Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным.
Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы.
Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.
Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Достоевского.
Петербург Достоевского – это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.
Место действия романа «Преступление и наказание» — распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.
Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым Петербург становится городом гибели людей): погибает под колёсами щёгольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идёт Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.
Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: «Проходя мимо Юсупова сада … он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».
Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает своё преступление.
В описании города и его героев преобладает жёлтый цвет.
Грязно-жёлтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, жёлтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-жёлты домики на Петровском острове, жёлтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи.
Соня получает вместо паспорта жёлтый билет. Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание жёлтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют «жёлтым домом». Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.
Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. «Каморка его … походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней».
«Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…».
В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.
Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.
«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.
Петербург – это город одиночества. «Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!» — почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. «Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу», — пишет Достоевский о Раскольникове.
Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. «День опять был ясный и тёплый.… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.
Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли ещё века Авраама и стад его».
Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.
Источник: https://resoch.ru/obraz-peterburga-v-russkoj-literature-peterburg-dostoevskogo/
Образ Петербурга в русской литературе
Что мы знаем о Петербурге в русской литературе? Чем он характерен и чем отличается от других городов: Москвы, Пскова или Рязани? Чем же мрачный Петербург так привлекает поэтов и писателей? Ответы на все эти вопросы можно найти в великих произведениях русской литературы.
Петербург в них представлен чем-то мрачным, тяжёлым, но, одновременно, порождающим воображение и поощряющим творческую деятельность. Петербург, зачастую, отдельный и вполне самостоятельный персонаж русской литературы (примеры: “Нос” Н. В. Гоголя, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского).
Этот персонаж может обладать как хорошими, так и плохими чертами, потому что каждый автор по-своему относился к Петербургу, по-своему выражал свои чувства к нему.
Каковы же основные характеристики Петербурга и какой же он бывает в произведениях русской литературы? Разберёмся в этом вопросе подробнее:
- Петербург бывает мрачным и тяжёлым. Этот город в силу своего географического расположения часто покрыт туманами, а серых дней в нем больше, чем солнечных. Однако, Петербург – это магнит для писателей и поэтов. Их вдохновляла и продолжает вдохновлять потрясающая архитектура Петербурга, его природа и погода, царящие в нем. Мрачным Петербург, зачастую представляется в русской литературе девятнадцатого века.
- Грязный, душащий город, подавляющий все светлое. В таком городе невозможно остаться светлым и дружелюбным человеком, надеяться на лучшее будущее. Город болен и люди в нем больны. Таким Петербург представлен в произведениях Федора Михайловича Достоевского – выдающегося русского классика.
- Революционный Петербург. Этот образ встречается в произведениях русской литературы начала двадцатого века, преимущественно в лирике. Здесь стоит учесть, что каждый автор по-своему понимал революцию и относился к ней по-разному. Например, в поэме “Двенадцать” А. Блока революция представлена всеобщей сумятицей и непониманием, бессмысленной жестокостью и варварством. Революционный Петербург в стихах Маяковского, напротив, представлен боевым, чистым и четким.
- Светлый и величавый Петербург. Такой образ Петербурга встречается в лирике Анны Ахматовой. Она восхищается своим любимым городом и его архитектурой в своих стихах, однако, тоже называет его холодным. Также величавый Петербург встречается в творчестве Ломоносова и Пушкина.
- Блокадный Ленинград. Этот образ Петербурга встречается в произведениях, посвященных войне. В тот период было неважно: плохой этот город или хороший, – важно было победить врага, отстоять свою родину, свою родную землю.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Таким образом, мы выяснили, какой бывает образ Петербурга в русской литературе того или иного периода. Также, из всего вышеперечисленного становится понятно, что образ Петербурга может различаться у разных писателей: у одних он гротескный и вычурный, у других – тяжелый и мрачный, а у третьих – холодный, светлый и величавый.
Замечание 1
Также, можно смело утверждать, что во многих произведениях русской литературы Петербург играет роль персонажа. Он выступает в них как особый герой, не влияющий на действия человека, но всегда определяющий его сознание.
Значение образа Петербурга
Какую же роль играет образ Петербурга в произведениях русской литературы? Чтобы разобраться с этим, нам нужно проанализировать несколько примеров произведений различных авторов, эпох и направлений. Так, возьмем произведение А.
С Пушкина («Медный всадник»), М. В. Ломоносова, Н. В. Гоголя («Нос»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»), лирику Анны Ахматовой и поэму А. А. Блока «Двенадцать».
