Проблемы в творчестве и. бунина

Философская проблематика произведений Бунина

Писатель Иван Алексеевич Бунин по праву считается последним русским классиком, и настоящим первооткрывателем литературы современной.

Об этом в своих заметках писал и известный революционный писатель Максим Горький.

Философская проблематика произведений Бунина включает в себя огромней спектр тем и вопросов, которые были актуальны при жизни писателя и которые актуальными остаются в наши дни.<\p>

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:•Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни.•Судьба русского народа. •Любовь и одиночество. •Смысл жизни человека.

К первой теме о разложении мира крестьян и распада деревенского и обычного уклада жизни можно отнести произведение Бунина «Деревня». Эта повесть рассказывает о том, как меняется жизнь деревенских мужиков, изменяя не только их быт, но и их нравственные ценности и понятия.

Одной из философских проблем, которые поднимает Иван Алексеевич в своем произведении, относится к судьбе русского народа, который не был счастлив и не был свободен. Об этом он и рассказывал в своих произведениях «Деревня» и «Антоновские яблоки». Всему миру Бунин известен как прекраснейший и тончайший лирик.

Обратите внимание

Любовь для писателя была каким-то особенным чувством, которая не могла длиться долго. Этой теме он посвящает свой цикл рассказов «Темные аллеи», который и печален, и лиричен. Бунина и как человека, и как писателя волновала нравственность нашего общества.

Этому он посвятил свое произведение «Господин из Сан-Франциско», где показывает бездушие и равнодушие буржуазного общества.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Распад крестьянского быта и мира

Одним из произведений, где писатель поднимает философские проблемы, является животрепещущая повесть «Деревня». В ней противопоставляются два героя: Тихон и Кузьма. Несмотря на то что Тихон и Кузьма братья, эти образы противоположны. Автор неслучайно наделил своих персонажей разными качествами.

Это отражение действительности. Тихон – зажиточный крестьянин, кулак, а Кузьма – бедный крестьянин, который сам научился сочинять стихи и это у него неплохо получалось. Сюжет повести переносит читателя в начало ХХ века, когда в деревне люди голодали, превращаясь в нищих.

Но в этой деревни вдруг неожиданно появляются идеи революции и крестьяне, оборванные и голодные, оживают, слушая их. Но у бедных, безграмотных людей не хватает терпения вникать в политические нюансы, они очень скоро становятся равнодушными к происходящему.

Писатель с горечью пишет в повести о том, что эти крестьяне неспособны на решительные поступки. Они никак не мешают, и даже не делают попыток для того, чтобы помешать опустошению родного края, бедных деревень, позволяя своим равнодушием и бездеятельностью, разорять родные места.

Иван Алексеевич предполагает, что причина этого состоит в их несамостоятельности. Это можно услышать и от главного героя, который признается:

«Думать не умею, не научен»

Бунин показывает, что этот недостаток появился у крестьян из-за того, что долгое время в стране существовало крепостное право.

Судьба русского народа

Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба. Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне.

Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека. Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты.

Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня. Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе.

Особенно отчетливо это проявляется во время сбора урожая в саду, когда крепко и приятно пахнут антоновские яблоки.В такие времена любил и сам автор бродить в саду, слушая голоса мужиков, наблюдая за изменениями в природе. Любил писатель и ярмарки, когда начиналось веселье, играли мужики на гармошке, а бабы надевали красивые и яркие наряды.

В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян. И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

Любовь и одиночество у Бунина

Практически все произведения Ивана Алексеевича, которые были написаны в эмиграции, являются поэтическими. Любовь для него небольшой миг, который не может продолжаться вечность, поэтому автор в своих рассказах показывает, как она угасает под влиянием жизненных обстоятельств, или же по воле одного из персонажей.

Но тема ведёт читателя намного глубже — это одиночество. Оно прослеживается и чувствуется во многих произведениях. Вдали от родины, заграницей Бунин скучал по родным местам.

В рассказе Бунина «В Париже» рассказывается о том, что если вдали от родины и может вспыхнуть любовь, но она ненастоящая, так как два человека совершено одиноки.

Николай Платаныч, герой рассказа «В Париже» давно покинул родину, так как белый офицер не смог смириться с тем, что происходило на его родине. И вот здесь, вдали от родины, он случайно встречает прекрасную женщину. С Ольгой Александровной их многое связывает и объединяет.

Герои произведения разговаривают на одном языке, их взгляды на мир совпадают, оба они одиноки. Их души потянулись друг к другу. Вдали от России, от родины они влюбляются.

<\p>

Когда Николай Платаныч, главный герой, умирает внезапно и совсем неожиданно в метро, то Ольга Александровна возвращается в пустой и одинокий дом, где испытывает невероятную печаль, горечь утраты и пустоту в душе. Эта пустота теперь навсегда поселилась в ее душе, ведь утраченные ценности невозможно восполнить вдалеке от родного края.

Смысл жизни человека

Актуальность бунинских произведений заключается в том, что он поднимает вопросы нравственности. Это проблема его произведений касалась не только того общества и того времени, когда жил писатель, но и нашего, современного. Это одна из самых больших философских проблем, которая будет всегда стоять перед человеческим обществом.Безнравственность, по мнению великого писателя, появляется не сразу, и заметить это даже вначале невозможно. Но затем она разрастается и в какой-то переломный момент начинает порождать самые ужасные последствия. Безнравственность, разрастающаяся в обществе, бьёт по самим же людям, заставляя их страдать.Прекрасным подтверждением этого может быть известный рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско». Главный герой не думает о нравственности или о своем духовном развитии. Он мечтает лишь только об этом – разбогатеть. И этой цели он подчиняет всё. Много лет своей жизни он упорно работает, не развиваясь как личность. И вот, когда ему уже исполнилось 50 лет, он добивается материального благополучия, о котором всегда мечтал. Другой, более высокой цели, главный герой не ставит перед собой.Вместе со своей семьей, где нет любви и взаимопонимания, отправляется в далекое и долгое путешествие, которое оплачивает заранее. Посещая исторические памятники оказывается, что они ни ему, ни его семье неинтересны. Материальные ценности вытеснили интерес к прекрасному. Главный герой этого рассказа не имеет имени. Это Бунин нарочно не дает богатому миллионеру имя, показывая, что весь буржуазный мир состоит их вот таких бездушных его членов. В рассказе ярко и точно описывает и другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они так не веселятся, как это делают богачи, а основа их жизни – это труд. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на корабле из-за этого не останавливается. Не прекращается веселая и беззаботная жизнь даже тогда, когда умирает один из них. Миллионера без имени просто убирают подальше, чтобы его тело не мешало.Общество, где нет сочувствия, жалости, где люди не испытывают каких-либо чувств, где не знают прекрасных мгновений любви – это мертвое общество, у которого не может быть будущего, но ведь у них нет и настоящего. А весь мир, который построен на власти денег – это неживой мир, это искусственный образ жизни. Ведь даже у жены и дочери не вызывает сострадания смерть богатого миллионера, скорее этого сожаление об испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они появились на этот свет, и поэтому просто губят свою жизнь. Глубокий смысл человеческой жизни им недоступен.

