Природа в лирике сергея есенина

Тема природы в лирике С. Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью — лю­бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра­чующая людские души.

Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.

Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо.

Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че­ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо­жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:

За темной прядью перелесиц,<\p>

В неколебимой синеве,<\p>

Ягненочек кудрявый — месяц<\p>

Гуляет в голубой траве.

<\p>

Обратите внимание

Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник   унылый,   уронил   повода»,   как   «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.

Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:

А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:

Листья падают, листья падают,<\p>

Стонет ветер, Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?<\p>

Кто его успокоит, мой друг?<\p>

В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред­ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари. 

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,<\p>

Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,

Осень рощи подожгла.

В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе­риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам:

Кто погиб здесь? Умер?<\p>

Уж не я ли сам?<\p>

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения.

Родная зем­ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно­стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа­ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества.

И даже экзоти­ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Источник: http://5litra.ru/soch/259-tema-prirody-v-lirike-s-esenina.html

Сочинение на тему природа в лирике Сергея Есенина, – Сочинения по литературе

Читайте также:
Есенин

МИР ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА<\p>

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травяном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Важно

В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность.

Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью.

В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья.

Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой.

Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины, v Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Еще интересен характерный для Есенина прием «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве…

Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:

…и зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.

Совет

И здесь главное слово не «меньшие», а «братья». Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — «чужая жена».

Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки.

Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных.

Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто.

Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду».

С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый,
Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.<\p>

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.<\p>

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/

Природа в творчестве Есенина

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.. 3

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА.. 7

Образы животных и “древесные мотивы” в лирике Есенина.. 10

” Древесные мотивы” лирики С. Есенина
.. 10

Образы животных в лирике С. Есенина. 21

Список литературы: 32

Сергей Есенин

– самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи – это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. “Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей”, – говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин – глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений – современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: “Я пел тогда, когда был край мой болен.”

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали”

(“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912);

“Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть”

(“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) – самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

“Синее небо, цветная дуга,

Край мой! Любимая Русь и Мордва!”;

“Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес”;

“О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку…”

“синь сосет глаза”; “пахнет яблоком и медом”; “Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей”; “Звени, звени златая Русь…”.

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Обратите внимание

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия “край”, “Русь”, “родина” (“Русь”, 1914; “Гой ты, Русь, моя родная…”, 1914; “Край любимый! Сердцу снятся…”, 1914; “Запели тесаные дроги…”, ; “О верю, верю, счастье есть…”, 1917; “О край дождей и непогоды…”, ).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления – более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него – не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: “рыжий ласковый осленок”, “отрок”, “схимник”, “тонкогубый”, “пляшет трепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”, “теленок” и т.п.

Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 – очень высокий коэффициент; ср. у “звездного” Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает “месяц” (18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21).

В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций – “лошадиная морда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”; луна – это прежде всего свет и вызванное им настроение – “тонкий лимонный лунный свет”, “отсвет лунный, синий”, “луна хохотала, как клоун”, “неуютная жидкая лунность”.

Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин – создатель единственного в своем роде “древесного романа”, лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан”, “бедра”, “груди”, “ножка”, “прическа”, “подол”, у клена – “нога”, “голова” (“Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”; “Я по первому снегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленая прическа…

” и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с “братьями меньшими” (“Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукин сын”, “Я обманывать себя не стану…” и др.).

Важно

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни – чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности (“Этой грусти теперь не рассыпать…”, 1924; “Отговорила роща золотая…”, 1924; “Какая ночь! Я не могу…”, 1925).

Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, – разлука с отчим домом и возвращение на свою “малую родину”: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний (“Я покинул родимый дом…”, 1918; “Исповедь хулигана”, 1920; “Эта улица мне знакома…”, ; “Низкий дом с голубыми ставнями…

“, ; “Я иду долиной. На затылке кепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).

