Тургеневская девушка: какая она?
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?
Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.
Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви.
Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность.
Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно.
Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф. И. Тютчев<\p>
Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким.
Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу.
Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных.
Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.
Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо».
Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала.
В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.
Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт.
Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.
Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.
Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу.
Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно.
Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.
Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя.
Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»).
Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».
Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.
Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир.
Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше.
В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.
Источник: https://www.matrony.ru/turgenevskaya-devushka-kakaya-ona/
Образ тургеневской девушки в повести «Ася»
Иван Тургенев прекрасно видел и глубоко анализировал противоречия в психологии либеральных людей, к которым причислял и себя. В повести «Ася» автор раскрывается как художник и психолог, показывая слабости дворянского либерального общества. История, рассказанная в произведении, была во многом близка самому Тургеневу, поэтому писал он «горячо, чуть не со слезами».
Главная героиня повести по имени Ася является самым поэтичным женским образом Тургенева. Она – самобытная личность: гордая, прямолинейная, пылкая. Ася удивляет «дикостью» своего нрава и необычной внешностью. Но самой сильной ее стороной является благородство души.
При этом Ася имеет не совсем «благородное» происхождение. Ее матерью была крепостная крестьянка, а отцом – богатый помещик. Она рано поняла, что находится на перекрестке разных миров.
Она многое переняла у крестьян – их простоту и наивность. Но так же она уже отличалась от них образованностью, глубиной размышлений. Однако настоящей светской барышней Ася так и не стала, ей было чуждо лицемерие этого мира.
Все это привело к противоречивости образа девушки.
Ася – яркий пример тургеневской девушки
Ася – яркий пример тургеневской девушки, с которыми ее сближает чистота души, честность, пылкость натуры, способность на подвиг.
Кадр из фильма
В образе главной героини своеобразно раскрыта идея долга. Ее требования к жизни кажутся одновременно простыми и великими. Из-за этого она представляется многим странной и даже неестественной. Ася считает обычную жизнь людей своего круга не интересной, потому что в ней нет места подвигу, о котором она мечтает.
Деятельная, благородная жизнь – вот что ей по душе. Однажды, наблюдая за богомольцами, героиня говорит, что могла бы пойти с ними. Она прекрасно понимает, что эти люди во многом себе отказывают, но живут во имя благородной цели. Ася хочет прожить так, чтобы после себя оставить след.
Но она понимает, как этого трудно достичь, поэтому ее настроение так часто меняется.
Ася не была подвластна светским правилам, потому что выросла среди крестьян. Но соприкоснувшись с новым миром, поняла, что обычная жизнь не для нее. Девушка мечтает встретить такого же человека, как она, который поможет ей совершить что-то важное.
Ася в восприятии главного героя
Образ Аси показан в повести посредством восприятия главного героя – господина Н.Н. От его имени написано произведение. Рассказчик предается воспоминаниям, когда был молод и странствовал по свету. Особенно он запомнил свой визит в Германию, где встретил Асю.
На одном студенческом мероприятии герой познакомился с нею и ее братом Гагиным. Она кажется ему загадочной. Лицо наполовину прикрыто шляпкой, темные светлые глаза. Самобытность девушки пробуждает в герое любовь. Но он слишком разумен, чтобы признать это.
Героине всего 17 лет, она имеет дикий нрав и сомнительное происхождение – все это не вкладывалось в стереотипы о хорошей жене в светском обществе.
Образ девушки, созданный автором для вдохновения
Ася в первый раз испытывает чувство любви к мужчине. Он ей кажется необыкновенным героем, который способен на высокие свершения.
Ася хочет понравиться господину Н.Н., но не знает, как правильно себя вести. Поэтому она ведет себя весьма странно: то резвится, как ребенок, то по-философски грустит.
И все-таки героиня решает поступить просто и прямолинейно, что и свойственно ее характеру, — она признается в любви герою. Но он колеблется с ответом. Нерешительность господина Н.Н. раскрыла Асе глаза. Она осознала, что ошиблась в своем герое.
Возлюбленный оказался безвольным человеком, не способным ответить на искренние чувства. Поэтому Ася не колеблется и уезжает. Ей не нужен такой нерешительный человек.
