Анализ новеллы эдгара по «падение дома ашеров»

«Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По

«Падение дома Ашеров» впервые увидело свет в 1839 году на страницах «Бартонского журнала для джентльменов». Классический вид оно приобрело спустя год, после переработки для сборника «Гротески и арабески».

По своему жанру «Падение дома Ашеров» относится к готической новелле: небольшому по объёму литературному произведению с острым сюжетом и неожиданной развязкой, проходящим под знаком мрачной зловещей тайны.

Повествование ведётся от лица автора-рассказчика – друга главного героя, больного маниакальной депрессией аристократа Родерика Ашера. Новелла открывается описанием местности, по которой едет автор, и его комментариями о чувствах, вызванных тем или иным видом (сразу скажем, что эти чувства сходны, меняется только их градация в сторону постоянного усиления душевной тяжести героя).

Художественное пространство постепенно сжимается, увлекая читателя в бесконечный круговорот ужаса: окружающая дом Ашеров безотрадная и неприветливая местность сменяется заглядыванием автора в расположенное рядом с домом чёрное озеро, после чего героя затягивает внутрь древнее каменное строение, покрытое снаружи лишайником, плесенью и свисающими с карнизов клочьями паутины. Прежде чем зайти в дом автор отмечает, что сам воздух над замком и всей округой был особенным – «свинцово-серым», наполненным «едва различимыми, тлетворными таинственными испарениями». Классическая атрибутика готического романа встречает нас и внутри дома Ашеров, состоящего из «бесконечных тёмных запутанных переходов» и «готических сводов», ведущих в центр местного ужаса – комнату безумного аристократа Родерика Ашера. Последняя описывается как «высокая и просторная», но с «чёрным дубовым полом», «тёмными драпировками на стенах» и «узкими стрельчатыми окнами», сквозь витражи которых растекаются «красноватые отсветы дня».

Обратите внимание

Чёрный и красный цвет интерьера соседствует в новелле с «восковой», «мертвенной» бледностью» Родерика Ашера. Чёрный цвет – символ ночи, мрака, ужаса, смерти; красный – безумия, трагедии, крови, лихорадочно горящей жизни; белый – смерти, болезни, страдания (в данном контексте). Сочетание чёрного и красного цвета наталкивает на мысль о похоронах.

Все выше перечисленные цвета характеризуются сильным энергетическим потенциалом и, соединяясь в рамках одного художественного пространства, свидетельствуют о его внутреннем энергетическом перенапряжении.

Последнее, безусловно, присуще главного герою новеллы – Родерику Ашеру, поющему погребальные песни, рисующему мрачные картины и считающему себя единым целым с окружающей его обстановкой.

Мрачная символика вырождения рода Ашеров находит себя в едва видимой трещине, зигзагом проходящей по фасаду замка. Мы видим её глазами автора в начале новеллы в реальном ракурсе обветшания здания. В конце произведения трещина приобретает сюрреалистический вид: впавший в животный ужас рассказчик наблюдает её быстрое расширение, приводящее к обрушению дома Ашеров.

Читателю не дано знать, рухнул ли замок на самом деле, но появление на авансцене багрово-красной полной луны, свирепого порыва урагана и погружения обломков здания в глубокие воды чёрного озера наводит на мысль, что всё это только показалось испуганному герою, чей рассудок не выдержал каждодневного напряжения и сдался перед лицом самого реального преступления.

Таинственная болезнь сестры Родерика Ашера – леди Мэдилейн, на деле оказывается ничем иным как летаргией: состоянием ужасным, но далёким от мистики.

Чувствующий приближение конца рода Родерик Ашер в своих страхах тоже, как ни странно, опирается на реальные вещи: социально-историческую обстановку в США конца XVIII века (приобретение страной независимости и лишение социальной значимости древних аристократических родов), отсутствие в семье детей – продолжателей рода, неумение найти себе действенное занятие, которое отвлекало бы от мрачных мыслей о собственной никчёмности. Зная за леди Мэдилейн склонность к летаргическим состояниям, Родерик отказывается погребать её по христианским канонам, но ничего не делает и для спасения сестры, когда понимает, что она пришла в себя в одном из подземелий замка. Появление «ожившей девушки» становится для Ашера живым воплощением его самого главного страха – страха перед страхом смерти и перед страхом жизни.

  • «Падение дома Ашеров», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По

  • «Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По

  • «Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По

  • «Золотой жук», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По

  • «Чёрный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По

  • «Убийство на улице Морг», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По

  • «Чёрный кот», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По

  • «Убийство на улице Морг», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По

  • «Очки», краткое содержание рассказа Эдгара По

  • «Очки», анализ рассказа Эдгара По

  • «Лигейя», краткое содержание рассказа Эдгара По

  • «Колодец и маятник», краткое содержание новеллы Эдгара По

  • «Колодец и маятник», анализ новеллы Эдгара По

  • «Свидание», краткое содержание рассказа Эдгара По

  • «Лигейя», анализ новеллы Эдгара По

По произведению: «Падение дома Ашеров»

По писателю: По Эдгар Алан

Источник: https://goldlit.ru/poe/1056-padenie-doma-asherov-analiz

Мистическое и реальное в новелле Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров»

Тема: «Мистическое и реальное в новелле Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров». (слайд 1)

Аудитория: 8 класс

Время: 1 урок (45 минут).<\p>

Цели урока: <\p>

  • познакомить учащихся с творчеством Эдгара По;
  • на примере новеллы «Падение дома Ашеров» проанализировать мистический смысл новеллы.
  • показать роль романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.
  • раскрыть образ главного героя. <\p>
  • проанализировать фантастические события и дать реальное их объяснение.
  • развивать творческие способности учащихся.

