Анализ поэмы гомера «одиссея»

Анализ поэмы Гомера “Одиссея”

1) История создания поэмы. Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой “Одиссея” изначально была создана как произведение устного творчества. 2) Особенности жанра произведения. Произведение Гомера “Одиссея” относится к жанру поэмы.

Поэма – большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета поэмы.

“Одиссея” (одна из двух поэм Гомера) повествует о том, как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и опасных приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе. В “Одиссее” место действия часто меняется: переносимся из Трои в Египет, оказываемся в Северной Африке и на Пелопоннесе, попадаем ка Итаку и на дальний запад Средиземного моря.

Действие начинается через десять лет после взятия Трои. Тнев богов не позволил Одиссею вернуться домой. С морской нимфой Калипсо живет <\p>

Обратите внимание

он на фи&тковом острове на далеком западе. Афина, неизменная заступница Одиссея, добивается наконец у Зевса (верховного бога) позволения выручить Одиссея.

Изменив облик, Афина является на Итаку, где Пенелопе и ее сыну Телемаху досаждает буйная орава женихов, всего 108 человек, которые принуждают царицу выбрать одного из них в мужья (они полагают, что Одиссей умер, однако Пенелопа все еще продолжает надеяться на его возвращение). Афина побуждает Телемаха отправиться в путь и попытаться добыть какие-либо вести об отце.

Телемах отплывает на Пилос (западная окраина Пелопоннеса), в столицу Нестора. Нестор дружески принимает Телемаха, но никаких сведений об Одиссее у него нет. Место действия вновь перемещается на Итаку. Боги на Олимпе снова собираются на совет. Афина опять заговаривает об избавлении Одиссея, и Зевс посылает Гермеса, вестника богов, чтобы тот передал Калипсо повеление отпустить Одиссея.

Калипсо, скрепя сердце, повинуется. Одиссей наскоро строит плот и отплывает на восток, в направлении Итаки. Владыка морей Посейдон, гневающийся на Одиссея за то, что он ослепил его сына, киклопа Полифема, насылает жестокую бурю и вдребезги разбивает плот, однако с помощью Афины Одиссею неимоверными усилиями удается добраться до берега.

На острове Одиссею оказывают любезный прием, а он в свою очередь повествует о своих приключениях. Одиссей начинает свое захватывающее повествование с момента отплытия от Трои.

Он рассказывает о своих встречах со многими удивительными народами и чудищами: о мстительных киконах, о лотофагах, чья пища заставляет забыть об отчизне; об одноглазых гигантах киклопах; об Эоле, повелителе ветров, обитающем на плавучем острове, окруженном медной стеной; о людоедах лестригонах; о волшебнице Кирке, чей колдовской напиток превращает людей в животных: она в течение года удерживала Одиссея и его спутников у себя на острове; о призраках в Краю теней, среди которых Одиссею довелось повстречаться и со своей матерью Антиклеей, и с некоторыми соратниками по Троянскому походу. Далее Одиссей повествует о Сиренах, зачаровывающих моряков своим пением (Одиссей сумел устоять против них лишь потому, что приказал гребцам привязать себя к мачте, а уши своих спутников наполнил воском); о всепожирающем морском чудовище Сцил-ле и о возникающем по соседству грозном водовороте Харибде (пословица “между Сциллой и Харибдой” восходит к ловкости Одиссея, сумевшего проскользнуть между ними); о роковых коровах Солнца, послуживших причиной гибели последних товарищей Одиссея, и, наконец, о гостеприимной Калипсо, на пустынном острове которой он оказался, лишившись всех кораблей и спутников. Одиссей рассказывает до глубокой ночи, и феаки (жители острова) с удовольствием ему внимают. Щедро одарив своего гостя, они отправляют его домой на быстроходном корабле. Одиссей погружается в глубокий сон, а выйдя из забытья, обнаруживает, что вернулся на Итаку, где не был почти 20 лет. Здесь Одиссея уже ждет Афина. Богиня предупреждает его об опасности, во дворце женихи готовы убить царя и занять его место. Афина придает Одиссею образ старого нищего, а сама отправляется в путь, чтобы вызвать Телемаха из его поездки по материковой Греции. Возвращается Телемах и с помощью Афины узнает отца. Вдвоем они составляют план, как погубить женихов. В финале “Одиссеи” торжествует поэтическая справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены. Последнее слово остается за богами. Вторая гомеровская поэма – “Одиссея” – эпопея сказочно-приключенческая и бытовая, в которой рассказ о событиях вытеснен рассказом о человеке. 4) Характеристика героев поэмы. В “Одиссее” герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы. Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей – настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Образ Пенелопы. Пенелопа – жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж. Образы олимпийских богов.

Боги в “Одиссее” более величественны и умиротворенны. Афина здесь просто обаятельна.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-poemy-gomera-odisseya/

Гомер. «Илиада», «Одиссея». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Время и история создания<\p>

До середины XIX века в науке было мнение, что «Илиада» и «Одиссея» — вы­думка, что они неисторичны. Открытия немецкого археолога Генриха Шлимана в 1870—1880-х годах доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Находки Шлимана удивительно совпадали с описаниями Гомера: в его поэмах прослеживаются многочисленные черты культуры «героического ве­ка» (упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших).<\p>

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии гово­рит о том, что он сложился в VII в. до н. э. Древнейшей частью гомеровского эпоса исследователи считают «Список кораблей» («Илиада», 2-я песнь).<\p>

Также очевидно, что поэмы созданы не одновременно: «Илиада» сложилась в «героический период», «Одиссея» стоит на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного грече­ской культурой мира.<\p>

Важно

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются первыми по времени извест­ными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.<\p>

Сюжет «Илиады»<\p>

Илиада начинается с описания гнева Ахилла, с конфликта в стане ахейцев, осаждающих Трою. Ахилл выступает с критикой царя Агамемнона, который по­хитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Царь согла­шается заменить пленницу на Брисеиду, принадлежащую Ахиллу. Осада Трои, длившаяся к тому времени 9 лет, на грани срыва. Ситуацию исправляет Одиссей.<\p>

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Эта пес­ня содержит «список кораблей»: под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. сол­дат. Перечисляются области Греции, приславшие своих героев.<\p>

В третьей песне в единоборство вступают муж Елены Менелай с похитившим ее Парисом. Побеждает Менелай. Но богиня Афродита, способствовавшая похи­щению Елены, спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Война продолжает­ся. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, Гера и Посейдон, троянцам — Аполлон, Арес и Афродита.<\p>

Пятая песнь повествует, как даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести Афине богатые жертвы. Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.<\p>

