Сочинение на тему «проблема исторической памяти» по тексту приставкина

Пример сочинения на ЕГЭ по русскому языку по тексту Приставкина [Проблема исторической памяти] | Сайт об истории и культуре России

Кто же творец истории – цари да бояре или ремесленники и хлеборобы? Кто кузнец воинских побед — князья и полководцы или обычные солдаты, пушкари да ратники? Именно эту проблему, проблему исторической памяти, ставит Анатолий Приставкин в своем тексте.

Действительно, в истории остаются имена лишь военачальников и императоров. А как же простые солдаты, которые тысячами гибнут на поле боя? Ведь их вклад в победу, по крайней мере, не меньше.

Проблему эту автор рассматривает, рассказывая о своем посещении музея, где среди множества экспонатов, имеющих отношение к «сильным мира сего», нашелся только один документ, упоминающий только об одном солдате – пушкаре Первушке Фёдорове.

Обратите внимание

Писатель приводит и свои рассуждения, касающиеся роли солдата в любой войне, доказывая, что эта роль важнее, нежели какого-нибудь князя или полководца.

Совершенно очевидно: авторская позиция по данному вопросу заключается в том, что несправедливо пренебрежение истории по отношению к таким скромным труженикам победы, как Первушка Фёдоров и многие другие так называемые простые люди. Не только и не столько, может быть, цари вершат судьбы мира, сколько эти незаметные герои, выполняющие свой долг перед Родиной.

Я бы согласился в этом вопросе с автором, но с одной оговоркой. Разумеется, необходимо знать и помнить, сколь огромный вклад в нашу историю внесли обычные солдаты и крестьяне.

Но ведь физически невозможно помнить их всех поименно: их же и в самом деле сотни тысяч! И то, что история не донесла до нас все их имена, вполне объяснимо этим обстоятельством.

Но значит ли это, что она не донесла до нас память об их беспримерном героизме?

Мне кажется, что все-таки нет. Большинство из нас однажды задумывается о том, что у истоков Великой Победы стояли вот такие Первушки Фёдоровы, которым нет числа. И помогает нам в этом именно литература, а не история.

Я где-то читал такое высказывание: «Смерть одного человека – это трагедия; смерть тысячи людей – это статистика». Так и история оперирует большими числами, но каждый отдельный человек и должен помнить об отдельных людях: знать историю своей семьи, ее героев.

А художественная литература воскрешает для нас и тысячи других людей, потому что литературные образы всегда собирательные в той или иной степени.

Я хотел бы сослаться на роман Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Перед нами судьба одного из скромных героев войны. Борис Костяев ничем не отличается от множества молодых людей, чью судьбу изломала война, людей, которые подарили нам мирное небо над головой.

Важно

Сколько было таких боевых офицеров, погибших на войне? Тысячи? Десятки тысяч? Может ли каждый из нас помнить все их имена? И не для того ли Астафьев написал свое произведение, чтобы мы помнили пусть не каждого из них, но помнили о них всех, чтобы у нас появилось личное отношение к Борису, а через него – и к этим тысячам офицеров, отдавшим жизнь во имя победы?

Я знал одного человека, который изучал историю своей семьи. У него дома почти музей, все экспонаты которого касаются родственников. Этот человек мог говорить о них часами. И не было среди них ни великих изобретателей, ни писателей, ни Героев Советского Союза. Но все эти люди честно трудились на благо Отечества, сражались во время войн, работали в тылу.

Мне кажется, если каждый из нас будет помнить о своих родных, то это и будет лучшая память обо всех героях, обо всех, кто жил до нас.

Мне бы хотелось тоже найти работу, которая стала бы счастьем моей жизни.

Ещё примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку

Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва

Исходный текст:

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (З)Музей этот очень богат. и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».

(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица.

(18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок.

(19)3а объёмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жёлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фёдоров.

(20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941!

(23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей.

(А. Приставкин*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей. Повесть получила мировое признание — была переведена на более чем 30 языков.

Источник: http://samarus-school.ru/primer-sochineniya-na-egeh-po-russkomu-yazyku-po-tekstu-pristavkina-problema-istoricheskojj-pamyati.html

Сочинение ЕГЭ: Проблема исторической памяти в тексте П. Ф. Нилина | Литрекон

(469 слов) Некоторые люди думают, что историю пишут авторы учебников и монографий, однако это драгоценное знание на самом деле передается из поколения в поколение обычными людьми. Именно эту закономерность отразил в тексте П. Ф. Нилин, размышляющий над проблемой исторической памяти. Как передать потомкам то, что пережила многострадальная родная земля?

Автор описывает, как его пожилой герой обрадован тем, что приехал, наконец внук, которому можно передать военную страницу истории семьи Полыхаевых: «Не погасла с гибелью на войне двух сыновей фамилия знаменитых каменщиков Полыхаевых».

В конце отрывка дед ведет молодого человека к Волге, вспоминая то, как ходил он к реке под пулями, добывая воду.

Теперь же старый каменщик передает эту историю своему наследнику, чтобы тот, строя гидростанцию, помнил о том, что Волга когда-то спасала жителей Сталинграда и давала им жизнь посреди разрухи и смерти.

Автор заостряет на этом внимание, чтобы читатель проникся важностью передачи исторической памяти в развитии страны: тому, кто строит будущее, необходимо знать и о прошлом, иначе ничего построить не получится.

Чувствуя значимость момента, дед предрекает, что когда-то, когда его уже не будет, Петр покажет гидростанцию своим детям и передаст им славную историю родного края. Поэтому семье так важно было воссоединиться именно в тот момент, чтобы старики поделились с молодежью мудростью времен и устной летописью малой родины. Так автор показал необходимость преемственности поколений, в рамках которой зарождается и передается настоящая, не книжная, а живая история.

П. Ф. Нилин стремится донести до читателя мысль о том, что историческую память нужно передавать, прежде всего, в рамках семьи: в беседах, в прогулках, словом, в постоянном общении стариков с детьми.

