Смысл жизни в рассказе горького «челкаш»

Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе Горького «Челкаш» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Челкаш
  • Это сочинение списано 20 638 раз

<\p>

Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России.

По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке.

Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью.

Обратите внимание

Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы реалистичны, но очень близки к романтическим. Так, писатель В. Короленко, прочитав рассказ Горького «Челкаш», сказал ему: «Я же говорил, что вы реалист!», потом, усмехнувшись, добавил: «Но в то же время романтик!»

Писатель по-новому показал психологию отверженных людей. Он не жалеет своих героев, не идеализирует их, не связывает с ними никаких надежд. Горький показывает их независимость от общества, презрение к богачам, свободолюбие.

В каждом рассказе описана драматическая ситуация жизни простого человека в жестоком мире. Все герои – люди со сломленной судьбой, но не желающие унижаться и лгать.

Они стремятся вырваться из «духоты» окружающей мрачной действительности, протестуют, но их анархический бунт бессмыслен. «Сытое» общество равнодушно к нищим.

Герой рассказа М. Горького Гришка Челкаш прекрасно чувствует себя в порту, где вместе с напарниками промышляет воровством. Он «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш своим внешним видом выделяется из толпы портовых оборванцев. Он похож на хищную птицу, степного ястреба.

Зорко вглядываясь в прохожих, он прицельно ищет жертву. Челкаш ищет Мишку, с которым собирается «на дело», но узнает, что тому отдавило ногу и его увезли в больницу. Расстроенный Челкаш знакомится с деревенским парнем Гаврилой, которому представляется рыбаком.

Вор умело ведет разговор «по душам», втирается в доверие к новому знакомому.

Горький с большим мастерством дает портреты героев, показывает их психологию, а сам рассказ – это небольшая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Гаврила откровенно рассказывает Челкашу свою историю.

Оказывается, он находится в крайней нужде, ему нужны деньги, иначе с хозяйством в деревне не справиться. За бедного парня не идут замуж девушки, а как в деревне быстро заработать, он не знает.

Важно

Челкаш предлагает парню стать его напарником, но не говорит, что за работа ждет наивного сельского жителя. Для начала вор ведет его обедать. Гаврилу поражает, что Челкашу дают в долг. Это вызывает доверие к вроде бы «жулику» на вид.

Гаврила напивается, а Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… Малого было жалко, и малый был нужен».

В рассказе Горький использует прием контраста, рисует два психологических портрета. Даже описание ночного моря и облаков автор использует как психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении воздушных масс».

Ночью Челкаш предлагает Гавриле в лодке отправиться «на работу». Парень, ворочая веслами, уже догадывается, что они плывут не на рыбную ловлю. Испугавшись, Гаврила просит отпустить его, но Челкаш со смехом отбирает у него паспорт, чтобы не убежал.

Украв что-то «кубическое и тяжелое», Челкаш возвращается в лодку, сказав Гавриле, что тот заработал за ночь полтысячи. Далее развивается тема искушения деньгами.

Челкаш радуется, что они ушли от охранников и, расчувствовавшись, рассказывает Гавриле о своем детстве в деревне, о жене, родителях, о военной службе и о том, как им гордился отец. Он сам выбрал свою судьбу, он смелый человек и любит свободу.

На греческом корабле герои отдают товар и получают деньги. Увидев гору бумажек, Гаврила хватает свою долю денег дрожащими руками. Теперь он уже представляет себя первым деревенским богачом. Видя возбуждение Гаврилы, Челкаш думает, что жадность у деревенского парня в крови.

Уже на берегу Гаврила не может совладать с собой и набрасывается на Челкаша, требуя отдать ему все деньги. «Дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», Челкаш отдает деньги, за что Гаврила униженно его благодарит. Челкаш думает, что никогда не стал бы таким низким и жадным, потерявшим рассудок из-за денег.

Совет

Гаврила признается, что хотел убить Челкаша, тогда вор отбирает у него все деньги, а когда поворачивается уходить, в голову ему летит брошенный Гаврилой камень. Раненый Челкаш истекает кровью, но с презрением отдает деньги Гавриле, который просит у него прощения. Челкаш уходит, оставив деньги на песке.

Гаврила поднимает их и твердыми шагами идет в противоположную сторону. Волны и дождь смывают кровь на песке, ничто больше не напоминает о драме между двумя людьми.

Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому не нужны. В этом заключается романтический пафос рассказа.

Источник: http://resoch.ru/tema-poiska-smysla-zhizni-problemy-gordosti-i-svobody-v-rasskaze-gorkogo-chelkash/

Анализ «Челкаш» Горький

«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма.

Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.

<\p>

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.

Год написания – 1894 г.

История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».<\p>

Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие – преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.

Композиция – Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.<\p>

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».

Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.<\p>

В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности.

Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.<\p>

Обратите внимание

Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами».

Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника.

Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью.

Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило.

Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.<\p>

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.

Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.

Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности.

Важно

Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» – реализм.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelkash/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html

Максим Горький “Челкаш” – анализ произведения

Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Автора всегда интересовала жизнь и психология так называемых босяков. В босяках Горький видел настоящую человеческую душу.

Писатель считал, что эти люди хотя и стоят на самой низшей ступени социальной лестницы, но ведут себя намного лучше и выше, чем представители более высоких классов.

Ниже представлен краткий литературный анализ произведения, изучаемого в 8 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1894

История создания — стимулом для написания этого рассказа послужила история, услышанная Горьким от одного из пациентов больницы, где он проходил лечение

Тема — В «Челкаше» рассматриваются темы свободы человека, смысл жизни, большое место отводится описанию природы

Композиция — Произведение состоит из вступления и трех глав

Жанр — Рассказ

Направление — романтический реализм

История создания

Писателю в 1891 году пришлось проходить лечение в одной из больниц города Николаев. Вместе с ним в палате находился босяк, который и рассказал товарищу по палате эпизод из своей жизни.

Писатель впоследствии развил эту историю, и за пару дней написал рассказ. Сочинение высоко оценил В. Г. Короленко, и при его содействии в 1895 году произведение Горького было опубликовано.

С того времени писатель был принят в литературных кругах как подающий большие надежды автор.

Тема

В рассказе описаны два главных героя, Челкаш и Гаврила. Все темы взаимосвязаны между собой. Описание природы помогает глубже понять характеристику этих героев, состояние их души, восприятие жизни.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Тема и идея произведения «Старуха Изергиль»

Для каждого из них свобода представляется по-разному. Гаврила, простой деревенский увалень, видит свободу с точки зрения раба. Он привык подчинению более сильным. Ему хочется иметь семью, свой дом, хозяйство. Не обладая средствами для претворения этой мечты в жизнь, он согласен жениться на богатой невесте, даже если это вновь приведет его к пожизненному рабству.

Челкаш, в отличие от него, это уже не раз битый жизнью человек, он много видел и знает. Свободолюбивый и гордый, он не желает какого-либо подчинения. У него отсутствует материальная зависимость, он вольный, как ветер, бурный как море, и все это придает ему спокойствие души. Он живет легко и просто, и это его кредо.

Рассуждения о смысле жизни совершенно противоположны у этих героев. Челкаш, это уже умудренный жизненным опытом человек. Когда-то и он был семейным человеком, имел хозяйство. Путь бродяжничества он выбрал осознанно.

У него нет проблем, как накормить голодную семью, поднять и приумножить хозяйство. Он живет тем, что занимается воровством. Легко полученные деньги он тратит легко и бездумно, не ставя перед собой цели к обогащению. Гаврила — молодой крестьянин, у которого впереди вся жизнь.

Ему еще только предстоит выбрать путь, по которому он пойдет.

Описывая природу, автор передает состояние действия, раскрывает истинную сущность героев.

Композиция

Рассказ Горького построен на антитезе, перед глазами читателя вырисовывается принципиальная разница между двумя героями.

Полному раскрытию их характеров служит композиция произведения. Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, ничтожно и мелко выглядят людишки. Они копошатся, как муравьи, подчиненные огромной силе, созданной их руками, и их поработившей.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Совет

В первой части идет речь о Челкаше. Это всем в порту известный человек, смелый и находчивый вор. Несмотря на его непривлекательное занятие, он пользуется уважением среди портовых рабочих. Челкаш собирается на «дело», ему нужен напарник. На его пути попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашом, он соглашается ему помочь.

Во второй части рассказа неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила отправились в море. На морских просторах Челкаш чувствует себя вольно и свободно, вид моря очищает его душу от житейской грязи. Гаврила напротив, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе.

