Тургеневская девушка в «асе» тургенева

Образ тургеневской девушки в повести Ася 2

Наша кнопка

Скачать материал<\p>

Автор: Тургенев И.С.

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно—либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.

Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами». <\p>

Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика.

Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева.

Обратите внимание

С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. <\p>

В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе.

Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”. Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно.

Но она чувствует, как трудно достигнуть этого. <\p>

Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека.

Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его. <\p>

Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь.

Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась.

Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

<\p>

Важно

Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной. <\p>

Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской» девушки, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя.

Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси. <\p>

Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка в повести «Ася».

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/obraz-turgenevskoy-devushki-v-povesti-asya-.html

Сочинение на тему: ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

Повесть «Ася» пронизана светом, торжеством юности, расцветающей природы. Праздничный, сказочно-прекрасный городок 3., серебристо-золотой Рейн; багряный закат.

Серебро, золото, пурпур, насыщенный блеском воздух; Ася, обли­тая солнечным светом… Именно в такой сказоч­ной обстановке впервые увидел главный герой повести г-н Н. Н. Асю.

Увидел и понял, что стол­кнулся с необъяснимым чудом, необыкновенной тайной, разгадать которую ему так и не удалось. В чем же кроется секрет очарования и привлека­тельности образа Аси?

Уверенно можно утверждать, что внешняя привлекательность отнюдь не является ключом к разгадке. Хотя в ее лице было «что-то свое, осо­бенное », красавицей Ася не была. Небольшой тон­кий носик, почти детские щечки и черные глаза.

«Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита… Черные волосы, острижен­ные и причесанные, как у мальчика, падали круп­ными завитками на шею и уши».

Ася не могла на­ходиться в состоянии покоя и часто смеялась «пре­странным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходив­шим ей в голову». Как видим, в ее облике было много детского, как, впрочем, и в поведении.

Трудно найти логическое объяснение ее стран­ным поступкам: вспоминается случай на разва­линах. Ася, словно козочка, карабкалась по раз­валинам со стаканом в руке с единственной це­лью — полить цветы, растущие на древних сте­нах. Движения ее были легкими и ловкими, но девушка, несомненно, играла.

На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохота­ла: «Вы находите мое поведение неприличным, — казалось, говорило ее лицо, — все равно: я знаю, вы мной любуетесь». Но в этот же момент происходит преображение изменчивого лица де­вушки.

На смену детскому очарованию приходит сосредоточенное, почти печальное выражение.

Объяснение странного поведения девушки появляется несколько позже. Тайну происхож­дения Аси г-ну Н. Н. раскрывает ее брат. У Аси своя судьба, свое прошлое — незаконнорожден­ной дочери дворянина. Ее мать, бывшая горнич­ная, не считала возможным для себя соединить судьбу с барином. Но после кончины матери отец взял девочку к себе на воспитание.

Совет

Он стал ее учи­телем и наставником, хотя его воспитание было своеобразным. Девочке была предоставлена пол­ная свобода, так как отец в душе всегда считал себя перед ней виноватым.

«Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укореня­лись, простота исчезла. Она хотела заставить це­лый мир забыть ее происхождение».

После смер­ти отца воспитание тринадцатилетней девочки полностью легло на плечи ее двадцатилетнего сводного брата. Брат поместил ее в один из луч­ших пансионов. В пансионе, вдалеке от родного и любимого человека, по-настоящему проявляет­ся характер Аси. Честность, бескомпромиссность — вот основные качества человека, считающего, что лесть и трусость — самые дурные пороки.

Ко­нечно, манеры девушки стали лучше, училась она прекрасно, лучше всех, но «никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, гляде­ла букой…». Дружила она в пансионе только с одной некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные приятельницы, большинство из кото­рых принадлежали к хорошим фамилиям, не любили Асю, язвили, старались уколоть как только могли.

Исследователи творчества Тургенева отмеча­ют, что повесть, особенно страницы, посвящен­ные Асе, проникнута поэзией искренности, ду­шевной открытости. В первую очередь связано это с тем, что основана повесть на биографиче­ском факте, дорогом самому автору.

История дет­ства героини, незаконнорожденной дочери дво­рянина, напоминает судьбу Полины, дочери са­мого Тургенева, сначала воспитывавшейся в име­нии его матери, а затем в семье Полины Виардо.

Но самый облик Аси скорее напоминает Анну, дочь дяди писателя и крепостной крестьянки: «Помните ли вы маленькую, очень своеобраз­ную… девочку, о которой я вам говорил в одном из моих писем? — спрашивал Тургенев Полину Виардо.

