Анна Ахматова – Мне голос был: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.<\p>
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
Анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…» Ахматовой
Революция 1917 г. стала переломным событием не только в политической, но и в духовной судьбе России. Фактически страна раскололась на два непримиримых лагеря, что стало причиной Гражданской войны. Еще одни раскол произошел среди людей, не принявших новую власть.
Часть решила покинуть страну либо из опасения перед физической расправой, либо считая, что в новой России им больше нечего делать. Оставшиеся хотели продолжить борьбу с большевиками. Многие поэты и писатели не представляли себе жизни вне России, поэтому их решение остаться было основано на чувстве патриотизма. К таким людям принадлежала и А. Ахматова.
Свои взгляды она выразила в произведении «Мне голос был», написанном сразу же после революции (осень 1917 г.).
Стихотворение известно в двух вариантах. По сути, оно является сочетанием двух отдельных стихотворений: «Когда в тоске смертоубийства…» и собственно «Мне голос был…». Общепринятая редакция включает оба и состоит из пяти строф.
Поэтесса описывает страшное время, предшествующее революции. Было понятно, что Россия проигрывает Первую мировую войну («народ гостей немецких ждал»). Страна находилась во всеобъемлющем кризисе. Православная вера уже не считалась последней защитницей России.
Авторитет церкви невероятно упал, а вместе с ним начали колебаться и духовные опоры русского народа. Люди буквально озверели. Возвышенные идеалы были втоптаны в грязь, основное стремление заключалось в удовлетворении примитивных естественных потребностей.
Ахматова использует очень выразительное сравнение Петербурга с «опьяневшей блудницей». Не только в столице, но и во многих российских городах, жители уже равнодушно смотрели на смену власти, лишь бы остаться в живых. Будущее страны никого уже не интересовало. Россия становилась ареной для борьбы политических группировок.
Даже иностранную интервенцию многие воспринимали с надеждой на улучшение обстановки и наведение порядка.<\p>
В этих невыносимых условиях многие поддались страху и начали уезжать из страны. Таинственный голос, который слышит героиня, можно сравнить с дьявольским искушением. Он призывает ее покинуть безнадежную страну, отречься от нее ради беззаботной жизни в эмиграции.
Там можно будет забыть обо всех ужасах, успокоиться и начать новую жизнь.
Ахматова «равнодушно и спокойно» отвергает предложение искусителя. Она чувствует, что именно в такое сложное время нужна своей Родине. Даже если ей придется умереть, она будет рада достойно встретить смерть на родной земле. Стихотворение поэтессы – проявление настоящего патриотизма и презрения к тем, кто фактически предал свою страну.
Читать стих поэта Анна Ахматова — Мне голос был на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-mne-golos-byl/
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…» – Сочинение
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было написано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в истории страны. Однако для нее не было вариантов — отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено стихотворение.
Основная тема его — тема России. Оно относится к гражданской, патриотической лирике. Стихотворение построено в форме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жанра оды.
Стихотворение открывается мотивом искушения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотворения с пушкинским «Пророком», полярность этих двух сюжетов.
Если у Пушкина голос Бога открывает герою «вечные ценности», наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию — жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед героиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Героиня — сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, «боль поражений и обид». «В основе этой решимости — христианское смирение, не рассуждающее и не внемлющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измерение.
Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, «боли поражений и обид» не связаны с характеристикой несправедливого социального устройства или с рассуждениями о бунте «бессмысленном и беспощадном»… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия — «край глухой и грешный»».
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — рассказ об искушении лирической героини. Вторая часть — утверждение собственной позиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («край глухой и грешный», «скорбный дух», «черный стыд»), метафору («Из сердца выну черный стыд»), анафору («Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»), инверсию («Я кровь от рук твоих отмою»).
Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России — стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено, предано, продано…», «Не бывать тебе в живых…», «Родная земля», поэмы «Реквием».
