Сочинение на егэ по русскому языку по тексту прилепина

Тотальный диктант — 2012

В 2012 году автор текста для акции «Тотальный диктант» — 
писатель Захар Прилепин.

 

МОСКВА,
РИА Новости
 

Писатель Захар Прилепин, который в этом году написал текст для акции
«Тотальный диктант», рассказал РИА Новости, что материал получился
достаточно сложным, на патриотическую тему, а испытывать его автор собирается
на собственном 13-летнем сыне.

Акция по массовой проверке грамотности «Тотальный
диктант» пройдет 21 апреля в 60 городах России и зарубежья, в ней примут
участие около 25 тысяч человек.

С ее помощью все желающие проверить свою
грамотность смогут написать под диктовку текст на русском языке, специально
подготовленный Захаром Прилепиным. Первый «Тотальный диктант» прошел
в 2004 году в Новосибирском госуниверситете.

В прошлом году диктант получил
национальную премию в области общественных связей «Серебряный
лучник». В разные годы текст диктанта готовили Борис Стругацкий, Дмитрий
Быков и Псой Короленко.

«Изначально
я, переживая о людях, которым придется все это на себе испытывать, осмысленно
написал текст простой. Но мои заказчики — организаторы «Тотального
диктанта» — придумали совершенно другую форму написания, которая заставила
меня забыть о любой простоте и писать так, чтобы максимально точно изложить мои
мысли.

Обратите внимание

В силу этого текст получился достаточно сложным. Он еще в процессе
доделывания, но уже понятно, что написать его в качестве диктанта для многих
людей будет проблемно. В прошлом году только один процент написал диктант на
пятерку, а остальные — на двойку. Думаю, в этом году еще меньше людей получат
отличную оценку.

Хотя, может, я и утрирую», — признался Прилепин.

По его словам, текст получился в три раза длиннее, чем у
предыдущих авторов «Тотального диктанта», из-за решения организаторов
сделать его трехчастным. Вместо трехсот слов, как у Стругацкого и Быкова, у
Прилепина получилось тысяча.

«Я
писал о тех вещах, которые меня лично интересуют, и у меня лично болят — о
восприятии молодыми и не очень молодыми людьми России как таковой, ее будущего,
базовых основ нашего национального сознания, которые, как мне кажется, уже
давно испытывают серьезное воздействие нашего смутного, больного времени. Я
писал о вещах, о которых забывать не стоит. Название текста придумается
позже», — рассказал писатель.

Он уверен, что смысл написанного будет понятен любому человеку,
которому больше 12 лет.

«Я собираюсь опробовать диктант на моем 13-летнем сыне. Папа
написал, пускай теперь сын расхлебывает. Он хорошо учится», — отметил
Прилепин.

Сам автор диктанта, по его признанию, до пятого класса был круглым
отличником, но в переходном возрасте, когда у него появились другие интересы,
школу забросил.

«Но эти интересы были связаны не с распитием горячительных
напитков, а с увлечением рок-музыкой, поэзией, литературой. Я забросил школу
ради филологической сферы. Зато потом поступил на филфак, и до третьего курса
был практически отличником.

У меня средний бал — 4,7 и по русскому языку, и по
прочим предметам, связанным с лингвистикой. Так что этот диктант на четверку я
бы, наверное, написал.

Во всяком случае, когда помогаю ребенку со школьными
заданиями, никогда не ошибаюсь», — добавил он.

По словам Прилепина, к идее упрощения грамматики русского языка он
относится плохо, считая что и так слишком много в современном обществе упрощается.

«Мы
как-то все везде стремимся упростить — начиная с литературы, медиа, музыки и
заканчивая вообще восприятием жизни, бытия. Нужно, наоборот, ставить народу,
нации максимально высокую планку.

Большинство до нее не дотянет, но у тех, у
кого получится, будет нормальное острое, эффективное мышление, мобильный разум.
Ведь в любой сфере успех связан с умением воспринимать текст любой сложности,
запомнить его, понять, пересказать. Все начинается с языка.

Важно

Без языка не
существует ни одной науки. Его ни в коем случае нельзя упрощать и подрывать
базисные основы», — уверен писатель.

Текст Захара Прилепина состоит из трех частей: в
Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири писали первую часть, в
Западной Сибири, Казахстане и на Урале — вторую, в европейской части России и
странах зарубежной Европы — третью.

Захар Прилепин читал текст в Новосибирске.  В Москве в число зачитывающих диктант вошли
известный писатель Дмитрий Быков, телеведущая Тина Канделаки. В Ульяновске
текст диктовал губернатор области Сергей Морозов.

Текст тотального диктанта

I часть диктанта

А вам не всё равно?

В последнее время часто
приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому
не должен».

Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей
самого разного возраста, в первую очередь молодых[1].

А пожившие и умудренные еще более
циничны в своих суждениях: «Не надо ничего делать, потому что, пока
россияне, забыв о завалившемся под лавку величии, тихо пьют, всё идет своим
чередом».

Неужели мы сегодня стали
более инертными и эмоционально пассивными, чем когда-либо? Сейчас это понять
непросто, в конечном счете время покажет[2].