— Представьте себе самое хорошенькое маленькое личико, какое только можно видеть; черты лица невероятной тонкости, прелестную улыбку и глаза, каких я никогда не видывал, гла­за взрослой женщины, то кроткие и ласкающие, то острые и наблюдательные… Она много раз­мышляет и никогда не хитрит; поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине…» Несомненно сходство этого портрета-воспоминания с образом героини повести, о которой Тургенев чуть ли не этими же словами скажет: «все ее существо стремилось к правде…»

Философия отречения была внутренне чужда Тургеневу, горячо любившему жизнь. Напротив, писатель проповедовал бескомпромиссность, пол­ноту и честность чувства. Ася сполна обладала этими качествами.

По словам брата, она — это настоящий порох: «мы с вами… и представить не можем, как она глубоко чувствует, и с какой не­вероятной силой высказываются в ней эти чув­ства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».

Обратите внимание

Если Ася полюбит, то навсегда. Ей нужен ге­рой, необыкновенный человек. Таким необыкно­венным в ее воображении предстал г-н Н. Под влиянием чувств, не ведомых доселе, преобража­ется все ее существо.

Детскость и непосредствен­ность исчезают.

Меняется само выражение ее лица: «взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул».

Обстоятельства вынуждают Асю быть сильной и решительной, тем более что поддержки от воз­любленного она получить не могла (об этом сви­детельствует и прощальная записка): «Прощай­те, мы не увидимся более. Не из гордости я уез­жаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я пла­кала перед вами, если б вы мне сказали одно сло­во, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали.

Видно, так лучше… Прощайте навсег­да!» Девушка принимает, безусловно, правильное решение — уехать, навсегда забыть о том, кто так волнует и тревожит ее сердце. Г-н Н.Н. не спосо­бен удержать Асю. Сердце его открыто всем вы­соким чувствам, ему доступно чувство красоты, он артистичен, тонок, глубоко порядочен, но не отягчен серьезной жизненной целью, горячей непреклонной волей.

Странная привлекательная девушка с ее ог­ненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием пугала уравновешенного, благополучного юно­шу. Но именно эти качества (бескомпромисс­ность, решительность, сила духа, полнота и чес­тность чувств) заставляют каждое новое поколе­ние читателей восхищаться и любоваться бес­смертным образом «тургеневской девушки».

На этой странице искали :

  • образ тургеневской девушки в повести ася
  • сочинение на тему Образ Тургеневской девушки
  • сочинение на тему ася тургеневская девушка
  • сочинение образ тургеневской девушки в повести ася
  • сочинение на тему тургеневская девушка в повести ася

Сохрани к себе на стену!

<\p>

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-turgenevskoj-devushki-po-povesti-i-s-turgeneva-asya.html

Сочинение: Ася одна из тургеневских девушек по повести Тургенева Помощь по литературе

Тургеневские девушки — героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки — Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна — «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) — «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость.

Именно такова Ася: «Было что то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза.

Важно

Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

На главного героя, господина Н. Н. Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение — главные черты облика тургеневской героини.

Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли.

То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» — восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей.

Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения;…

человека с такой родословной, как уже, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н.

поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье.

Совет

Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья».

Между ними начинаются бесконечные, трудно передаваемые разговоры влюбленных… А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы! Недаром же автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелее.

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку.

Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», — осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня.

В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы — судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

Тургенев наказывает своего героя одинокой бессемейной жизнью за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней.

А любовь нельзя откладывать на завтра, это мгновенье, которое больше не повторилось в жизнь героя: «Ни одни глаза мне не заменят тех».

Обратите внимание

В его памяти навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4171_sochinenie_asya_odna_iz_turgenevskih_devushek_po_povesti_turgeneva.htm

«Тургеневской девушки» никогда не было в России

В школьные годы нам твердят про идеальный образ так называемой «тургеневской девушки»: кроткой, беззаветно любящей своего избранника, при этом во многом дающей ему фору.

Однако этот образ уже при жизни критиковали и литературоведы, и прозорливые читатели. Тот же Достоевский говорил, что Тургенев вообще ничего не знает о России, живя в Париже, а героев своих берёт из французских романов.

А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Фактрум поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным.

Критики о творчестве Тургенева

Личная жизнь великого русского классика, чей талант признавался такими столпами отечественной литературы, как Толстой и Чехов, говорит о другом: никакой «тургеневской девушки» существовать не могло, и этот образ с лёгкостью мог стать образом за авторством любого из писателей-современников Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев

При всей своей привлекательности, «тургеневская девушка» не раз подвергалась критике. Например, вот что пишет Чехов в письме известному издателю Суворину в феврале 1863 года: «Все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена — это не русские девицы, а какие-то пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину».

Александр Островский тоже не совсем лестно отзывается, пожалуй, об одном из самых чистых образов Тургенева — девушке Асе: «Золотуха, загнанная внутрь», — пишет об этом персонаже Ивана Сергеевича русский драматург, у которого, к слову, был свой идеал, Катерина — «луч света в тёмном царстве».