Материалы к уроку: текст новеллы «Падение дома Ашеров» у каждого ученика (предварительно прочитанный), видеоролик о биографии Эдгара По, иллюстрации к новелле.

Методы: чтение художественного текста и его анализ.

Ход урока <\p>

Эдгар Аллан По — классик американской литературы, поэт, прозаик, автор таких шедевров, как «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Убийства на улице Морг».

Его перу принадлежат более 70 новелл: психологические, готические, романтические, детективные, сатирические и пародийные.

Эти замечательные произведения в полной мере отражают разные грани творчества По, непревзойдённого создателя гротескных фантасмагорий, безумных кошмаров, безупречных и изящных логических построений.

Важно

Его называют в числе первых авторов, в чьём творчестве живёт Америка. Как это может быть, если его произведения — порождение фантазии и воображения?

  1. Работа с эпиграфом.(слайд 3)

На этот вопрос ответил Ф.М. Достоевский: «Эдгар По только допускает внешнюю возможность неестественного события и, допустив это событие, во всём остальном совершенно верен действительности».

Парадокс, не правда ли? Вот об этом наш разговор сегодня.

Слово учителя:

Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный романтик он стремился разрушить грань между реальностью и воображением, представляя собственную жизнь законченной художественной новеллой. (Просмотр видеоролика). 5 мин.30 сек.

Что запомнилось вам из просмотренного фильма? Что поразило в биографии писателя? <\p>

По считается основоположником детектива: его логические истории, в большинстве которых действует детектив Огюст Дюпен («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и др.) послужили платформой для творчества А. Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, А. Кристи с ее Эркюлем Пуаро, многих современных приверженцев жанра. (Работа со слайдом)

  1. Анализ новеллы «Падение дома Ашеров».

Однако, помимо аналитической работы ума, По ценил поэтический способ приближения к тайне, умение силой воображения представить её так наглядно и зримо, что материальное обретало мистический окрас. Именно такой особенностью обладает новелла «Падение дома Ашеров». (слайд 5)

Эдгар Аллан По – творец не только детективного жанра. В своих новеллах он показал себя непревзойдённым знатоком психологии, мастером создания атмосферы страха. «Падение дома Ашеров» — это классический образец психологической новеллы. Это суперновелла, которая изображает особенно утончённую и смертоносную форму ужаса души. <\p>

«Колесо обозрения» (слайд 6)

1.История публикации: (слайд 7) «Паде́ние до́ма А́шеров» — рассказ Эдгара Аллана По, впервые опубликованный в сентябре 1839 года в Бартонском журнале для джентльменов. Был немного переработан в 1840 году для сборника «Гротески и арабески».

2.Словарная работа.

Арабеска (слайд 8) (от франц. arabesque — арабский) — сложный орнамент, образцом для которого послужили восточные узоры. Это понятие проникло в музыку, живопись, танец, поэзию и стало обозначать множество вещей, но прежде всего фантастичность, причудливость, необычность и даже странность.

Гротеск (слайд 9) — понятие, вошедшее в употребление в XV веке, когда в Риме на стенах античных подземных помещений (гротов — отсюда и происхождение термина) открыли живописные изображения, в которых переплетались части растений, животных, маски и человеческие лица. <\p>

Гротеск (слайд 10) художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде (запись в тетрадь).

Гротеск Эдгар По мыслил как преувеличение тривиального, нелепого и смехотворного, а арабеск – как преобразование необычного в странное и мистическое, пугающего – в ужасное.

3.Жанр произведения (слайд 11).

Эдгар По отдавал предпочтение небольшим по размеру жанрам – новелле и рассказу. Он считал, что объёмное произведение, которое нельзя прочитать сразу, не с такой силой влияет на читателя, так как цельность произведения при длительном чтении нарушается. «Падение дома Ашеров» — новелла. Что такое новелла?

Новелла — короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному.

4.Социально-исторический подтекст новеллы «Падение дома Ашеров»

В конце 18 века на родине Эдгара По происходили процессы расширения территорий и укрепления суверенитета. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке – борьбы за независимость бывшей колонии от метрополии (Англии).

В этой войне аристократы были на проигравшей стороне, ведь они были лояльны к королевской метрополии, которая и даровала им привилегии, регалии, право на знатность и гарантии таковой. После войны многие земельные аристократы лишились своей власти, своих денег, своего положения в обществе.

Это повлекло за собой увядание дворянства, и, как следствие, депрессию целого социального слоя, который оказался не у дел. Дворяне не смогли встроиться в новую социальную реальность, адаптироваться к новым условиям существования. Поэтому дворянство вырождалось.

Этим людям некуда было деть себя, а в наследство от славных предков они получили лишь высокомерие, нетрудоспособность, завышенные амбиции. Они обладали манерами и воспитанием, которые лишь отдаляли их от деятельного мира. (слайд 12)

Поэтому «Падение дома Ашеров» — это иллюстрация вырождения целого класса в условиях перемены политического строя страны. Писатель сам стал свидетелем этого процесса и не смог пройти мимо такого драматического сюжета.

5. Анализ новеллы по вопросам:

Автор приезжает навестить своего давнего друга Родерика Ашера, с которым они когда-то дружили и вместе учились. В письме Родерик очень просит, буквально умоляет автора приехать.

С чего начинается новелла? Найдите эпитеты, которые создают атмосферу описываемых событий.

«Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам – и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров».

Какое впечатление на рассказчика производит дом? Дом «пропитан духом тления, исходящих т полумертвых деревьев, от серых стен и безмолвного озера». Обстановка в доме: «темные драпировки», «воздух полон скорби», «холодное, тяжкое и безысходное уныние».

Каким предстаёт хозяин дома – Родерик Ашер? Родерик – часть этой мрачной обстановки, он органично сливается с ней. Плесень вокруг дома, которая свисает с карнизов напоминает «клочья паутины», а волосы хозяина дома, говорит повествователь, «окружали… лицо паутинно-тонким летучим облаком».