Описание моря вырисовывает все хорошие качества, заложенные в Челкаше. В сравнении с ним, трусливый и подленький Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить своего напарника в опасную минуту.Третья часть произведения — кульминация и развязка. Удачно провернув «дело», Челкаш делится с подельником деньгами. Тут наступает кульминация.

В Гавриле, этом бесхребетном и робком увальне, просыпается алчность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые были спрятаны под личиной богобоязненного парня. Ради того, чтобы завладеть всеми деньгами, он совершает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила настолько ничтожен и мелок, что без всяких зазрений совести забирает деньги, брошенные ему Челкашом.

В развязке произведения и выявляется его низменная сущность и величие души прожжённого вора.

Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Сон смешного человека»

Жанр

Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма.

Источник: https://factstore.ru/chelkash-analiz-proizvedeniya/

Анализ рассказа Горького Челкаш 11 класс

Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в июньском номере.

Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев.  М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того времени. В 1890-е годы людей поглощала нищета и рабство, таких людей называли босяками.

Автор не испытывал к ним чувство жалость или отвращение. А видел их как свободолюбивых, способных сострадать судьбам таких же обездоленных людей.  Горький неплохо знал бытие бедняков, от которых отворачивается социум.

Ведь он сполна хлебнул такой участи, в ранней юности и его называли «босяком».

Обратите внимание

Необходимо подчеркнуть, что вся сюжетная линия, повествованная в рассказе, разворачивается на фоне романтического морского пейзажа.

Автор не просто разбавляет рассказ красивым морским ландшафтом, он с помощью этого отображает внутренний мир и характеры героев.

Горький делает подробное описание порта, как бурлит в нём различного рода работа, которая поглощает человека своими рабскими условиями.

Главными героями рассказа являются два деревенских парня, Гаврила и Челкаш, которые стремятся отыскать свободу.

Челкашу удалось вырваться из деревни, и он отправился в город, где ощущает себя свободным и не зависимым ни от кого. А Гаврила очень был зависим от своего тестя, и ему остаётся только мечтать о свободе.

Главных персонажей рассказа автор показывает как две противоположности. Они не похожи ни внешне, ни в манере поведения.

М. Горький делает огромный акцент на портрете Гришки Челкаша, заядлого пьяницы, смелого и искусного вора. Челкаша писатель отображает как ястреба, который хищно и с опаской смотрит на окружающих, но в нём есть романтические нотки. Гаврила в свой черёд автор отображает довольно простоватым, деревенским парнем с доверчивым взором.

Положительным персонажем рассказа автор делает вора и бродягу, Горький отображает что элита того времени подавляет и поглощает любые проявления человеческого потенциала. Им по нраву люди гавриловского склада ума, с рабским и посредственным мышлением.

Подробный анализ

Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке, который является вором, и общество его не воспринимает.

Понятие «антитеза» раскрыто максимально понятно, читатель может сравнить двух основных героев рассказа Гаврилу и Челкаша. Герои являются деревенскими людьми, которые пытаются найти свободу. Челкаш сумел оторваться от деревни и уезжает в город, где начинает чувствовать свою независимость и свободу.

А вот Гавриле только остается думать о свободе, ведь вырваться он не может и зависит от своего тестя.

Важно

Горький старается практически во всем показать разницу между двумя героями. Читая данный рассказ это можно заметить в описании внешности, манеры поведения героев. Автор сравнивает Челкаша с ястребом, который хищно смотрит на окружающих людей.

Гаврила в свою очередь полностью противопоставлен Челкашу. Горький описывает Гаврилу как очень простого человека из деревни с доверчивым взглядом. Естественно такой человек как Челкаш ощущает своё полное превосходство над сельским парнем.

Произведение состоит из трех частей и пролога. В начале рассказа очень хорошо показан порт, в котором люди работаю за гроши.

Исходя из характера Челкаша, становится ясным, что такой тяжелый труд в порту не для него, тем более за мелочную зарплату. Челкаш решает заниматься контрабандой и в роли напарника зовет Гаврилу. Гаврила очень боится криминальных деяний, но понимает, что это его шанс заработать деньги и обрести свободу.

Понятие свободы у людей, занимающихся подобной деятельностью несколько другое, нежели у простых людей. Горький дает понять, что в море Челкаш по настоящему чувствует себя независимым и свободным, красиво описывая морскую красоту. Именно в таких моментах можно увидеть, что Челкаш имеет много хороших качеств, но в тоже время и рассмотреть больше ничтожности в Гавриле.

