Образ учителя харлампия диогеновича в повести «тринадцатый подвиг геракла» (ф. искандер)

Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг геракла»

Фазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.

Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.

Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».

Обратите внимание

Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.

Юмор в произведении
Эпизоды, связанные со смехом, оказываются важными для понимания художественного замысла автора. Их достаточно много и большинство из них создаются с помощью образа Харлампия Диогеновича и учеников. Школьный учитель мастерски использует юмор в воспитательных целях.

Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике.

Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку.

Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.

Например, в эпизоде с опозданием ученика он сравнивает его с принцем Уэльским, показывая, что приходить в класс позже учителя это проявление неуважения и собственной распущенности.

Когда же лукавство главного героя раскрыто, то педагог любезно и непринуждённо спрашивает: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?».

Следующая его фраза ещё более анекдотична: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал».

Важно

Ирония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.

Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось.

Характеристика персонажей «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель математики Харлампий Диогенович. Есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. Нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. Он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».

Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.

Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.

Обижаются ли дети на своего учителя за насмешки? Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас.

Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович. Как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.

Ещё один главный герой произведения – это сам рассказчик. Он предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый рассказчик, наученный жизненным опытом и повествующий нам эту историю.

Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умен и даже хитёр.

Совет

Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил.

Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.

Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьезней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».

Главная идея рассказа

Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.

Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения.

Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя.

Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.

Предлагаем прочитать одно из самых известных произведений Фазиля Искандера “Кролики и удавы”, написанного в форме философско-сатирической сказки.

С следующей статье вы сможете прочитать краткое содержание сборинка рассказов Фазиля Искандера “Человек и его окрестности”, где автор делиться своими наблюдениями жизни других людей.

Во-вторых, Ф.Искандер в своём произведении затрагивает важную проблему – трусости и смелости.

Обратите внимание

Мальчик поступил весьма отважно, но какие цели преследовал герой – уйти от ответственности, не показаться смешным и выставить себя настоящим храбрецом, т. к. он не боялся прививок и уколов, будучи давно больным малярией.

Лишь умный и внимательный учитель заметил, что его ученик поступил совсем нехорошо и помог ему осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.

Не лишён рассказ и множества других смысловых интерпретаций. Это роль учителя в становлении личности, влияние детства и школы, тема смеха и самоиронии, лжи и разоблачения. Ф.Искандеру удалось всё это органично объединить в своём небольшом и удивительном произведении, которое продолжило традиции классической русской литературы.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/fazil-iskander/trinadzatiy-podvig-gerakla.html

Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

  Тема этого рассказа — обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. А начинается эта история с появления в школе, далеко не образцовой, учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику.

Отличался он от них тем, что «его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым», как узнаем мы из текста рассказа. Само имя учителя как нельзя более подходило математику.

Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают». Отчество, по всей видимости, автор тоже выбрал неспроста: Диоген – известный древнегреческий философ, так что автор, вероятно, хотел обратить внимание на мудрость Харлампия Диогеновича.

  С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». Это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

  Манера вести уроки у него была своеобразная: Харлампий Диогенович никогда не читал нотаций, не ругался и не кричал. Он старался с юмором подойти к ситуации, ставя мальчишек в смешное положение (привести в пример эпизоды, в которых учитель подшучивает над ребятами).

  Когда кто-то из учеников опаздывал на урок, учитель подбегал к нему, кланялся, как большому человеку, встречал, как драгоценного гостя. Мальчишка тут же стыдился, краснел и чувствовал себя неловко. Он усваивал этот урок надолго, поскольку не хотел больше оказываться в таком нелепом положении.

  Во время контрольной работы преподаватель подсмеивался над Шуриком Авдеенко, который упорно пытался списать у соседа. Он вытягивал шею и пытался рассмотреть тетрадь одноклассника, но Харлампий Диогенович это замечал и называл Шурика лебедем. Конечно же, это вызывает смех одноклассников, но шутки были добрыми и позволяли увидеть себя со стороны.

