Образ лойко в рассказе «макар чудра» (м. горький)

Урок 76. М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра»

Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста, сравнительной характеристики текстов; расширить понятие о романтизме, о композиции, о конфликте.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков. (Можно подобрать материал, согласующийся с ранним романтическим творчеством М. Горького. Например, сделать сообщение по живописи Врубеля, дать комментарий к его романтическим образам.)

II. Беседа по рассказу «Макар Чудра»

— Вспомните, что такое композиция и какова ее роль в художественном произведении. Как раскрываются в композиции рассказа Горького «Макар Чудра» образы героев?

Комментарий учителя

Композиция (от лат. compositio— расстановка, составление) — это построение художественного произведения.

Она касается и сюжетной стороны, и системы образов произведения, проявляется через описания природы, через детали. Композицию обеспечивает непрерывность движения художественной мысли и чувства.

Обратите внимание

Композиция подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Композиция и «Макара Чудры», и «Старухи Изергиль» сходны — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе (приведем примеры). Легенды, рассказанные героями Горького, выражают авторские представления о людях, о том, что считать ценным и важным в жизни.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно.

О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала: «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат… красивый, как черт в праздник… увидал ее и остолбенел».

Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Словно ею ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический — фольклорный, сказочный.

— Вспомните, что называется конфликтом в произведении? Каков конфликт в рассказе «Макар Чудра»?

Комментарий учителя

Конфликт в произведении (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство разнонаправленных сил, противопоставленbе характеров, обстоятельств, позиций, идей.

Основной конфликт в ранних произведениях Горького — романтический: противопоставление идеала и действительности.

Важно

Рассказывал о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу.

Конфликт между любовью и гордостью, стремлением к свободе разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.

— Найдите в рассказе описание пейзажа, назовите его особенности.

Соотнесите пейзажи в различных рассказах Горького.

Комментарий учителя

Действие романтических произведений происходит в необычной, порой экзотической, обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы (море, горы, прибрежные скалы). Часто действие переносится в легендарные времена. Вспомним, что экзотический антураж был характерен и для ранних романтических произведений Пушкина и Лермонтова.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Героя окружают холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море».

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

Отметим развернутую метафоричность стиля Горького, яркую звукопись.

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом».

И темной ночью: «По небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша.

На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном.

Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Совет

Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и пре красном — могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее.

Действие легенд происходит в глубокой древности — это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это образы Радды и Лойко Зобара, сотканные перед взором рассказчика в темноте ночи; голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

— Какие качества человека являются важными для героев Горького и для самого писателя?

Комментарий учителя

В характере Макара Чудры единственное начало, которое он полагает наиболее ценным, — максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений».

Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор».

Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере — любовью и гордостью — мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.

Владислав Ходасевич вспоминал о Горьком: ему «…нравилось только все то, что украшает действительность, от нее уводит, или с ней не считается, или просто к ней прибавляет то, чего в ней нет… Он любил всех людей творческого склада, всех, кто вносит или только мечтает внести в мир нечто новое…

Сюда же примыкала его живая, как-то очень задорно и весело окрашенная любовь к людям, нарушающим или стремящимся нарушить заведенный в мире порядок… Ему нравились все, решительно все люди, вносящие в мир элемент бунта или хоть озорства…» (В. Ф. Ходасевич. Некрополь. СПб.: Азбука-классика, 2001).

— Какова позиция автора и как она выражена?

Обратите внимание

Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой-рассказчик является важнейшим критерием авторской оценки, средством выражения авторской позиции.

Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них.

В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.

Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького:

1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.

2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького. Какова роль пейзажа?

3. Какую роль в композиции рассказа «Макар Чудра» играет портрет?

4. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?

5. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

7. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по романтическим произведениям Горького.

Источник: https://cyberpedia.su/8×4203.html

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны – Герои–романтики в рассказе М. Горького «Макар Чудра»

Герои–романтики в рассказе М. Горького «Макар Чудра»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжаем разговор о рассказе М. Горького “Макар Чудра”. Вы выявите особенности ранней прозы М. Горького, авторскую позицию, проявившуюся в утверждении бесплодности и призрачности жизни романтических героев, стремящихся к абсолютной свободе.

