Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы?

Методические рекомендации для организации работы c частями С2,С4 при подготовке к егэ по литературе

Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворениям С. Есенина?

Контексты: М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», Ф. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» и др.

Обоснования для сопоставления: натурфилософская лирика; неразрывная связь человека и природы; одушевление природного мира (олицетворение); психологический параллелизм; пейзаж, «древесные» мотивы.

Вопрос: В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?

Контексты: И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.

Обоснования для сопоставления: соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.

Вопрос: Кто из русских поэтов связывал изображение природы с любовными мотивами и в чём эти произведения созвучны стихотворению Б. Пастернака «Никого не будет в доме…»?

Контексты: А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…», С. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…», А. Ахматова «Песня последней встречи».

Обоснования для сопоставления:взаимодействие деталей пейзажа и любовных переживаний; любовь – продолжение жизни природы; психологическая функция пейзажных зарисовок; «природность» образа женщины; психологический параллелизм; одушевление предметов окружающего мира; художественная деталь; поэтизация «непоэтических» образов, бытовых деталей и подробностей.<\p>
Вопрос: Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?

Контексты: А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А. Куприн «Поединок».

Обоснования для сопоставления: тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.

Вопрос: В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?

Контексты: А. Пушкин «Медный всадник», Н. Гоголь «Шинель» (Петербург), Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Островский «Гроза» (Калинов), М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).

Обоснования для сопоставления: <\p>

а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной.

Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение.б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив.

С одной стороны – это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны.г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира.

Обратите внимание

Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.

Вопрос: Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С.

Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?

Контексты: В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной), И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»), Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).

Обоснования для сопоставления: Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим».

Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема.

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма).

Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения.

Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.Приложение 2

  • Почему героине поэмы А.А.Ахматовой “Реквием” так важно “увековечить” материнское страдание?
  • Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чём они созвучны стихотворению А.А.Блока?

Исторические события, ставшие судьбой родной земли, – темы стихотворений Лермонтова «Бородино» и поэмы Твардовского «Василий Тёркин», однако ближе всех Блоку, несомненно, Н.В.Гоголь, создавший в поэме «Мёртвые души» образ Руси – птицы–тройки, которая, как и «степная кобылица» у Блока «несётся вскачь».
В чем видит Г.Р. Державин истинную награду поэтического таланта?

«Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г.Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт.

Какие русские поэты отразили тему творчества в своих произведениях и в чём они созвучны с произведением Державина?

С 3. Какая характерная для русской поэзии тема затронута в стихотворении М.Цветаевой «Роландов Рог»?

Роландов Рог

Как нежный шут о злом своем уродстве,Я повествую о своем сиротстве…За князем — род, за серафимом — сонм,За каждым — тысячи таких, как он,Чтоб, пошатнувшись,— на живую стенуУпал и знал, что — тысячи на смену!Солдат — полком, бес — легионом горд.За вором — сброд, а за шутом — все горб.

Так, наконец, усталая держатьсяСознаньем: перст и назначением: драться,Под свист глупца и мещанина смех —Одна из всех — за всех — противу всех! —Стою и шлю, закаменев от взлету,Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди тому залог,Что некий Карл тебя услышит, Рог!

В стихотворении затронута такая тема, как тема поэта и толпы. Для Марины Цветаевой поэт – фигура одинокая в толпе, не желающей, не способной его понять, но тем дороже «сей пожар в груди» поэта для того, кто сможет услышать глас стихотворца.

Поэт вынужден творить «под свист глупца и мещанина смех», он посылает свой «зов в небесные пустоты», ощущая свою обречённость на одиночество, устав, но продолжая бороться «противу всех». В

данном случае очевидна избранническая роль поэта, а его ремесло рассматривается как великий духовный подвиг, и тем сокращается пропасть между ним и глухой толпой.

С 4. Кто из русских поэтов близок М.Цветаевой в решении этой темы и в чем проявляется эта близость?

В схожем ключе решена проблема поэта и толпы в лирике Лермонтова, где поэт выступает как личность, бунтующая против «дикой» толпы и выражающая свой бунт в своих стихах, «облитых горечью и злостью»; есть почти схожее в лирике Пастернака, где поэту суждена богоизбранническая, мученическая роль (как в стихотворении «Гамлет»).

