Салтыков-щедрин, «дикий помещик»: анализ

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями.

Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса.

Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Эпос.

Обратите внимание

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом.

Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое.

Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Важно

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ.

Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям.

В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дикого помещика».

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение по своему направлению является эпосом, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/dikiy-pomeschik/analiz-skazki-saltykova-schedrina.html

Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Сказка «Дикий помещик» отображает общественный уклад 17 века. Произведение не содержит собственных имен героев: все образы собирательные.

Сохраняя стиль и речь народных сказок, писатель говорит о событиях современной ему действительности.

Благодаря такому приему произведение пропускается цензурой, сказка Салтыкова-Щедрина рассматривается ей как фантастическое выдуманное произведение.

Совет

Главный персонаж сказки – глупый помещик. Он считает себя истинным представителем Русского государство. Занятия помещика сводятся к тому, чтобы понежить свое рыхлое мягкое тело и повеселить свое существование. Живет он за счет своих крепостных крестьян, однако, из-за своей недальновидности, не осознает этого.

Помещик не любит рабочих мужиков, в какой-то степени даже боится их. Он радуется, когда мистическим образом всех крестьян вихорь уносит с поместья.

Но с исчезновением мужиков, наступает такой голод, что на базаре нельзя ничего купить; никто не платит податей; не работает в садах и на полях. Сам помещик одичал настолько, что весь оброс шерстью, а на ногах и руках ногти стали «стальными».

Когда в его буфете закончились пряники, помещик стал окотиться на зайцев, спрыгивая на них с веток деревьев.

Одичание помещика свидетельствует о том, что этот человек привык к существованию при помощи крестьян и самостоятельно уже не способен вести нормальный образ жизни.

Он ставит себя выше простых мужиков, которые работают на его же благо. Именно в этом Салтыков и видит несовершенство и несправедливость общественного строя.

Писатель понимает, что люди равны друг перед другом, а сословные деления лишь разобщают народ.

Михаил  Евграфович Салтыков-Щедрин – русский писатель, продолжатель литературных традиций Пушкина, Лермонтов, Гоголя. Основной темой его сатиристических произведений стало осуждение крепостничества.

Обратите внимание

Особое место в творчестве писателя занимают сказки, предназначенные не детям, а взрослому поколению, которому Салтыков-Щедрин стремится открыть глаза на всю жестокость помещичьего гнета крестьян.

При помощи собирательных образов он не только высмеивает дворянство, но и призывает народ к борьбе с несправедливостью высших чинов.

Анализ, главная идея, тематика и смысл

«Дикий помещик» писателя Салтыкова-Щедрина относится к сатирическому произведению. Эта сказка была написана им в 1869 году и рассказывала о жизни помещика и простого народа.

Чтобы текст разрешили напечатать, и его обошла стороной цензура, автор выбрал жанр «сказки». Имен в этом произведении нет, так как писатель в одном главном герое выразил всех помещиков периода 19 века.

Так же особое внимание он уделил и простым русским мужикам.

Главная идея сатирической поэмы показать, насколько сильно помещик, да и любой богатый человек боится обычной работы, только одна мысль о том, что нужно трудиться приводит их всех в неописуемый ужас.

Практически все помещики того времени не хотели понимать и принимать то, что без обычного крестьянина и его помощи они не смогут прожить. После того, как их господство закончилось, и крестьяне покинули своих хозяев, в богатых людей начался хаос.

Помещик перестал следить за собой, ходил в грязной одежде, забыл как нужно умываться, оброс волосами. Одним словом, его господская жизнь, полная привилегий и наслаждений закончилась.  Помещик настолько одичал, что разучился нормально разговаривать.

И только тогда, когда назад вернулись крестьяне, в жизни богатых людей вновь наступили светлые дни.

Тематика произведения – это жизнь помещика бок о бок с крестьянами. В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает деспотичного и жадного помещика, который по своей глупости пытался отнять все, что есть вокруг у крестьян, выжить их.

Его ненависть к простому народу была поистине безграничной. Писатель пытается раскрыть перед читателем всю горечь в отношении помещиков и крестьян, насколько сильно были ущемлены права простых людей в то время.

Важно

Помещики возомнили себя вершителями человеческих судеб, на самом деле же они никто без обычных крестьян.

Суть произведения «Дикий помещик» заключается в том, что богатство и безнаказанность полностью лишает человека своего образа. Помещик, видя свою власть над обычными людьми, постоянно притесняет их, находит все новые и новые способы издевательств и наказаний.

На самом же деле, господствуя над более слабыми, он не в состоянии даже ухаживать за собой, постепенно становясь похожим на первобытного человека. Желая поскорее вытеснить из своего мира потных и вонючих, по его мнению, крестьян, он начинает деградировать.

Смысл этой сатирической сказки – раскрыть перед аудиторией то, как на самом деле выглядит человек, возомнивший себя «элитой» общества. На самом деле вся его сущность – это ограниченность и глупость.

У него, как бы ему ни хотелось обратного, нет никаких интересов в жизни, его мысли примитивны и пусты.

