Сочинение «Преступление и наказание Родиона Раскольникова»
Центральным героем романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Родион Раскольников.
Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа.
Я долго думал над тем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью.
Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.
Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной губить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту.
Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.Другой причиной совершенного преступления является безысходность собственного положения Раскольникова.
Студент юридического факультета, Раскольников настолько “задавлен бедностью”, что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя.
Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному существованию. “Я и сам жить хочу”, — говорит он.Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из “Пиковой дамы” Пушкина.
Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому.
Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.
Также причиной совершенного убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга.
Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о ее решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата.
Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!
” Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И это снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще.
Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.
Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необык-. новенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
“Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это “твари дрожащие”, которые обязаны быть послушными и достойными презрения. “Необыкновенные” люди — разрушители.
Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-prestuplenie-i-nakazanie-rodiona-raskolnikova/
«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского
Меню статьи:
Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.
С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.
<\p>
Родион Раскольников: анализ и характеристика персонажа Федора Достоевского
Факты о герое
В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:
- Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
- Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
- От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
- Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
- Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
- Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».
Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского
Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.
<\p>
Внешние черты Раскольникова
На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав.
Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека.
Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.
<\p>
Характер и внутренний мир Раскольникова
Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение.
Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности.
Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.
Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность.
Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты.
Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.
Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство.
Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню.
Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.
Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром.
Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события.
Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.
<\p>
Идейная борьба Раскольникова
В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею.
Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».
Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.
«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.
<\p>
О преступлении и наказании
Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое.
Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость.
Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.
Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.
Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.
Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека.
Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок.
Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.
Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.
Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми.
Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление.
Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.
При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию.
Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания.
Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.
Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.
<\p>
Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова
К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.
Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»
Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.
Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела.
Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым.
Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.
Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих.
Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной».
Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.
Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона.
Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже.
Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.
Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.
Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным.
Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу.
Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.
<\p>
Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»
Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.
Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.
В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov.html
Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента.
Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут же решает заменить головной убор.
В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих».
Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того.
Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт.
Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.
Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, согласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству.
В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова.
Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией.
Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент – «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими».
Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».
Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника.
Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.
Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели.
Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова – он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона.
Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.
В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.
С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно.
Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников – не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество.
Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.
Источник: https://infopedia.su/13x199c.html
Сочинение Родион Раскольников преступление и наказание
Главный герой романа Преступление и наказание задуман автором как собирательный образ представителя молодого поколения 60-х годов 19-го века.
В те годы в российском обществе появился новый тип людей – нигилистов, романтиков, не желающих жить по-старому (отсюда нигилизм) но и не имеющих новых идеалов. В результате такого противоречия неизбежны ошибки, метания и разочарования.
Поиск собственного пути становится для таких людей смыслом и содержанием жизни.
Родион Раскольников – типичный петербургский студент, находящийся на самом дне петербургского общества, но не смирившийся со своим бедственным положением, а старающийся достичь вершин человеческого духа.
Благодаря своему интеллектуальному развитию (учеба в университете) он может осознавать свое реальное положение, но в силу отсутствия жизненного опыта он не представляет, как следует себя вести в данной житейской ситуации.
Поэтому его попытки решения возникающих проблем могут вызвать (и вызывают) отторжение у «благополучных» членов общества.
Читая роман, окунаясь в повседневную жизнь бедного студента, читатель испытывает безысходность и уныние. Эти чувства пронизывают не только страницы романа, а и, видимо, всю петербургскую жизнь того времени. Вспоминаем, что это было время отмены крепостного рабства, время перемен, время освобождения.
Почему же свобода вместо радости и воодушевления приносит тревогу и уныние? Дело в том, что люди потеряли свой привычный уклад, свою жизненную опору. Только что было все ясно и понятно – и вдруг привычный мир рухнул и надо искать свое место. Исчезла, как сейчас говорят, уверенность в завтрашнем дне.
Если раньше образование было уделом избранных, то сейчас к знаниям получили доступ бедные слои населения. И расширяя кругозор, люди не могут не замечать противоречий и несуразностей этого мира. То, что раньше казалось естественным и единственно верным, оказалось на поверку прогнившим и устаревшим.