Здесь искали:
- мне голос был он звал утешно анализ
- Мне голос был он звал утешно
- Мне голос был
Источник: https://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoj-mne-golos-byl-on-zval-uteshno/
Сочинение на тему “Лирика патриотизма” в творчестве Анны Ахматовой, – Сочинения по литературе
Читайте также:
Сочинение на тему “Лирика в творчестве Анны Ахматовой”
«НЕ С ТЕМИ Я, КТО БРОСИЛ ЗЕМЛЮ…» (ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ)<\p>
Особое место в творческом наследии А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией.
Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Для нее это не абстрактные темы, ибо ее личная судьба была тесно связана с судьбой родины и народа…
1910 год — предыстория жизни — и ее собственной, и того поколения, к которому она волею судьбы принадлежала.
Свое возвращение в Царское Село Ахматова отметила примечательным стихотворением «Первое возвращение»:
На землю саван тягостный возложен, Торжественно гудят колокола, И снова дух смятен и потревожен Истомной скукой Царского Села. Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, Как будто мира наступил конец. Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
Странное и необычное стихотворение. Чувствуется, что Ахматова говорит не только о том, что миновала и навсегда осталась в прошлом целая полоса жизни, проведенная в Царском Селе.
Нет, стихотворение намекает на большее — на то, что изменилась сама жизнь, ее привычный уклад…
Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий.
Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана — о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Первое возвращение» уже звучат мотивы будущей патриотической лирики Ахматовой — от «Мне голос был. Он звал утешно…» до «Реквиема»…
Эта глубокая, идущая от семьи и культуры любовь к России, составляющая наряду со способностью видеть мир реалистически главное богатство молодой поэтессы, это чувство признательности своей нации начало пронизывать все ее творчество. В стихотворении «Молитва», поражающем силой само отречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое — свою жизнь и жизнь своих близких:
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути можно считать ее стихотворение «Мне голос бал. Он звал утешно… «, написанное в 1917 году и направленное против тех, кто в годину суровых испытаний намеревался оставить Родину:
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
(1917 г.)
В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэтгражданин, поэт-патриот. Через пять лет, в 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, одушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
В творчестве Ахматовой 30-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые нею великие трагедии — и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну — развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза — окаменелое страданье»), и трагедия Родины — все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:
Нет! И не под чуждым небосводом — И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэтесса скорбит не только о себе, но и о стране, выставившей на позор всему миру вздернутого на дыбу поэта. Такого масштаба обобщения и трагического величия не достигал тогда никто из современных поэтов, включая тех, которые правдиво повествовали о виденном без надежды на публикацию (их произведения увидели свет лишь после 1986 года).
Но главным творческим и гражданским достижением Ахматовой явилось создание поэмы «Реквием», непосредственно посвященной годам «большого террора» — страданиям репрессированного народа.
Когда в 60-е годы «Реквием» стал ходить в самиздатских списках, отзывы читателей, доходившие до Ахматовой, были единодушны и в общем сводились к тому, что сказал ей А.
Солженицын: «Это не вы говорите, то Россия говорит!..».
Да, именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы. Так было в 1917 году, ознаменованном стихотворением «Мне голос был. Он звал утешно…», так было в 20-х годах («Не с теми я, кто бросил землю…»), и так было всегда.<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-lirika-patriotizma-v-tvorchestve-anny-ahmatovoj/
«Мне голос был. Он звал утешно…» А. Ахматова
«Мне голос был. Он звал утешно…» Анна Ахматова
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник.
Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные сбережения и небольшое наследство от родителей превратились в пыль.
Впервые Анна Ахматова, на руках которой остался 5-летний сын, осознала, что может попросту умереть от голода, став еще одной безвинной жертвы красного террора. Действительно, ее практически перестали публиковать, и средств к существованию не было.
Что касается супруга, поэта Николая Гумилева, то он в этот момент находился во Франции и ничем не мог помочь семье, хотя и предлагал Ахматовой похлопотать о том, чтобы она смогла покинуть мятежную, бунтующую и голодную Россию.
Именно в этот сложный период жизни, когда весь привычный мир рушился на глазах. Словно карточный домик, Анна Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…».
