Кратчайшее содержание рассказа «студент» для читательского дневника (а. п. чехов)

Краткое содержание Чехов Студент для читательского дневника

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него.

Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность.

Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Главная мысль и чему учит рассказ Студент Чехова

Этот рассказ Чехова тонко психологичен, он показывает способность даже простого народа к восприятию того, что было сотни лет назад, к человеческому сочувствию. Также важна здесь мысль о том, что всё в этом мире повторяется.

Краткое содержание Чехов Студент

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи.

Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь.

Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Обратите внимание

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую.

Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса.

И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное.

Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/student

“Студент” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Наверное, не зря рассказ «Студент» Антона Павловича Чехова начинается описанием хорошей погоды, постепенно изменившейся. Стало темно. Подул холодный ветер. «По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой».

На этом сайте вы можете прочитать рассказ А.П. Чехова “Радость“, который рассказывает о необычной реакции молодого человека на газетную статью

Именно такая погода и застала в пути студента духовной академии Ивана Великопольского, которому казалось, что этот холод, наступивший так внезапно, нарушил во всем порядок.

Важно

Юноша думал о лютой бедности, существующей во все века: и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.

Так, размышляя, он подошел к костру, у которого грелись две вдовы: Василиса и её дочь Лукерья. И Иван вдруг стал рассказывать о событии, написанном в Евангелиях: о Петре, который грелся у костра так же, в холодную ночь.

Он говорил о тайной вечере, когда Петр сказал Иисусу: «С Тобой я готов и в темницу, и на смерть»; о том страшном моменте, когда Иисуса арестовали, а Петр шел следом и видел, как Его, измученного, били и пытали.

Этот ученик Христа очень любил Иисуса, а теперь был свидетелем Его тяжких страданий.

Но слова Христа, предсказанные им на тайной вечере, начали сбываться: Петр отрекся от Него трижды.

Студент эмоционально стал описывать этот суровый момент, как ученик Иисуса испугался, как смутился и говорил: «Я не знаю Его». А потом заплакал, увидев взгляд Иисуса и вспомнив предсказанное Им еще там, в горнице. «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…» – говорил студент.

Отчего плакала Василиса?

Рассказ молодого человека произвел на Василису неизгладимое впечатление. Она заплакала. На лице её дочери Лукерьи также отразилась боль.

На нашем сайте вы можете прочитать полный рассказ А. П. Чехова “Студент” 

Иван подумал: если Василиса так отреагировала на его рассказ, то произошедшее в страшную ночь с Петром имело отношение и к ней. «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Но почему ключевым моментом для автора повести стало описание именно страданий Петра? Почему студент духовной академии не обратил внимание на Иисуса, предающего Себя за грехи человечества, а значит, и этих двух вдов тоже? Почему не указал на спасение и жизнь вечную, которые Бог дает всякому, осознавшему, что Иисус пострадал именно за него и покаявшемуся перед Ним. Ведь Спаситель ради нас пошел на такую жертву, «претерпев поругание от грешников».

Совет

Эти вопросы справедливо могут возникнуть в душах верующих читателей. Но, к сожалению, автор рассказа Антон Павлович Чехов, вложивший в уста героя речь, обращенную к вдовам, не преследовал такой цели, так как сам разочаровался в религии. Хотя рассказ «Студент» был одним из его самых любимых произведений.

На сайте “Реальные книги” вы можете ознакомиться с кратким содержанием произведения Антона Павловича Чехова Степь, где рассказывается история одного путешествия.

История создания рассказа «Студент»

Этот рассказ был впервые опубликован в «Русских ведомостях» в 1894 году и получил позитивные отзывы от читателей. О месте написания произведения неизвестно до сих пор. Произведение входит в число немногих, которые любил автор.

В Германии рассказ «Студент», считают перлом «нового направления».

Как Чехов относился к религии

Для вдумчиво исследующих творчество Антона Павловича Чехова людей не является секретом, что писатель разочаровался в религии еще в детстве, когда много претерпел от деспотичного, хотя и внешне исполняющего многочисленные обряды отца.

