Отзыв о романе «герой нашего времени» для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

Книга «Герой нашего времени»

Приличный автор в моем понимании напоминает какой-нибудь салат с майонезом, который должен какое-то, довольно значительное время, постоять в холодильнике, дабы достигнуть нужной консистенции.

Сие малораспространимо на поэтов, которых привечает именно какой-то природный талант, что касается прозы, то, какой величины бы не было естественное дарование, написать “Войну и мир” в одну неделю невозможно.

Можно только прочитать, если отложить все дела.

Потому величайший талант Михаила Юрьевича Лермонтова, по моему глубочайшему убеждению, именно в его прозе, которой, увы, так мало.

Обратите внимание

Не доживший до двадцати семи лет Лермонтов являет миру нереальную для подобного возраста зрелость, для меня загадка, как, в общем-то довольно молодой человек, смог должным образом привести в порядок свои мысли в столь юном возрасте.

Вообще, “Герой нашего времени” был мною прочитан еще в школе и, хотя запомнился, особенного впечатления не произвел. Школа не то место, где человек вообще может хоть как-то оценить чужое творчество. Все поставлено на поток, конвейер из книг, из мыслей, из суждений.

В итоге, как мне кажется, “Герой нашего времени” напоминает гимн Советского Союза, когда многие знают наизусть слова, но над содержанием сроду никто не задумывался. Понимание возраста Лермонтова, к сожалению, очень мешает, хотя я давно уже для себя решил, что гений может быть только акселератом. Во всяком случае, применительно Михаилу Юрьевичу, это очень справедливо.

Когда-то я прочитал “Княгиню Лиговскую”, недописанную Лермонтовым предысторию “Героя нашего времени” и только тогда по настоящему оценил Лермонтова, как прозаика. Сравнивать его с Пушкиным было бы некорректно, потому что это были абсолютно разные люди и, что очень важно, из разных поколений.

Те 11 лет, на которые Пушкин больше прожил на этом свете, в руках гения могут быть вечностью.

Перенасыщенная событиями жизнь, трудный опыт и тяжесть, невероятная давящая тяжесть – всего этого в “Герое нашего времени” с избытком. Где же она, легкость молодости, была ли она вообще? Самооценку вообще редко встретишь у кого-то из авторов, причем настолько объективную.

Критика вообще в свой адрес обычно звучит для того, чтобы добрать баллов до достоверности. Здесь же, когда повествование идет то от первого лица, то от третьего, но Лермонтов олицетворяет себя с Печориным, это факт.

В своих мистических тонах в этом произведении Михаил Юрьевич предсказал свое будущее и подвел итоги своего жизненного пути. Роман напоминает последнее письмо утром перед дуэлью. Во всяком случае, интонацией, тембром звучания.

Важно

Этого произведения вполне достаточно для изучения личности Лермонтова, в нем есть все и много больше.

Всегда мне казалось, а факты из жизни поэта тому подтверждение, что он именно так и жил, ибо знал, чувствовал, ощущал свой взлет и неминуемый конец. Качество определяет количество. Наша жизнь напрямую связана с нашим отношением к смерти. Шел всегда только своим путем, красиво жил, красиво умер. Кому-то летать, а кому-то ждать старости. Как-то так.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000369820-geroj-nashego-vremeni-lermontov-m

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» по праву считается первым психологическим романом в русской литературе.

В основе повествования — история жизни главного героя, Григория Печорина. Произведение состоит из пяти частей, расположенных не в хронологическом порядке, однако в этом есть своя логика. Писатель постепенно начинает погружать читателя во внутренний мир его героя, циника, прожигателя жизни, ни во что не верящего, противоречивого и неоднозначного.

При всем при этом «Герой нашего времени» — это и философское произведение, ставящее перед читателем важнейшие вопросы о смысле жизни, о роли фатума; это еще и любовный роман, увлекательный, волнующий и трагический.

Написанный в позапрошлом веке «Герой нашего времени», не теряет своей актуальности, потому что в каждом поколении есть свои герои, свои Печорины, свои «лишние люди».

В произведение входит:

8.56 (396)
8.38 (371)
8.32 (376)
  • Часть вторая (Окончание журнала Печорина)
8.66 (404) 3 отз.
8.63 (412) 1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



1934 г.
1951 г.
1953 г.
1956 г.
1958 г.
1968 г.
1972 г.
1972 г.
1972 г.
1976 г.
1977 г.
1977 г.
1978 г.
1980 г.
1980 г.
1981 г.
1981 г.
1982 г.
1982 г.
1983 г.
1983 г.
1984 г.
1985 г.
1988 г.
1990 г.
1995 г.
2002 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2006 г.
2006 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г.
2011 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2005 г.
2007 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Издания на иностранных языках:
1989 г.
2011 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Страницы: 12

Domini, 22 марта 2011 г.

Роман «Герой нашего времени» до сих пор не потерял своей актуальности. Каждое новое поколение выдвигает своих героев, формирует свои идеалы.

В образе Печорина М.Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном развитии».

Печорин- персонаж романтический, в его нраве мы видим глубокое одиночество и отрешенность.

Но, тем не менее, он — натура глубоко одаренная, он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам.

Одна из основных черт его характера — внутренний конфликт души и разума. М.Лермонтов в образе Печорина говорит, что подобные люди в большей степени жертвы общественного строя.

Главный герой искренне не желает причинять боль и страдание. Но получается так, что беду он приносит людям, которые его искренне любят.

Совет

В связи с этим хотелось бы поговорить о самом трогательном образе романа — Бэле. Девушка с открытой и нежной душой, выросшая в единстве с окружающей природой. Она горда, как истинная дочь гор. Но даже любовь этой девушки не смогла растопить лед в душе Печорина.

Постичь глубину натуры Григория смогла только Вера, но она замужем и их отношения невозможны.

Была ещё одна девушка, в судьбе которой герой оставил глубокий след. Княжна Мери. Её душе свойственны благородные, человеческие мотивы, она обладает быстрым умом. Даже безответная любовь к Печорину не убивает в её сердце радость и сострадание.

