«Оды» Горация: тематика, художественное своеобразие
Наибольшую славу принесли Горацию его «Оды» («Песни») – сборник лирических стихотворений, состоящий из четырех книг.
В этих произведениях Гораций ориентируется на знаменитых греческих поэтов: Алкея, Сапфо, Анакреонта.
Воспринимая лучшие их традиции, адаптируя их стихотворные размеры, используя достижения предшествующей римской поэзии, Гораций достигает вершины совершенства римской лирики.
Тематика горациевых од разнообразна: это и дружеские послания, и философские размышления, и гимны богам, любовная и гражданская лирика.
В своих произведениях Гораций обращает свой взор к патриархальным богам, что соответствовало официальной политике Августа, призывает к древнеримским добрым нравам, к простоте жизни и к прежней доблести (кн. III, ода 2). Воплощение доблести он видит в Августе, который возвышается над всеми людьми.
Философские мотивы «горацианской мудрости», проходящие через весь сборник лирических стихов, связаны с восхвалением наслаждения радостями жизни: любовью, пирушками, благами и красотами природы. В духе поверхностно воспринятой эпикурейской философии поэт выдвигал принципы «лови день» (кн.
I, ода 11) и «пользуйся настоящим, не думая о будущем» (кн. I, ода 25), т, е. наслаждайся радостями сегодняшнего дня. Этот призыв сочетается в произведениях Горация с проповедью «довольства малым» и жизненным принципом держаться «золотой середины», который получил оформление в оде к Лицинию .
Значительное место занимают оды, посвященные друзьям. В любовных одах Горация отсутствует страстность. Гораций никогда не находится во власти любви. Он наблюдает за чужими страстями (кн. I, ода 5) или зовет к радостям любви (кн. II, ода 12). Героини его лирических произведений многочисленны.
По первоначальному замыслу поэта сборник должен был состоять из трех книг, а «Памятник» мыслился в качестве оды, завершающей этот труд. Но по настоянию Октавиана Августа спустя 10 лет после выхода в свет сборника из трех книг была написана и четвертая книга, содержащая 15 стихотворений.
Поэт продолжает прославлять Августа и его политическую деятельность, а также воспевает пасынков принцепса – Тиберия и Друза; много внимания уделяет теме бессмертия поэта.
Горацию принадлежит и юбилейный гимн («Вековая песнь»), написанный к всенародному торжеству, которое должно было знаменовать наступление «золотого века», обеспечиваемого Августом. Гимн написан для хорового исполнения. Его слова обращены к богам Аполлону и Диане с мольбой о содействии процветанию Рима и божественного Августа.
Гораций — поэт мысли и вместе с тем мастер сильного, сжатого слова и четкого, конкретного образа. Все эти моменты имеются уже налицо в раннем творчестве, но поэту не всегда удается создать из них единое художественное целое, и образная сторона оказывается нередко лишь иллюстрацией для отвлеченного рассуждения. Большей целостности Гораций достигает в своих позднейших произведениях.
Изданием второго сборника сатир и книги эподов завершается первый период литературной деятельности Горация. Вступительная сатира второй книги содержит уже по существу прощание с агрессивно-полемической поэзией: автор заверяет, что перо его впредь не будет никого задевать иначе, как в целях самозащиты.
Наметившийся в эподах переход к лирике размышления определил собою на ряд лет творческие интересы поэта. Он выпускает три книги лирических «Стихотворений»; античные комментаторы называют их иногда одами, и это греческое наименование укрепилось в позднейшей литературе о Горации.
Не следует связывать с античным термином «ода» представлений о совершенно обязательном торжественном пафосе. «Ода» — песня, или лирическое произведение в стиховых формах песни, и, в частности, «оды» Горация обычно весьма далеки от «высокого стиля». Гораций ищет для себя образцов в древнегреческой лирике, и находит их в мелике эолийцев.
От архилоховского стиля эподов Гораций переходит к формам монодической лирики. Его образцы теперь — Анакреонт, Сапфо и Алкей.
Гораций разумеет при этом прежде всего обогащение римской поэзии стиховыми и строфическими формами эолийской лирики. Сборник, изданный в 23 г., содержит в пестром чередовании стихотворения, написанные «алкеевой» строфой, «сапфической», «асклепиадовой» и другими строфами в их различных вариациях.
Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Гораций во всем остальном идет собственным» путями. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. Лирика Горация насыщена мыслью и являет в этом отношении совершенную противоположность лирике Катулла.
Мысль и воображение преобладают у Горация над чувством, и тематика выходит далеко за сферу непосредственных субъективных переживаний.
События внешнего мира интересуют поэта прежде всего своим местом в системе жизненных ценностей; Гораций отправляется от единичного факта или конкретной ситуации, но изымает их из непосредственного жизненного контекста и окружает размышлениями, оформляющимися в серию чеканных образов. Поборник содержательной поэзии склонен к дидактической позе.
Стихотворение Горация почти всегда имеет форму обращения: поэт адресуется к некоему второму лицу, и лирическая тема развертывается между авторским «я» и «ты» адресата; другие формы — монолог или диалог — попадаются лишь в виде исключения. Почти все мужские адресаты од — реальные лица, современники поэта; самая реальность этих фигур далеко не всегда представляется несомненной.
Другая характерная особенность горацианской лирики состоит в том, что обращение почти всегда содержит в себе некое волеизъявление или совет. По тематике и жанровым разновидностям оды весьма разнообразны. Обращения к богам, составленные по всем правилам античного гимна, политические стихи и философские размышления чередуются с любовной, пировой и дружеской лирикой, с насмешливыми и обличительными произведениями и со стихотворениями на различные жизненные случаи.
Источник: https://students-library.com/library/read/44660-ody-goracia-tematika-hudozestvennoe-svoeobrazie
Оды Горация: темы, идеи и образы
Оды Горация: темы, идеи и образы.
Один из величайших представителей римской поэзии Квинт
Гораций Флакк жил и твочрествовал
в весьма тяжелое для себя и
своей родины время.
Мало того, что
сам Гораций был сыном вольноотпущенника, отчего ему жилось несладко, так
еще и военно-политические неурядицы
в стране оставили неизгладимый след в творчестве этого поэта. Отец Горация
дал сыну великолепное образование.
Но начавшаяся после убийства Цезаря гражданская война отвлекла Горация
от философских учений. В Афины
пришел Брут, собиравший сторонников
республиканского строя для борьбы со сторонниками Цезаря. Гораций был
завербован в армию Брута, получив
должность военного трибуна, то есть командира легиона.
В 42 году, в битве
при Филиппах войско Бруто было рассеяно и обращено в бегство. Гораций
сам бежал, о чем потом не без
стыда вспоминал в одном из своих стихотворений. После поражения
он не стал продожать участвовать
в борьбе.