Но чтобы строить новое, необходим план. А его-то как раз в университетах и не дают. И, разрушив старую картину мира, ничего взамен не предлагают. Поэтому возникают духовные метания и неуклюжие попытки добиться справедливости, которые, к сожалению, приобретают порой уродливые и бесчеловечные формы.
Ведь, казалось бы, что тут такого особенного в сюжете, чему достойно бы посвящать роман? Бедному студенту не хватало денег, он пошел, убил богатого человека, забрал его деньги. Потом его поймали и посадили в тюрьму.
Достоевский же стремится за этим частным и неинтересным случаем показать читателю некую закономерность, этакий портрет явления. В размышлениях и диалогах персонажей нашли отражения мнения и стремления тогдашнего российского общества.
Трагедия Раскольникова в том, что душа его не приемлет насилия и убийства. Однако, видя кругом насилие и убийство, он начинает сомневаться в правильности своих гуманистических идей.
Поэтому он и идет на преступление. Однако, совершив задуманное, герой испытывает глубочайшее моральное потрясение, которое приводит его к болезни.
Жить становится невыносимо, он даже начинает задумываться о самоубийстве.
Возвращает к жизни нашего страдальца Соня Мармеладова, которая в критический момент читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря. И этот эпизод подталкивает Раскольникова к покаянию и воскрешению. Несмотря на трагический конец (Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь) читатель испытывает облегчение и получает надежду.
Источник: https://sochinenienatemu.com/prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij/prestuplenie-i-nakazanie-rodiona-raskolnikova/
Преступление и наказание Родиона Раскольникова (поромануФ. М.Достоевского «Преступление и наказание»):
Роман
«Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это было во многом переломное
время, когда передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года
возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована.
Еще больше
обострились социальные противоречия, еще нагляднее стала несправедливость
общественного устройства, проблемнее внутренняя жизнь людей.
О духовном
очищении противоречивой личности, совершившей убийство, о внутреннем преодолении
зла написан этот роман.
Преступление
Раскольникова начинается до убийства старухи- процентщицы. Достоевский
убедительно показывает, что преступной является сама теория героя. Писатель
подчеркивает обособленность, индивидуализм героя.
В глубоком одиночестве
рождается вопрос, который сам Раскольников назвал «ужасным, диким и
фантастическим», вопрос о том, сможет ли он преступить нравственные законы
безнравственного общества, проверить, к какой категории людей он может отнести
себя.
«Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — вот мучительная альтернатива.
Для него
совершенно ясно, что разрешением этой альтернативы может быть только
преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право
сам, совершив убийство.
Позже, излагая
собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу
Разумихину, Раскольников утверждает, что «необыкновенная» личность имеет право
на «кровь по совести».
Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь
человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта
«необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не
жить.
И эта сторона теории героя является преступной.
Наказанием для
героя является само совершение убийства. Чтобы убедиться в этом, достаточно
вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает
он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
С момента, когда
Раскольников возвращается из квартиры убитых им женщин, начинается новая
полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми:
такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он.
Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение
мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось
в душе его». Теперь Раскольников не может жить по-старому. Новые думы, страхи,
боли терзают его.
Преступить закон жизни — значит, выключить себя из течения
жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непреодолимой преградой
между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его
как личность.
«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков
итог преступления героя.
Автор
«Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности
преступного сознания. Роман предостерегает: преступление — это гибель души,
полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно
лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/prestuplenie_i_nakazanie_rodiona_raskolnikova_poromanuf_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie/3-1-0-35
Преступление и наказание Родиона Раскольникова
Должен был явиться человек, который<\p>
воплотил бы в своей душе память<\p>
о всех… муках людских…<\p>
этот человек – Достоевский.
А. М. Горький
Есть писатели, в мир книг и героев которых входишь просто, «без приглашения». Таков А. П. Чехов. Его рассказы можно читать в любое время, без конца. Но есть художники слова, для чтения книг которых мало даже особого настроения. Их не понять и не разгадать их «тайну», если не будет предварительной подготовки. Для меня таким был Федор Михайлович Достоевский.