В седьмой песне описывается бой между Гектором и Аяксом. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верх. Тогда они брата­ются, обмениваются дарами и расходятся. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Троянцы едва не сжигают ахейский флот. Ахилл отправляет в бой своих солдат (2500 человек) под командованием Патрокла, одетого в доспехи Ахилла. Сам он уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Патрокл гибнет в битве от рук Гектора. Ахилл мстит за смерть друга, убивая Гектора. Разворачивается спор за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения.<\p>

Сюжет «Одиссеи»<\p>

Сами странствия главного героя заняли 10 лет. Но все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток. Главными событиями наполнены всего 9 дней. Тем не менее временные рамки произведения расширяются за счет многочис­ленных вставных новелл.<\p>

Первая песнь. После падения Трои прошло 10 лет. Одиссей томится на ост­рове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. На его родной Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи. Сын Одиссея Телемах отправляется в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца.<\p>

Совет

Вторая — четвертая песни. Царь Пилоса Нестор направляет Телемаха в Спар­ту к Менелаю, от которого тот узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо.<\p>

Пятая — восьмая песни. Боги приказывают Калипсо отпустить Одиссея, ко­торый на плоту пускается по морю. Посейдон, враждебный Одиссею, поднимает бурю. Одиссей спасается чудом. Он попадает на остров, где живет счастливый народ — феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. Царь феаков Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце, устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея.<\p>

Девятая — тринадцатая песни. Описание странствий героя. Одиссей посетил страну лотофагов, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине. Он попа­дает на остров, где живет великан-людоед, циклоп Полифем, который сжирает в своей пещере нескольких товарищей Одиссея. Но Одиссей, опоив и ослепив циклопа, спасся с оставшимися товарищами, выйдя из пещеры, спрятавшись под шерстью баранов. Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона.<\p>

Одиссей прибыл на остров Эолию, где бог ветров Эол вручил ему мех с завя­занными в нем ветрами. Недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову.<\p>

Людоеды-лестригоны уничтожают все корабли Одиссея, кроме одного, кото­рый пристает к острову волшебницы Кирки. Она обращает спутников Одиссея в свиней. Одиссей в течение года был мужем Кирки.<\p>

Одиссей спускается в преисподнюю, беседует с тенями матери и умерших друзей.<\p>

Одиссей проплывает мимо острова Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их. Одиссея привязывают к мачте. Он слышит пение Сирен и остается жив.<\p>

Одиссей проплывает между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. Прогневавшись за убийство спутниками Одиссея священных быков, Зевс посылает бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками. Один Одиссей выплыл на остров Калипсо.<\p>

Тринадцатая — шестнадцатая песни. Феаки отвозят Одиссея на родину. Пре­вращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свино­пасу Эвмею, где встречается с сыном Телемахом.<\p>

Обратите внимание

Семнадцатая — двадцать четвертая песни. Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы. Одиссей убивает женихов.<\p>

Пенелопа узнает наконец Одиссея. Поэма заканчивается сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом.<\p>

Поэтика, композиция, идея<\p>

Жанр «Илиады» и «Одиссеи» — эпос. В обеих поэмах присутствует единство стиля и композиционных принципов. Это делает их дилогией и диптихом.<\p>

Поэмы имеют похожие конструкции, в обеих сюжет строится на мотиве «недостачи»: Ахилл хочет вернуть отобранную у него Брисеиду, Одиссей стре­мится к Пенелопе и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него.<\p>

Дальнейшее действие связано с испытаниями и утратами: Ахилл теряет дру­га и свои доспехи, оружие; Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей.<\p>

В финале обеих поэм описано печальное торжество: похороны Патрокла в «Илиаде», воссоединение с семьей Одиссея и его новые тревоги, поскольку судьба посылает очередные испытания.<\p>

Есть закономерность и в ритмической упорядоченности расположения эпизо­дов в поэмах.<\p>

В композиции «Илиады» и «Одиссеи» присутствует зеркальная симметрия первой и второй половин произведения: «смотру со стены» в 3-й песне «Илиа­ды» соответствует «смотр» в песне 22-й. В «Одиссее» также начало и конец поэм посвящены эпизодам на Итаке. В этой симметрии воплощены мифологические представления древних греков о цикличном движении времени. Можно гово­рить о сферическом устройстве гомеровского космоса.<\p>

Важно

И в одном, и в другом произведении Гомер развертывает свое повествование не постепенно, а строит его вокруг одного события — в основе поэм лежит дра­матическое единство действия.<\p>

Еще Аристотель обратил внимание на особенности построения произведений Гомера: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.<\p>

Также важным в произведениях является «закон хронологической несовме­стимости»: параллельные события изображаются как последовательные.<\p>

Язык поэм<\p>

Речь в поэмах Гомера — условная, поэтическая, она не является отражением живой разговорной речи. Произведения написаны особенным поэтическим ме­тром — гекзаметром. Это стихотворный размер, в котором каждый стих состо­ит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов.<\p>

Для поэм Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розо- перстая», «громовержец»). Они являются устойчивыми формулами: ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.<\p>

Герои поэм<\p>

Цельные, величественные образы гомеровских поэм отмечены человеческой правдой и воспринимаются читателями всех прошедших веков как живые и на­стоящие человеческие характеры. В то же время они отличаются простотой и четкостью изображения.<\p>

Главным героем «Илиады» является Ахилл — цельная и благородная натура, олицетворение военной доблести в понимании древних греков. В нем нет хитрости и двоедушия. Он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах: иногда им овладевает безумие, он готов истреблять все на своем пути. Это проявля­ется во многих сценах: в надругательстве над трупом Гектора, в убийстве на могиле Патрокла двенадцати троянских пленников. Но Ахилл смягчается, видя перед со­бой слезы и скорбную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.<\p>

Симметричен Ахиллу троянский герой — Гектор. Несмотря на то что это представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к сопле­меннику, Гомер и его описывает доблестным и благородным воином. В трудные минуты Гектор всегда впереди всех. Он обладает высоким чувством чести. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные троянские воины пря­чутся в городе. Его уважают и любят все, даже враги склоняются перед его доб­лестью. Его не может ничто поколебать: ни мольбы отца, ни слезы матери. Долг чести в нем превыше всего. Ярче всего характер Гектора раскрывается в сцене прощания с Андромахой, где он предстает как муж и отец.<\p>

Совет

Одиссей, герой обеих поэм, представляется носителем житейской мудро­сти и предприимчивости. Постоянные эпитеты этого образа — «хитроумный» и «многострадальный». В «Илиаде» он выступает и как воин, и как мудрый советник: взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. В «Одиссее» его образ более сложен: ему приходится проявлять не только изво­ротливость, но и мужество, целеустремленность.<\p>