Образ первой любви, воплощенный в образе Аси, навсегда останется в памяти главного героя, как и образ тургеневской девушки навсегда запомнится читателям. Он удивителен своей внутренней красотой и силой. Тургеневская девушка была создана, чтобы вдохновлять и сводить с ума. Иван Тургенев раскрыл миру замечательный образ девушки.
Источник: https://spadilo.ru/obraz-turgenevskoj-devushki-asya/
Урок “Образ тургеневской девушки”
Широкова Ольга Васильевна
учитель русского языка и литературы
Тема: «ОБРАЗ ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» <\p>
Цель урока: сформировать представление об образе «тургеневской девушки»и вызвать эмоциональный отклик, подкрепленный умением определять подобные типы в современности.
Задачи урока: углубить знания учащихся об образе главной героини повести «Ася»; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки, обучить составлять психологический портрет, прививать интерес к чтению и анализу литературных произведений.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез, классификация, выведение следствий
Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси»
-
Стадия вызова
-
Стадия осмысления
-
Стадия рефлексии
-
ОРГМОМЕНТ: Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы свами начали знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Что вы можете сказать о нем?
А)первый русский писатель, которого стали читать за границей;
Б)после смерти матери в 1850г унаследовал богатое поместье Спасское-Лутовиново;
В)освободил дворовых, барщину заменил на оброк;
Г)его произведение на смерть Н.В.Гоголя было запрещено цензурой;
Д)был отправлен под домашний арест в свое поместье;
Е)вплоть до 1856г ему не выдавали загранпаспорт)
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ: Итак, мы вспомнили, кто такой И.С.Тургенев. А кто же герои его произведений? Вероятно, вам доводилось слышать словосочетание «тургеневская девушка», как вы думаете, о ком так можно сказать?
(Работа с определением, прием «перепутанная логическая цепочка»: Тургеневская девушка, тургеневская барышня — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов.)
из произведений 1850-х — 1880-х годов.
нескольких его женских персонажей
на основе обобщённого образа
сформировавшийся в русской культуре
*Так как же мы сформулируем тему нашего урока? (Образ тургеневской девушки).
«V» – уже знал;«–» – думал иначе;«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.
) На материале статьи «Тургеневская девушка»
Тургеневская девушка, тургеневская барышня — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов.
В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная. Она — явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью.
Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку.
Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его.
Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи[1].
Её черты — огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу»[2]. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.
В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался и эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни[3]; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной[4], неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной[1]; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой[5]; мгновенно краснеющей и смущающейся». Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни — изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД: Познакомившись с текстом статьи, можем ли мы сформулировать, кто такая «тургеневская девушка»?
-
РАБОТА С ТЕКСТОМ (прием «Плюс, минус, интересно»:
На материале статьи «Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»
Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой. «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний мир героини.
Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и черными, светлыми глазами. Она была грациозна, сложена, но как бут – то не вполне еще развита. Возможно, она была не столь красива лицом, но вся красота ее внутренней светлости открывается в ее глазах.
Лицо и внешность Аси меняется вместе с ее внутренним состоянием души. Полный портрет героини, как ее внешний, так и внутренний мир раскрывается в ее поступках. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью – здесь мы видим ее бесстрашной.
То хохочет и шалит, положив соломенную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанной, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платье тихо сидит за пальцем – совсем как простая русская девушка. Необычные, странные поступки – это ее психологический склад – девушка хамелеон.
Она живет своим миром. Порывность – таков ее темперамент. Ася целеустремленная, она не хочет прожить жизнь даром «Пойти куда – нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Ася обладает детской наивностью и естественностью. Она способна к возвышенным чувствам, способна к любви и окрыленности.
У нее кроткое, открытое сердце. Тургенев уделяет большое внимание в повести детстве Аси. Рассказывая о нем, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости и самолюбии. Ася обладает искреннем сердцем, сильным духом и способностью к трудным свершениям, это доказывается ее поступком по отношению к Н.Н.
