Краткое содержание “Чистого понедельника” Бунина
«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал лучшим своим произведением. Во многом из-за его смысловой глубины и неоднозначности интерпретации. Рассказ занимает важное место в цикле «Тёмные аллеи». Временем его написания считается май 1944 года. В этот период своей жизни Бунин находился во Франции вдали от родины, где шла Великая Отечественная война.
В таком свете маловероятно, что 73-летний писатель посвятил своё произведение только теме любви. Правильнее сказать, что через описание отношений между двумя людьми, их взглядов и мировоззрений перед читателем открывается правда современной жизни, её трагическая подоплёка и насущность многих нравственных проблем.
В центре рассказа история отношений вполне состоятельных мужчины и женщины, между которыми появляются чувства друг к другу. Они интересно и приятно проводят время, посещая рестораны, театры, трактиры и мн. др. Рассказчика и главного героя в одном лице тянет к ней, но возможность брака сразу исключается – девушка однозначно считает, что не годится для семейной жизни.
<\p>
Анализ произведения и краткое содержание текста
Однажды накануне Чистого понедельника в Прощёное воскресенье, она просит заехать за ней немного раньше. После чего они отправляются в Новодевичий монастырь, посещают местное кладбище, гуляют среди могил и вспоминают похороны архиепископа.
Героиня понимает, как сильно её любит рассказчик, а сам мужчина подмечает большую религиозность своей спутницы. Женщина рассуждает про жизнь в монастыре и сама грозится отправиться в самый глухой из них.
Правда, рассказчик не придаёт её словам особой важности.
На следующий день уже вечером по просьбе девушки они отправляются на театральный капустник. Достаточно странный выбор места – особенно учитывая то, что героиня не любит и не признаёт подобных сборищ. Там она пьёт шампанское, танцует и весело проводит время. После чего уже ночью рассказчик привозит её домой. Героиня просит подняться мужчину к ней. Они сближаются окончательно.
Наутро девушка сообщает, что уезжает ненадолго в Тверь. Спустя 2 недели от неё приходит письмо, в котором она прощается с рассказчиком, просит не искать её, так как «в Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг».
Мужчина выполняет её просьбу. Однако не брезгует времяпрепровождением в грязных кабаках и трактирах, предаваясь равнодушному существованию – «спивался, всячески опускаясь, все больше и больше». Затем долго приходит в себя, а через два года и вовсе решается на поездку во все те места, которые вместе с любимой они посетили в то Прощёное воскресенье.
В какой-то момент героя охватывает некое безнадёжное смирение. Подъехав к Марфо-Марьинской обители, он узнаёт, что там идёт служба и даже проходит внутрь. Здесь в последний раз герой видит свою возлюбленную, которая участвует в службе вместе с другими монахинями. При этом девушка не видит мужчину, но взгляд её как раз направлен в темноту, где и стоит рассказчик.
После чего он тихо покидает церковь.
Композиция рассказа
Композиция рассказа основывается на трёх частях. Первая служит для представления героев, описания их взаимоотношений и времяпрепровождения. Вторая часть посвящается событиям Прощёного воскресенья и Чистого понедельника. Самая короткая, но важная в смысловом плане третья часть завершает композицию.
Читая произведения и переходя от одной части к другой, видно духовное взросление не только героини, но и самого рассказчика. В конце рассказа перед нами уже не легкомысленный человек, а мужчина, испытавший горечь расставания с любимой, способный переживать и осмысливать свои поступки прошлого.
Учитывая, что герой и рассказчик – одно лицо, увидеть изменения в нём можно даже с помощью самого текста. Мировоззрение героя после грустной истории любви кардинально меняется.
Рассказывая о себе в 1912 году, повествователь прибегает к иронии, показывая свою ограниченность в восприятии любимой.
Важна только физическая близость, а сам герой не пытается понять чувств женщины, её религиозность, взгляды на жизнь и мн. др.
В заключительной части произведения мы видим рассказчика и мужчину, который понимает значение переживаемого опыта. Свою жизнь он оценивает ретроспективно и меняется общая тональность написания рассказа, что говорит о внутренней зрелости самого повествователя. При прочтении третьей части складывается впечатление, что она написана совсем другим человеком.
По жанровым особенностям большинство исследователей относят «Чистый понедельник» к новелле, потому что в центре сюжета имеется переворотный момент, который заставляет по-другому интерпретировать произведение. Речь идёт об уходе героини в монастырь.
Новелла И.А. Бунина отличается сложной пространственно-временной организацией. Действие происходит в конце 1911 – начале 1912 годов.
Это подтверждается упоминанием конкретных дат и текстовыми отсылками к реальным историческим лицам, которые были известны и узнаваемы в то время.
Например, герои впервые встречаются на лекции Андрея Белого, а на театральном капустнике перед читателем появляется деятель искусств Сулержицкий, с которым как раз и танцует героиня.
Временной диапазон небольшого произведения достаточно широк. Существует три конкретные даты: 1912 год – время сюжетных событий, 1914 год – дата последней встречи героев, а также некое «сегодня» рассказчика.
Весь текст наполнен дополнительными временными ориентирами и ссылками: «могилы Эртеля, Чехова», «дом, где жил Грибоедов», упоминается допетровская Русь, концерт Шаляпина, раскольничье Рогожское кладбище, князь Юрий Долгорукий и много другое.
Получается, что события рассказа вписываются в общий исторический контекст, оказываются не просто конкретным описанием отношений между мужчиной и женщиной, а олицетворяют собой целую эпоху.
Неслучайно ряд исследователей призывают видеть в героини образ самой России, а её поступок трактовать как призыв автора идти не революционным путём, а искать покаяние и сделать всё, чтобы изменить жизнь целой страны. Отсюда и название новеллы «Чистый понедельник», который как первый день Великого поста должен стать отправной точкой на пути к лучшему.
Главные герои и их характеристика
Основных действующих лиц в рассказе «Чистый понедельник» всего два. Это героиня и сам рассказчик. Их имена читатель так и не узнаёт.
В центре произведения находится образ героиня, а герой показан уже через призму их отношений. Девушка умна. Часто говорит по-философски мудро: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
В героине уживаются противоположные сущности, в её образе много противоречий. С одной стороны, её нравится роскошь, светская жизнь, посещение театров, ресторанов.
Однако это не мешает внутренней тяги к иному, значительному, прекрасному, религиозному. Она увлекается литературным наследием, причём не только отечественным, но и европейским.
Часто цитирует известные произведения мировой классики, житийную литературу рассказывает о старинных обрядах и похоронах.
Девушка категорически отрицает возможность брака, считает, что не годится в жены. Героиня ищет себя, зачастую пребывает в раздумьях. Она умна, красива и зажиточна, но рассказчик каждый день убеждался: «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она постоянно и до какой-то поры бессмысленно ищет себя.
Её привлекает роскошная, весёлая жизнь, но вместе с тем она ей противна: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать». Правда, сама она и «обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…». Именно такой противоречивый образ героини создаёт И.А.
Бунин в своём произведении.
Желая найти для себя что-то иное, она посещает церкви, соборы. Девушке удаётся вырваться из привычного окружения, пусть и не благодаря любви, которая оказывается не настолько возвышенной и всемогущей. Найти себя ей помогает вера и уход от мирской жизни.
