Краткое содержание рассказа солженицына «матрёнин двор» по главам

Краткое содержание рассказа “Матренин двор” Солженицына А. И

Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына – он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось “годиков на десять”. То есть пришлось отсидеть ни за что – как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях.

Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке – подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку “в пыльной горячей пустыне” – и теперь его неудержимо тянет в среднюю полосу любимой России.

В 1956 году Игнатьич был реабилитирован и летом сошел с поезда на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы.
Хотелось ему сначала жить в деревне Высокое поле, да только там с хлебом были перебои. Неплохо с питанием в другом поселке – но герою претит его ужасное советское название “Торфопродукт” .

Обратите внимание

Впрочем, не одни же торфяники кругом… Учитель поселяется в селе Тальново, где преподает математику в школе. На квартиру (вернее, в избу) его берет к себе Матрена Васильевна Григорьева.

Живут они в одной комнате, но старуха (ей шестьдесят лет) так тиха и услужлива, что никаких конфликтов не возникает, разве что герой <\p>

по лагерной привычке разволновался, что женщина как-то по ошибке надела его телогрейку. Да еще репродуктор очень раздражает Игнатьича – он вообще не выносит шума, а особенно бодренького радио.

Изба у Матрены старая. Лучшую ее часть – у окна – занимают табуретки и лавки с ее любимыми фикусами и другими растениями. Это показывает доброту Матрены, ее любовь ко всему живому. Она человек совершенно бескорыстный – никогда “за обзаводом не гналась”, добра себе не копила, чужим людям помогала.

Из всего добра у Матрены – только хроменькая кошечка, подобранная из жалости, и грязно-белая коза с кривыми рогами. Ну, еще мыши и тараканы… Постепенно Матрена рассказывает жильцу о своей жизни. Замуж она вышла рано, потому как мать умерла и надо было как-то устраивать свою жизнь. Нравился ей один молодой человек – Фаддей.

Да ушел он на фронт (это еще до революции было, в Первую мировую) и пропал без вести. Три года ждала его – “ни весточки, ни косточки”. Получила предложение от младшего брата Фаддея – Ефима. Согласилась, обвенчались. А через небольшое время вернулся Фаддей из венгерского плена.

Сильно любил он Матрену – чуть от ревности не порубил топором брата и бывшую невесту. Но ничего, утряслось. Фаддей со временем тоже женился, жену себе взял тоже Матрену, не иначе – в память о первой любви. “Вторая Матрена” родила Фаддею шестерых деток, все живы.

А вот Матрена, хоть и рожала детей, да они у нее “не стояли” – не доживали до трех месяцев. В деревне решили, что она “порченая”. Тогда Матрена взяла на воспитание дочку Фаддея Киру и воспитывала ее долго – пока та не вышла замуж и не переехала в соседнее село к мужу.

Важно

То, что у Матрены нет добра, не говорит о ее лености – встает каждый день в четыре-пять утра, дел полно. Она всегда готова помочь соседке копать картошку или побежать по зову жены председателя помочь в колхозных делах. Денег она ни с кого не берет – отчего и считают ее глупой.

Пенсии Матрена не получала, хотя по возрасту и по болезни могла бы получать. Полжизни своей проработала в колхозе за “палочки” трудодней. И все “в мужицкую работу” мешалась: даже, как некрасовская героиня, остановила коня на скаку, а тот чуть не сшиб ее в прорубь!

Бескорыстие Матрены столь велико, а любовь к ближним так сильна, что она решает еще при жизни отдать половину своей избы и имущества приемной дочери Кире. Фаддей поддерживает это ее решение: и загружает части дома и скарба на сани. Вместе с сыновьями перетаскивает он добро своей бывшей любимой через железнодорожные пути. Матрена помогала им и погибла, замешкавшись у саней.

Односельчане не могут оценить благородства Матрены. Над гробом стоит плач – но, скорее, по обязанности и из приличия. Вскоре начинается дележ имущества, в котором принимают участие и жадные сестры покойной, и ее лучшая подруга Маша.

А Фаддей, в общем-то невольный виновник смерти своей бывшей любимой, даже на поминки не явился. И только учитель, Матренин постоялец, отчетливо понимает, что Матрена и есть тот праведник, без которого “не стоит село” .

“Не стоит село без праведника” – так первоначально должен был называться рассказ “Матренин двор”

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-matrenin-dvor-solzhenicyna-a-i/

Краткое содержание книги Матрёнин двор (изложение произведения), автор Александр Солженицын

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир.

Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»).

Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным.

И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны.

Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал.

Совет

Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему.

Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это.

Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире.

Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель.

Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Источник: http://pereskaz.com/kratkoe/matrenin-dvor

Солженицын, Краткое содержание Матренин двор

Краткое содержание

Действие происходит «на сто восемьдесят четвертом километ­ре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Повество­вание ведется от первого лица, и сам рассказчик, его судьба очень напоминают самого А. Солженицына, его судьбу.