Она «ломая» все предрассудки, нарушая все правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку. Здесь и проявляется весь драматизм повести. Н.Н не готов был ответить взаимностью на чувства Аси. Он был еще слишком молод и безответственен, за что его не следует судить.
Столкнувшись с неприятностями, она не упала духом и нашла в себе силы уехать и навсегда расстаться с любимым ею человеком. Все что не убило нас сегодня, делает сильнее завтра. Безответная любовь сделала Асю сильнее и взрослее.
-
На данном этапе работы можем ли мы составить СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ Аси?
(Устные ответы учеников)
Ход 2 урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася».
Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки.
Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Заполним таблицу «Характеристика Аси».
II. Учет знаний.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.
»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.
»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)
2. Беседа по вопросам:
– какой облик складывается из этих характеристик? Составление кластера.
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
– как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает : «Что за хамелеон эта девушка?»
III. Работа по теме урока.
1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, – думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.
Карточка 2.Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.
Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного.
Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?
3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»
(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».
5. Анализ прочитанного эпизода.
– о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)
– о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.)
– Как мечты Аси характеризуют её? Составление кластера.(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)
– Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.? Составление кластера.
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков.
В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).
6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)
7. Обобщение ответа
Теория литературы
Такой портрет называется психологическим, т. е. раскрывающим особенности личности героя.
– В чем заключается психологизм портрета Аси?(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)– Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)
Учитель:Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
Значение слова Экстравагантный по Ефремовой:
Экстравагантный – Выходящий за пределы общепринятых норм; необычный. Значение слова Экстравагантный по Ожегову:
Экстравагантный – Расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком своеобразный; вызывающий Экстравагантный в Энциклопедическом словаре:
Экстравагантный – (франц.
extravagant) – необычный, причудливый, несоответствующий общепринятым обычаям, нормам, моде. Значение слова Экстравагантный по словарю Ушакова:
ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ
экстравагантная, экстравагантное; экстравагантен, экстравагантна, экстравагантно (фр. extravagant) (книжн.).
Из ряда вон выходящий, нарушающий общепринятые обычаи, сумасбродный, странный, чудаческий (о человеке и его поведении).
– Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
– Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)
8. Слово учителяВ 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки».
Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» – Наталье.Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»Т.
Л. Литературный тип – обобщенный образ.
– Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси:- Душа, которую невозможно не полюбить;- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;- устремленность в будущее;- сильный характер, готовность к самопожертвованию;- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» . СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Самостоятельно сделать записи в таблице <\p>
ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.
Источник: https://infourok.ru/urok-obraz-turgenevskoy-devushki-2250182.html
“Образ тургеневской девушки”
Содержание:
- Биография
- История создания произведения «Рудин»
- История создания произведения «Дворянское гнездо»
- История создания произведения «Ася»
- Актуальность темы
- Образ «Тургеневской девушки»
- Используемая литература
Биография.
И. С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября н. с.) 1818 года в Орле. Отца его звали Сергей Николаевич. Он служил в Елисаветградском кирасирском полку, который квартировал тогда в Орле, и вышел в отставку полковником. Мать – Варвара Петровна, урожденная Лутовинова И. С. Был средним из трех сыновей.
Младший брат умер в первой молодости, а старший живет в Москве. На семнадцатом году возраста Тургенев потерял отца, но мать жила до семидесяти лет и умерла в 1850 году. В 1822 году семейство Тургеневых отправилось за границу и посетило Швейцарию. По возвращении в отечество семейство надолго поселилось в родовом имении, вМценском уезде Орловской губернии.
Тут же начал Тургенев учиться у учителей различных наций, за исключением русской. В 1828 году переселился со своими родителями в Москву; в 1834 поступил в Московский университет, а в 1835 перешел в Петербургский, где и окончил курс кандидатом. В Берлине Тургенев слушал лекции истории, латинского и греческого языка и гегелевской философии.
В 1841 году Тургенев вернулся в Петербург и состоял около года при канцелярии министра внутренних дел. В это время он очень часто виделся с Белинским, с которым тесно сблизился. Хотя Тургенев писал стихи еще мальчиком, но его первая поэма “Параша” появилась только в 1843 году.
