Готовые школьные сочинения
Авг
21 2016
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА
Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, сильно, пламенно ц нежно. И. Ю. ЛермонтовС именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы.
Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия “голубых мундиров” и жесточайшей реакции.
Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова.
Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: “Я Родину люблю. И больше многих”. Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: “Люблю Отчизну я, но странною любовью” В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер?
Прежде всего, с одной стороны, для него Россия его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.
Тема Родины прозвучала в стихотворениях “Родина”, “Дума”, “Прощай, немытая Россия”, “Бородино”, “Русская мелодия” и многих других.
Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины. “Люблю Отчизну я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой, ни Алл С о ч. Р У слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой”, писал Лермонтов в стихотворении “Родина”.
“Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно”, писал Добролюбов. А Белинский восклицал: “Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских!”Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким.
А для этого необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. “Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!” призывает поэт.
Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение вот о чем мечтал М. Ю. Лермонтов. И осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его знаменитое “Бородино” воспело силу русского духа, оно известно всем.
По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью.
Чем питаются лучшие русские характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух русского народа?
Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. “Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри.не вы”, бросает Лермонтов упрек современному поколению. Куда же делось это “могучее, лихое племя”, почему мельчает герой и его время, на что тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в “Бородине”, Лермонтов дает ответ в “Думе”, “Поэте”, в “Герое нашего времени”.
Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль за нами” Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. “Бородино” было написано через четверть века после великой битвы.
Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное “я”. И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России.
Стихотворение “Родина” (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа.
Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией.
Именно здесь отступает чувство одиночества.
Если стихотворение “Бородино” наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в “Родине” появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок.
Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с первых же строк говорит о “странной” любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание.
Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям.
Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”, “но я люблю за что, не знаю сам”, “с отрадой, многим незнакомой”.
Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.
Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение предвестник тютчевской и блоковской России.
Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая.
Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в “Апологии” сумасшедшего”: “Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами.
Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее… Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его.
Мне чужд… этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями…” В стихотворении “Прощай, немытая Россия” слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося “мундирам голубым”.
Лермонтов называет Россию “страной рабов, страной господ”. Однако таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое глупое бездействие народа.
Позже, такое же ощущение появится и у Некрасова: “Ты проснешься ль, исполненный сил?” Чернышевский скажет еще более резко: “Нация рабов. Сверху до низу все рабы”.
Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении “Монолог”, созданном в 1929 году.
Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования: И душно кажется на Родине, И сердцу тяжко, и душа. тоскует…, Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…Лермонтов по праву стал преемником А. С. Пушкина, великого национального поэта. К великому сожалению, жизни таких выдающихся людей были слишком короткими.
Как мало времени было отпущено М. Ю. Лермонтову, но сколько он успел сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имя Лермонтова помнят все.
И как бы ни развивалась наша культура, в каком бы духовном вакууме ни находилось наше общество сейчас, имя Лермонтова никогда нс будет забыто.
Целая плеяда талантливых поэтов и писателей подхватила прогрессивные мысли этого поэта и приняла эстафету борца.
Маяковский навек запечатлел Лермонтова в своей звонкой, четкой, бронзовой поэзии ритма: “К нам Лермонтов входит, презрев времена”. Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности выше обстоятельств, потому что впереди вечность. Лермонтов это знал.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/tema-rodiny-v-tvorchestve-lermontova/
Тема родины в лирике Лермонтова
В 1837 года М. Ю. Лермонтов создал свое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”, в котором отобразил гармоничный и целостный образ человека и природы.
Здесь мы видим, что данный образ природы у поэта встречается очень редко. Чаще она изображалась в качестве определенного фона и отражала душевное состояние героя, его порыв и смятение, неудовлетворенность.
Здесь экс лирический герой обретает утраченную гармонию постепенно, создавая не общую картину, а поочередный образный ряд. Образы природы олицетворяются, становятся персонажами стихотворения.
