Образ воланда в романе «мастер и маргарита»

Воланд в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание характера и внешности

Иван Бездомный, Воланд (в центре) и Берлиоз.
Иллюстрация Г. Калиновского

Воланд является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности и характера героя.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Воланд – это дьявол, воплощение нечистой силы, повелитель злых сил. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.:
“…Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной…”
“…держите их! У нас в доме нечистая сила!..”
“…Я к тебе, дух зла и повелитель теней…”

“…передо мной сидит посланник дьявола…” (Азазелло – посланник дьявола-Воланда)

“…потешавшим князя тьмы…”

Возраст Воланда – за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется тысячелетиями:
“…лет сорока с лишним…”
“…ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году…” (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше)

О внешности Воланда известно следущее:

“…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые…”

“…Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар…”
“…Положив острый подбородок на кулак…”

У Воланда кривой рот и разные брови:

“…Рот какой‑то кривой. Выбрит гладко. Брюнет…”
“…скривил и без того кривой рот…”
“…Брови черные, но одна выше другой…”
“…разные глаза, брови!..”

У Воланда глаза разного цвета. Булгаков не завершил свой роман, поэтому в тексте есть разногласия. В одних эпизодах левый глаз – черный, в других эпизодах – правый:

“…Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней…”
“…Правый глаз черный, левый почему‑то зеленый…”
“…закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал…”
“…левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв…”
“…профессора с пустым и черным глазом?..”

“…не спуская с Маргариты огненного глаза…”


У Воланда низкий, тяжелый голос:
“…приглушив свой низкий голос, сказал…
“…произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова…”
“…из спальни донесся низкий голос…”
“…Дурак! – отчетливо сказал где‑то бас чрезвычайно похожий на бас консультанта…”
“…неожиданно услышал тяжелый бас…”
“…Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…”
“…над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда…”

Повседневная одежда Воланда выглядит так:

“…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…”

“…и не жарко ему в перчатках…”

Также в романа описана “домашняя” одежда Воланда, когда он находится в квартире №50:

“…на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли…”

“…Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече…”

“…в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее…”

“…Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный халат…”

Настоящая одежда Воланда (“костюм сатаны”) выглядит следующим образом:

“…одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага…”

“…Плащ Воланда вздуло над головами…”

“…на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью…”

“…к черным туфлям на ногах сатаны…”

“…Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда…”

Воланд – вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени:
“…я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата…”
“…Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно?..”
“…Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств…” (о больном колене)

Герой обладает неограниченными возможностями и силой:

“…обладает какою‑то необыкновенной силой…”
“…насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять…”
“…Всесилен, всесилен!..”
“…А за деньгами он не постоит… миллионер!..”
“…всесильный Воланд был действительно всесилен…”

Он творит чудеса и невероятные “штуки”:
“…овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так‑то легко…”

“…каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман…”

Воланд – загадочное и незаурядное существо:

“…Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот…”
“…Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом‑то самое интересное и есть!..”

Он является очень вежливым существом:
“…спросил Воланд вежливо, но суховато…”
“…Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно…”
“…Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд…”

Воланд ведет себя дружелюбно и порой мягко:
“…Незнакомец дружелюбно усмехнулся…”
“…Виноват, – мягко отозвался неизвестный…”
“…Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко…”

Он нередко улыбается в разговоре:

“…Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись…”
“…Держу пари, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите…”
“…отвечал Воланд, понимающе улыбаясь…”
“…Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд…”

Воланд иногда даже смеется и хохочет. Но его глаза при этом не смеются:

“…вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта…”
“…иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся…”
“…трясясь от хохота проговорил профессор…”

Он является умным, проницательным существом:

“…великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я…”
“…проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов…”
“…заговорил посетитель, проницательно улыбаясь…”

Воланд одинок и холост:

“…мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете…”
“…Один, один, я всегда один, – горько ответил профессор…”

Воланд знает все о прошлом, настоящем и будущем:

“…таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза…”
“…заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата…”

Он знает множество языков и объездил весь мир:

“…О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор…”
“…где я только не бывал!..”

Воланд ежегодно проводит “бал у сатаны”, где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал:

“…Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу!..”

“…Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны…”

“…она была на балу у сатаны…”

Свита Воланда состоит из нескольких персонажей. В свиту входят Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла:
“…рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую…”

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки:

“…Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?..”

“…отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?..”

Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает:
“…Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.
“…заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь…”
“…итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?..”