Вслед за этим он написал еще несколько других произведений, которые однако же не имели особенно сильного успеха.<\p>
Сомневаясь в своем поэтическом таланте, он решился покончить с литературою и выехал в конце 1846 года из Петербурга; но, уступая просьбам Белинского, дал ему для “Современника” небольшой рассказ, именно “Хорь и Калиныч”.
Это произведение, вошедшее потом в состав “Записок охотника”, произвело чрезвычайно сильное впечатление на публику и убедило самого автора в его таланте. Посвятив себя отныне литературе, Тургенев отправился в Париж и написал там большую часть “Записок охотника”, которые сразу поставили его во главе русских художников-беллетристов.
В 1852 году Тургенев за напечатание статьи о Гоголе (в сущности же за “Записки охотника”) был отправлен на жительство в деревню, где пробыл два года. С тех пор Тургенев жил то в России, то за границей до 1863 г.
История создания произведения «Рудин».
Роман «Рудин» был написан в 1855 году в течение двух месяцев. Процесс создания произведения совпал с событиями Крымской войны 1853 — 1855 годов.<\p>
И. С. Тургенев считал необходимым дать оценку стоявшему у власти господствующему классу.
Нужно было ответить на вопрос о том, имеются ли в дворянстве передовые культурные силы, которые могут взять на себя сложную задачу преобразования русской жизни. Писатель сумел на ста страницах текста охватить сложный материал.<\p>
Через весь роман проходит противопоставление Рудина дворянскому окружению.
Герой романа Тургенева выделяется как человек исключительный, хотя и связанный со своей средой. Выше Рудина во многом оказалась лишь Наталья.<\p>
Писатель приводит примеры «музыки красноречия» Рудина, показывает его в процессе спора.В образной, поэтичной форме говорит Рудин Наталье о себе, о своей любви.
<\p>
Роман «Рудин» проникнут лиризмом, оценочным отношением автора к своим героям, которое представляется в форме прямой характеристики.
РоманТургенев заканчивает лирическим пейзажем в первых изданиях (только в издание 1860 года внесли сцену гибели Рудина на парижских баррикадах).
<\p>
Правдивость Тургенева и чувство ответственности, какое он испытывал, решая вопрос о том, какие люди нужны России, помогли ему стать выше личных симпатий.
Писатель в лице Рудина создал обобщенный образ передового дворянского интеллигента 50-х годов.<\p>
История создания произведения «Дворянское гнездо»
Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев, начиная с середины июня 1858 года до середины декабря того же года. Но замысел произведения, по собственному признанию Тургенева, относится к 1856 г.
<\p>
Расширительное значение названия «Дворянское гнездо», оттенявшее социальную принадлежность действующих лиц романа, было замечено в критике П. В.
Анненковым, который усмотрел в этом названии оттенок горькой иронии писателя по отношению к кругу поместного дворянства.
В поисках тех нравственных начал, которые способствовали, по его мнению, формированию сильной и цельной, стойкой и самоотверженной натуры, Тургенев и в «Дворянском гнезде» обращается к религии как к источнику национальных и народных по своему характеру этических традиций, но как писатель-реалист он не мог не видеть тех антиобщественных, реакционных тенденций, которые были заложены в догмах христианской морали. Отсюда в романе столь контрастное изображение народной и барской религиозности. Отсюда же те колебания в авторском отношении к образу героини, которые так очевидны при сопоставлении этических убеждений Лизы и Лаврецкого.<\p>
Называя «безверием» Лизино отречение от счастья, Лаврецкий всем своим опытом убеждает Лизу исключить из понятия долга самопожертвование в любви. Лаврецкий не отказывается от счастья, он видит его в гармоническом сочетании естественных влечений и общественно-полезной деятельности. В этих мечтах нет философии отречения, нет противопоставления понятий счастья и долга, любви и «дела». Только вмешательство враждебных обстоятельств, косной среды, антигуманных нравственных законов, категорий не вечных и подлежащих изменению, заставляет Лаврецкого смириться. Но когда совершился, наконец, перелом в его жизни, когда «он действительно перестал думать о собственном счастье, своекорыстных целях», когда стал хорошим хозяином, он, почувствовав себя конченым человеком, уже ушел с исторической сцены.<\p>
Образ любимой героини Тургенева является развитием заветных мыслей писателя, возникших еще в 1856 г., но значительно усложнившихся в4 период создания «Дворянского гнезда». Тургенев не только восхищается Лизой, но и судит ее. Он видит не только сильные стороны ее нравственных убеждений, но и губительную силу воспитавших ее религиозных устоев. Не только женственная, но и сильная, не только чувствующая, но и размышляющая, Лиза уходит в монастырь, никому не принеся счастья своим поступком. Более того, жестокая непреклонность ее религиозных убеждений нравственно обезоруживает Лаврецкого. А между тем в характере Лизы заложены силы, которые могли бы найти лучшее применение
Перелом в настроениях и взглядах писателя между 1856 и 1859 годами отразился и в переписке его за эти годы, в частности в письмах Тургенева к E. E. Ламберт – лицу, весьма близкому писателю на протяжении ряда лет и особенно в период создания «Дворянского гнезда».<\p>
История создания произведения «Ася».
Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.».<\p>
Качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.
Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе.
После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.
Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева.
В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Ася дана в повести через восприятие господина, от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством.
Герой представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им.
И это означало, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как самоотречение.<\p>
Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее.
Первая любовь героини оказывается несчастной.<\p>
Актуальность темы.
Каждая девушка в своей интересной жизни хотя бы два раза испытывает такое состояние, когда она красива, изящна, утончена, роскошна, глаза полны нежности, а сердце – решительности! Именно в эти моменты она напоминает истинную «тургеневскую девушку»: в день выпускного и бракосочетания.
Весь образ закончен: длинные пышные ажурные платья нежных расцветок и замысловатого покроя; волосы,собранные в занятные прически с бусинами и цветами постельных тонов.
И не только внешнее описание подходит к той эпохе, но и само внутреннее состояние, когда девушка ведет себя достойно, ощущая всю свою прелесть, весь свой шарм, всю ценность ее души и красоты. В моменты этих знаменательных событий на время меняется часть внутреннего мира, так как это одни из кульминаций человеческих жизней.
Девушки ведут себя как леди, но в то же время такие перемены требуют некой дерзости, решимости, чувства собственного достоинства. Это состояние «полнейшего счастья».
И описания этих образов столь близко к образу «тургеневской девушки», что раскрытие этой темы становится захватывающим, но и одновременно понятным для читателей. А,значит, тема актуальна!
«Тургеневская девушка»… Под этим термином скрывается столько пленительных качеств души, геройства и драматизма.
Всех героинь Тургенев насыщает не внешними особенностями, а неординарным внутренним миром, который напротив противоречит облику девушек: внешняя хрупкость и внутренняя сила.
Но именно к этому образу можно применить выражения «идеальная красота» и «целостность личности», являющаяся одним из качеств произведений Ивана Сергеевича.
Образ неимоверно контрастен. Чистота души, порядочность, изумительное воспитание, доброта, нежность, бархатность, ранимость.… Все эти качества противостоят острому уму, смелости, решительности, отчаянности, гордости и чувству собственного достоинства.
Два в одном: ангел и бес, огонь и вода. Неустойчивость характера – вот та «изюминка», которая заинтересовывает и поглощает читателей в произведениях Тургенева, оставляя неотразимый след в их памяти.
Кроме этого, еще одной особенностью является то, что героини гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Это дает оттенок современности, актуальности в его повести, так как именно в наше время можно привести наиболее яркий пример такого «перевеса» в сторону женщины.
Это все дает право нам смело утверждать, что его образы одни из самых поэтичных в русской литературе.
Для обоснования всех этих выводов я взяла три произведения Ивана Сергеевича Тургенева: «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо», так как именно такими предстают перед нами женские образы: Ася, Наталья Ласунская и Лиза Калитина.
<\p>
Ася, во многом напоминавшая дочь писателя – открытая, интересная, самолюбивая, пылкая девушка, с необычной, но довольно приятной внешностью, непосредственностью и изящностью, характерной благородным дамам. Но ее крестьянское происхождение прибавляет еще застенчивость и неумение держаться в обществе. Вот это отличает ее от героинь других повестей.