В обеих поэмах, кроме главных героев, присутствует еще много второсте­пенных, которые также обрисованы яркими красками: Агамемнон, Менелай, Парис, Приам, Телемах и др.<\p>

Очень выразительны женские образы поэм: Андромаха и Пенелопа. Андро­маха — верная и любящая супруга Гектора, живущая в постоянной тревоге за мужа, который не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, как будто желая «убить себя своей доблестью». Судьба этой героини глубоко трагична. В конце поэмы она оплакивает своего погибшего мужа.<\p>

Образом еще одной верной жены в «Одиссее» является Пенелопа. Это образец семейной добродетели и верности. Она находится в окружении недоброжела­тельных людей, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь та­ким образом получить и царскую власть. Но в течение двадцати лет, пока отсут­ствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и верит в его возвращение.<\p>

Противоположностью этим двум образам является Елена, героиня «Илиады». Ее легкомыслие и опьянение страстью к Парису приносит неисчислимые стра­дания огромному количеству людей. Но она испытывает горькое сожаление, сознавая свою ошибку. Она кается в этом перед Приамом, а тот прощает ее и бе­рет под свою защиту.<\p>

Обе поэмы Гомера несут в себе заряд человечности и являются достоянием культуры всего человечества.<\p>

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/4014-gomer-iliada-odisseya-analiz-proizvedeniya

Анализ “Одиссеи” Гомера из литературной энциклопедии

«Одиссею» Гомера роднит с «Илиадой» не только большое количество общих персонажей, но и очевидные параллели главных тем и мотивов. Если действие первой поэмы Гомера развивается под знаком «гнева Ахилла», то в возвращении домой Одиссея и его мести женихам, добивавшимся брака с его женой Пенелопой, также присутствует мотив оскорбления героя и восстановления им собственной чести. 

Как показывает анализ «Одиссеи» Гомера, в стремлении заглавного героя «воссоединиться» с супругой заключена не столько идея нерушимой любви (привнесенная в сюжет последующей традицией), сколько желание возвратиться на родину и обрести прежний статус мужа и царя.

Не случайно, что в упрек женихам в поэме ставится не столько сам факт их домогательств Пенелопы, сколько то, что делают они это недостойным образом, не принося с собой даров невесте и, напротив, беспрестанно уничтожая добро Одиссея.

За это их корят и сама Пенелопа (в принципе не отвергающая самой возможности нового брака), и сын Одиссея Телемах, и старцы Итаки. Истребляя богатства Одиссея, женихи покушаются на его царское достоинство, знаком которого является и брак с Пенелопой.

Обратите внимание

В итоге убийство женихов становится отплатой за это покушение и доказательством того, что Итака снова обрела своего царя.

Показательно, что при всей, казалось бы, отрицательной роли женихов в повествовании, их гибель осмысляется как истребление «лучшего юношества»: именно такими словами встречают их тени в подземном царстве Ахилл и Агамемнон. С одной стороны, победа над этими молодыми героями, какими женихи предстают в финале поэмы, еще более утверждает доблесть самого Одиссея, с другой — эта картина «смерти достойнейших» продолжает тему гибели поколения героев, определявшую эпический пафос «Илиады».

«Одиссею», как и «Илиаду», пронизывает образ смерти. Помимо конца поэмы, им определяется и ее кульминация — приход Одиссея в царство мертвых в центральной XI песни, где он встречается с Ахиллом и Агамемноном, а также с собственной матерью и прорицателем Тиресием, который должен открыть герою путь возвращения на родину.

После краткого ответа на этот вопрос Тиресий пророчествует Одиссею и о более отдаленном будущем, когда тот вновь должен отправиться в странствие, которое окончится лишь тогда, когда герой достигает людей, «не видевших моря».

Если учесть, что в представлениях греков такого народа попросту не существовало на земле, становится очевидным, что Тиресий открывает герою грядущую гибель, которая настигнет Одиссея, как сказано в поэме, «из моря». В принципе уже в самой «Одиссее» скитания героя по морю образуют некое путешествие в царство смерти.

Не случайно, что вплоть до самого возвращения героя в его гибели убеждены все его родные, включая сына Телемаха, которого не убеждают в обратном даже уверения богини Афины.

Загадочные острова, которые посещает герой, также подобны миру мертвых: на одном из них его спутников опаивают напитком из лотоса, отнимающим память (так же, как отнимают у душ умерших память воды реки Леты), на другом они теряют человеческий облик от чудесного напитка волшебницы Кирки.

Даже остров блаженного народа феаков, на котором в конце своих странствий оказывается Одиссей и благодаря царю которого возвращается на родину, тоже не принадлежит миру людей, которые, как говорит царевна острова Навсикая, «там не бывают». Наконец странствия Одиссея оказываются гибельными для всех его спутников, ни один из которых не возвратился домой.

Проход через смерть (зримо воплощенный в пребывании героя в Аиде в XI песни) в мифологической и фольклорной традиции осмысляется как своеобразное возрождение героя, приобретение им новой силы и нового знания.

Важно

Только пройдя через подземный мир, Одиссей оказывается способным вернуться на Итаку, причем характерно, что возвращается он туда в новом обличии (в поэме облик Одиссея меняет покровительствующая герою богиня Афина, делая Одиссея, в зависимости от обстоятельств, то хуже, то лучше прежнего), так, что его не узнает даже сама Пенелопа, признающая мужа только после своеобразного испытания. Такую двойственность темы морского странствия (несущего в себе одновременно мотивы смерти и возрождения) подчеркивает и встроенный внутрь поэмы рассказ о путешествии сына Одиссея Телемаха. Отправившись на поиски отца, тот возвращается практически ни с чем, но сам факт его «самостоятельного» путешествия делает юношу героем, достойным имени сына Одиссея: показательно, что как знак мужества и символ окончательного взросления воспринимают этот поход женихи (со страхом) и Пенелопа (со страхом и гордостью); показательно и то, что именно после возвращения Телемах все-таки обретает отца, встретившись с ним на Итаке.

Мотив смерти и испытания героя вновь (как и в «Илиаде») оказывается связанной с темой женщины. Верная Пенелопа одновременно и награда Одиссею за героические странствия (не случайно, что Одиссей заново завоевывает Пенелопу, побеждая женихов в состязании в стрельбе из лука), и причина гибели женихов.

Конечно, эта «гибельная» роль Пенелопы в поэме присутствует лишь косвенно, но мотив опасности, исходящей от женщины, составляет основу сюжета, являющегося своего рода оборотную сторону истории Одиссея и его супруги.

Это сюжет о возвращении Агамемнона и его гибели от рук собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа, составляющий некую композиционную рамку поэмы: он присутствует и в ее начале, где о нем упоминают разные герои, и в центре и в финале, где тень Агамемнона — одна из центральных фигур подземного царства.

