Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему
Виды проблемы
Сострадание, милосердие, любовь к ближнему
Аргументы
А.И.Солженицын «Матрёнин двор». В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам.
Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.
Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом, где прожила всю свою жизнь, на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить.
Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам, Матрена делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.<\p>
Л.Н.Толстой «Война и мир».
Доброта — это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать совет, а иногда просто пожалеть.
ея понять ближнего как самого себя, человек учится любви, открывает горизонты истинного счастья. Так, например, Петя Ростов, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир», сочувствует взятому в плен мальчику.
Несмотря на то, что пленный был врагом, Петя предложил ему еды, поддержал его рукопожатием. Этот маленький поступок во многом характеризует Ростова, раскрывая его душевную доброту, способность к любви и пониманию ближнего.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Сочувствие проявляет и Наташа Ростова, героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовёт особым человеческим талантом — чутьём к чужой боли.
Именно этот дар выводит из такого тяжёлого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни мать, убитую горем после гибели Пети. Наташа делает всё, чтобы помочь умирающему князю Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстностью отдаёт себя интересам семьи.
Всем сердцем воспринимает она и общенародное бедствие, не рассуждая, не произнося громких фраз. Это и заставляет её добиться, чтобы подводы были отданы раненым.
М.А.Булгаков «Мастери Маргарита». С образом Маргариты связан в романе мотив милосердия. Она просит после великого бала у Сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.
а говорит: «Я просила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».
Но этим не ограничивается в романе милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств.
Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы» о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром.
М.А.Булгаков «Мастери Маргарита». Также милосердие в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко прорисовано в образе Иешуа. На последней странице романа Пилат спрашивает у Иеуша: «Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было?» И Иешуа отвечает: «Ну, конечно, не было». И тем снимает с сердца преступника Пилата давившую его тяжесть.
Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невинного, и за это «ведомством Воланда» ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и значит, грех прошлый с него нужно снять.
И Иешуа говорит: «Казни не было!» — и тем совершает второе чудо, отменяя действительно бывшее, делая небывшим то страшное, что было, но что хочется забыть, — чудо милосердия.
Р.Брэдбери «Карлик». Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту и стать, человека с большой душой. Именно она решила подарить это зеркало карлику, чтобы хоть что- то радовало беднягу в его несчастной жизни.<\p>
Жизненный пример.
Когда произошёл теракт на железной дороге, был подорван поезд «Невский экспресс», пострадали многие люди. Место, где случилась катастрофа, глухое. Кругом леса и болота. Но прямо у путей стоит одинокий домик. В нём живёт бабушка Елена Михайловна Голубева. В ночь трагедии она была дома, и, когда случилось несчастье, бабушка очень испугалась.
Через несколько минут в её окно стали стучаться незнакомые люди, грязные, многие в крови. Толком не понимая, что произошло, она помогала раненым, отдала все свои тёплые вещи, дрова, которые запасла на зиму. Её домик стал пунктом оказания первой медицинской помощи. Елена Михайловна до сих пор переживает за тех, кто пострадал.
Такого человека действительно можно считать добрым и милосердным.
Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)
Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия.
ним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью.
Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе.
Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле.
А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении — “Война и мир” Льва Толстого.
Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего.
Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?<\p>
Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами — это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.<\p>
Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.
Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это , что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым.
начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной.
Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина.
Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.
2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним.
Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов.
Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича.
он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить.
Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети.
Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.
3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым.
Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства.
Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете.
Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.<\p>
4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»
В страшные годы сталинского тоталитаризма десятки тысяч крестьян были раскулачены. Обречённые на голодную смерть, они умирали на станциях следования на место ссылки. Главный герой рассказа – мальчик Володя Тенков – не может не проявлять милосердия. Совесть не позволяет ему есть спокойно обед, приготовленный мамой.
Он мечтает поделиться с голодными из пристанционного скверика: шкилетниками и слонами. Однажды ему это удаётся, он выносит кусок хлеба и картошку и отдаёт всё это богатство первому встречному слону. Но на другой день пришла Отрыжка – страшная, изуродованная женщина – и обманом забрала у мальчика подачку, приготовленную для другого.
