Анализ романа дефо «робинзон крузо»

Творчество Д. Дефо. Анализ романа “Робинзон Крузо”

Литературную деятельность Д. начал рано политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик-публицист и выдающийся идеолог буржуазии. Писал на разные политические темы.

К художественному творчеству Д. обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего “Робинзона Крузо”. Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Д.

В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но ” Робинзон Крузо”, читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров.

Изредка в Англии переиздается еще “Капитан Сингльтон”.

“Робинзон Крузо” – ярчайший образец так наз. авантюрного морского жанра, первые проявления к-рого можно обнаружить в английской литературе XVI в. Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII в., обусловлено развитием английского торгового капитализма.

Обратите внимание

С XVI века Англия становится главной колонизаторской страной, и в ней наиболее быстрым темпом развивается буржуазия и буржуазные отношения.

Родоначальниками “Робинзона Крузо”, как и других романов названного жанра, могут считаться описания подлинных путешествий, претендующие на точность, а не на художественность. Дефо использует стиль “Путешествий”.

Его особенности, имевшие определенное практическое значение, в “Робинзоне Крузо” становятся литературным приемом: язык Д. также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приемы художественного письма, так наз. поэтические фигуры и тропы.

Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идет гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора.

В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.

“Робинзон Крузо” сыграл огромную роль в борьбе буржуазии с аристократией, он оформил идеологию восходящей буржуазии противопоставлением ее творческой деятельности паразитизму отживавшей аристократии. Даже в чисто буржуазные отношения на своем острове Д. втиснул феодальное начало, дабы ярче оттенить его никчемность.

Феодализм сделал попытку укорениться на острове в лице двух английских матросов-пиратов, отъявленных головорезов и лодырей.

Они объявили весь остров своею собственностью и требовали от колонистов уплаты ренты за пользование землей – захват крайне наглый и совершенно ни на чем не основанный, но в такой форме представлял себе буржуа историческое происхождение аристократии, земельной собственности и ренты.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/tvorchestvo-d-defo-analiz-romana-robinzon-kruzo/

Художественные особенности романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Историко-филологический факультет

Кафедра иностранного языка

Контрольная работа по истории английской литературы

«Художественные особенности романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»»

Выполнила: студентка 2 курса 4 группы Кривенцова А.С.

Проверил: доктор филологических наук, профессор Муравьева Н.М.

Борисоглебск 2013

В научной литературе творчеству Дефо посвящены многочисленные книги, монографии, статьи, эссе и т. д.

Однако при всем обилии вышедших о Дефо работ единого мнения по поводу особенностей романа, его аллегорического смысла, степени иносказательности, стилистического оформления выработано не было.

Большинство работ были посвящены проблематике романа, характеристике системы его образов и анализу философской и социальной основы.

Важно

Между тем роман представляет немалый интерес, как переходная форма от повествовательной структуры классицизма к сентиментальному роману и роману романтизма с его открытой, свободной формообразующей структурой.

Роман Дефо стоит на стыке многих жанров, естественным образом включая в себя их черты и подобным синтезом образуя новую форму, чем представляет особый интерес.

<\p>

Значительность роману придает и тот факт, что в качестве героя Дефо впервые выбрал самого обыкновенного, наделенного, однако хозяйской жилкой завоевания жизни.

Такой герой появился в литературе впервые, так же как впервые была описана каждодневная трудовая деятельность.

К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего “Робинзона Крузо”. Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо.

В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но “Робинзон Крузо”, читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров.

Изредка в Англии переиздается еще “Капитан Сингльтон”. 

Сюжет романа “Робинзон Крузо” распадается на две части: в одной описываются события, связанные с общественным бытием героя, пребыванием на родине; вторая часть – отшельническая жизнь на острове. Повествование ведется от первого лица, усиливая эффект правдоподобия, автор из текста полностью изъят.

Однако, хотя по жанру роман был близок описательному жанру реального происшествия (морской хроники), назвать сюжет чисто хроникальным нельзя.

Совет

Многочисленные рассуждения Робинзона, его отношения с Богом, повторы, описания владеющих им чувств, нагружая повествование эмоциональной и символической составляющими, расширяют рамки жанрового определения романа.

Недаром к роману “Робинзон Крузо” было применено множество жанровых определений: приключенческий просветительский роман; авантюрный роман; роман воспитания, трактат о естественном воспитании; духовная автобиография; островная утопия.

Тогда как, признаками духовной автобиографии выступает в романе сама форма повествования, свойственная данному жанру: мемуарно-дневниковая.

Элементы романа воспитания содержатся в рассуждениях Робинзона и его противостоянии одиночеству и природе.

Любое пустячное происшествие Робинзон осмысляет как “промысел божий”, а случайное стечение трагических обстоятельств – как справедливая кара и искупление за прегрешения. Даже совпадения дат представляются герою осмысленными и символическими.

Повествовательная структура роман Дефо “Робинзон Крузо” выполнена в форме самоповествования, оформленного в виде сочетания мемуаров и дневника. Точки зрения персонажа и автора одинаковы.

Художественным средством достижения достоверности являлась простота. Несмотря на обилие подробностей, проза Дефо производит впечатление простоты, лаконизма, кристальной ясности.

Перед нами лишь констатация фактов, а рассуждения, пояснения, описания душевных движений сведены к минимуму.

<\p>

Обратите внимание

Не смотря на то, что роман представляет собой дневниковую запись, здесь присутствует и диалог, например спор Робинзона с самим собой.

Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове. Рассказывая во всех подробностях о двадцати восьми годах, проведенных Робинзоном вдали от общества, Дефо впервые в литературе развивает тему созидательного труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком.

Оказавшись в полном одиночестве, наедине с природой, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью трудится над изготовлением предметов домашнего обихода, сооружает лодку, выращивает и собирает свой первый урожай.