Частые сравнения Пенелопы и Клитемнестры (безусловно, в пользу первой), прямые уподобления Телемаха мстящему за отца сыну Агамемнона Оресту многократно усиливают этот внутренний параллелизм сюжетного строя «Одиссеи».

Мир богов в «Одиссее», сохраняя многие общие с «Илиадой» черты, здесь несколько «редуцируется». Основным его персонажем является Афина, выступающая в роли божественного помощника главного героя.

В то же время его главным противником является Посейдон, гнев которого продиктован нанесенным богу оскорблением: Одиссей ослепил его сына — циклопа Полифема.

Зевс опять предстает как своеобразное воплощение высшего справедливого равновесия, но при этом характерно, что равновесие это достигается путем неких договоров между ним и иными божествами.

Совет

Так, он частично удовлетворяет гнев Посейдона, разрешая тому наказать помогших Одиссею феаков, и с его позволения Афина усмиряет раздор между Одиссеем и родственниками погибших женихов. Характерно также, что большая (по сравнению с «Илиадой») фольклорно-сказочная окраска поэмы «Одиссея» Гомера подчеркнута и введением в сюжет некоторого числа «низших божеств», подобных нимфам Кирке и Калипсо, соединяющих в себе черты и благие, и опасные.

Таким образом, как показывает анализ «Одиссеи» Гомера, эта поэма, при всей типологичности лежащего в ее основе фольклорного сюжета странствий (ср.

, например, восточные сказания о Синдбаде), многочисленных типических ситуаций (например, «муж на свадьбе собственной жены», знакомой даже по русским сказкам) одновременно на уровне определяющих ее композицию тем и мотивов становится неким продолжением и параллелью «Илиаде».

Быть может, наряду с чисто художественными преимуществами обеих поэм, именно эта общность и стала причиной их соединения в единую пару, освященную авторством легендарного Гомера.

Показательно, что в дальнейшем их переосмысленные сюжеты порой соединялись и в рамках единого произведения — такова, например, «Энеида» Вергилия, в которой комментаторы выделяют первые шесть книг как своего рода реализацию «темы «Одиссеи», а вторые — «темы «Илиады». В то же время в последующую традицию обе поэмы вошли разными путями.

«Илиада» воспринималась вкупе с другими поэмами, повествующими о Троянской войне и служила источником тем как для античной трагедии на соответствующие сюжеты, так и для позднеантичных «Истории Троянской войны» Дарета и «Дневника Троянской войны» Диктиса, а через них для средневековых «Романов о Трое».

Вся совокупность античных и средневековых трактовок различных героев «Илиады» повлияла на их образы в европейской литературе, от Чосера, Шекспира и Расина до пьесы «Троянской войны не будет» Ж. Жироду. Но при этом должно говорить именно о преемственности образов и мотивов, но не сюжета о «гневе Ахилла» в его самостоятельной цельности.

В свою очередь, «Одиссея» дала литературе нового времени именно цельный сюжет, объединенный фигурой главного героя, ставшего еще у Данте символом неустанного странствия человека в поисках знания и собственной судьбы. Именно эта «тема странствий» и определила многообразные интерпретации сюжета «Одиссеи» как в прозе (Д. Джойс, А. Моравиа), так и в поэзии XX века, где помимо многочисленных аллюзий (К. Кавафис, О.Э. Мандельштам, И.А. Бродский) примечательно появление новой «Одиссеи» Н. Казандзакиса (1938 г.), по объему почти в три раза превосходящей античный образец.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/analiz_odissei_gomera_iz_literaturnoj_ehnciklopedii/62-1-0-1305

5.«Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей

В плане фабулы (мифологической
последовательности событий) «Одиссея»
соответствует «Илиаде». Но она повествует
не о военных событиях, а о странствиях.
Ученые называют ее: «эпическая поэма
странствий».

На первый план выходит
судьба Одиссея – прославление ума и
силы воли. «Одиссея» соответствует
мифологии позднего героизма. Посвящена
последним 40 дням возвращения Одиссея
на родину.

О том, что центром является
возвращение, свидетельствует самое
начало.

Композиция: сложнее «Илиады».
В «Одиссее» три сюжетных линии: 1)
боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель
и никто не может ему помешать. Одиссей
выпутывается из всего сам. 2) собственно
возвращение – тяжкие приключения. 3)
Итака: два мотива: собственно события
сватовства и тема поисков Телемахом
отца. Некоторые считают, что Телемахия
– это поздняя вставка.

Обратите внимание

Впервые появляется женский
образ, равный мужскому – Пенелопа,
многомудрая –супруга Одиссея. Пример:
она прядет погребальный покров.

Поэма сложнее не только по
композиции, но и сточки зрения
психологической мотивации поступков.

Основной сюжет «Одиссеи»
относится к широко распространенному
в мировом фольклоре типу сказаний о
«возвращении мужа» к моменту, когда его
жена уже готова выйти замуж за другого,
и расстраивает новую свадьбу.

Действие поэмы отнесено
уже к 10-му году после падения Трои. Все
важнейшие герои греческого стана
«Илиады», живые и мертвые, выведены и в
«Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея»
была разбита античными учеными на 24
книги.

Поэма открывается, после
обычного обращения к Музе, краткой
характеристикой ситуации: все участники
троянского похода, избегшие гибели,
благополучно вернулись уже домой, один
Одиссей томится в разлуке с домашними,
насильно удерживаемый нимфой Калипсо.
Дальнейшие подробности вложены в уста
богов, обсуждающих вопрос об Одиссее
на своем совете.

Покровительствующая
Одиссею Афина предлагает послать к
Калипсо вестника богов Гермеса с приказом
отпустить Одиссея, а сама отправляется
на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На
Итаке в это время женихи, сватающиеся
к Пенелопе.

Афина побуждает Телемаха
отправиться к вернувшимся из-под Трои
Нестору и Менелаю разузнать об отце и
подготовиться к отмщению женихам (кн.
1).

2-я книга дает картину
народного собрания итакийцев. Телемах
жалуется на женихов, но народ бессилен
против знатной молодежи. Женихи требуют,
чтобы Пенелопа остановила на ком-либо
выбор. Попутно встает образ «разумной»
Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей
согласие на брак. С помощью Афины Телемах
снаряжает корабль и тайно уезжает из
Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2).

Важно

Нестор сообщает Телемаху
о возвращении ахейцев из-под Трои и о
гибели Агамемнона, но за дальнейшими
вестями направляет его в Спарту к
Менелаю, возвратившемуся домой позже
других ахейских вождей (кн. 3).

