Живые души в поэме «мертвые души»: сочинение

“Живые” и “мертвые” души в поэме Гоголя Н.В. (сочинение)

В основу сюжета поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» положено путешествие помещика-авантюриста Чичикова, разъезжающего по всей России и скупающего у крепостников фактически не существующие, но ещё значащиеся в документах крестьянские души.

Однако важность представляет не сам факт хитроумной поездки Чичикова, а отображение в поэме характеров и нравов людей той эпохи.

В пяти «портретных» главах, повествующих о встрече героя с помещиками, показано, как по-разному и в то же время одинаково по сути складывались во времена Гоголя (то есть в первой половине XIX века) крепостные отношения в одном из провинциальных уголков России и как они отражались на укладе жизни и характерах помещиков того времени.

Помещики встречаются Чичикову в порядке, соответствующем замыслу автора.

Обратите внимание

Сначала Павел Иванович встречается с бесхозяйственным и мягкотелым Маниловым, затем — с мелочной Коробочкой, потом — с кутилой и «хозяином жизни» Ноздрёвым, после него — с прижимистым Собакевичем, а в конце — со скрягой Плюшкиным.

Таким образом, по мере чтения поэмы мы сталкиваемся со всё более и более извращёнными характерами. По существу эти герои и являются в поэме «мёртвыми» душами.

Итак, представленная в поэме Гоголя галерея «портретов» начинается с помещика Манилова. Внешность Манилова, его жеманные манеры вполне соответствуют основным свойствам его характера — бессмысленной мечтательности и полной оторванности от жизни.

В повседневной жизни Манилова мы не наблюдаем каких-либо серьёзных самостоятельных начинаний. Хозяйство он давно забросил, поместьем управляет приказчик.

Как мы узнаём из разговора Манилова с Чичиковым, горе-помещик даже не имеет представления о том, сколько на самом деле у него крестьян и умирал ли кто-нибудь из них со времени последней переписи.

О праздности и душевной вялости помещика красноречиво свидетельствует тот факт, что в его кабинете уже два года лежит книга, заложенная всё на одной и той же странице и с тех пор ни разу не взятая им в руки.

Однако не всё так худо в Манилове: иногда в нём просыпается жажда деятельности, и он начинает грезить, мечтая, например, о сооружении каменного моста через пруд возле своего дома. Жаль только, что этим мечтам так и не суждено сбыться, да и в целом все маниловские проекты представляются забавами, о которых не пристало думать настоящему хозяину.

По мере отдаления от Манилова, мы вспоминаем его со всё большей симпатией: он хотя и пуст, но безобиден и по-своему даже обаятелен, тогда как остальные представители этого сословия предстают в изображении Гоголя по-настоящему отвратительными. Наибольшее выражение это качество получило в образе Плюшкина.

Важно

Плюшкин, по мнению автора, являет собой «прореху на человечестве». Всё, что было в нём человеческого, давно умерло. Изумлённый Чичиков видит перед собой аморфное, потерявшее всякие приметы пола и возраста существо. Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек, забывший об истинном своём предназначении.

Ощущение гибели присутствует, кажется, в самой атмосфере, окружающей «заплатанного» Плюшкина: поместье его давно обветшало, дом смотрится «дряхлым инвалидом». При этом Плюшкин владеет тысячами душ крепостных, а его амбары и кладовые полны разного добра.

Однако всё нажитое и накопленное гниёт, крестьяне, оставшиеся без работы и хлеба, «мрут, как мухи», а хозяин, движимый патологической скупостью, продолжает копить в своём доме всякий хлам. Его бережливость граничит с безумием. Душа Плюшкина настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств, и даже детей своих он не хочет знать.

«До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает писатель.

«Мёртвым» душам помещиков Гоголь противопоставляет в своей поэме «живые» души народа, в которых, несмотря на все тяготы и преграды, не угасает огонёк трудолюбия, сочувствия, любви.

Такими в произведении предстают сапожник Максим Телятников, Степан Пробка, дядя Митяй и дядя Миняй, каретник Михеев, крепостная девочка Пелагея, Прошка и Мавра, кирпичник Милушкин.

Автор испытывает досаду и горькое сожаление по поводу того, что крестьянин — «живая» душа, представитель большей части населения страны, её кормилец и защитник — пребывает в позорной зависимости от «мёртвых» душ. Поэма Гоголя — это попытка писателя обратить внимание мыслящих людей на нетерпимость такого положения в России.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/zhivye_i_mertvye_dushi_v_poehme_gogolja_n_v_sochinenie/35-1-0-1785

Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

Назвал произведение «Мертвые души» он не спроста. Во-первых, название соответствует тому, чем занимался главный герой. А он скупал у помещиков души умерших крестьян. А во-вторых, в названии отражено духовное состояние героев. Их души, хоть и были они живыми людьми, были мертвы.

Это означает, что у них отсутствовали какие-либо желания, стремления. Большую часть своего времени уделяли они сущим глупостям и пустякам.

Совет

Бессмысленная мечтательность Манилова, жадность, превратившая Плюшкина в некое существо, имеющее лишь внешнюю оболочку человека, подражание людей большинству и стремление возвыситься в глазах окружающих – это далеко неполный список людских пороков. А присущи были они большей части общества.

