Бывшие люди в пьесе горького «на дне»

Сочинение на тему «бывшие люди» в пьесе м. горького «на дне»

Пьеса М.Горького «На дне» стала знамение времени. Она открыто коснулась тех вопросов, которые давно витали в воздухе. В эпоху социальных и нравственных перемен каждый человек пытался ответить на главный вопрос: куда идти и в каком направлении двигаться? Н а первый взгляд ответ на вопросы найти легко. Вперед, как говорили, в светлое будущее. Но действительно ли оно светлое?

А если да, то достойны ли люди дна хотя бы заглянуть туда? И получается, что с каждым новым шагом возникает новый вопрос, ответ на который не всегда легко дать. Вот перед такими неразрешимыми вопросами вставали не только современники, но и герои пьесы Горького.

Бывшие люди спустились на самое дно жизни, ниже, наверное, уже некуда. И некоторые из них, кто сам, а кто под воздействием сказов Луки, пытаются подняться с этого дна. Каждый из героев в итоге приходит к своему единственному выходу.

Обратите внимание

Но кто эти «бывшие люди», которых судьба так бессердечно обрекла на донное существование?

Это и творческие люди, и рабочие. Актер является одной из ярких личностей обитателей ночлежки. Как талантливый человек, он играл в «прошлой жизни» разные роли.

Он уверен, что самое важное для артиста не образование, а талант. «А талант – это вера в себя, в свою силу…» — говорит он Сатину. И пройдя через своеобразные круги ада, он словно теряет этот ценный дар.

Актер никак не может вспомнить стихотворение, что хотел продекламировать.

«Пропил я душу, старик… — с горечью говорит он Луку, — я брат погиб … Веры у меня не было… Кончен я…» Идя по сложному, извилистому и тернистому пути Актер потерял самое ценное – веру в себя и свои силы. А когда этой веры нет, руки сами невольно опускаются.

И ты постепенно оказываешься на самом дне жизни. Здесь твое человеческое достоинство окончательно растоптали. И никто из окружающих помочь не хочет, или просто у них нет сил для этого. Горький открывает возможность поверить в себя, вспомнить о своем человеческом достоинстве.

Осуществляется это с помощью образа странника Луки.

Именно он смог зажечь а Актере стремление вернуться к нормальной жизни, возможно, и театральной деятельности. И обещает ему Лука выздоровление в лечебнице, а главное, он указывает путь «бывшему человеку» к новой жизни. Однако вера Актера разбивается о действительность.

И он заканчивает свой жизненный путь самоубийством. Но все же этот поступок человека, который пытался вырваться с бездуховного дна жизни. Смерть Актера стала, можно сказать, необычным возрождением его, осознание им невозможности дальнейшего существования в ночлежке среди «бывших людей».

Влиянию Луки поддается и еще один герой – Васька Пепел.

Можно сказать, что его даже на дне жизнь вполне устраивает. Он ни о чем не сожалеет (как, например, Актер). Наоборот, поведение его больше напоминает поведение хозяина. Он на равных разговаривает с Костылевым, содержателем ночлежки.

К понятиям чести и совести он относится как к обычным вещам: «На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести и ни совести…» Но разговор с лукой заставляет его задуматься, что он всего лишь игрушка в руках Василисы.

«Мужа она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да» — говорит странник Пеплу. Но разговор их обрывается.

Важно

И вроде бы налаженная жизненная позиция дает трещинку. Пепел пытается определиться, что является главным для него в жизни. У «бывшего человека» появляется возможность разорвать этот порочный круг.

Но это так же, как и у Актера не получается. Он убивает Костылева, теряет Наташу – дно снова засасывает этого человека. И теперь даже в ночлежке нет ни его комнаты, ни его самого.

Дно – ночлежка – отпустило своего «хозяина».