Если страна под названием Россия вдруг
обнаружит, что она потеряла существенную часть своей территории и значительную
долю своего населения, можно будет сказать, что в начале нулевых нам,
действительно, было не до чего и что в эти годы мы занимались более важными
делами, чем сохранение государственности, национальной идентичности и
территориальной целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования на
безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере беспочвенны[3].

Совет

Тем не менее основания
для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом встречаются молодые люди,
которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много
ни мало как венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и
существование земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки
относились ко всему иначе.

Я вспоминаю своих
стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды на военных
своих фотографиях![4] И еще как счастливы были, что мы,
дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие и загорелые, расцветшие и
пережаренные на солнце[5]. Мы же почему-то решили, что предыдущие
поколения были нам должны, а мы, как новый подвид особей,  ни за что не
отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.

Есть только один способ
сохранить данную нам землю и свободу народа — постепенно и настойчиво
избавляться от массовых пароксизмов индивидуализма, с тем чтобы публичные
высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему
своей Родины стали как минимум признаком дурного тона[6]. (314
слов)

[1] Допустимо: 1) …немалое
количество людей самого разного возраста  в первую очередь
молодых; 2) …немалое количество людей самого разного возраста, в первую
очередь молодых.

[2] Допустимо: 1) Сейчас это понять
непростов конечном счете время покажет; 2) Сейчас это понять
непросто  в конечном счете время покажет.

[3] Допустимо: сетования на безразличие
граждан к судьбе Родины были, по меньшей мере, беспочвенны…

[4] Допустимо: Я вспоминаю своих
стариков — как красивы они были…

[5] Допустимо: 1) И еще — как
счастливы были…; 2) …счастливы были, что мы — дети и внуки их —
путаемся среди них…

[6] Допустимо: …стали, как минимум,
признаком дурного тона.

II часть диктанта

Мне — не всё равно 

В последнее время
нередко звучат категорические высказывания типа: «Я никому ничего не
должен»[7]. Их повторяют многие, особенно молодые,
которые считают себя венцом творения[8]. Не случайно позиция крайнего
индивидуализма — признак едва ли не хорошего тона сегодня. А ведь прежде всего
мы существа общественные и живем по законам и традициям социума.

Чаще всего традиционные
российские сюжеты бестолковы: там привычно лопнула труба, здесь что-то воспламенилось
— и три района остались то ли без тепла, то ли без света, то ли без того и без
другого[9]. Никто давно не удивляется, потому что и
раньше вроде бы случалось подобное.

Судьба общества напрямую
связана с государством как таковым и действиями тех, кто им управляет.
Государство может попросить, настоятельно рекомендовать, приказать, в конце
концов заставить нас совершить поступок.<\p>

Возникает резонный вопрос: кому и что
нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но
и чем-то большим?[10]

Сейчас много говорят о
пробуждении гражданского самосознания. Кажется, что общество, независимо от
чужой воли и приказа сверху, выздоравливает. И в этом процессе, как нас
убеждают, главное — «начать с себя».

Обратите внимание

Я лично начал: вкрутил лампочку
в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил
работой нескольких человек.

И что? И где результат? Сдается мне, что, пока я
занят малыми делами, кто-то вершит свои, огромные, и вектор приложения сил у
нас совершенно разный[11].

А между тем всё, что
есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, —
результат не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов,
огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди преображаются только
тогда, когда со всего размаху врываются в мир. Человек становится человеком в
поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу
наизнанку.

Куда лучше для начала
изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой страны, больших
забот о ней, больших результатов, большой земли и неба. Дайте карту с реальным
масштабом, чтобы как минимум полглобуса было видно! (306 слов)

[7] Допустимо: В последнее время нередко
звучат категорические высказывания типа «Я никому ничего не должен»;
В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа «я
никому ничего не должен».

[8] Допустимо: Их повторяют многие —
особенно молодые, которые…

[9] Допустимо: …там привычно лопнула
труба, здесь что-то воспламенилось, и три района остались то ли без тепла, то
ли без света, то ли без того и без другого.

[10] Допустимо: Возникает резонный
вопрос, кому и что нужно сделать с людьми…

[11] Допустимо: …кто-то вершит свои
огромные и вектор приложения сил у нас совершенно разный.

III часть диктанта

И нам не всё равно! 

Есть тихое, как зуд,
ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. Может, поэтому
в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не
должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту
страну, когда она обвалится?[12]

Если всерьёз поверить,
что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего у нас нет, то, право
слово, может, и переживать не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все
империи рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет[13].

Российская история, не
спорю, провоцировала подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти
поражённые скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что у нас
уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев их больше чем достаточно?[14] У них ведь тоже многонациональная
страна, пережившая революции и войны.

На самом деле мы живем в
забавном государстве.

Здесь, чтобы реализовать свои элементарные права — иметь
крышу над головой и хлеб насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты:
менять родные места и работы, получать образование, чтобы работать не по
специальности, идти по головам, причем желательно на руках. Просто
крестьянином, медсестрой, инженером быть нельзя, просто военным — вообще не
рекомендуется.

Важно

Но при всей, так сказать,
«нерентабельности» населения, в России живут десятки миллионов
взрослых мужчин и женщин — дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых
пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей[15].