Все делало из одних совсем бездейственных личностей, а из других – слишком занятых ненужной суетой. А в это время души их просто молчали, спали, или, что еще хуже, и вовсе «умерли». Людям, увлеченным потаканию своих пороков, было не до духовного развития и совершенствования. Да и зачем им было это? Им и так, как они думали, неплохо жилось.

Но, вопреки этому их обманчивому ощущению, они не испытывают ни желания жить по -настоящему, дыша полной грудью, ни радости и полного счастья от своего существования. Мало того, они, усыпив, или же растеряв, возвышенность чувств, являются все всего лишь потребителями. Они пользуются и доставшимися им благами, и чувствами людей. Многими из них движут лишь инстинкты.

То, как герои произведения проводят свои дни, разнится. Но, все же, объединяет всех их одно – «мертвая душа» в живом теле. А без души жить никак нельзя, можно лишь существовать.

Сочинение на тему Мёртвые живые души по поэме Мертвые души

19 век в России отмечен культурным подъемом и страстным поиском свободы, общечеловеческого счастья, стремлением к установлению справедливости в обществе.

Уникальность его, в объединении традиционного христианско-православного видения культуры предыдущих веков с устремленностью в светлое завтра, где русский народ ждет особое место.

Героям этой эпохи свойствен вечный поиск – в душе, в окружающем мире – собственного предназначения и смысла жизни, чтобы «жить по совести». «Лишние люди», «маленькие люди» выводятся в первые ряды, чтоб показать ничтожность страстей или стремление к высшим идеалам.

Значительное влияние на культуру и литературу того времени оказало творчество Н.В. Гоголя. Персонажи Гоголя – сумма притягательных и отвратительных проявлений, выявленных многолетними наблюдениями и острым аналитическим умом автора.

При внимательном изучении видно, как гибнут их живые души в мертвых тисках надуманных шаблонов, которым они следуют по жизни.

Манилов. Отставной офицер должен курить трубку, даже, если ему скучно это занятие, и он развлекается, раскладывая золу от трубки «красивыми рядками».

 Должен иметь дом, жену, детей. С женой обязан обмениваться романтическими поцелуями и подарками, детей воспитывать в духе грядущих высоких достижений, о чем возвещают уже сами их имена, Фемистоклюс и Алкид.

Обратите внимание

Думы его должны быть возвышены, как мост через пруд с лавками для купцов, торгующих для крепостных. И не важно, что всякая фантазия, если и доживает до реализации, дальше первых шагов не идет. Как кресла, лишь часть которых обтянута материей, а остальные все ждут отделки.

Ноздрев считает, что помещик обязан жить на широкую ногу, пить, гулять, вытворяя в подпитии непотребное, играть в карты, хвастаться, менять что угодно, на что попало.

Собакевич – прижимистый мужик, плотно втиснутый всей своей медвежьей тушей в шаблон основательности. Дом должен быть основательным, при чем здесь симметрия? Чтоб получить свое, нужно основательно прижать кого можно. Чего стесняться? Вокруг одни жулики и мошенники.

Плюшкин возвел свой шаблон бережливости в ранг идола, на чей алтарь сложил разум, душу, жизнь – свою, близких людей и даже крепостных, чьи плоды трудов бесполезно гибнут в погребах и кладовых.

Четкие, с воистину, мертвой хваткой, эти шаблоны мы можем наблюдать и сейчас, хотя, со времени публикации поэмы прошло почти двести лет.

Можно легко обнаружить современных маниловых, с теми же бесплодными мечтами облагодетельствовать мир, начинающимися извечным «если бы…».

Ноздревых, пьющих и терроризирующих отели Европы, доказывающих собутыльнику, как плохо жить в России, и бьющих ему морду, если он согласится.

Важно

Плюшкиных, стаскивающих, что попало, с помоек и забивающих свои квартиры так, что соседи с ума сходят от вони их сомнительных «сокровищ».

И, все также, мчится тройка Русь, сопряженная из чистых помыслов, мертвых шаблонов и неистребимой веры, что все будет хорошо.

Мёртвые живые души по поэме Мертвые души

Сейчас читают:

  • Герасим – главный герой рассказа муму сочинение 5 класс
    Благодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.<\p>
  • Сочинение Тарас Бульба – народный герой 7 класс
    История об этом легендарном человеке, вызывает у любого человека чувство огромной гордости и уважения, так как Тарас Бульба, является эталоном, который показывает, как простой человек может любить свою Родину. Его жизнь,<\p>
  • Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс
    Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,
  • Сочинение на тему Любовь к родине
    Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.
  • Сочинение на тему Я гражданин России
    Россия богата природными ресурсами. У нас возможна добыча леса, угля, нефти, торфа. Много заповедников с широкими лесами и редкими видами животных. Чистые источники, наполненные минеральной водой
  • Сочинение на тему Любовь к природе
    С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/myortvye-zhivye-dushi-po-poehme-mertvye-dushi

Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию этого произведения, автор писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем». И действительно здесь нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас». (Гоголь).

Сюжет поэмы строится на купле-продаже так называемых «мертвых душ» — крестьян, уже умерших, но числящихся в ревизских списках как живые. Однако, читая поэму, мы понимаем, что понятие «мертвые души» относится не только к умершим людям, но и к тем живым, которые обладают «неподвижным холодом души и бесплодной пустыней сердца».