Воланд оказывается добр к Маргарите и ее возлюбленному Мастеру:

“…ответил Воланд. – Ну, желаю вам счастья…”

Это был цитатный образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание внешности, одежды, характера героя, его свиты и т.д.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/Voland-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov.html

Характеристика Воланда (Мастер и Маргарита)

Роман Булгакова станет настоящим откровением, историей любви и самопожертвования. Образ и характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является мастерской реализацией философской задумки автора. Ключевой фигурой, участником двух историй, вершителем судеб главных героев Мастера и Маргариты.

Воланд – повелитель темных сил, маг, дух зла.

Возраст

О годах Воланда Булгаков умалчивает. Возраст предположительный и неопределенный. Мужчина средних лет. Сколько лет ему на самом деле не знает никто. Дьявол бессмертен и его года могут исчисляться тысячелетиями.

Внешность

Мастер перевоплощения. Представал перед людьми в разном обличье. Каждый, столкнувшись с ним, описывал его по-своему. За все время ни одно описание не совпало с другим. Было известно, что он прихрамывал, получив хромоту в наказание от ведьмы. За какой поступок был наказан, Воланд не распространялся.

Рост мужчины выше среднего. Брюнет. Рот кривой. «Скривил и без того кривой рот…». Идеально выбрит. Брови темного цвета лежали неровно. Одна выше другой.

Глаза разного цвета. Один зеленый, другой черный.

<\p>«Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо…». Зубы украшали платиновые коронки с одной стороны, с другой золотые. Лицо загорелое, словно после отдыха на заграничном курорте. Кожа сухая, с глубокими морщинами на лбу.

Голос бархатный, низкий.<\p>«Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…».

Гардероб

Воланд не придерживался определенного стиля в одежде. В торжественных случаях предпочитал выглядеть стильно. Классический, дорогой костюм, перчатки, заграничные туфли.В домашней обстановке он мог показаться неряшливым и неаккуратным.

Засаленный халат, успевший позабыть, что такое стирка. Пижама не первой свежести. Стоптанные домашние туфли.

Принимая свой истинный облик, Воланд предпочитал одежду черного цвета. Черные перчатки, черные туфли, черная накидка.

<\p>«На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей…».

Характер. Личность Воланда

Кто он на самом деле, ответить c точностью не получится. Он мог наказать и отблагодарить. Свои руки Воланд предпочитал не марать грязными делами. Для этого у него была свита из верных помощников. Воланд справедлив, но по-своему, по-дьявольски. Мудрый и обаятельный.

Он не представляет зла для тех, кто чист совестью и поступками.

Загадочный и незаурядный.<\p>«Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть!..».
Вежливый и тактичный. Располагающий к себе с первой минуты разговора. Спокойный, рассудительный.

Улыбается часто, но при этом его глаза не выражают эмоций, оставаясь холодными.

Умен. Начитан. Знает множество языков. Способен поддержать любую тему разговора. Много путешествует. Ему известно все и обо всех: прошлое, настоящее, будущее.<\p>

Его персона вызывает противоречивые чувства.

Его можно любить, можно ненавидеть, бояться и презирать. Точно одно, он никого не оставит равнодушным.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

Краткое содержание

<\p>

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1270-harakteristika-volanda-master-i-margarita.html

Образ воланда в романе булгакова «мастер и маргарита»

ОБРАЗ ВОЛАНДА. Одним из виртуозных воплощений философской идеи автора «Мастера и Маргариты» является Воланд. Его образу в романе при­надлежит особая роль. С одной стороны, он — представление фан­тастического элемента, который уже традиционно использует писа­тель, с другой — Воланда во многом можно назвать авторским ре­зонером, выразителем идеи романа.

Воланд появляется в первой же главе «Мастера и Маргариты» и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги. Это единственный герой, неподвластный чужому суду, решению, воз­мездию или разоблачению.

Правда, мы помним его слова о какой-то «очаровательной ведьме», оставившей на память ему боль в колене. Но в самом-то романе — в его повествовании — нет ни одного слу­чая, где бы Воланд потерпел поражение. Вспомним, чем окончилась попытка его разоблачения в варьете на сеансе черной магии.

Обратите внимание

Во­ланд — своеобразный «надперсонаж», «сверхгерой», выходящий из всех ограничительных рамок трех плоскостей повествования: «ро­мана о Мастере», «романа о Пилате» (в нем Воланд непосредственно не участвует, является лишь свидетелем происходящего), «романа о Воланде и Москве», если можно так сказать, об основной материи романа «Мастер и Маргарита», наиболее объемной его части, где противостоят друг другу «силы тьмы» и Москва 30-х годов.