Радушно принятый Менелаем
и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей в
плену у Калипсо. Женихи, испуганные
отъездом Телемаха, устраивают засаду,
чтобы погубить его на возвратном пути
(кн. 4). Вся эта часть поэмы богата бытовыми
зарисовками: изображаются пиры, праздники,
песнопения, застольные беседы. «Герои»
предстают пред нами в мирной домашней
обстановке.

Начинается новая линия
ведения рассказа. Следующая часть поэмы
переносит нас в область сказочного и
чудесного.

В 5-й книге боги посылают
Гермеса к Калипсо, остров которой
изображен чертами, напоминающими
греческие представления о царстве
смерти (самое имя Kalypso – «покрывательница»
– связано с образом смерти). Калипсо
отпускает Одиссея.

Спасшись, благодаря богине
Левкофеи от бури, выплывает на берег о.
Схерии, где живет счастливый народ –
феаки, мореплаватели, обладающие
сказочными кораблями, быстрыми, «как
легкие крылья иль мысли», не нуждающимися
в руле и понимающими мысли своих
корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу
с Навсикаей. (6 кн)

Алкиной, со своей женой
Аретой, принимает странника в роскошном
дворце (кн. 7) и устраивает в его честь
игры и пир, где слепой певец Демодок
поет о подвигах Одиссея. О. плачет. (кн.
8).

Есть основания думать, что по исконному
смыслу мифа феаки – корабельщики смерти,
перевозчики в царство мертвых, но этот
мифологический смысл в «Одиссее» уже
забыт, и корабельщики смерти заменены
сказочным народом, ведущих мирный и
пышный образ жизни.

Рассказ Одиссея о приключениях
занимает 9-12-ю книги поэмы и содержит
ряд фолькл сюжетов.

Совет

Первое приключение
еще вполне реалистично: Одиссей со
своими спутниками грабит город киконов
(во Фракии), но затем буря в течение
многих дней носит его корабли по волнам,
и он попадает в отдаленные, чудесные
страны.

Сначала это – страна мирных
лотофагов, «пожирателей лотоса», вкусив
его, человек забывает о родине и навсегда
остается собирателем лотоса. Потом
Одиссей попадает в землю киклопов
(циклопов), одноглазых чудовищ, где
великан-людоед Полифем – О. ослепляет
его.

бог ветров Эол вручил Одиссею
мех с завязанными в нем неблагоприятными
ветрами, но уже недалеко от родных
берегов спутники Одиссея развязали
мех, снова их в море.

Затем они опять
оказываются в стране великанов-людоедов,
лестригонов, которые уничтожили все
корабли О, кроме 1, кот затем пристал к
острову волшебницы Кирки (Цирцеи).

Кирка,
как типичная фольклорная ведьма, живет
в темном лесу, превращает спутников О
в свиней, но О с помощью чудесного
растения (Гермес помог), преодолевает
чары и в течение года наслаждается
любовью Кирки (кн. 10).

По указанию Кирки, он
направляется в царство мертвых, для
того чтобы вопросить душу знаменитого
фиванского прорицателя Тиресия. Одиссей
беседует со своей матерью, с боевыми
товарищами, Агамемноном, Ахиллом, видит
различных героев и героинь прошлого
(кн. 11)

Возвращаясь из царства
мертвых. Одиссей снова посещает Кирку,
плывет со своим кораблем мимо смертоносных
Сирен, мимо Скиллы и Харибды.

Заключительный эпизод
повествования Одиссея рисует жестокость
богов и их презрение к людскому горю.
На о.

Обратите внимание

Тринакэрии, где паслись стада бога
Гелиоса (солнца), Одиссей и его спутники
вынуждены были задержаться из-за ветров,
закончилась еда. О. заснул, спутники
убили священных животных, Зевс погубил
корабли.

Спасся Одиссей, выброшенный
волнами на о. Огигию, где он затем
находился у Калипсо (кн. 12).

Феаки, богато одарив Одиссея,
отвозят его на Итаку. Царство сказки
кончается. Одиссей, превращенный Афиной
в нищего старика, отправляется к верному
свинопасу Эвмею (кн. 13).

Неузнаваемость»
героя – постоянный мотив в сюжете о
«возвращении мужа». Неузнанность
использована для введения многочисленных
эпизодических фигур и бытовых картин.

Перед слушателем проходит вереница
образов, друзей и врагов Одиссея, причем
и те и другие изверились в возможности
его возвращения.

Пребывание у Эвмея (кн. 14) –
идиллическая картинка; преданный раб,
честный и гостеприимный, но искушённый
тяжелым жизненным опытом и несколько
недоверчивый, изображен с большой
любовью, хотя и не без легкой иронии.

Здесь Одиссей встречается со своим
сыном Телемахом. сыну открывается (кн.
15 – 16). В виде нищего бродяги является
Одиссей в свой дом. «Узнание» Одиссея
неоднократно подготовляется и вновь
отодвигается.

Лишь старая няня Эвриклея
узнает Одиссея по рубцу на ноге.

Ярко изображено насильничание
надменных и «буйных» женихов, которое
должно повлечь за собой кару со стороны
богов; знамения, сны, пророческие видения
– все предвещает близкую гибель женихов
(кн. 17- 20).

Важно

С 21-й книги начинается
развязка. Пенелопа обещает свою руку
тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит
стрелу через двенадцать колец.

О. открывается женихам и с
помощью Телемаха и Афины убивает их
(кн. 22). Лишь после этого происходит
«узнание» Одиссея Пенелопой (кн. 23).
Завершает поэму сцена прибытия душ
женихов в преисподнюю, свидание Одиссея
с его отцом Лаэртом и заключение мира
между Одиссеем и родственниками убитых
(кн. 24).

6. ГЕСИОД(вероятно,
ок. 700 до н.э), первый греческий поэт.
Гесиод родился, по его собственным
словам,в
местечке Аскра у подножия горы Геликон
(Беотия), куда его отец перебрался из
Кимы (Эолида, Малая Азия).

После смерти
отца брат Гесиода Перс захватил больше
причитавшейся ему доли и, по-видимому,
собирался подкупить аристократов,
которым предстояло рассудить наследников.

Другие приводимые античными авторами
подробности жизни Гесиода почти наверняка
вымышлены.

Под
именем Гесиода сохранились три небольшие
написанные гекзаметром поэмы на эпическом
ионийском диалекте. Как говорит в
прологе Теогониисам
Гесиод, на творчество его вдохновили
Музы: они явились ему, когда он пас овец,
и повелели говорить от их имени.

В Трудах
и днях
 настоятельно
рекомендуется посвятить жизнь честному
труду, что сопровождается практическими
советами по земледелию, мореплаванию,
а также моральными наставлениями и
мифами. Теогония(т.е.

 Родословная
богов
) – отважная
попытка систематизации различных мифов
о происхождении богов и их потомстве.