Но следующим местом обитания станет новое дно – тюрьма. И там исковерканные судьбы «бывших людей» «починке» просто не подлежат. «Бывшие люди» — действительно бывшие. Теперь все они лишь близкие существа, объединенные одним – местом проживания. Ни прошлое, ни настоящее не дает им стимула для дальнейшей жизни. Именно «Бывшие люди» могли стать обитателями ночлежки. Они были…

Но дно, как правило, скрыто не только от посторонних, но и от сочувствующих глаз. «Бывшие люди» остались вне общества, оно вычеркнуло таких людей из своих жизненных судеб.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему «бывшие люди» в пьесе м. горького «на дне»

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-byivshie-lyudi-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

“Бывшие люди” в пьесе “На Дне”

Мечущиеся, растерянные, противоречивые, гибкие до бесхребетности, сами себя опровергающие, выхода не знающие и не видящие, они, по контрасту, лишь подчеркивают привлекательность слесаря Андрея Клеща, чья жизненная философия и правда сформированы и закалены трудом. Чья прямолинейность и последовательность отталкивают от него обитателей ночлежки, более склонных прислушиваться к вкрадчивым, успокаивающим разглагольствованиям странника Луки.

Еще один оппонент босяцкой философии хозяин ночлежки Костылев приговор ей выносит трудно опровержимый, с позиции крепко стоящего на земле человека.

К о с т ы л е в. Человек должен на одном месте жить. Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили… Куда кто хочет – туда и ползет… Человек должен определить себя к месту… а не путаться зря на земле…

Л у к а. А если которому – везде место?

К о с т ы л е в. Стало быть, он – бродяга… бесполезный человек.

“Бесполезный человек” – это и к Луке относится, чье странничество ничуть не лучше босячества. Что, кстати, понимают и другие персонажи. Барон, например, при первом знакомстве спрашивает: “Ты кто, кикимора?”. Затем, обменявшись несколькими репликами с ним, и ответит на свой вопрос сам: “Шельма ты!”. Еще категоричней оценивает нового постояльца волевая и властная Василиса.

В а с и л и с а. Ты кто такой?

Л у к а. Проходящий… странствующий…

В а с и л и с а. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… все ближе к правде-то…

Даже поверхностный анализ семантики этих словесных пар “кикимора – шельма”, “прохожий – проходимец” дает представление об авторском отношении к своему герою.

Совет

В создававшемся в 1928-1930 годах киносценарии “По пути на дно”, который так и не был закончен, Горький успел представить прошлую жизнь и кривую нисхождения в социальное ничтожество только нескольких персонажей пьесы, в том числе и Луки.

Там, в сценарии, Лука – сельский староста – скупил у помещика луга, и крестьяне на сходе понимают, что “теперь староста выжмет кровь из нас”. Дело в том, что помещик отдавал луга в аренду сельской общине, а та по справедливости делила сенокосные угодья.

Теперь же крестьянам придется иметь дело не с общиной, а с вышедшим из их же среды кулаком-мироедом, диктующим свои условия каждому отдельному хозяину. На совести сельского старосты Луки и еще один, даже два не менее тяжких греха. Он заставляет сожительствовать с ним жену зависимого от него молодого крестьянина, который, не выдержав позора, повесился.

Ему действительно было от чего на склоне лет прийти к раскаянию, к смирению, к проповеди добра и жалости – по сути лживой и лицемерной. И имя его говорит о многом в характере этого человека, если выстроить семантический ряд: Лука – лукавый – лукавство.

Кстати, Васька Пепел в третьем действии прямо назвал его “старцем лукавым”. Лука – тип характера, не имеющего каких-то твердых устоев; он – на все случаи жизни, “как мякиш для беззубых” (Сатин), “как пластырь для нарывов” (Барон).

Он – всем подходит, всем хорош для тех, у кого натура безвольная, слабая или не устоявшаяся – Анне, Насте, Актеру, Татарину, с ними он угодлив, мягок, лицемерен, жалостлив.

Другие же ему не по зубам, они-то его ставят чаще всего на место (Василиса, Костылев, Клещ); Лука двусмыслен или цинично откровенен с себе равными по беспринципности Бароном и Сатиным. Да и они чувствуют в нем родственную душу, приглашая выпить на деньги, бесчестно выигранные у Татарина.

