Петербургские образы в романе «преступление и наказание» (ф. достоевский)

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

<\p>

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского.

Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.

Обратите внимание

Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной.

Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя.

Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь».

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние.

Важно

Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей.

Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения.

Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри.

Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы.

Совет

Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.
Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/obraz-peterburga-v-romane.html

Образ Петербурга в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями.

Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота.

Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту.

Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!».

Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли.

В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжелые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его теорией.

Обратите внимание

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы ее хозяйки, изображается комната Сони Мармеладовой. Ее комната «походила как будто на сарай», по форме напоминала уродливо неправильный четырехугольник, окна выходили на канаву. Потолок был низок, а двери наглухо заперты.

Они имеют символическое значение по отношению к ее судьбе, ведь эта девушка достойна лучшей участи, но из-за нищеты и необходимости помогать Екатерине Ивановне и ее детям Соня вынуждена зарабатывать деньги унизительным и противным ей путем – единственным, который может предложить ей петербургская жизнь, расходившаяся с мировоззрением героини, но поглотившая ее.

На страницах романа Достоевского мы находим образ больного города. Ведь большинство его жителей больны или физически, или психически.

Раскольников бесспорно страдает нервным расстройством, мучается кошмарами, чувствует сильное недомогание из-за лихорадки. Екатерина Ивановна умирает вследствие чахотки.

Мать Раскольникова Пульхерия Александровна после ареста сына пребывала «не в здравом состоянии рассудка», потом у нее началась горячка, от которой она скончалась.

Характерной чертой, по которой читатель может узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, нездоровый желтый цвет. У старухи-процентщицы была небольшая комната с желтыми обоями и очень старой мебелью желтого дерева.

Комната Сони была обклеена «желтоватыми, обшмыганными и истасканными» обоями. В квартире у Порфирия Петровича также находилась мебель желтого дерева.

О постоянном, непробудном пьянстве свидетельствовало желтое, даже слегка зеленоватое лицо Мармеладова и испитое, опять же с желтым оттенком лицо женщины-самоубийцы.

Важно

Подобные детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа.

Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу».

Это происходит с ним в реальном времени. Но столь же правдоподобно рисуется и его бред: ему кажется, что он слышит «вой, вопли, скрежет, слезы, побои и ругательства», чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, что он не раз и наяву был свидетелем подобных сцен.

Увидев страшный сон, герои романа не сразу осознают – было ли это на самом деле, или привиделось в кошмаре.

В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

Перед всеми героями романа северная столица – это «немой и глухой» город, подавляющий все живое. В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

(13 votes, average: 3.69

Источник: https://school-essay.ru/obraz-peterburga-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

Петербург является местом основных событий в романе «Преступление и наказание».


Как известно, Петербург во времена Достоевского являлся столицей Российской Империи. 

В 1860-е года обстановка в Петербурге не была вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин «непристойного поведения» (Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). 
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирал популярность нигилизм, «модное безверие» (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

Петербург времен Достоевского — это центр всех «новостей, реформ и идей» страны:

«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…» (Лужин о Петербурге)

По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:

«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…» (Свидригайлов о Петербурге)

Свидригайлов считает Петербург городом «полусумасшедших»:

«…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. 

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…» (Свидригайлов о Петербурге)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается «толкотня»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…» 

«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.» 

Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся «громадными, теснящими и давящими»: 

«…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» 

Совет

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом говорит Разумихин:

«…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…» (Разумихин сестре и матери Раскольникова)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например, Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

Читайте также:  Психологизм в рассказе чехова «о любви»

«…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…» (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. В районе Сенной много «грязи, вони и гадости», по мнению Раскольникова: 

«Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…»

«…в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся.»
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных. В этой части города в любое время дня можно увидеть много пьяных:

«Близость Сенной, обилие известных заведений…» 

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…» 

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.»  

«Он находился на -ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.»

В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с «зараженным воздухом»:

«…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..»

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»
Состоятельные горожане летом живут на дачах за городом, а бедное население вынуждено дышать «вонючим» воздухом летнего Петербурга:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…»  

Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде «коммуналок»). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в «доходном доме» Амалии Ивановны Липпевехзель.

