Алексей Каренин в романе “Анна Каренина”. Образ Алексея Каренина
Каренин Алексей Александрович — один из центральных персонажей романа, муж Анны Карениной.
Сначала он предстает как высокопоставленный, холодный и добродетельный петербургский чиновник, затем как несчастный, обманутый муж, позже — как сострадательный и правдивый христианин, наконец, как переставший, под давлением светского мнения, быть честным с самим собой человек, пытающийся выглядеть праведником и находящийся под влиянием гипнотизера. Его прототипом послужил С. М. Сухотин (1818—1886).
Сирота, Алексей Каренин был воспитан дядей — важным чиновником. Получив блестящее образование и поступив на службу, он целиком посвятил себя ей. Когда он занимал губернаторский пост, тетка Анны Облонская познакомила его со своей юной племянницей и некоторое время спустя вынудила его сделать предложение.
Как и к своей служебной карьере, Алексей Каренин отнесся к браку добросовестно. В первый год семейной жизни у них родился сын Сережа. Герой добился высокого поста в правительстве, безусловного уважения в обществе своими трудолюбием, бесстрастием, справедливостью.
<\p>
Но Алексей Каренин стесняется и чуждается «слишком человеческих» проявлений души, выводящих его из внутреннего равновесия. В своих отношениях с женой и сыном он старается заглушить всякий элемент чувствительности. Этого он достигает иронически отстраненной манерой общения.
Алексей Александрович не замечает, как его сухость, удовлетворенность собой, ирония раздражают и мучают жену, заставляют и сына учиться притворству. Он не замечает, что Анна утрачивает уважение к нему, как пытается найти оправдание семейной жизни в любви к сыну, как делается все более далека от него.
Алексей Каренин не придает значения знакомству на вокзале с сопровождающим его жену из Москвы Вронским, а когда на одном из приемов у Бетси Тверской видит свою жену и Вронского, ведущих себя так оживленно и неприлично, что на них обращают внимание, он ужасается никогда не посещавшей его мысли об измене и, стыдясь незнакомого ему до сих пор чувства ревности, по приезде домой пытается объясниться с Анной; напоминает о ее долге супруги и матери, но наталкивается на непроницаемое «веселое недоумение» Анны, отрицающей свою вину.
На Красносельских скачках Алексей Каренин наблюдает отчаяние Анны при виде падения Вронского с лошади. Он увозит жену почти против ее воли и в карете делает еще одну попытку объясниться. Теперь он не сомневается в измене Анны, но страшится думать о ней.
Он заговаривает с женой уже не о долге, а только о соблюдении внешних приличий. Он согласен и на «веселое недоумение» с ее стороны, лишь бы она не подтвердила известной ему страшной правды. Но Алексей Александрович обманывается в ожидании: Анна со слезами стыда и ненависти сознается во всем.
Оставив жену на даче, Каренин уезжает в Петербург, чтобы принять решение.
Он отклоняет для себя возможность дуэли с Вронским из страха и убеждения в бессмысленности такого шага, из желания быть честным перед самим собой, так как друзья и сослуживцы конечно же не допустили бы его, незаменимого на своем посту государственного мужа, до поединка, и, следовательно, вызов с его стороны выглядел бы красивой и безопасной позой.
Он отклоняет также возможность расторжения брака с Анной потому, что разводный процесс потребовал бы применения «грубых доказательств» ее неверности, а от вызванного скандала он сам пострадал бы значительно больше в мнении света, чем жена. Единственный выход он видит в том, чтобы удержать Анну при себе, вынудить ее прекратить связь с Вронским, скрыть ее от света.
Еще одно соображение, приходящее Каренину на ум, связано с требованиями религии: отторгая от себя преступную жену, он не дает ей возможности исправиться, губит ее душу. Как строгий христианин, Алексей Каренин не может этого допустить.
Хотя он и понимает, что это ложь (ведь Анна не захотела бы исправляться), но для обоснования внутреннего покоя религиозный довод приходится очень кстати.
Подыскав, таким образом, в своем «перечне» поступков и слов все необходимое и уместное, успокоившись и обретя привычное свое лицо, герой отправляет жене письмо, в котором сообщает о своем решении и по-прежнему настаивает на соблюдении ею внешних приличий, предупреждая, в противном случае, о своем намерении развестись и разлучить ее с сыном.
Между супругами устанавливается хрупкое перемирие. Алексей Александрович надеется на окончание связи жены, но не верит в него. Анна продолжает встречаться с Вронским вне дома. Однажды Каренин, отправляясь в театр, сталкивается в дверях с виновником позора своей семьи.
Решив покарать жену и изъяв у Анны письма любовника — доказательства для суда, он объявляет ей о своем решении. Он вполне подготовился к последнему объяснению, но во время разговора демонстративное бесстрастие изменяет ему. Каренин, говоря о себе, от волнения запинается и не может выговорить слово «перестрадал». У него выходит «пелестрадал».
Эта оговорка является не столько знаком расстройства внутреннего мира, сколько парадоксальным свидетельством сознательно и успешно подавлявшейся Алексеем собственной человечности и доброты. Она очеловечивает Каренина в глазах жены, а также читателя. Анна сообщает мужу, что скоро родит.
Вне себя он уезжает из дому и на следующий день отправляется к лучшему петербургскому адвокату, поручая ему ведение дела о расторжении брака.
Оказавшись в Москве по служебным делам, он получает телеграмму— краткую просьбу Анны приехать и простить ее перед смертью. Раздосадованный карьерной неудачей, герой едет в Петербург, надеясь на смерть жены, которая лучше, чем развод, разрешила бы мучительную ситуацию, в которой он находится.
Но когда он оказывается у постели находящейся в бреду и умоляющей о прощении, умирающей жены, в его душе происходит переворот: то, что ощущалось им раньше «душевным расстройством» при виде чужих слез, теперь ощущается как счастье прощения врага. Каренин прощает Анну и Вронского, отказывается от мести, решает прекратить дело о разводе и в случае выздоровления жены не покидать ее.
У постели умирающей Анны Алексей Каренин впервые узнает свою душу, узнает, что самое существенное заключено не в «готовых» словах и поступках «по правилам», а в чувстве «умиленного сострадания, которое в нем вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился как вредной слабости».