Поэтому добровольное прощание с
национальным будущим вовсе не признак здравого рассудка и взвешенных решений, а
натуральное предательство. Нельзя сдавать позиций, бросать флаги и бежать куда
глаза глядят, даже не сделав попытки защитить свой дом.

Это, конечно, фигура
речи, навеянная историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный
подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими
потрясениями и войнами. Но венчали их Победы, каких не достичь никому.

И мы
должны заслужить право быть наследниками этих Побед! (304 слова)

Всего 924
слова.

[12] Допустимо: И вот я не понимаю, как
всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится.

[13] Допустимо: …народ надломлен, все
империи рано или поздно распадаются  и шансов у нас поэтому
нет.

[14] Допустимо: …а, к примеру, у
китайцев  их больше чем достаточно?; …а, к примеру, у
китайцев их  больше чем достаточно?

[15] Допустимо: …в России живут десятки
миллионов взрослых мужчин и женщин, дееспособных, предприимчивых, инициативных,
готовых пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей.

Источник: http://tatyanarotenkova.blogspot.com/2012/04/2012.html

Сочинение по русскому языку на ЕГЭ

Часто можно увидеть на улице пару, в которой кто-то из партнёров не очень красив.

Порой мы задумываемся о том, что же в таких людях необыкновенного, если они непривлекательны, а их избранники смотрят на них влюблёнными глазами? Возможно, мы чего-то не понимаем, ведь понятия о красоте человека у всех разные.

И тогда возникает вопрос: а чем же именно представления о красоте у влюблённых отличаются от обычных людей? Над этими вопросами размышляет В. В. Вересаев.

В данном тексте автор описывает случай, который произошёл между известным художником и его учеником. Они хотели участвовать в состязании на лучшую картину, которая должна изображать «высшую Красоту, запечатлённую в женском образе». У каждого героя было своё представление о красоте девушек и женщин.

И в качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, автор приводит мнение художника, который «искал деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту». И он нашёл такую. Девушка была очень привлекательна, на состязании зрители не могли отвести глаз от её портрета.

Таким образом, становится ясно, что истинная красота в представлении художника – это внешняя привлекательность. Но у его ученика было другое мнение: он считал настоящей красавицей свою возлюбленную Зорьку, хотя его учитель не согласился с ним, ведь, по его мнению, Зорька – «обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки».

Но в день состязания все увидели, что эта девушка на самом деле настоящая красавица. Её лицо светилось от счастья и любви, и каждый человек на площади вспомнил лучшие мгновения своей любви. Например, старик-погонщик иначе взглянул на свою старуху, в глазах которой он увидел отблески света, который шёл от Зорьки, а также любовь и нежность.

Таким образом, автор делает вывод о том, что для любящего человека его избранник всегда красив, какой бы его внешность ужасной ни была.

Совет

По мнению писателя, представления о красоте у человека, который влюблён, отличаются от мнений обычных людей, потому что такое высокое чувство, как любовь, делает весь окружающий мир прекраснее, чем он есть на самом деле. Влюблённый человек не смотрит на внешнюю красоту, ему важно, какой его избранник на самом деле.

Я согласна с позицией автора. Действительно, человек, который находится под властью любви к другому, видит красоту совершенно иначе, как говорится, «через розовые очки».

Любовь дарит людям счастье и радость от того, что они рядом со своими возлюбленными. Такие люди принимают избранника такими, какой он есть, не обращая внимания на какие-то внешние недостатки.

И ведь эти люди являются по-настоящему счастливыми.

В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего тот факт, что влюблённому человеку не важна внешность его избранника, можно привести произведение Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Главная героиня, молодая девушка по имени Джейн, была очень некрасива.

Героиня работала гувернанткой в доме богатого джентльмена, мистера Эдварда Рочестера, который полюбил девушку, несмотря на то что она не была красавицей.

Он оценил доброту, честность и искренность Джейн, в его глазах она всё равно оставалась самой привлекательной, хоть она, по мнению других людей, была гораздо хуже внешне, чем гордая и холодная красавица Бланш Ингрэм.

Читайте также:  Мировая литература о любви и верности

Таким образом, хочется заметить, что для влюблённого человека все внешние изъяны его избранника становятся незаметными, потому что любовь открывает ему всё в новом свете.

Другим примером из литературы является произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассмотрим образы двух персонажей: Николая Ростова и Марьи Болконской. Княжна Болконская, как описывает её Толстой, была настоящей дурнушкой, даже её собственный отец так считал. А Николай Ростов, наоборот, был очень привлекательным.

Обратите внимание

Казалось, бы, как эти двое могли быть вместе? Как говорится, любовь творит чудеса. Хоть княжна была некрасива внешне, Ростов полюбил её за доброту, искренность и нежность, которые делали её по-настоящему прекрасной.

И опять хочется отметить то, что даже очень некрасивый человек в глазах того, кто его любит, может выглядеть красивым.

В заключение хочется сказать, что по-настоящему привлекательным человек будет для того, кто его искренно любит. Если людям нравится только внешность их избранников, то это нельзя называть истинной любовью. Поэтому я призываю: любите и принимайте друг друга такими, какие вы есть. Только тогда вы будете счастливы. А чем больше таких людей, тем радостнее и светлее кажется нам наш мир.