Читайте также:  Краткое содержание повести «пиковая дама» по главам (а.с. пушкин)

Но сопротивление Москвы «части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», заранее бессмысленно. Воланд же обна­руживает свое присутствие в романе еще раньше, чем основной «герой» (хотя и заявленный в названии) Мастер, раньше, чем Мос­ква — в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к Воланду.

Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть… Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда.

Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.

По существу, он — одна из главных сю­жетных «пружин», потому что мотив возмездия, суда, осуществле­ния справедливой оценки является главным мотивом произведения.

О том, что Воланд — это представитель силы зла, тот же Сата­на, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует вни­мание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное де­ление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые.

Сам Воланд относится к формальностям, к своим «министерским» обязанностям достаточно пренебрежитель­но: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачи­ваясь, а его «пакостничанье» ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота. Основная же «деятельность» Воланда, види­мо, — уравновешиванье сил добра и зла, осуществление справедли­вости.

Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедли­вость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу «каждому по вере». «Не по разуму, не по правильности выбора ум­ственности, а по выбору сердца, по вере!» Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, чело­вечности и правды. «…Не верю я ни во что из того, что пишу!..

» — восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пус­тоту, и тем самым платит по счетам. Так Воланд, прямо или кос­венно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда — не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт.

Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, человечес­кой природы и мирового устройства жизни от внешней оболочки. Воланд — это сила, необъяснимая простыми логическими рассуж­дениями, которая и существенна для Булгакова потому, что разру­шает своим существованием в романе рационалистическую идею.

Важно

Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, по­беждает «вдохновителя» материалиста, главу Массолита Берлиоза, который «к необыкновенным явлениям… не привык» и старается «защитить» себя от «темной силы» мыслью: «Этого не может быть».

Воланд и его свита — не первое фантастическое допущение Бул­гакова, но новаторство писателя в создании образа Сатаны вырази­лось в том, что Воланд — герой вовсе не формальный, и его функ­ция вовсе не ограничивается обычным «репертуаром» чертей и «темной силы*. Образ Воланда оказывается едва ли не самым глав­ным в системе персонажей: он скрепляет собой все три плоскости повествования романа, осуществляет основной мотив возмездия, суда.

Образ Воланда напрямую связан с концепцией романа. Воланд называется своим именем (Сатана) только несколько раз — в том числе и в названии главы «Бал у Сатаны». На бал приезжают убий­цы и палачи, отравительницы, висельники.

Но, как и Воланд, они — лишь посредники между злом и людьми, «помогающие* со­вершаться преступлениям и пакостям. Все гости — как бы чиновни­ки, «служащие канцелярий» темных сил, имеющие право чаще всего не на совершение зла, а на искушение злом людей (конечно, все они сами уже были искушены).

Сатана ведь тоже поддался иску­шению, он — глава, главный искуситель. Содержание всех трех «романов» сводится к цепочке искушений. Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы, искушая ее деньгами, шир­потребом на сеансе черной магии и раскрывая зло тем же искушени­ем у каждого человека в отдельности.

Все зло, которое затаилось, скрыто, спит в людях, потенциально существует, но подавлено соци­альными запретами. Воланд, «свита» и вся «темная сила* раскры­вают, разоблачают, соблазняют.

Но если такое соблазнение, искуше­ние является каждодневным и в нем ничего особенного нет, то Во­ланд вносит элемент возмездия, наказания за совершенный просту­пок. Единственные, кто выносит испытание, — Мастер и Маргарита (да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой).

Воланд — эта та основная сюжетная «пружина», которая помо­гает автору раскрыть, разоблачить, «обезглавить» (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, «оболочечной» жизни.

Совет

Так же, как в повествовании романа материализуется, всплывает нару­жу, осуществляется то, что обычно скрыто внутри людей (лишение тела Варенухи и «говорящий» костюм, пожар в доме Грибоедова — и т. п.

обнаружение истины), так и Воланд представляет собой ма­териализацию идеи автора.

Образ Воланда — образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, каждые ком­позиционные параллели соединяет между собой. Воланд материа­лизует в своем лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-volanda-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда

Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гёте однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».<\p>

Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова.

Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов прошлого века для проведения бала Сатаны.<\p>

Впервые Воланд появляется на страницах романа в эпизоде встречи с Берлиозом и Бездомным: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые.