Замечательный персонаж романа – Максим Максимыч. Эта чуткая, внимательная натура долго хранит в сердце отцовскую любовь и уважение к Григорию не смотря на глубокую обиду во время их последней встречи. Люди подобные Максиму Максимычу на многое способны ради дружбы, они освещают и согревают окружающих своим душевным теплом.

Все образы этого текста необычайно лиричны, ведь М.Ю.

Лермонтов пишет первый психологический роман в русской литературе и соответственно в этом тексте особый хронотоп: пространство и время расположены не в линейном порядке, автор меняет порядок изложения событий, позволяя увидеть героя, как с точки зрения самого персонажа, так и с точки зрения автора. Не случайно искать себя Григорий отправляется нам Кавказ. Ведь именно Кавказ в русской литературе связан с буйством чувств, свободой и страстью. Автор рисует своему читателю чудесные пейзажи, которые добавляют особый колорит стилю произведения.<\p>

Вообще, роман, прежде всего о мире и обществе. Один из главных вопросов: почему люди столь одиноки и несчастны. Судьба каждого человека наполнена и трагедией и радостями, но полного счастья не получает никто. Это закон жизни.

Особая завораживающая сила этого произведения в правде жизни, проникновении в человеческую душу и в великолепном слоге.

Отважная, 2 ноября 2014 г.

У некоторых еще со школы засел в голове стереотип о том, что Печорин — не самый положительный персонаж, «лишний» человек, совершающий кучу поступков, которые вредят другим, и всё в таком духе.<\p>

Какое счастье, что есть люди, не подверженные подобным домыслам. Ведь именно с ними можно восторжено раз за разом обсуждать данную книгу.

Для меня Печорин — сильная личность, которой я очень симпатизирую. И мысли короторого мне часто близки.

И это не он плохой, а мир, окружающий его. Разве он виноват в том, что общество вокруг слишком примитивно, слишком поддается влиянию, слишком поверхностно и не очень умно?

Обратите внимание

Ведь Печорин знает людей, как облупленных. Знает, что будет чувствовать Бэла, княжна Мэри, Грушницкий… предугадывает все их действиях. И потому неудивительно, что ему скучно. И так же неудивительно, что он пытается разнообразить свою жизнь хоть как-то.

Любому было бы скучно в мире, где для тебя уже по сути не осталось ничего нового.<\p>

Возможно, будь общество примерно равно Печорину по интеллекту, он бы не смотрел на него свысока, не был бы порой столь циничен, относился бы добрее к миру.

А так ему больше ничего и не остается.<\p>

Ну и конечно, всего «Героя» можно растащить на цитаты. Я частенько перечитываю эту книгу и каждый раз нахожу какую-то новую, поразительно точную мысль, над которой раньше не задумывалась.

«Герой» — гениальное произведение, вне сомнений.<\p>

Peter VY, 9 мая 2014 г.

Нет в мире силы сильнее времени.<\p>

И нет более объективного показателя меры «гениальности, талантливости, посредственности итд» художественного произведения как его способности подтверждать свой класс из поколения в поколения из века в век.

Много ли Вы знаете произведений которые через 170 лет без всякой скидки на возраст, при совершенно невероятной конкуренции со стороны миллионов появившихся (и использующие огромный опыт человечества) новых произведений подтверждает свой уровень раз за разом.

Сейчас в мире столько всего замечательного достойного того что бы с этим познакомится, что на все уже у человека не хватит жизни. Причем за бортом оказываются даже не просто хорошее и интересное а уже просто замечательные вещи.

Я уверен, что Герой нашего времени по прежнему то, что надо обязательно прочитать. И не для общего культурного развития ( а такое чтение тоже необходимо) а просто потому даже сейчас в 21 веке это просто очень интересное и очень сильное чтение.

<\p>

В свое время я пытался себе представить, что из себя должен представлять Лермонтов как личность, что бы тогда написать ТАКОЕ. Мне даже жутко становится от чувствования насколько этот человек опередил свой век. Как ему там было одиноко и тошно. Я думаю что его дуэль это была подсознательный поиск смерти т.к.

Важно

жизнь была непрекращающейся мукой. Если здесь есть верущие люди, когда будете в церкви помолитесь за Михаил Юрьевича.

Вихрь, 14 марта 2013 г.

Честно говоря, мне понятны чувства некоторых читателей и особенно читательниц, относящихся к Печорину с нескрываемым обожанием и чуть ли не с восторгом.

Ведь Григорий Александрович вовсе не дурак, он — умён, образован, эрудирован, является знатоком человеческих душ и поступков, смел в бою, имеет приятную наружность…

Я сам чуть было не начал симпатизировать Печорину при чтении его дневника…

Но всё-таки не надо забывать, что Печорин — зло. Он — отрицательный персонаж, своеобразное собрание пороков, присущих «лермонтовскому» поколению, совершающее порой свои злодеяния совершенно осознанно и наслаждающееся чужими и своими страданиями. Он сам в своём журнале сравнивает себя с вампиром.

Причём, Печорину такое сравнение даже нравится!<\p>

В иных рецензиях и отзывах говорится, что бедный Печорин-де является жертвой существовавшего тогда политического строя и порядков, мешающим ему отправить свою энергию в полезное для других людей русло. А по моему, Печорин — никакая не жертва каких-то несправедливых порядков, таким он уж уродился.

Это, напротив, посторонние люди являются его жертвами. А разрушает судьбы и надежды, будь-то своего приятеля Грушницкого или «дикарки» Бэлы, он только потому, что не может иначе. Он уже превратился в этакого вампира, который не может жить не причиняя страдания другим.

И не надо стараться понять его или оправдать (есть у нас такая тенденция оправдывать всяких мразей и подонков, мотивируя тем, что у мразей этих было-де трудное детство, они страдали от одиночества, окружающие их обижали и т.д, и т.п.), его нужно просто уничтожить.

Михаэль, 15 мая 2018 г.

О, проза, Классическая Русская Проза! Русская Классика, на удивление небольшой и монолитный свод текстов, надолго (как бы не навсегда…) определивший матрицу российской если не жизни, то уж культуры точно!