<\p>

Сам по себе Гаврила труслив и просто до смерти боится участвовать в незаконных делах. Он готов убежать, скрыться от Челкаша, но все меняется. Когда Гаврила увидел много денег у Челкаша, он стал жадным и опасным. В строках рассказа отчетливо видно перемены в данном персонаже. Для Челкаша это всего лишь деньги, которые он любит с легкостью и без жадности тратить.

От вида денег Гаврила задумал убить коллегу, но и здесь Горький показывает, что он настолько ничтожен и слаб, что даже не смог как следует ударить напарника. С раной на голове, Челкаш отдает все деньги подлому Гавриле, и герои расходятся в разные стороны.

Читая данный рассказ, изначально можно проникнуться жалостью к Гавриле из-за его бедности и никчемной жизни. Но ближе к концу произведения мнение меняется и видно, что даже такой человек как Гаврила способен на предательство при виде денег.

Совет

Стоит отметить, что автор очень четко и профессионально преподнес читателю одну из истин, что возможно первое впечатление о человеке может быть обманчивым

11 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/analiz-rasskaza-gorkogo-chelkash-11-klass

Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького “Челкаш”

Максим Горький имел большой опыт скитальческой жизни и в ранних романтических рассказах выражал свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки.

Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них — это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности.

Но найти ее не могут, поэтому уходят бродяжничать, спиваются, кончают жизнь самоубийством.

Самый выразительный из таких людей, на мой взгляд, изображен в рассказе “Челкаш”. Челкаш — “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”.

В нем чувствуется что-то опасное, холодное и хищное: “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал”.

Челкаша устраивает жизнь, которую он ведет: он сам себе хозяин, а проявив “немного труда и много ловкости”, может заработать большие деньги. Главное, что он ценит в жизни, — это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей.

Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, который случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. У Гаврилы свои представления о свободе: “Гуляй как хошь. Бога только помни”. Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным.

“Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…” — говорит он. Наверное, в подобных словах есть доля правды, потому что они выводят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление.

Вот как он реагирует на слова Гаврилы: “больно ты закомурист… темен ты…”: “Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик”.

А ведь Челкаш и Гаврила имеют одинаковое социальное происхождение: оба они из крестьян.

Но Челкаш давно порвал с деревенской средой, он “чувствовал себя… выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах”.

Обратите внимание

Тем не менее, многие особенности крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. Привязанность к земле и хозяйству, даже скупость. “А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же? Крестьянин…” — подмечает Челкаш.

Но и выходцы из крестьян по-разному относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их “в землю”, то Челкаш никак не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: “Ну, скажи мне, — заговорил Челкаш.

— придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей народит, кормов не будет хватать; ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть… Ну, и что? Много в этом смаку?” Смысл жизни для него в другом. Вольная босяцкая жизнь, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам.

Он глубоко презирает Гаврилу за его жадность, стяжательство.

Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, которая завершается победой неодолимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится “душу загубить на всю жизнь”.

Но после вопроса: “Ну, ежели бы две радужных (двести рублей — автор)?” — настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: “Да ведь, может… и не загубишь! — улыбнулся Гаврила.

— Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься”.

Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. За украденную мануфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез замышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Челкаш вызывает большую симпатию у автора и читателей. “На! Жри… — крикнул он дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

И, бросив деньги, он почувствовал себя героем”. Не удивительно. Челкаш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, ненужным на земле человеком. Мечта Гаврилы осуществляется.

“Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, сноба но и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш”. Эта, казалось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня.

Во-вторых, Гавриле и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь — Ведь “… вор, гуляк оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким… !”

Хотя со времени написания рассказа “Челкаш” прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время.

Важно

Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей — все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и неважно, каким способом они добыты.

Преодолеть психологию стяжательства непросто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/dva-mira-dva-mirovozzreniya-v-rasskaze-maksima-gorkogo-chelkash.html

«Челкаш», анализ рассказа Максима Горького

Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни.  В 1890-е годы значительно  увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою.

Недовольство своей жизнью, с одной стороны,  чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, – вот что характерно для горьковских бунтарей.

Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе: перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне.

Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее.

Совет

Челкаш «своей хищной худобой», «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба.

Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные»: всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища.

В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка,  чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы», но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа. Произведение состоит из пролога и трех глав.

Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня».

Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их».

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка.

Обратите внимание

Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу.

Хотя тот до смерти пугается «дела», участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу», зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство», которое очищало душу «от житейской скверны».

Пейзаж моря, данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба», но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и  честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле.

Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить.

Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!… И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

  • «Детство», анализ повести Горького

  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького

  • «В людях», анализ повести Максима Горького

  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького

  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького

  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Челкаш»

По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/558-chelkash-analiz

Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш»

В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными духом. Главное для них — это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о каком особом жизни, далеко от обыденности. Но найти его не могут, поэтому идут бродяжничать, поются, кончают жизнь самоубийством. Один из таких людей изображен в рассказе «Челкаш». Челкаш — «старый волк, хорошо знакомый гаванском люда, ожесточенный пьяница и ловкий, смелый вор». В нем чувствуется что-то опасное, холодное и хищное. «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцьких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худоба и этой походкой, что прицеливается, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбужденной и яркой … ». Челкаша устраивает жизнь, что он ведет: он сам себе хозяин, а «впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости.<\p>

Главное, что он ценит в жизни — это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей. Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. В Гаврила свои взгляды и мысли о воле: «Гуляй, как хочешь. Бога только помни ». Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным. «Отпетые ведь ты … Нет тебе пути …» — говорит он. Наверное, в подобных словах есть доля правды, так как они выводят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление. Вот как он реагирует на слова Гавриила: «он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенной ему этим молоденьким теленком, которым он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он где-то там деревню, дом в нем, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик ». Между тем Челкаш и Гаврила имеют общее социальное происхождение: оба они из крестьян. Но Челкаш давно порвал с сельским средой, он «чувствовал себя … выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, которая течет в его жилах. Однако, многие особенности крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. Привязанность к земле и хозяйства, даже скупость.<\p>

«А жадный ты! .. Нехорошо … Впрочем, что ж? Крестьянин … »- замечает Челкаш. По-разному герои относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их «в землю», то Челкаш никак не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: «Ну, скажи мне, — заговорил Челкаш, — придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей родит, кормовне будет хватать, ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть … Ну и что? Многие в этом вкуса? »<\p>

Смысл жизни для него в другом. Свободное босяцьке жизни, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за его жадность, корысть. Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, который завершается победой неодолимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится «душу загубить на всю жизнь». Но после вопроса Челкаша: «Ну если бы две радужных?» (200 рублей) настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: «Так ведь, может … и не потеряешь! — Улыбнулся Гаврила. — Не потеряешь, а человеком на всю жизнь сделаешься. Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. По украденную мануфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез замышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Челкаш вызывает большую симпатию автора и читателей, «На! Жеры … — крикнул он, дрожа от волнения, острой жалости и ненависти к этому жадного раба. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.<\p>

Неудивительно, но Челкаш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, ненужным на земле человеком. Мечта Гаврилы осуществляется. «Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположный тому, где исчез Челкаш». Эта, казалось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых, поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня. Во-вторых, Гавриилу и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действительно, «… вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, что не помнит себя. Никогда не станет таким !..». Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, оно не утратило своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищания большинства населения, падение престижа нравственных ценностей — все это привело к тому, что многие из людей считает деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.<\p>

Источник: http://www.1kessay.ru/read/1844

Свобода человека без денег

Сочинения › Горький М. › Челкаш

Готовые Домашние Задания

«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!

Че-ло-век! Надо уважать человека».

М. Горький. На дне.

Главной темой всего творчества М. Горького можно считать исследование человека – его природы и места в жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.

В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки – эгоизм, самовлюбленность, гордыню.

Величайшее благо, жизнь, становится для Ларры каторгой именно потому, что герой живет лишь для себя, не думая о других. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода.

Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.

Важно

Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должно сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.

Юноша Данко – полная противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву – отдает свою жизнь во благо родного племени. И если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко люди будут помнить всегда.

Важно, что Данко не ждал благодарности за свою жертву. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.

Рассказ «Челкаш» также построен на противопоставлении двух героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым Горький восхищается.

Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш – уже зрелый человек, яркая и неординарная натура.

Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью.

Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.

Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями.

Совет

Пьеса «На дне» относится к более позднему периоду творчества писателя. На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни.

Хрестоматийными противниками в споре о человеке являются Лука и Сатин. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком.

