Патриотизм в рассказе м. шолохова «судьба человека»

Героическое и трагическое в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А.

Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX века Великая Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа. Да, мы победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых, здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?!

И героическое, и трагическое в войне ясно увидел М. А. Шолохов и запечатлел в рассказе «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне.

Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.

Обратите внимание

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину.

Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил.

Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.

Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена.

После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при этом почти не кормили и заставляли много работать.

И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты.

Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни любовь, счастье.

Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям.

Важно

Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека. Всей логикой своего рассказа М. А.

Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью.

Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям. Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему миру.

К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над тем, что несет война, что может она принести. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего в жизни человека.

В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого.

Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Две темы — трагического и героического, подвига и страдания — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единое целое.

Страдания и подвиги Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл рассказа «Судьба человека».

Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Источник: https://historylib.net/geroicheskoe-i-tragicheskoe-v-rasskaze-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka/

Судьба русского воина на примере рассказе Шолохова «Судьба человека»

Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине.Андрей Соколов – скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война.

Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман.

Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком.

Совет

Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, уважал его и отпустил, наградив хлебом и салом.

Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все – таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.

Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны – от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей.

Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.

Соколов говорит: «Ночью – то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя

Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много.

Обратите внимание

Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика.

Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы.

Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.

А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.

Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя.

Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни.

Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.

Важно

Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен.

Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство – прекрасную душу.

А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование.

Читайте также:  Взаимоотношения отцов и детей в романе тургенева «отцы и дети»

Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой.

В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.

Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.

Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда.

Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла.

Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким.

Совет

И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.

Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было.

Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается».

И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство.

Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.

Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил».

Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться.

В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что – бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах.

Обратите внимание

Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел.

Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.

Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека.

Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм.

Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек.

Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.

В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.

Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека.

Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом.

Важно

Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова.

И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.

Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.

Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

Источник: https://school-essays.info/sudba-russkogo-voina-na-primere-rasskaze-sholoxova-sudba-cheloveka/

$AlexLat$

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина! Просто был выбор у каждого: Я Или

Родина!

Р. Рождественский<\p>

Больше шестидесяти лет минуло со времен, Великой Отечественной войны. Давно уже отгремели последние взрывы, прозвучали последние выстрелы. Но ничего не забылось. Да и как забыть? Живы еще ветераны Великой Отечественной войны. Наш народ заплатил за победу тяжкой ценой — боле двадцати миллионов жизней. А число калек и сломанных судеб не подсчитал никто. В рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» частная жизнь Андрея Соколова вобрала в себя глубоко типичное из жизни миллионов людей, что позволило писателю осмыслить личную судьбу героя в свете трагического существа самой эпохи. Сотни и сотни русских солдат попали в плен и не вернулись. Да и тем, кто вернулся, повезло не больше. Бывших пленников считали предателями. Одним из первых защитил этих людей Михаил Шолохов. Рассказ «Судьба человека» вышел в свет в пятьдесят шестом году — в период «оттепели». М. Шолохов не побоялся затронуть «скользкую» тему. Он показал героизм тех людей, которых долгое время считали предателями. Главный герой рассказа моментально завоевал доверие и расположение читателя. Андрей Соколов — работающий человек, поглощенный заботами о семье и доме. Сам он как будто сошел со страниц русских народных сказок. Высокий, выносливый — словом, богатырь. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война столкнула Андрея, как и многих других его соратников, с неотвратимыми и неизбежными ужасами. И вся жизнь Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. Храбро он выполнял свой военный долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее:

– Проскочишь, Соколов? -Я должен проскочить, и баста!<\p> Но оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Но даже в плену, под страхом смерти Соколов не теряет достоинства: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что, хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». В единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Соколов делает выбор и в плену остается человеком. Для Андрея выбор один — быть всегда с Родиной. И он устраивает побег. Соколов бежит на Родину. Целует землю. Но оказывается, прямым попаданием в дом война убила детей и жену. Особенно страшным было прощание со старшим сыном: «Ударила батарея моего сына,

провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то<\p> во мне оборвалось…» Андрей Соколов совершил подвиг не только тогда, когда удушил своими руками предателя или устоял в тяжелых испытаниях в лагере для военнопленных, но и тогда, когда он, утративший все, что было дорого, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного им мальчика, сироту Ванюшу, тем самым Соколов, в сущности, совершил подвиг любви. Он возвратил детству радость, избавил ребенка от боли, страданий и скорби. Война, казалось, все «вычерпала» из этого человека, все он утратил, но в страшном, опустошающем одиночестве Андрей Соколов остался человеком. И не случайно около этого героя, у которого, казалось бы, все «исказила» война, зазеленела веточка новой жизни — подобранного им сироты Ванюшки, способного