Вспомните, что такое романтизм, каковы его особенности.

На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекло в романтизме “умение возбудить… мятеж против всякого гнета”. Горький создал идеальный образ мятежника, борца за свободу людей и смог передать романтический дух времени перемен. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов. 

На прошлом уроке мы выяснили, что картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького обрамляют сюжет и являются фоном, они – составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии читателя.

Повествование в рассказе ведётся от имени Макара Чудры.

Художник Пинкисевич П.

Макар Чудра – имя цыгана. Макар в переводе с греческого означает «счастливый, блаженный». Фамилия (или прозвище) – Чудра – собственное изобретение автора.

Оно может быть связано с идеей чуда – способности старого цыгана к чуткому поэтическому восприятию мира, прозрению тайны красоты бытия.

Вместе с тем нельзя исключить, что это наименование представляет собой акронимическое образование: Чудра от драчун.

Важно

Макар пытается в своих суждениях стать выше проблем действительности. Однако идеалы его неопределённы и противоречивы. Он не знает, не видит выхода для человека-раба. Макар Чудра выводит свою формулу жизни, согласно которой просто наслаждаться жизнью и свободой.

Ему чужды мучительные раздумья о смысле человеческого существования, теологические вопросы, он не приемлет никаких ограничений: ни телесных, ни духовных. Одно он знает твёрдо: рабство не должно быть, ибо рабство – бич жизни.

Он не верит в силы раба, но он верит в силу свободы.

Обратите внимание на композицию рассказа.

Вводная часть «Макара Чудры» создаёт характерную ситуацию: сопоставление двух типов отношения к жизни. В основе первого из них, эскизно данного в образе рассказчика, – идея разумного, целенаправленного вмешательства в жизнь («учиться и учить»).

Второй – демонстрирует сложную противоречивость стихийного народного мышления. В Макаре Чудре глубоко привлекательны бесконечное презрение к человеку-рабу, яркое вольнолюбие.

Но в то же время его представление о свободе окрашено в анархические, отчётливо индивидуалистические тона: это – свобода от обязанностей по отношению к людям. Он презирает труд и скептически относится к возможностям человека.

В рассказе сформулировано два разных понимания счастья. 

О великой силе свободной личности и повествует Макар Чудра в своей легенде о красавице Радде и Лойко Зобаре. Образы этих героев исключительны и романтичны.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

  • Заполните таблицу цитатами из текста.
  • Каков характер любовного чувства, которое испытывают друг к другу Лойко и Радда? 

Любовь, на которую способны «красавец Лойко и гордая Радда» – это любовь-вражда, любовь-поединок.

Рассмотрите иллюстрацию «Лойко и Радда». 

Художник В. Макеев

  • Какие чувства героев удалось передать художнику?
  • Почему Лойко Зобар и Рада, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают? 

Лойко и Радда не могут стать рабами своего чувства. Герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле.

  • Радда умирает со словами: «Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!…» Почему она вела себя именно так, если знала, что её ожидает?

Радда хотела утвердить своё право на свободу.

  • Почему убийство Радды, совершенное Лойко Зобаром, не вызывает ужаса, а поражает величием красоты чувств? 

Убив Радду, Лойко Зобар оправдал надежды гордой девушки и развеял неосознанную, смутную тревогу цыган: «Стыдно было чего-то, и жалко и грустно».

Рассмотрите иллюстрацию «Смерть Лойко и Радды». 

Художник В. Макеев, 1966-1967

  • Почему выражения лиц и позы цыган, изображённых на иллюстрации, лишены чувств и динамики?
  • Какие характерные черты романтизма присущи рассказу М. Горького? 
Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое счастье» по тексту аксёновой

Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького 

  1. патетический возвышенный стиль, 
  2. романтическая фабула, 
  3. жанр легенды, 
  4. условно символический фон действия. 

Но вместе с тем в них присутствуют особенности, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создаёт фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Таким обрамлением служит пейзаж – романтическое описание моря, степи, грозы.

Послушайте финал рассказа.

  • Какой смысл приобретает образ огненно-красных звёздочек, падающих на землю из груди Радды? 

Мечтой о свободе будут жить люди, вспоминая красивую легенду о Радде и Лойко.