Таким образом, обобщая эту информацию, мы получим следующее:
- Петербург в различных произведениях, безусловно, несет в себе историческую ценность, так как достаточно подробно описан в каждом из них. В разные эпохи в произведениях русской литературы мы видим разный Петербург: от молодого, только начавшего свою жизнь города, до современной архитектуры более позднего времени.
- Петербург во всех без исключения произведениях считается городом мрачным и тяжелым, что не может не нести философского подтекста. Город будто наталкивает людей на раздумья, на творчество, на сомнительные дела и мысли. Он переворачивает взгляд на мир, поражает воображение своей красотой, холодностью и грязью. «Город болен» – как писал Федор Михайлович Достоевский. И это, пожалуй, действительно так.
- Петербург имеет социально-общественное значение, так как во многих произведениях он является фоном к действию главных персонажей. Так, именно в этом случае Петербург определяет их действия, их поступки и мысли.
- Петербург может также иметь философско-религиозное значение, так как это центр храмов, церквей. Именно в Петербурге находится культурная и духовная столица нашей родины.
- Культурное значение обусловлено этими же причинами. Петербург – это северная столица России, город культуры и образования.
- Как известно, Петербург – это не только культурная и духовная столица нашей страны, как уже было сказано выше, но и столица переворотов и революций. Именно здесь зародилась и случилась Великая Октябрьская Революция 1917 года. Возможно, это город, который живет своей жизнью, в котором всегда происходят какие-либо изменения и поэтому он так притягивает к себе творческих людей.
К писателям и поэтам, творившем в Петербурге или же писавшим о нем относятся: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Ломоносов, Ф. Достоевский и многие другие.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что Петербург в русской литературе играет огромное значение. Так, Петербург – это самостоятельный город, живущий как бы отдельно от всей остальной России. Это мрачный город, притягивающий к себе странных личностей. Именно таким его образ навсегда и останется в произведениях русской литературы.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/obraz_peterburga_v_russkoy_literature/
Образ Петербурга в русской литературе
Образ Петербурга в русской литературе
(теория)<\p>
У каждой эпохи свой образ Петербурга
Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова,
Державина — Петербург предстает как
«преславный град», «Северный Рим»,
«Северная Пальмира». Им чуждо видеть в
городе будущего какое-то трагическое
предзнаменование.
Только в XIX веке появляется город-призрак,
город-фантасмагория, где соседствует
странное и повседневное, реальное и
фантастическое. Эта традиция изображения
Петербурга открывается в русской
литературе именами Пушкина и Гоголя.
Петербург в описании А.С. Пушкина
Петербург в описании А.С. Пушкина
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин
провел более трети своей жизни — лучшие
годы юности и годы зрелости, наивысшего
напряжения духовных сил, творческого
подъема и житейских проблем. Ни один
город не был им воспет с таким высоким
чувством, как «град Петров».
Петербург для поэта — воплощение
петровского духа, «Петра творенье»,
символ созидательных сил России.<\p>
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург
— город контрастов, и вот уже по
затопленной столице, преследуемый
Медным всадником, мчится несчастный
сумасшедший Евгений:
Образы Петербурга и его творца Петра в
поэме двойственны. Петербург — город
величия и славы, но в то же время это
город суеты, забот, повседневных тревог
«маленького человека».
Обращение к фантасмагории, как типично
петербургскому мотиву, и к «маленькому
человеку» (бедному чиновнику), как к
петербургскому типу, предвосхищает
поэтику сюжетов петербургских повестей
Гоголя.
Петербург в описании Н.В. Гоголя
Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский
В произведениях Н.В. Гоголя образ
Петербурга меняется: великолепие
отступает перед проблемами обезличивания
человека.
В «Петербургских повестях
автор создаёт загадочный и таинственный
образ столицы. Здесь сходят с ума,
трагически ошибаются, кончают жизнь
самоубийством, просто умирают.
Холодный,
равнодушный, бюрократический Петербург
враждебен человеку и порождает страшные,
зловещие фантазии.
В повести «Невский проспект» (Невский
проспект — своего рода символ Петербурга,
его лицо-маска):
«Он лжет во всякое время, этот Невский
проспект, но более всего тогда, когда
ночь сгущенною массою наляжет на него
и отделит белые и палевые стены домов,
когда весь город обратится в гром и
блеск, мириады карет валятся с мостов,
форейторы кричат и прыгают на лошадях
и когда сам демон зажигает лампы для
того только, чтобы показать все не в
настоящем виде».
