Эссе на тему «Роль науки в современном обществе»
Прошедший век оказался для людей веком большого научного и технического прогресса. Ведь представьте – сто с небольшим лет тому назад человечество только-только открыло для себя телефонную связь и кино. Совсем недавно все еще были привычны к тому, что телефонный аппарат недвижим, стоит на столике и соединен кабелем с общей городской сетью.
Перережь кабель – и соседние города не смогут услышать друг друга. А теперь межконтинентальный разговор по мобильному телефону стал возможен безо всякого шнура и провода.<\p>
Таким образом, открытия науки вмешиваются в быт людей, улучшая его, стараясь сделать удобнее.
Вопросы решаются на расстоянии, а эти самые расстояния преодолеваются за несколько часов там, где средневековому всаднику пришлось бы скакать месяцами.<\p>
Постепенно открытия науки доходят до всех членов людского общества и объединяют их.
Ведь в русских деревнях люди еще лет тридцать после появления кино и радио считали рассказы об этом выдумкой: «Приехал из города да соловьем разливается!»<\p>
Сейчас наука разработала для инвалидов, которые почти не могут или вообще не могут двигаться, приспособления, которые дают им возможность работать с компьютером: трудиться наборщиками, дизайнерами, администраторами, программистами, журналистами… Представьте себе, человека еще вчера называли «овощем», а сегодня он почти самостоятельный член общества!<\p>
Трудно переоценить значение науки для отдельного маленького человека – члена общества. И поэтому люди надеются на ученых и ждут научного развития и прогресса, не того, чтобы те изобретали бомбы и пушки – это уже негативная роль науки, когда ее достижения направлены на насилие и запугивание.<\p>
Человечеству важно решить свои неотложные проблемы. Обычные жители Земли мечтают о том, чтобы врачи научились излечивать рак, который уносит множество жизней – ведь Европа же победила чуму и благодаря прививкам избавилась от оспы! Когда-то эти болезни считались неизлечимой божьей карой, от них во время эпидемий почти нельзя было спастись.<\p>
Важно, чтобы новые методики стали доступны всем людям, а не только пациентам элитных клиник. Ведь умелые врачи пришивают руки и ноги, потерянные во время травм, но в обычной травматологии это недоступно… Мечтают люди о том, чтобы методами генетической медицины можно было спасать людей от тяжелых наследственных болезней…<\p>
Развитие науки – это и экологически чистое производство, не загрязняющее воздух и воду вокруг себя. Развитие индустрии солнечных батарей, что положит конец войнам за нефть и газ. У каждого свои мечты и чаяния, все вместе они толкают науку вперед.
Эссе «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»
Эссе на тему «Социальные роли»
Эссе на тему «Экологические проблемы современности»
Эссе на тему «Качество жизни – основные показатели»
Пример эссе «Россия в эпоху глобализации»
Эссе по обществознанию на тему «Глобализация – за и против»
Эссе на тему «Демократия»
Эссе на тему “Прогресс”
Эссе на тему «Восток и Запад – противостояние или диалог культур»<\p>
Эссе на тему «Идеальная семья 21 ст. в моем понимании»
Эссе «Проблемы современной семьи» с планом
Источник: https://newessay.info/article.php?id=38
Роль и значение науки в современном обществе
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУП ВПО «Сибирский федеральный университет»
Гуманитарный институт Эссе
«Роль и значение науки в современном обществе»
Выполнил:
Тесля Андрей Красноярск, 2013
Ну вот, как это часто и бывает, в процессе углубления в тему, моё мнение, а может вовсе и не моё, отправляется к диаметрально противоположному.
Ранее, практические не задумываясь об этом, я считал, что наука есть абсолютное благо, которое обеспечивает прогресс, может решить все проблемы и найти ответы на извечные вопросы вроде смысла бытия.
Но вот, во время подготовки к семинару, я отправился в сеть и столкнулся там с тем, что сциентистские позиции представлены гораздо менее ярко, чем мысли их антиподов. А теперь обо всём по-порядку…
Итак, ни для кого не секрет, что за последние тысячелетия роль этой самой науки в нашем обществе бесконечно возросла.
Если в седой древности она имела сугубо практическую ориентацию (являясь как бы до-наукой), как, например, геометрия у древних египтян или шумерская астрономия, то в Идении уже древних греков у неё появляются и мировоззренческие задачи. Формируется философия, являющая собой науку всех наук.
И вот уже она ставит метафизические вопросы, на которые силами натур. философов даются какие-то ответы. Так наука медленно начинает выходить из статуса «только для просвещённых» в общенародное достояние.
Идут века, Ромул Август отрекается от престола, и Европа медленно погружается в «бездну» Средних веков. В течение столетий там наблюдались разнообразные процессы подъёмов и спадов, застоя и регресса. Господствовала христианская церковь со всеми её запретами. Соответственно, наука находилась в жесточайшем упадке (на костёр хотелось немногим).
Была, конечно, Османская империя, где восточные учёные, например Авиценна, творили невероятные успехи в своих областях, но волею судьбы сейчас они отброшены на второй план мировой историографии. Наука в Европе решительно не обладала никакой мировоззренческой или прогрессивной составляющей, и в основном сводилась к схоластическим толкованиям священных текстов.
Что говорить, если к концу данной эпохи на всю Европу приходилось не более 25 учёных!
Но, кажется, я увлёкся историческими предпосылками, и потому придётся выпустить эпоху Возрождения, Просвещения, 4 научные революции и непосредственно перейти к вопросу о том, что же значит для всех нас наука сегодня?
И конечно сразу в голову приходит её прогрессивная составляющая. Практически всё то, что окружает нас сегодня, было достигнуто силами науки последнего или даже двух столетий. И все люди к этому уже давно привыкли.
Даже негры из Зимбабве больше не захотят возвращаться в шалаши своих предков, имея какие-никакие квартиры. А потому, что бы ни говорили антисциентисты про остановку научного прогресса во избежание техногенных катастроф, но этим мечтам уже не суждено сбыться.
Человеческая лень без боя не собирается сдавать ни дюйма комфорта. И в этом есть положительная сторона науки.
За последние тысячелетия производительность труда, продолжительность жизни, количество населения, уровень быта и многие другие параметры человеческого существования бесконечно возросли. За это всё можно поставить науке множество плюсов.
Но какова обратная сторона медали? Ещё до появления науки, возможно, во время овладения огнём, человек начал отделяться от природы, переставая отождествлять себя с ней.