В Щите
Геракла
Гесиод,
надо полагать, собирался описать поход
героя против Кикна (грабившего богомольцев,
несших вДельфы десятину),
однако на деле значительную часть поэмы
заняло описание щита Геракла, очевидно,
в подражание знаменитому щиту Ахилла
в Илиаде.

В
древности Гесиоду приписывались и
другие поэмы (почти полностью утраченные),
в том числе Каталог
женщин
 (или Эойя,
т.е.

«иль такова», так начинался здесь
каждый раздел);Наставления
Хирона
Большие
труды
 (вероятно,
продолжение Трудов
и дней
); Орнитомантия (т.е.Птицгадание)
и Меланподия (возможно,
перечисление ясновидцев и прорицателей).

Совет

Все это по большей части произведения
дидактического характера или перечисления,
они могли быть сочинены также и преемниками
Гесиода в беотийской поэтической школе.

Не
подлежит сомнению, что за плечами
Гесиода, как и Гомера,
– долгая поэтическая традиция. Жители
материковой Греции, к числу которых
принадлежал Гесиод, решились бросить
вызов создателям эпоса, ионийцам.

Очевидно, гордость за родную школу
вызвала на свет совершенно невозможную
с хронологической точки зрения легенду
о победе, одержанной Гесиодом над Гомером
в поэтическом состязании.

На характер
беотийской поэзии указывают слова, с
которыми Музы обратились к Гесиоду,
побуждая его приняться за сочинительство
(Теогония,
27–28): «Многие правдоподобные вымыслы
можем поведать, но при желании станем
вещать то, что истинным будет».

Беотийцы
предпочли «то, что истинно», практические
советы о том, как надо жить, и отчетливое
знание о богах, управляющих человеческой
жизнью, воинственным и полным приключений
повествованиям. Эта поэзия предназначена
наставлять, а не очаровывать слушателей,
и потому значительная часть творчества
Гесиода кажется прозаичной. Однако
нередко у него заявляет о себе и
поэтический дар, а пророческое
воодушевление, с которым он отстаивает
трудовую и праведную жизнь, не может
оставить нас равнодушными.

Теогония –
это попытка объединить в последовательную
систему мифы о начале мира, о происхождении
богов (всего их перечислено ок. 300) и
героев. Первые божества – это Хаос,
Земля и Эрос. Хаос производит на свет
Эреб (Мрак) и Ночь, а от них возникает
Эфир (Свет) и День.

Земля порождает Урана
(Небо), Горы и Понт (Море), т.е. первичные
природные силы, а затем, уже в союзе с
Ураном, она дает жизнь двенадцати
Титанам, трем Киклопам и трем Сторуким.

Уран остается верховным владыкой до
тех пор, пока его не свергает собственный
сын-титан Кронос, который вместе со
своей супругой Реей дает начало новой
династии. Среди потомков Кроноса
упоминаются, в частности, Деметра, Гера,
Аид, Посейдон и Зевс.

Зевс свергает
Кроноса, после чего, вступая в брак с
различными богинями, порождает третье
поколение богов. Этот перечень завершается
списком богинь, ставших супругами
смертных, и детей, рожденных от этих
браков.

Обратите внимание

Вероятно, уже после Гесиода
к Теогонии была
присоединена упоминавшаяся поэма Эойя,
каталог женщин, родивших детей от богов.
От нее сохранились лишь разрозненные
фрагменты и присочиненный к Теогонии отрывок,
который должен был соединить Эойя иТеогонию в
единое целое.

В Трудах
и днях
 описана
оборотная сторона блестящего гомеровского
общества: напряженный труд крестьян и
их чаяния правосудия и справедливости.
Призвав Муз и Зевса на помощь, Гесиод
убеждает брата Перса, отнявшего у него
часть законного наследства, не давать
воли честолюбию, которое доводит до
греха.

Чтобы жизнь удалась, человек
должен трудиться. Труд и заботы – таков
удел человека с тех пор, как Зевс создал
Пандору. Человеческая натура портится
день ото дня, со времен Золотого века и
до нынешнего жестокого Железного века.

Эта часть поэмы завершается призывом
соблюдать справедливость и несколькими
практическими советами относительно
достойного человека образа жизни.

Затем
следуют рекомендации по земледелию,
пахоте, севу, жатве, сельскохозяйственному
инвентарю, зимним и летним работам,
некоторые указания относительно
мореплавания и лучшей поры для него, а
также советы вступающим в брак. Поэма
завершается указанием благоприятных
и неблагоприятных дней и еще одним
призывом к честному труду.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5274406/page:4/

«Одиссея» (Гомер) — краткое содержание

Краткое содержание поэмы «Одиссея» Гомера интересует многих читателей, независимо от возраста.

Именно это произведение признано одним из величайших в истории всех времен и оказало сильное влияние на последующую европейскую литературу.

Оглавление:

  • О поэме гомера «одиссея»
  • Краткое содержание
  • Характеристика главного героя
  • Анализ произведения
  • Тема поэмы
  • Хронологические рамки
  • История поэмы
  • Влияние на культуру Европы

О поэме гомера «одиссея»

Жанр «Одиссеи» – эпос. Произведение является второй из двух эпических поэм (первая часть – «Илиада»), и считается вторым существующим произведением западной литературы.

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

Существуют версии, что это произведение было написано кем-то из учеников Гомера и возникло на основании поэтических легенд разных периодов: от микенской эпохи до VII века до н. э. Но вероятно, этот литературный шедевр написал Гомер ближе к концу 8-го века до н. э., примерно в 725 году до н. э.

Так же как и «Илиада», поэма была явно составлена в устной форме и, вероятно, предназначалась скорее для пения в сопровождении простого струнного инструмента, чем для чтения. Эпос написан на гомеровском греческом языке (архаичная версия ионического греческого языка, с примесями некоторых других диалектов, таких как эолийский).

Важно

Композиция: эпос содержит 12 110 строк стиха, разделенного на 24 книги.

Стих посвящен греческому герою Одиссею (или Улиссу, как называют его римские мифы) и его долгому путешествию домой на Итаку после победы над Троей.

Краткое содержание

Прочитав пересказ, можно сделать запись в читательском дневнике.

Эпическая поэма начинается через десять лет после захвата Трои. Во дворец на острове Итака (родина главного героя) прибыла большая группа женихов, которые поселились во дворе Пенелопы (жена Одиссея).

«Пенелопа и женихи», худ. Д.У. Уотерхаус

Однако Пенелопа не хочет вступать в повторный брак и заставляет всех ждать, пока ее сын Телемах ищет веские причины изгнать из дома нежданных гостей. Все это время Антиной (самый неприятный из женихов Пенелопы) пытается убить Телемаха.