В мире существует огромное количество художественных произведений. Каждый автор хочет донести до читателя, зрителя что-то своё. Кто-то восхищается прелестью природы, иные – внешностью людей. Но какое произведение обладает настоящей красотой? Именно этот вопрос волнует В.В. Вересаева.

В данном тексте автор рассказывает о состязании между учителем и учеником. Им надо было изобразить на картинах «высшую Красоту». Сначала писатель показывает, как публика отнеслась к произведению художника. Он пишет: «Никто никогда ещё не видал в мире такой красоты».

Картина, безусловно, была прелестна, но она заставила людей взглянуть на мир вокруг иначе, и тогда они заметили в нём кучу недостатков. Тем самым В.В. Вересаев хочет донести до читателя, что настоящая красота должна озарять всё светом, а не угнетать.

Кроме того, автор описывает восприятие публикой картины ученика. Сначала по площади прошёл ропот и недоумение, но позже люди разглядели истинную красоту: «Вспомнились каждому лучшие минуты его любви». Таким образом, В.В.

Вересаев показывает, как радостный свет от картины озарил всё кругом, а это и является настоящей красотой.

Важно

Позиция автора предельно ясна. Он считает, что произведение, в которое вложена душа, обладает истинной красотой. Именно оно поможет пробудить в людях лучшие чувства, поможет увидеть прелесть в том, что мы имеем, ведь без него наша жизнь становится серою и безрадостною.

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, настоящая красота зависит от души, которую вложил автор в своё произведение. Ведь если человек работает ради прибыли, то он даже не старается передать хоть какие-то личные эмоции и переживания.

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение «Портрет» Н.В. Гоголя. В нём автор пишет о молодом художнике Чарткове, который любил творить и вкладывал всю душу в свои произведения.

Но однажды в его руках оказалась крупная сумма денег. Сначала он хотел купить всё необходимое для творчества, запереться в мастерской и творить. Но потом желание славы и выгоды взяли над ним верх. Со временем Чартков стал модным живописцем и утратил свой талант.

Как-то раз его позвали на выставку художника, приехавшего из Италии. Когда Чартков увидел его картину, он захотел нарисовать нечто подобное, но у него ничего не вышло. Тем самым Н.В.

Гоголь показывает, как в погоне за выгодой человек перестаёт вкладывать душу в свои произведения, а вследствие чего теряет свой талант.

В качестве ещё одного примера из литературы приведу произведение Р. Брэдбери «Улыбка». Автор пишет о людях, которые собрались на площади, чтобы уничтожить ещё одно художественное произведение. Когда публике представили картину, все, кроме Тома, начали в неё плевать и бросать камни. Мальчик увидел в ней что-то красивое.

Вдруг кто-то бросил его через раму, и он вырвал кусочек полотна. Но, не смотря на других людей, которые это всё рвали и топтали, он положил его в карман. Возможно, именно Том сможет вернуть людям цивилизацию. Таким образом, Р.

Совет

Брэдбери показывает, как люди без искусства становятся злыми и не могут разглядеть настоящую красоту.

В заключение хочется сказать о том, что люди должны стараться прочувствовать произведение автора, понять, что он хотел им сказать. Только тогда они смогут его по-настоящему оценить и познать истинную красоту.

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-po-russkomu-iazyku-na-iege.html

О пытке русским языком

?

А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
2014-06-12 20:16:00 А.

Нальгин
a_nalgin
2014-06-12 20:16:00 Некоторым столичным 11-классникам трагически не повезло с ЕГЭ по русскому языку.

Какой-то высокопоставленный анонимный идиот чиновник распорядился включить в часть «С» экзаменационных заданий отрывок из невыносимо графоманского творения Захара Прилепина «Больше ничего не будет».

[Вот этот текст…]Недавно мне пришла в голову идея начать книгу примерно так: «Господи, каким чудесным казался мир в детстве! Как много прекрасного он обещал! И всё сбылось». После этого можно писать о чем угодно. Ведь, по большому счету, дело не в том, что сбылось, а в том, как ты на это смотришь. Счастье – эффект зрения. Мечта – квинтэссенция счастья.

Та точка, в которой сходятся наши желания и наши возможности. Но место этой встречи мы вправе обозначить сами: это наше личное право. Можно назначать встречу своих желаний и своих возможностей ежедневно, и каждый раз радоваться, что опять все получилось. Главное, делать это с умом и тактом пред Божественной логикой.

Счастье, в конце концов, плод воображения – в самом лучшем, первичном смысле этого слова. Плод воображения одного человека. Больше для этого никто не нужен… И вот человек говорит: «Я прожил столько разных, безумных, замечательных, бешеных, тихих дней, которые мог бы не прожить. Я так сладостно болел ангиной. Я помню вкус ворованного яблока. Первый снег.

Своей велосипед с элегантной «восьмеркой». Черт знает что я помню и черт знает зачем. Мог бы ничего не помнить, не знать, не увидеть. Это ли не повод для счастья?» А если этих поводов еще больше… Тем более, что их больше наверняка. Почва для счастья – повсюду, смело ступайте твердой ногой. Пища для счастья – повсюду, вкушай – не хочу.