С 3. Что для А.Блока является главным в характеристике Руси? (Стихотворение «Россия»)

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы росписныеВ расхлябанные колеи…Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые,-Как слезы первые любви!Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет,-Не пропадешь, не сгинешь ты,И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты…Ну что ж? Одно заботой боле -Одной слезой река шумнейА ты все та же – лес, да поле,Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда блеснет в дали дорожнойМгновенный взор из-под платка,Когда звенит тоской острожнойГлухая песня ямщика!..

Стихотворения А.Блока о России являются одними из лучших образцов его патриотической лирики. В них описывается уникальность и постоянство русского духа. Образ России связан в произведении с образом женщины.

Это традиционная аналогия для творчества Блока. Авторское отношение к родине можно охарактеризовать как двойственное.

Важно

С одной стороны, это искреннее чувство бесконечного любования красотой родной земли, которая связывается и с необъятностью русских просторов (реками, лесами, полями) и с обаянием русских женщин, и с великолепием народного творчества (грустными, мелодичными песнями и причудливыми узорами рукоделий). Природа видится поэту неповторимой и загадочной. Но чувства А.А.Блока, связанные с образом родины, противоречивы и не всегда радужные. Он обострённо ощущает сострадание к её глубокой нищете.

С 4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и что сближает эти произведения со стихотворением А.Блока?

Тема России звучит и у Некрасова, и у А.А.Ахматовой, у Есенина.

С 5.3. В чем причины трагического одиночества героя ранней поэзии В.Маяковского?

В своих ранних стихотворениях В.Маяковский поднимает проблему противостояния толпы и лирического героя. Герой – один, а толпа – она и есть толпа, масса. Она не слышит и не понимает лирического героя.

Они разделены бездной, глубокой и непреодолимой. Единственное, что может связывать их через пропасть – это звук. Если хочешь, чтобы тебя услышали, нельзя говорить тихо, надо кричать. И Маяковский кричит.

Читайте также:  Описание города и интерьера в романе «преступление и наказание» (с цитатами)

Кричит так, что до сих пор вырывается из его строк этот крик, полный ненависти к толпе:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…

Вот вы, женщина, на вас белила густо…

Единственное, что может спасти героя от одиночества, – это понимание. Но чтобы понять, надо слушать, а его не желают слушать те, кто так живо описан в его произведениях. Маяковский часто использует местоимения, подчёркивающие противостояние: с одной стороны – «я», с другой – «вы», «вам», «ваш». Например, в стихотворении «Нате!»:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Это настоящая борьба «вы» и «я», толпы и героя. Герой подобен ледоколу, проламывающему лёд впереди себя, хотя сзади всё замерзает снова. Он вязнет, но рвётся снова и снова, не замечая тщетности своих попыток. Толпа не понимает его.

Эти люди, …бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как…- бедны духовно. Им, «любящим баб да блюда» (стихотворение «Вам!»), совершенно не понять богатств того, другого мира, мира героя.

А он видит и понимает их мир и даже изменяет его:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана… Герой читает в этом мире то, что другим просто недоступно. «А вы могли бы?» – этот

вопрос обращён к безмолвной толпе. Он как камень, упавший со скалы в пропасть: если она слишком глубока, то ответного звука может и не последовать. (Стихотворение «А вы могли бы?») Герой чувствует своё одиночество. Он не может переделать толпу. Не может докричаться.

В стихотворении «Дешёвая распродажа» герой просит «одно только слово / ласковое / человечье» за «всё, чем владеет…душа» и даже за собственное бессмертие. Но его крик: «Люди!» – уходит вникуда. Вы, которые «…на бабочку поэтиного сердца/взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош», – никто из вас не может оценить «драгоценнейшую корону» или просто слово, «ласковое, человечье».

В бездуховной толпе герой трагически одинок: то, самое ценное, что существует для него, тонет в жиру и похоти толпы.

Задание С4. В творчестве каких русский поэтов развивались лермонтовские мотивы «странной» любви к Родине? (Приведите конкретные примеры)

«Странная любовь» к Родине показана в стихотворении Некрасова «Родина». В этом стихотворении Некрасов показал нам свои грустные воспоминания, от которых начинает болеть душа. Тютчев в своем стихотворении «Успокоение» показал свои философские раз- мышления на тему Родины.

Задание С4. Какие произведения русских поэтов близки по тематике стихотворению Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»? (Свой ответ аргументируйте)

Тема несчастной, трагической любви звучит в произведениях: «Нищий» Лермонтова, «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова, «Облако в штанах» Маяковского.