Преодолевая массу трудностей, он овладевает различными ремеслами. В Робинзоне воплощены просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой.

Однако Робинзон – это не только человек «вообще», который действует согласно своей «природе» и велению разума; Робинзон – это и вполне типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений.

И если лучшие черты, свойственные Робинзону-человеку, смогли проявиться вдали от людей, в условиях необитаемого острова, то они не смогли подавить в нем истинного буржуа. Во всем сказываются его деловая сметка и здравый смысл.

Его религиозность и набожность сочетаются с практицизмом дельца.

Любое дело он начинает с чтения молитвы; как истинный пуританин, он не расстается с Библией, но вместе с тем он мелочно расчетлив и во всем руководствуется, прежде всего, интересами выгоды.

Предаваясь моральным рассуждениям, герой «с полным беспристрастием, словно кредитор», все сопоставляет и взвешивает. В дневнике Робинзон подводит «баланс» положительных и отрицательных сторон своего положения.

Важно

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикаре, спасенном им от смерти, Робинзон хочет, прежде всего, видеть своего покорного слугу, раба. Не случайно первое слово, которое он учит его произносить, – «господин». Робинзону необходим послушный и безропотный помощник, и его радует «смиренная благодарность», «бесконечная преданность и покорность» Пятницы.

Узнав Пятницу ближе, Робинзон понимает, что по живости своего ума и по «душевным способностям» юноша не уступает ему. Пятница не только услужив, но умен и восприимчив; он понимает все, чему его обучают. Благодаря Пятнице, к которому Робинзон искренне привязался, жизнь на острове стала «приятной и легкой». Как истинный пуританин, Робинзон стремится приобщить Пятницу к религии.

Однако казуистические вопросы, которые тот задает ему, нередко ставят Робинзона в тупик. Дефо сам писал об аллегорическом смысле своего романа. Действительно, описания приключений Робинзона содержат большой обобщающий смысл.

В романе воплотились представления Дефо о человеческой жизни и истории человечества, основные этапы которой Робинзон проходит за время жизни на острове (оказавшись один на один с природой, он занимается охотой и рыболовством, потом разводит скот, обрабатывает землю и, наконец, обретает в лице Пятницы раба и позже превращает остров в колонию). Неверным было бы утверждать и то, что жизнь Робинзона на острове началась с первоначальной ступени развития производства. В своем героическом единоборстве с природой Робинзон не совсем одинок. Ему удалось достать с разбитого корабля инструменты, оружие, порох, бумагу, чернила.

Во всех этих предметах воплощен труд многих тысяч людей, и, таким образом, человеческое общество незримо присутствует в хижине Робинзона. Без его поддержки он не смог бы, несмотря на всю свою энергию, создать необходимые для жизни условия.

Необыкновенную историю Робинзона Дефо сумел рассказать с удивительной художественной выразительностью. Повествование ведется от первого лица в живой и непосредственной форме. Простота и безыскусность рассказа обладают большой силой убедительности.

Достигается это благодаря реалистической достоверности описаний.

С необычайной тщательностью воспроизводит Дефо мельчайшие подробности жизни своего героя, и каждая из них приобретает глубокий смысл. Дефо – мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, умеет передать своеобразие каждого времени года. Великолепны его описания моря.

“Робинзон Крузо” – явление принципиально новое: Дефо создает роман большого социального и философского смысла. В “Робинзоне Крузо” нашла свое отражение иллюзия просветителей о мнимой независимости человека от общества, миф о “естественном человеке”. С Робинзоном в английскую литературу входит новый тип героя – средний английский буржуа.

Литература

  1. Михальская Н.П. История английской литературы: учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М., 2009. – 480 с.

Источник: https://infourok.ru/hudozhestvennie-osobennosti-romana-danielya-defo-robinzon-kruzo-2652081.html

Анализ романа «Робинзон Крузо»

Анализ романа «Робинзон Крузо»

Подлинную славу и бессмертие Даниэлю Дефо принёс роман “Удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

В те годы буржуазные предприниматели упорно искали все новые и новые рынки сбыта. Для этой цели снаряжались многочисленные торговые экспедиции. Многие путешественники посещали самые отдаленные страны и острова.

Британские корабли бороздили все океаны и моря. В Англии выходило очень много книг о различных путешествиях.

Совет

Дефо с большим увлечением читал эти книги, но особый интерес у него возбудил очерк о приключениях Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин», издаваемом Стилем.

Приключения Александра Селькирка, по существу, и составили сюжетную канву «Робинзона Крузо». Дефо много путешествовал. Он побывал в Испании, Франции, Голландии и объездил всю Англию. Эти поездки обогатили не только его географические познания, но и помогли ему глубже проникнуть в жизнь народа, в психологию своих современников.

«Робинзон Крузо» — не только верное описание жизни частного лица, но и произведение большой художественной значимости, глубоких обобщений. Писатель, по существу, построил новый жанр романа в английской литературе. Этот жанр был уникальным сплавом приключенческого романа с социальным и философским.

Читайте также:  Все сочинения на огэ по литературе на тему «судьба человека»

В «Робинзоне Крузо» заложена серьезная философская идея.

Однако автор еще испытывает некоторое влияние писателя Беньяна, который, например, в своей книге «Странствия паломника» призывал людей к совершенствованию, к отречению от земных благ во имя духовного освобождения, а также философа Мандевилля, в «Басне о пчелах» пришедшего к горькому выводу, что моральным фундаментом современного ему общества является порок.

Даниэль Дефо, решавший в своем «Робинзоне Крузо» ту же проблему совершенствования человека, что и Джон Беньян, занял иную позицию. Он считал, что цель человеческого существования — творческий труд, преобразующий природу, создающий все блага для существования людей.