В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки
сумасшедшего» большое композиционное
значение имеет образ петербургского
департамента, гротескные характеры
чиновников и тема «маленького человека».
Определенные параллели к этому можно
найти и в «петербургской» вставной
новелле из «Мертвых душ» — «Повести о
капитане Копейкине».<\p>
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя
существует устойчивая ассоциативная
связь между праздностью, злом, дьяволом
и фантасмагорией. И всё это характерно
для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов
Одной из любимых тем лирики Некрасова
было изображение Петербурга, где Некрасов
прожил 40 лет.
В молодости ему пришлось
влачить жизнь голодного бедняка, на
себе испытать нужду и лишения, а также
узнать все превратности жизни в трущобах
столицы.
Петербург предстал перед
читателем резко разделенным на два мира
— владельцев «роскошных палат» и
обитателей подвалов, «счастливцев» и
«несчастливцев».
С сердечной болью описывал Некрасов
петербургские углы и ютящийся в них
нищий, голодный люд. Вместо роскошных
дворцов и великолепных ансамблей
Петербурга Некрасов показал окраины,
где «каждый дом золотухой страдает»,
где «штукатурка валится и бьёт тротуаром
идущий народ», где мерзнут дети на «ложе
своем».
На улицах красивого города он
видит прежде всего людей униженных и
обиженных, видит картины, которые до
него старательно обходили поэты: у
памятника Петру I он замечает «сотни
сотен крестьянских дровней, которые у
присутственных мест дожидаются» (
фрагмент из стихотворения «Размышление
у парадного подъезда» читает ученик).
Роскошную столицу, один из красивейших
городов мира, Некрасов увидел глазами
бедняка и описал ее с горячим сочувствием
к несчастным и обездоленным, с ненавистью
к сытым, праздным и богатым.<\p>
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова
«Петербургские улицы»:
«И я спустился в душные подвалы, поднялся
под крыши высоких домов и увидел нищету,
падающую и падшую нищету, стыдливо
прикрывавшую лохмотья свои, и нищету,
с отвратительным расчетом выносящую
их на показ.
И сильней поразили меня такие картины
неизбежные в больших и кипящих
народонаселением городах, глубже запали
в душу, чем блеск и богатства твои,
обманчивый Петербург! И не веселят уже
меня твои гордые здания и все то, что
есть в тебе блестящего и поразительного».
Подведем итоги нашим сообщениям;
во-первых, петербургская тема, поднятая
еще русскими литераторами в XVIII веке, в
XIX веке стала темой первостепенной
важности. Во-вторых, писатели XIX века
придали образу Петербурга новые,
трагические черты.
Петербург в описании Ф.М. Достоевского
В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов
Образ Петербурга занимает видное место
и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около
тридцати лет прожил Достоевский в
Петербурге. Здесь создавалась большая
часть его произведений, в том числе и
романы «Записки из мертвого дома»,
«Униженные и оскорбленные», «Преступление
и наказание», «Братья Карамазовы».
Многие места в Петербурге связаны с
именем великого писателя.<\p>
В своем подходе к изображению Петербурга
Достоевский близок к Гоголю и Некрасову,
особенно к Некрасову.<\p>
Роман Достоевского «Преступление и
наказание» многие критики называют
«петербургским романом».
И это название
в полной мере характеризует произведение.
На страницах романа автор запечатлел
всю прозу жизни столицы России 60-х годов
XIX столетия — города доходных домов,
банкирских контор и торговых лавок,
города мрачного, грязного, но в то же
время по-своему прекрасного.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3113121/
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Представители разных литературных школ, направлений по-разному воплощали облик города в своих произведениях.
Одним из первых к теме Петербурга – «города пышного, города бедного» – обратился Пушкин, который выделил основную черту облика города, в которой выражается его «духовная сущность»: двойственность, особую метафизическую природу материального и духовного бытия города.
В поэме «Медный всадник» Пушкин ведет разработку образа (речевая ошибка) Петербурга двояко.
В сознании Евгения Петербург не существует как «полнощных стран краса и диво»: он не замечает величия гранитных берегов Невы, прелести узора чугунных оград, стройных громад дворцов и башен.
Эти эстетические оценки связаны с чуждым Евгению миром представлений, с иной жизнью и замыкаются строками о Петербурге – прекрасном городе, который летом приносит наслаждение темно-зелеными садами и прозрачными сумерками белых ночей и где зимой:
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов…
И пунша пламень голубой.