Он жалеет раскаявшуюся жену, пытавшегося покончить с собой Вронского, заброшенного сына и новорожденную девочку.<\p>
Но выздоравливающая Анна начинает тяготиться им. Из разговоров с Бетси Тверской и Стивой Облонским Каренин понимает, что от него добиваются, чтобы он оставил жену в покое.
Измучившись и потерявшись, он соглашается на развод и опамятуется только тогда, когда после свидания с Вронским Анна уезжает с ним и дочерью в Италию, отказавшись от развода, не желая принимать со стороны мужа еще одной жертвы. Оставшись наедине со своим горем, Каренин совершенно падает духом.
Он ощущает по отношению к себе всеобщую ненависть за то, «что он постыдно и отвратительно несчастлив». Самым близким ему человеком в этот мучительный период становится графиня Лидия Ивановна, его покровительница, сторонница и пропагандистка модифицированного внеконфессионального христианства, опекающая великосветский петербургский салон медиума Ландау.
Ее мистическая экзальтированная настроенность, к которой ранее Каренин относился сдержанно и даже враждебно, теперь находит у него живой отклик, чувство солидарности. Он благодарен графине за слова утешения и сочувствия, за предложенную помощь в устройстве дома и воспитании сына Сережи.
<\p>
Постепенно он отдается ее влиянию, посещает кружок медиума, начинает упиваться своей добродетельностью, полнотой своей веры, высотой своего благочестия. Толстой показывает, как неодолимая потребность занять позицию благочестивого превосходства по отношению к презирающему его свету отодвигает на второй план желание быть честным с самим собой.
Тем более что карьера его завершается. Он сохраняет высокий пост и положение, но в глазах всех является «человеком, который весь вышел и от которого ничего более не ждут». По наущению графини Сереже внушают, что его мать умерла, по ее настоянию Каренин отказывает Анне в свидании с сыном, когда она приезжает в Петербург из Италии. Загипнотизированный медиумом Ландау, Алексей Александрович не дает согласия на развод хлопочущему по делам сестры Стиве Облонскому, а после самоубийства Анны великодушно берет на себя воспитание ее дочери.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/aleksej_karenin_v_romane_anna_karenina_obraz_alekseja_karenina/64-1-0-1555
Образ Анны Карениной
Кадр из фильма Анна Каренина |
Образ Анны Карениной – самый сложный в романе. Анна необычная, талантливая молодая женщина, полная сил и энергии, рождена для счастья, погибает духовно, столкнувшись с ложью высшего мира, в котором она выросла и получила воспитание.
О ее жизни до встречи с Вронским узнаем уже, когда возник между ними роман. В браке Анна была духовно одинокой, что не сочеталось с ее характером. Поэтому ее любовь к сыну Сереже полна постоянного волнения и трепета. Но это было до встречи.
То, что пережила Анна за неделю в Москве и за одну ночь в поезде, в котором она возвращалась в Петербург, полностью изменило взгляды на жизнь, а значит, и саму ее жизнь. Сцена размышлений главной героини в поезде – настоящее художественное открытие писателя, исследует неисчерпаемую сложность души и неповторимости каждого переживания человека.
Нам надо запомнить образы веселого и страшного забвения героини, потому что они в дальнейшем развитии сюжета наберут символического и трагического содержания. А пока на остановке Анна выходит на платформу станции …
Писатель описывает метель. Это описание природы передает внутреннее состояние героини. В русской литературе метель – особая тема, и крупнейшего художественного значения она набирает в творчестве Александра Пушкина. В его повести “Метель” сильный ветер со снегом меняет судьбы людей. Страшную, пугающую силу метели отражено художником и в стихотворении “Бесы”, а в повести “Капитанская дочка” герой, символизирующий стихийную силу народного бунта, Пугачев, появляется прямо из метели.
В романе Толстого разговор Анны с Вронским происходит на станции, когда «страшная буря рвалась и свистела между колесами вагонов ».
– Я не знала, что вы едете. А зачем вы едете? – Сказала она … И несдержанная радость и оживление сияли у нее на лице.- Зачем я еду? – Повторил он, глядя ей прямо в глаза. – Вы знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы, – сказал он, – я не могу иначе.
И в это же время, как бы преодолев препятствия, ветер начал сыпать снегом с крыш вагонов, забарабанил каким-то железным оторванным листом, и впереди плаксиво и мрачно заревел густой свисток паровоза. Весь ужас метели показался ей теперь еще прекраснее. Он сказал именно то, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком.
Этот прозаический отрывок воспринимается как поэзия, которая создает образы-символы, связанные с глубинными и впечатляющими переживаниями героев: метель, холод, ветер, снег, скрежет металла, рев паровоза создают единую картину страсти сильнее мысли. Именно они (и только они!) Способны передать силу важнейших чувств как Анны, так и Вронского. Без этих символических образов мы не поймем и трагедии, на которую обречены герои.
Любовь к Вронскому Анна осознает как катастрофу всей предыдущей жизни, но ничего противопоставить своему “Преступлению” не может. И жизнь героини теряет целостность: все в ней начинает раздваиваться.
А еще Анна столкнулась с тем, что в высшем свете поддерживают тайную измену, но не поддерживают искреннее, открытой любви. Алексей Александрович решил поговорить с женой и предостеречь ее от ошибки. Он надеялся на откровенность такой искренней Анны.
Понимая, о чем будет разговор, женщина отвечает так, будто ничего не случилось, ей самой удивительно, как легко она может врать: “чувствовала себя одетой в непроницаемую броню лжи”.
Для постороннего человека поведение Анны показалась бы естественным, но не для Алексея Александровича, который знал ее, знал, что, когда он ложился спать на пять минут позже, она это замечала и спрашивала о причине, для него, знавшего, что о всякой радости, горе она сразу же говорила ему, – для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, не хотела и слова сказать о себе, означало многое.
Так Анна полностью отворачивается от человека, который был самым близким для нее в течение девяти лет.
Анна не захочет поверить в страдания мужа; зная свою вину перед ним, она не себя, а его обвинят в бесчувственности и лицемерии.
Внутренние отношения супругов полностью меняются, а это значит, что жизнь потеряло целостность. Как покажет сюжет романа, неполноценные отношения приводят к катастрофическим последствиям.
Толстой считал, что люди делают “вечную ошибку”, представляя себе счастье «осуществлением желания», и поэтому его удивляло, что в большинство романов заканчивается свадьбой героев, а главное – дальнейшая их жизнь – остается в воображении читателей.