Но даже Бегбедер Фредерик говорил: «Даже в самой дурнушке таится клад», а Ася несомненно ценна как личность. Роднит же ее нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.
Кроме того, ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее страстные чувства, а любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Героиня опять же морально сильнее.
Проходя множество испытаний: смерть отца, не благородное происхождение, одиночество, несчастная любовь, она становится внутренне богаче. Не зря говорят: «Что нас не убивает – делает нас сильнее!» Окончание повести можно оценить по – разному.
Следующая представительница этой группы – Наталья Ласунская.
Воспитанная, скромная, нежная, умная не по годам, с богатым внутренним миром, способная на искренние чувства, на самопожертвование во имя любви, сдержанная, аккуратная, мечтательная, немного скрытная, но в то же время страстная и горячая. В отличии от Аси, Наталья из дворянской семьи, поэтому и так образованна, увлекается вышивкой по канве, чтением, лошадьми.
Красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но Рудин относится к героине, как к ребенку, что еще больше возбуждает разум «юной дворяночки».
И опять же, как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка.
А Наталья так великолепна в своем «горячем» порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить ситуацию или хотя бы дать шанс, предоставить минутный момент счастья.
Но Наталья, даже будучи в расстроенном состоянии, находит в себе силы и благодарит за полученный урок.
А героиня, по ходу сюжета, все так же представляется нам волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях, доказывая свою принадлежность к образу «тургеневской девушки» и вызывая уважение и сочувствие.
Как и Наталья, Лиза Калитина – провинциальная барышня, ежедневно играющая на пианино, что подчеркивает красоту ее души, и во всем подчиняющаяся своей матушке. Но эта девушка не так проста. Душа ее чиста и нетронута, она религиозна.
Именно ее можно привести в доказательство фразеологизму Руссо Жан-Жака: «Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости». Но в тоже время Тургенев восхищается силой ее характера, ее бескомпромиссностью, нравственной чистотой.
Именно эти качества присущи тургеневским героиням.
Когда Лиза поняла, что любит Лаврецкого, ничто ее уже не могло поколебать, потому что такая девушка, как она, любит один раз и на всю жизнь. Но известие о ложной смерти жены Лаврецкого, подталкивает эту решительную девушку уйти в монастырь.
Героини с каждым своим поступком доказывают свою сознательность. Они владеют своей судьбой и готовы принимать решения.
Используемая литература:
- И. С. Тургенев «Ася. Рассказ Н. Н.»
- И. С. Тургенев «Рудин»
- И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
- И. С. Тургенев «Полное собрание сочинений и писем»
- Р. Дессе«Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым»
- И.С. Тургенев «Накануне»
- В. Г. Фридлянд «Тургеневская повесть»
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/02/07/obraz-turgenevskoy-devushki
Тургеневская девушка
Выражение “тургеневская девушка” не является фразеологизмом, это – литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.
Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.
Тургеневская девушка – это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.
В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.
В представлении Тургенева такая девушка – канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.
Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа “Рудин”, которая “с первого взгляда могла не понравиться”, которая “говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально”, “часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась”, но при этом “училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно”.
Ещё одна героиня – Елена Николаевна Стахова из романа “Накануне”.
“Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных”.
“Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала “во веки веков”; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором”. Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: “Как жить без любви, а любить некого!”.
Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. “Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами.
Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита”. Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы.
Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.
Есть ещё много других “тургеневских девушек”: Лиза Калитина из “Дворянского гнезда”, Марианна Синецкая из романа “Новь”, Лиза из повести “Дневник лишнего человека”, Вера из рассказа “Фауст”.
Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой.
Наверное, в наше время этот “тургеневский идеал” становится всё более востребованным, хотя очень редким.
Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта “Памяти И. С. Тургенева” (“Уходят дни…”):
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой, –
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты, –
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.
Источник: https://ymadrodd.blogspot.com/2015/08/turgenevskaja-devushka.html
Образ “тургеневской” девушки в русской литературе
Современники Тургенева уловили в его произведениях сочувственное отношение к Ж. Санд и некоторые из них не одобрили этого. Так, А. В.