В отличие от Мандевилля, который был сторонником идеи «естественного человека» и отрицал капиталистическое общество, Дефо положительно оценивал новые буржуазные отношения.

Сюжет «Робинзона Крузо» имеет множество общих черт с жанром морского романа, который был известен уже в древней Элладе («Эфиопика» Гелиодора), но Дефо все неестественное превращал в правдивое повествование о «земном», реальном человеке, о его заботах и трудах, о его надеждах.

Для того чтобы заинтересовать своих читателей, Дефо часто прибегал к литературной мистификации. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица. Эта форма помогла писателю глубже раскрыть духовный мир своего героя и придала всему произведению непосредственный характер.

Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная картина истории человеческого общества, так как центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ.

Обратите внимание

Энгельс в письме к Карлу Каутскому 20 сентября 1884 года раскрыл социальную сущность Крузо. Он писал, что Робинзон — это настоящий «буржуа». Анализ романа Дефо убеждает нас в верности этой характеристики.

Психология Робинзона насквозь буржуазна. Крузо, потерпев кораблекрушение и обнаружив на пароходе золото, вначале философски заявляет: «Ненужный хлам!.. Зачем ты мне теперь?».

Но практицизм буржуа побеждает, поразмыслив, он все же решил взять деньги с собой.

Самые поэтические страницы романа посвящены картинам человеческого труда.

Читатель с интересом следит за тем, как Робинзон в целях самосохранения вначале использует естественные богатства природы, а потом, занимаясь скотоводством и земледелием, умножает их.

Дефо подробно описал хозяйственную деятельность Робинзона: как его герой разбивал палатку, складывал очаг, строил ограду для своего жилища, лодку, плел корзины, обжигал посуду, приручал животных и возделывал поле.

Писатель в образе Крузо раскрыл замечательное качество, свойственное новому классу, пришедшему на смену феодалам,— трудолюбие. Для Робинзона труд является естественной потребностью. Попав на необитаемый остров, Крузо быстро приспосабливается к обстановке и постепенно начинает завоевывать природу.

Ош занимается охотой, рыболовством и, наконец, земледелием—Робинзон понимает, что только трудом можно создать материальные блага, нужные для существования человека, поэтому он каждый день неутомимо работает.

Крузо — рационалист и всю свою деятельность характеризует трезво: «Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться»,— писал он в дневнике.

Важно

Робинзон знал, что в борьбе за жизнь нельзя совершать ложных действий. Поэтому Крузо оценивал все события и свои поступки по правилам двойной бухгалтерии и отмечал, какие из них принесли ему пользу, а какие — вред.

На природу Робинзон смотрел трезво, по-деловому и стремился извлечь из нее пользу только для себя, так же он относился и к людям. Крузо уважал своего помощника Пятницу, но заставлял его делать все, что он считал выгодным для себя. Робинзон с гордостью заявлял, как истый буржуа-завоеватель, что он «…царь и хозяин этой земли».

Образ Робинзона, типичного предпринимателя, в психологическом отношении сложен. Дефо показал его в развитии, В юности Крузо — легкомысленный, ищущий приключений, неопытный человек. Но под влиянием жизни и тяжелых испытаний он стал волевым, сильным и энергичным. У Робинзона сложилось реалистическое мировоззрение.

Сама жизнь развеяла его юношескую наивность и мечтательность. Крузо понял, что человек должен бороться за свою жизнь со стихийными силами природы, подчинять своей воле других людей и тогда он завоюет победу. Индивидуализм и эгоизм — вот его основные моральные качества.

Автор показал, по существу, одинокую личность, которая боролась за самоутверждение на земле.

Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно. Но произведение отличается от обычного очерка глубокой типизацией образов, широким охватом действительности, проблемностью и психологичностью.

Фабула «Робинзона Крузо» — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами большого художественного полотна — романа.

Второстепенные герои этого произведения, как правило, эпизодичны, и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя.

Совет

Для романа Дефо характерными чертами являются лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей. Вот как кратко и скупо описывает Крузо в дневнике драматическое событие в своей жизни: «Мой плот опрокинулся, и весь мой груз затонул».

Никаких горестных размышлений, но эта запись до предела насыщена эмоциями. Пейзажные картины Дефо рисует также лаконично, но они очень емки и точны. Например: «И вот, как-то тихим утром мы вышли на взморье, когда мы отплыли, поднялся такой густой туман, что мы потеряли берег из вида, хотя до него от нас не было и полуторы мили».

В этом описании нет пышных метафор и ярких эпитетов, но все слова точно воссоздают обстановку.

Язык Дефо строг и часто носит деловой характер. В романе часто встречаются и чисто канцелярские обороты, например: «В виду вышеизложенного…».

Дефо в «Робинзоне Крузо» высказал прогрессивные идеи. Он оптимистически расценивал человеческую жизнь. Источник этого оптимизма Дефо видел прежде всего в трудовой, активной деятельности человека. Он считал, что культура и цивилизация улучшат жизнь человека и обогатят ее.

Поэтому он резко расходился во взглядах на историю человечества со многими своими современниками. Дефо решительно отрицал возврат к прошлому и отстаивал прогресс.

Он художественно выразил предприимчивость буржуазии периода первоначального накопления и в то же время показал занятого трудовой деятельностью реального человека, его горести и радости.

Приключенческий сюжет романа не помешал ему просто и реально описать будничные, повседневные явления. Жизненно убедительная мотивировка поступков героя, простота и естественность стиля — все это характерно для своеобразного произведения Дефо.

Первая часть «Робинзона Крузо» наиболее поэтична. Дефо проявил в ней яркий и необычный талант художника слова. Эта часть романа принесла автору широкую известность. Успех побудил Дефо написать продолжение романа.

Обратите внимание

Сравнительно за короткий срок он создал еще две части: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее его путешествие по трем частям света, написанные им самим» (1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720).

