Сочинение на тему “как вы понимаете слова честь и бесчестие ” – Школьные Знания.com
Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть – ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь – это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе.
Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» – по чести.
Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.
Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами – страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое.
Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести – падение моральных устоев – это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей.
Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может
Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней – это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева – это долг.
Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».
Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева.
Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем.
Как человек он может быть и неплохим: платит добром за добро. Но в качестве захватчика он жесток.
Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.
В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.
Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания».
И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее.
Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.
В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.
Ни одно про его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.
Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной.
Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала.
Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.
Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души
Источник: https://znanija.com/task/21560692
Сочинение что такое честь Помощь по литературе
Слово честь знакома каждому, мы слышим его с самого детства. Вот только некоторые из нас знают его значение и лишь единицы являются честимыми.
Почему сейчас это слово потеряло свою значимость в человеческой жизни? Раньше оно было важнейшим качеством человека. Свою честь отстаивали на дуэлях, ее потеря была равносильна потери жизни.
Так почему же сейчас ей отдают такое маленькое значение, неужели она потеряла свою необходимость в современном мире.
Для меня честь это слово является синонимом слову честность. Ведь когда ты честен перед другими людьми и самим собой, ты освобожден от бремя совести и лжи. Быть честным, значит отстаивать свои убеждения, свою правду.
К данной теме всегда обращались поэты и писателя разных эпох. Сто лет назад, она была главным показателем личности человека. Ее рассматривали с разных точек зрения, писатели наделяли этим качеством своих героев и наблюдали, как те сражаются против несправедливости и лжи.
Самым популярным примером, который описывает значение чести в нашей жизни, является произведение «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. О том, что в произведении поднимется проблема чести мы узнаем с первых же строк.
В начале произведения автор умело вписал народную мудрость, которая красной нитью пройдется по всему сюжету произведения. «Береги честь смолоду» — главная мысль данного произведения.
С подобными словами отец главного героя, отправляет того на службу.
Петр Гринев всегда воспевал честь, он рос в семье где она ценилась выше всего. И мы можем… отдать ему должное, ведь в сложных и решающих судьбу ситуациях, он всегда оставался верен совету отца. Например, когда Пугачев приказал ему отказаться от царя и присоединиться к врагам, он, зная свою приближающуюся гибель, отказался от предательства.
Но не только Петр Гринев является воплощением чести в данном произведение. Особое внимание стоит уделить его возлюбленной, Марии. Девушка росла, как и все другие дворянские девушки в провинции. Ее обучали вести хозяйство, рассказывали различные науки, а вот человеческие качества, были выработаны ею самой.
Ведь, как оказалось девушка очень сильная, гордая и принципиальная. Она само воплощение чести и примеры, доказывающие данный факт появляются на протяжении всего сюжета. Она отказывается выходить замуж за нелюбимого ею человека, который так же является предателям царя.
Мария готова погибнуть, но при этом остаться честной перед самой собой.
Данные примеры еще раз показывают нам, как высоко ценилась честь в минувшие века. Сейчас люди обладавшие этим качеством являются поистине уникальными, они для нас словно чудо. В этом и состоит главная проблема нашего общества, мы должны относиться к ней, как само собой разумеющееся.
Честь очень важная составляющая личности человека. Подобно литературным героям произведения «Капитанская дочка» мы должны жить руководствуясь своими ценностями. Быть честными перед другими людьми, только так в нашей жизни будет спокойствие и гармония.
А главное в ней не будет лжи, которая рушит судьбы миллиона людей, мы станем на шаг ближе к желаемому.
Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/5338_sochinenie_chto_takoe_chest.htm
Произведение соображения: Как я понимаю слово «честь»
В нашей литературе всегда была жива идея самопожертвования и такие уже до боли знакомы, но никогда что не тускнеют понятия, как долг, благородство, ответственность, честь. В. Каверин Сегодня, как никогда, стоит задуматься над словом «честь». Первый раз я столкнулась с пословицей «Береги честь смолоду», когда читала повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уже тогда я попыталась разобраться в содержании услышанного. Мы много спорили в дома, в классе, каждый доказывал свою точку зрения. Шли годы. Читая различные литературные произведения, я невольно возвращалась к этой мудрой мысли. Когда нам прочитали темы сочинений, сомнений при выборе у меня не возникло. Я выбрала эту тему, потому что дело чести волновал меня всегда.<\p>
«Береги честь смолоду» — это эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа имеет глубокий смысл. Береги — значит храни, не теряй течение всей жизни. Невозможно подобрать только одно определение слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь:<\p>
Достоинство, высокий общественно-моральное состояние, что вызывает общее уважение. Целомудрие, непорочность. Уважение, уважение.<\p>
Я сразу же вспомнила героя, полюбившегося, Пушкина, Петра Гринева. Отправляясь на службу, он получил приказ от своего отца: «… служи верно, кому клясться; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрошуйся, от службы не видговорюйся. Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, я следила за становлением характера, с теми испытаниями, которые выпали на его долю. И я видела, что понятие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал.<\p>
Когда я слышу слово «честь», то невольно возникает ассоциация с понятием «офицер». Не случайно существуют такие сочетания: «честь имею», «человеку чести», «отдать честь». К жизни российского военного человека обращались многие писатели. Среди них такие, как А. С. Пушкин (в повести «Капитанская дочка»), А. И. Куприн (в повести «Поединок»), М. А. Булгаков (в романе «Белая гвардия»). В своих произведениях они пытались показать проблемы жизни российских офицеров. А. Куприн в своей повести «Поединок» писал о буднях армейской жизни, воспроизводил обстановку бесконечной муштры. Куприн показывает, что россияне офицеры несли службу как «принудительную неприятную барщину», не любили ее, тяготилися ней. Командиры, обремененные многочисленными заботами, долгами, расходами, превышающими мизерную плату, задерживали денежные солдатские письма, нечисто играли в карты. Куприн описывает жестокость начальства, случаи самоубийства в солдатском среде. Но пока по своим природным задатках офицеры в Куприна вовсе не бездушные злодей. Их образы данные писателем в двойном освещении. Самодержавный режим прогнил, болезни, болезни армейского среды — лишь частный проявление болезни всего общества.<\p>
Главный герой произведения — подпоручик Романов. Именно он чувствует и пропасть, отделяющая его от разрешительной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого тяжелого положения. Армейская служба превращается в обязанность, нудную, подневольный. Никто «в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армейская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключительной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто осмелится этот миф разоблачить.<\p>
Совсем другое отношение к военной службе в героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Белая гвардия — это в основном «господа офицеры», для которых честь, совесть, воинский долг, рыцарское отношение к женщине — неистребимая вечные понятия. На долю главного героя выпадают наиболее болезненные переживания и сомнения. Но он остается верен себе и своим принципам, он дорожит офицерской честью и пытается ее не потерять. Он не хочет бежать и не может этого сделать не только потому, что он отвечает за семью, но главным образом потому, что он не может предать свою Родину, не может оставить близких ему людей, не может выйти из войны, как это сделал Тальберг. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести! Все, что не говорит, как безструнна балалайка, и это офицер российской военной академии. Это лучшее, что должно быть в России … »Алексей Турбин как истинный офицер думает прежде всего не о себе и даже не о других, а о России, о своей чести. Турбин — военный врач, он об политике заботится мало. Принимая присягу, верит, что может честно служить, но не на благо кого-то «наверху», а на благо своей Родины, что он любит и уважает. Когда начинается действие романа, Алексей уже понимает, что валит том, чем жила вся их семья, потеряно был главное: россиянин начал воевать с русскими, забыв о чести. Но Алексей, в отличие от многих, не паникует, он просто трезво оценивает происходящее и пытается найти свое место в том жизни, что наступает. «Русь — страна деревянная, нищая и … опасная, и россиянину человеку честь — только лишнее бремя», в этих словах обида, боль, страдание за судьбу своего народа.<\p>
В доме Турбиных часто ведутся разговоры о деяниях в России. Мы задумываемся над словами Мышлаевский: «На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная» Со страниц романа с нами говорят нынешние офицеры, которые, если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови. Но я больше чем уверена, что единственное, чего они не сделают, так это не потеряют своей чести. Крупным планом показан полковник Малышев, погибшего во время наступления Петлюры, полковник Най-Турс, прикрывающий отход своих солдат. Это действительно настоящие русские офицеры, для которых «честь» не пустой звук, а смысл всей жизни!<\p>
Читая литературные произведения, я невольно смотрю на своих сверстников и сравниваю их с любимыми героями. Конечно, сегодня совсем другое время. Все вокруг сильно изменилось. Совсем иначе воспринимается понятие чести. Что делать, когда люди, вместо того чтобы вступиться за свою поруганную честь, молчат? Мы часто спорим с подругой, как нужно вести себя в той или иной ситуации. После одной из ссор я написала стихи, которыми хотела бы закончить свою работу:<\p>
Вся наша подлость — налицо, но мне одно только непонятно: ах, неужели так приятно, когда тебе плюют в лицо … Как это можно, не стесняясь, лить на себя такая грязь и слушать ложь, развесив уши, когда плюют нам прямо в душу ! Тебе повторяют с недавних пор, что зверь, разбойник ты вор; уже кое тебе сказал, что красный свет зеленым стал … И тот, кого ты защищал, тебя опять оклеветал Когда счастье хочешь вдали, не верь обманщика лукавым но вечно будешь неправым, не встав за честь родной земли.<\p>
Я хочу верить, что возродятся бывшие понятия чести, благородства. Тогда каждый человек сможет с гордостью сказать: «Честь имею».<\p>
Эсти. Крупным планом показан полковник Малышев, погибшего во время наступления Петлюры, полковник Най-Турс, прикрывающий отход своих солдат. Это действительно настоящие русские офицеры, для которых «честь» не пустой звук, а смысл всей жизни!<\p>
Читая литературные произведения, я невольно смотрю на своих сверстников и сравниваю их с любимыми героями. Конечно, сегодня совсем другое время. Все вокруг сильно изменилось. Совсем иначе воспринимается понятие чести. Что делать, когда люди, вместо того чтобы вступиться за свою поруганную честь, молчат? Мы часто спорим с подругой, как нужно вести себя в той или иной ситуации. После одной из ссор я написала стихи, которыми хотела бы закончить свою работу:<\p>
Вся наша подлость — налицо, но мне одно только непонятно: ах, неужели так приятно, когда тебе плюют в лицо … Как это можно, не стесняясь, лить на себя такая грязь и слушать ложь, развесив уши, когда плюют нам прямо в душу ! Тебе повторяют с недавних пор, что зверь, разбойник ты вор; уже кое тебе сказал, что красный свет зеленым стал … И тот, кого ты защищал, тебя опять оклеветал Когда счастье хочешь вдали, не верь обманщика лукавым но вечно будешь неправым, не встав за честь родной земли.<\p>
Я хочу верить, что возродятся бывшие понятия чести, благородства. Тогда каждый человек сможет с гордостью сказать: «Честь имею».<\p>
Источник: https://www.1kessay.ru/read/2791
Исследовательская работа по русскому языку “Честь имею?” (Устарело ли понятие слова “честь” в русском языке?”)