В «Медном всаднике» поэт прослеживает более чем вековую историю Петербурга: замысел Петра, рост северной столицы, трагические события в день наводнения 1824 года.
Но можно посмотреть на город и с другой стороны. В романе «Евгений Онегин» просматривается образ Петербурга не только праздничного, но и будничного:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
Городская жизнь показана в творчестве Пушкина во всех проявлениях. С поэтическим наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.
Если смотреть на образ города с точки зрения Достоевского, то мне кажется, что у него город представлен достаточно однобоко (речевая ошибка, правильно – односторонне). Писатель смотрит на Петербург только со стороны (речевая ошибка, правильно – смотрит глазами) «маленьких людей».
Вместе с Раскольниковым, главным героем «Преступления и наказания», мы смотрим на город не только глазами главного действующего лица, но и в какой-то степени глазами Достоевского: «Тут заинтересовало его вдруг: почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, и вонь, и всякая гадость».
У Н. А. Некрасова большой город обрисован с безжалостной иронией. Н. А. Некрасов запечатлял (грамматическая ошибка) город с самой мрачной его стороны.
Такое чувство, что отравлен даже воздух, а смерть наполняет ветер, который носится по городу, по проспектам, по улицам Петербурга (грамматическая ошибка, нарушение порядка слов в предложении, правильно – а ветер, который носится по городу, наполняет смерть):
Ветер что-то удушлив не в меру:
В нем зловещая нота звучит,
Все холеру – холеру – холеру —
Тиф и всякую немочь сулит.
При чтении поэзии Некрасова создается впечатление, что это «лишний город», как были «лишние люди», по словам известного исследователя темы Петербурга в русской литературе Н. Анциферова.
Тем не менее поэт всматривается в неповторимую индивидуальность города. Н. А. Некрасову редко удавалось отмечать красоту Петербурга, но все же он смог увидеть «убор из инея», который украшает город Петра, он смог увидеть также пышность и великолепие Петербурга:
Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов,
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей…
Уличная жизнь у Некрасова практически всегда иронично показывается в описаниях образа Петербурга:
Лица воинов жалки на вид,
И подмоченный звук барабанный
Словно издали жидко гремит…
Интересен образ Петербурга Александра Блока. Если вчитаться в его произведения, то создается впечатление, что он как бы «переделал» (неточность или речевая ошибка) Петербург А. С. Пушкина, руководствуясь своей жизненной философией. На мой взгляд, А.
Блок несколько прохладно и отрешенно разрабатывает тему Петербурга (речевая ошибка – лексическая несочетаемость: тема не может разрабатываться отрешенно или прохладно) в своем творчестве.
В творчестве (речевая ошибка – повтор) поэта вы не найдете стихотворений, целиком посвященных описанию города или его отдельных топонимов, в отличие, например, от Мандельштама.
Образ Петербурга в творчестве Ахматовой представлен в нескольких ипостасях (речевая ошибка).
Во-первых, это необычайно притягательный, торжественный и отчасти печальный город, описание которого «вбирает» в себя достижения всей предшествующей литературы. (Ошибка построения текста: есть «во-первых», но нет «во-вторых».)
Стихи Ахматовой о Петербурге во многом автобиографичны. В них отражены основные «вехи» жизни:
Там впервые предстал мне жених,
Указавши мой путь осиянный…
«Стихи о Петербурге» воплощают очень светлое восприятие города, который становится своеобразной «рамкой» для лирического, очень личного воспоминания.
Тема города переплетается в стихотворении с темой любви и памяти о ней.
Узнаваемые детали города (речевая ошибка – повтор) позволяют не только воскресить в памяти былую любовь, но и поверить в ее вечное бытие в воспоминания («Ведь под аркой на Галерной / Наши тени навсегда»).
А вот в поэме «Реквием» образ города искажается, становится странно уродливым. Так поэт в образе города (речевая ошибка – повтор) воплощает время, в котором умерли красота и свобода: «И ненужным привеском болтался / Возле тюрем своих Ленинград».
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/15277-sochinenie-obraz-peterburga-v-russkoj-literature
Образ Петербурга в русской литературе (стр. 1 из 6)
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Предмет МХК
Петербург
в русской
литературе
Выполнила: ученица 11Б класса
Прокопьева Лариса Алексеевна
Проверила: учитель I категории
русского языка и литературы
Москалейчикова О.В.
г. Верхняя Пышма
2008г.