В последние 500 лет такая политика достигла своих максимальных масштабов, что в наши дни привело к ужасающим для природы последствиям: опустынивание, загрязнение почвы и воды, вымирание видов, загазованность, парниковый эффект — и это далеко не полный список. И всё это, так или иначе, последствия развивающейся науки и техники.
Но вот незадача: чтобы решить все эти проблемы необходимо дальнейшее развитие науки. И на вопрос, что лучше: развиваться, решая и создавая новые проблемы, или же остановиться, и закрывшись подорожником ждать, пока всё пройдёт — лично у меня нет однозначного ответа [www.gugn.ru, 8].
Наиболее любимая мною функция науки — мировоззренческая. В соответствии с существующей научной парадигмой мы имеем образ, картину мира, все, или почти все его законы и принципы.
Что скорость света 300 000 км/с, что масса земли равна 5,9736Ч1024 кг, что нуклоны ядра состоят из кварков, и что энергия равна массе, умноженной на квадрат скорости света. И всё это уже казалось, по крайней мере, лично мне казалось прописными истинами, пока я не попал в институт.
И тут до меня дошло, что все понятия науки настолько относительны: что метр, казавшийся мне незыблемой и единственно верной единицей измерения, являлся изначально лишь одной сорокамиллионной длины Парижского меридиана, постулаты Бора потому и постулаты, что необъяснимы, цифр вообще не существует, а границы макро- и микромира, хоть и постоянно отодвигаются, но до сих пор таки существуют и конца-края им не придумать. И принцип всеобщей относительности Эйнштейна подводит под это всё огромную тень. Можно так же вспомнить нападки антисциентистов о том, что сам принцип науки «истинно всё, что доказано научным путём» недоказуем научным путём. Тут невольно начинаешь отождествлять учёных со священниками, которые проповедуют свои истины, основываясь на чистой вере. К тому же настоящая наука, в отличие от самой простой религии, не занимается поисками истинного смысла жизни. Вот и ещё одна её проблема.
Но что же дала нам наука? Какое мировоззрение теперь заняло господствующее положение? С развитием производства и товарно-нежных отношений, которые взаимно дополняют друг друга, у людей появился новый бог — деньги. И на них теперь держится мир.
Они могут решить кучу проблем, вознести на вершину комфорта и потребления, помогут обзавестись связями и ни в чём себе не отказывать — «приобрести счастье».
Но наполнит ли это жизнь настоящим смыслом хоть на пядь? Меня терзают большие сомнения… И эта система прекрасно работает путём входяще-исходящих и вытесняющих импульсов, но и это уже не суть наука.
А что же суть наука? Та-чей-адрес-нельзя-называть говорит, что наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Значит, она всё-таки претендует на объективность, что очень странно для области знаний, базисные утверждения которой скорее объективны, чем относительны.
Очередная проблема. наука философия мировосприятие Итак, поскольку мне кажется, что всё вышеизложенное имеет несколько запутанную структуру, хочу составить небольшой вывод, субъективно и максимально ясно излагающий мою точку зрения по данному вопросу. Наука сделала современно общество таким, какое оно есть, она сделала его современным.
И относительно справедливо, что она претендует быть истиной в последней инстанции. В конце концов, мы не можем воспринимать истинно объективную реальность, соответственно, всё, что принято всеми и есть наша общечеловеческая реальность (Дж. Оруэлл — 1984). Её и описывает наука.
Однако, за невозможностью решать вопросы морали, она предоставляет их другим общественным институтам. Так же позитивная сторона прогресса признаётся чуть более чем половиной человечества и потому он является ныне существующей реальностью. У него есть свои издержки, но и ими наука занимается.
И я, как человек, мечтающий об учёной деятельности, хочу помогать науке минимизировать издержки, и максимально широкими шагами двигаться в прогрессивное будущее. Вот только суть его пока остаётся лично для меня открытой…
Источник: https://gugn.ru/work/1322997/rol-i-znacenie-nauki-v
Эссе на тему “Роль юридической науки в современном обществе”
Все предложения по реформированию юридической науки несут в себе заряд положительного знания. Но во главу угла правовых исследований должен быть поставлен человек со своим свободным социально-творческим потенциалом.
Ведь не секрет, что большинство подходов в исследовании правовой действительности либо вообще исключали отдельного человека из круга обсуждаемых проблем, либо лишь косвенно затрагивали вопросы правового существования личности.
По существу, теоретические разработки отделяли право от конкретного человека, от его форм существования. Все сводилось лишь к тому, что отдельный индивид должен всегда следовать установкам и правилам, которые созданы без него. (Хотя человек тем и ценен, что способен к самостоятельному творчеству.
) Юридическая наука не должна снимать с себя ответственность за то, что не развивала творческий потенциал личности, а только способствовала созданию правовой отчужденности человека.
Выбор человека в качестве цели правовых исследований не случаен, поскольку все остальные теоретические конструкции устройства общества приводили к негативным последствиям для всей социальной системы.
Именно идея свободного творчества человека должна найти правовое осмысление в рамках теоретического правосознания, а уже потом воплотиться в повседневной человеческой практике. Переход теоретической мысли к идее о правовой свободе есть решающий фактор в становлении юриспруденции нового типа.
Все это дает основание говорить о создании такой теории права, которая обеспечивала бы деятельно – творческие начала индивида, давая ему возможность самому познавать объективные обстоятельства и действовать в соответствии с познанным, формируя при этом новое правовое мировоззрение.
В настоящее время право как никогда нуждается в теоретическом и практическом обосновании для того, чтобы оно смогло стать реально действующим социальным феноменом, а не только вымышленным продуктом чистой абстракции. Отсюда и должно следовать такое теоретическое решение, которое позволило бы достичь цели созданию творчески деятельности личности, придающей праву динамические свойства.
Весьма важным направлением развития юридического познания, по мнению некоторых авторов, является формирование таких юридических дисциплин, как философия права, социология права, юридическая политология, правовая кибернетика, юридическая антропология, юридическая логика, правовая статистика, правовая информатика и некоторые другие дисциплины. Эти и другие юридические дисциплины формируются на стыке юриспруденции со смежными науками. Их появление свидетельствует о том, что прежние междисциплинарные связи юриспруденции со смежными науками (освоение и использование их методов и приемов исследования, некоторых теоретических положений и т.д.) уже не удовлетворяют теоретико-познавательные потребности юриспруденции, и она нуждается в систематической разработке соответствующего круга проблем в рамках новой самостоятельной юридической науки.