Рассказчик приехал «просто в Россию», никто его уже не ждал, так как с возвращением он опоздал «годиков на десять». Он попросился учителем туда, где дальше от железной дороги. И его устроили в местечко под названием Высокое Поле.

Он там не остался, так как в селе не было даже продуктового ларька, хлеба не пекли, а все съестное «волокли мешками» из областного города. И снова рассказчик пришел в отдел кадров, где его нако­нец определили в поселок с совсем не поэтичным названием Тор­фопродукт.

Обратите внимание

Там он узнал, что вокруг этого поселка еще много деревень с названиями, ласкающими ему слух: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Рассказчик поселяется в деревеньке Тальново. Так как мест больше ни у кого не оказалось, то его пристроили к Матрене Игнатьевне Григорьевой, или просто Матрене.

Рассказчику за­помнилась ее изба: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуретам и лавкам — горш­ками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

Матрена не согласилась сначала принять квартиранта, говорила, что ему будет уж очень неудоб­но. Ее каждый месяц прихватывал недуг, и она не могла ухажи­вать за гостем.

Матрена заставила рассказчика еще раз пройтись по деревне в поисках места, но он снова вернулся к ней, словно почувствовав, что это именно его пристанище. Он подробно опи­сывает обстановку ее дома, мелких обитателей, включая колче­ногую кошку, мышей и тараканов.

Матрене не платили пенсию. Ее даже из колхоза отпустили из-за плохого здоровья. Пенсию она могла получать только за своего мужа.

«Собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы». И ее гоняли из одного места в другое то из-за точки, то из-за запятой.

Обычно она возвращалась не в духе, омраченная. Но знала наверняка, как поднять себе настроение. Успокоение она находила в работе.

С приходом зимы появилась проблема нехватки торфа. Той ма­шины, что полагалась рассказчику как учителю, не хватило бы даже и на треть зимы. В болотах рядом с поселком торф копали из болота экскаваторами, но жителям выделять торф не полагалось. «Топлива было не положено — и спрашивать о нем не полага­лось». Не могла Матрена и корову завести: с трудом удавалось раздобыть сена даже для козы.

Важно

Иногда за Матреной приходили из колхоза, когда не хватало рабочих рук. И Матрена, которая уже не считалась колхозни­цей, шла работать — не за деньги, за просто так.

Но бывало, недуг сильно прихватывал Матрену. Она лежала два или три дня, не вставая. И тогда всю работу по дому выпол­няла ее подруга.

Рассказывала Матрена и о своей жизни. Жаловалась на тепе­решнюю свою немощь, вспоминала, как, бывало, она таскала по пять мешков с торфом. А однажды остановила на всем скаку коня, когда тот испугался и понес. «Мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила».

В ту зиму, когда у Матрены поселился учитель, дела ее по­шли хорошо. Ей наконец начали платить пенсию восемьдесят руб­лей, да сто рублей за постояльца, да и сам он приплачивал ей. Она даже заказала себе новые валенки, купила новую телогрей­ку.

И сшила себе пальто, да такое, что и во всю жизнь не наши­вала. Вот в подкладку этого пальто она и вшила двести рублей себе на похороны. И «повеселела». Она стала чаще ходить в гости к своим подругам. Домой гостей не звала, боялась помешать.

И только однажды дома у нее были три ее родные сестры. «По­чему их не было видно до этого? Опасались они, что Матрена будет просить у них помощи?» Однажды Матрена сильно огорчи­лась тем, что осталась без святой воды. Не усмотрела за своим котелком на водосвятии.

Рассказчик не замечал в ней истовой веры, но «дело всякое она начинала “с богом!”»

«Так и привыкли Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запро­сто». Ни тот, ни другой не докучали друг другу расспросами о  прошлой жизни. Каждый знал друг о друге немного. Матрена знала, что ее постоялец сидел в тюрьме, а он — что Матрена вышла замуж еще до революции, было у нее шестеро детей, да только все они умерли один за другим.

Читайте также:  Анализ романа стендаля «красное и черное»

Муж ее с Великой Отечественной войны так и не вернулся, тела его не нашли, похоронку тоже не прислали. Матрена за один­надцать послевоенных лет решила, что он, верно, умер. Однаж­ды рассказчик видит дома «высокого черного старика». Он ока­зался родным братом мужа Матрены. И пришел он к учителю про­сить за своего сына, лентяя и невежу, Григорьева Антошку.

Совет

Только вечером рассказала Матрена о том, что так долго ко­пилось у нее в душе. Этот черный старик — старший брат ее мужа, Фаддей, которого она любила. Во время Первой мировой войны его забрали в армию, на фронт. Три года ждала жениха Матрена, а когда надежду потеряла, вышла замуж за Ефима, его младшего брата. Он был моложе ее на год. А к зиме вернулся из венгерского плена Фаддей.

«Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась!.. Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!» И ни одну невесту в деревне не взял в жены, все с таким же именем искал. И вот теперь Фаддей с женой живут рядышком. Часто Фаддеева Матре­на приходит жаловаться на то, что бьет ее муж. А Матрена Васи­льевна вспоминала, что Ефим ни разу ее пальцем не тронул.