В них говорится о том, что любовь способна причинять сильную душевную боль, приносить разочарование в жизни. Герои этих стихотворений несчастны в своей любви и все же они не могут побороть это чувство.

У Тютчева эта тема доведена до крайней черты, до признания «убийственности» любви.

Задание С4. В творчестве каких русский поэтов развивались лермонтовские мотивы «странной» любви к Родине? (Приведите конкретные примеры)

У Некрасова была странная любовь к Родине. В его стихотворении «Родина» он выражает непонятный интерес к Родине. Также у Тютчева был нездоровый интерес к Родине «Умом Россию не понять…» где Тютчев показывает, что он немного же не понимает Родину.

Лермонтовские мотивы «странной» любви к Родине в творчестве таких поэтов, как Николай

Алексеевич Некрасов в стихотворении «Родина», Ф.И.Тютчев «Успокоение», «Не рассуждай,

не хлопочи».

Задание С5.3. Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

В сложную и противоречивую эпоху перемен, в период с 1890 г. по 1917 г., в русской литературе начинается новый этап. Это время было по праву названо «Серебряным веком», потому что Россия увидела новых поэтов, новые таланты. В литературе появились модернистические направления: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Алексанр Блок был символистом.

Одним из замечательных этапов в творчестве Блока являются стихи о России, которые наполнены всеобъемлющим чувством любви поэта к Родине. Блок пишет о красоте русской земли, о необычайных просторах Руси. Он восхищается родиной до глубины души. Эту традицию А. Блока продолжил в своей поэзии Сергей Есенин. Александр Блок верит в

спасительную силу революции, считая, что переворот приведет Россию в светлое будущее. И своей поэзией он заставляет верить других. Но Блок страдает от столкновения с реальными, а не символическими проявлениями действительности. Так, в поэме «Двенадцать» он, описывая жестокость красногвардейцев, оправдывает их действия.

Совет

Он понимает, что, принося жертвы революции, люди платят цену за светлое будущее. Таким образом, поэзия А. Блока о России обладает двояким смыслом. Она драматична, потому что в ней и горечь за тяжелую долю, и гордость за великолепие, красоту родного народа, родной страны.

Я считаю, что Александр Блок является истинным патриотом

своей страны. Он не терял веры, надеялся, переживал и всем сердцем желал лучшего будущего своему народу.

Источник: http://5-bal.ru/literatura/88685/index.html?page=4

Тема личности и эпохи в русской литературе

Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением М. Лермонтова «Монолог»?

Контексты: Ф. Тютчев «Наш век», О. Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…», С. Есенин «Русь Советская», А. Ахматова «Реквием», В. Маяковский «Я хочу быть понят моей страной…».

Обоснования для сопоставления: проблема взаимоотношений с современностью; враждебность поэта и века; мотив «обманутых ожиданий»; невозможность реализовать свой талант в существующих условиях; «нераздельность и неслиянность»; ощущение лирическим героем собственной чуждости тому, с чем прежде он чувствовал неразрывную связь; трагедия человеческого существования в наш век.

Человек и природа в русской литературе

Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворениям С. Есенина?

Контексты: Рњ. Лермонтов «Выхожу РѕРґРёРЅ СЏ РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ…В», Р¤. Тютчев «Не то, что мните РІС‹, РїСЂРёСЂРѕРґР°…В», Рђ. Фет «Шёпот, СЂРѕР±РєРѕРµ дыханье…В», «Учись Сѓ РЅРёС… – Сѓ РґСѓР±Р°, Сѓ берёзы…В» Рё РґСЂ.

Обоснования для сопоставления: натурфилософская лирика; неразрывная связь человека и природы; одушевление природного мира (олицетворение); психологический параллелизм; пейзаж, «древесные» мотивы.

Вопрос: В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?

Контексты: �. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.

Обоснования для сопоставления: соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.

Вопрос: Кто из русских поэтов связывал изображение природы с любовными мотивами и в чём эти произведения созвучны стихотворению Б. Пастернака «Никого не будет в доме…»?

Контексты: А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…», С. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…», А. Ахматова «Песня последней встречи».

Обоснования для сопоставления:взаимодействие деталей пейзажа и любовных переживаний; любовь – продолжение жизни природы; психологическая функция пейзажных зарисовок; «природность» образа женщины; психологический параллелизм; одушевление предметов окружающего мира; художественная деталь; поэтизация «непоэтических» образов, бытовых деталей и подробностей.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 2738 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Тема любви в русской литературе | Тема творчества в русской литературе | Типы проблемных героев в русской литературе |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/5-104954.html

С2,С4 – Стр 2

     Писатели-классицисты
преподносили урок государям, создавая
образ идеального правителя и предлагая
реальному монарху следовать его примеру.