При этом наличие таких юридических дисциплин, как философия права, социология права, юридическая антропология, правовая кибернетика и т.д. вовсе не исключает формирования таких же по своему наименованию дисциплин, которые, однако, по своему предмету и методу относились бы к смежным наукам.
Так, наряду с философией права как юридической дисциплиной развивалась и развивается философия права как философская дисциплина, как особенная философская наука.
Точно так же возможны и социология права в виде социологической дисциплины, юридическая антропология как антропологическая дисциплина, правовая кибернетика – в рамках кибернетики и т.д.
Процесс формирования новых юридических дисциплин и научных направлений является естественным и плодотворным направлением модернизации юриспруденции, существенным показателем ее соответствия современному уровню общенаучных достижений и ее способности к дальнейшему развитию.
В целом развитие междисциплинарных связей юриспруденции с другими науками – это непростое заимствование у смежных наук готовых знаний и их непосредственное использование в юридических исследованиях, а творческий процесс совершенствования и углубления специфического юридического познания с учетом познавательного опыта и достижений других наук.
Только такой путь может привести к действительному углублению и развитию юридической мысли, обогащению и приращению юридических знаний.
Российской юриспруденции предстоит многое сделать в данном направлении.
При этом необходимо учитывать как достижения и тенденции развития современной науки и зарубежной юриспруденции, так и опыт, особенности и специфические задачи формирующейся постсоветской юриспруденции в России.
Речь по существу идет о переходе от прежней коммунистически идеологизированной юриспруденции, пронизанной принудительно-приказным правопониманием и мировоззренческими установками на отмирание государства и права, к новой концепции юриспруденции, ориентированной на ту или иную форму юридического правопонимания, признания исходного правового смысла, ценности и неотчуждаемого характера прав и свобод человека, необходимых правовых основ и характеристик конституционного строя, гражданского общества, правового государства и правового закона.
Вместе с тем остается неразработанной, во многом неясной и неопределенной сама концепция развития юриспруденции в современной России.
В потоке нынешних публикаций и представлений о путях развития постсоветской юриспруденции можно выделить несколько концептуально различных направлений: либерально-демократическое направление; прежнее марксистско-ленинское направление; традиционалистское (антизападническое направление, апеллирующее к дореволюционной русской юриспруденции в ее почвенно-славянофильской трактовке).
Еще одна проблема, по мнению некоторых специалистов в области права, – это переход от понятия «правоведение» к понятию «юриспруденция». В целом осмысление движения от правоведения к юриспруденции, наблюдаемого в последние, десятилетия, позволяет сформулировать некоторые выводы, имеющие определенное значение для проникновения в сущность юридико-правовых явлений.
К их числу мы отнесли бы следующие: отправной точкой, побудительной причиной всевозможных исследований в области юридической науки является наличие в человеческом обществе потребности в юристах, специалистах по выработке и применению юридических правил, поведения; потребности в юристах, необходимость в постоянном совершенствовании юридических знаний побуждают готовить кадры по специальности “Юриспруденция”, что, в свою очередь, влияет; на развитие юридической науки; наличие практически необходимой специальности “Юриспруденция” требует объяснения, из чего она состоит и зачем она нужна обществу. Это и является основанием для возникновения, развития и расширения юридической науки; юриспруденция во всех сферах (не только в области названия профессиональной специальности) сегодня и в России должна прийти на смену понятию “правоведение”. Дело в том, что юриспруденция значительно больше, чем “правоведение”, нацелена на раскрытие сущности роли юриста в обществе, на обучение его для правовой практики. Юридические факультеты университетов (уже которое столетие) являются не только местом, где обучаются науке права, но и учебными заведениями, где готовят профессиональных юристов.
Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/jesse-na-temu-rol-juridicheskoj-nauki-v-sovremennom-obshhestve/
Роль науки в современном обществе
Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. Александр Герцен говорил: «Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Но насколько сильна современная наука? Каковы ее возможности?
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это – показатель современного развития государства. Все вокруг человека – это достижения науки.
Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что когда-то человек сможет посылать свою мысль на самые далекие расстояния. Спустя век это стало возможным.
Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Они сделались настолько обыденными, что человек забывает об опасностях, связанных с их использованием.
Компьютер – источник нескольких видов излучений и полей. Электронно-лучевая трубка мониторов стационарных компьютеров и ноутбуков создают ионизирующее излучение. Как и любой другой электроприбор, компьютер создает электромагнитное излучение.
Все входящие в компьютер устройства и вспомогательное электрооборудование формируют сложное электромагнитное поле. Большинство современных исследований по влиянию электромагнитного излучения говорят о его вреде для здоровья.
Однако наука на современном этапе пытается разрешить и такие проблемы, создавая новые отрасли внутри структуры научного сообщества. Исследует эти проблемы наука эргономика – наука, изучающая человека во взаимодействии с компьютером и другими машинами.
Эргономика занимается комплексным изучением трудовой деятельности человека и поэтому объединяет многие научные дисциплины: физиологию, гигиену труда, психологию и др.
Ученые стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, принимают участие в создании совершенной и безопасной техники.
Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов. Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов.
Не стоит на месте химия и физика. Эти науки развиваются в двух направлениях – как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).
В XXI веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разном местоположении, а следственно, у каждой страны свои особенности природных условий, климата. Многим странам постоянно угрожает опасность от природных стихий. К сожалению, ограниченность природных ресурсов все сильнее и сильнее дает о себе знать.
Поэтому особое значение приобретают такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предостеречь общество от природных катастроф, найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.
В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки.
На мой взгляд, только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.
Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом.
Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.
Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты.
Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности.
Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием.
Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.
На сегодняшний день азы науки учителя стараются доводить до детей через глобальную сеть – интернет. Предпочтение начинают давать «невидимым колледжам», дистанционному обучению, виртуальным институтам.
Теряется живое непосредственное общение учителя и ученика. Уменьшается роль учителя, отсутствует воспитание детей на живом примере, и в этом я вижу лишь отрицательные последствия для будущих поколений.
XX век был выдающимся в области технического развития. Без всякого преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен.
Но если же сложить средства, которые человечество потратило на фундаментальные научные исследования за всю свою историю, сумма окажется несравнимой ни с одним бюджетом какой – либо развитой страны.
Государства теряют огромное количество средств, которые можно было бы направить на борьбу с голодом и болезнями, и другими проблемами, встающими перед главами государств.
