Анализ стихотворения Маяковского Ночь
Работая над стихотворением «Ночь», Маяковский еще не подвержен влиянию революционных идей 1917 года. В творчестве этого периода все больше пессимистических нот.
Если любовь – то несчастная и раздирающая душу, если город – то только порочный, жестокий и злой. Он, как демон, забирает душу человека, отдавая взамен разврат, соблазн богатства и власти.
Стихотворение «Ночь» описывает именно такой город.
Стихотворение состоит всего из четырех строф. Но каждый из них раскрывает отдельную тему. В первом ярко выражены тенденции городской лирики поэта. Перед нами ночь во всем ее ожесточении.
На улицах и площадях, увы, не господствует величественная тьма, которая так восхищала предшественников автора. Она пала под гнетом ночного разврата, развлечений и иллюзии счастливой веселой жизни.
Но ночь – это всего лишь время суток. Жестокой и коварной ее сделал город.
Главный герой, как будто единственный, замечает упадок этого общества. Он одинок в своих рассуждениях. Союзников нет, остались одни палачи.<\p>
Кажется, будто он находится в вечном плену. Даже свет фонарей для него не освещает мрак, а сковывает ноги в кандалы. Это второй абзац и отдельная тема – тема собственной несвободы, тема безвыходности и потери самого себя.
Но кто окружает этого одинокого человека? Толпа. В ней уже не люди, а нелюди, отдавшие собственные души соблазну и городскому разврату и превратившиеся в нечто единое и серое без собственного «Я».
Герой сравнивает толпу с «пестрошерстой быстрой кошкой», которая издает неестественный смех и неистовствует под звуки карнавала.
А карнавал так удобен для каждого в этой толпе: он позволяет скрыться под маской и не показывать истинных чувств, лиц, души.
Наконец, четвертая строфа стихотворения. В ней откровение поэта, его признание собственного одиночества и душераздирающей печали. Он стремится достучаться до каждого, разглядеть массу людей. Но «серой кошке» не нужен тот, кто не согласен жить по суровым законам города.
Толпа продолжает веселье и смех, не замечая живой души. Герой понимает, что он совершенно один. Он хочет скрыться, убежать от хохочущих масок, но прекрасно понимает, что бегство бессмысленно. «Эпидемией» охвачен весь город.
Итак, еще одна тема, которую пытается раскрыть поэт, – это тема собственного «Я», точнее, его ничтожности.
К слову, бунт Владимира Маяковского против серости и безвестности отражался не только в творчестве. Поэт и в жизни старался заглянуть в лицо толпе: вел себя вызывающе и экстравагантно (носил яркие наряды, не соответствующие моде, озвучивал неприличные и дерзкие рифмы собственного сочинения). Именно таким его знали современники – литературным хулиганом в желтой кофте.
Так выглядит один из вариантов анализа стихотворения “Ночь”. Эта трактовка произведения поможет на семинаре по литературе, в написании сочинения или расширит границы понимания творчества Владимира Маяковского.
Ранние стихи Владимира Маяковского причислялись им самим к популярному в те года течению футуризма. Футуристы противопоставляли свое творчество классическим поэтам, отбрасывали шаблоны и пытались продемонстрировать важность созерцательной составляющей и силу создаваемого ими словесного образа.
Сам Маяковский считал их, так называемый, “телеграфный стиль” чересчур “экстравагантным” и, в силу понятных причин, — неприемлемым в поэтической лирике. Однако, ему импонировала экспрессия футуристов, и это превосходно проглядывается в его стихотворении “Ночь”.
В первых же строках автор рисует силуэтный образ ночного города. В раннем творчестве Владимира Маяковского тематика города и городской жизни отождествляется с жутким одиночеством.
Правда, город здесь сравнивается с неким игральным заведением — происходит противопоставление багрового заката и зеленого сукна игрального стола.
Он намекает, что в данный момент происходит некая игра, притворство, возможно даже плутовство, именно это подразумевают слова “толпа — пестрошерстая быстрая кошка”.
Очевидно, что поэт демонстрирует толпу, пришедшую на его выступление. Сам Маяковский относиться к чтению стихов перед аудиторией с некоторым скепсисом, поскольку глупо рассчитывать, что тебя поймут и хоть кто-нибудь сумеет разгадать смятение души, “распинающегося публично”.
Толпа собралась потехи ради — развлечься, скоротать несколько часов, в то время, как поэт пытается повествовать о вещах, тревожащих душу. И вот, Маяковский чувствует себя посторонним.
Он решительно не вписывается в это скопление любопытных, и даже когда его одергивают, чтобы завязать беседу или полюбопытствовать о чем-либо, ему удается лишь протиснуть улыбку, после чего он все так же остается наедине с самим собой.
В этом произведении еще нет особенно ярких словесных экспериментов, еще нет бойкой ритмики и завлекающей рифмы, но зато здесь уже прослеживается жуткая динамичность, которая подхватывает с первых слов и не отпускает до тех пор, пока читатель не окунется в стихотворение сполна.
Владимир Владимирович Маяковский, после того как получил безмерно.
Лично я воспринимаю творчество Маяковского неоднозначно, но его сатирические.
Будучи футуристом, Маяковский писал сложную и многоплановую поэзию.
Среди множества стихов, даже среди лирики такого неординарного поэта.
Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»
Ранние стихи Владимира Маяковского причислялись им самим к популярному в те года течению футуризма. Футуристы противопоставляли свое творчество классическим поэтам, отбрасывали шаблоны и пытались продемонстрировать важность созерцательной составляющей и силу создаваемого ими словесного образа.
Сам Маяковский считал их, так называемый, «телеграфный стиль» чересчур «экстравагантным» и, в силу понятных причин, — неприемлемым в поэтической лирике. Однако, ему импонировала экспрессия футуристов, и это превосходно проглядывается в его стихотворении «Ночь».
В первых же строках автор рисует силуэтный образ ночного города. В раннем творчестве Владимира Маяковского тематика города и городской жизни отождествляется с жутким одиночеством.
Правда, город здесь сравнивается с неким игральным заведением — происходит противопоставление багрового заката и зеленого сукна игрального стола.
Он намекает, что в данный момент происходит некая игра, притворство, возможно даже плутовство, именно это подразумевают слова «толпа — пестрошерстая быстрая кошка».
Очевидно, что поэт демонстрирует толпу, пришедшую на его выступление. Сам Маяковский относиться к чтению стихов перед аудиторией с некоторым скепсисом, поскольку глупо рассчитывать, что тебя поймут и хоть кто-нибудь сумеет разгадать смятение души, «распинающегося публично».
Толпа собралась потехи ради — развлечься, скоротать несколько часов, в то время, как поэт пытается повествовать о вещах, тревожащих душу. И вот, Маяковский чувствует себя посторонним.
Он решительно не вписывается в это скопление любопытных, и даже когда его одергивают, чтобы завязать беседу или полюбопытствовать о чем-либо, ему удается лишь протиснуть улыбку, после чего он все так же остается наедине с самим собой.
В этом произведении еще нет особенно ярких словесных экспериментов, еще нет бойкой ритмики и завлекающей рифмы, но зато здесь уже прослеживается жуткая динамичность, которая подхватывает с первых слов и не отпускает до тех пор, пока читатель не окунется в стихотворение сполна.
«Ночь» В.Маяковский
«Ночь» Владимир Маяковский
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.
Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.
Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»
Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм.
Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период мыло известно лишь небольшому кругу почитателей, также причислял себя к представителям данного направления.
Футуризм стал вызовом обществу, проповедуя полное игнорирование поэтических канонов, и силу словесного образа возводя в абсолют, даже в ущерб смысловой нагрузке.
Игра слов также является отличительной особенностью футуризма, и проследить ее можно на примере стихотворения Владимира Маяковского «Ночь», созданного в 1912 году. Предположительно, это произведение является поэтическим ответом итальянским футуристам, которые незадолго до этого приняли свой манифест, написанный в рифмованной форме поэтом Филиппо Маринетти.
Который Маяковский до конца не разделял, считая, что так называемый «телеграфный стиль» хоть и привносит в поэзию определенную новизну и остроту, но неприемлем в лирике. Поэтому в стихотворении «Ночь» используется лишь одна догма футуристов, которая гласит, что лингвистические эксперименты являются будущим поэзии.
классика которой является закостенелой и консервативной.
В первых строчках этого произведения Маяковский рисует образ ночного города, который сравнивает с игорным домом. Однако догадаться об этом можно лишь по намекам. Таким образом, автор словно бы составляет поэтическую шараду, предлагая каждому читателю найти не нее собственный ответ.
В качестве подсказок используются цвета, среди которых белый символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. И лишь во второй половине первого четверостишья поэт дает ответ на загадку, отмечая, что «черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты».
Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет.
Далее Маяковский изображает толпу, которая, по-видимому, символизирует почитателей творчества поэта, пришедших на его выступление. К публичному чтению своих стихов автор относится с определенной долей скептицизма и настороженности, считая, что обнажая душу перед толпой, рассчитывать на взаимопонимание не стоит.
Поэтому для него она – «пестрошерстая быстрая кошка», которая просачивается через двери в зал, рассчитывая поднять настроение, послушав очередные стихи поэта. Для публики творчество Маяковского – не более, чем светское развлечение.
Поэтому, покидая зал, в котором, судя по всему, только что читал свои стихи поэт, и, уходя в ночь, каждый хочет через дверь «протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».
На фоне этой праздничной толпы Маяковский ощущает себя одиноким и никому не нужным. Даже тот факт, что кто-то дергает его за одежду, пытаясь о чем-то поговорить, вызывает у поэта ощущение пустоты и безысходности.
В итоге, чтобы не испытывать этого унизительного и опустошающего чувства, автор «в глаза им улыбку протиснул».
И – остался наедине со своими мыслями и чувствами, в то время как «пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая».
В этом стихотворении Маяковский явно противопоставляет себя окружающему миру, отмечая, что говорит с ним фактически на разных языках.
И это осознание по-настоящему угнетает автора, который понимает, что в огромном городе он вот-вот затеряется в пестрой ночной толпе, которая поглотит его без сожаления и унесет по безмолвным улицам.
Даже не поинтересовавшись, что именно автор испытывает в данный момент и чего ожидает от жизни, которая решила повернуться к нему спиной.
«Ночь», анализ стихотворения Маяковского
Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев.
поэт XIX века, сравнивал ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна.
Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.
Произведение по праву можно считать футуристическим. его язык не всем понятен – это та самая «заумь», с которой начинали почти все футуристы.
Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты.
Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить, что это день – контрастное с ночью время суток.
Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.
Однако следующая строка до сих пор рождает споры:
В зеленый бросали горстями дукаты …
Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями.
Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома.
казино дополняют и «горящие желтые карты». которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .
Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» – одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении.
Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу.
В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.
Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.
Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».
Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы – агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь». ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков.
Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.
Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века.
В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение.
Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.
Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.
Слушать стихотворение Маяковского Ночь
Темы соседних сочинений
← Ничего не понимают↑ МаяковскийО дряни →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskogo/noch
Анализ стихотворения «Ночь» (В. Маяковский) | Литрекон
Бунтарство, многогранность и неординарность — всё это наиболее точно характеризует творчество величайшего поэта-футуриста 20 века Владимира Маяковского. Его произведения нашли массу положительных откликов от читателей и находят по сей день. Многомудрый Литрекон тоже черпает вдохновение в строках футуриста и любит трактовать их, к чему и вас призывает, господа.
История создания
Одним из известных футуристических произведений Маяковского считается стихотворение «Ночь», написанное в 1912 году. По сути, это был ответ на манифест итальянских футуристов.
Маяковский был отчасти не согласен с их мировоззренческими позициями, так как «телеграфный стиль» в лирике считал слишком экстравагантным. Поэт выступал за нововведения в поэзии, но видел их в иной форме и подаче, нежели итальянцы.
Хотя…Владимир был ярым поклонником творчества Ф. Т. Маринетти и даже приходил на его выступления в России. У знаменитого первооткрывателя футуризма он и позаимствовал «лесенку», но не просто «сбайтил», а довел уже известный метод до совершенства.
Алмаз сделал не ювелир, но бриллиант – творение рук человеческих. Словом, для Маяковского данный манифест и его автор были очень важными важностями.
Этот творческий период поэта ещё не был подвержен влиянию революции 1917, поэтому в стихотворениях просматривались пессимистические ноты. Так и в произведении «Ночь» город предстал перед читателем именно в этих красках: темный, грубый и лживый.
Жанр, направление и размер
Как уже было сказано ранее, для Маяковского характерным направлением творчества является футуризм.
Так и в стихотворении «Ночь» видны черты этого стиля: презрение к консерватизму, урбанистичность темы и эпатаж. Футуристическая неординарность превосходно просматривается в этом произведении.
Образ ночи в ранней лирике Маяковского — это, прежде всего, жуткое одиночество, время для страстей и человеческих пороков.
Стихотворный размер «Ночи» — четырехстопный амфибрахий. Несмотря на то, что Маяковский раскрепостил русскую поэзию своими экспериментами, для этого произведения поэт выбрал классическую перекрёстную рифмовку, то есть созвучие четных и нечетных строк.
Образы и символы
После прочтения стихотворения перед читателем предстаёт жестокая и коварная ночь, которая растворилась под гнётом разврата и развлечений города.
Только лирический герой видит за этой завесой темноты истинный упадок общества. Главный герой одинок в своих мыслях, так как кроме него никто не может освободиться от ложных иллюзий счастливой жизни.
Наш герой — это некий образ судьи, осуждающего падение толпы.
Один из главных образов произведения — игорный дом. Именно он символизирует разврат, праздность и порочность городских жителей, потерявших себя в пучине развлечений. Возможно, он скрывал за этим образом не казино, а сравнение с игрой и притворством ночного города. Ведь для людей ночь становится временем именно для масок и перевоплощений.
Темы, проблемы и настроение
- На протяжении всего стихотворения читателей не покидает пессимистичное настроение автора, который, мягко говоря, огорчён состоянием толпы, потерявшей душу и собственное «Я».
- Поэт раскрывает тему жестокого и злого города, который, словно демон, меняет разврат, многочисленные пороки, богатство и власть на душу человека. Даже ночь меняет свой таинственный и прекрасный образ под губительным давлением этого общества.
- Проблема вырождения.
Люди мельчают, тонут в перепотреблении и прячутся в ночь, чтобы скрыть свое ничтожество. Они доплясывают последний акт, и это напряжение уже чувствуется в атмосфере текста.
- Автор раскрывает проблему одиночества поэта среди массы, которая словно «пестрошерстая быстрая кошка» не желает ничего, кроме веселья.
Общество пришло в упадок, оно фальшиво и тщеславно, поэтому ни творец, ни лирический герой не могут найти единомышленников.
- Также автор поднимает тему пира во время чумы. Люди обезумели, общество в агонии и предчувствии грозы.
Тогда в России правящая элита и буржуазия были одурманены своим высоким положением, в то время как народ, да и страна в целом, не могли похвастать тем же. Поэтому и кажется этот игорный дом сборищем лицемеров, которые не замечают ничего вокруг, кроме тупой потребности растрясти капитал на приятные мелочи.
Основная идея
Смысл произведения заключается в том, что паразитирующее общество настолько сильно утонуло в своей жажде к деньгам, власти и праздности, что потеряло во всем этом свою истинную суть и своё лицо.
В серой толпе нет места самовыражению и индивидуальности, ведь для людей без души настоящие и не фальшивые эмоции уже несвойственны. Поэт не может найти себе места и взывает к разуму серой массы в надежде на отклик.
Поэт ощущает безвыходность и скованность своего положения: он находится в вечном плену у палачей.
Главная мысль — это бунт Маяковского против заурядного и пошлого общества, которое за этой непреодолимой тягой к ложным идеалам не видит живого человека. Свои мысли о душераздирающем одиночестве автор воплотил в лирическом герое, отвергнутом жестоким окружением. Герой хочет убежать и скрыться от этой серой массы, но всё бессмысленно: она затопила все улицы.
Средства художественной выразительности
Несмотря на сложный футуристический язык стихотворения, в нём все же можно выделить средства художественной выразительности. Например, автор использует:
- яркие эпитеты (черным ладоням, зовущие лапы),
- метафоры (Толпа — пестрошерстая быстрая кошка),
- сравнения (как желтые раны, огни).
Включая в тексты своих произведений замысловатые метафоры, свойственные футуристам, он всё же пытался сохранить классическую смысловую составляющую стихотворения: противостояние поэта и толпы, пророка и паствы, индивидуальности и серой массы.
Чего-то не хватает? Напишите в комментариях, будем рады помочь.
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/noch-mayakovskij/
Анализ стихотворения Маяковского Ночь
В.В. Маяковский – известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.
В начале 20 века начали появляться различные направления в русской литературе, Маяковский являлся представителем футуризма. Стихотворение «Ночь» написано в стиле данного направления. Произведение создано в 1912 году.
Футуристы выступали против современных литераторов и пытались создать свое направление. Маяковский познакомился с футуризмом в школе живописи, в которой он проходил обучение.
Стихотворение «Ночь» одно из первых в этом стиле, поэтому в нем еще не сильно выражены футуристические выражения.
На город опускается ночь и в окнах появляются первые огни ламп, поэт описывает очень красочно. На город, который недавно находился в дневном свете и люди занимались своей работой и каждый был занят своими делами, опускается вечер и вот здесь поэт начинает раскрывать все «карты».
Маяковский пишет, как на город опускается вечер и описывает о нем как об игре, будто свет в окнах это желтые карты, а дом игральный стол на котором они лежат. Для многих ночь это время для свиданий и любви, но не для Маяковского. Писатель пишет о людях, которые будут гулять, и веселиться всю ночь. Богатые будут тратить свои деньги в запрещенных заведениях.
Он описывает вторую сторону, а именно как люди поддаются соблазну развлечений и разврата.
Городская площадь и бульвар начинают светиться с приходом ночи от домов расположенных рядом. С наступлением ночи у людей начинается совсем другая жизнь. Толпа людей пытаются протиснуться сквозь двери в зал, чтобы послушать стихи Маяковского.
Писатель не очень любит столпотворения и считает себя изгоем среди них. Даже читая свои стихотворения, поэт не торопиться открывать перед пришедшими свою душу. Он понимает, что для них это всего лишь развлечение.
Когда же его пытаются одернуть и спросить о чем- то он пытается, улыбнувшись уйти от людей.
В завершении стихотворения он описывает, что ему не хочется общаться с этой толпой народа, от которой он не чувствует отдачи. Маяковский отстраняется от них и уходит. Писатель себя считает одиноким и чужим среди них. Его никто не понимает и не слушает.
Никому неважно, о чем он рассказывает и что пытается передать в своих произведениях. Маяковского это угнетает, он понимает, что сейчас пройдет сквозь толпу веселящихся людей и исчезнет в темноте улиц.
Его так никто и не поймет и он один на один останется со своими переживаниями.
Кратко по плану
- Анализ стихотворения Бунина Мы рядом шли
У Бунина была непростая жизнь. Первый брак неудачно развалился, после него он уже не хотел заводить романы и тем более женится. Но в жизни произошли большие изменения, в 1906 году мужчина влюбился. - Анализ стихотворения Северянина Весенний день
Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову. - Анализ стихотворения Лермонтова Есть речи значенье
Автор стихотворения “Есть речи – значенье” – М.Ю. Лермонтов. Оно написано уже на закате жизни великого поэта, в 1838 году. На протяжении жизни у Лермонтова было много дам сердца, однако в частности он пытался скрывать свою любовь - Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее веселье
Больше всего на свете Пушкин любил и ценил свободу. Но ему пришлось её лишиться, причём добровольно. Он предложил руку и сердце своей любимой женщине, Наталье Гончаровой, и получил согласие. Скоро свадьба. И поэтому свободе конец. - Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс
В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе
Источник: https://analiz-stihov.ru/mayakovskij/noch
Маяковский Ночь анализ стихотворения | Инфошкола
Стихотворение «Ночь» Маяковского. Анализ.
Разговор о лирике раннего Маяковского обычно начинают со стихотворения «Ночь», того самого, о котором поэт писал в своей биографии как о «первом профессиональном».
О чём же «Багровый и белый … »? Понять поэта обывателю с примитивным, нехудожественным мышлением сложно, и зачастую «заумь» ничего, кроме раздражения, не вызывает, хотя в общем-то начало стихотворения достаточно ясно.
Цвета дня уходят, отступают на задний план. Зелёное сумеречное небо, зажигаются звёзды, «синие тоги» на зданиях …
Но уже во второй строфе возникает не всегда понятный образ: «И раньше бегущим, как жёлтые раны, / огни обручали браслетами ноги … » Что увидел здесь поэт? Ведь Маяковский — художник, не выносящий «красивенького», И он очень точен в каждой изображаемой детали.
Рассказывают о его диалоге с Давидом Бурлюком по поводу строчки из стихотворения «Из улицы В улицу»: «Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая». На замечание Бурлюка, мол, трамвай должен пожирать рельсы, Маяковский ответил: «Давид, ты не там стоишь.
Ты встань на заднюю площадку и посмотри!» Так как же появились эти «браслеты» на ногах? Понятно, что это свет. Но где источник этого света? Ни луна, ни уличные фонари не могут «обручать браслетами ноги» — они дают рассеянный свет, а здесь «браслеты», узкая полоска света.
В современном городе этого уже нет, но это Москва
1912 года, Москва Гиляровского! И свет этот свет из подвальных окон, только самым краешком поднимающихся над землёй, конечно, это мелочь и к пониманию идеи стихотворения относится достаточно опосредованно, но как важны подчас и интересны всякие «неважности»!
Мы вместе с поэтом, пройдя по московским окраинам, выходим в центр города. Фешенебельные рестораны, дорогие магазины, радостная, счастливая, разряженная публика:
Толпа, пёстрошёрстая быстрая кошка,
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Замечательный образ — толпа-кошка!
у Маяковского слово зачастую многозначно и создаёт образ на уровне подсознания, ассоциации. Пёстрая толпа — «пёстрошёрстная» кошка. Но это только первый слой. Кошка — какая она? Грациозная, гибкая (поэтому толпа и плывёт, извиваясь»), мягкая, «домашняя» — и в ту же секунду хищная, агрессивная, подчинённая никому не понятным инстинктам.
А теперь попробуем представить себе восемнадцатилетнего юношу, нищего, оборванного, но с претензией на неоценённую гениальность, рвущегося к признанию, не чуждого эпатажу; в котором соединяется подсознательный страх быть не таким, как все, и тут же нежелание быть таким, как все.
И всё это накладывается на стремление любить и быть любимым — одновременно с мальчишеской закомплексованностью. Подчас может быть интересно сопоставление с некоторыми явлениями современной молодёжной культуры, ведь в сознании школьников часто возникает разрыв между изучаемым произведением и окружающей его действительностью.
В одной из композиций Вячеслава Петкуна есть строки: «Иду навстречу цветным витринам, мимо проплывают дорогие лимузины; в них женщины проносятся с горящими глазами, с холодными сердцами, с золотыми волосами». Такой же «город сказка, город мечта» предстаёт и перед лирическим героем Маяковского.
Да и если разобраться, два поэта пишут об одном и том же. Самая, пожалуй, сложная — последняя строфа, и особенно её последние две строки:
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.
Именно в этой строфе ключ к пониманию всего стихотворения.
Здесь и мимолётно брошенный взгляд разодетой в меха красавицы, выходящей в сопровождении разжиревшего богача из авто, взгляд, где сочетается чувственный интерес и презрение к нищему оборванцу, и ответный — поэта, соединяющий презрение к «смотрящей устрицей из раковины вещей» со страстностью, что сродни злобе.
Интересен глагол «протиснул», содержащий в себе некое указание на сопротивление, поэт словно пробивается в мир, чуждый ему. Но мир этот не приемлет «грубого гунна», и «бабочка поэтиного сердца» раздавлена. Что же произошло с героем в финале стихотворения? Что это за арапы с крылом попугая надо лбом, почему они «хохочут ударами в жесть»?
Вернёмся к своего рода видеоряду, созданному поэтом. В московских дорогих заведениях начала века проявлялись несколько стилей, и среди них доминировали два: классический, старорусский, с седобородым привратником в медалях, и модерн, привлекающий необычайным, экзотикой, где швейцарами служили молодые арапы в шапочках, украшенных яркими перьями.
Задача же швейцара — «держать И не пущать», отсекать нежелательные элементы, разрушающие иллюзию безмятежности жизни, и перед странным молодым человеком в жёлтой блузе захлопываются двери в сияющий огнями мир.
Та же тема конфликта лирического героя и окружающего его мира звучит не только в этом стихотворении. Вот, к примеру, «Ничего не понимают». Снова «странная» строка: Вошёл к парикмахеру, сказал -спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши!» Что здесь, просто эпатаж читающей публики? Попробуем задать вопрос, а что такое «парикмахер», что он делает? Конечно, стрижёт, делает красивыми, иначе говоря, приукрашивает, выравнивает, срезая вихры, неровности, шероховатости, нивелирует, «стрижет всех под одну гребенку».
-Парикмахер» — общество, которое ставит человека в определённые рамки, тесные для лирического героя, он не такой, как другие, он -непричёсанный-, у него уши торчат! И всё же он стремится быть понятым и принятым миром, И если для этого нужно «быть причёсанным», он попробует! Но вот реакция общества: «Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, / лицо вытянулось, как у груши … » Слово «гладкий» В русском языке весьма многозначно. Это и «ровный», «нешероховатый», и «упитанный», «дородный», «сытый», отсюда ассоциации с розовым. (У Бунина в «Антоновских яблоках» старостиха гладкая, как холмогорская корова.) А «хвойный» — явно антоним «гладкого»: зелёный, колючий, игольчатый, ощетинившийся. Мир сытых и самодовольных буржуа не приемлет лирического героя, в сознании обывателя он шут, клоун, «рыжий». «Дряблая редиска» их голов не может понять и принять не похожего на них человека.
Да, поэт-футурист крамольно эпатажен, и об этом уже столько сказано, что стало просто общим местом. Много лет назад некая учительница словесности серьёзно недоумевала в одном профессиональном издании, как можно заниматься в школе Маяковским, который написал: «Я люблю смотреть, как умирают дети».
Разумеется, в раннем творчестве есть и такие, далеко не лучшие и даже отталкивающие (как эта) строки, где эпатаж становится не только безнравственным, но просто диким.
И всё-таки надо изучать раннего Маяковского, чтобы помочь увидеть в поэте не только «агитатора, горлана, главаря», но и удивительно близкого современному молодому человеку художника, в чьих стихах он увидит себя.
Источник: https://info-shkola.ru/mayakovskij-noch-analiz-stihotvoreniya/
Ночь анализ стихотворения. Маяковский Владимир Стихи
Багровый и белый отброшен и скомкан,<\p>
в зеленый бросали горстями дукаты,<\p>
а черным ладоням сбежавшихся окон<\p>
раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно<\p>
увидеть на зданиях синие тоги.<\p>
И раньше бегущим, как желтые раны,<\p>
огни обручали браслетами ноги.
Толпа – пестрошерстая быстрая кошка –<\p>
плыла, изгибаясь, дверями влекома;<\p>
каждый хотел протащить хоть немножко<\p>
громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,<\p>
в глаза им улыбку протиснул, пугая<\p>
ударами в жесть, хохотали арапы,<\p>
над лбом расцветивши крыло попугая.
Ранний Маяковский — это поэт города. Пейзаж в его стихах — это почти всегда городской пейзаж. Но «адище города» (название его стихотворения 1913 года) и «крохотные… адки» — лишь частные образы общего неблагополучного, катастрофичного мира, открывающегося поэту. Город Маяковского явился из мертвого хаоса, он отторгает и уничтожает человека.
Тема города стала центральной и в стихотворении «Ночь». С первых его строк чувствуется, что их создавал не только поэт, владеющий поэтическим языком, но и живописец, владеющий кистью и колоритом:
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги…
Зрительные впечатления наблюдательного живописца лежат в основе построчных цветовых образов. Охваченные взглядом окна и двери, бульвары и площади, здания и плывущая людская толпа — все расцвечено неожиданными, но «говорящими» красками, создающими картину переменчивой ночной жизни большого города. Краски, предметы здесь — все в действии, движении, изменении.
Они либо только что изменили цвет (небо потемнело, закат погас — «багровый и белый отброшен…»), либо находятся в процессе изменения («толпа… плыла, изгибаясь…»), либо оказываются объектом чьей-то воли («толпа… дверями влекома»). Город прочувствован автором в своем механическом, пестром и бездуховном существовании.
И это становится источником меланхолического, печального жизнеощущения лирического героя.
В стихотворении практически нет словесных новаций и экспериментов, нет и какой-либо необычной, бросающейся в глаза рифмовки.
Но здесь уже есть то, что станет определяющим в поэтике Маяковского: зримая конкретность, красочность и динамичность образов, метафорическая насыщенность, объемность и многозначность метафор («в зеленый бросали горстями дукаты» — это и зелень бульваров в золоте загорающихся уличных фонарей и зелень ломберных игральных столов, к которым влечется толпа, и т. п.), фактурная плотность, крепость, «сбитость» стиха.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=485
Анализ стихотворения Владимира Маяковского “Ночь”
Анализ стихотворения
Владимира Маяковского «Ночь<\p>
Лирический герой
этого произведения предстает перед
нами страдающим и одиноким.
На город
спускается ночь – но где же величие
тьмы? Где то, чем так восхищались
предшественники поэта – Лермонтов, Пушкин, Тютчев? Этого нет. Это – безвестно
кануло.
Я читаю первую строфу – что
я вижу? Разврат, обман, иллюзия – развлечения
и игра.
Вторая – плен, несвобода. И свет-то фонарный какой-то не такой – он разгоняет величие, виснет на щиколотках кандалами…
Третья – тема толпы, а кругом все то же: давление «громады»
неестественного смеха, игра пестрых
красок – карнавал, за масками которого не разглядеть человека…
А четвертая строфа – это сознание собственного «Я»
песчинки, которая лежит на морском
берегу. Вот она – толпа. Все бегут! Куда? Может, нам по пути? Я хочу улыбнуться, я даю улыбку на широко раскрытой
ладони… Но сужаются глаза, некуда дать… Я втискиваю, всовываю, я пытаюсь
протиснуться весь… А его, поэта, пугают. А они, краски, мечут в глаза.
И поэт закрывается
и уходит, хотя уходить – некуда.
Отсюда – все то, что отражалось и на жизни
реального Маяковского: амплуа «литературного хулигана», дерзкие выходы на вечерах, лишь бы не кануть в безвестность, желтая кофта в черную полоску – надетая
от бедности вещь, «красная тряпка»
для быков критики. Он всегда хотел
«быть понят своей страной». Хотя бы даже и не страной – хотя бы одним
человеком…
В творчестве раннего
Маяковского с темой города перекликается
и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают. Город – игрок.
Люди – толпа. Вместо окон-глаз – веером желтые карты. Вместо фонарных огней – желтые раны. Желтый цвет вообще символичен, им пользовалось не одно поколение
писателей и поэтов, да и художников. Желтый – разлука, болезнь и печаль.
Кажется, что Маяковский не любил фонарей, они в его
поэзии – разрушители величия, похотливые старики, которые лезут Королеве-Ночи под юбку, разрушают ее, режут
острой бритвой по ногам, выхватывают
все, что просто так не видно глазу…
Желтый электрический свет – только ведь электрический – желтый! Если взглянуть
на солнце, оно девственно-белое. Но белый, как и багровый, «отброшен
и скомкан». Никому не надо – приходит другое на смену. Желтый, зеленый. Зеленый – этот ужасный цвет игрального сукна, тот цвет, который сгубил многих.
Горстями – дукаты, не думая ни о чем… Падают крошечные желтые монетки, чуть звякают, блестят… Как фонарные круги. Как звезды – то, что тоже было когда-то величественно, а теперь никому не нужно.
Точно так же, как и вся эта
бесчестная жизнь, где не нужно ни солнца, ни звезд – все отбросить, от всего закрыться – есть искусственный
свет, искусственный смех, который
тяжел и неприятен, как удары
в жесть, как громада, искусственная
жизнь.
Источник: https://freepapers.ru/9/analiz-stihotvoreniya-vladimira-mayakovskogo-noch/140649.887546.list1.html
План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения “Послушайте!”
Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «Послушайте!».
Оборудование урока:
Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват.учредждений. / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2000. – 544 с.
План анализа лирического произведения и этапы работы над стихотворением (материал дан в распечатанном виде) на каждом столе.
Запись стихотворения в исполнении О.Басилашвили.
Запись музыкального произведения , созданного на стихи В. Маяковского В.Дашкевичем (поёт Е.Камбурова).
Фотографии В.Маяковского.
Цели урока:<\p>
повторить изученное по теории стихосложения (подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе);
закрепить понятие футуризм;
Предварительное домашнее задание:<\p>
Статья учебника, с. 128-136 ( ознакомиться).
Прочитать стихотворение Маяковского «Послушайте!».
Вспомнить стихотворения русских поэтов классиков, тех, кого футуристы собирались «бросить с парохода современности, о небе и звёздах.<\p>
Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звёздной данью.
В такие вот часы встаёшь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.
В.Маяковский
Вспомните основные черты футуризма.
общая идея разрушения мира;
культ техники, индустриальных городов;
отрицание гармонии как принципа искусства;
словесные деформации, напряженный интерес к
«самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
абсолютизация динамики силы , творческого произвола<\p>
художника;
пафос эпатажа.<\p>
Анализ стихотворения.
История создания стихотворения. См. С.Коваленко. «Звездная дань»: Женщины в судьбе Маяковского.- М.: ЭЛЛИС ЛАК, 2006.- С.139-169.
Игорь Северянин описал свои отношения с Софьей Сергеевной Шамардиной в автобиографическом романе «Колокола собора чувств», там же запечатлён её портрет:
Звонок. Шаги. Стук в дверь. «Войдите!» –<\p>
И входит девушка. Вуаль
Подняв, очей своих эмаль
Вливает мне в глаза, и нити
Зеленобронзовых волос
Капризно тянутся из кос.
Передаёт букет гвоздики
Мне в руки. Молча и бледна,
Её глаза смелы и дики:
«Я Сонечка Амардина…»
Чтение стихотворения подготовленным учеником или прослушивание записи, где стихотворение читает Олег Басилашвили.
Какова форма этого стихотворения ? Что это? Диалог? Конечно же обращение, монолог.
Стихотворение строится как взволнованный монолог лирического героя, ищущего ответа на философский вопрос о смысле существования этого мира:<\p>
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Есть ли в стихотворении другие лирические персонажи?
Есть – это Бог и ещё один персонаж. Формулируя вопрос, лирический герой называет его – «кому-нибудь», «кто-то». Есть ещё и третий персонаж.
Кстати, к какой части речи относятся эти слова? Разряд местоимений? Кто этот «кто-то»? Чем он отличается от всех остальных?
Ему на звезды не наплевать, он понимает, что значит свет для людей. Он посредник между Богом и людьми. Он тот, кто решится обратиться к Богу с просьбой, чтобы обязательно была звезда.
Попытайтесь определить основную тему стихотворения.<\p>
Сделать это очень сложно. Но одно ясно: ночь, звёзды, небо, космос — это мы видим на внешнем уровне. Попробуем разобраться, что на внутреннем, что скрыто в подтексте….
Идея (авторскую позицию) стихотворения, ради чего написано стихотворение? Какой человек чаще всего смотрит на небо? Это мы попытаемся определить позже.
А сейчас, подумайте над тем, как строится стихотворение, на какие части его условно, конечно же, можно разделить.
<\p>
Условно стихотворение можно разделить на 4 части: 1 — обращение ко всем (первые 5 строчек), П-я — рассказ о ком-то ,кто врывается к Богу; третья — его состояние после встречи с богом; четвёртая — снова обращение ко всем.
Постановка задачи перед группами: работаем по группам: 1 часть — 1У группа;. П часть — вторая группа; Ш часть — Ш группа; 1У часть — 1 группа. Общая задача: анализируя отрывок , не забывать о том, что ранний Маяковский — футурист. Как проявились идеи и черты футуризма в стихотворении? Помните, содержание отрывком вне контекста всего стихотворения рассматривать нельзя.
Зарядка.
Заслушиваем ответы групп. Возможные ответы и комментарии учителя:
1У группа.
Стихотворение начинается с о призыва ко всем «Послушайте!» Что звучит в этом восклицании? В этом восклицании звучит боль и чувствуется отчаяние лирического героя, пытающегося достучаться до людских сердец. Он ищет ответ на вопрос, который звучит как риторический:
Ведь, если звёзды зажигают,<\p>
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Вообще начало стихотворения звучит как продолжение какого-то диалога, спора.
Между кем? Может быть лирический герой (а в данном случае читай: Маяковский) спорит с самим собой? Ведь отрицая поэзию Пушкина, Фета, Тютчева, отрицая красоту в целом ( Поэзия – встрёпанная девка,// А красота — кощунственная дрянь, –<\p>
так антиэстетизм декларировал Д.Бурлюк — друг и учитель В.Маяковского), футуристы должны были отрицать и божественную красоту неба.
Разговорность интонации подчёркивается просторечным союзом «ведь», а также трижды повторенным «значит». Наверное, это слово повторяется ещё и потому, что лирический герой, спрашивая, очень хочет услышать утвердительный ответ: да, да, да…
Неопределённое местоимение кто-то, кому-то выражает одновременно некую неуверенность лирического героя и – надежду. В метафоре «звёзды зажигают» выражена мысль лирического героя о том, что только горящая звёзда, живая звёзда «придаёт смысл жизни, является подтверждением наличия в мире любви, красоты, добра» (Дядичев В.Н.)
Противопоставление философии антиэстетизма и категории прекрасного выражено и в контекстных антонимах : звёзды для кого-то плевочки, а для кого-то — жемчужины.
Аллитерация звуков «з» и «ж» (звезды, зажигают, значит, нужно, называет жемчужиной) также передаёт взволнованность лирического гороя.
Почему первый стих разбит на две строки?
Таким образом логическое ударение падает на два слова «послушайте» и «зажигают».
П группа.
Во второй части возникает новый образ — образ Бога, Создателя . Господь предстаёт в стихотворении земным тружеником: об этом говорит эпитет «жилистая» рука. Взволнованность лирического героя выражена в глаголах и глагольных формах (надрываясь -д.
, врывается, боится, что опоздал, плачет,просит, клянётся) В этой части вообще очень много глаголов, она очень динамична. Когда читаешь строфу, возникает ощущение, что ты видишь эту картину. Это происходит, благодаря использованию глаголов несовершенного вида в форме настоящего времени.
Динамика передаётся также переносом логического ударения на глаголы («ломается» стих – глаголы вынесены на отдельную строчку: надрываясь, врывается. ).
О чём просит лирический герой? Почему клянётся? Не забывайте, что стихотворение пишет влюблённый поэт!
Жизнь и любовь под беззвёздным небом невозможны. Нет красоты – и нет любви. Вот почему лирический герой не перенесёт эту беззвёздную муку .Высокий эпитет беззвездная как бы одухотворяет слово мука.
<\p>
Заметьте, у Маяковского нет никаких сомнений в Божественном происхождении мира. Критики часто пишут о несколько фамильярном обращении к Господу нашему, но это спорный вопрос. И мы это видим в стихотворении.
И отношения с Богом у Маяковского и лирического героя в этом произведении ,скорее, доверительные, чем фамильярные.
Ш группа.<\p>
В следующей части снова два персонажа: лирический герой и кто-то, к кому он обращается. Возможно, та, ради которой он просил Бога . В эпитетах «тревожный» и «спокойный наружно» отражается внутреннее состояние лирического героя.
Что его волнует? Что его мучит? В вопросе лирического героя мы слышим слово теперь («Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!») Возможно, это продолжение диалога, начатого до слов «Послушайте!…
(Обратите внимание на восклицательную интонацию !) Значит, было страшно, значит, не было звёзд. Волнение лирического героя передаётся в последнем вопросе : «Да?!» Вот почему тревожный,: неуверенность и надежда…
На что? Возможно, на ответное чувство? Обратите внимание на то, как построен стих, он снова членится:, благодаря этому логическое ударение падает на ключевые слова :после, тревожный, ничего, не страшно, да).
1 группа.
Последняя часть, казалось бы полностью повторяет первую. Мы видим своего рода закольцованность композициии, сохраняется вопросительная интонация. Но её утвердительное значение резко усилено. Первый стих разбит дважды, и дополнительное разбиение усиливает паузу:
Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают –<\p>
значит — это кому-нибудь нужно?
Анафора , синтаксический параллелизм, синонимы(…значит – это кому-нибудь нужно? // Значит — это небходимо…) усиливают утвердительное значение риторического вопроса.<\p>
Обратите внимание, небо, звёзды словно становятся ближе : звёзды должны загораться каждый вечер над крышами – рядом с людьми и для людей.
О чём говорит вопросительная интонация последнего предложения и почему Маяковский всё-таки добавил восклицательный знак к знаку вопроса?<\p>
Согласны ли вы с высказыванием А.Михайлова : «Мир не раскрывает перед поэтом свои тайны, и он недоумённо вопрошает:<\p>
Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают –<\p>
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Система вопросов для анализа последней части:
Прочитайте начало и конец стихотворения.
Какой композиционный приём использовал В. Маяковский?
Что хочет сказать поэт в последней части стихотворения? Какие приёмы он использует?
О чём говорит вопросительная интонация последнего предложения и почему Маяковский всё-таки добавил восклицательный знак к знаку вопроса?<\p>
10. Рифма и ритмика.
Можно ли определить размер, которым написано стихотворение? Что такое тонический стих? Маяковский использует тонический стих, зачем? Доверительность интонации создается тоническим стихом, который приближает поэтическую речь к разговорной. Рифма есть только в первом четверостишии — перекрёстная .
<\p>
11. Какова общая тональность стихотворения, как она связана с содержанием? Какое чувство лирического героя звучит в стихотворении?
Ритмика стихотворения достаточно резка, бодрая, но содержание, скорее, минорное — в стихотворении звучит неуверенность лирического героя, мы чувствуем, что он трагически одинок.
12. Так какова же основная мысль стихотворения? Что утверждает поэт стихотворением?<\p>
В этом мире необходимы красота и любовь, душевное тепло. Звёзды на небе зажигает Господь. Звёзды в человеческой душе может зажечь другой человек.<\p>
13. Как стихотворение связано с идеями футуризма?
Никак. Оно .,скорее ,отрицает идеи футуризма, идеи разрушения гармонии, идеи разрушения синтаксиса и грамматики.<\p>
Ш.<\p>
1. Вспомните в стихотворениях, каких поэтов звучала уже тема звёздного неба? Чьи традиции продолжает поэт-футурист Маяковский?<\p>
Лермонтов :
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
А.А.Фет
Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.
Бунин И.А.
Не устану воспевать вас, звезды!
Вечно вы таинственны и юны.
С детских дней я робко постигаю
Темных бездн сияющие руны.
В детстве я любил вас безотчетно, –
Сказкою вы нежною мерцали.
В молодые годы только с вами
Я делил надежды и печали.
Вспоминая первые признанья.
Я ищу меж вами образ милый…
Дни пройдут – вы будете светиться
Над моей забытою могилой.
И быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!
1901
2. Прослушайте музыкальное произведение, написанное на стихи Маяковского. Автор — композитор, наш современник В.Дашковский, исполнительница — певица Е.Камбурова. Близко ли к вашему восприятию стихотворения это произведение?
ДЗ:<\p>
учебник-практикум на с. 212. прочитайте Стихотворение Франсиса Жамма, опубликованное в России в 1913 году в переводе И.Эренбурга. Стихотворение называется «Молитва, чтобы получить звезду». Что родним его со стихотворением Маяковского, чем они отличаются друг от друга. (Если не успеваю — как часть ДЗ);
на выбор своё стихотворение или анализ стихотворения Маяковского. Тырыкина – сравнительный анализ<\p>
стихотворения Маяковского и Фета «Среди звёзд».
Список литературы:
Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват.учредждений. / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2000. – 544 с.
Литература. 11 кл. В 2-х ч. Ч.1 : Учебник для общеобразоват. учреждений. , Т.Ф.Курдюмова и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011.- 367 с.
Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.
Коваленко С. «Звездная дань»: Женщины в судьбе Маяковского.- М.: ЭЛЛИС ЛАК, 2006.- С.139-169.
Михайлов А.А. Маяковский. – М.: Молодая гвардия, 1988.- 558 с.
1 группа наблюдает за лексикой (лексический повтор, антонимы, синонимы, омонимы, слова высокого стиля, низкого – просторечие, бранная лексика) и тропами (метафора, эпитет, гипербола, синекдоха, олицетворение, метонимия, литота, сравнение, ирония).
П группа – за поэтическим синтаксисом (анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, восклицание, обращение, именительный темы, инверсия, композиционный стык, одинаковые начало и конец текста, параллелизм предложений, сравнение – приложение с оттенком сравнения, сказуемое с оттенком сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, сравнительный оборот парцелляция, эпифора).
Ш группа – за ритмикой, определяет размер, которым написано стихотворение (двустопные : хорей, ямб; трёхстопные : дактиль- ударение на первом, амфибрахий – ударение на втором, анапест – ударение на последнем слоге; тонический стих, включающий дольник дольник – стих, ритмика которого организуется выравненностью ударений по количеству их в стихотворных строках, и акцентные стихи), а также систему рифмовки (простая рифма – повторяются отдельные звуки, составная – группы слов, панторифма – повторяются целые строки; точные и неточные; мужские, женские, дактилические – ударение на третьем от конца стиха слоге ; парные, или смежные – аабб, перекрестные – абаб, охватные, опоясанные, или кольцевые – абба, белый стих – нерифмованные стихи).<\p>
1У группа – занимается звукописью (ассонанс, аллитерация, тональность).
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/21/rannyaya-lirika-vvmayakovskogo-analiz-stikhotvoreniya