В подобных «доходных домах» жилье сдается без кухни, поэтому квартиранты не готовят себе еду. Обычно хозяева дома сами обеспечивают жильцов обедами. Так, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже лишается питания из-за долгов за квартиру. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

«…(как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.)…»

«Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…» 

«Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.»

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков, чтобы добраться в то или иное место:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…»

«…и полуразвалившиеся извозчики.»  

«Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…»

Это был цитатный образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах.

Смотрите: 

Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/02/obraz-peterburga-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Среди остальных образов романа очень сильно выделяется сам город. Литературоведы называют его не просто локацией, местом действия романа, а героем, почти полноправным.

Автор романа вкладывает в уста Свидригайлова размышления о Петербурге. О его влиянии на внутренний мир людей, жителей и гостей города.

В разговоре с Раскольниковым, Свидригайлов замечает, что редко где найдется столько резких, мрачных и странных влияний на человека и его душу, как в Петербурге.

 Создавая образ своего Петербурга, Достоевский продолжает тему, затронутую другим литератором – Некрасовым. Например, можно обратить внимание на разговор Родиона с незнакомцем о шарманщиках.

Роман очень хорошо воссоздает элементы быта города шестидесятых годов девятнадцатого века. Рассуждая об особом настроении, связанным с шарманкой и снегопадом, Раскольников  обращает внимание на блистающие фонари с газом. Это говорит нам об освещенности центра российской столицы газовыми ламами.

Так же, в сцене после убийства Лизаветы, можно видеть еще одну интересную деталь, которая присутствует в быте горожан – ведро наполненное водой наполовину.

Дело в том, что в середине девятнадцатого века в Санкт-Петербурге еще не было системы непрерывного водоснабжения, жителям приходилось брать воду из колодцев или при помощи водовозов.

Обратите внимание

Находясь в трактире, герой просматривает заголовки свежих газет. В заметках можно видеть актуальные новости, но, среди прочих, стоит обратить внимание на новость о многочисленных пожарах.

Как писали современники, в то время пожары в Петербурге приобрели ужасающий размах, и наводили на людей сильный ужас. Так же в тексте нашли свое отражение коммуны.

На тот момент это было в новинку, недаром в самом романе о коммунах рассуждает прогрессивный Андрей Семёнович.

Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание рассуждение

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание  занимает особенное место среди всех образов романа.  Образ Петербурга используется в романе для того, чтоб читателям легче было понять те или иные поступки героев романа.

Город наделен темными красками. Он  сумрачный мучительный, враждебный.  Его заселяют ремесленники, нищие, чиновники. В нем очень много  грязи, страшных переулков, в который каждый день происходят разные трагедии. Такие краски автор использует неспроста. Этот фон темных оттенков, где развивается все действие произведения, придает  роману ещё большей мрачности.

Но вместе с тем, Образ Петербурга в романе – это не просто серый фон мрачность, где что не день то новая  трагедия. Образ Петербурга, что-то вроде символа не благополучности, безнравственности, тесно переплетающиеся с происходящими событиями.

  Практически все, те действия, что показаны в романе, происходят в той части города, где живет в основном бедное население. Там где на каждом шагу пивные, в которых нищие заливают свое горе. Там же можно встретить  толпы пьяных, женщин, которые от тяжелой жизни бросаются с моста в реку.

Это царство безнравственности, нищеты, болезни, царство пьяных, бедных, психически больных людей.

Использованный пейзаж мрачности, связан с душевным состоянием автора. Своим душевным состоянием автор награждает главных героев романа.

  На страницах произведения образ больного города  используется для большей эффективности показать, что в нем каждый второй его житель болен, каждого второго  его жителя мучают кошмары. Вот, к примеру, Екатерина Ивановна, она умирает от чахотки.

Важно

А мать Раскольникова, после того, как ее сына арестовали, теряет рассудок, которая перешла в горячку и в результате стала причиной ее смерти.

Через образ Петербурга, автор показывает читателям, как живут в этой части города. Используя желтый цвет, как нездоровый цвет, например  комната с желтыми обоями, комната с желтой мебелью  или желтый цвет лица, признак опустошения, пьянства, самоубийц.