<\p>

На ваш взгляд, чем болен Родерик Ашер? Как сам Родерик Ашер описывает свою болезнь? Проклятие семьи.

Автор показывает читателю, с одной стороны, болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, но с другой стороны, здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущим и неизбежным ужасом.

Какой эффект производит появление умирающей сестры Родерика – леди Мэдилейн? Что читателю известно о ней? О леди Мэдилейн читателю известно очень мало. Читатель видит ее в новелле всего два раза: первый раз она проходит тенью в глубине комнаты, где сидит ее брат с гостем, а второй раз – в гробу.

А ведь умирает она… от равнодушия, царящего в этом доме. Атмосфера ужаса, царящая в душе Родерика, перекинулась и на нее. Эта совсем еще молодая девушка живет в удушливой атмосфере, созданной ее же «любящим» братом, который, как кажется, навязывает ей свой образ жизни.

<\p>

Охарактеризуйте атмосферу дома Ашеров одним словом. Хозяин у этого «дома скорби» — только один: страх. Слово «страх» повторяется в новелле очень часто. Страх сковал Родерика Ашера, страх владеет всеми, кто не живет, а доживает в этой «мрачной обители», так напоминающей подземелье.

Совет

Недаром одна из картин Ашера «длинное подземелье», напоминающее туннель, из которой нет выхода.

Как говорит рассказчик о состоянии души Родерика? «Все озарено было потусторонним отблеском какой-то странной, безудержной отрешённости от всего земного. Всегда будут отдаваться у меня в ушах долгие погребальные песни, что импровизировал Родерик Ашер». Родерик Ашер живет в вымышленном мире, в котором нет истинно человеческих страстей.

Опишите повседневные занятия Родерика Ашера и его друга. Погребальные песни. Полотно, изображающее подземелье. Книги.

Леди Мэдилейн Ашер умирает. Казалось бы, повествование Эдгара По окончено. Но… Продолжите мысль.

Выясняется, что леди Мэдилейн похоронена заживо! И её появление за дверью комнаты наполняет всю новеллу не только скорбью, но и ужасом. Её оцепенение приняли за смерть и погребли заживо.

Что это — преступление или тайна? Или рок, тяготеющий над домом Ашеров и именно теперь готовый погубить его окончательно? Развязка близка…

Что стало предвестием развязки? Ужасная буря. Читаем описание.

 В конце новелла «Падение дома Ашеров» достигает наивысшего эмоционального напряжения. «Суровые картины природы», так поразившие рассказчика, прибывшего в Дом Ашеров, в конце произведения переходят в бурю, едва не погубившего его самого: <\p>

«… налетел свирепый порыв урагана… и слепящий лик луны полностью явился передо мною..

я увидел, как рушатся древние стены раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров».

<\p>

Вывод: Так мрачное начало связано с трагическим концом, который повествует об угасании и гибели еще одного дворянского рода.

 Какие цвета преобладают в новелле «Падение дома Ашеров»? Что они символизируют?

Чёрный и красный цвет интерьера соседствует в новелле с «восковой», «мертвенной» бледностью» Родерика Ашера.

Чёрный цвет – символ ночи, мрака, ужаса, смерти; красный – безумия, трагедии, крови, лихорадочно горящей жизни; белый – смерти, болезни, страдания (в данном контексте).

Все выше перечисленные цвета характеризуются сильным энергетическим потенциалом и, соединяясь в рамках одного художественного пространства, свидетельствуют о его внутреннем энергетическом перенапряжении. 

 Какова символика новеллы?

Мрачная символика вырождения рода Ашеров находит себя в едва видимой трещине, зигзагом проходящей по фасаду замка. Мы видим её глазами автора в начале новеллы в реальном ракурсе обветшания здания. В конце произведения трещина приобретает сюрреалистический вид: впавший в животный ужас рассказчик наблюдает её быстрое расширение, приводящее к обрушению дома Ашеров. 

Так что же такое Дом Ашеров — замок или род? (слайд 13)И то, и другое. Вырождение семьи передано реализованной метафорой. Метафорический смысл, скрытый в образе или выражении, читается буквально.

Мы можем сделать вывод, что дом в новелле — это символ рода. Поэтому гибель особняка не только символизирует окончательное разрушение разумов и гибель героев, но и является символом разрушения рода.

Вернёмся к эпиграфу: Достоевский считал: «Эдгар По только допускает внешнюю возможность неестественного события и, допустив это событие, во всём остальном совершенно верен действительности». <\p>

(слайд 14) Проблемный вопрос: можно ли объяснить всё произошедшее в доме Ашеров с точки зрения разума? <\p>

Да.

В произведениях этого жанра повествуется о событиях, которые вполне можно объяснить на основе законов разума, но, тем не менее, это невероятные, чрезвычайные, ошеломляющие, странные, тревожные события, и потому они вызывают у героя и читателя реакцию, сходную с той, что мы наблюдаем в фантастических произведениях.

(слайд 15)

Необычное связано лишь с чувствами героев, а не с материальным явлением, бросающим вызов разуму.

  1. Подведение итогов. Заполнение кластера «Колесо обозрения» (слайд 16).

  2. Домашнее задание: ответить на вопрос «Какие проблемы поднимает Э.А. По в своей новелле «Падение дома Ашеров»? (слайд 17)

Источник: https://infourok.ru/misticheskoe-i-realnoe-v-novelle-edgara-allana-po-padenie-doma-asherov-2345824.html

Необычное в новелле Эдгара По «Падение дома Ашеров»

Фантастические новеллы Эдгара По можно разделить на следующие группы: новеллы, центральным в которых является «необычное», «сверхъестественное», «ужасное», «психологические», «научно–фантастические» и «готические» новеллы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение необычного в новелле «Падение дома Ашеров» и психологического в новелле «Вильям Вильсон».

