Сочинение на тему: Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург.
Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей.
Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.
Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей.
Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. <…> Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели».
Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.
У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.
Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры.
Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов.
У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения.
Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.
В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет.
Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь».
Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.
Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»
Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.
Источник: https://kodori.ru/sochineniya/gogol-n-v/tema-peterburga-v-tvorchestve-gogolya.html
Доклад на тему “Петербург в творчестве Н.В.Гоголя”
Каким бы ни изображался Петербург, всегда ощущалась зачарованность писателя этим городом. Оттого, наверное, он так многолик в литературе. Создавая его образ, писатель вкладывает в него свою душу, все свои идеалы и помыслы. Литература постепенно раскрывала читателям этот величественный город глазами мастеров пера.
И тут просто неоценима роль русской литературы именно потому, что она изображает город живым и целостным в его вечной изменчивости и противоречивости. Писатели всегда находят в нём что-то новое и неизведанное, каким бы город ни казался исхоженным и изученным.
К этому вопросу можно подойти по-разному в зависимости от того, какую основную идею избрать в качестве ориентира.
Очень интересны исследования писателя-историка Н.П.Анциферова в его книге «Душа Петербурга», где знаток города и литературы о нём раскрывает читателю Петербург, как город «трагического империализма и великой борьбы». Разумеется, будучи столицей на протяжении двух веков, Петербург является центром политических интриг.
Но есть и другая его сторона. Этот удивительный город – результат содружества русских и европейских талантов, сосредоточение сотрудничества в науке, образовании, промышленности. Все его противоречивые черты нашли своё отражение в произведениях русских писателей.
Но каждый из них представлял Петербург по-своему и жил в нём только своей жизнью.
Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге.
Это очень колоритный город. Балтийское изменчивое небо то тяжело висит над головой, то легко вздымается.
Его цвет контрастирует от чёрного к белому, иногда создавая плавные переходы оранжевых, сиреневых или голубых тонов.
Перемены добавляет капризная погода с мокрым снегопадом в мае и холодным ливнем в декабре, с июньскими звёздными ночами, январскими оттепелями, мартовскими солнечными морозами.
Литературе невозможно было не заметить и не запечатлеть столь оригинальное лицо города. Но отражение всей этой красоты, к сожалению, не найти в произведениях Н.В.Гоголя. Н.П.Анциферов писал: «Перед нами город великой борьбы. Могуча сила народа, создавшего его, но и непомерно грандиозны задачи, лежащие перед ним, чувствуется борьба с надрывом.
Великая катастрофа веет над ним, как дух неумолимого рока». Суждения этого историка оригинальны и глубоки. Но совсем необязательно слепо соглашаться с ним. И не требуется ту или иную точку зрения принимать на веру. Каждый способен выработать свою позицию, но для этого необходимо проанализировать литературу, которая выражает отношение к Петербургу.
К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России.
Тема Петербурга, как особо важная философско-социальная тема, была впервые выдвинута в русской литературе как раз в 30-е годы А.С.Пушкиным. В «Домике в Коломне», «Пиковой даме», «Медном всаднике» А.С.
Пушкин осветил различные аспекты петербургской темы, уже затронув при этом некоторые из тех её сторон, которые оказались в центре внимания Н.В.Гоголя в его произведениях.
В пушкинском восприятии Петербурга ощущение его неповторимой красоты и великолепия было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России. Намеченные поэтом образы новых для русской литературы героев – чиновника, городского бедняка – всё это во многом подготовило и определило пути дальнейшего развития темы большого города в повестях Н.В.Гоголя.
Целью моего реферата является изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.
Задачи: выяснить, каким видел Н.В.Гоголь этот город, и что способствовало формированию именно такой точки зрения великого писателя; определить, что волновало его, и чем был Петербург для Н.В.Гоголя.
Обоснование выбора темы доклада.