Об этом говорят и немногие цитаты: «Религии у меня теперь нет». (1892 год), «Я давно растерял свою веру» (1903 год). Однако, на самом деле внешнее отрицание Творца не означает, что Чехов до конца оставался неверующим.

Более того, искание настоящей правды в произведениях Антона Чехова, по мнению некоторых критиков, ассоциируется с поисками Бога. Это видно в его рассказах «Архиерей», «Студент» и других, но не только в них.

Ведь Антон Павлович совершал дела, которые соответствуют поступкам доброго самарянина, о котором Иисус рассказал ученикам в Евангелии: безвозмездно лечил больных, устраивал медицинские пункты, построил три школы для крестьянских детей; добился того, что к деревне от железнодорожной станции провели дорогу. Что двигало этим человеком, которого даже спустя полтора века можно назвать загадочным? На это, наверное, мы сейчас не сможем получить ответ.

К сожалению, авторитарность внешней религии с её неукоснительностью исполнения всех правил и уставов, словно сгустившиеся тучи, закрывает от простых людей образ живого Бога, не дает проникнуть в сердца любви Иисуса Христа, о которой так ярко и живо говорит Евангелие. Ведь Бог проявляется не в ритуалах и правилах. Он вникает в нужды людей, стучится в сердце через разные обстоятельства, и очень жаль, что талантливый классик этого не узнал.

Отзывы о рассказе «Студент»

«Рассказ «Студент» удивил меня тем, что в нем, казалось бы, неверующий писатель, через уста студента духовной семинарии рассказывает Евангельскую историю простым женщинам. Он говорит о Петре, который сильно переживает из-за ареста его учителя Иисуса Христа, а потом отрекается от Него.

Читайте также:  Список книг дэна брауна

И это повествование производит такое сильное впечатление на Василису, что она начинает плакать. Только вот причиной её слез студент считает не страдания Христа, а переживания Петра. Великое спасение, совершаемое Христом через ужасные крестные муки, уходит на второй план. И от женщин ускользает счастье прощения, которое, казалось бы, было так близко.

Ведь слезы Василисы – это, к сожалению, не слезы раскаяния. А может быть, я ошибаюсь?»

«Сам рассказ «Студент» написан Антоном Павловичем Чеховым мастерки, как впрочем, и остальные его короткие произведения. Но приводит в недоумение и даже вызывает чувство досады тот факт, что «Господь» и «Бог» здесь приводятся с маленькой буквы.

Если бы автор до конца осознал величие Творца вселенной, он бы не посмел умалять Его в глазах читателей».

«Рассказ очевидцев-евангелистов о страдании Христа – самое важное библейское повествование. Именно потому, что Христос претерпел такие ужасные муки от грешных людей, явившись жертвой за человеческие пороки, открыт людям «свободный вход в Царство Господа и Спасителя Иисуса Христа».

Обратите внимание

Однако, земные известные классики, в данном случае, автор рассказа «Студент», нивелируют эту причину земных страданий Христа в глазах будущих читателей.

В коротком произведении «Студент» описан сюжет из Евангелия, однако, акцент делается на отношении Петра к происходящему и отношении женщин не к Христу, который пострадал за нас, а к Петру, кстати, избранному Апостолом Иисуса Христа.

Наверное, Антон Павлович знал об этом, ведь воспитывался в религиозной семье и читал в Новом Завете Деяния Апостолов и послания Петра. Но почему тогда, обращая внимание на земную жизнь Петра, скрывает то, что Господь простил ему отречение?»

«Двадцатидвухлетнего студента из одноименного произведения Антона Павловича Чехова охватило ожидание сладкого неведомого счастья после того, как он рассказал женщинам, греющимся у костра, евангельскую историю.

Однако, если бы этот  юноша радовался тому, что почувствовал себя спасенным, осознав значение происходившего с Иисусом в ту страшную ночь.

Жизнь показалась студенту чудесной, восхитительной и полной высокого смысла, но насколько бы было лучше, если бы он осознал, что этот смысл человеку дает именно Христос».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/student.html

Краткое содержание рассказа “Студент” Чехова

Главный герой рассказа «Студент» Чехова – Великопольский Иван. Он студент духовной академии, 22 лет; из бедной семьи: его отец — дьячок.