Но для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении. Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя.

Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью.

Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…

Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли.

Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!».

Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..»

Обратите внимание

Таким образом, на примере ранних рассказов Горького и его пьесы «На дне» мы можем проследить творческую эволюцию концепции человека у писателя, его поисков смысла жизни и правды.

В ранних рассказах Горький лишь провозглашал свой романтический идеал: смысл жизни – в борьбе за общее счастье, правда жизни – в существовании ради других. В более зрелом творчестве у писателя появилось соотнесение идеалов и реальной жизни.

Пафос и вера в человека не ушла, но все это осложнилось пониманием реальной ситуации, тяжелых условий жизни, неправильной политики государства.

Сочинения по теме:

  • “Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми” (по расказу М. Горького “Челкаш”) сочинение
  • “Человеческий материал” в рассказе М. Горького “Челкаш” сочинение
  • Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким сочинение
  • “Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми” (по расказу М. Горького “Челкаш”) сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/chelkash/svoboda-cheloveka-bez-deneg

Научная работа по литературе на тему:<>(По рассказу М.Горького <>)

МОУ «Средняя образовательная школа № 95<\p>

с УИОП»

Школьная конференция «Мариинские чтения»

«Босяк Гришка Челкаш – герой или жертва?»

(По рассказу М. Горького «Челкаш».)

Выполнила

Александрова Виктория,

ученица  7А класса МОУ «СОШ №95 с

УИОП»,

Руководитель –

Колесникова Тамара Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №95с УИОП»,

адрес – 2 Садовая, 23,

телефон 20-37-80.

2016 год

Содержание

Введение. .………………………………………………………..3

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш». .……….4-5

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе                                  М. Горького…………………………………………..………..6-8

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике. ..9-10

Глава 4. Так кто же Челкаш? Герой или жертва?………………………………………………………………..11

Заключение. .……………………………………………………12

Список использованной литературы. ….…………………13

Введение.

Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины.

Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумлённым читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляла его природа.

Почти в каждом из удачных рассказов есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький прикасался к природе, он весь поддавался очарованию великого целого, которое ему менее всего казалось бесстрастным и равнодушно-холодным.

В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Чувство красоты природы захватывает автора и его героев, эта красота – самое светлое из доступных босяку наслаждений.

Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображал её всегда мажорно, природа его подбодряла и давала смысл жизни. При таком глубоком отношении к красоте эстетизм писателя не может ограничиться сферой художественных эмоций.

Как это ни удивительно для «босяка», но Горький через красоту приходит к правде.

Важно

В пору почти бессознательного творчества, в самых ранних его произведениях – «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль» – искренний порыв к красоте отнимает у творчества Горького главный недостаток всякой вычурности – искусственность. Конечно,он – романтик; но в этом главная причина, почему писатель обращается в своём творчестве к теме босячества.

Интерес к необычным героям, к необычным судьбам обусловил выбор мною темы данного исследования.

Целью данной работы является исследование психологии людей, брошенных на «дно» жизни.

Задачи:

1. дать анализ образов романтических героев;

а) как они показаны в критической литературе;

б) какими я представляю их себе;

2. выявить общечеловеческие ценности, присущие людям, отвергнутым обществом.

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 года. Горький является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Рассказ «Челкаш» был написан в 1895 году и опубликован в журнале «Русское богатство». В нём описывается судьба Гришки Челкаша, босяка, вора и пьяницы.

Он встречается с Гаврилой, простодушным крестьянином, после чего они идут на опасное дело, которое резко изменяет ход этой истории.

В рассказе говорится о том, что босяки такие же люди, как и мы, они не жадные и не будут убивать ради своей же пользы. Другие же, у которых довольно много богатства, готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Почему же Горький обращается к теме босячества?

Потому что в 80-ые годы произошёл промышленный кризис, наступил тягчайший экономический гнёт, когда писатель проходил в Казани свои «университеты», там на 120 000 населения приходилось 20 000 босяков.

Совет

Бродячий люд привлекал Горького свободолюбивым настроением, нежеланием подчиняться буржуазному строю, стихийным протестам, но он показывает, что это мнимая вольность,  не борьба с буржуазным обществом, а уход из него.

<\p>

Написание рассказа связано со следующим событием: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти.

Считая его мёртвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «…Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры.<\p>

«Было уже часов девять утра, – пишет Горький, – когда мы воротились в город.