Слайд 1
МБОУ «Архангельская СОШ имени Героя Советского Союза Краснова В. М.» И сследовательская работа по русскому языку: Честь имею? (Устарело ли понятие слова «честь» в русском языке »?)
Слайд 2
Выбор проблемы Тема чести является ключевой, пожалуй, во всех произведениях, изучаемых в 9 классе, начиная от «Слова о полку Игореве», заканчивая рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор». Нас заинтересовало слово «честь», и мы решили создать словесный портрет слова и выяснить: 1.Устарело ли понятие чести в современном обществе? 2.Что означает слово «честь» для современного человека?
Слайд 3
Актуальность нашей исследовательской работы заключается в возможности доказать нашим сверстникам, что в русском языке есть слова, значения которых мы должны знать, потому что они включают в себя такие нравственные качества, как умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, достоинство, невозможность лгать, клеветать и подличать.
Слайд 4
Цель данной исследовательской работы – рассмотреть значение слова «честь» и выяснить, является ли понятие этого слова устаревшим в русском языке. З адачи : 1 . Определение понятия слова «честь. 2. Изучение лексического значения слова 3. Изучение пословиц, поговорок с этим словом.4. Прогнозирование судьбы этого слова в русском языке (Устаревшее ли это слово?)
Слайд 5
Этимология слова «честь» Происходит от праслав . * čьstь , от которого в числе прочего произошли: древнерусское чьсть , старославянское чьсть (древнегреческое τιμή Праславянское * čьstь , связанное со старославянским чьтѫ , чисти, родственно древнеиндийскому cíttiṣ ж. «мышление, понимание, намерение, понимание ». М . Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., Прогресс, 1987
Слайд 6
Лексическое значение слова «честь» 1. Честь – почет, уважение Пример: Честь по труду. Воздать честь кому-нибудь Честь и слава героям! 2. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы Пример: Долг чести.
Дело части (касается чьей-н. чести). Задеть чью-нибудь честь Суд чести (офицерский). 3. Целомудрие, непорочность Пример: Девичья честь 4. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя Пример: Честь семьи. Береги честь. Честь фабричной марки. С.И.Ожегов. Толковый словарь.
М., Русский язык, 1989.
Слайд 7
Синонимы к слову «честь» Почет , чистота, гордость, почтение, почтительность, достоинство, целомудренность, доброе имя, безгреховность , предмет гордости, неиспорченность , непорочность, репутация, невинность, почести, безгрешность, девственность, благоговение, внимание, обожание, подобострастие, поклонение, почесть, уважение.
Слайд 8
Пословицы на тему «честь» Где честь, там и правда. Всяк честен своими заслугами. Всякому своя честь дорога. Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь. Береги одежду с нова, а честь смолоду.
Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Есть, да не про вашу честь. Честь тверда, в слове стойка. Честь головой оберегают. Честь роты — твоя честь. Лучше смерть на поле, чем позор в неволе. Бесчестье хуже смерти. Честь честью, а дело делом.
Бесчестье — не деньги, потрава — не хлеб.
Слайд 9
Высказывания великих людей на тему «честь» Истинная честь не может терпеть неправду. (Г. Филдинг) Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. (В. Г. Белинский ) Честь может быть потеряна только однажды. (Э. М. Капиев ) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П.
Чехов) Честь — это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. ( А. Шопенгауэр) Честь — это бриллиант на руке добродетели. (Ф. Вольтер) Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет . ( В. Шекспир ) Честь дороже жизни.
( Фридрих Шиллер )
Слайд 10
Как вы понимаете значение слова «честь»? Устарело ли оно? Анкета: 1.Знаете ли вы значение слова честь? 2. Честь – это современное понятие? 3.Считаете ли вы честь высшей ценностью человечества? 4.Принципиальный человек и человек чести – это одно и то же? 5.