Для наиболее полного понимания фантастического в творчестве Эдгара По необходимо рассмотреть его новеллы, существенной основой которых является «необычное».

В этих новеллах рассказывается о событиях, которые можно объяснить с рациональной точки зрения, разумно, тем не менее, это все же чрезвычайные, удивительные события, вызывающие у читателя реакцию, схожую с реакцией на фантастические произведения. Жанр необычного отличается от фантастического жанра тем, что он не имеет четких границ.

Обратите внимание

Необычное связано с ощущениями и чувствами героев, а не с материальным явлением, бросающим вызов разуму (в то время как чудесное неизменно характеризуется существованием сверхъестественных явлений в независимости от реакции героев на них).

Новелла Эдгара По «Падение дома Ашеров» («The Fall of the House of Usher», 1839) – яркий пример необычного, близкого к фантастическому, а также одна из наиболее показательных для манеры Эдгара По новелл.

Повествователь должен был проделать путь по унылой местности. Добравшись до древнего замка Ашеров, он испытывает полный эмоциональный упадок: «There was an iciness, a sinking, a sickening of the heart…» (1, с.76). Имеет смысл перевести

Читателю не ясно, почему рассказчик испытывает такие эмоции. Это остается загадкой. По использует прием перечисления для создания психологического напряжения.

Повествователь был приглашен своим давним другом Родриком Ашером, потомком знатного рода, в родовое имение, в котором он добровольно заточил себя. Просьба Ашера звучала так отчаянно, что рассказчик не мог отказать. При встрече повествователь был поражён изменившимся, безжизненным обликом друга. Родерик – чрезвычайно чувствительный человек, обожающий свою тяжело больную сестру.

Дом явно находится в запустении. Ашер рассказал о том странном действии, которое оказывает на него этот страшный дом, где медленно угасает единственное любимое им существо — сестра Маделина. Никому не известна загадка ее болезни.

Она подвержена какой–то каталепсии. Во время рассказа, женская фигура, напоминающая тень, проплыла в глубине огромного зала и исчезла. Исчезла навсегда, поскольку с того вечера Маделина уже не вставала и не покидала своей комнаты.

Биограф Эдгара По, Г.

Аллен, утверждает, что в рассказе «Падение дома Ашеров» непосредственно отразились обстоятельства брака По и что «в чахнущей на глазах леди Маделине нетрудно узнать Вирджинию», начало её болезни, апатию, умирание заживо, мучительно переживаемые автором: «The disease of the lady Madeline had long baffled the skill of her physicians. A settled apathy, a gradual wasting away of the person, and frequent although transient affections of a partially cataleptical character, were the unusual diagnosis» (1, с.83).

Дать перевод

Важно

В этом отрывке для описания болезни По использует множество метафор и сравнений, свидетельствующих о присутствии необычного в новелле.

Ее странные отношения с братом, необъяснимая причина, внушающая Ашеру желание видеть ее погребенной заживо, – все это выражение мук, испытанных По у постели своей медленно умирающей жены.

Следует уделить особое внимание стихотворению Эдгара По «Дворец призраков», которое он ввел в новеллу «Падение дома Ашеров». Очевидно, что его собственные переживания составляют сюжетную основу как новеллы, так и стихотворения. Описание Родерика Ашера представляет собой наиболее точный из известных словесных портретов По.

Необычный вид принимает и сюжет в новелле. Его место в определенной степени занимают ощущения, предчувствия. Нагнетание атмосферы используется в качестве развития сюжета: первый проблеск страха, предчувствие тайны, ожидание смерти и обещание, со слов Родерика, что самое страшное произойдёт после смерти сестры. Известие о том, что сестра умерла, Родерик произнёс почти бесстрастно.

Вместо того, чтобы похоронить ее, друзья помещают гроб в одном из подвалов дома.

Гроза является предвестником скорой развязки. В этот момент, пытаясь успокоить Родерика, рассказчик читает ему рыцарский роман, действия в котором сопровождают вначале невнятные, но с настойчивостью пробивающиеся сквозь шум стихии звуки. Сначала они походили на отдалённое эхо, потом звук стал ближе, от него задрожали стены и упал старый медный щит.

В конце концов, Родерик Ашер встал и еле слышно произнес:

«We have put her living in the tomb! » (1, с.94).

Перевод

Открылась дверь, и на пороге появилась сестра. Брат и сестра бросились в объятья друг другу и упали замертво: «…then without those doors there DID stand the lofty and enshrouded figure of the lady Madeline of Usher» (1, с.94).

Перевод

По использует в этом отрывке графический прием выделения строчными буквами глагола, который, также имеет эмфатическое свойство: он указывает на охвативший персонажа ужас, на неверие в происходящее.

Её оцепенение приняли за смерть и погребли заживо. Преступление это или тайна? Или рок, тяготеющий над домом Ашеров?

Источник: https://stydopedia.ru/5x1c94.html

Ужасное в новеллистике Э.По

/ Сочинения / По Эдгар / Падение дома Ашеров / Ужасное в новеллистике Э.По

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Эдгар Аллан По — чрезвычайно яркая фигура в мировой литературе. Его прозаические произведения стали основами новых жанров, детективного и научно-фантастического. Его психологические новеллы заложили основания психологической прозы. Творчество Эдгара По развертывалось в переломную эпоху.

Творчество По отражает противоречия его эпохи во всей их обостренности и сложности, он острее других чувствует близость надвигающейся катастрофы. От противоречий действительности Эдгар По уходит в мир фантазии; стараясь не замечать борьбы, развертывающейся в его стране.
    Творчество По полно глубокого ужаса перед будущим.