Главный герой поэмы, плут и авантюрист Чичиков, стремясь прикупить «мертвые души», побывал у пяти помещиков, каждый из которых хуже предыдущего.

Галерея образов помещичьих типов начинается с Манилова. В его облике сначала бросается в глаза именно «приятность», его желание всем нравиться. Любуясь собственными тонкими манерами, гордясь ими, Манилов преисполнен веры в то, что он является носителем подлинной культуры.

Впечатление, которое производит вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним изменяется. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдешь подальше; еси же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Неотразимым по уму и образованности представляется Манилову и сам Чичиков, с первой встречи завоевавший симпатии помещика. Несмотря на то, что Манилов знаком с Чичиковым совсем недавно, он называет его бесценным другом. Нельзя без смеха читать его рассуждения о том, как государь, узнав об их дружбе, пожалует их званием генералов.

Жизнь представляется Манилову чем-то похожим на идиллические пасторали. Никаких столкновений и конфликтов он не видит и видеть не хочет. Знание жизни он подменяет пустыми фантазиями и создает свой иллюзорный мир.

Совет

В его голове постоянно возникают какие-то фантастические прожекты, но он не способен ни к какому действию.

Манилов лишен мысли и всякого живого стремления, а та «возвышенность», которой он так гордится — это всего лишь бессознательный маскарад, скрывающий подлинную «мертвую» суть героя.

Если Манилов пытается рядиться в одежды выспренности, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная нищета предстает в своем естественном состоянии.

Помещицу отличает своеобразная, слишком уж незатейливая «простота», которая находит отражение и в ее внешнем облике, и в ее отношениях с людьми.

«Эх, отец мой, обращается она к Чичикову, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?»

Не случайно мы встречаемся с Коробочкой сразу после Манилова. Ее житейская непосредственность контрастирует с внешней утонченностью предыдущего помещика.

Образ Коробочки — это выражение прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания этой помещицы сосредоточены на постоянном накоплении и упрочении своего состояния.

Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельный фантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель.

Однако хозяйственность Коробочки помогает обнаружить ее внутреннее убожество. Приобретательские стремления заполоняют все сознание помещицы, не оставляя места ни для каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу.

Обратите внимание

Она и крепостными крестьянами торгует с такой же расчетливостью, как продает пеньку, сало или птичьи перья. С такой же мерой она подходит и к предложению Чичикова о продае мертвых душ.

Старуху пугает необычность сделки, но и выгоду она упустить не хочет.

Чичиков метко называет Коробочку «дубинноголовой». Сочетание патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю степень бедности ее духовной жизни. Весь мир для нее замкнулся в поместье, вне которого она не видит ничего важного.

Точно так же, как при переходе повествования от Манилова к Коробочке ясно ощущается внутреннее сопоставление этих образов, в главе, посвященной Ноздреву, выявляется контраст между этим новым действующим лицом и Коробочкой. В противоположность мелочной помещице, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он очень активен и подвижен.

Ни на минуту не задумываясь, Ноздрев готов заняться любым деом — всем, что только приходит ему в голову. Однако энергия Ноздрева лишена какой-либо направляющей идеи, цели. С одинаковой легкостью он начинает любое предприятие и бросает его, сразу же забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание.

Все, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разного рода «историями».

Изображая быт этого помещика, Гоголь иронически оттеняет его чрезвычайную привязанность к животным, которые были предметом его особых забот.

Очень выразительно дана, например, писателем картина ноздревской псарни. Лишь завидев его, собаки летят ему настречу, а он с ними «как отец среди семейства».

Эта замечательная деталь показывает подлинную сущность героя, который никогда и ни в чем не считается с людьми.

Важную черту характера Ноздрева составляет наглость. Со всеми людьми он держится запанибрата, каждого тут же считает другом, но также легко забывает свои слова и свои отношения с людьми. Одного и того же человека Ноздрев называет то другом, то подлеом. Это отсутствие у помещика моральных критериев очень тонко раскрывается Гоголем.

Важно

Ноздрев предстает человеком «многосторонним»: он и шулер, и собачник, и хвастун, и кутила, и плут, Однако вся эта многосторонность, замечательно раскрытая Гоголем, лишена какого-либо положительного начала. Писатель показывает Ноздрева как мелкого человека без всяких моральных принципов и представлений о порядочности.

Следующий, с кем мы знакомимся, — Собакевич. Его никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках. Напротив, он обеими ногами стоит на земле, трезво оценивая жизнь и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет добиваться того, чего хочет.

Характеризуя быт этого помещика, Гоголь оттеняет то, что здесь все «было упористо, без пошатки». Физическая крепость и уродливая неуклюжесть видны в портрете Собакевича, похожего на медведя средней величины.

Сравнение с медведем дано автором не только с внешней стороны: оно подводит к раскрытию психологических особенностей героя. Животное начало главенствует в натуре Соакевича. Не случайно ему досталась и такая фамилия. Он не помышляет ни о каких духовных запросах.

По его мнению, единственным делом может быть только забота о собственном существовании, которое он не склонен усложнять.