Положение вынудило его
стать перебежчиком, перейти на сторону
Октавиана Августа, первого римского императора. Гораций стал близким
другом Меценатом – руководителя “идеологической политики”, получил маленькое
имение и с тех пор до конца
прославлял мир и счастье римского государства под благодетельным правлением Августа.
Гораций посвятил не одну оду императору Августу. Темы од, посвященных Августу, колебались от простых восхвалений справедливых законов Октавиана до чуть ли не обожествления самого великого первого
императора. Например, предметом особой заботы Августа стала римская
семья. В 18 г.
до н. э. он начал широкую
программу форм в области семьи
и брака: сюда входили законы о
наказаниях за нарушение супружеской
верности, установления ряда привилегий для многодетных семей и т. д.
Чтобы поддержать законопроекты
любимого императора в шестой оде
Гораций восклицает:
В грехом обильный век
оскверняются
Сначала семьи, браки, рождения:
Таков источник наших
бедствий
В нашей отчизне, во всем народе…
А вот главную
мысль другой оды, оды 1, 12, выраженную в заключительной строфе, можно сформулировать так: “Юпитер на небе, Август на земле”. А вот еще один, по мнению исследоватлей
творчества поэта, не слишком удавшийся
панегирик — ода III, 25.
Поэт восклицает: “Я буду воспевать то, что еще никем не воспето!”. Конечно, речь идет опять об Августе. Небольшая, в 20 строк ода декларативна, лишена глубоких мыслей и впечатляющих образов.
Некоторые исследователи склонны полагать, что идеи гражданской лирики поэта в большей степени порождены общей политической атмосферой, чем идущим из глубин: души вдохновением.
Гораций в ярких
образах рисует расцвет земледелия торговли, мореплавания, наступивший
в “век Августа”:
Безопасно бредет ныне по пашне вол,
Сев Церера хранит в
Изобилие,
Корабли по морям
смело проносятся,
Нету пятен на честности…
Поэт пел Августа
долго и регулярно. Оды в честь
импертаора и его семьи характерны и для последнего лирического
сборника Горация.
Вместо гимна государству
и прославления его традиционных устоев, которое звучит в “римских
одах” первого сборника, мы находим
здесь панегирик земным богам, императору и его пасынкам (Тиберию и Друзу). Подлинным апофеозом Августа
может быть названа 15-я ода:
…. В твой век,
о Цезарь,
Тучнеют нивы, солнцем
согретые,
Знамена дремлют
в храме Юпитера…
… Ты обуздать
сумел
Рукой железной зло
своеволия.
Изгнав навеки преступленья,
Ты возвратил нам
былую доблесть…
Насколько свидетельствуют
сочинения самого Горация и его
биография, написанная Светонием, превращение
поэта в официального певца империи
было длительным и непростым.
Давление со стороны властей и самого Августа, несомненно, имело место и не могло
не сыграть своей роли.
Совершенно невозможно поверить в искренность
поэта, когда речь идет об обожествлении
Августа, который почитался как
новоявленный Меркурий (или Аполлон), а супруга его Ливия — как
богиня Церера. Жаль, что талант величайшего
поэта был использован в таких
целях.
Гораций писал и
самой Империи. Но если сравнить оды, проникнутые патриотическими мотивами, глубокой и искренней озабоченностью судьбами Рима, с официальными, где
поэт возносит хвалу Августу и
членам его семьи, то можно заметить, что эстетическая ценность тех и
других далеко не равнозначна.
В стихах, прославляющих Августа, – наивная
вера в сверхъестественное происхождение
императора, литературные штампы эллинистической
поэзии, лесть и идолопоклонство. Римские же оды отличаются особой приподнятостью тона и продиктованы чувством, идущим из самой глубины
души поэта: они несут в себе поэтический
заряд большой покоряющей силы.
Многие строки этих од стали крылатыми выражениями. Нельзя не восхищаться могучими образами, заключенными в этих гармонически строфах, где каждое слово, каждая фраза обладает особой емкостью и полнотой звучания. Вот, к примеру, ода 3, 6, где Гораций
пишет о современом ему поколении
римских раждан.
Воины, сразившие
царя Пирра, Антиоха, Ганнибала, были воспитаны
не так, как нынешнее поколение:
То были дети воинов-пахарей,
В полях ворочать глыбы привыкшие
Киркой сабинской, и по слову
Матери строгой
таскать из леса Вязанки дров…
Конец оды, однако, пессимистичен: Гораций жалуется, что грядущее не предвещает Риму ничего доброго, от поколения
к поколению граждане Рима все
больше вырождаются.
Не одну оду Гораций
посвятил и своему другу и покровителю
Меценату. Два поэта, Вергилий и Варий, отрекомендовали Гопрация Меценату, и тот сделал его своим приближенным.
Я, бедный отпрыск
бедных родителей,
В дом Мецената дружески принятый…
Первая ода первой книги – посвящение Меценату. Ему же посвящен весь сборник. “Славному внуку, Меценату, праотцев царственных…” Гораций
уделил огромное внимание в своем
творчестве. В одной из од Гораций
даже обещает не пережить Мецената, и, действительно, умер через два
месяца после кончины своего благодетеля.
После битвы при
Филиппах, разчаровавшись в политической деятельности, Гораций перешел на позиции распространенной в то время
эпикурейской доктрины с ее девизом “живи незаметно”.
Эпикурсйцы учили, что высшее благо – наслаждение, а
цель человеческой жизни – достичь “бестревожности”, то есть защитить свое душевное наслаждение
от нсех внешних помех.
Человеку не дано знать, что несет с собой грядущее, и потому он должен полагаться только на сегодняшний день, наслаждаясь кратким мгновением, учил Эпикур. Отчетливо и выразительно прозвучит тот же принцип в оде Горация III, 29:
Лишь тот живет
хозяином сам себе
И жизни рад, кто
может, сказать при всех:
“Сей день я
прожил…”.
Разумеется, нигде
эпикурейские взгляды Горация не выступают так явно, как в одах философских. Вот одна ода из них, в которой, по выражению итальянского исследователя Э. Касторины, “заключен весь Гораций”.
Левкоиоя, оставь:
знать не дано,
рано ли, поздно ли
Смерть нам боги пошлют,
мне и тебе,
и в вавилонские
Числа ты не вникай!
Лучше терпи,
что принесет нам
день
Много ль Зевс положил
зим нам прожить,
или последнюю –
Ту, что ныне дробит
глыбами скал
волны тирренские,
Будь разумна! Цеди
в кубок вино,
светлой минутою
Нить надежд обрывай.
Речь сократи –
время ревнивое
Мчится… Пользуйся
днем,
меньше всего
веря в гредущее.