А потом взяли уже Ефима на войну, а Фаддея не взяли из-за слепоты. И тогда попросила Матрена у той, второй Матрены, доч­ку ее, Киру, на воспитание. Десять лет воспитывала, а недавно выдала замуж за молодого машиниста в Черустях. И вот теперь оттуда ей помощь приходит: сахар, сало.

И завещала Матрена после смерти своей Кире отдельный сруб, а про остальное ничего не сказала, потому что еще три сестры у нее было.

Вот так и открылась Матрена в тот вечер. И буквально на сле­дующий день из Черустей приехала Кира для того, чтобы забрать горницу Матрены, ей предназначенную. Горница та нужна была, чтоб молодые в Черустях участок земли получили. И не столько Кира и муж ее, сколько Фаддей загорелся получить этот участок. Он начал настаивать, чтобы Матрена при жизни горницу ту отда­ла.

Не жалко было ей отдать горницу, да только больно было ломать крышу, под которой сорок лет прожила. Даже рассказчи­ку стало не по себе при мысли о том, что будут отдирать доски избы. «Для Матрены было это — конец жизни всей». Долго не могли увезти горницу, погода не давала. И случались такие собы­тия, которые все больше и больше удручали Матрену.

Пришли три ее сестры, «обругали ее дурой» и ушли, пропала Матренина колченогая кошка. Но вот ударили морозы. Горницу разобрали на бревна, погрузили в сани и увезли трактором. Помогавшие, из де­ревенских, напились самогону и ушли. Матрена беспокоилась о том, что решили увезти все за один раз, было бы лучше за два — сани могли развалиться.

Ушла провожать сына Фаддея и мужа Киры, которые везли бревна в Черусти.

А в час ночи пришли четверо в железнодорожных шинелях. Как мог рассказчик прикрывал маленькую кухоньку, где оста­лись следы пиршества — за самогон Матрене могли дать срок. После пришла Маша, подруга Матрены, слезы текли рекой. Она рассказала, что на переезде наспех сколоченные вторые сани развалились.

Тракторист и сын Фаддея стали заново ладить трос, а Матрена хотела им помочь. В этот момент шли от станции два паровоза без огней. Всех троих убило на месте.

Обратите внимание

Муж Киры смот­рел на другое полотно — ждал поезда со стороны Черустей,а паровозов, шедших от станции Торфопродукт, не заметил После случившегося он хотел повеситься, поскольку винил себя в гибели людей, но его успели спасти. Теперь мужа Киры ожи­дал суд.

На похоронах больше всего плакали сестры, так полагалось Избу Матренину разделили между сестрами, горницу отдали Фаддею.

Как рассказывала потом Матренина золовка, Ефим не любил жену: она одевалась по-деревенски, никогда не держала поро­сенка. «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за наря­дами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

Не поня­тая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шестерых де­тей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город. Ни вся земля наша.

На этой странице искали :

  • солженицын матренин двор краткое содержание
  • матрёнин двор краткое содержание
  • краткое сочинение матренин двор
  • краткое содержание матренин двор солженицын
  • Краткое содержание матренин двор

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/solzhenicyn-kratkoe-soderzhanie-matrenin-dvor.html

Краткое содержание Матренин двор – Солженицын Александр Исаевич

Матренин двор Краткое содержание рассказа Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир.

Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах “перещупали”). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации.

Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в поселок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт.

Впрочем, оказывается, что “не все вокруг торфоразработки” и есть еще и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…<\p>

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему “кондовую Россию”. В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для “культурного” человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья своих жен. Но едва ли сама Матрена любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа – Фаддея. Однако тот ушел на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата – Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрену и ее мужа только потому, что Ефим – брат ему. Фаддей так любил Матрену, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. “Вторая Матрена” родила Фаддею шестерых детей, а вот у “первой Матрены” все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрена – “порченая”, и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку “второй Матрены” – Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в поселок Черусти. Матрена всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом “мужицкую” работу, и никогда не просит за нее денег. В Матрене есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда – нелепо-трагический конец рассказа. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

(No Ratings Yet)
Loading…

Сочинение на тему что такое скромность.

Ви зараз читаєте: Краткое содержание Матренин двор – Солженицын Александр Исаевич« Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника”

Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-matrenin-dvor-solzhenicyn-aleksandr-isaevich/

Солженицын «Матренин двор» краткое содержание

Главная › Литература<\p>

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» посвящен описанию жизни простого народа в России и трагической судьбы одной щедрой и доброй русской женщины из деревни. Повествование в нем ведется от лица главного героя.

В 1956 году герой рассказа решает перебраться из пустыни в российскую глубинку, в какую-нибудь глухую деревню. Отдел кадров назначает его учителем математики в деревне Высокое Поле. Однако там ему не понравилось, и он попросил перевести его еще дальше. Так он попадает в поселок Торфопродукт.