Новейшие научные разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду и разрушающих озоновый слой планеты.
Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Одним из таких примеров служит катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Геномодифицированные продукты, все чаще поступающие в продажу на прилавки магазинов, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику и научные достижения в природные процессы – одна из насущных задач ученых наступившего века.
Только решив эту непростую задачу, можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.
Науку принято рассматривать как высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут стать опасными для людей?
Безусловно, наука – одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие – важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека.
Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством.
Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос навсегда останется нерешенным.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Евгения Ерышева,
студентка 251 группы специальности “Таможенное дело”.
Источник: https://www.sgu.ru/structure/jurist/internet-gazeta-yurfakinfo/stati-studentov/20122013/rol-nauki-v-sovremennom-obshchestve
Роль науки в современном обществе и ее особенности: значение, влияние, примеры и какие преимущества дает
Каждый день мы сталкиваемся с проезжающим автомобилем, самолетом в небе или яркой вывеской гипермаркета. Еще 100 лет назад такое вряд ли было возможным, но технологический прогресс приносит свои плоды.
Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико, хотя мы иногда даже не замечаем колоссальные сдвиги, которые приносит очередное открытие.
Сегодня речь пойдет о роли научной мысли в современном обществе, ее влиянии, положительных и негативных факторах развития.
Основополагающие понятия
Наука – сфера человеческой деятельности, призванная систематизировать, генерировать объективные знания об окружающем пространстве.
Основой этого направления является6 сбор фактов, обновление имеющихся, проверка достоверности, наблюдение за явлениями природы и общества, прогнозирование на макро- и микроуровнях.
Обеспечение взаимосвязи образования и НИИ в современном обществе – приоритетная задача для лучших умов человечества.
Сообщество – совокупность людей, задействованных в научных изысканиях. Они признают авторитетность гипотез, а не властного характера.
Важнейшая задача неформальных групп – генерация новых теорий, проверка достоверности имеющихся, поддержка системы образования, изучение влияния науки на общество.
Ученый – высокоинтеллектуальный человек, посвящающий себя формированию научной картины мира.
Его деятельность не только полезна обществу, но и признается всем сообществом, создает ореол авторитетности. Основой признания человека, как ученого, считается публикация работ в известных научных изданиях, выступления на конференциях, развитие этических и моральных принципов.
Вашему вниманию предлагается небольшая справка об историческом становлении научной мысли.
Сквозь историю былых эпох
С появлением письменности происходит эмпирическое изучение окружающего пространства, улучшение образования и науки в современном понимании. Предшественниками первых ученых были мыслители Древней Греции и Рима. Они размышляли о сущности тех или иных предметов, выдвигали классификации знаний.
Значение науки в XVI-XVII веках претерпевает изменения. Историческое развитие позволило отойти от развития техники и технологий.
Новое направление стало независимым институтом, который оказывал влияние на социальную, экономическую и культурную сферу деятельности человека.
Экспериментальным путем доказаны многие теории, приведшие к формированию открытий, возросло количество научных сотрудников.
Значимые черты современной науки были заложены в XIX-XX веке, характеризуются экстенсивным и революционным периодами. Несколько раз менялась структура, принципы и подходы к познанию явлений природы, дифференциация и интеграция смежных дисциплин.
Отличительные особенности и признаки
Как и любой вид деятельности в современном обществе, научная деятельность имеет ряд черт, примеры которых характеризуют ее наилучшим образом:
- универсальность – любое научное знание проверяется экспериментальным путем, обосабливается, систематизируется, обновляется с течением времени. В мире не существует предмета, который был бы не подвластен научной мысли;
- безграничность – роль научных исследований в современном обществе не имеет границ. Она вечна в изучении окружающего пространства, неизмерима глубока, перечень задач стремится к бесконечности. Пройдут миллионы лет, прежде чем ученые скажут, что они изучили все;
- дифференцированность – деление общей структуры на множество составных частей – вполне нормальное явление. Сегодня насчитывается более 15 тысяч дисциплин, каждая из которых сфокусирована на решении уникальной задачи;
- объединение – смежные направления в процессе развития могут слиться, чтобы быть полезными человеку. Процесс деления и слияния бесконечен;
- огромные объемы знаний – сегодня не существует ученого, обладающий всей полнотой познаний. Это, с одной стороны, прекрасно, ведь человек специалист в узкой области. Другая сторона медали – множество индивидуалистов смещает вектор научного познания в целом;
- сближение – потребности мирового сообщества диктуют пути развития познавательной деятельности. Важен прогресс, который призван облегчить жизнь человека, улучшить материальное состояние каждого жителя планеты.
Важно знать! Преимущества, которые дают нам познания – ничто по сравнению с ущербом, наносимым технологическим процессом. Каждое современное исследование или открытие оценивается миллионами долларов и оставляет загрязненную экосистему вокруг экспериментального центра.
Функциональные особенности
На умственный потенциал ученых возложена священная миссия по удовлетворению следующих потребностей:
- культурно-мировоззренческой, позволяющей сформировать научное представление о каждом явлении окружающей среды. Человек пытается из разрозненных фрагментов выстроить целостную систему, во всей ее многообразности;
- познавательно-объяснительной, так называемого «рулевого колеса» производительной силы мирового общества. Важность развития науки объясняется потребностями усовершенствования материально-технического оснащения промышленности, внедрением новых производственных процессов;
- прогностической, занимающейся разработкой планов («пятилеток») дальнейшего развития общества, культурных процессов. Формирование программ экономического роста дает нам надежду на светлое будущее.
Практическое значение
Многие спорят, какие преимущества дает наука современному обществу, оправданно ли использовать сырьевую базу для сомнительных исследований. Скажем откровенно – да. И сейчас вы поймете, почему мы ответили так утвердительно. Итак, вашему вниманию перечень примеров, ставших возможными благодаря изысканиям ученых:
- Изобретение телефона привело к резкому скачку обмена информацией и повышению коммуникации человечества.
- Энергетика, получив более технологичное оборудование, обеспечивает электроэнергией весь земной шар.
- Промышленность выпускает широкую номенклатуру деталей и приспособлений, востребованных в других сферах деятельности.
- Современной медицине подвластны практически все известные заболевания. Инновационные технологии позволяют выращивать новые ткани и органы.
- Особенности современной науки играют ключевую роль в освоении космоса. В будущем это решит демографическую проблему глобального масштаба.