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец»…

В диалоге с ними, он предсказывает их судьбы, показывая, насколько неожиданным может стать для человека его будущее: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…»
<\p>

Образ Воланда как представителя сил тьмы не совсем обычен.

Он не творит зла как такового, скорее восстанавливает попранную справедливость своими, не совсем гуманными, но весьма действенными методами. Разоблачает, выводит на чистую воду и наказывает доносчиков, сластолюбцев, взяточников, подлых и корыстных людей, помогая честным и порядочным героям.

Воланд – то необходимое зло, без которого нет добра: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»<\p>

Обратите внимание

В то же время Воланд может быть и несколько снисходителен к человеческим слабостям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.

Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

<\p>

С помощью образа Воланда и его свиты Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Эти антигерои, доводя ситуацию иногда до абсурда, показывают обратную сторону внешне приличной жизни обывателей, заставляют другими глазами взглянуть на привычные события.<\p>

Цитатная характеристика Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение «Проблема ответственности за свои поступки” (в частности ответственности ученого по повести) «Собачье сердце» М. Булгакова

Цитатная характеристика Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Собачье сердце» анализ кратко<\p>

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=181

Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами

Может ли добро принести вред? Может ли зло быть началом добра? Сколь много философских вопросов возникает при прочтении романа М. А.

Булгакова, способных не только заставить сомневаться в устоявшихся принципах и убеждениях, но и перевернуть привычную картину мира? Каждый герой данного романа наполнен определенной идеей и безграничным смыслом. Одной из важнейших фигур является Воланд – властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу для размышлений.

Несмотря на само естество дьявола, кое предполагает собой обман, зло, гордыню, жадность и множество других пороков, Воланд несет с собой разоблачение обмана и, сопутствующее этому, справедливое наказание.

Уже в первом своем появлении Воланд описывается как существо парадоксальное и неоднозначное: сводки не могут дать конкретное описание этого “человека”:

“Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу.

Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было”, тогда как перед редактором Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным он является в образе, не подходящим ни под одно описание, при этом совмещающим некоторые черты каждой из сводок:

“Ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые”.

Также и отношение у двух персонажей к нему подчеркнуто противоположное:

“На поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился”

Может ли случиться так, что столь абстрактный отрицательный персонаж станет справедливым судьей и даже посредником Бога, словом которого будут измеряться судьбы людей и вершиться правосудие?

Начиная с трагического происшествия на Патриарших прудах и заканчивая обретением желанных для Мастера и Маргариты покоя и умиротворения – всем воздается по их заслугам.

Важно

Воланд всему знает цену, и хоть ему неподвластно все, что противопоставляется “тьме”, он акцентирует внимание на том, что добро и зло неразделимы, и как не может существовать дерево без тени, так и эти две ипостаси неразрывно связаны друг с другом и следуют одно за другим.

Неспроста М. А. Булгаков использовал в своем произведении отрывок из трагедии “Фауст” И. В. Гете:

“…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”

– так лаконично описывает автор зло, представшее в его романе в образе Воланда.

Свершив правосудие, дьявол исчезает, оставляя в воображении читателя все такой же неразгаданный таинственный образ, а в мировой литературе – образ зла, которого еще не было.

Сочинение Воланд

В силу того, что роман М.Булгакова, был дописан уже без его прямого участия, трудно с достоверностью сказать, насколько образ Воланда соответствует изначальной задумке. Чтобы проанализировать образ Воланда, можно обратиться к исторической линии жизни писателя.

Критики считают, что Булгаков писал «Мастер и Маргариту», как открытое письмо к Иосифу Сталину. Он изначально относился к писателю по-особенному. Нет, он не называл в честь писателя больших городов, не переименовывал институты.

Но он позволил Булгакову пройти в свет и начать работать на самой крупнейшей сцене Советского Союза. Конечно же, это похоже на отношение Воланда к персонажам. Он выдаёт плохим людишкам сюрпризы, которые ведут их в бездну.

Читайте также:  Анализ поэмы бранта «корабль дураков»

А главным героям даёт шанс уйти в настоящую жизнь.

Воланд, он же дьявол, не является тем существом, который воплощает людские грехи. Он более запутанный для человеческого понимания. Персонаж сочетает в себе самые интересные эстетические качества театрального демона.

Персонаж не является особенным по привычным оценочным качествам. Он любит играть с человеческими жизнями, подставляя их в самые необычные ситуации, где ещё больше обличаются их пороки. Он выступает в роли Бога, который в сатирической форме любит подыгрывать, ежели, чем Сатана.