Яркий представитель иммигрантской литературы XX века, о котором сегодня вспоминают всё чаще и чаще, Сергей Довлатов, говорил, что «знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться».

По следам Жорж Санд

Во-первых, образ «тургеневской девушки», чья любовь жертвенна и служит опорой для более слабых юношей и мужчин, которые готовы идти за возлюбленным и на войну (Елена в «Накануне») и в революцию (Марианна в «Нови»), можно назвать не совсем оригинальным.

Ведь здесь напрашивается прямая аналогия с декабристками, среди которых были не только матери и сёстры осужденных, но и возлюбленные, и жёны.

Во-вторых, эпоха, в которой творил Тургенев, неразрывно связана с идеями эмансипации, корни популяризации которой, безусловно, нужно искать в произведениях французской писательницы Жорж Санд.

Исследователи подчёркивают тот факт, что тургеневская трактовка женского образа не совсем принадлежит Ивану Сергеевичу. Читая письма Тургенева, можно увидеть, насколько он ценил и восхищался Санд, не будет преувеличением сказать — боготворил.

Важно

К примеру, за обедом у Некрасова Тургенев поссорился со Львом Толстым, который объявил себя ненавистником Жордж Санд, «высказал столько пошлостей и грубостей, что передать нельзя», отметив, «что героинь её романов, если б они существовали в действительности, следовало бы, ради назидания, привязывать к позорной колеснице и возить по петербургским улицам». Влияние французской писательницы на творчество целой плеяды русских классиков, в числе которых есть Белинский и Салтыков-Щедрин, Герцен и даже Достоевский, так открыто ненавидевшего Тургенева, бесспорно.

Знаменитый критик Виктор Буренин писал о тургеневской Елене Стаховой из «Накануне»: «Несмотря на то, что Елена была превознесена выше облак ходячих как лучший, как необыкновенно художественный тип русской „женщины-гражданки“, в замысле и компоновке этого типа, если говорить всю правду, Тургенев позаимствовал из таких книжных источников, как романы Жорж Санд, гораздо больше, чем из наблюдений над действительными русскими женщинами», отмечая схожие черты женщин Санд и Тургенева: восторженная экзальтация, нервический темперамент и, главным образом, жажда «деятельного добра».

Или вот выдержка из «Критического этюда» Ю. Николаева: «Но это не был новый тип, не только в русской жизни, но даже и в русской литературе — не говоря уже о французской.

В романах Жорж Санд так усердно читавшихся и у нас, давно уже выводился подобный тип — и, быть может, не без влияния Жорж Санд этот женский тип сформировался и в русской жизни, со своеобразною, конечно, окраской и со своеобразными очертаниями… существенные черты женщин и девушек этого типа заключаются, по свидетельству самого Тургенева… «в смутном, хотя сильном стремлении к свободе» и в искании «героя», которому бы девица или дама «могла предаться».

Виардо — любовь Тургенева

Полина Виардо

В-третьих, нельзя рассматривать произведения писателя в отрыве от его биографии и личной жизни в частности. Не секрет, что Тургенев был влюблён во французско-испанскую оперную певицу Полину-Гарсиа Виардо, и любовь эта носила, скорее, болезненный характер.

Муж Виардо, с которым Полина, к слову, познакомилась благодаря… Жорж Санд, никак не отреагировал на появление в жизни супруги нового мужчины — настолько привык интрижкам. Семья Виардо жила в России, но покинула страну. Вслед за ними из страны уехал и Тургенев.

Уехал, несмотря на уговоры друзей и проклятья родной матери, которая оставила сына на чужбине безо всякого попечения.

У русского писателя, безусловно, были и другие женщины, но к ним он быстро остывал и вновь возвращался к роковой испанке, которая уж точно не претендует на образ русской тургеневской девушки.

Популярность Виардо была огромной, настолько, что певица становится прототипом главной героини романа «Консуэло». А романы Санд, как мы уже отметили выше, имели огромное влияние на русскую литературу, в особенности на Тургенева. Логично предположить, что «тургеневская девушка» — это девушка, совершенно чуждая русскому читателю, так как написана она с испанки и героинь романов Санд.