<\p>

   Не избежал этой участи и сам рассказчик: он не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный.

Важно

Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. из-за страха получить двойку за нерешённую задачу он солгал медсестере, делавшей уколы 5-м классам, что их класс на следующем уроке пойдёт в музей, так что уколы надо ставить сначала им.

Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу (пересказать эпизод «Ответ у доски») , то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость.

Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

  Ребята не обижаются на шутки Харлампия Диогеновича, так как он хочет преподать им урок и высмеять не самих учеников, а их недостатки.

Автор рассказа, став уже взрослым, благодарит своего учителя за то, что тот научил их ответственно относиться к делу и не терять в нужные моменты чувство юмора. С его помощью ребята научились относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором и более ответственно относиться к себе и к жизни.

Билет №8

Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

  Антон Павлович Чехов — один из самых известных русских писателей XIX века. Он не писал больших романов и повестей. Его рассказы, как правило, невелики, и даже можно сказать коротки. Но мастерство Чехова-писателя было в том, что он в небольшом рассказе мог сказать больше, чем иногда можно прочитать в рома­не. Секрет этого в том, что он умело мог использовать художествен­ную деталь.

  Художественная деталь — это выразительная подробность, ко­торая помогает нам лучше представить предмети его отличия от дру­гих. Как правило, в своих рассказах А. П.

Чехов не дает очень под­робных описаний портретов своих героев, событий, которые с ни­ми происходят, окружающей обстановки.

У каждого предмета, яв­ления или героя он выделяет одну или несколько деталей, которые могут привести читателя к более глубокому пониманию событий.

Совет

  Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подерну­тые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хере­сом и флердоранжем».

Но по этим деталям читатель уже многое Может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) Материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обе-Дает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет от него вином и дорогим одеколоном.

Читайте также:  Мой любимый поэт серебряного века – валерий брюсов

Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий уверенный в себе и обеспеченный человек.

  Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был на­вьючен чемоданами…пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни.

Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать, Следующие детали подтверж­дают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий.

Ока­зывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прот шлым.

  Толстого звали Геростратом. Это человек, который из же­лания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере тол­стого.

Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он лю­бил ябедничать.

Таким он и остался и выслуживался перед началь­ством, угождая ему и донося на других.

Обратите внимание

  Когда выясняется, что дол­жность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивле­ние и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по дол­жности он «съежился, сгорбился, сузился».

Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаил лу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождаю­щий смешок «хи-хи-хи».

По нескольким этим словам можно пред­ставить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.

  Таким образом, благодаря художественной детали в рамках ко­роткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведе­нии главных героев. Художественная деталь помогает нам почув­ствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осужда­ет чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все ос­тальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.

Билет №9

Источник: https://studopedia.net/6_58715_faiskander-trinadtsatiy-podvig-gerakla-vliyanie-uchitelya-na-formirovanie-detskogo-haraktera.html

Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец его был служащим. В 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими ли­цами иранского происхождения. Отца Фазиль Искан­дер больше никогда не видел. Повзрослев, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.

Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.

Первая книга стихов Ф. Искандера называется «Горные тропы». Она вышла в 1957 году. Но настоя­щая известность пришла к нему с прозой. Журнал «Пионер» печатает его первые произведения: «Пер­вое дело», «Рассказ о море», «Петух» — рассказы о детстве.

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Ге­ракла» был напечатан в 1964 году.

Автор не случайно именно к детям обращается с во­просами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы че­ловек должен решить для себя еще в детстве.

Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Ис­кандер обладает способностью не только «делать из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сего­дня актуальная проблематика».

Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Рас­сказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интерес­но узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл со­вершил свои подвиги как храбрец.

Важно

А этот молодой че­ловек совершил свои подвиги из трусости», — говорит учитель. Харлампий Диогенович — учитель матема­тики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек». Отчество — Диогенович напоминает о филосо­фе Диогене.

Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упо­минаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в ру­ках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распада­ется круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».

Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, на­пример: «Принц Уэльский».

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вы­тянув шею. Он выглядит смешно и нелепо.

Харлам­пий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь».

Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного дос­тоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, нев­нимательности или, того хуже, нечестности.

Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулига­нить.

Совет

Наш герой тоже поставил себя в смешное положе­ние на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался по­дольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям».

Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собст­венной персоне с достаточным чувством юмора».

Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бо­яться этого». Возможно, обзаведись в свое время рим­ские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду»), не погиб бы Древний Рим.

Источник: http://5litra.ru/soch/334-analiz-rasskaza-fazilya-iskandera-trinadcatyy-podvig-gerakla.html

Конспект урока по литературе на тему: «Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла.» (6 класс ФГОС)

___ 6 КЛАСС (75)

Тема: Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла.

Тип урока: урок изучения нового материала.<\p>

Цель урока: познакомить учеников с жизнью и творчеством Ф.А.

Искандера, показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»; совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся; продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Задачи урока: а) образовательная – раскрыть характеры детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя; показать влияние учителя на формирование детского характера;

б) развивающая – развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, развивать навыки характеристики героев, монологической речи;

в) воспитательная – воспитывать интерес к изучаемому предмету, воспитание чуткости, доброты, гуманного отношения к людям, чувства справедливости, честности, правды, совести; воспитание чувства любви к Родине, патриотизма.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные – <\p>

Регулятивные:оценивают достигнутый результат.

Познавательные: выдвигают и обосновывают гипотезы, способы их проверки.

Коммуникативные:проявляют уважительное отношение к партнерам.

Предметные: влияние учителя на формирование детского характера.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная. <\p>

ХОД УРОКА: <\p>

I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1.Слово учителя о писателе.

Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим.

Ещё с дореволюционных времён у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца.

Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.

Обратите внимание

Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.

Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.

В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.

Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».

Проза Искандера началась с рассказов о детстве.

В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.

2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Ф.А. Искандер». С. 139.

После прочтения статьи учащиеся совместно с учителем составляют в тетрадях план статьи.

Вопросы

Пункты плана

Какое образование получил Ф. Искандер?

Детство и годы учёбы писателя

Как началась его писательская деятельность?

Первые книги Ф. Искандера

Какова главная тема книг Ф. Искандера о подростках?

Мир подростка в книгах Ф. Искандера.

Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым?

Взрослые рассказы о подростках.

3. Работа над текстом рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». С. 140 – 156.

— Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).

— Перескажите фрагмент рассказа с начала до слов «Разумеется, я тоже не избежал общей участи». Озаглавьте этот фрагмент. <\p>

— Каким был учитель Харлампий Дииогенович? Какие его черты вызывают уважение? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете? Выпишите из фрагмента слова и выражения, характеризующие учителя.

— Перескажите фрагмент рассказа со слов «В тот день я не решил задачу, заданную на дом…» до слов «…такая уж у него была привычка». Озаглавьте этот фрагмент. <\p>

— Каким вы представляете рассказчика? <\p>

— Расскажите о его товарищах. <\p>

— Выпишите из фрагмента слова и выражения, которые раскрывают душевное состояние рассказчика на уроке математики.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влияние учителя на формирование детского характера. <\p>

Для беседы учитель может воспользоваться 3-м вопросами учебника (с. 156, ч. 2).

— Какое чувство у вас оставил образ Харлампия Диогеновича? Случайно ли автор дает ему такое отчество?

Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.

Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски.

— Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.)

— Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? (Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.)

Читайте также:  Нужно ли стремиться к недостижимым целям?

IV. Итог урока. <\p>

1) Подбор примеров, иллюстрирующих формы выражения авторской позиции.

Заполнение цитатной таблицы в тетрадях.

Дополнение таблицы своими примерами (работа может быть закончена дома).

2) Рефлексия. <\p>

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

V. Д/з. 1) Составить письменную характеристику учителя. <\p>

2) Подготовить пересказ юмористических фрагментов рассказа (от третьего лица). <\p>

Важно

3) Выполнить задание 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 157, ч. 2).