Персонаж очень таинственен, несмотря на всю простоту образа, поэтому трудно предугадать, к чему приведут его действия. Свита своими действиями помогает справляться с работой на «ура». Они такие же непонятные, такие же загадочные, как и их начальство.

Зло восстаёт в главенстве работы, оно наказывает всех людей, которые своими пороками пытаются затмить образ человеческий. Все персонажи из романа очень гармонично вписываются в страницы, и за их злодеяниями смотреть куда приятнее, чем за главными героями.

Совет

Жаль, что уже не удастся узнать, откуда взялись такие чудесные персонажи, поэтому остаётся, только догадываться был ли взять образ Воланда с характера Иосифа Сталина, как появились в истории кот Бегемот и Азазело.

Из-за незаконченности работы, остаётся множество таинственных пятен в этой истории.

Образ Воланда

Сейчас читают:

  • Сочинение Собака мое любимое животное 5 класс
    Наверное, у многих есть домашние любимцы. Котики, собачки, рыбки, попугаи – все они требуют душевной теплоты и особого ухода. Как приятно, когда с тобой есть тот, кто предаст особой атмосферы в доме, или в квартире. Не стоит обижать своих младших друзей,
  • Тема любви в романе Война и мир сочинение
    Тема любви в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого играет одну из самых ключевых ролей. Эта тема раскрыта как в части войны, так и в части мира. Прекрасное чувство в этом романе испытывают практически все герои. Все они проходят<\p>
  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри сочинение
    Мцыри – это романтическая поэма-исповедь, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С переводе с грузинского языка “мцыри” обозначает послушника, неслужащего монаха, что полностью отражает сюжет произведения. Действие поэмы происходит в Мцхете,
  • Образ и характеристика Швабрина из повести Капитанская дочка сочинение
    Швабрин один из важных персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин антипод главного героя Петра Гринева.
  • Жанр поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение
    «Кому на Руси жить хорошо» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека. Жанровая принадлежность произведения вызывает<\p>
  • Характеристика Феклуши в пьесе Гроза сочинение
    Очень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша? И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос,

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita

Образ Воланда в романе Булгакова Мастер и Маргарита (вариант 2)

уже традиционно использует писатель, с другой Воланда во многом можно назвать авторским резонером, выразителем идеи романа.

Правда, мы помним его слова о какой-то очаровательной ведьме, оставившей на память ему боль в колене. Но в самом-то романе в его повествовании нет ни одного случая, где бы Воланд потерпел поражение. Вспомним, чем окончилась попытка его разоблачения в варьете на сеансе черной магии.

Воланд своеобразный * над персонаж, сверхгерой, выходящий из всех ограничительных рамок трех плоскостей повествования: романа о Мастере, романа о Пилате (в нем Воланд непосредственно не участвует, является лишь свидетелем происходящего), романа о Воланде и Москве, если можно так сказать, об основной материи романа Мастер и Маргарита, наиболее объемной его части, где противостоят друг другу силы тьмы и Москва 30-х годов.

Но сопротивление Москвы части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, заранее бессмысленно. Воланд же обнаруживает свое присутствие в романе еще раньше, чем основной герой (хотя и заявленный в названии) Мастер, раньше, чем Москва в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к Воланду.

Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает жизнь или смерть… Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда.

Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия суда.

По существу, он одна из главных сюжетных пружин, потому что мотив возмездия, суда, осуществления справедливой оценки является главным мотивом произведения.

О том, что Воланд это представитель силы зла, тот же Сатана, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует внимание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление полномочий между Богом и Сатаной: первому добрые дела, а второму злые.

Обратите внимание

Сам Воланд относится к формальностям, к своим министерским обязанностям достаточно пренебрежительно: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачиваясь, а его пакостничанье ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота. Основная же деятельность Воланда, видимо, уравнове-шиванье сил добра и зла, осуществление справедливости.

Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу каждому по вере. Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере! Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, человечности и правды. … Не верю я ни во что из того, что пишу!..

восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пустоту, и тем самым платит по счетам. Так Воланд, прямо или косвенно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт.

Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, человеческой природы и мирового устройства жизни от внешней оболочки. Воланд это сила, необъяснимая простыми логическими рассуждениями, которая и существенна для Булгакова потому, что разрушает своим существованием в романе рационалистическую идею.

Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, побеждает вдохновителя материализма, главу Массолита Берлиоза, который к необыкновенным явлениям… не привык и старается защитить себя от темной силы мыслью: Этого не может быть.