Совет

Правда за двести ( с позже вышедшими книгами 150-120 лет) условный цикл «Русская Классика» так прилежно изучали, преподавали и «проходили», что читать, воспринимать как просто художественную литературу, разучились начисто.

«Герой нашего времени» один из знаковых романов в культурном феномене Русской Классики.

В своем отзыве я постараюсь максимально далеко отойти и от «школьного» и от «антишкольного» понимания книги и отношения к ней.

Начну издалека, но по древу не буду растекаться.

Есть любопытный феномен (частью которого являюсь и я сам, чего уж…), это фанатские сообщества.

Люди проводят огромное количество времени, и тратят много душевных сил, разбирая, анализируя, вгоняя в систему и выискивая тонкие связи, в книгах, относящихся к беспримесно развлекательному жанру, которые сами авторы часто воспринимают намного легче, чем поклонники.

То есть тончайшие анализы психологии, мотиваций, интертекстуальных связей, культурных отсылок и тп., а в основе — натуральная космоопера с лучевыми мечами, или фэнтези про мужика с вооот такееенной секирой.

Источник: https://fantlab.ru/work238543

Отзывы читателей о книге «Герой нашего времени» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Михаил Лермонтов — MyBook

“…жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха…”

“Героя нашего времени” я читала в школе. Честно говоря, не помню своей реакции, но сюжет остался в памяти – перечитывая более 20 лет спустя, я с удивлением обнаружила, что почти все помню. Наверное, сейчас мне книга понравилась больше, читать мне было легче, интереснее.

Когда молод, больше обращаешь внимание на сюжет, не на психологию или философию, сейчас же сюжет отошел для меня на второй план.

Изумительна, тонка, виртуозна работа, проделанная Лермонтовым в описании сложных чувств героя, его мыслей, бесчисленные попытки понять себя, разложить по полочкам свое “я”, докопаться до истины.

Печорин – умный, талантливый, образованный молодой человек, утомленный своей жизнью, своим окружением, своими женщинами, своими мытарствами и своей вселенского масштаба скукой.

Отчего же ему скучно? Видимо оттого, что этот человек способен на большее, нежели праздное времяпрепровождение в великосветских гостиных Петербурга: пустая болтовня и ужимки столичных красавиц его напрягают, нарочитое бахвальство титулованных господ разочаровывает, фальшь модных франтов раздражает…

Но и на Кавказе ему тоскливо.

Бестолковая гарнизонная муштра, жалкое подобие балов и других светских развлечений, отсутствие действительно интересного занятия, способного поглотить его целиком, – все это составляющие воинской службы офицера в ссылке.

Обратите внимание

Вот он и развлекается, как может: сначала Бэла – экзотическая, но быстро надоевшая игрушка, затем княжна Мери – девушка-предмет для спора, редкая птичка, легко попавшаяся в силки опытного охотника.

И везде смерти. Печорин – действительно фаталист, как зловещий шлейф за ним всюду тянутся смерти, слезы, трагедии. Вы думаете он не рад был видеть искреннего Максима Максимыча? Дело в другом: в воспоминаниях. Ему не хочется заново переживать ту давнюю трагедию, терзать себя за то, как жестоко оно обошелся с юной горянкой Бэлой – вот в чем истинная причина его холодности!

Что ему не хватает? Видный офицер, блестящий оратор, франт, любимец женщин, богат, остроумен, хорош собой – за него любая мать готова отдать самое святое, что есть у нее – свое дитя. Но нет, ему это ни к чему.

Он не приспособлен к семейной жизни, жизни взаперти и в рамках, супруга наскучит ему даже прежде, чем они пойдут под венец.

Это такой человек или жизнь такая? Ведь можно получать удовольствие от путешествий, от какого-то дела – развития новой мануфактуры или выращивания новой культуры, проведения научных изысканий и опытов, претворения в России, в своем поместье, чего-то нового, привезенного из-за границы, благотворительности наконец… Он ничем не увлечен, а женщины и охота ему быстро надоедают. И чтобы как-то развлечь себя, он играет. Играет людьми, их чувствами, наслаждаясь и рыдая, терзаясь и насмехаясь – но и это быстро ему наскучивает.

У Печорина нет цели в жизни, при том, что духовные силы его необъятные, он чувствует, что может сделать многое, способен на многое, но ничего для этого не делает.

Мог бы он сделаться революционером, посвятить свою жизнь борьбе с реакционным самодержавием, как пытались сделать декабристы до него? Мог бы, я думаю, но опять же – он слишком кот, который гуляет сам по себе, слишком умен и ленив для этого, слишком эгоистичен.

Мне искренне жаль этого человека – прожить жизнь и быть недовольным ею – это самое печальное, что может получить человек в итоге.

Важно

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…

Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнил их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни.

Мне очень понравилась композиция романа: сначала предисловие автора, затем приманка в виде рассказа Максима Максимыча о Бэле и о нем самом, кульминация-разъяснение – “Княжна Мери” (боже, какой язык! наслаждение!), и развязка-жирная точка в виде “Фаталиста”.

Не совсем поняла назначение “Тамани” – это чтобы еще больше привлечь читательский интерес к герою или что-то другое, чего я, увы, не уловила?

В качестве итога: я бы хотела продолжить перечитывание школьных произведений – ведь совсем по-другому смотришь на них!

Источник: https://MyBook.ru/author/mihail-yurevich-lermontov/geroj-nashego-vremeni/reviews/

Лермонтов М. Ю., роман

Искусство и развлечения 17 октября 2016

Самым известным прозаическим произведением М. Ю. Лермонтова можно смело назвать роман «Герой нашего времени». Отзывы современников писателя о произведении были восхищенными.

Во-первых, потому что книга стала первым лирико-психологическим романом в России. Во-вторых, Лермонтову на момент написания романа было только 24 года.

Поговорим о произведении, его героях и мнениях критиков и читателей более подробно.

Романтизм и реализм в произведении

В первую очередь при анализе произведения не следует забывать о том, что был романтиком Лермонтов. «Герой нашего времени» (отзывы о произведении рассмотрим ниже) сочетает в себе тем не менее два начала – романтическое и реалистическое.