Писатель искренне уважает и сочувствует обычным крестьянам, он живет в надежде на то, что когда-нибудь наступит время, простой человек выйдет из-под гнета помещиков и станет свободным и независимым.

Ваиант 3

В основном все произведения, которые написал Салтыков-Щедрин, предназначаются только для взрослых людей. Многие считают данное произведение сказкой, но только здесь переплетаются события реальных дней. Именно поэтому оно и было допущено к выпуску и считается выдуманным произведением. Ни у одного из героев нет имен.

Здесь рассказывается о том, что каждый человек, который занимает высокий пост больше всего на свете боится работы и для того чтобы ее избежать он готов пойти на любые способы и условия. Главным героем здесь стал обычный мужчина, который является помещиком.

Больше всего на свете ему нравится лежать на своем потрепанном диване и ничего не делать, но все равно мечтать о своем будущем и о лучшей жизни для себя. На него работает большое количество людей, от которых он получает деньги.

Вот только признавать этого ему никак не хочется.

Совет

У него никогда не было друзей, и он даже не умеет общаться с обычными и нормальными людьми. А вот приказывать у него очень даже хорошо получается и поэтому он этим пользуется. Кроме этого всех своих работников он не просто ненавидит, но и боится. И когда они исчезают или что-то с ними происходит он очень этому рад.

Он старается обобрать всех своих работников и как можно больше денег забрать себе, а вот что после этого будет с каждым из этих работников, ему совсем неинтересно, да и неважно.

А ведь у них вообще нет никаких прав для того чтобы защитить себя и в любой момент их могли не только обмануть или обсчитать, но и оставить вообще без еды и денег. И пожаловаться они никому не могли, ведь им никто в этом случае не поможет.

Вот только терять лишние руки ему не хочется, ведь потом денег становится меньше, да и еду некому поставлять и в магазин ходить. Постепенно он перестал общаться с людьми и даже начал забывать родной язык. Кроме этого постепенно у него вместо кожи начала расти шерсть.

Ноги перестали сгибаться и он превратился в настоящее животное. Со временем в буфете закончилось печенье, и теперь ему просто нечего кушать. Но мужчина нашел выход из положения. Он стал залазить на самое высокое дерево, а потом кидаться сверху на любое животное, которое проходило мимо этого дерева.

И это значит, что мужчина уже давно привык жить за счет других, а в его случае, это были крестьяне, и как жить самостоятельно он уже не знал и другой жизни не представлял.

Также мужчина все равно считает себя намного выше и главнее тех мужчин, которые трудятся на него. Вот это и не нравится Салтыкову-Щедрину и в этом он видит несоответствие.

Ему хочется показать и доказать всем людям, что все люди равны друг перед другом и вести они должны себя все на равных.

Обратите внимание

Автор, как и другие писатели, своим произведением пытается просмеять крепостничество. Своим произведением он пытается раскрыть на многие вещи глаза всем людям и чтобы они не поступали, так как герои этих произведений. Кроме этого ему хочется, чтобы все чиновники не забывали о своем народе и заботились о нем, а не наглели, как наш главный герой.

Читайте также:  Сочинение всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде

← Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
← Образ и характеристика Левинсона в романе Разгром↑ ДругиеАнализ сказки Салтыкова-Щедрина Либерал →
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Соседи →

  • Сочинение Любовь в романе Тихий Дон Шолохова
    Михаил Александрович Шолохов известен своими проникновенными произведениями и чувственными эпизодами. Одно из самых известных произведений, которое писалось в течение семи лет и позже было экранизировано, является роман Тихий Дон.
  • Сочинение Софья начертана неясно (фамусова)
    Неясно Софья может быть написана просто потому, что она «никакая». Особенно, если сравнивать её с Чацким.
  • Особенности композиции романа Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова
    М.Ю. Лермонтов умело применил способ, с помощью которого на первый план выходят яркие события из жизни Печорина, оставившие след в его душе по разным причинам. Либо это полное неудовлетворение
  • Сочинение рассуждение Кумир молодёжи
    В современный период феномен кумира стал совсем другим. Если раньше стать знаменитым было довольно трудно, к примеру, стать знаменитым писателем или известным артистом, то теперь кумиры какие-то странные, особенно у молодежи.
  • Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата
    Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-saltykova-shchedrina-dikij-pomeshchik

«Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Сказка «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, как и другие его сатирические произведения, предназначена для взрослой аудитории. Впервые была опубликована в прогрессивном литературном журнале «Отечественные записки» в 1869 году, когда его возглавлял редактор-издатель Николай Некрасов – друг и единомышленник писателя.

Сказочный сюжет

Небольшое произведение занимало несколько страниц журнала. Сказка повествует о глупом помещике, который донимал проживающих на его земле крестьян из-за их «холопьего запаха». Крестьяне исчезают, и он остается единственным жильцом в своем поместье. Неумение ухаживать за собой, вести хозяйство приводят сначала к обнищанию, позже – к одичанию и полной потере рассудка.

Сумасшедший охотится на зайцев, которых ест живьем, и разговаривает с медведем. Ситуация доходит до губернского начальства, которое приказывает крестьян вернуть, одичалого изловить и оставить под надзором дворового.