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/turgenevskoj-devushki-nikogda-ne-bylo-v-rossii

Сочинение ««Кто же такая тургеневская девушка» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (1)»

Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера очень увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. «Красота разлита всюду… Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности», — | писал он в свое время Полине Виардо. В 50-е годы XIX века писатель был проникнут беспокойным желанием художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.<\p>

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «… что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете — словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает… о любви… но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», — героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним… учится, любит». От тургеневского героя Ася в одноименной повести ждет ответа на самый болезненный и насущный вопрос русской жизни того времени: «Что делать?»<\p>

Судьба Аси (история ее детства) напоминает судьбу дочери самого Тургенева, Полины, которая воспитывалась в доме его матери. В этом образе воскресли и черты заинтересовавшей когда-то молодого Тургенева маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди писателя и крепостной крестьянки. В пору создания повести цепкая память художника воскресила черты этого светлого и красивого маленького существа, в котором уже тогда угадывалась яркий, самобытный характер.<\p>

Совет

Ася — героиня, наделенная «благородной душой и удивительной силой характера». Господин Н. Н. встречает ее тогда, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность, она вся во власти высоких человеческих порывов, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Ее терзают мысли, еще неведомые герою повести: «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Тоска по деятельной, полной пользы и смысла жизни уже знакома Асе.<\p>

Углубляется и обостряется конфликт тургеневской героини с ее окружением, семьей, обществом. Ася откровенно говорит: «Лучше умереть, чем жить так». Она мечтает о подвиге. Нравственное, духовное изменение героини противопоставлено оскудению образа главного героя повести — и этим обостряется драматический конфликт повести, из нравственно-этического он постепенно перерастает в социальный. Неровность и противоречивость характера Аси во многом объясняется ее происхождением и двусмысленным положением в обществе. Дочь крепостной женщины и барина, она рано начала задумываться над несправедливостью жизни. Прямая и открытая, она стремилась к правде и не могла понять, «отчего никогда нельзя сказать всей правды». В сердце тургеневской девушки бьются гордость, отвага, стремление к независимости, она считает, что «лесть и трусость — самые дурные пороки».<\p>

Ася — национальный, типично русский характер, ей близок духовный мир любимой пушкинской героини: «А я хотела бы быть Татьяной». Сначала кажется, что господин Н. окажется достойным Аси. В нем девушка увидела воплощение своих мечтаний, от него ждала ответа на вопрос: «Как жить?» Вместе с чувством любви крепнут и духовные силы героини, у нее «крылья выросли», она не знает колебаний. Господин Н. Н. мог совершенно беспрепятственно жениться на ней, но «сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием» его пугала. Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини.<\p>

Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни».<\p>

Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном — в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви») Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.<\p>

Источник: http://litsochinenie.ru/kto-zhe-takaya-turgenevskaya-devushka-po-povesti-i-s-turgeneva-asya-1.html

Образ тургеневской девушки в повести «Ася»

Иван Тургенев прекрасно видел  и глубоко анализировал противоречия в психологии либеральных людей, к которым причислял и себя. В повести «Ася» автор раскрывается как художник и психолог, показывая слабости дворянского либерального общества. История, рассказанная в произведении, была во многом близка самому Тургеневу, поэтому писал он «горячо, чуть не со слезами».

Главная героиня повести по имени Ася является самым поэтичным женским образом Тургенева. Она – самобытная личность: гордая, прямолинейная, пылкая. Ася удивляет «дикостью» своего нрава и необычной внешностью. Но самой сильной ее стороной является благородство души.

При этом Ася имеет не совсем «благородное»  происхождение. Ее матерью была крепостная крестьянка, а отцом – богатый помещик. Она рано поняла, что находится на перекрестке разных миров.

Обратите внимание

Она многое переняла у крестьян – их простоту и наивность. Но так же она уже отличалась от них образованностью, глубиной размышлений. Однако настоящей светской барышней Ася так и не стала, ей было чуждо лицемерие этого мира.

Все это привело к противоречивости образа девушки.

Ася – яркий пример тургеневской девушки

Ася – яркий пример тургеневской девушки, с которыми ее сближает чистота души, честность, пылкость натуры, способность на подвиг.

Кадр из фильма

В образе главной героини своеобразно раскрыта идея долга. Ее требования к жизни кажутся одновременно простыми и великими. Из-за этого она представляется многим странной и даже неестественной.  Ася считает обычную жизнь людей своего круга не интересной, потому что в ней нет места подвигу, о котором она мечтает.

Деятельная, благородная жизнь – вот что ей по душе. Однажды, наблюдая за богомольцами, героиня говорит, что могла бы пойти с ними. Она прекрасно понимает, что эти люди во многом себе отказывают, но живут во имя благородной цели. Ася хочет прожить так, чтобы после себя оставить след.

Но она понимает, как этого трудно достичь, поэтому ее настроение так часто меняется.

Ася не была подвластна светским правилам, потому что выросла среди крестьян. Но соприкоснувшись с новым миром, поняла, что обычная жизнь не для нее. Девушка мечтает встретить такого же человека, как она, который поможет ей совершить что-то важное.

Ася в восприятии главного героя

Образ Аси показан в повести посредством восприятия главного героя – господина Н.Н. От его имени написано произведение. Рассказчик предается воспоминаниям, когда был молод и странствовал по свету. Особенно он запомнил свой визит в Германию, где встретил Асю.