  • Какая героиня рассказа напоминает Радду? Найдите в тексте описание её портрета. 
  • О чём свидетельствует это сходство? 

Радду напоминает Нонка, дочь Макара Чудры: «На её смуглом матовом лице замерла надменность царицы, а в подёрнутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание её красоты и презрение ко всему, что не она сама». Нонка лишь бледная тень Радды, но чувство её внутренней свободы присуще ей так же, как и Радде.

Обрамлением рассказа является и строгая гармония звуков. 

  • Какая мелодия звучит в рассказе? 

Плач скрипки слышен в рассказе о любви Лойко Зобара и Радды. Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. 

  • Как называет Макар Чудра рассказчика и почему? 

Рассказчик – сокол. Сокол мечтает всех людей сделать счастливыми. Сокол в славянской мифологии – воин, молодой герой, богатырь и князь, возглавляющий боевую дружину, охраняемую небесной благодатью. Образ сокола связан с представлениями об альтруизме.

«Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла», – слышим мы из уст Радды, разгневанной предложением магната. 

  • Какое символическое значение приобретает эта фраза?

Орёл символизирует духовное начало, высоту, вознесение, освобождение от уз, отвагу, победу, гордость, власть, силу, сильную личность.

Рада чувствует слабость магната – раба денег и высоко ценит внутреннюю свободу.

Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. 

  • Какое символическое значение приобретает образ сердца в этих эпизодах? 

С образом сердца связывается любовная символика. Герой жертвует любовью к женщине во имя свободы и счастья ближних.

Горький щедро пользуется яркими фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые слушал во время скитаний по Руси.

Вывод

Разрыв между героическим прошлым и жалкой бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой» – всё это стало основой, на которой родился романтизм раннего Горького.

Совет

Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между свободой и любовью, но они выбирают всё же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.

Авторская позиция отражается в словах: «А оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

 Появление теней Радды и Лойко в конце рассказа помогает понять позицию автора: как бы прекрасны ни были в своём стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням. В которые и превратились Лойко Зобар и Радда.

Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создает самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление в литературе называют неоромантизмом, т.е. новым, возрожденным романтизмом.

Тест

Домашнее задание

Прочитать рассказ М. Горького «Мой спутник». Сравнить взгляды на социальное устройство общества, проблему религии, нравственности и др. 

Подготовить художественный пересказ эпизода у костра чабанов.

Жду презентации о М. Горьком (см. таблицу). У кого неверная ссылка, просьба исправить.

Спасибо за работу!

Источник: https://gvozdikova.ucoz.ru/index/geroi_romantiki_v_rasskaze_m_gorkogo_makar_chudra/0-334

Анализ рассказа Горького “Макар Чудра”

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть.

Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается.

Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Обратите внимание

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма. но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического.

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ “Макар Чудра” . в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает “мгла осенней ночи”.

открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море.

Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя. ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, – максимальное стремление к свободе.

Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю.

А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя” .

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя. На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над “и” в позиции автора.

Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно”. и никак “не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. он и выявляет свою позицию.

Важно

Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-rasskaza-gorkogo-makar-chudra-2/

Радда и Лойко Забар

    На фоне романтического пейзажа изображена и старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной вол­ной, но иногда он точно прыгал через что-то невиди­мое и, рождая сильный порыв, развевал волосы жен­щин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».

    Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут реализовать се­бя герои рассказов Максима Горького и Старухи Изергиль.  Их сознание и характеры с таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения.<\p>

        В легендах Старухи Изергиль выражены представления об идеальном и антиидеаль­ном в человеке, т. е.

представлены романтический идеал и антиидеал. Данко и Ларра, Радда и Лойко Зобар. Действие легенд происходит в глубокой древности — это как бы вре­мя, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений.

Однако в настоящем есть следы, прямо свя­занные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую ви­дит Изергиль; плавно и безмолвно кружащиеся во тьме ночи красавец Лойко и гордая Радда.

  В ха­рактерах героев единственное начало – максималистское стремление к свободе. Изергиль уверена, что вся ее жизнь была подчинена лишь одному — любви к людям.

То же самое вопло­щают и герои легенд, рассказанных ими. Для Лойко Зобара высшей ценностью тоже является свобода, от­крытость и доброта.