Но истинная сущность вещей, смысл человеческих поступков раскрываются на протяжении всей жизни, и получается, что понимание счастья и самой жизни – это большая разница. Жизнь Анны после того, как осуществилась ее “волшебная мечта быть счастливой”, становится тяжелой брешью.
Она видит страшный сон, который имеет драматические последствия сверхъестественных попыток “соединить в одно любовника и отца своего ребенка … “
С этого ужасного состояния надо как-то выходить, Анна инстинктивно тянется к знакомым. Все ее знакомые – это люди высшего общества, и Толстой ненавязчиво показывает, существующую разница между Анной и ее приятельницами. Ближайшая знакомая Анны – Бетси Тверская, княгиня, двоюродная сестра Вронского.
У нее собираются самые модные женщины со своими кавалерами. Все знают о любовных связях Бетси Тверской, Сафо Штольц, Лизы Меркаловой и других, но их поведение, основана на лицемерии, которое давно стало правилом хорошего тона, не затрагивает лживых основ этого общества.
Анна не понимает то, что так мучает ее, совсем обходит стороной других женщин высшего общества. Бетси говорит Анне:
Видите, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее муку, и смотреть просто и даже весело. Возможно, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически.
Это – своеобразная мораль, которая оправдывает жизненное поведение человека винного мира и основывается на принципе самоутверждения, когда точкой отсчета в жизни человека является “я сам, отдельный”.
Такая точка зрения отталкивается от понимания своего “я” не только как отдельного от всего остального в мире, но и как самого главного: все будет хорошо, когда ты поймешь, что ничего важнее в мире нет, кроме тебя самого, только надо не забывать о обычаях и правилах, которыми руководствуется цивилизованная часть общества.
Эту точку зрения высказывает и Степан Аркадьевич Оболонский: “в этом же и цель образования: из всего делать наслаждение”. Такой тотальный эгоизм и эгоцентризм в изысканной и роскошной оболочке.
Однако Анна другая, она искренняя и откровенная, глубокая и правильная, и когда происходит ее «падения», то единственный выход, который она находит – это смерть.
Положение героини не просто драматическое, оно трагическое, и полностью этот трагизм выступает, когда Анна хочет вернуть сына.
Она не может сказать Вронскому, что страдает без ребенка, потому что он не поймет всей глубины ее несчастья, которое является платой за их любовь.
Тайно от графа (он так и не узнает о драматическом свидание матери и сына) Анна в день рождения Сереже приходит в дом, который был ее в течение девяти лет.
– одна из самых волнующих в романе. Каренина приезжает в восемь часов утра, когда сын только проснулся.
Она застает сонного мальчика, жадно осматривает его и видит, как он изменился; у нее нет слов, чтобы сказать о своей любви к нему и о своем несчастье, но Сережа понял все, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастна и любила его. Он понял …
что матери с отцом нельзя встречаться. Но вот он не мог понять: почему на ее лице появился испуг и стыд … Она не виновата, а боится его и чего стесняется … Он видел, что она страдает, и ему было жалко ее.
Когда мальчик, прижавшись к матери, шепотом попросил: “Не уходи, он не скоро придет”, – Анна чувствует боль, потому что у нее нет ни прав, ни возможности быть с сыном … Вернувшись в отель, она понимает, «кто был причиной настоящего горя».
Еще на первом свидании Анна сказала Вронскому, что кроме него у нее больше никого нет. После свидания с сыном она чувствует этот факт с новой силой, теперь единственное оправдание ее жизни заключается в любви.
Потому что Анна – человек, которому нужно не просто жизнь, а жизнь со смыслом, потому что жизнь без смысла теряет свою силу и превращается в абсурдность и зло. Поэтому любовь к Вронскому становится единственным смыслом ее жизни.
Но что собой представляет это любовь?
“Анна Каренина” – это роман о любви, и поэтому в произведении она играет концептуальную роль.
В XI главе первой части, передовая разговор Левина с Облонским, Толстой вспоминает древнегреческого философа Платона, который в трактате “Пир” определяет, что настоящая любовь – это путь человека к Истине, Красоте и Бессмертие. Он назвал такую любовь Афродитой Ураниею, т.е.
Небесной, и только она открывает связь между человеком и всем миром. Этой Афродите противопоставляется Афродита Пандемос (Всенародная) – чувственная, сексуальная страсть, отделяет человека от мира и сосредоточивает ее на себе.
Современник Толстого, русский философ Владимир Соловьев считал, что целью любого существования абсолютная полнота бытия, и эта идея присутствует в сознании каждого человека. Абсолютной полноты бытия можно достичь только в любви ко всему миру, Бога.
Такие идеи были близкие Толстому, ведь еще в “Войне и мире” он показал, что смысл жизни заключается в гармоничной целостности и в связи человека со всем миром, в период работы над “Анной Карениной” писателю приходится снова искать ответ на вопрос: что отделяет людей друг от друга и от всего мира.
Жизнь Вронского проходит почти так же, как и до встречи с Карениной. Светское общество не отказывается от него. Что же касается Анны, то здесь действуют другие законы, которые понял по себе Алексей Александрович Каренин после того, как его оставила жена.
Он почувствовал презрение людей не потому, что «был плохой», а потому, что «он позорно и отвратительно несчастлив». Анна была одной из тех, кто ненавидел его. Теперь высший свет отречется и от Анны и презирать ее за то, что она осмелилась быть счастливой.
Отношение светского общества к героине ярче видно, когда она едет в театр послушать знаменитую итальянскую певицу Патти. Каренина, понимая, как ее встретит высший мир, будто бросает ему вызов. Вронского поведение Анны вызывает раздражение.
Выход Анны в мир заканчивается скандалом, унизительным для нее, но она «собрала свои последние силы, чтобы выдержать взятую на себя роль ». Роль внешнего покоя вполне прибегала ей, но Толстой говорит:
Кто не знал ее и ее круга, не слышал всех высказываний сочувствия, негодования и удивления женщин, она позволила себе появиться в мире и показаться так заметно в своем кружевном наряде и со своей красотой, те любовались спокойствием и красотой этой женщины и не догадывались, что она переживала то же, что человек, выставленный у позорного столба.
Любовь Анны и Вронского – это именно связь, а не единение, но эта связь настолько сложная и сильная, что приводит к трагедии.