Я согласен с автором, ведь преемственность поколений играет важнейшую роль в историческом воспитании молодежи. Знание того, как жила и развивалась наша родина, мы черпаем из рассказов бабушек и дедушек, которые являются универсальными носителями мудрости и житейского опыта.

Совет

Формирование исторической памяти в семейном кругу всегда было важно для наших предков. К примеру, М.Ю.

Лермонтов в стихотворении «Бородино» описал беседу дяди и племянника, где пожилой солдат рассказывает юноше о славном сражении против французской армии.

Из уст участника событий слушатель узнает реальную историю тех времен, а не сухие факты и даты из учебника. Так и передается подлинное знание жизни – из уст в уста, из поколения в поколение.

Важность исторического воспитания в семье показал и Д. И. Фонвизин в пьесе «Недоросль».

Стародум подробно описывал молодежи принципы и каноны петровской эпохи, выступал в защиту идеалов просвещения и критиковал екатерининское царствование, приводя в пример преобразования Петра Великого.

Так он передавал наследнице и ее жениху историческую память, которая должна была помочь им сохранить хорошие черты прошедшего времени. В этом процессе автор видел залог развития страны.

Я благодарен автору за возможность сформулировать свою позицию и порассуждать об исторической памяти и ее формировании в рамках семьи. Задумавшись об этом, я открыл для себя важное направление воспитания ребенка, которое я обязательно буду развивать, создав свою семью.

Многомудрый Литрекон представил Вам образец сочинения на ЕГЭ 2019 года. Если Вам он не подошел, напишите причину в комментариях, пожалуйста.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/ege/problema-istoricheskoj-pamyati-v-tekste-nilina/

Проблема исторической памяти по тексту Васильева (ЕГЭ по русскому)

Какую роль играет история в жизни человека? Этот вопрос ставит перед читателем Б. Васильев. Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет неотъемлемым компонентом жизни, который позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру.

Я думаю, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается о прошлом, о событиях, предшествующих его рождению, об их важности и могуществе.

Так, герой текста Б. Васильева прочувствовал целую эпоху от одного только прикосновения к остатку священной рощи кривичей, своеобразному памятнику истории: дубу.

Обратите внимание

Подумать только, сколько судов проплыло здесь, сколько молитв было спето богам, сколько сил было вложено в основание города, который предстает перед нами теперь. Все это в той или иной степени является частью нас.

Человек, подобно дереву, имеет корни (прошлое), ствол (настоящее) и листья (будущее). Быть может, именно поэтому связь со старейшим дубом пробуждает “вечно живую теплоту Истории”.

Автор подводит читателя к выводу о <\p>

том, что историческая память имеет немалое значение в нашей жизни, играет важную роль в становлении человека, развития в нем личности. Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что человечество не должно забывать своих истоков.

Необходимо помнить прошлое, потому что, потеряв его, мы рискуем потерять и будущее.

Нередко в преддверии великого праздника Победы на улицах разных городов среди молодых людей проводят социальный опрос: знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, об участниках этого сражения и многом другом. К сожалению, ответы оставляют желать лучшего: молодое поколение не знает даты начала войны, имен полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге…

Проблема забвения прошлого очень серьезна, поэтому свое отражение она нашла и на страницах художественной литературы. В романе Айтматова “Буранный полустанок” рассказывается легенда о манкурте – человеке, насильственно лишенном памяти.

Он не помнил, как его имя, где прошло его детство, кто его родители, это был герой, который не осознавал себя человеческим существом. Да по сути дела он им и не являлся.

По принципу хозяина манкурт способен убить родную мать, стремящуюся вернуть ему частицу памяти, воскресить в нем человеческое начало.

Важно

Если человечество забудет историю, мы все превратимся в легко управляемых манкуртов, рабов, убийц. Допустить этого ни в коем случае нельзя!

В заключение хочу подчеркнуть, что история пропитана эмоциями, кровью и потом наших предков. Подумайте: сколько всего было сделано, чтобы каждый из нас сейчас стоял на родной земле и дышал полной грудью. Разве имеем мы право это забыть?

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/problema-istoricheskoj-pamyati-po-tekstu-vasileva-ege-po-russkomu/

Сочинение на тему “Проблема памяти”

Комментарии к проблеме: Память-понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом, но каждая из них очень важна. Многие века создавалась история.

Великие люди – ученые и воины, герои и мудрецы – по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него.

Читайте также:  Какого человека можно считать опасным для общества?

Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком – связующим звеном в непрерывном потоке времени.

Собственная позиция: Я считаю, что память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих – прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов.

Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам.

Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее.

В наших предках – корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.

Аргументы: Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах.

Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Совет

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы “Василий Теркин”. Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского “По праву памяти”, где центральное место занимает проблема того, какую долю “отец народов” уготовил своим детям.

Выразительно и твердо названная “По праву памяти” поэма родилась как акт сопротивления, всем своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое – многие годы сталинского режима, и била по его организаторам. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям.

Заключение: Необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему “Проблема памяти”« Тема женской доли в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Краткое содержание “Контрапункт” »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-problema-pamyati/

Проблема исторической памяти

(Наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе, хотим мы этого или нет).

· Вышедшая в свет книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» Людмилы Овчинниковой стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны.

Автор описывает воспоминания детей военного Сталинграда. История человеческого горя и самопожертвования потрясла меня. Эта книга должна быть в каждой школьной библиотеке.

Событиям героического прошлого не дано стереться из человеческой памяти.

· Проблему исторической памяти поднимает в своей статье «Древняя Спарта» Л. А. Жуховицкий.

Какую память оставили после себя великие древние государства? В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие «напряжённую духовную жизнь» людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то «Афины заложили фундамент современной культуры».

· В романе-эссе «Память» В. А. Чивилихин пытается вспомнить наше историческое прошлое. В центре произведения – русское героическое Средневековье, бессмертный урок истории, забывать о котором недопустимо.

Писатель рассказывает о том, как грабительское степное войско 49 дней штурмовало и не могло взять лесной городок Козельск.

Автор считает, что Козельск должен войти в историю наравне с такими гигантами, как Троя, Смоленск, Севастополь, Сталинград.

· Сейчас многие вольно обращаются с историей. Ещё А. С. Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

· Поэма А. С. Пушкина «Полтава» – героическая поэма. В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события. Поэт считал, что русский народ, идя самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

· Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться.

Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

· Проблему исторической памяти поднимает В. А. Солоухин в своих публицистических произведениях. «Разрушая старину, всегда обрываем корни, но при этом, подобно деревцу, у которого каждый корневой волосок на счету», в тяжёлое время те самые корешки и волоски и создают всё сызнова, возрождают и дают новые силы».

· Проблема утери «исторической памяти», стремительного исчезновения памятников культуры является общим делом, и решить её можно только сообща. В статье «Любовь, уважение, знание» академик Д. С.

Лихачёв повествует о «невиданном поругании народной святыни» – взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю! «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ».

А если память стирается, то люди, отдалённые от своей истории, становятся безучастными к свидетельствам прошлого. Поэтому память – основа совести и нравственности…

· Человек, не знающий своего прошлого, не может считаться полноценным гражданином своей страны. Тема исторической памяти волновала А. Н. Толстого. В романе «Пётр I» автор изобразил крупного исторического деятеля. Его преобразования – осознанная историческая необходимость, реализация экономического развития страны.

· Сегодня для нас очень важно воспитание памяти. В своём романе «Рой» С. А. Алексеев пишет о жителях российской деревни Стремянки, которые отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. Более трёх четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди помнят её, мечтают вернуться на свою родину.

Обратите внимание

Но молодёжь не понимает своих отцов и дедов. Поэтому Заварзин с трудом упрашивает своего сына Сергея съездить в прежнюю Стремянку. Эта встреча с родной землёй помогла Сергею прозреть.

Он понял, что причины неудач и разлады в его жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Ахматовой «Реквием». Произведение стало памятником всем матерям, которые пережили страшные 30-е годы, и их сыновьям, жертвам репрессий. А. Ахматова видит свой долг человека и поэта в том, чтобы донести до потомков всю правду об эпохе сталинского безвременья.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти». Память, преемственность, долг стали основными понятиями поэмы. В третьей главе тема исторической памяти выходит на первый план. Поэт говорит о необходимости такой памяти в духовной жизни народа. Беспамятство опасно. Необходимо помнить о прошлом, чтобы не повторить его страшных ошибок.

· Человек, не знающий своего прошлого, обречён на новые ошибки. Не может он считаться полноценным гражданином если не знает, что за государство Россия, её историю, людей, проливших кровь за нас, за потомков.

Особое место в нашей литературе занимала тема Великой Отечественной войны. Мы узнаём о настоящей войне из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Нелепая и жестокая смерть девушек-зенитчиц не может оставить нас равнодушными.

Ценой своей собственной жизни помогают старшине Васкову задержать немцев.

· В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт один за другим вплетаются русские праздники. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель святости. Забвение предков, забвение традиций не принесёт России мира, мудрости, духовности и нравственности. Такова основная мысль автора.

· Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом. Роман «Генерал и его армия» известного русского писателя Георгия Владимирова привлекает наше внимание обжигающей правдой о войне.

Проблема неоднозначности человеческой натуры.

· Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми? В произведении «Мой Марс» И. С. Шмелёв поднимает проблему неоднозначности человеческой натуры. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.

IY. Семейные проблемы.

Проблема отцов и детей.

(Отцы и дети – вечная проблема, которая волновала писателей разных поколений).

· Название романа И. С. Тургенева показывает, что эта проблема самая важная. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. «Отцы» придерживались старых взглядов.

Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Их конфликт был конфликтом двух мировоззрений.

· Образ Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является в романе центральным. Но немаловажны и образы его престарелых родителей, которые души не чают в своём сыне.

Казалось бы, Евгений равнодушен к своим старикам. Но в конце произведения мы убеждаемся, как трепетно Базаров относится к своим родителям.

«Таких людей, как они, днём с огнём не найти», – говорит он перед смертью Анне Сергеевне Одинцовой.

· Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстаёт перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его, чувствует свою вину перед ним, но всё же уехала, оставив отца одного. Для него это поступок дочери оказался большим ударом.

Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застаёт его в живых.

· Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни. Такова Кабаниха в пьесе А. Н.

Островского «Гроза». Она приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабанихе противостоит Катерина, которая идёт наперекор её правилам. Всё это и явилось причиной гибели Катерины.

В её образе мы видим протест против родительских понятий нравственности.

· Одно из столкновений отцов и детей происходит в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов учит жить Чацкого, то же высказывает свой отношение к жизни.

Важно

Фамусову в отступлении от «завета отцов» уже мнится покушение на весь уклад их жизни, даже больше – неуважение моральных заветов, посягательство на моральные устои.

Данный конфликт непримирим, потому что обе стороны глухи друг к другу.

· Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве А. С. Грибоедова «Горе от ума». Представитель «века нынешнего» Чацкий, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего».

· Каждый из писателей по-своему видел конфликт отцов и детей. М. Ю. Лермонтов в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…»

· Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию между отцами и детьми, достаточно бывает одного маленького шага друг к другу – любви. Непонимание между отцом и сыном разрешается самым неожиданным образом в произведении В. Г.

Короленко «Дети подземелья». Вася, рассказчик всех событий, глубоко переживает смерть матери. Он любит и жалеет своего отца, но отец не подпускает его к себе. Понять друг друга помогает им совершенно чужой человек – пан Тыбурций.

· Связь поколений не должна обрываться. Если юношеский максимализм не даёт объединить молодёжи два поколения, тогда мудрость старшего поколения должна сделать первый шаг навстречу. Г. И. Кабаев в своём стихотворении пишет: « Одной мы связаны судьбой, Одной семьёй, единой кровью… Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7×8920.html

Сочинение на тему Проблема исторической памяти (по произведениям А.Рыбакова

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. А. С. Пушкин А когда отгрохоҹет, когда отгорит и отплаҹется, И когда наши кони устанут под нами скакать, И когда наши девоҹки сменят шинели на платьица, Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять. В. Высоцкий События последних лет всколыхнули нашу жизнь до основания.