И все-таки он взбаламутил сонно-пьяно-равнодушное болото ночлежки, “он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей”, как, то ли с восхищением, то ли с укоризной, говорит Сатин в четвертом действии.

Обратите внимание

Лука-странник, словно лакмусовая бумажка, проявляет истинную сущность одних, покорившихся своей участи и довольствующихся словами жалости и утешения (Настя, Анна, Бубнов).

Он же – катализатор мысли для других, отчаявшихся, но не утративших воли сопротивляться неблагоприятным обстоятельствам (Клещ, Пепел).

Четвертое действие пьесы по содержанию своему – спор вокруг личности Луки, который “исчез от полиции… яко дым от лица огня” (Барон), и, главным образом, вокруг той убаюкивающей лжи, что составляет суть его проповедничества. Спорадически спор этот возникает и раньше – во втором и третьем действиях, но там вопрошающие о правде ответы получают от самого апостола лжи внешне убедительные, во всяком случае, им нечего возразить.

П е п е л. Старик! Зачем ты все врешь?

Л у к а. Это в чем же вру-то я?

П е п е л. Во всем… На что?

Л у к а. …И чего тебе правда больно нужна… Подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя.

В третьем действии Бубнов, констатируя, что “любят врать люди”, пытается понять почему.

Б у б н о в. Ну Настька – дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… А другие – зачем? Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?…

Л у к а. Человека приласкать – никогда не вредно… Жалеть людей надо…

Невдомек недоумевающему Бубнову, что вранье “без всякой пользы для себя” пострашнее будет лично корыстной лжи, такое вранье особенно привлекательно и трудно распознаваемо в истинной своей сути. Примечательно, как саморазоблачился Лука в разговорах с умирающей Анной, как у него концы с концами не сходятся.

Вот он живописует, какие блаженства ожидают Анну, когда ее “призовут к Господу”, как Господь распорядится отвести ее в рай. И уговаривает собеседницу: “Ты – с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…”.

Важно

Но извечный инстинкт жизни в последний, может, раз заговорил в Анне, она умоляюще как-то отвечает своему утешителю: “Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!”.

А Лука, в раздражении, беспощадно холодно отвечает на эту предсмертную тоску, словно забыв об обещанных ей райских кущах на том свете: “Ничего там не будет!”. Последняя реплика подтверждает, что он не верит в загробную жизнь и сознательно врет умирающей.

Не случайно даже в отравленной алкоголем памяти Актера после общения с Лукой всплыло любимое стихотворение, которое прежде он долго силился вспомнить. Потому любимое, что оно его примиряет с реальностями жизни, оправдывает бегство в мир иллюзий.

Красиво врущий Лука вызвал из подсознания самого богемного обитателя дна эти строки: “Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, – Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой”.

Такой вот сомнительной чести удостоен здесь “правдолюбец” странник Лука.

А отвечая Пеплу и Бубнову, он уходит от сути их вопрошания: чем станет правда для узнавшего ее, вредно ли приласкать человека, нужно ли жалеть людей – разве о том их вопросы! Лука иезуитски увертлив, что интуитивно, бессознательно чувствуют его собеседники. Далеко не случаен следующий диалог, подтекст его не случаен.

Исчерпав аргументы или вообще не находя их, потерпев поражение в словесных поединках, Лука предпочитает не настаивать на своем, а морализировать с чувством оскорбленной добродетели. Вот окончание вышеприведенного диалога его с Пеплом.

Читайте также:  Куда выходит один лирический герой лермонтова?

Л у к а. Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – люди недовольны.

Внешне примирительным “Ишь ты!” и последующим моралите заканчивается большинство его словесных дуэлей с обитателями ночлежки. Но не дают они ответов, адекватных по прямоте и откровенности вопросам его оппонентов, – Лука “забалтывает” их.

Барон и Сатин, претендующие на роль духовных лидеров в этом маргинальном обществе, живут бесчестно, они жулики, так сказать, по жизни и не скрывают этого. В сцене игры в карты во втором действии возмущающемуся Татарину, уличившему их в шулерстве, Сатин скажет, собирая карты: “Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?”.

