Сладкая ложь или горькая правда? (по пьесе горького «на дне»)

Готовые школьные сочинения

Ноя
09 2014

Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне»

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу Данный текст предназначен только для частного использования 2005 жизни.

Его Произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда, жизни, внимание и любовь к Человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе ”На дне”, написанной в 1902 году. Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького.

Кто-то очень точно сказал: ”На дне” — это Потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”.

Обратите внимание

Нельзя без внутреннего Содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и Одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.

Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое Человек, что ему нужнее – горькая правда, зачастую жестокая, или сладкая красивая ложь.

Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит Человеческая жизнь, вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны Для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей.

Можно условно выделить три разновидности Обмана: ложь в смысле неистинна, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение И, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.

Возьмем, к Примеру, ложь, которую преподносил Лука — добрый, сострадательный и ”лукавый”.

Позиция Луки – это идея Сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, Способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни».

Лука утешает Анну, обещает ей Загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…

» уклончиво Отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя Настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…

», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать Опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая Идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда Больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы.

Важно

Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он Пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается.

«Он – умница!.. Он… Подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» восклицает герой.

Сатин, картежник, шулер, Сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек может верить и не Верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит..

гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не Жалеть… не унижать его жалостью…

уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, Сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком Возможности реально, трезво мыслить.

Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький Поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ Смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь.

Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, Утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.

Но в то же время Лука не лгал о Существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться.

И когда пришло время Проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей Мечты.

Первый акт пьесы рисует, изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на Лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру.

Совет

Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.

А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не Погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием.

Мы чаще нуждаемся в утешении, но без Права говорить правду человек не может быть свободен. ”Человек — вот, правда!

” И ему выбирать. Человеку Всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Автор сочинения: Романов Иван www. [email protected] ru

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне». . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/gorkaya-pravda-ili-sladkaya-lozh-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Правда или ложь в пьесе «На дне» — Сочинение

Что нужно героям пьесы А.М. Горького «На дне» — правда или ложь? 

Нужна ли правда героям пьесы М. Горького «На дне»? По­пробуем разобраться в этом вопросе.

Правду и ложь защищают в пьесе два «идейных противни­ка» — Сатин и Лука. Образ Луки в пьесе неоднозначен. Он тонкий психолог, имеет большой жизненный опыт.

Что же привносит в жизнь странников Лука? Он способствует за­рождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обре­тение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бес­платной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о воз­можности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает ро­мантическую историю Наташи о любви). Сочувствие, сострадание слышится в его речи, для которой характерны простые предложения, осложненные обращениями — слова­ми, содержащими в себе оценку, уменьшительно-ласкательные суффиксы, неполные предложения с экспрессивной окраской, эллиптические и парцеллятивные конструкции. Речь Луки необыкновенно афористична: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты»,«.. .ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

Стоит отметить, что сами герои в финале пьесы меняются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей.

Но все портит смерть Актера. И это уже трагическое столкно­вение мечты и реальности. Остальным также не удается воп­лотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Наташа, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает.

Получается, что ложь Луки ничего не дала окружающим.

Однако только л и на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиции в пьесе? Главный

идейный противник Луки — это Сатин. Он искренне верит в человека, в его внутреннюю силу. Характерно, что Сатин не является в пьесе идеальным положительным героем. Но он умен, пользуется уважением окружающих, во многом вы­ражает авторские взгляды. Он утверждает, что человеку нужна правда, призывает уважать личность.

Обратите внимание

И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряжен­ности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яр­кие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Существует только человек, все же остальное— дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гор­до!».

В речи Сатина содержатся элементы публицистического стиля, для которого характерен облегченный синтаксис, простые обобщенно-личные предложения и безличные предложения.

Автор не разделяет ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению. Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. Однако Горький-романтик высоко ценит способность человека к меч­те.

Именно поэтому критики отмечали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким обра­зом, герои А.М.