Нравственные основы произведений Ивана Бунина никогда не устареют, поэтому его произведения всегда будут читаемы. Философские проблемы, которые показывает Иван Алексеевич в своих произведениях, были продолжены и другими писателями. Среди них и А. Куприн, и М.Булгаков, и Б.Пастернак. Все они показывали в своих произведениях и любовь, и верность, и честность. Ведь общество без этих важных нравственных категорий просто не сможет существовать.<\p>

Источник: https://gfom.ru/filosofskaya_problematika_proizvedeniy_bunina.php

16.Философская проблематика рассказов Бунина.Человек, природа,цивилизация в его рассказах

Произведения
И.А. Бунина наполнены философской
проблематикой. Основными вопросами,
волнующими писателя, были вопросы смерти
и любви, сущности этих явлений, их влияния
на человеческую жизнь.

В предреволюционное
десятилетие на первый план в творчестве
Ивана Бунина вышла проза, вобравшая в
себя органически присущий таланту
писателя лиризм. Это время создания
таких шедевров, как рассказы “Братья”,
“Господин из Сан-Франциско”, “Сны
Чанга”.

Историки
литературы считают, что эти произведения
стилистически и мировоззренчески тесно
связаны между собой, составляя вместе
своеобразную художественно-философскую
трилогию.

Наиболее глубоко
тема смерти раскрыта Буниным в его
рассказе «Человек из Сан-Франциско»
(1915). Кроме того, здесь писатель старается
ответить и на другие вопросы: в чем
счастье человека, каково его предназначение
на земле.

Главный герой
рассказа — господин из Сан-Франциско
– полон снобизма и самодовольства. Всю
жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив известных миллиардеров.
Наконец, ему кажется, что поставленная
цель близка, пора отдохнуть, пожить в
свое удовольствие – герой отправляется
в круиз на корабле «Атлантида».

Важно

Он ощущает себя
«хозяином» положения, но не тут-то было.
Бунин показывает, что деньги —
могущественная сила, но на них невозможно
купить счастье, благополучие, жизнь…
Богач умирает во время своего блистательного
путешествия, и оказывается, что мертвым
он уже никому не нужен. Обратно его,
всеми забытого и покинутого, перевозят
в трюме корабля.

Сколько раболепия
и преклонения видел этот человек при
жизни, столько же унижений испытало его
бренное тело после смерти. Бунин
показывает, сколь призрачна власть
денег в этом мире. И жалок человек,
делающий ставку на них.

Сотворив себе
кумиров, он стремится достичь того же
благосостояния. Вот, кажется, цель
достигнута, он на вершине, ради которой
много лет трудился, не покладая рук.

А
что сделал, что оставил потомкам? Даже
имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает,
что все люди, независимо от их состояния,
материального положения, равны перед
смертью. Именно она позволяет увидеть
истинную сущность человека. Загадочна
и таинственна смерть физическая, но еще
более страшна смерть духовная. Писатель
показывает, что такая смерть настигла
героя гораздо раньше, когда он посвятил
свою жизнь накоплению денег.

Рассказ “Сны
Чанга” является философским произведением
рубежа веков. В нем рассматриваются
такие вечные темы как любовь и счастье,
говорится о зыбкости счастья, построенного
только на любви, и вечности счастья,
основанного на верности и признательности.

Единственными
ценностями, уцелевшими в современном
мире, писатель считает любовь, красоту
и жизнь природы. Но и любовь бунинских
героев трагически окрашена и, как
правило, обречена («Грамматика любви»).
Тема соединения любви и смерти, сообщающего
предельную остроту и напряженность
любовному чувству, свойственна творчеству
Бунина до последних лет его писательской
жизни.