На базаре он знакомится с продавщицей молока, которая обещает отвести его в соседнюю деревню, Тальново, где более уютно и тихо. После долгих поисков дома, в котором можно было бы остановиться жить, его приводят в избу пожилой женщины Матрены.

Важно

Изба немного запущена, потому что хозяйка живет одна и болеет, но учитель решает остановиться именно там.

Затем в рассказе описывается скудное житье в уставленной фикусами и полной тараканов и мышей избе Матрены. Из пищи у нее была только картошка, которую она сама сажала на огороде.

Жизнь женщины была полна каждодневных забот: сбор торфа для печки, сена для козы и ягод в лесу, работа на огороде, приготовление обеда для пастухов, поездки в другие деревни для оформления пенсии — у Матрены совсем не было денег, и никто ей не помогал.

Кроме того, ее время от времени вызывали на работы в колхозе, хотя она в нем уже не состояла. Также она всегда бескорыстно помогала своим родственникам, когда те просили. Иногда на два дня ее сваливала болезнь, но потом она снова поднималась и шла делать дела.

Однако в молодости Матрена была воплощением сильной и здоровой русской женщины из простого народа, способной на тяжелый физический труд.

К зиме жизнь ее немного наладилась. Матрена, наконец, оформила себе пенсию, купила новую телогрейку и валенки. Она перестала болеть, начала слушать радио, ходить в гости к подругам и приглашать к себе родню.

Одно лишь неприятное предзнаменование было, когда на освящении воды в церкви кто-то прихватил ее котелок с водой.

Постепенно герой и хозяйка избы привыкают жить бок о бок друг с другом, но она никогда не спрашивает его о личном, и он до какого-то момента тоже не знает о ее прошлом.

Однажды в избу приходит ходатайствовать перед учителем полуслепой старик — отец одного из неуспевающих учеников главного героя. Учитель вспоминает, что Матрена и сама как-то ходатайствовала за его сына.

Совет

Оказалось, что этот старик по имени Фаддей – ее деверь, брат ее мужа. Как-то раз женщина призналась герою, что чуть не вышла за него замуж.

Он сватался за нее раньше своего брата, а изба, в которой она сейчас живет, построена отцом этих двух братьев.

В то время началась первая мировая война, и Фаддея отправили на фронт. Там он пропал на три года. Матрена ждала его, но годы шли, совершались революции, а его не было. Когда мать в их семье умерла, за Матрену посватался младший брат Ефим, и они поженились и стали жить в его доме.

Рабочих рук не хватало, и все хозяйство сразу же свалилось на плечи Матрены. В тот же год из венгерского плена вернулся старший брат Фаддей. Он был в ярости и чуть не убил обоих, но потом нашел себе другую женщину с таким же именем, как у Матрены, и женился на ней.

Он не любил ее, постоянно бил, хотя она родила ему шестерых здоровых детей.

У первой Матрены тоже было шесть детей от Ефима, но ни один не выжил. Муж не любил ее, хотя никогда не бил. Во время Великой отечественной войны его взяли на фронт, и он пропал без вести. Матрена осталась одна. Женщина попросила у жены Фаддея их младшую дочь Киру себе на воспитание. 10 лет воспитывала ее и выдала замуж за молодого машиниста из Черустей.

Примерно в те же дни, когда главный герой узнал все это, из Черустей приехала Кира, а ее отец зачастил к Матрене. Он стал требовать отдать прямо сейчас горницу от избы, которую она завещала Кире. Необходимо было удержать ее земельный участок, поставив на нем какое-нибудь строение. Матрене нелегко далось решение сломать крышу, под которой она жила долгие годы.

Читайте также:  Анализ произведения «господин из сан-франциско» (бунин)

Но как-то февральским утром к ней пришли Фаддей с сыновьями и стали разбирать горницу. За две недели ее разобрали и погрузили на двое саней. В конце работ разгорелся спор о том, как их вести: одним трактором сразу или по очереди каждые. В итоге решили сэкономить время и везти сразу двое саней одним трактором.

Матрена, помогавшая грузить бревна на сани, зачем то пошла провожать трактор и допоздна не вернулась.

Обратите внимание

В час ночи в избу пришли люди в штатском и начали расспрашивать учителя, была ли здесь попойка. Из их объяснений он понял: что-то произошло с теми, кто перевозил горницу. Но он не понял до конца, что.

Со слов подруги Матрены учитель узнал, что трактор переезжал через железную дорогу без шлагбаума и застрял на переезде, потому что порвался трос и вторые сани остались на дороге.

Матрена зачем-то пошла помогать ладить трос трактористу и сыну Фаддея. В это время на них наехал поезд: он был без освещения, и его приближения не услышали, потому что мотор трактора заглушал все звуки. Все трое погибли под колесами поезда.

Сани были разнесены в щепки, трактор поврежден, а поезд сошел с рельс.

После этого были похороны, отпевание и поминки Матрены. Туда пришли все родственники, соседи и подруги, но за их слезами угадывалась не настоящая скорбь, а желание поделить имущество погибшей и стремление оправдать себя, что они не виноваты в ее смерти.