Ранние произведения этого автора не произвели на меня особого впечатления. Равнодушными оставили и романы «Идиот», «Братья Карамазовы». Я никак не мог вчитаться в «Преступление и наказание». И вдруг я наткнулся на его «Записки из Мертвого дома». Странная книга…
Ничего, кажется, особого, но меня она потрясла. Поняв, что пережил и передумал писатель в «приятном» обществе каторжан, я совершенно по-новому прочитал и его роман о Раскольникове.
Достоевский слишком хорошо знал душу людскую, поэтому-то и сумел выполнить великую задачу: показать мятежную и преступную натуру изнутри, проникнуть в ее мысли.
Великий перелом, начавшийся в России реформами Александра II, вызвал, как известно, и усиление роли капитала, углубление пропасти между богатством и нищетой, а вместе с этим и рост индивидуализма.
Такой крайний индивидуализм, доходящий до полного отрицания прав людей, морали, вековых традиций, закона, наконец, видим мы в романе и в Лужине, и в Свидригайлове, и в других.
И, конечно, в Раскольникове.
Он обычный русский студент, бросивший учебу из-за отсутствия денег. Ютится в жалкой каморке. Сама обстановка этой клетушки, похожей на шкаф, может свести с ума. Два года он кое-как перебивался дешевыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции.
А потом «озлился», забился в свою «конуру», «как паук», и бросил учебу. Последние веши заложил под огромные проценты старухе-ростовщице. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу.
Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера.
Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошел трагический перелом. Этот новый взгляд он оформляет теорией собственного сочинения.
Смысл ее в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник», куда относится огромное количество людей, которых должно презирать, и на небольшое число избранных, «право имеющих».
Раскольников открывает «закон», как он считает, «вечный и непреложный»: «…Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель…
Так доселе велось, и так всегда будет!» А, достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чем их счастье.
Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с теми взглядами, которые проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотным преступлением тысячами добрых дел».
Нет! Нет! Нет! Достоевский убедительно показывает, что, если средство преступное, цель не может быть хорошей. Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей.
Поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие деятели становятся противоположностями своим взглядам. Наша революционная история, к сожалению, полностью подтвердила эту мысль Достоевского.
Внешнее преступление Раскольникова — двойное убийство — само по себе отвратительно. Но за ним мы видим, если можно так сказать, внутреннее преступление. Оно против человеческой натуры, против тех добрых чувств, которые он пытается насиловать, подавить, высмеять.
В результате он уже сам не в состоянии разобрать, где граница между добром и злом. Внутреннее преступление его началось задолго до убийства и продолжается и после. Однако он считает, что не теория его виновата, а сам он оказался «вошью», ее недостойным, — так считает он и мучается угрызениями самолюбия.
Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович. Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное осознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир.
И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши.
Ведь этот юноша, в сущности своей человек добрый, не раз доказывал широту и щедрость души, готовность к самопожертвованию.
Так же, как и преступление, наказание Раскольникова можно разделить на внешнее: страдания, которые он причинил близким, и внутреннее. Благодаря величайшему искусству писателя, мы видим на протяжении десятков страниц, как мучается его герой. Сначала оттого, подозревают его или нет.
Потом от того, что запутался, что одно преступление повлекло и другие. Затем от сознания, что он не «право имеет», а такая же «вошь», как и все. И от многого другого. Он чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало как бы изгнанником, чужим среди них.
Впрочем, стоит ли пересказывать то, что с таким блеском раскрыл Достоевский.
Мы видим, что внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства. Каторга и для Раскольникова, и для читателя кажется даже облегчением.
Мы живем во времена, когда преступность захлестывает общество. Некоторые преступления своей бессмысленной жестокостью, попранием всех норм морали потрясают людей.
Думается, что в борьбе с этим злом в чем-то поможет обращение к творчеству великого гуманиста.
И как бы хотелось, чтобы для нынешних «наполеонов» самыми невыносимыми стали бы душевные страдания! Ведь сколько нынче таких раскольниковых?!
Источник: https://velib.com/sochinenie/prestuplenie_i_nakazanie_rodiona_raskolnikova/
Готовые школьные сочинения
июня
20 2010
Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников
По значительности поднятых социальных и нравственных проблем повесть явилась подступом к величайшему произведению Достоевского – роману «Преступление и наказание» (1866). Этим романом писатель откликнулся на два явления в общественной жизни России.