Такой поступок подтверждает сильный и волевой характер героини. Именно так она отвечает на собственные размышления о смысле жизни, понимая бесполезность той, которую ведет в светском обществе.
В монастыре главным для человека становится любовь к Богу, служение ему и людям, тогда как всё пошлое, низменное, недостойное и обыденное больше не станет беспокоить её.
Главная идея рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»
В этом произведении Бунин выводит на первый план историю отношений между двумя людьми, но основные смыслы скрыты намного глубже.
Однозначно интерпретировать этот рассказа не получится, так как он одновременно посвящён и любви, и нравственности, и философии, и истории. Однако основное направление мысли писателя сводится к вопросам судьбы самой России.
По мнению автора, страна должна очиститься от своих грехов и возродиться духовно, как это сделала героиня произведения «Чистый понедельник».
Она отказалась от прекрасного будущего, от денег и положения в обществе. Решилась уйти от всего мирского, потому что невыносимо стало пребывание в свете, где исчезла истинная красота, а остались только «отчаянные канканы» Москвина и Станиславского и «бледный от хмеля, с крупным потом на лбу», еле держащийся на ногах Качалов.
Произведение Ивана Бунина “Легкое дыхание” имеет очень запутанный сюжет и сложную философскую идею, затрагивая и проблему любовных отношений и враждебности общества к личности.
Рассказ Бунина “Антоновские яблоки” посвящен теме смены эпох, периода дворянства и новой России, где дворяне утратили свой авторитет, багатство и смысл существования.
Продолжать галерею подобных образов можно долго. Просто в описании светской Москвы 1910-х годов, в размышлениях над поступком героини, понимании её собственных мыслей и высказываний становится понятна главная идея рассказа.
Она довольно проста и сложна одновременно: когда-нибудь Чистый понедельник наступит для каждого человека, живущего в России, и для всей страны в целом. Рассказчик, пережив расставание с любимой, проведя 2 года в постоянной рефлексии, смог не только понять поступок девушки, но и встать на путь очищения.
По мнению автора, только через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/chistiy-ponedelnik.html
Анализ рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина
Трагический бунинский сюжет о любви составляет основу рассказа «Чистый понедельник». Два человека внезапно встречаются, и между ними вспыхивает прекрасное и чистое чувство.
Любовь приносит не только радость, влюбленные переживают огромные мучения, которые терзают их души.
В произведении Ивана Бунина описывается встреча мужчины и женщины, которая заставила их забыть обо всех проблемах.
Свой рассказ автор начинает не с самого начала романа, а сразу с его развития, когда любовь двух людей достигает своей кульминации. И.
Бунин прекрасно описывает все подробности этого дня: московский день был не только зимний, но, по описанию автора, темный и серый.
Обедали влюбленные в разных местах: сегодня это могла быть «Прага», а завтра они кушали уже в «Эрмитаже», потом это мог быть и «Метрополь», или какое-то другое заведение.
С самого начала бунинского произведения не покидает предчувствие какой-то беды, большой трагедии. Главный персонаж старается не задумываться о том, что будет завтра, о том, к чему вообще могут привести эти отношения. Он понимал, что с той, которая ему была так близка, не стоит говорить о будущем. Ведь ей просто не нравились эти разговоры и на его любые вопросы она не отвечала.
Но почему главная героиня не желала, как многие девушки, мечтать о будущем, строить планы? Может быть, это минутное влечение, которое скоро должно закончиться? Или же она уже знает все, что должно скоро с ней случиться в будущем? Иван Бунин описывает свою героиню так, словно она совершенная женщина, которую невозможно сравнить с другими прекрасными женскими образами.
Главная героиня обучается на курсах, не понимая, как потом в жизни ей это приходится. Бунинская девушка хорошо образована, в ней чувствуется утонченность и ум. Все в ее доме должно быть прекрасным.
Но окружающий мир ее совсем не интересует, она отстраняется от него. По ее поведению казалось, что она равнодушна и к театрам, и к цветам, и к книгам, и к обедам.
И это равнодушие не мешает ей полностью погружаться в жизнь и наслаждаться ею, читая книги и получая впечатления.
Прекрасная пара для окружающих людей казалась идеальной, их даже провожали взглядами. И было чему завидовать! Молодые, красивые, богатые — эти все характеристики подходили к этой паре.
Эта счастливая идиллия оказывается странной, так как девушка не желает стать женой главного героя. Это заставляет задуматься над искренностью чувств возлюбленной и мужчину.
На все его расспросы девушка находит лишь одно объяснение: она не умеет быть женой.
Видно, что девушка не понимает, каково ее предназначение в жизни. Душа ее мечется: роскошная жизнь ее привлекает, но хочется ей чего-то другого. Поэтому и прибывает она постоянно в мыслях и раздумьях. Чувства, которые испытывает девушка, непонятны ей самой, не может и главный герой в них разобраться.
Ее привлекает религия, девушка с удовольствием ходит в церковь, восхищается святостью. Героиня сама не может понять, почему это так ее привлекает. Однажды она решается на важный шаг — подстриг в монахини. Ничего не сообщив возлюбленному, девушка уезжает. Через время главный герой получает от нее письмо, где молодая женщина сообщает о своем поступке, но объяснять она даже не пытается.
Главный герой с трудом переживает поступок любимой женщины. Однажды он смог ее увидеть случайно среди монахинь. Бунин не случайно дает своему произведению название «Чистый понедельник». Накануне пред этим днем влюбленные вели серьезный разговор о религии. Главный герой впервые был удивлен размышлениями своей невесты, настолько они были для него новы и интересны.
Внешняя довольствие жизнью скрывало глубину этой натуры, ее тонкость и религиозность, постоянные ее терзания, которые и привели девушку в обитель монашки.
Глубокие внутренние искания помогают объяснить и равнодушие молодой женщины, которое она проявляла к светской жизни. Она не видела себя среди всего того, что ее окружало. Счастливая и взаимная любовь не помогает обрести ей гармонию в душе.
В этом бунинском рассказе любовь и трагедия неразделимы. Любовь дается героям, как некое испытание, которое им предстоит пройти.
Любовная трагедия главных героев заключается в том, что они не смогли до конца понять друг друга и не смогли правильно оценить личности, которые нашли свою половинку.
Бунин своим рассказом «Чистый понедельник» утверждает мысль о том, что каждый человек — это огромнейший и богатейший мир. Внутренний мир молодой женщины богат духовно, но раздумья ее и размышления не находят опоры в этом мире.
Любовь к главному герою для нее уже не спасение, а девушка видит в этом проблему.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Сильная воля героини помогает уйти от любви, бросить ее, отказаться от нее навсегда. В монастыре ее духовный поиск прекращается, у молодой женщины появляется новая привязанность и любовь. Героиня находится смысл жизни в любви к Богу. Все мелкое и пошлое теперь ее не касается, ее одиночества и покоя теперь никто не нарушает.
Рассказ Бунина и трагичен, и печален. Нравственный выбор стоит перед каждым человеком и его нужно сделать правильно. Героиня выбирает свой жизненный путь, а главный герой, продолжая любить ее, не может найти себя в этой жизни. Его судьба грустна и трагична. Поступок молодой женщины по отношению к нему жесток. Они оба страдают: герой из-за поступка возлюбленной, а она по собственной воле.
Источник: https://sochinyalka.ru/2016/11/analiz-rasskaza-chistyj-ponedelnik-bunina.html
Чистый понедельник Бунин
Произведения Ивана Алексеевича Бунина плотно связаны с идеей и эстетикой классической русской литературы. Также в произведениях много реалистических традиций, однако, все они отображены им немного по-другому, в новом и переходном времени.
Бунин говорил, что литературный модернизм не в его стиле и он ему сильно не нравится, однако, со временем все же попал под его влияние. В данной статье речь пойдет о его произведении под названием «Чистый понедельник», которое было написано в 1944 году.
Вошёл этот рассказ в знаменитый сборник «Темные аллеи», который раскрывает перед читателем особый мир, где даже в мрачном пространстве, находится место для любви. Но ноты любви — это не единственное привлекательное действие.
Своими рассказами автор старался максимально точно показать жизнь России, как в дореволюционное время, так и после великих событий, которые для одних были делом созидательным, а для других разрушительным.<\p>
Краткое содержание
В рассказе, написанном от первого лица, каждый вечер герой посещает одну квартиру, которая расположен напротив храма. В этом месте живет девушка в которую он влюблён до безумия.Он много где с ней гуляет, водит по различным кабакам и театрам, закидывает ее различными подарками, однако он до последнего не может понять, чем это все кончится. Девушка молчит о будущем и о своих намерениях.
И хотя у главных героев нет интимной близости, юноша и без того по-настоящему счастлив рядом со своей возлюбленной. Девушка учится на курсах истории, живет она одна, отец ее купец в разъездах. Подарки она принимает от героя, благодарит его, но кажется, что ей это совсем безразлично.
Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом.
У нее, как и у каждой девушки есть любимые цветы, она любит сладости. Однако настоящая ее страсть заключается в шикарной одежде. По произведению сам герой и его девушка молоды и прекрасны. Он похож чем-то на итальянца, а она на персидскую принцессу. По характеру герой болтлив и весельчак, а она совершенно наоборот, молчалива и весьма тактична.
Главный герой часто вспоминает как он познакомился с возлюбленной. Произошло это на лекции, когда преподаватель бегал по аудитории и пел песни. Тогда это так развеселило парня, что он безудержно хохотал, и девушку это очень привлекло. С первых встреч юноша чувствовал очарование и был счастлив, хотя желание быть с девушкой ещё ближе не покидало его.
Происходит все это в одном тоне на протяжении нескольких месяцев. Прошла Масленица и девушка просит героя приди к ней раньше, чем это обычно было. После они вместе идут в монастырь, где по пути она рассказала про обряд захоронения архиепископа. Тогда герой очень удивился. Он понял, что плохо знает ее раз не замечал такое сильное увлечение религией.
Возле монастыря они посещают кладбище, где долго ходят среди могил. Герой смотрит на нее так влюбленно, что девушка понимает — это не простое увлечение, вероятно, это любовь. Когда набродившись, они попадают в трактир, героиня продолжила рассказывать про монастыри и высказала желание с радостью уйти служить богу.
Однако рассказчик так любуется ею, что не замечает, что она говорит и не принимает ее слова всерьез.Через день она просит героя привезти ее к театру на капустник. Весь вечер она употребляла шампанское и танцевала. После герой отвез ее домой, и она попросила его подняться к ней.
Позже они занялись любовью, а наутро она сказала, что уезжает навсегда в Тверь и просит не искать ее, она сама напишет. В письме говорилось так:
В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…
Герой был в отчаянии, начал много пить, полностью потерял веру и в себя, и в жизнь. Через два года он опять вспомнил о любимой и повторил путь, который однажды проделал с ней в Прощеное воскресенье.
Внутри шла служба для княгини и князя, герой, сунув деньжат дворнику, прошел туда. Здесь происходит крестный ход. Первой идет княгиня, за ней идут сестры со свечами.
Одна из них подняла глаза и посмотрела прямо на героя, однако он повернулся и ушел.
Анализ рассказа «Чистый понедельник»
Название данного рассказа придумано неспроста, Чистый понедельник, это дата первой недели во время Великого поста. Также здесь еще и другой смысл, можно рассмотреть, что действия происходят в последний праздник перед войной в Москве.
В произведении присутствует сильная и разносторонняя атмосфера, возможно это все из-за того, что само произведение написано от первого лица. Здесь все описано довольно просто, все происходит в странном городе, где герой страдает непонятной любовью к загадочной девушке. Герой даже не думает о будущем, ему совершенно неважно, что случится.
Рассказ написан с применением рефрена, который усиливает ощущения, как бы сна наяву.
«И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя»
Жизнь в Москве описана весьма детально, в рассказе много конкретики. Например, то что утро у автора пахнет и снегом, и запахом из пекарен, а день-то сырой — этому тоже особое внимание. Здесь также много доскональных описаний, вот некоторые из них: «серым кораллом сучья в инее», «переполненные, ныряющие трамваи», «снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие».
Как видно жизнь в советском мегаполисе описана подробно, читатель проникается произведением и уже кажется, что он сам присутствует на месте событий и ощущает все эти запахи.Город описан удивительно точно. В рассказе показано много достопримечательностей Москвы. Автор, не ленясь, описывает как монастыри и соборы, так кабаки и рестораны.
Даже ресторанные меню описаны достаточно красочно. Главные герои едят то розовых рябчиков, в прожаренной сметане, то блины с домашним травничком. Когда читаешь данное произведение создается ощущение, что здесь происходит вечное движение. Сам же герой приехал из нынешней Пензы, вот он уже в Москве и влюбляется, а девушка сама тоже не из Москвы, она из Твери.
Герои, познакомившись, постоянно что-то делают, читают и обсуждают книги, ходят по театрам, посещают концерты и не забывают про лекции.Примечательно, даже место где они проживают. Так мужчина живет у Красных ворот, а она возле храма. Всё это указывает на темперамент героев. И хотя внешность и характеры их были разные, они тянулись друг к другу.
«Я был красив почему-то южной, горячей красотой…», «А у нее красота была какая-то индийская, персидская…»
В рассказе все описано понятно и детально. Все запечатлено в произведении: место встреч, разговоры, настроение героев, даже подробно рассказано как расположены в квартире те или иные предметы. Их любовь называется странной и загадочной, в чем-то непонятной. Потом еще эта разлука, девушка уходит в монастырь и, скорее всего, даст обед.В данном произведении подчеркнут не только психологический аспект, здесь много философии и истории. На конкретном примере показана вся серость будней жизни в России. Кругом тоска и нет надежды на светлое будущее, только таинственность и роковое предчувствие. Читаешь это произведение и хочется задуматься о России-матушке. Интересно, что в отличие от других рассказов Бунина, здесь присутствуют конкретные временные рамки. Действия происходят в конце Масленицы и в начале Великого поста. Хоть произведение небольшое по объему, временной диапазон здесь достаточно широкий. Есть несколько дат, например, события развивались в 1912 году, а уже последняя встреча их произошла в 1914.Наблюдать внутренние переживания героя можно по нескольким вещам, таким как движение во времени и реальные исторические события. Вот он влюбился, его жизнь как бы обрела новый смысл, более возвышенный, но кругом присутствует трагичность того времени. Писатель очень тонко подчеркнул детали той эпохи, лирика здесь прорисовывается сквозь эпическое повествование.Хотя рассказ заполнен многими деталями и описаниями той эпохи, все же здесь четко видна вся лиричность и трагичность произведения. Что интересно, герои расстаются не потому, что их что-то обязывает. Просто их привычка друг к другу начала перерастать в любовь, это и является причиной расставания. В данном случае любовь не сблизила, а разъединила пару.
Как и большинство рассказов Бунина любовь является вспышкой, которая ни к чему хорошему не приводит, и это произведение не стало исключением. Выбор сделан, и каждый выбрал свой путь.<\p>
Источник: https://gfom.ru/chistiy_ponedelnik_bunin.php
Тема любви в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник»
Тема любви — вечная тема. К ней обращались поэты и писатели разных времен, и каждый пытался по-своему истолковать это многогранное чувство.
Свое видение темы дает в цикле рассказов «Темные аллеи» И. А Бунин. В сборник входит тридцать восемь рассказов, все они о любви, но ни один из них не создает ощущения повтора, а после прочтения всех произведений цикла не возникает чувства исчерпанности темы.
В центре рассказа «Чистый понедельник» — история любви загадочной и таинственной. Его герои — молодая пара влюбленных. Оба они «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» окружающие провожали их взглядами. А вот внутренний мир героев не отличается такой схожестью.
Он — ослеплен своей любовью. Каждую субботу возит своей избраннице цветы, то и дело балует ее коробками шоколада, старается обрадовать новыми привезенными книгами, каждый вечер приглашает ее то в ресторан, то в театр, то на какую-нибудь вечеринку.
Всецело поглощенный чувством обожания, он не может и не очень-то пытается понять, какой многосложный внутренний мир кроется за красивой внешностью той, которую он полюбил.
Неоднократно он задумывается о необычности, странности их отношений, но ни разу не ставит точки в этих размышлениях. «Странная любовь!» — замечает он. В другой раз говорит: «Да, все-таки это не любовь, не любовь…».
Он удивляется тому, почему она «раз и навсегда отвела разговоры об их будущем», удивляется тому, как она воспринимает его подарки, как ведет себя в минуты сближения. Все в ней для него — загадка.
Образ героя лишен той психологической глубины, которой наделена героиня. В ее поступках нет никакой логической мотивированности. Ежедневно посещая те заведения, куда ее приглашает молодой влюбленный, она однажды замечает, что хочет в Ново девичий монастырь, потому что «все кабаки да кабаки».
Герою невдомек, откуда такие мысли, к чему они, что вдруг стало с его избранницей. А чуть позже она заявляет, что удивляться тут нечему, что он просто ее не знает. Оказывается, она часто посещает кремлевские соборы, а случается это, когда возлюбленный «не таскает » ее по ресторанам.
Там, а не в увеселительных заведениях обретает она ощущение гармонии и душевного равновесия. Она любит «русское летописное, русские сказания» и рассказы ее об этом исполнены глубины. Она говорит, что не годится в жены. Размышляя о счастье, цитирует Платона Каратаева.
Но герой так и не может понять, что творится в ее душе, он «несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее» и все.
Как и в остальных рассказах цикла «Темные аллеи», Бунин не показывает в «Чистом понедельнике» любви, перерастающей в состояние прочного земного счастья. Любовь здесь так же не заканчивается счастливым браком, и образа женщины-матери мы здесь не находим.
Героиня, вступив с любимым в физически близкие отношения, молча уходит, моля его ни о чем не спрашивать, а потом письмом извещает его о своем уходе в монастырь. Она долго металась между сиюминутным и вечным и, в ночь на Чистый понедельник, отдавшись герою, сделала свой окончательный выбор.
В Чистый понедельник, первый день поста, человек начинает очищаться от всего дурного. Этот праздник стал переломным моментом и во взаимоотношениях героев.
Любовь в «Чистом понедельнике» — это счастье и мука, великая тайна, непостижимая загадка. Этот рассказ — одна из жемчужин бунинского творчества, покоряющая читателя редкостным очарованием и глубиной.
Источник: https://5litra.ru/soch/237-tema-lyubvi-v-rasskaze-i-bunina-chistyy-ponedelnik.html
Анализ рассказа «Чистый понедельник»
Юлия Семченкова
Анализ рассказа «Чистый понедельник»
Вторая мировая война… самое страшное время для миллионов людей. Все овеяно ужасом. Все думают о смерти, а в далеком французском городке Грас русский писатель создает прекрасную историю любви.
Более десяти лет назад Бунину вручили Нобелевскую премию за роман «Жизнь Арсеньева». Никаких средств к существованию уже не осталось – большая часть была отдана нуждающимся писателям.
Но кажется, что Ивана Алексеевича материальное не волнует: он погружен в воспоминания о дореволюционной России, воссоздает в памяти мельчайшие черты того времени, чтобы написать рассказ «Чистый понедельник», который впоследствии станет его любимым произведением.
Вера Николаевна Муромцева-Бунина в своей книге вспоминала, что Иван Алексеевич написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
Бунин пишет скоро. В его дневнике есть запись с восьмого на девятое мая 1944 года: «Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника». Рассказ был завершен уже двенадцатого мая 1944 года, но впервые опубликован только в 1945 году в нью-йоркском «Новом журнале».
Название произведения отсылает нас к христианскому празднику, первому дню Великого Поста, когда каждый должен отбросить низменные мысли и провести пост в чистоте. Героиня именно тогда решает начать новую жизнь.
Она разрывалась между двумя мирами: один – богатый, яркий, веселый, неоновый мир-праздник; второй – вечный, спокойный, возвышенный мир православной России. Девушка тяготела к ним обоим. В первом ее держит любовь, желание жить каждым днем, каждой секундой, но второй ее привлекает своими благородными стремлениями.
Но героиня осознает, что она действительно имеет душевные силы, чтобы уйти в монастырь и приносить добро людям.
Иван Алексеевич ведет рассказ в довольно странной манере. Мы знакомимся с героями, когда те уже близки и любят друг друга. Повествование «ленивое», неспешное.
Многочисленные детали, описания будто останавливают время и погружают читателя в историю любви.
Сюжет плавный, без резких поворотов вплоть до самой развязки, показывает нам будни двух влюбленных: бесконечные походы в модные рестораны, чаепития, чтение книг, запоминающийся «капустник», поиск дома Грибоедова, Новодевичий монастырь…
Героиня, на мой взгляд, с самого начала чувствовала приближение разлуки и поэтому не раскрывалась перед любимым.
Он ведь и не подозревал, что девушка часто бывает в соборах, монастырях, ходит на знаменитое раскольничье кладбище, изучает церковную культуру. Все это героиня ему открывает только в Прощеное воскресенье, в день их последней встречи.
Девушка уезжает в Тверь и говорит, что напишет герою письмо о своих планах, но оно не приносит хороших вестей – только просьбу не ждать ее никогда…
Следующие два года прошли бессмысленно и серо, но в Чистый понедельник герой решил еще раз увидеть все места, по которым он гулял со своею любимою в последний раз: Грибоедовский переулок, Ордынку, где он захотел посетить Марфо-Мариинскую обитель. Тогда он и увидел в последний раз свою возлюбленную. Она шла среди других инокинь, но внезапно устремила свой взгляд в темноту, на героя. Мужчина, не веря, что его можно было заметить, тихо покинул монастырь…
В рассказе много второстепенных, зачастую не имеющих реплик, героев. Но они имеют имена. Многие фамилии очень известны (Станиславский, Москвин).
Зная их, мы можем понять, когда происходили описываемые события, какой образ жизни вели персонажи, как они были связаны со всем обществом. Но в произведении ни разу не упоминаются имена главных героев.
Это довольно распространённый прием, с помощью которого автор концентрирует внимание на поступках, мыслях героев, их духовной жизни. Но безымянность придает рассказу интимную атмосферу. Во-первых, в обыденной жизни мы редко зовем родных по именам.
Мы хорошо знаем и чувствуем друг друга. Во-вторых, имена персонализируют. Если бы мы знали, как зовут героев, мы бы их воспринимали по отдельности, но мы не знаем, и поэтому они для нас являются единым целым, парой.
Произведение написано простым, легким, но красивым языком. Иван Алексеевич употребляет много эпитетов. Некоторые странные («сомнамбулически прекрасное начало»), другие понятны и привычны («мирный вечер», «золотая эмаль заката»).
С помощью них Бунин рисует прекрасные живые портреты.
Мы будто видим и «гранатовое бархатное платье», и «смугло-янтарное лицо», и «густую черноту волос» и чувствуем настроение героя через описание природы: «кирпично-кровавые стены монастыря», «тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный».
Повествование ведется от первого лица неслучайно. На мой взгляд, когда нет героя-рассказчика, мы воспринимает произведение по-другому.
Думаю, Иван Алексеевич выделял этот рассказ среди других своих произведений, потому что в нем любовь соседствует со святостью. Героиня уходит не к другому мужчине, она уходит в монастырь. Бунин уважает это решение.
Девушка сильна духом. Не каждый способен изменить свою жизнь таким образом.
Этот рассказ не только о любви, о красоте, о вере, но и о России и ее судьбе. Прощение, обращенное ко всем провинившимся, — вот что помогло бы России, по мнению Бунина, выстоять в вихре исторических событий 20 века. Путь России — путь поста и отрешения.
Ho так не случилось. Россия выбрала иную дорогу. И писатель не уставал в эмиграции оплакивать ее судьбу.
Наверное, поэтому это произведение и было самым любимым рассказом Бунина, лучшим, по его словам, из того, что им было написано, за создание которого он благодарил Бога…
Источник: https://pandia.ru/text/81/440/24867.php
Бунин, «Чистый понедельник»: анализ, краткое содержание :
В 1937 году Иван Бунин начал работу над своей лучшей книгой. Впервые сборник «Темные аллеи» вышел в печать после окончания Второй мировой войны. Эта книга – собрание коротких трагических историй о любви. Один из самых известных рассказов Бунина – «Чистый понедельник». Анализ и краткое содержание произведения представлены в сегодняшней статье.
«Тёмные аллеи»
Анализ «Чистого понедельника» Бунина следует начинать с краткой истории создания произведения. Это один из последних рассказов, вошедших в сборник «Темные аллеи». Работу над произведением «Чистый понедельник» Бунин завершил 12 мая 1944 года. Опубликован впервые рассказ был в Нью-Йорке.
Вероятно, этим сочинением писатель был доволен. Ведь в дневнике Бунин написал: «Благодарю Бога за возможность создать “Чистый понедельник”».
Краткое содержание
Бунин в каждом из своих произведений, вошедших в сборник “Темные аллеи”, открывает читателю трагичность и катастрофичность любви. Это чувство неподвластно человеку. Оно внезапно приходит в его жизнь, дарит мимолетное счастье, а затем непременно причиняет невыносимую боль.
Повествование в рассказе «Чистый понедельник» Бунина ведется от первого лица. Автор не называет имен своих героев. Между двумя молодыми людьми вспыхивает любовь. Они оба красивы, богаты, здоровы и, казалось бы, полны энергии. Но чего-то не хватает в их отношениях.
Они посещают рестораны, концерты, театры. Обсуждают книги, спектакли. Правда, девушка нередко проявляет равнодушие, даже неприязнь.
«Все вам не нравится», – однажды говорит главный герой, но сам не придает значения своим словам. За страстным романом наступает внезапное расставание – внезапное для молодого человека, не для нее.
Концовка типична для бунинского стиля. Что же послужило причиной разрыва между влюбленными?
В канун православного праздника
В рассказе описана их первая встреча, но повествование начинается с событий, которые происходят уже спустя некоторое время после знакомства. Девушка посещает курсы, много читает, в остальном ведет праздный образ жизни. И кажется, вполне довольна всем. Но это лишь на первый взгляд. Он так поглощен своим чувством, своей любовью к ней, что даже не подозревает о другой стороне ее души.
Стоит обратить внимание на название рассказа – “Чистый понедельник”. Смысл бунинского рассказа довольно глубок. В канун святого дня между влюблёнными происходит впервые разговор о религиозности. До этого главный герой не подозревал о том, что девушку притягивает всё, что связано с церковью. В его отсутствие она посещает московские монастыри, более того, подумывает о монашестве.
Чистый понедельник – начало Великого поста. В этот день проводятся очистительные обряды, переход от скоромной пищи к великопостным ограничениям.
Расставание
Однажды они отправляются в Новодевичий монастырь. К слову, это довольно необычный для него маршрут. Ранее они время проводили исключительно в увеселительных заведениях. Посещение монастыря – это, конечно, идея возлюбленной главного героя.
На следующий день между ними впервые происходит близость. А затем девушка уезжает в Тверь, оттуда отправляет своему возлюбленному письмо. В этом послании она просит не ждать ее. Она стала послушницей одного из тверских монастырей, и возможно, решится на постриг. Он больше никогда ее не увидит.
После того как получил от любимой последнее письмо, герой начал пить, опускаться, затем всё же пришел в себя.
Однажды, спустя долгое время, увидел в московском храме монахиню, в которой узнал свою прежнюю возлюбленную.
Быть может, образ любимой слишком прочно засел в его сознании, и это была вовсе не она? Он ничего не сказал ей. Повернулся и вышел из ворот храма. Таково краткое содержание «Чистого понедельника» Бунина.
Любовь и трагедия
Не обретают счастья герои Бунина. В «Чистом понедельнике», как и в других произведениях русского классика, речь идёт о любви, приносящей лишь горечь и разочарование. В чём же трагедия героев этого рассказа?
Вероятно, в том, что, будучи близки, они совсем не знали друг друга. Каждый человек – это целая Вселенная. И внутренний мир его разгадать порой не могут даже близкие.
Об одиночестве среди людей, о любви, которая невозможна без полного взаимопонимания, рассказал Бунин в «Чистом понедельнике». Анализ художественного произведения нельзя сделать без характеристики главных героев.
Что нам известно о девушке, которая, живя в достатке и будучи любима, ушла в монастырь?
Главная героиня
Делая анализ «Чистого понедельника» Бунина, стоит обратить внимание на портрет безымянной девушки, которую создает автор в начале произведения. Она вела праздный образ жизни. Много читала, занималась музыкой, любила посещать рестораны. Но всё это она делала как-то равнодушно, без особого интереса.
Она образованна, начитанна, с удовольствием погружается в мир роскошной светской жизни.
Ей нравится хорошая кухня, при этом она удивляется, “как людям не скучно каждый день обедать и ужинать”? Она называет актёрские капустники пошлыми, при этом отношения со своим возлюбленным заканчивает именно посещением театра.
Героиня Бунина не может понять, в чём его предназначение в этой жизни. Она не из тех, кому достаточно жить в роскоши, рассуждать о литературе и искусстве.
Внутренний мир главной героини очень богат. Она постоянно размышляет, находится в духовном поиске. Девушку привлекает окружающая действительность, но в то же время и пугает. Любовь становится для нее не спасением, а проблемой, которая чудовищно тяготит, принуждает принять единственно верное внезапное решение.
Главная героиня отказывается от мирских радостей, и в этом проявляется ее сильная натура. «Чистый понедельник» – это не единственный рассказ из сборника «Темные аллеи», в котором автор уделил немало внимания женскому образу.
Бунин на первый план выдвинул переживания героя. При этом показал довольно противоречивый женский персонаж. Героиню устраивает образ жизни, который она ведёт, но всяческие детали, мелочи, удручают ее.
Наконец она принимает решение уйти в монастырь, тем самым разрушает жизнь человека, который любит ее. Правда, этим она причиняет страдания и себе.
Ведь в письме, которое отправляет девушка возлюбленному есть слова: «Пусть Бог мне даст сил не отвечать тебе».
Главный герой
О том, как сложилась дальнейшая судьба молодого человека, известно немного. Он тяжело переживал разлуку с возлюбленной. Пропадал в самых грязных кабаках, пил и опускался. Но всё же пришел в себя, вернулся к прежнему образу жизни. Можно предположить, что боль, которую нанесла ему эта странная, неординарная и несколько экзальтированная девушка, не утихнет никогда.
Для того чтобы узнать, кем был при жизни писатель, следует всего-навсего прочитать его книги. Но неужели биография Ивана Бунина столь трагична? Была ли в его жизни настоящая любовь?
Иван Бунин
Первая жена писателя, Анна Цакни, была дочерью одесского грека, редактора популярного в то время журнала. Они обвенчались в 1898 году. Вскоре родился сын, который не прожила и пяти лет.
Ребёнок умер от менингита. Смерть сына Бунин переживал очень тяжело. Отношения между супругами разладились, но жена ещё долго не давала ему развода.
Даже после того, как он связал свою жизнь с Верой Муромцевой.
Вторая жена писателя стала его “терпеливой тенью”. Муромцева заменила ему секретаря, мать, друга. Она не оставила его даже тогда, когда он завязал роман с Галиной Кузнецовой. Всё же именно Галина Муромцева была рядом с писателем в последние дни его жизни. Любовью не был обделен создатель «Темных аллей».
Источник: https://syl.ru/article/356960/bunin-chistyiy-ponedelnik-analiz-kratkoe-soderjanie
Анализ рассказа “Чистый понедельник” Бунина, смысл названия
Портрет И. Бунина |
Рассказ “Чистый понедельник” – одно из самых популярных произведений И. А. Бунина.
В этой статье представлен анализ рассказа “Чистый понедельник” Бунина, анализ смысла названия и т.д.
Смотрите: Все материалы по рассказу “Чистый понедельник”
По мнению литераторов, главная героиня “Чистого понедельника” – это типичный женский образ бунинских рассказов: образ мятущейся, страдающей женщины. Этот женский тип был особенно интересен Бунину и прошел по многим его произведениям. В «Чистом понедельнике» как бы завершается путь таких героинь: странные, сами себя не понимающие, они одинаково неожиданно могут совершать самые противоположные поступки — столь же неожиданно оборвать или погубить свою жизнь. Однако, по мнению Бунина, самое влекущее, неотразимое и таинственное сосредоточено именно в таком сложном, загадочном характере.
Об этом странном типе женщин в рассказе “Сны Чанга” сам Бунин писал следующее:
“Есть… женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят… Кто их разгадает?”
Почему рассказ называется “Чистый понедельник”?
Чистый понедельник празднуется на первой неделе великого поста, с окончанием масленицы. Заглавие «Чистый понедельник» символично: этим заглавием подчеркивается резкий перелом в судьбе героини — переход от тех дней, когда они наполнялись всякого рода развлечениями, хождениями в рестораны и проч.,— к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.
Традиции и модерн
Церковь Марфо-Мариинской обители, где главный герой в последний раз видит свою возлюбленную, построена по проекту А. В. Щусева в 1908—1910 гг. В ней древнерусский стиль органически сочетается с модерном. Резьба по дереву, по белому камню, решетки на окнах — в стиле модерн. Традиции русского искусства и модерн — важнейшая тема рассказа «Чистый понедельник». Ее развитию служит и то, что героиня в финале рассказа изображена в обители, которая поражает своеобразием замечательной живописи и архитектуры под старину, а в то же время во многом — в новейшем стиле.
Также развитию этой темы служит то, что героиня рассказа читает современных писателей-модернистов: Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского.
(по материалам статьи А. Саакянц, “Собрание сочинений Бунина в 6 томах”, т.5, 1988 г.)
Источник: https://literaturus.ru/2016/07/analiz-smysl-nazvanija-chistyj-ponedelnik-bunin.html
Как И. А. Бунин изображает русский характер в рассказе “Чистый понедельник”?
Рассказ “Чистый понедельник” входит в сборник “Тёмные аллеи”, но по глубине содержания отличается от остальных рассказов, изображающих многочисленные вариации на тему любви.
“Чистый понедельник” – только внешне рассказ о конкретных молодых людях и их любви, а в действительности это рассказ о судьбе России, как её понимал Бунин, и о русском характере, каким его представлял себе автор.
Драма несостоявшейся любви предваряет для писателя драму России в годы Первой мировой войны и революций.
Загадочным русским характером обладает героиня “Чистого понедельника”, которая в рассказе не имеет ни имени, ни истории жизни. Только по отдельным намёкам можно понять, что она дочь богатого купца, посещает зачем-то женские курсы, не слишком обременяя себя учёбой.
В ней, как и во всей окружающей московской жизни, явно прослеживается противоречие двух сторон, двух культур – западной и восточной, европейской и азиатской. Отец героини – тверской купец, а бабушка – из Астрахани, то есть русская и какая-то восточная (татарская, турецкая или персидская?) кровь течёт в её жилах.
Внешне она похожа на восточную красавицу, которую мхатовский актёр Качалов как-то назвал Шамаханской царицей. При этом в комнате у неё висит портрет босого Льва Толстого, она интересуется церковной жизнью, древнерусскими летописями, ходит на старообрядческое кладбище.
На недоуменный вопрос героя, откуда она знает детали старообрядческих похорон, героиня многозначительно отвечает: “Это вы меня не знаете”. Странная курсистка как будто ищет для себя цельности, как будто стремится совместить в своей душе стихийные порывы и логические рассуждения, объяснимые хаотичностью Востока и ясностью Запада.
В Новодевичьем монастыре в памятнике на могиле Чехова она заметила негармоничную дробность: “Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра”.
Двойственность, переплетение западного и восточного в русской жизни пронизывает весь рассказ. Вот герой смотрит на Кремль и видит старинные соборы, построенные итальянскими архитекторами, и острия кремлёвских башен, похожие на киргизские шапки.
В трактире, где герои ели блины в последний день масленицы, героиня заметила икону Богородицы-троеручицы, похожей на индийского бога Шиву.
В квартире у неё стоит широкий турецкий диван и дорогое пианино, на котором она разучивает “Лунную сонату” Бетховена.
Рассказчик, который пытается понять странную курсистку, чувствует, что в ней кроется какая-то тайна; между западными и восточными деталями, связанными с образом героини, всё чаще появляются детали из допетровской Руси: исторические герои (Пересвет и Ослябя), святые (муромская княгиня), приметы древнего благочестия. Это, по Бунину, и есть суть России и русского характера, сдержанного, глубокого и многозначного. Поведение героини только внешне непонятно, а внутренне оно очень осмысленно. Она погружается в пёструю богемную суету и одновременно упорно обдумывает своё жизненное предназначение, постепенно укрепляясь в мысли о смирении и служении Богу. Она появляется в рассказе уже с твёрдым, но пока ещё не объявленным решением уйти из мира в монастырь. Этот неожиданный для героя и читателя поступок делает образ странной курсистки значительным, возвышающимся над любовной драмой, положенной в основу сюжета.
Значительность образа героини проявляется ещё в том, что поиски цели жизни для курсистки Бунин прямо связывает с поисками пути для России.
Облик героини и облик страны сливаются, в результате образуется сложный образ-символ, в котором соединены черты индивидуальные и национально-исторические.
Столкновение в образе героини западных и восточных черт помогает выявить третью (главную) сторону её облика – национально неповторимую, незатронуто иноземным влиянием.
Подводя итог, следует отметить, что рассказ “Чистый понедельник” – это не только история роковой любви безымянного героя-рассказчика.
Ещё это описание противоречивого характера русского человека, который, как непонятная курсистка, всё ищет правды и не может найти.
Кроме того, это рассуждение об историческом пути России: она спасётся, по мнению Бунина, если народ сумеет обуздать стихийные (необузданные) страсти и вступить на путь смирения, как это сделала героиня, приняв монастырский постриг и патриархальные ценности.
Вряд ли выход, предложенный писателем, можно считать спасительным для России, которая всегда была и остаётся страной крайностей, хотя для отдельного человека обращение к Богу и служение Ему вполне возможно. Итак, молодая, умная, прекрасная женщина укрывается от реальной жизни в монастыре, но Бунин уже знает, что и там ей не спастись от надвигающейся общенациональной трагедии – мировой войны и революции.
Источник: https://slavkrug.org/kak-i-a-bunin-izobrazhaet-russkij-xarakter-v-rasskaze-chistyj-ponedelnik/
Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»
Бунин показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крестьянки. Эта женщина обладает сильным, стойким характером. Даже мужики с уважением отзываются о ней: «Баба – ума палата».
«Бессердечно» брошенная любимым, она, по-видимому, пережила немало трудностей, но не рассказывает о них, не желая ни сочувствия, ни жалости. Надежда не погибла, сумела выжить и устроить свою жизнь, хотя замуж все равно не вышла, так как осталась верна своей первой любви.
<\p>
Теперь она хозяйка постоялого двора, в горнице у неё чисто, опрятно, тепло, сухо. Кроме того, она дает деньги в долг под проценты. При этом не разоряет своих клиентов, а поступает всегда по справедливости, по совести.
Но если вовремя не вернуть долг, то тогда пеняй на себя, пощады не жди. Также строго, но справедливо она судит своего возлюбленного.
б) Николай Алексеевич.
Старик
военный олицетворяет в рассказе Российскую империю, самодержавие. Поэтому, даже внешне он похож на Александра II. С годами он не потерял своей военной выправки, стройности.
Перед нами ещё бодрый старик, с красивыми чертами лица и барскими, властными привычками.
Несмотря на все свои неудачи, разочарования, он не потерял присутствия духа и старается производить хорошее впечатление.
2.6.Сюжет.
В молодости они беззаветно любили друг друга. Но дворянин безжалостно
бросил дворовую девушку, потому что не мог жениться на ней из-за принятых в обществе правил.
Подобный союз повлек бы за собой неприятные последствия: осуждение странного брака со стороны родных и друзей, страдания из-за невозможности в этих условиях быть счастливыми.
Примеры подобных браков были, но они всегда заканчивались трагически.
Бунин не оправдывает своего героя, но главную
причину видит в социальном неравенстве, в разности общественного положения. Жениться на Надежде Николаю Алексеевичу
не позволила дворянская спесь.<\p>
С тех пор прошло много лет. За это время он совершенно забыл о ней, не чувствовал за собой никакой вины.
Неожиданная встреча с Надеждой вызывает внутреннее замешательство, смятение в его душе. Сначала он не придает большого значения этой встрече, так как считает, что прошло уже слишком много времени, поэтому она всё забыла и простила. И вдруг, к своему удивлению, он узнает, что она его до сих пор любит и не простила.
Простить
может только тот, кто уже не испытывает никаких чувств. Любящий человек
не может забыть измены, предательства, подлости.
В этой сложной ситуации Николай Алексеевич не пытается оправдывать себя, найти
объяснение своему поступку.
Сначала
он пытается успокоить себя и её банальными доводами об изменчивости, непостоянстве в этом мире.
Даже приводит цитату из книги Иова в подтверждение своей позиции: «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Надежда не разделяет его мнение, она считает, что любовь не подчиняется законам времени.
2.7.Развязка конфликта.
Надежда все-таки сумела достучаться до его сердца, разрушила все защитные барьеры, заставила его раскаяться в содеянном и исповедоваться в своих несчастьях. Оказалось, что драма поломала не только её жизнь, но наложила свой отпечаток и на его судьбу.
Несчастье Николая Александровича заключается в том, что он тоже потерял свою единственную любовь. Жена ему изменила, бросила, сын у него вырос без сердца, без чести, без совести.
<\p>
Столкнув
через 30 лет бывших любовников, автор
заставляет их вновь осознать значение происшедшей трагедии.
Все же произведение не оставляет тягостного впечатления, так как Надежда и Николай любят друг друга, а, по Бунину, «всякая любовь – великое счастье…» Одного её короткого мига достаточно, чтобы осветить всю жизнь героев.<\p>
2.8. Авторская позиция.
Притча
про случайную встречу на почтовом тракте старого генерала и крестьянки приобретает символическое значение. По мнению Бунина, трагедия России заключается в отказе дворянства от своего народа, что и привело в последствии к революции и историческому возмездию.
Автор считает, что виноваты в исторической катастрофе и барин, забывший свою ответственность за судьбу России, и народ, поднявшийся на бунт против своего господина.
Признание этой взаимной вины Бунин выразил символической сценой, когда Надежда, услышав горькую исповедь генерала, поцеловала у него руку, а он поцеловал у неё.
Этой символической сценой взаимного целования рук Бунин хотел смягчить эту непримиримость.
2.9. Оценка в критике.
Написанный в 1938 году в эмиграции рассказ «Темные аллеи» получил высокую оценку в критике. Советский поэт А.
Твардовский назвал Бунина «последним из классиков русской литературы»: «Читаю «Темные аллеи» и проникаюсь сладкой завистью к человеку, который оставался влюбленным в жизнь в своем немолодом возрасте.
Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом».
3. «Чистый понедельник».
3.1. Творческая история.
Рассказ «Чистый понедельник» занимает важное место в творчестве И.А. Бунина. Он был написан 12 мая 1944 года и впервые прочитан на вечере в Париже 19 июня 1945 года. События рассказа происходят в 1912 – 14 годах, накануне первой мировой войны и революции.
В эти годы общество особенно волновал вопрос о дальнейшей судьбе России. После победы над фашистской Германией этот вопрос опять вызвал горячие споры в обществе. Писатель глубоко переживал за судьбу своей страны, за её будущее.
В рассказе «Чистый понедельник» он предложил свой вариант ответа на самый злободневный вопрос времени.
3.2. Смысл названия.
Название
рассказа имеет символический смысл. Чистый понедельник – это первый день Великого поста. В это день в жизни главных героев рассказа происходит важное событие.
В этот день заканчивается Масленица (праздник) в жизни героев и начинается строгий пост в прямом и переносном смысле этого слова. Она делает окончательный выбор между земной жизнью и служением Богу и навсегда уходит в монастырь. Монастырь является символом духовной жизни.
Не найдя смысла жизни, духовности в современном мире, героиня рассказа уходит в прошлое, в допетровскую Русь.<\p>
3.3. Основной конфликт.
В основе сюжета рассказа лежит внутренний конфликт в сознании главной героини
между древностью и современностью, стремлением к возвышенному идеалу и простыми человеческими чувствами, между европейскими и древнерусскими, христианскими ценностями.
3.4. Система персонажей:
Любовная
история имеет в рассказе символическое значение. Во взаимоотношениях главных героев Бунин запечатлел историю взаимоотношений России и Запада.
а) главная героиня.
Главная героиня рассказа олицетворяет Россию.
В её портрете Бунин подчеркивает восточные черты: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза, пленительный с бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…» Она дочь знатного, просвещенного купца, живет в Москве в богато обставленной квартире, любит красивую одежду, бархат, шелк, дорогие меха.
Автор обращает внимание на внутреннюю противоречивость её характера, которая находит выражение и в её образе жизни, и в духовных интересах, и даже в интерьере её квартиры. С одной стороны, она ведет светский образ жизни, проводит вечера в театрах, модных ресторанах, а с другой – всерьез увлекается древнерусской историей, посещает храмы, монастыри, древнерусские кладбища.
С одной стороны , в театр она надевает гранатовое бархатное платье и туфли с золотыми застежками, а с другой – ходит на курсы в скромной одежде и завтракает в вегетарианской столовой. Такая же двойственность ощущается в её духовном мире.
С одной стороны, она проявляет интерес к модным западноевропейским писателям, а с другой – любит народные предания, духовную музыку, цитирует «Повесть о Петре и Февронии». В обстановку её квартиры, созданную для беспечной жизни, не вписывается портрет босого Л.Н. Толстого, опростившегося гения.
<\p>
Внутренний
психологический конфликт в её душе говорит о том, что она ищет свой нравственный идеал, что она никак не может сделать окончательный выбор между современной жизнью и духовными ценностями прошлого.
б) герой.
Герой рассказа ассоциируется с Западом. Он богат, красив, жизнерадостен, у него южный живой темперамент. Ему
нравится жизнь, она ему кажется
сплошным праздником. Он всегда находится в гуще событий, ведет светский образ жизни, бывает на лекциях современных поэтов, посещает модные концерты, интересуется новой постановкой Художественного театра.
Герой привозит возлюбленной новые модные произведения западных писателей-декадентов, западные сладости (шоколад), «таскает» её, как он выражается, по ресторанам и театрам, отрывая от глубоких раздумий, молитв и посещения монастырей и кладбищ. Он любит бодро восклицать «Ол Райт».
Возникает впечатление, что герой, подобно Чацкому Грибоедова, то ли долго жил за границей, то ли связан биографически с Петербургом. Он не задумывается над вечными вопросами, любит главную героиню. Рассказчик предлагает героине руку и сердце на что получает ответ: «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь…» Героиня внутренне сопротивляется этому западноевропейскому влиянию.
И ему ничего не остается, «кроме надежды на время?»<\p>
Со времени Петровских реформ Запад лелеет надежду если не на взаимность, то хоть на создание прочного респектабельного брака-сотрудничества с Россией, но всякий раз получает ответ: «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь».
Были и другие взаимоотношения: насилие (войны и интервенции) со стороны Запада, должный отпор которому давала Россия. Но страшнее всего по Бунину, – соблазн славы, блеска, рационализма, гордыни.
3.5. Развязка конфликта.
Чистый
понедельник – переломный момент в судьбе героини. Не найдя духовной красоты в современном мире, она
принимает решение уйти в монастырь, то есть она выбирает христианские ценности и находит свой нравственный идеал в служении Богу. Монастырь является символом духовной жизни.
Именно память веков заставляет героиню уйти в монастырь, уйти от того, что не нравиться в современном мире, в её собственной жизни. Она не оставляет герою никакой надежды, в письме просит больше не искать её.<\p>
Монастырь также выступает в рассказе, по мнению Долгополова, «антитезой, не показанной прямо, но предощущаемой революции».
Действительно, после соблазна западными
революционными идеями Россия должна прийти к смирению и покаянию.
После разлуки с любимой происходит духовное пробуждение героя. Он, наконец, понимает причины её странного поведения, переживает ту же духовную эволюцию, через два года посещает те же самые места, где они были когда-то вместе. У ворот Марфо-Мариинской обители встречается взглядом с монахиней.
3.6. Авторская позиция.
Россия, по мнению Бунина, выбирает христианский путь развития, ведущий не к материальному
благополучию, а к духовному и
нравственному совершенствованию. Этот путь соответствует национальному характеру и историческим традициям русского народа. Россия, по мнению писателя, развивается по своему собственному пути, критически заимствуя опыт стран Запада и Востока.
3.7. Оценка в критике.
Бунин считал «Чистый понедельник» своим лучшим рассказом. После создания этого произведения он записал: «Благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
Рассказ «Чистый понедельник» не утратил
своего значения в и наши дни, потому что Россия опять выбирает свой жизненный
путь. Поднятые в рассказе проблемы волнуют молодое поколение.
С одной стороны, молодежь очень сильно увлекается западными идеалами, а с другой – восстанавливаются храмы, возрождаются монастыри. Это говорит о том, что мы не отказываемся от своих христианских идеалов.
Рассказ Бунина помогает старшеклассникам сделать правильный выбор.
Источник: https://stud24.ru/literature/tema-rossii-v-rasskazah-ia/10005-23998-page3.html