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-vliyanie-uchitelya-na-formirovanie-detskogo-haraktera-v-rasskaze-fa-iskandera-trinadcatiy-p-1918894.html

Проект по литературе (6 класс) на тему: Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»)

Исследовательская работа по литературе на тему:

Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………..3
  2. Образ учителя в произведениях XX века
  1. Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»……………………………………………5
  2. Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»……………………………………………………9
  1. Заключение…………………………………………………..11
  2. Список использованной литературы………………………13

Введение

Становление человека как личности начинается со школьной скамьи, и немаловажную роль в ходе такого процесса как нравственное и умственное развитие играет учитель. Трудной, но в то же время благородной профессии педагога посвящали свои произведения многие поэты и писатели русской и зарубежной литературы разных эпох, такие как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Р. Рождественский, Г. Полонский, Ю.

Яковлев, А. Астафьев, Ч. Айтматов и другие. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в обществе. Литературный же образ учителя является подтверждением этому.

Несмотря на то, что в каждом произведении герой индивидуален- у каждого преподавателя своя судьба, свой характер, свои методы воспитания – всех их объединяет одно – бесконечная любовь к своему делу и к своим учителям. «Сеять разумное, доброе, вечное» — вот главная составляющая учителя.

  «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», — писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия педагога оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.

В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы.

https://www.youtube.com/watch?v=56Rf2D6I6BI

Предметом нашей исследовательской работы является образ учителя в произведениях писателей XX века на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла».

Целью нашей работы является анализ образа учителя в произведениях XX века.

Задачи:

  1. Рассмотреть образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
  2. Рассмотреть образ преподавателя в рассказе Ф.Искандера «13 подвиг Геракла»
  3. Выявить общие черты в образе произведений XX века.

Мы считаем, что на примерах учителей XX века стоит строить всю систему образования, утверждаем, что учитель, не зависимо от времени, от общественной ситуации всегда должен оставаться высоконравственной и милосердной личностью, должен быть творческим, с нестандартным мышлением, способным действовать в зависимости от ситуации. Постараемся в своей работе привести примеры настоящих учителей, как говорится, с большой буквы.

Образ учителя в произведениях XX века.

Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»

Творчество замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина оказало громадное влияние на возрождение национального самосознания русского народа в 1970-1990 годы.

«Распутин создал удивительную галерею образов русских людей: сердечных, терпеливых, измученных, добрых, беззащитных, упрямых, — ту галерею, которая воспроизводится с разными оттенками в каждом поколении нашего народа»[1].

Удивительно, что его глубочайший талант очень рано пробился сквозь фантастическую идеологию «строителей коммунизма», и произведения В. Г. Распутина в качестве дополнения к основной программе стали преподавать в средней школе с самого начала 1970-х годов.

Это связано с тем, что его размышления о жизни, о судьбе, о любви, дружбе, природе помогают находить в окружающем мире и самом себе огромные источники доброты и душевного тепла. ««Уроки французского» и «Прощание с Матёрой» уже даже не в памяти, а в сознании русского человека. Мы безотчетно мыслим образами и категориями, которые в своих произведениях формообразовал Распутин.»[2]

Совет

Действие рассказа «Уроки французского», написанного в 1973, происходит в послевоенное время, когда царствовали нищета и голод. Тем не менее люди не только не ожесточились, а наоборот стали глубже принимать чужую беду, старались помочь и поддержать друг друга. Именно таким замечательным человеком является Лидия Михайловна – учительница.

 Удивительно, но несмотря на то, что рассказ «Уроки французского» стал одним из значимых в творчестве писателя, сам Валентин Григорьевич не выделяет его среди других своих произведений, отмечая, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное происходило с ним.

Действительно, рассказ автобиографичен, и прототипом главной героини является Лидия Михайловна Молокова. В 1977 году писатель рассказал о ней в интервью для «Литературной газеты». Позже она уже учила не деревенских детей Сибири, а русскому языку детей Франции – так складываются биографии.