Насыщение желудка стоит у Собакевича на первом месте, потому-то и все радости жизни связаны у этого героя, прежде всего, с сытной едой. «У меня, когда свинина, всю свинью подавай на стол, баранина всего .барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

Собакевич враждебно относится к культуре и просвещению. Он считает эти понятия глупой и ненужной людям выдумкой. Однако Собакевич не чужд трезвого и расчетливого практицизма. Он хорошо понимает свою выгоду, знает окружающую его обстановку и людей. Провести такого помещика вряд ли кто сможет. Он неуклонно стремится к обогащению и любого обведет вокруг пальца.

Интересно поведение Собакевича в разговоре с Чичиковым относительно мертвых душ. Чичикову и не пришлось издалека подходить к столь щекотливой теме. Собакевич ничуть не удивился и предложил Чичикову сделку так, как будто речь шла о самом обычном деле.

Совет

Практическая хватка, которая выделяет Собакевича среди других помещиков, неотделима от его психологического облика. Он обладает способностью активного действия, но это не только не уменьшает, а как раз усиливает его низменные стремления. Однако и то исчезновение подлинно человеческих качеств, которое дано в образе Собакевича, не исчерпывает меры падения человека.

Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею помещиков в романе. Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о наколении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но накопление стаовится единственной жизненной целью этого помеика.

Ненасытная жадность ведет к тому, что Плюшкин теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. Именно на малосущественном и незначительном и сосредоточено внимание Плюшкина.

«Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко и сургучик».

Плюшкин превращается в настоящего раба вещей. Жажда накопления толкает его на путь самоограничения. Он не позволяет себе нормально питаться и носить хорошие вещи. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять, ключник это или ключница.

Когда-то Плюшкин был нормальным человеком и имел семью. Он отличался опытностью и знанием жизни.

В отличие от других персонажей, биографий которых Гоголь не дает, Плюшкин изображен в процессе своего развития.

Не случайно именно в этой главе показана наибольшая мера угасания человеческого — наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем. Эта душа могла бы жить.

Мы понимаем, что, по мысли Гоголя, человек не является плохим от рождения, а становится чудовищем. Ненасытная скупость разрушает связи Плюшкина с людьми.

Обратите внимание

Он не испытывает потребности в чеовеческом общении не только потому, что дружеские, как и все остальные человеческие чувства из него выетрились, но и потому, что общение с окружающими может нанести ему материальный ущерб.

Всякое посещение друзей, как и приезд гостей, означает расходы, а их-то Плюшкин боится более всего, Даже о своих детях помещик рассуждает так же.

Но самое интересное, что накопление богатств превращается у Плюшкина в полную его противоположность. В его имении гниют сено и хлеб, материи, если к ним прикоснутся, становятся пылью.

Таким образом, один за другим следуют в поэме образы помещиков, и каждый из них ничтожнее предыдущего: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все гоголевские помещики — характеры яркие, запоминающиеся, Но при всем их внешнем разнообразии суть остается низменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

Такими же мертвыми душами предстают перед нами и чиновники губернского города. В сцене бала заметно, что их лица все сливаются в одно, ничем не примечательное, а различаются разве что наличием или отсутствием бородавки. Интерес их сосредоточен лишь на сплетнях, тщеславии и зависти, Они все бездельники и такие же «мертвые души», как и помещики.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей — все это сформировало в нем расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича.

Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики, Однако Чичиков — «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии.

Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Важно

Кто же в поэме воплощает живое начало? По выражению А. И. Герцена, Гоголь разглядел в поэме позади «мертвых душ — души живые». Это души крестьян, воплощение русского национального характера.

Это и талантливый каретник Михей, и сапожник Телятников, и кирпичник Милушкин и, конечно, плотник Степан Пробка, Все эти люди умерли, но они оказываются живее своих хозяев. Именно для них Гоголь находит теплые слова.

Именно о них он думает: «Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Но самым главным «живым» образом в поэме становится образ Руси. Живая душа русского человека живет в народе, в его языке и песнях, в плодах его труда. В лирических отступлениях Гоголь создает удивительно возвышенный образ Руси и народа, который в конце поэмы перетекает в образ Руси-тройки, несущейся в будущее.

Каким будет это будущее, автор не знает, но для него важно, что образ Руси связан с движением, а, значит, он не мертвый, не застойный. Писатель мечтает о возрождении души, о развитии всего того лучшего, что есть в русском народе.

И поскольку он пишет о духовном мире, о возвышенном, передачей которого призвана заниматься лирика, он называет свое произведение поэмой.

Источник: https://5litra.ru/soch/1016-dushi-mertvye-i-zhivye-v-poeme-n-gogolya-mertvye-dushi.html

“ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” ДУШИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ

Поэма “Мертвые души” – гениальное творение Гоголя. Сюжет для этого произведения был подсказан Пушкиным. Гоголь так рассказал об этом в “Авторской исповеди”: “Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы… Это и был сюжет “Мертвых душ””.

Первоначально Гоголь писал роман, но потом, как он сам признается, произведение стало все меньше походить на роман. Так получилась поэма в прозе. Поэма “Мертвые души” отразила в себе те социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепостной России 30-40-х годов XIX века.

Само название, по словам Герцена, “носит в себе что-то наводящее ужас”. Погодин с негодованием писал Гоголю: “Мертвых душ в русском языке нет, есть души ревизские, приписанные, унылые, прибылые”.