Идеями эпикурейской этики прониктнута и ода III, 1, открывающая
цикл “римских од”. Прославляя абсолютую власть Юпитера, поэт подчеркивает, что хотя блага на земле распределны
неравномерно, смерть уравнивает всех.
Тому, над чьей нечестивой шеей навис
обнаженный меч, не доставят наслаждения
сицилийские пиршества, а пение
птиц или игра кифары не навеют сна.
Зато легок покой поселянина: тому, чьи желания простираются лишь на необходимое, не доставят волнений ни бурное море, ни осенняя непогода:
Зачем на зависть
людям высокие
Покои мне и двери
роскошные?
Зачем менять мне
дол сабинский
На истомляющее
богатство?
Для Горации, как
для приверженца эпикурейского
учения, вечно обновляющаяся, прекрасная в своей загадочности и бесконечном
разнообразии природа всегда служит неисчерпаемым источником мудрости, душевного равновесия и покоя.
Все
преходяще: зима сменяется весной, знойное
лето—дождливой и холодной осенью.
Приход весны наполняет радостью сердце поэта, и он находит звучные, чистые и ясные тона в своей
поэтической палитре, рисуя чарующие своей живой прелестью картины:
С гор сбежали
снега, зеленеют луга муравою,
Листьями кроется
лес:
В новом наряде земля, и рекам снова просторно
Воды струить в
берегах;
Грация с сестрами вновь среди нимф начинает, нагая,
Легкий водить хоровод…
Впрочем, последовательным эпикурейцем Гораций никогда
не был и не раз, по-видимому, пересматривал
свои взгляды. Об этом, в частности, свидетельствует ода, особенно привлекавшая к себе исследователей:
Богов поклонник
редкий и ветреный,
Учений ложных долгий приверженец,
От заблуждений
вспять направить
Ныне я утлый
свой челн стараюсь…
Как говорят исследователи, Гораций остается верным эпикурейскому
учению, но возвращается к нему через
отклонения, чуждые теоретикам доктрины… В послании к Меценату прозвучит
характерное признание:
Спросить, пожалуй, кто
мной руководит и школы какой
я?
Я никому не давал
присяги на верность ученью:
То я, отдавшись
делам, служу гражданскому благу
—
Доблести истинный страж, ее непреклонный приспешник;
То незаметно опять
к наставленьям скачусь Аристиппа
—
Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь…
Конечно, опытному взгляду
легко заметить, что молодой Гораций
в “Сатирах” ближе держится эпикурейских положений, а пожилой Гораций
в “Посланиях” – стоических. Стоики учили, что высшее благо – добродетель, а цель человеческой жизни – достичь “бесстрастия”, то есть защитить ясность
своей души от всех смущающих ее страстей – внутренних помех добродетели.
Гораций подобно
тому, как он некогда перебежал
на сторону императора Августа, жалея
свои республиканские заветы, так
и здесь, переметнулся к стоикам, не забывая учения Эпикура. Частное
и общественное, эпикурейское и стоическое начала уживаются иногда даже в одном
стихотворении Горация.
В самом деле, и
у стоиков и у эпикурейцев
он подмечает и берег только то, что ему ближе всего: культ
душевного покоя, равновесия, независимости. В этом выводе обе школы сходятся, и полому Гораций свободно черпает
свои рассуждения и доводы из арсеналов
обеих. Если же эти школы в чем-то расходятся, Горацию до этого дела нет. А на упреки в эклектизме, он ответит словами послания 1, 1:
Я никому не давал
присяги на верность ученью…
Религия и неразрывно связанная с ней мифология
составляют в искусстве Горация
зачастую лишь элемент поэтической
формы. Прекрасная, проникнутая глубоким чувством единства с природой молитва
Фавну (Ода III, 18), покровителю стад и
поклоннику пугливых нимф, прославляет
сельский праздник.
Козленок, закланный
для пира, полные чаши вина, благовонный
дым курений, поднимающийся с
древнего алтаря,— все это детали дорогой сердцу поэта мирной сельской жизни, и Фавн является лишь ее символом. Пел Гораций и вино, и любовь. Гораций говорит о себе: “Я
пою о пирах и прелестницах”.
Поэт не принадлежал к числу людей
с аскетическим складом характера, его неудержимо притягивали радости
земной жизни. Поэтому Гораций не забывает отдать должное Вакху, дарующему
забвение от печалей.
Когда Квинктилий Вар приобрел виллу вблизи дома Горация
в Тибуре, поэт, имеющий уже опыт в сельском хозяйстве, советует ему
посадить виноградник и заняться виноделием:
Источник: https://stud24.ru/literature/ody-goraciya-temy-idei-i/18069-47930-page1.html
Философские основы, темы и жанры лирики Горация
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 16Следующая ⇒
Квинт Гораций Флакк родился в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения на юге Италии. Когда будущий поэт был еще ребенком, его отец переехал в Рим, чтобы дать сыну хорошее образование.
В Риме Гораций учился вместе с детьми всадников и сенаторов в школе Орбилия, учителя, скорого на руку, который, не скупясь на затрещины, заставлял учеников читать «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника.
Свое образование, как это было принято в знатных семьях, Гораций завершил поездкой в Афины, где изучал греческую литературу и в особенности философию.
Он так хорошо знал греческий язык, что даже писал на нем стихи.
Родившийся в Венузии, где до сих пор можно услышать греческую речь, он, после окончания начальной школы Орбилия в Риме, где мальчиков «морили» чтением архаических латинских текстов, отправился в Афины, где блестяще завершил образование: он слушал здесь греческих философов, читал классиков греческой литературы, сам писал стихотворения на этом языке и сблизился с элитой образованных римлян, также находившихся в Афинах. Став сторонником Брута, он в когорте друзей (cohors amicorum) принял участие в сражении при Филиппах (42 г. до н.э.), занимал высокую должность, и победа, одержанная Октавианом над Брутом и Кассием, была для него тяжелым ударом, не только материальным (потерял состояние), но и моральным.
Политика стала для него областью, от которой он не только всячески уходил впоследствии, но и той сферой, о которой он имел собственное мнение, нашедшее наиболее яркое выражение в так называемых «римских одах» (кн.
III, 1—6). Поэтому можно представить себе, как относился Гораций к своим товарищам по союзничеству с Брутом и вообще к тем, кто имел твердость и при Августе не отказываться от своих прежних политических взглядов.
Поэтический путь Горация начался с опубликования «Сатир», первая книга которых вышла между 35 и 33 г. До н. э., вторая книга – в 30 г. До н. э., чуть раньше появились «эподы», сборник из 17 стихотворений. Начиная с 30 г.
