Образ Платона Каратаева в романе “Война и мир”
С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”.
Помогает герою вылезти, из этого кризиса “Платоша”. Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном.
И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ — Платон Каратаев?<\p>
Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”.
Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все… чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”. Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы вечно собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”.
В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…” Речь Платоши — певучая, пронизанная народными пословицами, присказками.
Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться — Бог смерти не даст” и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление.
Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская мысль жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает существовать по-новому.
<\p>
Главная мысль романа “Война и мир” — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого “это личность патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей.
Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, потому что они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.<\p>
Рекомендуем почитать ►
Основное произведение Фолкнера – трилогия о Сноупсах
Суть натуры Каратаева — это любовь. Но также особенная — это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.<\p>
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в пред- ставлении древних, — символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, надобно и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют приятель друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может осуществлять свои личные задачи, существовать подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.<\p>
Источник: https://www.getsoch.net/obraz-platona-karataeva-v-romane-quot-vojna-i-mir-quot/
Образ платона каратаева в романе «Война и мир»
Сочинения по литературе: Образ платона каратаева в романе «Война и мир»<\p>
С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни.
Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”. Помогает герою выйти, из этого кризиса “Платоша”.
Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном.
И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ — Платон Каратаев?
Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все… чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”.
Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…
” Речь Платоши — певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться — Бог смерти не даст” и т. д.
Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье.
Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа “Война и мир” — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого 'это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей.
Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”.
“Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева — это любовь. Но также особенная — это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, — символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство.
Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром.
Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.
Источник: https://ruslit.biz/obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir/
Готовые школьные сочинения
Сен
02 2015
Значение образа Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы.
На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С.
Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми… Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества”.
Л. Н. Толстой говорил, что в “Войне и мире” он любил “мысль народную”. Эти слова отнюдь не случайны. Они выражают центральную идею не только романа, но и времени — шестидесятых годов XIX века. Русские писатели стремились разгадать тайну национального характера, понять русскую душу.
Л. Н. Толстой — один из первопроходцев на этом пути. Воплощением авторского представления о человеке из народа, олицетворением “духа простоты и правды” стал Платон Каратаев. Среди большого числа героев романа “Война и мир” скромный солдат Апшеронского полка, о котором рассказывается в нескольких главах четвертого тома книги, выглядит эпизодическим персонажем.
Появление Платона Каратаева традиционно связывается с одним Данный текст предназначен только для частного использования 2005 из этапов духовных исканий Пьера.
Встреча с крестьянином в солдатской шинели означала для Безухова приобщение к народной мудрости, сближение с простыми людьми, обретение “спокойствия и довольства собой, к которым он тщетно стремился прежде”, душевной свободы и умиротворения.
Однако Платон Каратаев не только сыграл важную роль в судьбе любимого героя Толстого, но и помог самому автору ответить на вопрос о природе русского характера.
В образе человека из народа писатель показал носителя “роевого сознания”. Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полком согласии со всем миром.
Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, “частицей целого”: “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”.
Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшерлу разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно.
Ему чуждо стремление изменить окружающую действительность, переделать ее в соответствии с какими-то абстрактными идеалами.
Такова, по мнению Толстого, идея свободы, рожденная “роевым сознанием”. Смысл бытия для Платона Каратаева — радостное ощущение слияния с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь.
Каратаев не имел “привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер”, но “любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь”. Это глубокое христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной души.
Оно помогало герою, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстней и всепоглощающей любви к земному миру. Каратаев безропотно принимает все, что ниспослано свыше.
Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать “за свои да за людские грехи”. Смысл этой притчи в том, что “на все Господня воля”.
Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, куда ведет раба своего.
Каратаев не смеет ничего требовать от жизни. Толстовский “Божий человек” кроток и счастлив тем малым, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения “восторженной радости”.
С момента появления героя любое его описание сопровождается эпитетом “круглый”.