Через день добрый десяток убогих нищих уже ожидал Володю во дворе. Страх и отвращение победили милосердие. Он закричал и прогнал всех голодных. Отец сурово сказал мальчику, что всех ему не накормить. И тогда ребёнок начал носить хлеб бродячей собаке. Она брала хлеб и убегала.
А Володя кормил свою совесть и проявлял милосердие, так необходимое в это страшное время.
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/problemy-i-argumenty-k-ege-po-russkomu-na-temu-miloserdie-tablitsa.html
Проблема милосердия в жизни человека. Аргументы к сочинению
становится для автора воплощением милосердия. Вынужденная пойти работать по «жёлтому билету», она делает это не по прихоти, не из желания лёгкой, красивой жизни, а из сострадания к сводным брату и сестре, их чахоточной матери и отцу-пьянице. В образе Сони воплощена идея Достоевского о
По мнению автора, Соня, живущая в «грязи физической», нравственно чиста. Она наделена даром чувствовать боль других людей и всегда готова им помочь. Именно она своей чуткостью, терпением и искренним сочувствием «воскрешает» Раскольника к жизни, постепенно приводя к мысли о греховности его теории.
Милое сердце
готово откликнуться на любое страдание. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам, возвращающимся через Москву в свои полки после Бородинской битвы. Она понимает, что у них нет возможности выбраться из города, который вскоре будет захвачен наполеоновскими войсками.
Поэтому девушка хочет отдать раненым подводы, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Потрясённая горячностью и возмущением дочери, с которыми Наташа упрекает мать в бессердечии, последняя разрешает отдать подводы, устыдившись собственной мелочности.
доктор Пирогов помогает семье случайного знакомого. Он лечит дочь Мерцаловых, даёт им денег на расходы и в прямом смысле слова спасает семейство от голодной смерти. При этом доктор даже не называет своего имени, говоря, что всё это ни к чему, лишь желает им никогда не падать духом.
Позднее сын Мерцаловых, рассказывая об этом удивительном человеке, называл его «святым» и сам, подобно чудесному доктору, всегда старался быть чутким к чужому горю.
после смены ходит по палатам госпиталя и помогает раненым: кому-то попить принесёт, кому-то подушку поправит.
Так, она буквально вытащила с того света Алексея Пряхина, а после госпиталя привела к себе домой и оставила жить до полного выздоровления. На вопрос Алексея, чем же он с ней рассчитается за её доброту, она отвечает, что если бы люди за добро платить начали, то весь мир давно бы в магазин превратился и всё добро бы изничтожилось.
старшие девочки, жившие в детском доме во время войны, поймали воришку, который по ночам ел золотых рыбок из аквариума. Воришкой оказалась маленькая Люсенька. Прежде на неё никто не обращал внимания, не беспокоился о том, что она ела, а уж тем более, что она чувствовала, одинокая, оставшаяся без родителей, совсем ребёнок.
Первым желанием девочек было наказать Люсеньку, ведь рыбки были всеобщей радостью, ими любовались, они были украшением бедной комнаты детского дома. Но, увидев тонкие ручки ребёнка, вены, просвечивающие сквозь прозрачную кожу, старшие девочки поняли: в том, что Люся ела рыбок, во многом была и их вина.
Они искренне простили малышку, а одна из подростков побежала к няне и попросила кусочек хлеба, пообещав, что теперь они уследят, непременно уследят. И читатель понимает, что она имела в виду, конечно же, не столько рыбок, сколько маленькую Люсеньку.
Проблеме милосердия посвящён
Литература – это новости, которые не устаревают
(Эзра Паунд)
Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege/problema-miloserdiya-v-zhizni-chelovek/
Проблема сострадания: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ
Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема сострадания: аргументы из литературы вместе с авторским сочинением приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.
Будут использоваться следующие аргументы:
– А. Платонов, «Неизвестный цветок»
– Ф. М. Достоевский, «Мальчик у Христа на ёлке»
<\p>
Желание помочь ближнему, когда у того возникает проблема, является одним из самых благородных качеств человеческого характера и именуется состраданием. Данной чертой обладает не каждый, её часто вытесняют эгоизм и равнодушие. Безвозмездная помощь и участие к заботам другого человека вне родственной и дружественной связи с нами вызывают подозрение и недоверие.