На одном студенческом мероприятии герой познакомился с нею и ее братом Гагиным. Она кажется ему загадочной. Лицо наполовину прикрыто шляпкой, темные светлые глаза. Самобытность девушки пробуждает в герое любовь. Но он слишком разумен, чтобы признать это.

Героине всего 17 лет, она имеет дикий нрав и сомнительное происхождение – все это не вкладывалось в стереотипы о хорошей жене в светском обществе.

Образ девушки, созданный автором для вдохновения

Ася в первый раз испытывает чувство любви к мужчине. Он ей кажется необыкновенным героем, который способен на высокие свершения.

Ася хочет понравиться господину Н.Н., но не знает, как правильно себя вести. Поэтому она ведет себя весьма странно: то резвится, как ребенок, то по-философски грустит.

И все-таки героиня решает поступить просто и прямолинейно, что и свойственно ее характеру, — она признается в любви герою. Но он колеблется с ответом. Нерешительность господина Н.Н. раскрыла Асе глаза. Она осознала, что ошиблась в своем герое.

Важно

Возлюбленный оказался безвольным человеком, не способным ответить на искренние чувства. Поэтому Ася не колеблется и уезжает. Ей не нужен такой нерешительный человек.

Образ первой любви, воплощенный в образе Аси, навсегда останется в памяти главного героя, как и образ тургеневской девушки навсегда запомнится читателям. Он удивителен своей внутренней красотой и силой. Тургеневская девушка была создана, чтобы вдохновлять и сводить с ума. Иван Тургенев раскрыл миру замечательный образ девушки.

Источник: http://spadilo.ru/obraz-turgenevskoj-devushki-asya/

Образ и характеристика Аси в повести “Ася” Тургенева: описание внешности и характера в цитатах

Ася и господин Н. на свидании. Иллюстрация к повести “Ася”.
Художник К. А. Клементьева

Ася является главной героиней одноименной повести “Ася” Тургенева.

Ниже представлен образ и характеристика Аси в повести “Ася” Тургенева в цитатах: описание внешности, характера, образования, происхождения героини и т.д.

Смотрите: Все материалы по повести “Ася”
Возраст Аси – 17 лет:
“…Жениться на семнадцатилетней девочке…”

Настоящее имя Аси – Анна Николаевна Гагина:

“…Анна Николаевна…”
“…собственное имя ее было Анна, но Гагин называл ее Асей…”
“…Это вам от фрейлейн Annette…” (так называют Асю в Германии)


Ася – сводная сестра господина Гагина:

“…меня зовут Гагиным, а вот это моя… – он запнулся на мгновенье, – моя сестра…”
“…она точно мне сестра, она дочь моего отца…”

О внешности Аси известно следующее:
“…девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица…”
“…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…”
“…мы увидали темную головку Аси…”
“…кудри ей на глаза упали..”
“…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…”
“…опустила свои длинные ресницы…”
“…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…”
“…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…”
“…пожал ее холодные пальчики…”
“…ее маленькая горячая ручка крепко стиснула мою…”
“…Ася подняла голову и встряхнула кудрями…”
“…долго мерещились мне темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями…”
“…эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу…”
“…воспоминания об этом бледном лице, об этих влажных и робких глазах, о развитых волосах на наклоненной шее…”
“…как ее милое лицо расцвело бы радостью…”
“…худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю…” (Ася в детстве)

Глаза Аси:

“…я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил…”
“…Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…”
“…полудерзко, полувесело щурились темные глаза…”
“…худенькую черноглазую девочку…”

Одежда Аси:

“…Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна..”
“…продолжала она, разглаживая полы своего платья и укладывая их себе на ноги…”
“…надевая шляпу, спросила Гагина…”
“…появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни…” (Ася в “кокетливой” одежде)
“…Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши…” (Ася в простой одежде)

Происхождение и образование Аси


Ася – наполовину дворянка (по отцу), наполовину – крестьянка (по матери):
“…она знала, что барин ее отец…”
“…Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны…”

Ася до 9 лет жила с матерью в крестьянкой избе:

“…по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина…”
“…она не походила на барышню; во всех ее движениях было что‑то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило…”
“…я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне…”

В 9 лет она осталась без матери. Тогда отец-помещик взял Асю к себе и сделал из нее барыню:

“…а на девятом году она лишилась матери…”
“…Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом…”

Ася в 13 лет потеряла отца-барина и осталась на попечении старшего брата – господина Гагина:

“…И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..”