Тем временем Одиссей, потерянный в Средиземном море, старается вернуться домой. Пойманный в ловушку на острове Огигия нимфой Калипсо, ключевой персонаж хочет вернуться к своей семье, но не имеет возможности, поскольку потерял свою команду и корабль. Боги Олимпа продолжают обсуждать, что они будут делать с главным персонажем.

Афина берет на себя инициативу помочь Телемаху. Богиня прибывает и убеждает осудить поклонников за их поведение и поехать в Пилос и Спарту. Там Телемах узнает, что отец все еще жив и пойман Калипсо. Пока Телемах готовится к возвращению, Антиной пробует реализовать план убийства.

Зевс решает спасти героя с острова и отправляет Гермеса убедить Калипсо отпустить его. После этого Одиссей отправляется в плавание домой, но вскоре снова терпит кораблекрушение из-за Посейдона. Главный герой ослепил сына Посейдона (циклопа Полифема) и тем самым разозлил Бога.

Афина решает спасти главного персонажа и приводит его на остров Схерия, где его находит Навсикая (принцесса Феаков). Ключевой персонаж объясняет королю и королеве Феаков кто он, и Феаки сразу же соглашаются помочь ему вернуться домой. Но взамен просят кратко рассказать всю историю путешествия.

Таким образом, ключевой персонаж описывает месяцы путешествий, которые привели на остров Калипсо, а затем в Схерию. Рассказ начинается с поездки в страну Пожирателей Лотоса, за которой следует путешествие и битва умов с Полифемом. Ключевой персонаж описывает время, проведенное с Цирцеей, их любовную связь, а также путешествие мимо сирен и их соблазнительные песни.

Совет

После, герой вспоминает о Кирке, волшебнице, которая держала в плену его спутников, превратив их в свиней. Продолжается рассказ о странствии в подземный мир, чтобы поговорить с пророком Тиресием и сражаться со Сциллой (морское чудовище, сожравшее шесть товарищей главного героя). Наконец, после того, как рассказ был завершен, герой возвращается на Итаку.

Когда ключевой персонаж впервые прибывает в Итаку, он разыскивает своего верного слугу и свинопаса Евмея. Они находят Телемаха и начинают заговор, с целью освобождения дворца и убийства женихов.

Странствующий герой прибывает во дворец как нищий и немедленно подвергается плохому обращению. Няня Эвриклея узнает его, но не сообщает об этом никому. Пенелопа также отмечает внешность нищего и считает, что это может быть ее давно потерянный муж.

«Возвращение Одиссея», худ. Николаев Н.Г.

Однако Пенелопа не уверена, поэтому решает устроить соревнования по стрельбе из лука, победителю которых будет разрешено жениться на ней. Тот, кто сможет натянуть лук и выстрелить через двенадцать топоров, будет объявлен победителем. Только Одиссей мог сделать это. Все поклонники терпят неудачу. Затем главный герой нацеливает лук на поклонников и убивает каждого.

Наконец, главный персонаж раскрывает свою личность и воссоединяется со своей семьей. После этого прибывает Афина, и мир возвращается на остров ожиданий – Итаку.

Характеристика главного героя

Характер главного персонажа воплощает многие идеалы, к которым стремились древние греки: мужественная доблесть, верность, благочестие и разум. Его интеллект представляет собой смесь острого наблюдения, инстинкта и уличных умов, он быстрый, изобретательный лжец, но при этом чрезвычайно осторожный.

«Одиссей и Пенелопа», худ. И.Г. Тишбейн

Однако его также изображают очень человечным – персонаж совершает ошибки, попадает в сложные ситуации, теряет самообладание и часто впадает в слезы.

Одиссей — труженик. Менелай утверждал, что «никто из ахейцев не трудился так хорошо, как трудился Одиссей». Друг Еврилох говорил о нем так: «Ты твердый человек, Одиссей. Твоя сила огромная, твои конечности никогда не изнашиваются. Ты должно быть полностью сделан из железа».

Дело не только в силе, персонаж работает усерднее всех. Он никогда не просит своих людей делать то, что не в их силах. Это делает его хорошим лидером. Его сила и ум помогают ему противостоять всем, кто встречается на пути. И тем самым характер позволяет ему совершать все новые и новые подвиги.

Даже когда главный персонаж серьезно обижен, он не теряет хладнокровия. Запертый в пещере Полифема, он достаточно быстро и уверенно сказал: «Никто – мое имя. Мой отец и мать называют меня Никто, как и все остальные, которые являются моими спутниками».

Хитрость ключевого героя является настолько важной характеристикой, что составляет часть его имени: «хитрый и коварный Одиссей».

Обратите внимание

Но главный герой не только сильный и умный, он также добрый и чувствительный. Автор описывает это так: «Знаменитый певец спел свою сказку, Одиссей растаял, и из-под его глаз текли слезы, заливая его щеки.

Как женщина плачет, лежа над телом своего дорогого мужа, который сражался за свой город и людей, пытаясь отбить безжалостный день от города и детей; она видит, как он умирает, задыхается, и, обвиваясь своим телом, она плачет высоко и пронзительно, в то время как мужчины позади нее, ударяя ее копьями по спине и плечам, заставляют ее подняться и уводят ее в рабство».

Хотя герой сильный, умный, добрый и храбрый – он не идеален. У него есть один главный недостаток: гордость. Как только команда смогла сбежать от Полифема, ключевой персонаж в конечном итоге раскрыл свое настоящее имя, насмехаясь над Полифемом.

Но, несмотря на небольшой недостаток, главный герой является примером для наследования и прообразом многих литературных героев.

Анализ произведения

Существуют интересные параллели между многими элементами «Одиссеи» и гораздо более древними шумерскими легендами в «Эпосе о Гильгамеше». Сегодня слово «одиссея» используется в английском языке для обозначения любого эпического путешествия или продолжительного странствия.

«Одиссей и сирены», худ. Г.Д. Дрейпер

Гомер часто использует эпитеты для предоставления подробных сведений о персонаже, таких как Афина — «Дочь светлоокая Зевса Афина» и Менелай — «рыжеволосый капитан». Эти эпитеты, а также повторяющиеся предыстории и более длинные эпические сравнения – обычные приемы устной традиции, призванные напомнить аудитории важную справочную информацию.

По сравнению с «Илиадой», поэма имеет много разных сцен и гораздо более сложный сюжет. В ней используется современная идея (позже имитируемая многими другими авторами) о том, чтобы начать сюжет хронологически ближе к концу всей истории и описать предшествующие события с помощью воспоминаний, или рассказывая историю.

Главный герой представлен во многих ролях: муж, отец и сын, капитан армии, матрос, рассказчик, оборванный нищий, любовник и т. д.

Телемах, сын ключевого персонажа, показывает некоторый рост и развитие от пассивного мальчика к мужчине доблести и действия, уважающему богов и преданному матери и отцу. Первые четыре книги часто называют «Телематией», поскольку в них описано путешествие Телемаха. А уже пятая книга начинает повествование о том, как странствовал Одиссей.

Все путешествие главного героя представлено как путь на карте ниже.

Гомер изображает богов и различных божественных существ как дефектных персонажей, склонных к ревности, насилию и полетам фантазии. Боги регулярно вовлекают себя в жизнь таких греческих героев, как Одиссей, которому мстительный Посейдон не дает возможности вернуться домой, его держит в плену нимфа Калипсо, а защищает только мудрая Афина.

Тема поэмы

Главные темы в поэме особенно важны, потому что они служат для формирования моральной и этической конституции большинства персонажей. Читатель узнает о героях произведения через темы.

Чем сложнее персонаж, тем больше он затрагивает эти основные темы. Поэтому самый сложный герой, Одиссей, соответствующим образом воплощает каждую из тем в той или иной степени.

«Одиссей и Телемах», худ. Thomas Degeorge

«Одиссея» затрагивает огромное количество тем, таких как:

  • возвращение на родину;
  • месть;
  • восстановление порядка;
  • гостеприимство;
  • уважение к богам;
  • порядок и судьба.

Но, возможно, самая главная из них – верность. Самым ярким примером верности в эпосе является, конечно, Пенелопа, которая добросовестно 20 лет ждала Одиссея. Другой пример – Телемах, который поддерживает своего отца в борьбе против женихов.

Старая медсестра Эвриклея остается верной Пенелопе и ее отсутствующему хозяину. Евмей, свинопас и пастух, является образцом преданности своему хозяину и его владениям.

Эта проблема, однако, может быть сложной, потому что многие люди, от которых ключевой персонаж ожидает верности, на самом деле являются его собственностью. Даже супруга Пенелопа буквально принадлежит мужу.

Гостеприимство — другая важная тема. Гостеприимство или его отсутствие влияет на героя на протяжении всего эпоса, и читатель может судить о вежливости по степени предложенного гостеприимства. Итака была захвачена толпой женихов, которые грубо воспользовались давней традицией радушия острова. Телемаху и Пенелопе не хватает сил, чтобы выселить их.

Важно

В своих странствиях ключевой персонаж получает впечатляющую помощь от феаков и, вначале, от Эола. А с другой стороны, сирены – сладко звучащие хозяева смерти и циклоп (Полифей), которые совсем неблагосклонны к персонажу.

Тема отмщения. Посейдон и Одиссей являются наиболее заметными представителями темы мести. Морской бог пытается отомстить главному герою за слепоту сына. А месть ключевого героя была направлена на женихов и неверных слуг. При возвращении домой, персонаж демонстрирует впечатляющую терпимость и самообладание, откладывая нанесение ответного удара.

Но потом Одиссей убивает лидера женихов, Антиноя, стрелой в горло; затем он убивает гладко говорящего Евримаха, другого ведущего жениха, выстрелом в печень. Мелантий и Меланто умирают после убийства женихов.

Один из часто задаваемых вопросов о литературном произведении – растут или развиваются главные герои по мере развития сюжета.

Тема духовного роста является центральной для эпоса, особенно в том, что касается Телемаха и Одиссея.

Рост ключевого персонажа менее линейный, чем у сына. Он уже был настоящим человеком, когда уехал на Троянскую войну 20 лет назад. Его испытания больше связаны с очищением духа, изменением в суждениях, которые делают его лучшим королем.

Когда его уже встречает родное царство Итака, Одиссей ведет себя более благоразумно. Он замаскирован, чтобы получить информацию о враге и узнать, кому можно доверять. К концу эпоса главный герой кажется более мудрым, более проницательным лидером по сравнению с началом поэмы.

Хронологические рамки

Герой возвращался домой 10 лет, но поэма описывает только последние 40 суток.

Путешествие из Трои в царство Итаку занимает десять лет – столько же, сколько длилась сама Троянская война.

Необычайная длительность возвращения Одиссея обусловлена многочисленными антагонистами, включая бога Посейдона, многих мифических существ, с которыми он сталкивается, и часто жадных и ленивых членов команды.

История поэмы

Ко второму веку до нашей эры редакторы эпосов подняли то, что сейчас называется «гомеровским вопросом». Речь идет об авторстве, происхождении и способах составления произведений «Одиссея» и «Илиады». Различия были отмечены в стилях и языке поэм.

На протяжении многих лет некоторые критики жаловались на то, что сюжеты и темы слишком разнообразны для одного автора. Некоторые ученые даже предполагают, что произведения были созданы группой писателей.

Совет

Несмотря на различия, поэмы имеют много общих характеристик, например то, что оба произведения начинаются с обращения к музе. Основываясь на этом, большинство ранних греков не сомневались, что когда-то был один человек по имени Гомер, которому они приписывали авторство стихов «Илиада», «Одиссея» и «Гомеровские гимны», посвященные древнегреческим богам.

Хотя приблизительно семь различных городов утверждали, что были местом рождения автора, многие думали, что Гомер, возможно, прибыл с острова Хиос у западного побережья Малой Азии.

Влияние на культуру Европы

Образы гомеровских героев стали образцами поведения человека: как необходимо находить свое место в мире, как следует служить родине, и тому подобное. Некоторые жизненные ситуации приобрели символическое значение.

Однако восприятие творчества Гомера не всегда было однозначно одобрительным. Так, философы Ксенофонт и Платон обвиняли Гомера в том, что он якобы привил грекам не совсем верные представления о богах.

«Улисс [Одиссей] насмехается над Полифемом», худ. Дж. Тернер

Но, несмотря на все замечания, поэмы Гомера считаются настоящей сокровищницей различных знаний, прежде всего исторических и географических. В жанре эпоса «Илиада» и «Одиссея» оставляют образцами лучших поэтических произведений вот уже более 3000 лет. Гомера считают самым популярным автором даже сегодня.

Став эталоном для любой поэмы античности, героический эпос Гомера стал одновременно толчком для дальнейшего развития художественной литературы в целом. Так, римский поэт Вергилий, искренне стремился достичь уровня гомеровского эпоса.

В 18 веке поэма признается непревзойденным образцом художественного слова, а Гомер гением. С тех пор произведения автора имеют огромное влияние на мировую художественную литературу.

Творчество Гомера вдохновляло не только писателей на создание новых произведений, но и художников (например, Дж. Тернер «Одиссей и Полифем», П. Рубенс «Суд Париса» и многие другие), и скульпторов, а впоследствии и кинематографистов.

Источник: https://1001student.ru/literatura/gomer-odisseya.html

Ссылка на основную публикацию