Первое особенно остро проявилось в образе Печорина. По сути, он типичный романтический герой. Юноша, разочарованный в жизни, противопоставленный обществу, непонятый, одинокий и потерянный.

Тем не менее есть в персонаже и реалистические черты, несвойственные романтическому герою.

Реализм проявился в описании художественного мира романа. Это и Кавказ, и характеры второстепенных героев. Например, создавая образ Максима Максимыча, Лермонтов обращается к реализму. Что касается описываемых в дневниках Печорина событиях, то они сочетают в себе черты обоих направлений. Нет в этом произведении и привычных для романтизма двоемирия и мистицизма.

Особенности конфликта

В этом произведении акцентировал основное внимание на внутреннем конфликте своего героя Лермонтов («Герой нашего времени»). Отзывы современников по этому поводу были разными. Например, Белинский также видел главную проблему романа во внутренних противоречиях Печорина. Их основой является двойственность героя.

С одной стороны, он способен тонко чувствовать, любоваться звездным небом, понимать красоту природы. С другой – Печен безжалостно убивает Грушницкого, насмешничает. Ему свойственна черствость, проявившаяся при встрече с Максимом Максимычем и после гибели Бэлы.

Внутри героя идет постоянная борьба – одна часть его личности жаждет приключений и действий, вторая – зло, иронично и цинично критикует эти порывы.

Видео по теме

Образ главного героя

Отзыв о книге Лермонтова «Герой нашего времени» главным образом основывался на образе главного героя. Именно о нем в первую очередь говорят критики и читатели. Итак, Григорий Печорин – главный герой романа. Он неординарен, умен, но несчастлив.

Сам Лермонтов писал, что в этом образе воссоздал современного человека, которого «слишком часто встречал в жизни». Печорин буквально состоит из противоречий по отношению к дружбе и любви.

Он занят поиском смысла жизни, предназначения человека, свободы воли, выбора пути.

Часто Печорин предстает в весьма нелицеприятном свете. Например, когда заставляет людей страдать, вмешивается в их судьбу, рушит их жизни. Тем не менее есть в его личности нечто, что притягивает к нему окружающих, подчиняет его воле, заставляет сострадать ему. Каждая глава книги открывает часть души героя, чтобы в конце перед читателем появилась полная картина.

Образ Максима Максимыча

Это один из основных персонажей романа «Герой нашего времени». Отзывы свидетельствуют, что Максим Максимыч производит на читателей и критиков куда более благоприятное впечатление, чем сам Печорин. И это не удивительно. Ведь это достойный уважения человек, добрый, открытый, довольный жизнью, иногда даже наивный. Но такая наивность только идет ему.

Впервые он появляется в главе “Бэла” в роли рассказчика. Именно его глазами читатель знакомится с Печориным. Однако простодушному Максиму Максимовичу сложно понять то, что движет главным героем. Слишком разные они с Печориным. Их породили разные эпохи. Именно поэтому так и обижает Максима Максимыча холодность молодого офицера при встрече.

Женские образы

Встречается немало женщин на страницах романа «Герой нашего времени». Отзывы читателей и критиков свидетельствуют о том, что и эти образы привлекают к себе большое внимание. Среди них Бэла, Вера, княжна Мери, ундина. Отличительная черта всех этих героинь в том, что они совершенно разные.

Каждая уникальна и не имеет общих черт с другими. Они выступают главными действующими лицами в 3-х частях произведения. Читая их диалоги с Печориным, мы можем судить о том, как герой относится к этому чувству, к чему стремится в любви и почему не достигает желаемого. Для этих женщин встреча с Печориным стала роковой.

И ни одной из них не принес он счастья.

Первой перед читателем предстает Бэла. Это страстная, гордая и живущая чувствами девушка. Встреча с главным героем приводит ее к гибели. Потом мы видим Мери Лиговскую, княжну. Она живет в своем мире фантазий. Барышня похожа на всех представительниц своего социального уровня.

Совет

Ей Печорин преподает жестокий урок, отнявший жизнь у Грушницкого. Ундина, случайная любовь главного героя, разительно отличается от этих женщин, хотя и имеет нечто схожее с Бэлой – их объединяет близость к природе.

И вот Лермонтов изображает Веру, единственную женщину, которая смогла понять Печорина и полюбить таким, каков он есть. Но и здесь главный герой терпит неудачу.

«Герой нашего времени»: отзывы о книге современников

Сразу после выхода книга была высоко оценена. Практически все критики отмечали то, что Лермонтову действительно удалось изобразить героя, вобравшего в себя основные черты людей переломной эпохи. Более того, некоторые, например С. Т.

Аксаков, заявляли после выхода романа, что Лермонтов-прозаик превзошел Лермонтова-поэта. В. В. Кюхельбекер считал главу «Мери» наилучшей в художественном отношении, так как основные действующие лица были изображены с особой реалистичностью. Однако сам Печорин Кюхельбекеру не понравился.

Он даже сокрушался, что Лермонтов истратил свой талант на описание «такого существа… как гадкий Печорин».

Даже Н. В. Гоголь оценил роман «Герой нашего времени». Краткий отзыв великого писателя можно описать в нескольких словах – лучшей прозы в российской литературе еще не было.

Единственным, кто не оценил творения Лермонтова, был император Николай I, давний недоброжелатель писателя. Он назвал роман отвратительным, а его героя «преувеличенным изображением презренных характеров».

Произведение, по его мнению, было вредоносным и растлевающим умы молодежи.

Отзыв Белинского

Огромный резонанс среди литераторов, критиков и даже политиков вызвал «Герой нашего времени». Отзывы о книге при этом были диаметрально противоположными.

И если люди, близкие к литературе, хвалили его, то чиновники и политики нещадно критиковали. Однако решающую роль в те годы играло мнение Белинского. А знаменитый критик открыто восхищался произведением.

Особое внимание он уделил сложному композиционному строению, которое помогло наиболее ярко раскрыть образ основного персонажа.