Воланд и его свита не первое фантастическое допущение Булгакова, но новаторство писателя в создании образа Сатаны выразилось в том, что Воланд герой вовсе не формальный, и его функция вовсе не ограничивается обычным репертуаром чертей и темной силы. Образ Воланда оказывается едва ли не самым главным в системе персонажей: он скрепляет собой все три плоскости повествования романа, осуществляет основной мотив возмездия, суда.

Образ Воланда напрямую связан с концепцией романа. Воланд называется своим именем (Сатана) только несколько раз в том числе и в названии главы Бал у Сатаны. На бал приезжают убийцы и палачи, отравительницы, висельники.

Но, как и Воланд, они лишь посредники между злом и людьми, помогающие совершаться преступлениям и пакостям. Все гости как бы чиновники, служащие канцелярий темных сил, имеющие право чаще всего не на совершение зла, а на искушение злом людей (конечно, все они сами уже были искушены).

Важно

Сатана ведь тоже поддался искушению, он глава, главный искуситель. Содержание всех трех романов сводится к цепочке искушений. Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы, искушая ее деньгами, ширпотребом на сеансе черной магии и раскрывая зло тем же искушением у каждого человека в отдельности.

Все зло, которое затаилось, скрыто, спит в людях, потенциально существует, но подавлено социальными запретами. Воланд, свита и вся темная сила раскрывают, разоблачают, соблазняют.

Но если такое соблазнение, искушение является каждодневным и в нем ничего особенного нет, то Воланд вносит элемент возмездия, наказания за совершенный проступок. Единственные, кто выносит испытание, Мастер и Маргарита (да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой).

Воланд эта та основная сюжетная пружина, которая помогает автору раскрыть, разоблачить, обезглавить (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, оболочечной жизни.

Так же, как в повествовании романа материализуется, всплывает наружу, осуществляется то, что обычно скрыто внутри людей (лишение тела Варе-нухи и говорящий костюм, пожар в доме Грибоедова и т. п.

обнаружение истины), так и Воланд представляет собой материализацию идеи автора.

Вечности, суд автора над своим временем.

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/6/5871.htm

Образ и характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита», описание внешности

Воланд является одним из виртуозных воплощений философской идеи автора «Мастера и Маргариты».  Его образу принадлежит особенное место в романе, можно даже сказать – ключевое. Именно Воланд является единственным участником обеих историй, он же, в конечном счете, вершит суд над главными героями.

Автор знакомит нас с Воландом с самой первой главы. Его внешность, также как и имя – не более чем одно из проявлений  князя тьмы, одна из его многочисленных масок. Фактически, во всех плоскостях Воланд присутствует инкогнито, не обнажая свое истинное лицо: в первой – как свидетель, во второй – как судья.

«… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые.

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.

Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».

Именно таким предстает перед читателем Воланд в самом начале романа. Внешность его красноречива и уже сама по себе пропитана неким мистицизмом.

Совет

Впоследствии хромота неоднократно проявляется, но сам Воланд деликатно обходит эту тему, только упоминая некую ведьму, которая оставила ему данный недуг  на память.

Но хромота Воланда, также как и другие недостатки его внешности, такие как коронки, изогнутый рот и разные глаза – скорее проявление отсутствия божественного.

Ведь ангелы не могут иметь дефектов, а дьявол был покалечен во время низвержения из Рая и с тех пор его хромота стала физическим свидетельством его порочности.

Образ булгаковского князя тьмы нельзя назвать каноничным, ведь назвать его олицетворением зла очень трудно. По сути, каждый его поступок – это акт справедливости, хоть и совершенный в особой манере,  чаще всего совершенно негуманной.

Примечательно также и то, что наказывает Воланд чаще всего не собственноручно, по его приказу это делают члены его свиты. Смешные и нелепые – они являются призмой, через которую хорошо видно пороки общества, описанного автором: жадность, бездуховность, предательство, лицемерие, взяточничество, пресмыкательство.

И все они, так или иначе, были наказаны – зачастую, в гротескной и жестокой манере.

Но Воланд также способен и на снисходительность к человеческим слабостям:

«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

В коне романа мы понимаем, что как судья, Воланд может не только наказывать, но и награждать. Так Маргарита, после пройденных испытаний, воссоединяется с Мастером и вместе они обретают покой. Также благодаря просьбе Маргариты, Фриде даруется прощение. А поэт Бездомный, переосмыслив свои взгляды, получает совсем другую судьбу.