- Всемирная Паутина – средоточие всех знаний человечества. Объединяет слои населения, увеличивает информационную осведомленность граждан.
- Общество под влиянием научной деятельности стало более образованным. Рациональное мышление позволяет с пониманием смотреть на окружающий мир.
- Рост численности населения – яркое свидетельство роста благосостояния человечества. Улучшение качества жизни стимулирует высокие показатели рождаемости, хотя бесконтрольность этого процесса вызывает опасения уже сейчас.
Все ли изыскания нам полезны
Роль науки в современном обществе претерпела изменения. Идеалом ученых прошлого было служение всему человечеству, облегчение жизни каждого.
Поиском «золотой середины» между деструктивностью и пользой занимались не один год. Но ситуация сегодня заставляет задуматься. Вековые ценности общества стали истлевать, переменилось отношение к человеческим порокам.
Прелюбодеяние, продажа своего тела и употребление наркотиков считается «реалиями современной жизни».
Избавление от каждодневного умственного труда негативно сказывается на интеллекте среднестатистического человека (и так понятно, почему). Минимализация физических телодвижений облегчает жизнь, но ведет к деградации организма и генофонда.
Однако все не так печально, большинство жителей нашей планеты – сознательные «homo sapiens», понимающие важность личностного и умственного развития.
Каждый должен решить для себя, полезны ли ему все достижения современной науки.
Влияние на образование
Два этих понятия нерушимы в своем единстве. Как формируется научная мысль? Под воздействием знаний, полученных путем образовательного времяпровождения.
Основы понимания окружающего мира закладываются со школьной скамьи, поэтому взаимосвязь образования с исследовательской деятельностью очевидна. Как не может простой обыватель сформулировать теорию без знаний, так и умственный труд невозможен без поддержки печатных источников.
Создание учебных пособий, справочников и научной литературы – призвание ученого сообщества. С помощью буквенного набора можно донести «высокие материи» до рядового жителя Земли, популяризировать и усилить роль науки в современном обществе.
Важно знать! Проблема взаимоотношения ученого сообщества с человечеством очень важна. Свобода ведения исследований чревата появлением новых технологий, используемых во вред обществу. Поневоле подумаешь, а все ли достижения так помогли нам…
Решение экологических проблем
Как ни парадоксально, но особенности современной науки, стимулируя технологический прогресс, уничтожают экологию планеты.
Вместе с тем, ведется работа по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, «чистые» программы обязывают найти альтернативные источники энергии.
Почему важно развитие новых технологий.
К примеру, переработка накопившихся промышленных отходов – приоритетное направление, позволяющее сохранить имеющиеся ресурсы Земли.
Значение науки в этом вопросе трудно переоценить.
Роль и место науки в современном мире
Значение науки в современном обществе
Вывод
В любом случае для человечества важно развитие науки. Несмотря на вопли критики, без инновационных технологий не удастся решить глобальные проблемы, вывести человечество на космические просторы.
Несмотря на деструктивных характер воздействия на природу, изыскания помогут спасти ее от полного краха. Ученое сообщество должно задуматься о той миссии, которая возложена на плечи каждого научного сотрудника.
Источник: https://uchim.guru/nauka/rol-nauki-v-sovremennom-obshhestve.html
Роль науки в современном обществе
На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов является наука.
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. Она отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений.
При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.
Наука включает и ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.
Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности.
Отличия науки от других отраслей культуры хорошо показал А. А. Горелов: «Наука отличается от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
Наука отличается от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к эго теоретическому пониманию и воспроизведению.
Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
Наука отличается от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».
Наука отличается от искусства своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
Наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
Наука отличается от техники тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности».
Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства – живопись, театр и т.д. – используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира.
Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.
Наука отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.
Источник: https://biofile.ru/chel/5847.html
Роль науки в современном обществе. «Общество, основанное на знаниях»
Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора jurida
Кто поможет сделать эссе по философии за 1 день, тема “Роль науки в современном обществе. «Общество, основанное на знаниях»”
1) Эссе должно быть убедительным и обоснованным. Необходимо не просто продемонстрировать свой взгляд на мир, но и доказать его жизнеспособность. 2)Допускается использование цитат (с указанием источника). 3) Эссе должно раскрывать заявленную тему. При этом общая эрудиция в данном вопросе и определенная оценка предшественников очень желательна. 4) Эссе должно содержать небольшой вывод.
На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Автор24 – это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “тема”<\p>
11 апреля 2017<\p>
Заказчик создал задание на выполнение Эссе по предмету Философия<\p>
11 апреля 2017<\p>
15 исполнителей откликнулись<\p>
11 апреля 2017<\p>
Заказчик переписывался с автором jurida<\p>
11 апреля 2017<\p>
Заказчик выбрал автора jurida, который предложил выполнить работу за 470 руб. и уже выполнял аналогичные типы работ<\p>
12 апреля 2017<\p>
Автор выполнил работу по теме Роль науки в современном обществе. «Общество, основанное на знаниях» за 1 день и уложился в заданный срок<\p>
12 апреля 2017<\p>
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ<\p>
12 апреля 2017<\p>
Заказчик оставил положительный отзыв.<\p>
Закажи её у наших авторов!
Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
Постмодернизм явление сравнительно молодое.
Одна из особенностей его заключается в том, что он являет собой не только философскую концепцию, но и распространяется в целом на сферу культуры и духовной жизни общества.
По большому счету, постмодернистская философия это и есть отражение современного духовного состояния человека.
Постмодернистское общество, как отмечают многие философы, это общество мас…
Иррационалистическое учение Ф. Ницше Философская традиция Ницше включает в себя разные критерии оценки действительности, которые сомневаются в ключевых базисных основах существующих норм морали, культур, религий, общественно-политических отношений. Эта традиция нашла свое выражении в философии жизни.
Философия Ницше является новаторством в своем большинстве, а не продолжением существующих традиций. Он сделал совершенно иные выводы из …
Человек в своей жизнедеятельности проявляет себя как творческое и деятельное существо, наделенное свободой, сознанием и способностью к деятельности.
Неоднозначность человека и его непредсказуемость подтверждается множественностью его трактовок.
Так, согласно христианским догматам, человек – высшее существо из всех земных, но реальность не ограничивается этим, земным, миром. Есть еще и мир «небесный…
Джордж Беркли
Годы жизни Джорджа Беркли – с
марта
года по
января
года. Он считается английским философом, известен своей системой спиритуалистической философии.
Он также служил епископом в Ирландии, которого звали Клойнский.