Мы теряем способность сопереживать другим людям, от которых нам ничего не нужно, бережно относиться к дарам природы, ценить и оберегать то, что у нас есть.
Сказка Андрея Платонова «Неизвестный цветок» учит нас беречь природу и ту красоту, что она дарит нам с такой щедростью. История маленького, но прекрасного и сильного цветка невольно вызывает восхищение читателя. Он вырос на пустыре, совершенно один: ни одной живой души или маленькой травинки не было рядом с ним. В крохотной ямке между камнем и глиной каждый день боролся цветок за жизнь.
Ему нечем было питаться, кроме как маленькими, принесенными ветром пылинками. Капли влаги не могли проникнуть к его корю, и единственной радостью цветка были первые лучи солнца, касавшиеся его уставших листьев.
Однажды цветок обнаружила девочка Даша, жившая в пионерском лагере. Её привлек прекрасный аромат, девочка прониклась сочувствием к цветку, осознав, как тяжело выживать ему в таких условиях. На следующий день Даша пришла с группой пионеров: ребята осмотрели пустырь и в течение четырех дней усердно удобряли почву, чтобы помочь прекрасному цветку и озеленить местность.
Старания маленьких героев были вознаграждены: на следующее лето безжизненный пустырь превратился в цветущую поляну, полную трав и цветов. На месте неизвестного цветка вырос новый, более сильный и прекрасный.
Поступок юных пионеров являет собой пример сострадания и благородства: они помогли маленькому растению и наполнили пустынный уголок земли новыми жизнями.
Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!
В рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» автор приводит пример равнодушия людей, которое погубило маленькую жизнь. Мальчик меньше шести лет возрастом просыпается в предрождественское утро в холодном подвале.
Просидев до вечера, он в очередной раз подходит к своей оледеневшей, лежащей в углу матери: ребенок не понимает, что его мама больше не с ним. Голод побеждает страх, и малыш решается выйти наружу.
Он поражается масштабу и устройству города, но положительное впечатление перебивает постепенное замерзание пальчиков ребенка.
Осматривая город, герой останавливается у окон, любуясь детьми, веселящимися возле праздничной елки, масштабом угощений, пирогами, «живыми» куклами. Но ребенку нигде нет места, его прогоняют, на него кричат, либо делают вид, что не замечают. Встретившийся по дороге злой мальчик побил мерзнувшего малыша и забрал его картуз, который хоть как-то согревал маленькое тельце.
Испуганный герой убежал и спрятался в чужом дворе за дровами. Стоял лютый мороз, мальчику было очень холодно и страшно, он оказался совсем один.
Но несмотря на это, в душе ребенка не было и тени обиды или злобы на окружающий мир.
Даже в минуты борьбы за жизнь он не потерял способности восхищаться и радоваться увиденному: рождественские огни и игрушки произвели на малыша неизгладимое впечатление.
Из-за равнодушия и жестокости людей маленький человечек погиб ужасной смертью. Он искал всего лишь капельку доброты и участия, немного еды и тепла, но окружающие отказывались это замечать. Неспособность проявить сострадание к ребенку привело к его гибели.
Для человека, чья душа полна доброты и света, такие качества как милосердие, чуткость и сострадание кажутся естественными проявлениями их сущности. Но подобных людей в наше время все меньше, потому что жестокость окружающего мира постепенно тушит огонь в их душе и приводит к разочарованию.
Каждому необходимо бороться с негативными проявлениями нашего характера, учиться терпению и вниманию, а главное – благодарности. Нельзя считать такие явления, как безвозмездная помощь или проявление искренних эмоций, слабостями.
Именно способность другого человека к состраданию может однажды помочь нам. Ровно так же, как и наше милосердие в свою очередь будет способно спасти чью-то жизнь.<\p>
Сегодня мы поговорили на тему “Проблема сострадания: аргументы из литературы“.
Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.