Важно ли для вас общественное мнение? 6.Честь и честность – это одно и то же? 7.
Честь надо воспитывать в себе или человек рождается с этим качеством? Затем мы обратились к средствам массовой информации: газетам, телевидению, ресурсам Интернет с целью выяснения частотности употребления этого слова.
Слайд 11
Анализ результатов 1.Знаете ли вы значение слова честь? Да – 37,5% Не совсем верно – 30% Нет- 32,5% 2. Честь – это современное понятие? Да – 15% Нет – 85% 3.Считаете ли вы честь высшей ценностью человечества? Да – 40% Нет – 60% 4.
Принципиальный человек и человек чести – это одно и то же? да – 90% Нет – 10% 5.Важно ли для вас общественное мнение? Да – 60% Нет – 40% 6.Честь и честность – это одно и то же? Да – 80% Нет – 20% 7.
Честь надо воспитывать в себе или человек рождается с этим качеством? Надо воспитывать – 80% Рождается с этим качеством – 20
Слайд 12
В прессе слово «честь» употребляется в основном в спортивных газетах («Чемпионат», « Риасар ») в значении: «спортсмены удостоились чести быть первыми» или «вам доверена честь открытия фестиваля».
В телевизионных передачах (например, «Правила жизни», канал «Культура») чаще всего употребляется выражение «Какая честь для нас!», сказанное с иронией, а также «Ваша честь» в интеллектуальной передаче «Умники и умницы». На страницах Интернет можно встретить такие высказывания: «Честь – понятие несколько абстрактное.
И нельзя сказать, что вот раньше были честные люди, а сейчас все перевелись. Это не то, что может исчезнуть. Раньше они были, сейчас они тоже есть. Просто каждый человек должен сам определится со своей жизненной дорогой и сам должен выбрать приоритеты».
Слайд 13
« Со словом честь связано и слово честный. Сначала честным называли уважаемого человека, позже честь стали усматривать в человеке, который поступает достойно, в соответствии с моральными правилами. Честь-это, прежде всего, доброе имя».
« В жизни человек часто сталкивается с горем и радостью, красотой и подлостью, любовью и предательством.
Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть общим для всех людей – нужно прожить свою жизнь с честью и достоинством ». Otvet . mail . Ru
Слайд 14
Выводы Собрав материал по теме: «Честь имею?» ( Устарело ли понятие слова «честь» в русском языке»?) и проведя исследование, мы пришли к выводу: 1.Чувство чести – это чувство собственного достоинства. Оно не может устареть. Это нравственный стержень человека.
Понятие чести является общечеловеческим и включает в себя такие нравственные качества, как умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, достоинство. 2. Слово «Честь» многозначное. Но мои сверстники в основном называли два значения: 1.Хорошая репутация (Задета честь) и 2.Уважение, почет (Честь и хвала).
Еще два значения, упомянутые в Толковом словаре Ожегова, Шведовой, не назывались.
Слайд 15
Выводы 3. Слово «честь» на сегодняшний день многие заменили другим понятием – принципиальность (90% из числа опрошенных) 4.
К сожалению, многие мои современники считают понятие чести несовременным (85% из числа опрошенных) 5. Слово «честь» родственно слову «честность».
«Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит осуждение», – так считает 80% опрошенных сверстников.
Слайд 16
Практическое применение Данное исследование может быть интересно наши сверстникам. Сведения можно использовать для бесед, диспутов.
Слайд 17
Литература 1..Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Пашков Дом, 1998. 2.Ожегов С.И. Толковый словарь. М., Русский язык, 1989. 3.Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., Азъ , 1992 . 4.
Скворцов Л.И. Язык, культура и нравственность. Академик. 2011. 5. Фасмер М.. Этимологический словарь русского языка. М., Прогресс, 1987 6.Ресурсы Интернет: ru . wikipedia . org soft . mudia . net reabilinfo . ru otvet . mail .
ru
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/13/issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yazyku-chest-imeyu-ustarelo-li
Сочинение-рассуждение на тему честь
Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать (Л.Н.Толстой). |
<\p>
Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе.
Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.
Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах.
В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге.
Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.
В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины.
И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки.
Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.
Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.
Читайте подібні твори
Сочинение-рассуждение на тему «Что такое мудрость»
Сочинение-рассуждение на тему «Верность»<\p>
Сочинение-рассуждение на тему «Власть и народ»<\p>
Сочинение «Как я понимаю милосердие»
Сочинение-рассуждение “Подарок, сделанный своими руками, лучше покупного»
Tweet
Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=468
Сочинение на тему “Честь и бесчестие В Литературе”
Когда-то понятие «честь» было одним из самых значимых в характеристике человека. Честь берегли, честью дорожили, честью клялись. «Честь имею!» — гордо говорили, приветствуя собеседника. А сейчас это слово редко услышишь, в крайнем случае оно сводится к понятию «честный», то есть «правдивый».
Что же такое честь? Это очень емкое понятие. Оно включает в себя и внутреннее благородство, и следование нравственным принципам, и защиту справедливости, и совесть, не замаранную предательством.