Проблема человека
и цивилизации в рассказе И.А. Бунина
“Господин из Сан-Франциско”. Горе
тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис
Иван Алексеевич Бунин — писатель тонкой
психологической характеристики, умеющий
детально вылепить персонаж или окружающую
обстановку. При несложном сюжете поражает
богатство мыслей, образов и символики,
которые присущи художнику. В своем
повествовании Бунин несуетлив и
обстоятелен. Кажется, весь окружающий
мир вмещается в его небольшое произведение.
Это происходит благодаря прекрасному
и четкому слогу писателя, тем деталям
и подробностям, которые он включает в
свое произведение. Рассказ «Господин
из Сан-Франциско» не служит исключением,
в нем писатель старается ответить на
интересующие его вопросы: в чем счастье
человека, его предназначение на земле?
Со скрытой иронией и сарказмом описывает
Бунин главного героя — господина из
Сан-Франциско, не удостаивая его даже
имени (не заслужил). Сам же господин
полон снобизма и самодовольства. Всю
жизнь он стремился к богатству, создав
себе кумиров, пытался достичь того же
благополучия, что и они. Наконец, ему
кажется, что поставленная цель близка,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие,
он «хозяин» положения, но не тут-то было.
Деньги — могущественная сила, но на них
невозможно купить счастье, благополучие,
жизнь. Собираясь путешествовать в Старый
Свет, господин из Сан-Франциско тщательно
разрабатывает маршрут; «люди, к которым
принадлежал он, имели обычай начинать
наслаждения жизнью с поездки в Европу,
в Индию, в Египет. Маршрут был выработан
господином из Сан-Франциско обширный.
В декабре и январе он надеялся наслаждаться
солнцем в Южной Италии, памятниками
древности, тарантеллой. Карнавал он
думал провести в Ницце, затем Монте-Карло,
Рим, Венеция, Париж и даже Япония».
Кажется, все учтено и выверено. Но
подводит погода. Она неподвластна
простому смертному. За деньги можно
попытаться не замечать ее неудобств,
но не всегда, и переезд на Капри явился
страшным испытанием. Утлый пароходик
едва справлялся с той стихией, которая
обрушилась на него. Господин из
Сан-Франциско считал, что все вокруг
создано лишь для того, чтобы ублажать
его персону, свято верил в могущество
«золотого тельца». «Он был довольно
щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и
поили его, с утра до вечера служили ему,
предупреждая его малейшее желание,
охраняли его чистоту и покой, таскали
его вещи, звали для него носильщиков,
доставляли его сундуки в гостиницы. Так
было всюду, так было в плавании, так
должно было быть и в Неаполе». Да,
богатство американского туриста, словно
волшебным ключом, открывало многие
двери, но не все. Оно не смогло продлить
ему жизнь, оно не оберегло его и после
смерти. Сколько раболепия и преклонения
видел этот человек при жизни, столько
же унижений испытало его бренное тело
после смерти. Бунин показывает, сколь
призрачна власть денег в этом мире. И
жалок человек, делающий ставку на них.
Сотворив себе кумиров, он стремится
достичь того же благосостояния. Вот,
кажется, цель достигнута, он на вершине,
ради которой много лет трудился не
покладая рук. А что сделал, что оставил
потомкам? Даже имени его никто не
запомнил.<\p>

Читайте также:  Подборка: сказки тургенева для детей

Источник: https://StudFiles.net/preview/2548887/page:7/

Творчество Бунина: основные темы и произведения, критика

Лишь в середине 50-х годов в советском государстве было издано первое (очень неполное) собрание сочинений И. А. Бунина в пяти томах. В середине 60-х годов вышло собрание в девяти томах. И. А.

Бунину посвящено несколько монографий, коллективных сборников, 84-й том «Литературного наследства» (1973), десятки диссертаций. В последние годы введены в научный оборот новые архивные материалы.

На конференциях, посвященных творчеству Бунина, все чаще обсуждаются проблемы, ранее не останавливавшие внимания. Бунина соотносят с А. Чеховым, Л. Толстым, М. Горьким. Не всегда удачно. Так, справедливые возражения вызвала книга В. Линкова «Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина» (М.

, 1990), где Бунина автор противопоставляет Л. Толстому и — шире — русскому классическому реализму. Еще более серьезные претензии высказаны С. Шешуновой («Вопросы литературы», 1993,№ 4) в адрес книги В. Лаврова «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции» (М.

, 1989), предельно упрощенного беллетристического повествования о Бунине, искажающего его взаимоотношения с писателями-эмигрантами. А вот книга Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1870— 1953», написанная за рубежом и изданная в Москве в 1994 году, весьма интересна.

Совет

Попытаемся выявить особенности Бунина-художника в постановке проблем, ставших для него главными: любовь и смерть, человек в мире природы, своеобразие русского национального характера.

Многие исследователи творчества Бунина отмечали как характерную особенность его поэтики сплетение светлых и темных сторон жизни, внутренних и внешних причин в объяснении ситуаций и явлений, связь социально-исторических событий с бытовой повседневностью. Противоречия действительности сочетались с противоречивостью бунинских оценок поведения людей, с неоднозначностью его отношения к народу.

Значительное место в творчестве Бунина занимала тема деревни. В произведениях на эту тему писатель акцентировал моменты духовного пробуждения своих героев. Некоторые его персонажи словоохотливы, другие молчаливы, замкнуты. Чаще всего их попытки понять себя безуспешны, возникшие у них вопросы и сомнения не получают ответа.

Да и сами вопросы порой лишь мерещатся. Высказывает свое недоумение старик в рассказе «Кукушка» (1898): «Правда, и без меня много народу останется, да ведь и то сказать: мне-то за что и пропадать. Тоже недаром небось мне определено было родиться на белый свет».

Внешне ничем не замечательный Сверчок («Сверчок», 1911) обосновывает необходимость цели в жизни по-своему: «Я вот спокон веку такой, неизвестно, в чем душа держится, а все тянулся, жил и еще бы столько же прожил, кабы было зачем».

Бунин не просто констатирует неразвитость, ограниченность мужиков, но и активное их нежелание жить осмысленно. Вспомним героя рассказа «Веселый двор» (1911), его «глухое раздражение».

Однако чаще Бунин наблюдает в людях из народа пусть неудавшиеся, но настойчивые попытки героев осознать себя, преодолеть чувство одиночества. Думается, что смысл рассказа о нелепых «подвигах» Захара Воробьева нельзя свести только к бессмысленной растрате душевных сил.

Не случайно ему «всем существом своим хотелось сделать что-нибудь из ряда вон выходящее он и сам чувствовал себя принадлежащим к какой-то иной породе, чем прочие люди».

Обратите внимание

Существенен и заключительный штрих в финале рассказа — готовность героя взять на себя вину за собственную смерть.

Ни один из изображенных Буниным героев, какие бы типичные, корневые черты в нем ни присутствовали, не представляется писателю главным, претендующим на центральное положение.

Если Захар Воробьев все рвался к чему-то необыкновенному, то персонаж рассказа «Забота» (1913) с искренней «благодарностью Богу» говорил о том, что за долгую жизнь («семой десяток живу») интересного ничего не было в ней.

И — опять же — не автор, а сам персонаж свидетельствует об этом.