В этих частях Дефо описывает путешествия Крузо по Индии, Китаю, Сибири и другим странам, его возвращение на остров, основание на нем колонии и смуту, которую там организовал моряк Аткинс и его сообщники. Робинзон усмирил бунтовщиков. На Острове воцарился мир. Все колонисты начали жить на основе принципов составленного ими договора.

Несмотря на то что две части, продолжившие повествование о жизни Крузо, в художественном отношении были значительно слабее первой, роман в целом оказал большое влияние на творчество писателей разных стран и веков.

Жан-Жак Руссо назвал «Робинзона Крузо» «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и. в своем «Эмиле» рекомендовал этот роман как полезную и нужную книгу.

Прочитав роман Дефо, он писал: «Эта книга будет первой, которую прочтет мой Эмиль; она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займет в ней почетное место».

Белинский отмечал реалистичность этого, казалось бы, фантастического романа.

В XVIII и XIX веках появилось очень много «робинзонад», написанных под явным влиянием Дефо. Все они в идейно-художественном отношении были слабее романа Дефо и выражали субъективные взгляды отдельных писателей на возможность существования единичных и обособленных хозяйств.  

Источник: http://www.winstein.org/publ/10-1-0-356

Дефо «Робинзон Крузо» – анализ – Русская историческая библиотека

В 1719 г. выходит первый и самый знаменитый роман Даниэля Дефо – «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Своего главного героя автор представляет человеком добропорядочным и честным, воплощением «здравого смысла», стойкости и трудолюбия.

По сюжету книги Робинзон заброшен на необитаемый остров. Он оказывается один на один с природой. И здесь начинается история, которая придала роману его непреходящее значение.

Жизнь и Удивительные Приключения Робинзона Крузо. Фильм 1972 г.

Все положительные качества героя – его предприимчивость, упорство в достижении цели, неутомимая энергия находят теперь настоящее приложение. Он строит хижину, расширяет пещеру, выдалбливает лодку, возводит стены на случай обороны от дикарей, приручает коз, возделывает землю, чтобы из горсти зерна вырастить первый урожай.

Важно

Затруднения, препятствия и прямые опасности подстерегают его на каждом шагу: солнце сжигает его первый посев, птицы и звери растаскивают зерно, землетрясение угрожает засыпать его пещеру, и, наконец, след людоеда на песке напоминает об опасности нападения. Но Робинзон не падает духом, он трезво оценивает каждую опасность и вовремя предотвращает ее.

Одинокий человек на одиноком острове, он словно повторяет путь человечества: охотник, скотовод, земледелец, позднее рабовладелец и, наконец, хозяин маленькой колонии. Подробно, со всеми деталями, называя точные цифры, автор разворачивает перед нами историю созидательных усилий героя.

Сильные руки его в соединении с практическим разумом творят чудеса. Захватывающий рассказ о робинзонаде звучит как восторженный гимн человеческому труду и человеческому разуму. Впервые в истории литературы тема труда стала центральной темой большого художественного произведения.

В книге Дефо громко прозвучала вера в человека, в его творческие возможности, в силу его рук и ума.

Дефо представляет своего оказавшегося вне общества героя «естественным человеком». Трудовой подвиг Робинзона принес роману мировую славу. На долгие годы «Робинзон Крузо» стал одной из любимых детских книг. Жан-Жак Руссо считал, что «Робинзон Крузо» – это первая книга, которую следует прочесть каждому ребенку, едва он научится читать по букварю.

В истории английской литературы XVIII в. произведение Дефо стало значительной вехой на пути к реализму. Материальный мир стоит в центре внимания героя и автора и рисуется обстоятельно, предельно конкретно.

Эта точность описания создаёт иллюзию полного правдоподобия описываемых Дефо событий, словно это не роман с вымышленной историей, а кусок самой жизни – недаром на титульном листе было обозначено, что жизнь и приключения героя написаны им самим.

Так сочетаются в этом романе правдивость изображения обстановки с условностью самого сюжета. Ведь по замыслу и значению это философский роман, просветительская притча о Человеке, который может и должен подчинить себе природу.

Совет

Робинзон открывает собой галерею энергичных, активных героев, которыми так богата оптимистическая (возможно, даже сверх меры) литература европейского Просвещения.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5933-defo-robinzon-kruzo-analiz

Анализ романа Даниеля Дефо “Робинзон Крузо”

Иллюстрация к роману “Робинзон Крузо”

В 1719 году известным Английским журналистом Даниелем Дефо был опубликован знаменитый на весь мир приключенческий роман “Робинзон Крузо”. История создания произведения основывается на реальных событиях.

Один из капитанов вернувшись, домой привез собой парня, который был брошен на необитаемом острове. Парень рассказал, что в соре с капитаном его высадили на острове, дав ему ружье с порохом и библию. На необитаемом острове он провел четыре с половиной года. Он был совсем одичавший и странно себя вел.

Читайте также:  Образ доктора пирогова в рассказе куприна «чудесный доктор»

 

Историю о парне, Дефо прочитал в отчете о плаванье капитана Роджерса Вудса. Это история и вдохновила писателя на создание столь интересного романа.

Но отличие жизненной истории от истории Даниеля Дефо заключается в том, что его герой не одичал, а наоборот постоянно совершенствовался, чтобы выжить и не сойти сума. На момент публикации “Робинзона Крузо” журналисту уже исполнилось 60 лет, и на его счету было опубликовано более 300 произведений.

Но данная история про Робинзона принесла ему необычайный успех, вдохновленный овациями читателей, он создал продолжение приключенческой истории про Робинзона Крузо. 

Сюжет произведения “Робинзона Крузо” понравился не только читательской публике, но и многим писателям, которые создали свои пародии на рассказ.