Пьер почувствовал “что-то приятное, успокоительное и круглое в… спорых движениях маленького человека”, случайно замеченного им в “противоположном углу балагана”.
Рассмотрев незнакомца повнимательнее, Безухов отмечает, что “первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые”. В памяти Пьера Каратаев навсегда остался “олицетворением русского, доброго, круглого”. Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии5 вечности. Определяющая черта в портрете Платона невольно связывается с образом жизни-шара из сна Пьера.
Толстой, используя различные художественные средства, стремился объяснить читателям заинтересовавшее его представление о целостности и неделимости земного существования. Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей.
Пословицы и поговорки не сходят с уст Платона.
На любой случай у Каратаева готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: “Час терпеть, а век жить”; “Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки”; “Положи, боже, камушком, подними калачиком”.
По словам писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, “были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати”.
Глазная особенность речи Платона — “непосредственность и спорость”, в его рассказах “события самые простые… получали характер торжественного благообразия”. Каратаев мыслит и оценивает происходящее, спираясь на народные традиции. Он уверен в неизменности мира и человека.
По-своему прекрасные каратаевские идеи противоположны идее движения, развития, напряженного поиска истины, которой жил Безухое.
Платон явился Пьеру в страшный момент и вернул герою веру “ив благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога. Эта встреча исцелила молодого графа Безухова, но путь Платона ему чужд.
Перед самой смертью “Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми глазами…
видимо, подзывал к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда и поспешно отошел”.
В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании мира.
Раздумья Толстого о тайне русской души приводят писателя к признанию существования “в одном этносе двух типов сознания”: Платон Каратаев — воплощение “коллективного разума”, “общинной правды”, Пьер — воплощение вечного поиска истины, неудовлетворенности собой и жизнью в целом. Обращение Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии русской литературы и философии. Открытия писателя легли в основу религиозных исканий XX века.
Нравственный кризис, переживаемый человечеством, заставляет вновь и вновь обращаться к вечным ценностям, провозглашенным Толстым.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Значение образа Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/znachenie-obraza-platona-karataeva-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Образ Платона Каратаева в романе “Война и Мир”
Рассмотрим образ Платона Каратаева из произведения “Война и мир”. Этот роман можно назвать широким историческим полотном. Главным героем его является народ. Довольно сложна композиция романа. В нем присутствует множество различных сюжетных линий, которые часто сплетаются, пересекаются. Фото автора произведения, Толстого Льва Николаевича, представлено ниже.
Образ русского народа в произведении Л. Толстого
Толстой прослеживает судьбы семейств и отдельных героев. Персонажей произведения связывают любовные, дружеские, родственные отношения. Их разделяет нередко вражда, взаимная неприязнь.
Лев Николаевич создал исторически правдивый образ народа – героя войны.
В сценах с участием солдат, в действиях простых людей, в репликах некоторых персонажей видно, прежде всего, проявление “теплоты патриотизма”, воодушевляющей всех бойцов: солдат, генералов, лучших офицеров, партизан.
Кто такой Платон Каратаев
Платон Каратаев показан в произведении русским солдатом. Его встретил в балагане для пленных Пьер Безухов и прожил рядом с ним 4 недели. По словам писателя, Каратаев в душе Пьера навсегда остался самым дорогим и сильным воспоминанием, олицетворением всего доброго, русского.
В романе образ Платона Каратаева является одним из ключевых, отразивших философию жизни народа. Это крестьянин, оторванный войной от привычного уклада жизни и помещенный в новые, непривычные для него условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко.
Таков образ Платона Каратаева, кратко описанный. Рассмотрим его подробнее. Образ Платона Каратаева в романе во многом раскрывается благодаря знакомству этого персонажа с Пьером Безуховым и влиянию, которое он оказал на этого героя. В чем же оно состояло? Давайте разберемся.
Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова
После того, как Пьер становится свидетелем ужасного события – расстрела пленных, он теряет веру в человека, в то, что его поступки разумны. Безухов находится после этого в подавленном состоянии. Его возвращает к жизни именно встреча с Платоном в бараке.