Белинский увидел и оценил реалистическое начало в романе. Он отмечал реальные черты в образе Печорина, которые и позволяют в литературном персонаже увидеть живого человека.

Отзыв о произведении «Герой нашего времени», написанный Белинским, акцентировал внимание не на пороках Печорина. Нет, критику удалось увидеть в нем грустную душу, которая не смогла найти своего места в современной эпохе.

И в том, насколько тонко и точно удалось Лермонтову изобразить эту грусть, критик увидел невероятный талант писателя.

Мнения о романе сегодня

Но что же думают современные читатели о романе «Герой нашего времени»? Отзывы, надо отметить, в основном положительные. И сегодня произведение находит отклик у аудитории, несмотря на прошедшие полтора столетия. И что самое интересное: мнение читателей практически не изменилось.

Все так же Печорину хочется сочувствовать, а его нелицеприятные поступки вызывают негодование. Все так же люди с любовью говорят о Максиме Максимыче. Особенно близок Печорин подросткам, так как их мучают те же вопросы о смысле жизни. Они аналогично ищут свое место, пытаются понять, как быть дальше.

Таким образом, стал романом на все времена «Герой нашего времени».

Отзыв для читательского дневника

Если вы хотите оставить свой отзыв, то его лучше начать с краткого описания мнений о произведении современников Лермонтова. Желательно отметить, что не все восприняли роман положительно. В связи с этим можно упомянуть Николая I. И после этого можно высказать свое мнение о произведении. Поделиться впечатлениями, которые возникли при прочтении романа, включить понравившиеся цитаты.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/119912/

Рецензия на роман “Герой нашего времени” – М. Ю. Лермонтов

 Рецензия на роман Михаила Юрьевича Лермонтова — «Герой нашего времени», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Елена Фильченко. Другие работы Елены:

— Александр Дюма — «Три мушкетёра»
— Л. Н. Толстой — «Война и мир»
— Артур Конан Дойл — «Шерлок Холмс».

 Только что перечитала роман и в очередной раз сделала вывод, что классическая литература будет актуальна всегда, во все времена. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять, что Печорин — герой и нашего времени тоже.

Только различие в одном: если в эпоху Лермонтова характер и поступки Печорина приводили читателей в замешательство, то в наше время в таком типаже нет ничего удивительного. Среди нас существуют сотни таких Печориных.

Обратите внимание

 Книга о человеке с уставшей душой, который многое уже перепробовал и теперь не видит смысла жизни. Ну, или не хочет видеть его. Его ничто не радует — ни развлечения, ни знания, ни любовь светских красавиц.

Встретив Бэлу он будто очнулся. В уме промелькнуло «А может ещё не всё потеряно? Я могу еще полюбить». Но, к сожалению, это было всего лишь увлечение.

Ундина из банды «честных» контрабандистов, Мери лишь увлекали, занимали его на время.

 Печорин глубоко несчастный человек. Он находит удовлетворение в одном — в играх с судьбами людей. «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для того, кого любил: я любил для себя…».

 Все женщины, с которыми Печорин как-то был связан, только завлекали его воображение, но не душу. Да, он поддавался чувству, «горел» им, надеясь на то, что это успокоит его. И быстро потухал. Он не мг удержать влечения. В этом и заключалось его несчастье.

 Он с какой-то стороны даже эгоист. У него не было друзей — были приятели. Часто с людьми он поступал жестоко, не вдумываясь, что это будет значить для их.

Возможно, он сознательно их мучает, заставляя страдать, разбивая сердца и разрушая надежды.

Герой пытается разобраться в себе, где-то в глубине души понимая, что он просто никому не нужен, одинок и несчастен, но при этом не в силах изменить себя, продолжая всё отрицать и винить в пороках не себя, а общество вокруг.

Важно

 Единственная женщина, которая любила Печорина — Вера. Вера — отчасти воспоминание об его молодости. Она также стала жертвой его необычного характера. Их любовь взаимна, но также несчастна.

Всё-таки я рискну предположить, что Веру он любил до конца своей жизни. Отношения с ней показывают в Печорине способность на сильные чувства.

Потеряв её, он плакал, как ребёнок…не в силах ничего изменить…

Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.

Автор рецензии: Елена Фильченко.

Источник: https://buklya.com/geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontov.html

Отзыв герой нашего времени

Над романом “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов трудился на протяжении двух лет с 1830 по 1840 годы. Мысль написать нечто подобное возникла у него в период пребывания на Кавказе. И первые главы публиковались в журнале “Отечественные записки”.

Публикации имели успех, и тогда автор решил соединить их в единое целое в одном романе. Уже само название наводит на мысль о том, что в книге затрагиваются значимые для современников вопросы. А конкретно, самые важные пороки эпохи.

<\p>

В предисловии Лермонтов обращается к читателю, говоря о том, что его герой воплощает в себе все те негативные черты, которые присущи современному человеку. И этот персонаж что ни наесть актуален и современен.

Основной мыслью является то, что мы должны уметь принимать жизнь такой, какова она есть и не питать иллюзий. В каждой из глав мы будем встречаться с Печориным и Максим Максимычем. От лица которых идет повествование.<\p>

1. Бэла.

Один офицер, и в пути встречает пожилого штабс-капитана Максим Максимыча. Им попутно и они вместе направляются на Кавказ. У них завязывается беседа, и они становятся приятелями. В буран офицер начинает свой рассказа о своем знакомом офицере Григорие Печорине. Он был странный человек, настроение которого часто менялось.

Секунду назад он был бесстрашным всадником, а через минуту безынициативным нытиком. При этом он был весьма привлекателен. Живя в глуши молодой мужчина скучал. И тут подвернулся случай отправиться на свадьбу дочери черкесского князя. Там Печорин встречает младшую сестру невесты, которая занимает все его мысли.

В эту же девушку был влюблен Казбич. Родной брат Бэлы Азамат предлагал ему выкрасть сестру из дома, чтобы заполучить его коня.<\p>

Совет

То же самое он предложил Печорину, опять же в обмен на коня. В итоге Азамат привел сестру в крепость где жил офицер, и с помощью своего сообщника выкрал коня Казбича. Так завязалась вражда.