Ее искренне оплакивала только Кира. Сестры и родственники приемной дочери делили ее избу, а практичный Фаддей собирал все, что осталось от разобранной горницы и просил, чтобы ее оставили ему.
Избу Матрены заколотили.

Учитель переселился к одной из ее золовок, которая все время говорила о ней неодобрительно: Матрена не стремилась нажить себе имущества, не была бережливой и по глупости помогала всем за бесплатно.

Кроме того, золовка назвала ее нечистоплотной: она одевалась слишком просто и по-деревенски, поэтому ее не любил муж, нашедший себе женщину в городе.

В конце рассказа автор повествования делает свой вывод о Матрене: к ней так презрительно относились, потому что она не была такой как окружающие.

Важно

Они были корыстными, а она не думала о своей выгоде, о вещах и удобстве, а стремилась помогать всем вокруг. В итоге ее помощью все просто пользовались.

Но именно Матрена вызывает больше всего уважения у героя повествования и у читателя: ведь именно на таких людях, по мнению автора, держится земля.

Источник картинки: nedvizhmarket.ru

Источник: http://setadra.ru/2012/09/solzhenicyn-matrenin-dvor-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание “Матренин двор” А. Солженицын, – Краткие содержания произведений

Читайте также:
Краткое содержание произведений, краткое изложение, краткий пересказ

Краткое содержание «Матренин двор» А. Солженицын

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир.

Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»).

Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным.

И тогда он переводится в поселок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт.

Впрочем, оказывается, что «не все вокруг торфоразработки» и есть еще и Деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется, Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена.

Совет

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.

Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья своих жен. Но едва ли сама Матрена любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушел на фронт в первую мировую войну и пропал.

Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрену и ее мужа только потому, что Ефим — брат ему.

Фаддей так любил Матрену, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрена — «порченая», и она сама поверила в это.

Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» — Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в поселок Черусти.

Матрена всю жизнь живет не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. В Матрене есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире.

Обратите внимание

Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни.

Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель, Когда родственники хоронят Матрену, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениногр имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/briefs/kratkoe-soderzhanie-matrenin-dvor-a-solzhenitsyn/

“Матренин двор” Александра Солженицына, краткое содержание

Работу над рассказом А. Солженицын начал летом 1959 года. В это время писатель находился в посёлке Черноморском в Крыму, куда приехал по приглашению своих друзей. Рассказ был окончен в декабре 1959 года.

Через 2 года Солженицын передал своё произведение А. Твардовскому, который сразу сделал вывод о том, что подобный рассказ не может быть опубликован. Более всего Твардовскому не понравилось изначальное название («Не стоит село без праведника»), и он предложил заменить его на «Матрёнин двор».

Чтобы избежать проблем с цензурой, автор изменил время действия в рассказе, перенеся его на 1953 год. Произведение было опубликовано в 1963 году. Во второй раз «Матрёнин двор» опубликовали в конце 80-х годов в Журнале «Огонёк».

Рассказ опубликовали без согласия автора, в связи с чем Солженицын объявил публикацию незаконной.

Рассказ был принят критиками неоднозначно и вызвал целую волну споров, которые начались зимой 1964 года. Начало дискуссиям положила статья молодого писателя Л.

Жуховицкого, называвшаяся «Ищу соавтора!». Больше всего порицаний вызвала авторская позиция в рассказе.

Судьба рассказчика Игнатича во многом схожа с судьбой самого автора. Он тоже воевал, был в лагере и ссылке. Когда Игнатич устроился на работу, «каждая буква» его биографии была «перещупана»: бывшему заключённому не доверяли. Рассказчик хочет жить где-нибудь в глубинке и стать обыкновенным школьным учителем.

Сначала Игнатич поселился в деревне Высокое Поле. Но здесь ему не понравилось. Жители деревни вынуждены были ходить за продуктами в город. Игнатич выбирает посёлок под названием Торфопродукт. Неблагозвучное название становится причиной, по которой рассказчик отказывается жить и в этом населённом пункте.

В конце концов, бывший заключённый переезжает в деревню Тальново.

Важно

Игнатич поселился в избе, хозяйку которой звали Матрёна Васильевна. Рассказчик сразу заинтересовался этой женщиной. Он хочет знать о Матрёне больше.

Однако хозяйка не торопится рассказывать о себе, считая, что такому человеку, как её новый постоялец, будет совершенно неинтересна судьба простой русской бабы. Но со временем Матрёна Васильевна всё-таки решается рассказать о своей жизни.

То, что поведала женщина, удивило и поразило рассказчика. Игнатич уверен, что в судьбе Матрёны есть особенный смысл, который не замечают окружающие.

Матрёна Васильевна потеряла мужа ещё в начале войны. Он пропал без вести. Женщина считает, что ей повезло с супругом. Он никогда её не бил, что для деревни очень большая редкость. Матрёна признаётся, что не любила мужа так, как любил её он.