Стремясь разобраться в собственной жизни, бунинские мужики поднимаются и к пониманию социального неравенства.

Не молчаливую покорность, а признание неправильности и неправедности общественных порядков обнаруживает писатель у своих героев.<\p>

До сих пор речь шла о рассказах Бунина 1890—1910 годов.

С более особой силой наблюдения писателя над народными характерами продемонстрированы в его повестях.

Обычно в работах о Бунине братьев Красовых из повести «Деревня» (1911) трактуют как выразителей разных типов национального характера — один кулак, другой правдоискатель. Достигший богатства Тихон «жизнь свою и теперь нередко называл каторгой, петлей, золотой клеткой».

Грустные выводы не исключали уважения к самому себе: «Значит была башка на плечах, если из нищего, едва умевшего читать мальчишки вышел не Тишка, а Тихон Ильич…» Автор подводит Тихона к осознанию того, насколько он одинок, как мало он знает даже о своей жене, как мало он задумывался о собственной жизни.

Важно

В ином ключе, но столь же самокритично думает о себе и Кузьма: «Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а все-таки живу и буду жить по-свинячьи». Его жизнь, бесспорно, более духовна, однако при подведении итогов он признает свое поражение.

Время от времени Кузьма обращался к себе с вопросами: «Для кого и для чего живет на свете этот худой и уже седой от голода и строгих дум мещанин А что дальше делать». Он не готов поставить точку: «…Жить еще хотелось — жить, ждать весны». Чем ближе к финалу, тем грустнее мысли героя.

Сопоставляя свою судьбу с жизнью брата, Кузьма уравнивает себя с ним: «Наша с тобой песенка спета. И никакие свечи нас не спасут».

В процессе художественного исследования характеров Бунин проверяет готовность (или неготовность) героев свои мысли хотя бы частично осуществлять на деле. Пожалуй, наиболее отчетливо это проявляется в ситуациях, когда зависимый человек вдруг оказывается непочтительным, грубым, позволяет себе дерзить хозяевам, тем, от кого зависит его кусок хлеба.

Вспомним старика-работника Тихона («от трынды слышу», — отвечает он на грубый окрик). С иронией автор пишет о Сером, который изменения жизни ожидает от Думы. Куда более развитого Кузьму заставляет самого провести параллель между собой и Серым: «Ах, ведь и он, подобно Серому, нищ, слабоволен, всю жизнь ждал каких-то счастливых дней для работы».

Анализ самосознания народа Бунин проводит как в повестях, так и в рассказах. Писатель отмечает не просто озлобленность, а осознанную ненависть к господам, готовую вылиться в жестокую расправу и даже в зверское убийство («Ночной разговор», 1911; «Сказка», 1913).

В структуре произведений существенна роль персонажей, пытающихся понять народные интересы, разобраться в сути крестьянского характера.

В восприятии крестьянской жизни эти герои-интеллигенты проявляют по меньшей мере наивность, рассуждая о заманчиво красивой судьбе мужика («Антоновские яблоки», 1900; «Мелитон», 1901).

Совет

В воспоминаниях рассказчика эти представления не корректируются, но подчеркнуто относятся к прошлому, незрелому взгляду юности.

Явное противостояние персонажей разных социальных групп в произведениях Бунина осознается в первую очередь крестьянами, тогда как герои-интеллигенты, как и у Толстого, готовы проявить искреннюю заинтересованность в судьбе народа.

Вспомним, как в рассказе «Сны» (1903) мужики не пожелали примириться даже с молчаливым присутствием постороннего слушателя — «не господское это дело мужицкие побаски слушать». Более подробно развита подобная ситуация в «Ночном разговоре» (1911), где писатель дает понять, чего стоят «увлечения» мужицкой жизнью недоучившегося гимназиста.

Автор лишь слегка комментирует («как он думал», «весь свой век думал бы») суждения героя, сомневаясь в их истинности. Основная часть рассказа — диалог крестьян, в котором и звучат воспоминания о расправах с помещиками, убийствах, так напугавших и обескураживших гимназиста.

<\p>

Раскрывая концепцию народного характера в творчестве Бунина, обращаем внимание на то, что обнаруживается авторское отношение в описаниях обстановки, кратких пейзажных зарисовках, выразительных эмоциональных деталях. К примеру, рассказ о Тихоне Красове постоянно сопровождается замечаниями о грязи и во всей Дурновке, и на дороге.

В том же плане воспринимается и символически хмурящееся небо, дождь, предгрозовая атмосфера в повествовании о Кузьме Красове. Вместе с тем рассказ о жизни жителей деревни со всей ее неустроенностью ведется писателем в подчеркнуто спокойном тоне, не обнаруживающем и тени сопереживания, даже если речь идет о крайней степени обнищания, трагедии одиночества.

Чем бесстрастнее звучит повествование о противостоянии героев жизненным невзгодам, молчаливом «несении своего креста», тем ярче высвечивается их душевная стойкость. В отдельных случаях читатель угадывает авторское отношение в иронической интонации, в обнаружении явной бессмысленности поведения персонажа.

Интересен при выявлении многообразных типов народного характера принцип неразвернутого сопоставления персонажей по их поведению и быту, по крепости здоровья, по реакции на жизненные невзгоды. Сравниваются люди, близкие по родственным отношениям, но далекие по душевному настрою.

Обратите внимание

Сравнения эти не преследуют задачи обнаружить сходство и различие, но глубже раскрывают человеческую индивидуальность, создают ощущение невозможности свести характеры к общему знаменателю, объяснить их лишь влиянием среды, обстоятельств.

<\p>

Смертью героя заканчиваются (или начинаются) многие произведения Бунина. При этом смерть — не расплата за счастье. В одних случаях она подчеркивает силу, необыкновенность счастливых мгновений жизни («Натали», 1941).

В других знаменует недолговечность счастья и вообще жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). В третьих важно само восприятие смерти героя повествователем («Сосны», 1901).

«Господин из Сан-Франциско» — один из самых мрачных рассказов Бунина. В нем нет любви, нет поэзии. Холодный анализ обнажает ситуацию. Всю жизнь работал господин, а теперь он, наконец, готов к тому, чтобы жить и наслаждаться. Но теперь-то его и настигает смерть. Иллюзорно счастье, купленное за деньги.