Горького отражают двойственность, проти­воречивость натуры самого писателя.

И думается, героям все-таки нужна правда. Возможно, она могла бы пробудить их к жизни, личностной реализации.

Здесь искали:

  • правда и ложь в драме на дне
  • нужна ли героям пьесы на дне правда
  • правда и ложь в пьесе на дне

Источник: http://Sochineniye.ru/pravda-ili-lozh-v-pese-na-dne/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Что есть правда и что есть ложь? Этот вопрос задают уже многие поколения на протяжении столетий. Добро и зло никогда неразлучны, также, как,  правда и ложь. Одно без другого никогда не существовало. Суть пьесы Максима Горького “На дне” заключается в столкновении жизненных позиций многих людей, имеющих разные взгляды.

       Автор задает один вопрос, который покажет, какая ценность дороже всего для человека. Лука призывает к сочувствию, жалости и состраданию. Лука уже давно смирился с трудной жизнью, он предлагает “ложь во спасение”.

Сатин предлагает смотреть правде широко открытыми глазами. Он предлагает бороться с несправедливостью. У каждого человека есть право жить достойно и никто не может его отнять. Но возникает спор.

Кто же оказывается правым? Сатин или Лука?

Важно

       Наши герои живут в грязном подвале, похожем на древнюю пещеру. Каменные стены уже заполнили души всех жителей этого помещения негативом и желанием жить. Душный воздух и затхлая обстановка пугает читателя.

Жители живут в вечной беготне за едой, пьянстве и ругательствах. Люди опустились на “Дно”. В помещении появляется еще один член их большой семьи. Лука добрый персонаж, который несет доброе слово к каждому жителю. Потихоньку люди начинают добреть и помогать друг другу.

Лука учит их справедливой и интересной жизни. Доброта и сочувствие должно хоть раз появляться в мире ругательств и насмешек. Вот чего не хватало жителям “Дна”.

Но разве добрым словом вылечишь людей от того, что не излечимо? Умирающая Анна мечтала о том, чтобы жизнь в ее последние минуты была хоть как – то приукрашена. Лука сделал все возможное.

       В скором времени люди стали замечать, что лучше не становится. Лука обещал всем новую жизнь, но не стой стороны, которую люди хотели бы увидеть. Жители “Дна” стали еще злее и грубее. Лука приостановил механизм “Живи, как хочешь”, но в скором времени снова запустил его. Его слова, которые внушали надежду и веру не сбылись. Неужели ложью можно стать сытым?

       Сатин был прав. Человеку нужно говорить исключительно правду, ведь он живое существо, а не собака, надеющаяся на упавший со стола кусок мяса.

Сатин всегда говорил, что если нам суждено здесь умереть, то мы умрем, а не выйдем в люди. Правда Сатина согревала людей намного больше, чем ложь Луки. Я соглашусь с позицией Сатина и его правдой.

Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь. Именно этим люди “На дне” жили всю жизнь и не надеялись на лучшие времена.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/67-m-gorkij-na-dne/256-sochinenie-na-temu-pravda-i-lozh-v-proizvedenii-gorkogo-na-dne.html

Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне

Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»

Автор: Горький М.

Читайте также:  Жанр эпиграммы в творчестве марциала: анализ нескольких эпиграмм

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького «На дне». Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать.

Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь.

Совет

Но в этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Это проявляется в рассуждениях героев о правде.

Философский вопрос о правде, который поставил сам Горький, многогранен. Каждый герой понимает правду по-своему. Рассмотрим это на примере образов Луки, Сатина и Бубнова.

Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири.

Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…» Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит.

Его правда — утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин — борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек.

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть…

не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку.

Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.

Обратите внимание

Позиции Луки и Сатина утешительны – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»).

Циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу.

В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.

Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку.

Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, он прежде всего человек. И, очевидно, проблема пьесы здесь не в правильности теорий героев, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы.

Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358504/kak-sootnosyatsya-pravda-i-lozh-v-pese-gorkogo-na-dne

Сочинение на тему что лучше-жестокая правда или утешительная ложь? По пьесе горького на дне

Пьеса «На дне», законченная Горьким в 1902 году. Она как бы подводила итог всему предшествовавшему периоду творчества писателя. В ней Горький до предела заостряет беспощадно реалистическое изображение «дна» жизни, дает последний яркий портрет босяка. Некоторые народнические и буржуазные писатели еще до Горького изображали «дно» жизни.

Но произведения Горького, особенно пьеса «На дне», совершенно по-новому открыли читателям этот страшный мир. В пьесе показана не экзотика босяцкой жизни, а постепенная и неминуемая гибель людей в условиях «дна». Пьеса вызывает не только жалость к обездоленным, но и гнев против порядка, обрекающего на гибель миллионы людей. Пьеса насыщена глубоким философским содержанием.

Горький глубоко осмысливает коренные мировоззренческие вопросы, поднятые им еще в сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины».

Важно

Но связь с борьбой пролетариата позволила Горькому по-новому осветить темы его более ранних произведений, наполнила эту пьесу боевым настроением эпохи. Поэтому пьесу «На дне», по словам В. И.

Качалова, «зрительный зал принимал… бурно и восторженно, как «Буревестник», которая предвещала грядущие бури и к бурям звала».

Изображая искалеченных общественным строем люден, пьеса выносит обвинительный приговор капитализму — виновнику их гибели.

Обитатели ночлежки Костылева находятся на самой последней ступени нищеты и беспросветного отчаяния. Об этом говорит уже описании обстановки первого действия: «Подвал, похожий на пещеру.

Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде нары…

Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное». Изображение неимоверно тяжелой и убогой жизни обитателей ночлежки имеет и более широкое, символическое значение. Но А. М. Горький не принадлежал к числу «всех», т. е.

равнодушных, обеспеченных обывателей, поэтому в пьесе «На дне» он вновь обращается к теме босячества. Действующие лица пьесы делятся на две группы: босяки-ночлежники и хозяева ночлежки, которые даже на «дне» жизни умудряются находить жертв для бессовестной эксплуатации.

Как ни опустились обитатели ночлежки, по своим нравственным качествам они выше этих хищников.

Совет

Самая колоритная фигура среди обитателей ночлежки — Сатин. В прошлом он служил на телеграфе, но, вступившись за сестру, убил негодяя и попал на каторгу. После нее дорога к честной трудовой деятельности была для него закрыта; он стал шулером, пьяницей, босяком. Сатин опустился, потерял способность и интерес к труду.

Жизнь ожесточила его; он стал цинично равнодушен к людям. Но он выделяется среди других босяков умом, относительной образованностью, широтой натуры.

Считать Сатина положительным героем, конечно, нельзя: он не способен к активному действию, но он более осознанно, чем другие, ненавидит.

, «хозяев жизни», а обрывки воспоминаний о прочитанных когда-то книгах позволяют ему высказать важные мысли о правде и лжи, о смысле жизни и значении человека. Горькому нужно было, чтобы эти мысли были брошены в зрительный зал, а кроме Сатина высказать их в ночлежке некому.

Однако этим роль Сатина не исчерпывается: он противостоит Луке в философском споре, составляющем идейное содержание пьесы. Но Сатин и Лука не являются антиподами: в их взглядах много общего.

Они — выразители двух форм протеста угнетенной массы, одинаково непригодных для борьбы за обновление жизни: Сатин выражает идеи анархического бунтарства, а Лука — «пассивного противления», к которому призывал и Толстой. Образ Луки вызвал большие споры и разноречивые оценки.

Лука добр, мягок, сочувствует всем несчастным, старается каждому сказать ласковое слово, утешить.

Среди грубых и ожесточенных ночлежников речь Луки звучит умиротворяющее и вызывает симпатии к нему. Это дало повод буржуазным критикам признать Луку положительным героем и утверждать, что Горький в этой пьесе пере-.