Обиженный черкес убил отца Бэлы и Азамата. Все это время девушка жила в крепости, Грирогий нанял для нее прислужницу, а сам делал все, чтобы покорить ее сердце. Но, когда она полюбила его, он потерял интерес и стал отстраненным. Что очень мучило бедняжку.

<\p>

Максим Максимыч пытался утешить девушку, и проводил с ней время в беседах и прогулках. В то время как офицер вовсе забыл о ней. Казбич сумел выкрасть гордую девушку и ранил ее. Но, ее смогли найти офицеры и привезли в крепость. В бреду с ранением она прожила два дня. И умерла с именем любимого на устах.

Это был лучший исход, так как брошенная красавица не пережила бы предательства Печорина. А он после похорон уехал в Грузию, и навсегда потерял связь со своим знакомым.<\p>

2. Максим Максимыч.

Эта часть примыкает к первой, и не имеет самостоятельного значения. При этом глазами старого офицера читателю удается рассмотреть главного героя во всех подробностях. Это мимолетный разговор между давними знакомыми. Который очень неприятен Печорину, и он старается как можно быстрее его окончить.

Это некое сравнение двух противоположных личностей. И попытка понять внутренние мотивы подлой натуры.<\p>

Здесь Печорин открывается со своей деятельной стороны. Ему случается остановиться в небольшом поселении, где он становится свидетелем контрабандисткой деятельности.

Ему стало интересно, что же происходит, хотелось разгадать загадку происходящего, так как он чувствовал, что люди которые его окружают не те, за кого себя выдают. Хитростью они даже пытались его утопить, чтобы избавиться от возможной облавы. Но, наш персонаж спасается.

Это приключение немного встряхнуло его, но больше никаких мер он не предпримет. Лишь уедет из Тамани на следующее утро.<\p>

4. Княжна Мери

Повествование продолжается в форме дневника Печорина. Он приезжает на лечение на минеральные воды в Пятигорск. Здесь он встречает княгиню Лиговскую и ее дочь Мери. Девушка очень интересна ему, и он делает все, чтобы вызвать ее интерес.

Также на курорте отдыхает его бывшая возлюбленная и старый приятель Грушницкий. Он позер, и контрастный герой по сравнению с Григорией. Между ними разгорается конфликт, и происходит дуэль, во время которой Грушницкий погибает.

По итогу Мери остается брошенной, а Печорина ссылают в крепость подозревая в дуэли, где начинается знакомство и трагедия с Бэлой.<\p>

5. Фаталист.

Герой приезжает в казачью столицу. И там у него случается интересный разговор за картами, о фатализме. Все высказывают свое мнение о судьбе, о том верят они в фатум или же нет. У Печорина разгорается внезапный спор с Вуличем. Второй хватает пистолет и стреляет в себя, но получается осечка. Все расходятся. Но, позже становится известно, что Вулич все же погибает от шашки пьяного казака. Тогда Печорин хочет расквитаться с убийцей, находит его, хватает и привозит к Максим Максимычу.<\p>

Это произведение остается актуальным для любых поколений и вне временных рамок. Человеческая натура полна грязи, потаенных черных уголков в которые лучше не заглядывать. И не каждый имеет честность перед самим собой, чтобы признаться себе в том, кто он есть на самом деле. Главный герой – это личность не ординарная. В нем нет совести, чистоты души. Он полон эгоизма, ему нравится добиваться женщин, использовать их и бросать. Он не заботится о чужих чувствах и просто хочет во что бы то ни стало реализовывать свои низменные цели.<\p>

Все его слова лживы, он говорит то, что от него хотят услышать, если ищет выгоды и показывает мнимое благородство, которого в нем нет как ни крути. Очень много женщин пострадали от его низменных инстинктов и потеряли свою жизнь влюбившись в него. В глазах читателей он предстает эдаким фаталистом, который верит в то, что предначертанное случится, так или иначе. Печорин холоден к чужим переживаниям и чужой боли. Он чувствует отвращение к слепому мальчику. И ни капли сострадания, он никогда не раскаивается о содеянном. Его детство было трудным, он закален стрессами, лишениями и военным образом жизни, поэтому он таков как есть и ничто его не изменит.<\p>

Обратите внимание

Тем не менее, противоречивость его натуры скрывает от читателя тот фонтан эмоций, который бурлит в его черствой оболочке. Об этом можно судить читая его дневник. К сожалению, чужая душа потемки. И порой, мы склонны доверять тем, от кого на самом деле нужно бежать. Гениальное произведение Лермонтова обычно является частью школьной программы. Но, в том возрасте бывает еще довольно трудно понять и прочувствовать все тонкости написанного.<\p>

С годами каждая часть понимается по-особенному. Мне очень близки истории с предательством. Когда мужчина буквально грязными сапогами готов пройти по сердцу той, которая смогла открыться ему, и будет предана и верна всю жизнь. Ему это не нужно, он получил свою порцию тщеславия и счастлив от осуществления еще одной мечты. Наш персонаж современник не только для автора, но и для всех нас. И он лишь малая часть того зла, которое могут творить люди, преследуя свои низменные цели.<\p>

По итогу, могу сказать, что это классика. Это наша литература. И читая такие произведения повышаешь свою внутреннюю культуру, о многом думаешь и меняешься к лучшему. Впечатление для меня усилили красивейшие описания природы, красот Кавказа и минеральных источников.<\p>

Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-otzyv-geroy-nashego-vremeni-315813.html

Книга “Герой нашего времени”: отзывы о произведении, характеристика героев и анализ :

Поэта “Золотого века русской литературы” Михаила Лермонтова знают все. Наряду с такими именами, как Александр Пушкин, Николай Некрасов, Афанасия Фет и Федор Тютчев, Лермонтов входит в перечень великих русских поэтов девятнадцатого века.

Наверное, каждый в школе изучал прозаическое произведение Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”. Краткий отзыв о произведении, немного информации о самом поэте, его влиянии на дальнейшую русскую литературу – всё это в данной статье.

