Уличные сцены в романе преступление и наказание
Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная : ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова( «злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.
Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения) Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)• Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,одну безобразнее другой.
В последнее время Раскольникова «тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошностановилось, «чтоб еще тошней было»».
Приближаясь к одному израспивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падаетна нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев»,ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» (оценивающий эпитет,гипербола) нищего, лежащего поперек улицы.
Всю мерзкую картинудополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях ипростоволосых.
Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и
Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей. Петра творенье По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы.
Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.
Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально.
В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.
Петербург в романе «преступление и наказание»
Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям. Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения.
В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова.
Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин — закладчик и краденое прячет…
Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема.• Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.
Роль уличных сцен в романе преступление и наказание
Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.
Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».
Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».
Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Внимание
Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованныхпроисходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.Достоевский использует метафору «зрители» по отношению к людям,собравшимся на мосту.Мещане — бедные люди, жизнь которых очень тяжела.
Пьяная женщина,пытавшаяся покончить жизнь самоубийством — это в каком-то смыслесобирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей истраданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.»Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия ибезучастия.
» «Нет, гадко… вода… не стоит, — бормотал он про себя», как быпримеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собираетсясовершить намеренное: пойти в контору и сознаться.
Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты
Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.
Важно
Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета.
Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях.
Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.
Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание по главам
Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.
Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.
Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.
Описание сцен уличной жизни в романе преступление и наказание
Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили:Меньщикова Алена, Мельников Захар,Хренова Александра, Печенкин Валерий,Швецова Дарья, Валов Александр, МецлерВадим, Елпанов Александр и Томин Артем.2. Часть 1 гл.
1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) • Раскольников идёт по улице и впадает «вглубокую задумчивость», но отразмышлений его отвлекает пьяный,которого провозили в это время по улице втелеге, и который крикнул ему: «Эй ты,немецкий шляпник».
Раскольников незастыдился, а испугался, т.к. он совершенноне хотел бы привлекать ничьего внимания. • В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает егохарактер и делает намёки на замысел Раскольникова.
Он чувствует отвращение ко всему окружающему иокружающим, ему некомфортно : «и пошёл, уже не замечаяокружающего и не желая его замечать».
Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством.
На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали.
Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя.
Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть. Уличные сцены В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М.
Источник: https://plusbuh.ru/ulichnye-stseny-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/
Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
2. Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.
Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях.
Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова. Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание.
Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался. Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также
другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.
Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова. Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы.
Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку. Эта уличная сцена символизирует жестокость и равнодушие уличной толпы, никто не пытается остановить Миколку, кроме мальчика. После этого сна Раскольников оставляет мысль об убийстве. Он радуется тому, что освобождён от этой навязчивой идеи.
Но вот, возвращаясь домой, он делает ненужный крюк через Сенную площадь, где происходит случайная встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу его. Обратите внимание, происходит это вновь на Сенной.
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близ лежащие переулки, когда выходил без цели на улицу.
Здесь наш герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи, и узнаёт, что завтра, в семь часов, её не будет дома. Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно».
На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.
Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления.
На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».
Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Но человек не способен жить в одиночестве, и Раскольников в том числе.
В следующих эпизодах он вновь идёт к людям, то есть на улицу. Как обычно это Сенная. Здесь он слушает пение девицы лет пятнадцати под аккомпанемент шарманщика. Раскольников заговаривает с людьми, проходит через Сенную, сворачивает в переулок, где оказывается рядом с большим домом, в котором были распивочные, а также разные увеселительные заведения.
Его всё занимает, он заговаривает с женщинами, ко всему ему хочется примкнуть. Мы видим, что Раскольников не может усидеть у себя в каморке, несмотря на плохое самочувствие. Он идёт на улицы.
Здесь он или наблюдает жизнь, как например, женщину-самоубийцу, бросившуюся с моста, на котором он стоял, или принимает активное участие, например, в сцене гибели Мармеладова под колёсами коляски. Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление.
Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни. Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника.
И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его.
Однако он всё спокойно вынес.
Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург. Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом».
Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно. Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,. Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен.
Уличные сцены, как мне кажется иллюстрируют и подтверждают эту идею.
Источник: https://yaneuch.ru/cat_09/kakuju-rol-igrajut-sceny-ulichnoj/282675.2308659.page1.html
Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Впервые мы встречаемся с полным Петербургом на улицах беднейших кварталов,на одной из которых «посчастливилось» жить Раскольникову.Городской пейзаж безотраден и сумрачен.
“Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже угасающую человеческую душу Родиона Романовича железным кольцом безысходности. Я-дитя века» История создания романа. Презентация. В русской литературе второй половины XIX века роман стал ведущей формой изображения действительности.
Наряду с Толстым, Достоевский-романист занял в ней одно из самых главных мест. Достоевский «перепахал» сложившиеся в литературе рационалистические, основанные на заданных рецептах улучшения мира представления о человеке.
Петербург достоевского. сцены уличной жизни
ВниманиеВ 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?).
ВажноЗдесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком».
Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.
Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.
Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной.
Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и
Действительность , которая окружает его в этомместе, все люди здесь могут оставить только отвратительныевпечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетойкак барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и всоломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было староеи истасканное»).
• В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность(«большая группа женщин толпилась у входа, иныесидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,своем бедственном положении и рады поглазеть напроисходящее.• На улицах многолюдно, но тем острее воспринимаетсяодиночество героя.
Мир петербургской жизни – мирнепонимания, равнодушия людей друг к другу.8.
Сцены уличной жизни
Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях.
Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание.
Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.
Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.
Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства.
В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы.
Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.
Преступлении и наказании «Герои «Преступления и наказания»» — Конкурс капитанов.
Внимательно прочти текст! О ком он?. Преступление и наказание.
Алёна Ивановна. Катерина Ивановна. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?.
Мармеладов. Лужин Пётр Петрович. Пульхерия Александровна Раскольникова.
Предложенные позиции. Лизавета. «Домашняя проба пера».
Эпиграф урока. Софья Мармеладова. «Достоевский Преступление и наказание» — Я себя убил?”.
Какова ваша позиция? УРОК №4 Тема: Антигуманный смысл теории главного героя.
Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны.
Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова.
И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург.
Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности».
И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом! Город-губитель Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки.
Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание Тема “маленького человека” снова звучит с небывалой силой.Но Достоевский идет в своих размышлениях еще дальше.
Он с философской точки зрения не только углубляется в душу и разум подобного героя,но и пытается найти причину всего этого.
Но именно Петербург,город,который автор любил своеобразной горькой и мучительной любовью, стал ответом на все вопросы.
Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом».
Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно.
Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,.
Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен.
Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание часть
Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию.
Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб.
Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.
Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.
Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое.
Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.
Составьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная : ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова( «злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.
Источник: https://fundsnet.ru/sopostavte-stseny-ulichnoj-zhizni-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/
Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание в цитатах
Петербург является местом основных событий в романе “Преступление и наказание”.
Как известно, Петербург во времена Достоевского являлся столицей Российской Империи.
В 1860-е года обстановка в Петербурге не была вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин “непристойного поведения” (Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов).
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).
Среди молодежи и “прогрессивного населения” набирал популярность нигилизм, “модное безверие” (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе “Преступление и наказание”.
Петербург времен Достоевского – это центр всех “новостей, реформ и идей” страны:
По словам Свидригайлова, Петербург – это город канцеляристов и семинаристов:Свидригайлов считает Петербург городом “полусумасшедших”:
Петербург середины XIX века – это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается “толкотня”:
Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся “громадными, теснящими и давящими”:
По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом говорит Разумихин:
В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например, Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:В Петербурге Достоевского живет много бедного населения.
Например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. В районе Сенной много “грязи, вони и гадости”, по мнению Раскольникова: В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных.
В этой части города в любое время дня можно увидеть много пьяных:
В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с “зараженным воздухом”:
Состоятельные горожане летом живут на дачах за городом, а бедное население вынуждено дышать “вонючим” воздухом летнего Петербурга:
Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде “коммуналок”). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в “доходном доме” Амалии Ивановны Липпевехзель.
Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков, чтобы добраться в то или иное место:
Это был цитатный образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/02/obraz-peterburga-prestuplenie-i-nakazanie.html
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Методическая разработка
Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Урок-экскурсия
Подготовила и провела:
Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».
Тема: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)
Эпиграф: «Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».
Цели урока:
1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;
2) развитие навыков анализа художественного произведения, развитие устной речи; умения логически мыслить;
3) воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
1) перечитать отдельные главы романа (по указанию учителя).