когда-нибудь так же «все вытерпеть, все преодолеть на своем пути,<\p> если к этому позовет его Родина». В рассказе «Судьба человека» во всю мощь звучит утверждение патриотических чувств, ответственности и долга как тех определяющих качеств, которые принесли нам победу. Мы видим в произведении Шолохова не только воюющий народ. Солдаты сражаются на поле боя, напряжено размышляют над проблемой государства, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое: свою семью, детей, любимых; трагические картины сменяются политическими сценами и эпизодами, которые открывают нам быт войны. Эта глубина и полнота жизни позволяют писателю постичь истинную меру жизнестойкости народа, обнажить истоки героического. Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частой судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы Второй Мировой войны; ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека». Более шестидесяти лет нет войны. Давно уже нет писателя, рассказавшего о трагической судьбе Андрея Соколова.

Но по-прежнему не уменьшается число читателей, продолжающих<\p> восхищаться человеком, у которого глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные

такой неизбывной смертной тоской».<\p>

Читайте также:  Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека

Источник: https://alexlat.ucoz.ru/load/sochinenija_po_russkoj_literature/ma_sholokhov/geroicheskoe_i_tragicheskoe_v_rasskaze_ma_sholokhova_sudba_cheloveka/231-1-0-700

произведению М.А. Шолохова “Судьба человека”) – PDF

«Судьба человека» М.А.Шолохов «Война- самое чудовищное явление на земле» Выполнила: ученица 11 класса Кривова Инна Руководитель: Комова О.Н. М.А.Шолохов (1905-1984) Один уходит без следа, Других родня<\p> Подробнее

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Содержание Эпиграф к уроку… 3 М. Шолохов «Я родился на Дону» 4 Михаил Александрович<\p> Подробнее

Чтение и развитие речи 9 класс Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека» Цели и задачи: Совершенствовать различные виды речевой деятельности; Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; Обогащать<\p> Подробнее

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне – одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. “Они<\p> Подробнее

Викторина по рассказу «Судьба человека» Викторина по рассказу «Судьба человека» – 1 / 5 1. Кто автор рассказа «Судьба человека»? Чингиз Айтматов Максим Горький Михаил Шолохов 2. В какую станицу ехал рассказчик?<\p>

Подробнее

Методическая разработка урока литературы в 9 классе в условиях реализации перехода на ФГОС нового поколения Тема: «Трагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека”» Выполнила: учитель<\p> Подробнее

Классный час «Урок Мужества-Горячее сердце» Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности, нравственности, показать ученикам мужество русских солдат. Доска разделена<\p> Подробнее

Михаил Шолохов «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины. русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960)<\p> Подробнее

Совет

Мой электронный читательский дневник Сарычев Дмитрий, ученик 4 класса МБОУ СОШ 8 г. Поронайск Мой электронный читательский дневник: используется при чтении фиксирует прочитанное Цель читательского дневника:<\p>

Подробнее

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шапихская СОШ». 2016 год. Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма<\p> Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По<\p> Подробнее

Открытый УРОК литературы в 9 б классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека». Учитель Блинова Н.А. Тема: Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Цель урока: помочь учащимся осмыслить<\p> Подробнее

Подготовила: О.В. Парфёнова учитель-логопед Дата проведения: Май 2015год МКДОУ ЦРР д/с 10 Задачи: Создать атмосферу литературного праздника, посвящённого Дню Победы. Расширить исторические знания детей.<\p>

Подробнее

Конспект урока чтения, 8 класс. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 часа). Цель урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».<\p> Подробнее

Работу выполнили: Виноградова Яна, ученица 7 класса Мой дедушка, мой герой Раскаты залповых орудий…огонь сметает все вокруг… В дыму ребенок тянет руки… Война замкнула страшный круг.. Я вижу это на<\p> Подробнее

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,<\p> Подробнее

Обратите внимание

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь<\p>

Подробнее

День Памяти воинов-интернационалистов посвященная 28-той годовщине вывода советских войск из Афганистана Познавательное мероприятие о героях – земляках, рассказ о их подвигах, почтение минутой молчания<\p> Подробнее

Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Жарковский Дом детского творчества» Разработка открытого музейного занятия для младших школьников по теме: «Дети войны» Автор<\p> Подробнее

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к<\p> Подробнее

219-125-930 Рыбакова О.Н. План конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: Подготовка к сочинению на основе убеждающего текста по теме «Глаза зеркало души». Тип урока: объяснение<\p>