Петербург – это не только великий город, но и важнейшая тема русской литературы. Поэтому, начиная уже с первой половины 18 века, его образ находит отражение в творчестве Н.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева.
Противоречивость Петербурга отобразили художники более позднего периода: А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский. Этой проблемы коснулись и литераторы нашей эпохи: А.А. Блок, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, В.В. Набоков, О.Э. Мандельштам. Трагедию блокадного города запечатлели стихи О.Ф.
Берггольц, А.М. Адамовича, Д.А. Гранина, В.С. Шефнера.
Петербург, это окно в Европу (он же – окно из Европы в Россию), дал вторую, необходимую для творческого равновесия точку опоры не только русской истории, но и русской словесности. Он явился своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами, как российскими , так и зарубежными.
Даже в самом имени города соединились три языка: Санкт (SANTA-святой) – слово латинское, Петр (PETER, в голландской или немецкой огласовке – слово по происхождению греческое: PETROS-камень, скала), бург (BURG-замок, крепость) – слово немецкое.
От этого «триязычного» и тем не менее русского названия тянутся нити связей к античному язычеству, к изначальному христианству, к европейскому возрождению.
Облик Петербурга создавался в результате слияния художников, архитекторов и скульпторов России, Италии, Германии, Голландии, Англии, Испании. Город вбирал в себя культуру, религии, быт, языки народов Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока.
Но при этом Санкт-Петербург остается крупнейшим архитектурным, научным, литературным центром Русского Севера, памятником РУССКОЙ культуры.
В данной работе сделана попытка сопоставить и раскрыть многогранный образ Петербурга, созданный А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и художниками начала 20 века; показать соединение образа города, его судьбы с судьбами писателей.
Важно отметить исследования А.М. Туркова, М.А. Христенко, Н.И. Якушина, М.Ф. Пьяных, В. Виленкина, Д.С. Лихачева, С.Ю. Куняева. Они провели глубокий анализ произведений писателей о Петербурге.
Станислав Юрьевич Куняев (р. 1932) – советский поэт, автор многих критических статей. В 1989 году в своей статье «К столетию со дня рождения А.А. Ахматовой» он отразил взгляд поэтессы на Петербург – Петроград – Ленинград.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1994) – русский литературовед, академик, опубликовавший множество своих трудов о русской культуре и наследовании ее традиций. Проживший всю жизнь в Петербурге, он никогда не мог забыть всех тягот, связанных с Октябрьской революцией, с голодными блокадными днями. На его глазах менялся облик города на протяжении последнего столетия.
История Петербурга начинается со взятия крепости Ниеншанц Петром Первым в войне со Швецией.
Одна писательница прошлого века в своей книге говорит о выборе русским государем места «соединения русских с европейцами», «столицы их образованности, их будущей славы»: «Для него всего важнее выгоды народа, для которого он готов переносить труды бесчисленные»1
.
Выбор Петра выпал на остров Льюст Элант (в переводе со шведского – «остров веселья»), который теперь мы знаем под именем Петербургской стороны. Здесь было заложено первое строение новой столицы – Петропавловская крепость.
Позже на территории крепости был торжественно заложен деревянный собор «Во имя апостолов Петра и Павла», что впоследствии дало и всей крепости название Петропавловской. Таким образом, Петр и Павел стали покровителями города.
По церковному преданию Петр был первым, кто провозгласил Иисуса мессией (Христом). В ответ ему тогда Иисус сказал: «Ты Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют её.
И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах, и что разрушишь на земле, то будет разрушено на небесах». (Матф. Гл.XVI, 13-28).
Возможно, эти «ключи» и хранятся в Петропавловской крепости, которая как бы «связывает» Санкт-Петербург, а вместе с ним и всю Россию, в единое целое.
Павел же был по учению фарисей. Он «гнал даже до смерти последователей учения Христова» (Деян. ХХII, 3,4), будучи твердо убеждён, что преследованием христиан он угождает Богу.
Строгая последовательность Павла (Савла) не могла уступать тому, что шло вразрез с его пониманием в данную минуту; пламенная душа его не могла мириться с тем, что ему казалось оскорблением возлюбленного им Моисеева закона… Он мог быть остановлен только сверхъестественной силы.
И Иисус явился ему, «и тот час как бы чешуя отпала от глаз Савла, и вдруг он прозрел».(Деян.IХ, 10-17). С тех пор он стал проповедником, как и Петр. Но больше всего интересуют нас его послания. В послании Коринфянам Павел усердно убеждал их сохранить единство веры.