Пейзажи: ч.1 г.1. («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2.г. 1 (повторение предыдущей картины); ч.2.г.2. («великолепная панорама Петербурга»); ч.2.г.6. (вечерний Петербург); ч.4.г.5. (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4.г.6. (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Сцены уличной жизни: ч.1.г.1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2.г.2. (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2.г.6. (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту); ч.5.г.5.(смерть Катерины Ивановны).
Интерьеры: ч1.г.З. (каморка Раскольникова); ч.1.г.2. (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1.г.2.и ч..2 г.7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых); ч.4.г.З (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4.г.4 (комната – «сарай» Сони).
2) подготовить рассказ об истории основания города Петербурга, о художнике И.С.Глазунове;
3) найти иллюстрации с видами Петербурга.
Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):
Петербург Достоевского
Пейзажи
Сцены уличной жизни
Интерьеры
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
– Фоном, на котором разворачивается действие романа «Преступление и наказание», является Петербург середины 60-х годов. Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова (чтение описания комнаты главного героя, анализ).
Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.
Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, все несет на себе печаль общей неустроенности, скудности человеческого существования.
Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. – У Достоевского пейзажные описания очень кратки.
В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.
II. Сообщение ученика об истории Петербурга с проецированием на экран видов Петербурга:
Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр – Петропавловская крепость и Адмиралтейство.
Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство.
Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. А.С.
Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит…
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине – во Франции.
Я вижу град Петра, чудесный, величавый,
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный стократ!
Повсюду зрю следы великия державы,
И русской славою след каждый озарен!
(П.Вяземский)
Учитель:
– Многие здания Петербурга построены в стиле барокко, в классическом стиле. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе.
Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами – колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами.
В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского.
Так мы знакомимся с другим Петербургом – Петербургом Достоевского. Чтение учеником стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»:
В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору,
В нем убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе – пыль, либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучи,
Кверху кинулись домы;
Есть там смех, да не радость,
Все блестит, но бездушно…
Слушай, бледная младость,
В дымно городе душно!
Учитель:
– Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже поникают в жизнь человека.
– А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями).
Доклад ученика «Любимый писатель художника И.С.Глазунова – Ф.М.Достоевский».
III. Образ города в романе «Преступление и наказание».
– Перенесемся на страницы романа, пойдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.
Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов:
1.Улицы Петербурга.
2. Комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой.
3. Лестницы, пролеты, дома.
4. Звуки города.
5. Судьба человека (самоубийца).
(Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим улицам идет Раскольников к старухе – процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые «гробы».
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» – создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.)
IV. Вывод (высказывания учащихся). Учитель:
– Таким образом, эти эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов в 60-х годов 1Хв. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».
Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.
V. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем: «Петербург Достоевского»; «Роль пейзажа в романе Ф.М.Достоевского», «Преступление и наказание» и др.
VI. Подведение итогов. Оценки.
Источник: https://gigabaza.ru/doc/75769.html
Сцены уличной жизнь преступление и наказание
Глазами бедняка мы смотрим на летний Петербург: На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,- все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.
На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, он чуть не попал под богатую коляску и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим. Рас-кольникову больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки.
Cочинение — Мастерство Ф
Такие мастера как Гоголь, Достоевский умели найти «говорящие» детали, которые зримо характеризовали их героев.
Они умели найти такую «изюменку», которая, мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует в воображении читателя.
Для примера возьмем роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Мне кажется, автор блестяще изобразил быт героя, подобрал художественные средства настолько верно, что призведение вошло в мировую классику.
Иногда критики называли «Преступление и наказание» «петербургским романом», так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых — восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, угнетает.
Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки.
Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины.
В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов. на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую
.
Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирал популярность нигилизм, «модное безверие» (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников ), индивидуализм (Лужин ) и т.д.
Все эти явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».
Петербург времен Достоевского — это центр всех «новостей, реформ и идей» страны: «Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге.
» (Лужин о Петербурге) «. я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой.
Злая, сварливая старушонка Алёна встретила Раскольникова неприветливо.
За часы она дала ему лишь грошовую плату. Раскольников внимательно осматривал квартиру процентщицы, а выйдя от неё на улицу, вдруг остановился и произнёс: «Какой ужас мог прийти мне в голову!
Как это всё отвратительно и грязно!» От голода и расстройства нервов его потянуло его зайти в распивочную. Глава 2. С Раскольниковым разговорился сидевший в распивочной оборванный пожилой человек. Он представился бывшим чиновником Мармеладовым и рассказал грустную историю своей жизни.