Среди добродетелей, которые, по мнению
просветителей, необходимы государю и
дворянину, можно назвать патриотизм,
честную службу во благо отечества,
гуманизм.

Обо всём этом рассказывает в
комедии «Недоросль»
Стародум – персонаж, выступающий в
амплуа резонёра, т.е. героя, выражающего
мысли автора.

     М.
Ломоносов в «Оде
на день восшествия на престол императрицы
Елизаветы Петровны»

создаёт образ идеального правителя.

Поэт отдаёт себе отчёт в том, что «дщерь
Петра» далека от образца просвещённого
монарха.

Однако, воспевая добродетели
императрицы – мудрую политику, позволившую
прекратить войну, поощрение и развитие
наук, – Ломоносов тем самым призывает
реальную Елизавету следовать её
идеальному образцу.

     Образ
просвещённой монархини находим и в оде
Г. Державина «Фелица»,
где автор рисует идеал государыни,
которая демонстрирует своим поведением
простоту, скромность, честное служение
Отечеству, справедливость.

Обратите внимание

     Тему
«идеального монарха» продолжил в русской
литературе А. Пушкин. В его повести
«Капитанская
дочка»
два
правителя: крестьянский царь Пугачёв
и императрица Екатерина II.

Оба проявляют
милосердие по отношению к своим подданным
Маше Мироновой и Петру Гринёву. Именно
милосердие, по мнению Пушкина, должно
быть одной из главных добродетелей
просвещённого монарха.

К милосердию
призывал поэт Николая I в «Стансах»,
намекая на помилование декабристов.

ТЕМА ЛИЧНОСТИ И ЭПОХИ В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ

     Вопрос:
Кто из русских поэтов обращался к теме
личности и эпохи и в чём их произведения
сопоставимы со стихотворением М.
Лермонтова «Монолог»?

     Контексты:
Ф. Тютчев «Наш
век»
, О.
Мандельштам «За
гремучую доблесть грядущих веков…»
,
С. Есенин «Русь
Советская»
,
А. Ахматова «Реквием»,
В. Маяковский «Я
хочу быть понят моей страной…»
.

     Обоснования
для сопоставления:

проблема взаимоотношений с современностью;
враждебность поэта и века; мотив
«обманутых ожиданий»; невозможность
реализовать свой талант в существующих
условиях; «нераздельность и неслиянность»;
ощущение лирическим героем собственной
чуждости тому, с чем прежде он чувствовал
неразрывную связь; трагедия человеческого
существования в наш век.

ТЕМА ДРУЖБЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Вопрос:
Кто из русских
писателей обращался к теме дружбы и что
сближает их произведения со стихотворением
А. Пушкина «И.И.
Пущину»
?

Читайте также:  Как отличить мечты от желаний?

     Контексты:
Л. Толстой «Война
и мир»
(Безухов
– Болконский), И. Гончаров «Обломов»
(Обломов – Штольц); Б. Окуджава «Возьмёмся
за руки, друзья…»
,
В. Высоцкий «Если
друг оказался вдруг…».

     Обоснования
для сопоставления:

нравственная проблематика; поэтизация
дружбы как духовного единения,
товарищества, братства; мотив дружеского
«пира»; единство личных и гражданских
мотивов; дружба как способ преодоления
личных и мировых «катастроф»; способность
дружбы (как и любви) воскрешать «и
вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь»;
утверждение общечеловеческих ценностей
как основа авторской позиции.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Вопрос:
Кто из русских поэтов обращался к теме
общности человека и природы и в чём их
произведения созвучны стихотворениям
С. Есенина?

     Контексты:
М. Лермонтов «Выхожу
один я на дорогу…»
,
Ф. Тютчев «Не
то, что мните вы, природа…»
,
А. Фет «Шёпот,
робкое дыханье…»
,
«Учись у них
– у дуба, у берёзы…»

и др.

     Обоснования
для сопоставления:

натурфилософская лирика; неразрывная
связь человека и природы; одушевление
природного мира (олицетворение);
психологический параллелизм; пейзаж,
«древесные» мотивы.

