее любимый не в своем уме.

И тогда Маргарита снова обращается с мольбой к Воланду: «Вылечите его, он стоит этого… Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было». Воланд выполняет ее просьбу. Влюбленные возвращаются в свой угол и думают о бу­дущем.

Маргарита уверена, что «все будет ослепительно хорошо», потому что всемогущий Воланд все устроит. В самом деле, он все устраивает. Является Азазелло, угощает молодых фалернским ви­ном с ядом, отведав которого Мастер и Маргарита умирают, чтобы обрести покой и счастье в ином мире.

Важно

Они улетают вместе с Волан- дом, который как бы вскользь говорит: «Тот, кто любит, должен раз­делять участь того, кого он любит». И Маргарита понимает, что эти слова относятся к ней.

Простившись с Воландом, вместе со своим любимым идет она по песчаной дороге к их новому жилищу.

«Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Мастеру, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой веч­ный дом, который дали тебе в награду.

Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше…» Отны­не Маргарита будет вечно беречь спокойный сон Мастера.

История булгаковских героев — наглядный пример того, каким бывает настоящее чувство: неудачи Мастера приносят мучительные страдания не только ему, но и его возлюбленной. Уход Мастера стал тяжелейшим ударом для Маргариты. Она заключает сделку с Сата­ной, становится ведьмой, чтобы вернуть своего возлюбленного.

В своем произведении Булгаков утверждает мысль о том, что невозможно противостоять любви. Настоящему чувству не могут помешать никакие преграды. Любовь, по мнению писателя, все искупает и все прощает.

Подобное всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, из­вестного под именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, ко­торый был котом Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу.

Автор показывает, что любовь земная — это любовь небесная, что меняются облик, одеж­да, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, возникшая, «как убийца из-за угла», поражает в самое сердце и навсегда. И такая любовь существовала и будет существовать во все времена.

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что душа то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос поэта, прошедшего эту дорогу до конца:

Смерть и время царят на земле, —

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезают во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Совет

Любовь — вот что создает в романе неповторимую ауру очарова­ния. Любовь романтическая, любовь земная, плотская и поэтичная вот та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит.

Любовь самодостаточна, перед ней снимают свои шляпы Воланд и его свита, на нее из своего света смот­рит Иешуа.

Любовь с первого взгляда, трагическую и вечную, как мир, получили в качестве дара герои книги, ц она помогает им выжить и победить.

«Рукописи не горят», — говорит Воланд.

Подобно своему герою, Булгаков пытался сжечь рукопись романа, но это не принесло ему облегчения, произведение продолжало жить, возможно, благодаря неземной любви — любви героев друг к другу, любви автора к ним и к своему творению. А четверть века спустя после смерти писате­ля роман пришел в литературу, к своему тоскующему читателю. Любовь победила снова, и теперь уже навсегда.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-lyubvi-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — произведение Булгакова, в котором автор раскрывает несколько тем одновременно.
Одной из них является тема любви. Автор раскрывает её в сюжетной линии, которая описывает взаимоотношения Мастера и Маргариты.

По социальному статусу это разные герои. Мастер беден. Сам он себя характеризует как «нищий».

Когда-то он принадлежал к среднему классу, но с годами жизнь его поменялась. Бывший историк еще несколько лет назад работал в музее. Он был одинок. В Москве у Мастера не было ни родных, ни знакомых. Но однажды он выиграл крупную сумму денег. Это и привело к переменам в его жизни. Мастер снял себе небольшую квартирку, накупил книг.

Маргарита, наоборот, была богата. Вместе с мужем они жили в роскошном особняке. Маргарита могла позволить себе абсолютно все. Только одного не было в ее жизни – семейного счастья. Мужа Маргарита уважала, но не любила.
Но такие разные судьбы не помешали им полюбить друг друга. Впервые Мастер и Маргарита встретились на улице. Мастер шел по Тверской и вдруг заметил Маргариту. Она поразила его с первого взгляда. Маргарита несла в руках букет желтых цветов. И хотя Мастер решил, что это плохой знак, все же последовал за женщиной.