После последней ссоры с Вронским Анна едет по улицам Москвы и думает о своей жизни.
Этот момент в романе является еще одним художественным открытием Толстого и вестником психологических поисков художников XX века таких, как Джеймс Джойс или Марсель Пруст. Героиня обращает внимание на все, что встречается ей по дороге.
Впечатления от увиденного перетекают в ее мысли. Впервые в литературе «поток жизни» переходит в “поток сознания”, а Анна впервые сопоставляет свою жизнь с жизнью других, и делает выводы.
– которые так ее захватили, является художественным отражением мыслей немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра.
В своей философской работе “Мир как воля и представление” мыслитель доказывает, как сути любой жизни есть воля, иррациональная сила, неудовлетворенность, что толкает природные силы (растительные, животные, человеческие) на непрерывную борьбу за право доминировать друг над другом.
Эта изнурительная борьба, учит человека подчинять природу и себе подобных, порождая жестокие формы эгоизма. Поэтому человек является самой совершенной “объективацией” воли к жизни, существом желаний. Покинутая всеми, одинокая и неуверенная ни в чем, она погружается в стихию тревоги и угроз, которые растут.
Поэтому жизнь – непрерывная борьба за существование, в котором есть только одна безысходность: сокрушительное поражение в финале – смерть. Трагическим является не только существования человека, но и вся история человечества, которую можно рассказать только как историю войн и мятежей.
Открытие Анной мира Толстой называет “пронзительным светом”, который “открывало ей теперь смысл жизни и человеческих отношений”. Она чувствует, что ее любовь становится “все горячее”, а Вронский “все хочет отойти от меня”. И снова, рассматривая улицу большого города, женщина осознала все, до конца:
Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома … И в домах все люди, люди … Сколько их, края нет, и все ненавидят друг друга.
Эти выводы о лжи и зло окружающего мира будто успокаивают героиню. Анна понимает, что ее судьба отражает общее состояние трагедии человеческой жизни.
Источник: https://lang-lit.ru/2015/01/obraz-anny-kareninoy.html
Образ Анны Карениной в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”
В чем трагизм судьбы Анны Карениной по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»? Цель урока: Показать образ женщины из аристократического общества, обратить внимание на взаимоотношения Анны и Каренина, отношение её к Серёже, любовная связь с Вронским. Проблема вины, осуждения и оправдания души человеческой.<\p>
“Мне отмщение и аз воздам” . (“Не вам судить и карать её.” ) Трагедия Анны Карениной .<\p>
1. Почему судьба Анны оказалась трагической?<\p>
2. Кто виноват в этой трагедии?<\p>
Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти. А. Ахматова<\p>
Судьба главной героини связана с образом железной дороги, символом времени. Что-то роковое и страшное слышится в самом описании приближающегося поезда, физически ощущается тяжесть. (ч.1, гл.17, стр.54). Есть что-то таинственное и волнующее уже в первой короткой встрече Вронского и Анны (ч.1, гл.18, стр.55) Но характерна одна незначительная, повторяющаяся деталь. Когда Анна чувствует на себе взгляд Вронского, в её лице появляется улыбка, изгибающая её губы.<\p>
Когда Облонский узнал, что поезд, на котором приехала Анна, раздавил сцепщика, он в смятении побежал к месту происшествия и потом, страдая, морщась, готовый заплакать, все повторял: «Ах, Анна, если бы ты видела! Ах, какой ужас!» Сцепщик этот был простой мужик, может быть, из его разоренного владения, пустившийся искать счастья на тех же путях, что и его барин. Толстой упорно называет сцепщика мужиком. И Анна увидела его во сне, в вагоне поезда, на обратном пути в Петербург. «Мужик этот с длинною талией принялся грызть что-то в стене, старушка стала протягивать ноги во всю длину вагона и наполнила его черным облаком; потом что-то страшно заскрипело и застучало, как будто раздирали кого-то; потом красный огонь ослепил глаза, и потом все закрылось стеной. Анна почувствовала, что она провалилась…».<\p>
« Она была очень красива». Изящество и скромная грация «были видны во всей ее фигуре». Лицо миловидное, ласковое и нежное, глаза блестящие, губы румяные. На вокзале «она движением, поразившим Вронского своею решительностью и грацией, обхватила брата левою рукой за шею, быстро притянула к себе и крепко поцеловала». (ч. 1, гл. 18). <\p>
На бал у Корсунских. Анна пришла «в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки…». Ее прическа была незаметна. Выбивались короткие колечки черных курчавых волос. «На точеной крепкой шее была нитка жемчугу». Анна невольно привлекает к себе взоры. (ч.1.гл.23, стр.70 )<\p>
Вторая встреча Вронского и Анны, определившая их дальнейшие отношения, происходит вновь на железной дороге. В вагоне Анна впала в странное состояние. Сначала ею овладела беспричинная радость. Потом она почувствовала, как в ней меняется что-то физически. «В косой вечерней тени кулей, наваленных на платформе, Вронский в своем длинном пальто, в надвинутой шляпе, с руками в карманах, ходил, как зверь в клетке, на двадцати шагах быстро поворачиваясь». И его объяснение с Анной произошло на какой-то глухой станции во время метели. Анна отворила дверь поезда – «…метель и ветер рванулись ей навстречу и заспорили о двери». Это был удивительный спор с какой-то бездомной стихией, которая охватывает Вронского и Анну. Именно из метели и ветра возникает фигура Вронского на станции. Он заслоняет собой свет фонаря. «Она довольно долго, ничего не отвечая, вглядывалась в него и, несмотря на тень, в которой он стоял, видела, или ей казалось, что видела, и выражение его лица и глаз». «Ужас метели» казался тогда Анне Карениной «прекрасным», но уже «впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза». (часть 1, гл.29, стр.86; гл.30 стр.87)<\p>
Сдержанное, но страстное признание Вронского возбудило в ней неудержимую радость. Она провела волшебную ночь. “Со мной случилось что-то волшебное, ” – скажет она позже Долли. И когда желание любви было удовлетворено, Вронский испытал чувства, напоминающие чувства убийцы, а Анна -унижение и стыд. Толстой не даёт оценку случившемуся, не пишет, что это падение, нет. (ч.1, гл.30, стр.88)<\p>
Анна вышла замуж, не зная любви, а Каренин занимал высокое положение и был блестящей партией. Умный, воспитанный, образованный, занятый важными государственными делами, он вряд ли надоедал ей. <\p>