И однажды случайно увидела в русском магазине книжечку своего ученика и прочитала рассказ «Уроки французского». «Можно представить, как обревелось её сердце. И она написала Валентину Григорьевичу нежное письмо.

»[3]Она признавалась, что не вполне довольна своей героиней, так как многие моменты все таки автор изменил, а главное добавил игру на деньги, которую в реальности Лидия Михайловна никогда бы себе не позволила, поскольку считала это непедагогичным.

Как заметил ей в ответ сам Валентин Григорьевич,  «не было этого, но по ее характеру можно было предположить, что она пошла бы на это…» Посвящен же рассказ другой замечательной учительнице — Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери  друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

Прежде чем говорить непосредственно об образе учителя, необходимо еще раз обратить внимание на заглавие. Слово «уроки» в произведении несет два значения: непосредственно учебные часы и нечто духовно ценное, поучительное. То есть и учитель будет рассматриваться скорее  не как представитель определенной профессии, а как носитель мудрости, наставник.

Сюжет произведения прост: Лидия Михайловна, учительница французского языка, почувствовав, что с учеником творится нехорошее, пришла к нему на помощь. Поняв, что открыто материальную поддержку мальчику она оказать не может, дабы не задеть его гордость, решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Затем об этом узнает администрация школы, и учителя увольняют, не разобравшись.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику (мальчик буквально голодал, потому начались проблемы с учебой), она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную профессиональную задачу.

<\p>

Обратите внимание

Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога.

Сама Лидия Михайловна воспринимает его как  недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь, — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел»[4].

<\p>

Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. Это — хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет, она также следит за жизнью своих учеников: «…

Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания…»[5]. Вся ее внешность сквозила добротой: «…

я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой».[6]

В душе Лидия Михайловна – точно такой же ребенок, как и ее ученики, она старается понять и принять каждого, стать с ним на равных, а главное – она считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным:»…

Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.

Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…»[7] 

Итак, обобщим сказанное.

Важно

Образ учителя в произведении «Уроки французского» — это образ умного, тонко чувствующего, высоконравственного, душевного и добросердечного человека, который способен находить нестандартные, но поистине мудрые решения, чтобы помочь другим, человека, обладающего чувством юмора, умеющего в определенный момент отбросить излишнюю строгость, человека, для которого судьба другого ставится выше собственных интересов.  

Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»

Фазиль Искандер — из тех авторов, которые не просто любят своего читателя, но и пытаются ему помочь. «Я считал всегда своим долгом помогать человеку взбодриться в этой трудной жизни и быть достаточно добрым, достаточно честным. А вообще конечная задача искусства, как и религии, — очеловечивание человека», — говорил он не раз в интервью.

[8] Рассказ  Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» — на первый взгляд небольшая зарисовка из школьной жизни, но на самом деле в нем сокрыт глубинный смысл.

Рассказ помогает понять детскую психологию, дает шанс взрослому читателю вернуться в детство и переосмыслить многие моменты, раскрывает истинный смысл такого сложного понятия, как «воспитание», а главное рисует превосходный образ идеального учителя.

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф.Искандером в 1964 году, речь также как и в произведении В.Г. Распутина идет о школе, и герой-рассказчик, которым в произведении является пятиклассник, повествует историю о своем учителе – Харлампие Диогеновиче.

События происходят в военные годы, однако историческое время отодвинуто на задний план, что дает сосредоточить свое внимание непосредственно на рисуемом образе учителя.

<\p>

Харлампий Диогенович – очень интересный персонаж, у этого  педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, хотя многим она кажется неподходящей, и в современном обществе скорее всего получила бы порицание.  

В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом  может стать конфликт ученика и учителя.

  В анализируемом рассказе ученики воспринимают шутки как маленькое наказание, которое они заслужили, а не как оскорбление их личности. Для них такое обращение, доброе, но слегка насмешливое, является нормой, а Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину, что говорит о его профессионализме.