Достигает он этого при помощи глаголов. Так, нива волнуется, лес шумит. Мы привыкли к употреблению этих глаголов в их переносном значении. Далее авторское зрение фокусируется и выхватывает отдельные детали.
Поэт умеет видеть прелесть и красоту в малом, “оживляет” природные образы, делая их своими собеседниками.
Так, слива у него “прячется”, ландыш “призывно кивает головою”, а студеный ключ не течет, а именно – “играет по оврагу” и “лепечет… таинственную сагу”.
Здесь мы видим тот самый редкий случай, в котором поэт примеряется с окружающей действительностью. С природной гармонией душа человека, словно позабыв о несовершенстве мира, обретает столь желанный покой. “Свобода и покой” – вот две составляющие идеала Лермонтова-поэта. (Вспомним, как ищет покоя его “парус”.) И в этом он словно продолжает А. С. Пушкина, который приходит к мысли: “Счастья на свете нет, а есть воля и покой”.
Можно сказать, что обе эти категории станут основой стихотворения М. Ю. Лермонтова “Родина”. Оно начинается со странного, на первый взгляд, утверждения: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”. Разве может любовь быть странной?
Именно поэтому автор продуманно отвечает и обстоятельно, выражает свои чувства и рассуждения, испытываемых впечатлений. Искренность автора обосновывается реальными образами и картинами, наипростейшим изображением быта, выхваченного наблюдательным взором поэта. Также выделяется язык своей необычайной простатой.
Это стихотворение, в котором вымысел сведен к минимуму. Есть наблюдательность поэта и сила его воображения в соединении большого и малого. Эмоциональная сила воздействия стихотворения на читателя в его простоте. А простота, в свою очередь, залог искренности.
Такое личное чувство Родины было для того времени новым. Тем более что в первой строке автор называет ее Отчизной, как поступил бы, к примеру, Г. Державин. Отчизна в то время была, скорее, образом историческим и государственным.
В дальнейшем сам Лермонтов еще дважды подчеркнет свою странность: “Но я люблю – за что, не знаю сам…” и “С отрадой, многим незнакомой”.
Далее поэт в основных чертах представляет “официальный” образ Родины: “слава, купленная кровью”, “гордый полного доверия покой”, “старины заветные преданья”.
Мы помним и в дальнейшем еще раз убедимся, что язвить, высмеивать Лермонтов умел мастерски. Ему было достаточно нескольких слов и образов. Здесь же, в этом стихотворении, автор показывает многозначность самого понятия “родина”. И от этого оно становится еще более величественным, значимым.
Перед нами два образа Родины: исторический и лирический. Для Лермонтова в данном случае важен не ее традиционный образ, а стремление осознать и одновременно ощутить “родину” через собственное “я”, выразить свое чувственное переживание.
Такой образ Родины у Лермонтова отличается предельной ясностью и простотой (не будем забывать, что он – “поэт мысли”) и лишен ненужной патетики и избитых штампов.
Однако первый образ в трактовке Лермонтова также весьма интересен и нуждается в пояснениях. Так что же означает “слава, купленная кровью”? Этот образ у исследователей творчества Лермонтова не получил однозначного толкования. Некоторые из них считают, что под ним следует понимать “самодержавную власть”.
Но мы последуем примеру Н. Добролюбова. Да, это слава военных побед, но именно в самих победах автор увидел внутреннее противоречие. Это могут быть победы, прославляющие Отчизну, когда русский человек встал на ее защиту.
Однако в “Бородино” Лермонтов не поэтизирует войну, а показывает ее жестокую правду. Он также был участником военных событий на Кавказе, где русские выступали уже в ином качестве.
Поэтому и строчка о славе получилась неоднозначной.
“Гордый полного доверия покой” – это государственная власть, некий ее идеал, эталон. “Покой”у поэта напрямую связан с идеальным миром. Это указывает на то, что Лермонтов был человеком своего времени и своего социального круга. Он не ставил под сомнение правомерность самодержавной власти, а атмосферу духоты и серости своей эпохи связывал исключительно с личностью Николая І.
Образ “заветных преданий” старины заимствован из известной романтической поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Это уже обращение к литературной традиции русского романтизма, который в легендарном историческом прошлом видел образец для подражания, источник художественного вдохновения.
Представив национальные идеалы, Лермонтов тут же заявляет, что не они – тема этого стихотворения и предмет авторских рассуждений. Более того, он осознает, что его любовь к родине – это личное чувство, и понимает, что переживания поэту выразить и описать гораздо сложнее.
Для решения творческой задачи поэт выбирает неожиданный ход. Его образ Родины лишен вымысла и построен на основе яркого реального понимания. Поэт, превратившись в созерцателя ее жизненных бытовых сторон и путешественника по ее просторам. Его задача – отобразить, ничего не приукрашивая и не выдумывая.
Сила поэтического воображения проявляется в способности разглядеть детали, невидимые или незначительные для глаза обычного человека, и умении объединить их в целостную картинку.
Поэта взгляд меняется словно фокус, переходя с большого на совсем малое и обратно. Он представляет нам динамичный образ России, где природный мир неразделимо связан с человеческим миром. Вот проселочная дорога, а вот план еще крупнее: мы видим телегу на ней. По бокам дороги – сжатые поля, и мы можем определить, что на дворе август-сентябрь.
Вот под вечер дороги приводят нас в деревню. Но уже темно, и вначале мы видим только огни, а лишь затем – детали быта. Если до этого мы ощущали запахи, то теперь пространство наполняется звуками.
Лермонтов может сузить свое видение до предмета, явления или одной яркой характерной черты. Например, пляска “с гиканьем и свистом”. Мы картину не только представляем, но и слышим. Именно из этих деталей и авторских интонаций выступает образ его России.
Мы уже отмечали предельную реалистичность и жизненность образов стихотворения, Поэтому главное в произведении – это интонация автора. Именно по ней мы узнаем, из чего состоит личный образ Родины у Лермонтова, красоте в жизненной силе и простоте. Осознав это, поэт ощущает душевную гармонию, особый покой торжества.
Любовь к родине у поэта – это чувство высокого, которое в объяснениях не нуждается. Русская поэзия не знала образа Родины, наполненного такой глубиной и проникновенностью и, вместе с этим, простотой и прозрачностью деталей.
Так, вслед за созданием целостного образа природы и гармонии с ней человека Лермонтов приходит к Целостному пониманию образа Родины и чувств поэта. В этом и была странность его любви к Отчизне.
Спустя короткий промежуток времени Лермонтов создал абсолютно противоположный образ Родины. Накануне своего вынужденного отъезда на Кавказ он написал стихотворение “Прощай, немытая Россия…”.
Почему “немытая”? Очевидно, это слово должно с первой строки настраивать читателя на особую авторскую интонацию. Не привычное “великая Россия”, а то, что режет слух – “немытая Россия”. Возможно, он также стремится передать читателю душную атмосферу.
В небольшом по объему произведении автор “во всей красе” представил нам свою злую иронию и насмешку. Если в “Родине” он очаровывает и завораживает нас плавностью наблюдений и раздумий, своей неспешной манерой изложения, то данное стихотворение – это страстный эмоциональный всплеск.
В стихотворении мы видим обобщенный социальный образ России: страна господ и рабов, голубые мундиры: жандармов, послушный народ. Поэт разграничивает понятия: “Родина” – это родная земля, страна, а “Россия” – это государство, действующая власть. “Голубые мундиры” – это своеобразная гиперболизация той роли, которую в Николаевской России выполняла тайная полиция – третье отделение. Сила безликая, но всевидящая и всеслышащая.
Кавказ выступает в данной ситуации как романтический образ-символ свободы и место душевного покоя. Однако у автора есть надежда и стремление, но нет уверенности, что здесь он станет свободным и избавится от своих соглядатаев.
Таким образом, если в стихотворении “Родина” происходит утверждение подлинных ценностей – это природа и ее простор, русский народ; то в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” – неприятие, отрицание и даже ненависть к сложившейся социальной системе.
В “Родине” Лермонтов показал, что наполняет его душу священным трепетом и внутренней гармонией, в “немытой России” словно собрал все негативное, что есть в Николаевской империи, и вызывает у поэта, сына своего Отечества, гражданина неприятие и презрение.
М. Лермонтов создает три образа Родины: гармоничный, связанный с природой в традиции романтизма; обобщенный социально-философский, наполненный реалиями жизни и быта, и сатирическую аллегорию на Николаевскую империю.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/tema-rodiny-v-lirike-lermontova.html
Тема Родины в творчестве Лермонтова
Cлайд 1
Cлайд 2
Образ родины в творчестве Лермонтова является одним из ключевых. Однако отношения поэта к России неоднозначно. Так, Михаил Юрьевич идеализирует прошлое своей отчизны, но совершенно недоволен современным положением дел в ней. Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России.
Cлайд 3
Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным . Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия – практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое– это страна рабов и господ. Но в то же время Лермонтов и любит свою родину
Cлайд 4
Яркими сочными красками рисует родные пейзажи Лермонтов. Природа и родина тесно переплетаются в сознании поэта. Несмотря на то что Лермонтов считается признанным певцом кавказских красот, в его творчестве много обращений именно к родной природе.
Cлайд 5
Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.
Cлайд 6
Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.
Cлайд 7
Cлайд 8
Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Свернуть
Cлайд 9
Все произведения, которые Лермонтов создал за годы своей творческой жизни, связаны с темами родины и свободы. Не всегда поэт говорил об этом прямо, но эти темы звучали и в тех стихотворениях, где изображались судьбы поколений, велись рассуждения о предназначении поэта, рассказывалось об узнике или бессмысленном кровопролитии, повествовалось об изгнании и никчемности жизни. Если говорить о том, какое место занимает родина в творчестве Лермонтова кратко, то однозначно можно заявить, что центрообразующее. Многие мотивы лирики поэта так или иначе будут связаны с образом отчизны.
Cлайд 10
Источник: https://bigslide.ru/literatura/26877-tema-rodini-v-tvorchestve-lermontova.html
Тема Родины в творчестве Лермонтова
Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно и нежно. И.Ю. Лермонтов
С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия “голубых мундиров” и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была.
Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: “Я Родину люблю. И больше многих”.
Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: “Люблю Отчизну я, но странною любовью” В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял.
С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.
Тема Родины прозвучала в стихотворениях “Родина”, “Дума”, “Прощай, немытая Россия”, “Бородино”, “Русская мелодия” и многих других. Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины. “Люблю Отчизну я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой”, – писал Лермонтов в стихотворении “Родина”. “Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно”, – писал Добролюбов.
А Белинский восклицал: “Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских!” Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов.
Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. “Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!” – призывает поэт. Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение – вот о чем мечтал М.Ю. Лермонтов. И осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь.
Его знаменитое “Бородино” воспело силу русского духа, оно известно всем. По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью.
Чем питаются лучшие русские характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. “Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри – не вы”, – бросает Лермонтов упрек современному поколению.
Куда же делось это “могучее, лихое племя”, почему мельчает герой и его время, на что тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в “Бородине”, Лермонтов дает ответ в “Думе”, “Поэте”, в “Герое нашего времени”. Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года.
Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль за нами” Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. “Бородино” было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное “я”.
И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России.<\p>
Стихотворение “Родина” (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение.
Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества.
Если стихотворение “Бородино” наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в “Родине” появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души.
Поэт с первых же строк говорит о “странной” любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям.
Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”, “но я люблю – за что, не знаю сам”, “с отрадой, многим незнакомой”. Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом.
Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.<\p>
Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение – предвестник тютчевской и блоковской России.
Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков.
Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в “Апологии” сумасшедшего”: “Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее… Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд…
этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями…”<\p>
В стихотворении “Прощай, немытая Россия” слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося “мундирам голубым”. Лермонтов называет Россию “страной рабов, страной господ”.
Однако таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое глупое бездействие народа. Позже, такое же ощущение появится и у Некрасова: “Ты проснешься ль, исполненный сил?” Чернышевский скажет еще более резко: “Нация рабов. Сверху до низу все рабы”.
Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении “Монолог”, созданном в 1929 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования: И душно кажется на Родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…, Не зная ни любви, ни дружбы сладкой… Лермонтов по праву стал преемником А.С. Пушкина, великого национального поэта. К великому сожалению, жизни таких выдающихся людей были слишком короткими. Как мало времени было отпущено М.Ю. Лермонтову, но, сколько он успел сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имя Лермонтова помнят все. И как бы ни развивалась наша культура, в каком бы духовном вакууме ни находилось наше общество сейчас, имя Лермонтова никогда не будет забыто. Целая плеяда талантливых поэтов и писателей подхватила прогрессивные мысли этого поэта и приняла эстафету борца. Маяковский навек запечатлел Лермонтова в своей звонкой, четкой, бронзовой поэзии ритма: “К нам Лермонтов входит, презрев времена”. Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности выше обстоятельств, потому что впереди вечность. Лермонтов это знал.
Источник: https://velib.com/sochinenie/tema_rodiny_v_tvorchestve_lermontova/
Образ родины в творчестве М. Ю. Лермонтова – 15 Декабря 2013 – Литература
Образ родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
Тема родины проходит через все творчество Лермонтова, Воплощение этой темы в его произведениях связано с художественным методом, Лермонтов — романтик, поэтому кроме конкретного образа России в его творчестве появляется обобщен но-с им во л и чески и образ родины.
Трижды
побывавший на Кавказе в детстве вместе с
бабушкой, Лермонтов сохранил воспоминание об
экзотической красоте южных гор.
«Синие горы Кавказа,
приветствую вас! вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых
хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры
все мечтаю об вас да об небе». В ранних стихах
Лермонтов изображает Кавказ как свою
поэтическую родину.
Стихотворение
«Кавказ» 1830 года — это своего рода
«сладкая песня», которую поэт поет «отчизне
своей», многократно повторяя: «Люблю я
Кавказ».
Тема родины в лирике
Лермонтова также связана с темой поэта и поэзии. Лирический герой раннего стихотворения «Нет» я не Байрон, я другой.,.
»,
написанного в 1832 году, осознает себя избранником» поэтом. Ему предстоит
разделить судьбу, общую для всех поэтов:
он беглец по воле рока,
обреченный на гонения и вечные странствия.
Однако он чувствует свои национальные корни, он «с русскою душой»,
Образ
«малой» родины в более поздних стихах также
связан с воспоминаниями детства. Поэт воскрешает
в своей памяти уголок родной земли, Тарханы,
где он провел годы отрочества, В стихотворении
«Как часто пестрою толпою окружен…» 1840 года
лирический герой, оказавшись на маскараде,
чувствует себя чужим среди веселящейся
равнодушной толпы.
Ему тяжело оттого, что
его окружают «образы бездушные людей, приличьем
стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания.
Чтобы найти утешение, герой устремляется
мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое, дорогое.
Бегство в память, в мечту — любимый романтический мотив Лермонтова-поэта.
Герой стихотворения вспоминает себя
ребенком, воссоздает в своем соображении отрадные
для него картины детства: «высокий барский дом», «сад с разрушенной
теплицей», «спящий пруд», село, «туманы над
полями», темная аллея, шорох желтых
листьев под ногами.
Описывая
дорогую его сердцу усадьбу и окрестности
имения» принадлежавшего его бабушке,
Лермонтов следует пушкинской традиции,
заложенной в стихотворениях «Деревня» и
«Вновь я посетил.,,».
Родина
— это также недосягаемый романтический
идеал. В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году,
любовь к родине — это романтическая страсть,
подчиняющая себе все помыслы героя» Он говорит о себе, что «знал
одной лишь думы власть, / Одну, но пламенную
страсть».
Эта страсть «изгрызла» и
«сожгла» его душу, она звала его «от
келий душных и молитв» на волю, «в
тот чудный мир тревог и битв». Мечта героя поэмы о родине связана с мечтой о свободе, о вольности, она
ассоциируется с волей орла.
Однако настоящая родина, родина сердца, оказывается столь же недоступной для романтического героя, как самые нереальные желания. Мцыри умирает,
не осуществив своей мечты.
В поздних стихах
Лермонтова появляется мотив тоски по
родине, подобный антеевскому. Оторванность
от родины означает страдание и смерть
для поэта, связь с родной землей дает ему силы жить.
В стихотворении «Листок»
1841 года поэт использует образ-символ, чтобы показать, насколько тяжело он переживал гонения, настигшие его- Дубовый листок, оторвавшийся «от ветки
родимой?, напоминает самого поэта, насильно разлученного с «отчизной суровой»,
которую он любит, несмотря пи па что.
Гонимый жестокою бурей, засохший и
увядший «от холода, зноя и горя», листок докатился до Черного моря, но и там
ему не суждено найти себе приюта.
Одновременно
поэт испытывает презрение к тем, у кого нет
родины, кто не способен переживать боль от разлуки с
ней. В стихотворении «Тучи» 1840 года лирический герой подчеркивает разницу между собой, обреченным на скитания, и «вечными странниками» тучами: «Вечно холодные, вечно свободные, / Нет у вас родины, нет вам изгнания».
Для Лермонтова характерен интерес к национальной истории, это объясняется стремлением найти в прошлом героические характеры, которых так не
хватало в современном ему обществе.
В поэме
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» он создает образ Калашникова, связанный
с романтической концепцией русского национального
характера. По словам В. Г.
Белинского, поэт от не удовлетворяющей его русской
действительности переносится в историческое прошлое, подслушивает
биение его пульса, проникает в глубочайшие тайники его духа, сливается с ним всем существом своим, усваивает склад
старинной речи, простодушную суровость его
нравов, богатырскую силу и широкий размет
его чувств. Удалой купец, изображенный Лермонтовым, — настоящий русский богатырь, честный, отважный, сильный духом, способный стоять за правду до последнего.
Лермонтовская
концепция русского национального характера находит свое развитие
также в стихотворении «Бородино», написанном в
1837 году по поводу празднования двадцатипятилетнего юбилея Бородинской битвы. Стихотворение имеет
форму своеобразного диалога поколения поэта
с поколением героев 1812 года.
Тринадцать из четырнадцати куплетов —
монолог старого солдата о Бородинском сражении — начинаются характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения предыдущему: «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя:
/ Богатыри— не вы!» В стихотворении звучит «жалоба на настоящее
поколение» дремлющее в бездействии, зависть
к великому прошедшему, столь полному
славы и великих дел», Пафос
стихотворения героический, появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский
национальный характер с его
готовностью постоять головою «за
родину свою». Лермонтов также полемизирует
с концепцией славянофилов, для которых
народ — патриархальная масса. Для него народ — это совокупность сильных
личностей.
Полемика
с другими концепциями продолжается в стихотворении
«Родина», написанном в 1841 году на Кавказе. Это стихотворение —
одно из немногих произведений Лермонтова, где преобладают реалистические принципы изображения, в
нем он также следует пушкинской традиции.
Рассказывая о своей любви к родине, поэт подчеркивает, что она странная и не определяется ни идеями декабризма, ни концепцией
славянофильства, ни
концепцией официальной народности. Его любовь — это исключительно личное чувство, не имеющее рационального
объяснения.
Далее он
создает образ родины, России, изображая ее бескрайние просторы, увиденные как
бы с высоты птичьего
полета. Затем точка зрения меняется, и перед читателем предстает родина, увиденная глазами путника, проезжающего в
телеге по ее бесконечным
дорогам.
В конце стихотворения поэт окунается в стихию русской жизни, наблюдая детали народного быта, «с
отрадой» отмечая достаток
в крестьянском хозяйстве: «полное гумно, избу, покрытую соломой» и «с резными ставнями окно».
Сознание
неразрывной связи своей судьбы с судьбой
России, с судьбой русского народа помогало
Лермонтову преодолеть чувство трагического
одиночества и отверженности, придавало ему силы и
мужество выдержать изгнание.
Источник: https://vsedli.ucoz.ru/news/obraz_rodiny_v_tvorchestve_m_ju_lermontova/2013-12-15-55
Тема Родины в лирике Лермонтова
Тема Родины в лирике Лермонтова
В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено.
Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й – 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво.
И Пушкин, и Лермонтов – выразители идей своей эпохи.
“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.
Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества – от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению.
Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания.
Эти поэты – создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).
Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены.
Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели.
Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.
Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта.
Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов.
Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за успехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение – первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота.
Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы.
Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном – участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” – рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику.
Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.
…Ворчали старики:
Что ж мы? на зимние квартиры!
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки!
Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.
Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина – это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.
Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.
Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”.
“Русский витязь” – “старый русский великан” – спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным.
Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” – воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам.
Сила же и храбрость “пришельца” – проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых.
Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни.
Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.
Высший свет, по мнению Лермонтова, – это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, – вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие – поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”.
Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам – “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию.
Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне.
Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.
18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” – то, Аллах-Керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.
Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.
Люблю Отчизну я, но странною любовью.
Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.
Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.
И в праздник, вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”).
Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным.
Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
Образ поэта в “Родине” – образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” – поэт-реалист.
Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе.
Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.
Источник: https://diplomba.ru/work/98409
Родина в творчестве Лермонтова. Тема родины в лирике Лермонтова
«Люблю отчизну я, но странною любовью!»
М. Ю. Лермонтов
Образ родины в творчестве Лермонтова является одним из ключевых. Однако отношения поэта к России неоднозначно.
Так, Михаил Юрьевич идеализирует прошлое своей отчизны, но совершенно недоволен современным положением дел в ней. Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России, но все они связаны с прошлым страны.
Странная и мучительная любовь к родине
Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.
Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия – практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое – это страна рабов и господ.
Но в то же время Лермонтов и любит свою родину: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой». Это чувство иррационально, необъяснимо и причиняет поэту новые мучения.
Изображение родной природы
Яркими сочными красками рисует родные пейзажи Лермонтов. Природа и родина тесно переплетаются в сознании поэта. Несмотря на то что Лермонтов считается признанным певцом кавказских красот, в его творчестве много обращений именно к родной природе.
Родина в поэзии Лермонтова часто связана с воспоминаниями детства.
Так, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой, чувствуя свою отчужденность в ярком маскарадном мире, возвращается в своих воспоминания в те дни, когда жил ребенком в усадьбе.
Перед его внутренним взором встают: дом, сад, пруд, село, поля и туманы над ними, аллеи, шорохи листьев под ногами. Родная природа предстает местом, где герой может спрятаться от шума и суеты человеческого мира.
Соотношение образов Родины и природы
Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.
Образ природы наделяет способностью покорять человека Лермонтов. Тема родины лишается в подобных стихотворениях какой-либо социальной или политической направленности. Поэт видит красоту и гармонию природы, а следовательно, и отчизны. И эта красота и гармония останутся неизменными, в отличие от постоянно меняющейся государственной власти.
В природе Лермонтов видит и проявление Бога. В ее целесообразности, гармоничности, законах устройства.
Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.
Природа и общество
Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.
Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.
В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться – и страдания начинаются вновь.
Как относился к крепостнической России Лермонтов
Тема родины тесно связана с проблемой крепостничества и самодержавной власти. Лирический герой Лермонтова остро переживает царящую в стране социальную несправедливость. Он видит людей, закованных в цепи и лишенных свободы.
Однако, даже страдая от окружающей действительности, он не в силах побороть свою любовь к отчизне. Здесь тема родины в лирике Лермонтова приобретает форму мучения и страданий, которые тесно сплетены с мотивом любви к отчизне.
Таким образом, отчизна предстает перед лирическим героем местом смерти и рождения, страной как близких людей, так и злобных лжецов и предателей.
Стихотворение «Родина»
Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» – стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.
Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» – стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.
В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью.
Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки.
Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.
Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.
Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.
Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.
Описание героического прошлого России
Лермонтов, не в силах найти идеалы в окружающей его действительности, вынужден обращаться к прошлому отчизны. Поэт испытывает большой интерес к истории России. Объясняется это тем, что Лермонтов стремился найти героические характеры хотя бы в прошлом, если в настоящем не получилось.
Родина в творчестве Лермонтова тесно связана с концепцией национального характера. Так, в рамках этой концепции поэт в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рисует образ Калашникова.
Купец наделяется чертами богатыря, он предстает честным, сильным духом, отважным, способным стоять за правое дело и правду до конца.
Создавая подобные образы, Лермонтов романтизирует персонажей прошлого и превозносит их на пьедестал отваги и чести.
Стихотворение «Бородино»
Стихотворение было написано в честь празднования юбилея Бородинской битвы. Построено стихотворение как диалог представителя поколения 1812 года с поколением писателя.
Рассказ ведет солдат, высказывающий взгляд на войну народа.
Часты в стихотворении противопоставления предыдущего поколения с нынешним: «Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!» Современная Лермонтову молодежь предстает бездейственной, неспособной на геройства и отвагу. При этом прошлое поколение писатель изображает не просто как народную массу, а как объединенных одним стремлением сильных личностей.
Сила и красота национального духа
В стихотворении отражается противостояние «цивилизации», которую представляют французы, и «природы», которую воплощает русский народ. Так, русские предпочитают открытый бой и силу, умение и ловкость, пренебрегают французской хитростью и изворотливостью.
Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.
Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.
Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины
Связь образа родины с темой поэта и поэзии отражают ранние стихотворения Лермонтова. Тема «Родина» в них проявляется через чувство родства лирического героя с народною душой. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» герой обнаруживает свое родство с отчизной через национальную принадлежность – «с русскою душой».
Родина связана и с недосягаемым идеалом, как, например, в поэме «Мцыри». Образ родины для героя сливает с образами свободы и воли. Но мечта оказывается недостижимой и приводит героя к смерти.
Позднее в произведения Лермонтова проявляются мотивы тоски по родине. Возникает эта тема в связи с тем, что и сам поэт был оторван от родных мест, причиной тому – частые ссылки на Кавказ.
Поэт тяжело переживал разлуку с отчизной. В стихотворениях позднего периода начинают возникать образы родной земли как источника живительной силы.
В то же время оторванность от нее несет страдания гибель для писателя.
К тем же, у кого нет родины и кто неспособен страдать от разлуки с ней, поэт испытывает лишь презрение. Например, в стихотворении «Тучи» герой отчетливо оговаривает разницу между собой, изгнанным и страдающим, и тучами, которые не испытывают никаких мук и терзаний.
Заключение
Все произведения, которые Лермонтов создал за годы своей творческой жизни, связаны с темами родины и свободы.
Не всегда поэт говорил об этом прямо, но эти темы звучали и в тех стихотворениях, где изображались судьбы поколений, велись рассуждения о предназначении поэта, рассказывалось об
узнике или бессмысленном кровопролитии, повествовалось об изгнании и никчемности жизни. Через все эти произведения невидимой линией прошла тема Родины.
Если говорить о том, какое место занимает родина в творчестве Лермонтова кратко, то однозначно можно заявить, что центрообразующее. Многие мотивы лирики поэта так или иначе будут связаны с образом отчизны.
Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/rodina-v-tvorchestve-lermontova-tema-rodini-v-lirike-lermontova