Совет

Но в этом новаторство и необычность произведения, что за обычными живыми душами стоят мертвые души, и иногда бывает трудно понять, кого же в самом деле стоит называть живыми, а кого неживыми душами. В поэме представлен образ России. Но Россия не одна, их три.

Россию “мертвых душ” представляют помещики и чиновники, это одна Россия. Второй образ – крестьянская Россия. В конце поэмы появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки, которая становится символом будущей прекрасной России.

Несмотря на то что все произведение пронизано едкой сатирой, в поэме отражена действительность: типичный город, типичная гостиница, типичные явления русской жизни. Так ‘же типичны и образы помещиков.

Описывая поездку Чичикова к Манилову, помещику, который открывает галерею “мертвых душ”, Гоголь рисует встречающиеся по дороге пейзажи и добавляет: “Виды известные”. Манилов, конечно, выгодно отличается от Плюшкина, но Чичиков ведь только в начале пути. Каждый последующий помещик все больше отражает моральную пустоту и нравственную деградацию личности.

Манилов добр, вежлив, общителен, у него прекрасные манеры. Разговаривая, он употребляет выражения типа “магнетизм души”, “сердечное влечение”, что указывает на его сентиментальность. Мы знаем, что у него порядочное имение, деревня, в которой свыше двухсот изб и около четырехсот крепостных крестьян.

Манилов – типичный российский помещик того времени со средним достатком. Тем острее воспринимается нами духовный мир этого человека. Манилов совершенно пуст, он “ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан”. “Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою”.

Манилов не знает даже приблизительного числе своих крестьян, как живых, так и умерших, что видно из его разговора с Чичиковым. Жизнь Манилова проходит в праздности, бездеятельности и лени. В кабинете Манилова “всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Не правда ли, чем-то напоминает гончаровского Обломова, тот тоже не дочитал книгу, бросив ее на двенадцатой странице.

Свое безделье Манилов скрашивает пустыми мечтами и несбыточными проектами. Причем мечты его отличаются широким диапазоном: от будущей карьеры для своих сыновей до “генеральского чина” самому себе.

Обратите внимание

Белинский так писал о Манилове: “…пошл до крайности, сладок до приторности, пуст и ограничен…” Приказчик Манилова тоже является обобщенным образом всех российских приказчиков.

Гоголь не дал ему имени, лишь подчеркнул его схожесть с остальными: он “совершал свое поприще, как совершают все господские приказчики… поступал, разумеется, как все приказчики”. Главной и отличительной их чертой было, по мнению Гоголя, воровство. Обворовывая своих хозяев, они становились одной из причин разорения их.

Настасья Петровна Коробочка – провинциальная землевладелица, типичная помещица того времени, которых было немало на Руси. Заискивание перед вышестоящими и грубость с крестьянами являются ее отличительными чертами. Она подозрительно относится к людям, боится черта и верит в сны.

Как помещица она осмотрительна и практична, хозяйство ведет сама и собою очень напоминает крестьянку. Всю жизнь занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле.

Именно Коробочка сыграет важную роль в разоблачении Чичикова. Боязнь того, что она продешевила при продаже “странного, совсем небывалого товара”, привела Коробочку в город, где она пытается узнать рыночную цену на “мертвые души”.

“Дубинноголовая” – так окрестил ее Чичиков, и этим, пожалуй, все сказано о психологии, умственном развитии и духовном мире Коробочки.

Прямой противоположностью Манилову и Коробочке является Ноздрев. Это, по словам Гоголя – “историческая личность”. Цель жизни этого помещика – бесшабашное, разгульное веселье в пьяной компании. Ему все друзья, кто с ним пьет. Его речь подчеркивает присущую ему природную грубость.

Обращается он со всеми запанибрата, всем раздает обидные прозвища. Ругательства и божба причудливо смешиваются в его речи с лексикой дворянского общества, с французскими правильными и искаженными словами. Ноздрев – герой ярмарок, попоек, трактиров, драк и картежных игр.

Ноздрев, сам авантюрист и мошенник, легко распознает в Чичикове себе подобного плута и быстро вживается в его роль.

“Мертвые души” представляются ему товаром, который, как и всякий другой, надо подороже продать: “Другой мошенник обманет вас, – говорит Ноздрев, – продаст вам дрянь, а не души, а у меня, что ядреный орех, все на отбор”.

Важно

Пьянство, обжорство, драчливость, бездумное увлечение охотой – эти отличительные черты крепостников-помещиков, разоривших страну, с сатирической остротой представлены в образе Ноздрева.

Если Ноздрев – прожигатель жизни, то Собакевич, наоборот, кулак-собственник. Его интересы не простираются дальше материального обогащения и вкусной еды. Все в доме – мебель, утварь – соответствует внешнему виду Собакевича. Собакевич занимается хозяйственной деятельностью, но она направлена на его собственное обогащение. Жизнь его крестьян тяжела и беспросветна.

Плюшкин представляет собой то, к чему, в сущности, должны неизбежно прийти Маниловы, Коробочки, Ноздревы и Собакевичи. Это уже не человек, это – “прореха на человечестве”, личность полностью деградированная. Вся его жизнь осталась в прошлом.