<\p>

Главный герой оценивает такое обращение явно положительно: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.

По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда»,-однако к этим выводам приходит скорее не мальчик, а взрослый мужчина, проживший многие годы.[9] 

Совет

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало.

Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку  он должен  находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым.

Как говорил в дальнейшем автор произведения, «пока мы способны смеяться над своими недостатками, мы живы»[10].

Заключение

Итак, проанализировав в соответствии с нашими целями и задачами образ учителя в произведениях В.Г. Распутина и Ф. Искандера, мы пришли к следующим выводам:

Безусловно учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине.

Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и главное полюбить французский язык; в классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью своей методики учитель добился почти стопроцентного выполнения домашнего задания, а следовательно повысил качество знаний.

Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую беду, поддержать в трудный момент. Это человек, для которого моральные ценности превыше всего, а главное превыше собственных интересов.

Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, ненавязчиво оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко.

Обратите внимание

Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет безболезненно затронуть струны человеческой души, и сыграть на этом ради пользы ученику.

Преподаватель способен нестандартно мыслить, порой становясь на одну ступень со своим учеником, отходить от излишней строгости, становясь не учителем, но наставником.

Лидия Михайловна пошла на нарушение профессиональной этики, решилась на игру на деньги, дабы в такой форме оказать материальную поддержку ученику, действия Харлампия Диогеновича сейчас некоторые возможно также сочтут непрофессиональными, однако он никогда не задел чужой гордости, не нанес оскорбления, а лишь сумел призвать к собственной совести с помощью иронии.

Учитель XX века безусловно пользуется уважением и признанием со стороны своих подопечных. Ни один ученик никогда не воспринимал действия своего педагога как неправильные, и по прошествии многих лет учитель – это нечто светлое, что остается в воспоминаниях из детства.

Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века. Это герои, несущие свет, доброту, милосердие, заставляющие переосмысливать свои действия, люди, оказывающие поддержку.

<\p>

       Мы доказали верность гипотезы, что настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

<\p>

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок.

Важно

Проблема взаимодействия педагога  и  среды до сих пор актуальна, и для ее решения нам нужно чаще обращаться к нашему литературному  наследию, к примерам настоящих Учителей, ведь от того, каким будет преподаватель и его общение с учениками, зависит  будущее нашего общества.

 Считаем, что наша работа имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут  быть использованы   на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список использованной литературы

  1. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221с.
  2. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
  3. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
  4. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.        — 122 с.

Интернет-ресурсы.

[1] Проханов А. Распутин: Империя и народ // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina

[3] Курбатов В. Валентин Курбатов о Валентине Распутине: люди бежали к нему, как к собственному сердцу // http:www.pravmir.ru/valenyin-kurbatov-o-valentine-rasputine-lyudi-bezhali-k-nemu-kak-k-sobstvennomu-serdtsu/

[4]  Здесь и далее по В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. С. 26

[8] Крылов К. Размышления о творчестве Фазиля Искандера // http://iamruss.ru/razmyshleniya-o-tvorchestve-f-iskandera-m-lipoveckiy.html

[9] Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. С. 49.

[10] Афанасьева Н. Фазиль Искандер. Человек, заглянувший в бездонную пропасть // https://ria.ru/analytics/20140306/998369423.html

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/08/22/analiz-obraza-uchitelya-v-proizvedeniyah-pisateley-xx-veka-na

Сочинение Тринадцатый подвиг Геракла 6 класс по рассказу Искандера

Повествование идет от самого героя повести, он учится в грузинской школе для мальчиков в 5 классе. Эта история произошла при военных действиях.

Главный герой – быстрый, зоркий и хитрый мальчишка. Он, как и большинство других ребят, обожает играть в мяч, бывает, не выходит решить задачку, высмеивает вместе с другими своих же одноклассников, которых выставляет в невыгодном положении Харлампий Диогенович – их преподаватель.

