Мысль семейная в романе «война и мир»

Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом.

Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.

 
    В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных.

На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

    Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных.

Обратите внимание

Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц — маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

    Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

    Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки.

Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света.

Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

    Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом. 

    Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил.

Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

    Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию.

Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку.

Важно

Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек». 

    Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать.

«Помни одно, князь Андрей» — говорит он своему сыну, провожая его на войну, — «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет».

Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

    Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели. 

    Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить». 

    Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях.

Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем.

«Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

    Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье.

Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования.

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене». 

Совет

    Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи.

«Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

    Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества.

Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8491-vojna-i-mir-13

Мысль семейная в романе Война и мир сочинение

В центре сюжета романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого находятся несколько семей. Все семьи имеют благородное происхождение и каждая имеет свое отличие, свою определенную черту.

Лев Николаевич особое внимание уделяет семейным ценностям и отношениям в своем романе. Семьи, которые находятся в центре сюжета, имеют отличительные особенности.

Читатели имеют возможность наблюдать за семейными отношениями и персонажами, начиная с их детства, заканчивая тем, как они формируют собственные семьи.

Читатель знакомится с несколькими семьями. Семьей Курагиных, Ростовых, Болконских и Безуховых. Семьи дворянского происхождения, во главе каждой семьи стоит старший член семьи, отец.

Лев Николаевич Толстой описывает каждую семью в отдельности. Показывает, какими чертами они обладают, какие моральные ценности присущи каждой семье. Автор в своем произведении поднимает проблему семейных ценностей и воспитания подрастающего поколения.

Семья оказывает огромное влияние на человека. Обстановка, в которой растет человек, воспитание и образование, которые ему даются. Также на формирование личности оказывает влияние личный пример родителя или старшего члена семьи.

Лев Николаевич Толстой знакомит зрителя с разными семьями, противопоставляя их друг другу. В романе мы наблюдаем детство, развитие и зрелость личности. У зрителя есть возможность наблюдать за тем, в какой семье вырос человек и какую семью позже он создал сам.

Обратите внимание

Многие черты присуще представителям определенной семьи. Так, Курагиным присуща некая хитрость и развязность. Для них важны материальные ценности, нежели духовные. Семья Ростовых — семья широкой русской души. Они помогают людям, всегда радушны и доброжелательны.

Для них долг, честь и человеколюбие важнее материальных богатств.

Сочинение Мысль семейная в романе Война и мир рассуждение

Лев Николаевич Толстой в своем романе “Война и мир” поднимает множество проблем. Проблема войны и мира, государства и семьи наиболее осязаема в произведении. Читатель наблюдает за детством, развитием и зрелостью множества персонажей.

Личностные характеристики героев, их поступки и мысли граничат с тем, как их воспитывали, какой пример им преподавал старший член семьи. Семейные ценности, обстановка внутри семьи и принципы человека берут свои истоки в семейных традициях.

У каждой дворянской семьи, с которой нас знакомит писатель есть личностные качества, которые присущи представителям данного семейства.

Так, Курагины алчные и расчетливые люди. Они ставят материальные выше духовных ценностей. Семья Ростовых – любимая семья Льва Николаевича. Они наделены широкой русской душой. Ростовы добродушные, гостеприимные люди. Всегда рады помочь тем, кому необходима их помощь и поддержка.

Семья Болконских пропагандирует патриотизм у мужчин, князя и Андрея Болконских, набожность и смирение у женщин, Марии Болконской. Отец приучил своих детей к постоянному труду и развитию. Для Болконских ум, деятельность и благородство – главенствующие черты.

В отличие от доброты и любви, царящей у Ростовых, князь Болконский воспитывает своих детей в строгости. Это способствует тому, что для Андрея служба Родине

Все семьи романа многогранны и уникальны. Посредством того, что читатель наблюдает за главными героями с их детства, можно проследить, как семья и воспитание влияет на становление личности во взрослом периоде.

Важно

В заключительный главах произведения, читатель может подвести итог, сделать выводы и понять, как семья повлияла на каждого персонажа романа-эпопеи.

Лев Николаевич Толстой показывает читателям, как строят свою семью герои, за которыми мы наблюдали с их детства.