Часть революционно настроенной молодежи, угнетенной наступлением реакции, решила путем индивидуального террора приблизить революцию; первый шаг в этом направлении – выстрел Каракозова.
В эти же годы увеличилось число тяжелых уголовных преступлений, особенно среди буржуазной молодежи, развращенной господствующей в обществе борьбой за богатство. Эти противоположные по своему идейному содержанию явления в сознании Достоевского соединились в одно.
К этому времени Достоевский еще дальше отошел от лагеря революционных, демократов и сблизился с реакционерами. В революционных идеях он видел проявление безнравственности и эгоизма.
Герой романа Родион Раскольников, человек умный и гордый, живет в крайней бедности. Его унижает и оскорбляет собственная нищета, гордость героя страдает от мысли, что его ум и талант пропадают впустую. Он испытывает сострадание ко всем «униженным и оскорбленным», тяжело переживает, видя среди них мать и сестру.
Все это лишает Раскольникова силы и воли, способности бороться за существование. В его озлобленном мозгу рождается бредовая мысль: убить глупую, злую и жадную старуху ростовщицу, чтобы на ее деньги помочь матери и сестре, а заодно и всему человечеству.
Он придумал теорию, по которой люди делятся на два разряда: «обыкновенных», или «тварей дрожащих», и «необыкновенных», которые способны «сказать новое слово».
«Необыкновенный» человек, по его теории, «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия… если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует».
Убийством старухи Раскольников хотел, в первую очередь, проверить, кто он – «необыкновенный» человек, который «имеет право», или «тварь дрожащая». Нравственные муки заставили Раскольникова явиться с повинной.
Но его мучили не только угрызения совести за совершенное преступление, не только сознание, что своим преступлением он отрезал себя от родных, друзей и всего мира,- его мучило также то, что он не выдержал «экзамена». Таким образом, теория Раскольникова оказалась несостоятельной.
Этим Достоевский пытался доказать, что ошибочна любая общественная теория, допускающая насилие. Но писатель искаженно понимал социалистические идеи и необоснованно считал их источником теории Раскольникова. Как справедливо заметил критик-демократ Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» (1867-1868), «Раскольников не смог заимствовать свои идеи ни из разговоров с своими товарищами, ни из тех книг, которые пользовались и пользуются до сих-пор успехом в кругу читающих и размышляющих молодых людей». Своим романом Достоевский не мог опровергнуть теорию социалистов, но он убедительно показал, что вся существующая жизнь, насквозь пропитанная насилием и унижением человека человеком, не имеет права на существование.
В романе дана исключительно точная картина Петербурга 60-х годов. Современники и более поздние читатели могли видеть дома и улицы, где все, вплоть до количества ступенек на лестницах, совпадало с описанным в романе. Зачем понадобилась писателю такая точность? Этими деталями он подчеркивал реальность изображаемых событий и тем усиливал впечатление от романа.
И хотя в действительности не существовало такого Родиона Раскольникова и его преступление выдумано автором, но все образы романа и вся описанная в нем жизнь поражает именно своей достоверностью. Тысячи семей погибали в нищете, подобно семье Мармеладовых, тысячи девушек, подобно Соне, выходили на улицу, чтобы спасти от голодной смерти себя и своих близких.
Холодные карьеристы Лужины и развратные Свидригайловы подстерегали своих жертв. Дело не в том, убил ли Раскольников старуху, а в том, что богатые и жадные создали такие условия жизни, в которых бедняки должны либо погибать, либо идти на преступление. Достоевский изобразил мир, преступный в своей основе. С точки зрения нравственности преступ- .
ник не только тот, кто нарушает законы. Лужин действует по закону, но он преступнее Раскольникова. Родион Раскольников поставлен в такие условия, в которых он не мог существовать как человек. Он мог спастись от нищеты, согласившись на то, чтобы его сестра продала себя Лужину, но его совесть не могла допустить этого; он взбунтовался.