Совет

А Лука – жулик от идеологии; он передергивает другие карты – и оттого его проповедь пострашнее будет.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

“Бывшие люди” в пьесе “На Дне”

Другие сочинения по теме:

  1. Люди “дна”: характеры и судьбы. По пьесе М. Горького “На дне” В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке…
  2. Портретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе “Свои люди – сочтемся” В характере Липочки также комически соединяются самодовольство и духовная отсталость. Она считает себя барышней, получившей “воспитание”, но с холодным, грубым…
  3. Характеристика образа Большова в пьесе “Свои люди – сочтемся” В лице Большова драматург создал тип, очень характерный для истории русской буржуазии XIX в. “Большое вышел из низов – в…
  4. Самодурная спесь в пьесе “Банкрот” или “Свои люди – сочтемся!” Восстановить название “Банкрот” было тем более справедливо, что фальшивое банкротство в пьесе было не просто подробностью сюжета, но обнажало как…
  5. СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое…
  6. “Есть – люди, а есть – иные – и человеки.. “ Сочинения по литературе: “Есть – люди, а есть – иные – и человеки.. “. Господа! Если к правде святой Мир…
  7. Люди, что с нами происходит? В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из…
  8. Речевой строй пьесы “Свои люди сочтемся” В еще большей мере интерес драматурга к комической характерности изображаемой жизни выражается в речевом строе его пьесы. Продолжая традицию Фонвизина…
  9. Образ Рахметова и все “новые люди” Огромно значение Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы: мало…
  10. Люди в белых халатах. Сочинение на тему будущая профессия Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В давние времена люди уважали и ценили тех, кто…
  11. Фамусовское общество и люди фамусовского круга Срывая все и всяческие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепост-нического общества, в котором люди ценились по…
  12. Люди в белых халатах Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто…
  13. Люди холопского звания (по поэме Некрасова “Кому Люди холопского звания (по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества…
  14. Сочинение на тему “Что люди скажут” Любой из нас на собственном опыте знает, как приятно иметь дело с человеком веселым, остроумным, способным видеть смешное даже в…
  15. Печорин и Онегин люди нашего времени Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы,…
  16. Эти взрослые – такие странные люди. Сочинение по сказке “Маленький принц” Читая “Маленького принца”, сердце окутывает печаль. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не…
  17. “Бедные люди” пример тавтологии? “Бедные люди” – пример тавтологии, Кем это сказано? Может быть мной. Г. Иванов Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право…
  18. “Свои люди – сочтемся” – Краткое содержание Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, “какое приятное занятие эти…
  19. Как я понимаю содержание названия поэмы Т. С. Элиота “Пустые люди” Томас Стерн Элиот вошел в мировой литературный процесс как один из знаменитых англо-американских поэтов XX ст., выразитель катастрофической отчужденности человека,…
  20. Плохо то, что люди не думают о социальной справедливости (по повести “Собачье сердце”) В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле…

Источник: https://ege-russian.ru/byvshie-lyudi-v-pese-na-dne/

Мир бывших людей в философской драме Максима Горького «На дне»

Самую значительную пьесу Горький назвал лаконично — «На дне». Она написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке.

С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой — он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти ее решение. В драме разворачиваются два конфликта.

Первый, социальный — между хозяевами ночлежки и босяками, другой — философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Этот конфликт и является основным.

Горьковский мир ночлежки — это мир «бывших людей». Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка.

И все равно в этом страшном мире отверженных люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.

Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств — открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Таковы три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Мне кажется, что самый мрачный мыслитель в ночлежке — Бубнов и этим он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла.

Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «Все так: родятся, поживут и умирают.

Чего жалеть?» Мечты для него — стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон, «у всех людей души серенькие, все подрумяниться желают».

Кульминация — это появление Луки. Атмосфера в ночлежке накаляется. Странник Лука — сложный и интересный персонаж. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении.