Игнатич узнаёт, что его новая знакомая должна была выйти замуж за Фаддея, старшего брата её супруга. Но Фаддей давно пропал, уйдя на фронт в Первую мировую войну. Женщину выдали замуж за Ефима, младшего брата. Через некоторое время внезапно возвращается Фаддей.

Оказалось, что всё это время старший брат был в венгерском плену.

Матрёна родила своему мужу шестерых детей. Однако ни один ребёнок не смог прожить более трёх месяцев. Суеверные односельчане считали, что на Матрёну Васильевну наведена порча, да и сама женщина в это поверила. Фаддей был влюблён в жену своего брата.

Собираясь жениться, он выбрал себе невесту с именем возлюбленной. «Вторая» Матрёна тоже родила шестерых детей.

Совет

Не получив возможности стать матерью, Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, дочь Фаддея, и воспитывала её до тех пор, пока девушка не вышла замуж.

В конце рассказа читатель узнаёт о смерти Матрёны. Женщина завещала свою избу приёмной дочери. Однако Фаддей решил не дожидаться, пока Матрёна умрёт, и забрал избу. Помогая брату мужа перевезти свой дом, женщина погибла. На похоронах родственники оплакивают Матрёну Васильевну, но делают это только по обязанности. На самом деле все эти люди ожидают окончательного раздела имущества.

Характеристика персонажей

Рассказчик Игнатич

А. Солженицыну не пришлось придумывать главных героев для своего рассказа. Игнатича автор «списал» с себя самого. Узнав о жизни рассказчика, читатель может узнать и о судьбе самого Солженицына.

Человек, защищавший отечество, оказался в тюрьме, вернувшись на родину. Игнатич прошёл множество суровых испытаний на своей родной земле. Всюду на него смотрят, как на предателя, презирают. Единственным выходом становится бегство в деревню. Рассказчик уверен, в глубинке его никто не обидит. Он не желает для себя ничего, кроме тишины и покоя.

В Матрёне Васильевне Игнатич находит женщину, которой, возможно, ему не хватало всю его жизнь. Как и сама Матрёна, рассказчик уже не молод. Он не нуждается в страстях и пылких чувствах. Игнатичу гораздо важнее духовная близость и человеческое тепло.

Матрёна Васильевна

Главная героиня рассказа также не является вымыслом. Матрёна Васильевна действительно существовала. В рассказе она упоминается под фамилией Григорьева. В реальной жизни её фамилия была Захарова.

Описанные события произошли в деревне Мильцево. В доме, где жила женщина, планировалось открыть музей. Однако в 2012 году он сгорел. Среди наиболее вероятных причин пожара называют поджог. В 2013 году здание было восстановлено.

В нём, как и планировалось, открыли музей.

Автор искренне восхищён главной героиней. Всю свою жизнь эта мужественная женщина посвятила другим людям, работая на соседей и на колхоз. За свой нелёгкий труд Матрёна никогда не просила денег. По своей физической силе главная героиня превосходит даже мужчин. Она способна остановить на скаку коня, чего не может сделать никто из её односельчан мужского пола.

Ещё больше восхищает автора сила духа этой женщины, потерявшей сначала детей, а затем и мужа. Рассказчик постепенно приходит к выводу о том, что не люди и обстоятельства заставляют Матрёну жертвовать собой. Главная героиня от природы альтруистична.

Она просто не умеет и не хочет жить для себя, в ней нет и тени эгоизма. Не имея потребности брать, Матрёна Васильевна имеет непреодолимую потребность отдавать.

Она непременно должна раствориться в чьей-то жизни, подарить кому-то всё самое лучшее, что есть в ней самой.

Коня на скаку остановит…

Рассказчиком не случайно упоминается необычная способность Матрёны Васильевны останавливать на скаку коня. Это одна из способностей, которой, согласно поговорке, должна обладать каждая русская женщина. Матрёна Григорьева, как и её прототип, является воплощением такой женщины.

Горе России

Духовная и физическая слабость мужского населения страны породила совершенно особенных женщин, встретить которых можно только в России. Рассказчик сочувствует всем россиянкам в лице главной героини. Большинство из них проживает далеко не идеальную, полную лишений, мучений и страданий жизнь. Именно на этих хрупких, измученных работой созданиях и держится вся страна.

Российские женщины с давних пор были единственной опорой земли русской. Рассказчик с горечью отмечает, что эта роль досталась слабому полу, а не мужчинам. Даже в названии рассказа упомянута женщина, хозяйка. Не меньшее сожаление у рассказчика вызывает и тот факт, что за свой ежедневный подвиг женщины не получают даже благодарности. Вместо этого им нередко достаются побои и оскорбления.

Обратите внимание

В своем романе “В круге первом” Александр Солженицын описывает нечеловеческое отношение к заключенным в советских тюремных лагерях, несправедливое отношение и насилие, которое неизменно процветало в стране во все времена.

Читайте также:  Образ вареньки добросёловой в романе достоевского «бедные люди»

Предлагаем вам прочитать биографию Александра Солженицына, автора многих документальных романов, к написанию которых его подтолкнули страдания и преследования на родине, человеческое горе и безнаказанность тех, кто управляет страной.