Выбранные эффекты ярко отражают всю напряженность, безысходность в атмосфере существования всех героев произведения.

Образ Петербурга в  романе —  образ трагичности. Его страшными темными улицами бродит главный герой произведения, который  видит вокруг только горе, искалеченные судьбы. Например, совсем юная девочка, которую подпоив, обманули или мещанка, которая от безысходности  в очередной раз пытается свести счеты с жизнью.

В городе, изображенным автором романа, жизнь имеет уродливость. Реальность  кажется кошмаром, а кошмар реальностью. В  ночь убийства Раскольников слышит вопли  доносившиеся с улицы, которые повторяются каждую ночь в одно и тоже время. И это все слышит герой романа в реальности.

Образ Петербурга в романе  тесно переплетается с реальными событиями. Здесь все связано, реальность, видения, вопли, кошмары. Из-за этого Петербург  предстает перед читателями, как город  сумасшедших.

Также автор подчеркивает, что здесь так много мрачного, странного, что влияет на человеческую душу. Предстоящее наводнение, по предсказанию Свидригайлов – это еще один кошмар, который город должен пережить,.

Образ Петербурга в романе – воплощение авторского протеста направленного на борьбу с существующей безнравственности против ненормально устроенного общества.

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание Достоевского

Сейчас читают:

  • Анализ романа Мастер и Маргарита сочинение
    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» несет глубокий философский смысл. Посвящен он многим «вечным вопросам», которыми люди задаются испокон веков. Однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь неприкословные истины.
  • Сочинение по пословице Язык мой – друг мой (4, 5 класс)
    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том
  • Сочинение на тему День рождения мамы
    Я очень сильно люблю свою маму. Она самая лучшая на свете. Мой любимый день в году – это день рожденья мамы. В этот день у нас в доме всегда много гостей. В этот день мама готовит шикарный стол.
  • Описание Тараса Бульбы внешность и портрет героя сочинение
    В своем произведении Николай Васильевич Гоголь рассказывает о событиях, происходящих в 17 веке во времена борьбы Украины за свою независимость. В этой повести описывается героизм и преданность своему государству и долгом перед народом,
  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение
    К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию «Горе от ума». В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.
  • Образ Хлестакова в комедии Ревизор сочинение 8 класс
    История этого произведения насчитывает без малого двести лет, а проблемы общества, затронутые в ней актуальны и по сей день. Как удалось Гоголю создать пьесу, сюжет и герои которой не устаревают

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo

Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский) | Литерагуру

(340 слов) Действие романа Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге грязно-желтого цвета.

Каждый его житель составляет единую картину мрачного города и передает атмосферу всей книги.

Мы понимаем, что у такого авторитетного классика не может быть случайностей, поэтому давайте обратимся к образам петербуржцев, активно и не очень участвующих в истории Раскольникова.

Все персонажи, безусловно, заслуживают нашего внимания. Не наблюдая красоты Петербурга, в котором и живет главный герой, Раскольников приходит к бесчеловечной теории об «обыкновенных и необыкновенных», вследствие чего решается на убийство.

Совет

Родион – умный, образованный молодой человек, вынужденный бросить учебу из-за бедности. Прогуливаясь по Сенной площади, он замечает других жителей Петербурга, старающихся залить свои страдания в местных кабаках.

Еще до того, как герой окончательно решается на преступление, в трактире он слышит разговор офицера со студентом, размышляющих о том же мотиве и «пользе» убийства старухи-процентщицы.

То есть еще в начале романа «мимо проходящие» петербуржцы Достоевского передают мысли Родиона, олицетворяют нищету города, раз рассуждения о последующем поступке Раскольникова мелькают в речи второстепенных персонажей.

После преступления к нему на помощь приходит Соня Мармеладова, девушка непристойной профессии. Несмотря на пьянство отца, нищету в семье и способ заработка, она чиста душой, но многих читателей продолжает смущать социальный статус истинной спасительницы преступника. Поначалу ее род деятельности смущает и семью Раскольникова, и несостоявшегося жениха Дуни Лужина.

Лужин – один из второстепенных героев романа, мелочный человек, подставляющий Сонечку и ложно обвиняющий ее в воровстве. Достоевский уделяет немало внимания этому расчетливому персонажу, озвучивая его устами теорию разумного эгоизма. Так, перед нами встает еще один петербуржец, из-за которого глубокий философский, интереснейший роман завернут в мрачную обложку.

Жители этого петербургского романа несчастливы, большинство судеб трагично сломлены. Например, развращенный деньгами помещик Свидригайлов наводит ужас на Раскольникова, хотя они «одного поля ягоды». От отчаяния он застреливается, так и не найдя спасения.

Может показаться, что даже добрые герои здесь обречены на гибель: ни в чем не виновная Лизавета, сводная сестра Алены Ивановны, оказывается случайной жертвой одержимого адской теорией Раскольникова. Погибают и Марфа Петровна, и Пульхерия Александровна.

Впрочем, благодаря некоторым образам романа (благородному Разумихину, справедливому и талантливому следователю Порфирию Петровичу), Петербург Достоевского не состоит из одних страданий и горестей.

Источник: https://LiteraGuru.ru/peterburgskie-obrazy-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-dostoevskij/

37. Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24) Вариант 1

Петербург — не фон,
на котором происходит действие романа,
а один из его героев, даже в какой-то
степени, соучастник преступления.

Образ создан
писателем на основании его личных
впечатлений. Скудные материальные
средства и бродячий дух писателя
заставля­ли его часто менять квартиры
— не в богатых районах столицы, а на так
называемых «серединных улицах», в
холодных угловых домах, лишенных всякой
архитектуры, где люди «так и кишат».
Герои Достоев­ского, как и сам автор,
сторонятся «пушкинских» парадных
кварталов.

Читайте также:  Нужно ли бороться с несправедливостью?

Основная черта,
которой Достоевский наделяет город, —
двой­ственность. Контрастом грязным
и душным улицам, пыльным пло­щадям,
выступает величественная и прохладная
Нева.

Обратите внимание

Даже солнце в городе появляется
только в момент заката, а днем его
присутствие ощущается через необычную
жару и духоту. Роман начинается с
опи­сания улиц Петербурга. «На улице
жара стояла страшная, к тому же духота,
толкотня, всюду известка, леса, кирпич,
пыль и та особая летняя вонь..

.» «Нестерпимая
вонь» и «страшная духота» постоянно
сопровождают Раскольникова. Ощущение
нехватки воздуха преследу­ет героя
и в его «каморке», и на улицах, и в тех
домах, «комнатах-кле­тушках», где он
оказывается.

Духота становится
олицетворением города, который, как
спрут, жестоко и безжалостно поглощает
душу человека. Город становится
воплощением социального зла, порока,
жестокости и насилия.

Неслучайно сцены
уличной жизни занимают столь значитель­ное
место в повествовании. Эта жизнь делает
людей враждебно настроенными друг к
другу, человеческие отношения теряют
дове­рительный характер. Между людьми
не может быть иных отношений, кроме
безразличия, звериного любопытства,
злорадной насмешки.

Описание улиц —
лишь часть образа города. Интерьеры
«петер­бургских углов» имеют не
меньшее значение для раскрытия образа
Петербурга.

Каморка Раскольникова,
«проходной угол» Мармеладова, «сарай»
Сони, отдельный номер в гостинице, где
проводит последнюю ночь Свидригайлов,
— это темные, сырые «гробы».

Обста­новка
комнат, удручающая нищета, царящая в
них, расширяют понятие города-спрута,
подчеркивают его противную человеческому
естеству болезненную сущность.

Отсюда
основным цветом романа становится
желтый цвет, который на страницах романа
приобретает значение некого символа
физического и нравственного нездоровья.
Описа­ние петербургских интерьеров
органично входит в художественную ткань
романа, помогает создать атмосферу
затхлости и болезненности и подчеркивает
противоестественность внутреннего
мира героев.

Все вместе: пейзажные
картины Петербурга, сцены его уличной
жизни, интерьеры «углов» — создают общее
впечатление города, ко­торый враждебен
человеку, теснит, давит его, создает
атмосферу безысходности, толкает героев
романа на скандалы и преступления.

Вариант 2

Толстой и Достоевский
— два величайших гения, силою своих
талантов они потрясли весь мир, они
обратили на Россию изумленное внимание
всей Европы, и оба встали, как равные, в
великие ряды людей, чьи имена — Шекспир,
Данте, Сервантес, Руссо и Гёте.<\p>

М. Горький<\p>

В истории мирового
романа Ф. М. Достоевскому принадлежит
одно из первых мест.

В литературу он
вошел как гениальный художник-гуманист,
исследователь человеческой души. Все
романы Достоевского — социально-философские
романы, в которых он ищет ответы на
мучающие его вопросы. В своих произведениях
писатель затрагивал очень значимые
проблемы, и, когда читаешь его романы,
невольно задумываешься над ними,
пытаешься сам найти на них ответ.

Не так
давно я прочитала один из романов
Достоевского «Преступление и
наказание». Этот роман — один из самых
сложных романов, наверное, во всей
литературе. «Преступление и наказание»
еще называют «петербургским романом».
Кроме Достоевского, образ Петербурга
в своих произведениях создавали и его
предшественники: Пушкин, Гоголь, Некрасов.
В творчестве А. С.

Важно

Пушкина звучат мелодии
чуть ли не всех литературных жанров:
сонеты и элегии, оды и послания, поэмы
и сказки, роман в стихах и повесть в
стихах, маленькие повести и трагедии,
драмы. Все это Пушкин освоил и оставил
в наследие, из которого выросла, возмужала
русская литература. И в каждом из этих
жанров — ломка устаревших канонов, смелое
новаторство.

И, естественно, что Пушкин
не мог оставить в стороне образ Петербурга,
который он очень любил и которым
восхищался. Петербург в начале XIX века
был одним из красивейших и богатейших
городов Европы. Его величавую и строгую
красоту воспел Пушкин в «Медном
всаднике».

<\p>

Люблю тебя, Петра
творенье,<\p>

Люблю твой
строгий, стройный вид,<\p>

Невы державное
теченье,<\p>

Береговой ее
гранит,<\p>

Твоих оград узор
чугунный,<\p>

Твоих задумчивых
ночей<\p>

Прозрачный
сумрак, блеск безлунный<\p>

Красуйся, град
Петров, и стой<\p>

Неколебимо, как
Россия…

<\p>

В этом произведении
Пушкин показывает нам «Петра творенье»
во всей его красе, но в то же время отразив
его двуличность. Пушкинский Петербург,
представший перед нами, — это нарядная
столица огромной империи, овеянная
историческими преданиями, сосредоточившая
в себе всю мощь страны и всю власть над
ней.

<\p>

Вслед за Пушкиным
в литературу вошел один из крупнейших
художников-реалистов — Н. В. Гоголь. Он
также не обошел образ Петербурга, написав
цикл повестей, объединенных одним
названием — «петербургских». Гоголь
углубляет в своих произведениях тему
двуликости «града Петрова».

Петербург
Гоголя — это город владельцев «роскошных
палат» и город жалких лачуг, в которых
селились нищие художники, бедные
чиновники и ремесленники. И эти два
Петербурга Гоголь сопоставляет и
сталкивает между собой.

Так в повести
«Невский проспект» мы встретим
чиновников с их женами, вышедшими на
прогулку, но во всей этой толпе не увидим
ни одного человеческого лица, а вместо
них «бакенбарды… пропущенные с
необыкновенным и изумительным искусством
под галстук, бакенбарды бархатные,
атласные, черные, как соболь или уголь…

«,
усы «никаким пером, никакой кистью
не изобразимые», тысячи шляпок и
платьев. Мы увидим выставку туалетов,
искусственные ненатуральные улыбки и
поймем, как пусты, ничтожны и низменны
все эти люди — высшие круги столичного
общества. За маскарадом этих туалетов,
платьев скрывается нечто низменное,
безобразное и бездушное.

И среди всего
этого блеска проносящихся карет Гоголь
рисует образ молодого художника
Пескарева, ищущего везде прекрасное.
Однако он не выдерживает столкновения
с ложью и лицемерием, с грязной
действительностью и погибает. В повести
«Шинель» Гоголь показывает, до чего
калечит душу и опустошает ее мир
чиновничества и денег.

Писатель
показывает, как глухи люди к чужому
страданию в этом ужасном, жестоком мире
чинов. В гоголевском Петербурге мы уже
не видим того «Петра творенья»,
которое воспел Пушкин, а видим город
лицемерия и лжи, где главное не человеческие
качества, а деньги и изысканность
внешности.<\p>

Некрасов продолжил
традиции Гоголя-реалиста.

Совет

Он писал
прозу, разную по жанрам и стилевым
особенностям. В своем произведении
«Петербургские углы», которое он
опубликовал в альманахе «Физиология
Петербурга», Некрасов сосредоточил
свое внимание на столичном «дне».
Здесь «натура» говорит сама за
себя, а это не только убогие квартиры,
но и сами жильцы, хозяйки.

Некрасов
показывает нам бессмысленность и
бесчеловечность жизни в «петербургских
углах».<\p>

Петербург
Достоевского — это уже далеко не пушкинский
город, это город с нечистыми переулками,
мрачными доходными домами, темными
дворами.

Конечно, Достоевский не мог
забыть о дворцах знати, созданных
известными зодчими, о прелестных парках,
просто герои его романов не видели всего
этого. Обитатели убогих квартир и углов
в трущобах Петербурга с опаской проходили
мимо роскошных домов, сторонились
Невского проспекта, они не видели красоты
пушкинского города.

<\p>

В «Преступлении
и наказании» Петербург является
своеобразным героем, действующим лицом,
городом, который душит, уничтожает все
лучшее в человеке, внушает безумные
идеи.

Так, например, вот каков летний
Петербург глазами Раскольникова,
главного героя романа: «На улице жара
стояла страшная, к тому же духота,
толкотня, всюду известка, леса, кирпич,
пыль и та особенная летняя вонь, столь
известная каждому петербуржцу»…
Город Достоевского — это город, толкающий
на смерть, на убийство других и самих
себя.

Например, женщина «с желтым,
продолговатым испитым лицом и красноватыми
впавшими глазами» вдруг бросается в
воду, Соня Мармеладова, которая пошла
по желтому билету, Раскольников, убивший
старуху-процентщицу, и тут же Лужины,
толкающие на гибель совестливых и
беспомощных Мармеладовых, ведущие к
медленному убийству людей, к отказу от
добра и света в их душе. Петербург
Достоевского безжалостен и жесток к
«униженным и оскорбленным». Улицы
города грязные, но и дома, в которых
живут герок, не лучше. Мы видим «грязные
и вонючие» дворы, темные лестницы —
«узенькие, крутые и все в помоях»,
а комнаты похожи на гробы. Ощущение
безвыходности из всего этого мучит и
Раскольникова, и Соню, и многих других,
толкая одних на убийство, других на
бесчеловечный акт купли-продажи.<\p>

Петербург
Достоевского — это город, несущий только
смерть. И что могут сделать те, кто живет
в этом ужасном Петербурге, что они могут
сделать против владельцев «роскошных
палат»? И Достоевский, как
писатель-психолог, пытается найти ответ
на этот вопрос и на другие проблемы,
волнующие его. Пытается понять жизнь
столичного «дна», мир «униженных
и оскорбленных», мир «бедных людей».
Он осуждает и выступает против порядков
общества, ведущих и толкающих этих людей
на смерть, на разврат и убийства. И
поэтому Петербург Достоевского не может
быть иным, как жестоким и безжалостным.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3494090/page:55/

Петербург в романе «Преступление и наказание»

Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание», образ Петербурга в котором занимает далеко не последнее место.

Петербург Достоевского

Образ Петербурга как состояние души

Петербург Достоевского предстает перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя.

Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания.

Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи-процентщицы.

Обратите внимание

Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов.

О действии петербургской атмосферы на людей говорит и один из героев романа – Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!».

Жилища персонажей

Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения.

Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате.

Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.

Желтый цвет

Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так и внутри его зданий, является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы.

Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, в которых живут все описываемые в романе люди: в их Петербурге нет радости и красоты.

Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией.

В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты, никогда не испытывают чувства голода, постоянно веселятся на балах. Им нет дела до обитателей другого Петербурга.

Социальное неравенство

В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную панораму парадного города, из-за чего едва не попадает под колеса богатой коляски; та часть северной столицы – не для него, и обитателям Петербурга Достоевского нет смысла даже заглядываться на ее великолепие.

В романе «Преступление и наказание» образ города не только является фоном всех происходящих событий, но и иллюстрирует характерное для него тогда социальное неравенство.

Город мрачно равнодушен, так же, как и богатые люди, не желающие задумываться о жизни тех, кто обеспечивает их радостное существование, голодных сирот, больных женщин, безработных пьяниц и нищих студентов.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

<\p>

Источник: http://spadilo.ru/peterburg-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к образу Петербурга (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. Блок, А. Ахматова), воспевали его. Но только у Достоевского Петербург приобретает несколько иной смысл: это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами его героев.

Попадая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном пространстве: жестоком, фантастическом и реальном одновременно. Трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, убогие закоулки, темные комнаты, черные лестницы – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии многих произведений Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» писатель также подробно исследует закоулки этого города. Здесь внутренняя драма героев вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных убогих комнат в шум столичных кварталов: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка…».

Важно

В то же время городской пейзаж в романе – пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душеным состоянием. Пейзаж порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу. Писатель показывает, что в Петербурге жизнь приобретает фантастические, уродливые формы. Реальное кажется подчас кошмарным видением.

Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных. Лето только усиливает ее гнетущее воздействие на душу.

Читайте также:  Сочинение-сравнение творчества ахматовой и цветаевой

Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье. На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна.

Петербург в «Преступлении и наказании» – это город одиночества. Здесь нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Такое состояние ломает героев, приводит их к отчаянию.

Достоевский считал, что большой город имеет пагубное влияние на душу человека. Я думаю, что совершенно справедливы слова Н.

Бердяева, который говорил, что «город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве.

В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы».

Источник: https://students-library.com/library/read/46809-obraz-peterburga-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание”

“Черный пес Петербург – морда на лапах, Стынут сквозь пыль ледяные глаза. В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах

Пью названия улиц, домов поезда”

(ДДТ, текст песни)

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” является одним из основополагающих для дальнейшего развития событий. Прежде всего, Петербург – это место, где разворачивается сюжет произведения.

В то же время, город в качестве персонажа романа имеет философскую подоплеку. Разумихин, пространственно рассуждая о пороках в обществе, вспоминает и среду города Петербург.

Таким образом, в романе ставится вопрос о том, каким образом среда может повлиять на человека, в частности – на Раскольникова и на возникновении его теории.

Совет

С одной стороны, автор создает историю вполне конкретного крупного города за определенный промежуток времени. Особенностью изображения Петербурга у Достоевского считается географическая точность определения города, а также изображения его реальных мест и достопримечательностей.

Эти изображения создают эффект сопричастности ко всему происходящему, а также реальность событий. Даже такие климатические явления, как жара и, как следствие, духота – это создает интригующую, но странную атмосферу города.

Сон, полуявь или реальность преобладают в той территории, где обитал Родион Раскольников? Кстати сказать, действие романа развивается в 1865 году. Именно в этот год в Петербурге наблюдалась необычная жара. Мотивы жары и духоты создают своеобразное состояние общества и конкретного человека.

Именно на духоте делает акцент автор, как на символе бесперспективности и безысходности в положении героев. Все персонажи бегают по городу и не могут спастись от жары. Описывая каморку Родиона Раскольникова, автор создает еще и атмосферу тесноты и бедноты, в которой прозябает главный герой.

В тесном пространстве живут и другие герои произведения, например, Соня Мармеладова, сыгравшая главную роль в духовном взрослении Родиона.

Конечно, не красит человека беднота. В особенности, каждый из нас нуждается в своем доме. До сих пор современные люди решают такие проблемы с большим трудом. Вот и в романе описаны те же самые проблемы. Еще один мотив, который автор постоянно выделяет в городе, это грязные улицы, серость и обыденность каждого дня.