Ася жила 4 года в пансионе в Петербурге (до 17 лет):

“…Я привез ее в Петербург я поместил ее в один из лучших пансионов…” (пансион – это учебное заведение, где живут круглосуточно)
“…Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…”
“…Наконец, ей минуло семнадцать лет; оставаться ей далее в пансионе было невозможно…”

В пансионе Асю не смогли до конца перевоспитать в “барышню”:

“…против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на нее. «И наказать ее нельзя, – говаривала она мне, – и на ласку она не поддается»…”
“…Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела…”

“…Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана. Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной, должно быть, очень скучно…”

Ася знает французский и немецкий языки:
“…Она довольно хорошо говорила по‑французски и по‑немецки…”

Ася прекрасно танцует:
“…несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что‑то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически‑строгий облик…”

Характер и личность Аси


Ася стыдится своего “неприличного” происхождения:
“…она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение…”
“…Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…”
“…Она хотела быть не хуже других барышень…”
“…Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она…”

Ася ведет себя странно и неестественно (потому что стыдится своего происхождения):
“…Если я такая странная, я, право, не виновата, – возразила она…”
“…Уже накануне заметил я в ней что‑то напряженное, не совсем естественное…”
“…Что за хамелеон эта девушка!..”
“…опять этот неестественный смех, эти странные ужимки…”
“…какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?..”

Ася не умеет держать себя в обществе, потому что она выросла среди крестьян:
“…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – все мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие…”
“…Извините меня, я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого‑то я и боюсь говорить…”

Ася – робкая от природы, но она намеренно ведет себя развязно:

“…По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось…”
“…она хоть и притворяется, что ей все нипочем, – мнением каждого дорожит…”

Ася по характеру – “порох” и “огонь”:

“…Сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо – признаюсь, она меня пугала…”
“…с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть…”
“…Я иногда самой себя боюсь, ей‑богу…”
“…С огнем шутить нельзя. Вы не знаете Асю…”

Ася – добрая, но своенравная девушка:

“…Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, – промолвил он, – у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить…”

Ася – искренний и честный человек:

“…Но, к счастью, она не умеет лгать – и доверяет мне…”
“…Бедное, честное, искреннее дитя!..”
“…Другая умела бы все скрыть и выждать – но не она…”

Ася – умная и понятливая девушка:

“…Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…”

“…и с вашим умом…” (господин Н. об Асе)

Ася – очень чуткая девушка:

“…чуткость ее – просто страшна…”
“…О, я умею отгадывать! – продолжала она, – бывало, я по одному папашину кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет…”

Ася – глубокий человек. Она любое чувство переживает всем сердцем:
“…как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза…”
“…она страстно ко мне привязалась: у ней ни одно чувство не бывает вполовину…”
“…Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно…”

Ася – очень подвижное “существо”:

“…Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…”

Ася иногда ведет себя как “сумасшедшая”:

“…А ведь это Ася! – воскликнул Гагин, – экая сумасшедшая!..”
“…не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется…”
“…Гагин смутился, пробормотал ей вслед, что она сумасшедшая, попросил меня извинить ее…”

“…Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет…”


Ася иногда ведет себя как ребенок:
“…Она ребенок; будьте снисходительны…”
“…Что за детская выходка?..” (об Асе)

Ася ведет себя как капризная “девочка”:
“…Она у меня порядком избалована, как видите, – прибавил он, помолчав немного, – да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею…”
“…Экая она у меня вольница!..”
“…думал об этой «капризной девочке с натянутым смехом…”
“…что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне…”

Ася – ловкая девушка:

“…Ее движенья были очень милы, но мне по‑прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью…”
“…Да она как коза лазит, – пробормотала себе под нос старушка…”

Ася – шаловливая и дерзкая:

“…Ася шаловливо покачиваясь, возвратилась к нам…”
“…ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем вызывающая, почти дерзкая усмешка…”
“…На возвратном пути она пуще хохотала и шалила…”
“…а она… шалит и чудит по‑прежнему…”

Ася – гордая девушка:

“…У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего; я заметил: причиною этому всегда бывает гордость…”
“…Она не могла вынести того, что всякая другая снесла бы: я этого не понял…”

Ася никогда не жалуется:
“…ничего не ела, впрочем не жаловалась… Она никогда не жалуется…”

Ася – самолюбивая девушка:

“…Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее…”
“…самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла…”

Ася – честолюбивая девушка (то есть она желает оставить след после себя, желает славы, достижений):
“…Пойти куда‑нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?..”
“…Вы честолюбивы, – заметил я, – вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…”

Ася – решительная девушка:

“…она пришла ко мне с полной решимостью, в полной невинности сердца и чувств, она принесла мне свою нетронутую молодость…”

Ася любит читать:

“…Вы несправедливы к себе, – возразил я. – Вы много читали, вы образованны, и с вашим умом…”
“…Я застал ее раз за книгой, одну. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки…”
“…Я взглянул на заглавие книги: это был какой‑то французский роман…”

Ася занимается шитьем:
“…сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась…”

У Аси – “неправильный” почерк (так как она до 9 лет жила как крестьянка):
“…неправильный и быстрый почерк Аси…” Ася влюблена в господина Н. (рассказчика):
“…Ася, в вас влюблена…”
“…Ну, словом, я услышал, что она вас любит…” (о любви Аси к господину Н.)