В его новеллах присутствуют безумие, ужас, страх, то есть вещи, которые разрушают психику человека, а значит и разрушают мир вокруг него. Герои автора находятся во власти рока, предопределившего их гибель, они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, которую они воспринимают как зло. Каждый из них является жертвой какой-нибудь навязчивой идеи.

Совет

    Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу раскрыта в новелле «Вильям Вильсон». Главный герой рассказывает о своей жизни, о том, как он познакомился со своим двойником, которого даже зовут так же, он признается читателям, что ненавидит этого самого двойника за то, что тот всегда лучше него, что он мешает ему наслаждаться жизнью, раскрывает все его авантюры.

Вильям Вильсон почувствовал мистический страх перед двойником, а значит и перед собой, так как в конце мы понимаем, что его соперник был галлюцинацией и что на самом деле герой боролся с собой, со своим разумом, который пытался направить Вильсона на истинный путь и пытался его исправить. Ведь в этой борьбе Вильсон мог стать лучше, но он уничтожил свой последний шанс.

     Так же признаки страха и безумия мы видим в другой новелле «Падение дома Ашеров». Недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуравление живьем. В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живет последний его владелец — Родерик Ашер.

С болезненно-нервной восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но он не в силах пойти и помочь ей, у него страх перед тем ужасом, которым ему доведется испытать. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает ее брата, они оба умирают, и замок Ашеров падает, разрушенный грозой.

Возможно, этого бы не произошло, если бы Родерик поборол в себе страх перед местью Мэдилейн. Ведь он сам мог пойти в склеп и открыть сестру еще живой. И тогда его не мучила бы совесть и страх возмездия. А так получается, что в уничтожении своей семьи виноват он сам, и страх, который Ашер не смог побороть победил разум.

    Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах, Эдгар По заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство автора не помогло — герои его остались безвольны. Он невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, ужасное.

    Сверхъестественное у По, это избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей. Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека — таково содержание «страшных рассказов» Эдгара По.

Добавил: iyunka93

7877 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению «Падение дома Ашеров»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00822931306301167219

2.1 Анализ символики в новеллах Эдгара Аллана По (на примере повестей «В смерти — жизнь», «Падение дома Ашеров», «Маска красной смерти», «Черный кот»)

Символисты открыто провозгласили Эдгара По своим предтечей.

Им был восхищен Мелларме, к нему обращался Бодлер, который говорил, что и личность, и произведения По отмечены «печатью безграничной меланхолии», воспевал поразительную способность По передавать «абсурд, водворившийся в уме и управляющий им с ужасной логикой; истерию, сметающую волю; противоречие между нервами и умом человека, дошедшего до того, что боль он выражает хохотом». Бальмонт, Брюсов и Блок также подчеркивали роль символов в творчестве По.

Однако творчество Эдгара По не укладывается ни в одну навязываемую ему схему, будь то романтизм, декаданс или символизм. Хотя символическое для творчества По очень важно.

Как поэт Эдгар Аллан По утверждает символ как некую идею, которую нельзя выразить ни на одном языке, кроме метафорического, а как прозаик пытается воплотить символ в реальности, найти отголоски идеи непосредственно в этом мире.

Обратите внимание

И часто в прозе сами образы становятся символами. Особое значение также в прозаическом тексте приобретает роль звука, цвета, голоса, тени, вещи, части тела человека.<\p>

Для символов в новеллах По характерна некая абстрактность.

В некоторых произведениях символы очевидны и принадлежат к виду общекультурных, а в некоторых — более приближены к материальному миру, и часто это совпадает с символами, которые относятся к чисто авторским. Мы решили проанализировать несколько мистических новелл Эдгара По, потому что именно в них символы отличаются высокой степенью абстрактности.

<\p>

Высокая степень абстрактности символа в фантастических новеллах По часто совпадает с тем, что сами символы рассматривать можно на общекультурном уровне.<\p>

Так, в новелле «В смерти — жизнь» писатель использует символ портрета как символ перехода из одного мира в другой.

Тема отражения, запечатленного образа человека является давней и рождает символы, близкие этой системе: зеркало, отражение в воде и т.д. В качестве семантического значения этого символа подходит значение не только перехода в иной мир, но и пропажи души.

Стоит в этом контексте вспомнить, что до сих пор в сохранившихся нетронутыми цивилизацией племенах (по крайней мере, во многих из них) фотография считается воровством души. В литературе эта тема тоже не нова и продолжает развиваться. Примером в этом плане может послужить «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда (1913).

Главный герой повести увлечен опиумом и, дабы унять боль, принимает непомерно большую дозу наркотика. Это вводит и его, и читателей в мир переходный, туманный, странный. И уже в этом состоянии персонаж находит портрет, который ошеломляет его своей живостью.

Потом, в повести о портрете, мы знакомимся с художником и его женой. Его странность и угрюмость многих пугают, но эта странность является как раз своеобразным символом избранности.

Важно

Произведение заканчивается тем, что, дописав портрет и взглянув на него, художник восклицает: «Да ведь это сама жизнь!». А потом, оглянувшись на мертвую жену, жизнь которой как бы перешла в портрет, говорит: «Но разве это — смерть?».

<\p>

В этих репликах заключается ключ ко всей новелле: с одной стороны, художник настолько талантлив и влюблен в жену, что выполняет непосильную задачу: запечатлевает жизнь на холсте, фиксирует ее, изымая из потока времени в вечность.

С другой стороны, сиюминутная жизнь кажется для него не столь важной по сравнению с тем, что она перешла в искусство.

Ещё одно произведение автора, изобилующее символикой — это его рассказ «Маска красной смерти», который повествует об эпидемии чумы, обрушившейся на страну.