Подробнее

“Праздник 9 МАЯ” Выходят два ведущих. Ведущий 1. 9 мая в раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы бессмертные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Ведущий 2. Год 1941-й.<\p> Подробнее

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:<\p> Подробнее

Память о войне: это нужно не мертвым, это нужно живым В 60-е годы Роберт Рождественский написал по своему пророческие строки – “Это нужно не мертвым, это нужно живым”. Погибших не вернуть, тех ветеранов,<\p> Подробнее

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;<\p> Подробнее

Важно

Михалькова Елена Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 20» Ивановская область, г. Иваново КЛАССНЫЙ ЧАС «КНИГА ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА» (ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ<\p>

Подробнее

Беседа «Пусть не будет войны никогда!!!» Цель: формировать представление о героических поступках и патриотических чувствах. Расширять знания о Великой Отечественной войне и её героях; развивать образное<\p> Подробнее

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: – подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; – создать условия для совершенствования монологической речи учащихся ( построение предложений<\p> Подробнее

Обзор книг-юбиляров о войне С каждым годом отдаляется Великая Отечественная. Уходят участники войны, унося свои скупые рассказы. Современная молодежь видит войну в биографических сериалах, зарубежных фильмах,<\p> Подробнее

Сочинение на тему судьба человека в бесчеловечном мире сочинению по направлению Темы данного направления ориентируют обучающихся на войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе<\p>

Подробнее

Фоменко Елена Алексеевна Учитель музыки МБОУ «НОШ 3» Урок музыки 4 класс УРОК ОТКРЫТИЯ ИСТИНЫ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ГОДА УСЛЫШАТЬ В ПАРТИТУРЕ МИРА ГОЛОС РОССИИ И СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ГОЛОС В НЕЙ. ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: ИСКУССТВО<\p> Подробнее

Сочинение на тему бородино от лица солдата Обращение к стихотворению Лермонтова Бородино, которым открывается раздел Из. не прямо от себя, а от лица рассказчика – солдата, участника битвы. Если Вам понравилось<\p> Подробнее

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение<\p> Подробнее

Совет

Урок в 4 классе Учитель Сергеева Татьяна Викторовна ТЕМА: А.С. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». Тип урока: Урок закрепления изученного материала Вид урока: комбинированный Технология: критического мышления и информационная<\p>

Подробнее

ума» Урок литературы в 9 классе. ТЕМА урока: «Внутренняя свобода и несвобода человека» по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А.С.Грибоедова «Горе от ЦЕЛЬ: На основе сопоставительного анализа героев<\p> Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/29096157-Proizvedeniyu-m-a-sholohova-sudba-cheloveka.html

Тема патриотизма в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Доклад: «Тема патриотизма в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»».<\p>

Р. Шарифуллина студентка Павлодарского технологического колледжа, М.А. Таукешова преподаватель русского языка и литературы, г. Павлодар

В Концепции воспитания указано, что большое внимание должно уделяться воспитанию гражданина суверенного демократического правового государства Республики Казахстан с высоко развитым чувством казахстанского патриотизма, с чувством глубокого уважения к обычаям, традициям, языкам народов, населяющих Казахстан… «Одной из важнейших задач является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают креативным мышлением , высокими гражданскими нравственными принципами, чувством социальной ответственности »

« … в том, чтобы гражданская патриотическая жизнь началась для человека с малых лет, и заключается мастерство воспитания. Что для этого необходимо? Прежде всего, гражданское, патриотическое видение и понимание мира, который окружает ребенка.

Мы добиваемся того, чтобы у ребенка и подростка болело сердце за то, что происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил, перечувствовал гражданские радости и гражданские горести »,- отмечал В.А. Сухомлинский.

<\p>

В философском энциклопедическом словаре дается толкование: «Патриотизм- любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». «Патриот-человек, проникнутый патриотизмом. Человек, преданный интересам кого-нибудь ».

<\p>

М Шолохов не раз обращался в своих статьях и выступлениях к проблеме русского национального характера. Писатель говорил об «упрямом характере русских людей».

Об их отзывчивости и великодуший восклицал «вот он, русский человек! Русский солдат, черт его знает, сумеем ли мы раскрыть его душу?» В другой раз Шолохов выделили те качества русского народа, которые помогли ему выстоять в смертельной схватке с фашизмом. Способность беззаветно трудиться, несокрушимая стойкость, умение достойно переносить немало лишений, коллективизм, не произведенный героизм и готовность, если понадобится, отдать свою жизнь за Родину.