За два дня до пасхи, в страстной четверг, Иван (что мало совместимо с его статусом будущего священнослужителя) был не на службе в церкви, а на охоте в лесу, где отстреливал вальдшнепов.

Когда он уже вечером возвращается с охоты домой, то сгустившиеся сумерки, «внезапно наступивший холод» и «мучительное» чувство голода настраивают его на пессимистический лад, он думает о не уменьшающихся с ходом истории «ужасах» русской жизни: бедности, невежестве, «чувстве гнета» в душах людей.

Важно

Это было, с его точки зрения, и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и, скорее всего, не будет преодолено и в будущем, даже если «пройдет еще тысяча лет».

<\p>

Проходя мимо огородов, принадлежащих двум вдовам — Василисе, «высокой пухлой старухе» с «мягкой, степенной улыбкой», служившей «когда-то у господ в мамках, а потом в няньках», и ее дочери Лукерье, «деревенской бабе» с «глуповатым лицом», забитой мужем, — Иван здоровается с ними и подсаживается к их костру, чтобы согреться.

Неожиданно в его сознании возникает мысль о том, что точно так же, как он сейчас, грелся у костра апостол Петр в ночь своего предательского отречения от Иисуса, и он начинает подробно рассказывать весь этот евангельский эпизод, в глубине души, видимо, полагая, что и он только что совершил своего рода предательство, утратив под наплывом пессимистических мыслей веру в смысл жизни.

Однако реакция на его рассказ со стороны слушавших его женщин (Василиса заплачет, а выражение лица у Лукерьи становится тяжелым и болезненно напряженным) — не очень понятная и мало что говорящая — однозначно истолковывается героем как свидетельство их заинтересованности и причастности к тому, о чем он им рассказал.

<\p>

Продолжая путь домой и по-прежнему страдая от холода, он уже думает о том, что если есть какая-то связь между Василисой и Лукерьей и событиями, имевшими место девятнадцать веков назад, то это означает, что не только прошлое связано с настоящим «непрерывною цепью событий», но и что сами события в течение всего этого времени неизменно были «направляемы» неким таинственным смыслом — той «правдой и красотой», которые впервые ясно заявили о себе «там, в саду и во дворе первосвященника» (имеется в виду Христос и принесенная им в мир истина). Открытие смысла в человеческой жизни и истории заставляет Ивана воспрянуть духом, весь его молодой организм наливается «сладким» предчувствием ожидающего его где-то впереди счастья, и в самой жизни, именуемой им теперь «восхитительной и чудесной», он с наивной восторженностью готов видеть одни только светлые стороны, подобно тому как некоторое время назад все представлялось ему исключительно в мрачном свете.<\p>

Таково краткое содержание рассказа «Студент» Чехова.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/kratkoe_soderzhanie_rasskaza_student_chekhova/79-1-0-1578

«Студент» Чехов краткое содержание

«Студент»  — рассказ Антона Чехова, опубликованный в 1894 году.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно.

Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр.

Совет

Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть».

А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.

Главные герои

  • Иван Великопольский — студент духовной академии, он очень молод, полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него прекрасна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.
  • Василиса — вдова.
  • Лукерья — вдова, дочь Василисы.

<\p>

Источник: http://ktoikak.com/student-chehov-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание «Студент» Антона Чехова

Сюжет произведения начинается с описания природы и её дневных особенностей: мелодичного пения птиц, странных гудящих звуков со стороны болота и других атрибутов красочной русской природы в период начала зимы.

Однако, практически сразу после наступления вечера окружающий мир перестал выглядеть так уж прекрасно: животные и птицы попрятались в свои жилища, атмосфера леса стала мрачной и даже пугающей, а с востока пришёл ледяной ветер, пронизывающий тело до самых пор, вынуждая нерасторопных путников идти быстрее, вызывая в них желание поскорее оказаться в тепле и наконец укрывшись от опасностей зимы.