Принц этого государства, Просперо, собирает всех своих приближенных и уединяется с ними в одном из монастырей, развлекаясь там в свое удовольствие. Вскоре принц устраивает бал-маскарад. После двенадцати на балу появляется таинственный гость. Маска его изображает труп и олицетворяет Красную смерть.

Заметив его, принц приходит в ужас. Он приказывает повесить незнакомца. Однако никто не решается поднять руку на загадочного гостя, и маска начинает приближаться к принцу. Тот, с кинжалом в руках бросается на маску. Но, лишь этот странный гость взглянул на него — принц падает замертво.

Когда же гостям удаётся схватить незнакомца, оказывается, что под маской ничего нет. Это сама Красная смерть. Одного за другим, вскоре она настигает всех гостей.

Во этой новелле Эдгар По придает большое значение цвету, который помогает глубже раскрыть психологизм его произведения.

<\p>

Совет

Описывая замок принца, Эдгар По рассказывает о семи комнатах замка — о семи роскошных покоях, каждая из которых была определенного цвета: голубая комната принадлежала самому принцу (голубой цвет — символ знати и дворянства), вторая комната была красной (красный цвет — цвет торжественности), третья комната — зеленая (зеленый цвет символизирует надежду), четвертая — оранжевая, пятая — белая (цвет чистоты), шестая — фиолетовая. Все эти комнаты были ярко освещены люстрами, канделябрами и свечами. Не была освещена только последняя, седьмая, комната, черного цвета, который всегда символизирует траур, скорбь и смерть. Эта комната, в которую все боялись заходить, являлась своеобразным символом, напоминавшим о трагедии за стенами замка.<\p>

Цвет комнат, на наш взгляд, символизирует саму жизнь человека, периоды его взросления, становления и старения. Именно поэтому белая комната находится подле черной: «седая» старость в то же время обладает целомудренностью. Интересно и их освещение, когда свет падает из фонарей за окном: это перекликается с концепцией мира Платона, где наш мир — лишь тень, отбрасываемая идеальным миром.

Поздно ночью комнату наполнили багряные лучи света, которые сплошным потоком лились сквозь кроваво-красные стекла, чернота черных занавесей казалась жуткой, а в звоне часов слышались погребальные колокола, что тоже является своеобразным символом, ведь звук колоколов предвещает скорую трагическую развязку событий.<\p>

И действительно, скоро появилась сама смерть в красной маске (под видом таинственного незнакомца). Она ходила из одной комнаты в другую, пока не достигла черной комнаты, на пороге которой ее настиг принц, не подозревавший о том, что же за гость к нему явился. Бесстрашный герой срывает с незнакомца одну за другой все ее маски и обнаруживает вдруг, что под ними ничего нет. Но человек не желает мириться с безликостью смерти, поскольку жаждет узнавать ее. В этом ему помогают многочисленные символы смерти, им же самим и выдуманные.

Новелла буквально наполнена символикой: кроме цветов комнат, это и оркестр, и часы в седьмой, черной комнате, и сам образ Маски Смерти.

Яркость, цветовая насыщенность произведения явно имеет экспрессионистский характер.

И если комнаты — это символ человеческого бытия в реальности, то автором это бытие описывается так: «Все это казалось порождением какого-то безумного горячего бреда.

Многое здесь было красиво, многое — безнравственно, многое — необычно, иное наводило ужас, а часто встречалось и такое, что вызывало невольное отвращение. По всем семи комнатам во множестве разгуливали видения наших снов.

Обратите внимание

Они — эти видения, — корчась и извиваясь, мелькали тут и там, в каждой новой комнате меняя свой цвет, и чудилось, будто дикие звуки оркестра — всего лишь эхо их шагов».

Обратим внимание на значение теней — это наши заблуждения и суждения, а звуки оркестра уподобляются нашему дикому и неумело танцу жизни. Так и проходит жизнь — в диком темпе, погруженная в фантомы разума и чувства. И только бой черных часов заставляет всех застыть в испуге перед Вечностью и неизбежностью.

Маска Красной смерти тоже включает в себя семантику Вечности и Неизбежности, судьбы, от которой нельзя убежать. Интересно, что принца Просперо новость о Маске застает в голубой комнате, находящейся в противоположном от черной конце. Для автора голубой цвет — это не только цвет дворянства, но и символ безмятежности и грез.

В то же время это — жизнь в расцвете, самое ее начало. И бег принца за незваным гостем в черную комнату — как будто скоропостижная смерть.

«Падение дома Ашеров» — ещё одно сравнительно короткое произведение По, отличающееся обманчивой простотой и ясностью, за которыми скрываются глубина и сложность. Художественный мир этого произведения не совпадает с миром повседневности.

Рассказ этот психологический и страшный.

С одной стороны, главным предметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой — здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущим и неизбежным ужасом.

Рассказчик получает письмо от своего друга детства, Родерика Ашера, в котором тот просит его срочно приехать. Он сообщает, что болен и хочет увидеться. Решившись навестить старого друга, рассказчик прибывает погостить в его родовой замок, который является весьма жутким и мрачным, наводит на героя тоску и страх. Родерик рассказывает о наследственной болезни, проклятии их семьи.

Болезнь эта проявляется в обострении всех чувств. Он не может переносить яркий свет и громкие звуки и т.д. Сестра Ашера, леди Медилейн, также страдает от этого недуга. И вот, однажды вечером, Ашер сообщает о ее смерти. Он говорит, что будет хранить ее тело в одном из подземелий замка до погребения.

На седьмой или восьмой день, во время грозы, Родерик сознается, что похоронил свою сестру заживо. Он слышал, как та пыталась выбраться, но так и не решился ей помочь. И вот, порывом ветра распахнулись двери и перед героями является леди Медилейн. Она кидается брату на грудь, и он вместе с ней падает на пол. Оба оказываются мертвы.