Господин Н. влюблен в Асю, но боится на ней жениться. Герои расстаются навсегда. Потеряв Асю, господин Н. понимает, что потерял, возможно, любовь всей своей жизни. До старости он вспоминает о милой пылкой девочке Асе, которая так его любила:

“…Да, она мне нравится…”
“…Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!…”
“…ведь вы не женитесь на ней?..”

“…Я не могу на ней жениться, – решил я, наконец, – она не узнает, что и я полюбил ее…”

Это был цитатный образ и характеристика Аси в повести “Ася” Тургенева: описание внешности и характера Аси, ее образования, происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по повести “Ася”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/obraz-harakteristika-asi-povest-asja-turgeneva.html

Ася «Тургеневская девушка»

  Под термином «Тургеневская 
девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.  
    Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний мир героини.

Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и черными, светлыми глазами. Она была грациозна, сложена, но как бут – то не вполне еще развита. Возможно, она была не столь красива лицом, но вся красота ее внутренней светлости открывается в ее глазах.

 
    Лицо и внешность Аси меняется вместе с ее внутренним состоянием души. Полный портрет героини, как ее внешний, так и внутренний мир раскрывается в ее поступках. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью – здесь мы видим ее бесстрашной.

То хохочет и шалит, положив соломенную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанной, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платье тихо сидит за пальцем – совсем как простая русская девушка. Необычные, странные поступки – это ее психологический склад – девушка хамелеон.

Она живет своим миром. Порывность – таков ее темперамент.  
    Ася целеустремленная, она не хочет прожить жизнь даром  
    «Пойти куда – нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Ася обладает детской наивностью и естественностью. Она способна к возвышенным чувствам, способна к любви и окрыленности.

У нее кроткое, открытое сердце. Тургенев уделяет большое внимание в повести детстве Аси. Рассказывая о нем, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости и самолюбии.  
    Ася обладает искреннем сердцем, сильным духом и способностью к трудным свершениям, это доказывается ее поступком по отношению к Н.Н.

Она «ломая» все предрассудки, нарушая все правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку. Здесь и проявляется весь драматизм повести. Н.Н не готов был ответить взаимностью на чувства Аси. Он был еще слишком молод и безответственен, за что его не следует судить.

Совет

Столкнувшись с неприятностями, она не упала духом и нашла в себе силы уехать и навсегда расстаться с любимым ею человеком. Все что не убило нас сегодня, делает сильнее завтра. Безответная любовь сделала Асю сильнее и взрослее.  

    Мы можем сделать все, но не можем вернуть время, чтоб хоть что-то исправить. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей жизни.

Жанр произведения — повесть. В 
основе сюжета — история любви, завершившейся 
разлукой. Главная героиня — «тургеневская девушка» — одаренная натура, неординарная личность, искренняя, гордая, сердечная. Любовь героя запоздала, он был обречен на одиночество.

Завязка — знакомство с Гагиными. Развитие действия — встречи героя с Гагиным и его сестрой Асей, взаимоотношения между молодыми людьми. Кульминация — объяснение с Гагиным. Развязка — объяснение с Асей, ее отъезд. Заключение — дальнейшая судьба Н.Н.

, размышления о прошлом и настоящем его жизни.

мпульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека)

Ася — главная героиня одноименной 
повести И.С. Тургенева. Рассказчик, господин Н.Н., знакомится с ней, когда девушке 17 лет.

Ася поражает противоречивостью своих 
поступков: у неё резко меняется настроение, она смеется невпопад, грустит, как кажется, без повода. Такое впечатление, что она хочет привлечь к себе внимание.

Девушка вызывает у рассказчика 
смешанные чувства: «Она хочет удивить 
нас, к чему это? Что за детская 
выходка?»

Господин Н.Н. ощущает, что в поведении 
Аси много загадочного, девушка очень привлекает его, но и настораживает непохожестью на других. «Что за хамелеон эта девушка!» — восклицает Н.Н.

Помогает понять характер девушки 
история, рассказанная Гагиным.

Обратите внимание

Из этой истории мы узнаем, что 
Ася — незаконная дочь дворянина и горничной. Мать воспитывала дочь очень строго, а после смерти матери отец взял девочку к себе. Это было на девятом году жизни Аси.

Жизнь Аси наложила отпечаток на её характер. «Она многое знала, что 
не должно бы знать в её годы», — 
говорит Гагин. Еще рядом с 
Асей не было наставника, который помог 
бы ей понять себя. «Неправильно начатая 
жизнь слагалась неправильно…» 
— пишет И.С. Тургенев.