До н. э. на протяжении приблизительно 20 лет с перерывами Гораций писал «Оды». В 17 г до н. э. по поручению Августа он пишет «Юбилейный гимн», который был исполнен на древнейших торжествах, устраиваемых раз в сто лет.
В отличие от Луцилия Гораций не бичует пороки современников, а всего лишь их высмеивает: он ненавидит, но поучает.
Позиция Горация, считающего, что примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок, отвечала мыслям и личным склонностям Октавиана, полагавшего, что сильнее императорская власть необходима помимо всего для обуздания порочных представителей римского общества. Таким образом, Гораций своими сатирами способствовал делу укрепления единоличной власти Октавиана, что не ускользнуло от проницательного взора Мецената, который после довольно – таки продолжительных – девятимесячных – раздумий приблизил к себе поэта.
Мировоззренческая позиция Горация обусловила его выбор выразительных средств и приемов комического.
Поэт отказывается от гиперболизации явлений по образцу Луцилия и старается, представить мир в его истинных красках и пропорциях. В ненавязчивой форме шутливой беседы он указывает путь праведной жизни.
Заслуга Горация – сатира заключается, прежде всего, в том, что он первый в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного.
Гораций не столько подражал грекам, сколько соревновался с ними, обогащая греческие образцы чертами исключительно римскими.
Для античного человека оригинальность поэта заключалась в абсолютной новизне его творчества, а в возобновлении и совершенствовании уже достигнутого до него.
Источник счастья – в «золотой середине». Это убеждение, как и вся жизненная философия Горация, глубоко им выстрадано, и отказ от всего лишнего трактуется как достояние мудрости. Одна из главных тем Горация – стремительный бег времени и неотвратимость смерти. Мысль о смерти проходит через всю его лирику.
Первыми произведениями поэта были эподы – ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые стихотворения, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости, резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и с римской элегией.
Гораций уже в первых своих произведениях выступает создателем оригинальной лирики, положившей начало сатире и оде. Подражая лирике Архилоха, он пишет эподы на римские темы с римскими персонажами, высмеивает модные в те времена теории и неугодные ему литературные жанры.
Положительных идеалов в эподах он еще не выдвигает, но иронически отвергает субъективную лирику и элегию, смеется над показным увлечением сельской жизнью, за которым скрывается ненасытное стяжательство.
Так, во 2-м эподе он рисует соблазнительные картины деревенской жизни, привлекающей горожанина тишиной, охотой, мирными развлечениями. Однако эту похвальную речь произносит ростовщик Алфий, который более занят накоплением богатств, чем идиллическими мечтами.
Откликается Гораций и на политические события: он обращается с напутствием к Меценату, когда тот сопровождает Августа к месту битвы при Акциуме, приветствует победу над Антонием (9-й эпод). Однако упоминания об Октавиане в эподах скупы и немногочисленны.
К гражданским войнам поэт относится отрицательно, но в отличие от Вергилия не верит в наступление “золотого века” Он призывает римлян бежать на далекие острова. Только там, с его точки зрения, возможны мир и благоденствие (16-й эпод)
В эподах много насмешек над современниками, есть ряд зарисовок реальной римской жизни.
Так, например, в 4-м эподе Гораций смеется над военным трибуном, чванливым выскочкой, шествующим по улицам Рима в непомерно длинной тоге; в 10-м эподе он обрушивается на бездарного поэта Мевия и, подражая инвективам Архилоха, сулит гибель кораблю и плывущему на нем Мевию.
В стихотворениях выступают жестокая колдунья, неверная возлюбленная, легкомысленная старуха и т. д.. Круг персонажей Горация ограничен “маленькими людьми”. Обстановка для нападок на сильных мира сего была в это время неблагоприятной.
Интерес к сатирическим зарисовкам действительности, стремление к сжатому и меткому языку, скупой и точный отбор деталей – черты, ярко проявляющиеся уже в первых произведениях Горация, объясняют обращение его к жанру сатиры
В течение 30-х годов Гораций опубликовал два сборника сатир. Свои сатиры он сам называл беседами (sermones), как бы подчеркивая, что основным в них является изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Сатиры Горация напоминают жанр диатрибы (философской беседы), созданный греческими философами-киниками, в частности Бионом (III в. до н. э.).
Различные философские положения излагались в диатрибе в форме беседы с аудиторией, с подбором понятных всем примеров, сопровождались шутками, остроумными анекдотами. Гораций стремится соединить этот жанр философской беседы с традициями древнеримской сатиры Луцилия.
Гораций ценит веселость Луцилия, смелость и остроумие, но порицает его за неряшливость языка и многословие, утверждая, что его сатиры текут “мутным потоком”. Считая, что шутка и смех необходимы сатирику, Гораций требует вместе с тем краткости выражения, ясности мысли и разнообразия слога.
Жанр сатиры, близкий комедии и миму, дает возможность, по мнению поэта, показать явления жизни и индивидуальность автора гораздо конкретнее, чем другие жанры.
Поэт стремится писать свои сатиры изящным, непринужденным языком, близким к устной беседе образованного человека. Однако от острой политической насмешки, свойственной Луцилию, Гораций отказывается.
Свое внимание он концентрирует на проблеме личного счастья, желая научить своих читателей жизненной мудрости.
Разбирая и по-своему акцентируя отдельные положения эпикурейской и стоической философии, поэт выдвигает теорию довольства малым, наслаждения скромными благами жизни и умственным трудом.
В условиях империи это была своего рода “защитная философия”, помогавшая поэту сохранить внутреннюю независимость и известную свободу взглядов. В сатирах обсуждаются различные Второй сборник сатир отличается от первого художественной зрелостью и широтой обобщения. Поэт отдает теперь предпочтение диалогической форме, заставляя различных действующих лиц самих выступать перед читателями.
Образ автора он рисует как бы со стороны. Так, в 1-й сатире беседуют Гораций и Требаций. Требаций советует поэту отказаться от писания сатир, чтобы не нажить себе опасных врагов. Гораций отстаивает свое право писать в жанре, созданном Луцилием. Анализ пороков людей и тех причин, которые толкают их на ложный путь, приводит к созданию обобщающих образов безумца, честолюбца, скупого и т. д.
На помощь поэту приходит и мифология, давая возможности пользуясь известными образами, создавать меткие обобщающие зарисовки римского общества. Так, в 5-й сатире выступает знаменитый прорицатель Тиресий и Уллис (Одиссей). Тиресий поучает Одиссея, как вновь нажить состояние, разграбленное в его отсутствие женихами Пенелопы.
Персонажи мифа перенесены здесь в обстановку современной Горацию действительности. Тиресий советует Одиссею прибегнуть к методам нечистых на руку и изворотливых римских дельцов, льстящих богатым старикам и подделывающих завещания.