Писатель не делает попытки показать психологическое состояние господина, его мысли, чувства. Ю. Мальцев в своей книге на примере этого рассказа сопоставляет изображение смерти Буниным и Толстым. В «Смерти Ивана Ильича» Толстой дает своему герою возможность самому осознать свою жизнь, понять, что жил «не так», сознанием и новым чувством победить смерть.

Героя Бунина смерть настигает внезапно, нет процесса умирания и осознания. Нельзя примириться со смертью.<\p>

Мотив невозможности примирения со смертью человеческого разума переключается Буниным на постижение интуитивного восприятия жизни. Установка на интуицию, видимо, определила и выбор центрального персонажа в рассказе «Сны Чанга» (1916).

Жизненная позиция капитана дается в отраженной, но точно воспроизведенной формуле двух противоположных представлений о современном мире: «жизнь несказанно прекрасна и жизнь мыслима лишь для сумасшедших».

В финале рассказа антиномия снимается третьим вариантом правды, открывшимся после смерти капитана самому Чангу: «В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а какая она — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг».

Важно

На протяжении всего рассказа Бунин сохраняет ракурс – изображения через сны «старого пьяницы» Чанга. То, что недоступно озабоченному земными проблемами человеку, ощущает собака. Третья правда — это правда независимого от человека Божьего мира, природы, где жизнь и страдание, жизнь и смерть, жизнь и любовь нераздельны.

Анализируя бунинскую прозу, Ю. Мальцев много внимания уделяет категории памяти. Память соединяет «сон жизни» и «явь», жизнь и осознание жизни, далекое и близкое.

Памятью о России дышат все произведения Бунина, созданные в эмиграции. Тему России нельзя рассматривать в его творчестве как «одну из…

» Россия, русская природа, русский человек — стержень большого мира, его мира, унесенного с собой, в себе.

Некоторые критики в конце 80-х годов писали о книге «Окаянные дни» лишь как об отражении ненависти автора к большевистской власти. Значительно убедительнее оценка «Окаянных дней» в работе воронежского исследователя В. Акаткина («Филологические записки», 1993, № 1).

Он останавливает внимание на этимологии заглавия, толкуя — по Далю — «окаянство» как недостойную жизнь «во грехе».<\p>

В период эмиграции Бунин написал «Жизнь Арсеньева» (1927— 1939) и книгу рассказов «Темные аллеи» (1937—1944). Главная тема «Темных аллей» — любовь. Любовь — по Бунину — величайшее счастье и неизбежное страдание.

В любом варианте это — «дар богов». Подробно анализируя эту книгу, Ю. Мальцев прослеживает на многих примерах, как проявляется в рассказах авторское присутствие, в чем особенность взгляда Бунина на вопросы пола. Для Бунина, как и для В. Розанова, по утверждению Ю. Мальцева, — пол лишен греха.

Бунин не разделяет любовь на плотскую и духовную, плотская у него становится по-своему одухотворенной.

Совет

С интуитивного предчувствия героем счастья начинаются многие из рассказов в «Темных аллеях». Каждая ситуация здесь уникальна и в то же время узнаваема читателем по собственному опыту.

<\p>

Одно из замечательных произведений Бунина эмигрантского периода — «Освобождение Толстого» (1937). Бунин полемизировал с ленинской оценкой, с теми современниками, кому Толстой казался «устаревшим».

Осмысливая жизненный путь и «уход» Толстого, Бунин еще раз проверял и собственную концепцию жизни и смерти.

Источник: Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/tvorchestvo_bunina_osnovnye_temy_i_proizvedenija_kritika/23-1-0-1214

Проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина

В своем творчестве И. А. Бунин, чей литературный дар сформировался на рубеже ХIХ и ХХ веков, воспринял многие особенности того времени, но все же творчество Бунина сильно выделяется на фоне других авторов той эпохи. Недаром Гумилев сказал: «Все искания новой поэзии прошли мимо Бунина. Бунин — эпигон натурализма». В чем же феномен одного из величайших писателей нашего века?

На мой взгляд, особенность творчества Бунина — умение в самых обыденных бытовых сценах Находить свою изюминку что-то такое, мимо чего мы проходили неоднократно. Автор самыми разнообразными приемами, путем мягких штрихов и деталей, но тем не менее четко и ярко, доводит до нас свои впечатления.

«Продавленная недорогая кровать», «сырой, холодный чердак», «пыльный сундук» — этих характеристик вполне достаточно, чтобы перед нами возникли картины последних дней жизни капитана в рассказе «Сны Чанга»; особенно ярко эти черты проявились в пейзажах с разнообразными характеристиками цветов («…

Красновато желтело вечернее солнце…» («Солнечный удар»), звуков и даже запахов («…Чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза…» («Сосны»). Но, тем не менее, каждая черточка, любая мельчайшая деталь находятся именно на своем месте.

Таким образом, читая произведения, мы так бы чувствуем, ощущаем предметы, описанные автором. Лучше всего то выражено в рассказе «Антоновские яблоки», читая который, мы будто переносимся в атмосферу русской деревни.

Дополняют же наши впечатления портретные характеристики (губернатор был похож на «длинного и чистого покойника в белых штанах с золотыми лампасами, в шитом золотом мундире и треуголке…» («Деревня»), разнообразно используемые автором в большинстве его произведений.

Не менее интересна и другая особенность Бунина: сюжетная линия. Очень часто мы становимся свидетелями развязки в самом начале его произведения («Легкое дыхание»).

Нередко лишь несколько слов намекают читателю об этом, но этого уже достаточно. Мне кажется, что этот прием позволяет нам лучше разобраться в проблемах, поднятых в его произведениях.

Обратите внимание

Недосказанность сюжета привлекает читателя возможностью довести -рассказ до логического конца самим.

Но все же авторские приемы — это лишь средства для настоящего глубокого анализа проблем, поднимаемых автором.