Дружинин писал Тургеневу 13 октября 1856 года: “Прочел вашего “Фауста”, он очень хорош… Окончание очень важно: не усидели вы на Жорж Санде! Понатужьтесь и скакните еще”. “Фауст” появился после “Переписки” и “Рудина”.
Именно эти произведения и имел в виду Дружинин, когда писал, что Тургенев прежде “сидел на Ж. Санде”. Отвечая Дружинину, этому “милейшему из консерваторов”, Тургенев четко определил свое отношение к творчеству Ж. Санд и к ее социальным идеалам.
Вот что он писал: “Вы говорите, что я не мог остановиться на Ж.
Занд; разумеется, я не мог остановиться на ней – так же как, например, на Шиллере; но вот какая разница между нами: для Вас все это направление – заблуждение, которое следует искоренить; для меня оно – неполная Истина, которая всегда найдет (и должна найти) последователей в том возрасте человеческой жизни, когда полная Истина еще недоступна”.
Вспоминая в связи с кончиной Ж.
Санд о встречах с ней, Тургенев писал: “Всякий тотчас чувствовал, что находился в присутствии бесконечно щедрой, благоволящей натуры, в которой все эгоистическое давно и дотла было выжжено неугасимым пламенем поэтического энтузиазма, веры в идеал, которой все человеческое было доступно и дорого, от которой так и веяло помощью, участием”. Следует обратить внимание и на более поздние произведения И. С. Тургенева, в которых выведенные автором образы и характеры являются своеобразным открытием в русской литературе.
В своих романах Тургенев, рисуя женские образы, преследует два начала в русской женщине. Это общечеловеческое начало (Лиза из “Дворянского гнезда”) и активное начало, присущее времени (Наталья из “Рудина” и Елена из “Накануне”). И. Тургенев довольно глубокое прослеживает два типа женского характера.
Как уже упоминалось выше, еще Пушкин подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельные и чистые характеры, ставившие ее выше “лишних людей” дворянской интеллигенции. Тургенев углубляет и развивает это противоречие, противопоставление.
“Сколько ты ни стучись природе в дверь, не отзовется она понятным словом, потому что она немая… Живая душа – та отзовется, и по преимуществу женская душа”.
Приведенные здесь слова Шубина из первой главы “Накануне” оправдываются всеми тургеневскими романами.
Именно Наталья “отзывается” на призыв Рудина; именно Лизу больше всего взволновала жизненная драма Лаврецкого, и она ответила на его любовь; именно Елена, оставив близких и родину, пошла вместе с Инсаровым на борьбу.
Такие женские образы производили глубокое впечатление на западноевропейскую критику. “Если сущность любви, – писал Юлиан Шмидт”, – одинакова повсюду, тем не менее русская любовь в том виде, как описал ее Тургенев, имеет нечто своеобразное”.
Почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; ее боль сильнее и кровь горячее, ее чувства искренне, преданнее, нежели у образованных молодых людей. Русская женщина всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти.
Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует ее от другого; когда ее иллюзия насчет героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать.
Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. Лизе “и стыдно было и неловко.