Мысль семейная в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение
    Негативное и критическое отношение к высшему свету в знаменитом на весь мир произведении «Война и мир» проявляется на протяжении всего романа. В данном произведении автор пытается отобразить всю полную картину жизни русского общества того времени.
  • Тема творчества в романе Мастер и Маргарита сочинение
    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался многие годы и стал итоговым произведением в жизни автора. В произведении освещаются многие темы, в том числе идея истинного творчества. Она прослеживается на
  • Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова сочинение
    К вопросу о том в коком жанре написана пьеса «Вишневый сад», обращались неоднократно, так как огромное количество приверженцев творчества этого удивительного писателя считают, что она чисто драматическая, но есть мнения, которые склоняются
  • Сочинение на тему Весеннее утро
    Кто-то не может представить свое утро без чашки крепкого кофе. Если задуматься, то в этом нет ничего удивительного. Безумный темп жизни заставляет работать больше, отдыхать меньше, а кофе пить большими кружками, ибо без него невозможно проснуться.
  • Сочинение на тему Милосердие и сострадание
    Милосердие и сострадание: что стоит за этими словами? Они просто эпитеты или присущи нам, нашей душе? С детства всех учат помогать ближнему, выручить друга, подать руку тому, кто в беде
  • Вишнёвый сад — драма, комедия или трагедия? Сочинение
    Много десятилетий театральные критики спорят, к какому жанру можно отнести пьесу «Вишневый сад»: к драме, комедии или трагедии и так и не приходят к единому мнению. Сам, А.П.Чехов, обусловил ее, как комедию, конечно, автору виднее. Не зря он<\p>

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir-sochinenie

«Мысль семейная» в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

  1. Вступление
  2. Семья Ростовых
  3. Семья Болконских
  4. Семья Курагиных
  5. Новые семьи в романе
  6. Вывод

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года.

Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.

Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.<\p>

Семья Ростовых

Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений.
Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня.

Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее.

«…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».<\p>

Наташа с детства была взбалмошной девочкой.

Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.

Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире».

Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество.

Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.<\p>

Семья Болконских

В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства.

Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».

Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.

Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына.
Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.

<\p>

Совет

Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце?..

Я так довольна и счастлива с ним!»

Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии.

Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

Семья Курагиных

Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни.

На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».

<\p>

Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге.

Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.

О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.<\p>

Новые семьи в романе

В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую.

«Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась.

А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.<\p>

Вывод

После написания сочинения на тему «Мысль семейная в романе «Война и мир»» я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.

Мысль семейная в романе «Война и мир» Толстого – сочинение по теме | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html

«Мысль семейная» в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир»

«Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам.

Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты.

Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Обратите внимание

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя.

Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне.

Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости.

У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей.

Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания.

Важно

Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии.

Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены.

Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – «как у других».

Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

(2 votes, average: 4.50

Источник: https://school-essay.ru/mysl-semejnaya-v-romane-epopee-lva-tolstogo-vojna-i-mir.html

«Мысль семейная» в романе «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи.

Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей.

Совет

Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его.

В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало.

Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу.

Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.

В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.

Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.

В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность.

Обратите внимание

У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером.

Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.

Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью.

Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу.

Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.

Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.

Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая.

Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи.

Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.

Важно

В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.

В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.

По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

Источник: http://resoch.ru/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir/

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор: Толстой Л.Н.

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских.

Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом.

Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, — предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек.

Совет

Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”.

Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”.

Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала.

Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания.

Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья.

Обратите внимание

Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость.

Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств.

Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной.

Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность.

Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям.

Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи.

Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”.

Важно

Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль.

Князь Василий — расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова, не имея на то прямого права.

Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной.

Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье.

Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Совет

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи.

Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность.

Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории.

Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357204/mysl-semeynaya-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Сочинение на тему «Мысль семейная в романе Война и мир»

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» перед глазами читателей предстает несколько дворянских семей, уклад жизни которых и принципы воспитания детей типичны для России начала 19 столетия и в то же время существенно отличаются между собой.

В семье Ростовых, в которой воспитывается одна из главных героинь романа Наташа, впервые появляющаяся на страницах книги 13-летним, еще не сформировавшимся ни физически, ни нравственно подростком, царит любовь и внимание к каждому из детей.

Именно по этой причине девочка с ранних лет учится любить не только своих близких, но и других людей, животных, огромный мир природы.

Наташа вырастает искренним, открытым, по-настоящему чувствующим и эмоционально переживающим каждое, даже незначительное событие в своей жизни.

В то же время старшая сестра девушки Вера является совсем другой, она всегда держится сухо и сдержанно, однако и Наташа, и остальные члены семьи ее недолюбливают, Вера словно находится не на своем месте в мире семьи Ростовых, наполненном любовью и радостью, и все искренне радуются, когда она оставляет родительский дом, выходя замуж.