В конечном счете, о Воланде можно сказать, что он если и зло – то необходимое. Как тень, без которой не было бы видно света.

Источник: https://sochinenieliteratura.com/1439

Описание образа Воланда в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”

Борьба добра и зла – центральная тема в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. В произведении дни далекого прошлого очень тесно связаны с днями тогдашней Москвы. Проявления сил зла в романе очень похожи. Воланд появляется в “дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях”.

Даже лицо у него было очень странное: “Правый глаз черный, левый зеленый. Брови черные, но одна выше другой”. В образе Понтия Пилата воплощена внутренняя борьба человека. В нем сталкиваются сила воли и власть обстоятельств. Но он не может переступить через последнее.

Пилат хочет отпустить Иешуа, но не может сделать этого, так как он – прокуратор Иудеи. Но автор не хочет завершить роман победой зла над добром, так как убежден, что так не должно быть. И тогда Пилат приказывает тайно убить предателя Иешуа – Иуду. Так он совершает правосудие.

И этим показывает, что имеет в сердце что-то хорошо.

Обратите внимание

Еще один герой – Воланд. Это дьявол. Его тяжело охарактеризовать. Лучше всего суть образа Воланда раскрывает эпиграф, который Булгаков взял из “Фауста” Гете: “…Так кто ж ты наконец? – Я – часть тот силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Воланд никогда не издевался над людьми, которые не сделали ничего плохого. Никанор Иванович Босой – “председатель жилищного товарищества дома № 302” – был взяточником. Варенуха, Лиходеев, члены правительства и обыватели получили удары от Воланда.

Когда он сделал Маргариту ведьмой, она на метле полетела над Москвой.

Увидев дом “Драмлита”, она вошла туда и на табличке прочитала фамилию Латунского. Этот критик когда-то не разрешил печатать роман Мастера. Маргарита решила отомстить за это. Она влетела к нему в квартиру и все там разгромила. Начала бить окна в доме и остановилась лишь тогда, когда увидела в окне мальчика, который испуганно прислушался к шуму. Маргарита успокоила ребенка.

На балл к сатане приходили лишь умершие люди, которые когда-то совершили какое-либо преступление. Воланд не разрешил Абадонне снять очки перед Маргаритой. Иначе она погибла б.

Воланд даже вознаградил ее за то, что она была королевой на его балле. Он возвратил ей Мастера, а Мастеру возвратил рукописи, которые тот когда-то сжег.

Он говорит фразу, которая потом станет крылатой: “Рукописи не горят!” Так Воланд делает для них добро.

Образ Иисуса Христа в романе будто воплощает Мастер. Он тоже был несправедливо наказан. Но не смертной карой, а психиатрической больницей.

В конце романа к Воланду приходит “сборщик податей” Левий Матвей. Тот говорит, что “он” прочитал роман Мастера и просит, чтобы Воланд забрал к себе Мастера и наградил его покоем. А вместе с ним и Маргариту.

Левий Матвей не говорит, кто это “он”, но я уверена, что это – Христос. Итак, силы добра и зла связаны между собой. Они и до сих пор спорят, и неизвестно, кто из них, в конце концов, одержит победу.

Но мне очень хотелось бы, чтобы это было добро.

Михаил Булгаков своим романом “Мастер и Маргарита” дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни.

Важно

Но какую же роль играет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано что он – враг человека.

Но как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргарите или головы конферансье театра “Варьете”? В чем же тогда тайна булгаковского дьявола, да и дьявол ли он как таковой?

Первым человеком, который появился во время “небывало знойного мероприятия” на Патриарших прудах во время разговора Михаила Александровича Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным, был англичанин или немец, одним словом – иностранец, сам сатана.

“Вам отрежут голову! – Радостно объявил он главе управдома МАССОЛИТа… Так и случилось: через несколько часов Берлиоз оказался под трамваем.

Критики считают, что потерпевший поплатился за свое неверие, и что его осудил никто иной, как таинственный консультант.

Возникает много вопросов. Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога? Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии. “Не композитор”, – отмечает Иванушка в своей пояснительной записке.

И, похоже, автор имел в виду именно композитора, автора драматической легенды “осуждение Фауста” и трилогии “Детство Христа”. Вспомним эпиграф, взятый Булгаковым: “… и кто же ты, в конце, такой? Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо” (Гете, “Фауст”).

Бесконечна цепь ассоциаций, которые не всегда могут быть объяснены и прослежены, но реально существуют.

Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имел свою собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами. …

Совет

Среди многочисленных арабских племен был широко распространен праздник жертвоприношения, праздник Азазело.

Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазело – безжалостного ангела смерти, который, по верованию арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетел к человеку, чтобы забрать с собой его душу.

Лицо его было бледным и холодным, а глаза – пустыми и черными… Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-й главы романа. Возвратимся к одному из самых таинственных персонажей произведения, не совсем кота Бегемота лучшего шута в мире.

У древних египтян бегемот был воплощением зла, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут – Фагот, неповторимый дубина-регент с дребезжащим голосом, в клетчатом костюме и треснутым пенсне. А именно слово fagotin в переводе из французского означает “шут”.

Было бы интересно обратиться к еще одному персонажу – Абадонна. По верованию тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известен тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз.

Он появлялся к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом. В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивает его. “Дьяволиада, дьявольские ловушки”, – шепчу я.

Но насколько страшны эти незваные гости?

Возникает вопрос: почему одних Воланд ласкает, а других жестоко наказывает? Не стал ли он необоснованно милосердным к Маргарите или конферансье театра “Варьете”? Нет, сатана не дарит милость.

Маргарита отдала ему свою душу, стал ведьмой, а бедный, бедный конферансье… Он молил о пощаде. Напрашивается сравнение с вождем всех народов Сталин.

Обратите внимание

Может, в бесконечно многогранном сатане содержались частички властителей или это он властвовал в их сердцах. Тысячи вопросов и ни одного ответа.

Обратимся еще к одной главе романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста и, что самое страшное, экспериментатора.

А эксперимент проводится над людьми…Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без головы. Приходишь в удивление, как мастерских, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт.

Часть вторая: женский магазин и изобличение Аркадия Аполоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, больше похожее на насмешку. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, чтобы что-то изменить.

Он не хотел раскрывать людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решать должны сами москвичи.

Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышала фразу, сказанную сатаной человеку: “Я только расставляю декорации, и за бечевки теребишь ты сам”. Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только одним способом: отдать душу сатане или Богу.

Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак – как вышло с Семляровым. Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, в которые не могли не попасть эгоистичные москвичи.

Поэтому мы пришли к тому, с чего начинали: “Будьте трезвы! Ваш враг – дьявол – ходит, рычащий, как лев, который ищет, кого сожрать”.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Описание образа Воланда в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения по теме:

  1. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В….
  2. Добро и зло в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать…
  3. Планы сочинений по теме: О романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Что вы знаете об истории создания романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? За написание романа автор взялся в 1928 году,…
  4. Временные пространства в романе Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и…
  5. Сатирическое изображение советских обывателей и функционеров Москвы 30-х годов ХХ ст. в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Цель: помочь ученикам осознать мастерство писателя в художественно-психологическом осмыслении современной ему действительности; развивать навыки анализа художественного произведения, его образов и…
  6. План к теме: “Вечные” темы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Место романа “Мастер и Маргарита” в жизни и творчестве его автора. Над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков работал на протяжении…
  7. Образ Маргариты в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Образ Маргариты в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” ПЛАН. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова ” Мастер и…
  8. САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” План. I. Сущность приема “романа в романе”, значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа “вечных”…
  9. Тема выбора в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из ярчайших произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и…
  10. Тема выбора в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Сочинение по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” есть одним из ярчайший произведений. В…
  11. Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со…
  12. Художественное своеобразие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые…
  13. Сюжетная организация романа Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое…
  14. Главный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” В тридцатые годы XX века Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над своей главной книгой, книгой жизни – “Мастером и Маргаритой”….
  15. Отрицание поверженной действительности в романе “Мастер и Маргарита” Все лучшее, написанное великим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, – непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в…
  16. Основные темы и проблемы в романе “Мастер и Маргарита” Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом опреде – лялось и…
  17. ТЕМА ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Основой творчества Михаила Афанасьевича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая поднимала страдание абстрактных, нереальных героев, проходя мимо…
  18. Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова “Мастер и маргарита” Сочинения по литературе: Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова “Мастер и маргарита” В литературе немало произведений, в которых “соседствуют” миры…
  19. Проблематика и система образов произведения Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Личность и власть, разные аспекты трактования проблемы, помочь ученикам осознать широту философско-этической проблематики романа, значение системы образов для раскрытия идейного…
  20. Традиции русской литературы в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской…

Источник: https://ege-russian.ru/opisanie-obraza-volanda-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]