Источник: https://egeshik.ru/opuses/problema-sostradaniya-argumenty-iz-literatury-i-sochinenie-ege.html
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА
Подробности Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку
Пишем сочинение для ЕГЭ по русскому языку по теме: “Сострадание – активный помощник”
- Текст к сочинению на данную тему;
- Сочинение по тексту;
Сострадание — активный помощник
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.
Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста.
У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется!
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость.
Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством.
Запоздалым раскаянием.
Говорю это и вспоминаю, сколько раз слышал не слова поддержки, а возражения. Нередко раздраженные. Порой озлобленные. Характерный ход мыслей возражающих таков: «Вот вы говорите, чаше — вот вы силитесь доказать: слабых, старых, больных, инвалидов, детей, родителей надо любить и уважать, им надо помогать.
Что же вы слепой, не видите, сколько инвалидов — алкоголики? Не знаете, что ли, как занудливы многие старики? Как докучливы многие больные? Как скверны многие дети?» Правильно, бывают и пьющие инвалиды, и занудливые старики, и докучливые больные, и скверные дети, и даже плохие родители.
И конечно, куда лучше для всех было бы, если б инвалиды (и не только инвалиды) не пили бы, больные — не страдали или страдали бы молча, молчали бы разговорчивые старики и не в меру резвые дети… И тем не менее родителей и детей необходимо любить и уважать, малым, слабым, больным, старым, беспомощным помогать.
Оправданий, освобождающих от этого, не было, нет. И быть не может. Этих непреложных истин отменить не может никто.
Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности.
(С. Львов)
«Сострадание — это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные», — заметил однажды Ф. Ларошфуко. Подобного же мнения придерживается и автор данного текста. Основная проблема, поставленная С. Львовым в данном отрывке, — проблема сострадания, проблема помощи ближнему.
Проблема эта была и остается «вечной» на протяжении всей истории существования человечества. Именно поэтому автор хочет привлечь внимание читателей к ней, пробудив не только умы их, но и сердца.
С. Львов искренне озабочен равнодушием людей к бедам своего ближнего, бесчувствием, озлоблением. По мысли писателя, сострадание — это не только долг, но и благо. Людям, наделенным талантом доброты, живется непросто, беспокойно.
Но их совесть чиста, дети их вырастают хорошими людьми, наконец, они могут найти в себе необходимые силы для того, чтобы пережить собственную беду. Люди же равнодушные и эгоистичные оказываются неспособными пережить выпавшие на их долю испытания.
«Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием», — замечает писатель. Чувство сострадания — это, по мнению С. Львова, необходимая составляющая человеческой души.
Равнодушие и бесчувственность нельзя оправдать никакими «трезвыми» доводами, все они в устах холодных, прагматичных людей звучат безнравственно. Поэтому в финале своего текста писатель замечает: «Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие.
И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо… Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности».
Этот публицистический текст очень эмоциональный, выразительный. Автор использует разнообразные тропы и риторические фигуры: эпитеты («разговорчивые старики», «резвые дети»), фразеологизм («обманут их надежды»), пословицу («как аукнется, так и откликнется»), риторический вопрос («Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?»).
Я полностью разделяю позицию С. Львова. Сострадание — это необходимая составляющая нашего отношения к жизни и людям. Без нее жизнь наша пуста, бессмысленна.
Проблема дефицита доброты и сочувствия поставлена в рассказе А.П. Чехова «Тоска». Извозчику Ионе, пережившему смерть сына, не к кому пойти со своим горем. В результате он рассказывает обо всем лошади.
Люди же остаются безучастными к нему.
К состраданию призывает нас и Ф.М. Достоевский в своем рассказе «Мальчик у Христа на елке». В этом рассказе перед нами предстает печальная история маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать его внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества.
Он одиноко бродил по городу, голодный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рождественских елках. В результате ребенок погиб, замерзнув в одной из подворотен. Если в мире нет любви и сострадания, то неизбежно страдают дети.
А ведь дети — это наше будущее, это то лучшее, что есть в нас и мире.
Таким образом, автор разрешает данную проблему с точки зрения абсолютных нравственных ценностей. Сострадание и сочувствие так же необходимы человеку, как вода или воздух. Поэтому и нужно воспитывать в себе талант доброты.