Важно

В ужасе, рассказчик принимается бежать из этого жуткого дома. Буря становится все сильнее, налетает ураган, и дом Ашеров рушится. Руины замка поглощает озеро.

Дом Ашеров — это своеобразный мир, пребывающий в состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий, находящийся на пороге полного исчезновения. Когда-то этот мир был прекрасен, жизнь человеческая протекала там в атмосфере творчества, расцветали живопись, музыка, поэзия, законом был Разум, а властелином — Мысль.

Теперь этот дом обезлюдел, пришел в запустение и приобрел черты полуреальности. Жизнь ушла из него, оставив только овеществленные воспоминания. Трагедия последних обитателей этот мира проистекает из непреодолимой власти, которую Дом имеет над ними, над их сознанием и поступками.

Они не в силах покинуть его и обречены умереть, заточенные в воспоминаниях об идеале. Он является символом психологического увядания. Более того, понятие «дом» тесно связано с понятием «род». Особняк передавался по наследству и соответственно обживался несколькими поколениями. Мы можем сделать вывод, что дом в новелле — это символ рода.

Поэтому гибель особняка не только символизирует окончательное разрушение разумов и гибель героев, но и является символом разрушения рода.

Как и в «Маске красной смерти» большую роль в новелле «Падение дома Ашеров» играет цветовая символика.

Эдгар По использует мрачную цветовую гамму, чтобы создать еще более угнетающую атмосферу, наполненную скорбью и унынием: «… Темные гобелены по стенам, черный, чуть поблескивающий паркет… слабые красноватые отсветы дня проникали сквозь решетчатые витражи… По стенам свисали темные драпировки.

Мне почудилось, что самый воздух здесь полон скорби. Все окутано и проникнуто было холодным, тяжким и безысходным унынием». Таким образом, создается ощущение подавленности, предчувствие какой-то трагедии.

Многочисленные символы использует Э. По и в другом своем рассказе — «Чёрный кот».

Совет

Повествование в новелле ведётся от имени алкоголика, который под действием горячительных напитков не контролирует своё поведение и впадает в припадки безумного гнева. Его первой жертвой становится домашний питомец — чёрный кот, которому рассказчик в припадке белой горячки вырезает глазное яблоко.

Некоторое время он колеблется между раскаянием и упоением собственной порочностью. Наконец порочность побеждает, и рассказчик вешает беззащитного кота на дереве в саду. В ту же ночь необъяснимым образом загорается его дом: на единственной уцелевшей стене он находит силуэт повешенного кота.

Когда рассказчик начинает раскаиваться в своей жестокости, в таверне ему встречается очень похожий кот. От Плутона, бывшего кота героя, его отличает только белое пятно на груди. Взяв его домой, рассказчик поначалу относится к коту дружелюбно, но длится это не долго.

После обнаружения, на первое же утро, отсутствие у кота того же глаза, герой старается избегать зверя, не причиняя тому боли. Со временем он замечает, что пятно на груди кота принимает форму виселицы.

Кот всё сильнее привязывается к нему, но рассказчик наоборот пытается избегать его.

Во время посещения погреба кот попадается под ноги хозяина. Рассверипев, тот заносит над ним топор, но его останавливает жена. В припадке бешенства, он опускает топор на её голову. Тело он замуровывает в стену погреба.

Через несколько дней, во время осмотра дома полицейскими ничто, казалось бы, не выдаёт его вины. В порыве самодовольства он хвалится качеством стен и стучит перед полицейскими по той стене, за которой погребена жена. В ответ раздается дикий вопль. Полицейские разбирают стену и находят за ней труп жены, а на её голове — мяукающего кота.

Черный кот — с одной стороны, общекультурный символ, предвещающий беду (в европейских поверьях).

Обратите внимание

Но в новелле он становится символом совести персонажа, лакмусовой бумажкой, по которой повествователь понимает степень своего греха.

Имя кота — Плутон — также является своеобразным символом, отсылающим нас к античной мифологии, в которой Плутон является богом смерти, властелином поздемного царства.

В то же время для персонажа обозначаемое (преступление, повешение кота) и обозначающее (неизбежное наказание от кота) отрываются. Если после казни кота персонаж ищет похожего животного, то здесь можно говорить о его раскаянии в содеянном.

Но как только он находит похожего кота, сразу становится понятным неизбежность наказания. Отсюда — ненависть и отвращение к новому животному. Кот как символ наказания и страха перед ним, таким образом, становится важнее самого преступления. Здесь идет граница между рассудком и безумием, когда убийство жены никак не трогает, а вот отсутствие кота действует воодушевляющее.

Внешними, мистическими символами являются здесь портрет кота на уцелевшей после пожара стене и образ виселицы на груди второго кота.

Как мы можем заметить, символы — один из излюбленных художественных приемов Эдгара Аллана По. Не всегда легко найти символику в его новеллах, но это просто необходимо для полного и глубокого понимания содержания художественных произведений писателя.

символ художественный новелла эдгар

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/7297

Анализ готической новеллы Э.По «Падение дома Ашеров» — презентация

1 Анализ готической новеллы Э.По «Падение дома Ашеров» <\p>

2 С самого начала рассказа автор настраивает нас на тревожный лад. Все пронизано беспокойством и каким-то непонятным автору гнетущим чувством: С самого начала рассказа автор настраивает нас на тревожный лад. Все пронизано беспокойством и каким-то непонятным автору гнетущим чувством: «открывшееся мне зрелище – и самый дом, и усадьба и однообразные окрестности – ничем не радовало глаз….» «сердце мое наполнил леденящий холод, томила тоска, мысль цепенела…» Даже природа описана Этгаром По в мрачных тонах: Даже природа описана Этгаром По в мрачных тонах: «нескончаемый пасмурный день…,под низко нависшим хмурым небом…» «черное и мрачное озеро.., ужасные остовы деревьев… заставили меня вновь содрогнуться от чувства еще более тягостного, чем прежде» <\p>

3 Совершая описанный автором путь мы вместе с ним от простого беспокойства начинаем испытывать все более и более непонятное и очень неприятное чувство. Автор не объясняет откуда и почему возникло данное чувство оставляет нас в неизвестности, чем и создает атмосферу таинственности. В каждой строчке прочитывается мучительная, все нарастающая и нарастающая тревога: Совершая описанный автором путь мы вместе с ним от простого беспокойства начинаем испытывать все более и более непонятное и очень неприятное чувство. Автор не объясняет откуда и почему возникло данное чувство оставляет нас в неизвестности, чем и создает атмосферу таинственности. В каждой строчке прочитывается мучительная, все нарастающая и нарастающая тревога: «моя… попытка подбодриться, заглянуть в озеро, только усилила первое тягостное впечатление…» <\p>

4 Читая произведение, мы невольно рисуем в воображении ужасные картины старого готического замка, которые мы видели в фильмах ужасов: Читая произведение, мы невольно рисуем в воображении ужасные картины старого готического замка, которые мы видели в фильмах ужасов: «воображение мое до того разыгралось, что я уже всерьез верил, будто самый воздух над этим домом, усадьбой и всей округой какой-то особенный, он не сроди небесам и просторам, но пропитан духом тления, исходящим от полумертвых деревьев, от серых стен и безмолвного озера, — все окутали тлетворные таинственные испарения, тусклые, медлительные, едва различимые, свинцово-серые.» Мы видим, что даже воздух у автора наделен чувством тревоги: Мы видим, что даже воздух у автора наделен чувством тревоги: <\p>

Важно

5 «…за этими простыми, привычными предметами мне мерещилось что-то странное и непривычное…..самый воздух здесь полон скорби, все окутано и проникнуто было холодным, тяжким и безысходным унынием.» Все в описании автора наводит какой-то леденящий страх, даже хозяин дома Родерик Ашер и другие обитатели замка соответствуют атмосфере: Все в описании автора наводит какой-то леденящий страх, даже хозяин дома Родерик Ашер и другие обитатели замка соответствуют атмосфере: «Больше всего ужаснули меня ставшая поистине мертвенной бледность и теперь уже поистине сверхъестественный блеск глаз….мне не удавалось в загадочном выражении этого удивительного лица разглядеть хоть что-то, присущее всем обыкновенным смертным….Оказалось, его преследует необоримый страх…..Меня страшит не сама опасность, а то, что она за собою влечет: чувство ужаса.» «..леди Мэдилейн прошла….я смотрел на нее с несказанным изумлением и даже со страхом, хоть и сам не понимал, откуда эти чувства. В странном оцепенении провожал я ее глазами.» <\p>

6 Автор выделяет эту идею, написав одно только слово заглавными буквами, тем самым как бы раскрывает то, в чем до этого прослеживалась таинственность. Автор выделяет эту идею, написав одно только слово «СТРАХ» заглавными буквами, тем самым как бы раскрывает то, в чем до этого прослеживалась таинственность. Затем автор нам все более и более приоткрывает ту таинственную завесу, что вызывала тревогу и заставляла нас вместе с автором переживать. Оказалось Ашером что весь замок Затем автор нам все более и более приоткрывает ту таинственную завесу, что вызывала тревогу и заставляла нас вместе с автором переживать. Оказалось Ашером «владело странное суеверие», что весь замок «обрел таинственную власть над душою хозяина» Даже искусству неподвластно развеять этот страх, наоборот оно усиливает его. Те полотна, которые изображал Ашер «пробуждали безмерный благоговейный ужас»; музыку сопровождают стихи «Обитель приведений» Каждая история, рассказанная Ашером, связана с чем- то загадочным, неясным, таинственным. Как известно, все, что загадочно, чему нет объяснения само по себе уже вызывает у нас страх. <\p>

7 Нам показалось, что Ашер был настоящим безумцем. Каждый жест, взгляд, сам его вид – все говорило о его безумии. Его состояние Нам показалось, что Ашер был настоящим безумцем. Каждый жест, взгляд, сам его вид – все говорило о его безумии. Его состояние «ужасало» автора. Что казалось еще более жутким, так это то, что это состояние было «заразительным», автор «чувствовал, как закрадываются в душу сумасбродные, фантастические, неодолимо навязчивые страхи», «сердце стиснул злой дух необъяснимой тревоги», «…овладел беспричинный, но нестерпимый ужас» Все выше перечисленное невольно навевает атмосферу ужаса и таинственности. <\p>

8 Выводы Создание атмосферы ужаса и таинственности при помощи: Создание атмосферы ужаса и таинственности при помощи: описания природы, замка, хозяина замка, искусства. При этом использовались слова так или иначе вызывающие страшные картины в нашем воображении; описания природы, замка, хозяина замка, искусства. При этом использовались слова так или иначе вызывающие страшные картины в нашем воображении; придания значения суевериям; придания значения суевериям; выделения слов и выражений в тексте заглавными буквами: «СТРАХ», «НЕ СМЕЛ», «МЫ ПОХОРОНИЛИ ЕЕ ЗАЖИВО», «БЕЗУМЕЦ», что увеличивает уже вызванную до этого тревогу. выделения слов и выражений в тексте заглавными буквами: «СТРАХ», «НЕ СМЕЛ», «МЫ ПОХОРОНИЛИ ЕЕ ЗАЖИВО», «БЕЗУМЕЦ», что увеличивает уже вызванную до этого тревогу. <\p>

9 Выполнили: Выполнили: Гнеденко Анна Гнеденко Анна Дмитриева Марина Дмитриева Марина 401 «а» 401 «а» группа, 2006 <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/650814/

Ссылка на основную публикацию