Толстой, описывая ее, отмечает, что Каратаев, маленького роста человек, сидел, согнувшись, рядом с Пьером. Безухов его присутствие сначала заметил по крепкому запаху пота, отделявшемуся от него при любом его движении. Мужик и граф оказались в одинаковых условиях: они пленные.
В подобной ситуации необходимо, прежде всего, остаться человеком, выжить и выстоять. Пьер учился такому выживанию у Каратаева. Смысл образа Платона Каратаева заключается, кроме прочего, во внутреннем перерождении Пьера Безухова.
Этот герой, как известно, переживает глубокую внутреннюю трансформацию, как и некоторые другие персонажи произведения.
Платон Каратаев – собирательный образ
Платона Каратаева можно назвать собирательным образом, как и Тихона Щербатого. Представляясь Безухову, он не случайно себя называет во множественном числе. Он говорит: “Солдаты Апшеронского полка”. Однако Платон – полная противоположность Щербатому. Если последний к врагу беспощаден, то Каратаев всех людей любит, не исключая и французов.
Если Тихона можно назвать грубоватым, а юмор его нередко сочетается с жестокостью, то Платон хочет во всем видеть “торжественное благообразие”. Не отдельной личностью ощущает себя Каратаев, а частью народа, частью целого: крестьянства, простых солдат.
Мудрость этого персонажа состоит в емких и метких поговорках и пословицах, за которыми скрыты эпизоды из его жизни. Образ Платона Каратаева, краткое описание которого мы составляем, отмечен одной немаловажной деталью. Платон пострадал из-за несправедливого в его отношении суда, и ему пришлось служить в армии.
Но Каратаев воспринимает как должное любые повороты своей судьбы. Ради благополучия собственной семьи он готов принести в жертву себя.
Любовь и доброта Платона Каратаева
Любовь ко всем – важная черта, характеризующая образ Платона Каратаева в романе “Война и мир”. Этот герой любит всех, каждое живое существо, человека, весь мир. Он не случайно ласков с бездомной собакой. Согласно философии этого персонажа, необходимо жалеть не только людей, но и животных.
Каратаев действует по христианской заповеди, которая гласит: “возлюби ближнего своего”. Платон жил со всеми любовно, с товарищами, французами, Пьером. Окружающих согревало такое отношение. Каратаев “лечил” словом, утешал людей. Он доброжелательно, сочувственно к ним относился, в голосе этого героя ощущалась простота, ласка.
Первые слова, которые он сказал Пьеру, были словами поддержки: “Час терпеть, а век жить!”
Философия Платона Каратаева
Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, завоеванную безграничной верой в то, что на все происходящее на Земле – воля Бога, что рано или поздно справедливость и добро победят, поэтому не нужно оказывать сопротивление злу насилием. Необходимо принимать все, что происходит.
Каратаев, таким образом, проповедовал философию покорности судьбе, терпения, слагавшуюся веками. Его готовность пострадать за людей – отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению.
Поэтому Каратаев не испытывал никогда обиды и зла на других.
Отголоски христианской религии в поведении Платона
Платон не разделяет пессимистического взгляда Безухова, который был измучен физическими страданиями. Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное царство Божие. Пьер начинает после знакомства с этим персонажем по-иному относиться к жизни, к произошедшим в ней событиям. Для него Каратаев – пример для подражания.
Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости миропорядка, основу которого составляет взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от страшного вопроса, мучившего Пьера: “Зачем?” Безухов ощутил после общения с ним радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, так как лишь они мешали ему почувствовать, что в самой жизни и состоит ее смысл. Он находится везде и во всем. Бог есть рядом с людьми, и он любит каждого. Без его воли с головы человека не упадет ни один волос. Именно в плену, из-за встречи с Каратаевым и пережитых лишений и испытаний, Пьер обретает вновь веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева – христианская. Любому человеку, в каких бы трудных условиях он не очутился, религия помогает жить.