Жизнь Анны сложилась так, что её счастье зависело не столько от неё самой, сколько от других людей. Юной девушкой она была выдана замуж за немолодого, богатого человека-губернатора Каренина. О женитьбе Каренина на молоденькой княжне Анне Аркадьевне Облонской в романе сказано так: “Во время его губернаторства тётка Анны. богатая губернская барыня, свела хотя немолодого уже человека, но молодого губернатора со своей племянницей и поставила его в такое положение, что он должен был высказаться или уехать из города.” Каренина предпочёл избежать скандала и просить руки Анны. Замужество Анны, как говорили в старину, было “устроено” её тёткой. Это был типичный брак по расчёту, в котором Анна не могла быть счастлива уже по одному тому, что между нею и мужем не было и не могло быть ничего, что бы их соединяло, так велика была разница их характеров, интересов, стремлений. Когда разрыв Анны с Карениным стал неминуем, она поняла, что её замужество-непоправимая ошибка. Брат Анны, Степан Аркадьевич Облонский, говорит ей: “Ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви и не зная любви. Это была ошибка.” И Анна ответила: “Ужасная ошибка.” Ошибка состояла в том, что Анна решила выйти замуж без любви, должно быть поверив уговорам, что “стерпится-слюбится” . И вот прошло восемь лет этой безлюбовной семейной жизни, которую можно было бы охарактеризовать словами из дневника толстого -жизнь “вместе-врозь” .Насколько она была безрадостна и нелегка для Анны, можно увидеть из её слов… (ч.3, гл.16, стр.235)<\p>
Анна говорит о Каренине; “Это не человек, а машина, и злая машина, если рассердится…” Да облик Каренина отвечает этой характеристике. Его “строго самоуверенная фигура”, ” белые с набухшими жилами руки”, его манера трещать пальцами, его “тихий тонкий голос, в минуту волнения” пронзительный”, ” визгливый”, его походка (он ворочал “всем тазом и тупыми ногами” )-все эти черты внушают отвращение не только Анне, но и читателю.<\p>
Толстой заставляет нас глубже заглянуть в эту душу и убедиться в том, что не всё в ней умерло. Каренин упрекает жену: “Да, вы только себя помните, но страдания человека, который был вашим мужем, вам неинтересно. Вам всё равно, что вся жизнь его рушилась, что он пеле…педе…пелестрадал” .Это уже не логически отточенная речь чиновника. Живой голос страдающего человека слышится в словах Каренина, особенно в искажённом слове “пелестрадал” .Перед нами трагический персонаж. Трагедия в том, что Каренин не мог противостоять влиянию грубой силы, которая должна была руководить его жизнью в глазах света и мешала ему отдаваться своему чувству любви и прощения.” Инстинкт самосохранения заставил его стать снова таким, как все. “Он знал, что за то самое, что сердце его истерзано, они будут безжалостны к нему. Он чувствовал, что люди уничтожат его, как собаки задушат истерзанную, визжащую от боли собаку.” С особой силой человеческие чувства просыпаются в душе Каренина у тяжелобольной жены. Болезнь Анны после родов, её почти безнадёжное состояние и те душевные потрясения, которые пережили герои в один из наиболее драматических периодов своей жизни, – всё это составляет кульминацию первых четырёх частей романа и возможный вариант разрешения конфликта .Перед лицом смерти все трое- Каренин, Анна, Вронский – неузнаваемо переменились. Какая-то благодатная сила просветила их души. Анна желает лишь одного – прощения, полного прощения. И Алексей Александрович даёт ей то, чего жаждет её душа. Вронский здесь несколько в стороне. Самое главное происходит между Анной и мужем.<\p>
Алексей Александрович Каренин находит для себя неожиданное утешение и радость в христианском прощении. Анна – в просветляющем покаянии и искуплении. И лишь Вронский не может принять пути христианского смирения. Он видит величие того человека, которого считал раньше просто помехой своему счастью, испытывает мучительный стыд за себя, но покаяться он не может: страсть его к Анне за время её болезни усилилась, и он не в силах отказаться ни от неё, ни от своего чувства к ней. Не видя для себя никакого выхода, он решается на самоубийство (ч.4, гл.18, стр.333). Вронский был ранен, рана была не опасна, быстро затянулась. Анна пошла на поправку и чувствовала себя ” не простительно счастливою и полною радости жизни.” Анна и Вронский добились того, чего так страстно желали: свободы и соединения. Но счастье их оказалось непрочным. Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна другой её мечты. Рухнула её мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про всё: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла её и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну.<\p>
В России её ожидали мучения ещё более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время. когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всём своём страшном облике. Общество, в котором выросла и воспиталась Анна, оказывается утратило не только любовь, но даже реальное представление о любви. И капля из ” мёртвого моря” попала на Анну. Она не могла уберечься от влияния общества (ч.2, гл.4, стр.105); (ч.5, гл.28, стр.420)<\p>
Свет не признал двусмысленного положения Анны, ей отказали от дома прежние знакомые, в театре Картасова устроила скандал, когда Каренина появилась в соседней ложе. Лицемерно было всё общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она всё более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромисного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чём ужас её положения.<\p>
Рождение сына внесло в ее жизнь новое, даровав огромное счастье материнства. Но Анне этого было мало, хотелось полноценного женского счастья. Даже чтение не доставляло удовольствия, потому что «ей слишком самой хотелось жить». Не найдя счастья для себя, Анна более всего страдает от того, что сделала несчастным своего сына Серёжу, лишив его материнской ласки и заботы. Серёжа боялся отца, разговаривавшего с ним на языке канцелярских бумаг и приказов. Он не верил, когда ему говорили, что его мама умерла. Отправляясь на прогулку, он каждый день надеялся встретить её.<\p>