Впервые с такой остротой – и опять же после Баратынского – поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: “живых коней победила стальная колесница”; “…

сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе”; “как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Я последний поэт деревни…”, 1920; “Мир таинственный, мир мой древний…”, 1921).

Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить “каменное и стальное”, разлюбить “бедность полей” (“Неуютная жидкая лунность”, ).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

“Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!”;

“Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром…”.

Есенинская поэзия природы, выразившая “любовь ко всему живому в мире и милосердие” (М.

Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: “Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…”; “не звенит лебяжьей шеей рожь”; “ягненочек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина.

Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок».

Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Совет

Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян.

Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Источник: http://MirZnanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina

Русская природа в лирике Сергея Есенина

В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии.

Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо.

Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин.

Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: Не видать конца и края – Только синь сосет глаза.

Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:<\p> Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть. В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу… ” чувства поэта и состояние природы сливаются.

Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая… ” также передается нам при помощи образов природы. Осень – это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).

Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.

Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Поэт не мыслит себя без русской природы.

“Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше? Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…

(No Ratings Yet)
Loading…

Зав'язь соня аналіз.

Ви зараз читаєте: Русская природа в лирике Сергея Есенина« Лілія Ніколаєнко – А знаєш, ненависть – це теж любовПочему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души” »

Источник: https://ukr-lit.com/russkaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/

Тема родины и природы в лирике сергея есенина

Сочинение по литературе.Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная».

С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.

Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Обратите внимание

Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу».Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый.

И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, — это природа и Россия: А месяц будет плыть и плыть,Роняя весла по озерам…И Русь все также будет жить,Плясать и плакать у забора. С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже Гражданская.

Переломный для России год — 1917 — поэт встретил, как и многие художники его крута, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты крута С. Есенина того времени — это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: Мужицкая ныне земля,И церковь не наймит казенный.

 В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: Уж смыла, стерла деготьВоспрянувшая Русь. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы.

Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, — звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.

Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.В послереволюционной поэзии С.

Есенина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый» «Капитал» — Библию. Особенно горько поэту сознавать то, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна».

Важно

Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».Поэтому так горестно звучат его строки: Моя поэзия здесь больше не нужна,Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.

Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание: Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть ЗемлиС названьем кратким «Русь».

 Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере».С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти.

Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»: Спит ковыль. Равнина дорогаяИ свинцовой свежести полынь!Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.Знать, у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси —Радуясь, свирепствуя и мучась, живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя,Но никто под окрик журавлиныйНе разлюбит отчие поля.И теперь, когда вот новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы.По ночам, прижавшись к изголовью,Вижу я, как сильного врага,Как чужая юность брызжет новьюНа мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,Я могу прочувственно пропеть:Дайте мне на родине любимой,Все любя, спокойно умереть. Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены сокровенные мысли автора. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как часть русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности  вековому деревенскому  укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: Все равно останусь я поэтомЗолотой бревенчатой избы, Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.<\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

    • Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…<\p>
    • Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…<\p>
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…<\p>
    • Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…<\p>
    • Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…<\p>
    • Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…<\p>
    • Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И…<\p>
    • «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не…<\p>
    • Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда…<\p>
    • Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной…<\p>

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/sochineniya-po-russkoj-literature/2203-tema-rodiny-i-prirody-v-lirike-sergeya-esenina

Русская природа в лирике Сергея Есенина

Поэзия Есенина – это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин – великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.

Его Родина – Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, – природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах.

Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

“беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, – вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”.

Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни.

Совет

И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

“Моя лирика жива одной большой любовью, – говорил Есенин, – любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, – и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Мнет листву по выступам дорожным

Язвы красные незримому Христу.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:

Что пришло процвестъ и умереть.

“Не жалею, не зову, не плачу… ” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…

” также передается нам при помощи образов природы. Осень – это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).

Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта… ” – писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Обратите внимание

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину.

В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы.

И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/11/10246.htm

Любовь к природе в лирике Есенина

Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире.

Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями.

Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, особенно поэта. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке природе.

Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.

Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта.

Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Важно

Это не обычный «Ямщицкий романс». В нем отсутствуют и ямщик, и седок, их заменяет сам поэт. Поездка не вызывает у него никаких ассоциаций, он обходится без обычной дорожной грусти. Все исключительно просто, как будто списано с натуры:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

В простоте этих строк, в естественности слога заключаются подлинные гениальность и мастерство, выраженные поэтом с помощью могучего русского языка.

Это мастерство заставляет представить так живо и вьюгу, и зимний лес, и звон копыт по снежному насту, что уже не нужно видеть настоящую картину: воображение, выпущенное на волю, тут же дорисует картину зимнего леса. Ну как тут не вспомнить Сурикова, Шишкина, Саврасова!

Как кисть художника живописца, так и есенинское перо живо и ярко вывело на белых листах бумаги те замечательные картины, за которыми не надо было ехать далеко от дома в Испанию, Францию, Германию или куда либо еще: они были прямо здесь – в лесах Рязанщины, в белых ночах Петербурга, в по осеннему позолоченном Константинове. Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали волны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Совет

Только слова такого великолепного мастера, как Сергей Есенин, могут творить образы, которые иначе, как собственными глазами, и увидеть то нельзя. А сила и воодушевление, какие редко можно найти даже в запахе, звуках, цвете окружающей нас жизни, но запечатленные на бумаге, так и хлещут из каждой есенинской строки – вот как в приводимом ниже отрывке:

Как птицы свищут версты
Из под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

В этих коротких строчках поместилось, не теряя своей полноты, изумительное изображение широкой степной дороги, вольного ветра и яркого солнечного дня. Иному не хватит многих слов, чтобы до такой степени точно, ярко и метко отобразить невольно предстающий перед нами притягательный вид российской проселочной дороги.

Читаешь – и наслаждаешься простотой поэтического мастерства Сергея Есенина, которого недаром ставят на одно из первых мест в ряду великих русских поэтов.

Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта:

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Что ни фраза – то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта, все это – родное для него. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы – «плачут», тополя – «шепчут», «туча кружево в роще связала».

Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»).

Обратите внимание

Описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова.

Клен, черемуха, осень в стихах поэта – не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе.

Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, любить, то есть жить.

Материал создан: 28.12.2016

За что я люблю Сергея Есенина

Источник: http://iamruss.ru/lyubov-k-prirode-v-lirike-esenina/

Русская природа в лирике Сергея Есенина

    В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта.

“Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии. 
    Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек.

Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:

    Родился я с песнями в травном одеяле. 

    Зори меня вешние в радугу свивали. 

    С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. 

    Поэт одушевляет ее:

    Схимник-ветер шагом осторожным 

     Мнет листву по выступам дорожным 
    И целует на рябиновом кусту 
    Язвы красные незримому Христу. 

    Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

     Не видать конца и края — 

    Только синь сосет глаза.

    Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается: 

    Позабыв людское горе, 

     Сплю на вырубках сучья. 
    Я молюсь на алы зори, 
    Причащаюсь у ручья. 
    Жизнь природы неотделима от жизни человека: 
     Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — 
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. 
    О всех ушедших грезит конопляник 
     С широким месяцем над голубым прудом.

     Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. 

    Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

    Не жалею, не зову, не плачу, 

    Все пройдет, как с белых яблонь дым. 
    Увяданья золотом охваченный, 
    Я не буду больше молодым. 
    Ты теперь не так уж будешь биться, 
    Сердце, тронутое холодком, 
     И страна березового ситца 
    Не заманит шляться босиком.

    Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:

    Будь же ты вовек благословенно, 

    Что пришло процвестъ и умереть.

     В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…

” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).

Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. 

    Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”. 
    Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России: 

    О Русь — малиновое поле 

    И синь, упавшая в реку, — 
    Люблю до радости и боли 
    Твою озерную тоску.

    Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:

    Но более всего 

    Любовь к родному краю 
    Меня томила, 
    Мучила и жгла.

Важно

    Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?

    Я навек за сиянье и росы 

    Полюбил у березки стан, 
    И ее золотистые косы, 
    И холщовый ее сарафан…

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3813-russkaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina

Человек и природа в лирике Сергея Есенина

     

Реферат по литературе на тему: 

«Человек 
и природа в 
лирике Сергея Есенина»
  
      
     

                  Штокман Людмила Аркадьевна  
                        

Природа в лирике Сергея Есенина. 

     Тема 
природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, что навеяли ее картины.

Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок.

Пожалуй, ни один из русских поэтов XX века не пользовался и не пользуется популярностью такого широкого круга читателей, таких разных по возрасту, образованию, жизненным опытом. Картины природы в его стихах трогают и завораживают читателя.

Он как бы выражает то, что чувствует, но не может выразить читатель. И вместе с поэтом его читатели испытывают чувство своего единства с природой. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она – душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

     Почти все первые стихи Есенина посвящены 
описанию природы. Да и могло ли быть иначе – ведь молодой поэт с детства 
был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов.

Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана – таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами.

Пожалуй, эта грусть – о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.<\p>

     Природа – источник, питающий и поэзию, и 
лирические чувства поэта. Почти 
ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы.

Совет

Вначале 
это были пейзажные зарисовки, в 
которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта.

Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений  и се больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев – Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; « И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок». 

     Природный мир Есенина  включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» – от лопуха до крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла.

«Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц  упоминается и описывается более 160 раз, небо и заря – по 90, звезды – почти 80.

Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, « словно желтый ворон, кружит, вьется  над землей». А «земные» пейзажи Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее не броской, скромной красоте: « буераки… пеньки….

косогоры опечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик.

Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к Родине России.<\p>

     Две основные темы – Родина и природа 
– переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное.

Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

Обратите внимание

Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она и показана не созерцательно, а в действии.

Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног», трава «сбирает мед с обветренных ракит», «пляшет сумрак», сосна «словно белою косынкой повязался» и «понагнулась, как старушка», «теплый вечер грызет воровато луговые поемы и пни», « чистит месяц рога» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы – все в стихах Есенина движется, приходит в поэтические соотношения с человеком, со всей жизнью. Болото «курит облаком». Ивы «вызывает в четки». Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

          Край 
          любимый! Сердцу снятся

          Скирды 
          солнца в водах лонных

          В зеленях твоих стозвонных.

     Есенин 
принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

     Тема 
природы отражает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта 
захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта в жизнь, во все, что его окружает.

Когда поэт приобретает жизненный опыт, меняется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

          Знать у нас такое участие,

          И, пожалуй, каждого спроси –

          Радуясь, свирепствуя и мучась,

          Свет 
          луны, таинственный и длинный,

          Плачут 
          вербы, шепчут тополя.

          Но никто под окрик журавлиный

     В стихах Есенина природа живет 
богатой поэтической жизнью. Она 
вся в вечном движении, в бесконечном 
развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

     Он 
часто прибегает к приему олицетворения.

Черемуха у него «спит в белой 
накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась 
солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

     Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она – любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

     Поэзия 
Есенина близка и понятна не только российским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств.

Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он чувствует свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

   
      
      
  

     Список 
использованной литературы:

     1. Л.Л.Бельская «Песенное слово». Издательство «Просвещение» 1990г.

     2.
С.А.Есенин «Стихотворения» Том первый. Государственное издательство художественной литературы 1955г. Примечания. К.Зелинский и П.Чагин.

     3.
Б.С.Локшина «Поэзия А. Блока и С.Есенина». Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение,1978г.

Источник: http://freepapers.ru/9/chelovek-i-priroda-v-lirike/43307.279514.list1.html

Ссылка на основную публикацию