«Это они грудью прижимались к дулам немецких пулеметов, спасая товарищей по оружию от губительного вражеского огня, это они шли на таран в воздухе, прикрывая от бандитских налетов родные города и села, это они тонули в соленой воде всех морей и океанов, смывающих нашу родину, и, в конце концов, спасли человечество от фашистской чумы, раскрывшей над миром черные крылья.» – отмечал А. В. Огнев.<\p>

Война обрушилась на страну как грозное бедствие, как суровое испытание. Андреи Соколов, подобно миллионам советских людей, пошел на фронт. Тяжел и трагичен был его путь на дорогах большой войны.

Через весь рассказ проходит мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа. Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все, семья погибла, домашний очаг разрушен.

Обратите внимание

Наступил мир, пришла пора весеннего пробуждение, пора надежд… А Соколов смотрит на окружающий мир глазами «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской» С его губ срываются слова: «за что же ты, жизнь, меня так покалечила ? За что так исказила ?Нету мне ответа ни в темноте, ни в ясном солнышке… Нету и не дождусь!

Жизнь «исказила» человека, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.

«Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату.

Но что отличает шолоховского героя и помогает понять новые начала его «старых» качеств, так это чувства собственного достоинства.

Не бьющее в глаза, очень спокойное, это чувство в Андрее Соколове напоминают свойство в особой стали сохранять закал при высоких температурах. А в обычной жизни этот человек мягок, скромен, о нем не скажешь: «гордый»

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались».

Отказавшись от мысли расстрелять пленного, комендант говорит: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь».

Сцена с комендантом Мюллером при всей ее конкретности приобретает «обобщенное и в какой – то мере символическое значение». Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа советского народа, непобедимость воли, его свободолюбивых устремлений.

Русская нация, сплотившая вокруг себя равноправные народы Советского Союза, стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе. Бескомпромиссная борьба иноземного нашествия путала карты врага.

Даже одна принадлежность человека к русской наций вызывало у гитлеровцев чувство злобы и ненависти: «…били за то, что ты – русский».

Важно

Поистине неисчерпаем запас нравственных и физических сил у Соколова; это подчеркивается в авторских раздумьях в конце произведения: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, несгибаемой воли, выдюжит…»

И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется не- переложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы не вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Это фраза – лейтмотив произведения, она схватывает одну из важнейших сторон его содержания.

Шолохов, раздумывая об отечественной войне, подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения Родины, не убивали наших сил, а горечь незабываемых утрат не признала нашего духа».Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нем утверждается идея органической преемственности поколения.

Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово «терпеть» почти в том же значении, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». В небольшом по объему произведении перед ребятами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины.

Мы на уроке литературы, изучая рассказ «Судьба человека» , составляем характеристику главного героя, отвечаем на вопросы: с какими трудностями столкнулся Андрей Соколов? В чем находит утешение герой? В конце урока мы делаем вывод: как не велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека.<\p>

Сила воздействия этого рассказа на подростков велика.

Конечно, сформулировать строго очерченные критерии воспитательной эффективности рассказа весьма сложно, так как качества личности не формируются быстро,под влиянием отдельных факторов, примеров. Но Андрей Соколов является примером беззаветного служения родине. На примере Андрея Соколова воспитывалось не одно поколение людей. Андрей Соколов-истинный патриот своей Родины, которого вела вперед, не смотря на страшные испытания судьбы, вера в людей,в себя, в победу. Вера в жизнь.<\p>

Используемая литература:

1.И. Кузьмичев, Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение, 1980. 2Н.М.Северикова,Литература, Издательство «Высшая школа»,1978. 3.М.Г.Качурин,Урок литературы в школе, Ленинград, 1974. 4Н.Я.

Совет

Мещерякова, Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы, М., Просвещение, 1984. 5.В.А.Ковалева, Русская советская литература, М., Просвещение, 1976. 6.В.В.Бадиков, Русская литература хх века,Алматы, «Жазушы»,2007.

<\p>

М.Г.Качурин.

Источник: https://InfoUroki.net/tema-patriotizma-v-rasskaze-masholohova-sudba-cheloveka.html

Произведения М.А.Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» как путь трансформации представлений о человеке-герое в рамках рассмотрения нравственных понятий при написании сочинения-рассуждения ОГЭ

Дата публикации: 16.06.16

Автор:
Широкая Елена Николаевна преподаватель русского языка и литературы, ФГКОУ “Ставропольское президентское кадетское училище”, г. Ставрополь

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отчество, Верность, Братство…

А есть еще: Совесть, Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение.

Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте духовно-нравственного воспитания.<\p>

Именно поэтому, разрабатывая задания по русскому языку в 9-ых классах, определяющим правильность этого выбора, становятся темы сочинений на морально-нравственную тематику. Воспитанникам необходимо не только дать ответ на вопросы, что такое дружба, милосердие, честность, мужество, выбор, но и осознанно доказать важность обладать самому этими качествами.

Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и души.

Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения.<\p>

В программе литературы много произведений, которые дают почву для системного анализа в рамках рассмотрения их с точки зрения морально-нравственных понятий. И произведения М.А.

Шолохова – яркое тому подтверждение.

Обратите внимание

Михаил Александрович Шолохов – великий гуманист своего времени, писатель высокого художественного мастерства, который сумел проникнуть в самые глубины народной жизни и с огромной любовью выписать народные характеры, воплотив в них прекрасные душевные качества. Образы, им созданные, полны жизненной правды и могучей выразительности.

Его произведения о войне являются непосредственными источниками для нахождения аргументов в рамках рассмотрения нравственных понятий при написании сочинения – рассуждения ОГЭ.

Особенно они актуальны в изучении в условиях учебного процесса нашего училища, так как именно здесь основной задачей является воспитание таких нравственных качеств, как патриотизм, долг, мужество, отвага, честность, сила воли и характера.

Рассказ «Судьба человека» вызывает неподдельный интерес у девятиклассников во время его изучения. Судьба одного человека: труженика, солдата, мужа, отца, товарища – становится путеводной звездой и примером героической стойкости, мужества и отваги.

Каждый отдельный эпизод рассказа – это отдельная страница жизни героя, это яркий аргумент, подтверждающий нравственное качество героя. Работает день и ночь как «дьявол», чтобы в семье был достаток. Не раздумывая, не сомневаясь, спешит на выручку бойцам в жестоком бою. Любимые слова героя — «мы», «наше», «нас», «всем».

<\p>

По программе на изучение произведения «Судьба человека» отводится два практических часа. Этого достаточно для того, чтобы рассмотреть рассказ с точки зрения нравственного аспекта.

На первом уроке наиболее удачной формой работы является групповая, когда класс разделен на три группы по этапам жизни главного героя: до войны, во время войны и в послевоенное время. Работая в этом направлении, кадеты рассматривают эпизоды, соотнося их с проявлением нравственных качеств героя.

И когда работа завершена, то кадеты приходят к выводу, что необыкновенное терпение, выносливость, спокойное воображение, способность, не отчаиваясь ни при каких обстоятельствах, выдюжить — все это черты русского национального характера.

<\p>

Произведение Шолохова «Судьба человека» строится на противопоставлении: тихое семейное счастье, полезный труд — и разрушительная война; человечность, доброта — и изуверство; преданность Родине — и предательство.

Важно

В целом же это — противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви — и разрушения всех основ цивилизации, гуманизма. Свет и мрак, совесть и цинизм. Таков контраст нашего века. Если Андрей Соколов олицетворяет стремление к добру и справедливости, то Мюллер — злое порождение той системы, которая держится на милитаризме и расизме. Именно поэтому второй урок целенаправленнее проводить, основываясь на этом художественном приеме, что позволяет воспитанникам сделать жизненно важные выводы о приоритетных нравственных качествах человека.

Главная особенность рассказа Шолохова: в образе Андрея Соколова — в кульминационных моментах сюжета — спонтанно просвечивает история. Андрей Соколов как тип вбирает в себя огромные жизненные пласты и становится эпической фигурой.

При этом трагическое и героическое, особенное и общее неразрывно связано в чувствах, мыслях, действиях Андрея Соколова.

Кадеты сочувствуют каждому слову героя, каждому его поступку, жесту, глубокому вздоху, паузе, когда невмоготу становится ему рассказывать о пережитом.

Исследование рассказа завершаем написанием сочинения на тему: может ли наше время выдвинуть героя, подобного в чем-то Андрею Соколову, если иметь в виду вечные нравственные категории, которые дороги великому художнику — отношение человека к человеку, совесть, мужество, семья, любовь в самом широком значении понятия? И кадеты с удовольствием находят ответы на вопросы: что такое мужество, товарищество, долг, отвага, подтверждая свои суждения аргументами из рассказа Шолохова «Судьба человека».

Шолохов неоднократно обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях, которые понесла Родина во время Великой Отечественной войны: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько было иметь сил, чтобы начать всё сызнова. Значительная часть страны была разрушена. Я видел эти дотла сожженные станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошённые, безлюдье… Цена победы. Её острее всего чувствуешь и переживаешь в день великого свершения надежд…».<\p> Скачать публикацию Скачали: 9 раз

Источник: https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1333

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]