Он был помещиком, и неплохим помещиком, даже соседи приезжали учиться у него “мудрой скупости”. От бывшего образцового хозяина осталась жалкая пародия на человека. Крестьяне его живут в ветхих избах из темных бревен, пьянствуют с горя.

Голод, болезни, пьянство, нищета и изнуряющий труд без вознаграждения и пользы – вот удел плюшкинских крестьян. На фоне этой нищеты Гоголь показывает рабочий двор помещика, где погибали, приходили в негодность “сотни наделанных на запас бочек, ведер… деревянная посуда” и другая утварь. То же самое царило и в доме.

Хозяин, сетуя на нищету, ходит по дворам и тащит все, что плохо лежит, складывает наворованное и награбленное дома и во дворе и снова отправляется “на промысел”.

Среди этих людей выделяется Чичиков. Этот герой заинтриговывает с самого начала поэмы. Приезжий “расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобное, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство”.

Чичиков воплощает в жизнь “величайшую идею”, которая пришла ему в голову, – покупает “мертвые души”. Это авантюрист, пройдоха и лицемер. Он, прикрываясь маской светской вежливости и хороших манер, думает об одном – как бы побольше себе присвоить.

Совет

Его главным жизненным принципом становится усвоенное наставление отца: “…угождай учителям и начальникам… а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”.

Чичиков не только вобрал в себя все отрицательные черты характера остальных помещиков: плутовство и авантюризм Ноздрева, прижимистость и страсть к накопительству Собакевича, жадность Плюшкина, но и превзошел их в этом.

Всем морально разложившимся, деградированным Маниловым, Плюшкиным, Ноздревым и Собакевичам противопоставляются крестьяне. Гоголь с юмором рисует портрет Петрушки, которого в книгах увлекает только то, “как из отдельных букв получаются какие-то слова”, описывает Селифана с его “странными речами” и рассуждениями.

Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках. Каретник Михеев делал такие экипажи, что славились на всю округу.

И не то как бывает московская работа, что на один час – прочность такая, сам и обобьет, лаком покроет!” “А Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом.

Все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба да на два соленой рыбы, а… притаскивал всякий раз домой целковиков по сту…” “Максим Телятников, сапожник, что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного”.

Образ птицы-тройки, который Гоголь вводит в конце поэмы, становится символом будущей России, где уже не останется места всем “мертвым душам” современного ему общества. Этой России будет принадлежать главенствующая роль в мировом развитии. На этой оптимистической ноте и заканчивается поэма.

Источник: https://goldsoch.info/zhivye-i-mertvye-dushi-v-poeme-n-v-gogolya/

Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души».

Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения.

«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России.

Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на. страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из. кризиса.

Обратите внимание

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо — это Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.

Реальный мир «Мертвых душ» страшен и уродлив. Его типичными представителями являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. Все это статичные характеры. Они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать».

Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными.

Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города. Возникшая до высшей степени. Пустота.

Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».

Жизнь города внешне кипит и клокочет. Но эта жизнь на самом деле является лишь пустой суетой. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа — обычное явление.

Для этого мира душа является только тем, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».

Но неужели у всех действующих лиц реального мира «Мертвых душ» душа мертва? Нет, не у всех.

Важно

Из «коренных жителей» реального мира поэмы, как это ни парадоксально и ни странно, только у Плюшкина не совсем еще мертвая душа. В литературоведении бытует мнение, что Чичиков посещает помещиков по мере их духовного оскудения.

Однако я не могу согласиться с тем, что Плюшкин «мертвее» и страшнее Манилова, Ноздрева и других. Наоборот, образ Плюшкина намного отличается от образов остальных помещиков.

Попробую доказать это, обращаясь прежде всего к строению главы, посвященной Плюшкину, и к средствам создания характера Плюшкина.

Глава о Плюшкине начинается с лирического отступления, чего не было при описании ни одного помещика.

Лирическое отступление сразу настраивает читателей на то, что эта глава значительна и важна для повествователя.

Повествователь не остается безучастным и равнодушным к своему герою: в лирических отступлениях, (в VI главе их два) он выражает свою, горечь от осознания того, до какой степени мог опуститься человек.

Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше и как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию.

Поэтому возникает вопрос, является ли нынешнее состояние Плюшкина деградацией самой личности, или же это результат жестокой судьбы? При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства».

Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши».

Совет

В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви.

Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Все эти детали позволяют сделать вывод, что душа Плюшкина еще не совсем умерла.

Наверное, объясняется это тем, что во втором или третьем томе «Мертвых душ», по мысли Гоголя, должны были встретиться два героя первого тома, Чичиков и Плюшкин.

Вторым героем реального мира поэмы, обладающим душой, является Чичиков. Именно в Чичикове наиболее сильно показана непредсказуемость и неисчерпаемость живой души, пусть не бог весть какой богатой, пусть скудеющей, но живой. XI глава посвящена истории души Чичикова, в ней показано развитие его характера.

Чичикова зовут Павел, это имя апостола, пережившего духовный переворот. По мысли Гоголя, Чичиков должен был переродиться во втором томе поэмы и стать апостолом, возрождающим души русских людей. Поэтому Гоголь доверяет Чичикову рассказать о мертвых крестьянах, вкладывая в его уста свои размышления.