После первого брака Мармеладов взял в супруги Катерину Ивановну, женщину благородного происхождения, но бедную.
В таблице ниже представлено описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание».
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Источник: https://admpravokumskoe.ru/sceny-ulichnoj-zhizn-prestuplenie-i-nakazanie-87881/
Фм достоевский преступление и наказание петербург достоевского
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.
Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»
Базовый учебник.
Цель и задачи урока :
Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»
Задачи:
Обучающие-
– познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении
Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»
-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
– сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Развивающие-
-формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
– формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
Воспитательные-
– воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову;
– воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;
– умения работать в команде.
Тип урока – урок комбинированный
Формы работы учащихс я- групповая форма обучения, индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование:
– проектор, доска;
– презентация к уроку;
Л.В. Бетховен « Лунная соната»
Ход урока:
Ход урока
Позитивный настрой на урок (1 мин.)
Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок литературы и я надеюсь, что нам всем будет интересно на этом уроке. У нас с вами всё получится!
Оценивание на уроке (2 мин.)
Договоримся о правилах работы на уроке. Работа на уроке осуществляется в группе. Вы сами определяете свои роли, выполняете работу вместе и один человек от группы представляет результат работы на уроке.
2. Постановка цели
Тема сегодняшнего урока: « Петербург Достоевского».
-Как вы думаете, что надо знать на этом уроке? (с помощью чего изображает Достоевский город)
С помощью каких приемов он это делает?( описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей).
– Чтобы это узнать, что будем делать на этом уроке?( анализировать эпизоды, в которых создаются описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей, сравнивать и изображением Петербурга у других писателей).
Дома вы читали 1 часть романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Какое впечатление произвело на вас это произведение?
( ответы детей)
Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:
…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.
Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров.
Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
У какого ещё писателя действие в произведении происходит в Петербурге?
( у Н.В. Гоголя в повести « Шинель»)
Какой та м Петербург? ( Оборотень с двойным лицом. За парадной красотой скрыта убогая жизнь)
.
Какой этот город в вашем представлении
Вернемся в Петербург Достоевского.
Итак, в классе 4 группы. 1- описание пейзажей.
2-описание сцен уличной жизни
3-описание интерьеров
4-портреты
Задания у вас на листах. Приступайте. У вас 5 минут.
Работа в группах:
Восстановите образ города у Достоевского, заполните таблицу.
Задания для групповой работы.
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу.
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу.
3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.
4 группа: найдите портреты в произведении. Выпишите ключевые слова в таблицу.
№ |
Составляющие образа |
Характерные признаки |
1. |
Пейзаж. |
Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”. Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения. |
2. |
Сцены уличной жизни. |
– ребенок, распевающий “Хуторок”; – пьяная девочка на бульваре; – сцена с утопленницей; – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. Обратите внимание На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным». |
3 4. |
Интерьеры. Портреты. |
Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки. Комната Сони-“уродливый сарай”.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город. В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами |
Отвечает один человек от группы.
Подводится итог.( С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
Контрольные вопросы:
Контрольные вопросы:
– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара).
– Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота, что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать. Раскольников: «Грязно, пакостно, гадко, гадко!»).
– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).
– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).
– Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени.
Они ведут под самою кровлю дома…»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день.
Оттого была страшная духота»; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)
– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат» вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).
– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.
– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.
Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).
– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).
– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).
– Раскольников на берегу Невы.
Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).
– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).
Стадия рефлексии.
Составьте синквейн по данному произведению
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Фраза
Ассоциация.
Обучающиеся читают синквейны.
-Теперь подведем итог урока. Какие цели ставили? Достигли?
-Выставление оценок.
-Домашнее задание: написать мини- сочинение «Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?»
Составить план характеристики Раскольникова.
Литература:
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.
Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.
Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.
Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.
История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990
Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для дз:
1.Интерьер (комната, квартира):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.2,
Ч. 1, гл. 2,
Ч.1, гл.3,
Ч.3, гл. 5,
Ч.4, гл.4,
Ч.4, гл.5.
2. Улица (перекрестки, площади, мосты):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.5,
Ч.2, гл.2,
Ч.2, гл.1,
Ч.2, гл.6,
Ч.5, гл 5,
Ч.6, гл.8
3. Трактир:
Ч.1,гл.1
Ч.1, гл 2
Источник: https://aplik.ru/ref/24397/