Размышление о рассказе чехова «о любви»

Сочинение ЭССЕ по рассказу А.П.Чехова “О любви”

                                        Сочинение ЭССЕ на тему:<\p>

                                   Рассказ А.П.Чехова «О любви».

Антон Павлович Чехов – мастер коротких рассказов. Он искусно передает все чувства, заботы «маленького человека» в большом мире. «Человеческая жизнь в своей будничности, нет ничего хуже», – именно так считает Антон Павлович. Творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

Чехов не проповедует, не учит жить, он просто показывает бытие отдельных человеческих душ, их бездействие в мире будничности и одиночества. «Чехов – это и душой, и телом вольный казак. Мы же все в рутине скованы, не вырвемся из ига»,- так говорил Максим Горький о писателе.

Действительно, в его рассказах мы видим его самого, он не разъясняет, не ругает, не навязывает своего мнения, он доверяет читателю, дает возможность самому понять смысл произведения и добавить недостающие элементы, его рассказы заставляют думать и размышлять.

Обратите внимание

Прочитав его произведения, мы закрываем глаза и представляем всю картину происшедшего до мелочей. Он умеет коротко говорить о длинных предметах, точно подмечать главное.

Автор изображает мир скучных людей, жизнь которых  тиха, печальна, молчалива. Чехов описывает мелкие проблемы человечества в трилогии, посвященной этой теме. В трилогию вошли рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».

В рассказе «О любви» нежную любовь губят сами влюбленные. Так почему это происходит?

Он городской по характеру человек, но живет в деревне, занимается сельским хозяйством и совсем не имеет личного времени.

Она – типичный  «человек в футляре», у нее есть муж, дети, дом, но ей очень не хватает любви, тепла и нежности.

Что же мешает им быть вместе? По мнению автора, будничность, боязнь осуждения обществом. Только предстоящая разлука заставляет признаться в чувствах, но делают они это только из-за понимания того, что ничего не смогут изменить. Чувствами людей руководит лень.

Он не может заставить себя сделать жизнь  любимой лучше.

«Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была интересная, красивая жизнь, если б я, например, был художником, а то ведь из одной  обычной  будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую  такую же  или еще более будничную».

Друг в друге они увидели близкие и родственные души не потому что полюбили настолько сильно, а потому что хотели изменить свою жизнь, но в решающий момент они замыкаются в своем «футляре». Почему? Потому что проще жить

 по-прежнему, чем начать все сначала, с чистого  листа, посвятить жизнь новому человеку. Можно сделать вывод, что они совсем не любили друг друга, ведь любовь- это желание сделать  любимого человека счастливым, а героям оставалось только жалеть о несостоявшемся счастье…  .

Герои Чехова вызывают двойное чувство: жалости и негодования.

Важно

Антон Павлович показывает человека со всех его сторон, во всех жизненных аспектах, не может автор разделить своих персонажей на «хороших» и «плохих», не может проявлять симпатию к одним и отвергать других.

В этом проявляется его умение, талант, качества настоящего писателя. До сих пор его рассказы популярны, ведь по сей день многие из нас прячутся в своем «футляре» и редко пытаются что-то изменить в своей унылой жизни.

Возможно, прочитав один из рассказов Антона Павловича Чехова, многие из нас задумаются: правильно ли мы живем и действительно ли нам нужна такая жизнь…  .

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/10/31/sochinenie-esse-po-rasskazu-apchekhova-o-lyubvi

А.П. Чехов. Рассказ “О любви”

Тема на­ше­го урока: «Антон Пав­ло­вич Чехов, рас­сказ “О любви”» (рис. 1). Вы уже зна­ко­ми­лись со мно­ги­ми рас­ска­за­ми этого пи­са­те­ля. Ка­кие-то из них вы чи­та­ли са­мо­сто­я­тель­но, а ка­кие-то изу­ча­ли в школе.

Рис. 1. А.П. Чехов

Вам уже долж­ны быть из­вест­ны рас­ска­зы «Ха­ме­ле­он», «Пе­ре­со­лил», «Раз­маз­ня», «Зло­умыш­лен­ник». Се­год­ня мы зна­ко­мим­ся с рас­ска­зом «О любви». Он вхо­дит в «ма­лень­кую три­ло­гию» Че­хо­ва, на­ря­ду с рас­ска­за­ми «Че­ло­век в фу­тля­ре» и «Кры­жов­ник».

Каж­дая ис­то­рия – это рас­сказ в рас­ска­зе, от­дель­ный слу­чай из жизни че­ло­ве­ка. По­вест­во­ва­ние ве­дет­ся от лица рас­сказ­чи­ка, при­чем каж­дый по­пе­ре­мен­но ста­но­вит­ся то ге­ро­ем, то слу­ша­те­лем, то рас­сказ­чи­ком опре­де­лен­ной ис­то­рии.