Значение людей, подобных Каратаеву, для победы над французами
Дополняя образ Платона Каратаева, отметим, что, возможно, Платон слаб как солдат. Ведь настоящий боец должен, подобно Тихону Щербатому, ненавидеть своего врага. Но Платон, безусловно, патриот. Он очень мужественный и сильный как личность.
Поистине велико значение образа Платона Каратаева в произведении, как и в действительности того времени таких как он.
Если бы в русской армии не было подобных людей, готовых не только бить врага, но и относиться философски к различным трудностям в жизни, находить в себе силы преодолевать их, возможно, Кутузов не смог бы победить Наполеона.
Таков образ Платона Каратаева в романе “Война и мир”, одного из самых ярких героев произведения. Лев Николаевич писал свой роман с 1863 по 1869 год.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir/
Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса
- Полная картина жизни в романе
- Мягкий облик Платона
- Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика
- Дорогой автору образ Платона
Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло.
Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства.
Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством.
Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.
Мягкий облик Платона
Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев.
Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство.
Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро.
Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни.
Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом». Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога.
Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».
Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика
Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.
С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов.
Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу.
Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому.
Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».
Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками.
Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос.
Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.
Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.
Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.
Дорогой автору образ Платона
Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья.
Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой.
Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло.
Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.
Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.
Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» – соинение о значении и описанием авторской характеристики | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html
Роль образа Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории.
Перед читателями романа, по словам И.С. Тургенева, «проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми… Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества». И это не просто слова.
В них выражена центральная идея не только романа «Война и мир», но и времени — 60-Х годов XIX века. Русские писатели всегда стремились разгадать тайну национального характера, понять душу русского человека. Л .Н. Толстой стал од-11 и м из первопроходцев на этом пути.
Воплощением авторского представления о человеке из народа, олицетворением «духа простоты и правды» стал Платон Каратаев.
Платон Каратаев — русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго». Каратаев носил французскую шинель, подпоясанную веревкой, фуражку и на ногах лапти.
- «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости ». «Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер», Каратаев не имел, «но он любил, — отмечает Толстой, — и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком… он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера… но Пьер чувствовал, что Каратаев… ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним…»
Остальные пленные считали Каратаева «самым обыкновенным солдатом, но для Пьера он навсегда остался «непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды».
В образе этого «человека из народа» писатель показал носителя «роевого сознания». Платон принадлежит к миру крестьянской общины.
Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полном согласии со всем миром.
Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, «частицей целого»: «…Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь».
Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающий мир, переделать его в соответствии с какими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению автора, идея свободы, рожденная «роевым сознанием».
Смысл бытия Платона Каратаева — радостное слияние с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь. Это глубоко христианское чувство составляло суть души Каратаева, суть народной жизни.
Оно помогало Платону, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру. Герой Толстого безропотно принимает все, что ниспослано ему свыше.
Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать «за свои й людские грехи». Смысл этой притчи в том, что « на все Господня воля ». Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, к уда ведет раба своего.
Платон Каратаев не смеет ничего себе требовать от жизни. Он кроток и счастлив тем, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения «восторженной радости».
В дальнейшем Пьер испытывает благоприятное воздействие слов и поступков Каратаева. Первые его слова, обращенные к Пьеру, были словами сочувствия, доброжелательства, утешения: «Амного вы нужды увидали, барин? А? » «…
И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, — пишет Толстой, — что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». «…Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» — продолжал Каратаев».
Встреча с Каратаевым, разговор с ним, его рассказ о себе, его молитва на ночь привели Пьера к ощущению того, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».
Пьер отказался от перевода из солдатского балагана в офицерский, так как только здесь получил «успокоение и согласие с самим собою».
С момента появления героя любое описание его сопровождается эпитетом « круглый ». Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии, вечности.
Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей. Пословицы и поговорки не сходят с уст Каратаева.
На любой случай у него готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: «Час терпеть, а век жить»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки» и т. п.
По словам писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, «были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати».