Петербург не предстанет как город контрастов, а скорее, наоборот, как пелена серости и убожества. Нет, автор не имел в виду достопримечательности города, а тот быт, в котором прозябал самый красивый населенный пункт земли. Не случайно, что Родион думает о фонтанах. Они символизирует очищение от всего будничного.

Но мотивы воды принимают уродливые формы, так как в реке пытается утопиться пьяная женщина.

Обратите внимание

С ураническим изображением города входят образы нищеты и пьянства, а также бедствий низших слоев общества. Автор дает современную оценку того общества, кроме того, освещает все проблемы иным способом, который отличен от официального.

Родион видит только разруху и нищету, которая его тоже не обошла стороной. Он молодой человек, яркий и неопытный. Он озяб в этой пучине несовершенства. Конечно, нет оправданий тому. что он сделал. Но такие теории, который появляются в юных умах, имеют под собой определенную подоплеку.

И очень часто, это неустроенность и ненужность жизни, даже такой молодой. Только потом, после убийства старухи и осознания того, что он сделал, Раскольников поймет, что жизнь – это дар Создателя. А сейчас ему видится его ближайшее окружение: Соня, Дуня и вечно пьяный Мармеладов.

От этого можно сойти с ума! Наверное, что-то подобное происходит с Родионом.

Таким образом, Достоевский создал необычный образ Петербурга в своем романе. Это социально-бытовая картина города и набор символов в одновременном порядке. Традиция изображать Петербург в качестве некого зловещего, контрастного места пошла еще со времен Гоголя. Но Достоевский в роман ввел некоторую атмосферу угнетенности, но в то же время необычности самого красивого города России.

Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание”

Источник: https://home-task.com/obraz-peterburga-v-romane-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Как описывает Ф. М. Достоевский образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»?

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

Творчество Ф. М. Достоевского — одно из вершинных явлений мировой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений.

Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в “душе человеческой” в произведениях 60-70-х гг. К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского — роман “Преступление и наказание”, написанный в 1866 г.

Одна из центральных задач этого произведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного “никчемного” существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей?

Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа -Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи главного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов.

Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа “Преступление и наказание”, так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.

В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Даже сам Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку.

Важно

Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии.

Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части романа, где жила беднота.

Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория.

Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимую духоту.

Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича — слова, передающие главную потребность смятенной души: “Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…

прежде всего!” Человек задыхается в городе “под тяжелым петербургским небом”.

Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони. Она, то есть комната, “походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Совет

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой”.

Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова “что-то”, “как-то”, “куда-то” усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты.

Эпитет “ужасно” — не просто синоним слова “очень”, он аналогичен эпитетам: “безобразно тупой угол”, “что-то уродливое”. Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь.

Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет.

Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на “шкаф или сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа.

В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население — портные, слесари, кухарки, немцы, мелкие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, полицейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д.

Обратите внимание

В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского- это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность.

Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна “благоразумная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична.

Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал “страшные, отчаянные вопли с улицы”: “из распивочных пьяные выходят”. Это — реальность. Но столь ж реально рисуется и его бред: “Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику…

” Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: “Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка”, “молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как морковь, лицом”; живые впечатляющие детали: “бабенка щелкает орешки и посмеивается”. Все это не похоже на сон.

А вот и другая сцена: “склонившись над водою”, смотрит Раскольников “на последний розовый отблеск заката”. Вдруг он вздрогнул, пораженный “одним диким и безобразным явлением”. Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар — все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал “городом полусумасшедших”.

Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.

“Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Этот же Петербург окружает и Евгения в “Медном всаднике” Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург — это “немой и глухой” город, давящий все живое.

Важно

В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изображением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враждебная человеку суть урбанистической цивилизации.

В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

Сочинения по теме:

  • Описание образа Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир» сочинение
  • «Желтый» образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
  • Каким Ф. М. Достоевский рисует образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»? сочинение
  • Мечты о Петербурге как о прекрасном городе в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/kak-opisyvaet-f-m-dostoevskiy-obraz-peterburga

Ссылка на основную публикацию