Сердце для счастья раскрыто, как весенний скворечник. Сейчас птица прилетит и поселится, и будет тепло, и птенцы весёлые и бестолковые. Мечта, а не жизнь! Сама жизнь — это и есть мечта — а что вы думали? Мечта сбывается ежедневно, потому что жизнь продолжается.

О чем можно вообще мечтать столь сладостно, как ни о новом дне на прекрасной земле? Вы что, с ума сошли, разве есть что-то сравнимое с этой радостью: быть здесь, среди милой человеческой суеты? Идти по земле, под сладостный стук своего горячего сердца?Счастье вырабатывается человеком, как энергия.

Человек вырабатывает счастье сам, растрачивая направо и налево вещество жизни. Счастье не приходит в пустое место, где пустота и паутина. Оно приходит туда, где человек настроен на постижение главной, и по сути единственной мечты человечества: жить человеком, быть человеком, любить человеком. И мечтать только об этом.

Обратите внимание

Стоит лишь на мгновение задуматься о том, что творилось на этой черной земле за многие тысячи черных лет! Сколько живых милых беззащитных душ исчезло до срока, было дико и жутко изуродовано, изничтожено нещадно и омерзительно.

На фон всех этих жутких судеб – кто дал нам право ощутить себя несчастным? Растерявшим и разменявшим мечту свою на печаль свою? Разочаровавшимся, в конце концов… Кто право нам дал? Недавно приехал в Москву, счастливый, на желанную встречу с друзьями, на добрый отдых, — и зашел в метро, и увидел, как несут двоих детей на плечах родители, и дети явно опоены чем-то и спят каким-то странным, полуживым сном. И родители их собирают милостыню. Вышел и расплакался, — хотя, нет, нельзя этого делать, и я сделал вид, что соринка в глаз попала. И написал жене sms, что мир вокруг нас преисполнен такой невыносимой на вкус печалью и горестью, что всем у нас просто нет иного выбора, чем бесповоротно и навек приговорить к счастью хотя бы самих себя. Пока мы в силах. Пока мы в разуме. Пока мы вместе.

И она согласилась. Я как раз об этом мечтал в тот момент.

Теперь поставьте себя на место выпускника.

Представьте, что это вам — после прохождения 30 заданий части «А», где надо выбрать верный вариант из четырёх и не ошибиться при зачёркивании нужного квадратика на листе, после заполнения части «В», где на каждый из восьми заковыристых вопросов нужно дать краткий словесный ответ — предстоит за оставшиеся час-полтора проанализировать приведённый выше поток сознания. Нудный, претенциозный, зубодробительный текст, где все мысли настолько вторичны, что лишь слова метро и sms позволяют датировать этот перепев популярных афоризмов Козьмы Пруткова и Максима Горького, А.П.Чехова и В.Г.Короленко (а также многих других русских классиков) началом XXI века.

Представьте, что вам нужно продраться через этот ворох повторений, блуждания в трёх соснах вокруг очевидных банальностей — и таки вычленить главную проблему произведения. Прокомментировать её, обозначив своё отношение к авторской позиции.

Сформулировать две-три собственных мысли по теме, провести параллели с другими литературными произведениями, которые подкрепляли бы точку зрения экзаменуемого, а в заключение сделать осмысленный и логичный вывод.

Причём на всё про всё — никак не менее двухсот-трёхсот слов.

И совершенно неважно, что мысль автора петляет, как уходящий от погони заяц, а слова разлетаются в разные стороны, словно потревоженные неловким охотником птенцы. Совершенно неважно, что прилепинскому словоизвержению недостаёт ни мысли, ни логики, ни связности.

Экзаменационное эссе должно быть последовательным, стройным, логичным, а также полностью свободным от грамматических, синтаксических и пунктуационных ошибок.Не знаю, как для вас, для меня пыткой было уже чтение этого исполненного самолюбования, напыщенного и претенциозного словесного мусора.

Снимаю шляпу перед теми школярами, кто смогли в эссе по Прилепину получить по 20 баллов из 20 возможных. Если, конечно, их проверяли честно.

Всё это, конечно, оставляет самое тягостное впечатление о современной российской литературе.

Источник: https://a-nalgin.livejournal.com/576353.html

Решу егэ

(1)В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». (2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона.

(4)А ведь прежде всего мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.<\p>

(5)Однако сегодня сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения.

(6)Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

<\p>

(7)Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа — постепенно и настойчиво избавляться от массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.

<\p>

(8)Возникает резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то бόльшим?<\p>

(9)Сейчас много говорят о пробуждении гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное — ォначать с себяサ.

(11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. (12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно разный.

<\p>

(15)А между тем всё, что есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, — результат не ォмалых делサ и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются в мир.

(17)Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.<\p>

(18)Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?<\p>

(21)Нельзя сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!<\p>

(По З. Прилепину*)

* Захар Прилепин (род. в 1975 г.) — российский писатель, журналист.<\p>

Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=7225

Что такое жизненные ценности? (По тексту З.Прилепина 2017 года.)

Жизненные ценности – это то, что мы ценим, к чему стремимся, чем дорожим. На мой взгляд, у каждого человека они свои: кто-то копит деньги, кто-то коллекционирует марки, а кто-то просто живет,  заботясь и любя свою семью, своих друзей.