Честь – это одна из важнейших нравственных категорий, и она важнее жизни, так как жизнь у человека можно отнять, а вот честь отнять невозможно. Ее можно только потерять, совершив подлый поступок.
И это страшнее смерти, так как обесценивается сама личность человека.
В произведениях литературы часто поднимается проблема чести и бесчестия. И во все времена благородные, сильные личности не только гордились своей честью, но и вставали на защиту чести своих близких. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Ю.
Лермонтова мы видим столкновение двух персонажей, двух жизненных позиций. Молодой опричник Кирибеевич, привыкший к вседозволенности, давно забыл, что такое честь. Для него важнее собственные желания и прихоти. Ему противостоит купец Калашников, которые, зная, что погибнет, встает на защиту чести своей жены.
И он спокойно идет на казнь, чувствуя свою правоту и победу над бесчестным врагом.
Основной является тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Даже эпиграфом к своему произведению автор выбрал слова русской поговорки: «Береги честь смолоду».
Оказавшись в круговороте сложных исторических событий, герои повести ведут себя по-разному. Симпатии А. С. Пушкина на стороне честных людей.
В первую очередь, это главный герой Петр Гринев, который, несмотря на молодость, имеет твердые моральные принципы.
Он не забывает отблагодарить незнакомца, который оказал помощь, вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего девушку, отказывается служить самозванцу и разбойнику, предпочитая смерть предательству.
Маша Миронова воплощает понятие о женской чести, она тоже отказывается от сговора с предателем и готова умереть. Честную смерть бесчестью предпочитает капитан крепости Миронов. И даже разбойник Пугачев имеет свои представления о чести.
И как противопоставление этим благородным героям А. С. Пушкин рисует образ бесчестного и беспринципного Швабрина, готового оскорбить женщину и забыть присягу. И он отвратителен в стремлении спасти свою шкуру любой ценой. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», — говорит о нем Петр Гринев.
В литературе много примеров, когда герои выбирают дорогу чести, и писатели подчеркивают их внутреннюю красоту и благородство. И пусть в наше время слово «честь» употребляется все реже, но честные и благородные люди также высоко ценятся в обществе, а предателей и подлецов презирают. Поэтому произведения литературы имеют огромную воспитательную силу – они нам дают примеры для подражания.
Источник: https://best-language.ru/sochineniya/svobodnye-temy/chest-i-beschestie
Что такое «Честь»?
«… Досадно мне, коль слово «Честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза».
В.С. Высоцкий.
Помню как давным-давно, решил я провести опрос среди друзей и знакомых. Просто ни с того ни с сего спрашивал: – «Знаешь, что такое «Честь»? Ответ бы однозначным:
– Ну дык…!
– Можешь дать чёткую, внятную формулировку?
– Ну это… Когда… Вот офицер, например… В общем, денег в карты проиграл, отдать не смог и застрелился. Да… Как сказать то?
Вам смешно? Мне нет. Я понял, что мы имеем дело с понятием, которое известно всем, но суть его изложить не может никто. Как собака: – «Всё понимаю, сказать – не могу»!
Вот посмотрите, что об этом пишет авторитетный В.И.Даль:<\p>
«Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности».
<\p>
Всё правильно говорит, но не хватает чего-то неуловимого, что как раз и определяет суть понятия. А всё это вроде, как бы, вокруг да около, но не отражает истинного значения этого понятия.
Так чего же ждать от иностранцев, коли мы сами не может выразить русским языком русское же понятие Чести. Почему я его назвал русским? Да потому, что его нет даже в ближайших родственных славянских языках. У них есть слово «гонор». Всё понятно? А что с немецким, французским, испанским, английским? Нет вопросов.
В их языки попало славянское слово “гонор” и всё. И теперь переводчики переводят со всех языков на русское слово «Честь», в каждом случае использования слова «гонор». Вы понимаете? Это настоящая фальсификация, нас заставляют верить в то, что у англичанина может быть честь, но… Honor (англ.
) значит – почести, уважение.
Что бы лучше понять, насколько велика разница в понимании чести у русских и англосаксов, обратитесь к латинскому словарю. Шок вам гарантирован: – «Honorare».
Пояснять не нужно? К слову, не в тему, но в ходе написания этой заметки, сделал случайное открытие. Знаете как звучит слово «Честь» на греческом? Пишется так: – Τιμή, а произносится… Я сам, мягко говоря, удивился, – ТЮМЕНЬ.
Не верю в совпадения, думаю, что какая – то связь тут присутствует, но это уже тема для другого исследования.
Так что, «гонорар» и «Честь» у нас в одной обойме что-ли? Разумеется нет. В русском языке слово “гонор” имеет резко негативный оттенок. Всем известно, что гонор это преувеличенное чувство собственного достоинства, чванливое высокомерие, заносчивость, спесь.
Единственное близкое к истине определение чести, которое мне известно, принадлежит Артуру Шопенгауэру.
«Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь».