Бунин, как и другие писатели, не мог пройти мимо таких вечных проблем человеческого бытия, как проблема любви, проблема смысла жизни, «жизненной правды» («Сны Чанга»). Так же много внимания уделяется красоте русской природы, которая оказывает сильное воздействие на чувствительную натуру Бунина.

Проблема смысла жизни, цели жизни поднимается во многих произведениях. Большинству героев Бунина, даже несмотря на их кажущуюся легкость, благополучие, приходится задумываться о своем существовании. Но очень часто эта мысль ужасна, и не многие способны достойно принять ее.

Остальные же, подобно капитану из рассказа «Сны Чанга», пытаются убить в себе жизнь, и жизнь убивает их. Во многих произведениях тема смысла жизни тесно переплетается с темой любви, особенно внимательно изучаемой автором. Быть может, любовь — это и есть цель всей жизни? Вспомним рассказ «В Париже» из цикла «Темные аллеи».

Обыденная встреча в маленьком кафе перевернула жизнь двух людей, И вот они счастливы. Разве не это было целью их жизни? Но он умирает, и цели больше у нее нет. Но справедливо ли это? Автор не дает ответа на этот вопрос, позволял читателю его выбирать. Иная ситуация возникает в рассказе «Таня».

Герои нашли друг друга, но он не способен изменить свою жизнь, и поэтому он не достоин Тани, простой прислуги в доме его родственницы. Она, как и Олеся у Куприна, понимает это, что и описано автором прекрасно и удивительно.

Важно

Среди других тем творчества хотелось бы выделить также социально- философскую тему. Например, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор широко выступает против «механических», бездумных людей, всю свою жизнь отдавших погоне за золотым тельцом, за лжеценностями. Автор призывает людей вспомнить, что они — люди.

Мы рассмотрели лишь немногие черты творчества И.А.Бунина, немногие черты огромного творческого наследия, оставленного нам автором. Но познать все творчество такого автора — невозможно.

похожие материалы

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/bunin/314-hudozhestvennyeosobennosti.html

Бунин и Куприн. “Философская проблематика произведений Бунина и Куприна”

“Человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет, или они существуют лишь в зачатке” (Э. М. Ремарк “Цитаты и афоризмы).

Тема: “Философская проблематика произведений БунинА и КупринА”

Серебряный век подарил миру таких известных писателей новой вехи реализма, как Бунин и Куприн. Их произведения отличаются изяществом, но вместе с тем, они отражают истинную жизнь, чувства и переживания героев.

Философские основы, лежащие в основе многих произведений этих авторов, никогда морально не устареют. В том числе и такая философская категория, как любовь.

Рассмотрим подробнее, как это чувство описывали писатели в своих романах? А также, каким образом они выражали свое отношение к нравственности и доброте, служению людям и верности философским принципам?

Произведение “Олеся” КупринА явилось одним из самых удачных в его творчестве. В центре повествования стоит человек, с его мыслями о смысле жизни, которые перемешиваются с холстами захолустья, а также недобрыми нравами перебродских крестьян. Писатель вводит своего читателя в весьма злой мир.

Это деревенский быт, который сдобрен невежеством, хамством, грубостью и пьянством. Это мир не думающих людей, а индивидов, пытающихся выжить в столь суровых условиях действительности. Но писатель не ввергает читателя в ужас, ибо рассмотренному миру он противопоставляет гармонию и красоту, а также истинную любовь.

Что такое любовь в понимании КупринА? Писатель с уверенностью говорит о том, что в любви проявляется человек, его мировосприятие и характер. Именно благодаря этому волшебному чувству, которое включает в себя множество иных философских подкатегорий (нравственность, жертвенность, привязанность к ближнему), человек становится лучше.

Конечно, это не относится ко всем людям! Нет, нет! Мы помним “Евгения Онегина”, где любовь Татьяны не смогла изменить главного героя! Можно привести сотни примеров, тем не менее, любовь лечит уставшую и грешную душу.

Совет

Автор в “Олесе” становится продолжателем гуманитарной миссии русской литературы и ярым сторонником исцеляющего свойства любви! Именно в этом смысл философского начала его произведений.

Рассуждая о таком творце слова, как Бунин, поневоле вспоминаются его “Темные аллеи”. Несмотря на то, что это произведение трудно отнести в разряд известнейших и популярнейших среди обычного читателя, тем не менее, оно прекрасно. Бунин – это тот писатель (по мнению автора сочинения), которому свойственно лаконичность изложения и отсутствие сложных форм.

Такие формы, например, есть Достоевского, поэтому его так сложно читать. “Темные аллеи” можно свести к двум составляющим: это сцена узнавания друг друга и поток сожаления о несбывшейся любви, счастье, а также обо всей жизни. Герой – это человек условностей. Ему диктует их общество, поэтому в конце он сожалеет о том поцелуе женщине, которую когда то любил.

Отказавшись от нее, он поверг себя в пучину серости и непреходящей тоски, сам того не подозревая и не понимая. Иллюзии – это то, чем живет большинство современных людей. Не подозревая и не понимая сути происходящего, мы всю жизнь что-то ищем, не находя сего, становимся философами. Одно только утешает: наш опыт поможет нашим детям.

А что же главная героиня в “Темных аллеях”? Она почти не пострела, а ведь прошло много лет..
Она любила и ждала, но ее нравственная страсть осталась на неизменном уровне. Он не посмела осудить этого мужчину даже для самой себя. Эта любовь, которая живет в ее сердце, просто потрясает воображение. Скажем больше: она непонятна для многих читателей.

Особенно, для современных молодых людей и девушек. Тем не менее, она была и есть, поскольку философские категории, никогда не уйдут в небытие.

Бунин и Куприн. “Философская проблематика произведений Бунина и Куприна”

Источник: https://home-task.com/bunin-i-kuprin-filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina-i-kuprina/

Философские проблемы в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Господин из Сан-Франциско»)

«Господин из Сан-Франциско»)

проблемы человеческого бытия.

«Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе смерть представлена как одно из важных событий, определяющих истинную цену личности. Философские проблемы смысла жизни, истинных и мнимых ценностей являются главными в этом произведении.

Писатель размышляет не только о судьбе отдельного человека, но и о судьбах человечества, стоящего, по его мнению, на краю гибели. Рассказ написан в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война и налицо был кризис цивилизации. Символично в рассказе то, что корабль, на котором путешествует главный герой, называется «Атлантида».

Атлантида – легендарный затонувший остров, который не выдержал разбушевавшейся стихии и стал символом погибшей цивилизации.

«Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода, – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. Но плывущие на корабле люди не замечают скрытой угрозы, которую таит в себе стихия, не слышат воя ветра, который заглушает музыка. Они свято верят в своего идола – капитана.

Корабль – модель западной буржуазной цивилизации. Его трюмы и палубы – слои этого общества. Верхние этажи напоминают «громадный отель со всеми удобствами», здесь находятся люди, стоящие на верхушке социальной лестницы, люди, достигшие полного благополучия.

Обратите внимание

Бунин обращает внимание на размеренность этой жизни, где все подчинено строгому распорядку. Автор подчеркивает, что эти люди, хозяева жизни, уже лишились своей индивидуальности. Все, что они делают во время путешествия, – это развлекаются и ждут обеда или ужина.

Со стороны это выглядит ненатурально и неестественно. Здесь нет места искренним чувствам. Даже влюбленная пара оказывается нанятой Ллойдом для того, чтобы «играть в любовь за хорошие деньги». Это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. Но есть и ад.

Этот ад – «подводная утроба» корабля, которую Бунин сравнивает с преисподней. Там трудятся простые люди, от которых зависит благополучие тех, кто наверху ведет беспечную и безмятежную жизнь.

Ярким представителем буржуазной цивилизации в рассказе является господин из Сан-Франциско. Герой назван просто господином, потому что именно в ртом его суть. По крайней мере, он сам считает себя господином и упивается своим положением. Он достиг всего, к чему стремился: богатств, власти.

Теперь он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать в Старый Свет, может пользоваться всеми благами жизни. Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, крепкая лысая голова сравнивается со «старой слоновой костью».

В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее. } Но вот наступает кульминация рассказа, господин из Сан-Франциско умирает. Вряд ли этот хозяин жизни рассчитывал так скоро покинуть грешную землю.

Смерть его выглядит «нелогичной», выбивающейся из общего размеренного порядка вещей, но ведь для нее нет ни социальных, ни материальных различий.

И самое страшное, что человеческое начинает проявляться в нем только перед смертью. «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, – его больше не было, – а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть».

Важно

Смерть резко меняет отношение к нему окружающих: труп должны срочно убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, даже гроб предоставить не могут – только ящик из-под содовой, а прислуга, трепетавшая перед живым, смеется над мертвым. Таким образом, могущество господина оказалось мнимым, призрачным.

В погоне за материальными ценностями он забыл о ценностях истинных, духовных, а поэтому он был забыт сразу же после смерти. Это то, что называют воздаянием по заслугам. Господин из Сан-Франциско заслужил только забвение.

«грубо» доказывает свое всесилие. Но люди продолжают свое беспечное, бездумное существование, быстро возвращаются к «миру и покою». Их души не может пробудить к жизни пример одного из них. Проблема рассказа выходит за рамки частного случая.

Концовка его связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех людей, прошлых и будущих пассажиров корабля под мифическим и трагическим названием «Атлантида». Челов вынуждено преодолевать «тяжкий» путь «мрака, океана, вьюги». Только наивным, простым, как доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям», к высшим духовным ценностям.

Носителями же истинных ценностей являются абруццкие горцы и старик Лоренцо. Лоренцо – лодочник, «беззаботный гуляка и красавец». Он, вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско, посвящено лишь несколько строк, однако в отличие от господина он имеет звучное имя. Лоренцо знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам.

С «царственной он глядит вокруг, радуясь жизни, рисуясь своими лохмотьями. Живописный бедняк Лоренцо остается вечно жить на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни, как только он умер.

и есть истинные ценности жизни.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/7/6532.htm

Бунин и Куприн. «Философская проблематика произведений Бунина и Куприна»

«Человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет, или они существуют лишь в зачатке» (Э.М. Ремарк «Цитаты и афоризмы).

Тема: «Философская проблематика произведений Бунина и Куприна»

Серебряный век подарил миру таких известных писателей новой вехи реализма, как Бунин и Куприн. Их произведения отличаются изяществом, но вместе с тем, они отражают истинную жизнь, чувства и переживания героев.

Философские основы, лежащие в основе многих произведений этих авторов, никогда морально не устареют. В том числе и такая философская категория, как любовь.

Рассмотрим подробнее, как это чувство описывали писатели в своих романах? А также, каким образом они выражали свое отношение к нравственности и доброте, служению людям и верности философским принципам?

Совет

Произведение «Олеся» Куприна явилось одним из самых удачных в его творчестве. В центре повествования стоит человек, с его мыслями о смысле жизни, которые перемешиваются с холстами захолустья, а также недобрыми нравами перебродских крестьян. Писатель вводит своего читателя в весьма злой мир.

Это деревенский быт, который сдобрен невежеством, хамством, грубостью и пьянством. Это мир не думающих людей, а индивидов, пытающихся выжить в столь суровых условиях действительности. Но писатель не ввергает читателя в ужас, ибо рассмотренному миру он противопоставляет гармонию и красоту, а также истинную любовь.

Что такое любовь в понимании Куприна? Писатель с уверенностью говорит о том, что в любви проявляется человек, его мировосприятие и характер. Именно благодаря этому волшебному чувству, которое включает в себя множество иных философских подкатегорий (нравственность, жертвенность, привязанность к ближнему), человек становится лучше.

Конечно, это не относится ко всем людям! Нет, нет! Мы помним «Евгения Онегина», где любовь Татьяны не смогла изменить главного героя! Можно привести сотни примеров, тем не менее, любовь лечит уставшую и грешную душу.

