Анализ произведения «очарованный странник» (лесков)

Ответы на вопрос “21. Анализ повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».” – Конспектов.Нет

Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) — крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогаю­щий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки.

Огром­ная природная сила, которая «так живчиком и переливает­ся» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести.

Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имею­щий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем.

Обратите внимание

Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность,  безоглядную дерзост­ность, чреватую самыми драматическими последствиями.

В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувше­го на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, кото­рые ему еще предстоит пережить.

Однако свойственный «очарованному богатырю» при­рожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования.

Органически свой­ственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, разви­ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование.

Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва­ется новая красота — красота женщины, таланта, челове­ческой души.

Пережитое очарование Грушей дает возмож­ность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравствен­ную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению.

Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой.

Важно

Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей ге­роического самопожертвования во имя отечества. Он гото­вится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».

Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыс­лить настоящее  и  будущее  народа.   По мысли  автора, народ — это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.

Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, — это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.

Источник: https://www.konspektov.net/question/2710043

Анализ эпизода из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Категория: Сочинения по повести Очарованный странник (Лесков Н.С.) <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Творчество замечательного и не похожего на других писателя Николая Семёновича Лескова существовало особняком от русской литературы девятнадцатого века.     Он не принимал те устремления, которые были свойственны для его современников.

Это глубоко русский писатель, который поднимал в своих произведениях извечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти.      «Очарованный странник» – одно из ярчайших произведений Лескова. Героем становится человек обычный, дворовой графа из Орловской губернии.

Многое пришлось испытать этому человеку на своём жизненном пути, но это не помешало ему оставаться человеком тонкой душевной организации.     Но самым ярким эпизодом, на мой взгляд, доказывающем особенность этого героя можно считать то время, когда он работал нянькой.

Совет

Через некоторое время Иван Флягин очень привязывается к маленькой девочке: «И стал я к ней привыкать, потому что скука для меня была несносная, и я от нечего делать всё с ней упражнялся». Главный герой произведения представлен в данном эпизоде как человек тонко чувствующий чужую боль. случилось маленькой девочке заболеть, как посчитал Флягин, ножки у неё колесом были.

Лекарь посоветовал её в песок сажать. «Разгребу руками тёплый песок и закопаю туда девочку по пояс и дам ей палочек играть и камушков, а коза наша вокруг нас ходит, травку щиплет, а я сижу ,сижу, руками ноги охвативши, и засну, и сплю».     Но вот однажды случилось то, что сильно изменило жизнь каждого из героев.

«Вижу дама девочку мою из песку выкопала, и схватила её на руки ,и целует, и плачет».Этим человеком оказалась мать маленькой барышни, которая ещё долгое время приходила, чтобы увидеть своё дитя. Судьба этой женщины сложилась очень трагично. Муж её был не любим ею, поскольку замуж вышла по принуждению, не по любви.

Эта женщина, как и любая мать, очень любит своего ребёнка и не удивительно её стремление быть рядом с ним.

Появление улана, который хотел выхлопотать девочку у Ивана Флягина ,воспринимается последним очень эмоционально: он не соглашается отдавать маленькую барышню даже за деньги: «Но понравилось мне, как он характером своим был горд и благороден: я не беру его денег, и он их тоже не стал подбирать».

    На мой взгляд, главный герой – истинно верующий человек, поскольку для него нравственная сторона жизни играет большую роль. Он сначала не может понять женщину, которая оставила своего ребёнка и покинула мужа, предназначенного ей Богом. Но самое важное, на мой взгляд то, что Иван Флягин, который работает на барина, не может не сдержать обязательств перед ним.

Однако, увидев страдания матери, он решает помочь барыне и отдает ребенка: «Нате вам этого пострела! только теперь и меня, – говорил, – увозите, а то он меня правосудию сдаст, потому что я по беззаконному паспорту». Таким образом, судьба главного героя коренным образом меняется. Он недолго прожил в новой семье, поскольку у него не было документов.