Ходит от борьбы к примирению с существующими условиями жизни. Такая_ оценка вызвала резкие возражения Горького. Писатель утверждал, что рецензенты не поняли пьесу, и винил в этом себя, считая образ Луки недостаточно ясно выражающим мысль автора. Но мы не можем согласиться с Горьким в том, что Лука ему не удался.

Обратите внимание

Если бы Лука был просто хитрым лгуном, пособником Костылевых, разоблачение его не имело бы такого важного идейного значения. Но в том-то и дело, что Лука искренне хочет помочь людям своей утешающей ложью.

А на деле его ложь приносит только вред. Таким образом, пьеса наносит сокрушительный удар всякому утешительству, даже самому искреннему, всякой проповеди покорности и примирения.

Источник: http://www.testsoch.info/sochinenie-na-temu-chto-luchshe-zhestokaya-pravda-ili-uteshitelnaya-lozh-po-pese-gorkogo-na-dne/

Сочинение на тему правда или ложь в драме на дне

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.

По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция.

На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо – сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее.

Клещ — талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним.

Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно.

Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом.

Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее – облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее.

Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях.

Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому.

Важно

И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь.

Читайте также:  552. в каких обстоятельствах проверяется дружба?

Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии.

Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя.

И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри.

Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле.

Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.

Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и терпи. » И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!»

Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой.

Совет

Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия.

Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.

Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.

В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница.

Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции.

Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом.

Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.

В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Правда и ложь в драме Горького «На дне»

Смотрите также по произведению «На дне»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

В чем суть правды и лжи? С давних пор человечество задает себе этот вопрос. Где проходит грань между правдой и ложью, добром и злом?

В основе пьесы М. Горького “На дне” лежит столкновение этих понятий, которое проявляется в столкновении взглядов и жизненных позиций различных персонажей.

Два вида гуманизма

Обратите внимание

Автор предлагает читателю задуматься над вопросами о двух противоположных видах гуманизма, о том, как каждый из них трактует понятия правды и лжи.

Гуманизм Луки основан на жалости и сострадании, на примирении с трудностями жизни, прибегая ко “лжи во спасение”. Гуманизм Сатина призывает смело взглянуть правде в глаза и не мириться с несправедливостью, а отстаивать свои права.

Кто из них прав? Что каждый из них вкладывает в понятия правды и лжи?

Герои произведения – это жители ночлежки. Они живут в невыносимой атмосфере беспробудного пьянства, разврата и ругани. Это самое дно жизни.

И вот в этом душном месте появляется Лука, человек, у которого найдется доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Этот человек дал этим людям то, чего им больше всего не хватало.

Главное – не сдаваться!

Жалость и сострадание жизненно необходимы тем, кто оказался на самом дне жизни. Однако, очень важно соблюсти меру. В разумных пределах сочувствие и ободрение могут придать человеку уверенности в себе, ему станет легче справляться со своими проблемами.

Главное не застревать на этих чувствах, а использовать их в качестве отправной точки на пути к изменению своей жизни к лучшему.

Однако, Лука не подталкивал обитателей ночлежки к каким-либо изменениям в их жизни, он лишь утешал их и внушал ложные надежды. Он изначально относился к ним, как к безвозвратно потерянным людям.

В итоге, философия странствующего проповедника терпит поражение. Таким образом, Горький раскрывает свою позицию и убеждает читателя в ложности гуманизма Луки. Автор поддерживает теорию Сатина.

ЛУЧШЕ ГОРЬКАЯ ПРАВДА, ЧЕМ СЛАДКАЯ ЛОЖЬ.

Важно

Однако, одной лишь теории тоже недостаточно. Сатин бессилен. Он не способен изменить ни свою жизнь, ни жизнь окружающих. Какой бы теории ни придерживался человек, ничего не изменится, пока он не начнет действовать.