Его преступление явилось бунтом против существующего преступного строя жизни. Не принимая революционных идей, владевших передовой частью общества, писатель изобразил своего героя замкнувшимся в себе, заставил Раскольникова в защиту справедливости и гуманности создать жестокую теорию и совершить кровавое преступление.
Раскольников захотел бороться против бесчеловечного мира его же оружием, но ‘ему, как человеку, это оказалось не под силу. Достоевский заставляет читателя неотрывно следить за всем процессом мысли героя, видеть мир его глазами, проникаться его чувствами.
Читатель страдает вместе с героем, переживая его горе и возмущение при виде бесчисленных страданий людей, участвует в (сложном, трагически противоречивом пути его болезненно возбужденной мысли, переживает -его смятение и отчаяние.
Высший идеал человеческих качеств, по Достоевскому,- это готовность к самопожертвованию ради счастья всех людей.
«Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование себя в пользу всех,- писал он в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863),- есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы воли». Писатель, конечно, понимал, что это идеал и революционеров.
Но чтобы отделить себя от них, он заявлял, что заботится не о сытости людей, а о бессмертии души. Однако в своих произведениях Достоевский показывает, что в первую очередь нужно накормить голодных, помочь несчастным, и лучшими его героями являются те, кем движет простая, земная любовь к людям.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/geroj-romana-prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov/
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – Русская историческая библиотека
Достоевский не раз обращался к изображению таких героев, которые достигли нравственного совершенства, пройдя через большие испытания. В черновых тетрадях прямо говорится о Раскольникове: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде бы не было.
В последней главе, в каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрел в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития».
Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872
История Раскольникова разыгрывается в Петербурге. Самый фантастический на свете город порождает фантастического героя. В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это – не нейтральное пространство, а духовные символы. Как Герман в «Пиковой даме» Пушкина, Раскольников – «петербургский тип».
Только в таком угрюмом и таинственном городе могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.
В «Подростке» Достоевский пишет: «В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германа из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода) мне кажется, должна еще более укрепиться». Раскольников – духовный брат Германа.
Он тоже мечтает о Наполеоне, жаждет силы и убивает старуху. Его бунтом завершается «петербургский период русской истории». На протяжении романа – несколько кратких описаний города. Они напоминают театральные ремарки; но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали «духовный пейзаж».
Раскольников в ясный летний день стоит на Николаевском мосту и пристально вглядывается в «эту действительно великолепную панораму». «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Душа Петербурга – душа Раскольникова: в ней то же величие и тот же холод.
Герой «дивится своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывает разгадку его». Роман посвящен разгадке тайны Раскольникова – Петербурга – России. Петербург так же двойствен, как и порожденное им человеческое сознание.
С одной стороны – царственная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, – «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой – Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие.
Таков и Раскольников: «Он замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»; мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекрасного человека» есть своя Сенная, свое грязное подполье: «мысль» об убийстве и грабеже.
Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное его дыхание проникли в мозг нищего студента и породили внем мысль об убийстве. Пьянство, нищета, порок, ненависть, злоба, разврат – все темное дно Петербурга – ведут убийцу в дом жертвы.
Обстановка преступления, квартал и дом, в котором живет процентщица, вызывают в герое не меньшее «омерзение», чем его «безобразная мечта». Вот он идет «делать пробу». «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, завершали отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека…». Дом, в котором живет старуха, выходит одной стеной на канаву: «Он стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами».
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия
После «пробы» Раскольников восклицает: «О Боже! как все это отвратительно». Его охватывает «чувство бесконечного отвращения». Сенная площадь со своими девицами, пьяницами и «промышленниками» и идея преступления – два образа одного душевного состояния.
Другой пример воплощения духа и одуховления материи – описание комнаты Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Бывший студент спит на «неуклюжей большой софе, обитой ситцем, обыкновенно не раздеваясь, без простыни, покрываясь ветхим студенческим пальто». Автор сравнивает эту «желтую каморку» со шкафом, сундуком и гробом.