Как только они не переписывали, у одних герой боролся за жизнь и мечтал о доме, у других наоборот, герой предпочел слиться с природой и получал наслаждение от уединения от суетливого города.

Но Даниель Дефо всегда остается отцом идеи о приключениях Робинзона Крузо.

Образ героя в одноимённом рассказе, про Робинзона Крузо Дефо выбрал не случайно, так как в тот период Англия была ведущим морским государством. Мареком было быть не только престижно, но на этом можно было и заработать.

Крузо был юношей, который мечтал о путешествиях, но повзрослев, он предпочел разбогатеть. В то время реально можно было разбогатеть за пределами Англии, но также можно было и разорится. Крузо после удачной экспедиции решается перевести рабов из Африки, за что планировал выручить хорошую сумму денег.

В погоне за прибылью и неправильных действий его корабль разбивается.

Обратите внимание

Дальше уже идет начало его выживание вдали от цивилизации. Урок выживания, который нам преподает автор, не был усложнен полным одиночеством и отсутствием орудием труда.

После катастрофы ему удалось спасти часть инвентаря с корабля, где было даже ружье с порох, а его одиночество разнообразил дикарь, по имени Пятница.

Благодаря необходимому инструменту ему удалось облегчить свое пребывание на острове.

Главной сложностью, которой Робинзону пришлось столкнуться это борьба с последствиями отрыва от цивилизации. Чтобы не одичать, Робинзон постоянно работал, чем также обеспечивал себя комфортными условиями проживания.

Дефо изобразил труд полезной и необходимой деятельностью человека, что на тот момент считалось наказанием. Тяжёлый труд выполняли только рабы и люди без титулов, а в библии говорилось, что бог наказал человека трудом и выгнал с эдема.

Так, что такая форма представления труда была толерантной по отношению к трудящемуся народу.

Просветительский роман “Робинзон Крузо” заслужил особое место среди мировой литературы, он не только интересен читателям, но и стал толчком для многих работ других писателей. А его правдоподобие, достигшее описанием мельчайших подробностей, делает роман еще более захватывающим.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-romana-defo-robinzona-kruzo.html

Отзыв о книге “Робинзон Крузо” Даниэля Дефо: анализ и характеристика :

Отзывы о книге “Робинзон Крузо” позволяют получить полноценное представление об этом произведении. Это знаменитый роман англичанина Даниэля Дефо, который впервые увидел свет в 1719 году. Его главная тема – нравственное возрождение человека в общении с природой. Книга основана на реальных событиях. В похожей ситуации оказался шотландский боцман Александр Селькирк.

Создание романа

Отзывы о книге “Робинзон Крузо” собраны в этой статье. Они позволяют узнать, чему был посвящен этот роман, который сегодня многие считают первым в литературе эпохи Просвещения.

К моменту написания этого романа за плечами у Даниэля Дефо были уже несколько сотен произведений. Многие из них так и не удалось распознать, потому что автор часто пользовался псевдонимами.

Основа произведения

В отзывах о книге “Робинзон Крузо” часто упоминается, что в основу произведения положена реальная история, которую одному британскому журналисту поведал капитан Вудс Роджерс. Дефо же, скорее всего, прочитал ее в газетах.

Роджерс рассказал о том, как матросы бросили на необитаемом острове в Атлантическом океане его помощника Селкирка, который отличался крайне буйным и неуравновешенным характером.

Он поссорился с капитаном и командой, за это его высадили, снабдив ружьем, запасом пороха и табака и Библией. В одиночестве он провел почти четыре с половиной года.

Когда его отыскали, он был облачен в козлиные шкуры, выглядел чрезвычайно диким.

Важно

От долгих лет в одиночестве он полностью разучился разговаривать, а всю дорогу до дома прятал в разных местах корабля сухари. Потребовалось много времени, но его все-таки сумели вернуть в состояние цивилизованного человека.

Главный герой Дефо сильно отличается от своего прототипа. Автор, конечно, значительно приукрасил ситуацию, отправив Робинзона на необитаемый остров на целых 28 лет. Причем за это время он нисколько не утратил своего человеческого облика, а смог приспособиться к жизни в одиночестве.

Поэтому в отзывах о книге Дефо “Робинзон Крузо” часто отмечается, что это роман является ярким примером оптимистичного произведения, придающего читателю сил и энтузиазма. Главное, что эта книга остается неподвластной времени, для многих поколений роман стал любимым произведением.

В каком возрасте читают роман?

Сегодня стоит признать, что в основном этот роман читают в подростковом возрасте. Для молодых людей это в первую очередь увлекательная приключенческая повесть. Но не стоит забывать, что в книге ставятся важные литературоведческие и культурологические проблемы.

В книге герою предстоит решить множество нравственных вопросов. Поэтому полезно, что роман читают именно подростки.

В самом начале своей жизни они получают качественную “прививку” от подлости и цинизма, от героя Дефо узнают, что деньги – не главное в этой жизни. Ведь одну из ключевых ролей в произведении играет преображение главного героя.

Он из заядлого путешественника, который главным в своей жизни видел обогащение, превращается в человека, сильно усомнившегося в необходимости денег.

Знаковым в этом плане является эпизод в начале романа, когда героя только выбрасывает на необитаемый остров. Корабль, на котором он плыл, разбился неподалеку, до него можно без особого труда добраться.

Главный герой запасается всем, что может ему понадобиться на острове. Припасами, оружием, порохом, инструментами.

В одну из своих поездок на корабль Робинзон обнаруживает бочонок, набитый золотом, и рассуждает, что легко променял бы его на спички или другие полезные вещи.

Характеристика героя

Характеризуя главного героя, стоит отметить, что в самом начале Робинзон предстает перед нами образцовым английским предпринимателем. Он является воплощением типичного представителя буржуазной идеологии. К концу романа он превращается в человека, который главным в своей жизни считает созидательные и творческие способности.