Именно таков герой текста З.Прилепина, отец мальчика и друг Корина. Когда они все попадают в экстремальную ситуацию, он проявляет духовную силу и выдержку. Герой спасает от комаров и холода маленького сынишку, а затем идет на помощь другу. Идет потому, что жизненные ценности этого человека заключаются в словах «надежность и смелость».

В притче «Чашка кофе» старый профессор, разговаривая со своими бывшими студентами, на примере того, как они разобрали дорогие чашки с кофе, оставив на месте простые, говорит, что «жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение в обществе — это чашки». От того, какую чашку мы имеем, не меняется качества  жизни. Наиболее счастливые люди – это  « не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют». Вот она, жизненная позиция профессора!

Важно

Таким образом, жизненные ценности – заключаются в том, чему человек в действительности отдает предпочтение.

Милана

Текст

(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей: 

— Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? (5)Давай сплавимся туда по реке? (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами. 

(9)Вода в Истье была ласковой и смешливой. (10)Деревень вдоль реки не было. 

— (11)Ты сплавлялся туда? — спросил отец. 

— (12)В том-то и дело, что никогда, у меня и лодки нет. (13)А ведь очень любопытно было бы! (14)У монастырей, — продолжал Корин, — как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи. (15)Они, во-первых, обрадуются нам, неожиданно спустившимся по реке, и, во-вторых, легко доставят нас обратно на машине. 

Читайте также:  Краткое содержание романа «герой нашего времени» по главам (м. ю. лермонтов)

— (16)На чём поплывём? спросил отец. 

— (17)Автомобильные камеры, числом две! — ответил Корин. 

— (18)Сплаваем, сынок? — посоветовался отец. 

(19)Мы спустили чёрные камеры в прозрачную воду. (20)Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. (21)Когда отец толкал колесо, я чуть повизгивал от счастья, которое переполняло меня. 

(22)Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. (23)Монастыри всё не показывались. (24)На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. (25)Появились комары. (26)Я стал замерзать. (27)Корин отстал. (28)Прошло, наверное, часа три или больше.

(29)Налетел ветер, лес нахмурился и навис над нами, втайне живой, но ещё молчащий. (30)Отец решил идти вперёд: в лесу без спичек с ребёнком делать нечего, а назад, поди, уже добрые шесть часов ходу. (31)Холод клокотал уже в груди.

(32)Отец наклонялся ко мне и грел своими руками, грудью, дыханием. 

(33)Ещё несколько часов мы двигались почти беззвучно, я старался не смотреть на возвышавшийся с обеих сторон лес, чтобы не встретиться с кем-нибудь глазами. (34)Мне было холодно и страшно. 

— (35)Посмотри-ка, вон видишь впереди огонёк? (36)И похоже это на окошко, — сказал отец. 

(37)Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок. (38)Может, только через полчаса огонек стал явственно различим. (39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу. (40)Впервые за шесть или семь часов мы вышли на берег. (41)Берег был остро-каменистый, идти по нему я не мог. (42)Отец взял меня на руки и тихо пошёл вверх. 

(43)Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. (44)Трудно в ночи довериться двум почти голым людям: мальчику, по груди и плечам которого была ровно размазана кровавая кашка из комарья и мошкары, и огромному мужчине. 

(45)Спускались к старым монастырям, думали, что по воде столько же, сколько посуху, и не успели засветло, пояснил отец. 

— (46)Вы из Истцов? — догадался хозяин. — (47)Здесь река петляет так, что по воде до монастырей будет пять пеших дорог. (48)Заходите. (49)Куда ж вам с ребёнком! 

(50)Меня уложили в кровать, отец закутал меня в одеяло. (51)В кровати было почти хорошо, мирно, сладостно. (52)Я всё ждал, что отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой и шероховатый, как кора, наконец, исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный и тёплый. (53)Рядом с папой никакие беды были не страшны. 

— (54)Сынок, надо мне Корина искать, — сказал отец негромко. — (55)Мало ли что с ним. (56)А то лежит там дядя Олег, никто не поможет ему. 

(57)Корин нашёлся на берегу, он подвернул ногу. (58)Отец разжёг ему костёр он взял у приютившего меня деда спичек и сала. (59)Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. (60)Снова спустился по реке, забрал Корина. 

(61)Прошли годы, а я до сих пор вспоминаю тот случай и будто слышу голос своего отца… (По З. Прилепину*) 

* Прилепин Захар (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин, род. в 1975 г.) современный писатель

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/chto-takoe-zhiznennye-tsennosti/2615-chto-takoe-zhiznennye-tsennosti-po-tekstu-z-prilepina-2017-goda

по тексту Прилепина З. | Педагогический портал «Тривиум»

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой.

(4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит.

(5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё.

(16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч.

(21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!»

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

(По З. Прилепину*)
* Захар Прилепин
(Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) –
современный российский писатель, лауреат литературных премий.

Источник: https://gordeevaln.ru/composition/ege/38

Проблема определения понятия красоты. По З. Прилепину

Проблема определения понятия красоты. По З. Прилепину

Что такое красота? Что можно считать подлинной красотой? Может ли красота быть высшей целью человечества? Какие человеческие качества воплощает в себе красота? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Захара Прилепина, современного российского писателя и журналиста. 