Себя самого в 6-й и 7-й сатирах Гораций изображает не безупречным мудрецом, а лишь человеком, стремящимся к духовному совершенству. Раб Дав в 7-й сатире упрекает его в непоследовательности, горячности нрава, неумении организовать свое время.
Поэт впервые в истории римской литературы подошел в своих сатирах к созданию индивидуального образа человека со всеми его слабостями и достоинствами. Этот своеобразный автопортрет будет углублен им впоследствии в жанре послания.
В 23 года он выпускает сборник своих лирических стихотворений, которые принято называть одами. Гораций следует за древнегреческими поэтами – Алкеем, Сапфо, Анакреонтом.
Римский поэт создает своеобразную лирическую поэзию, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений “горацианской мудрости”, известной нам по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Оды Горация – преимущественно лирика размышления. Они всегда обращены к какому-нибудь адресату.
Оды разнообразны по темам. Среди них – любовные и дружеские стихотворения, и гимны богам, и отклики на политические события. Однако, каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда несет печать характерной горацианской манеры.
В отличие от лирики Катулла, бедной образами, но богатой эмоциональным содержанием, поэзия Горация блещет искусно нарисованными картинами, отточенными мыслями, тонкой иронией и глубокими обобщениями.
Автор при этом сохраняет позу наблюдателя, фиксирующего настроения действующих лиц и дающего свои заключения.
Образы и мотивы древнегреческой лирики: пир, перипетии любви, призыв к наслаждению перед лицом грозящей смерти и другие – служат созданию стилизованного поэтического мира с несколько условными персонажами и чувствами.
В лирических стихотворениях, в отличие от сатир, поэтические образы, связанные с реальностью, лишены бытовой детализации и “низменных” подробностей. В одах поэт раскрывает свой идеал жизни. И здесь он выступает в защиту тихой и умеренной жизни, вдали от суеты шумного города. Он предлагает придерживаться в жизни “золотой середины”, смирять свои страсти, довольствоваться малым.
Любовные стихотворения Горация изящны, но лишены серьезного чувства. Он упоминает многих женщин (Лидию, Хлою, Левконою, Барину и др.) и часто говорит о них в шутливом и ироническом тоне. Однако основным жанром творчества Горация последних лет являются послания – письма в стихотворной форме. Первый сборник “Посланий” был издан в 20 г.
Идя по стопам философа Эпикура, использовавшего жанр письма для популяризации своего учения и изображения своей жизни мудреца-философа, Гораций также излагает в письмах свои убеждения и рисует собственный портрет. Перед читателем раскрываются картины каждодневной жизни поэта, его характер и окружающая природа.
Он дает даже описание своей внешности.
Через шесть лет после выхода первого сборника “Посланий” поэт издает второй. Он состоит из трех писем на литературные темы. Наиболее значительно третье послание “К Писонам” (Наука о поэзии). В этом письме Гораций излагает свои взгляды на поэтическое творчество, дает советы поэтам, полемизирует с защитниками неправильных, с его точки зрения, теорий.
В “Науке о поэзии” Гораций предстает как теоретик римского классицизма. Свои взгляды поэт излагает в форме непринужденной беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь с практическими советами к своим читателям, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами.
Гораций требует от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призывает выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.
Он требует тщательного отбора слов, но вместе с тем выступает за постоянное обновление языка. Язык должен соответствовать тому жанру, в котором пишет поэт. Элегии подходит одна словесная форма, эпосу, комедии и трагедии – другая.
От стихотворной речи требуется не только меткость и красота, но и эмоциональная взволнованность. Поэт должен быть мыслителем, философом, глубоко образованным человеком. Гораций призывает учиться у греческих поэтов и наблюдать жизнь.
По его мнению, талант должен сочетаться с непрерывной кропотливой работой.
Особое внимание уделяет Гораций теории драмы. Его интересует классическая трагедия, служившая, по-видимому, источником для подражания некоторым современным поэтам, пытавшимся возродить в Риме этот жанр (например, Варию). К эллинистической драме восходит правило о том, что трагедия должна состоять из пяти актов.
Гораций спорит в “Послании” с представителями архаического направления, превозносящими древнюю римскую литературу и не считающимися с развитием языка и новыми эстетическими требованиями. Он не согласен и с теми, кто видит в поэзии лишь развлечение.
Поэзия, с точки зрения Горация, – высокое искусство, имеющее свои законы, требующие изучения.
⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/4×5841.html
Гораций «Оды» – краткое содержание – Русская историческая библиотека
читайте также Краткую биографию Горация и раздел Гораций «Оды» в статье Произведения Горация
В 23 г. до н. э. Гораций выпускает сборник лирических стихотворений, которые принято называть одами. Слова «ода» в переводе с греческого означает «песня». В это понятие античность не вкладывала представления о высокопарном и торжественном жанре, каким стала ода в литературе нового времени.
Оды Горация представляют собой исключительно своеобразное явление в истории лирической поэзии. Автор их – поэт, склонный к моралистическим рассуждениям, увлекающийся философией и размышляющий, как об этом свидетельствуют сатиры, об истинных ценностях жизни, – отрицательно относится к субъективной лирике типа стихов Катулла.
Оды Горация – лирические пьесы, очень разнообразные.
Некоторые из них – подражания греческим поэтам, в особенности Алкею и Сапфо; эти стихотворения показывают серьезное изучение греческой лирики, обдуманность работы; другие оды – самобытные произведения: в них Гораций выражает все чувства, все мысли свои; тон некоторых из них легкий, веселый, добродушный, характер других серьезный, торжественный. Многие из самостоятельных од Горация внушены ему фактами, имеют своею основой события и чувства, принадлежавшие действительной жизни. Вообще, ум преобладает над фантазией в одах Горация, так что господствующий элемент их – польза, рассудительность, практичность.
Гораций. Картина Дж. де Кирико, XIX век
Изучая оды в хронологическом порядке, насколько он известен нам, мы видим, что талант Горация постоянно развивался, произведения его совершенствовались и по содержанию и по форме, сила вдохновения в них возрастала с годами, отделка становилась изящнее.
В первой книге Гораций еще робко держится своих греческих образцов, во второй у него больше самостоятельности и по мыслям и по форме, а в третьей талант его достигает полного развития: поэт одинаково хорошо владеет и ходом мыслей и языком, нравственная серьезность чередуется у него с эротической шутливостью, слог разнообразен.
В эпоху принципата Августа, отмеченную увлечением греческим искусством IV в. до н. э. и стремлением к созданию монументальных архитектурных памятников, выражающих определенные идеи и вместе с тем гармоничных и классицистических по форме, Гораций хочет создать лирику «нового типа», отвечающую, как и «Энеида» Вергилия, идеалам содержательного и строго гармонического искусства.