Читайте также:  Сочинение: образ андрея штольца в романе гончарова «обломов»

Каждый из героев проявлял свою любовь по-разному. Любовь Мастера к Маргарите практически не проявлялась, но он очень любил ее. Мастер с нетерпением ждал встречи с возлюбленной. Уже с утра он настороженно прислушивался к каждому звуку. С самых первых минут Мастер понял, что Маргарита – именно та, кого он искал всю свою жизнь.

Что касается Маргариты, ее любовь к Мастеру проявлялась очень ярко. Он был самым важным человеком в ее жизни. После несчастливого брака, только мастер нужен был Маргарите.
У Маргариты не было детей, и всю свою материнскую любовь она направляла на Мастера. Она заботилась о нем. Когда Мастер писал свой роман, Маргарита была рядом и вдохновляла любимого.

Маргарита поддерживала мастера, когда литераторы отвергли его роман. Но сильнее всего любовь Маргариты проявилась, когда мастер исчез. Маргарита винила себя за то, что ушла, а затем за то, что не успела вернуться вовремя. Маргарита старалась хоть что-нибудь разузнать о своем возлюбленном. Ей пришлось вернуться к мужу. Так жила она около полугода.

Маргарита скучала по нему и ждала хоть какое-то известие. Ради мастера Маргарита была готова на все. Она соглашается на сделку с Воландом, как только речь заходит о мастере. Именно ради любимого Маргарита меняет свой образ жизни. Она стала ведьмой.
За свою решительность и любовь Маргарита получила вознаграждение. Она воссоединилась с Мастером.

Они обрели свое счастье. Но это счастье было обретено в нереальном мире. Мастер и Маргарита обрели вечный приют. Но в реальности ни мастер ни Маргарита так и не получают счастья. Мастер умер в «доме скорби», а Маргарита умерла у себя в особняке, сделав шаг из одной комнаты в другую. В реальности их любовь так и не получила счастливого завершения.

Эта была очень сильная любовь. Любовь заставляла этих людей совершать много разных поступков: мастера — творить, Маргариту — уйти от мужа, согласиться на сделку с Воландом. Любовь полностью изменила жизнь Мастера и Маргариты.

Таким образом, можно считать, что Булгакову удалось доказать: истинная любовь действительно существует, и если такая любовь приходит к человеку, то заставляет пойти на всё.

Пикалова Александра

Источник: http://xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai/tema-lyubvi-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Любовь Мастера и Маргариты в романе М.А Булгакова

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» уникален. Он поражал и поражает читателей и критиков своей необычностью. Авто проводит в нем три сюжетные линии – исторический сюжет о Понтии Пилате, фантастические сатирические проделки Воланда и его свиты, и, наконец, лирическая линия – душевные переживания Мастера, его трагедия и самоотверженная любовь Маргариты к нему.

Мастер представлен в романе как автор “не горящей рукописи” и как возлюбленный главной героини – Маргариты. Этот герой во многом похож на самого автора.

Cначала он был историком, а потом внезапно почувствовал писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось.

Обратите внимание

Желтые цветы в руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, символизируют тревожное предзнаменование. Они как бы предупреждают о том, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми.

Мастер – философ, олицетворяющий в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита является олицетворением любви.

Встретив Маргариту, мастер понял, что нашел родственную душу, его поразило «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах». Он признается «Любовь выскочила перед нами и поразила нас сразу обоих!».

«Уже в первые дни они пришли к заключению, что столкнула их сама судьба и что созданы они друг для друга навек».

Роман, который пишет Мастер, стал для Маргариты главной целью ее жизни. Когда Мастер работал, Маргарита «нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь».

«Я всю жизнь вложила в эту твою работу», – говорит Маргарита Мастеру. Поэтому она испытывает такую сильную ненависть ко всем, кто отверг роман Мастера.

Став ведьмой, она громит квартиру критика Латунского и других жильцов «дома Драмлита».

События, происходящие с книгой Мастера, влияют и на отношения Мастера и Маргариты: «Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике, на полу у печки и смотрели в огонь. Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять».

Случилась трагедия: роману Мастера не суждено быть напечатанным, он разгромлен критиками. Это событие остановило жизнь влюбленных. А потом следует тяжелая болезнь Мастера и его внезапное исчезновение на многие месяцы.

Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, что уже не будет никогда.

Важно

Она настолько безгранично любит своего избранника, что готова на все, только бы еще раз увидеть этого человека или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже самой невероятной ценой: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!” – думает она.

Она соглашается на предложение Азазелло о встрече с Воландом.. Ради своей любви эта женщина самым фантастическим образом оборачивается ведьмой.

Полет Маргариты, шабаш и бал у Сатаны – испытания, которым подверг Маргариту Воланд. Но нет преград для настоящей любви! Она достойно перенесла их, а награда – Мастер и Маргарита вместе.

Маргарита, продавшая свою душу дьяволу и принявшая облик ведьмы, сумела вызволить Мастера из заточения. Но, получив все назад: возможность снова жить в своем доме, нетронутые огнем рукописи, – Мастер отказывается писать о чем бы то ни было. Ни Иешуа, ни Пилат его больше не привлекают. За встречу с сатаной Мастер и Маргарита платят своей земной жизнью.

Печален момент их ухода в иную жизнь: “Боги, Боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает, это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, зная, что одна смерть его успокоит…”.

Мастер и Маргарита всегда будут вместе, а их вечная, непроходящая любовь стала идеалом для многих людей, живущих на земле!

Сочинения по теме:

  • Анализ мира искусства по роману “Мастер и Маргарита”. сочинение
  • Анализ мнимых и истинных ценностей в романе “Мастер и Маргарита”. сочинение
  • Идеи справедливости и милосердия в романе “Мастер и Маргарита”. сочинение
  • Человеческая личность по роману “Мастер и Маргарита”. сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/lubov-mastera-i-margarity-v-romane-m-a-bulgakova

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Любовь в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Роман «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать одним из самых культовых произведений в русской литературе двадцатого века. Он затрагивает наиболее актуальные проблемы общества: человеческая жадность и озлобленность, творчество, противостояние добра и зла и, конечно же, любовь — вечная тема для литераторов любого времени.

       Центральной историей является любовь Мастера и Маргариты. Она успела стать эталоном, образцом тех чувств, о которых мечтают все влюбленные.

Мастер — писатель, настоящий романтик, и Маргарита, воплощение чувственности и женственности, – это люди, сердца которых соединились случайным образом. Но эта любовь оказалась столь возвышенной и сильной, что помешать ей не в силах никто и ничто.

Совет

Сам Воланд, повелитель темных сил, подчиняясь договору, поможет им обрести друг друга, несмотря на все трудности и потери.

       Роман «Мастер и Маргарита» полон идеи любви в каждой из тонких нитей повествования. Это всепоглощающее чувство выражается здесь не только в отношениях мужчины и женщины; любовь Мастера к книге, любовь Пилата к своей собаке — везде присутствует жертвенность и желание до конца разделить участь, как счастливую, так и печальную.

       Любовь Маргариты к своему Мастеру в произведении показана как могущественная сила, которую питает книга. Именно после гибели романа герои теряют друг друга. Именно после возвращения его Воландом они соединяются вновь. Мастер — творец, которому необходима мягкая, но всепобеждающая женская сила. Вместе они — непобедимы.

       Оба героя изначально одиноки — именно так они чувствуют, узнают друг друга из тысяч людей. Они нуждаются друг в друге, и появление Маргариты в подвальчике озаряет жизнь Мастера новыми красками.

Ей не нужна обеспеченная жизнь, полная материальных ценностей и любви мужа, — только Мастер, талантливый и такой же одинокий, как она.

Маргарита не хочет жить без любви; встреча с Мастером меняет всё в ней, и за любимого женщина готова даже заключить сделку с дьяволом.

       Часто звучит мнение, что главной темой романа является сущность добра и зла. Я считаю, что любовь тесно затрагивает данный вопрос, ведь именно это чувство, настоящее, искреннее, не оставляет равнодушным даже Воланда. Любовь, способная победить смерть, победит всё.

       Великое чувство, соединяющее сердца, вынуждено родиться среди людей, не понимающих глубины творчества и силы любви.

Обратите внимание

Ему нет места среди приземленных, бездуховных людей советской действительности; поэтому влюбленным даруется смерть как благо, как освобождение от всех мучений, страхов и потерь.

В этом моменте — боль автора: ведь самое светлое, существующее в действительности, вынуждено покинуть её, оставив земную жизнь. Но ведь любовь вечна, поэтому Мастер и Маргарита, разделяющая судьбу того, кого она любит, обретают вечный покой.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/430-sochinenie-na-temu-lyubov-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

История любви Мастера и Маргариты (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника. Но все-таки для меня это в первую очередь роман о настоящей, верной, вечной любви.

Романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главная тема в них — любовь. В романе же «Мастер и Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется, Булгаков делает это для того, чтобы подготовить читателя, для него любовь неоднозначна, у него она многогранна.

Вся история любви Мастера и Маргариты — вызов окружающей обыденности, пошлости, протест против конформизма, то есть пассивного принятия существующего порядка вещей, нежелания сопротивляться обстоятельствам. Своей мучительной бессмыслицей эта «обыкновенность» доводит человека до отчаяния, когда впору крикнуть, как Пилат: «О боги, боги мои, яду мне, яду!».

И страшно, страшно, когда давит пошлость. Но когда Мастер говорит Ивану: «Жизнь моя, надо сказать, сложилась не совсем обыкновенно… », в роман врывается свежая, спасительная струя, хотя она и трагическое опровержение той обыденности, которая может поглотить жизнь.

<\p>

Полностью изменяя тему Фауста, Булгаков заставляет не Мастера, а Маргариту связаться с дьяволом и вступить в мир черной магии. Единственным персонажем, который отваживается на сделку с дьяволом, оказывается жизнелюбивая, беспокойная и отважная Маргарита, готовая рисковать чем угодно, лишь бы отыскать своего возлюбленного.

Фауст, ра зумеется, продавал душу дьяволу не ради любви — им двигала страсть к возможно более полному познанию жизни. Интересно, что в романе, который, на первый взгляд, так сильно напоминает «Фауста», нет ни одного героя, который соответствовал бы главному герою Гете. Несомненно лишь сходство мировоззрений, лежащих в основе этих двух произведений.

И в том, и в другом случаях мы сталкиваемся с теорией сосуществования противоположностей, с идеей, что человек имеет право ошибаться, но при этом обязан стремиться к чему-то, выводящему его за пределы животного существования, обыденности, покорно-застойной жизни. Есть, конечно же, и еще одно важное сходство — и Фауст, и Мастер получают спасение от любящих женщин.

Важно

И что интересно: Маргарита, эта отдавшаяся на волю дьявола ведьма, оказывается более положительным персонажем, чем Мастер. Она верна, целеустремленна, это она вытаскивает любимого из небытия сумасшедшего дома.

Мастер же — художник, противостоящий обществу, — смалодушничав, не сумев полностью осуществить требования своего дара, сдается, как только ему приходится страдать за искусство, смиряется с действительностью, и не случайно именно Луна оказывается последним пунктом его назначения.

Мастер не исполнил своего долга, не смог продолжать писательского труда. Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя…

В романе Булгакова нет места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачиться, которую дает ей дьявол.

Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

Автор, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он же разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда — сатану.

Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое и темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство. Любовь — это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма.

Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей, верной и вечной, а не небесной, божественной или райской, он соотносит ее с вечностью, как рай или ад.

Совет

Всепрощающая и всеискупающая любовь — о ней пишет Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коровьева-Фагота, и юношу-пажа — кота Бегемота, и прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и романтичного Мастера, и его возлюбленную.

Читайте также:  Анализ рассказа «студент» (а. п. чехов)

Писатель показывает, что земная любовь — это любовь небесная: могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место в вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце раз и навсегда. Любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить.

Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она — то место, где сходятся земля и небо.

И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца:

Смерть и Время царят на земле, —

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь… Именно она придает роману загадочность и неповторимость. Любовь поэтичная, это та сила, которая движет всеми событиями романа. Ради нее все меняется и все происходит.

Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная, как мир.

Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой…

Источник: http://vsesoch.ru/m-a-bulgakov/685-istoriya-lyubvi-mastera-i-margarity-po-romanu-m-bulgakova-lmaster-i-margaritar.html

Развитие любовной линии сюжета в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Тема. «Любовь – это жизнь!» Развитие любовной линии сюжета в романе «Мастер и Маргарита».

Цели: 1) проследить, как развивается сюжетная линия Мастер – Маргарита; раскрыть красоту, доброту и искренность булгаковских героев. 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, мыслить логически. 3) воспитывать уважение к женщине, честность, гуманность, оптимизм.

  1. Вступительное слово учителя.

– Какие проблемы автор ставит в романе «Мастер и Маргарита»?

Итак, роман «Мастер и Маргарита» о Боге и черте, о трусости как об одном из страшных пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, о Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.

«За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни. Любовь «бессмертна и вечна».

– Согласны ли вы с этой мыслью?

Наша задача – читая, анализируя отдельные эпизоды романа, доказать эту мысль.

Мастер рассказывает Ивану Бездомному свою историю. Это и история о Понтии Пилате, и история любви. Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна их тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Обратите внимание

История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер выиграл сто тысяч рублей и еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся сочинять роман о Понтии Пилате. Затем наступает весна, «делись в зелень кусты сирени».

«И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», – Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето».

Роман Мастера был дописан в августе, и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. Роман был гневно воспринят критикой, Мастер был подвергнут травле. «В половине октября» Мастер заболел. Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча.

Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как и творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии.<\p>

  1. Аналитическое чтение отдельных глав романа.

  1. Глава 13 «Дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман» – «..и Пилат летел к концу».

– Что вы узнали о Мастере?

– Почему на вопрос Ивана Бездомного «Вы писатель?» ночной гость сурово ответил: «Я мастер»?

– Что значат слова Мастера «Это был золотой век»?

  1. Там же «Белая мантия, кровавый подбой…» – «Она приходила ко мне каждый день, я ждать ее начинал с утра».

Обратимся к сцене знакомства Мастера и Маргариты. Роман о Пилате был почти завершен. Для Мастера все было ясно, определенно, хотя и мучили одночество и скука. И он вышел погулять. Вокруг были тысячи людей и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные желтые цветы…

– Что так поразило Мастера в Маргарите? («необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах»)

– Было ли что-либо необычного в их разговоре? Чем необычна вспыхнувшая любовь героев?

Разговор самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину». Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение «в тревоге мирской суеты», а как молния.

Учитель. Обратимся к фактам. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, писала в дневнике: «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины.

Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом.

Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Какова же в реальности жизнь писателя в это время? В эту пору Булгаков бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии».

Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж говорить о таких вещах, как «Собачье сердце», – молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса. Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в тяжелые, голодные для него годы. А Елена Сергеевна в начале30-х годов – жена крупного советского военачальника Московского военного округа. Перехватив аванс, Михаил Афанасьевич Булгаков пригласил ее как-то на кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.

Важно

Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя просто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности.

И это в ту пору, когда за неимением средств он в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой «белогвардейской славой». Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер.

Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

Но вернемся к героям романа.

  1. Там же «А кто она такая?» – «…говорила, что в этом романе – ее жизнь».

– Почему Мастер не ответил на вопрос Ивана «Кто она такая?»?

– Каковы самые счастливые страницы романа? («Она приходила и первым долгом надевала фартук…»)

– В чем же заключается счастье, ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы? Ведь почти нищета?

Учитель: О возможности быть с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература, убеждает жизнь, напоминает УНТ. Знаете русскую народную пословицу «С милым рай в шалаше, был бы милый по душе».

Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.

Обратимся к страницам романа, которые убеждают нас в этом.

  1. Глава 19. «Возлюбленную звали Маргарита Николаевна» – «Она любила его, она говорила правду»

– Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера?

Учитель: И вот роман написан, отдан в печать. Мастер скажет: «Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Роман напечатан не был, зато в газете появилась статья «Вылазка врага», в которой критик предупреждал всех и каждого, что автор «сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа». Для Мастера настало тяжелое время…

  1. Глава 13 «Я так увлекся чтением статей о себе…» – «Это были ее последние слова в моей жизни».

– В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Учитель: Роман Мастера подвергся травле, а затем Мастер исчез: он был арестован по доносу Алоизия Могарыча, желавшего занять квартиру Мастера.

Вернувшийся Мастер обнаружил, что его квартирку в подвальчике занимает Могарыч.

Не желая причинять несчастье Маргарите, понимая, что он ничего, кроме любви, не может ей дать, Мастер оказывается в психиатрической лечебнице Стравинского. А что же Маргарита?

  1. Глава 19. «Даже у меня правдивого повествователя…» – «…но было уже поздно».

За что клянет себя Маргарита?

– Могла ли она оставить Мастера?

– Маргарита «зажила на прежнем месте», но прежней ли осталась ее жизнь?

– Кем стала Маргарита для Мастера?

  1. Заключительное слово учителя.

    <\p>

В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя нее от всех соблазнов света, погрузившись вместе с Мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в плоть и кровь ее жизни, стала ее смыслом. Маргарита не просто возлюбленная Мастера, она стала ангелом-хранителем автора романа о Понтии Пилате, ангелом-хранителем своего любимого.

Тема. «Любовь – это жизнь!»

Цели: 1) раскрыть доброту, красоту, искренность чувств булгаковскых героев; 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, .мыслить логически; 3) воспитывать гуманность, сострадание, милосердие.

«… меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и злом и этим служит добру». <\p>

(В. А. Доманский)

I. Повторение.

  • Как познакомились Мастер и Маргарита? Действительно ли это была случайность?
  • Расскажите «историю» их любви?
  • Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов?
  • Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи с друг другом? Только ли возлюбленнойстала Маргарита для Мастера.
  • Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?

Он просто не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы. Он растерян, отказывается от своего романа, сжигает его.

II. Новая тема.

1) Слово учителя.

Маргарита остается в неведении, чувства переполняют ее: она сожалеет о сожженной рукописи, болеет душой за здоровье любимого, надеется вылечить его, спасти. Отчаяние, растерянность сменяются решительностью к надеждой. Ситуация требует поступка.

2) Чтение главы 19 «Даже у меня правдивого человека…»-«,.. и со звоном в темной комнате
закрылся замок», (стр. 234-237 (484))

  • Какие чувства переживает Маргарита после исчезновения Мастера?
  • К какому выводу она приходит? Что повлияло на это?
  • О чем говорит тот факт, что Маргарита хранит вещи Мастера?

3) Но что же предпринимает Маргарита во имя спасения любви?

а) гл. 19 стр. 242246 (496) «Рыжий оглянулся и сказал таинственно…» – «… согласна идти к черту на кулички» Не отдам!»

б) гл. 20 стр. 247«Крем легко мазался» – «Прощай. Маргарита».

– Как характеризует Маргариту тот факт, что она оставляет мужу записку?

в) гл. 20 стр. 250 «В это время за спиной Маргариты.» – «… вскочила на щетку верхом».

– В кого превращается Маргарита ради Мастера?

4) Слово учителя.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им статую – Галатею. Силою любви отбивают болезни любимых, выносят из горя, спасают от смерти.

Маргарита – очень смелая, решительная женщина. Она умеет вступить в единоборство, готова постоять за свое счастье, постоять любой ценой, даже, если надо, продать душу дьяволу.

  1. Пересказ учителем эпизод разгрома квартиры критика Латунского.

  2. Анализ сцены «Бал у Сатаны».

а) Начало главы 23 до «От этого они захиреют

  • Что пришлось испытать Маргарите перед балом?
  • Какой совет перед балом дает ей Коровьев?

б) Гости на балу стр. 283-287 «Но тут вдруг что-то грохнуло внизу…» – «..лицо ее стянуло в неподвижную маску привета».

– Что представляли собой гости на балу?

На бал собрались отъявленные негодяи. Поднимаясь па лестнице, они целуют колено у королевы бала — это Марго.

в) Испытания, выпавшие на долю Маргариты на балу. Стр. 288 «Так прошел час и прошел второй час». – «…поток гостей редел».стр.289, 290.

– Какие физические испытания выпали на долю Маргариты?

Стр. 291-294 «Она в сопровождении Коровьева опять оказалась в бальном зале.» и до конца главы.

– Что пришлось испытать Маргарите на балу? И все ради чего? Стоит ли игра свеч?

– Кого более всего запомнила Маргарита на балу и почему?

Маргарите пришлось вытерпеть много испытаний, наверное, не раз вздрогнуть, видя виселицы, гробы. На ее глазах произошло убийствобарона Майгеля.

Совет

Но более всего ей запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами. Когда-то она, соблазненная хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребенка платком.

И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовойплаток с синей каемочкой.

7) После бала. Гл. 24 стрЗОО-304 «Пожалуй, мне пора…»-«…итак, это не в счет, я ведь ничего
не делал».

  • Ради чего Маргарита терпит мучения на балу? О чем же она просит Воланда? Почему?
  • Ожидал ли кто-либо от нее этой просьбы? Как этот эпизод характеризует Маргариту? О каком душевном качестве говорит этот поступок Маргариты? Что для нее выше любви?
  • Почему Воланд исполнил просьбу Маргариты, мало того, он позволил Маргарите самой высказать прошение Фриде?

Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, почти требовала, чтобы Фриде перестали подавать тот платок. Этой просьбы от нее не ожидал никто. Воланд думал, что она будет просить о Мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви.

Любовь к Мастеру? сочетается в героине с ненавистью к ее гонителям. Но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердие. Так, разгромив квартиру критика Латунского и перепугав взрослых обитателей писательского дома,Маргарита успокаивает заплакавшего ребенка,

8) Сделайте вывод, какими качествами наделяет автор свою героиню? С какой целью она пошла на сделку с дьяволом?

Булгаков подчеркивает неповторимость своей героини, ее безграничную любовь к Мастеру, веру в его талант.

Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя, она «творит свою судьбу»,следуя высоким идеалам красоты,добра, справедливости, истины.

Ш. Итог урока

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/razvitie_lyubovnoy_linii_syuzheta_v_romane_m._a._bulgakova_quotmaster_i_margaritaquot.-31376.htm

Любовь в романе «Мастер и маргарита» М. Булгакова

Сочинения по литературе: Любовь в романе «Мастер и маргарита» М. Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру.

История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой. Что значит, по М.

Булгакову, «настоящая любовь»?

Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо — они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих», — говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь — это любовь бескорыстная.

До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Словом… она была счастлива? — задается вопросом писатель. — Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.

, ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком.

Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой.

Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека. Истинная любовь самоотверженна.

Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты.

Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни. Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места.

Обратите внимание

При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его.

Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним.

«Я буду беречь твой сон», — говорит она. Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих.

Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий — со стремлением избавить от страданий других. Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение — плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите.

И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию.

В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений.

Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни. Роман М.

Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» — вот главная сущность, отстаиваемая романом.

Источник: http://historylib.net/lyubov-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova/

История любви Мастера и Маргариты Помощь по литературе

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д.

«Мастер и Маргарита» является необычным романом, ведь тема любви в нем затронута лишь во второй части. Кажется, что писатель пытался подготовить читателя к правильному восприятию. История любви Мастера и Маргариты является неким вызовом окружающей обыденности, протестом против пассивности, желанием сопротивляться разным обстоятельствам.

В отличие от темы Фауста, Михаил Булгаков заставляет именно Маргариту, а не Мастера, связаться с дьяволом и оказаться в мире черной магии. Именно Маргарита, такая жизнелюбивая и беспокойная, оказалась единственным персонажем, отважившимся на опасную сделку. Чтобы встретиться со своим любимым, она была готова рискнуть чем угодно. Так и началась любовная история Мастера и Маргариты.

Создание романа

Работа над романом была начата приблизительно в 1928 году. Изначально произведение называлось «Роман о дьяволе». На тот момент в романе даже не было имен Мастера и Маргариты.

В 1930 году роман был сожжен руками его автора. Осталось лишь несколько черновиков, в которых было полно разорванных листов.

Через 2 года Булгаков решается основательно вернуться к своему главному произведению. Изначально в роман входит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя 5 лет появляется всем известное название «Мастер и Маргарита».

Важно

В 1937 году Михаил Булгаков переписывает роман заново. На это уходит около 6 месяцев. Написанные им шесть тетрадей и стали первым полным рукописным романом. Спустя несколько дней писатель уже диктует свой роман на машинку.

Огромные объемы работы были выполнены за неполный месяц. Такова история написания.

«Мастер и Маргарита», великий роман, заканчивается весной 1939 года, когда автор исправляет абзац в последней главе и диктует новый эпилог, который сохранился до сегодняшних дней.

Позже у Булгакова появлялись новые идеи, но исправлений уже не было.

История Мастера и Маргариты. Кратко о знакомстве

Встреча двух влюбленных была довольно необычной. Идя по улице, Маргарита несла в руках букет довольно странных цветов. Но Мастера поразил не букет, не красота Маргариты, а именно бесконечное одиночество в ее глазах.

В тот момент девушка спросила Мастера, нравятся ли ему ее цветы, но он ответил, что предпочитает розы, и Маргарита выбросила букет в канаву. Позже Мастер будет рассказывать Ивану, что любовь между ними вспыхнула внезапно, сравнивая ее с убийцей в переулке.

Любовь и впрямь была неожиданной и не была рассчитана на счастливый конец — ведь женщина была замужем. Мастер в то время работал над книгой, которую никак не принимала редакция. А ему важно было найти человека, который смог бы понять его творчество, почувствовать его душу.

Именно Маргарита и стала тем человеком, разделив с Мастером все его чувства.

Становится понятно, откуда грусть в глазах девушки, после того как она признается, что вышла в тот день с желтыми цветами, чтобы найти свою любовь, а иначе она бы отравилась, ведь жизнь, в которой нет любви — безрадостна и пуста. Но на этом история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Зарождение чувства

После встречи с возлюбленным глаза Маргариты блестят, в них горит огонь страсти и любви. Мастер находится с ней рядом. Однажды, когда она шила любимому черную шапку, она вышила на ней желтую букву М.

И с этого момента начала называть его Мастером, подгоняя его и предрекая ему славу. Перечитывая роман, она повторяла запавшие в душу фразы и сделала вывод, что в том романе ее жизнь.

Но в нем была жизнь не только ее, но и Мастера.

Совет

Но напечатать свой роман Мастеру так и не удалось, на него обрушилась резкая критика. Страх заполонил его разум, развилось психическое заболевание. Наблюдая за горем любимого, Маргарита… также изменилась в худшую сторону, побледнела, похудела и совсем не смеялась.

Однажды Мастер бросил рукопись в огонь, но Маргарита выхватила из печи то что осталось, как бы пытаясь сохранить их чувства. Но этого не произошло, Мастер исчез. Маргарита снова остается одна. Но история романа «Мастер и Маргарита» была не закончена. Однажды появился в городе черный маг, девушке приснился Мастер, и она поняла, что они еще обязательно увидятся.

Появление Воланда

Впервые он появляется перед Иваном Бездомным и Берлиозом, которые в разговоре отвергают божественность Христа. Воланд пытается доказать, что в мире существуют как Бог, так и Дьявол.

Задачей Воланда является извлечение гения Мастера и прекрасной Маргариты из Москвы. Он со своей свитой провоцирует в москвичах неблаговерные поступки и убеждает людей, что они останутся безнаказанными, но потом сам же их и наказывает.

Долгожданная встреча

В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого.

Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный.

Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.

Смерть Мастера и Маргариты

Оказалось, что Мастер не в своем уме, поэтому долгожданное свидание не принесло радости Маргарите. И тогда она доказывает Воланду, что Мастер достоин, чтобы его вылечили, и просит об этом Сатану. Просьбу Маргариты Воланд выполняет, и они с Мастером снова возвращаются в свой подвал, где начинают мечтать о своем будущем.

После этого влюбленные пьют фалернское вино, принесенное Азазелло, не зная, что оно содержит яд. Они оба умирают и улетают с Воландом в иной мир. И хоть на этом заканчивается история любви Мастера и Маргариты, но сама любовь остается вечной!

Необычная любовь

История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд. Дело в том, что, когда любовь посетила влюбленную пару, события начали складываться совсем не так, как хотелось бы.

Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда.

Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.

Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.

На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.

Произведение и его автор

Мастер считается автобиографическим героем. Возраст Мастера в романе составляет около 40 лет. В таком же возрасте и был Булгаков, когда писал данный роман.

Проживал автор в городе Москва по улице Большая Садовая в 10-м доме, в 50 квартире, которая и стала прообразом «нехорошей квартиры». Мюзик-холл в Москве послужил Театром Варьете, который располагался неподалеку «нехорошей квартиры».

Вторая жена писателя свидетельствовала, что прототипом кота Бегемота выступал их домашний питомец Флюшка. Единственное, что изменил автор в коте, так это цвет: Флюшка был серым котом, а Бегемот — черным.

Обратите внимание

Фраза «Рукописи не горят» была не раз употреблена любимым писателем Булгакова — Салтыковым-Щедриным.

История любви Мастера и Маргариты стала настоящим произведением искусства и останется объектом обсуждения еще на много веков.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/3698_istoriya_lyubvi_mastera_i_margarity.htm

Ссылка на основную публикацию