Это не про­сто кон­крет­ная ис­то­рия о кон­крет­ном че­ло­ве­ке, это ис­то­рия, ко­то­рая поз­во­ля­ет по­нять со­вре­мен­ную Че­хо­ву жизнь. Чехов сумел за­гля­нуть в глу­би­ну под­со­зна­ния че­ло­ве­ка, сумел по­ка­зать про­ти­во­ре­чи­вость мечты и дей­стви­тель­но­сти.

Автор за­да­ет мно­же­ство во­про­сов, на­при­мер: что такое лю­бовь? как она за­рож­да­ет­ся? на какие жерт­вы могут идти муж­чи­на и жен­щи­на ради этого чув­ства?

 Рассказ «О любви»

По­про­бу­ем разо­брать­ся в слож­ней­ших от­но­ше­ни­ях людей на при­ме­ре рас­ска­за «О любви». В этой ис­то­рии рас­сказ­чи­ком и ге­ро­ем яв­ля­ет­ся по­ме­щик Але­хин.

Рас­сказ на­чи­на­ет­ся с очень ко­рот­кой за­ри­сов­ки: перед нами по­яв­ля­ет­ся два, ка­за­лось бы, незна­чи­тель­ных пер­со­на­жа, а имен­но: повар Ни­ка­нор и кра­си­вая Пе­ла­гея, ко­то­рая влюб­ле­на в этого по­ва­ра, но не вы­хо­дит за него замуж, а со­гла­ша­ет­ся «жить так».

Никто из дей­ству­ю­щих ге­ро­ев не может от­ве­тить на во­прос, за что Пе­ла­гея так силь­но любит по­ва­ра.

«Стали го­во­рить о любви.

 
– Как за­рож­да­ет­ся лю­бовь, – ска­зал Але­хин, – по­че­му Пе­ла­гея не по­лю­би­ла ко­го-ни­будь дру­го­го, более под­хо­дя­ще­го к ней по ее ду­шев­ным и внеш­ним ка­че­ствам, а по­лю­би­ла имен­но Ни­ка­но­ра, этого мурло, – тут у нас все зовут его мур­лом, – по­сколь­ку в любви важны во­про­сы лич­но­го сча­стья – все это неиз­вест­но, и обо всем этом можно трак­то­вать как угод­но».

Совет

В рас­ска­зе мы стал­ки­ва­ем­ся с фи­ло­соф­ски­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми ав­то­ра, ко­то­рые он вкла­ды­ва­ет в уста героя.

«До сих пор о любви была ска­за­на толь­ко одна неоспо­ри­мая прав­да, а имен­но, что “тайна сия ве­ли­ка есть”, все же осталь­ное, что пи­са­ли и го­во­ри­ли о любви, было не ре­ше­ни­ем, а толь­ко по­ста­нов­кой во­про­сов, ко­то­рые так и оста­ва­лись нераз­ре­шен­ны­ми. То объ­яс­не­ние, ко­то­рое, ка­за­лось бы, го­дит­ся для од­но­го слу­чая, уже не го­дит­ся для де­ся­ти дру­гих, и самое луч­шее, по-мо­е­му, – это объ­яс­нять каж­дый слу­чай в от­дель­но­сти, не пы­та­ясь обоб­щать».

Один из ге­ро­ев при­во­дит в при­мер слу­чай «рус­ской» любви:

«Обык­но­вен­но лю­бовь по­э­ти­зи­ру­ют, укра­ша­ют ее ро­за­ми, со­ло­вья­ми, мы же, рус­ские, укра­ша­ем нашу лю­бовь этими ро­ко­вы­ми во­про­са­ми…

…милая дама, ко­то­рая вся­кий раз, когда я дер­жал ее в объ­я­ти­ях, ду­ма­ла о том, сколь­ко я буду вы­да­вать ей в месяц и почем те­перь го­вя­ди­на за фунт».

Во­про­сы, ко­то­рые Чехов ста­вит перед нами в на­ча­ле рас­ска­за, и те, о ко­то­рых за­ду­мы­ва­ют­ся герои, нераз­ре­ши­мы в рас­ска­зе.

По­чи­та­ем, что же рас­ска­зы­ва­ет о себе по­ме­щик, ка­ко­ва ис­то­рия его жизни.

«Я живу в Со­фьине и за­ни­ма­юсь хо­зяй­ством уже давно, – начал Але­хин, – с тех пор, как кон­чил в уни­вер­си­те­те.