Тем не менее, сочувствие рассказчика не следует путать с унизительной жалостью. Русские матрёны этого не заслуживают. Сильные и щедрые, они достойны поклонения и любви. Жалость заслужили их мужья, отцы и братья. Мужчин стоит пожалеть хотя бы потому, что они не способны оценить своих жён, дочерей и сестёр.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/aleksandr-solzhenicyn/matrenin-dvor.html

Пересказ содержания — А. И. Солженицын — «Матренин двор»

Григорьева Матрена Васильевна крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой, жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Талыюво) Курловского района Владимирской области.

Первоначальное название “Не стоит село без праведника” было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа.

Матрена, по словам односельчанок, “за обзаводом не гналась”, одевалась коекак, “помогала чужим людям бесплатно”.

Дом старый, в дверном углу у печки Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами главное ее богатство.

Из живности колченогая старая кошка, которую Матрена пожалела и подобрала на улице, грязнобелая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж Матрена вышла еще до революции, потому что “мать у них умерла…

рук у них не хватало”.

Вышла за Ефима младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала “ни весточки, ни косточки”.

На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они “не стояли” не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась Матрена одна.

Важно

За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила Матрена, что его уже нет в живых. У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и Матрена взяла к себе младшую девчонку Киру, воспитала ее.

Пенсию Матрена не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе “за палочки”. Правда, потом стали ей всетаки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила “добра”, не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг.

Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку никогда никому Матрена не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. “Вечно она в мужичьи дела мешалась.

И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь”, да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее нет, “меж трактором и санями понесло Матрену”. То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее.

Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его невозможный, дикий поступок, с точки зрения ^озяина.

Да еще бросилась помогать перевозить. Вставала в четырепять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна. Матрене была присуща врожденная деликатность боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача.

В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала “С Богом!”. Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла.

Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться дза помощью? На фоне смерти Матрены проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба.

Совет

Над ]гробом несется плач, который переходит в “политику”, в диалог между претендентами на Матренино “имущество”, которо~го всегото грязнобелая коза, колченогая кошка да фикусы.

Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого “не стоит село”.

Рассказчик автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в “пыльной, горячей пустыне”, он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне гденибудь в средней полосе России.

Оказавшись в Талыюве, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь.

Игнатьич болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора.

С Матреной они сразу поладили с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, до того она была тихая и услужливая.

Но и Игнатьич, человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену, и оценил ее понастоящему лишь после смерти.

Источник: http://ruslit.biz/pereskaz-soderzhaniya-a-i-solzhenicyn-matrenin-dvor/

Солженицын Матренин двор: краткое содержание

  1. Игнатьич – постоялец, который ведет рассказ.

    Он приезжает в глубинку работать учителем;

  2. Матрена – одинокая женщина 60 лет, у которой рассказчик жил квартирантом; Именно она выступает главным героем его истории;
  3. Ефим – муж Матрены;
  4. Фаддей – старший брат Ефима, некогда любивший ее;
  5. Кира – приемная дочь Матрены, ее племянница;
  6. Маша – подруга Матрены.

Рассказ Игнатьича начинается летом 1956 года, когда он, только что вернулся из Казахстана в Россию. Несмотря на прошлое и трудности с трудоустройством, он хотел работать учителем. И такую работу он смог найти в рязанской глубинке, в 184 километрах от Москвы.

Несмотря на то, что постоялец – учитель в этих краях был редкостью, которая помимо дополнительного дохода сулила бесплатную машину торфа на зиму от школы, квартиру найти было сложно. Почти все дома были небольшими и, к тому же, переполненными. Единственным подходящим оказался дом одинокой Матрены на самой окраине.

Было видно, что дом просторный, был построен для большой семьи, однако сейчас здесь жила одинокая старушка. И гостям она была не сказать, чтобы очень рада. Последнее время ей нездоровилось, и она проводила много времени на печи.

Гость же расположился на раскладушке возле окна, где поставил также стол и книги. Помимо них в доме давно жили колченогая кошка, а также стаи мышей и тараканов. Зайдя сюда, Игнатьич понял, что здесь он и остановится.

Ежедневные хлопоты и наступившее спокойствие

Матрена вставала в 4 утра, выходила во двор, доила козу, и готовила однообразную еду: суп, картошку да кашу ячменную. Но это нисколько не смущало Игнатьича.

Эта осень выдалась для хозяйки тяжелой и даже «обидной».

В ту пору вышел новый «пенсионный закон», по которому полагалось «заработать» на пенсию, поскольку 25 лет работы в колхозе были за трудодни, а не за зарплату. Получить инвалидность по болезни тоже не получалось.

Получить пенсию по потере кормильца, представлялось не менее хлопотным. Мужа – то в живых не было больше 15 лет – где же собрать все справки о его стаже?