Прощаясь со мною, он мне напомнил:<\p>

– Значит,  пробуйте написать большой рассказ, решено?<\p>

Я пришёл домой и тотчас же сел писать «Челкаша»… Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу.

Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.<\p>

– Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..<\p>

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:<\p>

– Радует меня удача ваша…

<\p>

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами — в них сияло так много милой радости о человеке – ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

Я думаю, что, хотя это довольно обычное происшествие, оно было очень значимым, ведь иначе Максим Горький никогда бы не написал рассказ «Челкаш».

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького.

Прочитав рассказ «Челкаш», я заинтересовалась тем фактом, что Горький обращается к жизни босяков. Я задалась вопросом: почему? Чтобы узнать ответ  на него, я сделала анализ этого произведения и обратилась к мнению критиков.

В рассказе два действующих лица: Гришка Челкаш и Гаврила. Казалось бы, они одного происхождения. Хоть Челкаш и босяк, он в прошлом тоже был крестьянином, но он не смог больше находиться в деревне и уехал в приморский город, чтобы жить независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным.

А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь своё хозяйство и не зависеть от тестя. Они полная противоположность друг другу. Основной проблематикой произведения является антитеза главных героев; развивая и всячески изменяя её, автор преподносит противоречие персонажей с разных сторон.

Обратите внимание

Челкаш свободолюбив и своенравен, его сравнивают с «травленым волком», потому что он вор и за свою жизнь уже поучаствовал в различных опасных делах, он уже довольно известен за кражи, что преследуется законом.

Челкаша сравнивают с «хищным ястребом», это раскрывает его натуру и отношение к другим людям, «он всматривается в толпу, выискивая себе добычу», окружающие не имеют для него никакой ценности, он с лёгкостью может выбрать себе «товарища» по контрабанде. В начале произведения автор как бы создаёт отрицательное отношение к Челкашу.

Гаврила же совершенно другой: он из довольно хорошей крестьянской семьи.

«Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом…», в отличие от Челкаша, с его не очень приятной наружностью, «он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». И сам Гаврила наивен и с доверчивостью относится к окружающим, наверное, из-за того, что он ни разу не усомнился в людях, с ним никогда не происходило ничего плохого. Гаврила показывается как положительный герой.

Челкаш чувствует своё превосходство и понимает, что Гаврила никогда не был в его положении и ничего не знает о жизни. Пользуясь этим, он пытается заманить его в свои нечистые дела.

Гаврила же, наоборот, считает Челкаша своим хозяином, потому что тот внушает доверие к себе своими словами и действиями, к тому же Челкаш пообещал вознаграждение за работу, от чего Гаврила никак не мог отказаться.

Герои различаются и в понимании свободы. Хоть Челкаш и вор, но любит море, такое обширное и неохватное, именно в море он может быть свободным, именно там он независим ни от кого и ни от чего, он может позабыть о горе и печали: «На море в нем всегда поднималось широкое, тёплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны.

Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену».  Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как чёрную тяжёлую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, – страх: «Только боязно в нем».

Для Челкаша главное в жизни – это свобода: «Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом – грош ему цена – да он твой. У тебя земля своя – и того её горсть – да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе…».

У Гаврилы же другое мнение.

Он считает, что свобода заключается в богатстве, в том, что можно своё время проводить в безделье и празднике, не работать и ничего не делать: «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и – Антипу-то – на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она.

Важно

И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе…». Свободолюбие – неотъемлемая часть натуры Челкаша, поэтому он чувствует ненависть по отношению к Гавриле. Как он, деревенский мальчик, может знать что-то о свободе?! Челкаш чувствует и злобу к себе, потому что он позволил себе разозлиться на такую мелочь. Тут мы уже видим, что он довольно самолюбивый.

Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Именно в этот момент и проявляются их истинные натуры. Они уже меняются местами. «Молодой телок» раздражает Григория, он не принимает его жизненной философии, его ценностей, но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволяет себе подлости или низости по отношению к нему.

Гаврила же, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он оказался жадным и корыстным, настолько жаждущим денег, что даже готов был убить Челкаша. Позже он проявляется и как слабый, не имеющий своего достоинства человек, выпрашивающий деньги у Григория.

Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться – как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?».