      Вопрос:
В каких произведениях русских писателей
отображены картины русской природы и
что сближает эти произведения с
соответствующими страницами «Евгения
Онегина»
А.
Пушкина?

     Контексты:
И. Тургенев «Отцы
и дети»
, Л.
Толстой «Война
и мир»
, М.
Шолохов «Тихий
Дон»
, В.
Астафьев «Царь-рыба»,
В. Распутин «Прощание
с Матёрой»
и
др.

     Обоснования
для сопоставления:

соотнесённость природной и человеческой
жизни; психологический параллелизм;
пейзаж как средство характеристики
героев; социальный пейзаж; философский
пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая
функция пейзажа; символическое значение
пейзажа.

      Вопрос:
Кто из русских поэтов связывал изображение
природы с любовными мотивами и в чём
эти произведения созвучны стихотворению
Б. Пастернака «Никого
не будет в доме…»
?

     Контексты:
А. Фет «Шёпот,
робкое дыханье…»
,
С. Есенин «Не
бродить, не мять в кустах багряных…»
,
А. Ахматова «Песня
последней встречи».

     Обоснования
для сопоставления:
взаимодействие
деталей пейзажа и любовных переживаний;
любовь – продолжение жизни природы;
психологическая функция пейзажных
зарисовок; «природность» образа женщины;
психологический параллелизм; одушевление
предметов окружающего мира; художественная
деталь; поэтизация «непоэтических»
образов, бытовых деталей и подробностей.

ТЕМА ДУЭЛИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Вопрос:
Кто из русских писателей обращался к
теме дуэли?

     Контексты:
А. Пушкин «Выстрел»
и «Евгений
Онегин»
, М.
Лермонтов «Герой
нашего времени»
,
И. Тургенев «Отцы
и дети»
, А.
Чехов «Дуэль»,
А. Куприн «Поединок».

     Обоснования
для сопоставления:

тема дуэли интересна писателям прежде
всего тем, что позволяет ему создать
экстремальную ситуацию, в которой
наиболее полно раскрываются социальный
конфликт и характер героя; дуэль как
поединок непохожих характеров и как
поединок идей; психологический анализ
личности героя, прошедшего испытание
дуэлью.

ОБРАЗ ГОРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Вопрос:
В каких произведениях русской классики
город становится предметом художественного
изображения?

     Контексты:
А. Пушкин «Медный
всадник»
, Н.
Гоголь «Шинель»
(Петербург), Ф. Достоевский «Преступление
и наказание»
,
А. Островский «Гроза»
(Калинов), М. Булгаков «Мастер
и Маргарита»

(Ершалаим, Москва).

     Обоснования для
сопоставления:

     а)
Петербург – «мёртвый», «самый
фантастический город», наделённый
мрачной мистической силой, угнетающий
личность. Парадный Петербург контрастирует
с его изнаночной стороной. Этот город
– особое духовное пространство, где
всё приобретает символическое и
психологическое значение.

     б)
Петербург Гоголя – это мир невероятных
происшествий, абсурда, будничной
фантастики.

     в)
Вымышленный город Калинов («Гроза»
Островского) изображён подробно и
многосторонне. Калинов противоречив.
С одной стороны – это прекрасное место
на берегу Волги. С другой – жизнь в
городе, где господствуют «жестокие
нравы», ужасна. Красоту природы хозяева
города подчинить себе не способны.

     г)
Москва 20-х гг. – город, где происходят
плутовские похождения Воланда и его
свиты, прибывших с «ревизией» нового
мира.

     Город
в произведениях русских писателей –
не фон, на котором разворачивается
действие, а один из героев романа;
самостоятельный художественный образ.
Город – метонимия государства;
пространственный образ, имеющий
символическое значение. 

МОТИВ СНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Вопрос:
Какую функцию выполняет сон Петра
Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская
дочка»
) и кто
из русских писателей обращался к
изображению сновидений?

     Контексты:
В.А. Жуковский «Светлана»,
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин»
(сон
Татьяны Лариной), И.А. Гончаров «Обломов»
(«Сон Обломова»), Н.Г. Чернышевский «Что
делать?»
(сны
Веры Павловны), Ф.М. Достоевский
«Преступление
и наказание»

(сны Раскольникова).

     Обоснования
для сопоставления:

Сам Пётр Гринёв называет увиденный им
сон «пророческим».