Обратите внимание

Лука полагает, что правда может быть «обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: «Для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что «ложь — религия рабов и хозяев.

Одних она поддерживает, другие прикрываются ею».

Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер кончает жизнь самоубийством.

Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей.

Но косвенно он виноват, точнее, не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрение, после чего эти люди уже не могли нормально продолжать жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин.

В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью,… уважать надо!» Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова».

В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: «Человек свободен, он за все платит сам».

Авторская позиция выражается в том, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них. Позицию автора в пьесе высказывает Сатин: «Все в человеке, все для человека».

Выход видится не в том, чтобы примирить человека с действительностью, а чтобы заставить эту действительность работать на человека: «Существует только Человек, все остальное — дело его рук, его мозга».

И, наконец, «человек — это звучит гордо!»

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/mir-byvshix-lyudej-v-filosofskoj-drame-maksima-gorkogo-na-dne.html

“Бывшие люди” в пьесе М. Горького “На дне”

Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: “Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки.

Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, все ясно!..

” Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: “На дне жизни”.

Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.

Важно

В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни.

Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить “по чести”, то можно всего добиться.

Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек — Лука, странствующий беспаспортный старик.

Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: “Ничего не будет! Ничего!

Ты — верь! Спокой и — больше ничего!..” Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь.

В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу.

И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: “А нужна ли этим людям ложь?” Ведь большая часть слов Луки — это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь.

Он же поддерживает Настю в ее рассказах о “настоящей любви”, хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин…

Совет

кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!” Ответом служит все развитие действия.

Читайте также:  Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?

Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны — он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы.

Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы.

Эти босяки еще глубже погрузились на “дно”, они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы. Все это подчеркивается в конце пьесы.

Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков — ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: “Эх…

испортил песню… дур-рак!” Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу — показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся “на дне”, все возможные проявления их характеров.

Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми.

Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением. И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки.

Обратите внимание

Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.

Источник: https://www.school-essays.info/byvshie-lyudi-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Бывшие люди в пьесе на дне

В своем произведении “На дне “, написанном в начале 20-го века, Максим Горький решил показать читателю жизнь “забытого” слоя населения российского общества. В основе пьесы лежит конфликт главных героев произведения с внешним миром. В рукописной версии это произведение так и называлось: “На дне жизни”.

Действие пьесы начинается в одной из ночлежек, где собрались недовольные собой, окружающими, да и жизнью в целом люди. У каждого из них была своя история и своя трагедия, у каждого была своя причина, чтобы находится в ночлежке.

Кто-то недавно вышел из тюрьмы (Сатин и Барон), кто-то бросил жену (Бубнов), кто-то просто спивался (Актер), кто-то просто не знал иной “хорошей” жизни (Настя).

Все эти люди уже давно поняли, что жизнь “на дне” – это все, что им осталось, они свыклись с этой мыслью и бессмысленно продолжали прожигать свою жизнь.

Но были и такие, кто надеялся вновь подняться, вырваться в другой мир. Одним из таких был Клещ. Он свято верил, что если много работать, можно обеспечить себе “сытую” жизнь.

И вот, в один из дней, в ночлежке появился новый житель. Это был старик по имени Лука. Он был человеком, который дарил надежду на светлое будущее.

Когда жена Клеща, Анна мучилась в предсмертной агонии, он успокоил ее, сказав ей, что все будет хорошо, нужно только поверить в это. Актеру он подарил надежду об избавлении от алкоголизма, рассказав о бесплатной лечебнице.

Важно

Эта новость так окрылила последнего, что он целые сутки не пил и даже начал работать. Наталье с Пеплом он предложил поехать в Сибирь, где начать жить другой жизнью.

После всех этих слов герои пьесы понимают, что могут подняться со дна, обрести более лучшую жизнь. Но Горький спрашивает у нас: “Нужна ли им такая ложь?”. Большинство рассказов Луки были его выдумкой, говорил он все это только для того, чтобы поддержать и как-то утешить героев произведения. Ответ на вопрос автора мы находим, читая произведение дальше.