Рассказывая о юности главного героя, автор отмечает, что Робинзон с юности грезил морем, как и многие мальчишки его поколения. Дело в том, что Англия в то время была одной из ведущих морских держав в мире.

Совет

Поэтому профессия моряка была почетной, популярной и, что немаловажно, высокооплачиваемой. Стоит признать, что в своих странствиях Робинзоном движет исключительно желание обогатиться. Он не стремится поступить на судно матросом и изучить все премудрости морского дела.

Вместо этого он путешествует в качестве пассажира, стремясь при первой же возможности стать успешным торговцем.

Анализ романа

Анализируя этот роман, стоит отметить, что он стал первым просветительским романом в литературе. Именно этим он вошел в историю искусства. В то время труд многими воспринимался как наказание и нежелательная необходимость. Корни этого лежат в извращенной трактовке Библии. В то время считалось, что Бог именно трудом наказал потомков Адама и Евы за то, что они ослушались его приказаний.

Даниэль Дефо – первый автор, у которого труд становится основой деятельности человека, а не только средством добычи (заработка) самого необходимого. Это соответствовало в то время настроениям, которые существовали в среде пуританских моралистов. Они утверждали, что труд – это достойное занятие, которого не стоит стыдиться или избегать. Именно этому и учит роман “Робинзон Крузо”.

Прогресс главного героя

Читатель может проследить за прогрессом в развитии главного героя. Оказавшись на необитаемом острове, он сталкивается с тем, что практически ничего не умеет. Только со временем, преодолевая многие неудачи, осваивает, как выращивать хлеб, ухаживать за домашними животными, плести корзинки и строить надежное жилище. Все это он постигает методом проб и ошибок.

Для Робинзона труд становится спасением, которое помогает ему не только выжить, но и вырасти духовно.

Особенности персонажа

В первую очередь Робинзон Крузо отличается от других литературных персонажей того времени отсутствием крайностей. Он герой, который полностью принадлежит действительному миру.

Его ни в коем случае нельзя назвать мечтателем или фантазером, как Дон Кихота Сервантеса. Это расчетливый человек, который знает цену деньгам и труду. Он как рыба в воде в практическом хозяйствовании. При этом он достаточно эгоистичен. Но эта черта понятна большинству читателей, она направлена на буржуазный идеал – личное обогащение.

Чем же так нравится этот персонаж читателям уже на протяжении нескольких веков? В этом главная тайна того просветительского эксперимента, который поставил на страницах своего романа Дефо. Для современников автора интерес описываемой ситуации в первую очередь состоял в исключительности положения, в котором оказывался главный герой.

Основные черты этого романа – правдоподобие и его максимальная убедительность. Даниэлю Дефо удается достичь иллюзии достоверности с помощью большого количества мелких деталей, которые, как кажется, просто нельзя выдумать.

Отзывы читателей

В отзывах о книге “Робинзон Крузо” большинство читателей с удовлетворением отмечают, что эта книга в школе предназначена именно для летнего чтения. Это один из самых ярких воспитательных романов в литературе.

В отзывах о книге “Приключения Робинзона Крузо” читатели пишут, что это очень увлекательный роман, посвященный такой непростой теме, как воспитание. Ведь воспитывать, а тем более мотивировать подростков особенно трудно. Дефо справляется с этой задачей блестяще, хотя, конечно, он ее перед собой не ставил.

Даже в кратком отзыве о книге “Робинзон Крузо” утверждается, что это книга, которая, как никакая другая, заставляет ценить то, что есть у человека. В этом, пожалуй, ее главная ценность.

Обратите внимание

Многие отзывы о книге Даниэля Дефо “Робинзон Крузо” посвящены тому, что это произведение помогает сформировать личность своего читателя. Герой демонстрирует на собственном примере, как можно кардинально измениться, какие ценности в этом мире действительно важны.

К тому же в отзывах про книгу “Робинзон Крузо” часто отмечают, что в ней описан один из самых реальных и действенных способов того, как человек может прийти к Богу, оставшись в одиночестве.

Ведь иногда это единственный выход. В рецензиях на “Робинзона Крузо” Дефо критики часто писали, что герой без лишней бравады четко осознает, что этом мире существует некий смысл.

Пусть и не совсем ему пока ясный.

Отзывы о книге “Робинзон Крузо” лишний раз доказывают, что это один из бриллиантов мировой литературы.

Источник: https://www.syl.ru/article/348187/otzyiv-o-knige-robinzon-kruzo-danielya-defo-analiz-i-harakteristika

Творческий путь Дефо. «Робинзон Крузо» : проблематика, поэтика

Творческий путь Дефо.