Только осознав, что есть совесть и стыд, можно приблизиться к фундаментальному, непонятному ни одному басурманину понятию. Честь, как исподнее. Либо есть, либо нет, но узнать об этом можно только, раздев человека. Честь обнажается только в экстремальных ситуациях. О ней не вспоминают всуе. Тут уместно привести очень любимую мною притчу.
Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш.
Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: “Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено.
Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится”.
Вот как всё просто, и одновременно запутанно.
Но эта притча как ни один толкователь, даёт возможность проникнуть в суть этого понятия, и… Знаете, ловлю себя на мысли, что пишу всё это исключительно для тех, кто с рождения думает на русском языке.
Остальным просто не понять о чём я тут распинаюсь, и поверьте, это не плохо. От чужих у нас должны быть маленькие секреты. Ну так… На всякий случай. Случаи то бывают разные!
Но, нужно помнить, что есть такие понятия, как «девичья честь», «воровская честь», «честь мундира», «офицерская честь», и куда уж без «рыцарской».
Странно? Отнюдь. Это не отдельно существующие категории. Из них слагается цельное, ёмкое, острое как битва, короткое как молния, но такое важное слово “ЧЕСТЬ“. Вас взволновало, что в списке присутствует «воровская» честь?
Не стоит шарахаться от реальности. Люди, нарушающие закон всё – таки остаются людьми, а любому обществу требуются регуляторы, без которых начинается распад и полное самоуничтожение.
Не знаю, существует ли такое понятие среди гангстеров Америки, скорее всего там какие – то понятия имеются, но вот криминалитету Азии слово «Честь» не только знакомо, но и является основой существования. Невозможно представить себе якудза, который не дорожит своей честью.
Да, в преступной среде понятие чести гипертрофировано, но, несомненно, оно основа существования воровского мира со своими законами и «понятиями». Оговорюсь, что это присуще только ворам. Маньяки, убийцы, насильники и прочие «беспредельщики» тут не в счёт.
«Девичья честь». Это настолько понятно, что нет смысла даже углубляться в суть этого социального регулятора. Дело тут вовсе не в физиологии, как вы понимаете.
Даже нарушив девственность, лишить женщину чести невозможно.
Честь женщины в её нравственности и духовности, в способности к самопожертвованию, и тут необходимо отметить ещё одну важнейшую составляющую Чести – самопожертвование.
Способность принести в жертву себя и своих близких во имя великого смысла, идеи. В данном случае есть великолепная иллюстрация женской чести в кинофильме «Семнадцать мгновений весны».
Помните сцену допроса арестованной радистки «Кэт»? Когда разведчица смогла побороть природный материнский инстинкт.
Она была согласна принести в жертву собственное дитя, ради того, чтоб тысячи других матерей имели саму возможность рожать детей и познать счастье материнства.
Способна ли на такой поступок англичанка? Может быть. Может теоретически, но вот в жизни… Конечно иностранцу никогда не понять, как мать может отдать на растерзание собственное дитя, и до тех пор, пока им не понятно, что означает “Честь“, им ни за что нас не победить.
А существует ли понятие “офицерской чести” в иностранных армиях? Имеется ли хоть в одном Строевом уставе армий всего мира ответ: – «Честь имею!»? Нет. Большевики уничтожили этот воинский девиз не случайно.
Если бы солдат каждый день произносил эту фразу, он вольно или невольно задумывался бы над её смыслом, и неизбежно стремился бы соответствовать собственному утверждению. А запретив слово, можно добиться забвения самого понятия.
Но…
На то она и матрица. Русская матрица безсмертна. Она устроена таким образом, что имеет непревзойдённый запас прочности. Даже сделав командиров «красными», паразитам не удалось уничтожить понятия достоинства и офицерской чести в русских воинах. Зато со временем им удалось существенно девальвировать эти понятия.
Прекрасно понимая, что бороться с русским народом нет смысла до тех пор, пока он является высоконравственным, духовным, образованным, нет ни малейшего шанса на успех, паразиты всеми силами пытаются разрушить духовность.
Выхолостить понятия Чести, Достоинства, Жертвенности. Уничтожить в душах стыд, совесть, и скромность. Насадить либерализм и толерантность, космополитизм, интернационализм. Посеять в умах хаос, а в душах тьму.
Заставить людей верить, что дозволено всё, а говорить о Чести может только глупец.
Ничего у них не получится, потому что существует русская матрица, её создал Творец для того, чтоб существовал надёжный тормоз, призванный остановить хаос и спасти всё человечество.
И не нужно рвать волосы на голове в поисках русской национальной идеи. Такие поиски придумали паразиты, которые никак не поймут, в чём она заключается, а настоящему русскому не нужно ничего искать.
Он знает главное:
Нужно жить и рожать здоровых детей. Учить их правильно, чтоб они были разумными, справедливыми, честными, благородными, сильными, независимыми и в лучшем смысле слова – гордыми.
Сохранив всё то безценное, что передали нам наши предки, мы и выполним свою роль в этом мире. Спаситель мира не бэтмен и не супермен.