Читайте также:  Поэты серебряного века

https://www.youtube.com/watch?v=YN5pByZtvTw

Главный герой рассказа – студент Иван Великопольский, обучающийся в духовной академии. Был Иван сыном местного дьячка и сейчас шёл домой с тяги. Путь его пролегал по небольшой тропинке, проходившей через лес и окрестные луга. Вокруг было мрачно и безлюдно, ветер и мороз продолжали усиливаться, нещадно обдувая лицо молодого парня и медленно подмораживая его пальцы.

Стараясь отвлечься от неблагоприятной морозной погоды, Иван вспоминал о родителях, которых он оставил дома.

Он помнил, что прямо перед его уходом мать затеяла чистку старого самовара, а отец в это время отдыхал на печи, иногда сотрясаясь в приступах кашля.

Из-за наступления страстной пятницы, еду не приготовили, так что, нутро несчастного студента, шагающего сквозь холод и стужу, постоянно требовал пищи, найти которую, впрочем, было не так то просто.

Семья Великопольских никогда не отличалась богатством, даже наоборот, иногда они жили на грани бедности, однако, никогда не придавали этому особого значения. Ведь те, кто не привязан к материальным ценностям и роскоши, легче смогут принять духовный мир, развивая себя и помогая другим.

Из размышлений о доме Ивана вытянул очередной порыв холодного ветра. Вновь обратив внимание на окружающий мир, он начал думать о прошлом, о предыдущих поколениях, великих царях и проповедниках, во времена житья которых всё так же свирепствовали война, голод, страх, мороз и другие атрибуты человечества.

Несмотря на искру надежды на лучшее будущее, интуитивно Иван понимал, что боль и страдания никогда не исчезнут. И через сотни лет ничего не изменится, ведь все эти ужасы стали неотъемлемой частью жизни, без которых человек вскоре начинает забывать о том, кто он есть.

Удручённый внезапными грустными мыслями, Иван уже не хотел идти домой.

Обратите внимание

Недалеко он увидел огонь где-то на огородах, принадлежавших двум вдовам – матери и дочери.

Подойдя поближе, студент увидел их самих: пожилую Василису – статную даму, которая, несмотря на мужицкую одежду, сохраняла остатки прежней гордости, и молодую Лукерью – некрасивую девушку невысокого роста и с несколько глуповатым взглядом.

Лукерья сидела рядом с большим костром, отмывая котёл и пару ложек. Иван, решив, что они уже поужинали, пошёл прямо костру, поприветствовав старую Василису.

Погружённая в известные только ей раздумья, Василиса не заметила гостя, впрочем, быстро ответив на его приветствие. Ранее прислуживавшая знати, старушка сохранила привычку постоянно степенно улыбаться, а также впитав в себя вежливую манеру общения. Лукерья же, не раз битая бывшим мужем, была тихой и предпочитала больше слушать и меньше говорить.

После недолгой беседы на общие темы, Иван начал рассказывать о давних событиях из жизни апостола Петра, который, согласно преданиям, однажды тоже грелся у подобного костра, спасаясь от ненастной холодной погоды. Лукерья продолжала молчать.

Далее, Иван завёл разговор о Петре и его наставнике Иисусе, которого апостол очень уважал и любил, не раз признаваясь ему в этом.

Однако, Иисус, знавший о том, что его ждёт в ближайшем будущем, слабо реагировал на очередное восхваление со стороны Петра, дав ему понять, что вскоре ему придётся отказаться от него. Так и случилось.

После предательства Иуды, Петр пошёл вслед за Иисусом, которого вели на допрос. Апостол, следовавший за истязателями учителя, пришёл ко двору, где был костёр. Петр сел погреться, как находившиеся рядом люди начали вспоминать о его связи с Христом.

Важно

Апостол, погружённый в свои печальные размышления, трижды сказал, что не знает Иисуса, тем самым подтвердив недавние слова последнего. Поняв, что наставник был прав, Петр ушёл со двора, убитый горем и проливая слёзы о любимом учителе.

Закончив рассказ, Иван заметил подавленное состояние Василисы, которой, очевидно, была небезразлична судьба Петра и его переживания. Смущённый слезами женщины, Иван попрощался с вдовами и продолжил путь домой. Вновь сражаясь с ледяными порывами усилившегося ветра, он стал размышлять о прошлом и его связи с настоящим.

