Анализ стихотворения «зима» (ф. и. тютчев)

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация – “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Гиперболы – “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году.

В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах.

Обратите внимание

Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы.

Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.<\p>

Есть особый философский смысл в создании таких героинь.

Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.<\p>

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму.

Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.<\p>

Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом.

Важно

В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/zima-nedarom-zlitsya.html

Анализ стихотворения тютчева зима

В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.

Зима недаром злится (1836)

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

И на Весну ворчит:

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя.

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Немного о поэте

В стихотворении Ф.И. Тютчева » Зима недаром злится. » пять строф по четыре строки каждая — итого двадцать строк. Рифма — перекрёстная: » злится — стучится» — рифмуются первая и третья строки; «пора — со двора» — вторая и четвёртая. Размер — трёхстопный ямб.

Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна — с прекрасным ребёнком.

Слова «Зима» и «Весна» написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.

А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы

Совет

Весна — месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.

Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как » ведьма злая» ( Зима ) и » прекрасное дитя» ( Весна ) и две эмоции — злость Зимы и смех ( радость ) Весны.

Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.

Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными — такой и дана Весна в этом произведении — но это не бессмысленные шалости, это — природная необходимость.

Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: » умылася в снегу и лишь румяней стала. «

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: «Зима недаром злится», » прошла её пора», Весна в окно стучится и гонит со двора».

Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом.

Обратите внимание

Всё стихотворение от начала до конца — одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Все эти семнадцать глаголов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.

Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении » Зима недаром злится» очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных средств.

Автору нравится, как «прекрасное дитя» «хохочет», какое оно жизнерадостное ( «Весне и горя мало» — фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( «умылася в снегу» ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (» И лишь румяней стала наперекор врагу» ).

Все симпатии автора — на стороне Весны.

В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора — герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.»

«Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Околдован, лес стоит. «

Объяснение непонятных учащимся слов.

Свидетельство о публикации №212030401724

Хотя впечатление околдованного сна — от зимы есть несомненно.

Зима от такой малости происходит — как смена угла падения солнечных лучей . а траекторию Земли — определил Некто ?!)

Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-zima/

Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму.

Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами.

Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения.

Важно

Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится…», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта.

Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом.

Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять.

Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом.

Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир.

Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.<\p>

Источник: http://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya.html

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Зима недаром злиться…»

Есть такой период времени года, когда два времени года встречаются друг с другом. Самое яркое по погоде именно стыковка Зимы и Весны.

Как правило, в конце февраля и весь март зима пытается воевать с весною. То днём тепло, а ночью холодно, то светит солнце, то вдруг ударят морозы.

Конечно, это плохо сказывается на самочувствии людей, но зато на природу это сказывается как раз таки хорошо.

Именно в этот период начинаются природные изменения. Хоть и ворчит зима, хоть и пытается не отдавать свои владения, тем не менее весна лишь всё сильнее набирает силу. Именно тогда начинают набухать почки на деревьях, а в снегу, тающем снегу появляются подснежники. Чуть позже из берлоги в лесу выглянет медведь, это он проснулся после зимней спячки.

Но иногда зима делает хитрый манёвр: она как бы отступает, уступая место весне, а потом вдруг раз – и снова с неба сыпется снег, снова по ночам бьют морозы. Снова начинает казаться, что зима и не заканчивалась… Но тогда весна разозлиться! Дня через два-три наступает резкое потепление – солнце нещадно греет, быстро тает снег и на деревьях появляются первые листики. И всё!

После такого весеннего наступления зима сдаёт все свои позиции и исчезает до позднего ноября и первых дней декабря. Этот как раз то время, когда осень мягко перетекает в зиму, не сражаясь и не отстаивая свои позиции.

Совет

Тютчев именно про эту «битву» зимы и весны и рассказал в своём великолепном произведении. Он, своим поэтическим талантом и описал это самое природное явление, которое длиться от нескольких дней до нескольких недель, в разное время по-разному.

А ведь когда-то у зимы было гораздо больше прав. Ведь когда-то на земле царил Ледниковый период, а это постоянно снежные бури, огромные сугробы снега, сильные ветра и не менее сильные суровые морозы. Это было время, когда солнце оказалось бессильным в борьбе с холодной стихией, и достаточно долгое время этот период земля оставалась под плотным покровом снега при сильнейших температурах.

Многое погибло от холода, вымерли даже сильные динозавры, а человек выжил. А потом началось масштабное потепление и всё встало на свои места, как может быть, когда то было ещё до того, как появился человек.

Весна воюет с зимой постоянно. Это уже как бы традиционно. Но иногда и люди включаются в эту борьбу. Например, с приходом весны стойко ассоциируются два праздника Масленица и Восьмое марта.

Первое – это конкретно проводы зимы с плясками, играми и как завершающий аккорд – сожжение чучела.

А Восьмое марта – это праздник когда женская половина земли напоминает нам мужской ту саму греческую нимфу Весну.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-fedora-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya.html

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится»

Категория: Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. <\p> Actionteaser.ru — тизерная реклама

Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении.

Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.

Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:    В ней есть душа, в ней есть свобода,    В ней есть любовь, в ней есть язык…

Обратите внимание

Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.Стихотворение «Зима недаром злится…» Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику.

Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны.

Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая», а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами.

Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится», «стучится», «гонит», «хлопочет», «хохочет», «шумит»…

Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.

После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит»? Или оттого, что она «румяней стала», ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне.

Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу.

Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна.

Важно

Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.<\p>



Любовь… Что она. Где она. Есть ли она. Реален ли образ Желткова. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Ответить на эти вопросы очень трудно, практически невозможно, потому что любые возможные ответы на них правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное. И бесполезно говорить о неповторимости этого чувства человеку легкомысленному. Но я все же хочу высказать свое мнение о любви Желткова, пок

Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других — не очень, одних уважаем, других — побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г.

Распутина «Уроки французского», задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина.

Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем — его

Крупин Владимир Николаевич (р. 1941), русский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской области, сын лесника. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты.

Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях «Прости, прощай…

» (1986) и «Курс молодого бойца» (1990). Работал на Центральном телевидении

РУПРЕХТ — герой «повести в XVI главах» В.Я. Брюсова «Огненный ангел» (1907-1908), прототипом которого был сам автор.

«Огненный ангел» был задуман как стилизация под подлинный текст XVI века, рукопись, дошедшую в поздних списках и впервые изданную (в переводе с немецкого) на русском языке с предисловием Брюсова.

Поэтому за предисловием Брюсова следовало заглавие, стилизованное под заголовки эпохи Возрождения: «Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о.дьяволе, не раз являв

Совет

В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных”, друг М. Булгакова П.С. Попов писал: “Дни Турбиных” одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя”.

Ощущение, выраженное Поповым , испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941 год.

Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу зде

Михаил Булгаков, автор, чье творчество многие годы отражает острые проблемы современности, сравнительно недавно стал доступен широкому кругу читателей.

И те вопросы, которые в необычной, мистико-фантастической форме поднимает автор в романе «Мастер и Маргарита», так же актуальны сейчас, как и в то время, когда роман был написан, но не появился в печати.

Атмосфера Москвы, самобытного и неповторимого ее мира, где с первых страниц романа переплетаются судьбы героев, захватывает читателя, и звучит<\p>

Максим Горький – великий писатель и драматург начала 20 века, материалист, человек своей эпохи.

На рубеже 19-20 веков, во время перелома и кризиса, в России разорившиеся, обнищавшие крестьяне бродили по стране в поисках заработка, доживали в зловонных подвалах, называющихся ночлежками – приют для безработных, нищих, бродяг, воров и других «бывших людей». Эти люди, оказавшиеся «на дне» жизни, как кровоточащая рана времени, часто становились «идейными вдохновителями» многих писателей. Максим Горьк

Обратите внимание

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени.

Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе.

В ней нет назиданий, но есть родственное, цело

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Са-вишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянств

Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном.

Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения — консервативное и революционное.

Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с борьбой за своб

Сейчас смотрят:{module Тютчев:} Actionteaser.ru — тизерная реклама Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-tyutcheva-f-i/analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva-f-i/14836-analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva-f-i-zima-nedarom-zlitsya.html

Ответы@Mail.Ru: Анализ стихотворения Тютчева » Зима недаром злиться»

Minerva Мыслитель (5098) 8 лет назад Стихотворение «Зима недаром злится: » отражает знакомство Тютчева с представлениями древних славян. Художественное время стихотворения мы соотносим с мартом — третьим месяцем от начала года, название которого пришло в русский язык от византийцев.

В старину этот месяц назывался «сухим» и «березозолом», а первый день марта — «новичком», потому что вплоть до начала XV века март был первым месяцем года.

Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником: » В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по — весеннему и в это время первых оттепелей русский празднует беспутную — «скоромную» неделю, предшествующую Великому посту.

Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия — веселой красавицы Лады, которая отправляется на поиски усыпленного зимой — Морганой своего возлюбленного Леля — бога месяца мая. Именно Лада, , которая борется с зимой, , .

Важно

Ее спутники легко угадываются во второй строфе стихотворения: И все засуетилось, Все гонит Зиму вон — И жаворонки в небе уж подняли трезвон>. Соотнесенность этого образа со светом отражена и в конечной строфе: . Образ тютчевской Зимы также соответствует фольклорным представлениям об этом времени года.

Именно в славянской мифологии злую зиму сопровождали духи тьмы, холода, бед. Тютчевская Зима — взбесившаяся . Как видим, древние славянские верования органично присущи Тютчеву — поэту. или В стихотворении «Зима недаром злится… » поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной: Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.

Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит.. . Эта схватка изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России в разные времена года

УДАЧИ!!!)))<\p>

Комментарий удален<\p>

Комментарий удален<\p>

Комментарий удален<\p> MiStEr XaRlAsHkA Ученик (176) 3 года назад Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

Удачи!!!

Эрик Авакян Ученик (104) 3 года назад Это стихотворение о борьбе Зимы и Весны. Поэт показал два образа – два настроения. Автор радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить. В своем стихотворении поэт использует прием контраста. Зима и Весна описаны в контрасте. Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась. Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мал. Поэт подчеркнул уходящую зиму как уходящее от людей ЗЛО. Всему свое время. Каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время. Хотим мы этого — или нет. Для человека весна — это обновление жизни, это вечная молодость, пробуждение природы. Поэт пишет о зиме и о весне, как о живых существах. Зима недаром злится , Пришла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. Злиться, стучать могут только живые существа.

Поэт использует олицетворения: Зима – ведьма злая, враг, а весна- прекрасное дитя.

Комментарий удален<\p>

Комментарий удален<\p> Даша Комова Знаток (251) 3 года назад Вячеслав Чичков Знаток (411) 2 года назад юличка хохлова Ученик (153) 2 года назад 4 Ж класс Профи (567) 2 года назад Жаринов Роман Ученик (127) 2 года назад Гера Донских Ученик (171) 1 год назад Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.

Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

Комментарий удален<\p>

Источник: https://otvet.mail.ru/question/51368339

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Образ весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 урока литературы в 5 «В» классе

МОУ гимназии №77 г.о.Тольятти

учителя русского языка и литературы

Рузановой Наталии Валерьевны

Тема урока:
Цель урока:
  • раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения;  продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
  • учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
  • воспитывать любовь к родной природе;
Оборудование урока:
  • альбом П.И.Чайковского «Времена года»;
  • презентация, интерактивная доска
  • репродукции картин
Тип урока Углубленная работа над текстом.

Ход урока.<\p>

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1. Установка на художественное восприятие произведения. Эксперимент  «Образы природы в русской поэзии»  (Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление)

— Ребята,  я буду называть слово, а вы молча будете записывать поэтические ассоциации, которые возникают у вас. (В это время звучит тихо музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского)<\p>

Слова для эксперимента: природа, зима, осень, лето.

Затем ученики читают свои записи вслух. Сравнивая ответы, мы увидим, что  у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.<\p>

2. Работа со статьёй учебника к разделу  «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе».<\p>

— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь

Совет

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души…

3. Сообщение темы и цели  урока.

— Сегодня мы постараемся «разглядеть» образ весны, созданный  Ф.И. Тютчевым  в стихотворении «Зима недаром злится…»,

4. Прочтение  художественного произведения.<\p>

а) Чтение стихотворения учителем наизусть.  

Зима недаром злится,        

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление)

— Какие картины вы представили? (Устное словесное рисование)

— А вот перед вами репродукции картин известных художников. Какая из них более соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева?

На доске (слайд 1,2,3) репродукции следующих картин: И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». Если урок проводится  с использованием интерактивной доски, то репродукции хорошо просматриваются, и учащиеся почти единодушно выбирают картину «Март» И. Левитана.

б)  Повторное чтение  — осмысление первоначального впечатления.

Динамическая пауза.

 5. Анализ художественного текста.

а) Экскурс в историю. Слово учителя.

— Зима – это время года, которое в представлении древних славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи.  А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.

Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла,  в снеговые  хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.

б) Определение темы стихотворения.<\p>

— Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении)

    — Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…)

в)  Особенности лирического героя.

— Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)

— Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)

— Передаёт ли стихотворение Тютчева чувства и эмоции лирического героя?

— Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью)

— В чём это проявляется?

г) Художественно-выразительные средства.

— Какие слова  наиболее ярко передают  эмоции лирического героя?

Запись в тетради, слайд 4 на интерактивной доске.

Зима:                                                       Весна:    

злится                                                     стучится                                                                                                        

      ещё хлопочет                                         хохочет

ворчит;                                                   умылася,

      взбесилась ведьма злая,                        румяней стала

      пустила, убегая;<\p>

—  C какой целью поэт использует в стихотворении олицетворение?<\p>

д) Лексические средства, используемые в стихотворении.

— Какие слова  привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?

Нудит – от глагола нудеть, т е говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.

Пуще – больше, сильнее.

— К какому пласту лексики относятся эти слова? (Устаревшие)

6.  Способ рифмовки.

— Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая).

— Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная)

7. Работа над выразительным чтением.

— Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).

— С каким настроением будем читать стихотворение?

— Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)

Выразительное чтение стихотворения.

8. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.<\p>

Интервью.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 — Что было особенно интересно?

9. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть по желанию, научиться выразительно читать.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/11/obraz-vesny-v-stikhotvorenii-f-i-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya

Анализ стихотворения фёдора тютчева «зима недаром злится»

стихотворение ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится….», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.<\p>

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.<\p>

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».<\p>    

память скрипта: 0.4262 Mb
пик памяти скрипта: 0.531 Mb<\p>

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/997/tyutchev-f-i

Тема: Знакомство и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» Цели

Подобный материал:

  • Тема: Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт». Цели, 99.64kb.
  • Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». «Кубок». Александр Сергеевич Пушкин., 290.16kb.
  • Тема: «Не то, что мните вы, природа». Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева, 48.62kb.
  • Тема: биография Ф. И. Тютчева Цель, 47.2kb.
  • Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» Учитель Хаджимурадова Х. А. Рмл 2010-2011 гг. Анализ, 86.49kb.
  • Литература Ф. И. Тютчев Тема: Лирика Тютчева, 114.58kb.
  • Урока по теме «анализ стихотворения ф. И. Тютчева «silentium!», 215.14kb.
  • Анализу стихотворения Ф. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» Из истории создания., 27.1kb.
  • Ф. И. Тютчева Цель урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и ее отображением, 45.13kb.
  • Ф. И. Тютчев Еще земли печален вид, 23.51kb.

Тема: Знакомство и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

Цели: знакомство учащихся со стихотворением Ф.

Тютчева «Зима недаром злится…», формировать у детей навык осознанного чтения, формировать навык работы с поэтическим произведением, расширять знания об окружающем мире, воспитывать чувство прекрасного на примерах произведений поэтов, композиторов.

Ход урока:

Ι. Оргмомент.

Сегодня девизом нашего урока я выбрала такие слова: Внимательно слушай – и всё услышишь. Внимательно смотри – и всё увидишь. Думай – и всё поймёшь. На уроках литературного чтения мы учимся следить за своей речью, говорить чётко, правильно и для этого сделаем артикуляционную гимнастику.

1) Упражнения

1. «Качели». 2. «Сладкое варенье». 3. «Лошадка». 4. «Маляр».

2) Произнесите скороговорку сначала медленно, потом в быстром темпе *Снежинки ловит Тая,

Они слетают, тая. Попробуйте сочинить своё стихотворение по образцу чистоговорки.

3) Чистоговорка

На-на-на – наконец пришла весна. Ка-ка-ка – разлилась наша река. Да-да-да – кругом вода. Ель-ель-ель – с крыши капает капель. Ей-ей-ей – на улице бежит ручей. Мы с вами сделали разминку. — Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

ΙΙ Подготовка к первичному восприятию.

Прослушивание пьесы Вивальди. С этим произведением вы познакомились на уроке музыки. — Кто автор? — Как называется? — Что услышали в музыке? — Какие картины нарисовали бы? — Какую весну изобразил в своём произведении композитор? Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями великого русского поэта Ф. Тютчева, который воспевал красоту русской природы. (Дети читают стихи о зиме, осени, лете) — О каком времени года не было прочитано стихотворение? Именно с таким стихотворением мы сегодня с вами и познакомимся. В этом стихотворении изображается приход весны. Вы знаете, что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга. Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении. Прослушайте это стихотворение и ответьте на вопрос: О чём это стихотворение? В чём схожесть двух произведений о весне Вивальди и Тютчева?

ΙΙΙ Первичное чтение

Прочитайте стихотворение «про себя», карандашом отмечая слова: 1 в – Что говорится о зиме. Какая она? 2 в – Что говорится о весне. Какая она?

Чтение.

зима Весна злится хохочет хлопочет гонит ворчит шумит ведьма дитя злая прекрасная взбесилась горя мало пустила умылась, румяней стала Смысл каких слов вам непонятен? -Что значит взбесилась? Кто может злиться, ворчать, хохотать, шуметь? В образе кого предстают перед нами Зима и Весна?Физминутка Ручей бежит, бежит, бежит… Ручей дрожит, дрожит, дрожит… — Ручей, откуда и куда? — К реке бегу из-подо льда. — А что дрожишь ты, ручеёк? — Да что-то холодно, продрог!

Ι۷ Анализ произведения и подготовка к выразительному чтению

Чтение по строфам

1 строфа

— Почему зима злится? — Как понимаете слово «недаром» (не без причины) — Какие слова в этой части являются главными?

2 строфа

-Перед чтением обратимся к словарику за помощью. 1 строчка выделена. Прочитайте, как объясняется её смысл. — О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? -Что значит «нудит»? (Принуждает, заставляет) — На каких словах нужно сделать ударение?

Чтение 3 и 4 строф.

— Какие слова передают настроение Зимы, Весны? — Подберите синоним к слову «пуще». (Сильнее) — Какие слова доказывают, что Зима так просто не уйдёт? — как автор называет Зиму? — А как Весну?В своём стихотворении Ф. Тютчев с помощью олицетворения представил нам Зиму в образе злой ведьмы, а Весну показал как «прекрасное дитя». Используется приём контрастов. Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.) — Что описывается в контрасте?

Чтение 5 строфы

— Как Весна отреагировала на проказы Зимы? — Что значит «наперекор» (не согласно с кем-либо, вопреки) — прочитайте, изображая голосом, что весна не унывает. — Одинаково ли будете читать про Зиму и Весну? — Попробуйте передать голосом отношение к Зиме и Весне, показать их характеры. (Жужжащее чтение)А сейчас послушаем чтение детей, проанализируем, кому лучше удалось показать образы Весны и Зимы. Победитель получит корону Весны.На прошлом уроке рисования мы учились изображать женские образы. Покажите свои рисунки. — Как вы думаете, какие образы подходят для изображения Весны и зимы в стихотворении Ф. Тютчева? (Если останется время работа над картинами, игра «Магнит»)

5. Итог урока.

— С каким произведением познакомились? — Что хотел показать нам поэт? — С помощью чего? Что нам помогло? Своё отношение к происходящему можно выразить с помощью музыки, стихов, красок. Главное, Внимательно слушать – и всё услышишь. Внимательно смотреть – и всё увидишь. Думать – и всё поймёшь.

<\p>

Источник: http://geum.ru/next/art-395146.php

Анализ лирического произведения Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Анализ лирического произведения

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя.Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу.Поэзия Ф.И.Тютчева получила признание в 1836 году, когда впервые были напечатаны 16 стихотворений поэта в журнале «Современник». «Зима недаром злится …» — одно из этих стихотворений.

Ритм стихотворения динамичный. Рифма — перекрёстная: рифмуются первая и третья строки, вторая и четвёртая

злится – стучится

пора — со двора <\p>

хлопочет – хохочет

ворчит – шумит

В стихотворении показана последняя схватка уходящей Зимы с Весной, смена времени года, противопоставление старого и нового, зла и добра.

Благодаря различным изобразительным средствам, использованным Тютчевым, очень легко «увидеть» и «услышать» происходящее.

Героини – живые, по – разному действующие, каждая со своим характером.

Обратите внимание

Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна – прекрасное весёлое дитя. Весна «в окно стучится», «хохочет», а Зима «злится», «ворчит», «взбесилась».

Зима понимает, её часы сочтены, пора, «Все нудит Зиму вон», но она ещё «хлопочет». <\p>

Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну снежком.

Воздействие приёма аллитерации ( свистящие звуки в 4 строфе) эту сцену делает более ярко звучащей.

А что же весна в ответ? Бодра, жизнерадостна, она знает исход поединка – ничто в природе не нарушит привычного цикла.

Умылася в снегу, И лишь румяней стала… Наперекор врагу.

На стороне Весны буквально «всё» — ведь « всё засуетилось, всё нудит Зиму вон». <\p>

« Всё» — это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в жизни всего живого активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом «поднятым трезвоном».

В стихотворении мало эпитетов – «злая» («ведьма злая» — использован приём инверсия, нарушение порядка слов, ещё глубже характеризующий Зиму), <\p>

«прекрасное дитя» (обычный порядок слов),

«румяней стала» —  (инверсия).

Обилие глаголов, передающих движения, активные действия ,состояния объектов природы, позволяет акцентировать внимание читателя на звуковой стороне картины и наполняет текст стихотворения разнообразными  звуками ранней весны.

«злится», «прошла», «стучится», «гонит» — в первой строфе; <\p>

«засуетилось», «нудит», «подняли» — во второй строфе;

«хлопочет», «ворчит», «хохочет», «шумит» — в третьей;

«взбесилась», «захватя», «пустила, убегая» — в четвёртом; <\p>

«умылася», «стала» — в пятом. <\p>

В последней строфе всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.

В этом замечательном стихотворении почти в каждой строке присутствуют метафоры, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1569929.html

Ссылка на основную публикацию