В этот же период времени в семье Курагиных нет никаких теплых, искренних отношений, отец никогда не уделял детям излишнего внимания.

В результате Анатоль и Элен становятся во взрослом возрасте крайне себялюбивыми и холодными эгоистами, думающими только о собственных выгодах и удовольствиях, ради которых они, не задумываясь, используют других людей и преступают через их чувства.

Обратите внимание

Брат и сестра очень похожи друг на друга именно отсутствием моральных устоев, беспринципностью и холодностью, они приносят немало горя главным героям романа Наташе Ростовой и Пьеру Безухову.

В семье Болконских старый князь искренне любит своих детей, Андрея и Марью, однако всегда держится с ними сурово и жестко.

Марья также всем сердцем преданна отцу, девушка не желает разлучаться с ним, выходить замуж, создавать свою семью.

Марья прекрасно знает о том, что непривлекательна внешне, и даже не смеет надеяться на счастливый брак, посвящая жизнь заботам об отце и о других людях, которых княжна считает несчастными и нуждающимися в помощи.

Князь Болконский, несмотря на всю свою внешнюю резкость, очень любит дочь, тревожится об ее будущем, но при этом считает, что едва ли Марье следует становиться чьей-либо женой.

Он полагает, что его некрасивую, робкую, неловкую дочь могут взять замуж только из корыстного расчета на солидное приданое и его связи, и счастлива в браке Марья однозначно не будет, поэтому ей лучше оставаться в одиночестве.

К тому же перед глазами старого князя находится пример сына Андрея и его первой супруги Лизы, которые несчастливы в браке, хотя Андрей является порядочным, честным человеком, а Лиза добра и очаровательна, хотя и не слишком умна.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Важно

В тяжелейшие годы Отечественной войны Наташа Ростова ярко проявляет те качества, которые привила ей семья, девушка оказывается способной на великодушные, самоотверженные, мужественные поступки.

Она становится фактически единственной опорой для матери, лишившейся сына и крайне болезненно переносящей эту утрату, после которой графиня Ростова впоследствии так и не смогла полностью прийти в себя.

Создав после долгих страданий собственную семью с Пьером Безуховым, Наташа всецело посвящает себя мужу и детям, абсолютно не думая больше о своей внешности или о каких-либо интересных для нее занятиях.

Она отдает все душевные и физические силы своей семье, в первую очередь детям, больше ничего ей не требуется для счастья.

В образе Наташи автор стремится показать, что женщина может полноценно реализоваться только в качестве жены и матери, что ее основной и единственной жизненной задачей является любовь и забота о близких людях.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/mysl-semejnaja-v-romane-vojna-i-mir.html

Мысль семейная в женских образах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Мысль семейная в женских образах. Роман «Война и мир» — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это в мерную оче­редь произведение о людях, об их попонах своего мое го а жиз­ни.

На фоне масштабных исторических событий Толстого инте­ресует частная жизнь человека, которая состоит не а служении людям вообще, своому сословию, природу, государству, и а слу­жении своим родным, семье. Эта мысль семейная нииболес ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах На­таши Ростовой и Марьи Болконской.

Толстой как будто издале­ка, через множество преград и жизненных трудностей ведет ге­роинь к идеалу частной жизни — к семье.

Совет

Трудно найти более разных’ людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомыс­ленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих.

Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа ми­нуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей.

Марья о себе го­ворит: «Я… всегда была дикарка… Я люблю быть одна… Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Кураги- ным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена.

Борис Друбецкой, учитель, блиста­тельный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъ­ютант, наконец, князь Андрей. Марья созронаот для своей люб­ви постепенно, долго, как бы боясь он и но иоря в ее возмож­ность.

Наташа идет к своей настоящей любпи через множество увлечений, Марья — в скромном одиночестве.

Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признатель­ность. Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим «божьим людям». Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь.

Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют луч­шие качества своей души, они преображаются и становятся пре­красными. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внеш­няя, а внутренняя.

Обратите внимание

Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор: от тихой и счастливой семейной жизни, поглощаю­щей без остатка. Легкомысленная Наташа не может пожертво­вать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины.

Она не считает возможным для себя уйти от отца, от «божьих людей», от своего печального одиночества.

Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: «Если бы у меня спроси­ли, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих».

Самопожертвование — вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея. Девиз же Ната­ши — жизнерадостность. Поэтому, когда героини впервые встре­чаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меня­ется с приходом войны.

Горе, лишения, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились опять у кровати смертель­но раненного князя Андрея совершенно другие женщины — повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответственность за свои семьи.