Сторонник эпикурейской созерцательности, теории «довольства малым» и сохранения спокойствия мудреца во всех случаях жизни, он создает лирические оды, в которых тщательно подобранные образы должны служить иллюстрацией к излюбленной им «Горацианской мудрости». Гораций сознательно избегает взволнованного тона, изображения страстей и горестных переживаний, которые давались Катуллом. Он придает разнообразным движениям души человека пластические, как бы застывшие формы.
В своих одах Гораций избирает образцами для себя знаменитых лирических поэтов Греции: Алкея, Сапфо, Анакреонта. В известном стихотворении о памятнике, вдохновившем Г. Р. Державина и А. С. Пушкина, римский поэт к числу своих заслуг относит то, что он впервые перевел «эолийскую песню» на «италийские лады»:
Памятник я воздвиг, меди прочнее он, Выше, чем пирамид царственных гордый взлет. Дождь, точащий гранит, и Аквилона вихрь Не разрушат его. Неисчислимый ряд Лет над ним пролетит и пробегут века. Нет! Не весь я умру, лучшая часть меня Похорон избежит. Слава моя цвести
Будет вечно, пока в Капитолийский храм[1]
Жрец восходит и с ним дева молчащая. Стану известен всем. Скажут: родился я
Там, где Ауфид[2] шумит, там, где некогда Давн
В бедных водой полях правил сельской страной,
Ставший царем беглец[3]. Первый я перевел
Песнь эолийскую на италийский лад. Будь же мною горда, о, Мельпомена, взяв Лавр дельфийский, увей с лаской чело мое!
(Пер. И. В. Вулих)
Книга I од начинается целым каскадом стихотворений, написанных различными размерами: сапфическая и алкеева строфа, Асплепиадов стих и др.
Тщательно отбирая образцы и мотивы из стихотворений древнегреческих поэтов, Гораций окрашивает их в одах своими настроениями, вкладывает в них свою «житейскую мудрость», как бы примиряя между собой мотивы радости жизни перед лицом грядущей смерти, постоянные у греческих поэтов, с эпикурейской «теорией наслаждения».
В одах использует пиршественные и политические мотивы лирики Алкея для своеобразной стилизации современной политической темы (Октавиан и Клеопатра, битва при Акции), а весь круг образов греческой лирики для известной поэтизации материала, всегда как бы приподнятого над будничной повседневностью.
Оды Горация разнообразны по темам. Среди них есть дружеские послания, гимны богам, отклики на политические события, любовная лирика, лирика размышления. Каждая ода – плод тщательной, почти ювелирной работы. Каждое слово взвешено и обдумано, в каждом описании, в экономно употребляемых определениях и эпитетах даны самые существенные, важные для Горация особенности героя, пейзажа, настроения.
Роскошь персов мне ненавистна, мальчик. Не люблю венков из цветов садовых, Не ищи, прошу, в уголках укромных Розы осенней. Мирт простой ничем украшать не надо, Он хорош и так. Мирт идет и слугам. Он и мне пристал, когда пью под сенью Лоз виноградных.
(Пер. П. В. Вулих)
Гораций всегда обращается в одах к какому-нибудь адресату, он побуждает его принять решение, помогает обрести мудрую позицию в жизненных невзгодах:
Хранить старайся духа спокойствие В тяжелом горе, в дни же счастливые Не опьяняйся ликованьем Смерти подвластный как все мы, Деллий.
(Пер. Н. В. Вулих)
Часто, как и в сатирах, Гораций раскрывает в одах свой идеал жизни. И здесь он выступает в защиту тихой, созерцательной жизни вдали от суеты шумного города, в окружении празднично-приподнятой природы, населенной прекрасными божествами (фавнами, нимфами, сатирами):
Тот, кто золотой середине верен, Верь мне, избежит и убогой кровли, Избежит дворцов, что питают зависть Пышным убранством.
Чаще вихри гнут великаны-сосны, С высоты быстрей низвергают башни, Молнии легко поражают в бурю Горные выси.
Вот пасут пастухи жирных овец стада; Лежа в мягкой траве, тешат свирелью слух Богу Пану, ведь он бдительно скот хранит В темных рощах Аркадских гор.
(Пер. Н. В. Вулих)
Пейзажи, рисуемые в одах Горация, напоминают стенную живопись этой эпохи, живопись, которая, как и занятия другими видами искусств (поэзией, музыкой), служила украшением римского быта и призвана была окружать обитателей дома элементами поэтического «бытия», как бы приближавшего человека к сфере муз и царству богов.
Да и самый образ лирического поэта, даваемый в одах Горация, – этого наделенного высокой восприимчивостью любимого божествами певца, занимающего среди людей особое избранное положение, отличается от того автопортрета, который давался в сатирах.
«Горацианская мудрость», излагавшаяся в «Беседах», переводится в одах в иной регистр, приобретает высокий поэтический характер и должна быть как бы увековечена приобщением к благородному искусству лирики.
Любовные стихотворения Горация лишены серьезного чувства. Приверженец эпикурейской философии, он избегает серьезных и волнующих увлечений. Он смотрит как бы со стороны на своих многочисленных героинь, всех этих лидий, хлой, левконой, барин и т. п., с изяществом, а иногда и с легкой иронией рисуя их непостоянство, легкомыслие, их преходящие увлечения и мимолетные печали.
Император Октавиан Август (“Август из Прима Порта”). Статуя I в. по Р. Х.
Автор фото – Till Niermann
В сборнике стихотворений, изданных в 23 г. до н. э., Гораций проявляет еще известную сдержанность по отношению к Октавиану, хотя в ряде стихотворений III книги (ст.
1 – 6) и затрагивает моральные темы, пытаясь примирить республиканские представления о долге, чести, воздержанности с теми реформами, которые предлагает провести Август, чтобы возродить прежнюю религию и утраченные нравственные добродетели. В одной из од он возлагает надежды на кротость и миролюбие Августа.
Гораций вспоминает героя Первой пунической войны Регула, который попал в плен к карфагенянам и был послан ими в Рим с предложением выкупить своих пленных и заключить мир с Карфагеном.
Суровый и мужественный Регул убеждает римлян не делать ни того, ни другого и возвращается в Карфаген на мучительную смерть. В другой оде Гораций приводит миф о троянском происхождении римлян.
Однако и в этих парадных стихотворениях он по-прежнему отстаивает право человека на свободу внутреннего мира и дает образ поэта, живущего вдали от суетной толпы.
В 17 г. до н. э. в Риме торжественно праздновалось «обновление века» (так называемые «секулярные игры»), которое приурочивалось к окончанию гражданских войн и должно было знаменовать «начало новой счастливой эры под эгидой Августа». Горацию как крупнейшему поэту (Вергилий умер в 19 г. до н. э.) было поручено составление праздничного гимна.