Взобравшись на гору по дороге к дому, печальный Иван был поражён открывшимся ему видом. Он смотрел в сторону своей деревни и видел как начало восходить солнце, что придало ему уверенности и избавило от грустных мыслей. Он понял, что жизнь непостоянна и после периода горя и страданий начинается время радости и счастья, давая силы идти дальше и не сломаться под натиском судьбы.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-student-antona-chexova.html

Краткое содержание “Студент” Чехова

В начале рассказа описывается природа. Хорошая погода к вечеру значительно ухудшается. От холода лес замирает и опустошается.

Главный герой – студент духовной академии и сын дьячка Ивана Великопольского, находился в преддверии изменений своего мировоззрения. Жил он бедно. Мать его, сидя на полу, чистила самовар, его отец лежал на печи и кашлял.

Людям далеким от мирской суеты и не звавшим роскоши, открываются иные ценности – духовные.

Иван шел по отцовскому пути. Его семья чтила церковные традиции. С наступлением страстной пятницы, не смотря на ощущение голода, семья ничего не ела.

В это время люди должны утолять духовный голод и заниматься служением Господу. Двадцати двух летнему Ивану не хотелось возвращаться домой, не смотря на непогоду.

Он желал общения с другими простыми людьми, также страдающими от голода и бедности.

Иван, подойдя к огню, заводит беседу с двумя женщинами. Это были праведница Василиса и ее дочь Лукерья. Иван рассказывал о библейских событиях, происходящих двенадцать веков назад. Его проповедь произвела сильно впечатление на Василису, которая слушая Ивана, не смогла сдерживать слез.

Глухонемая Лукерья тоже изменилась в лице. Поведанные многовековые события имели отношение к этим женщинам и самому студенту. Еще давным-давно апостол Петр грелся у костра. Его отречение от Иисуса тесно связано с сегодняшним днем. Истина всегда направляла человеческую жизнь в нужное русло.

Происходящая беседа преображает Ивана. Он переполняется чувством молодости и счастья, готов противостоять любой природной стихии. Напоследок Иван Великопольский идет на гору и величественно смотрит на свою родную деревню.

Студент сделался участником легендарных библейских событий, повествующих о противостоянии добра и зла, в котором зло стало победителем. Пугает мысль о том, что пустыня с невыносимым чувством гнета останется навсегда. Есть надежда, что этого не будет.

Совет

Каждое поколение сможет учитывать ошибки предыдущего, находить правильный путь в бурлящих жизненных событиях.

Благополучное существование всех живых существ зависит только от них самих. Ведь удалось же найти общую тему для разговора столь разным людям – Ивану, Василисе и ее дочери.

Студент Иван, вошедший на гору, Василиса, очистившаяся слезами, становятся настоящими праведниками, без которых ничего не стоит земля наша.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание “Студент” Чехова« Влияние музыки на человекаАнализ стихотворения Бунина «Детство» »

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-student-chexova/

Рассказ А. П. Чехова «Студент»: краткое содержание жизнеутверждающего повествования :

При беглом прочтении краткого содержания рассказа Чехова «Студент», как, впрочем, и полной версии этого произведения, трудно уловить заложенный в нем смысл.

Сюжет, охватывающий небольшой промежуток времени, кажется незатейливым и малозначительным. Но, вникнув в суть рассказа, понимаешь, что он вмещает неизмеримую глубину авторского замысла.

Недаром сам Антон Павлович называл эту короткую бытовую зарисовку, написанную в 1894 году, своим любимым детищем.

Душевные терзания главного героя

Дело происходит ранней весной в канун Святой Пасхи. В первых строках рассказа «Студент» Чехова, краткое содержание которого предлагается вашему вниманию, описывается стоявшая в тот день погода. Дневное весеннее тепло к вечеру сменилось промозглым, почти зимним холодом, лужицы и проталины затянулись тонким хрупким льдом.