С одноклассниками мальчик общается не плохо, с не большой ноткой сарказма. Герой рассказа внимателен и отлично расписывает основные черты своих знакомых.

Подчеркивает вечное благополучие Сахарова, который, даже смеясь над другими, остается отличником, замечает стеснительность и невзрачность Комарова и суровость Авдеенко. Но в классе у педагога нет любимцев.

Причудливым может стать любой. И вот приходит такое мгновение, когда класс смеется над ним самим.

Мальчик не сумел решить задание по математике. И не стал обращаться к одноклассникам за советом, ребенок до занятий играл в мяч, решив, что это в учебнике ошиблись с ответом. После попытался уйти от ответственности за свои проступки, жульничеством и враньем, убедив докторов поставить уколы во время занятий по математике.

Но когда же пришло время отвечать у доски, он не может честно сказать, что не сумел решить задачу, тогда преподаватель осознает, отчего доктора зашли во время его урока. Преподаватель карает смехом не главного героя, а его трусоватость. Преподаватель сообщает, что мальчик сотворил «тринадцатый подвиг Геракла», сделал то, чего не было по правде, и по сути это хорошим поступком не считается.

Мальчик изменил положению, но из хороших мыслей, а из-за своей трусоватости.

Сочинение на тему «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Фазиля

Писатель, Фазиль Искандер, знаменитая творческая личность, написал произведение, которое называется «Тринадцатый подвиг Геракла». Рассказ очень интересен, и вместе с тем – прост и ясен всем читателям, и в особенности детям и подросткам. Недаром это произведение произвело в свое время фурор.

В рассказе Искандера рассказывается о детстве, юношестве, мечтах, а также, небольших проступках, которые нужно несмотря ни на что преодолевать. Иначе все эти небольшие прегрешности войдут в привычку, и останутся как следствие – на всю жизнь.

Именно это и хочет подчеркнуть автор, так как это необъяснимо важно.

Сам сюжет рассказа Искандера очень занимателен, и может заставить человека, читающего его, читать до конца с большим негасимым интересом. Также, название подобрано очень эпично и под сам сюжет рассказа — «Тринадцатый подвиг Геракла».

Совет

Ведь на самом деле по легендам и мифам древнегреческим – достойный герой того времени Геракл совершал только двенадцать, но вовсе не тринадцать подвигов, что подчеркивает с какой иронией был названии рассказ.

И недаром, ведь назван он так потому, что в этом произведении присутствует главный герой – Геракл, который очень ловок, немного хитер и смекалистый.

Этот герой – мальчик определенного младшего возраста. Его имя не называется на протяжении рассказа, так как он сам – и есть рассказчик, что делает все еще более открытее. Этот мальчик учится в пятом классе, самом обычном для мальчишек.

Так как школа – для мужчин, то есть мужская, которая находится в Грузии. Он дразнит своего соседа по парте, так как является очень веселым и озорным мальчишкой.

Его учитель, который ведет у них основные школьные предметы – Харлампий Диогенович, который все прекрасно всегда понимает.

Сам мальчик любит играть в футбол, а потому когда однажды у него не получалось решить задачу по математике, он просто решил пойти поиграть в футбол с местными мальчишками, думая, что потом решение само как-то придет на ум. Но ничего не ум не пришло, задача так и осталась не решенной. А потому мальчик в тот день решил схитрить. Что вышло совсем не так, как он хотел. Именно потому его действия назвал учитель – Тринадцатый подвиг Геракла. Мальчик ведь подговорил врачей школьных прийти делать прививку, которую в тот день собирались делать, именно на урок математики, и ни на какой другой. Но все немного вышло не так.<\p>

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/trinadcatyj-podvig-gerakla-6-klass-po-rasskazu-iskandera

Сочинение

Образование 16 января 2016

Сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» по произведению русского писателя Фазиля Искандера пишут в шестом классе. Увлекательный юмористический рассказ не оставит равнодушными не только учащихся, но и взрослых. Писатель, ныне живущий и здравствующий, повествует нам о нелегких, но веселых школьных годах мальчишек.