В его мировосприятии имело место последовательное развитие тезиса о том, что «бытием является либо то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает данную сущнос…
Философия<\p>
Эссе
Источник: https://Author24.ru/lenta/1931257/
Читать эссе по философии: “Роль и значение науки в современном обществе”
(Назад) (Cкачать работу)
Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУП ВПО «Сибирский федеральный университет»
Гуманитарный институт
Эссе
«Роль и значение науки в современном обществе»
Выполнил:
Тесля Андрей
Красноярск, 2013
Ну вот, как это часто и бывает, в процессе углубления в тему, моё мнение, а может вовсе и не моё, отправляется к диаметрально противоположному.
Ранее, практические не задумываясь об этом, я считал, что наука есть абсолютное благо, которое обеспечивает прогресс, может решить все проблемы и найти ответы на извечные вопросы вроде смысла бытия.
Но вот, во время подготовки к семинару, я отправился в сеть и столкнулся там с тем, что сциентистские позиции представлены гораздо менее ярко, чем мысли их антиподов. А теперь обо всём по-порядку…
Итак, ни для кого не секрет, что за последние тысячелетия роль этой самой науки в нашем обществе бесконечно возросла. Если в седой древности она имела сугубо практическую ориентацию (являясь как бы до-наукой), как, например, геометрия у древних египтян или шумерская астрономия, то в Идении уже древних греков у неё появляются и мировоззренческие задачи.
Формируется философия, являющая собой науку всех наук. И вот уже она ставит метафизические вопросы, на которые силами натур. философов даются какие-то ответы. Так наука медленно начинает выходить из статуса «только для просвещённых» в общенародное достояние.<\p>
Идут века, Ромул Август отрекается от престола, и Европа медленно погружается в «бездну» Средних веков.
В течение столетий там наблюдались разнообразные процессы подъёмов и спадов, застоя и регресса. Господствовала христианская церковь со всеми её запретами. Соответственно, наука находилась в жесточайшем упадке (на костёр хотелось немногим).
Была, конечно, Османская империя, где восточные учёные, например Авиценна, творили невероятные успехи в своих областях, но волею судьбы сейчас они отброшены на второй план мировой историографии. Наука в Европе решительно не обладала никакой мировоззренческой или прогрессивной составляющей, и в основном сводилась к схоластическим толкованиям священных текстов.
Что говорить, если к концу данной эпохи на всю Европу приходилось не более 25 учёных!<\p>
Но, кажется, я увлёкся историческими предпосылками, и потому придётся выпустить эпоху Возрождения, Просвещения, 4 научные революции и непосредственно перейти к вопросу о том, что же значит для всех нас наука сегодня?<\p>
И конечно сразу в голову приходит её прогрессивная составляющая. Практически всё то, что окружает нас сегодня, было достигнуто силами науки последнего или даже двух столетий. И все люди к этому уже
Источник: https://referat.co/ref/625516/read
Роль науки в современном обществе знания: эпистемологические и социальные аспекты – современные проблемы науки и образования (научный журнал)
1
Белова Ю.Ю. 1
Алиева Н.З. 2
Шевченко Ю.С. 2
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет», Йошкар-Ола2 ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», Шахты
В статье проводится философский анализ роли науки в современном обществе знания. Исследован генезис становления «общества знания».
Наука рассмотрена в нескольких аспектах: как ведущий элемент общества, основанного на знании, как открытие, в рамках социума, как проблема рационализации и технизации общества и человека. Особое внимание в статье уделено проблеме рисков и опасностей.
Авторы приходят к выводу, что наука в обществе, основанном на знании, – это ведущий, наиболее активный элемент, задающий тон и ритм для других элементов «наукоёмкого» общества – технонауки, бизнеса, финансовой системы, искусства и т.п. В эпистемологическом отношении современная наука – это постнеклассическая наука, наука о сложных человекомерных системах.
Её основу составляют: синергетика, антропика, виртуалистика, теория сложности. В социальном же отношении наука – ведущая сторона эволюции социума, которая и развивает его, и создаёт множество трудностей, аномалий, противоречий.
1. Бранский В. П. Философия физики XX в. – СПб.: 2003. – 252 с. 2. Войцехович В. Э.
Антропный принцип как философско-математическая проблема: существует ли число человека? // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2007. – № 3 (31). – С. 23–32.
3. Войцехович В. Э. Становление средовой парадигмы: от Р.Декарта до среды становления // Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию. – М., 2011. – С. 46–51.
4. Войцехович В. Э.
Постнеклассическая картина мира и антропность: к переосмыслению практики // Постнеклассические практики: опыт концептуализации. – СПб., 2012. – С. 101–108. 5. Добрин К. Ю. Социальная норма в традиционном и современном обществе / К. Ю. Добрин // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2011. – № 1 (26). – С. 116–121.
6. Кобляков А. А.
Основы общей теории творчества (синергетический аспект) // Философия науки. – М., 2002. Вып. 8. – С. 96–107.
7. Стёпин В. С. Теоретическое знание. – М., 2000. – 743 с.
8. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С. 45–66.
9. Шалаев В. П.
Синергетика как поле парадигмальных поисков современного научного знания // Социальная синергетика: теоретические и практические аспекты. – М.; Йошкар-Ола, 2004. – С. 186–205.
10. Шукшина Л. В. Философское понятие, структура и функции социальных иллюзий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2008. – № 2. – С. 296–301.
Понятие «общество, основанное на знании» появилось в конце 1990-х годов XX столетия в научно-экономических кругах Европейского союза (ЕС). Появилось сначала на уровне обсуждений, дискуссий о постиндустриальном и информационном обществе, о дальнейших путях развития экономики и культуры Запада.
Исторически предчувствие общества, основанного на знании, появляется в 1970-е годы у классика постиндустриализма Белла [1]. Сходные идеи появлялись и у других авторов. Например, о возможности «информационной экономики» тогда же писал Порат [2]. Первоначально общество, основанное на знании, означало:
– Массовый, быстрый, дешевый и безопасный Интернет.
Абсолютное большинство населения должно было регулярно обращаться во всемирную сеть – для общения, шопинга, поиска и получения новостей, удовлетворения любых личных потребностей – в образовании, здоровье, социальных действиях, хобби и т.п.
<\p>
– Инвестиции в людей и знания (прежде всего прикладные, приносящие прибыль), вовлечение молодёжи в информационные технологии, работу в экономике и даже политической деятельности, основанной на знании.