Раскрывая проблему определения понятия красоты, автор опирается на собственные рассуждения, литературные знания и жизненный опыт. Цитируя общеизвестные слова Ф. М.

Достоевского о том, что красота спасёт мир, писатель поясняет, что речь, очевидно, шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной. Красивым он считает добро, милосердие, честность, нежность.

 
Подчёркивая, что наивысшую точку красоты можно называть гармонией, журналист с сожалением отмечает, что «сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок».

Триединство мира составляют такие понятия, как имидж, комфорт и гламур, среди которых нет места красоте. Красота, по мнению Прилепина, это отвлечённое понятие, а современные люди привыкли к конкретной пользе. 

Позиция автора заключается в следующем: во все времена красота была высшей целью человечества, она воплощала в себе доброту, милосердие, честность, подвиг, счастье, гармонию. 

Невозможно не согласиться с мнением автора. Несомненно, что, хотя и красота – понятие широкое и требует точного определения, но всегда красивым считаются благородные человеческие поступки, прекрасные человеческие качества: доброта, честность, самоотверженность. 

Таким образом, можно согласиться с мнением Достоевского о том, что мир спасёт красота. Прав Прилепин, говоря о высокой нравственной роли красоты в жизни общества.

Текст З. Прилепина

(1) Казалось бы: красота — понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает. (2) Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З) Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной. (4) Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5) Красива молитва, честность красива, нежность красива. (6) Мир преисполнен красотой как счастьем. (7) Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт. (8) Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно. (9) Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства. (10) В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания — и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11) Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12) Мир искал гармонии. (13) Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок. (14) Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15) Для современного человека гармония — это комфорт. (16) Нынешний гармоничный взгляд на вещи — это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных. (17) Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной. (18) Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19) Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20) Подвига уже нет. (21) Он стал, по сути, неполиткорректен — оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22) Естественно, нет и национальных героев. (23) Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место. (24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала ком-фортом, так и подлинность заменил имидж. (25) Имидж — это под-линность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26) Остался манекен — с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами… (27) Но если к нему приглядеться внимательно — сразу заметишь, что у него глаза не моргают. (28) Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство — это имидж, комфорт, гламур. (29) Они неразрывны и взаимосвязаны. (30) Имидж и комфорт создают гламур. (31) Гламур и комфорт делают имидж. (32) Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий? (ЗЗ) Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34) Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35) У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей. (36) А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37) Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38) Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39) Мы изгнали их. (40) Мы желаем жить конкретно. (41) По конкретным понятиям. (42) Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты. (43) Красота неконкретна. (44) Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости. (45) Надо отвлечься от конкретных понятий. (46) Слишком много серьёзных людей вокруг. (47) Слишком мало красивых.

(По 3. Прилепину*)

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_opredelenija_ponjatija_krasoty_po_z_prilepinu/2018-10-07-7526

Образцы сочинений части 2 ЕГЭ по русскому языку

Переход на страницу «Структура. Речевые клише»

2. Проблема сложности внутреннего мира человека (по тексту Г. Рогова)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) «Сон мне снится, вот те на!..» (2) Кто из нас не помнит слова этой знаменитой песни Владимира Высоцкого?

3. Проблема познания окружающего мира (по тексту Г. Рогова)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых.

4. Проблема значимости старинных вещей для человека и общества (по тексту Л. Жуховицкого)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) Говорят, красиво жить не запретишь. (2) И для этого не всегда хочется отправляться в далёкие края — желательно видеть красоту каждый день в собственном доме.

5. Проблема человеческого достоинства (по рассказу А.П. Чехова)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. (2) Нужно было посчитаться.

6. Проблема национальной идеи (по тексту Г. Рогова)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) В последнее время часто слышны рассуждения видных общественных деятелей, людей искусства и науки о поисках спасительной «национальной идеи», которая могла бы сплотить россиян в созидании своего будущего.

7. Проблема жадности (по тексту В.А. Солоухина)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) По ночам мы жгли тумбочки. (2) На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек.

8. Проблема исторической памяти (по тексту Б. Васильева)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) В те времена домик – старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей – торчал среди новеньких пятиэтажек.

9. Проблема влияния искусства на формирование любви к родной земле, к Отечеству (по тексту В.А. Солоухина)

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я.

Исходный текст

Сочинение — рассуждение

(1) В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке.

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература — это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Источник: http://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege/obrazcy-sochineniy-chasti-2/

Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика 2

Практика 2. Работа над содержанием сочинения. Вступление к сочинению.

(перед прочтением этой статьи ознакомьтесь с первой частью: «Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения .Теория.»

Когда закончена работа над основными частями сочинения, можно подумать о том, как сформулировать вступление и заключение. Безусловно, вводная и заключительная части сочинения зависят от того, в каком стиле написан исходный текст, какого он типа, какова его проблематика и т.д.

Текст 1.

(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра.

Читайте также:  О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём поэтическом творчестве ахматова?

(З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся; изнутри, четвёртые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.

(4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми.

(5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести.

(6)Можно написать, какой яркий тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое…

(7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.

(9)Вы проснётесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел: цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.

(В.Солоухин)

Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с природой.

Проблема — человек и природа (проблема отношения человека к природе). Позиция автора также неявная, она выводится из конкретной ситуации (пр. 6,7). В.