Сочинение » На дне — Горький » Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3735/

Сочинение-рассуждение. Правда и ложь в пьесе А.М.Горького «На дне»

Лука: добрый человек или лжец?

( по пьесе А.М.Горького «На дне»)
А.М.Горький своей пьесой «На дне» произвел в литературном мире настоящий переворот. Раньше в произведениях писали только о величественных людях, положительных, служащих примером для подражания.

Если же и развивалась тема «маленького человека», то герои произведений представали перед нами достойными людьми, которые в силу целого ряда причин просто не занимали в обществе высокого положения и поэтому были обречены на унижения.

В пьесе «На дне» писатель показал всему свету людей «дна»: воров, алкоголиков, ветреных женщин, картежников. Эти люди искали истину.

Среди них есть человек по имени Лука, который как-то не вписывается в общую картину безнадежности и безысходности. Этот неведомо откуда появившийся странник и неизвестно как, когда и куда исчезнувший, всех «утешает». О нем проходило много споров. Кто же он: лжец или добрый человек? На этот вопрос я постараюсь ответить в своем сочинении.

Народ, который оказался на «дне», озлоблен, он уже не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, где-то в глубине души эти люди еще умеют чувствовать, но хорошие качества у них проявляются все реже и реже. И вот именно этим людям нужен кто-то, кто сумел бы сказать им теплое слово, одобрить их, вселить уверенность, что все они люди.

Во всех поступках Луки мы видим честного, доброго старца. С первых его слов при появлении в ночлежке веет учтивостью: «Доброго здоровья, народ честной!» — а ведь известно, что люди на «дне» не такой уж и честной народ. Барон жалуется Луке на свое житье: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье».

На что Лука отвечает: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь». Барон уже мало чувствует себя человеком, он приравнивается к собаке, Лука же его морально поддерживает, уверяет, что независимо от образа жизни человека – все они люди, а это главное.

Ведь если человек теряет веру в себя, то это уже не человек, его действительно можно сравнить с животным. Анну в ее последние минуты жизни он утешает: «Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще!» Ведь предсмертный час – самый тяжелый для человека. Страшно умирать одной, хочется, чтобы рядом был кто-то близкий или, как в случае с Анной, просто живая человеческая душа.

Лука облегчает смерть Анны, готовит ее к неизбежному концу. Он считает, что человек не должен бояться вечности, « все оттуда вышли, все туда уйдут». Если человек боится, его душа мечется, не может найти покоя, даже умереть спокойно невозможно: «Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…она для нас ласковая».

Совет

Лука пытается пробудить в этих людях доброту и сочувствие к окружающим: «…если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил», — говорит он. Разъясняет Пеплу порочность воровского ремесла. Ведь вор – это не ремесло. За такие промыслы могут запросто отправить на каторжные работы в Сибирь, тогда уж точно ничего хорошего не выйдет.

« А если самому туда пойти, — говорит Лука, — кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Если бы Лука был человеком безразличным, тогда он не то чтобы утешать, но и разговаривать с людьми дна не стал бы. А по его участию в их проблемах можно понять, что он бескорыстно хочет помочь людям.

С годами у Луки выработалось верное чутье, и он понимает душу человека. Поэтому он говорит Пеплу, чтобы тот не слушал « дьяволицу» Василису. А ведь как он оказался прав! Мы то знаем, чем все у них закончилось.

Завершить же характеристику Луки можно его же словами, обращенными к Наташе: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел…я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!»
Нельзя осуждать человека только за его образ жизни. Никто не знает, что произойдет с нами завтра.

Поэтому если ты хочешь, чтобы в твой трудный час нашлось у кого-то доброе слово для тебя, то уже сегодня старайся помочь людям, для которых трудный период их жизни уже настал.