Для кого-то это будет напоминание о школьном курсе, а другой найдет для себя много нового.

Михаил Лермонтов – классик русской литературы

Будущий поэт родился в Москве в 1814 году в довольно богатой семье. Его бабушка, женщина очень властная, воспитывала маленького Мишу сама. Детские годы он провёл в имении Тарханы Пензенской губернии.

Получил хорошее образование: поначалу – дома с учителями, а в 1828 году поступил в Благородный пансионат при Московском университете. Переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских офицеров.

В 1834 году был выпущен корнетом и зачислен в Гусарский полк.

Первая публикация Михаила Лермонтова состоялась в 1835 году – это была поэма “Хаджи-Абрек”.

В 1837 году, когда вся Россия содрогнулась, узнав о гибели на дуэли Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтов пишет “На смерть поэта”.

Стихотворение вызвало недовольство среди правящих кругов, и Лермонтова отправили в первую ссылку на Кавказ. Всего их было две, и, отбывая вторую, поэт был убит. Случилось это в 1841 году.

Задумка романа, или Влияние на самого поэта

“Герой нашего времени” – одна из самых ярких попыток первой половины девятнадцатого века показать “болезни нового поколения”.

Пожалуй, по силе роман можно сопоставить с такими книгами на тему “поколений”, как “Отцы и дети” Ивана Тургенева, а также с романами Федора Михайловича Достоевского.

Во всяком случае, читая роман “Герой нашего времени” Лермонтова, отзывы о нем, смотря экранизации, понимаешь, что это одно из величайших произведений русской литературы, которое все еще остается популярным.

Такими понятиями, как “нигилизм”, “новые идеи”, уже были “заражены” многие книги, например “Исповедь сына века” Альфреда де Мюссе, произведения Александра Пушкина, Бальзака. Безусловно, на написание романа Лермонтова подвигла и кавказская природа, ее дух, где чувства всегда обнажены до предела и доходят до крайности.

Первая публикация и отзывы современников Пушкина

Книгу печатали частями начиная с 1838 года. Полностью, весь роман одной книгой, выпустили спустя два года – в 1840. Вот перечень частей и даты их публикаций:

  • Написанная в 1838 году “Бэла” напечатана была год спустя в “Отечественных записках”. Все последующие части будут также публиковаться в “Записках”.
  • “Фаталист” увидел свет в том же 1839 году только несколькими месяцами позже.
  • «Тамань» напечатали уже в 1840 году.
  • Части “Княжна Мери” и “Максим Максимыч” впервые были изданы уже в отдельном издании романа, которое было выпущено в 1840 году.
  • “Предисловие” появилось позже всех – весной 1841 года. Его Лермонтов написал уже ко второму изданию романа “Герой нашего времени”.

Читали роман все: от коллег-писателей до императора. Николай Первый дал такой отзыв о книге Лермонтова “Герой нашего времени”: “Я дочитал до конца всю книгу и нахожу вторую часть “Героя” просто отвратительной. Наверное, именно потому она и в моде”. Также Николай Второй утверждал, что книга просто жалкая и, безусловно, показывает испорченность автора.

Критик С.П. Шевырев, дав на книгу “Герой нашего времени” краткий отзыв, писал о том, что в России таких героев нет и быть не может. Все, о чем пишет Лермонтов – это типично для западного общества, но никак не для нас.

А вот отзывы о книге “Герой нашего времени” знаменитого критика Белинского и общественного деятеля, писателя Чернышевского содержат уже положительные характеристики как писателя, так и его романа. Например, первый писал о том, что книга эта никогда не состарится, а Чернышевский говорил, что в романе отлично показан образ человека-эгоиста, занятого исключительно собственной персоной.

Ещё один русский классик Николай Васильевич Гоголь, дав отзыв о романе “Герой нашего времени”, говорил, что никто еще не смог написать у нас так правдиво, прекрасно и благоуханно. Гоголь увидел в романе глубину познания русского быта, русского общества.

Антон Павлович Чехов и в личных письмах, и в беседах не однажды оставлял отзывы о книге “Герой нашего времени”. Он говорил, что Лермонтов, наряду с Пушкиным, отлично показал, как русский поэтический стиль замечательно уживается вместе с изящной прозой. Вспоминают, что Чехов всегда выделял часть под названием “Тамань” как одно из лучших произведений русской литературы.

Иллюстрации к роману

Когда роман стали издавать отдельными книгами, иллюстрации к нему сделали многие известные русские художники. Среди них Михаил Врубель, Николай Дубовский, Илья Репин, Владимир Бехтеев, Валентин Серов, Михаил Зичи и многие другие. Роман с иллюстрациями русских художников издавался много раз и в царской России, и в Советском Союзе.

Краткий пересказ

Книга собрана из нескольких частей, в которых ведется жизнеописание господина Печорина. В отзывах о “Герое нашего времени” пишут, что каждый рассказ интересен по-своему.

  • “Бэла”. Автор-рассказчик знакомится с Максимом Максимычем, следуя с ним по одной из горных дорог Кавказа. В пути рассказываются истории, шутки из армейской жизни, собеседники делятся воспоминаниями. В том числе звучит история о сосланном за какие-то провинности гвардейце Печорине. Молодой человек, не успев даже освоиться в Чечне, начинает проявлять интерес к девушке Бэле – дочери местного князька, решив её похитить. Помогает ему брат девушки – Азамат, который в уплату за помощь получает скакуна, украденного у Казбича. Тот в отместку сам похищает Бэлу и, уходя от погони, убивает её.
  • “Максим Максимыч”. Данная часть повествует уже о знакомстве Максима Максимовича с Печориным. По воле случая в руки Максима Максимовича попадает дневник Печорина, который и публикуется. Остальные части взяты уже исключительно из этого дневника.

  • “Тамань”. Приезжая в Тамань, Печорин останавливается в весьма подозрительном месте. Оказывается, хозяева занимаются контрабандой. Узнав, что Печорин владеет их тайной, хозяева замышляют убить его, но план не срабатывает, а бандиты вынуждены бежать укромное место. Повествование заканчивается.

  • “Княжна Мери”. Печорин зимует в Ставрополе, где заводит множество новых знакомств. В конце весны с новыми товарищами он выезжает в Пятигорск, где происходит его знакомство с княжной Мери. Именно она становится поводом для дуэли, на которой Печорин убивает одного из своих новых товарищей – молодого юнкера Грушницкого.

  • “Фаталист”. Это заключительная часть, где Печорин играет роль “пророка”. Офицеры играют в карты, пьют.

    Возникает идея поиграть в так называемую “русскую рулетку” – когда вынимаются все патроны, кроме одного, и игроки по очереди стреляют себе в голову.

    Печорин предсказывает некому Вуличу, что он умрет сегодня, но все выстрелы, которые делает Вулич, дают осечку. Продолжаются игры в карты, Вулич много выигрывает. На улице по пути домой его зарубают шашкой. Предсказание сбывается.

Лица и характеры

  • Григорий Александрович Печорин – главный герой, прапорщик русской армии. Эгоистичен, постоянно подвержен плохому самочувствию и скуке. Задирист, жесток.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, знакомый Печорина. Именно у него в итоге оказывается дневник главного героя. Безобидный старичок, который честно тянет лямку службы.

  • Бэла – та самая дочь местного князя, которую изначально похищает Печорин, а потом у Печорина – Казбич, в итоге её убивший.
  • Казбич – наездник, черкес по национальности, очень хитрый и жестокий человек. Убивает Бэлу подлейшим ударом в спину.
  • Азамат – это брат Бэлы, помогающий Печорину украсть сестру. Трусоват, подловат.

  • Княжна Мери Лиговская – с ней знакомится Печорин в Пятигорске. Красавица, девушка высшего общества.
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина.
  • Грушницкий – изначально юнкер, которого по ходу романа произвели в офицеры. Его убивает Печорин на дуэли.
  • Доктор Вернер – товарищ Печорина, его секундант на дуэли.

  • Вулич – в части “Фаталист” одно из главных действующих лиц.

Анализ романа

В литературных анализах, содержащих отзывы о произведении “Герой нашего времени”, пишут, что этот роман является огромным идейным вкладом в русскую литературу. В нем обличается то время, рассказывается о совершенной духовной пустоте и ничтожности эпохи.

Михаил Лермонтов очень правдиво и искренне с помощью биографии героя осудил своё время. Также многие авторы литературного анализа не осуждают поступки Печорина, а стараются объяснить их воздействием эпохи, общества.

Пишут, что трагическая и очень сложная биография Печорина – это плод общест­венного зла, а не каких-то личных недостатков главного гроя.

Важно

Именно потому глубокая ирония, с которой пишется практически весь роман, обращена не столько к главному герою, сколько к обществу, его окружающему. К тому самому «нашему времени».

Пожалуй, что именно роман Михаила Лермонтова положил начало так называемому “русскому психологическому роману”, вершинами которого станут в будущем произведения Федора Михайловича Достоевского. О романе “Герой нашего времени” отзывы часто пестрят сравнениями этих двух великих писателей.

Попытки экранизации

С развитием кинематографа сюжет экранизировался не однажды:

  • “Княжна Мери”, “Бэла”, “Максим Максимыч” (1927) режиссера Барского. Кино в нескольких частях, черно-белое, немое.
  • В 1955 году была отдельно снята часть “Княжна Мери” режиссера И. Анненского.
  • “Бэла”, “Герой нашего времени” (1966).
  • В 1975 году режиссером Анатолием Эфросом был снят фильм-спектакль под названием “Страницы журнала Печорина”, где главную роль исполнил знаменитый Олег Даль.
  • Переосмысление романа уже в новое время было сделано А. Коттом, который в 2006 году снял сериал “Герой нашего времени”. Отзывы о сериале на сайтах неоднозначны: изменилась эпоха, поменялось общество и даже роман о далеком девятнадцатом веке восприниматься будет совершенно по-разному. Одним покажется скучным, а другие оценят актуальность идеи.

Как принимали роман в Советском Союзе и современной России?

Очень специфически. Трактовать роман стали после ряда статей Плеханова, посвященных Белинскому.

В данных статьях революционер и приверженец марксизма писал, что Печорина не оценили и не поняли, ибо общество еще не было готово признать свою неполноценность.

Печорин остался героем-одиночкой, который не смог примириться с устоями и традициями русского общества девятнадцатого века. Плеханов считал, что свободолюбивые идеи Лермонтова были просто не приняты и подавлены обществом.

Максим Горький также очень много писал о книге “Герой нашего времени” (Михаил Лермонтов). Отзывы его о романе всегда были положительные, но трактовали книгу с точки зрения советской действительности. Горький писал, что в Печорине имеется жажда дела, жажда знаний, и называл его прогрессивным человеком, которого не принимало русское общество.

Изучением Лермонтова занимались многие известные советские ученые. О книге “Герой нашего времени” отзывы оставили Е.Н. Михайлова, С.А. Бах и многие другие. Роман входит в школьную программу и изучается на уроках литературы.

На данный момент книга Михаила Лермонтова не теряет своей актуальности и популярности. Школьники пишут, прочитав роман “Герой нашего времени”, сочинения, отзывы, анализируют как писателя, так и его героев.

Совет

По роману Лермонтова пишут и защищают доклады или научные работы на всех уровнях – от внутришкольных конференций до научных литературных встреч, обсуждений, семинаров.

Писателя, поэта Михаила Юрьевича Лермонтова не зря называют классиком русской литературы.

Интересные факты из жизни писателя

  • Лермонтовы имею шотландские корни, поэтому в Шотландии стоит памятник поэту.
  • Среди увлечений писателя было рисование и занятия математикой.
  • Поэт был троюродным братом Столыпина, виднейшего политического и государственного деятеля той эпохи.
  • С Мартыновым, убийцей Лермонтова, они вместе учились ещё в молодости.

Источник: https://www.syl.ru/article/348857/kniga-geroy-nashego-vremeni-otzyivyi-o-proizvedenii-harakteristika-geroev-i-analiz

Ссылка на основную публикацию