Именно Чичиков воскрешает в поэме былых богатырей земли русской.

Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь подчеркивает в них сказочные, богатырские черты.

Все биографии мертвых крестьян определяются проходящим через каждую из них мотивом движения («Чай, все губернии исходил с топором за поясом… Где-то носят вас теперь ваши быстрые ноги? …И ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму…»). Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателем в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет Маниловых, собакевичей, ноздревых, прокуроров, в нем нет и не может быть мертвых душ.

Обратите внимание

Идеальный мир строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала в человеке. В идеальном мире живут бессмертные человеческие души.

Прежде всего это душа самого повествователя. Именно потому, что повествователь живет по законам идеального мира и что у него есть идеал в сердце, он может заметить всю мерзость и пошлость реального мира. Повествователь болеет душой за Россию, он верит в ее возрождение.

Патриотический пафос лирических отступлений доказывает нам это.

В конце первого тома образ чичиковской брички становится символом вечно живой души русского народа. Именно бессмертие этой души вселяет в автора веру в обязательное возрождение России и русского народа.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение.

Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома.

Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь.

Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/zhivye-i-mertvye-dushi-v-poeme-nikolaya-gogolya-mertvye-dushi.html

Сочинение на тему: ДУШИ “МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ” В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Поэма Гоголя “Мертвые души” была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству.

“Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; ав­тор вооружается против бессмертья”, – возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куп­лей-продажей умерших ревизских душ.

Впрочем, в контексте поэмы понятие “мертвые души” принима­ет иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестья­нах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и по­мещиках.

Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь не­сколькими штрихами, но так метко, что перед читате­лем возникает яркая картина образа жизни россий­ских чиновников начала XIX века.

Важно

Вот губернатор, который “ни толст, ни тонок со­бой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю”. Видимо, это все, чем можно <\p>

охарактеризовать человека, занимающего ответственный государствен­ный пост, и на большее он не способен.

Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у кото­рого “на поверку… всего только и было, что густые бро­ви”, писатель говорит фразой: “Зачем он умер, или за­чем жил, один Бог ведает”.

Стряпчий – “первый хапуга в мире”.

Чиновник Иван Антонович – взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру “совершен­но не замечает и накрывает тотчас книгою”.

Эти люди проводят свое время в бесконечных чае­питиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты – лень, равнодушие и любовь к сплетням.

В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме “Мертвые души” выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визи­том главный герой поэмы – Чичиков.

“Портретную галерею” дворян-крепостников от­крывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белоку­рый и голубоглазый господин на первый взгляд про­изводит впечатление “приятного и доброго человека”. Еще во время службы в армии его считали “скром­нейшим, деликатнейшим офицером”.

И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, “чтобы увидеться с образованнейшими людьми”. Но, раскры­вая шаг за шагом характер Манилова, писатель пока­зывает нам всю пустоту и никчемность натуры поме­щика, способного вызвать у окружающих лишь “ску­ку смертную”. Все в нем слащаво сентиментально.

Его улыбка – угодлива, а манеры – заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манило­ву, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора.

Совет

Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая аб­сурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в од­ном, ни в другом нет никакой необходимости.

Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где “индейкам и курам нет числа”.

Упомянутые птицы связаны в на­шем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бес­связным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.

Следующий персонаж поэмы – помещик Нозд­рев – отличается от Манилова и Коробочки холери­ческим темпераментом и бурной энергичностью. Дея­тельность Ноздрева – кутилы, лжеца и карточного шулера – направлена не на созидание, а на разруше­ние.

Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, нано­сит оскорбления и не останавливается перед физичес­кой расправой.

Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговор­ку: “Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира.

Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…” Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: “Да это же Ноздрев!”

Столь же типичный представитель “мертвых душ” Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, “неладно скроено да крепко сшито”, чем напоминает самого хозяина.

Обратите внимание

Срав­нивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками “медведя средней величи­ны”, Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.

“Портретную галерею” “мертвых душ” завершает Плюшкин. В описании внешности этого персонажа Го­голь вновь прибегает к сравнению с животным.

“Ма­ленькие глазки (помещика)… бегали из-под высоко вы­росших бровей, как мыши, когда, высунувши из тем­ных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот…” До­веденные до крайней степени жажда накопительства и скупость Плюшкина преступны. Мука в его подвалах становилась каменной, сено и хлеб гнили, домашняя материя превращалась в пыль.

А между тем своих сы­на и дочь Плюшкин лишил средств к существованию, у дворовых слуг были одни на всех сапоги, а крестьяне “мерли как мухи”. Похоже, что все человеческое в по­мещике давно умерло, и перед нами не человек, “про­реха на человечестве”.

Кто же, по мнению писателя, обладает живой ду­шой? Интересно, что живыми душами Гоголь наделя­ет беглых или умерших крестьян, которые оживают в речах и мыслях других персонажей.

Так Собакевич описывает чудо-мастера Михеева, кареты которого славились и в столице, силача Степана Пробку, кир­пичника Милушкина, который “мог поставить печь в каком угодно доме”, Максима Телятникова, кото­рый, “что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо”.

Поэма Гоголя принесла в мировую литературу по­нятие “мертвые души”. Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.

Глоссарий:

– Души живые и мёртвые в поэме Гоголя Мёртвые души

– сочинение на тему Души живые и мертвые в поэме Гоголя Мертвые Души

– души мертвые и живые в поэме гоголя мертвые души сочинение

– сочинение на тему живые и Мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души

– сочинение на тему души мертвые и живые в поэме н в гоголя мертвые души

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-dushi-mertvye-i-zhivye-v-poeme-i-v-gogolya-mertvye-dushi/

Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Первый вариант)

Счастлив писатель, который мимо

харак­теров скучных, противных,

поражающих печаль­ною своею

действительностью, приближается к

характерам, являющим высокое

достоинство человека.

Н. Гоголь. Мертвые души

Когда впервые была издана бессмертная поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», она произвела на чита­телей ошеломляющее впечатление. В ожесточенных спо­рах, разгоревшихся вокруг книги, Белинский увидел бит­ву «двух эпох», «столкновение старых начал с новыми». Герцен писал, что «само заглавие книги несло в себе что- то наводящее ужас».

Название поэмы оказалось обобщающей и предельно точной характеристикой, своеобразным символом крепо­стнического строя, поскольку мир хозяев жизни — чи­новников и помещиков — выступил в «Мертвых душах» как царство духовного сна, застоя, грязи, корысти, обмана, взяточничества. Здесь опошляется и принижается все великое и возвышенное, гибнет честное, мыслящее, благо­родное.

Говоря о «мертвых душах», Гоголь рассказывает нам не только о горькой судьбе крестьян, которые и после сво­ей смерти остались товаром, но прежде всего именно о жи­вущих Плюшкиных, Собакевичах, Маниловых, Коробочках, Чичиковых, городских чиновниках, в которых крепостни­чество убило человеческую душу, превратив их в живых «мертвецов», причем все они — не злодеи-исключения, а типичные, обычные для своей среды люди.

Важно

Ни Чичикова, покупающего ревизские души умерших крестьян, ни помещиков, их ему продающих, не интере­суют ни жизнь, ни судьба живых людей, поскольку в крепостном они видят не человека, а раба, вещь.

Даже Собакевич, так вдохновенно поведавший нам о замеча­тельных качествах и заслугах умерших мастеровых, не чувствует своей ответственности за их жизнь и смерть, а просто пытается набить цену, расписать «товар» поярче, покрасивее.

Манилов не только не заботится о своих крепостных, но и не знает, сколько их умерло, как они живут, чем занимаются. Думы о «магнетизме души» его занимают го­раздо больше.

Для Плюшкина все крестьяне — это воры и мошенники, за которыми нужен обязательный контроль и надзор, и он создает для своих дворовых совершенно невыносимые условия.

Понятно, что они у него либо мрут, как мухи, либо бегут куда глаза глядят.

Чиновники города NN, как и помещики, — духовно опустившиеся, бездушные, ленивые, пустые люди, которые чрезвычайно похожи друг на друга. В городе процветает произвол власть имущих, чиновники без зазрения совести берут взятки. Прокурор — бездельник, пьяница, обжора, картежник.

Полицеймейстер — ловкий грабитель, наве­дывающийся в чужие кладовые, как в собственный кар­ман. Иван Антонович — «кувшинное рыло» — наглый вымогатель и взяточник. И эти чиновники видели в крес­тьянах не живых людей с живыми душами, а тягловую силу, рабочий скот.

Материал с сайта //iEssay.ru

Совсем по-другому относится к народу автор — «жи­вая душа». Не закрывая глаз на недостатки, а иногда и пороки крестьян, автор искренне сочувствует их нелегкой судьбе, его беспокоят проблемы народа, интересует его жизнь.

Не оставаясь равнодушным созерцателем безыс­ходного состояния крепостных, автор видит за судьбами отдельных крестьян, за образами столяров, мастеров, са­пожников истинные возможности России.

Совет

Именно перед его глазами раскрывается правда о том, какими на самом деле были крепостные Собакевича, превратившиеся в то­вар после смерти: «Максим Телятников, сапожник, что шилом кольнет, то и сапоги»; Милушкин, кирпичник: мог поставить печь в каком угодно доме; каретник Михеев делал рессорные экипажи исключительной прочности — ему бы только на одного государя и работать. Такова на самом деле была народная Русь — страна великих труже­ников, талантливых и смекалистых мастеров-умельцев, ко­торые являлись живым свидетельством одаренности не раздавленного многовековым гнетом народа.

Таким образом, мы видим, что через всю поэму про­ходит, с одной стороны, Русь собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, чичиковых — Русь, ежеминутно стоящая перед глазами автора и его современников, хотя и сильная, но мертвая; с другой же стороны, — могучая и прекрасная Россия будущего, Россия живая, стремительно несущаяся, по словам Гоголя, в «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».

На этой странице материал по темам:

  • сложные планы к сочинениям по литературе мертвые души
  • души живые и мертвые в поэме гоголя мертвые души
  • счастлив писатель который приближается к характерам сочинение
  • сочинение по поэме мертвые души по плану
  • живые и мертвые души в поэме гоголя мертвые души

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gogol/sochineniya/mertvye-dushi/mertvye-i-zhivye-dushi-v-poeme-n.-v.-gogolya-mertvye-dushi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]