В этом официальном гимне поэт прославляет Октавиана Августа и его реформы, возвеличивает римское государство, воспевает «начало нового века». Гимн написан в торжественном стиле культовой песни.
Раньше Октавиан Август, как это видно по сохранившимся отрывкам его писем, был недоволен тем, что Гораций недостаточно часто упоминал о нем в своих произведениях.
Около 13 г. до н. э. Гораций пишет свою IV книгу од. Это был период, когда многим казалось, что наступила пора особого могущества и величия Рима.
Октавиан только что вернулся в Рим после трехлетнего пребывания на Рейнской границе, были усмирены германцы и даки, окончены походы против винделиков и альпийских народов.
В IV книге од Гораций торжественно воспевает Августа, возвеличивает его пасынков Тиберия и Друза и фактически становится «певцом рода Юлиев».
Оды четвертой книги были последними песнями Горация: утомленный и уверенный в бессмертии своей славы, он простился ими с публикой. В них соединены все достоинства и недостатки его лирики, главные из которых: красота формы, изящество стиха и языка, узкая прозаичность мыслей, отсутствие поэтического энтузиазма, возвышенной идеальности.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2229-goratsij-ody-kratkoe-soderzhanie
Оды и поэмы Горация
Когда после убийства Цезаря в Афины прибыл Брут, Гораций перешел на сторону республиканцев и получил в их войске звание военного трибуна. Поражением Брута под Филиппами (42 г. до н. э.) и разгромом республиканской партии закончился период юношеских увлечений Горация: мечты о римской свободе развеялись, впереди была новая жизнь.
Гораций бежал с поля боя, “бросив щит”, и “с подрезанными крыльями” возвратился в Рим после объявления амнистии. Гораций оказался в затруднительной ситуации: имение отца было конфисковано, средств для существования не было.
Бывший руководитель легионов вступил в коллегию квесторских переписчиков, в обязанности которых входило переписывание законов, протоколов и других государственных документов. Гораций купил должность переписчика. На это время (30-е гг. до н. э.) приходится начало его литературной деятельности. “Отважная бедность”, по его признанию, побуждала Горация писать стихи.
Свои первые стихотворения Гораций назвал “Эподы”, лирические стихи. Тогда же он начал писать и сатиры. Сборник “Эподы” состоит из 17 стихотворений, написанных ямбом на близкие Г. темы из современной ему действительности (изданные в 31-30 гг. до н. э.).
Гораций издал две книги сатир – первую ок. 35 – 34 гг. и другую – ок. 30 г. Сатиры были созданы по образцу греческих “бесед”. Повседневные явления, незаметные факты без политической остроты служили для Горация материалом для создания сатир (10 – в 1-и книге, 8-в 2-и).
Эти первые литературные попытки Горация предрасположили к нему внимание Вергилия, который увидел в нем талантливого поэта. В 38 г. до н. э. Гораций был представлен Вергилием и Барием Меценату и в скором времени вошел в его кружок, который объединял поэтов – сторонников нового режима. В 33 г. до н. э. Г. получил от Мецената в дар небольшое поместье вблизи Тибура – Сабинское имение.
Трудные испытания войны не создали из Горация бойца. Они вызвали у него желание покинуть политическую борьбу. Мир, установленный Августом (Цезарем Октавианом) после гражданских войн, приклонил поэта на его сторону. Гораций разделял убеждения Августа о необходимости возрождения бывшей строгости и простоты обычаев в Риме и поддерживал его мероприятия, принятые ради этого.
Произведения Горация предрасположили к себе внимание Октавиана Августа, который предложил поэту стать его личным секретарем, от чего Гораций отказался. Постепенно Гораций стал “певцом” Августа. В 30- 20-е гг. до н. э. создал три книги од.
Под названием “Песни” в 23 г. до н. э. он издал сборник лирических стихов (в 1 кн. – 38 од, в 2 – 20, в 3 – 30 ). Г.
написал еще книгу посланий и был намерен оставить поэзию ради философии, но Август стал требовать новых стихов, которые бы прославляли подвиги его пасынков Тиберия и Друза.
Содержание од разнообразно: обращение к друзьям, любви, мысли о быстротечности жизни, призывы к гражданскому примирению, прославлению Августа. Во многих одах Гораций использует разнообразные стихотворные размеры, новые для римской лирической поэзии.
Поэт настраивает лиру на новый лад и пропагандирует свое главное требование – принцип “золотой середины”. Он призывает к удовлетворению малым, воздержанию, которое закаляет человека.
Она же является ручательством достойного поведения на войне, ручательством бессмертной римской добродетели..
Оды Горация целиком справедливо считают его наилучшими произведениями. Безупречность формы при краткой выразительности языка – результат тщательной хлопотливой работы.
Его художественные приемы, выбор лексики зависят от темы и идеи стиха, от изображаемого предмета. В одах, которые прославляют Августа, захватывает мудрость правителя; его власть – власть умная.
Могущество Августа сравнивается с могуществом Юпитера, верховного божества.
В одах, посвященных любви, Гораций предстает кутилой, который воспевает вино и чувствительные наслаждения, не заботясь о будущем, о завтрашнем дне. В любви Горация, несмотря на богатство женских образов, нет страсти настоящего чувства.
Размышляя о значении своего творчества для Вечности, о месте поэта и поэзии в системе человеческого бытия в знаменитой оде (кн. С, ода 30) “Памятник” (“Exegi monumentum”), Гораций говорит о своих конкретных заслугах, например: ознакомил римлян с греческой лирикой – искусством Алкея, Сафо, Анакреонта. Так, поэт смертен, но его произведения – вечные, утверждает Гораций.
В 17 г. до н. э.
, выполняя почетную доверенность Августа, Гораций создал “Юбилейный гимн”, “вековечную песню” для трехдневных всенародных торжественностей, которые сопровождались жертвоприношением богам и в которых принимали участие благородные люди Рима. В этом торжественном гимне в честь Аполлона и Дианы Гораций обращается к богам с просьбой о славе, об укреплении могущества и процветании Рима и богоподобного Августа.
В это самое время (19-14 гг. до н. э.) появилась вторая книга “Посланий”. Хотя поэтические письма до Горация и были в творчестве Луцилия и Катулла, но лишь Гораций дал законченное художественное оформление эпистолярному жанру в поэзии.
Первая книга посланий (20 г. до н. э.), написанная на разнообразные темы философского характера, близка к сатире.
Тон посланий отличается большей серьезностью, которая объясняется не только жанром и предметом изображения, а и возрастом поэта. Покой, свобода духа, преодоление неразумных желаний – основные мысли первой книги посланий.
Свою задачу Гораций видит в том, чтобы передать эту истину людям своего круга и научить их жить правильно, согласно обстоятельствам его времени.