<\p>
– Наконец, это экономика, основанная на знании, – электронная коммерция, интернет-логистика, автоматизация транспортных потоков, правительство онлайн: электронное представительство государственных органов и даже здоровье онлайн.
<\p>
За последующие годы широкое распространение интернета и мобильных устройств изменило не только экономику, но и социальные связи, культурную жизнь, образ жизни и даже стиль мышления населения во многих странах мира. Большое значение обрели понятия и образы, связанные с информацией, техникой, наукой.
В результате в социальных и технических науках стало играть важную роль понятие общество, основанное на знании.<\p>
Сегодня основной смысл общества, основанного на знании, означает, что дальнейшее развитие западного (потребительского) общества происходит главным образом за счёт наращивания знаний – фундаментальных (научных) и прикладных (техно- и экономо-знаний).
Последние, будучи вовлечёнными в материальную жизнь общества, становятся главной экономической силой – силой развития производства, потребления, управления, обороны и т.п.<\p>
Наука как ведущий элемент общества, основанного на знании. Наиболее активным элементом общества, основанного на знании, является наука.
Она задаёт вектор и ритм развития общества, вводит новые, ранее невиданные идеи в культуру, открывает новые частные онтологии («миры»), новые виды энергии и ресурсов, предлагает целые классы новых потребностей и даже видов деятельности и творчества.
Обычно под наукой понимают: истинные знания о реальности (знания определенного типа), социальный институт, открывающий эти истинные знания (университеты, академии наук, институты, группы учёных). В системе общества, основанного на знании, наука необходима как социальный институт, включённый в систему, функционирующую по второй формуле.
В свою очередь ядром общества, основанного на знании, является национальная инновационная система. Благодаря ей, вторая формула представляется в следующем более развёрнутом виде: знание → технология → техника → товар → деньги → знание 1 → …
<\p>
Что представляет собой наука в эпистемологическом и социальном аспектах? В гносеологическом, эпистемологическом, общепознавательном аспектах современная наука представляет собой одновременно и динамический процесс, и статическую систему, т.е. единство «Ян и Инь», выражаясь даосским языком: и процесс открытия нового знания, и его результат – само знание.<\p>
Наука как открытие.
Как процесс открытия нового истинного знания наука есть творчество в самом высшем смысле слова. Этой труднейшей проблеме посвящена обширная литература по философии и психологии научного творчества. Сущность процесса открытия нового понятия (конструкта) состоит в таком комбинировании старых образов, принципов, понятий, которое решает поставленную проблему, вопрос, задачу.
Выбор из необозримого множества комбинаций осуществляется с помощью интуиции, а точнее философского (эстетического) принципа или «ощущения, вкуса», т.е. чувства красоты [1].
С формальной же точки зрения, субъект познания (учёный), формулирующий принципиально новое понятие, решающее трудную проблему, выходит из эпистемологического пространства размерности N в пространство большей размерности (N+M) [6].<\p>
Наука в социальном аспекте.
Анализ роли науки в современном обществе приводит к трудно обозримому, хаотичному множеству проблем, в которых наука, техника, бизнес, социум, политика, экономика, этика, религия, а главное антропос – завязываются в столь сложный узел, который сможет разрубить лишь будущий Александр Македонский как мыслитель, как философ.
Это такие проблемы как глобализация, «технизация» человека и общества, «сверхсложность» современного общества, конец старой и возникновение новой цивилизации, риски и опасности, порождаемые научно-техническим прогрессом, антропный кризис и антропный поворот, проблема бессмертия, постчеловека, сверхразума.
Все эти и подобные проблемы обсуждаются уже не только философами, фантастами и футурологами, но и учёными.<\p>
Рассмотрим некоторые из них. Проблема глобализации и единства человечества.
Понимают термин «глобализация» в различных смыслах: как американизация и вестернизация человечества в духе выделения «золотого миллиарда» как становление единого человечества на гуманистической, равноправной основе и в других вариантах. Однако многие авторы не замечают, что главным фактором объединения народов на Земле является не бизнес и информационные технологии, а их двигатель – наука.
<\p>
Только научные знания (факты, понятия, теории) понимают одинаково христиане и мусульмане, китайцы и русские, северяне и южане. Религии, национальные культуры, территории, материальные интересы, власти разделяют людей и могут порождать войны. Даже искусство, принимая национальный колорит, может разделять людей.
Правда, единственным исключением в искусстве, не разделяющим, а только объединяющим людей, является музыка. Классическая музыка (Бах, Моцарт, Чайковский), ощущаемая и воспринимаемая как «космическое деяние», как «музыка сфер» (Пифагор) переживается как голос Высшего, который един для всех. Но и в этом пункте «настоящая музыка» близка к науке, а именно к математике, т.к.
в учениях древних, в частности, в ведизме, в гностицизме, особенно в пифагореизме, «музыка и математика – одно и то же».<\p>
Таким образом, научные знания – математика, физика, биология, лингвистика, машиностроение – понимаются одинаково и служат главным условием подлинной глобализации и возникновения единого человечества.
Поэтому распространение научных знаний сближает и объединяет людей любых рас, национальностей, культур.<\p>
Проблема рационализации и технизации общества и человека.