Уходя от этих людей, Иван не мог простить себе только одного: что побил улана: «Хорошо ли же это я сделал, что я офицера бил? Ведь он присягу принимал, и на войне саблею отечество защищал и сам государь ему, по чинам, может быть, «Вы» говорит, а я, дурак, его так обидел!». Флягин очень уважает офицера, считая его настоящим человеком.

Он видит, что улан любит барыню и маленькую девочку и прекрасно понимает, что они теперь будут по-настоящему счастливы. Ему совсем не хочется уходить, но, понимая, что у офицера могут возникнуть сложности из-за Флягина, беглого дворового без документов, ему приходится покинуть Пензу.

Обратите внимание

Однако, главный герой все еще не может простить себе обиду, которую он нанес улану и предлагает последнему ответить тем же: «…по крайности для облегчения моей совести, как вам угодно, извольте сколько-нибудь меня сами ударить, – и взял обе щеки перед ним надул».

Поступок Флягина сначала кажется немного наивным, но в этом и проявляется его истинная натура, как человека простого, выходца из народа.     Улан чувствует всю искренность поступков Ивана и испытывает к нему самые теплые чувства. Он срывается с места и начинает целовать Флягина! Действия офицера очень удивили и обрадовали главного героя.

Ему очень приятно вспоминать события того времени, но больше всего Ивана растрогали последние слова барина: «Полно, Христа ради, Иван, полно: ни за что на свете я тебя ни разу не ударил, а только уходи поскорее, пока Машеньки с дочкой дома нет, а то они по тебе очень плакать будут».

    На мой взгляд, этот эпизод, как никакой другой, указывает на исключительность героя, на его нравственное богатство, стремление помогать окружающим. Что же касается людей, которые встречались ему на пути, то они очень ценили главного героя именно за эти качества. Анализируемый эпизод показывает главного героя совсем другим, поскольку изначально читатель знал Флягина как человека, стремящегося к свободе, с одной стороны, и бедного на эмоции, с другой. Здесь же он предстает перед нами чувствующим, добрым и понимающим. Многие его действия в этом эпизоде были продиктованы мгновенными порывами. Однако, именно эти порывы и создают образ человека сильного и яркого.<\p> 

Нещодавно я уперше побачила сонячне затемнення. Звичайно, воно було не повне, адже на нашій широті повне затемнення зустрічається вкрай рідко (найчастіше повністю чорне сонце можуть спостерігати десь на екваторі або навпаки, в Антарктиді), але все рівно це було неперевершене видовище.По Сонцю повільно, як чорнила по білій бумазі, розповзалася кляксою чорна тінь від Місяця. Вона зайняла майже половину сонячного диска, його світ потьмянішав, кольори навколо поблідли, ніби раптом наступила ніч. Дек

У моей лучшей подруги Лены живет удивительная кошечка Шахерезада. Домашние ее называют просто Шашка. Этой маленькой проказнице в доме разрешается буквально все. Она может ходить, куда хочет, брать все, что хочет, играть всеми понравившимися игрушками.<\p>

Роман «Герой нашего времени» является одним из зрелых и признанных произведений М.Ю. Лермонтова.

В предисловии к книге поэт пишет, что его герой – это портрет, но не одного человека, а «портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном из развитий».     Печорина можно считать достойным продолжением пушкинского Онегина. В произведении Лермонтов снова поднял проблему так называемого «лишнего человека».     Печорин – молодой человек из аристократической среды.

Он активно вмешивается в окр

В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений.

Важно

Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей<\p>

Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине.

Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести «Тарас Бульба» — прекрасном литературном памятнике XIX столетия. С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения.

Это старый полковник с грубым, прямым нравом, любящий суровый и бесхитростный казацкий быт. Жизнь для Тараса Бульбы — это родная Укра

«Маленький принц» – трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным сюжетом, необыкновенными приключениями, которые происходят с волшебным мальчиком-принцем.

Взрослым нравится философское содержание, которое заставляет задуматься над важными вопросами жизни и человеческих отношений, над такими вечными ценностями, как любовь, верность и чувства обязанности перед людьми. Героем сказки выступает ребенок.

В э

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» – это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература.

Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нём каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем.

Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие ду

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства.

Совет

Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.

Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находилис

Идеальный учительИдеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.

<\p>

Если в “Губернских очерках” основные стрелы сатирического обличения попадали в провинциальных чиновников, то в “Истории одного города” Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников.

Салтыков-Щедрин убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указыв

Сейчас смотрят:{module Лесков:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-leskova/sochineniya-po-povesti-ocharovannyj-strannik/10024-analiz-epizoda-iz-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik.html

Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны.

Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои – все, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других.

Одним из них является Иван Флягин – главный герой повести “Очарованный странник.

Уже в названии произведения зашифрован определенный смысл. Странничество – важный элемент русского национального сознания. Издавна по безграничным просторам Руси ходили “калики перехожие, бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства знает, что он “молитвенный сын, обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю).

Обратите внимание

Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и печально. “Очарованный- значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, “очарованныйи “странник, и составляют сущность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь.

Многое в своей жизни он “не своею волею делал, а “по родительскому обещанию. Предначертание влияет на жизнь героя, а егоисполнение превращается в сюжет произведения. “Околдованностьсоставляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: “…

он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца.

В повести соотносятся две линии – национальная и мифологическая. Действие мифологического элемента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвенно был виновен: “А вот…

тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..

Необычна судьба Ивана: чудесным образом остался жив после падения в пропасть при спасении своих господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог – уход в монастырь.

Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ребенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.

Читая повесть, поражаешься многогранности образа главного героя.

Иван равнодушен к собственным детям (“они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о нечаянно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при побеге из плена); своевольный и в то же время ответственный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери).

Важно

Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обращается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком “не из начитанных, но рассказы его глубоко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вращаться. В повести два рассказчика: автор и сам главный герой.

С помощью специальных языковых средств создается эффект “двухголосия: речь автора “звучитправильно и литературно, а речь героя пестрит ошибками и просторечными выражениями (“мой родитель был кучер, “флигеля для приезду.., медведи на столбу сидели, “живучи при отце на кучерском дворе… на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил).

Сказовая форма повествования дает возможность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происходящего.

Композиция произведения проста: вступление, основная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть – от лица героя, превращая таким образом повествование в “рассказ в рассказе. Образ Ивана Флягина – единственный “сквознойобраз в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.

Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повествование о магнетизере, о бесах в мон

Источник: https://www.rlspace.com/idejno-xudozhestvennoe-svoeobrazie-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik/

Анализ повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

В повести Н.С. Лескова раскрыта основная суть типичного представителя из народа, способного на многое, ведь он русский народ.

Очарованным странником представлен главный герой Иван Северьяныч, от рождения крестьянин, выросший на графских конюшнях, в полной мере был сроднен со своим окружающим миром, где свобода, сила и горячий нрав лошадей полностью соответствует нраву крепкого, гарцующего молодого крестьянина.

Его буйный, неудержимый гонор и бесшабашная беспечность толкает на страшный поступок – убийство спящего в сене воза монаха. Но, этот поступок не трогает его душевного спокойствия, а монах частенько начал нарушать сон гарцующего по жизни молодого богатыря, в котором рвется наружу неуемная сила в сочетании со спящим разумом.

Совет

По мере взросления, Иван начинает также расти и в чувственном мире, который его окружает. У него появляется понимание горя Груши и красивой молодой цыганки. Неожиданно для самого себя крестьянин меняется, находясь под впечатлением горестной жизни цыганки, брошенной молодым князем.

Странное, но в то же время смешанное чувство, нарушается привычной, простой и понятной жизнью Ивана – крепостного конюха, бурлящего здоровьем и неуемным нравом. Перемена, требующая недюжинных усилий и изменений в характере, а не внешних каких-то взглядов.

Лесков показывает, как меняется очарование жизни героя, превращая его в одушевленную личность, способную сопереживать горе и смерть близкого человека.

Полностью и категорически измененное мировоззрение Ивана, отбрасывает его прошлую бесшабашную и беспечную жизнь. Обновленная личность, вооружившись стремлением самопожертвования, подталкивает его к новым целям и уже обдуманно, совершенно определенно, став новобранцем, отправляется на Кавказ воевать и отмаливать свои грехи.

Вооружившись своей целью, новобранец совершает поразительные подвиги, получает награды от командования и со временем производится в офицеры. Достигнув высоких результатов, Иван мог бы и остановиться в своем стремлении, но измененная полностью его личность не дает ему покоя, а душевные переживания толкают его все к большим и большим высотам роста нравственности.

Полное переосмысление своей жизни меняют душевные и сердечные влияния на Ивана Северьяныча, толкают его на осознанные действия, применяя все заложенные природой силы и мужество истинного русского богатыря. Это именно тот момент, когда он может положить живот свой за народ свой.

Таким образом, писатель, в роли главного героя представляет собранный характер русского народа, который, невзирая на свое произрастание и окружение, способен категорически измениться и стать в действительности избавителем души от грехов и спасителем окружающего его народа.

Н.С.

Лесков в своей повести, написанной в 1873 году, запечатлел для потомков то, что будет очевидно всегда во все времена, земля русская, как родила, так и будет рожать великих богатырей, способных не только на большие подвиги, но и на самоотречение. Эта тема, заложенная еще в сказках для детей, переносится на обычного человека, его жизнь становится примером и показывает истинную миссию русского человека, пришедшего в этот мир.

Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3676—–l-r

Анализ произведения “Очарованный странник” Лескова

Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.

Во-первых, как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие? В данном случае это не наукообразная лингвистическая казуистика, а вопрос, от ответа на который зависит понимание смысла. Если это страдательное причастие прошедшего времени, то «странник» кем-то или чем-то очарован. Если же это прилагательное — то тогда мы очарованы им.

Более того, возникает еще один вопрос, в каком из значений употреблено писателем это слово? Словари приводят три его значения. Но в художественном контексте могут проявиться и новые значения этого слова.

Обратите внимание

Задумайтесь над этим вопросом, обратитесь к словарям, к тексту повести, а пока для нашего разговора примем три основных версии значения: 1) странник очарован, в смысле околдован, приворожен какими-то чарами: 2) странник очарован, иначе говоря, восхищен кем-то; 3) мы, читатели, восхищены или очарованы странником, а, может быть, и автор тоже?

А. А. Горелов: «Лесков увидел народного героя на том повороте его бытия, когда в прежде наивном и импульсивном простолюдине заговорила, повела его по жизни самосознающая воля к историческому действию. Тогда не только внешние «чары», но уже «чары» внутренние некие самоограничители воли, оформившиеся в особенности…

русского национального характера, стали представляться ему тем, что требует преодоления. Конфликт двоякий, конфликт коренной — с внешними и ставшими натурой народа внутренними началами — такова историческая ситуация, в которой читатель видит «очарованного странника» — нового Илью Муромца, изобильного яркими свойствами и задатками, переполненного силой.

Как можно постепенно убедиться, именование героя «очарованным» и сравнение с «заговоренным», избавленным от гибели в бою Ильей означают некоторое взаимное противостояние, в гораздо меньшей степени присущее фольклорным источникам и прорисованное со всей остротой (отсюда и «драмокомедия» символического персонажа) писателем XIX столетия, стремящимся вскрыть потребности национального развития, а тем самым послужить разгадке будущего нации».

Николая Семеновича Лескова по праву называют «волшебником слова». Кто не помнит его «клеветон» или «долбицу умножения».

Но поиски особых словесных форм, порой создание новых слов важны были писателю не сами по себе, а прежде всего как средство показать, вернее изобразить героя и выразить свое отношение к нему.

А это нужно было для того, чтобы читатель яснее понял позицию творца, его взгляд на освещаемые проблемы.

Лесков находит особую жанровую форму. Он объединяет классические фольклорные жанры и жанры литературные, дает им уточняющие определения жанровой структуры, позволяющие направить интерпретацию в нужном автору направлении: например, «открытое письмо», «семейная хроника», «легендарный случай», «картинки с натуры». А судьбу Ивана Северьяновича Флягина Лесков называет «житейской драмокомедией».

Таким образом, литературное обновление известных по фольклорной традиции жанровых форм позволяет наделить их новой содержательностью при сохранении многих знакомых читателю принципов изложения.

Важно

А в результате получается своеобразный, присущий именно Лескову жанр-«рассказ-полубыль», о котором он говорит так: «Здесь описана правда, смешанная с вымыслом и затушеванная, чтобы иметь право быть печатаемой».

Обратите внимание на слово «затушеванная», когда будете искать ответы на вопросы о смысле названия.

Композицию «Очарованного странника», собственно, как и жанр, тоже смело можно назвать лесковской. Смотрите, сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема.

Она растекается «на мелкие ручейки малых фабул и подчиненных мотивов, соединенных в повествовательное целое одной только личностью главного рассказчика».

То есть перед нами, по существу, биография героя, хроника его жизни, представляющая собой бесконечную дорогу поисков настоящего. Обратите внимание, что и рассказывается она в дороге.

Короткие главы, на которые разбито произведение, с одной стороны, делают чтение более захватывающим (короткая история с началом и концом), а с другой — подчеркивают идейно-художественную значимость каждой истории, которая по отдельности может выглядеть как анекдот, а, соединившись вместе с другими, создает настоящее многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и их предназначения. Таким образом, художественный мир произведения начинает переплетаться с миром реальности. У читателя создается художественная иллюзия присутствия одновременно в двух пространствах: художественном и реальном.

Кстати, обратите внимание, что у Ивана Северьяновича какие-то особые отношения с пространством и временем, как у сказочного или былинного богатыря. И эти отношения композиционно подчеркнуты в «рассказе-были». Примеры найдите сами.

Итак, мы делаем вывод. Жанр и композиция «Очарованного странника» позволяют увидеть не только события жизни героя, а панораму жизни страны, народа через эти авантюрные истории.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/leskov_n_s/analiz_proizvedenija_ocharovannyj_strannik_leskova/78-1-0-646

“Очарованный странник”

В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. “Очарованный странник” – сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

Краткое содержание

“Очарованный странник” начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников.

Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть.

Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

Знакомство с главным героем повести

Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и “смеха ради” забил однажды на возу монаха.

Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот – “обещанный сын” Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока “истинная погибель” не придет, и Флягин пойдет в чернецы.

Совет

Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство.

Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

Работа нянькой у барина

Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. “Очарованный странник” Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина.

Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины.

Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

У татар

Повесть “Очарованный странник” продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера.

Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча “подщетинивают”. Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину.

У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. “Очарованный странник” продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны.

Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя “едкую землю” в ящиках.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети.

Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город.

В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает “на оброк”.

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят “пьяные выходы”. Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги.

Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает “выход”, но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим.

Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Встреча с Грушенькой

Повесть “Очарованный странник” по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина.

Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

Дальнейшие приключения

Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть.

Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку.

После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол “справщиком”, но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

Монастырская жизнь

Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой.

На целое лето его однажды сажают за очередную “битву” в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? “Очарованный странник” заканчивается следующим образом.

Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

Краткий анализ

Лесков “Очарованный странник” написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как “естественный человек”, который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем.

Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем.

Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Обратите внимание

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности.

Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота – женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению.

Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого “богатыря” – обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема.

Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.

Источник: https://www.syl.ru/article/170835/new_ocharovannyiy-strannik-kratkoe-soderjanie-ocharovannyiy-strannik-leskova-analiz-proizvedeniya

«Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение

«Очарованный странник» — это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи.

Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.

Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа.

Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н.

Важно

Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы.

Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.

Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева.

Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком.

И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно.

Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н.

Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.

Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников.

Совет

Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя – особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки.

Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова

  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова

  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова

  • «Однодум», анализ рассказа Лескова

  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова

  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова

  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение

  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова

  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова

  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова

  • «Зверь», анализ рассказа Лескова

  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова

  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова

  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова

  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова

По произведению: «Очарованный странник»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1213-ocharovanii-strannik-analiz

“Очарованный странник” – анализ повести Лескова

Многие знакомы с произведением Николая Лескова “Очарованный странник”. И действительно, эта повесть – одна из самых известных в творчестве Лескова. Сделаем сейчас краткий анализ повести “Очарованный странник”, посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и составим выводы.

Итак, Лесков написал повесть “Очарованный странник” в период с 1872 по 1973 годы. Дело в том, что задумка появилась во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился в 1872 году на остров Валаам, известный приют монахов.

Под конец того же года повесть была почти закончена и даже готовилась к печати под названием “Черноземный Телемак”. Но издательство отказалось публиковать произведение, сочтя его сырым и недоработанным. Лесков не отступал, обратившись за помощью в редакцию журнала “Новый мир”, где повесть приняли и напечатали.

Перед тем, как мы сделаем непосредственно анализ повести “Очарованный странник”, коротко рассмотрим суть сюжета.

Анализ “Очарованного странника”, главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них – конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой “Очарованного странника” Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина – Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей.

Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в “Очарованном страннике”, анализ которого мы сейчас делаем.

Обратите внимание

Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни – удивительных и странных.

Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.

Всего в “Очарованном страннике” 20 глав, первая глава — это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история.

Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика.

Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.

Выводы

Главный герой в анализе “Очарованного странника” типично представляет народ, и его сила, а также способности отражают присущие русскому человеку качества.

Видно, как герой духовно развивается — изначально он просто лихой, беспечный и горячий парень, зато в концовке повести это опытный и зрелый годами монах.

Однако его самосовершенствование стало возможным лишь благодаря тем испытаниям, которые достались ему в удел, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупать собственные грехи.

Важно

В общем благодаря такому, пусть и краткому анализу повести “Очарованный странник”, становится понятно, каким было развитие русского общества. И Лесков сумел показать это на судьбе всего одного своего главного героя.

Отметьте для себя, что русский человек, по замыслу Лескова, способен на жертвы, и не только сила богатыря присуща ему, но и дух щедрости. В этой статье мы сделали краткий анализ “Очарованного странника”, надеемся, он окажется для вас полезным.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/ocharovannyy-strannik-analiz-povesti-leskova

Урок по произведению Лескова Очарованный странник

Урок литературы в 10 классе (2ч.)

Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова (соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в образе Ивана Флягина, главного героя повести «Очарованный странник»).

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой Инги Николаевны

Цель урока: ученик научится определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и художественной идее повести.

Задачи: создать на уроке условия, чтобы ученик смог

высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;

определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе и сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью словаря;

приготовить сообщение;

поучаствовать в работе группы;

исследовать текст;

приготовить ответ по плану (заданию);<\p>

сформулировать микровыводы;

составить логико – смысловую модель «Дорога жизни Ивана Флягина»; обобщить наблюдения за образом главного героя;<\p>

выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.

Основной подход: практикоориентированный (исследование текста).

УУД: лексическая работа, прослушивание музыкальных записей, выразительное чтение и художественный пересказ эпизодов, чтение эпизодов по ролям, анализ эпического произведения, просмотр и обсуждение эпизода из художественного фильма, составление логико – смысловой модели.

Метапредметные ценности: развитие ценностных и нравственно – эстетических представлений о русском национальном характере.

Оборудование:

    1. текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»;

    2. мультимедийная презентация;<\p>

    3. худ.фильм (на компакт-диске);

    4. аудиозапись колокольного звона;

    5. компьютер;

    6. видеопроектор;

    7. проекционный экран.

Ход урока:

1) Целеполагание.

Учитель:

Тема нашего урока: «Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова». Всё ли вам понятно в данной формулировке? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Ответы учащихся.

2)Мотивация.

Проблемная ситуация.

Учитель:

Перед Вами на экране список черт, качеств характера одного человека или нескольких?

Доброта Простодушие Горячность Удальство Откровенность Бесстрашие Бескорыстие Жертвенность Нежность Злость Ненависть

Смирение Честность Любовь к родине Непредсказуемость Предательство

Привязанность к ребёнку Безответственность Противоречивость

Умение видеть красоту

Вера в бога Греховность Праведность Национальное самосознание

Ученики:

Высказывают свою точку зрения: одни предполагают, что это черты 1 человека, другие считают, что в одном не могут быть явно противоположные качества

Учитель: Я думаю, к концу занятий мы сможем прийти к единому мнению, а пока узнаем историю создания произведения, может, эти сведения нам помогут разобраться.<\p>

3)Поиск решения.

Сообщение ученика об истории создания (индивидуальное задание).

Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно.

Такое признание поразило Лескова: «Как, – думал я, – неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, но и страшно».

<\p>

«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе.

И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали».

Совет

Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как: «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.

Учитель:

Сегодня мы будем говорить не только о произведении Лескова «Очарованный странник», но и о России, о русском человеке, о русском народе, о русском национальном характере. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни.

И моё большое желание в том, чтобы сегодня хоть ненадолго, каждый из нас почувствовал себя очарованным странником и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ.<\p>

Подсказка автора – это название произведение.

Как вы понимаете смысл заглавия и значение подзаголовка?

Ученики высказывают своё мнение, затем работают с толковыми словарями.

Очарованный – находящийся по суеверным представлениям под действием чьих – либо чар; выражающий восхищение<\p>

Странник – человек, странствующий пешком на богомолье.

Праведный – верующий человек, живущий праведной жизнью;

человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, живущий по правде, справедливый.

Учитель: Вся повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» разбивается на микросюжеты.

Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя. Все микросюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович.<\p>

Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его себе?

Ученики цитируют текст, авторское описание героя:

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…….он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».<\p>

Учитель:

Какой путь обычно выбирает богатырь?<\p>

С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Что отмечено традиционно в облике богатыря? Какая деталь в описании вас удивила? Как вы можете объяснить это?

Ответы учеников.

Учитель:

Обратите внимание

Всмотритесь в эти монастыри, соборы. Вы услышите колокольные звоны, по которым так тоскует герой (звук колокольного звона).

Перед Иваном Флягиным – бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает всё, что предначертано ему судьбой.

А вот автор знал, что уготовил для него.

Исследование текста (ученики разбились на группы, получили задание, к которому готовились дома).

Выступление учеников.

Группа №1 (главы 1,2).

1) Как вы можете объяснить выбор автором имени для героя?

Иван –

Северьянович –<\p>

Флягин –<\p>

Обратите внимание на то, что в повести Лескова Иван Северьянович Флягин сменил несколько имён: Голован, Петр Сердюков, отец Измаил. Почему у героя несколько имён?

2) При каких обстоятельствах читатели знакомятся с главным героем?

3) Герой сообщает, что расскажет историю своей жизни с «самого первоначала». Зачем ему раскрывать душу перед незнакомыми людьми?<\p>

4) Расскажите предысторию Ивана Флягина.

4)Наглядное оформление результатов исследования текста.

Учитель:

Перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, становящегося через череду тяжких жизненных испытаний праведником.

Наш герой предназначен своему крестному пути.

Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое-то предначертание; всё, что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой, познает смысл своей жизни.

А суждены ему страшные бездны страдания, такие бездны, погружаясь в которые человек уже перестаёт верить, что происходящее с ним действительно происходит, что это не сон, не наваждение.

Путь такого грешника – своеобразное «хождение по мукам».

На доске изображена прямой линией жизнь героя. Но прямой жизнь каждого из нас почти не бывает, поэтому, рассмотрев тот или иной эпизод жизни героя, мы будем делать свои отметки. Поступки, соответствующие нормам жизни русского человека, будем отмечать на линии, не соответствующие… – ниже линии, удивляющие своей праведностью – выше линии.

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №2 (глава 2, эпизод «Убийство старого послушника»).

1) Каким предстает здесь герой?<\p>

Важно

2) Как в описании послушника передано отношение самого рассказчика к пострадавшему от него человеку?

3) Почему герою стал в видениях являться монах?

4) Как был наказан герой, понял ли он, что совершил?

5) Сформулируйте выводы о нравственных принципах героя.

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №3 (главы 3,4).

  1. Сжатый пересказ-анализ эпизода «История с голубями».

  2. Как в языке выражается характер героя?

  3. Как вы оцениваете поведение героя? В чём выражается двойственность характера?

  4. Сравните поступок героя в эпизоде с послушником и истории с голубями.

  5. Сформулируйте вывод о поведении и нравственных принципах героя в этой главе.

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №4 (глава 5, эпизод «Драка с ремонтером»).

1) Сжато передайте содержание эпизода «Как Иван стал нянькой». важные фрагменты прочитайте по ролям.

2) Расскажите о драке с ремонтёром. Выясните, что было поводом, а что причиной столкновения мужчин. Оцените поведение героя с нравственной точки зрения. Обратите внимание: появляется слово СОВЕСТЬ.<\p>

3) Сформулируйте вывод о поведении героя в эпизоде. Как он поступил по отношению к матери ребёнка? Можно ли его уход назвать предательством по отношению к хозяину?

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №5 (главы 6,7, эпизод «Жизнь Ивана в плену»)

  1. Как Флягин оказался в плену у татар?

  2. Как здесь проявляется его понимание добра и зла?

  3. Что помогло ему перенести все тяготы плена?

  4. За что хочется упрекнуть героя? Что вызывает восхищение?

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №6 (гл. 13-18, эпизод «Иван и Груша»)

1)Расскажите историю Груши.

2)Что нового узнали о герое, прошедшем испытание любовью?

3) Какую роль в трагической судьбе Груши автор отвёл Ивану Северьяновичу?<\p>

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №7(главы19-20, эпизод «На службе»)

1)Проанализируйте главу 19 «Встреча со стариками».

2)Почему Флягин пошёл служить за Петра Сердюка?

3)Перечитайте эпизод «Переправа».

4)Почему не погиб Флягин?

5)Итоги службы в армии.

Оформление микровыводов на модели.

Просмотр и обсуждение заключительного эпизода из х/ф.

Учитель:

Так кто же наш герой: грешник или праведник? В чём смысл жизни Ивана Флягина? К какому жизненному итогу приходит герой? (цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).

Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре (гл. 20).

Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же).

Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).

Оформление микровыводов на модели.

5) Рефлексия.

Анализ логико – смысловой модели «Образ Ивана Флягина».

В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Это жизнь не идеального героя, но христианский идеал деятельного добра представлен автором как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.<\p>

Многих отечественных писателей волновал вопрос: какие черты являются основополагающими для русского человека, в чём смысл жизни. Лесков пришёл к собственным выводам. Каким?

Смелость Привязанность Ответственность Сила духа Спасение чужой Готовность Вера

Сочувствие Любовь к Родине души к самопожертвованию Совесть<\p>

Единение с народом<\p>

Бездумность Жестокость Предательство Безразличие Греховность

Безответственность

Безверие<\p>

Вывод учеников. Автор считал: «Двойственность в человеке возможна, но глубочайшая «суть» его всё – таки там, где его лучшие симпатии».

Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанномчувстве любви к Родин.

И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.

6) Отсроченный результат (домашнее задание).<\p>

Учитель:Напишите эссе на тему: «Черты характера современного россиянина». <\p>

  1. Подведение итогов. Заполнение оценочного листа.

Группа №

Ф.И.

Оценка<\p>

учеником

руководителем

учителем

итоговая

1.

2.

3.

4.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-po-proizviedieniiu-lieskova-ocharovannyi-strannik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]