Наташа вынуждена ходить за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленького осиротевшего племян­ника.

«Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость». Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в своих повседневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только пус­тоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.

Конец романа, где описывается будничная, совершенно про­заическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пьера, кажется странным и противоречащим всем предыдущим со­бытиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог.

Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходимость для человека простой семейной жизни, не засоренной светски­ми предрассудками.

Важно

Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное для них нормальное пове­дение, основанное на самом великом чувстве — чувстве любви к мужу и детям.

Источник: https://www.prepodka.net/sl-semejnaya-v-zhenskih-obrazah-romana-l-n-tolstogo-vojna-mir/

Реферат: “Мысль семейная” в романе

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.


“Мысль
семейная” в романе «Война и мир»

План:<\p>

  1. “Семейная идея” Л. Н. Толстого<\p>

  2. “Война и мир”<\p>

  3. Первоначальный текст.

    Внешность Пьера<\p>

  4. Образ Наташи<\p>

  5. Эпизод из деревенской жизни Наташи<\p>

  6. Первая встреча князя Андрея и Наташи<\p>

  7. Смерть князя Андрея<\p>

  8. Сюжетная линия<\p>

  9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей<\p>

  10. Заключение (вывод)<\p>

  11. Почему я выбрал эту тему?<\p>

Введение<\p>

Несколько
секунд они молча

смотрели
в глаза друг

другу,
и далекое, невозможное

вдруг
стало близким, возможным

и
неизбежным
.

Л.
Н. Толстой.<\p>

  1. “Семейная идея” в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих. В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы менялись с течением времени.<\p>

“Семейная
идея” находит своё наивысшее воплощение
в определенном укладе жизни, общей
атмосфере, в отношениях между близкими
людьми в семействах Ростовых и Болконских,
а в эпилоге – Николая Ростова и княжны
Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас
особенно интересуют предыстория образов
любимых героев Толстого и их прототипы.<\p>

  1. “Война и мир” – это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В “Войне и мире” жизнь предстаёт в её глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе. Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объёмно.<\p>

  2. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя “частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах”. “Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда”, — говорит он, а в плену “прозревает” свою “бессмертную душу”. “Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…”<\p>

А
каким он предстаёт в окончательном
варианте?<\p>

“… массивный,
толстый молодой человек со стриженою
головою, в очках…” с умным, робким,
наблюдательным и естественным взглядом.<\p>

Какой
можно сделать вывод?<\p>


В романе дается более сдержанное и
краткое описание.<\p>

Да,
исчезает первоначальная резкость, менее
заметным делается контраст между
плотским и духовным началом. Внимание:
после освобождения из плена, в котором
Пьер духовно очистился, плотское начало
в нём как бы отступает. “Пьер чувствовал
себя особенно дружелюбно расположенным
ко всем людям, которых он встречал…”;
“… говорил быстро, оживлёно”; “Он
покраснел радостно и страдальчески
болезненно. Он хотел скрыть своё
волнение”; “… часто удивлял людей,
встречавшихся с ним, своими замечательными,
выражавшими тайное согласие, счастливыми
взглядами”. Здесь видна только его
душа, светившаяся во взгляде, в улыбке,
в волнении.<\p>

  1. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.<\p>

“Наталья,
15 лет. Щедра безумна. Верит в себя.
Капризна, и всё удаётся, и всех тормошит,
и всеми любима. Музыкой обладает, понимает
и до безумия чувствует. Вдруг грустна,
вдруг безумно радостна.<\p>

…Глупа.
Но мила, необразованна, ничего не знает
и всегда умеет скрыть. Влюблена в учителя,
в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней.
Первый бал, влюблена в царя. Деревня,
Михаил, влюблена, падение. Ужас и
весёлость. Концерт. Отношения полудружбы
с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить
себя. Он ранен. Она бегает от него.
Объяснение. Свадьба – платья”.<\p>

Да,
описание приобретает эстетически
законченную форму. И, вероятно, случайно
автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет.
В ней ещё чувствуется непосредственность
детского обаяния. И мы имеем возможность
проследить более сложный путь развития
и становления характера. Прототипом
Наташи в какой-то степени послужили
Танечка Берс, младшая сестра Софьи
Андреевны. Толстой указывал на близость
этого типа к типу его героини. Во время
работы над романом Лев Николаевич был
особенно дружен с Таней. Он любил слушать
её пение, часто сам аккомпанировал ей
на фортепиано. Танечка сопровождала
его в верховой езде и на охоте. “Прелесть
наивности эгоизма и чутья”, “милая,
беснующая, энергическая натура”,
“прелестная натура и сердце” – так
отзывался он о ней в дневнике и в письмах.
Писатель использовал некоторые эпизоды
из её жизни. Например, сцена венчания
Бориса с куклой Мими имела место в
действительности, но в окончательный
текст не была включена. Зато писатель
оставил две фразы, художественно более
оправданные, чем целый эпизод.<\p>