Автор в «Олесе» становится продолжателем гуманитарной миссии русской литературы и ярым сторонником исцеляющего свойства любви! Именно в этом смысл философского начала его произведений.<\p>

Рассуждая о таком творце слова, как Бунин, поневоле вспоминаются его «Темные аллеи».

Несмотря на то, что это произведение трудно отнести в разряд известнейших и популярнейших среди обычного читателя, тем не менее, оно прекрасно. Бунин – это тот писатель (по мнению автора сочинения), которому свойственно лаконичность изложения и отсутствие сложных форм. Такие формы, например, есть Достоевского, поэтому его так сложно читать.

«Темные аллеи» можно свести к двум составляющим: это сцена узнавания друг друга и поток сожаления о несбывшейся любви, счастье, а также обо всей жизни. Герой – это человек условностей. Ему диктует их общество, поэтому в конце он сожалеет о том поцелуе женщине, которую когда то любил.

Отказавшись от нее, он поверг себя в пучину серости и непреходящей тоски, сам того не подозревая и не понимая. Иллюзии – это то, чем живет большинство современных людей. Не подозревая и не понимая сути происходящего, мы всю жизнь что-то ищем, не находя сего, становимся философами. Одно только утешает: наш опыт поможет нашим детям.

Обратите внимание

А что же главная героиня в «Темных аллеях»? Она почти не пострела, а ведь прошло много лет..
Она любила и ждала, но ее нравственная страсть осталась на неизменном уровне. Он не посмела осудить этого мужчину даже для самой себя. Эта любовь, которая живет в ее сердце, просто потрясает воображение. Скажем больше: она непонятна для многих читателей. Особенно, для современных молодых людей и девушек. Тем не менее, она была и есть, поскольку философские категории, никогда не уйдут в небытие.

Источник: https://online-urok.ru/bunin-i-kuprin-filosofskaya-problematika-proizvedeniy-bunina-i-kuprina/

Основные темы и особенности творчества Бунина

26.11.2015<\p>

Оглавление:

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодня
невозможно представить отечественную литературу. Он — первый российский
обладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежом
российских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало.

А зря, ведь в его
произведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любители
красивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчины
оценят поэтическое наследие Бунина.

Особенно стихотворение, в котором автор, тоскуя по любимой ушедшей от него
женщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокие
пьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях!
Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида… Бунин — действительно замечательный писатель,
за книги которого стоит браться чаще.<\p>

Особенности творчества Бунина делают его универсальным
писателем, который может быть близок любому — зрелому читателю и юноше.

О чем писал бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколько
этапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода его
жизни:<\p>

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное время
автора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина — одна из основных. Уже
самые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, ярко
отображают знакомый ему деревенский быт. В 1890-х он пишет стихотворения
«Родина» и «Родине».

В первом из них Россия выведена как нищая крестьянка, которую
злопыхатели укоряют за простоту. Обе работы написаны, безусловно, человеком,
которого можно назвать патриотом.<\p>

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной и нищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени.

В начале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.<\p>

Важно

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунин
потратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощь
писателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам.

И в этом тоже
можно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира и успеха остался верен своему народу.

Видео об особенностях творчества Бунина

Родина для Бунина — это не только люди, но и природа.
Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет.
Природа, место человека в ней — это вечные темы творчества Бунина.

Живой мир
русского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почти
голых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве — блестки растаявшего
мороза… вдали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко,
неизъяснимо-прекрасно краснеют клены».

<\p>

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотя
после эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, во время Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграции
тема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха.

Автор неустанно
размышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красного
террора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны.
Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, и ставил перед собой вопрос: а найдут ли место в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящие
своего.<\p>

Концепция любви в творчестве Бунина

Немало место занимает и концепция любви в творчестве
Бунина. В двадцатые годы он написал один из самых известных своих рассказов «Дело
корнета Елагина». В нем он вспоминает свои собственные переживания и чувства к
В. В. Пащенко. По сюжету, главный герой влюбляется в актрису.

Эта любовь приносит
ему много мучений, и именно через нее в Елагине происходит «жуткий расцвет…
первая месса пола». Отношения Бунина и Пащенко были такими же трудными. Дочь
елецкого лекаря первой призналась ему в любви, но потом стала неуверенной в своих чувствах и почти не отвечала будущему знаменитому писателю взаимностью.

Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал свою
неудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.<\p>

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности.

Совет

Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают к ней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да и им самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и не дают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам.
И это — закономерность.

Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.<\p> Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своем
очерке высказала мысль, что любовь по Бунину — это некий напряженный момент
бытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи.

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора — противоположность смерти. К такому
выводу он приходит в середине 1920-х годов.

А впоследствии, в конце 1930−1940-х
годов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина.
Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина.

С одной стороны — тяга к любви, с другой — восприятие смерти, как логического завершения всех
противоречий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы.<\p>

Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать и
биографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизни
в России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писатель
родился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми,
часто засиживался у них дома.<\p>

Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потом
занимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу. Его непростые
отношения с Варварой Пащенко начали складываться в период его работы
корректором в газете «Орловский вестник». Из этой любви ничего не вышло. Его женой впоследствии стала дочь
революционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни.
Брак был недолгим и несчастливым.<\p>

После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. В городе несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийские
войска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы. Приход последних
Бунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале
1920 года, уехал во Францию. Там он много помогал эмигрантам, выступал с лекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.<\p>

В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятать
евреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейского
народа.<\p>

Эмиграцию считают самым плодотворным периодом творчества
писателя. Именно там, переживая за страну и ее будущее, он написал лучшие свои
произведения: «Митину любовь», цикл рассказов «Темные аллеи», «Жизнь
Арсеньева». До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохе
забвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему у отечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с его
удивительным даром.

Бунин часто получал различные литературные премии.
Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.<\p>

Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто в его работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первые
творческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект его
интересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистические
изменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классической
русской литературы.<\p>

Источник: https://nazvania.net/osnovnye-temy-i-osobennosti-tvorchestva-bunina_14330

Ссылка на основную публикацию