Давно ли она познакомилась с ним, с этим человеком, который и в церковь редко ходит, и так равнодушно переносит кончину жены, – и вот уже она сообщает ему свои тайны… Правда, он принимает в ней участие; она сама верит ему и чувствует к нему влеченье; но все-таки ей стыдно стало, точно чужой вошел в ее девическую чистую комнату” (“Дворянское гнездо”). Эти переживания характеризуют тонкость целомудренной натуры Лизы, ее деликатный и в то же время твердый характер. В той или иной степени черты эти свойственны всем героиням тургеневских романов. Деликатность здесь не означает бесхарактерности. Отличительная особенность женских образов Тургенева в том именно и состоит, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды. Наталье Лагунской внутренне чужда ее мать, ее светский салон, окружающие ее “довольно темные и мелкие существа”. Лизе Калитиной также чужда светлая пустота матери. С наибольшей силой эта мысль подчеркнута Тургеневым в “Накануне”. “Удивительное существо… странное существо, – говорит об Елене Шубин. – А дочь Николая Артемьевича Стахова! Вот после этого и рассуждай о крови, о породе. И ведь забавно то, что она точно его дочь, похожа на него и на мать похожа, на Анну Васильевну. Я Анну Васильевну, уважаю от всего сердца, она же моя благодетельница; но ведь она курица. Откуда же взялась эта душа у Елены? Кто зажег этот огонь?” (“Накануне”). Те же вопросы приходится ставить и к образам Натальи, Лизы: первая – дочь “светской старушонки”, вторая – дочь провинциального дельца. Во всех них “огонь” горит вопреки их родным, их семьям, только и думающим о том, как бы этот огонь затушить. Все они независимы и живут “собственной своею жизнию”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Образ “тургеневской” девушки в русской литературе
Другие сочинения по теме:
- Главные черты тургеневской героини Главные черты тургеневской героини – нравственная сила и смелость; она может пожертвовать всем на свете ради страсти (Наталья), она может…
- Образ “тургеневской дівчини”; у повісті “Ася”; Ася Тургенєв И. З Образ “тургеневской дівчини” у повісті “Ася” Під терміном “Тургеневская дівчина”-ховається образ чарівних, що володіють особливими якостями душі героїнь із драматичною…
- Термин “Натуральная школа” в русской литературе Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин “Натуральная школа”, впервые употребленный Ф….
- Сентиментальные гуманисты в русской литературе Тургенев был не первым из реалистов, бравшим из крестьянской жизни сюжеты для своих Записок охотника. Ему предшествовал Дмитрий Васильевич Григорович…
- Провинциальный роман в русской литературе Романы Писемского о народной жизни были частью целого движения. Другие молодые писатели из “молодой редакции” Москвитянина создавали литературу, которую можно…
- Сочинение по Достоевскому: – Психологический портрет в русской литературе В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски…
- Произведения Шиллера в русской литературе В создании переводов произведений Шиллера на русский язык исключительно велики заслуги В. А. Жуковского, который перевел “Орлеанскую деву”, почти все…
- Эффект “Гулага” в русской литературе Эта область в современной прозе тесно примыкает к исторической. Уже говорилось, что в конце 1962 г. была опубликована повесть А….
- Тема животных в литературе Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века Разное Тема животных в литературе Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюпери. Почти все большие писатели обращались к…
- Живейший интерес к русской литературе начала ХХ века Характерный тому пример – эволюция французского писателя Поля Бурже, который еще в 80-е годы приобрел известность даже за пределами Франции…
- Утверждение реализма в русской литературе Начальную дату изучаемого периода, 1825 год, можно назвать переломным годом. Это определяется возникновением реалистического направления, перед которым открывалось большое будущее….
- Борьба идей в русской литературе в 18 веке Постепенно в русском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и…
- Поиск романтического идеала в русской литературе XX века XX век – век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и…
- Образы героев войны в русской литературе В таком образе жизни Невероятно тяжело остаться в здравом уме, сохранить свое мышление, не позволить темной стороне завладеть твоим сердцем….
- Мотивы рыцарского служения женщине в русской литературе Сначала мне хотелось бы раскрыть понятие “рыцарство”. Рыцарь – не обязательно человек в доспехах и с мечом, сидящий на коне…
- Рыцарский роман в русской литературе Среди переводов XVII в. большое место занимают рыцарские романы, причем интерес к ним постоянно возрастал. Если в первой половине столетия…
- Драмы Шекспира в русской литературе Первыми исполнителями роли Гамлета на русской сцене были знаменитые актеры Мочалов и Каратыгин. Их игре и анализу трагедии Шекспира посвятил…
- Проблема символа в русской литературе В семидесятые годы проблема символа все более интенсивно исследуется и философами, и историками литературы, и историками искусства. Принципиально изменился подход…
- Образ Софьи в комедии “Горе от ума” первый в литературе образ думающей женщины Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет…
- Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски…
Источник: https://ege-russian.ru/obraz-turgenevskoj-devushki-v-russkoj-literature/