В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу.
Ответ Ахматовой оказался неожиданным и непреклонным. Она не поддалась внутреннему голосу, который нашептывал: «Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда».
Вместо того, чтобы паковать чемоданы в надежде на то, что за границей жизнь будет более сытой и привольной, Ахматова решила оставить в сердце «черный стыд», который испытывала, глядя на то, что происходит вокруг.
Она сумела оформить развод с Гумилевым и уже через несколько месяцев вышла замуж за ученого Владимира Шилейко, благодаря чему смогла в относительном достатке прожить самые смутные и трагические годы, связанные со становлением советской власти.
Биографы Ахматовой до сих пор спорят по поводу того, на чем же был основан этот брак, и приходят к выводу, что поэтесса поступилась собственными чувствами ради возможности остаться в России и не погибнуть от голода.
Фактически, она вышла замуж ради того, чтобы ее маленькому сыну было где жить, и что кушать. Освоившись в новом и таком чужом для нее мире, поэтесса подала на развод и связала свою жизнь с другим человеком.
Однако до самой смерти она ни разу не пожалела о том, что в свое время дала беспощадный отпор своему внутреннему голосу, «чтоб этой речью недостойной не осквернялся скорбный слух».
Трудно сказать, знала ли Ахматова о том, что ждет ее впереди. Однако, полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде.
Ее более успешные подруги давно уже устроили личную жизнь в Европе, наблюдая со стороны за тем, как на глазах меняется так любимая ими Россия. Ахматова же оказалась в самой гуще событий и была свидетельницей этих непростых перемен, которые отзывались болью в сердце.
Тем не менее, поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий. И в этих словах не было иронии, обиды, бахвальства либо желания выставить себя в более выгодном свете.
Анна Ахматова искренне считала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией, даже если ради этого придется терпеть лишения, оскорбления, обиды, наветы и обман, а также поставить крест на своей литературной карьере, которой поэтесса очень дорожила.
Источник: https://pishi-stihi.ru/mne-golos-byl-on-zval-uteshno-ahmatova.html
Тема патриотизма в творчестве А.А. Ахматовой. Сочинение по литературе
Анна Андреевна Ахматова вошла в русскую литературу как представительница яркого и во многом самобытного направления Серебряного века – акмеизм. Она вместе с мужем Николаем Гумилёвым стояла у истоков создания этого литературного течения.
Возникшая в конце девятнадцатого века поэтическая школа символистов переживала жесточайший духовный и творческий кризис, распадаясь от внутренней дряхлости и под ударами возникших в десятые годы новых литературных течений.
Но ни акмеизм, не футуризм, воинственно противопоставлявшие себя символизму, по самой своей природе не способны были принести обновление русской поэзии, сделать её рупором передовых идей времени.
Вышедшие в эти годы первые книги Ахматовой, голос которой на протяжении полустолетия выделялся в многоголосом хоре русской поэзии двадцатого века, сразу принесли ей всероссийскую славу, сделали её имя самым популярным из круга её соратников по «Цеху поэтов», объявившему себя новой литературной школой – «акмеисты».
Анна Ахматова выделялась и отделялась строгой простотой и ясностью стиха, при общем и для акмеистов и для их предшественников стремлении отгородить поэзию от больших животрепещущих тем времени, ограничить творчество узким кругом личных переживаний и душевных движений.
Началом исторического крушения стали для Ахматовой, как и для многих её современников, первая мировая война и Октябрьская революция, которая сделала невозможным прошлым всё, что с детства окружало поэтессу, входило в её духовный мир, было источником пафоса её лирики. Еще в 1917 Ахматова пишет:
Не ласки жду я, не любовной лести,
В предчувствии неотвратимой тьмы…
Такой «неотвратимой тьмой» представилась ей впоследствии революция, совершённая рабочим классом России. Ей казалось, что «все расхищено, предано, продано», что «чертой смерти мелькало крыло», что «все голодной тоской изглодано».
Неприятие происходящего отчетливо выразилось в начальных строках, впоследствии отброшенных самой Ахматовой, стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно.», написанного в 1917 году.
Тот же мотив прозвучал и в стихах, написанных в июле 1921:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Эти и другие строки, написанные Ахматовой в первые послеоктябрьские годы, показывают, что, тысячами нитей связанная со старой Россией, она не поняла того, что принесла её родине Октябрьская революция.
Символично, что в том же 1921 году Ахматова возвращается к стихотворению «Мне голос был. Он звал утешно», — и создает новую его редакцию.
Она переделывает начало и завершает стихотворение строками, решительно отвергающими недостойные речи тех, кто предлагает ей покинуть родную землю:
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный Оставь Россию навсегда Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Отвергая «утешные» голоса, зовущие на чужбину, куда ушли её современники – Иван Бунин, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, не желая есть «пахнущий полынью» чужой хлеб, Ахматова осталась на родине с готовностью разделить её пусть пока ещё непонятную и страшную судьбу.
Стихи, написанные Ахматовой между 1917 и 1941 годами, наглядно показывают, что не сразу, не вдруг лирическая муза её освоилась с новой действительностью, начала звучать в унисон с чувствами, которыми жил народ в бурную первую четверть века своей послеоктябрьской истории.
Читая стихи тех лет, чувствуешь, как трудно духовно сложившемуся, глубоко органическому лирику разрывать связи с прошлым.
Важнейшим рубежом на творческом пути Ахматовой стал 1941 год – начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В Ленинграде осенью 1941 года Анна Ахматова всем сердцем ощутила испепеляющий зной дыхания большой войны.
Любовь к России спасла поэтессу в 1917 году от соблазна уехать за границу, в эмиграцию.
Любовь к родной земле, попираемой пятой чужеземца, любовь укрепленная опытом и мудростью прожитых трудных лет, ввела русскую поэтессу Анну Ахматову в круг русских советских поэтов.
Страницы истории русской поэзии первой половины двадцатого века, на которых вписаны названия и дооктябрьских и послеоктябрьских книг Ахматовой, обогатились записью, знаменующей новый этап в её жизни и творчестве.
Замкнутая отрешенность интимно-лирической темы, свойственная всем этапам творческого пути Ахматовой в довоенные годы, отступает перед горячей патриотической, общественной взволнованностью, уступает место благородному гуманизму человека, потрясенного судьбой родины, участью своих сограждан, их страданиями и болью. Образ России, страдающей, вынужденной отступить на восток, но непобежденной и непобедимой, встает перед читателем в строках, обдуманных и прочувствованных в тяжелые дни осени 1941 года:
От того, что сделалось прахом, Не сраженная смертным страхом И отмщенная зная срок, Опустивши глаза сухие И сжимая уста, Россия В это время шла на восток. И себе же самой навстречу, Непреклонно, в грозную сечу, Как из зеркала наяву, Ураганом с Урала, Алтая, Долгу верная, молодая,
Шла Россия спасать Москву.
Много глубокой скорби в стихах, написанных Ахматовой в дни ташкентской эвакуации. Много материнской печали о загубленных детях, о согражданах-ленинградцах, сраженных холодом и голодом блокадных дней.
Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой ещё, он всё слышит: Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Горькие, терпкие строки! Но нет в них ни безнадежности, ни отчаянья. В них звучит гнев и уверенность в неизбежном, неотвратимом возмездии. И вера в будущее, олицетворенное в детях, спасенных от смерти:
Так мы долгожданной ответим.
Невиданные испытания, перенесенные народом, обострили духовное зрение Ахматовой, безгранично расширили круг её видения. И может быть, впервые в своей жизни она ощутила во всей полноте свою слиянность с землей, на которой родилась, на которой вкусила и от радости и от горестей бытия.
На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на неё. На Родину, глядела. Я знала: это все моё —
Душа моя и тело.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Источник: https://litera.su/learner/all-works/akhmatova-a-a/theme-of-patriotism-in-akhmatovas-works
Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки
На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения «Утешение» и «Молитва» свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться:
Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар —Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных дней,Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей.
В стихах Ахматовой о родине сочетаются публицистичность и автобиографизм. Вместе со страной поэт переживала страшные годы. Ее стихи наполняются патриотическими чувствами и общечеловеческим содержанием.
Годы революции и гражданской войны не ослабляют патриотизма поэта. Голод и разруха не заставили ее уехать за границу.
В стихотворениях «Мне голос был…» и «Не с теми я, кто бросил землю…» отразилось мужество и стойкость Ахматовой:
Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда.Оставь свой край, глухой и грешный,Оставь Россию навсегда».…..…Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойнойНе осквернился скорбный дух.
В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» снова звучит мотив искушения, но для поэта родина – превыше всего, изгнанничество же унизительно:
Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.
Поэт по доброй воле, болея за судьбу своей страны, разделяет с ней горькую участь:
А здесь, в глухом чаду пожара,Остаток юности губя,Мы ни единого удараНе отклонили от себя.
В стихотворении «Родина» сначала перечисляются черты показного патриотизма. Поэт говорит, что родную землю мы не носим в ладанках на груди, не сочиняем о ней стихи навзрыд, спокойно спим, не считаем ее раем, более того, живем, не вспоминая о ней. Перечислив отрицательное, поэт переходит к утверждению:
Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах,И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.
Без громких слов о любви к родине Ахматова пишет о родной земле:
Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно – своею.
В этом стихотворении Ахматова говорит от лица всего народа, готового защищать и даже отдать жизнь за родную землю. Это и есть истинный патриотизм.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов о родине. В замечательном стихотворении «Мужество» она утверждает, что главной ценностью нации был и есть великий русский язык, русская речь, русское слово:
Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!
Мужество женщины-поэта потрясает. В 30-е годы были арестованы муж и сын, она жила, со дня на день ожидая ареста.
В родной стране в 1946 году ее творчество подвергалось резкой и грубой критике, ее назвали «салонной» поэтессой, далекой от народа, ненужной и вредной. Ахматову не печатали вплоть до 60-х годов, а знаменитую поэму «Реквием» издали только в 80-е годы.
Сейчас произведения Анны Ахматовой доступны читателям, ее любовная, патриотическая и гражданская лирика вошла в золотой фонд русской поэзии.
- Тема России в творчестве А.А. Ахматовой
- «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский)
- Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства
- Стихотворение «Родная земля» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
- Триптих «Смятение» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворение «Песня последней встречи» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”
Источник: https://shpargalkino.com/tema-rodiny-patriotizm-i-grazhdanstvennost-poezii-a-a-axmatovoj/
Анализ стихотворения А.А.Ахматовой ‘Мне голос был. Он звал утешно.’
Наша кнопка
Скачать материал<\p>
Анализ стихотворения А.А.Ахматовой ''Мне голос был. Он звал утешно.'' <\p>
Стихотворение ''Мен голос был. Он звал утешно'' было написано в 1917 году.
Это произведение вошло в сборник стихов ''Белая гвардия'', в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит ''одическая, пророчески-возвышенная'' манера письма, преобладают классические стихотворные размеры.
В этот период в лирику Ахматовой включается ''пушкинский слой'', стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии , а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические.
В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний. <\p>
В трудные годы революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России: <\p>
Мне голос был.
Он звал утешно, <\p>
Он говорил:''Иди сюда, <\p>
Оставь свой край глухой и грешный, <\p>
Оставь Россию навсегда. <\p>
Но равнодушно и спокойно <\p>
Руками я замкнула слух, <\p>
Чтоб этой речью недостойной <\p>
Не осквернился скорбный дух. <\p>
Любовь к Родине у Ахматовой не предмет размышлений.
Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века. <\p>
Основная тема произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е. твердость и мужество героини. Главная любовь А.
Ахматовой была любовь к родной земле:''…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею''. Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не ''бросать её при первой же опасности'', а защищать и оставаться верной до конца.
Автор использует такие эпитеты, как ''глухой и грешный'', ''черный стыд'', ''утешно, равнодушно и спокойно''. Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия войны, насилия и противопоставления частной жизни.
<\p>
Анне Ахматовой был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную трагедию, и , одновременно , как трагедию народа, страны. В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова , являясь истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда- после революции – пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом.
“Я была тогда с моим народом…” <\p>
Годы сталинизма отозвались дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма — этого чудовищного монстра — перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали.
Под впечатленем от этих событий родилось замечательное произведение — поэма “Реквием”. Чтение этой поэмы производит неизгладимое впечатление, дает урок мужества и душевной стойкости. Поэма Ахматовой “Реквием” в моем понимании — это общечеловеческая мысль о недопустимости, негуманности насилия над людскими душами и судьбами.
В этом произведении раскрывается трагический эпизод жизни самой поэтессы. Эта поэма автобиографична, в основу ее легли личные переживания. “Реквием” — отражение не только страданий человека, но и душевной твердости. У матери забрали сына, повергли ее в пучину тоски, одиночества и тишины. На протяжении всей поэмы звучит пугающе “одна”. “Эта женщина одна, Эта женщина больна…
” Она страдает безмерно: у нее отняли сына. Что может быть ужаснее безмолвного ожидания, неизвестности, невозможности помочь?! Нескончаемых очередей и семнадцати месяцев терзающей боли?! А потом последует приговор! И упало каменное слово На мою еще живую грудь… Человек на миг теряется, ничего не осознавая и не воспринимая.
Потом мать смиряется, проявляет большое мужество: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить.
Но наряду с этим появляется пессимистическое отношение к жизни и постепенно возникает вопрос: если смерть все равно неизбежна, то почему бы не расстаться с жизнью именно сейчас?! В эпилоге высказывается мысль: память о бедах людских вечно живет в сердце человека.
Поэтесса говорит о том, что если задумают увековечить ее, поставив памятник, то он должен быть воздвигнут на том месте, где она провела несносные триста часов перед закрытыми дверями. Нет, никогда ей не забыть ни скрипа тюремных засовов, ни воплей женщин, оторванных от своих детей, ни бессонных ночей, проплаканных ими. Но она все-таки вынесла эту чудовищную пытку, выстояла, выдержала. Мысль о безумии и смерти не раз приходила к ней, но она переборола себя, доказав нам, что как бы ни были велики ее страдания, у нее хватит мужества жить и бороться!
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-aaahmatovoy-mne-golos-bil-on-zval-uteshno.html
Анализ стихотворения Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно…”
Стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” было написано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в истории страны. Однако для нее не было вариантов – отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено стихотворение.
Основная тема его – тема России. Оно относится к гражданской, патриотической лирике. Стихотворение построено в форме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жанра оды.
Стихотворение открывается мотивом искушения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда”.
Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотворения с пушкинским “Пророком”, полярность этих двух сюжетов.
Если у Пушкина голос Бога открывает герою “вечные ценности”, наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию – жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя <\p>
соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед героиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Героиня – сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, “боль поражений и обид”. “В основе этой решимости – христианское смирение, не рассуждающее и не внемлющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измерение.
Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, “боли поражений и обид” не связаны с характеристикой несправедливого социального устройства или с рассуждениями о бунте “бессмысленном и беспощадном”… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия – “край глухой и грешный””.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – рассказ об искушении лирической героини. Вторая часть – утверждение собственной позиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет (“край глухой и грешный”, “скорбный дух”, “черный стыд”), метафору (“Из сердца выну черный стыд”), анафору (“Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда”), инверсию (“Я кровь от рук твоих отмою”).
Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России – стихотворений “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Все расхищено, предано, продано…”, “Не бывать тебе в живых…”, “Родная земля”, поэмы “Реквием”.
Глоссарий:
- мне голос был он звал утешно анализ
- Мне голос был он звал утешно
- Мне голос был
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-axmatovoj-mne-golos-byl-on-zval-uteshno/