“Она
смеялась чему-то, толкуя отрывисто про
куклу, которую вынула из под юбочки.<\p>


Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?”.<\p>

“Борис,
улыбаясь, шёл за нею.<\p>


Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя
и, увидев брошенную на кадке свою куклу,
взяла её в руки.<\p>


Поцелуйте куклу, — сказала она”.<\p>

“Наташа
сбросила с себя платок, который был
накинут на ней, забежала вперёд дядюшки
и, подперши руками в боки, сделала
движение плечами и стала.<\p>

Где,
как, когда всосала в себя из этого
русского воздуха, которым она дышала,
— эта графинечка, воспитанная
эмигранткой-француженкой, — этот дух,
откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и
приемы были те самые, неподражаемые, не
изучаемые, русские, которых и ждал от
неё дядюшка”.<\p>

  1. В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности.”<\p>

Почему
писатель исключил это прекрасное
описание, так много объясняющее в
становлении внутреннего мира героини.
Возможно, потому, что оно слишком
разъясняет образ девушки. В романе
показаны близость и любовь Наташи к
природе и простым людям, но более тонко
и более художественно, в самой сюжетной
линии. Иногда это незначительные детали
и штрихи (во время охоты), иногда
скульптурно отделанная сцена (пляска
у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная
ночь в Отрадном, святки). Мы знаем, что
пейзаж у Толстого выполняет дополнительную
психологическую функцию: как правило,
он дан через восприятие героев и
раскрывает их душевные тончайшие
движения.<\p>

“-
…Нет, я поеду, непременно поеду, — сказала
решительно Наташа.”<\p>

“ …Илагин…
приятно улыбнувшись, сказал, что графиня
[Наташа] представляет Диану и по страсти
к охоте и по красоте своей”.<\p>

  1. Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.<\p>

“Какой-то
шум, похожий на звук влетевшей в комнату
и бившейся об окно птицы, послышался на
окне, выходившем на балкон, и отчаянный
и веселый голос кричал: — Отворите, я
защепилася, мама! Я защепилася, — кричал,
смеясь и плача, как показалось князю
Андрею, какой-то мальчик, стоявший на
окне. Увидев его, мальчик, и прелестный
мальчик, встряхнув чёрными кудрями,
покраснел, закрыл лицо руками и соскочил
с окна”.<\p>

Хорошо.
В окончательном же варианте всё проще,
естественнее и … больнее. Уже в этой
мимолётной встрече предчувствуется то
невыразимое счастье и острое страдание,
которое принесёт в жизнь князя Андрея
Наташа.<\p>

  1. Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям.<\p>

Смерть
– таинство. И писатель надевает покров
молчания на это событие.<\p>

Очень
бережного и пристального внимания
заслуживает сюжетная линия Николай
Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу
положены некоторые внешние события
жизни родителей и троюродной тётушки
Льва Николаевича.<\p>

Творчески
переработанные, жизненные впечатления
видоизменились на страницах романа,
приобрели самостоятельное значение.<\p>

  1. Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа встречаются как друзья. Любви между ними нет.<\p>

“-
Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим
отношениям с Ростовой?<\p>


Да, я хотела…<\p>


Прежнее всё забыто. Я искатель, которому
отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегда
останемся дружны…<\p>


Но я понимаю, — сказала княжна Марья и
подумала, что гордость князя Андрея не
могла ему позволить вполне простить
её.<\p>


Да, да, — сказал князь Андрей, отвечая на
её мысли”.<\p>

Наташа
выходит замуж за Пьера. Князь Андрей
выздоравливает.<\p>

В
другом варианте князь Андрей и Наташа
обручились. Через некоторое время
Болконский умирает, но ни предсмертное
состояние, ни сама смерть не описаны.<\p>

Эти
эпизоды, доработанные Толстым для
окончательного варианта, — чудо
художественного совершенства.<\p>

Сцена
свидания Наташи и раненого князя Андрея
как бы мягко освещена высшим духовным
светом, проникающим во всё их существо.
Слов очень немного, но они и не нужны:
происходит таинственное общение душ.
Образы приобретают удивительную легкость
и грацию.<\p>