Сцена тайного свидания Анны с сыном – самая волнующая и незабываемая сцена романа. Это был день рождения Серёжи. Но Серёжа понял, всё, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастлива и любила его. Серёжа не может судить о всей сложности взаимоотношений взрослых людей, но внутреннее чувство справедливости подсказывает ему, что он не должен осуждать мать, и, что бы ему не говорили о ней, он не может перестать любить и жалеть её. Серёжа говорит о матери: “Она не виновата, а боится его (Каренина) и стыдиться чего-то.” Анна не может объяснить сыну, что с ней происходит. Она надеется, что когда он вырастет, то всё поймёт сам и не осудит её. Порвав с Карениным и связав свою жизнь с Вронским, Анна была вынуждена расстаться с сыном. Она говорит как о неразрешимой задаче, как о главной причине своего несчастья – о невозможности соединить жизни Вронского и Серёжи: “Я не могу их соединить, а это мне одной нужно. А если этого нет, то всё равно. Всё, всё равно. И как-нибудь кончится.”<\p>
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны. В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной. Убедившись в том, что она не в силах удержать любовь Вронского, что их отчуждение становится непреодолимыми, Анна решает наказать его. И наказать самым жестоким образом – своей смертью. И мысль о смерти как о возможном избавлении возникает в её уме. (ч.2, гл.26, стр.594;гл.31, стр.606) “И вдруг вспомнив о раздавленном человеке в день её первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать.»<\p>
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива. В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь – подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне. Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини.<\p>
Сама того не желая, Анна всем приносит несчастье. И Каренину, который говорит: «я убит, я разбит, я не человек больше», и Вронскому, который признается: «как человек – я развалина», и самой себе: «была ли когда-нибудь женщина так несчастна, как я», – восклицает она. И то, что она бросается поперек дороги под колеса неумолимо надвигающегося на нее вагона, тоже получило в романе символический смысл. За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?» «Господи, прости мне всё!» – проговорила она… (стр.607) Своей смертью Анна наказывает не только Вронского, но и Каренина и всех их друзей из великосветского общества, преследовавших её клеветой и злословием.<\p>
Вывод Анна не может разобраться в своих чувствах, чувствует себя несчастной, разочаровывается в любви. Трагедия Анны Карениной – результат преплетения многих обстоятельств. Муж Анны заботится о форме церковного, нерасторжимого брака. Вронский, признавая гражданский брак, жаждал развода. Оба требовали соблюдения формы, но страдающая от непонимания Анна была уверена: “Ясность не в форме, а в любви.” Однако этой всепоглащающей любви ей казалось мало. Анной овладевает дьявольская гордыня. В смерти Анны Карениной виновно и светское общество с его безнравственными понятиями о жизни и любви. Здесь поощряются и прощаются измена и флирт, замаскированные ложными представлениями о приличиях. Она решается на самоубийство импульсивно и необдуманно.<\p>
В романе логика событий складывается таким образом, что возмездие следует по пятам за героями. Толстой говорил о нравственной ответственности человека за каждое свое слово и каждый свой поступок. К роману он взял грозный эпиграф: «Мне отмщение, и Аз воздам». Но он писал не притчу, не иллюстрацию к библейскому изречению, а современный роман. Некоторая «фатальность» не только социальных, но и личных отношений представлялась Толстому тайной, которую не могут понять отдельные люди, как бы они ни были умны, но которая разрешается временем, когда постепенно открывается внутренняя связь близких причин и далеких следствий. И здесь опять народная точка зрения была для Толстого определяющей. «Унижением, лишениями всякого рода им (народом) куплено дорогое право быть чистым от чьей бы то ни было крови и от суда над ближним», – пишет Толстой. Поэтому мысль эпиграфа складывается из двух основных понятий: «нет в мире виноватых» и «не нам судить». Мать Вронского сказала об Анне Карениной: «Да, она кончила, как и должна была кончить такая женщина. Даже смерть она выбрала себе подлую, низкую». И Кознышев ответил ей: «Не нам судить, графиня. Но я понимаю, как для вас это было тяжело».<\p>
Домашнее задание: Сравните три варианта семьи в произведении Толстого (1- – группа Каренины; 2-группа – Левины; 3- группа – Облонские), обращая внимание на взаимоотношения между супругами, отношение их к детям, понимание интересов друг другом, мужем и женой. Какая семья кажется самой счастливой? В чём, по мнению писателя, секрет семейного счастья?<\p>
Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-anny-karieninoi-v-romanie-l-n-tolstogho-anna.html
49. Романы л.Н. Толстого: проблематика, система образов, поэтика («Анна Каренина» или «Воскресенье» – анализ по выбору)
Сравнивая
«Войну и мир» с «Анной Карениной», Л.
Толстой заметил, что в первом романе он
любил «мысль народную», а во втором —
«семейную».
Проблема семейных отношений всегда
волновала его, она присутствует почти
во всех его произведениях.
Роман
«Анна Каренина» начинается так: «Все
счастливые семьи похожи одна на другую,
каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему». Этими
словами автор подчеркнул, что главное
его внимание будут занимать несчастливые
семьи. И в
самом деле: нет счастья ни в семье
Облонских, ни в семье Карениных. Отчего
так?
Литературные
критики объясняют это бурным развитием
капитализма в пореформенной России,
который рушил старые устои, разорял
дворянство и был совершенно чужд
Толстому. Я
думаю, дело не только в этом. Семейное
счастье зависит от самих людей, от их
взаимопонимания.
В семье Левиных тоже
бывали ссоры, но они любили, понимали и
уважали друг друга. Только эту семью в
романе и можно назвать счастливой.
Правда, сам Левин отличается от других
и бесстрашно честным умом, и добротой,
и богатством внутреннего мира. Долли
говорит о нем: «Это мало сказать, что
прекрасный.
Я не знаю лучшего человека».
С
образом Левина связана очень важная
для Толстого проблема самосовершенствования
личности. Лучшие его герои всегда
чрезвычайно требовательны к себе. Таков
и Левин. Он
считает, что не достоин Кити. Значит,
надо стать лучше, найти свое истинное
призвание, проявить в полной мере свою
личность.
А
главное его стремление — достигнуть
такого положения, когда бы он мог перед
народом «чувствовать себя вполне
правым». Так «мысль семейная» переплетается
в романе с «мыслью народной».
Левин
упорно занимается хозяйством, ходит с
мужиками на косовицу и в то же время
пишет книгу о землеустройстве в России,
пытаясь выяснить тот путь, по которому
должна развиваться деревня в новых
условиях.
С глубоким огорчением убеждается
он в исторической обреченности дворянства.
Можно было бы смириться с обеднением
дворян, если бы дворянские земли попадали
в руки к мужикам.