  • Литературную деятельность Д. начал рано политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик-публицист и выдающийся идеолог буржуазии. Писал на разные политические темы. Один из первых англ. журналистов.
  • Начиная с 1690-х годов Дефо выступает в печати как поэт-сатирик и публицист в защиту нового строя, против изживших себя феодальных установлений. Замечательным образцом публицистики Дефо может служить его «Опыт о проектах» (1697). Автор трактата, размышляя о путях совершенствования существующего социального порядка, выдвигает ряд идей о реформах в области коммерции и финансов, предлагает создать общество «для поощрения наук», настаивает на необходимости женского образования. Оставаясь приверженцем конституционных буржуазных свобод, Дефо вместе с тем — особенно в ранней своей публицистике — нередко апеллирует к авторитету народных масс и выступает от их имени.
  • Воинствующе-демократический дух, присущий лучшим памфлетам Дефо, пронизывает и его знаменитую стихотворную сатиру «Чистокровный англичанин» (1701). Поводом к ее написанию послужила разгоревшаяся в эту пору полемика между тори и вигами о праве Вильгельма III, голландца по происхождению, на английский престол. Сатира Дефо была резкой отповедью торийской реакции, мечтавшей о реставрации абсолютной монархии и полагавшей, что чужеземец Вильгельм Оранский не может быть королем «чистокровных англичан». Доказывая, что английская нация исторически возникла в результате смешения множества разных народностей, и называя Англию «сточной ямой всей Европы», Дефо высмеивает претензии английской знати на чистоту происхождения, развенчивает как фикцию понятие «чистокровный англичанин» и противопоставляет обманчивому блеску продажных дворянских титулов величие, основанное на личных заслугах.
  • Тюрьма и очередное банкротство подточили его нравственные силы. Выйти на волю ему удалось лишь заключив компромисс с властями. В течение долгих лет он вынужден был выполнять тайные поручения правительства. Журналистско-публицистическая деятельность Дефо и после 1703 г. продолжает носить прогрессивный характер, однако утрачивает былой радикализм: обличительные мотивы в его творчестве оттесняются на задний план, уступая место прославлению частной буржуазной инициативы, торговой экспансии, экономического процветания.
  • Вопросам торговли и экономики посвящены десятки сочинений Дефо. Дефо-газетчик умеет заинтересовать читателя броским заголовком, увлечь его смелым проектом, сенсационным сообщением, всевозможными «тайными историями». При этом самый дерзкий вымысел выглядит в интерпретации Дефо вполне правдоподобным, самое невероятное событие предстает как реальный и будничный факт. Эта изумительная способность автора вызывать у читателя иллюзию достоверности, документальности повествования сказалась впоследствии и в его беллетристике.
Читайте также:  Огэ определения понятий (материал к сочинению 15.3)

Суровая школа жизни, которую прошел Дефо, его кипучая разносторонняя деятельность, богатейший журналистский опыт подготовили рождение Дефо-романиста. Писателю было 59 лет, когда он опубликовал первый и самый замечательный свой роман, в веках прославивший его имя. То были «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» (1719).

«Робинзон Крузо» : проблематика.поэтика.

Книга Дефо появилась на гребне мощной волны литературы о путешествиях, захлестнувшей Англию того времени, — подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, Дневников, путевых заметок удачливых купцов и прославленных мореходов.

Однако как бы разнообразны и многочисленны ни были источники «Робинзона Крузо», и по форме, и по содержанию роман представлял собой явление глубоко новаторское.

Творчески усвоив опыт предшественников, опираясь на собственный журналистский опыт, Дефо создал оригинальное художественное произведение, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.

Замысел «Робинзона Крузо» был подсказан Дефо действительным происшествием: в 1704 г.

шотландский моряк Александр Селькирк, поссорившись с капитаном корабля, высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия и четыре с лишним года вел отшельническую жизнь на острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока его не подобрало проходившее мимо судно под командой Вудса Роджерса. С историей Селькирка Дефо мог познакомиться по книге Роджерса «Плавание вокруг света» (1712) и по очерку Стила в журнале «Англичанин» (1713).

Дефо берет из этого фабулу, но вкладывает туда другой смысл. Робинзонада – выражение просветительских идей. Дефо производил просветительский эксперимент над «человеческой природой», подвергал ее своеобразному испытанию, стремился уяснить себе и своим читателям решающие факторы выживания человека в этой чрезвычайной ситуации.

            Форма повествования – от 1 лица вызывает больше доверия. Робинзон – обычный человек, читатель в нем может узнать себя (новый образ героя).

В островном эпизоде романа, этой героической летописи «трудов и дней» Робинзона, автор опоэтизировал историю многовековой борьбы человека за существование, прославил несокрушимую силу его мысли, познающей и покоряющей природу, воспел стихию свободного созидательного труда.

Важно

Труд и напряженная работа мысли помогают герою не только выжить, но и не одичать, не впасть в безумие, сохранить человеческий облик. Именно труд и творческая деятельность разума составляют, по убеждению писателя, основу преобразования мира и духовного возвышения человека.

Дефо воплотил в романе типично просветительскую концепцию истории человеческого общества.

Жизнь его героя на острове в обобщенном, схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации:

вначале Робинзон — охотник и рыболов,

потом — скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец. Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского «общественного договора».

Робинзон — труженик, но вместе с тем он и «образцовый английский негоциант». Весь склад его мышления характерен для британского буржуа начала XVIII в.

Он не брезгует ни плантаторством, ни работорговлей и готов отправиться на край света, гонимый не столько беспокойным духом исканий, сколько жаждой обогащения. Он бережлив и практичен, старательно копит материальные ценности.

Собственническая жилка проявляется и в отношении героя к природе: экзотически прекрасный уголок земли, в который забросила его судьба, он описывает как рачительный хозяин, составляющий реестр своего имущества.

Даже свои отношения с Богом Робинзон строит по принципу делового договора, в котором «добро» и «зло», словно статьи прибылей и убытков, с бухгалтерской точностью уравновешивают друг друга.

Совет

Как и подобает буржуа-пуританину, герой Дефо охотно обращается к Библии, а в трудные минуты апеллирует к Богу. Однако в целом его религиозность носит весьма умеренный характер.

Сенсуалист-практик локковской школы, привыкший во всем полагаться на опыт и здравый смысл, постоянно одерживает в нем верх над пуританином-мистиком, уповающим на благость провидения.

Интересны в романе беседы Робинзона с Пятницей о религии: «естественный человек» Пятница, предвосхищая вольтеровского «Простодушного», своими наивными вопросами без труда ставит в тупик Робинзона, вознамерившегося обратить его в христианство.

Подробно раскрывая в романе отношения между Робинзоном и спасенным им от каннибалов Пятницей, Дефо стремится подчеркнуть благородную цивилизаторскую миссию английской буржуазии.

В его изображении Робинзон хотя и превращает молодого дикаря в покорного слугу, однако обращается с ним мягко и гуманно, приобщает его к благам духовной и материальной культуры и обретает в нем благодарного и способного ученика.

Явно идеализируя образ Робинзона, автор как бы преподает урок европейским колонизаторам и работорговцам, учит их гуманному обращению с туземцами, осуждает варварские методы покорения диких племен.

Герой Дефо неожиданно оказывается учеником просветительской философии XVIII в.: он — космополит и предоставляет испанцам равные права с англичанами в своей колонии, он исповедует веротерпимость, уважает человеческое достоинство даже в «дикарях» и сам исполнен гордым сознанием личного превосходства над всеми самодержцами земли.

«Робинзон Крузо» множеством нитей связан с философскими идеями Джона Локка: по существу, вся «островная робинзонада» и история робинзоновой колонии в романе звучат как беллетристическое переложение трактатов Локка о правлении.

Сама тема острова, находящегося вне контактов с обществом, за два десятилетия до Дефо уже была использована Локком в его философских трудах.

С Локком сближают Дефо и воспитательные идеи о роли труда в истории человеческого рода и становлении отдельной личности. Руссо недаром называл роман Дефо «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и отводил ему самое почетное место в библиотеке своего юного героя («Эмиль, или О воспитании», 1762).

Обратите внимание

Бесхитростная история о том, как Робинзон построил свою хижину, как обжег первый кувшин, как выращивал хлеб и приручал коз, как соорудил и спустил на воду лодку, на протяжении без малого трех столетий продолжает волновать воображение читателей всех возрастов.

Она и поныне не утратила своего огромного воспитательного значения для детей и юношества.

Исключительность ситуации, в которую поставил своего героя Дефо, изъяв его из мира денег и поместив в мир труда, позволила автору наиболее ярко высветить в характере Робинзона те его качества, которые проявляются в свободной от торгашеских расчетов, общечеловеческой по своей сути, творческой, созидательной его деятельности. Пафос познания и покорения природы, торжество свободного человеческого труда, разума, энергии и воли к жизни придают книге Дефо необыкновенную свежесть, поэтичность и убедительность, составляют тайну ее обаяния и залог ее бессмертия.

Проблемы:

Жизнь человека в экстрим. условиях, вера, воспитание (Пятница), подчинение природы(окультуривание её),рациональный подход Робинзона ко всему.

ФАБУЛА

В 1 раз без ведома родителей он уплывает из Гулля в Лондон. Корабль тонет, моряков подбирает шлюпка с соседнего судёнышка. На берегу Р. снова испытывает мимолётное искушение внять суровому уроку и вернуться в родительский дом, но «злая судьба» удерживает его на избранном гибельном пути.

В Лондоне он знакомится с капитаном корабля, готовящегося идти в Гвинею, и решает плыть с ними. Их судно захватывает турецкий корсар, Р, словно во исполнение мрачных пророчеств отцa, проходит тяжёлую полосу испытаний, превратившись из купца в «жалкого раба» капитана разбойничьего судна. Побег. Он оказался в Бразилии.

Там живет спокойно, добивается той самой «золотой середины», но ему это надоедает, его это тяготит, плантаторы задумали тайно привести невольников из Гвинеи и предложили Р. поучаствовать в этом, в жажде приключений он соглашается. Отплывает он ровно в тот день, когда исполняется 8 лет со дня первого побега из дома.

Корабль терпит крушения. Чудом не добитый настигающими волнами Р. выбирается на сушу. Он спасся один.

Первую ночь проводит на дереве. Затем убедившись, что остров необитаемый (не обошлось без скорби, порицаний себя, и прочего, конечно же) он начинает обустраиваться. Сначала перевез всё, что мог с корабля, затем начинает приспосабливаться.

Важно

Жилье, начинает охотиться (козы), затем сажать культуры (пшеница), скотоводство (все те же козы), ремесло (глиняная посуда), дача в лесу. Все это время его не оставляла мысль построить плот, лодку, что-нибудь и покинуть остров. Но вечно что-то не получалось.

Он никогда не давал себе отдохнуть, параллельно всему, что он научился делать на острове, он и духовно обогатился. У него была Библия. Он поверил в Бога. Молился. Он узнает о дикарях, прожив несколько лет на своем острове.

Они приезжали на его остров из соседнего, где сами жили, чтобы полакомиться врагами. Каннибализм. Сначала он их боялся, потом понял, что они не исследуют остров никогда. Р. мечтает спасти предназначенного «на убой» дикаря, рассуждая в привычных категориях: «приобрести слугу, а может быть, товарища или помощника».

Он полтора года строит хитроумнейшие планы, но в жизни, как водится, все выходит просто: приезжают каннибалы, пленник сбегает, одного преследователя Р. сваливает прикладом ружья, другого застреливает насмерть.

Пятница (так назвал спасенного) был очень хорошим, они подружились, привыкли к друг другу. Р. научил его англ.яз., вере в истинного Бога и прочим человеческим штукам. Затем они спасли пленников-испанцев от дикарей. Там очень много всяких интриг и стрельбы.

Короче в итоге они с Пятницей в Англии оказались. 28 лет Р. прожил на острове, родители давно умерли, но ещё жива добрая приятельница, вдова его первого капитана.

В Лисабоне он узнает, что все эти годы его бразильской плантацией управлял чиновник от казны, и, поскольку теперь выясняется, что он жив, ему возвращаются все доходы за этот срок.

Состоятельный человек, он берет на своё попечение двух племянников, причём второго готовит в моряки. Наконец Робинзон женится (ему шестьдесят один год) «небезвыгодно и вполне удачно во всех отношениях». У него два сына и дочь.

Источник: https://students-library.com/library/read/44320-tvorceskij-put-defo-robinzon-kruzo-problematika-poetika

Ссылка на основную публикацию