Единство же веры влечет за собой и единство народа, который, в свою очередь, «да будет покорен властям, ибо нет власти не от Бога». (Посл.1-ое к Римл. ХIII, 1-5). «Подражайте мне, как я Христу», – взывает письменно ап. Павел к Коринфянам. (Посл. 1-ое к Кор. IV,16).
Пожалуй, этот призыв «подражать» и стал символом взаимоотношений всей России и Петербурга. Этот город по праву можно считать примером того нового, что Петр I стремился дать России. Понадобились десятилетия, чтобы ростки этого нового окрепли и распространились по всей стране, но начало было положено, и процесс стал необратимым.
Петербург всем казался уникальным городом не только по своему архитектурному обличию, но и по складу жизни, быта. В то время как генерал-полицейместер столичного города хлопотал, чтобы его население
1.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., 1995, с.375
носило башмаки, Русь за вычетом нескольких городов еще два столетия
шлепала в лаптях и одевалась в длиннополое платье. Поэтому, новая столица не олицетворяла всю Россию.
Анонимный автор, современник строительства города на Неве, начинает свое описание Петербурга 1710-1711гг. с Петропавловской крепости. Автор описания был очевидцем того «что всю землю к строению рабочие носили… в полах своей одежды или на плечах в небольших рогожих мешках».
Жизнь в шалашах-землянках, изнурительный труд от зари до зари, нищенская оплата труда работников не позволяли приобрести минимум продуктов. Строптивых усмиряли тростью, батогами, «…говорят даже, будто бы свыше ста тысяч при этом погибло»1
.
Но мрачная репутация Петербурга как кладбища людей строго хранилась в секрете, так как она исключила бы всякую возможность перевода работ в городе на наемный труд.
В тот же время Петр I заботился и о просвещении нового города. В этих целях он использовал выставленные скульптуры в Летнем саду. Эту сторону петровских преобразований отметил Яков Штелин в «Анекдотах о Петре Великом».
Петр хотел, чтобы люди, гуляющие в саду, находили бы в нем что-нибудь поучительное: «Я думаю, – сказал он, – поместить здесь изображения Эзоповых басен…»2
.
Государь, думая, что весьма немногие из прогуливающихся в саду будут знать содержание этих изображений, а ещё менее понимать их значение, приказал возле каждого фронта поставить столб с белой жестью, на которой четким русским письмом написана была бы каждая басня с толкованием.
Таким образом, Петербург был не только любимым детищем и гордостью Петра, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. Уже со строительства города мы начинаем ощущать противоречивость его образа.
Итак, Петербург – новая столица России, которая сзывает, притягивает к себе молодые таланты. Окончив Лицей, сюда приезжает и юный А.С. Пушкин. Он поселяется в стороне от шумного, блестящего центра столицы, так как жить в центре города было не по средствам. Но он не остаётся в стороне от светского общества.
Иван Пущин вспоминал, что А.С. Пушкин «кружился в большом свете3
».Да! Он любит балы, развлечения, влюбляется в светских дам, посвящает им стихи, но и, кроме того, всегда стремится к участию в литературных делах. А.С. Пушкин часто бывает у братьев Тургеневых, в старинном доме князя Голицына на Фонтанке.
Оттуда поэт подолгу смотрит
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец4
.
1.
См. кн.: Н.И. Павленко. Петр Великий. М., 1990, с.514-549
2.
Штелин Я. Указ. Соч. ч.1, с.224-226
3.
См. в кн.: Марацман В.Г. Литература. М., 1992, с.187
4.
Ода «Вольность», 1917
Такое неприятие вызывает Михайловский замок, в котором убили ПавлаI. Создавая свой конный памятник, Э.М. Фальконе говорил, что важнее всего личность созидателя, а не полководческие заслуги. А.С. Пушкин вслед за М.В. Ломоносовым, Г.Р. Державиным прославляет строителя Петербурга:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(«Пир Петра Первого»)
Несколько лет спустя в «Медном всаднике» эта похвала вдруг испытывает головокружительную метаморфозу:
Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..
А.С. Пушкин далеко опережал в предвидениях свой век. Он назвал «роковой» волю Петра по поводу основания города. И этот рок мы видим в описании страшного наводнения, постигшего Петербург в 1824 году:
И всплыл Петром, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Здесь, в поэме «Медный всадник» мы наблюдаем горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, и мы сочувствуем герою, но вдруг, посмотрев на изваяние ПетраI, снова склоняемся в священном трепете, будто в создании тяжкого греха, хотим бежать, думая слышать за собой
Источник: https://MirZnanii.com/a/132303/obraz-peterburga-v-russkoy-literature
Петербург в русской литературе
Всё сильнее звучат в литературе, начиная с XIX века, городские мотивы. Как поэт, так и писатель – это чаще всего житель города, горожанин.