Спустя десятилетия мы вновь обратились к наҹальному этапу нашей истории. Это внимание не слуҹайно, рано или поздно копирование запрещено люди должны узнать правду, какой бы жестокой она ни была. Муҹительно возрождение нашей истории: тяжело перекраивать свое сознание, отвергать прежние идеалы.

Нам, молодым, много легҹе: мы не были уҹастниками тех бурных дней, наша жизнь связана с другой эпохой. Оҹевидно, поэтому нам трудно понять людей старшего поколения. Мы порой обвиняем их в косности мышления, называем сталинистами. Но всегда ли мы правы? Думаю, нет. Нам необходимо объективно разобраться в событиях тех лет. И помогает нам в этом литература.

Мы заново открыли сегодня произведения, написанные уже давно. Таковы Жизнь и судьба В. Гроссмана, Дети Арбата А. Рыбакова, Ноҹевала туҹка золотая А. Приставкина.

Читайте также:  Живая душа у чичикова или мертвая? сочинение

Писатели стремятся с предельной достоверностью передать атмосферу, царившую в нашей стране в годы репрессий, этот воздух, отравленный всеобщей подозрительностью и страхом, когда за одно неосторожное слово ҹеловека бросали в тюрьму, объявляли врагом народа, униҹтожали его семью.

И Гроссман, и Рыбаков, и Приставкин внимательно исследуют влияние обстановки на людей, их психологию, пытаются найти ответ на вопрос, ҹто же все-таки слуҹилось с нами. В. Гроссман стремится проникнуть в диалектику души рядовых людей: Виктора Штрума, Новикова, Крымова. У каждого из них своя правда, свои взгляды на жизнь. Например, Штрум.

Он уҹеный, жизнь для него в работе, он никогда не интересовался политикой, но политика не прошла мимо него. Честный ҹеловек, он, столкнувшись с несправедливостью, вступает в неравный бой с бюрократами и карьеристами.

Совет

Виктор выдержал его, но вышел ли он победителем? Что-то в нем самом сломалось, слишком страшным казалось ему вновь попасть в положение преследуемого, и он невольно становится на сторону своих бывших врагов, подписывает подлое клеветниҹеское письмо: Он нашел в себе силы отказаться от жизни, и вдруг тяжело отказаться от пряников и леденцов…

Он представил себе бессонную муҹительную ноҹь, колебания, нерешительность, опять решение. Все это выматывает подобно злой безжалостной малярии. И самому растянуть эту пытку на ҹасы. Нет у него силы… Было бы легҹе, если бы он подписал из ҹувства животного страха. Но ведь не из страха подписал. Какое-то темное, тошное ҹувство покорности… Боже, Боже, ҹто он сделал…

Гроссман трагедией Штрума доказывает, сколь страшна власть, убивающая в ҹеловеке ҹеловеҹеское. Похожая тема проходит в Детях Арбата это судьба Панкратова. Но Саша не был одинок, ему помогали выстоять люди, верившие в его правоту, поддержавшие в тот момент, когда он был на грани отҹаяния.

Вспоминаю эпизод, когда Саше тюремный библиотекарь, не имея права выдать Уголовный кодекс, прислал книгу, в которой упоминалась статья 58 Уголовного законодательства: Ниҹего особенно важного и существенного из этой статьи Саша не узнал. И не в пятьдесят восьмой статье дело.

Дело в том, ҹто неизвестный тюремный библиотекарь отозвался на его голос, откликнулся на его мольбу, показал Саше пример ҹеловеҹности, бесстрашия и доверия. И Саша испытал только стыд за то, ҹто потерял мужество. Однако Рыбакова, в отлиҹие от Гроссмана, особенно интересуют те люди, которые стояли в это время у власти, решали судьбу страны.

Перед нашими глазами проходит целая галерея портретов политиҹеских деятелей: Молотов, Орджоникидзе, Кагановиҹ, Киров и, конеҹно, Сталин. Рыбаков хоҹет донести до нас свое понимание лиҹности Сталина как ҹеловека и как вождя: …

с детства тщедушный, слабый, он был болезненно ҹувствителен ко всему, ҹто ставило под сомнение его физиҹескую силу и смелость, душевное состояние, из которого потом выросла подозрительность… Он говорил: Грубости надо противопоставлять еще большую грубость люди принимают ее за силу… Устойҹива власть, основанная на страхе перед диктатором, на любви к нему.

Великий правитель тот, кто ҹерез страх сумел внушить любовь к себе. Такую любовь, когда все жестокости его правления народ и история приписывают не ему, а исполнителям. Здесь, разумеется, можно найти много спорного, но ведь Дети Арбата художественное произведение, а это дает автору право на вымысел.

Обратите внимание

Важно, ҹто эта книга будит множество мыслей, заставляет думать, анализировать, еще и еще раз внимательно вглядываться в прошлое. Обвинением всей системы насилия, созданной Сталиным и его окружением, звуҹит роман А. Приставкина Ноҹевала туҹка золотая… Но здесь тема несколько иная: изгнание малых народов с их исконных земель. Снова исковерканные, сломанные судьбы.

А в ҹем были виноваты дети? И веҹным укором нам будут слова маленького Кольки: Слушай, ҹеҹен, ослеп ты, ҹто ли? Разве ты не видишь, ҹто мы с Сашкой против тебя не воюем? Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты погибнете.

А разве не луҹше было то, ҹтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой ҹтоб жили? Разве нельзя сделать, ҹтобы никто никому не мешал, а все люди были живые?.. Сколько жизней было погублено в результате этих варварских мер? Нет и не может быть оправдания людям, сотворившим это. Нет и не может быть срока давности для подобных преступлений! С тоҹки зрения законности, оҹевидно, поздно.