В своё время я читал произведения Н.В.Гоголя, и мне было интересно видение Петербурга глазами Н.В.Гоголя. В Петербурге я живу сравнительно недавно, красота и самобытность города поразили, у меня возникло желание сравнить восприятия этого города мною и писателем XIX века. Сделать это я могу, изучая образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.
Вновь перечитав их, я понял, что раньше многого не замечал в произведениях этого писателя. У него мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета. Они, можно сказать, олицетворяются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия. Если Н.В.Гоголь даёт им душу, чтобы насмеяться над ними, то у людей он с такой же целью душу отнимает.
На протяжении своей жизни в Петербурге Н.В.Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники его не понимают. Писателя преследовали сплошные жизненные неудачи. В кружке аристократов Н.В.Гоголь был не свой, служебная карьера не сложилась, усилия стать актёром или художником закончились провалом, с профессорством не получилось.
Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя явился переломным моментом. Он два раза покидал этот город, уезжая в Гамбург и Рим, спасаясь от непонятной тоски.
Петербург разбил сердце писателя, и ирония в его произведениях воспринимается как средство самозащиты. Доминирует же не смех, а страх. Творчество Н.В.Гоголя поражает и удивляет: смешное переплетается с трагическим, фантастическое – с реальным.
Стоит обратить внимание и на художественные приёмы, которые использует писатель для усиления своих образов.
Интересно отметить, что мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета повестей Н.В.Гоголя. Они, можно сказать, олицетворяются, персонифицируются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия.
Поэтому необходимо внимательно изучить произведения Н.В.Гоголя и познакомиться с высказываниями писателей и критиков того времени о нём и о его творчестве. Интересна переписка Н.В.Гоголя с матерью.
Читая её, мы легко обнаруживаем настроение писателя, также видим, откуда он взял образы многих своих петербургских героев и различные ситуации, происходящие с ними и взятые из личного жизненного опыта.
Он много пережил в большом северном городе.
ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ
ПЕТЕРБУРГ В ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ Н.В.ГОГОЛЯ
Когда же Н.В.Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Портрет», «Шинель» – этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губительный для человеческих душ.
Работа над темой Петербурга составила в творчестве писателя новый этап. В петербургских повестях сатирический пафос гоголевского творчества усилился, а его социальная проблематика значительно углубилась по сравнению с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Реалистическое мастерство его в этом жанре достигло своей классической вершины.
Для более полного представления о северной столице Н.В.Гоголя хочется обратить внимание на небольшие наброски писателя к книге «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-ой линии». Они были одними из звеньев в работе Н.В.Гоголя над его петербургскими повестями и носили уже весьма мистические названия: «Страшная рука» и «Фонарь умирал».
Перед читателем сразу предстаёт образ города в своей гнетущей таинственности. Его содержание у автора составляет преимущественно тяжёлый и прозаический быт, который изображён им очень остро и сочно. Город представлен ночным описанием «со страшным блеском на каменных домах» (7). Деревянные дома «превращаются в совершенно чёрные» (7).
Фонарь не просто слабо светит, а «умирает» (7) где-то на дальней улице. Кругом всё покрыто «густою массою мрака» (7), мокрый блеск города теряется в дождевом холодном тумане под серо-дымным небом.
Тёмные переулки раскрывают свои «мрачные объятия» (7), нигде нет огней, всё кажется умершим, а свет из тонкой щели в ставне просачивается «огненной чертой» (7). Таинственность городской жизни, интимность и причудливость индивидуального существования – всё это надёжно укрыто стенами, перегородками, занавесками.
Отсюда мучительное желание героя отрывка заглянуть в щель оконных ставень. В описании сюжета мы попадаем только в мир каких-то вещей. Здесь нет людей, нет приятных лиц, вернее, их описание осуществляется через детали окружающей обстановки. Н.В.
Гоголь использует приёмы крайнего контраста и сильного преувеличения, придающие его образам нереальные характеры. Писатель убеждён, что истинный эффект заключается в резкой противоположности, но, тем не менее, его фантастика максимально приближена к жизни.