Совет

Радда — высшее, исключитель­ное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару.

  Неразрешимое противоречие между любовью и гордо­стью  мыслится  как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь так, как разрешилось в легенде — смертью. О Дан­ко и Ларре рассказывает старуха Изер­гиль. Данко воплощает крайнюю степень самопо­жертвования во имя любви к людям, Ларра — крайний индивидуализм.

«Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить – так царями над всей землей».
Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Рады, которые не стали рабами своего чувства.

Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка – целое солнце».  Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте.

«Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было».  Под стать и красавица Рада. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего.

Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Гордая Рада долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя.

Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле.

В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара.

Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое – в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь».

  Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье – в свободе.

Обратите внимание

Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…»

Читайте также:  Сочинение на тему «проблема исторической памяти» по тексту приставкина

 

Данко

  Конфликт между любовью и  чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Забар, может разрешиться только лишь смертью обо­их. Романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью. Но лю­бовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Радда.

Как же оценивает такую позицию Макар Чудра? Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только при такой жизненной позиции можно со­хранить собственную свободу.

Авторское отношение к героям — восхищение их силой и красотой .

Конец рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган Лой­ко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кру­жились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

В этих словах – восхищение автора их красотой и бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтическо­го сознания иного разрешения конфликта.

Одновре­менно это и осознание бесплодности такого исхода де­ла: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не по­равняется с гордой Раддой.

         Создавая образ старухи Изергиль, Горький дает ей возможность представить и романтиче­ский идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведен­ный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Иск­лючительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.

«Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..» — рассказыва­ет Изергиль о Ларре.

Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они – смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой.

Исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему – в нем самом». Лара, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами.

Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда – жизнью».
Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей.

Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи – это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: – «Что сделаю я для людей, – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…»

Источник: https://alindomik.livejournal.com/3458032.html

Готовые школьные сочинения

июня
14 2011

«Макар Чудра» — рассказ в рассказе

С рассказа «Макар Чудра» начался длинный и плодотворный путь М. Горького. Главная тема рассказов М. Горького, особенно его ранних произведений, это вопрос о человеке. Мир показывается писателем расколотым, а человек вынужден либо примириться с гибелью своей личности, либо вынужден искать пути ее возрождения.

Вопросы духа занимают многих писателей начала века, не только в среде интеллигенции, но и среди простого народа. Герои ранних рассказов М. Горького — так называемые «босяки». Эти люди чувствуют свою ответственность за всеобщее неустройство и начинают искать выход. Герои М. Горького —это сильные личности, а изображение их жизни проникнуто духом свободы.

Заметное место в его творчестве принадлежит романтическому началу. М. Горький утверждает идеал сильной, свободной духом личности, способной на подвиг. Особенно его привлекают «строптивцы, озорники или счастливые грешники» — люди веселые и гордые, не знающие страха перед жизнью. Таким людям тесно в рамках, заданных судьбой, они пытаются их расширить.

Важно

Изучая судьбы и характеры таких людей, Горький много путешествовал по России, объясняя это «желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг меня». В форме легенд, сказок Горький развивает свое понимание свободы, истинной и мнимой, и пути ее достижения.

Авторский поиск совершенного духовного опыта начался с обращения к памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов. Понять смысл этих горьковских сказаний можно лишь в их соотнесении с реалистическими рассказами. Романтический герой оказывается включенным в среду ограниченных или жестоких, злых соплеменников.

Но чем более безрадостно и тускло его существование, тем сильнее в нем потребность яркого, неведомого. В романтических образах воплощены в бесконечно усиленном варианте горькие наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Народная мудрость обращена к явлению, глубоко взволновавшему писателя. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди.

Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…». М. Горький сталкивает свободу не только с несвободой, но и с другими высшими ценностями, чтобы утвердить свободу как высшую среди этих ценностей. В рассказе «Макар Чудра» писатель сталкивает свободу и любовь. Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства.

О цыгане Лойко Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше стано-вишься…». В кровавой драме, развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной человеческой судьбы.

В основу сюжета рассказа положена поэтическая история любви. Но страсть не любовная, а страсть к свободе — вот что определяет и помыслы, и поступки персо-нажей. Весь рассказ проникнут духом свободы.