Смысл названия

Конечно, ни о каком настоящем геройстве мифического персонажа здесь речь не пойдет. Это ироническое название придает рассказу особый смысл.

С самого начала произведения мы можем наблюдать взаимосвязь с Древней Грецией. Отчество учителя Диогенович, что напоминает нам о древнем, очень своеобразном философе Диогене. Сам преподаватель по происхождению является греком.

Обратите внимание

Отсюда и толкование такого необычного отчества. Когда учитель что-то рассказывал ребятам, то вспоминал басни Эзопа (тоже, кстати, древнегреческого писателя).

Поэтому сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» обязательно должно включать анализ названия рассказа, который связан с этим с сыном Зевса лишь косвенно.

Образ главного героя

Мальчик, от лица которого ведется повествование, обучается в мужской школе. Художественное время в произведении – военные годы, когда всем приходилось очень тяжело.

Пятиклассник очень увлекательно повествует нам о веселой школьной жизни, о футболе, на который бегали с удовольствием во время перемен.

Но один забавный случай меняет отношение мальчишки к жизни, который нужно обязательно прокомментировать, когда начнете писать сочинение по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».

Однажды в школу пришла доктор делать прививки. Наш рассказчик был очень рад такому стечению обстоятельств: он как раз был не готов к уроку математики. Учитель, которого так любили и в то же время побаивались дети, Харлампий Диогенович, не позволил бы находиться на уроке с нерешенной задачей.

И тогда мальчику пришлось пойти на обман: он хитростью позвал доктора и медсестру к ним на урок математики делать прививки. Обман, который тут же раскусил Харлампий Диогенович и назвал подвигом, заставил ребенка задуматься над своим поступком.

Анализ сцены с разоблачением должен быть включен в сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла».

Видео по теме

Необычный учитель

Очень необычный у ребят преподаватель математики с интересным именем. Манера вести уроки у него тоже своеобразная: Харлампий Диогенович никогда не читал нотаций, не ругался и не кричал. Он старался с юмором подойти к ситуации, ставя мальчишек в смешное положение.

Нет, он не унижал их, шутки были добрыми и в глазах одноклассников авторитет виновного не падал.

Сочинение на тему «Тринадцатый подвиг Геракла» будет полным, если привести в пример эпизоды, в которых учитель подшучивает над ребятами.

Юмор взамен нотаций

Когда кто-то из учеников опаздывал на урок, учитель подбегал к нему, кланялся, как большому человеку, встречал, как драгоценного гостя. Мальчишка тут же стыдился, краснел и чувствовал себя неловко. Он усваивал этот урок надолго, поскольку не хотел больше оказываться в таком нелепом положении.

Во время контрольной работы преподаватель подсмеивался над Шуриком Авдеенко, который упорно пытался списать у соседа. Он вытягивал шею и пытался рассмотреть тетрадь одноклассника, но Харлампий Диогенович это замечал и называл Шурика лебедем. Конечно же, это вызывает смех одноклассников, но шутки были добрыми и позволяли увидеть себя со стороны.

Пишет сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» 6 класс. А это значит, что мальчики из рассказа являются практически ровесниками для них. Шестиклассники, читая это произведение, могут увидеть себя в некоторых из персонажей. Тогда они смогут дать оценку как поступкам героев, так и своим собственным.

План

Писать сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» по плану гораздо проще: он содержит все основные моменты произведения. При подготовке необходимо учесть тему, которая дана по этому произведению. Если это анализ рассказа в целом, то необходимо спланировать основные моменты, которые будут раскрыты в сочинении.

  1. Образ мальчика, являющегося главным героем произведения.
  2. Он же является для нас рассказчиком. Читатели не знают его имени, не видят внешних данных, но при помощи повествования от первого лица мы словно читаем его мысли и переживаем вместе с ним.

Источник: https://monateka.com/article/184219/

Ссылка на основную публикацию