По вос­пи­та­нию я бе­ло­руч­ка, по на­клон­но­стям – ка­би­нет­ный че­ло­век, но на име­нии, когда я при­е­хал сюда, был боль­шой долг, а так как отец мой за­дол­жал от­ча­сти по­то­му, что много тра­тил на мое об­ра­зо­ва­ние, то я решил, что не уеду от­сю­да и буду ра­бо­тать, пока не упла­чу этого долга. Я решил так и начал тут ра­бо­тать, при­зна­юсь, не без неко­то­ро­го от­вра­ще­ния».

Воз­ни­ка­ет мысль, что очень часто че­ло­век в своей жизни де­ла­ет не то, что ему хо­чет­ся, а то, что необ­хо­ди­мо. Несмот­ря на то что Але­хи­ну не нра­вит­ся за­ни­мать­ся сель­ским тру­дом, он счи­та­ет это своим дол­гом.

«…я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом ску­чал и брезг­ли­во мор­щил­ся…

Читайте также:  Что такое эпоха возрождения: самое главное кратко и понятно

…летом, осо­бен­но во время по­ко­са, я не успе­вал до­брать­ся до своей по­сте­ли и за­сы­пал в сарае, в санях или где-ни­будь в лес­ной сто­рож­ке…»

А ведь мы про­чи­та­ли в на­ча­ле рас­ска­за, что он был ка­би­нет­ный че­ло­век, об­ра­зо­ван­ный, знал несколь­ко язы­ков, при­вык к ком­фор­ту…

«Я ма­ло-по­ма­лу пе­ре­брал­ся вниз, стал обе­дать в люд­ской кухне…»

Даль­ше Але­хин рас­ска­зы­ва­ет о том, как в его жизни по­яви­лась на­деж­да на лю­бовь. Од­на­ж­ды в го­ро­де он встре­ча­ет Анну Алек­се­ев­ну Лу­га­но­вич.

«И тут мне пред­ста­вил­ся слу­чай по­зна­ко­мить­ся с Анной Алек­се­ев­ной, женой Лу­га­но­ви­ча. Тогда она была еще очень мо­ло­да, не стар­ше два­дца­ти двух лет…

…я видел жен­щи­ну мо­ло­дую, пре­крас­ную, доб­рую, ин­тел­ли­гент­ную, оба­я­тель­ную, жен­щи­ну, какой я рань­ше ни­ко­гда не встре­чал; и сразу я по­чув­ство­вал в ней су­ще­ство близ­кое, уже зна­ко­мое, точно это лицо, эти при­вет­ли­вые, умные глаза я видел уже ко­гда-то в дет­стве, в аль­бо­ме, ко­то­рый лежал на ко­мо­де у моей ма­те­ри». (Рис. 2.)

Рис. 2. Анна в рас­ска­зе «О любви»

Але­хин, вер­нув­шись в де­рев­ню, по­сто­ян­но вспо­ми­на­ет об этой бе­ло­ку­рой жен­щине, по­сто­ян­но ду­ма­ет о ней.

«…я не думал о ней, но точно лег­кая тень ее ле­жа­ла на моей душе».

«…бью­щее впе­чат­ле­ние кра­со­ты и милых лас­ко­вых глаз, не дает мне покоя».

Обратите внимание

И в тот мо­мент, когда про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щая встре­ча, Анна Алек­се­ев­на при­зна­ет­ся, что она тоже слег­ка увлек­лась Але­хи­ным.

«Вы тогда были во­оду­шев­ле­ны и много го­во­ри­ли, были очень ин­те­рес­ны, и при­зна­юсь, я даже увлек­лась вами немнож­ко. По­че­му-то часто в те­че­ние лета вы при­хо­ди­ли мне на па­мять, и се­год­ня, когда я со­би­ра­лась в театр, мне по­ка­за­лось, что я вас увижу».

Анна Алек­се­ев­на за­му­жем. От­но­ше­ния между этими лю­дь­ми раз­ви­ва­ют­ся, но не могут пе­ре­ра­с­ти во что-то боль­шее.

«Ее взгляд, изящ­ная, бла­го­род­ная рука, ко­то­рую она по­да­ва­ла мне, ее до­маш­нее пла­тье, при­чес­ка, голос, шаги вся­кий раз про­из­во­ди­ли на меня все то же впе­чат­ле­ние че­го-то но­во­го, необык­но­вен­но­го в моей жизни и важ­но­го. Мы бе­се­до­ва­ли по­дол­гу и по­дол­гу мол­ча­ли, думая каж­дый о своем, или же она иг­ра­ла мне на рояле».

Оба героя бо­ят­ся го­во­рить о своих чув­ствах. Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что они сами бо­ят­ся этой любви, бо­ят­ся на­ру­шить свою усто­яв­шу­ю­ся жизнь. Каж­дый де­ла­ет так, как нужно, как необ­хо­ди­мо, но не так, как велит ему чув­ство.