Большое любопытство в исторически-литературном аспекте представляет вторая книга “Посланий”, которая состоит из трех писем: “К Августу”, “К Флоре”, “Послание к Пизонам”, известное в литературе под названием “Об искусстве поэзии”.
В “Послании к Флоре” Гораций жалуется на непостоянность читательских вкусов, на хвастливых поэтов, которые признают лишь свой талант. Свои взгляды на поэзию Гораций подробно излагает в двух других посланиях.
В “Послании к Августу”, которое было создано по желанию императора получить произведение, посвященное ему талантливым поэтом, Гораций подчеркивает культурное и моральное значения поэзии, которая формирует и направляет человека, утешает и приносит исцеление.
Так же Гораций выступает против архаистов, считая их стиль весьма жестким, против грубого комизма, которым интересуются даже просвещенные зрители.
“Послание к Пизонам” (“Об искусстве поэзии”), обращение к аристократическим семьям, близким к литературе, – не что иное, как своеобразная “Поэтика”, которая отображает взгляды Г. на поэзию, литературу, поэта.
Это послание повлияло на все развитие европейской литературы. В частности, французский классицист Н.
Буало в своей “Поэтике”, которая заложила основы “новой литературы”, следует за Горацием не только в идейном содержании, а и даже в композиции.
В “Послании к Пизонам” Гораций говорит о божественном значении поэзии, о ее способности влиять на людей с помощью посредника – поэта, который наделен не только талантом, а и трудолюбием, и мастерством.
Простота, сжатость и понятность содержания в объединении с взвешенностью и продуманностью формы – суть успеха поэтического произведения. В связи с этим нужно тщательно подбирать слова, а помогать в этом должен беспристрастный анализ критика.
Основная задача поэта – радовать, наставлять, волновать – должна проявляться во всех жанрах, но с особой силой – в трагедии. В этом жанре можно возродить старинные традиции, а с их помощью – и давние благопристойные обычаи.
Классически утонченно, с выразительной простотой Гораций обобщает в “Послании к Пизонам” свои мысли о задаче поэта, цели поэтического творчества. Это не что иное, как приносить пользу, воодушевляя, говорить вместе с тем приятное и полезное для жизни, таким образом, развлекая, поучать.
Большую часть своей жизни Гораций проводил в своем Сабинском имении. Он умер в 8 г. до н. э., оставив сравнительно небольшое количество произведений, которые принесли ему бессмертную славу. Творчество Горация противоречивое: прославляя Августа и Мецената, он старается остаться в кругу тем частной жизни; тяготея к “малым формам”, он пишет послание.
Творчество Горация, поэта всеобъемлющего по количеству изображаемых тем, осталась не только рядом в истории золотого века римской литературы, но и в истории литератур многих народов и стран. Действительно, “лучшая часть” произведений “избежала смерти”, так как, пока живут на земле люди, которые любят и читают умные книги, будет жить и Гораций.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Оды и поэмы Горация
Другие сочинения по теме:
- Творчество Горация одна из вершин римской литературы В перечне величайших поэтов золотой поры римской литературы, в первых его строках, фигурирует имя Квинта Горация Флакка, автора многих гимнов,…
- Сочинения Овидия и Горация – шедевры мировой поэзии Античная поэзия определила путь развития всей мировой литературы. Значительной популярности в более поздние времена приобретает не только греческая, а и…
- Ода Горация “До Мельпомене” у перекладах російських поетів Слово вчителя. Напевно, кожний поет один раз замислюється про місце своєї поезії в житті суспільства, про долю своїх добутків. І,…
- Квинт Гораций – величайший поэт “золотой эпохи” римской литературы Как известно, выражение “золотая эпоха” означает период высочайшего взлета, расцвета чего или кого нибудь. Для древнеримской литературы – это время…
- Аналіз вірша Державіна “Пам’ятник” Великий росіянин поет Державін Гаврило Романович один раз переклав вірш відомого поета Древнього Рима Горация “Пам’ятник” на свій лад. В…
- Художественный анализ поэмы Блока “Возмездие” Блок некогда утверждал, что не будь “Незнакомки” и “Балаганчика”, не было бы написано “Куликово поле”. Кто знает: не будь многолетней…
- Анализ поэмы Маяковского “Облако в штанах” Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался…
- Особенности жанра поэмы А. Ахматовой “Реквием” А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в…
- Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны “Бородино”…
- Анализ поэмы Лермонтова “Исповедь” В поэме “Исповедь”, которая стала исходной для позднейших поэм – “Боярина Орши” и “Мцыри”, те же мотивы наказуемости любви на…
- Своеобразие поэмы “13 полос и 48 звезд” Органическое сочетание лирического, героического и сатирического определяет своеобразие поэмы “13 полос и 48 звезд”. Она написана в форме путевого дневника…
- Стихотворения и поэмы Александра Ивановича Полежаева (1804-1838) В 1832 г. появились две книжки молодого поэта, обратившие на себя внимание новизной содержания и проникшими в общество сведениями о…
- Краткое содержание поэмы Вознесенского “Авось!” “Но здесь должен я Вашему Сиятельству зделать исповедь частных моих приключений. Прекрасная Консепсия умножала день ото дня ко мне вежливости……
- Анализ поэмы Лермонтова “Измаил-Бей” Как художественное целое, поэма “Измаил-Бей” отличается очень высокими красотами языка и образов, искусным построением фабулы. Помимо главного мотива – борьбы…
- Романтические поэмы Пушкина По возвращении из путешествия Пушкин оканчивает начатую еще на Кавказе поэму “Кавказский пленник” (1820-1821). Он стремился воссоздать в ней характер…
- Тулл Гостилий. Поход на Альба Лонгу. Горации и Куриации. Суд над Горацием Война Рима и Альба Лонги. После смерти Нумы римляне избрали своим царем человека по имени Тулл Гостилий. Он был полной…
- Творческая история поэмы. Зарождение образа Демона Время, когда формировалось мировоззрение Лермонтова, когда развивалось его литературное дарование, в истории нашей родины отмечено, с одной стороны, печатью тяжелой…
- Творческая история создания поэмы “Демон” Поэма “Демон” имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением. Первоначальный замысел поэмы…
- Лирический импульс поэмы “Флейта-позвоночник” Лирический импульс поэмы “Флейта-позвоночник” (1915) также составляет любовная коллизия, в ней тот же герой – Владимир, “равный кандидат и на…
- Бурлескные поэмы Василия Ивановича Майкова Во французской литературе XVII в. различались два типа комических поэм: бурлескная, от итальянского слова – шутка и герое-комическая. Самым ярким…
Источник: https://ege-russian.ru/ody-i-poemy-goraciya/