В отрывке «Фонарь умирал» на фоне страшной ночной картины окраины города читатель окунается в лирическое описание «голубой комнаты» и девушки «в божественном платье» с «обворожительными бархатными бровями». Но Н.В.Гоголь заканчивает свой небольшой писательский набросок появлением фигуры в чёрном фраке и со странным профилем. Интересно описание лица этого человека: оно просто никакое, тупое и глупое.
Как всё просто, обыкновенно и в то же время оригинально! На мой взгляд, уже в этих небольших заметках Н.В.Гоголь выразил своё отношение к Петербургу. Трагизм и безысходность наложили печать на образ этого города в произведениях писателя. Это началось с повести «Невский проспект».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного».
Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.
Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.
Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника, можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие.
Суть гоголевского города обманчивая, как вид гражданина в сюртучке: «…всё дышит обманом». Н.В.
Гоголю важно показать «исход» личности из города: нет лиц – только «усы чудные», «талии», «дамские рукава»; нет лиц – только чины и звания: «старые коллежские секретари, титулярные советники, надворные советники», нет лиц – только «быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня».
Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами.
Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега.
Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.
Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза» Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» – это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города.
Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.
Мировоззрение Н.В.Гоголя в основе своей было глубоко религиозным и не изменялось на протяжении всего творческого пути. От матери писатель унаследовал тонкую душевную организацию и склонность к мистической созерцательности.
Он переживал огромный душевный кризис, его навязчиво преследовала идея Страшного суда и загробного воздаяния.
Он боится приближения к действительности, таящей в себе нечто неведомо-ужасное, так как она мрачна, отвратительна, заклеймена пороками, низостью и коварством.
Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего.
Роковая трещина пролегла во взглядах Н.В.Гоголя через понятие действительности, поэтому его переживания так драматичны. Петербургское настроение писателя отражается в его письме к матери: «Я устал и душою, и телом… Никто не знает моих страданий… Я хотел бы убежать…»[3]
И это, естественно, нашло отражение в творчестве. В этом плане очень интересны изобразительные приёмы Н.В.Гоголя.
Один из обычных его эффектов – нагромождение глаголов, которые усиливают и подчёркивают напряжённость действия: «купивши картины, приносил… на них кидался, рвал, разрывал, изрезывал в куски и топтал ногами»[4]; «музыка… погасала, и замирала, и опять вырывалась, визжала и гремела».[5] Так писатель передаёт своё эмоциональное состояние.
Описание города во многом представлено неодушевлёнными микрообразами. Характерно, что из многих источников света в петербургских повестях доминирует преимущественно городской фонарь, с его «капризным», «страшным» сиянием.
Всю гамму его оттенков можно проследить в «Невском проспекте», где он появляется четырежды, причём каждый раз он предстаёт перед нами в совершенно новой роли. А финальный его образ откровенно связывает таинственное, призрачное начало с действием демонической силы. На мой взгляд, только Н.В.
Гоголь может так фантастично вплести в развитие событий простой городской фонарь, дать ему роль своеобразного героя произведения.
Мне нравится искусное использование Н.В.Гоголем фантастики, как усилительного приёма для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем. Автор нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного.
Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия.
Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина.
Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.
Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/doklad-na-temu-peterburg-v-tvorchestve-n-v-gogolja/
Вопрос 30. Образ Петербурга в творчестве н.В.Гоголя
В
творчестве Н. В. Гоголя развивалась
мысль о том, что за парадной пышностью
Петербурга скрывается холодный, жестокий
мир человеческого бесправия. Город
равнодушен к судьбе “маленького
человека”.
<\p>
Автор
“Носа”, “Записок сумасшедшего”,
“Невского проспекта”, “Шинели” создал
художественный образ столицы, в котором
выражена социальная и нравственная
суть города. Гоголевский Петербург —
город нищих чиновников, мастеровых,
бедного люда — противостоит парадному
блеску Невского проспекта.