Ивану Великопольскому, возвращавшемуся домой с занятий в духовной академии, было зябко и неуютно. Дувший с востока ветер до боли обжигал его руки и лицо. Юноша шагал по тропинке вдоль заливных лугов, мимо темного недружелюбно шумящего леса.

Окружающая обстановка навевала грустные тяжелые мысли. Он вспоминал, как уходя из дома утром, попрощался с матерью, чистящей самовар на холодном полу, и отцом, кашляющем за печкой.

Ивану очень хотелось есть, но поскольку наступила Страстная пятница, в доме ничего не готовили.

Но не это тревожило студента. Чехов краткое содержание мыслей своего героя называет тоскливыми и мучительными. В душе Ивана зарождался протест против холода, тьмы, бедности и невежества, существовавших на земле на протяжении многих столетий. Но с сожалением для себя он понимал, что изменить это невозможно. От того, что пройдет еще тысяча лет, жизнь лучше не станет.

Читайте также:  Аргументы на тему: верность животных своим хозяевам

Встреча у костра

Дорога к дому, куда юноше не очень-то хотелось возвращаться, проходила мимо крестьянских наделов. Уже стемнело, поэтому посевные работы в полях закончились.

Лишь около реки, где находился участок старухи Василисы с дочерью Лукерьей, полыхал костер. Это место в округе называли вдовьими огородами, поскольку обе женщины, оставшись без мужей, обрабатывали землю самостоятельно.

Иван отправился к огню, намереваясь немного погреться.

В кратком содержании чеховского «Студента» стоит обрисовать портреты двух новых персонажей. Василиса, старшая из женщин, прислуживала в господском доме, поэтому умела культурно выражаться, держала себя гордо, степенно, но при этом была приветливой и улыбчивой. Ее дочь Лукерья выглядела испуганной и забитой, смотрела на всех с опаской, старалась больше молчать.

Обратите внимание

Юноша подошел к костру, поздоровался с хозяйками. Чтобы поддержать разговор, он спросил у Василисы, была ли она на «Двенадцати евангелиях», имя в виду церковное богослужение, проводимое в Страстной четверг.

Женщина утвердительно кивнула, а студент решил рассказать крестьянкам притчу об отречении Петра. Он всё-таки учился в духовной академии, да и пятничный вечер в преддверии Пасхи вполне к этому располагал.

Реакция слушательниц на рассказ Ивана

Наверное, в кратком содержании «Студента» Чехова нет смысла приводить библейскую историю полностью. Она и так известна многим. Во время Тайной вечери Иисус предсказал одному из своих учеников, что тот отречется от него в эту же ночь до того, как трижды успеет пропеть петух.

Так оно и случилось. Преданный Иудой и взятый на поругание Спаситель терпел муки, а Петр каждый раз, когда его спрашивали, не был ли он вместе с Иисусом, отвечал: «Нет, я не знаю его». И когда понял Петр, что предсказание Учителя полностью сбылось, из его груди вырвались громкие рыдания позднего раскаяния.

Окончил Иван свой рассказ и тяжело вздохнул. Но больше всего его поразило то, что он увидел на лицах слушавших его женщин. Василиса перестала улыбаться, по ее щекам покатились крупные слезы. Лукерья напряглась, покраснела, как бывает с человеком, испытывающим сильную боль.

Переворот мироощущений

Попрощавшись с крестьянками, Иван продолжил свой путь. По-прежнему дул холодный ветер, тяжелая тьма окутывала землю. Но от мрачных мыслей в голове юноши не осталось и следа.

Он понял, что, если история Петра так тронула женщин, значит все люди на планете каким-то образом связаны между собой. А все события с библейских времен и до наших дней составляют одну непрерывную цепь.

В душе Ивана нарастало ощущение безмерного восторга, а жизнь начала казаться необыкновенной, наполненной непостижимо высоким смыслом. На этом заканчивается рассказ А. П.

Чехова «Студент», краткое содержание которого вы только что прочитали.