Важно

Множество мелких
деталей связывает сон с реальным будущим:
это, например, «чёрная борода» вожатого,
о которой впервые будет упомянуто сразу
после описания сна, и слова бродяги,
обращённые к хозяину постоялого двора
(«а теперь заткни топор за спину: лесничий
ходит»), и требование «поцеловать ручку»
государя-мужика в качестве присяги. И
так же, как во сне, – множество мёртвых
тел близких герою людей. Сон Гринёва –
аллегория будущих событий, их пророческая
схема.

     Сновидения
издавна использовались в художественной
литературе для создания таинственной
атмосферы, мотивировки поступков
персонажей, передачи их эмоционального
состояния (психологизма). Со времён
древнерусской литературы сны предупреждали
об опасностях, служили знамениями,
оказывали помощь, наставляли, давали
отдых и одновременно искушали, испытывали,
ставили перед выбором.

Сновидения
выполняют ретроспективную и прогностическую
функции, участвуют в создании хронотопа
произведения. Они вбирают в себя все
три времени: показывают картины прошлого,
настоящего и будущего, раздвигая тем
самым пространственно-временные границы
текста. Сны могут выполнять функцию
памяти. Таким образом, сновидения в
произведениях художественной литературы
полифункциональны.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4582360/page:2/

11-А.Темы сочинений по лирике А.Блока,С.Есенина,В.Маяковского

Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

В чём своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.А.Блока?
Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворениям С.Есенина?
В чём своеобразие взгляда В.Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?
Что вызывает протест у героя ранней лирики В.Маяковского?
Что услышал А.Блок в “музыке революции”?(По поэме “Двенадцать”.)
Какие реминисценции возникают в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”?
Почему в любовной лирике В.Маяковского так часто используется жанр письма?

 Что должно быть в вашем сочинении и чего следует избегать:

1.В сочинении должна быть раскрыта тема и четко прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о произведении.Объём работы 250 слов.

2.В сочинении должен быть изложен традиционный (то есть общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы можете изложить свою позицию или солидаризироваться с неким исследователем-«бунтарём», но лишь после того, как покажете знание «стандартной» версии.

3.Сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по содержанию. Каждый абзац должен работать на доказательство главного тезиса по принципу «от очевидного – к неочевидному».Не следует излишне увлекаться характеристиками героев или описаниями перипетий сюжета.

Правильный ответ на вопрос должен быть основан на анализе, а не на пересказе.Помните, что композиция сочинения должна включать содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и содержательное заключение. При этом все части сочинения должны быть связаны между собой.

4.Не забудьте подтвердить каждый тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной.Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты.

Во-первых, потому что в них легко ошибиться, а во-вторых, потому что цитата – всего лишь подтверждение, а не замена вашей мысли. Однако без постоянных апелляций к тексту произведения в сочинении не обойтись.

Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и драматических произведений; лирику пересказывать нельзя!

5.Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный вариант литературоведческого исследования, и владение базовыми понятиями этой академической дисциплины необходимо.

6. В идеале сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок. В сочинении равно недопустимы категоричность, патетика, чрезмерная эмоциональность, канцеляризмы, штампы и панибратское обращение с великими (никаких «Александр Сергеевич» и «маленький Саша» – только «А.С. Пушкин», «автор», «поэт»).

Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение текстом произведения, показать теоретико-литературные знания и проявить свою грамотность.

Источник: http://ansabansab.blogspot.com/2013/01/11.html

Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и переподготовки «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Факультет повышения квалификации

Песенное слово Есенина

(в рамках подготовки к ЕГЭ)

Выполнила Ромашкина Н.В., учитель русского языка и литературы школы №92. Научный консультант Вертилецкая И.Г.Кемерово 2009 – 2010

Песенное слово Есенина

Сергей Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный для русской песни.

«Стихи начал писать, подражая частушкам»,- скажет позднее сам поэт. Ритмы частушки войдут в поэму зрелого Есенина «Песнь о великом походе» и будут звучать в его стихах, написанных шести- и восьмистопными хореями в форме двустиший парной рифмовки.

Поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется она из самого сердца, как песнь простая.<\p>

Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность. Есенин оживлял природу не только и не столько для сопоставлений человеческой жизнью.

Совет

Природа для него живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется: «на бору со звоном плачут глухари», «как метель, черемуха машет рукавом», «тучи рваные кутают лес», «желтые поводья месяц уронил».