Обратите внимание

Все это сопровождалось бесконечными справками и бумагами, которые следовало носить туда и обратно за десятки километров по сельсоветам и собесам. Эта волокита выматывала и без того больную женщину, а работу в огороде и сбор торфа никто не отменял.

За торф же полагалось судить, поскольку для жителей он не предусмотрен и весь принадлежал тресту. По словам же Матрены, чтобы не замерзнуть, на зиму нужно было не меньше 3-х машин. Деревенские бабы, в том числе и хозяйка дома, бегали в лес по 5-6 раз на дню.

Их часто обыскивали на дорогах, но зима каждый год приближалась неотвратимо.

Игнатьич часто наблюдал за Матреной. День ее был наполнен множеством дел, и часто не только своих. Ей нужно было сбегать за торфом, запасти на зиму козе – сено, а себе – брусники и картошки. За выделенные ей колхозом жалкие 15 соток, приходилось ходить на работы.

Соседи, зная добродушность старушки, звали ее подсобить на свои огороды. Отказывать хозяйка дома не привыкла. Раз в 1,5 месяца возникала у нее новая забота – накормить козьих пастухов. Все бабы деревни делали это по очереди, да так, чтоб не хуже, чем другие.

Поэтому Матрена бежала в магазин за продуктами, которые сама отродясь не ела: консервы, сахар да масло.

Временами же она не могла встать от недуга, и тогда все домашние заботы брала на себя ее давняя подруга – Маша. Но долго лежать ей было некогда, поэтому вскоре она уже занималась делами.

И все же бумажные хлопоты не прошли даром: Матрене была назначена пенсия в 80 рублей, да школа выделяла 100 рублей за учителя. По этому поводу у нее объявились даже 3 сестры, которые ранее боялись, что придется им помогать родственнице.

Старушка была рада наступившему спокойствию и даже спрятала 200 рублей на похороны.

Судьба Матрены

Скоро хозяйка с постояльцем совсем привыкли друг к другу. Оказалось, что Игнатьич долгое время провел в тюрьме, о чем старушка и так догадалась. Судьба же Матрены тоже не отличалась большим счастьем.

Замуж она вышла давно, еще до революции, и с тех пор жила в этом доме. Рожала она 6 раз, но все дети умерли, не дожив и до 3-х месяцев. Муж ушел на фронт и не вернулся.

Но была у нее, все же, одна воспитанница – Кира.

Важно

Изредка к ней наведывался высокий старик – Фаддей. Как рассказала старушка позже – это ее деверь, за которого она должна была выйти замуж. Но не успела – началась война, и его забрали. Уже минули все революции, а от него не было вестей. И она вышла замуж за его брата Ефима, а уж через несколько месяцев из плена вернулся и Фаддей. Не убил он ее только из-за брата.

Фаддей вскоре женился, выбрав девушку с ее же именем. Она родила ему 6 детей и часто бывала бита мужем. Наступила война, у Фаддея было плохое зрение и его не взяли, а Ефим ушел и не вернулся. Тогда от одиночества Матрена «выпросила» у жены деверя младшую дочку – Киру, которую вырастила как свою и выдала замуж.

Наследство и гибель Матрены

Хозяйка дома, страдая от болезней, завещала часть дома в наследство своей приемной дочке, которая вскоре приехала к ней.

Оказалось, что ее семье выделяют участок в одной из деревень, где можно построить дом, для этого и пригодится обещанный сруб. Отец ее схватился за эту идею и, недолго думая, в один из февральских деньков привел к дому 5 сыновей с топорами.

2 недели пытались они разломать дом Матрены – в это время она совсем сдала, кошка пропала, а сестры, посягавшие на ее хату, ругали.

Везти решено было на 2-х санях, тащил которые трактор. Управиться нужно было за одну ночь, и старушка пошла с мужчинами на подмогу. А уже через несколько часов в оставшуюся часть дома пришли железнодорожные работники.

Подоспевшая подруга Маша поведала страшную весть. Оказалось, вторые сани застряли на железнодорожных путях, сын Фаддея, тракторист и Матрена пытались наладить трос, а в это время на пути задом подали паровоз без огней. Он то и снес всех троих. А паровоза никто не слышал, так как его заглушил работающий трактор.

Больше всех пострадали Кира и ее муж, который чуть не повесился, понимая, что из-за этой горницы погибли тетка и брат жены, а позже предстал перед судом. Как только стало известно о несчастье, начался раздел имущества.

Сестры захватили дом и все имущество в нем, Фаддей хлопотал за себя – собрал весь развороченный сруб на переезде, а также обзавелся Матрениным сараем и козой.

Совет

Дом заколотили, а Игнатьич переехал к заловке Матрены, которая не упускала случая ее унизить старушку.

И только тогда мужчина понимает, что вот на таких праведниках, которые ничего не просят для себя, бескорыстных и робких, держится еще село русское. И не только село, но и вся земля наша.

Тест по рассказу Матренин двор

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА

Источник: http://vse-kratko.ru/solzhenicyn-matrenin-dvor-kratkoe-sod/

Ссылка на основную публикацию