Солоухин считает, что нельзя по книжкам познать природу и ощутить на себе её благотворное влияние, столь необходимое для человека, для гармонии его души и тела: «Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу». Как же можно сформулировать вступление к сочинению по подобному тексту?

Вариант 1. Во вступительной части сочинения можно определить тему (о чём текст?) и основные мысли текста (что автор говорит об этом?) с конкретизацией и комментариями в последующих частях. Например:

Утро — это время, когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В.Солоухина.

Вариант 2. Во вступительной части сочинения можно рассказать об авторе текста, если он вам знаком, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества. Например:

Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.

Сведения о писателе — авторе текста следует давать в предельно сжатом объёме (не более трёх предложений). Если в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного вам публициста, не стоит делать широкие обобщения на основании текста, прочитанного на экзамене, и следует отказаться от данного типа вступления.

Вариант 3. В качестве вступления можно написать лирическое размышление. Оно предполагает предельную искренность и в то же время требует умения подчинить поток нахлынувших чувств поставленной цели. Вступление не должно быть больше пятой части сочинения. Например:

Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте В.Солоухина.

Текст 2.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе.

(7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах.

(8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри! (11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в стapыx крепостях. (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину. (14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! (15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

В тексте Ф.Искандера ставится проблема отношения к предкам, родному дому. Идея (позиция) писателя выражена открыто (пр. 6-8).

Совет

По его мнению, связь с родными корнями защищает человека, делает его неуязвимым для многих бед в жизни: «Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе».

Вариант 4. Эта тема в силу своей значимости постоянно затрагивается в литературе, поэтому вступлением к сочинению по данному тексту может быть цитата. Например:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам —

Эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом».

Конечно, к цитатам нужно относиться осторожно. Они должны содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на его проблему и позицию автора (идею). Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.

Текст 3.

(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(З)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию.

(5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.<\p>

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки.

(7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой)

В данном тексте ставится проблема поведения людей во время спора, диспута, дискуссии, конфликтных ситуаций (как выиграть в споре?). Л.Павлова описывает поведение людей, обладающих разными уровнями культуры, разной степенью воспитанности.

По оценочным замечаниям автора: «горе — спорщики», «ведут себя самым непозволительным образом», «начинают себя чувствовать как на войне» — читателю понятно отношение автора к подобным полемистам. Объективно представляя нам реальность, автор вырабатывает свой подход к поведению во время спора и советует читателю придерживаться этих правил (пр. 11).

По мнению автора, для достижения успеха в споре человек должен понимать особенности манеры спорить своих оппонентов, это поможет ему ориентироваться в споре и выбрать правильную тактику. В этом и заключается позиция автора, сформулирована она в конце текста и вводится традиционным образом — с помощью вводных слов «таким образом».<\p>

Вариант 5.

Вступлением в сочинении по подобному тексту может быть аналитическое замечание выпускника по теме, поднимаемой автором. Например:

В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту.

Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л.

Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая выбрать тактику, которая будет способствовать успеху обсуждения.

Текст 4.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная.

(З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.

(5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью.

(7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(В. Астафьев)

Вариант 6. Во вступительной части сочинения могут быть сформулированы проблемы, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте. Например:

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В.Астафьева.

Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, для анализа содержательной стороны которого требуется выявление тех вопросов (проблем), которые волновали автора.

В последующих частях должны быть выявлены: а) выбранная выпускником одна проблема, по которой будет и написано сочинение; б) комментарии к проблеме; в) позиция автора по отношению к выбранной проблеме; в) позиция выпускника с аргументацией.

Обратите внимание

Авторская позиция и позиция выпускника могут быть представлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи.

Текст 5.

(1)Что такое классическая литература? (2)Что такое классическая русская музыка? (З)Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4)А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.

(5)Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6)Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.

(7)Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.

(8)Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило.

(9)Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10)К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.

(11)Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.

(12)Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13)Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.

(По С. Залыгину)

В тексте ставится вопрос (проблема): что такое интеллигентность и кто такой интеллигент. Автор говорит о том, что «кодекс интеллигентности никогда и нигде не был прописан, но понятен был всем, кто хотел его знать». И состоял этот кодекс в следующем.

Интеллигентный человек берёт на себя строгие моральные обязательства, они отражаются в убеждениях, морали, творчестве и поступках.

Это человек, уважительно относящийся к людям зависимым, умеющий защитить достоинство перед начальством, презирающий карьеру и обогащение ради денег и власти, помогающий слабым и нуждающимся. Таково мнение (позиция) автора.

Вариант 7. В сочинении по данному тексту уместно вступление, где будет выражена собственная позиция выпускника. Например:

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров.

Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом.

В моём понимании интеллигентный человек — это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С.Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

Излагая во вступительной части свою позицию, нужно помнить о том, что можно выражать своё отношение только к тем мыслям, которые нашли отражение в авторском тексте. Нельзя уходить от текста.

Источник: http://s1literator.ucoz.ru/load/egeh_russkij_jazyk/analiz_iskhodnogo_teksta_egeh_po_russkomu_jazyku_chast_s_i_sozdanie_sochinenija_praktika_2/12-1-0-144

Ссылка на основную публикацию