Источник: https://www.egeigia.ru/map-ege/289-zadaniya-ege/ege-po-russkomu-yazyku/sochinenie-na-ege/obraztsy-sochinenij-ege/1788-sostradanie-cochinenie-eg
Аргументы к сочинению на ЕГЭ: способность к сочувствию, состраданию — важнейшее качество человека
Предлагаем материал, который может стать подспорьем для выполнения задания.
Тезис “Способность к сочувствию, состраданию — важнейшее качество человека”.
Заключительные строки стихотворения А.С.
Пушкина “Пророк” являются своеобразной формулой, которой следовали и следуют лучшие русские писатели: “В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
Умением сочувствовать, сотрадать — умением разделить с кем-то боль и беду — обладают многие герои Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского, герои современно русской литературы.
Понять боль другого человека способна героиня романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Видя глаза Фриды, Маргарита просит у Воланда избавления этой женщины от мук. Удивление Воланда так велико, что он, говоря о милосердии, замечает его спсособность”иногда совершенно неожиданно и коварно” пролезать “в самые узенькие щёлки”.
В центре рассказа Т. Толстой “Соня” судьба женщины, способной к состраданию, милосердию, но воспринимаемой окружающими из-за этого дурой. О Соне легко расказать: она ровесница века, работает храниельницей в музее, знакомится с Адой и её приятелями, которые долгие годы будут “перебрасывать” её из семьи в семью, где нужна помощь. Возникает эпистолярный роман с выдуманным для развлечения Ады и её друзей влюблённым в Соню Николаем. В 1941 году героиня остаётся в блокадном Ленинграде. Отдав, думая, что Никеолаю, на самом деле — Аде, баночку томатного сока, Соня гибнет от голода или бомбёжки. “Сока там было ровно на одну жизнь”, — кратко отмечает Т. Толстая . И эту жизнь Сонечка спасает ценой собственной жизни.
Судьба героини Т. Толстой заставляет вспомнить другое “любящее сердце” — Сонечку Мармеладову, её бескорыстие, умение любить, готовность к самопожертвованию и состраданию.
Отсутствие сострадания к ближнему приводит порой к трагическим последствиям. В рассказе Олега Павлова “Конец века”, действие которого происходит в Рождество, все детали и образы являются вовсе не случайными, заставляя нас вспоминать о далёких событиях. Именно Рождество празднуют в городской больнице. И было белым-бело в природе, как когда-то более двух тысяч лет назад. Но нет праздника в душах, пьянство персонала прерывает приезд “скорой” с таким не нужным в ней никому в этом мире бомжом. Сострадание и сочувствие, наверное, не положены по инструкции персоналу той больницы, поэтому все действия направлены не на спасение человека, а на то, чтобы избавиться от него: врач предлагает вывезти его подальше и скинуть в сугроб, охранник поливает его раствором хлорки… Только молодая женщина-врач скорой помощи да санитарка Антонина отстаивают его право на жизнь. Антонина, отмыв его, поражается, увидев перед собой чуть ли не мальчика, но измученного и тощего, как старик. Когда он умирает, его тело спускают в подвал. Но проходят дни, и тело исчезает: булыжная дверь, оказывается, не имеет замка.
В рассказе-притче Л. Петрушевской “Котёнок господа Бога” есть размышление о том, что каждый из живущих отправлен в этот мир Богом, “и если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить”. Поэтому “каждое живое творение — это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет”. “Принять” — многозначное слово, означает “получить в своё ведение”, “пустить к себе”, “согласиться”, “отнестись положительно”. Наверное, принять человеа — это принять и его переживания, уметь понять его таким, каков он есть. В каждом ли из нас есть эти важнейшие человеческие качества?
Советуем прочитать:
А.С. Пушкин. “Пророк”
Л. Петрушевская. “котёнок господа Бога”.
М.А. Булгаков. “Мастер и Маргарита”.
О. Павлов. “Конец века”.
Т. Толстая. “Соня”.
Ф.М. Достоевский. “Преступление и наказание”.
Источник: Ирина Добротина. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России.
Источник: https://qwertyui11.blogspot.com/2013/05/blog-post_12.html