Каратаев стал для Пьера критерием в оценке других лиц. Вспоминая князя Андрея, «он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и по тому, что оба жили и оба умерли». Рассказывая своим близким о пережитом, говорил о Каратаеве:
- «…Вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».
В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Платоном Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании им окружающего мира. Обращения Л.Н. Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии не только русской, но и мировой литературы и философии. Его открытия легли в основу религиозных исканий XX века.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Роль образа Платона Каратаева в романе «Война и мир». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/rol-obraza-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir/
Значение образа платона каратаева в романе-эпопее л. н. толстого «война и мир»
10 класс
Сочинения по русской литературе
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории.
Перед читателями романа, по словам И.С. Тургенева, «проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми… Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества». Л.Н. Толстой говорил, что в «Войне и мире» он прежде всего любил «мысль народную» . И это не просто слова.
В них выражена центральная идея не только романа «Война и мир», но й времени — 60-х годов XIX века. Русские писатели всегда стремились разгадать тайну национального характера, понять душу русского человека. Л.Н. Толстой стал одним из первопроходцев на этом пути.
Воплощением авторского представления о человеке из народа, олицетворением «духа простоты и правды» стал Платон Каратаев.
Платон Каратаев — русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели с ним рядом. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».
Каратаев носил французскую шинель, подпоясанную веревкой, фуражку и на ногах лапти. «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые».
Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости».
«Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер», Каратаев не имел, «но он любил, — отмечает Толстой, — и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком… он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера… но Пьер чувствовал, что Каратаев… ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним…
» Остальные пленные считали Каратаева «самым обыкновенным солдатом, но для Пьера он навсегда остался «непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды».
В образе этого «человека из народа» писатель показал носителя «роевого сознания». Платон принадлежит к миру крестьянской общины.
Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полном согласии со всем миром.
Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, «частицей целого»: «…Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь».
Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, нее создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающий мир, переделать его в соответствии с какими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению автора, идея свободы, рожденная «роевым сознанием».
Смысл бытия Платона Каратаева — радостное слияние с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь. Это глубоко христианское чувство составляло суть души Каратаева, суть народной жизни.
Оно помогало Платону, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру. Герой Толстого безропотно принимает все, что ниспослано ему свыше.
Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать «за свои и людские грехи». Смысл этой притчи в том, что «на все Господня воля». Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, куда ведет раба своего.
Платон Каратаев не смеет ничего себе требовать от жизни. Он кроток и счастлив тем, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения «восторженной радости».
В дальнейшем Пьер испытывает благоприятное воздействие слов и поступков Каратаева. Первые его слова, обращенные к Пьеру, были словами сочувствия, доброжелательства, утешения: «А много вы нужды увидали, барин? А?» «…
И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, — пишет Толстой, — что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». «…
Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» — продолжал Каратаев».
Встреча с Каратаевым, разговор с ним, его рассказ о себе, его молитва на ночь привели Пьера к ощущению того, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер отказался от перевода из солдатского балагана в офицерский, так как только здесь получил «успокоение и согласие с самим собою».
С момента появления героя любое описание его сопровождается эпитетом «круглый». Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии, вечности.
Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей. Пословицы и поговорки не сходят с уст Каратаева.
На любой случай у него готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: «Час терпеть, а век жить»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки» и т. п.
По словам писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, «были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати».
По-своему прекрасные каратаевские идеи противоположны идее движения, развития, напряженного поиска истины, которой жил Безухов. Платон появился в жизни Пьера в трудный момент и вернул герою веру «ив благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».
Своим душевным выздоровлением Пьер во многом обязан Каратаеву, в общении с которым «в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне Вселенной. Он испытывал чувство любви человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя».
Перед самой смертью «Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми глазами… видимо, подзывал к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел».
Каратаев стал для Пьера критерием в оценке других лиц. Вспоминая князя Андрея, «он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и по тому, что оба жили и оба умерли».