Город, как явление неоднородное и неоднозначное, таит в себе парадные улицы, площади и фасады дворцов и тихие старинные закоулки; казённая, официальная часть сочетается в нем с затрапезной, повседневной.
Есть архитектура и есть жильё (по Достоевскому, “дома без архитектуры”).
И увидеть город можно по-разному.
Это могут быть взор приезжего, экскурсанта и глаза ребёнка или взрослого, влюблённого или одинокого; глаза человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним всем существом, и глаза человека, выросшего в деревне и попавшего в город, как в ловушку. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры. И картины эти будут различными.
Поэты и писатели более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевлённое, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов.
<\p>
Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным.
В “Домике в Коломне”, “Пиковой даме”, “Медном всаднике” (вступление к этой поэме было опубликовано в конце 1834 года) ощущение неповторимой красоты Петербурга было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России.
<\p>
Образы новых для русской литературы героев (чиновника, городского бедняка), проникнутые юмором зарисовки жизни столичного мелкого люда – всё это получило развитие в “Петербургских повестях” Гоголя . Петербург Гоголя – губитель душ, город, где царит чертовщина и процветает пошлость.
Петербургские улицы, петербургские площади, петербургский климат, петербургский ветер в повестях Гоголя – участники и причина происходящих событий. Н.П.Анциферов пишет: “Петербург Гоголя – город двойного бытия. С одной стороны, он “аккуратный немец, больше всего любящий приличия”, деловитый, суетливый, “иностранец своего отечества”, с другой – неуловимый, манящий затаенной загадкой, город неожиданных встреч и таинственных приключений. Таким образом создается образ города гнетущей прозы и чарующей фантастики”.1
В литературном наследии Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. Обычно Достоевский даёт точные топографические указания.
Он любит отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своём единстве города.
Петербург Достоевского – город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором “так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды”, “так скоро перерабатывается человек”; мистический, “проклятый” город, в котором реальностью становятся фантастические видения Гофмана.<\p>
Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный.
Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта).
В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом (“шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома”).
В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости (сходство деталей и архитектурно-бытовой среды Петербурга Достоевского и Мандельштама).
Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви.
Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово “Ленинград” заменит имя Петербурга в “Реквиеме” – как звук и знак, враждебный лирической героине.
И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.
Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.<\p>
Источник: https://literatura5.narod.ru/peterburg_l.html
Сочинение на 5.Ру
Сочинение на тему: Петербург в произведениях русских писателей XIX века
К теме Петербурга обращался в своем творчестве едва ли не каждый из русских писателей и поэтов.
Это объясняется тем, что петровская столица с момента своего возникновения воспринималась художниками слова, обществом в целом как символ России, олицетворяющий ее величие, красоту и открытость миру и вместе с тем воплотивший в себе противоречивость и драматизм русской жизни.
В русской поэзии первой четверти XIX века запечатлен образ декабристского и пушкинского Петербурга, города вольнолюбивых надежд, высоких стремлений.
В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин рисует картины петербургской жизни 1810-х годов, насыщая повествование языком эпохи, в том числе гражданской лексикой («вольность», «гражданин», «свобода»), именами «властителей дум» того времени (Адам Смит, Руссо, Байрон, Чаадаев, Шишков). В то же время он пишет о противоречивости столичной жизни, двойственности вызываемых Петербургом чувств:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
В поэме Медный Всадник» противоречивая природа города, возникшего не в результате естественного исторического развития, а по воле царя-преобразователя, отражена в композиции произведения (парадный Петербург во вступлении противопоставлен образу гибнущего, затопляемого города в основной части поэмы) и в характере его основного конфликта (мелкий городской чиновник, осознавший себя жертвой Петра и его творения, бросает вызов Медному Всаднику — символу города).
Петербург Некрасова — это «город роковой», беспощадный и жестокий к своим жителям. В поэме «Несчастные» Некрасов пишет о молодых людях, которые рассчитывают обрести в Петербурге славу и богатство:
…Воображенье
К столице юношу манит,
Там слава, там простор, движенье…
Однако провинциала часто ждет крушение надежд. Громадный город, подобно бездушному механизму перемалывает людские судьбы:
Пройдут года в борьбе бесплодной,
И на красивые плиты, Как из машины винт негодный,
Быть может, брошен будешь ты?