Но чаще всего за счет
разорения дворянства наживались темные
дельцы вроде купца Рябинина.
Симпатизируя
крестьянам, Левин так и не перешел на
их сторону и, сам того не замечая,
переводит вопросы, которые его мучили,
из социального плана в моральный. Так
возникает перед ним проблема смысла
жизни, проблема смерти и бесмертия.
У постели умирающего брата Левин
«ужаснулся
не столь самой смерти, сколько жизни
без малейшего знания о том, откуда, для
чего, зачем и что оно такое». Мучительные
вопросы и ни одного ответа. Это доводит
его до отчаяния.
Но вера в собственный
и общечеловеческий разум спасает его
от того шага, который был сделан Анной
Карениной.
Анну
и Левина сближает то, что они не подчиняются
слепо общепринятым нормам жизни, а
пытаются жить по-своему.
Они постоянно сталкиваются с «нечестной
действительностью», мучаются и страдают,
но при этом духовно растут и все глубже
познают окружающий их мир.
Однако
путь Левина идет по восходящей линии,
а Карениной — по нисходящей.
Мы оставляем Левина в конце романа
счастливым человеком, для которого
смысл жизни — творить добро.
Анна
же была счастлива только в короткий
период первых свиданий с Вронским.
Разлученная с сыном, оскорбляемая
обществом, она с ужасом видит, что и
любви, ради которой принесено столько
жертв, уже нет. «Отчего
же не потушить свечу, когда смотреть
больше не на что?..»
«Анна
Каренина» — роман о людях большой и
трудной судьбы, о прекрасной женщине,
желавшей полноценного человеческого
счастья, о величии и бесстрашии
человеческого ума, способного дойти до
истины и признать истину, чего бы это
ни стоило.
И хотя смерть в этой книге идет рядом с
жизнью, жизнь неизменно берет верх.
Ведь
и сама Анна решила умереть только потому,
что, кроме смерти, у нее не было средства
защитить свою честь и чистоту своей
жизни. Поэтому
«Анна Каренина» — не трагедия, а
жизнеутверждающий роман.
Читая его, мы учимся ненавидеть ложь и
праздную жизнь, постигаем красоту
человеческих отношений, вовлекаемся в
мир духовных исканий, то есть ощущаем
себя по-настоящему людьми.
В
самые значительные минуты своей жизни
мы, как и Левин, видим перед собой небо,
высокое и бесконечно мудрое. И радость
бытия наполняет душу. Прекрсен этот
мир! Значит, прекрасным должен быть и
человек.
Система
образов
АННА
КАРЕНИНА
—один из наиболее популярных женских
образов русской классической литературы.
Толстому
хотелось написать роман о женщине из
высшего общества, «потерявшей себя»,
вокруг которой легко сгруппировались
многие мужские типы, будившие творческое
воображение писателя.
В
первой части романа героиня предстает
примерной матерью и женой, уважаемой
светской дамой и даже примирительницей
неурядиц в семье Облонских.
Жизнь Анны Аркадьевны более всего
наполняла любовь к сыну, хотя свою роль
любящей матери она несколько преувеличенно
подчеркивала.
Лишь Долли Облонская
чутко улавливала во всем складе семейной
жизни Карениных что-то фальшивое, хотя
отношение А.К. к мужу строилось на
безусловном уважении.
После
встречи с Вронским, еще не дав воли
зарождающемуся чувству, А.К. осознает
в себе не только пробудившуюся жажду
жизни и любви,
желания нравиться, но
и некую неподвластную ей силу, которая
независимо от ее воли управляет
поступками, толкая к сближению с
Вронским и создавая ощущение защищенности
«непроницаемой броней лжи». в глазах
А.К.
и ощущает в ней «что-то чуждое,
бесовское и прелестное».
Следует отметить, что, в отличие от
Каренина, Долли, Кити, А.К. совсем
не религиозна. Правдивая,
искренняя А.К., ненавидящая всякую фальшь
и ложь, имеющая в свете репутацию
справедливой и морально безукоризненной
женщины, сама
запутывается в лживых и фальшивых
отношениях с мужем и светом.
Под
влиянием встречи с Вронским резко
изменяются отношения А.К. со всеми
окружающими:
она не может терпеть фальши светских
отношений, фальши взаимоотношений в
своей семье, но существующий помимо ее
воли дух обмана и лжи увлекает ее все
дальше к падению. Сблизившись с Вронским,
А.К.
осознает
себя преступницей.
После неоднократно проявленного мужем
по отношению к ней великодушия, особенно
после полученного во время послеродовой
болезни прощения, А.К. все больше и больше
начинает ненавидеть его, болезненно
ощущая свою вину и сознавая нравственное
превосходство мужа.
Ни
маленькая дочь, ни поездка с Вронским
в Италию, ни жизнь в его имении не дают
ей желаемого покоя, а приносят лишь
осознание глубины своего несчастья
(как при тайном свидании с сыном) и
унижения (скандально-унизительный
эпизод в театре). Больше всего мучений
А.К. испытывает от невозможности
соединить вместе сына и Вронского.
Углубляющийся
душевный разлад, двусмысленность
общественного положения не могут
компенсировать ни окружение,
искусственно создаваемое Вронским, ни
роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные
интересы, ни привычка к успокоительным
лекарствам с морфием. А.К.
постоянно чувствует свою полную
зависимость от воли и любви Вронского,
что раздражает ее, делает подозрительной,
а иногда побуждает к несвойственному
ей кокетству. Постепенно А.К. приходит
к полному отчаянию, мыслям о смерти,
которой она хочет наказать Вронского,
оставшись для всех не виноватой, а
жалкой. История
жизни А.К.
обнаруживает незыблемость
«мысли семейной» в произведении:
невозможности достижения собственного
счастья за счет несчастья других и
забвения своего долга и нравственного
закона.
ВРОНСКИЙ
—граф,
флигель-адъютант, богач и красавец.Алексей
Кириллович В. был воспитан в Пажеском
корпусе, не
знал семейной жизни, рано лишился отца,
был подчеркнуто почтителен к матери,
но не любил и не уважал ее за бесконечные
связи и легкомысленно светский образ
жизни.
Среди
товарищей по службе в блестящем
гвардейском полку В. слыл безукоризненно
честным человеком, добрым малым и имел
отчасти даже романтическую репутацию,
т.к.