Рассказывая своим близким о пережитом, Пьер говорил о Каратаеве: «…Вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».
В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера Безухова с Платоном Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании им окружающего мира. Размышления писателя о тайне русской души привели его к признанию существования «в одном этносе двух типов сознания»: Платон Каратаев — воплощение «коллективного разума», «общинной правды», а Пьер Безухов — воплощение вечного поиска истины, неудовлетворенности собой и окружающей действительностью в целом.
Обращения Л.Н. Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии не только русской, но и мировой литературы и философии. Его открытия легли в основу религиозных исканий XX века.
Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/473.html
Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Осмысливая исторические преобразования российской действительности, Толстой осуждал революционные методы переустройства общества, которые ставили своей целью искоренение «рабьей» психологии русского народа.
Революционные демократы стремились к пробуждению гражданской активности крестьянства, призывая его на борьбу против угнетения и эксплуатации. В понимании же Толстого, русский патриархальный мужик воплощал в себе высший нравственный идеал, являлся вполне законченным цельным образом, живущим в полном соответствии с законами природы.
Исходя из этого, Толстой считал, что интеллигенция не может повлиять на развитие простого человека, а должна сама взять на вооружение основы его «нравственной жизни», опроститься.
Опираясь на эти мысли, писатель создал в своем романе образ Платона Каратаева, в котором идеализировал отсталость, забитость, бесплодную мечтательность, незлобивость и всепрощение. По словам М. Горького, в Каратаеве воплощены представления Толстого о мужике «как человеке кротком, осужденным на муки и терпение ради бога».
Жизнь Каратаева сама по себе не имела определенного смысла, так как являла собой ничтожную частицу стихийной «роевой» жизни, в которой человек бессилен что-либо изменить. Человек — творение божье, поэтому все в жизни надо принимать как должное: горе, нищету, лишение свободы.
Рабская покорность судьбе, ее слепым законам, непротивление воле божьей — вот что является основным и определяющим в жизни Платона. Он не приемлет разумного подхода к решению жизненно важных вопросов, «не нашим умом, а божьим судом» решается все на этой земле, полагает Каратаев. Он равнодушен к проявлениям добра или зла, отрешившись от всех проблем, волнующих живого человека.
В образе этого героя Толстой реализовал свой давний замысел человека, который «не сам живет, а бог водит».
Примечателен внешний облик героя: «круглые спорые движения», в которых было «что-то приятное успокоительное». Автор постоянно обращает внимание читателя на «круглое» начало Каратаева: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают портрет «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка».
Каратаев находится уже в довольно зрелом возрасте, но в разговорах и поведении этого бывалого солдата Апшеронского полка нельзя увидеть никаких напоминании о былых походах, совершавшихся под предводительством Суворова.
Длительное пребывание в армии не нашло ни внешнего, ни внутреннего отражения. Попав в плен, он быстро вернулся к прежнему, крестьянскому, народному складу». Каратаев и перед читателем впервые предстает будучи военнопленным.
Да и трудно представить его бравым солдатом с оружием в руках.
Он всегда ровно спокоен, и оживляется лишь когда рассказывает свою любимую историю о купце который «безвинно напрасно страдал» и в конце своей жизни сумел простить виновника своего многолетнего пребывания на каторге, чем в свою очередь, пробудил в преступнике раскаяние. Христианское прощение своих обидчиков – вот к чему призывает Платон Каратаев.
Образ этого героя показан автором через восприятие его Пьером Безуховым, который в этот период своей жизни особенно желал обрести гармонию и цельность своего существования. Ив Каратаеве он увидел именно то, что искал. Не случайно Толстой отмечает, что Платон показался Пьеру воплощением духа простоты и правды.
Но, несмотря на данное влияние, Каратаев не играл решающей роли в судьбе Безухова. Он лишь послужил опорой для графа в трудный период его жизни, дал импульс к дальнейшему самосовершенствованию.
Получив определенное представление о «мужике» и его извечных «добродетелях», Пьер не стал мужиком, не отказался от дворянской культуры, хотя и «много попростел».