Мир спасёт русский мужик с трудовыми мозолями на руках, сметливым умом и светлой душой. Нужно только не утратить ЧЕСТЬ. Миссия трудная, но она просто обречена, быть выполненной. Таков замысел Творца.
*Человек, имеющий Честь, знает нравственную Черту, предел, за которую он не перейдёт никогда, даже под угрозой смерти.
Недаром людей, переходящих эту черту, называют беспредельщиками.
Цель всех глобалистов-либерастов стереть черты, размыть границы-духовные, нравственные, национальные, культурные.
**Слово “Честь” этимологически связано со словом “чистота”. “Честь” – внутренняя потребность в духовной и нравственной чистоте.
***Честь – это внутреннее состояние нормального человека, жить без которого он не в состоянии.
Человек без чести всегда был презираем среди славян.
Честь – честность – почесть – чтение (да!) – почёт – это все слова одного смыслового значения. Без чести нет человека, без чтения нет развития, ума, опять же – человека. Без почитания предков – тоже нет человека. Неудивительно, что “просвещённый” запад и нынешние “просветители” так сильно стараются выхолостить это понятие, ведь человеком без чести проще управлять…
https://kadykchanskiy.livejourn…
- Социум
- Национальная Идея
- Жизнь
Источник: https://cont.ws/post/335785
Пример сочинения на тему: “Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»?
Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова.
Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни.
В основе бесчестия – трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.
Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть.
Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя.
Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он – командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других.
И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.
Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно – будет жить! Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом».
Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия.
И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь – разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит.
Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.
Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет».
По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался.
Он все ждал, чтобы улучить удобный момент – может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят…»
И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок.
И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.
Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.
(610 слов)
Пример сочинения на тему: “В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?”
В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти не прийти к выводу: оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.
Так, в военное время солдат может оказаться перед лицом смерти. Он может принять смерть с достоинством, сохранив верность долгу и не запятнав воинской чести. В то же время он может попытаться спасти свою жизнь, ступив на путь предательства.
Обратимся к повести В.Быкова «Сотников». Мы видим двух партизан, захваченных полицаями. Один из них, Сотников, ведет себя мужественно, выдерживает жестокие пытки, но ничего не рассказывает врагу. Он сохраняет чувство собственного достоинства и перед казнью, принимает смерть с честью. Его товарищ, Рыбак, во что бы то ни стало пытается спастись.
Он презрел честь и долг защитника Отечества и перешел на сторону врага, стал полицаем и даже участвовал в казни Сотникова, собственноручно выбив у того из-под ног подставку. Мы видим, что именно перед лицом смертельной опасности проявляются истинные качества людей. Честь здесь – это верность долгу, а бесчестие – синоним трусости и предательства.
Понятия чести и бесчестия раскрываются не только во время войны. Необходимость пройти испытание на моральную прочность может возникнуть перед каждым, даже ребенком. Сохранить честь – значит попытаться защитить свое достоинство и гордость, познать бесчестие – значит терпеть унижение и издевательства, боясь дать отпор.
Об этом повествует В.Аксёнов в рассказе «Завтраки сорок третьего года». Рассказчик регулярно становился жертвой более сильных одноклассников, регулярно отбиравших у него не только завтраки, но и любые другие вещи, приглянувшиеся им: «Он отобрал у меня её.
Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. И не только у меня, но и у всего класса». Герою не просто было жаль потерянного, нестерпимым было постоянное унижение, осознание собственной слабости. Он решился постоять за себя, оказать сопротивление.
И хотя физически он не мог одолеть трех великовозрастных хулиганов, но моральная победа была на его стороне. Попытка отстоять не только свой завтрак, но и свою честь, преодолеть свой страх стала важной вехой в его взрослении, становлении личности.
Писатель подводит нас к заключению: надо уметь отстаивать свою честь.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы в любой ситуации будем помнить о чести и достоинстве, сумеем преодолеть душевную слабость, не позволим себе морально пасть.
(363 слова)
Пример сочинения на тему: “Что значит идти дорогой чести?”
Что значит идти дорогой чести? Обратимся к толковому словарю: «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека». Идти дорогой чести значит отстаивать свои нравственные принципы, невзирая ни на что.
Верный путь может быть сопряжен с риском потери чего-то важного: работы, здоровья, самой жизни.
Следуя путем чести, мы должны преодолеть страх перед другими людьми и непростыми обстоятельствами, порой многим пожертвовать ради того, чтобы отстоять свою честь.
Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти.
На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он отвечает отказом и соглашается выпить лишь за собственную погибель как избавление от мук. Соколов ведет себя уверенно и спокойно, отказывается от закуски, несмотря на то, что был голоден.
Он так объясняет свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага.
Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство.
Идти путем чести должен не только солдат во время войны. Каждый из нас должен быть готов отстаивать свое достоинство в непростых ситуациях. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в страхе всех остальных. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в издевательстве над слабыми.
Что делать тому, кто постоянно сталкивается с унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства? Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки». Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков.
Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки».
Савватей специально «дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку.
Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил.
Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.
Идти дорогой чести значит вставать на защиту других. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой.
Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого.
Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести.
(582 слова)
Пример сочинения на тему: “Честь дороже жизни”
В жизни нередко возникают ситуации, когда мы оказываемся перед выбором: поступить в соответствии с нравственными правилами или заключить сделку с совестью, поступиться моральными принципами. Казалось бы, каждый должен был бы выбрать правильный путь, путь чести. Но это зачастую не так просто. Особенно, если цена верного решения – жизнь. Готовы ли мы идти на смерть во имя чести и долга?
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает о захвате Белогорской крепости Пугачёвым. Офицеры должны были либо присягнуть на верность Пугачеву, признав его государем, либо закончить жизнь на виселице.
Автор показывает, какой выбор сделали его герои: Петр Гринев так же, как комендант крепости и Иван Игнатьевич, проявил отвагу, готов был умереть, но не опозорить честь мундира.
Он нашел в себе мужество в лицо сказать Пугачеву, что не может признать его государем, отказался изменить воинской присяге: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Со всей прямотой Гринев сказал Пугачеву, что, возможно, станет сражаться против него, исполняя свой офицерский долг: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих.
На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?» Герой понимает, что его честность может стоить ему жизни, но чувство долго и чести преобладает в нем над страхом. Искренность и мужество героя настолько поразили Пугачева, что тот сохранил Гриневу жизнь и отпустил его.
Порой человек готов защищать, не щадя даже собственной жизни, не только свою честь, но и честь близких людей, семьи. Нельзя безропотно сносить оскорбление, даже если оно нанесено человеком, более высоко стоящим на социальной лестнице. Достоинство и честь превыше всего.
Об этом рассказывает М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Опричнику царя Ивана Грозного приглянулась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Зная, что она замужняя женщина, Кирибеевич все равно позволил себе домогаться ее любви.
Оскорбленная женщина просит мужа о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, //Злым охульникам в поругание!» Автор подчеркивает, что купец ни секунды не сомневается в том, какое решение ему принять.
Конечно, он понимает, чем грозит ему противоборство с царским любимцем, но честное имя семьи дороже даже самой жизни: А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
Уж как завтра будет кулачный бой На Москва-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду насмерть биться, до последних сил… И действительно, Калашников выходит сражаться против Кирибеевича.
Для него это бой не ради потехи, это бой за честь и достоинство, битва не на жизнь, а на смерть: Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я, басурманский сын, – Вышел я на страшный бой, на последний бой! Он знает, что правда на его стороне, и готов умереть за нее: Постою за правду до последнего!
Лермонтов показывает, что купец одержал победу над Кирибеевичем, кровью смыв нанесенное оскорбление. Однако судьба готовит ему новое испытание: Иван Грозный велит казнить Калашникова за убийство любимца. Купец мог бы оправдаться, рассказать царю, по какой причине убил опричника, но не стал делать этого. Ведь это значило бы принародно опозорить честное имя своей супруги. Он готов идти на плаху, отстаивая честь семьи, принять смерть с достоинством. Писатель хочет донести до нас мысль, что нет ничего важнее для человека, чем его достоинство, и нужно защищать его, несмотря ни на что.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: честь превыше всего, даже самой жизни.
(545 слов)
Пример сочинения на тему: “Лишать чести другого — значит лишаться своей”
Что такое бесчестие? С одной стороны, это отсутствие достоинства, слабость характера, трусость, неспособность преодолеть страх перед обстоятельствами или людьми. С другой стороны, бесчестие навлекает на себя и внешне кажущийся сильным человек, если он позволяет себе порочить других, а то и просто издеваться над более слабыми, унижать беззащитных.
Так, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, получив отказ от Маши Мироновой, в отместку клевещет на нее, позволяет себе оскорбительные намеки в ее адрес.
Так, в разговоре с Петром Гриневым он утверждает, что добиваться расположения Маши нужно не виршами, намекает на ее доступность: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег. Кровь моя закипела.
— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование. — А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай».
Швабрин, не задумываясь, готов запятнать честь девушки только потому, что она не ответила ему взаимностью. Писатель подводит нас к мысли, что человек, поступающий подло, не может гордиться незапятнанной честью.
Другим примером может служить повесть А.Лиханова «Чистые камушки». Персонаж по кличке Савватей держит в страхе всю школу. Ему доставляет удовольствие унижать тех, кто слабее.
Хулиган регулярно обирает учеников, издевается над ними: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Любимым его приемом было провести по лицу жертвы «грязной, потной лапой».
Даже своих «шестерок» он постоянно унижает: «Савватей зло посмотрел на парня, взял его за нос и сильно дернул вниз», он «стоял рядом с Сашкой, облокотясь о его голову». Покушаясь на честь и достоинство других людей, он сам становится олицетворением бесчестья.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: человек, унижающий достоинство или порочащий доброе имя других людей, сам себя лишает чести, обрекает на презрение со стороны окружающих.
(313 слов)
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Источник: https://lektsii.org/8-55347.html