Есенин обладал редким даром – ощущением слитности с природой: растения и животные напоминали ему людей и наоборот. Не природа сопоставима с человеком, а человек – часть природы – вот формула его мировосприятия. В стихах Есенина природа звучит различными нотами.

Читайте также:  Путь от старцева к ионычу (по рассказу а.п. чехова «ионыч»)

Читатель слышит, как шумит ветер, поют птицы, журчит вода. Интересно, что поэт передает не только звуки, услышанные им в природе, но и создает свою собственную мелодию. Это неповторимая мелодия самого стиха.

Для Есенина песня – высшая ценность по сравнению с «просто стихами», это синоним подлинной поэзии. Стих может быть «ненужным, глупым», лирика «дохлой, томной», и «стишок пискнуть, пожалуй, всякий может».

А песня? «Плачет и смеется песня лиховая», «Только б слушать песни – сердцем подпевать». Есенин, переделав известные всем формулы Рылеева и Некрасова, заявил: «Хочу я быть певцом и гражданином».

Есенин изобретателен и неистощим в употреблении слов с корнем петь (пою, подпевает, запели, пропеть, воспеть, распевал, отпоет, спел; пенье, песенка, напев, запевки, певун…) и эпитетов к песне ( дремная, оголтелая, лиховая, тележная песня колес, накаляющий песни гвоздь).

Удивительны и глаголы, передающие процесс пения (гаркнул, играет, причитают, зыкать, канет, тоскуют, позвонил, рокочет, несется, лейся, сложил, прольются…).

А само слово песня встречается в есенинских стихах свыше 130 раз, уступая по частоте только существительным сердце, душа и рука.

Есенин считал, что песня – самое дорогое у поэта-певца, дороже любви, чести, жизни. Песня неувядаема и неуничтожима, она необходима людям, но при условии, если питается «кровью чувств» и не поется «с голоса чужого».

Обратите внимание

О чем же звенели, лились, рокотали, кричали есенинские песни и кому они адресовались? «Кому мне песни петь

«Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца».

В своих стихах Есенин воспевал «шестую песни часть земли с названьем кратким Русь», «песни о луне», распевал песни под метель о лете вербам и соснам и др. Есенин пел не только сам.

В его поэзии поют все: люди ( мать и сестра, дед и бабка, косари и рыбаки, пастух и возница), природа ( луга поют крапивой, метель – плакидой, колокольчик «в душу песней позвонил»), вещи и понятия («запели тесаные дроги», «с дикой злостью запоет тоска»).

С 3. В чем, по-вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь , нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил, <\p>

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

28 ноября 1925Стихотворение написано за месяц до смерти поэта. В последний период творчества С.Есенина (1924-25 г.) во многом изменяется содержание и строение его образов: почти исчезают «бытовизмы», а на смену «злаченых рогож» стиха приходит «нежностью пропитанное слово». Все большее распространение получают метафоры действия и состояния. Образ становится менее живописным и пластичным, но «олириченным», эмоциональным.

С.Есенин из всей зеленой толпы выделил самое золотое в русской осени дерево – клен – за то, что «головой» него «похож». Значение образа стало сложнее: уже не просто излюбленная деталь, но иносказательный автопортрет. Усталость души для Есенина – безлиственность.

«Скоро мне без листвы холодеть»… Клен – это как бы двойник лирического героя, даже не двойник – близнец: тайным родством связал Есенин златоголового юношу с самым золотым и самым кудрявым деревом русской осени. Но образ клена тоже претерпел изменения. Перед нами клен, опавший, заледенелый, согнутый, одиноко стоит на одной ноге.

<\p> «Я» – нестойкий, разгульный; отчаянно распевал песни вербе и сосне под аккомпанемент метели; одуревший в доску; обнимал, как жену чужую, березку; казался себе тоже кленом , но не опавшим, а вовсю зеленым.

О ком или о чем эти стихи? Об одиночестве человека? Об его усталости? Но чем, в принципе, она отличается от одиночества и увядания клена? О жизни? Читатель помнит удивительный, зримый образ : «Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет». Клененочек вырос и затерялся в снежном, холодном мире. Лирический герой тоже ушел от дома, от села. Куда? Зачем? Что-то потерял? Наверное, опору.

Неустойчив стал. Вот метель и мотает его из стороны в сторону. Отчаянные метания: там верба, там сосна. И песни им поет под холодный напев метели. Уходит тепло из души – клен тоже заледенелый. Жизнь клена и жизнь лирического героя описаны похожими словами, потому что они глубоко едины, родственны. Мелодический рисунок задается напевностью первой же строки.