Такова материальная оболочка «идеи» Раскольникова. Его комната – келья монаха-аскета. Он заперся в своем углу, в своем «подполье», улегся в «гроб» и думает. Вся жизнь его ушла в мысль; внешний мир, люди, действительность – перестали существовать. Он мечтает о богатстве, будучи совершенно бескорыстным, о практическом деле, будучи теоретиком.
Ему не нужно ни еды, ни платья, потому что он – бесплотный дух, чистое самосознание. В нем продолжается тот процесс мышления, о котором нам рассказывал «человек из подполья». Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении. Мышление разъедает старую мораль, разлагает психофизическое единство человека.
Раскольников должен пройти через аскезу, дематериализироваться, чтоб почувствовать в себе демоническую силу и восстать на Бога. «Желтая каморка» – символ бесовского, завистливого отъединения. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция.
Комната, где живет человек, есть ландшафт его души.
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия
Так же «психологично» описание квартиры старухи-ростовщицы: темная и узкая лестница, четвертый этаж, слабо дребезжащий колокольчик, дверь, приотворяющаяся на крошечную щелочку, томная прихожая, разгороженная перегородкой, и, наконец, комната «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах».
«Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель.
В углу, перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто – и мебель, и пол были оттерты под лоск: все блестело». Герой сразу же переводит свое впечатление на язык психологии: «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота».
Поразительна безличность этой обстановки, бездушность порядка, мещанская пошлость «немецких барышень» и ханжеское благочестие лампадки.
Каморка Раскольникова – гроб, квартира старухи – опрятная сеть паука, комната Сони – уродливый сарай. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четыреугольника, и это придавало ей что-то уродливое.
Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, другой же угол был уж слишком безобразно тупой… Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели… желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам…».
Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами. У Раскольникова, отъединившегося от мира, тесный гроб, у Сони, обращенной к миру, – «большая комната с тремя окнами». Свидригайлов загадочно говорит Раскольникову: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху».
Идейный убийца задыхается в своем гробу, в безвоздушном пространстве мысли. Он приходит к Соне в ее просторный сарай с тремя окнами подышать воздухом земли.
Раскольников-индивидуалист тяжело переживает крушение веры в свое превосходство над окружающими. В то же самое время он мучается потерей нравственной чистоты, ибо человек, уничтоживший человека, – это, с точки зрения Достоевского, прежде всего самоубийца.
Достоевский исходит из абстрактных «христианских» моральных норм, вечных и неизменных. «Несчастным слепым самоубийцей» называет он, например, Каракозова, совершившего 4 апреля 1866 года неудавшееся покушение на Александра II (Записные тетради Ф. М.
Достоевского, 1935, стр. 341).
Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» 1969 г.
Герои Достоевского в своей духовности мало зависят от времен года и перемен погоды. В романах его очень редки метеорологические указания. Но когда они встречаются, в них всегда заключена транскрипция душевных состояний. Явления природы, так же, как и пейзаж, существуют только в человеке и для человека. Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время».
Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные…
Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников – ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он – гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком.
Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится из сумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Свет дня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург – жаркий, зловонный, душный.
Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича. Солнце у Достоевского – символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем.
В уме его мелькает страшная мысль: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!». В ужасе преступника перед солнцем уже заключается предчувствие гибели.
Достоевский долго не мог решить, как закончить роман. Во всех черновых тетрадях писателя есть записи и о необходимости покаяния Раскольникова, и о бегстве его за границу, и даже о самоубийстве.
Так, в самой ранней, Второй записной книжке читаем: «К утру, сквозь сон, мне мерещился все проект уехать, убежать… сначала в Финляндию, а потом в Америку» (стр. 31). В Первой: «Всем мешаю: пулю в лоб. Приходит прощаться» (стр. 122). В Третьей: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет» (стр. 150).
Писатель понимал, что раскаянье противоречит характеру Раскольникова, логике развития этого художественного образа. Очень любопытна одна из черновых записей о покаянии Раскольникова: «Прощения просит у народа… Соня и любовь сломали» (Первая зап. кн., стр. 133).
И в окончательной редакции Раскольников далек от полного раскаяния даже тогда, когда он идет «предавать себя», даже тогда, когда отбывает каторжные работы.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3896-obraz-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie