Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Скачать сочинение |
Тип: Характеристика героев |
В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего … поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения – Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность.
Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями.
В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники.
Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.
С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери». Автор говорит об этом герое следующее: «Грушницкий – юнкер.
Он… носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель… Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».
Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий.
Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Толстая солдатская шинель – трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня», – гордо сообщает Грушницкий.
«Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. Самое интересное, что в этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь. Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей.
Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт. Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком. Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает.
Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера.
С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Печорин так отзывается о своем приятеле: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…».
Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», – говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям – покровительственное и ироническое.
Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь. Цинизм Вернера во многом «на словах».
Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.
В главе «Фаталист» появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока.
Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета. Пистолет дает осечку. Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины. В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом. По-моему, это главный конфликт в его жизни.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00407071214220314595
Двойники Печорина в романе “Герой нашего времени”
(348 слов) Главным героем произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» является военный Григорий Печорин, который приезжает из Петербурга в Пятигорск. Лирико-психологический роман разбит на шесть частей, в них нарушена хронология.
Этот ход писатель вводит намеренно – сначала читателю предстаёт описание главного героя со стороны, затем Печорин открывается глубже благодаря записям в его дневнике. Чтобы лучше раскрыть образ, Лермонтов вводит в повествование двойников Печорина. Мы встречаем их в главе под названием «Княжна Мери».
Этот приём позволяет полностью сформулировать образ героя.
Сначала мы знакомимся с юнкером Грушницким. Он представляет собой абсолютно контрастного главному герою персонажа, несмотря на внешнее сходство – оба персонажа ведут отстранённо и создают впечатление задумчивых страдальцев.
Печорин понимает, что такое поведение Грушницкого – всего лишь маска перед обществом. Это задевает главного героя, он чувствует себя обворованным и опустошённым духовно и эмоционально. Он боится, что люди воспримут и его поведение, как неискреннее и наигранное.
По этой причине между двумя персонажами начинается вражда. Включив своё обаяние, Печорин без труда избавляется от ненавистного двойника. Он вызывает его на дуэль и без зазрения совести убивает Грушницкого.
Этот двойник демонстрирует зависимость Печорина от чужого мнения и несостоятельность его собственных взглядов. Мнение общество очень важно для героя, он боится потерять в нём вес, прослыть лицемером.
Второй персонаж-двойник – доктор Вернер. Он является противопоставлением внешней красоты Печорина, словно кадр фотоплёнки в негативе. Такие разные с виду, они во многом сходятся по образу мыслей – оба высокомерно считают других людей слабаками и глупцами, у обоих нет в жизни точной цели, они оба относятся с презрением к обществу.
Но в отличие от Печорина Вернеру свойственно сочувствие и жалость к другим людям – мы видим, как он скорбит по Грушницкому. Доктор также способен уживаться с ненавистным ему обществом, тогда как Печорин совершенно неспособен скрыть чувство презрения. Таким образом, Вернер – это более человечное отражение главного героя.
Мы можем увидеть, каким бы мог быть Григорий, если бы нашёл своё жизненное предназначение.
Оба персонажа-двойника дают читателю ясное представление о том, как и чем выделяется главный герой среди остальной молодёжи того времени. Мы видим, как Печорин борется один против общества. Он лишён покоя, не может найти цель и место в жизни. Поэтому и неизбежна смерть героя в молодом возрасте.
Источник: https://koreniz.ru/spravochnik/372_dvojniki-pechorina-v-romane-geroj-nashego-vremeni/
Сочинение: Двойники Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) | Литрекон
(424 слова) М.Ю. Лермонтов в психологическом романе «Герой нашего времени» повествует о судьбе молодого русского офицера — Григория Александровича Печорина. Для более полного раскрытия образа своего героя автор использует литературный приём создания двойников. Оба двойника встречаются нам в главе «Княжна Мери», вносящей ясность в финальный образ главного героя.
Первый двойник — юнкер Грушницкий. Внешне они похожи: оба держатся отстранённо, производя на окружающих впечатление глубоко страдающих и печальных людей.
Однако Печорин, в отличии от окружающих, способен чувствовать истинную природу человека и понимает, что в основе поведения юнкера лежат не искренние переживания, но только лишь желание выделиться.
И это вызывает у главного героя невероятное раздражение, ведь все те внутренние размышления, душевные страдания и моральная опустошённость, от которых действительно страдает Печорин, могут быть без труда имитированы и обесценены ничтожным Грушницким и приняты за чистую монету наивным обществом.
Пожалуй, самым болезненным для главного героя является тот факт, что окружение может начать относиться у нему так же благодушно, как и к позёру-юнкеру, в то время как для Григория жизненно необходимо ощущать по отношению к себе отчуждённость или ненависть.
Печорин задействует весь свой арсенал искушённого светского льва, чтобы уничтожить столь раздражающее его кривое зеркало. И в итоге униженный Грушницкий обнажает свою мстительную натуру и погибает от руки главного героя. С помощью молодого юнкера Лермонтов показал неспособность главного героя побороть свою зависимость от мнения окружающих. Он уничтожил свою копию, лишь бы общество не переменилось по отношению к нему.
Совершенно иначе дело обстоит с доктором Вернером. Тщедушный, не выделяющийся внешней красотой, которой наделён Печорин, врач очень схож с героем по образу мыслей. Как и Григорий, Вернер — скептик и материалист, считающий человека слабым и глупым созданием.
Он также не имеет перед собой ясной жизненной цели и презирает окружающее его лицемерное общество. Однако между персонажами существует два отличия, которые показывают, что герои находятся на разных уровнях развития личности.
Во-первых, если Печорин не испытывает к людям ничего, кроме презрения, то доктор оказывается способным заплакать над умирающим солдатом и искренне пожалеть убитого Грушницкого.
Во-вторых, если главному герою необходимо испытывать чувство антагонизма по отношению к другим людям, Вернер гармонично сосуществует с теми, кого презирает, и боится открытого столкновения с обществом. Доктор являет собой смягчённую, примирившуюся с самим собой и окружающим миром версию главного героя. Скорее всего, именно таким стал бы Печорин, если бы смог найти своё место в жизни.
Два этих отражения Печорина помогают нам понять, что именно выделяет его из огромного числа потерянной для жизни молодёжи, о которой писал Лермонтов. Прежде всего, они раскрывают перед нами проблему потребности Григория к борьбе со всем миром, которая не позволяет ему в итоге обрести покой, обрекая его на бесцельное существование и раннюю смерть.
Многомудрый Литрекон лелеет надежду, что это краткое сочинение-рассуждение пригодится Вам, но если это не так, объясните, в чем причина его бесполезности, в комментариях.
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/dvojniki-pechorina-v-romane-geroj-nashego-vremeni/
Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») – Сочинения
Создавая и раскрывая образ Печорина, Лермонтов не остановился только на композиционном построении романа. Автор идёт дальше и выпускает на сцену «двойников» героя. Эти персонажи появляются тогда, когда обо всех событиях жизни Печорина мы узнаём из его дневников.
В первых двух частях романа эти двойники были не нужны, потому что характеристику герою давали другие люди. Первым двойником Печорина стал молодой юнкер Грушницкий. С ним мы знакомимся с самых первых строк повести «Княжна Мери».
Он был молод, напыщен, пытался покорить всех. Но только персонаж играет в чувства и переживания, стараясь привлечь внимание к своей персоне. В этом можно видеть сходство Грушницкого и Печорина. Но общего в них не очень много.
Григорий более честен и откровенен, хотя тоже любит играть с чужими чувствами и ему неважно, что у них на душе. Оба персонажа подло поступают с Мери, устраивая тайную и явную игру за право обладать ей. В итоге всё заканчивается дуэлью, на которой Грушницкий погибает.
Но перед этим мы видим ещё одно отличие: юнкер подло пытается обмануть Григория и стать победителем. Он не готов к смерти. А Печорин, узнав о заговоре, становится зол и холоден, хотя надеется на то, что Грушницкий решит остановить дуэль. Но она неизбежна. Таким он остаётся и после дуэли, когда столкнулся со смертью. О содеянном Григорий не жалеет.
Вторым двойником главного персонажа является врач Вернер, с которым мы тоже знакомимся в главе «Княжна Мери». Он больше похож на Печорина. Такой же мыслитель, уставший от жизни. Может, похожий внутренний мир сблизил этих людей и сделал приятелями. Но только Печорину эта дружба не нужна. Он не способен быть ни рабом, ни распорядителем чужой жизни. Это лишает его свободы.
Оба размышляют о смерти. Только Вернер больше теоретик, чем практик. Он не делает каких-то необдуманных поступков, а смиренно ждёт своего час. Даже сочувствие Грушницкому отличает его от непоколебимого Печорина.
Григорий же, в свою очередь, сам стремится туда, где опасно, испытывая свою судьбу. Во время одного такого порыва герой знакомится со своим третьим двойником — Вакуличем. Это два фаталиста, испытывающих свою судьбу. Но в этом сравнении Печорин выглядит победителем, он не покоряется судьбе, а идёт ей наперекор всю жизнь.
Введя в свой роман двойников Печорина, Лермонтов смог более чётко, правдиво и разносторонне показать всю сложность его натуры и раскрыть характер главного героя.
Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-geroj-nashego-vremeni-lermontov/pechorin-ego-dvojniki-v-romane-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/
С5. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
C5. Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Одним из «двойников» Печорина является Грушницкий, с которым читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери».
Печорин сразу отмечает его страсть производить впечатление: Грушницкий пользуется «пышными фразами», изображает «необыкновенные чувства» и «исключительные страдания». Он похож на героя романтических трагедий.
Страстного молодого юнкера нельзя представить без эффектных фраз, поз и жестов. Этой игрой в чувства Грушницкий похож на Печорина, который всегда лишь изображает любовь и переживания. Но Грушницкий не просто «двойник», а смешная пародия на главного героя.
Печорин легко обыгрывает его в «борьбе» за княжну Мери, которая ему совершенно не нужна, и убивает Грушницкого на дуэли.
Еще один двойник Печорина, безусловно, доктор Вернер. С ним мы тоже знакомимся в главе «Княжна Мери». Печорин и Вернер сразу находят общий язык и понимают друг друга с полуслова. Вернер такой же «скептик и материалист», как и Печорин. Они оба холодны к окружающим и, хотя стали приятелями, друг с другом тоже прощаются прохладно, без эмоций.
Вернер говорит: «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», — философия, основанная на этом факте, обусловливает его ироничное и покровительственное отношение к людям. Однако Вернер больше притворяется циником, чем является им, в душе он поэт. Цинизм Печорина же основан на внутренней философии, рожденной в результате долгих раздумий о смысле жизни.
По сравнению с Вернером Печорин гораздо более глубокий и сложный персонаж.
В главе «Фаталист» мы встречаемся с еще одним двойником Печорина – Вуличем. Он верит в судьбу и предназначение. Чтобы доказать, что каждому предначертано время смерти, он приставляет к виску пистолет, неизвестно, заряженный или нет, ‒ осечка. Однако при выстреле в воздух оказывается, что оружие было заряжено.
После этого Печорин, увидев на лице Вулича отпечаток скорой смерти, предсказывает: «Вы нынче умрете». Он оказался прав: офицера зарубил казак. После этого Печорин испытывает судьбу, забираясь в дом к убийце. Казак стреляет, но промахивается. Печорин такой же фаталист, как Вулич.
Но если Вулич покоряется судьбе, то Печорин борется с ней всю жизнь.
Таким образом, двойники в романе позволяют автору создать более полный портрет главного героя.
Share this post for your friends:
Добавить себе
Источник: https://ruslitbalandina.ru/?p=946
Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура романа «Герой нашего времени», направлены в первую очередь на раскрытие образа главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно ярче стремится показать внутренний мир Григория Александровича Печорина.
«двойников» Печорина. И именно с помощью их сопоставления и сравнения открываются в полной мере все – положительные и отрицательные – черты главного героя.
Наиболее глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в главе «Княжна Мери». Очень важными для понимания личности главного героя являются образы Вернера и Грушницкого, так как именно они помогают осознать главные черты центрального персонажа. Являясь одновременно и противоположностями, и подобиями Печорина, они отражают его характер.
«Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матеръялист, как все медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизни не написал двух стихов».
Оба героя – романтики, хотя друг другу в этом и не признаются. Они «скоро сделались приятелями».
Но, по убеждению Печорина, в дружбе один всегда является рабом другого; сам Печорин рабом быть не привык, а повелевать – «труд утомительный».
Одно из сходств героев состоит в том, что в Печорине присутствуют «два лица» Вернера – цинизм и чувствительность. Доктор Вернер – натура двойственная (насмехался над больными, но при этом истинное горе поражало его в самое сердце; не случайно Печорин упоминает, что видел, как Вернер плакал над умирающим солдатом).
и во многом идет на поводу у Печорина. Как пример можно рассмотреть дуэль с Грушницким. Вернер нисколько не противится замыслам приятеля и лишь задает перед дуэлью Печорину вопросы о завещании и о женщинах, которым он, возможно, хотел оставить что то на память.
Но Вернер, в отличие от Печорина, раскаивается в содеянном: возможно, после дуэли ему искренне жаль Грушницкого. И в записке, присланной им, проявляются эмоции доктора: «… вы можете спать спокойно, если можете». Но все же Вернер лишь созерцатель.
Сопоставление двух образов показывает, что между Вернером и Печориным есть много общего, но в то же время эти люди принципиально отличаются друг от друга. Именно Печорин, а не Вернер назван в тексте «героем времени».
Другим героем, которого можно назвать «двойником» Печорина, является Грушницкий, который оказывается своеобразным «кривым зеркалом» для главного героя. Обоим персонажам присущи черты демонизма: у Печорина – истинный, у Грушницкого – наносной. Вот что пишет Ю. М.
Лотман по этому поводу: «То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно».
Грушницкий изображает демона, но того, о котором он узнал из романтических повестей: «У Грушницкого есть все отрицательные качества Печорина (крайний эгоцентризм, нездоровое честолюбие), но нет ни одного положительного (искренность, глубина натуры)».
во многом повторяющего его черты. Отношения героев «упираются» в дуэль. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, и простить этого он не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Безусловно, он вел себя недостойно в последнее время.
Но для Печорина нет никаких способов решить конфликт по другому. Ему просто напросто неинтересно что то выяснять и доказывать. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Ему важно было не только наказать Грушницкого и показать последнему его место, но и дать герою почувствовать свою никчемность.
Убив Грушницкого, Печорин убивает что то в себе, он проходит испытание смертью.
Третьим, и последним героем, во многом повторяющим Печорина, выступает Вулич в новелле «Фаталист». Последний, как и главный герой, ощущает свою исключительность, что дает ему право в полной мере полагаться на случай и быть уверенным: тот его не подведет.
Вулич слишком уверен в своем везении, потому то и погибает из за бессмысленных игр с судьбой. И Печорин кажется фаталистом, недаром он тоже решает «испытать судьбу».
Однако если Вулич, как истинный фаталист, действительно полностью вверяется року, безо всяких приготовлений спуская курок пистолета, то Печорин поступает совсем иначе.
Он бросается в окно к казаку убийце, заранее продумав план действий.
«двойников», Лермонтов доводит до крайности личностные черты каждого из них, для того чтобы образ самого Печорина представал для читателя более объемно.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/3/2034.htm
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Печорин и его “двойники” в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
Слайд 1
Печорин и его «двойники»: Грушницкий и Вернер «Неужели … моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»
Слайд 2
Повесть «Княжна Мери» Печорин изображен в типичной для него дворянской среде. Система образов повести способствует раскрытию характера главного героя. Внешняя сторона жизни Внутренняя сторона жизни Вернер Вера Мери Грушницкий
Слайд 3
Печорин и «водяное» общество «водяное» общество Печорин примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть противоречить…» «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью…» конфликт
Слайд 4
Грушницкий – карикатура на Печорина Глазами Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. производить эффект – его наслаждение» в душе его нет «ни на грош поэзии» «…Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать»
Слайд 5
Грушницкий – «двойник» Печорина? Грушницкий Печорин Находится в полной гармонии с собой и обществом. Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Стремится к показной деятельности Не находит себе достойной деятельности.
Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя. Печорин и есть романтический герой. Под его многочисленными масками – жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа. В нём всё настоящее, не показное, оригинальное.
Перед нами натура эгоистичная, но сложная, глубокая и противоречивая.
Слайд 6
Дуэль Грушницкого с Печориным Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина? Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; – вспомни – мы были когда-то друзьями.
.. Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали. – Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…
До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить ему мстительность, распускаемые слухи, умышленно не заряженный пистолет, пулю, только что выпущенную в него, и наглое ожидание Грушницким холостого выстрела.
Все это доказывает, что Печорин не сухой эгоист, что он желает поверить в человека, убедиться, что тот не способен на подлость.
Слайд 7
Печорин ночью перед дуэлью Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..
“ Я не помню утра более голубого и свежего… Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу ”. … зачем я жил? для какой цели я родился?..
А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения…
Слайд 8
Поведение Печорина во время дуэли Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Печорин ведет себя очень мужественно.
Внешне он спокоен, только пульс выдает его волнение. Испытывает ли Печорин торжество победителя? Каково его состояние после дуэли? «У меня на сердце был камень.
Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один».
Слайд 9
Грушницкий – своеобразная карикатура на Печорина У Грушницкого все отрицательные качества Печорина (эгоизм, отсутствие простоты, любование собой) и нет ни одного положительного.
Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным Если в начале он может казаться двойником Печорина, то потом — своеобразной его карикатурой (то, что в Печорине трагично, в нём — смешно).
Дуэль Печорина с Грушницким – это попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души
Слайд 10
Вернер – «двойник» Печорина? по определению Печорина, «человек замечательный» одного с Печориным социального круга глубокий и острый ум, проницательность, наблюдательность знает людей: «Он изучал все живые струны сердца человеческого» доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями , потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» Печорин
Слайд 11
Что приводит к отчуждению Печорина и Вернера? «…начальство догадывается, и хотя ничего нельзя доказать положительно, однако я вам советую быть осторожнее… Я пришел вас предупредить. – Прощайте. Может быть, мы больше не увидимся: вас ушлют куда-нибудь.
Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.. и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень, – и он вышел.
Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,- а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности.
Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..» Вернер не выдержал испытание дружбой. Настоящих друзей у Печорина нет. Это подчеркивает одиночество Печорина .
Слайд 12
Испытание Печорина любовью Печорин и Мери. Печорин и Вера.
Слайд 13
Печорин и Мери Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой.
Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».
Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Мэри – светская девушка, обладающая красотой, молодостью, манерами, не испорченная вниманием мужчин.
Слайд 14
Зачем Печорин затевает интригу с Мери? «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?» «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.» Причины: Соперничество с Грушницким; Потешить свое самолюбие; Развеять скуку.
Слайд 15
Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие» поступки Печорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ
Слайд 16
Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Любовь к Печорину меняет её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её в добрую, нежную, любящую женщину.
По мере того, как Мери влюбляется в Печорина, ее жеманство, кокетство, притворство – все ушло прочь.
Пройдя испытание любовью к Печорину, она уже не то покорное маменькино существо, а человек внутренне самостоятельный.
Слайд 17
Почему Печорин отказывается жениться на Мери? 14-го июня. Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе.
Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune [руку и сердце]; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.
Слайд 18
Вера и Печорин Печорин : «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» Вера : «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»
Слайд 19
Сцена погони за Верой «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым.
Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…» Противоречивость, двойственность героя «Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на 10 минут < … > изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал …»
Слайд 20
Окончание повести «Княжна Мери» И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?..
Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани… Окончание повести «Княжна Мери»
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/15/pechorin-i-ego-dvoyniki-v-romane-myulermontova-geroy-nashego-0
Сравнительная характеристика Печорина и доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”: сравнение героев, Вернер как двойник Печорина (таблица)
Печорин и доктор Вернер. Кадр из фильма “Княжна Мери”. 1955 г. |
Григорий Печорин и доктор Вернер являются персонажами выдающегося романа “Герой нашего времени” Лермонтова.
Доктора Вернера часто называют двойником Печорина.
Отношения Печорина и доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”
Григорий Печорин и доктор Вернер становятся приятелями во время их пребывания на Кавказе. Григорий Печорин и доктор Вернер оба умны, образованы и остры на язык. Они оба любят женщин, но не хотят жениться.
Их главные различия в том, что доктор Вернер – более добродушный и слабохарактерный человек, чем Печорин. Ниже представлена подробная сравнительная характеристика Печорина и доктора Вернера в таблице.
Сравнительная характеристика Печорина и доктора Вернера (сходство и различия) | |
Григорий Печорин | Доктор Вернер |
Возраст – 25 лет:
«…лет двадцати пяти…» |
Возраст – около 40 лет:
«…сорокалетними остряками…» |
Род занятий – военный, прапорщик: «…Господин прапорщик…» |
Род занятий – доктор: «…доктор; его имя Вернер…» |
Богатый помещик из Петербурга: «…вы, победители петербургские…» |
Небогатый человек из провинции: «…Он был беден…» «…А вы были в Москве, доктор? – Да, я имел там некоторую практику…» |
Внешность героев | |
Внешность Печорина: «…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…» |
Внешность Вернера: «…Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии…» |
Глаза Печорина: «…взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый…» |
Глаза Вернера: «…Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…» |
Источник: https://literaturus.ru/2015/11/pechorin-doktor-verner-sravnitelnaja-harakteristika-tablica.html
Раскрытие образа Печорина через характер других героев
Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.
Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.
Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.
Доктор Вернер, который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.
Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича, с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»).
Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день.
Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.
Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри. Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь.
Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость.
Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).
Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает.
Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится.
Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.
Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи – лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал композицию романа в раскрытии характера Печорина.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Личность и общество: «самопознание» и психологизм героя Лермонтова
Следующая тема: Художественные особенности «Героя нашего времени», его многоплановость
Источник: https://nado5.ru/e-book/pechorin-i-drugie-geroi-romana
Печорин и горцы в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен.
При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса, – доведено в «Герое нашего времени» до высочайшей степени совершенства.
Второстепенно действующие лица в романе имеют и вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы, что соответствует реалистическим принципам изображения.
Тем не менее в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма. Таковы, в частности, образы горцев в повести «Бэлла».
Они не похожи на романтических героев, но в них есть, как утверждал Аполлон Григорьев, что‑то от «дико бушующих страстей „Аммалат‑Бека“ и „Муллы‑Нура“.
В первоначальной характеристике Казбича, которую ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб немирной.
Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан».
И затем упоминается о таком будничном занятии Казбича, как продажа баранов, хотя вскользь замечается, что торговаться он не любил, говорится о неказистом наряде, хотя и обращается внимание на его пристрастие к богатому оружию и своему коню.
В дальнейшем образ Казбича получает свое раскрытие в острых сюжетных ситуациях, демонстрирующих его действенную, волевую, дико‑порывистую натуру.
Но и эти внутренние качества Лермонтов всем ходом повествования обосновывает в значительной мере реалистически, вскрывая их связь с обычаями и правилами, господствующими в реальной жизни горцев. Как заметила Е.
Михайлова, в них он «вкладывал какой то отблеск своей мечты о человеке сильном, свободном и цельном».
Отношения между Печориным и Казбичем, включенные в «большой диалог» лермонтовского романа, не только сопоставляют героев, но и противопоставляют их.
Для «естественного человека» и «азиата» Казбича главная ценность – лошадь, его любимец Карагез, в отместку за похищение которого он похищает, а затем убивает Бэллу. Предмет страсти, любви у Печорина – женщина, человек.
По сути к моменту похищения Беллы Казбичем Печорин ее не любил: «я за нее жизнь отдам, но мне с ней скучно…», тем не менее он ограждал ее достоинство от посягательства хищного и мстительного человека, каким был Казбич.
Достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэлла была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Но, полюбив Печорина и отдавшись ему, она обесчестила свой род. Бэлла, Казбич, Азамат – это не только разновидности естественного человека, но и сложные, противоречивые характеры.
Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, глубину чувств, силу страстей, Лермонтов показывает и присущую им социально‑видовую ограниченность, обусловленную неразрывностью их жизни, их гармонии, со средой которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, традиций, а не на развитом самосознании, и в этом одна из причин хрупкости и недолговечности этой гармонии в столкновении с «цивилизацией».
Печорин как человек «цивилизованный» конечно же серьезнейшим образом отличается от «естественного человека», живущего в каждом из горцев, с которыми ему приходится общаться.
Однако в том‑то и многосложность этого характера, что человек конкретно‑исторический и общеисторический, родовой причудливо уживается в нем с человеком естественно природным.
Поэтому «дикарь» Казбич в какой то мере является двойником дикаря, живущего в подсознательных глубинах Печорина
В «Бэлле» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с такими «естественными людьми» – горцами.
(1 votes, average: 2.00
Источник: https://school-essay.ru/pechorin-i-gorcy-v-romane-mixaila-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html
Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени» – Сборник сочинений
Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями. В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера.
У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича. С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери».
Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию».
Толстая солдатская шинель – трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. В этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа.
Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь. Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт.
Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком.
Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает. Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому.
Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», – говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям – покровительственное и ироническое. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями.
Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь. Цинизм Вернера во многом «на словах». Он больше претворяется циником, чем является им.
Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.
В главе «Фаталист» появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета. Пистолет дает осечку.
Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины. В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом.
По-моему, это главный конфликт в его жизни.
Таким образом, наличие двойников в романе – это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи. Для психологической характеристики своего героя Лермонтов использует разные способы. Основной – самоанализ самого Печорина.
Григорий Александрович исповедуется перед некоторыми собеседниками. В монологах, обращенных к доктору Вернеру и княжне Мери, Печорин не лжет, но и не «расшифровывает» себя до конца. Также герой часто вспоминает и анализирует совершенные ранее поступки и пережитые мысли и чувства наедине с самим собой, в дневниковых или путевых записках.
Также важной чертой Печорина является его постоянный самоконтроль, которым сопровождаются все его поступки, высказывания, размышления и переживания. В своих записях герой тщательно фиксирует то, что сделал, подумал, ощутил. Кроме этого, Печорин регулярно ставит психологические «эксперименты» над самим собой и другими людьми.
Психологические эксперименты героя позволяют увидеть его с двух сторон: и как человека действующего, и как человека с сильными аналитическими способностями.
Также важен внешний портрет Печорина.
Странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Лермонтов в своем романе очень удачно использует все известные способы психологической характеристики своего героя. Это подтверждает его звание мастера психологической прозы.
Печорин и Максим Максимыч, единственный персонаж, сопутствующий главному герою на протяжении большей части повествования, – два структурно-художественных полюса романа. Максим Максимыч – настоящий «кавказец», не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенным на Кавказ.
Он служит на Кавказе давно, хорошо знает его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни романтического пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам.
В каком-то смысле ему, носителю патриархального сознания, горцы даже более понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина.
У Максима Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит душевное спокойствие и избегает приключений. На первом месте для героя стоит долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски.
Лишенный личностного самосознания, как бы не выделенный из «естественного» мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина и Вулича как «странных» людей. Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно.
Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными.
Между тем, Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он никогда не считал своим другом.
Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные, и слабые стороны печоринского типа – разрыв героя с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным.
Его мир ограничен и лишен сложной гармонии, а целостность характера «обеспечена» неразвитостью чувства личности.
Смысл столкновения Максима Максимыча и Печорина не в преобладании и превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в желательности сближения и движения к согласию.
Источник: https://schooltask.ru/priemy-psixologicheskoj-xarakteristiki-pechorina-v-romane-geroj-nashego-vremeni/