В то же время у Некрасова есть образы городского пейзажа, отразившие своеобразнее очарование Петербурга. В цикле «О погоде» поэт, описывая столицу, подчеркивает невесомость, «волшебное сияние» зимнего города, который увиден как бит сквозь морозную дымку, отливающую серебром:
Улицы, зданья, мосты
При волшебном сиянии газа
Получают печать красоты…
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И, как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей!
Характерны для Некрасова стихи, описывающие эпизоды из жизни городских низов. Как правило, колорит таких стихотворений мрачен, их звучание трагично. В финале стихотворения «Утро» мы слышим выстрел:
Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел — кто-то покончил с собой…
К числу типично петербургских произведений Некрасова относятся «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…, «Еду ли ночью по улице темной..» .
Достоевский в своих романах продолжает и развивает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга. Как и у этик авторов, у Достоевского с образом Северной столицы связаны мотив безумия и идея иллюзорности внешнего облика города.
В «Подростке» герой, фантазирующий о конце петербургского периодам русской истории, рисует в своем воображении, как «весь этот гнилой, склизкий город подымется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди него, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».
Если в произведениях Пушкина и Гоголя уже намечена тема вины города перед человеком, то у Достоевского, подробно разрабатывающего эту тему звучит и мысль о соучастии города в преступлениях героев. «Самый фантастический, самый отвлеченный и умышленный» Петербург Достоевского диктует жителям свою волю, определяет их мысли, поступки, судьбы.
Образ Петербурга в произведениях русской литературы XIX века отличается многообразием пейзажей, красок, символов, подробностей городской жизни; предстает как важный элемент образа России, воплощающий ее прошлое, настоящее и будущее.
VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});
Источник: https://sochinenie-na5.ru/peterburg-v-proizvedeniyax-russkix-pisatelej-xix-veka/
Образ Петербурга в русской литературе (теория)
У каждой эпохи свой образ Петербурга
Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина — Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.
Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.
Петербург в описании А.С. Пушкина
Петербург в описании А.С. Пушкина
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».
Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.<\p>
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург — город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений:
Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека».
Обращение к фантасмагории, как типично петербургскому мотиву, и к «маленькому человеку» (бедному чиновнику), как к петербургскому типу, предвосхищает поэтику сюжетов петербургских повестей Гоголя.
Петербург в описании Н.В. Гоголя
Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы.
Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести «Невский проспект» (Невский проспект — своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».
<\p>
Определенные параллели к этому можно найти и в «петербургской» вставной новелле из «Мертвых душ» — «Повести о капитане Копейкине».
<\p>
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет.
В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы.
Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира — владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем».
На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» ( фрагмент из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик).
Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.<\p>
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова «Петербургские улицы»:
«И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».
Подведем итоги нашим сообщениям; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности. Во-вторых, писатели XIX века придали образу Петербурга новые, трагические черты.
Петербург в описании Ф.М. Достоевского
В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов
Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя.<\p>
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову.<\p>
Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом».
И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия — города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в то же время по-своему прекрасного.
Share this post for your friends:
Добавить себе
Источник: https://ruslitbalandina.ru/?p=630
Образ Петербурга
Многие великие писатели 19 века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф. М.
Достоевского, но он не говорит о его великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”.
В произведение мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами – колодцами, напоминающие душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит.
Писатель никогда не показывает красоты Петербурга. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Около природы происходят странные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих условий комнат, но также обращает внимание на запахи и символические цвета. Он использует желтые, зеленые и серые цвета, но вообще в романе доминирует желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни.
Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи – процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или сундук” коморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет.
Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, женщина-самоубийца с желтым лицом.
Эти детали, а также желчный город отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет “фамильного” Мармеладовского платка.
Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а после ее смерти и Софья Мармеладова. Он олицетворяет и страдания, которые выпадают на долю его владетельниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: “Бог сам знает как я страдала.
” Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдания и искупить этим вину Радиона. В эпилоге, в сцене возрождения Раскольникова Соня появляется все в этом же платке, осунувшаяся после болезни.
В этот момент зеленый цвет – символизирует страдания и надежды главных героев романа.
https://vsekratko.ru/prochee/prochee63
Источник: https://www.school-essays.info/obraz-peterburga/