У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение, он никогда бы не пал так низко, тем более ради денег, он никогда бы не убил человека за это. Хоть Челкаш босяк, и у него ничего нет – ни дома, ни семьи – он гораздо благороднее, чем Гаврила.

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике.

Проанализировав рассказ М. Горького, я обратилась к критическим статьям.

Вот что пишет о рассказе критик Н. Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник – мир босяков, босой команды, золоторотцев. Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс.

Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть. Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны.

Работники они плохие, да и бродяжнический инстинкт не даёт засиживаться на одном месте. Чтобы «швырять себя, куда хочешь, и нести, куда вздумается… нужна свобода… свобода от всяких постоянных обязанностей, от всяких уз, законов». Челкаш считает себя свободным, он наслаждается, чувствуя себя господином другого человека.

Совет

Горький как бы заявляет: «Как бы низко ни пал человек, он никогда не откажет себе в наслаждении почувствовать себя сильнее, умнее, хотя бы даже светлее своего ближнего».

Исходя из выше сказанного, Михайловский не сочувствует босякам, не видит в натуре Челкаша ничего благополучного, а тем более героического.

Затем я обратилась к мнению другого критика, Е. Тагер. Она пишет: «Либерально-буржуазная критика объявила Горького «певцом босячества». Нетрудно показать, что босяцкий анархизм был всегда не только чужд, но и враждебен Горькому.

Но, раскрывая в своих бродягах, героях «дна», сознание гордого человеческого достоинства, внутренней свободы, высокую нравственную требовательность, Горький не просто украшал босяка незаслуженным ореолом. Этим исключительным, романтически живописным образам присуща глубокая художественная правда.

В статье «О том, как я учился писать», Горький говорит, что, с детства возненавидев «комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года», он увидел в босяках людей «необыкновенных».

«Необыкновенно было в них то, что они, люди «деклассированные», – оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им, – утратили наиболее характерные черты своего классового облика… Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных» людей, но чувствуют и осознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».

Нельзя винить бедняка Гаврилу за то, что он жаждет денег, чтобы избежать горькой батрацкой участи. Но когда он ползает в ногах у Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно вспыхнувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно истязать себя?» – мы понимаем: Челкаш больше человек, чем Гаврила».

Глава 4.Так кто же Челкаш? Герой или жертва?

Познакомившись со статьями известных критиков, я встала перед вопросом: как же я отношусь к босякам, в частности, к Челкашу? Я согласна с мнением Е.М.Тагер. Я думаю, что босяки хоть и оторваны от богатой жизни, часто вынуждены воровать и обманывать, они имеют больше человечности, чем зажиточные люди, которые, казалось бы, опрятны и порядочны.

Босяки не жадные, не стремятся к богатству, они не корыстны и уж тем более они бы не убили ради денег человека, что хочет сделать Гаврила. Я думаю, что именно богатство делает человека алчным, ведь чем больше у человека благ, тем больше он жаждет ещё.

Обратите внимание

А ведь потом оказывается, что человеку и не нужно это богатство, это всё потаённые желания, которые портят его, подавляют.

Однако встаёт ещё один вопрос: Гришка Челкаш – герой или жертва? Я думаю, что он является и героем, и жертвой. С одной стороны, он жертва, жертва судьбы, бедности и в конце концов – жадности людей.

С другой, он герой. Челкаш оказался героем, потому что, несмотря на то, что он босяк и вор, он любит море, у него есть что ценить и любить, он не корыстен и не жаден, он остался настоящим человеком.

Заключение.

В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Рассказ «Челкаш» романтически-реалистический. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в нём бескорыстие, свободу от власти денег над личностью. Это авторская позиция.
  2. На примере рассказа Горький показал несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, ведь часто внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию; дал ответ на вопрос: в чем смысл жизни.
  3. По моему мнению, объективный смысл рассказа в том, что страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

Практическая направленность моей работы заключается в возможности использовать эти материалы на уроках литературы, в кружковой работе.

Список использованной

 литературы

  1. Горький М. «Макар Чудра и другие рассказы», Волго-Вятсякое книжное издательство, 1975.
  2. Тагер Е.Б. «Молодой Горький», М., «Детская литература», 1970.
  3. Михайловский Н.К. «О г. Максиме Горьком и его героях», [Электронный ресурс], http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0101.shtml

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/05/05/nauchnaya-rabota-po-literature-na-temupo-rasskazu-m

Ссылка на основную публикацию