Все надежны и мечты главных героев о лучшей жизни рушатся. Клещ был вынужден продать все свои инструменты, чтобы похоронить жену Анну, после чего остался без работы.

Актер, после разговора с Сатином о том, что нет никакой бесплатной лечебницы, сводит счеты с жизнью, Пепел, в одной из драк, убивает Костылева и, скорее всего, попадет за решетку.

Получается так, что старик Лука подтолкнул главных героев произведения еще глубже “на дно”. Все они в который раз одержали поражение в бою за свою жизнь и свою свободу. Тут, как нельзя кстати, звучат слова Сатина: “Эх… испортил песню… дур-рак!”.

Подводя итог в своей пьесе, Максим Горький делает вывод о том, что беды главных героев заключаются в их несвободе. Только свободный человек может бороться за лучшую жизнь, знать всю правду и не прикрываться искусной ложью о светлом будущем. Человек, который по-настоящему свободен, сможет побороть все трудности и преграды, вырвавшись из душной ночлежки.

Источник: https://schoolessay.ru/byvshie-lyudi-v-pese-na-dne/

Мир «бывших людей» в пьесе М. Горького «На дне»

Человек — вот правда! М. Горький

Мир «бывших людей» от «дна» жизни никто не застрахован. Был на этом «дне» и сам Горький. Писатель романтизировал мир «босяков». Они привлекали его тем, что эти «деклассированные», оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им люди «живут хуже обыкновенных людей, но чувствуют и сознают себя лучше их… они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Дороже всего им воля.

Однако в пьесе «На дне» перед нами другая обстановка. Не «вольная воля», а душный, закопченный, грязный подвал, похожий на пещеру. И живут там люди, потерявшие все: работу, семью, имя. Дальше опуститься уже невозможно. Это и есть последнее «дно» жизни.

Почти все обитатели ночлежки лелеют в своей душе иллюзию спасения. Клещ больше всего боится лишиться своих слесарных инструментов. Даже близкая смерть жены меньше пугает его. Бубнов, когда-то работавший скорняком в собственном заведении, и теперь трудится.

Совет

Спившийся, огрубевший, опустившийся, он гордится тем, что шьет картузы, то есть работает. Все время трудится Квашня, потому и не утратила человеческой гордости, сострадания к людям. Она жалеет Анну, оставляет ей пельменей, вступается за Наташу. Работают Татарин и Кривой Зоб.

«Надо честно жить!» — говорит Татарин.

Всех обитателей ночлежки чрезвычайно жаль. Васька Пепел, хоть и потомственный вор, а без промедления дает деньги, когда у него просят. «Роковую любовь» читает проститутка Настя, плачет над ней, и мы понимаем, что в этой растрепанной книжке заключен для падшей девушки целый мир надежд и мечтаний. «Бывшие люди» — тоже люди.

Пожалуй, наименьшее сочувствие вызывает Барон. Он похваляется «бумагами», доказывающими его барское происхождение, но мы ему верим и без «бумаг»: выдают «знаки» барства в его поведении. Иногда барон бросает такие реплики: «Вот я ей дам в ухо… за дерзости».

Автор ни на минуту не дает нам забыть, что перед нами все-таки люди. Особо выделен приход Луки в ночлежку. Перед этим шел разговор о людях «дна», об уме, о совести.

Клещ, почитая себя рабочим человеком, пренебрежительно заявляет, что босяки не люди, а «рвань», на которую стыдно глядеть: «живут без чести, без совести…» Пепел и Бубнов не соглашаются с ним.

И в это время слышится веселое приветствие Луки: «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов отвечает ему в лад: «Был честной, да позапрошлой весной…» И тогда Лука поворачивает разговор всерьез: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…» Он и потом будет всячески подчеркивать в них человеческое начало. Наташе, например, посоветует почаще напоминать Пеплу, «что он хороший». То, что говорит Лука, не согласуется с положением босяков, их образом жизни, но отвечает той затаенной их мысли, что они не хуже других людей.