“Когда
он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа,
которую изо всех людей в мире ему более
всего хотелось любить тою новою, чистою,
божескою любовью, которая была теперь
открыта ему, стояла перед ним на коленях.
Он понял, что это была живая, настоящая
Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался.
Наташа, соя на коленях, испуганно, но
приковано (она не могла двинуться)
глядела на него, удерживая рыдания. Лицо
её было бледно и неподвижно. Только в
нижней части его трепетало что-то.<\p>

Князь
Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся
и протянул руку.<\p>


Вы? – сказал он. – Как счастливо!<\p>

Наташа
быстрым, но осторожным движением
подвинулась к нему на коленях и, взяв
осторожно его руку, нагнулась над ней
лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь
губами.<\p>


Простите! – сказала она шёпотом, подняв
голову и взглядывая на него. – Простите
меня.<\p>


Я вас люблю, — сказал князь Андрей.<\p>


…Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде,
— сказал князь Андрей, поднимая рукой
её лицо так, чтобы он мог глядеть в её
глаза.<\p>

Глаза
эти, налитые счастливыми слезами, робко,
сострадательно и радостно любовно
смотрели на него.<\p>

  1. Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в процессе работы писателя над романом меняется.<\p>

Находясь
в Богучарове, княжна Марья невольно
предается поэтическим мечтам. “Кто
знает, может быть, это моё положение
теперь, здесь и в опасности сведёт меня
с ним. …Может, завтра на нас нападут
неприятели, и он спасёт меня. Может быть,
он едет теперь”. Лев Николаевич исключает
это описание, вероятно, как излишне
романтическое. При первой встрече
Николая с княжной Марьей обращает на
себя внимание одна деталь, впоследствии
опущенная писателем. “Княжна Марья,
как и всегда, произвела своим некрасивым
лицом неприятное впечатление на Ростова”.
И лишь когда она начала говорить, это
впечатление исчезло. В окончательном
тексте Николай, пожалуй, единственный
человек, который никогда не замечал
некрасивости княжны.” …Какая кротость,
благородство в её чертах и в выражении!
– думал он, слушая её робкий рассказ”.
Каждая фраза и мысль, каждое слово в
этой короткой сцене говорят о зарождающейся
глубокой любви.<\p>

По-иному
описана встреча в Воронеже. Николай
“почти грубо отвечал на заискивание
губернаторши о сватовстве”. Затем он
получил письмо из дому, в котором
сообщалось, что, по мнению доктора, рана
князя Андрея не так опасна и что он
обручился с Наташей. Отсюда следовало,
что Николай Ростов не мог жениться на
княжне Марье. Он радовался известиям,
полученным из дому, и ещё тому, что “между
ним и ею уничтожатся эти неприятные,
натянутые, произведённые сватовством
отношения”. Не менее возмущена сватовством
и княжна Марья.<\p>

Совет

Толстой
не включил этот эпизод в окончательный
текст, потому что была бы нарушена логика
развития характеров.<\p>

В
одном из ранних вариантов женитьбы
Николая на княжне Марье представлена
весьма прозаично. “В это время княжна
Марья приехала в Москву, и Nicolas,
открыв
ей положение своих дел, сделал ей
предложение и был принят”.<\p>

Этот
вариант писатель также отвергает.<\p>

  1. Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу чувств героев, их нравственную красоту. Интонации голоса, жесты, выражение лица и глаз – всё говорит о понимании и единении душ двух любящих людей.<\p>

Персонажи,
несущие в себе разрушительное начало,
почти не подвергались творческой правке.
Внутреннее развитие, как в ранних
редакциях, так и в окончательном тексте
им не свойственно. Таковы Василий
Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не
имеет никакого положительного значения.
Жизненная позиция приводит их к краху:
совершенной бездуховности и нравственной
распущенности.<\p>

  1. Роман “Война и мир” – одно из центральных произведений Льва Николаевича Толстого. Несмотря на обилие событий и персонажей, панорамность, это в первую очередь произведение о людях, об их поисках своей мечты. На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему государству, народу, сословию, а в служении своим родным. Эта “мысль семейная” наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество жизненных трудностей и преград ведёт героинь к идеалу частной жизни – к семье. Читая “Войну и мир”, мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых оценках – характеристиках, и в авторской интонации.<\p>

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/29137/referat-mysl-semeynaya-romane-voyna.html

Ссылка на основную публикацию