Главный вопрос, который ставит писатель, — как разрешится конфликт между желанием любить и быть любимым и стремлением к полной свободе и независимости? Неудивительно, что финал у рассказа трагический.

«Макар Чудра» построен по принципу «рассказ в рассказе». Перед читателем — холодная осенняя ночь, сильный влажный ветер с моря, пламя костра, песня юной цыганки и рассказ старого цыгана о страстях и чувствах не менее ярких, чем огонь, не менее сильных, чем ветер.

Автор использует так называемую рамочную композицию, чтобы настроить читателя соответствующим образом, ведь историю Зоба-ра и Радды можно истолковывать по-разному.

Совет

Действие происходит ночью, в густой мгле, под жалобный вой ветра: рассказчик (очевидец и косвенный участник описываемых событий), лежа в «сильной, красивой позе», пасет коней, символизирующих стремительность и свободу.

Рассказ Чудры звучит осенней беззвездной ночью, а осень с ее холодными ветрами и увядающей природой — загадочный период, не поддающийся логическому объяснению, равно как и финал любовной истории Радды и Зобара, который является неожиданным для читателя, настроившегося на идиллию.

Читатель-обыватель склонен осуждать чрезмерную гордость девушки и жестокость парня. Он просчитывает в уме много вариантов завершения этой истории: Зобар отказывает Радде в ее просьбе, и они расходятся; Зобар соглашается, и дело заканчивается свадьбой.

Но финал у Горького гораздо ярче и трагичнее. Главные герои — молодые цыгане, с молоком матери впитавшие дух вольной жизни.

Автор характеризует их отдельными поэтическими фразами: красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть», Зобар «сердце бы вырвал из груди и отдал… лишь бы (ей) от этого хорошо было».

Подобного рода характеристика — это не только дань жанру легенды. Она по-зволяет читателю вникнуть в суть рисуемых писателем образов.

Едва прочитав эти слова, мы уже видим перед собой героев как реально существующих людей.

И по-нимаем, что свободолюбивая, гордая Радда просто не может уйти с богатым паном, прельстившись на звон золота, а Зобар — не украсть понравившегося ему коня, хоть того и охраняет полк солдат.

Обратите внимание

Для этих героев невозможность сделать то, что требует душа, необходимость переступить через себя, сделав что-нибудь против воли, равносильны долгой и мучительной смерти, потому что свобода — их сущность, их дух. Когда два этих человека встречаются, «коса находит на камень».

Здесь Горький сталкивает две стихии — любовь и свободу. Любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее.

И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода (Радда ему его не оставила, а ей, в свою очередь, выбора не оставила любовь к свободе), в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!».

Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее.

Во всех ранних рассказах М. Горького скучной повседневности противостоят редкой энергии душевные порывы. Макар Чудра так завершает свой рассказ:«…иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром». И Зобар, и Радда шли своим путем, не изменяя себе, и их имена навеки останутся в памяти людей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » «Макар Чудра» — рассказ в рассказе . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/makar-chudra-rasskaz-v-rasskaze/

Сочинение по рассказу “Макар Чудра” | Инфошкола

4 Январь 2014       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   4444

Макар Чудра

В газете «Кавказ» появилось первое опубликованное произведение «Макар Чудра», подписанное псевдонимом М. Горький. Здесь писатель использовал обрамляющую композицию, Действительно, основное повествование предворяется таинственным ночным пейзажем, настраивающим читателя на лирический лад.

Пламя костра высвечивает фигуру главного героя рассказа — старого цыгана Макара Чудру. Не случайно в качестве главного героя выбран представитель цыганского племени, ведь именно этот народ является носителем вольнолюбивого духа, безграничного стремления к свободе, стремления жить по своим законам.

Этот пятидесяти восьмилетний человек, многое повидавший и испытавший в жизни, раскрывает свою жизненную позицию перед случайным прохожим, пытается донести до него свое понимание смысла жизни.

Важно

Самым главным качеством, главной ценностью, для Макара является свобода и независимость; к таким общечеловеческим ценностям, как труд, вера в Бога, он относится пренебрежительно: «Смешные они, твои Люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает».

  Он с презрением относится к людям, с его точки зрения, несвободным, называя их рабами, которым неведома морская ширь и степной простор. Только ощущение свободы, независимости дает человеку право, по мысли Макара, чувствовать себя человеком.

 Чтобы подтвердить и обосновать свою точку зрения, Макар Чудра рассказывает страннику быль о любви двух красавцев-цыган — Радде и Лойко Зобаре.

(Этот рассказ является именно былью, так как Макар говорит о событиях, свидетелем которых он был сам; он помнит героев — Радду, Лойко Зобара, старого солдата Данилу; по сути автор показывает момент рождения легенды). Герои этой были, так же как и рассказчик, несут в себе единое начало {безграничное стремление к свободе), доведенное до максимальной степени. Образы Радды и Лойко созданы средствами романтической гиперболизации.

Чрезмерность, преувеличение чувствуется во всем: в портрете, в поступках, в чувствах. Вот как описан портрет Лойко Зобара: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце».

 Радда же так прекрасна, что «о ней … словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть … » , В душе героев рождается любовь друг к другу.

Читайте также:  Анализ стихотворения а. с. пушкина «деревня»

Но именно здесь возникает основной конфликт — противоречие между любовью и свободой.

Следует отметить, что в этом произведении Горький видоизменил традиционный для романтиков конфликт «чувство — долг», противопоставив два положительных качества: любовь и свободу. Любовь требует подчинения одного любящего другому, но для героев-максималистов, каковыми являются Радда и Лойко, это невозможно.

Каждый из них свободу любит больше, но и жить дальше без любимого не может.

Поэтому развязка этого неразрешимого конфликта может быть только трагической: не желая покориться женщине (а требованием Радды было, чтобы Лойко при всем таборе покорился ей как старшему товарищу, поклонился ей в ноги, то есть признал бы ее первенство), Лойко ударом кинжала убивает свою возлюбленную, но и сам погибает от руки отца Радды, старого солдата Данилы. Исключительность конфликта — в полном равенстве гордых и свободолюбивых героев. Рассказчик Макар Чудра всецело на стороне героев, он не осуждает их, а восхищается ими. Он уверен, что свободолюбие и любовь не могут примириться, так как компромисс вообще немыслим для романтического сознания.

Совет

Какова же авторская позиция в этом рассказе, согласен ли автор со своим героем? Одной из особенностей ранних произведений Горького является наличие образа повествователя, «прохобящего» , Этот незаметный образ и является выразителем авторской позиции.

С одной стороны, автор, вслед за Макаром Чудрой, восхищается силой и красотой чувства, бескомпромиссностью героев, цельностью их характеров, с другой, он видит бесплодность такой позиции, приводящей к одиночеству и непониманию, отверженности от мира людей.

Источник: https://info-shkola.ru/makar-chudra-kratkoe-soderzhanie/

Презентация на тему “«Макар Чудра» М.Горький “

  • Скачать презентацию (6.21 Мб)
  • 133 загрузки
  • 4.9 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “«Макар Чудра» М.Горький ” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат<\p> pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов<\p> 30
  • Аудитория<\p> 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
  • Слова<\p> литература теория литературы чтение горький рассказы горького
  • Конспект<\p> Отсутствует
  • Слайд 2 Всматривайтесь в привычное-и вы увидите неожиданное.Всматривайтесь в простое- и вы увидите сложное.Всматривайтесь в малое –и вы увидите великое.
  • Слайд 3 Установите соответствия:
  • Слайд 5 Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века.
    Основные особенности направления:
    выступление против строгих канонов классицизма
    стремление изобразить идеальный национальный характер
    двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального, вымышленного особый романтический язык (эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы, др.)
    Герой-борец, сильная личность, одинок, он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.<\p>
  • Слайд 6 Что вы знаете о М.Горьком?
    Какие произведения он написал?
    Что читали вы? Помните ли его героев?
    О чём и о ком писал ранний М.Горький-романтик?
    Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.
  • Слайд 7 На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекло в романтизме “умение возбудить… мятеж против всякого гнета”. Горький создал идеальный образ мятежника, борца за свободу людей и смог передать романтический дух времени перемен. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов.<\p>
  • Слайд 8
    «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде…»
  • Слайд 13 Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.
  • Слайд 14 1 часть- романтический пейзаж
    2 часть – романтический портрет Макара Чудры
    3 часть – диалог рассказчика и Макара Чудры
    4 часть-легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой
    5 часть- романтический пейзаж
  • Слайд 15 Какова роль первой пейзажной зарисовки в композиции рассказа? Какие чувства вызывает этот осенний пейзаж у читателя? В чьём восприятии дан этот пейзаж? Какие образы пейзажа воплощают романтическую идею рассказа – идею свободы? Какие художественные средства языка (эпитеты, олицетворения, метафоры) показывают зрелое мастерство начинающего писателя-романтика?
  • Слайд 17 В чьём восприятии дан пейзаж в финале рассказа?
    Почему рассказчик не может уснуть?
    На фоне каких образов природы видятся рассказчику фигуры Лойко и Радды? Почему?
    Какие художественные средства языка усиливают выразительность этой картины?
    Как вы понимаете финал рассказа?<\p>
  • Слайд 18 Есть ли в портрете Макара Чудры детали, которые подчёркивают его вольнолюбие и независимость, гордость, силу, стойкость характера? Какими языковыми средствами они переданы?
  • Слайд 19 Какие качества характера Лойко Забара подчёркивают детали его портрета? С помощью каких художественных средств автор подчёркивает романтический характер героя?
  • Слайд 20 Прочитайте монолог Макара Чудры.
    1)Что называет Макар славной долей?
    2)Что думает он о других людях?
    3)Какое понятие он вкладывает в слова «учиться» и «учить»?
    4)Почему он не видит смысла в том, чтобы работать как все?
    5)Чего, по его мнению, лишены обычные люди, не видящие в жизни ничего, кроме работы?
    6)Как нужно жить, чтобы не разлюбить жизнь?
    7)Как он относится к любви?
  • Слайд 22 Зачем Макар Чудра рассказывает эту легенду собеседнику? Как проявляются характеры героев в поступках? Какими качествами обладают герои?
    Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста.
    Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои?
    Почему их любовь привела к трагедии?<\p>
  • Слайд 23 Гордые герои рассказа “Макар Чудра” утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар убивает ее, а затем погибает сам.
    Оба героя выбирают свободу ценой своей жизни!
  • Слайд 25 1)Кто назван в рассказе местоимением «я»? А) автор-рассказчик Б) главный герой В) Макар Чудра 2)Основные художественные средства в осеннем пейзаже: А)сравнения Б)олицетворения, метафора В)эпитеты 3)Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа? А)любить Б)жить и всё тут В)искать смысл жизни
  • Слайд 26 4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната? А) отдала их назад Б) взяла себе В) пнула ногой в грязь
    5) Чей это портрет? «Он был похож на старый дуб, обожжённый
    молнией ,но всё ещё мощный и крепкий и гордый силой своей»? А) Лойко Б) Данило В) Макар Чудра
    6) Кому принадлежат слова: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» А) автор Б) Лойко В) МакарЧудра
  • Слайд 27 7) Как погиб Лойко Зобар? А) сам покончил с собой Б) его убил Данило В) его убили цыгане
    8) Какое средство выразительности использовано: «Открывалось бесконечное море, безграничная степь» А) сравнение Б) эпитеты В) метафора
    9) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню» А) Радда Б) Нонка В) Лойко Зобар
  • Слайд 28 10) Определите художественный приём: «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»: А)сравнение Б)олицетворение В)эпитет
    11) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры? А) сказка Б) легенда В) быль
    12) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы В) правда жизни заключается в любви
  • Слайд 29 13) Основная мысль (идея) произведения: А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели; Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому; В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви.
    14) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы: А) Лойко Зобар и Радда Б) Макар Чудра и Лойко В) Макар Чудра и Радда
  • Слайд 30 1-а 2-б
    3-б
    4-в
    5-в
    6-в
    7-б
    8-б
    9-в
    10-б
    11-в
    12-б
    13-в
    14-а

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/geroi-romantiki-v-rasskaze-m-gorkogo-makar-chudra

Макар Чудра

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали.

Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара.

Подивился тот острому языку девушки.

Продолжение после рекламы:

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Обратите внимание

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены.

Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда.

Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда.

Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара.

Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Важно

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Автор пересказа неизвестен.<\p>

Источник: https://briefly.ru/gorkii/makar_chudra/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]