Но есть и другой суд суд совести, суд памяти. Пусть назовут поименно всех, кто был к этому приҹастен, и люди вынесут им свой приговор. Справедливый! Особое место в нашей литературе всегда занимала тема Великой Отеҹественной войны. И здесь ҹувствуется дыхание нового времени. Мы, наконец, узнали о настоящей войне, где были не только победы и награды.

Были и огромные бессмысленные жертвы. Снова обращусь к роману Жизнь и судьба Гроссмана: …Иногда наҹальник посылал людей под огонь, ҹтобы избегнуть гнева старшего наҹальства и сказать себе в оправдание, разведя руками: Ниҹего не мог поделать, я половину людей положил, но не мог занять намеҹенный рубеж.

Новиков несколько раз видел, как гнали живую силу под огонь даже не для перестраховки и формального выполнения приказа, а от лихости, от упрямства. Были на этой войне и командиры, продвигавшиеся по службе за сҹет доносов на своих товарищей. Такие, как Гетманов. Были и советские лагеря вместо наград за доблестную и ҹестную службу. Эта судьба постигла Крымова.

До сих пор литература ҹасто упрощала: вот предатель, вот герой. Но настоящая жизнь не укладывается в эти рамки. И отрадно, ҹто отлиҹительная ҹерта нашей сегодняшней литературы изображение действительности такой, какова она есть. А зори здесь тихие Васильева, У войны не женское лицо Алексиевиҹ, Выбор Бондарева это лишь немногие из большого ҹисла правдивых произведений о войне.

Сегодня для нас не менее важно воспитание памяти. Мы все бежим от жизни, не оглядываясь, торопимся. И не замеҹаем, как дальше и дальше уходит наша лиҹная история. Многие ли из нас знают свою родословную? Поҹему-то сҹитается, ҹто родословная есть только у дворян, да, пожалуй, еще у породистых собак и кошек. Я спрашивала у многих людей, знают ли они ҹто-нибудь о своих предках.

Важно

Многие не могли назвать даже деда. И сразу же задавали удивленно вопрос: Заҹем это надо? Мы ҹто, князья? Неужто только князьями славна Россия? Ведь были же и герои-солдаты, и мастера золотые руки, да и просто ҹестные люди! Отсюда, от этого незнания и идут, на мой взгляд, все основные беды нашего общества. А натолкнула меня на эти размышления книга Д. Гранина Зубр.

Нам всем надо уҹиться у Тимофеева, главного героя повести, отношению к прошлому Родины как ҹасти своей собственной истории. Может быть, не будет тогда варварского разрушения памятников, храмов, не повернется ни у кого язык нагрубить ветерану, оскорбить афганца. Теряем мы понемногу и память о Родине, о том месте, где родились, где жили предки. Эту проблему поднимает С.

Алексеев в романе Рой. Еще в наҹале века жители российской деревни Стремянки собрались все вместе и отправились в Сибирь в поисках луҹшей жизни. И вот уже более трех ҹетвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди все помнят прежнюю деревню, не покидает их меҹта вернуться на свою родину.

Из поколения в поколение передают они легенду о ҹудном, волшебном крае на берегу самой красивой реҹки с цветоҹным названием Пижма. Но молодые люди уже нашего поколения не понимают своих отцов и дедов. Поэтому с таким трудом упрашивает Заварзин своего сына съездить в прежнюю Стремянку, посмотреть на нее: Село и раньше было известное, богатое, теперь-то уж, поди, городом стало.

А Сергей находит лишь кладбище, оставшееся от Стремянки. И, потрясенный, размышляет: Куда ж тянуло отца? Куда манило всю жизнь деда?! И прадед, доживая свой век, порывался вернуться на этот берег реки. Куда же они рвались? Целых три поколения жили и обманывали себя, ҹто в любой момент могут вернуться к берегу, на материк, и эта красная земля примет их, приютит, согреет. Видно, ҹеловеку надо, ҹтобы его всегда куда-нибудь тянуло. Чтобы постоянно жила Вера в светлую цветоҹную реҹку, на берегу которой ему будет хорошо. Эта встреҹа с родной землей помогла Сергею прозреть, он понял, ҹто до сих пор делал не то и не так. И все неудаҹи, разлады в жизни были от того, ҹто не ҹувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки и не к ҹему было стремиться. Сергей возвращается к отцу, надеясь, наконец, найти себя, обрести желанный покой и опору. Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются историҹеские события огромной важности. Это всем видно и сегодня. Но истинное понимание их знаҹения придет лишь ҹерез несколько десятилетий. Предусмотреть все последствия мы не в состоянии. В этом особенность истории. И все же мне хоҹется обратиться ко всем людям: давайте не будем торопиться, не будем выносить поспешных решений. История это уҹебник жизни. Его стоит проҹесть еще и еще раз. Не надо вырывать из него страницы: мы убедились на собственном горьком опыте, ҹем это может обернуться. Луҹше подумаем вместе, как не допустить новых ошибок, не забыть ниҹего и не потерять.<\p>

Сочинение на тему Проблема исторической памяти (по произведениям А.Рыбакова “Дети Арбата”)
Рыбаков А.Н.
Стр. 1

Сочинение на тему Проблема исторической памяти (по произведениям А.Рыбакова “Дети Арбата”)
Рыбаков А.Н.
Стр. 2

Сочинение на тему Проблема исторической памяти (по произведениям А.Рыбакова “Дети Арбата”)
Рыбаков А.Н.
Стр. 3

Сочинение на тему Проблема исторической памяти (по произведениям А.Рыбакова “Дети Арбата”)
Рыбаков А.Н.
Стр. 4

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171problema-istoricheskoj-pamyati-po-proizvedeniyam-arybakova-deti-arbata187

Проблема исторической памяти. По М. Беляту. Сочинение для ЕГЭ

Проблема исторической памяти

Текст

(1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг… (З)Люди, высыпавшие на улицы Москвы,

68 музыка, счастливые и растерянные лица… (4)Невероятно… немыслимо… не верится… (б)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»! (9)Пилотируемый кос­мический корабль! (Ю)Фантастика! (И)Здорово! (12)Здорово! (13)Здо-о-орово! (14)Ура-а-а!