Образ Платона Каратаева довольно символичен, ведь шар традиционно считается символом совершенства форм, их завершенности. И Каратаев «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Единственное удовлетворение жизнью Платон Каратаев находит в радостном ощущении объединения с миром. Он не имел «привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер», но «любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь». Это глубокое христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной души.
Источник: https://5litra.ru/soch/166-obraz-platona-karataeva-i-ego-hudozhestvennaya-rol-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html
Место и образ Платона Каратаева в романе “Война и мир”
Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир
Готовые Домашние Задания
“Э, соколик, не тужи.”—Л. Толстой
В романе Льва Николаевича Толстого большое внимание уделено образам крестьян. Это и Тихон Щербатый из отряда Денисова, и крепостные Болконских и Ростовых, жители деревень близ Бородина. Но особое место в романе занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену.
Очень общительный, маленький, с певучей речью, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь переносить тяготы плена. Из речей Платона становится понятно, что он любит жизнь во всех ее проявлениях, умеет приспособиться даже к суровым условиям плена. Ко всем он обращается ласково: “Э, соколик”.
При первой встрече с Пьером Каратаев утешает его: “Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить”.
Платон Каратаев не просто смирился с участью военнопленного, он приспособился к жизни в новых суровых условиях. Не стараясь противостоять злу, Каратаев не выказывает никакого протеста.
Он спокойно приемлет все, что посылает ему судьба. “От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь — надулась, а вытащишь — ничего нету.
Так-то”,— говорит он Пьеру, убеждая его, что будущее не дано знать никому.
Каратаев — народный умелец. Он все мог делать “не очень хорошо, но и не дурно”. Вспоминать службу в армии Платон не любил, зато с удовольствием рассказывал о своей деревенской жизни. За порубку чужого леса его избили, осудили и отдали в солдаты.
“Думали горе, ан радость!” Платон объяснил, что вместо брата Михаила, у которого пятеро детей, взяли его, Платона. В этом он видит удачу, так как сам не обременен семьей. Пассивность Платона Каратаева не означает его безразличия к добру и злу.
Ему тяжело видеть, как жестоко французы расправляются с оставшимися жителями Москвы, разоряют город. “Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть”.
Отсутствие открытого протеста у Платона Каратаева объясняется тем, что он свято верит в торжество добра и справедливости. Его настроения и взгляды отражают психологию патриархального крестьянства, не умеющего постоять за себя, мирившегося с вековой зависимостью от бар и помещиков.
Близок Платону Каратаеву по своей жизненной позиции Савельич, крепостной слуга в доме Пьера Безухова. На вопрос Пьера, хочет ли Савельич воли, тот отвечает, что век при господах жил и дети проживут, “за такими господами жить можно”.
Крепостное право, довлея над крестьянами, убивало в них активность, веру в собственные силы. Вековой гнет порождал духовное рабство. Толстой здесь выступает как непримиримый противник рабства, крепостного строя.
Личность Каратаева, его образ мыслей остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, так как в тяжелых условиях плена между ними возникло подлинное людское братство. Знакомство с Каратаевым не помешало, а усилило стремление Пьера найти пути борьбы со злом.
На изображении и оценке Каратаева сказалось отношение писателя к крепостному крестьянству. Противопоставляя безнравственных и паразитирующих на крестьянской жизни дворян, Толстой не видел слабых сторон патриархального крестьянства, порожденных крепостным гнетом.
Мне же больше нравится Тихон Щербатый, умеющий воевать с врагами России. Будущее за такими, как он.
Сочинения по теме:
- Изображение многообразной русской жизни начала XIX века (по роману-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”) сочинение
- Война 1812 года, представленная Толстым в романе “Война и мир” сочинение
- Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») сочинение
- Наташа Ростова – канон русской красоты (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») сочинение
Источник: https://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/mesto-i-obraz-platona-karataeva-v-romane-voyna-i-mir