Источник: https://www.syl.ru/article/359606/rasskaz-a-p-chehova-student-kratkoe-soderjanie-jizneutverjdayuschego-povestvovaniya

А.П.Чехов “Студент”

  Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Рассказ «Студент» (1894)

  • Написан в Ялте, опубликован в журнале «Русские ведомости», в апреле 1894 года. Относится к позднему периоду творчества Чехова.
  • «Студент» был любимым произведением писателя.

Сюжет и композиция

  • В рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности.
  • Главную роль играет внутренний сюжет – история духовного прозрения героя.
  • Две сюжетные линии: встреча студента с вдовами и евангельская история об отречении Петра. В кульминации они пересекаются и, преломляясь в сознании героя, сливаются в одну.
  • Зеркальная композиция: совпадение ситуации в начале и в конце рассказа.

Экспозиция

Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется – погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло».

Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается с охоты в мрачном настроении: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Рассказ студента. Завязка внутреннего сюжета

Проходя огородами, Иван встречает двух вдов, Василису и её дочь Лукерью, которые у костра моют посуду. Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника».

Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам… Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль».

Подготовка развязки внутреннего сюжета

Студент продолжает свой путь. В его душе происходит напряжённая работа – он понимает, что «то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему… Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок».

Кульминация и развязка внутреннего сюжета

К Ивану приходит душевное озарение: «И радость вдруг заволновалась в его душе…Прошлое, – думал он, – связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи».

Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, … всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; … и невыразимо сладкие ожидание счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. – М.:Эксмо, 2013

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_p_chekhov/a_p_chekhov_student/100-1-0-255

Чехов Студент Краткое содержание

Главная › Литература<\p>

На днях прочитала рассказ Чехова Студент. Чем мне нравится этот автор, так это незатянутостью сюжета,  который в общем-то и не является главным акцентом в его рассказах. На передний план в его произведениях выходят чувства, потому что Чехов – психолог.

Пожалуй без лишних прелюдий, перейдем к главной части. Вот краткое содержание рассказа Чехова Студент:

Вначале произведения описывается однообразный пейзаж, который вызывает тоску. Природа отражает внутреннее состояние главного героя, студента Ивана Великопольского. Он думает о том, что если сравнивать его время и далекое прошлое, то в общем-то ничего не изменилось: люди так и живут в нищете. У студента нет никаких надежд на светлое будущее.

Важно

Он замечает вдали вдовьи огороды, которые выделялись на фоне тоскливого пейзажа. Вдовьями огороды эти называют потому, что их содержали две вдовы, мать (Василиса) и дочь (Лукерья).

Первая из них описывается как бывалая женщина, служившая  давно у господ  нянькой, с мягким характером.  Ее дочь представляется читателю как молчаливая девушка, забитая мужем.

Они только что отужинали, сидят у костра. К ним подходит Иван и начинает разговор.

Студент говорит, что точно также когда-то у костра сидел апостол Петр. Иван рассказывает историю, которая взята из Библии. Петр поклялся в верности Иисусу, который в ответ сказал ему, что, мол, «не успеет петух прокричать, а ты меня (Иисуса) трижды предашь». В эту же ночь Иисуса предали и избили.

А Петр на все это смотрел издалека. Когда же он сидел у костра, к нему три раза подходили и говорили на него, что он знаком с Иисусом. Петр же, боясь наказания, все эти три раза говорил, что не знает он никакого Иисуса. Прокричал петух. Тем самым, предсказание сбылось, Петр ушел от костра и заплакал.

Когда студент закончил свой рассказ, он увидел, что Василиса, с той же улыбкой на лице плачет, а Лукерья покраснела. Иван попрощался и подумал, что эта история имеет к вдовам какое-то отношение, раз они так отреагировали. У него также мелькнула мысль, что Петр и его чувства близки самой Василисе.

У него вдруг поднялось настроение. Он подумал, что настоящее и прошлое тесно связаны, что правда и красота всегда  составляли  главное  в человеческой жизни и вообще на земле. Ему было еще 22 года и от того, что он познал эту истину, он чувствует счастливым.

Странный конец, не правда ли? Анализ Студента Чехова тут.

Источник картинки:  websib.ru

Источник: http://setadra.ru/2012/07/chexov-student-kratkoe-soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию