Лесков «Левша»
Во все времена, независимо от уровня социальной жизни, перемен в духовном и культурном развитии человека, тема русской души всегда будет подниматься в русской литературе. До сих пор современные авторы продолжают традиции русских классиков, стараясь все глубже раскрыть эту тематику.
Но даже в наше время данный феномен полностью не исследован. В творчестве Лескова проблематика раскрытия национальной сущности занимает значительное место. Одним из ярких примеров рассказ « Левша». Произведение основано на легенде, которая бытовала среди русского населения в XIX веке.
Сюжет рассказа «Левша»
В начале произведения описывается путешествие русского императора Александра I по европейским странам. Представители различных государств показывают ему разные уникальные вещи, сделанные народными умельцами, среди них крошечная блоха из металла, которая умеет прыгать и танцевать.
Император был поражен такой работой и выкупил блоху, чтобы показать у себя в России, на что способны европейские мастера. Николай Павлович, сменивший на троне Александра I, бережно хранит блоху, однако мысль о том, что русские умельцы не хуже иностранцев справились бы с подобной работой, не дает ему покоя.
Император отправляет своего приближенного в Тулу к известным мастерам с просьбой улучшить это изделие. Через некоторое время один из умельцев Левша, привез блоху обратно в Петербург, но ни император, ни его окружение никаких изменений в ней не заметили. Мастер посоветовал посмотреть блоху под микроскопом.
Ножка блохи была подкована настоящей маленькой подковкой, на которой было выгравировано имя мастера Левши. Восторженный император отправил умельца, создавшего столь уникальную вещь в Европу, чтобы он лично показал английскому правительству, на что способны русские люди.
Русский патриот Левша
Англичане были немало удивлены работой и Левши, и просили его остаться в их стране. Но Левша, как истинный патриот отказался от столь выгодного предложения, и, невзирая на бурю, отправился назад в Россию. Прибыв домой, Левша спивается, так и не ощутив настоящий вкус славы. Его начинают лечить известные доктора, но, к сожалению, Левша медленно начал покидать этот мир.
Последняя просьба мастера была передать императору, чтобы в русской армии не чистили ружья при помощи кирпича, так как это делают в Англии. Естественно, императору это не сказали, приняв просьбу Левши за предсмертный бред. Согласно истории, одной из причин поражения русской армии в Кавказской войне было то, что солдаты именно кирпичами чистили свои ружья, и они быстро выходили из строя.
Левша настоящий русский человек, обладающий золотыми руками, патриотизмом, ведь даже в последний момент жизни думал о родине, которому не были чужды также национальные пороки.
Но все рано он вызывает уважение, так как дал понять всему миру то, что именно в России живут люди, которые способны сотворить на первый взгляд невозможные вещи. Имя героя стало нарицательным в русской среде, и обозначает человека с золотыми руками, великолепного мастера, равных которому нет.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Образы героев и патриотизм народа романа-эпопеи «Война и мир»
Следующая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/leskov-levsha
Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Лескова – Сочинение
В том же ключе решал проблему национального характера и Лесков. Своеобразие его постановки этой проблемы состояло, между прочим, в том, что он не брал экстремальных ситуаций в жизни родины и народа для разработки этой темы. В Творчестве Лескова нет ни войн, ни революций, ни вообще крупномасштабных столкновений между государствами и народами.
Лесков брал достаточно обыкновенные ситуации и показывал превосходство русского народа над другими в мирной жизни. Причем заметим — и для Толстого, и для Лескова принципиально важно было то, что это превосходство не кичливое, не заносчивое, а скромное, доказываемое не громким словом, но удивительным делом.
В знаменитом сказе «Левша» Лесков рассказывает легендарный случай, историю о том, как тульские мастера «аглицкую блоху на подковы подковали».
Причем мало того, что эта работа видна только в самый сильный «Мелкоскоп», но мастера ведь работали «гораздо секретнее»: на каждой подковке имя русского мастера проставлено, а Левша — тот и вовсе мельче этого работал — он гвоздики выковывал.
Прелесть рассказа прежде всего в том, что произвел это чудо простой русский мастер, без образования, не имевший никакого понятия о «мелкоскопах» и Прочих иноземных ухищрениях, только одной лишь своей смекалкой и мастерством: «Государь спросил: «Где же ваш Мелкоскоп, с которым вы могли произвести такое удивление?» А Левша ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
Талантливость и скромность — вот что бросается в глаза в героях Лескова в первую очередь. «Ведь ты русский человек? — говорит один из персонажей рассказа «Очарованный странник». — Русский человек со всем справится».
И при этом сделает все мало того что отлично, но еще и просто, естественно, спокойно.
Примечательно, что и свой рассказ о русских людях Лесков ведет просто, используя прием речевой стилизации под народную разговорную речь — сказ.
Но талантливость и скромность — лишь первые, наиболее очевидные признаки национального характера. Более глубокий его слой — любовь к России и смирение перед Богом.
Левша в Англии не поддается ни на какие уговоры остаться, во всем держится своего русского обычая и, как выясняется в конце рассказа, имеет поистине государственное мышление.
Тоскуя по России, он помнит, что надо передать государю важное дело: «…у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
С таким народом можно оптимистично смотреть и на судьбу родины: в случае войны или еще какой неприятности со стороны иноземцев русский народ себя в обиду не даст.
Об этом — рассказ «Железная воля», где немец Пекторалис, приехав в Россию с грандиозными планами и железной волей, постоянно попадает в смешные и глупые положения именно из-за своей немецкой натуры, а русский человек, даже самый негодящий пьяница вроде Сафроныча, уповая на бога и не заносясь, в смирении и покое торжествует над немецкой «железной волей». В начале рассказа приведен примечательный диалог, в котором один из собеседников прямо высказывает взгляды Лескова. Речь идет о том, что в случае столкновения России и Германии «немцы нас вздуют», а у русского народа не найдется иных союзников, кроме как «авоська с небоськой», на что старик Вочнев отвечает: «Зачем же так пренебрегать авоськой с небоськой? …они очень добрые и теплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь и в воду, а это чего-нибудь да стоит… именно в деле с немцем, который без расчета шагу не ступит и, как говорят, без инструмента с кровати не свалится… Ну, железные они, так и железные, а мы тесто простое, мягкое, сырое, не пропеченное тесто, — ну а вы бы вспомнили, что и тесто в массе топором не разрубить, а пожалуй, еще и топор там потеряешь».
Глубинной же основой русской натуры Лесков считал христианскую праведность, способность переносить страдания ради правды и веры. Это качество отображается им во многих рассказах, но особенно ярко, пожалуй, — в «Очарованном страннике».
Создал Лесков и цикл рассказов о русских праведниках — внешне непримечательных и скромных, а внутренне удивительных, несгибаемых людях истинно духовной жизни.
Рассказы Лескова — свидетельство глубокой веры писателя в русский народ, его потенциальные творческие и духовные силы.
Источник: https://Sochineniye.ru/sochinenie-na-temu-patriotizm-v-proizvedeniyah-leskova/
Презентация “Тема патриотизма в сказе Н.С. Лескова «Левша»”
ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В СКАЗЕ Н.С. ЛЕСКОВА «ЛЕВША» Проблема урока: Что значит быть патриотом? “В левше я имел мысль вывести не одного человека… там, где стоит «левша», надо читать «русский народ»”. Н.С. Лесков Патриотизм
— ( от лат.
«pater» – «отец», «отчизна») – это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его Родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Народ
– общность людей, обладающая единым самопознанием, единством языка, исторической памятью и т. д.
<\p>
В демократическом смысле “народ” – это общность людей, являющихся гражданами государства и проявляющих гражданскую активность.
Черты русского народа
патриотизм
талант
неприхотливость
настойчивость
усердие
целеустремлённость
скромность
трудолюбие
– лень – лень – никчемность -незначительность – необразованность – унижение собственного достоинства – забитость – доброта – трудолюбие – талант – патриотизм – верность – преданность – скромность – честность Левша — герой сказа Н.С. Лескова, тульский оружейник. Левша — искусник, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец.
- Левша — герой сказа Н.С. Лескова, тульский оружейник. Левша — искусник, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец.
- Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша — искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам.
Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию.
<\p>
Однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами.
Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на Родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.<\p>
Патриотизм в произведении
Патриотизм – это любовь к родине.<\p>
Что вкладывает Левша в понятия «отечество, Родина»?
Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть».
Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма.
Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» – чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся». И последние слова забытого и никому не нужного героя – тоже о благе Родины.
Именно народом сильна страна. Мы должны помнить, что эта связь «Страна – Народ» двусторонняя: Россия не будет существовать без своего народа, но и мы с вами не сможем жить без своей Родины.
Как писал русский поэт Евгений Александрович Евтушенко:
«Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я!»
Спасибо за внимание! <\p>
Источник: https://uchitelya.com/obschestvoznanie/61875-prezentaciya-tema-patriotizma-v-skaze-ns-leskova-levsha.html
Тема Родины в сказе Н. Лескова «Левша»
У «Левши» удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно.
Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и «состряпал» из них своего «Левшу». Между тем сказ придуман автором от первого до последнего слова.
И все якобы народные словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек.
Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. «Левша» — произведение невеселое. В нем как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида.
Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху без «мелкоскопов», но механизм-то они испортили: блоха больше не танцует. Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой.
Смотрит он на английских рабочих и завидует, но при этом рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский «секрет», которого не открыли ни цари, ни генералы.
А как встречает его Россия? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нет у него «тугамента». Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и пока бегали в поисках то Платова, то доктора, Левша уже кончался. Но, и умирая, помнил о «секрете»: не надо ружья изнутри кирпичом чистить!
Они стрелять не годятся! Но не дошел важный «секрет» до государя — кому нужны советы простолюдина, когда генералы есть. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился перед англичанами за весь русский народ, сказал лишь англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина». Горькая ирония и сарказм Лескова доходят до предела.
Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев мастерства, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба…
Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия. Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может спасти нас в лихую годину.
У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно.
Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и “состряпал” из них своего “Левшу”. Между тем “Левша” придуман Лесковым от первого до последнего слова.
И все якобы “народные” словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Массы называют “молчаливым народом”. У Лескова он заговорил.
“Левша” — невеселая сказка, в ней как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида.
Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху “без мелкоскопов”, учившиеся “по Псалтырю и Полусоннику”.
Но… ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует.
Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет “без бойла”, завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону.
И спешит привезти домой важный английский “секрет”, которого не открыли ни цари, ни генералы. А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нету у него “тугамента”.
Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о паратет раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся! Но не дошел важный “секрет” до государя.
А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин: “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”. Ирония и сарказм Лескова доходят до предела.
Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.
А внутри-то — резьба…
Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия. Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.
Источник: https://www.nitpa.org/tema-rodiny-v-skaze-n-leskova-levsha/
3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова
Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.
· Религиозность
Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела.
Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии.
“Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”
· Сила воли, мужество и смелость
Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу.
Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.
· Терпение и стойкость
Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:<\p>
“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет – под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”
· Патриотизм
Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей.
(“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России.
“Мы,– говорит,– к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.
<\p>
Обратите вниманиеЛевша – истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
· Доброта
Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть.
Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой.
“У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,– говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.<\p>
· Трудолюбие и одарённость
Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека.
Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши.
Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.
Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.
Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/7656
Творчество Н.С. Лескова и его произведение «Левша»
Сюжет рассказа Лескова кажется не очень замысловатым: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл.
Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа.
Маленькая блоха становится испытанием для героев – проверяется их чувство любви к своему отечеству.
Левша – герой рассказа Николая
Семеновича Лескова «Левша», тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Левша вместе с товарищами подковывает блоху. Левша – искусник, посрамитель английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный.
«С одной стороны, Левша – искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец.
Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами.
Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы»10.
Трагическая судьба Левши – человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, – противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными свойствами русской общественной жизни.
В немногочисленных исследованиях, посвященных знаменитому сказу Лескова, обычно выделяется круг вопросов, которые, как правило, являются предметом живейшего обсуждения. По мнению известного исследователя лесковского творчества Л.А.
Аннинского, «проклятые» вопросы по поводу главного героя сказа выглядят следующим образом: «Так он у вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так это правда или вымысел? Так англичане дураки или умные? Так вы – за народ или против народа? Вы его восславить хотите или обидеть кровно?»11.
Все дело в том, что все эти вопросы правомерны, хотя они кажутся взаимоисключающими. Левша, как образ на рифленой картинке, меняет выражение своего лица в зависимости от того, под каким углом зрения на него смотреть.
<\p>
Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым
собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.
Левша в числе
трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу.
Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их «тесной хороминки», в которой «от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку со свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть».
Много раз Левша проявляет
терпение и стойкость: и когда
Платов «словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели», и когда Левша, плывя из Англии, домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину: «Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет – под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал»12.
Патриотизм любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями именно это чувство проявляется в герои произведения.
Будучи в Англии, Левша
отвергает выгодные предложения
англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей.
<\p>
Левша – истинный патриот, патриот
в душе, одарен от рождения, ему присуща
высокая нравственность и религиозность.
Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том
числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе «мценского Николы» – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши «переплетается» с его патриотизмом.
Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. «Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы»13.
<\p>
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь, это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.
Несмотря на его сильную привязанность к
Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это
так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение.
И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»,- говорит о своем русском товарище «аглицкий полшкипер»14.
<\p>
Трудолюбие
и одарённость непосредственно прослеживаются по протяжении всего произведения.
Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Одаренность это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов.
Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека.
Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог «переплюнуть» английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши.
Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
Собственное имя
Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
Раздел 2. Жанр сказа в произведении Н.С. Лескова «Левша».
2.1. «Левша»
– своеобразие жанра.
Колоритный
характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются
в центре внимания Николая Семеновича Лескова в его сказе «Левша».
Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки.
Стремясь к подлинности изображения народной жизни, писатель прибегает к выработанным фольклором специфическим приемам повествования, которые обеспечивают максимальную объективность рассказа.
В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы.
Вся история
рассказана от лица простого человека. Казалось бы, Лесков нигде не обнаруживает себя. Но в освещении событий Лескову важно не только увидеть всю историю глазами близкого к герою персонажа, но и поправить его. Лесков напоминает о себе то язвительным словцом, то нарочито сатирической обрисовкой, то грустным размышлением.
Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен.
Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным. Судьба Левши символизирует для Лескова судьбу всей нации, потенциальные возможности которой громадны, но стеснены внешними обстоятельствами.
Поэтому, не отказываясь от гимна таланту простого русского человека, Лесков значительно заостряет сатирическое изображение, а весь сказ приобретает трагическое звучание. Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную.
Мотив соперничества позволяет писателю придать происшествию, случаю, курьезу общенациональный, обобщающий смысл. Жизнь талантливого человека в России, по мысли писателя, трагична и никому не нужна. Но Лесков не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы.
Завершая повествование
о Левше, он писал: «Это их эпос, и
притом с очень «человечкиной душою»». Писатель стремился к тому, чтобы дорогие для него мысли и убеждения как бы исходили из народного сердца. Поэтому он столь широко ввел фольклорные мотивы, а весь сказ вырос из пословицы «Туляки блоху подковали»15.
Произведение Левша состоит из девятнадцати глав. Повествование начинается с описания путешествия императора Александра I по Европе. Когда император посещает Англию, ему показывают много чудесного, что весьма его печалит – ему кажется, что в России никто на такое не способен.
В одну из поездок по Англии императору предлагают осмотреть удивительную блоху, созданную английскими мастерами: настолько маленькую, что видно ее только в мелкоскоп. К ней прилагается ключик, повернув который у нее в пузике можно заставить блоху танцевать.
Удивлению императора нет придела, и он покупает блоху.
«После смерти императора стальная блоха попадает в руки Елизаветы II, но та, лишь немного усмехнувшись, убирает блоху подальше, а вскоре и отдает новому государю. Государь, осмотрев блоху, приказывает выяснить, чье это создание.
К нему приводят генерала Платова, некогда путешествовавшего вместе с Александром I. Платов и рассказывает историю приобретения блохи, добавив, что прежний государь считал, что чужие люди способнее наших.
… В ответ на это Николай Павлович отдает стальное творение Платову с просьбой съездить в Тулу, к тульским оружейникам, отдать им блоху, чтобы сделали они с нею что – ни будь такое, необыкновенное. В Туле три оружейника берутся выполнить просьбу императора и … подковывают лапки блохи подковками.
Конечно, теперь блоха не танцует, но император отправляет это создание снова в Англию, как сувенир. Вместе с блохой отправляют и левшу, одного из тех мастеров, что подковывал английскую блоху»16.
Левша полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Трагическая судьба Левши противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве.
Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни – чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании героя есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым.
И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.
Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Левши, который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки.
В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова.
Левша и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа», без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Левшой к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Лесков Николе Мценскому и совершил фантастическую работу.
<\p>
Своеобразие языка
в рассказе «Левша» проявляется, прежде всего, в самой манере повествования. У читателя сразу возникает ощущение, что рассказчик непосредственно принимал участие в описываемых событиях.
Это важно для понимания основных идей произведения, ведь эмоциональность главного героя заставляет переживать вместе с ним, читатель воспринимает несколько субъективный взгляд на поступки других героев рассказа, но именно эта субъективность делает их максимально реальными, читатель сам как бы переносится в те далекие времена.
Помимо этого сказовая манера повествования служит явным признаком того, что рассказчик – простой человек, герой из народа Он выражает не только свои мысли, чувства и переживания, за этим обобщенным образом стоит весь рабочий русский народ, живущий впроголодь, но заботящийся о престиже родной страны. С помощью описаний взглядов на быт оружейников и мастеров глазами не стороннего наблюдателя, а сочувствующего собрата, Лесков поднимает вечную проблему: почему судьба простого народа, который кормит и одевает все высшее сословие, безразлична власть имущим, почему об умельцах вспоминают только тогда, когда нужно поддержать «престиж нации»? Горечь и гнев слышится в описании смерти Левши, и особенно ярко автор показывает контраст между судьбой русского мастера и английского полшкипера, попавших в схожую ситуацию
Источник: https://referat911.ru/Literatura/tvorchestvo-ns-leskova-i-ego/57430-1498361-place2.html
Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова
Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.
· Религиозность
Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела.
Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии.
“Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”
· Сила воли, мужество и смелость
Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу.
Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.
· Терпение и стойкость
Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:<\p>
“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет – под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”
· Патриотизм
Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей.
(“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России.
“Мы,– говорит,– к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.
Обратите вниманиеЛевша – истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
· Доброта
Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть.
Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой.
“У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,– говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.<\p>
· Трудолюбие и одарённость
Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека.
Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши.
Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.
Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.
Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
Источник: https://studbooks.net/773160/literatura/russkiy_natsionalnyy_harakter_levshi_geroya_skaza_nsleskova