Литературные приемы и использованные образы

Произведение было типичным для автора, который использовал сатиру и метафорические приемы для того, чтобы передать свои мысли широкой публике.

Веселый стиль, живые диалоги, написанные бытовым разговорным языком, циничный юмор – привлекали читателей легкостью изложения.

Аллегорические образы заставляли задуматься, были предельно понятны как для серьезных подписчиков журнала, так для юных курсантов и барышень.

Несмотря на сказочное повествование Салтыков-Щедрин прямо упоминает несколько раз реальную газету «Весть», с редакционной политикой которой он был не согласен. Автор делает ее основной причиной помешательства главного героя. Использование сатирического приема помогает высмеять конкурента и параллельно донести до читателя несостоятельность идей, которые могут привести к абсурду.

Упоминание московского театрального актера Михаила Садовского, который был в то время на пике популярности, рассчитано на привлечение внимания праздной аудитории. Реплики Садовского в вопросительной форме обозначают абсурдность действий помешанного, задают читательским суждениям направление, задуманное автором.

Салтыков-Щедрин использует писательский талант, чтобы изложить в доступной форме свою политическую позицию и личное отношение к происходящему. Аллегории и метафоры, использованные в тексте, были прекрасно понятны его современникам. Читателю из нашего времени нужны пояснения.

Аллегории и политическая подоплека

Отмена крепостничества в 1861 году вызвала бурные катаклизмы в экономическом состоянии России. Реформа была своевременна, но имела массу спорных для всех сословий моментов. Крестьянские восстания стали причиной гражданского и политического обострения.

Дикий помещик, которого и автор, и персонажи постоянно называют глупым, – собирательный образ радикально настроенного дворянина. Ментальная ломка многовековых традиций давалась землевладельцам с трудом. Признание «мужика» как свободного человека, с которым нужно выстраивать новые хозяйственные отношения, происходило со скрипом.

По сюжету временнообязанные, как стали называть крепостных после реформирования, были унесены богом в неизвестном направлении. Это прямой намек на реализацию прав, которыми их наделила реформа.

Важно

Дворянин-ретроград радуется отсутствию «мужицкого запаха», но демонстрирует полное непонимание последствий.

Ему трудно смирится с потерей бесплатной рабочей силы, но он готов голодать, лишь бы не иметь отношений с бывшими крепостными.

Помещик постоянно подкрепляет свои бредовые идеи чтением газеты «Весть». Издание существовало и распространялось за счет средств части дворянства, недовольной происходящей реформой. Публикуемые в ней материалы поддерживали уничтожение системы крепостничества, но не признавали способность крестьян к административной организации и самоуправлению.

Пропаганда обвиняла крестьянское сословие в разорении землевладельцев и экономическом упадке. В финале, когда сумасшедшего насильно приводят в человеческий вид, исправник отбирает у него газету. Пророчество автора сбылось, через год после опубликования «Дикого помещика» владелец «Вести» обанкротился, тираж прекратился.

Салтыков описывает экономические последствия, которые могут наступить без труда временнообязанных, без иносказаний: «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба», «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». Сам дворянин утратил «свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое», обнищал, одичал и окончательно утратил рассудок.

Выравнивание ситуации берет на себя капитан-исправник. Представитель государственной службы озвучивает основную авторскую мысль о том, что «казначейство без податей и повинностей, а тем паче без винной и соляной регалий, существовать не может». Обвинение в нарушении порядка и разорении он перекладывает с крестьян на «глупого помещика, который всей смуте зачинщик».

Сказка о «Диком помещике» – типичный образец политического фельетона, своевременно и ярко отразивший происходящее в 60-х годах XIX века.

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

По произведению: «Дикий помещик»

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1115-dikii-pomeschik-analiz

Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение

Сказки Салтыкова-Щедрина, предназначенные для взрослых, знакомят с особенностями русского общества лучше, чем исторические произведения. История о диком помещике похожа на обычную сказку, но реальность в ней сочетается с вымыслом. Помещик, ставший героем повествования, часто читает существующую на самом деле реакционную газету «Весть».

Живет этот сказочный персонаж на всем готовом, гордясь собой и потакая собственным прихотям. Только ему и невдомек из чего складывается блаженное существование. Крестьян, которым на самом деле всем обязан, он презирает.

Его оскорбляет исходящий от мужиков холопский дух. Глупость и привычка паразитировать вдохновляют помещика на изобретение различного рода притеснений и ограничений для народа.

Наконец господь, услышав молитвы несчастных, спасает их от хозяина самодура.

Совет

Оставшись один, помещик поначалу радуется тому, что его желание сбылось. Позднее приходит осознание собственной глупости. О глупости ему, не стесняясь, говорят чванливые гости, поняв, что из угощений у помещика остались одни леденцы. Таково же и официальное мнение исправника, собирающего налоги, который разбирается в неотделимости крестьянских податей от стабильности государства.

Но помещик не внемлет голосу разума и не слушает чужих советов. Он сохраняет твердость духа и мечтает о фантастических заграничных машинах, предназначенных заменить мужиков. Наивный мечтатель, не осознает, что в реальности не способен сам умываться. Он совершенно беспомощен, так как ничего не умеет.

Сказка заканчивается грустно: упрямец обрастает шерстью, встает на четвереньки и начинает кидаться на людей. Оказалось, что у благородного снаружи господина сущность простейшего существа. Он оставался человеком, пока ему подносили еду на тарелке и одевали в чистую одежду.

Вышестоящее начальство постановило вернуть крестьян в имение, чтобы они работали, платили в казну налоги и производили еду для своих хозяев.

А помещик остался диким навсегда. Его отловили, почистили, но он по-прежнему тяготеет к лесной жизни и не любит умываться. Таков герой: властелин в крепостном мире, но опекаемый простым мужиком Сенькой.

Автор смеется над нравами российского общества. Он сочувствует крестьянам и обвиняет их в чрезмерной терпеливости и покорности. Вместе с этим писатель демонстрирует бессилие помещиков, не умеющих жить без слуг. Сказки Салтыкова-Щедрина призывают уважать народ, который является основанием, поддерживающим благополучие подобных помещиков.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин написал свое известное произведение, которое получило название «Дикий помещик», в 1869 году. Там он рассматривает достаточно злободневные вопросы, актуальные и в то время, и сейчас.

Для него центральным являются жанр сказок, которые он пишет далеко не для детей. Автор сталкивает в своем произведение трагическое с комичным, использует такие приемы, как гротеск и гипербола, а также эзопов язык.

Таким образом, он высмеивает самодержавие и крепостное право, которое до сих пор существуют на территории страны.

Обратите внимание

В центре событий обычный помещик, который имеет особую гордость за то, что в его венах течет дворянская кровь. Его цель – это просто понежить тело, отдохнуть и побыть собой. Он фактически отдыхает и такой образ жизни он может позволить себе только благодаря мужикам, к которым он относится весьма жестоко, он не может выносить даже духа обычных мужиков.

И вот желание помещика исполняется, и он остается один, при этом Бог исполнил не желание помещика, а желание крестьян, которые полностью измучены от постоянного контроля и надзора.

Таким образом, Щедрин высмеивает долю русского народа, которая является достаточно непростой. Только спустя время герой понимает, что он совершил настоящую глупость.

И вот в конце, помещик полностью одичал, внутри высшего существа человека, скрывается самое обычное животное, которое живет только ради осуществления своих желаний.

Герой восстановился в крепостном обществе, а опекать его будет простой русский крестьянин по имени Сенька.<\p>

Сказка «Дикий помещик» – это одно из гениальных произведений писателя, работающего в жанре сатиры.

Ему приходится высмеивать социально-политический строй, ему приходится изобличать существующие нравы и типы общества, в котором существует достаточно странная мораль, не подвергающаяся осмыслению.  Он показывает то, насколько беспомощны помещики, за которыми постоянно ухаживают простые крепостные.

Все это высмеивается автором, который вынужден жить в подобном обществе, ему трудно справляться с существующей ситуацией, поэтому он старается показать ее абсурдность, осудить происходящее в обществе.

Сочинение Дикий помещик

Одна из лучших работ Салтыкова-Щедрина вышла в свет в 1869 году и называется она сказка «Дикий помещик». Данное произведение можно отнести к жанру сатира. Почему сказка? Автор не спроста выбрал такой жанр, таким образом он обошел цензуру. Герои произведения не имеют имен.

Своеобразный намёк со стороны автора на то, что помещик является сборным образом и отвечает многим помещикам на Руси в 19 веке. Ну а взять остальных героев, мужики и Сенька, это что ни есть крестьяне. Автор поднимает очень интересную тему.

Главное для автора то, что крестьянский, честный и трудолюбивый народ, всегда во всем выше нежели дворяне.

Важно

Благодаря жанру сказки, произведение автора очень простое и насыщенно иронией и разнообразными художественными деталями. С помощью деталей автор очень четко может передать образы героев. Например, помещика он называет глупым и мягкотелым. Который не знал горя и радовался жизни.

Главная проблема данного произведения — это сложная жизнь простого народа. В сказке автора, помещик выступает бездушным и жестким извергом, он только и делает то, что унижает бедных крестьян и старается забрать у них даже последнее.

Крестьяне молились, им больше ничего не оставалось, они как люди хотели нормальной жизни. Помещик же хотел избавиться от них и в конце концов, бог исполнил желание крестьян жить лучше и желание помещика избавится от крестьян.

После этого становится ясно, что всю роскошною жизнь помещика обеспечивают крестьяне. С исчезновением «холопов», жизнь поменялась, теперь помещик стал похож на животное. Он изменился внешне, стал страшнее, зарос, перестал нормально есть. Исчезли мужики и жизнь поменяла яркие тона на серые и тусклые.

Даже проводя время как раньше, в развлечениях, помещик чувствует, что все равно это все не то. Автором раскрывается настоящий смысл произведения, который относится к реальной жизни. Бояре, помещики угнетают крестьян, не читают их за людей.

Но, в отсутствие «холопов» они не могут жить нормальной жизнью, ведь все благо лично для них и для страны обеспечивают именно крестьяне, рабочие. А высшие слои общества кроме проблем и бед больше ничего не несут.

Люди в данном произведении, а именно крестьяне — это честные люди, открытые и любящие труд. С помощью их труда помещик и жил припеваючи. Кстати автор показывает крестьян не просто как одну бездумную толпу, а как умных и проницательных людей. В данном произведении для крестьян очень важна справедливость. Они считали не справедливым такое отношение к себе и поэтому попросили помощи у бога.

Непосредственно Салтыков-Щедрин очень уважает крестьян, что и показывает в произведении. Это видно, очень явно, когда помещик исчез и жил без крестьян и в то время, когда он вернулся.

Совет

В итоге получается так, что автор подводит читателя к одному истинному мнению.  Не высоко ставленники, не чиновники решают судьбу страны и каждого из помещиков, а именно крестьяне.

На них держится все благополучие и все благи богатых людей. Это и есть главная идея произведения.

Идея, тема, суть, смысл

  • Анализ произведения Распутина Уроки французского
    В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества. Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами
  • Литературное направление рассказа Старуха Изергиль Горького
    Старуха Изергиль является одним из наиболее известных произведений Горького и, безусловно, данное произведение отыскало немало отзывов критиков, которые стремились как-то описать данное творение
  • Сочинение Кем я хочу стать и почему? 5 класс Гидом, пожарным, хоккеистом
    Когда я вырасту, я хочу стать профессиональным хоккеистом. Еще мечтаю познакомиться с Александром Овечкиным и Павлом Дацюком, они мои кумиры.
  • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение
    Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.
  • Сочинение на тему Плохое настроение рассуждение ЕГЭ 11 класс
    Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-dikij-pomeshchik-saltykova-shchedrina

Анализ сказки “Дикий помещик” М.Е.Салтыкова – Щедрина

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Дикий помещик / Анализ сказки “Дикий помещик” М.Е.Салтыкова – Щедрина

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В 1869 году знаменитый русский писатель Салтыков – Щедрин пишет сказку “Дикий помещик”, в которой затрагивает реальные злободневные вопросы своего времени. Сказки занимают центральное место в творчестве писателя. Он пишет “для детей изрядного возраста”, хотя понять их может каждый. В них комическое сталкивается с трагическим, широко используются гротеск, гипербола, эзопов язык.

В этом произведении автор подверг резкой критике самодержавно – крепостнический строй России второй половины девятнадцатого века.
    Произведение начинается как обычная сказка: ”В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался.” Но в то же время в тексте упоминается реально существовавшая реакционная газета “Весть”.

Так и во всем тексте вымысел сочетается с реальностью.
    Главный герой сказки – обычный помещик. Он гордится тем, что является истинным дворянином (об это говорит мудрёная фамилия Урус-Кучур-Кильдибаев). Весь смысл его существования – “понежить своё тело, мягкое, белое и рассыпчатое”. Таким блаженным существованием помещик обязан своим мужикам, хотя и презирает их, не выносит “холопьего духу”.

Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита: “Сократил он их(крестьян) так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше!”.
    Глупость помещика доведена до предела. Автор иронизирует над “достоинствами” главного героя: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”.

Необходимо заметить, что бог не внимает молитвам глупого помещика, но исполняет просьбу простого народа, измученного произволом Урус-Кучум-Кильдибаева: “ Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую…”. Таким образом, Щедрин выражает сочувствие русскому народу.
     Помещик остается один .

Конечно, сначала он радуется исполнению своего желания, но потом постепенно начинает понимать, что совершил глупость. Сначала “глупым” его называет актер Садовский, потом генералы, которые тоже наивно предполагают ненужность крепостных крестьян: “Ах, как это хорошо! – хвалят помещика генералы, – стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? “.

Их мнение о помещике меняется, когда он предлагает им вместо “говядинки” “по леденцу да по печатному прянику”. “Однако, брат, глупый же ты помещик”- произносят генералы.

Обратите внимание

Такого же мнения придерживается капитан – исправник, который понимает неотделимость деятельности крестьян от экономики, функционирования государства: “А известно ли вам, что казначейство без податей и повинностей существовать не может?”. Сатирик убежден, что именно народ является опорой государства, создателем его материальных и духовных ценностей.

    Несмотря на мнение своих знакомых, голос разума, помещик продолжает отстаивать свою позицию, проявлять “твёрдость души”. Он лелеет себя несбыточными мечтами о “машинах из Англии”, которые будут работать вместо мужиков, не понимая, что без крепостных крестьян он не может даже умыться. Без них он никто, потому что ничего не умеет.

В конце сказки он просто одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосам…ходил же все больше на четвереньках”. Он не только научился разговаривать с медведем, но и начал бросаться на людей: ” На днях-де и его, исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал.” Оказывается, что в глубине, казалось бы, благородной личности — примитивное животное.

На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подают чистую одежду.     Чем же заканчивается сказка? Вот помещик: «Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Такой вот герой, который правит в крепостном обществе. А опекает его Сенька , простой русский крестьянин.

    Автор использует в своих произведениях самые разные художественные средства выразительности языка. Это и сравнения, и метафоры, и, конечно, гипербола. Мы видим преувеличение некоторых поступков персонажей, доводящее их до карикатуры, до нарушения внешнего правдоподобия.

Так, например, помещик съедает зайца: “ вцепится в свою добычу, разорвёт ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”.

    Сказка «Дикий помещик» – лишь одно из произведении писателя-сатирика , в которых он высмеивает социально-политический строй царской России, изобличает типы и нравы, мораль и политику того общества. Кроме того, он не только жалеет русское крестьянство, но и осуждает его за излишнюю терпеливость и безропотность. Так же указывает на беспомощность помещиков, которые в отсутствии своих слуг становятся похожи на беспомощных детей. И идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова – Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Добавил: kulebjakinandrey

38690 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Дикий помещик”:

  • Краткое содержание

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00681851458673596870

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Сюжет

В сказке рассказана история богатого помещика, который был «глуп, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».<\p>

Однажды помещик пожаловался Богу на то, что слишком много развелось мужиков! Тот пожалел крестьян, которых притеснял глупый помещик, «и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».<\p>

Помещик сначала радовался своей вольной жизни, но вдруг оказалось, что без мужика все вокруг приходит в запустение, заканчивается еда, приятели-поме­щики перестают к нему ездить. Имение помещика зарастает травой, помещик, за которым теперь никто не ухаживает, дичает, уподобляясь зверю: «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться он уж давно перестал, хо­дил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… Но хвоста еще не приобрел».<\p>

Начальство, узнав о таком положении дел в имении глупого помещика, а в осо­бенности обеспокоившись отсутствием податей, решает «…мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикат- нейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казна­чейство податей препятствия не чинил».<\p>

Важно

Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова «появились и мука, и мясо, и живность всякая», а подати пошли в казначейство. «Помещика “изловили”, помыли, “высморкали” и привели в человеческий вид».<\p>

Заканчивается сказка так: помещик «жив и доныне. Раскладывает гранпась­янс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».<\p>

Поэтика, композиция, идея<\p>

Сказка «Дикий помещик» — едкая сатира на господствующее сословие.<\p>

Использован типичный для автора прием антитезы: глупость, тиранство, эгоизм помещика противопоставлены трудолюбию и рабскому долготерпению крестьян. Качества эти с обеих сторон гиперболизируются.<\p>

В основе сюжета сказки — гротескная ситуация, за ней скрыты реальные общественно-крепостнические отношения.<\p>

Главный герой изображен карикатурно-условно, его поведение, рассуждения абсурдны. Одичалость и звероподобие героя — следствие его праздной и бездум­ной жизни. Описание жизни дикого помещика смешно и страшно одновременно.<\p>

Сочетание фантастичности и реальности — одна из особенностей про­изведения. В сказке «Дикий помещик» встречаются реальные названия газет («Весть»), люди (актер Садовский), отражены злободневные социально-полити­ческие темы.<\p>

В то же время, следуя жанру народной сказки, Салтыков-Щедрин использует в языке сказки традиционные фольклорные элементы: сказочный зачин («В неко­тором царстве, в некотором государстве жил-был…»), гиперболу, фантастичность.<\p><\p>

Автор использует яркие средства выразительности: эпитеты («рассыпча­тое тело», «худое житье»), метафоры («огненный шар» — солнце), сравнения («словно туча черная, пронеслись… мужицкие портки»).<\p>

Язык сказки яркий, афористичный, наполненный авторским сарказмом.<\p>

Совет

Главная идея сказки — помещик без крестьянина жить не может и не умеет. При этом положение крестьянина в России бесправное и угнетенное, он терпит много несправедливости, являясь производителем всех благ и богатств страны.<\p>

Писателя возмущает такое положение вещей. Создавая свою резко сатириче­скую сказку, он обращает внимание общества на важнейшие вопросы, требую­щие разрешения.<\p>

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3975-m-e-saltykov-shchedrin-dikij-pomeshchik-analiz-proizvedeniya

Анализ сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

   Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается фантастика и реальность. Так, часто у Салтыкова-Щедрина звери очеловечены, они олицетворяют собой пороки людей.

 
    Но есть у писателя цикл сказок, где героями выступают люди. Здесь Салтыков-Щедрин выбирает другие приемы для высмеивания пороков. Это, как правило, гротеск, гипербола, фантастика.

    Такова сказка Щедрина «Дикий помещик». В ней глупость помещика доведена до предела.

Писатель иронизирует над «достоинствами» барина: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой.

Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотина на водопой пойдет – помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выйдет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»

    Помещик считает себя не человеком, а неким божеством. Или, по крайней мере, человеком высшего разряда. Для него в порядке вещей пользоваться плодами чужого труда и даже не задумываться об этом.

    Мужики «дикого помещика» изнывают от тяжкого труда и жестокой нужды. Замученные гнетом, наконец, крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Услышал их бог, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

    Поначалу казалось барину, что хорошо теперь заживется ему без крестьян. Да и все благородные гости помещика одобряли его решение: «- Ах, как это хорошо! – хвалят помещика генералы, – стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? – Нисколько, – отвечает помещик».

    Кажется, что герой не осознает всю плачевность своего положения. Помещик только предается мечтам, пустым по своей сути: «и вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает.

Обратите внимание

Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было; думает, какой он плодовитый сад разведет: вот тут будут груши, сливы…» Без своих крестьян «дикий помещик» только тем и занимался, что нежил свое «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

    Вот в этот момент и начинается кульминация сказки. Без своих крестьян помещик, не умеющий и пальцем шевельнуть без мужика, начинает дичать.

В щедринском сказочном цикле дается полный простор для развития мотива перевоплощения.

Именно гротеск в описании процесса одичания помещика помог писателю со всей ясностью показать, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных.

    Но если в народных сказках сам процесс превращения не изображается, то Салтыков воспроизводит его во всех деталях и подробностях. В этом – уникальное художественное изобретение сатирика.

Его можно назвать гротескным портретом: помещик, совершенно одичавший после фантастического исчезновения крестьян, превращается в первобытного человека.

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав…а ногти у него сделались, как железные, – неторопливо повествует Салтыков-Щедрин.

– Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся, как прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипенье и рявканьем».

    В новых условиях вся суровость помещика утратила свою силу. Он стал беспомощен, как малое дитя. Теперь даже «мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может.

Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и через мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: погоди, глупый помещик! то ли еще будет! Я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!»

Важно

    Таким образом, в сказке «Дикий помещик» показана деградация человека, обнищание его духовного мира (а был ли он вообще в данном случае?!), отмирание всех человеческих качеств. 

    Это объясняется очень просто. В своих сказках, как и в своих сатирах, при всей их трагической мрачности и обличительной суровости, Салтыков оставался моралистом и просветителем. Показывая ужас человеческого падения и самые зловещие его пороки, он все же верил, что в будущем произойдет нравственное возрождение общества и наступят времена социальной и духовной гармонии.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/skazki/7221-analiz-skazki-m-e-saltykova-shchedrina-dikij-pomeshchik

Анализ сказки “Дикий помещик” Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки
“Дикий помещик”
Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог.

Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы.

В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

Но не каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки. В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда мужика.

Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в своей сказке”Дикий помещик”.

В ней он рассказывает о деспотичном и глупом помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них избавиться: “Скотина на водопой выйдет-помещек кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет-помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-всё его стало! “.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами.

Совет

Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: “был тот помещик глупый, читал газету”Весть”и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: “Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести”.

Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: “Да я уж и то сколько дней немытый хожу! “.

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что”с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл”. Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: “податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт”.

“Нормальная”жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России.

И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: “Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.”

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: “сказано-сделано”, “мужицкие портки”и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

Конец.

Источник: https://MirZnanii.com/a/354697/analiz-skazki-dikiy-pomeshchik-saltykova-shchedrina

М.Е. Салтыков – Щедрин « Дикий помещик». Видеоурок. Литература 7 Класс

Тема крепостничества сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Поэтому беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами.  

Сказка – один из эпических жанров, для которого характерен глубокий подтекст. Сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – «в сказке ложь, да в ней намек…»

Рис. 1. М. Е. Салтыков-Щедрин (Источник)

Именно поэтому к данному жанру обратился М. Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки – это отдельный, самостоятельный этап его творчества, о появлении которого  С.-Щ.

  рассуждал  так: «Привычке писать иносказательно я обязан … цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли.

Обратите внимание

Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам…»

Свои политические сказки С.-Щ.  пишет с 1883 по 1886 годы. В них писатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Ярким примером стала сказка  «Дикий помещик», которая написана весьма саркастично и остроумно.

Анализ сказки С.-Щ. «Дикий помещик»

В этой сказке помещик мечтал избавиться от «холопского духа» в своих владениях.  Наконец, все мужики «чудесным образом» исчезают. Сначала помещик наслаждается чистым воздухом, но потом хозяйство приходит в упадок, а сам помещик совершенно одичал, опустился, превратился в животное.

Читая произведение «Дикий помещик»,  мы сразу относим его к жанру сказки:

  1. Сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик».
  2. Серединные «сказочные» формулы: «Много ли, мало ли времени прошло»;  «Сказано – сделано…».
  3. Фантастические элементы: «вдруг поднялся  мякинный  вихрь и, словно туча черная, пронеслись в  воздухе  посконные  мужицкие  портки»; говорящий медведь, «рой мужиков».
  4. Гипербола (преувеличение): «И земля, и вода, и воздух – все его (помещика) стало!»; «Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса,  а  все одно молоко, все молоко!».

Наличие сказочных элементов не мешает понять всю глубину конфликта, затронутого автором в данном произведении. Конфликт этот реалистичен и остро социален. Связан он с политической ситуацией в России после отмены крепостного права в 1861 г. Крестьяне  все равно во многом зависели от помещика. Вот как описывает С.-Щ.

их жизнь: «Сократил он [помещик] их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик  кричит: “Моя вода!”, курица за околицу выбредет – помещик кричит: “Моя  земля!”  И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику  в  светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

Помещика можно назвать жестоким, жадным, деспотичным. Такое отношение  помещика к крестьянам было неединичным. Неслучайно в сказке упомянута газета «Весть», которую читает помещик. Именно ее материалы он берет за основу,  как руководство к действию: «Заглянет помещик в газету “Весть”, как в сем случае поступать должно, и прочитает».

Газета «Весть» была печатным органом части дворянства, недовольной крестьянскою реформою.

Многие дворяне видели ошибку в том, что законодательная власть избрала систему крестьянского самоуправления, вместо того чтобы оставить административную власть в руках помещиков.

Они считали, что  вследствие этого происходит разорение помещиков. Кстати, газета эта издавалась сначала еженедельно,  а потом   ежедневно тиражом 4000 экземпляров.

И вот читает помещик газету и переживает, «что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает,  – видит и опасается: “А ну, как он у меня все добро приест?»

Важно

Итак, уже с самого начала мы начинаем воспринимать образ помещика как собирательный, вместивший в себя типичные черты этого сословия.

Имя потомственного российского дворянина отнюдь не русское –   князь Урус-Кучум-Кильдибаев.   Перед нами один  из приемов иносказания: говорящая фамилия. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.

При чтении сказки бросается в глаза наиболее часто используемый автором эпитет:глупый помещик. Но если в русских народных сказках Иванушка-дурачок  вовсе не дурак, то помещик в сказке С.-Щ. действительно глуп.  Ведь он не понимает очевидного: вся его жизнь зависит от крестьян. Давайте посмотрим, какой стала жизнь помещика без мужика- работяги:

  1. Гостей толком принять не может.
  2. Сам себя обслужить не может (ни умыться, ни одеться, ни еду приготовить).

В результате  дом и хозяйство пришли в запустение. Но,  несмотря на все это,   глупый помещик продолжает стоять на своем, так сказать «твердость души» в себе развивает. И мечтает о том, как он заживет без крестьян:  «Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб  все  паром  да  паром,  а холопского духу чтоб нисколько не было».

Рис. 2. Иллюстрация (Источник)

Если раньше он «тело имел  мягкое,  белое  и рассыпчатое» и  «жил и  на свет глядючи радовался», то теперь его не узнать: «Весь он,  с  головы  до  ног, оброс волосами, словно  древний  Исав,  а  ногти  у  него  сделались,  как железные.

Сморкаться  уж  он  давно  перестал,  ходил  же  все  больше  на четвереньках … Утратил  даже  способность произносить  членораздельные  звуки  и  усвоил  себе  какой-то   особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем.

Но хвоста  еще не приобрел».

Мы видим полное физическое и духовное одичание человека: «Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил  свое  тело  рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет  оттуда.

  Прибежит,  это,  заяц,  встанет  на  задние  лапки  и прислушивается, нет ли откуда опасности, – а он уж  тут  как  тут.

  Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями,  да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

Таким образом, главной  идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет.  Кроме того, автор хотел показать значение крестьянства в экономике всей России. Ведь исчезновение крестьян во владениях помещика привело к печальным последствиям во всей губернии. К помещику приезжает капитан-исправник.

Совет

Он очень обеспокоен, что «на  базаре  ни  куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». «Обеспокоились начальники и собрали совет.

  Решили:  мужика  изловить  и водворить,   а   глупому   помещику,   который   всей   смуте    зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступленню в казначейство податей препятствия не чинил».

Заканчивается сказка тем, что дикого помещика изловили, вернули ему человеческий облик и заставили вести прежний образ жизни. А что же с крестьянами?

«Как нарочно, в это время чрез губернский город  летел  отроившийся  рой мужиков и осыпал  всю  базарную  площадь.  Сейчас  эту  благодать  обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».Не случайнокрестьяне показаны через метафору «рой мужиков».

У читателя сразу же появляется ассоциация с роем пчел. А как известно, пчела – символ труженика.  Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью.

  Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен.

Современники С.-Щ. высоко ценили сатирический дар.

Так, например, Софья Ковалевская писала: «Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли.  Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: “Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен».

Теория литературы

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль. 

Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто.

Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.

  Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли иносказательно, притчами, аллегориями,  получило название эзопова языка.

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор – Коровина В.Я. – 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор – Тищенко О.А. – 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор – Кутейникова Н.Е. – 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Коровина В.Я. – 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор – Коровина В.Я. – 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. – 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Курдюмова Т.Ф. – 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. С.-Щ. Дикий помещик (Источник). 
  5. С.-Щ. Биография (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Сравните сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что их объединяет?
  2. Прочитать сказку С.-Щ.  (на выбор). Найти в тексте черты жанра сказки. Определить тему, идею, конфликт. Привести примеры сатиры, иронии.
  3. Подумайте, в чем актуальность сказок С.-Щ.?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/m-e-saltykov-schedrin-dikiy-pomeschik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]