Что значит «неправильно начатая»? Значит с нарушением общепринятых норм и правил.

Представим себе, что творилось в душе девушки, желающей правды и искренности! Тяжело было Асе и в пансионе, «она никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…»

И вновь рядом с ней не было человека, который научил бы её, как 
себя вести.

Вот с такой Асей и встретился господин Н.Н.

Глубоко раскрывается характер Аси 
в диалоге с Н.Н. в IX главе. Становится понятной та сила, с которой девушка стремится к правде, жажда добра и деятельности добра.

Господин Н.Н. мог бы стать её добрым другом и наставником, если бы не испугался полюбить её, её, отягощенную происхождением.

Но господин Н.Н. не способен на решительный 
поступок, он успокаивает себя, что 
это судьба, но мы понимаем, что это 
не судьба, а характер: сомневающийся, нерешительный.

Господин Н.Н. расстается с Асей, читатели тоже. Что будет с девушкой дальше, неизвестно. Однако социальные условия того времени не позволяли 
надеяться, что её судьба сложится счастливо.

После прочтения повести остается острое чувство сожаления о том, что самые лучшие и чистые мечты не сбываются, чаще всего, по вине самих людей.

Важно

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева 
«Ася» — произведение о любви, которая, по мнению писателя, «сильнее смерти и страха смерти» и которою 
«держится и движется жизнь». 
 
С первых минут появления главной героини на страницах повести ее окутывает какая-то тайна.

Именно романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование. «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен». Поведение Аси отличается экстравагантностью.

Она то со стаканом в руке карабкается по развалине, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит, то в сереньком платьице тихо сидит за пяльцами, то, нарушая правила этикета, назначает молодому человеку свидание, то порывает с ним и уезжает из города.

 
 
В чем причина такой неординарности характера и поведения героини? Прежде всего это двусмысленность ее происхождения и ненормальные условия воспитания, сказавшиеся на повышенном самолюбии, ранимости, стремлении к свободе. Нельзя забывать о возрасте Аси — ведь ей всего 17 лет.

Влияет на ее поведение присутствие молодого человека, который производит на нее впечатление с первой встречи. Но больше всего в ее экстравагантных поступках проявляется ее натура. «Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить».

Она мечтает, по словам ее брата, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье. 
 

И вот такой герой появляется. Это молодой человек, веселый, беззаботный, не задумывающийся о жизни. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно, он не герой, но сумел тронуть сердце Аси.

В экзотической обстановке, на фоне чудесной природы и древних башен, где все дышало романтической сказкой, господин Н. Н. представился ей необыкновенным человеком. С удовольствием он начинает догадываться, что Ася его любит. «Я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо». «Любовь ее меня и радовала и смущала… Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня…

» И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно, он не собирается решать свою судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая, по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего, не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей. Отодвигать решение на неопределенное будущее — признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.

АСЯ — героиня 
повести И.С.Тургенева «Ася» (1858). А.— один из самых поэтичных женских 
образов Тургенева. Героиня повести 
— открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью 
и благородством.

Совет

Трагизм жизни 
А. в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика; этим во многом обусловлено ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе и т.п.

После смерти отца девушка 
оказывается предоставленной самой 
себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. А.

близка к другим женским образам в произведениях 
Тургенева, больше всего в ней 
сходства с Лизой Калитиной («Дворянское 
гнездо»). С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность 
к сильным страстям, мечта о 
подвиге.

А. дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где А. живет со своим братом, ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама А. впервые в своей жизни сталкивается с этим чувством, Н.Н.

представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость А. пугает его, и Н.Н.

оставляет ее; первая любовь героини оказывается несчастной.

Подробный анализ повести представлен в статье Н.Г.Чернышевского «Русский человек 
на rendez-vous» (1858). В этой работе подробно описаны причины той ситуации, в которой оказалась А., когда ее благородная решимость поступиться общественными приличиями ради любви была отвергнута.

Критик объясняет реакцию общества на поведение героини тем, что в нем приветствуется благородство на словах, поэтому к А. относятся благосклонно, пока она лишь говорит о своих убеждениях и не пытается осуществить их на деле. Н.Н. принадлежит к этой среде. Он один из «лишних людей», и трагедия А.

в том, что она встретила именно такого человека.

Ася — о кажется странной и 
неестественной именно потому, что 
обычная жизнь людей ее круга 
ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”.

Обратите внимание

Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.  
Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга.

В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.  
Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н.

встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь.

Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им.

И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.  
Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее.

Первая любовь героини оказывается несчастной.  

Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской» девушки, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси.

открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.

Источник: http://stud24.ru/literature/asya-turgenevskaya-devushka/462438-1751368-page1.html

Ссылка на основную публикацию