Никто из обитателей ночлежки не порвет крепких цепей и не вырвется на волю.

Но всех их поддерживает мысль, что вне подвала есть эта самая воля — другой мир, и у них, вопреки их сознанию, возникает надежда.

Она вызывает любовь Пепла к Наташе, она порождает мечты о чистой любви у проститутки Насти, она заставляет Клеща работать, а Сатина провозглашать замечательные слова о гордом и прекрасном человеке.

Источник: https://prepodka.net/mir-byvshix-lyudej-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее ос­нове лежит спор о человеке, о его назначении, поло­жении в обществе и отношении к нему. В нем участву­ют практически все обитатели ночлежки.

Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом.

Обратите внимание

Пока­зывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.

Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисо­ванные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни.

Они ведут пустое существование. Судьба и бес­человечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и про­шлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».

Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема чело­века. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский во­прос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это что лучше, истина или со­страдание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострада­ние до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Философия Луки сводится к утверждению: «Чело­век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука.

Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспо­щадна.

Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстри­руют его философию, доступно говорят босякам о ста­риковской правде.

Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, прав­да-то, может, обух для тебя».

Важно

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение.

Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке.

Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Читайте также:  Онегин и ленский: сравнительная характеристика

Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаружи­вается связь с Евангелием, с апостолом, также несу­щим миру свое учение.

И горьковский Лука — носи­тель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много уз­нал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каж­дый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки.

Лука проповедует: «Человек добру может нау­чить очень просто».

Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая тер­пят»), и направляющие суждения («Кто крепко хо­чет — найдет»).

Приход Луки осветил ночлежку внезапным све­том. В жизни обитателей костылевской пещеры поя­вился луч доброты и ласки, внимание и желание по­мочь.

Совет

Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клич­ки, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».

Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был».

Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротив­ляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность.

Когда Лука исчез, реальная жизнь ужас­нула Актера, и он повесился, а Настя от безысходно­сти впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика.

Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события.

Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал.

Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Обратите внимание

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Монолог Сатина является живой реакцией на фи­лософию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречи­вый, неоднозначный Сатин пропагандирует необхо­димость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность.

Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов ле­жит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое че­ловек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что та­кое правда? Человек — вот правда…

Существует толь­ко человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собствен­ные сокровенные мысли.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал… как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев.

Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст.

Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней.

Важно

Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.

Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе.

По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут…. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру.

Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон.

Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.

В одном из писем Горький писал «… моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.

Источник: http://5litra.ru/soch/248-razdumya-o-cheloveke-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

«Бывшие люди» (По пьесе М. Горького «На дне»)

Сочинения › Горький М. › На дне

Готовые Домашние Задания

Максим Горький — литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился он в Нижнем Новгороде в 1868 году.

По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежал к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Апологет босячества вышел из вполне буржуазной среды.

Рано умерший отец его из обойщиков выбился в управляющие большой пароходной конторы; дед со стороны матери, Каширин, был богатый красильщик.

Совет

В семь лет Горький остался круглым сиротой, а дед начал разоряться, и для заброшенного, почти не знавшего ласки мальчика наступила та эпопея скитаний и тяжелых невзгод, которая побудила его избрать столь символический псевдоним.

Первый рассказ будущего певца революции, сокола и буревестника мятежных лет борьбы с царским режимом, сильно отдавал романтизмом и плохо переваренным ницшеанством. Современник Горького А.Богданович писал: «От большинства очерков г.

Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».

Особую группу представляют собой театральные пьесы Горького. Драматического таланта в непосредственном смысле — умение завязать драматический узел, а затем развязать его, сконцентрировать внимание зрителя на одном пункте и вообще дать нечто цельное, — у Горького совсем нет.

Он дает ряд отдельных картин, отдельных характеристик и блестящих, врезающихся в память афоризмов и ярких словечек. В литературно-художественной иерархии пьес первого периода деятельности Горького довольно слабы «Дачники», «Дети Солнца».

По содержанию все это чрезмерно жестокие нападки на интеллигенцию за отсутствие глубины и искренности и в лучшем случае за беспочвенность.