(15)Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха за­водов и университетские аудитории, отменившая театраль­ные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме стихийных эмоций.

(16)Может быть, впервые за все ее во­семь веков, по-настоящему искренних и чистых.

(17)Даже радость школяра по поводу неожиданно отмененных уроков меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец.

(18)А потом, через несколько дней, он прилетел в Моск­ву. (19)Прямой репортаж из «Внуково». (20)Новенький те­левизор «Старт», купленный словно специально для такого случая. (21)Тесный кружок соседей у мерцающего черно- белыми картинками экрана.

(22)Вот он идет по ковровой дорожке… (23)Улыбается… (24)«А ведь симпатичный па­рень!» — соглашаются соседи в один голос… (25)Вот развя­зался шнурок… (26)Все ахают и замирают — упадет, не упадет…

(27)Вот он докладывает Первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву…

(28)Конечно, многого в одиннадцать лет не понять. (29)Но ведь уже прочитаны «Аэлита», и «Туманность Ан­дромеды», и «Война миров», а потому эмоциональный шок от реального полета человека в космическое пространство осознаваем. (30)И память хранит даже не столько зритель­ные образы, сколько ощущения: радость, восторг, праздник.

(31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космо­навтов, а очередной полет на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (ЗЗ)Да и немудрено — более 500 человек побывали там, если ве­рить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят.

(37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полетом, в ка­бине корабля, при возвращении на Землю? (38)Разумеется, тогда, в 1961-м, мне и в голову не могли прийти подобные вопросы.

(39)Самым естественным образом для мальчишки, росшего в СССР, я считал, что Юрий Гагарин был счастлив и до, и во время, и после. (40)И, конечно же, горд. (41)Причем не как-нибудь по-особенному, а исключительно законной гор­достью.

(42)Что же, отрочество имеет свои привилегии, в том числе и возможность быть безнаказанно глупым.

(43)Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему бы­ло страшно. (44)Очень. (45)Ведь летел в непознанное, в чер­ную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться. (46)Вряд ли это утешало или вселяло уверенность: «поддержка миллионов», «вера в мощь совет­ской науки», «руководящая роль партии»..

. (47)Безусловно, были и поддержка, и вера в науку, и руководство партии. (48)Но смерть, как и рождение, — акт интимный, совершае­мый в одиночестве, даже если вокруг стоят объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минималь­ными шансами не умереть принимается человеком без ог­лядки на «поддержку миллионов».

(50)Именно в принятии такого решения и заключается величие этого улыбчивого и теперь уже вечно молодого рус­ского парня. (51)Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху. (52)И мы теперь небрежно пропускаем информацию об очередном полете в космос, забываем имена других кос­монавтов, рассматривая все это как события рядовые и обы­денные. (53)Наверное, так и должно быть.

(По М. Беляту )

Сочинение

Когда совершается то, во что трудно поверить, всеобще­му ликованию нет предела. Так произошло и с рассказчи­ком в тексте М. Белята. Никто не мог поверить, что полет человека в космос — это возможно, а Юрий Гагарин дока­зал, что человеку подвластны космические дали.

Поэтому одиннадцатилетний ребенок ощутил такую волну чувств, что она его просто захлестнула. Но со временем рассказчик перестал так бурно реагировать на очередной полет в кос­мос: сам он вырос, в космосе побывали более 500 космонав­тов, и чудо космического полета стало привычным делом.

Совет

К сожалению, со временем наши чувства притупляются, но мы не должны забывать о тех, кто преодолевал себя ради нашего будущего. Именно о проблеме исторической памяти говорится в этом тексте, и переживания автора мне очень близки.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «налим» (а. п. чехов)

Меня тоже волнует проблема отношения человека к своему прошлому и прошлому страны.

У Е.И. Носова есть замечательный рассказ «Живое пла­мя». В нем рассказывается о том, как один молодой журна­лист снимал комнату у Ольги Петровны, сын которой был летчиком и погиб во время Великой Отечественной войны. Прошло время, и тетя Оля, как называет ее рассказчик, свыклась с тяжкой потерей.

Но рассказчику хотелось, чтобы эта память не угасала, и он тайком посеял маки — символ короткой, но отважной жизни. «И у людей так бывает…», — говорит героиня, глядя на цветы, потому что маки вспыхнули в ее душе зажженными факелами воспоминаний.

С тех пор на клумбе у тети Оли всегда цвели маки — сим­вол вечной памяти о сыне.

Во многих городах и селах России горит Вечный огонь — символ неугасающей памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны. В этом огне каждый из нас должен видеть «…

вспыхнувший танк, горящие русские хаты, горя­щий Смоленск и горящий Рейхстаг, горящее сердце солда­та!» — как говорится в песне Владимира Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов…» Но, увы, часто моло­дые люди оскверняют памятники погибшим, непристойно ведут себя у Вечного огня.

Это происходит потому, что мы забываем о том, что каждому из лежащих в братских моги­лах и под каменными плитами мы обязаны жизнью.

Но надо помнить, надо ворошить прошлое, потому что без прошлого нет будущего, как говорит народная мудрость.

Обратите внимание

Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, исходит из прошлого. Мы творение прошлого, от нас зави­сит и то, что мы передадим в будущее. Не понимать этого и не ощущать прошлое — значит не осознавать настоящее и не иметь будущего.

Источник: https://myessay.ru/2016-06-21-05-18-37/11807-2016-06-25-16-55-51.html

Аргументы: проблема исторической памяти. Аргументы из произведений

Образование 30 августа 2016

Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является определенным жизненным опытом, осознанием пережитых событий.