По данной теме написаны «горы» литературы, но с философской точки зрения, существенна лишь дилемма: научный и технический прогресс развивает или уничтожает антропоса человека как родовое существо? Развивается или исчезает экзистенция человека? Сциентисты (многие учёные, бизнесмены, политики) выступают за неограниченное развитие науки и техники, антисциентисты (многие теологи, экзистенциалисты, даже экологи) – против. Между этими крайностями располагается ещё множество промежуточных позиций.<\p>
Поэтому рационализация и технизация общества – это проблема, но разрешимая проблема. Критики сциентизации подчёркивают подмену человеческого в человеке. Например, М. Хайдеггер ещё в 30-е годы XX в. писал, что с эпохи возрождения техника постепенно и незаметно подменяет сущность человека на нечто «нечеловеческое», в конечном счёте, на ничто. Он же вводил в связи с этим понятие «постав» [8]. Сегодня его поддерживают уже тысячи философов, учёных, общественных деятелей.<\p>
Кто прав? «Рассудить» противоположные стороны, с нашей точки зрения, можно, если выделить критерии человеческого. Именно они давали конструктивную меру – главный критерий оценки сложных процессов и явлений. Об этом писали Конфуций, Аристотель, Гегель и другие величайшие умы человечества. Наиболее глубокие философы и антропологи, такие как Пико делла Мирандола, Кант, Гегель, Фейербах, Соловьёв, Бердяев, выделяли в качестве высших атрибутов человека свободу, творчество, любовь. Поэтому можно предложить такой принцип оценки научного и технического прогресса с позиций сохранения и развития антропоса: развитие науки, технологий, техники необходимо проводить так, чтобы в обозримом (прогнозируемом) будущем сохранить и углубить человека, его свободу, творчество, любовь как атрибуты homo sapiens. <\p>
Эти понятия следует трактовать в философском, а не обыденном смысле. Свобода понимается как возможность максимального развития человека, как максимум актуализации потенций (Гегель, Маркс). Творчество как способность создавать то, чего не было, как выход за границы старой культуры, как выход за пределы априорных форм познания, как «продолжение Божественного акта создания бытия» (Мирандола, Кант, Соловьёв, Бердяев). Любовь как стремление к тождеству субъектов (Гегель).<\p>
Проблема рисков и опасностей. В связи с научно-техническим прогрессом, с вызванными им социальными изменениями (особенно в XX-XXI столетиях) мыслители и общественность поднимают проблему опасности и даже возможности гибели человечества. Эта же проблема чётко проявляется в постнеклассической науке (виртуалистика).<\p>
С философско-антропологической точки зрения, есть два главных класса рисков и опасностей: внешние и внутренние. Внешние риски вызываются открытиями науки, развитием техники, появлением товаров и услуг, которые быстро и даже внезапно вторгаются извне в жизнь общества: грозят здоровью человека, нарушением традиций и этики в обществе, привычного образа жизни и т.п. Здесь тотчас сталкиваются консерваторы и «прогрессисты», люди пожилые и молодые, женщины и мужчины, Восток и Запад. Эти противоречия, так или иначе, разрешаются в ходе дискуссий в научных журналах, на бизнес-форумах, в парламентах. Причём в разных странах по-разному.<\p>
Однако внутренние риски гораздо опаснее внешних. Они вызываются таким развитием науки и техники, которое в начале процесса инновации воспринимается большинством положительно, но которое постепенно трансформирует общество, культуру, традиции отрицательно, т.е. так, что, закрепившись в культуре, изнутри разрушает человека и общество. Это алкоголизм, наркотики, опасности виртуального «бытия», генная инженерия, нанотехнологии, 3D-принтеры и другие достижения, отдалённое прогнозирование социальных последствий, которое провести достаточно трудно. Философы и учёные призывают развивать прогнозирование социальных последствий научно-технологического прогресса и более того, прогнозирование будущего развития науки и техники, т.к. только учёные (ещё до стадии финансирования научных исследований) могут предвидеть опасности от возможных будущих открытий, и в случае такой опасности не финансировать свои собственные исследования. Подождать, когда общество этически «дозреет» для получения опасного знания (возможно, ждать придётся сотни лет!). К этому призывали Эйнштейн, Гротендик, Сахаров и другие выдающиеся учёные.<\p>
С внутренними рисками связана проблема иллюзий. Она порождена алкоголизмом, наркоманией, виртуальным «бытием», воздействием СМИ на массы, манипуляцией общественным сознанием акторами социума, особенно властной элитой. Иллюзия – понятие, которое противоположно идеалу научного познания – истине. Наука ведёт к истине. Но применение научного знания (с помощью технонауки) может вести к иллюзиям и лжи. Типичным примером проблемы иллюзий является алкоголизм. Он стал наиболее массовым, традиционным для России «заменителем» реальности. В этой тяжелейшей проблеме сталкиваются наука, технологии, бизнес, власть и даже искусство.<\p>
Так, по мнению С. Н. Гаврова и Н. Д. Никандрова, «ни наркотики, ни алкоголь, ни виртуальная реальность не могут наполнить человека, это разные ипостаси одной иллюзии, иллюзии абсолютного эгоизма как искусственного и негативного заменителя естественного, биологически заданного смысла жизни – альтруизма» [4]. Сама высокая прибыльность алкогольного бизнеса уже дает повод фабриковать нужную информацию в целях привлечения все большего числа потребителей алкоголя. Так, Л. В. Шукшина пишет: «наиболее ярко манипуляционное воздействие проявляется под влиянием искусства, когда в процессе сопричастности личности и произведений искусства у человека рождается особая эмоция «художественного сопереживания», в результате чего происходит анализ и переоценка личностного опыта, желание понять себя, осмыслить свои связи и взаимоотношения с окружающим миром» [10].<\p>
Как отмечает К. Ю. Добрин, «в постиндустриальном информационном обществе ситуация с полезностью нормы, справедливостью и легитимностью становится еще более сложной: вместо социальных норм, основанных на принципах культуры и гуманизма, наблюдается регуляция, построенная на финансовых и региональных интересах» [5]. Проблема подмены реальности иллюзий (нередко внушённой) наглядно проявляется не только в проблеме алкоголизма и наркомании, но и в демократических процессах в России, когда электорату с помощью СМИ внушают не то, что есть, а то, что кажется.<\p>
Таким образом, наука в обществе, основанном на знании, – это ведущий, наиболее активный элемент, задающий тон и ритм для других элементов «наукоёмкого» общества – технонауки, бизнеса, финансовой системы, искусства и т.п. В эпистемологическом отношении современная наука – это постнеклассическая наука, наука о сложных человекомерных системах. Её основу составляют: синергетика, антропика, виртуалистика, теория сложности. В социальном же отношении наука – ведущая сторона эволюции социума, которая и развивает его, и создаёт множество трудностей, аномалий, противоречий.<\p>
Статья выполнена в рамках исполнения работ по гранту в форме субсидий для юридических лиц на поддержку научных исследований в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (II очередь – Мероприятие 1.4 – Гуманитарные науки), лот № 3, тема «Теоретико-методологические основания трансформации технонауки в XXI-м веке в контексте процессов конвергенции» (номер заявки в информационной компьютеризированной системе «2012-1.4-12-000-3003-013»).<\p>
Рецензенты:<\p>
Положенкова Елена Юрьевна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия и история» ФГБОУ ВПО Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г. Шахты.<\p>
Ивушкина Елена Борисовна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Информатика» ФГБОУ ВПО Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г. Шахты.<\p>
Библиографическая ссылка
Белова Ю.Ю., Алиева Н.З., Шевченко Ю.С. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7270 (дата обращения: 26.03.2019).
Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7270