Я думаю, что А.М.Горький был бы со мною согласен. Он не просто так ввел в свою пьесу образ Луки. Он воплотил в этом образе всю человечность, доброту, сострадание, все лучшие качества души, на которые только способен человек. На вопрос темы сочинения я отвечу так: Лука – добрый человек, ведь существует же ложь во спасение, которая в народе называется « святая ложь».

Читайте также:  Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Источник: http://www.madamam.ru/blog/sochinenie-rassuzhdenie-pravda-i-lozh-v-pese-amgorkogo-na-dne

Сочинение «Утешительная ложь» по произведению М.А. Горького «На дне» — Сочинения

В своей пьесе «На дне» А. М. Горький обостряет внимание читателей на метком и реалистичном описании «дна» жизни. Основной проблематикой произведения является неминуемая гибель и деградация людей, оказавшихся «на дне». Автор постарался вызвать у читателей не только жалость и сочувствие к обездоленным, но и справедливый гнев против общественных устоев, обрекающих человека на гибель.

Помимо актуализации острых и насущных проблем общества, А. М. Горький:

  • вкладывает в пьесу «На дне» глубокие смыслы;
  • поднимает важные мировоззренческие вопросы;
  • побуждает задуматься и переоценить жизненные ценности и ориентиры.

«Утешительная ложь» в пьесе А. М. Горького

Сторонником успокаивающей и утешительной лжи в произведении «На дне» выступает странник Лука, искренне сочувствующий оскорблённым и униженным жертвам общественного строя. Лука жалеет их, утешает, стремится облегчить их страдания.

Благие намерения Луки основаны на пассивном сострадании. Находящейся при смерти Анне он рассказывает про замечательную жизнь в раю, где она забудет о земных страданиях и найдёт душевный покой.

Наташе и Пеплу Лука советует забыть о передрягах и отправиться на поиски счастливой жизни в золотую страну Сибирь.

Актёру-пьянице старик обещает бесплатную помощь в одной лечебнице, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит…

Лука выступает приверженцем различных идей, способных утешить человека в трудной ситуации. Создаётся впечатление, что этот мудрый, опытный старик многое познал в жизни и теперь на всё знает нужные ответы.

Однако слова Луки являются не только утешительной ложью для оказавшихся «на дне», но и самообманом. Утешая других, Лука сам готов поверить в свои рассказы.

Сладкая ложь или горькая правда?

Несмотря на благородный мотив, коим руководствуется Лука, его «ложь во благо» имеет противоположный эффект. Босяки с удовольствием слушают «сказки», рисуют красочные картины удачной жизни, слепо верят в то, чему не суждено сбыться.

Обратите внимание

Негативный эффект утешительный лжи проявляется в том, что эти люди начинают жить в мире иллюзий, бесконечно обманывая самих себя и лишаясь сил бороться с общественной несправедливостью.

Кого-то подобный самообман способен поддержать в тяжёлый миг, кого-то успокоить. Но это лишь минутное облегчение, за которым последует ещё большее разочарование.

Утешительная ложь лишь ухудшает положение обитателей ночлежки и всё больше угнетает их.

И только Сатин оказывает идейное сопротивление Луке и его утешительной лжи: «Ложь – религия рабов…». Сатин придерживается мнения, что ложь нужна исключительно тем, «кто слаб душою». Он выступает ярым сторонником правды. «Правда – бог свободного человека» — восклицает Сатин. Этим высказыванием он убеждает в необходимости глубокой веры в человека.

«Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!». Только человек может вершить свою судьбу, в самом человеке скрыт неисчерпаемый потенциал, благодаря которому он способен преодолеть любые тягости и лишения и улучшить свою жизнь. Именно этот глубокий смысл, умело вложенный автором в рассуждения Сатина, составляет идейное содержание произведения.

Источник: https://sochinenienatemu.com/na-dne-gorkij/sochinenie-uteshitelnaya-lozh-po-proizvedeniyu-m-a-gorkogo-na-dne/

Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинения по литературе: Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне» Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет.

Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.

Среди них и социально-философская пьеса М.

Горького «На дне». Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи, которые можно трактовать по-разному.

Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая «ложь во спасение». Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.

Кто же прав — Лука или Сатин?

Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира.

Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата.

Большего «дна» и представить себе трудно. И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее. обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им.

Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности.

Важно

Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие.

Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру.

Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью.

Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь.

Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился. Что уж говорить о «здоровых» людях! Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться.

Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам.

Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно «сзязав» руки и ноги. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он.

Совет

Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой.

Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью.

И Горький выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм.

Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение: повесился Актер, Пепел попал на каторгу, загублена судьба Наташи… Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина.

Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать.

Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным.

Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна».

И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы.

Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

Источник: http://historylib.net/pravda-i-lozh-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Сочинение на тему Правда и ложь в пьесе На дне, Горький читать бесплатно

Правда и ложь

Пьеса «На дне» появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое «дно». Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование.

Когда среди них появляется странник Лука, встает вопрос о жестокой правде и утешительной лжи. Он дает надежду многим обитателям, пытаясь успокоить их потерянные души. При этом он часто использует «утешительную ложь». Антагонистом Луки считается Сатин – в прошлом образованный и умный человек. Он предпочитает говорить людям неприглядную правду, чтобы не ущемлять их свободу.

Если присмотреться, то каждый персонаж пьесы несет свою жизненную философию. Несмотря на то, что они опустившиеся люди, они любят разговаривать о добре и зле, правде и лжи. В этих беседах раскрывается сущность каждого из них.

Обратите внимание

Так, например, Васька Пепел, несмотря на то, родился в воровской семье, пытается изменить свою жизнь к лучшему и начать честно зарабатывать. Однако судьба неумолима и его ждет та же участь, что и его отца.

Клещ был талантливым слесарем. Потеряв работу, потерял всяческий интерес к жизни и вымещает зло на жене. Трагична судьба и супруги Клеща. Она всю жизнь живет в нищете и сносит побои от мужа.

Постепенно у нее развивается чахотка.

Молодая Настя, хоть и девушка легкого поведения, а все верит в существование настоящей любви, и дни напролет читает любовные романы. Актер, без имени и фамилии пропил свой талант.

Сначала кажется, что он гордится этим. На самом деле, он с горечью вспоминает о сцене.

Барон, бывший некогда богатым аристократом, вынужден теперь жить в неопрятной ночлежке, из-за того, что промотал родительское состояние.

Всем этим людям Лука врет, но делает это, ни со зла, а чтобы зажечь в них надежду на лучшую жизнь. Как отмечают многие персонажи, у него просто добрая душа, не очерствевшая. Однако, нельзя не заметить, что такого рода «утешительная ложь» принижает человека и ущемляет его свободу.

Так, например, Актеру он говорит, что в каком-то городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков, где полностью восстановят его организм, и он заживет новой жизнью. Главное денег на дорогу скопить. Тот начинает экономить на выпивке, откладывая деньги на дорогу. Когда Лука неожиданно исчезает, его надежды рушатся. В конечно итоге, Актер кончает жизнь самоубийством.

Умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет лучшая жизнь и она, наконец, отдохнет от всех тягот мирской жизни. В результате, в ней просыпается желание жить. Ведь если там хорошо, то ради этого можно здесь ещё немного потерпеть. С этим желанием в душе она и умирает.

Важно

В конце пьесы оставшиеся постояльцы рассуждают о правах каждого человека. Сатин открыто осуждает позицию «утешительной лжи», говоря, что она придумана для рабов. А бог настоящего человека – Правда. И даже если старик врал из жалости, эта позиция была неверной. Однако сам автор­ не дает однозначного ответа на вопрос о правде и лжи, оставляя выбор за читателями.

см. также:
Другие сочинения по произведению На дне, Горький

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький

Краткое содержание На дне, Горький

Краткая биография Максима Горького

Источник: http://www.sdamna5.ru/pravda_i_lozh_na_dne

Ссылка на основную публикацию