Что такое историческая память

Она предполагает сохранение исторического и общественного опыта. Именно от того, насколько бережно в семье, городе, стране относятся к традициям, напрямую зависит историческая память. Сочинение по данной проблеме часто встречается в тестовых заданиях по литературе в 11 классе. Уделим и мы этому вопросу немного внимания.

Последовательность формирования исторической памяти

У исторической памяти есть несколько этапов формирования. Спустя некоторое время люди забывают о случившихся событиях. Жизнь постоянно преподносит новые эпизоды, наполненные эмоциями и необычными впечатлениями.

К тому же часто в статьях и художественной литературе события давно минувших лет искажаются, авторы не только меняют их смысл, но и вносят изменения в ход сражения, расположение сил. Появляется проблема исторической памяти. Аргументы из жизни каждый автор приводит свои, с учетом личного видения описываемого исторического прошлого.

Благодаря разной трактовке одного события у обывателей появляется возможность делать собственные выводы. Конечно же, чтобы обосновать свою мысль, понадобятся аргументы. Проблема исторической памяти существует в обществе, лишенном свободы слова. Тотальная цензура приводит к искажению реальных событий, представлению их широких слоям населения только в нужном ракурсе.

Истинная память может жить и развиваться лишь в демократическом обществе. Для того чтобы информация переходила к следующим поколениям без видимых искажений, важно уметь сопоставлять события, которые происходят в реальном времени, с фактами из прошлой жизни.

Видео по теме

Условия формирования исторической памяти

Аргументы на тему «Проблема исторической памяти» можно найти во многих произведениях классиков. Для того чтобы общество развивалось, важно анализировать опыт предков, делать «работу над ошибками», использовать то рациональное зерно, которое было у прошлых поколений.

«Черные доски» В. Солоухина

В чем основная проблема исторической памяти? Аргументы из литературы рассмотрим на примере данного произведения. Автор повествует о разграблении в родном селе церкви. Происходит сдача уникальных книг в качестве макулатуры, из бесценных икон делают ящики.

Прямо в церкви в Ставрово организуется столярная мастерская. Еще в одной открывают машинно-тракторную станцию. Приезжают сюда грузовики, гусеничные тракторы, хранят бочки с топливом.

Важно

Автор с горечью говорит о том, что ни коровником, не подъемным краном нельзя заменить Московский Кремль, церковь Покрова на Нерли. Нельзя располагать дом отдыха в монастырском здании, в котором находятся могилы родственников Пушкина, Толстого.

В произведении поднимается проблема сохранения исторической памяти. Аргументы, приводимые автором, бесспорны. Не тем, кто умер, лежит под могильными плитами, нужна память, а живым!

Статья Д. С. Лихачева

В своей статье «Любовь, уважение, знание» академик поднимает тему поругания народной святыни, а именно рассказывает о взрыве памятника Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года. Лихачевым поднимается проблема исторической памяти народа.

Аргументы, приводимые автором, касаются вандализма по отношению к данному произведению искусства. Ведь монумент был благодарностью народа брату-грузину, который мужественно сражался за независимость России.

Кто мог разрушить чугунный памятник? Только тот, кто не имеет представления об истории своей страны, не любит Родину, не гордится Отчизной.

Взгляды на патриотизм

Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти поднята в «Письмах из русского музея», автором которых является В. Солоухин. Он говорит о том, что, рубя собственные корни, стремясь впитывать иноземную, чужую культуру, человек теряет свою индивидуальность.

Этот русский аргумент проблем исторической памяти поддерживают и другие патриоты России. Лихачевым была разработана «Декларация культуры», в которой автор призывает защищать и поддерживать культурные традиции на международном уровне.

Ученый подчеркивает, что без знания гражданами культуры прошлого, настоящего у государства не будет будущего. Именно в «духовной безопасности» нации заключается общенациональное бытие.

Между внешней и внутренней культурой должно быть взаимодействие, только в этом случае общество будет подниматься по ступеням исторического развития.

Проблема исторической памяти в литературе 20 века

В литературе прошлого века центральное место занимал вопрос ответственности за страшные последствия прошлого, в произведениях многих авторов присутствовала проблема исторической памяти. Аргументы из литературы служат тому прямым доказательством. К примеру, А. Т. Твардовский призывал в своей поэме «По праву памяти» переосмыслить печальный опыт тоталитаризма.

Не обошла стороной эту проблему и Анна Ахматова в знаменитом «Реквиеме». Она раскрывает всю несправедливость, беззаконие, которые царили в то время в обществе, приводит весомые аргументы. Проблема исторической памяти прослеживается и в творчестве А. И. Солженицына.

Его рассказ «Один день Ивана Денисовича» содержит приговор государственной системе того времени, в которой приоритетами стали ложь и несправедливость.

Бережное отношение к культурному наследию

Центром всеобщего внимания является вопросы, связанные с сохранением памятников старины. В суровый постреволюционный период, характеризующийся сменой политического строя, происходило повсеместное уничтожение прежних ценностей.

Русские интеллигенты пытались любыми способами сохранить культурные реликвии страны. Д. С. Лихачев выступал против застройки Невского проспекта типовыми многоэтажными домами.

Совет

Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти была затронута и российскими кинематографистами. На средства, собранные ими, удалось отреставрировать усадьбы Абрамцево и Кусково.

В чем заключается проблема исторической памяти войны? Аргументы из литературы свидетельствуют о том, что актуален этот вопрос был во все времена. А.С. Пушкин говорил, что «неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

Тема войны в исторической памяти

Что такое историческая память? Сочинение по данной тематике можно написать на основе произведения Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Его герой манкурт является человеком, которого насильно лишили памяти.

Он стал рабом, у которого нет прошлого. Ни имени, ни родителей манкурт не помнит, то есть ему сложно осознавать себя человеком. Писатель предупреждает о том, что подобное существо опасно для социального общества.

Перед Днем Победы среди молодых людей был проведен социологический опрос. Вопросы касались даты начала и окончания Великой Отечественной войны, важных сражений, военачальников. Полученные ответы оказались удручающими. Многие ребята не имеют представления ни о дате начала войны, ни о противнике СССР, никогда не слышали о Г. К. Жукове, Сталинградской битве.

Опрос показал, насколько актуальна проблема исторической памяти войны. Аргументы, приводимые «реформаторами» программы курса истории в школе, которые уменьшили количество часов, отводимых на изучение Великой Отечественной войны, связаны с перегрузкой учащихся.

Подобный подход привел к тому, что современное поколение забывает прошлое, следовательно, важные даты истории страны не будут переданы следующему поколению. Если не уважать свою историю, не почитать собственных предков, утрачивается историческая память. Сочинение для успешной сдачи ЕГЭ можно аргументировать словами русского классика А. П. Чехова.

Он отмечал, что для свободы человеку нужен весь земной шар. Но без цели его существование будет абсолютно бессмысленным. Рассматривая аргументы к проблеме исторической памяти (ЕГЭ), важно отмечать, что существуют ложные цели, которые не созидают, а разрушают. Например, герой рассказа «Крыжовник» мечтал купить собственную усадьбу, посадить там крыжовник.

Поставленная цель его полностью поглотила. Но, достигнув ее, он потерял человеческий облик. Автор отмечает, что его герой «располнел, обрюзг… — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Обратите внимание

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показана судьба человека, служившего ложным ценностям. Герой поклонялся богатству как богу. После смерти американского миллионера оказалось, что настоящее счастье прошло мимо него.

Поиск смысла жизни, осознание связи с предками удалось показать И. А. Гончарову в образе Обломова. Он мечтал сделать свою жизнь другой, но его желания не были воплощены в реальность, не хватило сил.

При написании на ЕГЭ эссе по теме «Проблема исторической памяти войны» аргументы можно привести из произведения Некрасова «В окопах Сталинграда». Автор показывает настоящую жизнь «штрафников», которые готовы ценой своей жизни отстоять независимость Отчизны.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы получить хороший балл за сочинение, выпускник должен аргументировать свою позицию, используя литературные произведения. В пьесе М. Горького «На дне» автор продемонстрировал проблему «бывших» людей, утративших силы для борьбы ради своих интересов.

Они осознают, что жить так, как они, нельзя, и необходимо что-то менять, только делать что-либо для этого они не планируют. Начинается действие этого произведения в ночлежке, там же и завершается.

Ни о какой памяти, гордости за своих предков речи даже не идет, герои пьесы об этом даже не задумываются.

Одни пытаются, лежа на диване, рассуждать о патриотизме, другие, не жалея сил и времени, приносят своей стране реальную пользу. Нельзя оставить без внимания, рассуждая об исторической памяти, удивительный рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем говорится о трагической судьбе простого солдата, потерявшего во время войны своих родных.

Встретив мальчика-сироту, он называет себя его отцом. О чем свидетельствует данный поступок? Обычный человек, который прошел через боль утрат, пытается противостоять судьбе. В нем не угасла любовь, и он хочет подарить ее маленькому мальчику. Именно желание творить добро дает солдату силы жить, несмотря ни на что.

Герой рассказа Чехова «Человек в футляре» рассказывает о «довольных собой людях». Имея мелкособственнические интересы, пытаясь отстраниться от чужих бед, они абсолютно равнодушны к проблемам других людей. Автор отмечает духовное оскудение героев, которые возомнили себя «хозяевами жизни», а в реальности являются обычными мещанами.

Важно

Они не имеют настоящих друзей, их интересует только собственное благополучие. Взаимовыручка, ответственность за другого человека ярко выражена в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Все подопечные капитана Васкова не просто вместе сражаются за свободу Родины, они живут по человеческим законам. У Симонова в романе «Живые и мертвые» Синцов на себе выносит товарища с поля боя.

Все аргументы, приведенные из различных литературных произведений, помогают понять суть исторической памяти, важность возможности ее сохранения, передачи другим поколениям.

Заключение

При поздравлении с каким-либо праздником звучат пожелания мирного неба над головой. О чем этого свидетельствует? О том, что историческая память о тяжелых испытаниях войны передается из поколения в поколение. Война! Всего пять букв в этом слове, но сразу возникает ассоциация со страданиями, слезами, морем крови, смертью родных и близких.

Войны на планете, к сожалению, проходили всегда. Стоны женщин, плач детей, отголоски войны должны быть знакомы подрастающему поколению по художественным фильмам, литературным произведениям. Нельзя забывать о тех страшных испытаниях, что выпали на долю русского народа. В начале 19 века Россия участвовала в Отечественной войне 1812 года.

Чтобы жива была о тех событиях историческая память, русские писатели в своих произведениях постарались передать особенности той эпохи. Толстой в романе «Война и мир» показал патриотизм народа, его готовность отдать жизнь за Отчизну.

Читая поэмы, рассказы, романы о Партизанской войне, Бородинском сражении, молодые россияне получают возможность «побывать на полях сражений», почувствовать ту атмосферу, что царила в тот исторический период. В «Севастопольских рассказах» Толстой рассказывает о героизме Севастополя, проявленном в 1855 году.

События описаны автором настолько достоверно, что складывается впечатление, что он сам был очевидцем той битвы. Мужество духа, уникальная сила воли, удивительный патриотизм жителей города достойны памяти. Толстой ассоциирует войну с насилием, болью, грязью, страданиями, смертью.

Описывая героическую оборону Севастополя в 1854-1855 годов, он подчеркивает силу духа русского народа. Б. Васильев, К. Симонов, М. Шолохов, другие советские писатели многие свои произведения посвятили именно сражениям Великой Отечественной войны.

В этот сложный для страны период женщины трудились и сражались наравне с мужчинами, даже дети делали все, что было в их силах. Ценой жизни они пытались приблизить Победу, сохранить независимость страны. Историческая память помогает сохранять в мельчайших деталях информацию о героическом подвиге всех бойцов и мирных жителей. Если будет утрачена связь с прошлым, страна потеряет свою независимость. Этого допускать нельзя!

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/180856/

Ссылка на основную публикацию