«Я был несчаст­лив.

И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я ста­рал­ся по­нять тайну мо­ло­дой, кра­си­вой, умной жен­щи­ны, ко­то­рая вы­хо­дит за неин­те­рес­но­го че­ло­ве­ка, почти за ста­ри­ка (мужу было боль­ше со­ро­ка лет), имеет от него детей, – по­нять тайну этого неин­те­рес­но­го че­ло­ве­ка, доб­ря­ка, про­ста­ка, ко­то­рый рас­суж­да­ет с таким скуч­ным здра­во­мыс­ли­ем, на балах и ве­че­рин­ках дер­жит­ся около со­лид­ных людей, вялый, ненуж­ный, с по­кор­ным, без­участ­ным вы­ра­же­ни­ем, точно его при­ве­ли сюда про­да­вать, ко­то­рый верит, од­на­ко, в свое право быть счаст­ли­вым, иметь от нее детей; и я все ста­рал­ся по­нять, по­че­му она встре­ти­лась имен­но ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни про­изо­шла такая ужас­ная ошиб­ка».

Можно за­ни­мать раз­ные по­зи­ции и по от­но­ше­нию к герою, и по от­но­ше­нию к ге­ро­ине, но мы по­ни­ма­ем, что эти люди встре­ти­ли в жизни воз­мож­ность об­ре­сти лю­бовь и они дей­стви­тель­но были го­то­вы по­лю­бить друг друга.

Несмот­ря на то что Анна Алек­се­ев­на со­сто­ит в браке, она оста­ет­ся оди­но­кой, несмот­ря на то что по­ме­щик по­сто­ян­но занят де­ла­ми, он по­сто­ян­но чув­ству­ет пу­сто­ту.

Их объ­еди­ня­ет это чув­ство оди­но­че­ства, чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти.

«А при­ез­жая в город, я вся­кий раз по ее гла­зам видел, что она ждала меня; и она сама при­зна­ва­лась мне, что еще с утра у нее было ка­кое-то осо­бен­ное чув­ство, она уга­ды­ва­ла, что я при­еду. Мы по­дол­гу го­во­ри­ли, мол­ча­ли, но мы не при­зна­ва­лись друг другу в нашей любви и скры­ва­ли ее робко, рев­ни­во. Мы бо­я­лись всего, что могло бы от­крыть нашу тайну нам же самим.

Я любил нежно, глу­бо­ко, но я рас­суж­дал, я спра­ши­вал себя, к чему может по­ве­сти наша лю­бовь, если у нас не хва­тит сил бо­роть­ся с нею: мне ка­за­лось неве­ро­ят­ным, что эта моя тихая, груст­ная лю­бовь вдруг грубо обо­рвет счаст­ли­вое те­че­ние жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так лю­би­ли и где мне так ве­ри­ли.

Чест­но ли это? Она пошла бы за мной, но куда»?

Але­хин за­да­ет очень много во­про­сов: он пы­та­ет­ся оправ­дать свою нере­ши­тель­ность.

«Куда бы я мог уве­сти ее? Дру­гое дело, если бы у меня была кра­си­вая, ин­те­рес­ная жизнь, если б я, на­при­мер, бо­рол­ся за осво­бож­де­ние ро­ди­ны или был зна­ме­ни­тым уче­ным, ар­ти­стом, ху­дож­ни­ком, а то ведь из одной обыч­ной, буд­нич­ной об­ста­нов­ки при­ш­лось бы увлечь ее в дру­гую такую же или еще более буд­нич­ную. И как бы долго про­дол­жа­лось наше сча­стье? Что было бы с ней в слу­чае моей бо­лез­ни, смер­ти, или, про­сто, если бы мы раз­лю­би­ли друг друга»?

Важно

Со­мне­ния Але­хи­на не пусты и не трус­ли­вы, нам от­кры­ва­ют­ся мысли по­ря­доч­но­го че­ло­ве­ка. Но мы ощу­ща­ем неуве­рен­ность Але­хи­на в глу­бине его чувств.

Да­вай­те по­смот­рим, какие мысли му­ча­ют Анну Алек­се­ев­ну.

«И ее мучил во­прос: при­не­сет ли мне сча­стье ее лю­бовь, не ослож­нит ли она моей жизни, и без того тя­же­лой, пол­ной вся­ких несча­стий»?

Герои бо­ят­ся сво­е­го чув­ства, и автор по­ка­зы­ва­ет их без­во­лие и спу­тан­ность пред­став­ле­ний о сча­стье, о любви.

«…что де­ла­лось в моей душе.

Я молча брал из ее рук би­нокль и в это время чув­ство­вал, что она близ­ка мне, что она моя, что нам нель­зя друг без друга, но, по ка­ко­му-то стран­но­му недо­ра­зу­ме­нию, выйдя из те­ат­ра, мы вся­кий раз про­ща­лись и рас­хо­ди­лись, как чужие. В го­ро­де уже го­во­ри­ли о нас бог знает что, но из всего, что го­во­ри­ли, не было ни од­но­го слова прав­ды».

Але­хин нере­ши­тель­ный, роб­кий, даже сла­бый че­ло­век, он во всем по­сту­па­ет в со­от­вет­ствии с об­ще­при­ня­ты­ми пред­став­ле­ни­я­ми, и автор по­ка­зы­ва­ет, как это сле­пое сле­до­ва­ние об­ще­при­ня­тым нор­мам губит чи­стое и свет­лое чув­ство и опу­сто­ша­ет жизни ге­ро­ев.

«Мы мол­ча­ли, и все мол­ча­ли…»

В жизни ге­ро­ев нет цели, и это губит их. Очень важ­ные мысли воз­ни­ка­ют в конце рас­ска­за.

«в купе, взгля­ды наши встре­ти­лись, ду­шев­ные силы оста­ви­ли нас обоих, я обнял ее, она при­жа­лась лицом к моей груди, и слезы по­тек­ли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мок­рые от слез, – о, как мы были с ней несчаст­ны! – я при­знал­ся ей в своей любви, и со жгу­чей болью в серд­це я понял, как ненуж­но, мелко и как об­ман­чи­во было все то, что нам ме­ша­ло лю­бить. Я понял, что когда лю­бишь, то в своих рас­суж­де­ни­ях об этой любви нужно ис­хо­дить от выс­ше­го, от более важ­но­го, чем сча­стье или несча­стье, грех или доб­ро­де­тель в их хо­дя­чем смыс­ле, или не нужно рас­суж­дать вовсе.

Читайте также:  Сочинение: мотивы лирики лермонтова

Я по­це­ло­вал в по­след­ний раз, пожал руку, и мы рас­ста­лись – на­все­гда. Поезд уже шел. Я сел в со­сед­нем купе, – оно было пусто, – и до пер­вой стан­ции сидел тут и пла­кал. Потом пошел к себе в Со­фьи­но пеш­ком…»

 Заключение

Уди­ви­те­лен под­текст че­хов­ско­го рас­ска­за. Без этого под­тек­ста невоз­мож­но по­нять мысли ав­то­ра.

«Пока Але­хин рас­ска­зы­вал, дождь пе­ре­стал, и вы­гля­ну­ло солн­це. Бур­кин и Иван Ива­ныч вышли на бал­кон; от­сю­да был пре­крас­ный вид на сад и на плес, ко­то­рый те­перь на солн­це бле­стел, как зер­ка­ло.

Они лю­бо­ва­лись и в то же время жа­ле­ли, что этот че­ло­век с доб­ры­ми, ум­ны­ми гла­за­ми, ко­то­рый рас­ска­зы­вал им с таким чи­сто­сер­де­чи­ем, в самом деле вер­тел­ся здесь, в этом гро­мад­ном име­нии, как белка в ко­ле­се, а не за­ни­мал­ся на­у­кой или чем-ни­будь дру­гим, что де­ла­ло бы его жизнь более при­ят­ной…»

При­ро­да за­став­ля­ет че­ло­ве­ка по­чув­ство­вать его сла­бость и в то же время на­сла­жде­ние и вос­торг, ко­то­рые может дать жизнь.

Совет

Неуди­ви­тель­но, что имен­но кар­ти­ной при­ро­ды, изоб­ра­жа­ю­щей ши­ро­ту, род­ной про­стор, за­кан­чи­ва­ет­ся рас­сказ.

Это на­деж­да на то, что люди услы­шат рас­сказ по­ме­щи­ка Але­хи­на и будут вести себя в со­от­вет­ствии со сво­и­ми чув­ства­ми.

Автор пы­та­ет­ся ска­зать, что выход есть, что не нужно плыть по те­че­нию, а стоит бо­роть­ся за каж­дый свет­лый день, за свое сча­стье и свою лю­бовь. И нель­зя сми­рять­ся с пу­сто­той и бес­цель­но­стью жизни, нужно идти впе­ред.

За­кон­чим наш урок сло­ва­ми ли­те­ра­ту­ро­ве­да Ко­ро­ви­на.

«Между тем лю­бовь – чув­ство бес­ко­рыст­ное, не тер­пя­щее ра­ци­о­наль­ных во­про­сов, не под­да­ю­ще­е­ся вла­сти рас­суд­ка. Рас­су­доч­ные во­про­сы уби­ва­ют лю­бовь. При этом во­про­сы да­ле­ко не празд­ные, а глу­бо­ко нрав­ствен­ные. Ис­то­рия, о ко­то­рой по­вест­ву­ет­ся в рас­ска­зе, свя­за­на с хо­ро­ши­ми, чест­ны­ми и бла­го­род­ны­ми лю­дь­ми.

Ими овла­де­ли и под­чи­ни­ли себе и об­сто­я­тель­ства, и внут­рен­ние, лич­ные при­чи­ны, ко­то­рые герои рас­ска­за не в силах пе­ре­сту­пить. Суть че­хов­ско­го рас­ска­за со­сто­ит не в том, как надо прак­ти­че­ски по­ве­сти себя в сло­жив­ших­ся усло­ви­ях. Чехов не дает оди­на­ко­во­го и год­но­го для всех слу­ча­ев или толь­ко для этого слу­чая ре­цеп­та.

Фи­ло­соф­ский смысл рас­ска­за про­яв­ля­ет­ся в воз­вы­ше­нии любви как чув­ства, перед ко­то­рым все дру­гие рас­су­доч­ные со­об­ра­же­ния ока­зы­ва­ют­ся мел­ки­ми и незна­чи­тель­ны­ми: «Я понял, что когда лю­бишь, то в своих рас­суж­де­ни­ях об этой любви нужно ис­хо­дить от выс­ше­го, от более важ­но­го, чем сча­стье или несча­стье, грех или доб­ро­де­тель в их хо­дя­чем смыс­ле, или не нужно рас­суж­дать вовсе». Лю­бовь в таком по­ни­ма­нии выше всего на свете, она не нуж­да­ет­ся в ло­ги­че­ских, рас­су­доч­ных под­пор­ках. В ней самой за­клю­че­но ее оправ­да­ние. Дра­ма­тизм си­ту­а­ции, на­ри­со­ван­ной Че­хо­вым, и за­клю­ча­ет­ся в том, что герои ока­за­лись в плену обыч­ных и ско­вав­ших их души пред­став­ле­ний о любви».

1. Про­чи­тать рас­сказ И.А. Бу­ни­на «Кав­каз». Со­по­ста­вить сю­же­ты и ге­ро­ев рас­ска­зов Че­хо­ва и Бу­ни­на. Вы­явить сход­ство и раз­ли­чие по­зи­ций ав­то­ров.

1) В чем суть рас­ска­за? О чем он? Кто его герои?2) Можно ли было пред­по­ло­жить, как будут раз­ви­вать­ся со­бы­тия? 3) Какое зна­че­ние для раз­ви­тия дей­ствия имел рас­сказ о кра­си­вой Пе­ла­гее и по­ва­ре Ни­ка­но­ре?4) Ка­ко­во ваше от­но­ше­ние к ге­ро­ям и их по­ступ­кам? Что хотел ска­зать чи­та­те­лям автор? Как вы по­ни­ма­е­те кон­цов­ку рас­ска­за?

5) Какие раз­мыш­ле­ния у вас вы­звал рас­сказ? Осуж­да­е­те или одоб­ря­е­те вы по­ступ­ки ге­ро­ев?

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3427

Сочинение с планом по произведению Чехова «О любви» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: А. П. Чехов
  • Произведение: О любви
  • Это сочинение списано 20 663 раз

<\p>

План

1. Об авторе
2. Особенности рассказа «О любви»
а) Как раскрывается тема любви в этом произведении?
3. Отношения между персонажами
а) О чем говорят поступки героев?
4. Правильное ли решение принял Алехин?
5. Итог

А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе.

Тем самым он добивался правильного результата — практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного быта того времени. В его рассказах мизерные, на первый взгляд, проблемы главных персонажей, вызывают настоящий интерес у читателя.

И все это притом, что сам Чехов во многих героев вложил качества, которые презирал — серость, пошлость и жадность.

Обратите внимание

В трилогию, которая лучше всего выражает умение автора коротко писать о самом главном, вошли три рассказа, последним из которых стал «О любви».

Именно в нем Чехов поднимает такой глобальный вопрос, как: «что же на самом деле представляет важность — внезапно возникшие чувства или устоявшаяся рутина?». Читатель, ознакомившись с рассказом, точно осознает всю ничтожность человека перед обстоятельствами и обществом.

Ситуации персонажей, на первый взгляд, такие банальные, пропитаны их эмоциями, но при этом ярко выражена точка зрения самого автора.

Тема любви в этом произведении начинает раскрываться в самом начале, между пьяницей-поваром Никанором и Пелагеей. Уже потом Чехов преподносит еще одну историю, такую романтичную, но в то же время трагическую.

Через своих героев, автор передает атмосферу, царившую в те времена. Как общество подавляло желания людей на психологическом уровне, если они не вписывались в определенные рамки.

В этом рассказе все неоднозначно — сами персонажи, их истории и поступки.

К примеру, влюбленный в Пелагею повар, не может позволить себе раскрыть свои эмоции полностью, пока она не выйдет за него замуж. Через такую набожность, опять же, четко проявляется гнет общественности, а не религиозных убеждений, как говорит сам Никанор. Пелагея настаивает на том, чтобы «оставить все так», боясь выходить замуж за отъявленного пьяницу.

Ну и конечно, Алехин и Анна, история которых красива, но запутана. Читатель до самого конца не может понять, как же поступит Алехин и что из этого выйдет? Ведь у Анны Алексеевны уже есть семья, а нежные чувства к Алехину грозятся разрушить ее серую, но привычную жизнь.

Все поступки персонажей говорят об их скрытых страхах — и, в первую очередь, страхе перед обществом. Они боятся, что их не поймут и осудят, и именно поэтому предпочитают не замечать своих чувств, бежать от них.

Важно

Решение Алехина оставить Анну Алексеевну, с одной стороны покажется правильным — зачем разрушать чужую семью. Но с другой стороны, читателю легко заметить, что героиня несчастна. Анна томится в своей клетке, и любовь могла бы стать ключом, но никто этим не воспользовался.

В итоге, все персонажи заключены в свой «футляр», который мешает им вздохнуть полной грудью и пойти на встречу чему-то новому. Они не могут позволить себе просто любить, невзирая на обстоятельства и мнение других людей.

Чехов в этом произведение, пытался показать, как со стороны выглядит рутина, и что происходит с жизнями людей, когда кто-то ее нарушает.

Читатель, после прочтения рассказа, четко осознает, какое давление общество оказывало на каждого в те времена, и может быть, даже сравнивает с положением мнения социума сейчас.

2. Образы-характеристики персонажей

Никанор — мужчина самой обычной внешности, немного пухловатый, среднего роста. В нем нет ничего примечательного, он работает поваром и часто выпивает, сам автор характеризует его, как «набожного пьяницу».

Его религиозность выражается в желании заключить брак с Пелагеей, влюбленной в него. Иногда он доводит ситуацию до критического момента, начинает дебоширить и даже поднимать руку на возлюбленную. Это говорит о его критичности и невоспитанности.

Читайте также:  Анализ романа драйзера «американская трагедия»

Он не хочет воспринимать свои чувства такими, какие они есть, пытаясь впихнуть их в рамке брака. Но сам Никанор не хочет меняться, чтобы его желание осуществилось. В этом герое можно увидеть все отрицательные черты, которые презирает Чехов.

Он упрямый, невежественный и помешанный на чужом мнение. Последнее он пытается прикрыть своей религиозностью.

Пелагея — красивая и добрая дама, влюбленная в Никанора. Она не хочет выходить за него, потому что тот выпивает. Но при этом, она терпит его отвратительное отношение, ведь повар может даже ударить ее.

Алехин — помещик, главный персонаж этого произведения и рассказчик. В других рассказах из трилогии, можно узнать о его внешности — это крупный мужчина, примерно 40 лет, с красивым лицом.

Он умен, но им движет страх, признавшись Анне Алексеевне в любви, он уезжает. Алехина в его поступках можно понять, но одновременно, читатель видит, что он также является рабом общественного мнения и собственной нерешительности, мягкости.

Анна Алексеевна — молодая девушка, которой чуть больше двадцати лет. Красива, очень добра и образованна. Они с Алехиным быстро находят общий язык, влюбляются, но развить отношения им не позволяет семья Анны — а точнее, ее муж и дети. Заключенная в рутине, героиня вызывает жалость, такая хрупкая, нежная, но беспомощная перед обстоятельствами.

Дмитрий Луганович — сорокалетний мужчина, муж Анны. Также очень добр, но менее образован. Считает, что самое главное — это закон, и не признает ничего другого. Хорошо относится к Алехину, не замечает их чувств с Анной.

Буркин — гость в усадьбе Алехина, один из слушателей его истории.

Иван Иваныч — также, приглашенный Алехиным в усадьбу, слушатель.

3. Мини-сочинение

«О любви» А.П. Чехова — это рассказ, через который автор в первую очередь передает свое отношение к обществу того времени. Кроме того, он показывает, как социум со своими законами, иногда совершенно нелепыми, влиял на жизнь обычных людей.

Читатель может наблюдать постоянные сомнения персонажей, которые связаны с высоким чувством. Они не хотят разрушать свою рутину, идти наперекор каким-то принципам, и именно из-за этого в итоге оказываются несчастны.

Никанор и Пелагея — были бы хорошей парой, пускай и со своими различиями, если бы пошли навстречу друг другу. Но Никанор проявляет упрямство, невежество, зацикленность, и тем самым отталкивает возлюбленную, которая просто не может выйти замуж за дебошира.

Алехин и Анна Алексеевна — двое людей, которые встречаются совершенно случайно, и практически сразу влюбляются. Они похожи, им есть о чем поговорить и посмеяться. Муж Анны совершенно не такой, хотя он и добр, но по большей степени глуп. И все же этой любовной истории не суждено случится, потому что персонажи проявляют нерешительность, и, опять же, боятся чужого мнения.

«О любви» — это рассказ, который приводит к одной простой мысли — рутину нужно избегать. Нельзя всегда делать только то, что одобряют другие. И хотя бы иногда, когда чувства действительно сильные, к ним нужно прислушаться, пускай даже это будет наперекор всему.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-proizvedeniyu-chexova-o-lyubvi/

Какие размышления у вас вызвал рассказ Чехова «О любви»? – Литература

Какие размышления у вас вызвал рассказ Чехова «О любви»?

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые <\p> 0 El_Storm
21.10.2017 оставил(а) комментарий: Алёхин любил женщину и боялся в этом ей признаться. Его чувство не было только платоническим. Он много лет заглушал в себе голос природы, и это непременно должно было отразиться на его отношении к своему телу. Жизнь Алёхина однообразна: хлопоты по хозяйству, бесконечные разговоры о крупе, о сене, о дёгте — именно эти вопросы составляют смысл его жизни, он живёт в отсутствии общения с умными, неравнодушными людьми. Он вовсе не стремился что-то понять, так как считал, что понял всё, что понять было можно. Ему был важен сам разговор, позволяющий хоть на время выйти за пределы того круга, который он сам себе очертил. Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алёхин решил, что выкупить имение — его долг. Но для того ли тратил силы и деньги отец, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовывал полученные знания, а превратил себя в управляющего имением? Алёхин начал заниматься работой, которая не радовала его. Он ложно понял свой долг перед умершим отцом и потратил силы на освобождение имения от долгов. Работа в имении вызывала в нём отвращение.

По сути, такое поведение— это выражение страха перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен человек от лжи перед самим собой. Алёхин оказался несвободен. Поэтому одобрять его многолетнее молчание о своих чувствах совершенно нельзя, по отношению ко всему живому и человеческому это просто кощунственно. Молчание Анны Алексеевны можно понять в исторической перспективе, зная, как тогдашнее общество относилось к браку и проявлению чувств вне его (особенно женских чувств). Но одобрить её молчание тоже никак нельзя, потому что чувства вообще нельзя подавлять, их надо изливать или направлять их энергию в творческое русло. Ничего этого герои рассказа не сделали.<\p> 0 Šøбłǻзŋ
21.10.2017 оставил(а) комментарий:

Я задумалась о том, какими противоречивыми мыслями иногда располагает герой и как сложно порой ему бывает пойти по правильному пути. Сложно сказать, являлся ли их поступок правильным. На их месте я бы бросила все и стала бы счастливой.<\p> 0 МихалычЪ
21.10.2017 оставил(а) комментарий:

Основная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что герои произведений закрылись от своих настоящих чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, ничего не страшась. ” Футлярность” каждого из них загубила их жизни и возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь, опустили ее до низменных чувств и потребностей, навеки сделав самих себя несчастными. Цель Чехова не указать на рецепты, образцы влюбленности или решить загадки любви; он исследует, как эти, конкретные, влюбленные осознают создавшуюся в их жизни ситуацию и избирают в соответствии с этим линию поведения.
Рассказ Чехова «О любви» не утратил актуальности и сегодня. В отношениях людей и в общественном мнении ничего не изменилось. Чудо любви – величайший дар Бога, редкие люди могут принять его и счастливо жить с ним.<\p> 0 аgent
21.10.2017 оставил(а) комментарий:

Совет

Данный рассказ является частью ” маленькой трилогии”. Главным героем являеется небогатый помещик Алехин, от лица которого ведется рассказ о том, как он влюбился в замужнюю даму Анну Алексеевну. Также героем рассказа является и муж Анны Луганович. Главной мыслью рассказа является “футлярность”. Главные герои искренне полюбили друг друга, но боятся открыть чувства из-за своих додумок. Рассказом о поваре и Пелагее Алехин показывает, что человек зависим от общества, его устоев. Этим рассказом автор говорит о том, что человек, думая о том, что скажет общество осудит или нет его поступки, может потерять все и любовь и чувства. Герои рассказа находятся в клетке правил, навязанных обществом. Они не живут своей жизнью. Конец же рассказа дает нам надежду, что герой все осознал и попытается все изменить.<\p>

Источник: http://ingvarr.net.ru/otvet/17-1-0-24841

Ссылка на основную публикацию