Серьезный литературный интерес представляет только первая пьеса Горького, «Мещане», и, несомненно, крупное место в русской драме занимает «На дне». В «Мещанах» интересно разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада между старым и молодым поколениями.

Автор приветствует появление на арене жизни здоровой трудовой интеллигенции, верящей в свои силы и способность устроить свою жизнь по собственному идеалу. Представители этой поросли не лишены, однако, известной дозы самодовольства и впадают, таким образом, в мещанство нового рода.

Обратите внимание

Коронная пьеса Горького «На дне» тесно связана с типами «бывших людей», блестяще разработанными в прекрасном рассказе, так и озаглавленном: «Бывшие люди». Перед нами опять ночлежка, опять мнимые босяки, ярко и образно философствующие о смысле жизни.

Герои пьесы — большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентиментальной породе «униженных и оскорбленных». Они нимало не жаждут сострадания, они принципиальные враги существующего порядка; работу презирают, в благотворность ее не верят.

Но помимо воли все существо их проникнуто тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого призрака.

Центральной фигурой пьесы является своеобразный праведник, странник Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки индивидуализм доведен до крайних пределов: «Все существует постольку, поскольку я тут причастен». Есть ли Бог? «Коли веришь, есть; не веришь, нет… Во что веришь, то и есть».

Нужна ли истина даже в смысле простой достоверности? Если она разрушает приятную мне иллюзию — будь она проклята. Проститутка Наташа, начитавшись бульварных романов, с жаром рассказывает сотоварищам по ночлежке, что в нее был когда-то влюблен студент «Гастоша», который от безнадежной любви к ней застрелился.

Ночлежники хохочут, но Лука ласково ей говорит: «Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли веришь, была у тебя настоящая любовь… значит, была она! Была», Умирающую жену сапожника он с жаром уверяет, что ее ждет рай и что «смерть нам — как мать малым детям». Спившийся Актер живет мечтой о чудной санатории с мраморными полами.

И это сосредоточение всего мира в сознании личности получает свое центральное выражение в ставшем знаменитым изречении мнимого циника Сатина: «Человек — это звучит гордо!»

Яркое сознание личности и составляет тот лейтмотив, который проходит через всю литературную деятельность Горького. Но столь же важно для характеристики писателя и то, что сознание личности теснейшим образом связано в нем со стремлением к идеалу.

Важно

Устами Актера из «Дна» он с увлечением повторяет: «Слава безумцу, который навеял человечеству сон золотой».

И в общем, лучшей частью своей литературной деятельности Горький входит в историю культуры как человек, пропевший могучую песнь «безумству храбрых».

Горький тесно примкнул к партийной работе русской социал-демократии, принимая деятельное участие практически во всех начинаниях партии. Было бы очень неосторожно приписать громкую известность писателя лишь непосредственным свойствам его таланта.

В наше время усиленного общения даже между самыми отдаленными пунктами земного шара всякое явление, которому по тем или иным причинам удалось обратить на себя внимание, приобретает известность, о которой прежде не могло быть речи. К каждому источнику света приставлен теперь огромнейший рефлектор, к каждому источнику звука — гигантский рупор.

Несомненно, что элемент моды, помноженный на увеличительную силу новейшего междуобластного и международного обмена, сыграл ведущую роль в размерах успеха, доставшегося на долю Горького. Тем не менее самый успех заслужен им вполне законно.

Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького было яркое, истинно художественное дарование, которое не решаются отрицать самые злые ненавистники писателя. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма.

Сочинения по теме:

  • Конфликт идей материализма и идеализма в пьесе М. Горькова «На дне» сочинение
  • «Свобода во что бы то ни стало..»(По пьесе М. Горького «На дне») сочинение
  • Вся правда жизни социальных низов в пьесе М. Горького «На дне» сочинение
  • «Человек — вот правда!»( По пьесе М. Горького «На дне») сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/byvshie-ludi-po-pese-m-gorkogo-na-dne

Ссылка на основную публикацию