еще в детстве спас из воды женщину,
затем хотел отдать свое состояние брату
и до совместной жизни с Анной действительно
отказывался 1 в его пользу от большей
части своих доходов.
Несмотря
на цельность характера, доброту,
твердость, мужество и настоящее
благородство, В. — неглубокий человек,
практически лишенный серьезных
интеллектуальных запросов.
Его отличают типичные для светской
молодежи шаблонные
представления о жизни и в отношениях к
людям, когда
искренние
поступки и чувства, целомудрие, крепость
семейного очага, верность кажутся
смешными и устаревшими ценностями,
а люди более низких социальных кругов
представляются недостойными
заинтересованного внимания и уважения.
Именно эти качества героя в полной мере
сказались во взаимоотношениях с Кити
Щербацкой, которую В. сознательно увлекал
ради удовольствия видеть силу своего
влияния, но
не имея серьезных намерений, не заботясь
о ее чувствах и репутации.
После
случайной встречи с Анной под влиянием
любви к ней В. изменяется: в нем кроме
сильного чувства проявляются искренность
и способность к состраданию и жалости.
Впечатление от встречи с Анной действует
на В.
почти
стихийно:
на лице его появляется несвойственное
ему выражение «потерянности и покорности»,
он едет за нею в Петербург, всюду преследуя
ее и добиваясь сближения. Постепенно
его чувство превращается в настоящую
любовь. Нечто
стихийное и даже ужасное, независимое
от разума и воли,
есть во В.
и для героини: первое
знакомство во время трагической гибели
железнодорожного рабочего,
внезапное
возникновение из тьмы и метели по дороге
в Петербург.
Толстой постоянно подчеркивает в облике
В. настораживающие детали:
привычку при улыбке «выставлять» зубы;
начинающую плешиветь голову. В
сцене сближения В.
с Анной прямо
указывается на его сходство с убийцей,
склонившимся над телом своей жертвы.
Непосредственно с этим эпизодом связан
другой, ключевой для понимания характера
героя и его сюжетной роли, — скачки, во
время которых В., эгоистически думавший
лишь о себе, из-за небрежной неосторожности
губит свою
любимую лошадь Фру-Фру.
Этот эпизод имеет символическое значение,
т.к. кличка лошади ассоциировалась у
современников Толстого с названием
французской мелодрамы Мейлока
и Галеви «Frou-frou» (1870), героиня которой
погибала в результате своей измены
мужу.
Сблизившись
с Анной, В. долго был внутренне удовлетворен
сложившейся ситуацией, не требовавшей
от него каких-либо решений и изменений
в жизни, тем более что любовь отвлекла
его на время от честолюбивых служебных
планов.
Рождение
дочери, болезнь Анны и, главное, прощение
ее мужа заставили В. увидеть в поступке
Каренина нечто недоступное и непонятное
ему. Отчаяние
от потери возлюбленной, подсознательное
моральное унижение побуждают В.
к попытке
самоубийства, после которой любовники
вновь сближаются и уезжают после отставки
В. в Италию, а затем в его имение.
Совместная
жизнь с Анной не поглощает всех интересов
В.: он с жаром и успешно занимается
преобразованиями по европейскому
образцу в своем хозяйстве,
участвует в дворянских выборах, всячески
отстаивает свою мужскую независимость
и свободу. Несмотря на сильное чувство,
жалость и внимание к Анне, В.
не понимает
полностью ни ее мучений, ни сложности
ее двусмысленного положения,
что приводит к частым ссорам, взаимному
раздражению, отчуждению и, наконец,
гибели главной героини. В.
тяжело переживает ее смерть, морально
сломлен и уезжает добровольцем в Сербию
с явным желанием погибнуть.
КАРЕНИН
—муж героини произведения Анны Карениной,
высокопоставленный петербургский
чиновник.
Однако образ К. далеко не так однозначен,
и было бы ошибочным видеть в нем лишь
«министерскую машину», как это
представляется Анне.
В начале романа Алексей Александрович
К.
— преуспевающий чиновник, постоянно
поднимающийся по службе и укрепляющий
свое придворное и светское положение.
Он весьма влиятелен и уважаем в обществе
за честность,
порядочность, трудолюбие, бесстрастие
и справедливость.
К. не отличается подчеркнутой светскостью
и любезностью, но в то же время отчасти
гордится своей безукоризненностью и
моральным превосходством.
В отношениях
к жене и сыну, искренне любимым и близким,
К. придерживается
иронически-пренебрежительной манеры,
намеренно отстраняясь от них и тем
заглушая возможные проявления подлинных
чувств.
Будучи уверенным в себе и своей семье,
он все силы направляет на осуществление
служебных интересов,
где подлинное радение о пользе дела
часто переплетается с честолюбием и
тщеславием. К.
оказался неспособным почувствовать
изменения в отношении к нему жены до
тех пор, пока не заметил реакции света.
По мере развития и углубления семейной
драмы К.
хочет найти прочные основы
своего поведения в сложившихся условиях,
по привычке пытаясь прибегнуть к
разумному решению всех вопросов, все
продумать, упорядочить и подчинить
этому порядку поведение всех участников
конфликта. Но
за внешней линией поведения скрывается
глубоко переживаемая К.
трагедия и
смятенное душевное состояние, что
прорывается при объяснении с женой
смешной путаницей в слове «перестрадал»
(«пелестрадал»),
в колебаниях при решении о разводе, в
реакции на известие о родах и болезни
Анны. Кажущийся
сухим и бесстрастным, К. оказывается
способным на подлинно христианское
человеколюбие и прощение жены и ее
любовника.
Признавая своей дочь Анны, он, однако,
втайне надеялся на смерть жены. Отношения
с женой еще более запутываются от того,
что К. слишком
прямолинейно понимает свои религиозные
и нравственные обязанности по отношению
к падшей жене.
Чувствуя себя несчастным, обманутым
мужем, поднявшись до истинного сострадания,
К.
постепенно становится смешным в
глазах света, теряя одновременно и свой
служебный престиж. Потребность чувствовать
себя морально выше презирающих его
людей постепенно заставляет героя
отодвигать все дальше и дальше желание
быть честным перед самим собой. Это
стремление приводит к усилению религиозных
чувств и к
сближению с кружком людей, находящихся
под влиянием модных в то время в свете
религиозно-мистических настроений, где
герой в сущности утрачивает волю.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5842023/page:9/