Риторическое обращение сообщает поэтической речи сердечность. Поэтична льющаяся, плавная интонация. Во второй строфе дважды звучит распевный союз или. В третьей строфе чувственно- сожалеющее ах и чтой-то как бы ранят душу. Тоска? А дальше отчаяние одинокого человека. Ритм шестистопного хорея очень напевный, спокойный.

Звукопись стиха волшебна, превращает его в тихую певучую мелодию. Для звуковой выразительности поэт использует аллитерацию:<\p> Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью? Использование ассонанса делает стихотворную строку более благозвучной: Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий. А-А-А-О -А- О Утонул в сугробе, приморозил ногу.

У-А-У-О-А-О-О-У – Частые повторы этих звуков как бы вторят завыванию метели. Удивительно распевно звучит начало каждой строфы:

Клен – или – ах – там – сам – и. И вторые строчки добавляют широты: что – словно – утонул – дойду – распевал – только – как.<\p> В стихотворении звучит мотив грусти, сожаление об ушедшей юности, растраченных силах.

Важно

Проникновенный лиризм, правда чувства, сердечная проста, мягкий юмор… И это уже не частушечный мотив, это напоминает романс.

Стихи Есенина кажутся возникшими вместе с напевом, но написанными для определенного исполнителя – самого поэта, который, как свидетель-ствуют современники, пел мастерски, с особыми интонациями и перехо-дами, округляя наиболее выразительные места жестами, хватался за голо-ву и разводил руками. Музыкальность – сладкозвучность, благозвучность, гармония, сладкопевность. Все это читатель чувствует в данном стихотворении, благодаря тому, что Есенин использует и сравнения, и олицетворенияи, и эпитеты, и звуковые образы, и риторическое обращение, а глубокий лиризм, грусть, тихая печаль придают особую напевность, мелодичность.

С 4. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?

Многие русские поэты обращались к теме природы. Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Никитин, Некрасов, Тютчев, Фет изображали природу как зеркало человеческих чувств и состояний.

Удивительно созвучна русской душе поэзия Н.Рубцова. «Поэтому после Есенина он стал вторым в столетии таким же народным поэтом»,- писал критик В.Бондаренко. Важная черта стиля Рубцова – народная символи-ческая образность. Много у поэта стихов, в основе которых параллель: человек – растение. О внимании к растительному миру говорят названия:

Использование образа дерева традиционно: дерево, покрытое листьями, похоже на человека в платье, опадающий лист символизирует разлуку, смерть. В поэзии Рубцова, как и Есенина, наблюдается единство звуков природы и человеческого голоса: «Я был в лесу дождем». Часто в связи с этим используются олицетворения: ветер «свистит и стонет», «буря ревет и воет», «береза тяжело вздыхает»… Как и у Есенина, частое использование обращений – восклицаний. Стихи поражают богатством переживаний, настроений. Ранимость, застенчивость, целомудрие уживалось в поэте с безоглядной русской удалью.

Также с благоговением относился к природе и Н.Заболоцкий. Он был убежден, что человек – часть природы, а не ее хозяин. Его стихи проник-нуты любовью и нежностью к каждой травинке, к каждому листику. «Я воспитан природой русской».

Неожиданны эпитеты и метафоры: «…одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок» – придают особую выразительность позво ляющую читателю по-новому взглянуть на мир. В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение, взаимообогащение человека и природы. Поэт сопоставляет происходящее в природе с тем, что творится в душе человека.

Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой. Поэт считал, что в природе все мудро и гармонично устроено. Он уверен, что не только человек обучает природу, но и она его.<\p>

А.Фет создал незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души.

Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы. Природа у Фета одухотворена и гармонична: она видит, слышит, чувствует, дышит и звучит, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворений «Весенний дождь», «Еще весны душистой нега», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа – мудрый советчик и наставник.<\p>

Ф. Тютчев. Его пейзажи в стихах неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения.

Совет

Пейзажные картины наполнены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает. Она помогает выявить сложную, противоречивую духовную жизнь человека. «Зима недаром злится…», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в осени первоначальной…».

<\p>

Все русские поэты едины в том, что природа не застывший пейзажный фон : она вся в движении, в обновлении, в гармоничном единении с человеком. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать ее язык.

Источник: http://cat.convdocs.org/docs/index-28805.html

Ссылка на основную публикацию