Красота
главной улицы призрачна и обманчива.
Она не может скрыть нищеты и трагизма
жизни большей части города, ужасной
изнанки столицы.
За внешней нарядностью
всегда чисто подметенных тротуаров
Невского проспекта, по которому движутся
вереницы карет и потоки щегольски
разодетых прохожих, прячутся разбитые
мечты, утраченные иллюзии, искалеченные
человеческие судьбы.
Кончает жизнь
самоубийством художник Пискарев, не
выдержавший столкновения с реальным
Петербургом. В городе, где ценятся только
богатства и чины, где торжествует
самодовольная пошлость, гибнет талант
еще одного художника — Чарткова,
растратившего впустую свой великий
дар, променявшего вдохновение на кошелек,
туго набитый монетами («Невский
проспект»).
Но
враждебнее всего относится Петербург
к “маленькому человеку”. В “Записках
сумасшедшего”
Н. Гоголь словами одного из обездоленных
героев, чиновника Поприщина, раскрывает
противоречивость и несправедливость
общественного устройства: “Все, что
есть лучшего на свете, все достается
или камер-юнкерам, или генералам”.
Атмосфера безразличия и жестокости
сводит Поприщина с ума.
Но его сознание
настолько искажено ложными ценностями
Петербурга, что в своих болезненных
мечтах он видит себя таким же, как те,
по чьей вине приходится страдать бедным
чиновникам. Поприщин сам хочет
распоряжаться человеческими жизнями,
стремится попасть в ранг тех, кому “все
позволено”. Его воспаленный ум рождает
образ Фердинанда VIII, с которым герой
отождествляет себя.
<\p>
Не
менее драматична судьба другого
петербургского жителя — Акакия Акакиевича
Башмачкина («Шинель»),
“вечного титулярного советника”, в
котором бессмысленная канцелярская
служба убила всякую живую мысль.
Единственная цель его жизни — новая
шинель. Он думает о ней, как иной человек
— о любви, о семье. Ради нее герой идет
на лишения и полуголодное существование.
Не было человека счастливее Акакия
Акакиевича, когда портной принес ему
шинель. Но радость оказалась недолгой:
ночью его ограбили. Никто из окружающих
не принимает участия в несчастливом
чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмачкин
и у “значительного лица”. Одинокий,
отвергнутый всеми, доведенный до
отчаяния, он умирает от простуды.
Причина
его болезни не холод петербургской
зимы, а, скорее, людское равнодушие.<\p>
В
повести «Шинель»
Гоголь изображает Петербург
городом-монстром, уничтожающим «маленького
человека» (позже эта тема будет продолжена
Ф. М. Достоевским в образах Макара
Девушкина и семьи Мармеладовых).
Образ
Петербурга представлен в произведении
как бы с двух сторон: с одной — «вечным
титулярным советником» Акакием
Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством,
раздавленным и растоптанным средой
человеком, а с другой — «значительным
лицом», то есть высокопоставленным
чиновником, героем, не имеющим даже
имени, так как он является не личностью,
а лишь собирательным образом, впитавшим
в себя все характерные черты столичного
«высокого» чиновничества. Петербург в
повести оказывается губителем жизни
«маленького человека», безжалостным
чудовищем, олицетворением жестокие
нравы Петербургского правительства.
Преступное
бессердечие проявляет Петербург и к
капитану Копейкину («Повесть
о капитане Копейкине»).
Общество оказалось черствым и бездушным
по отношению к герою Отечественной
войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся
всех средств к существованию.
<\p>
В
«Вечерах
на хуторе близ Диканьки»
Петербург представляется сказочным,
фантастичным. Кузнец Вакула удивляется
пышности и блеску столицы больше, чем
полету на черте. Героя поражают здания
в четыре этажа, широкие улицы, количество
экипажей и знати.
Образ Петербург — это
образ города аристократов. Дворянство
изображено автором в традициях парадного
портрета восемнадцатого века, в частности
Екатерина II предстает читателю доброй
феей, чей подарок приносит Вакуле
счастье.
Образ Петербурга в «Вечерах
на хуторе близ Диканьки» — город
фантастический, город нарядный и
торжественный, дарящий радость.
Однако
такое описание северной столицы редко
в творчестве Гоголя. В большинстве своих
произведений писатель, будучи одним из
основателей «натуральной школы», целью
которой было выявление и высмеивание
пороков общества и государства, рисует
Образ Петербурга, как города социальных
контрастов.<\p>
Петербург
Н. В.
Гоголя — это город, в котором
фантастическое и реальное находятся в
неразрывном единстве. Здесь возможны
самые необыкновенные происшествия.
Исчезнувший нос майора Ковалева живет
собственной жизнью и к тому же имеет
более высокий чин, чем его хозяин («Нос»).
Все сдвинуто в мире.
Всюду царит хаос,
рушатся привычные представления о добре
и зле, главным достоинством становится
не честь, а чин. Город способен унизить
человека до того уровня, когда он уже
перестает замечать степень своего
падения.
Пирогов («Невский
проспект»)
остается самодовольным, не смущаясь
поркой, устроенной ему за волокитство.
В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов
— какой контраст!..
О, какой смысл скрыт
в этом контрасте! И какое действие
производит этот контраст! Пискарев и
Пирогов, один в могиле, другой — доволен
и счастлив, даже после неудачного
волокитства и ужасных побоев!” Таков
Петербург, город “крестов и звезд”:
лучшие погибают, пошлые и ограниченные
процветают.
Образ
Петербурга в творчестве Николая
Васильевича Гоголя кардинально отличается
от образа Петербурга, например, Пушкина.
Гоголь смотрит изнанку, самую грязную,
самую населённую часть Петербурга. Он
намеренно сгущает краски, уродует лица
простых людей, встречавшихся героям
его романов.
Он ходит вместе с читателем
по всем злачным местам, по всем подворотням
и дворам, показывая, что не всё было так
прекрасно, как описывали другие. Но не
стоит забывать, что это лишь доля правды,
и Санкт-Петербург красив своей лицевой
стороной и до сих пор загадочен своим
“тёмным” лицом.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2867529/page:13/
Сочинение по литературе. Образ петербурга в произведениях гоголя
Николай Васильевич Гоголь оказал неоценимое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. И везде он описывал не только богемных помещиков и чиновников, но и жизнь простых “маленьких” людей.
При этом он старался победить зло в людях, “излечить” их от пороков, используя для этого самое сильное оружие и лекарство — его смех.
Гоголем восхищались многие, но были также люди, ругающие его произведения, но никто так до конца и не понял той необыкновенной тайны его души, которой наполнены его произведения.
Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь
написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят
и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от
своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Владимир Набоков
писал: “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях
рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”. Петербург у Гоголя — это нереальное, призренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе
никакой памяти.
Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием.
Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург.
О необычайно ярком свете,
который исходил от фонарей, Вакула говорит: “Боже ты мой, какой свет! У нас днем не
бывает так светло”. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и
лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных
платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В “Ночи перед
Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во
всем.
Совсем другим выглядит Петербург в комедии “Ревизор”. Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в “Ночи перед Рождеством”, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В “Ревизоре” мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осина и Хлестакова.
В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике.
Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: “Галантерейное,
черт возьми, обхождение!” Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не
Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и
невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет
стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин
повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения
достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа,
семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него
много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.
Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины.
Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.
В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю.
Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время
за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление
Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании
бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только
билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай,
но и шампанское.
Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и
богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная
часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания,
но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами
радуги.
Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в “Мертвых душах”. Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры
почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приемной Копейкин боится
толкнуть локтем Америку или Индию: почтмейстер, правда, говорит, что это вазы,
но ведь сроду ни в Америке, ни в Индии ваз фарфоровых не делали. Обедает же капитан в
“Лондоне”. Люди здесь тоже разные: и русские, и французы, и англичане. Кругом все
утопает в роскоши: зеркала, мрамор, вазы, серебряная посуда, арбуз за сто рублей.
Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. Да и самого Копейкина
почтмейстер сравнивает то с совой, то с пуделем, то с чертом. Даже швейцар здесь похож на моржа. От всего этого создается впечатление, что Петербург — это дьявольский город, в котором “начальник” — полноправный правитель, хотя и существует .“высшее
начальство”. У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и “эполеты” и “аксельбанты”.
Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки.
Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: “Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России”.
Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.
Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.
Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева.
Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.
“Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем.
Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов.
Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.
Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания.
Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание.
Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича.
В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу.
Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе.
Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести.
Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…”.
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества.
В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы.
Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова.
Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира.
В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.
Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей.
Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека.
Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/0810.html
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина
Образ Петербурга в творчестве
Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит,<\p>
Твоих оград узор чугунный…
Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.
Такое же торжественное ясно описанный Образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным.
Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати.
Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.
Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует Образ Петербурга, как города социальных контрастов.
В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых).
Образ Петербурга представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным средой человеком, а с другой — «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, впитавшим в себя все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как личность, не способная в своей жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой мечты или цели, совершенно затравленный и забитый. Но с необходимостью шитья новой шинели в его обыденное существование врывается радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Но счастье Башмачка превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего силу и власть Петербурга. Чиновнику же не только просто не интересен «маленький человек», а он даже раздражает его тем, что отнимает у него время. Для этого чиновника Акакий Акакиевич — никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением жестокие нравы Питербурского правительства.
Эта же тема затрагивается в середине поэмы Пушкина «Медный всадник», то есть в непосредственно «петербургской повести». Прекрасный град Петров:
Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.
Образ Петербурга в произведениях Пушкина – это прежде всего полный торжества, город про пораде, изображение всего государства, его мощи и силы. Так, в поэме «Медный всадник» автор изображает Образ Петербурга Как самое величественное творение Петра.
Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты северной столицы:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия».
Лучшее деяние Петра превращается сначала в Петроград:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом, —
А затем и в Петрополь:
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Такие изменения в отношении к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому человеку», Евгению. Герой не может противостоять самодержавному сторю, и самодержавие уничтожает ого, как назойливое и бесполезное насекомое.
Образ Петербурга в поэме вступает в социальный конфликт как действующее лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным в раскрытии образа города, так как для автора Образ Петербурга — это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.
В произведениях же Гоголя основное место занимает не описание красоты или исторического значения столицы, а изображение его нравов и быта. Писатель старался затронуть все слои общества и представить все типы характеров, существующих в городе, и именно поэтому город так или иначе присутствует практически во всех его произведениях.
Так, например, в комедии «Ревизор» автор рисует портрет молодого петербургского чиновника, лентяя и повесу, который не умеет и не хочет делать ничего, кроме как «срывать цветы удовольствий» и врать о своем социальном положении.
Однако наиболее полно и ярко Гоголь раскрывает образ Петербурга В своей гениальной поэме «Мертвые души».
Пушкин же в своих произведениях показал губительность столицы не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, з своем романе в стихах «Евгений Онегин» поэт рисует Образ Петербурга при помощи описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть».
Столица портит и развращает людей, ее среда опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением Петербурга является Швабрин, герой повести Пушкина «Капитанская дочка».
Швабрин низкий и подлый человек, для него ничего не существую такие понятия, как «честь», «светское», «долг», воспитание сделало его таким,
И в творчестве Пушкина, ив творчестве Гоголя изображение Образа Петербурга Играет важную роль.
Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина Образ Петербурга был прежде всего историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.
Источник: https://historylib.net/obraz-peterburga-v-tvorchestve-n-v-gogolya-i-a-s-pushkina/